Об утверждении "положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах". Нормативный срок эксплуатации Продлить эксплуатационный срок изделия и

Название документа: Об утверждении Методических указаний о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации, в горнорудной промышленности
Номер документа: 66
Вид документа: Постановление Госгортехнадзора России
Принявший орган: Госгортехнадзор России
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 120/1, 21.06.2003 (специальный выпуск)

Официальное издание, Серия 06. Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в горнорудной промышленности. Выпуск 2. - М.: ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", 2003 год

Дата принятия: 05 июня 2003
Дата начала действия: 02 июля 2003

Об утверждении Методических указаний о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Госгортехнадзор России

постановляет:

1. Утвердить Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности*.
_______________
* Госгортехнадзором "Методическим указаниям о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горнорудной промышленности" присвоено обозначение РД 06-565-03. - Примечание изготовителя базы данных.

2. Направить Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности для регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации.

Начальник
Госгортехнадзора России
В.Кульечев


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июня 2003 года,
регистрационный N 4687



Электронный текст постановления
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Российская газета",
N 120/1, 21.06.2003
(специальный выпуск)

Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горно-рудной промышленности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений
с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горнорудной промышленности

____________________________________________________________________
Внимание! Электронный текст Методических указаний приводится в редакции, опубликованной в официальном издании ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность" - разъяснение см. в ярлыке "Примечания".
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

I. Введение

1. Методические указания о порядке продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации в горнорудной промышленности (далее - Указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588); постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст.1489) и , утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.2002 N 43 , зарегистрированным Минюстом России 05.08.2002, N 3665.

2. Указания предназначены для специалистов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты горнорудной промышленности, и экспертных организаций в целях определения технического состояния и принятия решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации (экспертизы промышленной безопасности) технических устройств, оборудования (далее - технические устройства), зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.

3. Указания распространяются на все технические устройства как отечественного, так и иностранного производства, применяемые на опасных производственных объектах горнорудной промышленности.

4. Указания устанавливают порядок проведения экспертизы и разработки программы работ, определяют объем, методы и критерии технического состояния, условия и срок дальнейшей эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений, необходимость проведения их ремонта или модернизации.

5. Указания определяют требования к организациям и квалификации специалистов, проводящих экспертизу промышленной безопасности.

II. Общие требования

6. По достижении установленного срока эксплуатации дальнейшее использование технических устройств, зданий и сооружений без проведения работ (экспертизы) по продлению срока безопасной эксплуатации не допускается [п.5 Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) ].

7. Нормативные сроки службы технических устройств, зданий и сооружений устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектно-конструкторской документации. В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации расчетные (предельные) сроки устанавливаются в порядке, определяемом Госгортехнадзором России [п.8 Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) ].

8. Работу по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации (далее - экспертиза) технических устройств, зданий и сооружений необходимо планировать таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации.

9. Экспертизу технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации проводит экспертная организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, часть I, ст.3430) и ст.13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" .

Экспертная организация должна иметь:

необходимую для проведения обследования нормативно-техническую, приборную и инструментальную базу;

аттестованных в установленном порядке экспертов, в том числе на право выполнения расчетов остаточного срока эксплуатации, для которых работа в экспертной организации является основной.

Экспертная организация может привлекать по договору для проведения работ по техническому диагностированию аттестованные испытательные и аналитические лаборатории неразрушающего контроля.

10. При наличии организационно-технических возможностей (аттестованные лаборатории, необходимый технический персонал) отдельные работы по контролю за техническим состоянием технических устройств, зданий и сооружений, по согласованию с экспертной организацией, могут выполняться эксплуатирующей организацией, что должно быть отражено в программе работ по продлению срока безопасной эксплуатации.

11. По результатам экспертизы принимается одно из решений:

продолжение эксплуатации на установленных параметрах;

продолжение эксплуатации с ограничением параметров;

ремонт;

доработка (реконструкция);

использование по иному назначению;

вывод из эксплуатации.

12. Период, на который может быть продлен срок эксплуатации, устанавливается исходя из результатов проведения экспертизы промышленной безопасности и определяется остаточным ресурсом.

В зависимости от технического состояния, конструкции, условий эксплуатации и с учетом требований нормативных документов продление срока эксплуатации может проводиться поэтапно, в пределах остаточного ресурса или на весь срок остаточного ресурса.

III. Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств

13. Экспертиза промышленной безопасности для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений проводится в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98) , утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.98 N 64 , зарегистрованным Минюстом России от 08.12.98, регистрационный N 1656, и Положением о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02) на основании:

заявки (технического задания) на проведение экспертизы (приложение 1) при выработке техническими устройствами, зданиями и сооружениями нормативного срока эксплуатации;

требования Госгортехнадзора России или его территориального органа в случае стихийного бедствия, пожара, аварии с повреждением или разрушением отдельных частей технических устройств, несущих конструкций зданий и сооружений.

14. Порядок продления сроков безопасной эксплуатации включает следующие этапы:

рассмотрение заявки (технического задания);

разработку, согласование и утверждение программы работ по обследованию;

выполнение работ по обследованию;

анализ полученной информации;

выдачу заключения с предложениями о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений и при необходимости плана корректирующих мероприятий;

утверждение заключения экспертизы;

подготовку, согласование, принятие и утверждение решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации);

проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных в заключении экспертизы промышленной безопасности;

контроль выполнения корректирующих мероприятий.

15. На основании изучения технического задания и объекта обследования экспертной организацией должна быть составлена Программа работ по обследованию, согласованная с руководителем эксплуатирующей организации (приложение 2).

16. Программа работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений (программа обследования) должна предусматривать:

подбор необходимых нормативных и организационно-методических документов, согласованных или утвержденных Госгортехнадзором России;

сбор, анализ и обобщение информации о надежности применяемых технических устройств и сооружений, подлежащих экспертизе, или, в случае отсутствия информации, сравнение с их аналогами, в том числе зарубежными;

составление ведомости с перечнем узлов и составных частей, подлежащих обследованию, в том числе техническому диагностированию;

составление календарного плана (графика проведения экспертизы);

разработка и утверждение, заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам выполненных работ с выводами (предложениями) о возможности продления срока безопасной эксплуатации;

составление при необходимости плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на продлеваемый период.

Эксплуатирующая организация в ходе проведения обследования должна дополнить недостающую техническую документацию в соответствии с требованиями настоящих Указаний.

17. Перед проведением экспертизы эксплуатирующая организация издает приказ о проведении работ по обследованию технических устройств.

В приказе назначаются представители эксплуатирующей организации, участвующие в работе и обеспечивающие работу экспертной комиссии, сроки вывода из эксплуатации технических устройств, подлежащих обследованию, указываются мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

Выполнение работ по проведению обследования осуществляется по наряду-допуску, оформляемому эксплуатирующей организацией, программой обследования технического устройства, здания или сооружения, и проекту организации работ (ПОР), утвержденному руководителем экспертной организации.

18. В объем экспертизы может входить частичное или полное обследование, определяемое руководителем эксплуатирующей организации в зависимости от фактического состояния обследуемого объекта, существующей системы технического обслуживания, ремонта и степени загрузки.

Частичное обследование объекта (технического устройства, здания, сооружения) допускается проводить при условии соблюдения графиков и регламента ремонтов, отсутствия аварийности и травматизма при эксплуатации обследуемого объекта. При частичном обследовании проверяются средства безопасности, основные узлы и базовые детали. Укрупненная блок-схема проведения обследований приведена в приложении 3.

19. Эксплуатирующая организация должна представить экспертной комиссии следующую документацию:

паспорт технического устройства, здания, сооружения;

техническую документацию на механическое и электрическое оборудование;

комплект чертежей с указанием всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект;

монтажный и ремонтный формуляры с информацией о проведенных заменах и модернизациях;

технический журнал по эксплуатации;

акты расследования аварий (инцидентов) и отклонений от технологических параметров, влияющих на условия эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений за весь период эксплуатации;

материалы о ранее проведенных экспертизах промышленной безопасности;

акты результатов проведенных осмотров;

материалы обследования и испытаний сосудов, работающих под давлением;

материалы геодезических (маркшейдерских) съемок;

другие документы по запросу комиссии, позволяющие получить более полную информацию о состоянии технического устройства, здания или сооружения.

20. При обследовании проводятся:

анализ эксплуатационной, конструкторской (проектной) и ремонтной документации;

проверка комплектности, правильности и соответствия использования технических устройств, зданий, сооружений;

выявление не согласованных с заводом-изготовителем изменений в конструкции;

внешний осмотр с целью анализа общего состояния;

проверка качества соединений элементов (сварных, болтовых, шарнирных, заклепочных и т.д.);

оценка коррозии, износа и других дефектов;

измерение деформаций элементов;

неразрушающий контроль;

проверка состояния электрооборудования на электробезопасность.

При необходимости могут проводиться:

отбор образцов для проведения лабораторных исследований;

определение механических характеристик;

исследование напряженно-деформированного состояния, выявление концентраторов напряжений и установление критериев предельного состояния;

металлографические исследования;

определение химического состава материалов;

испытания на прочность и другие виды испытаний.

21. Проверка состояния электрооборудования должна включать:

оценку соответствия установленного электрооборудования проектной документации;

внешний осмотр и проведение измерений, необходимых для анализа электробезопасности работы электрооборудования;

контрольную проверку работоспособности электрооборудования, заключающуюся в проверке правильности функционирования всех механизмов согласно электросхемам (переключений командоаппаратов, обеспечения плавности пуска и остановки электроприводов, безотказности включения-отключения приводов механизмов и т.д.);

срабатывание защит и блокировок;

проверку сопротивления изоляции;

проверку сопротивления заземления и т.д.

22. При проведении экспертизы, независимо от вида, обследованию должны быть подвергнуты базовые детали и узлы, средства ограждения и приборы безопасности.

23. Сменное оборудование (зубья, ковши, гусеничные звенья, буровой инструмент, штанги, транспортерная лента, ролики конвейеров, футеровка, брони дробилок и мельниц, канаты, за исключением канатов подъемных машин, шины и т.д.) обследованию не подлежит, но его состояние может приниматься во внимание при оценке общего технического состояния обследуемого объекта.

24. Базовые, несущие и опорные конструкции технических устройств подвергаются проверке методами неразрушающего контроля или в случае невозможности лабораторным исследованиям отобранных образцов.

25. Обследование зданий и сооружений.

Общей целью обследования технического состояния конструкций зданий и сооружений на опасных производственных объектах является выявление степени их фактического износа и работоспособности, а также выявление факторов, оказывающих влияние на их безопасную эксплуатацию.

Для обеспечения эффективной и независимой экспертизы в обследовании должны участвовать специалисты по расчету строительных конструкций, в том числе имеющие опыт проектирования аналогичных сооружений.

26. Обследование конструкций зданий и сооружений на опасных производственных объектах должно включать:

изучение проектной и исполнительной документации;

изучение материалов проводившихся ранее работ по обследованию, ремонту и т.п.;

изучение особенностей эксплуатационного, климатического и горно-гидрогеологического состояния системы "сооружение - эксплуатационная среда - окружающая среда";

изучение фактических нагрузок и эксплуатационных воздействий на строительные конструкции, сооружения;

изучение степени агрессивности окружающей среды (грунтов, грунтовых и технических вод, натечных образований и пр.);

изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций, сооружений;

изучение температурно-влажностного режима эксплуатации конструкций и сооружений;

изучение вентиляционного режима сооружений;

наружный и внутренний осмотр объекта;

обмерные работы с целью определения соответствия фактического положения конструкций зданий и сооружений проектному;

расчеты несущей способности конструкций с учетом выявленных дефектов и повреждений;

расчеты величины прогибов и деформаций конструкций, сооружений;

расчеты величины раскрытия трещин, выявления причин их возникновения и наблюдения за динамикой их развития;

определение крена (искривления) и осадки высотных инженерных сооружений;

определение состояния вторичной защиты конструкций, сооружений в случае, когда она имеется в наличии (гидроизоляция, защитные покрытия и т.п.);

определение физико-механических и физико-химических параметров материалов несущих и ограждающих конструкций неразрушающими методами непосредственно на объекте и путем лабораторных испытаний;

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Технические устройства – машины, оборудование, механизмы, применяемые на опасных производственных объектах, имеют ограниченный срок безопасной эксплуатации. Для его продления устройство должно пройти экспертизу промышленной безопасности. Как организовать эту процедуру, расскажем в статье.

Как продлить срок эксплуатации технического устройства

Сейчас многие эксперты придерживаются мнения, что продлевать срок безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасном производственном объекте (далее - ОПО) не требуется. Потому что приказ Минприроды России от 8 апреля 2014 г. № 173 отменил действие Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 195 .

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, то экспертизу промбезопасности проводят:

  • до начала применения на ОПО;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки, установленных его производителем;
  • если фактический срок его службы превышает 20 лет, при этом в документах на устройство нет информации о сроке службы;
  • после изменения конструкции, замены материала несущих элементов устройства, восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО.

Как провести экспертизу промышленной безопасности

При постановке вопроса о проведении экспертизы промбезопасности технического устройства следует руководствоваться нормативными документами в следующем порядке:

  1. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 «О принятии технического регламента Таможенного союза “О безопасности машин и оборудования”».
  2. Федеральные нормы и правила в области промбезопасности, указанные в Перечне , утвержденном приказом Ростехнадзора от 13 января 2015 г. № 5 .

Смотрите вебинар на тему "Управление охраной труда на предприятии":

Экспертизу промбезопасности проводит организация, имеющая лицензию на данный вид работ. Объем, состав и характер экспертизы зависят от типа технического устройства, его фактического состояния и технологии применения. Например, при экспертизе подъемных сооружений должны быть выполнены следующие работы:

  • проведено полное техническое освидетельствование;
  • оценено качество завершенного монтажа, ремонта, реконструкции;
  • оценена комплектность и работоспособность системы управления, указателей, ограничителей и регистраторов;
  • проверена комплектность и качество болтовых соединений;
  • подтверждено качество ремонта, реконструкции подъемного сооружения, либо указано на приостановку его эксплуатации и отправку на исправление отмеченных несоответствий, либо разрешена дальнейшая эксплуатация со снижением показателей назначения (например, грузоподъемности, скоростей механизмов).

Предупреждает

Евгения БАРАНОВА,

генеральный директор Института повышения квалификации «ПРОФЕССИОНАЛ», ООО ЭКЦ «Промышленная Безопасность» (Москва)

Средняя стоимость экспертизы промышленной безопасности - 100 000 рублей. Сюда входит зарплата экспертов, командировочные расходы, обслуживание приборов. Сильно заниженная цена услуги - повод насторожиться. Скорее всего, ее предлагает недобросовестная организация, которая не проводит процедуру должным образом. Заключение такой экспертизы будет недействительным, и проблемы всплывут при первой же проверке Ростехнадзора.

На какой срок можно продлить эксплуатацию технического устройства

По результатам экспертизы промбезопасности оформляют заключение, которое подписывает руководитель организации, проводившей экспертизу, и эксперт по промбезопасности, участвовавший в проведении процедуры. Именно в этом документе устанавливается срок продления эксплуатации технического устройства. Таким образом, этот срок ограничен только сроком действия результатов экспертизы промбезопасности.

Заключение экспертизы промбезопасности нужно представить в Ростехнадзор. Его внесут в реестр заключений. Только после этого результаты экспертизы вступают в силу, то есть техническое устройство можно эксплуатировать.

Применять техническое устройство с истекшим сроком эксплуатации нельзя. Ведь никто не гарантирует безопасность его работы, и работодателя могут наказать штрафом:

В жизни и работе нередко приходится встречать термины, с которыми никогда раньше не сталкивался. Одни из них спокойно можно оставить без внимания, а другие приходится изучать, поскольку некоторые процессы без них практически невозможно представить. Зачастую это касается и такого термина, как «срок эксплуатации». Он может иметь отношение как к сложному строительному оборудованию или автомобилям, так и к обычным бытовым приборам, например утюгу или фену. Но чаще всего получить информацию о своем имуществе требуется именно владельцам бизнеса или исполнителям тех или иных заказов. Именно для них представленная ниже информация будет наиболее полезной.

Что такое срок эксплуатации?

Начнем с простого. Что такое эксплуатация? Это использование того или иного объекта по назначению. Если это автомобиль, то на нем преодолевают расстояния. Если компьютер, то на нем выполняются различные вычислительные работы. Если же речь идет о строительных конструкциях, то их задача - выдерживать определенную физическую нагрузку в течение определенного времени. Этот период и называется сроком эксплуатации, или службы.

Время, в течение которого оборудование, машина или целое здание сможет функционировать, не потеряв свои основные качества, важно знать тем, кто собирается с этим объектом контактировать. Если человек перед покупкой будет владеть информацией о сроке службы того или иного объекта, он сможет оценить рентабельность своих вложений. Может быть, ему стоит выбрать более дорогое оборудование, срок эксплуатации которого будет намного больше?

Нормативный срок службы

Этот термин чаще всего применяют к строительным объектам. Само его название говорит о том, что связано оно с нормами, в данном случае со строительными. Законодательством Российской Федерации установлены стандарты, по которым здания различного назначения должны служить не менее определенного количества лет. Это значит, что в процессе проектирования инженеры должны учитывать эту цифру и применять только те конструкции, которые смогут эффективно функционировать все это время.

Срок эксплуатации домов был бы ниже нормативного, если бы проектом не учитывался текущий ремонт, а также замена некоторых элементов здания. Может прозвучать странно, но многие элементы сооружения физически не способны служить столько лет, сколько отведено зданию. Так почему же устанавливается такой долгий нормативный срок эксплуатации? Все просто. Некоторые элементы, например трубы, оконные переплеты и кровля, имеют гораздо меньший срок службы, чем все здание, и поэтому все теми же нормативами предусмотрена их плановая замена или ремонт через определенное время.

Фактический срок службы

Рассмотрим все то же здание. Например, его нормативный срок эксплуатации составляет 50 лет. Значит ли это, что ровно через полвека после завершения строительства все стены дома рухнут и его жители останутся без крыши над головой? Вовсе нет.

Фактический срок эксплуатации объекта - это время, в течение которого он будет функционировать на самом деле. То есть при должном уходе, регулярном ремонте и замене вышедших из строя элементов дом может прослужить намного дольше, чем указано в нормативах. Кстати, фактический срок эксплуатации может оказаться и меньше, если заложенные нормативами плановые ремонты не будут производиться.

Своевременная заделка трещин, замена развалившихся кирпичей и устранение других неполадок позволят зданию простоять намного дольше. Это же касается и многих других объектов. Если в документах к компьютеру или автомобилю написано, что срок его службы составляет 5 или 20 лет, это не значит, что именно столько он и будет работать.

Амортизация

Этот термин применим к оборудованию или любой другой технике, которая будет использоваться какой-либо организацией в течение срока эксплуатации. Компания потратила деньги на покупку этого предмета и планирует их вернуть. Но как? Для этого высчитывается амортизация. То есть стоимость оборудования делится на то время, в течение которого оно должно функционировать.

Представим организацию, которая выполняет ремонтные работы. Она покупает дрель, которая стоит 5 тыс. р., а ее срок службы составляет 5 лет. Это значит, что каждый год организация будет включать в стоимость ремонтов 1 тыс. р., чтобы купленное оборудование окупилось. Это очень простой пример, он не учитывает, как долго дрель работает каждый день, сколько времени выполняется заказ и многие другие факторы. Но общее представление об амортизации дает.

Среднее значение срока эксплуатации

Эта цифру можно назвать достаточно субъективной. Используется она в случае, когда хозяин не владеет информацией о точном сроке эксплуатации того или иного оборудования, но для него необходимо посчитать амортизацию. Например, в документах указано значение «от 10 до 15 лет» или не указано вовсе, а цифра для расчетов должна быть обоснованной. В таких случаях используют сторонние источники. Можно обратиться за помощью к тем, кто уже использовал такое оборудование, и узнать, сколько лет оно прослужило. Останется только сложить значения и поделить на количество, чтобы получить средний срок эксплуатации оборудования. Естественно, чем больше информаторов будет, тем точнее получится число.

Гарантийный срок

Название говорит само за себя. Гарантийный срок службы не стоит путать с нормативным или фактическим.

Для большинства приборов существует определенный период времени, в течение которого производитель обязуется устранять возникающие неполадки или заменить нерабочее оборудование. Это и есть гарантийный срок. Зачастую он в 2-3 раза ниже, чем нормативный или фактический. Почему? Возможно, по причине того, что через определенное время сложно определить, сломался прибор из-за дефекта, допущенного при производстве, или по вине пользователя.

В большинстве случаев к документам на оборудование прилагается список неисправностей, которые могут возникнуть по вине производителя. Если же пользователь эксплуатировал прибор неаккуратно или не по назначению, гарантия не действует. Стоит отметить также, что зачастую гарантийный срок службы является одним из рекламных ходов. Ведь чем дольше производитель готов отвечать за свою продукцию, тем большее доверие он вызывает.

Как продлить срок эксплуатации?

При различных условиях у совершенно одинаковых приборов может сильно различаться время службы. То есть использование по назначению, должный уход и своевременный ремонт могут значительно увеличить фактический срок эксплуатации. А вот с нормативным все намного сложнее.

Со временем технологии меняются, появляются новые материалы и способы производства. Логика подсказывает, что дома, которые строились раньше, должны служить меньше, поскольку в них использовались более примитивные конструкции. Если все так, то нормативный срок эксплуатации новых зданий должен со временем расти. На самом деле дома, построенные более 100 лет назад (например, замки или дворцы), до сих пор имеют прочные конструкции. Одновременно с этим современные постройки довольно быстро становятся непригодными для эксплуатации, поскольку строители зачастую экономят на материалах, а инженеры изначально проектируют менее долговечные конструкции.

Что делать, если нормативный срок истек?

Период, в течение которого должно функционировать здание, задается при проектировании. Если срок его эксплуатации истек, нести свою изначальную функцию оно сможет только при условии, если его полностью перестроят.

Такой же подход применим и к некоторым другим объектам. Например, предприятие имеет парк специализированных вагонов для перевозки различных грузов. Всего через 1-2 года нормативный срок их эксплуатации истечет, а это более 50 тысяч единиц. Что в данном случае может сделать предприятие? Один из вариантов - списать. Но в таком случае придутся искать им замену, скорее всего, покупать новые. А это огромные траты. Возможно, оптимальным вариантом в данном случае станет модернизация тех вагонов, срок службы которых подходит к концу.

В таких случаях следует обращаться к специальному техническому регламенту по безопасности тех или иных объектов (железнодорожного или автомобильного транспорта, лифтов и т. д.). В нем, кроме всего прочего, перечислены условия, при которых может осуществляться продление срока эксплуатации. В данном случае регламент говорит о том, что с помощью модернизации период службы таких вагонов может быть продлен не более чем на 50 % от изначального. Отличный способ сэкономить средства, конечно, при условии, что завод, готовый выполнить такую операцию, находится не очень далеко.

Срок службы автомобиля

Мало какое производство или организация может обойтись без автомобиля. Естественно, для них важно знать, как долго сможет прослужить их колесный транспорт, как минимум для того, чтобы спланировать свой бюджет. По закону срок эксплуатации автомобиля составляет 10 лет, реальная цифра зачастую ненамного превышает нормативную.

Срок эксплуатации автомобиля зависит не только от условий, в которых ему приходится работать, но и от назначения самой машины. Например, легковая без замены основных деталей в среднем прослужит от 10 до 15 лет. Причем дорогие марки работают дольше дешевых. Стоит отметить, что отечественные машины не всегда доживают до 8 лет, хотя при регулярных ремонтах могут прожить еще многие годы. Но разве об этом мечтает автовладелец?

Что касается грузовиков, их срок службы измеряется несколько иначе - в пройденных километрах. Эти машины практически всегда на ходу, поэтому такой подход считается более правильным. В среднем завод-изготовитель готов нести ответ за обнаруженные неисправности в течение 300-500 тысяч километров. Это значение во многом зависит от условий эксплуатации грузовика.

Срок службы электроники

Сейчас в каждом доме имеется свой компьютер или телефон. Как и многие другие вещи, они имеют свой срок службы. Мы уже выяснили, как определяется среднее значение этого показателя, о нем и пойдет речь. Производители придумали огромное количество различных электронных устройств, и сроки их эксплуатации могут очень сильно различаться. Но усредненное значение для всех составляет примерно 5 лет. Конечно, срок эксплуатации счетчика электроэнергии будет существенно отличаться от той же характеристики для компьютерной мыши. Но в целом электроника служит именно 5 лет.

Средние значения срока эксплуатации:

  • персонального компьютера - 5 лет;
  • ноутбука - 6-7 лет;
  • компакт-диска - 2-3 года;
  • мобильного телефона - 3 года;
  • цифрового фотоаппарата - 4-6 лет;
  • лазерного принтера - 5 лет;
  • копировального аппарата - 5-7 лет.

Срок службы зданий и сооружений

Объекты капитального строительства предназначены для того, чтобы много лет выдерживать огромную нагрузку - как свой собственный вес, так и тяжесть оборудования и людей, находящихся в нем. Но сколько именно времени они могут прослужить?

Как и в любом другом случае, нормативный срок эксплуатации таких объектов во многом зависит от их предназначения. Рассмотрим жилые дома. По капитальности они подразделяются на 5 групп:

  • Первая и вторая включают каменные здания с железобетонными перекрытиями. Их срок службы составляет 125-150 лет.
  • Третья группа - это облегченные кирпичные здания с каменными сводами, железобетонными и деревянными балками. Срок службы - около 100 лет.
  • К четвертой и пятой группе относятся каркасные здания. В зависимости от используемых конструкций их срок эксплуатации может составлять 15-30 лет.

Общественные здания и сооружения подразделяются на 9 групп. К последней относятся мелкие сооружения типа торговых палаток и ларьков. Их срок службы составляет 10 лет. Первая группа включает наиболее устойчивые сооружения, возведенные на металлическом каркасе с каменным наполнением. У них наиболее длительный срок эксплуатации - 175 лет.

Что влияет на нормативный срок службы здания?

Конечно, не только от назначения зависит то, сколько времени должен функционировать тот или иной объект. Еще на этапе проектирования учитываются многие факторы, которые впоследствии повлияют на его эксплуатационную пригодность. Проще говоря, анализируют климатические условия, особенности рельефа, возможность доступа к конструкциям и элементам инженерных систем для осуществления их замены и ремонта и т. д.

Но каким бы ни был установленный инженерами норматив, от качества проекта во многом зависит то, какой срок эксплуатации будет у возведенного здания. Допущенные при расчетах ошибки через несколько лет могут проявиться на уже построенном объекте, и тогда специальной эксплуатационной группе придется их исправлять с помощью проектных и строительных групп.

Первым днем, от которого начинают отсчитывать время жизни здания, является срок ввода в эксплуатацию, а последним - момент признания его непригодным для жилья или работы. Это может быть, например, документ об аварийном состоянии сооружения.

Нормативный срок службы элементов здания

Как мы уже говорили выше, строительный объект состоит из огромного количества взаимосвязанных деталей. Нормативный срок эксплуатации многих из них значительно меньше, чем у самого здания. Например, дощатый пол должен служить 40 лет, а деревянные перекрытия - 60. Это же значение для жилого дома второй категории составляет 125. Значит, за все время эксплуатации здания перекрытия в нем должны быть заменены минимум 1 раз, а полы - 3. На деле это делается гораздо реже.

Стоит отметить, что нормативное время службы какого-либо элемента конструкции не предусматривает продление срока эксплуатации. То есть в нем уже учтен своевременный косметический ремонт, регулярное нанесение защитных покрытий и т. д. То, как часто должны проводиться такие работы, зависит от использованных при строительстве материалов. Ведь они в некотором роде являются главной составляющей всего здания. На сроки эксплуатации материалов, в свою очередь, влияет их качество, долговечность, подверженность коррозии и т. д.

Элементы, не подлежащие ремонту, должны быть своевременно заменены. Все это учитывается на стадии проекта и служит обоснованием нормативного срока эксплуатации здания.

  • 15. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля
  • 16. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
  • 17. Устройства защитного отключения. Классификация. Общие технические требования.
  • 18. Средства защиты работающих от механических воздействий. Общие требования и классификация.
  • 19. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики.
  • 20. Технологический регламент. Назначение, структура и содержание документа.
  • Содержание разделов технического регламента:
  • 28. Общие требования безопасности на предприятиях ядерного цикла.
  • 29. Общие требования безопасности на объектах энергетического комплекса.
  • 30. Общие требования безопасности на объектах транспортных комплексов.
  • 1.Санитарное законодательство рф. Подзаконные и нормативно-правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда. Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства.
  • Раздел 10-Охрана труда-Основные направления государственной политики в области от:
  • 4. Методы и средства нормализации производственного микроклимата.
  • 5.Вредные вещества и их классификация. Классы опасности вв.
  • 6.Токсичность. Показатели токсикометрии. Гигиенич. Нормирвание вв.
  • 7. Защита от вв на производстве.
  • 11. Производственная вентиляция. Классификация. Требования к вентиляционным установкам.
  • 17. Измерение освещенности. Методы расчета естественного и искусственного освещения.
  • 18. Производственный шум. Физические характеристики шума. Классификация шумов.
  • 19. Нормирование шума. Приборы и методы контроля шума на производстве.
  • 21.Классиф-я и нормирование уз. Методы борьбы с уз.
  • 23. Классификация и нормирование инфразвука. Методы борьбы с инфразвуком.
  • 24. Физические характеристики вибрации. Классификация и нормирование вибрации.
  • 25. Способы и методы защиты от вибрации на производстве.
  • 26. Виды ионизирующих излучений. Дозы и пределы облучения. Нормирование ионизирующих излучений. Средства защиты от ионизирующего излучения.
  • 30. Санитарно-гигиенические требования к планировке предприятия и организации производства.
  • 1. Основные понятия мпб. Нормативно-правовая база мониторинга и экспертизы безопасности жизнедеятельности
  • 2. Классификация видов мониторинга. Техногенные воздействия на биосферу, техносферу, их классификация
  • 3. Экологические аспекты взаимодействия человека, инженерных сооружений с окружающей средой
  • 4.Моделирование технологических процессов в техносфере. Виды моделей. Расчет коэффициентов линейного уравнения регрессии. Проверка значимости коэффициентов и адекватности уравнения регрессии
  • 5. Рациональное использование энергии – основа устойчивого развития биосферы. Наблюдение за энергетическими потоками. Виды энергетики.
  • 6.Метод материального баланса. Составление материальных балансов технологических процессов. Виды материальных балансов экологических систем.
  • 7.Расчет количества загрязняющих веществ, выделяющихся при горении топлива.
  • 8. Мониторинг и расчет выбросов твердых частиц, оксида углерода (II), оксидов серы, оксидов азота, органических веществ.
  • Мониторинг за соблюдением пдк. Расчеты предельно-допустимых концентраций.
  • Мониторинг и расчет выбросов вредных веществ при работе технологического оборудования.
  • Расчет ожидаемой концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
  • 12. Основные формулы расчета качества воды при сбросе загрязняющих веществ. Разбавление сбросов в реках. Разбавление сбросов в водоемах.
  • 13.Проведение инвентаризации выбросов вредных веществ
  • 14. Расчет нормативов пдв. Составление проекта пдв и рекомендаций по охране воздушного бассейна.
  • 15. Проведение инвентаризации сбросов загрязняющих веществ. Расчет нормативов предельно-допустимого сброса (пдс(ндс))
  • 4 Этапа проектирования:
  • 16. Составление проекта пдс и рекомендации по охране водного бассейна
  • 17. Мониторинг радиационной безопасности. Основные характеристики и единицы измерения радиации
  • 18.Доза излучения. Взвешивающие коэффициенты. Эквивалентная доза излучения и единицы их измерения
  • 19.Экспозиционная доза излучения. Единицы измерения, соотношения между единицами измерения
  • 20.Радиационно-гигиенические нормативы и воздействие радионуклидов на биосферу
  • 21. Методы защиты биосферы от ионизирующих излучений
  • 22.Мониторинг и характеристики шума. Частотные спектры шума. Особенности мониторинга шума. Измерительные приборы
  • 23 . Методы расчета внешнего шума промышленных предприятий. Основные расчетные формулы
  • 24.Стоимостная оценка ущерба природе при антропогенном загрязнении окружающей среды. Расчет величины ущерба от загрязнения атмосферы
  • 25. Мониторинг водного бассейна. Методика расчета ущерба от загрязнения водоемов.
  • 26. Мониторинг за состоянием почвы. Методика расчета ущерба от загрязнения почвы.
  • 27.Сравнение природоохранных мероприятий и выбор оптимального варианта.
  • 28. Инструментальные и лабораторные испытания устройств и сооружений промышленной безопасности.
  • 29. Порядок продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.
  • 30. Мониторинг зданий и сооружений.
  • 2.Нормативная основа проведения специальной оценки условий труда
  • 3.Порядок проведения специальной оценки условий труда. Состав аттестующей комиссии
  • Факторы, подлежащие оценке при проведении специальной оценки условий труда.
  • 6. Условия труда и классы условий труда в соответствии с фз№426
  • 7. Оценка условий труда по химическим факторам. Оценка ут по показателям микроклимата.
  • 8. Оценка условий труда по виброакустическим факторам. Оценка условий труда по показателям световой среды.
  • 9. Оценка условий труда при воздействии неионизирующих электромагнитных полей и излучений.
  • 10. Оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса.
  • 11. Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса.
  • 12. Общая оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
  • 14.Общая гигиеническая оценка ут.
  • 13. Оценка обеспеченности работника сиз
  • 15. Законодательная и нормативная база охраны труда. Трудовой кодекс рф. Понятие «Охрана труда».
  • 16. Права, гарантии и обязанности работника в области охраны труда.
  • 17. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
  • 18.Обучение и профессиональная подготовка по охране труда.
  • 19Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
  • Государственное управление охраной труда.
  • 21. Государственная экспертиза условий труда.
  • 22Ответственность за нарушение требований охраны труда.
  • 23Организация службы охраны труда на предприятии. Функции и задачи службы охраны труда. Основная документация и отчетность службы охраны труда.
  • Виды, содержание и порядок проведения инструктажей по тб. Разработка и утверждение инструкций по тб.
  • 25. Обучение, проверка знаний и допуск персонала к работе.
  • 26 Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • 27. Особенности охраны труда женщин и работников в возрасте до 18 лет.
  • 28. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.
  • Требования безопасности при производстве подготовительных работ
  • 2.1. Меры безопасности при организации строительной площадки
  • 1.Понятие, аппарат, объект анализа опасностей.
  • 2. Характеристика качественного и количественного анализа опасностей
  • 3.Классификация производственных травм
  • 4.Методы анализа производственного травматизма
  • 6.Анализ риска. Классификация и характеристика видов риска. Характеристика основных подходов к анализу и оценке риска.
  • 5. Классификация и характеристика опасных и вредных производственных факторов.
  • 8. Требования безопасности к органам управления производственным оборудованием.
  • 10. Характер воздействия электрического тока на организм человека
  • 11. Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.
  • 12. Анализ опасности поражения электрическим током в различных электрических сетях.
  • 13. Защитные меры в электроустановках от поражения электрическим током.
  • 14. Электрозащитные средства. Порядок использования и содержание средств защиты.
  • 15.Клалификационные группы по электробезопасности
  • 16. Защита от статического и атмосферного электричества.
  • 17. Безопасность складских, погрузочных и разгрузочных работ.
  • 18. Типовые конструкции грузоподъемных машин, требования к устройству и безопасной эксплуатации.
  • 19. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин, организация эксплуатации и надзоров.
  • 20.Сосуды, работающие под давлением, их устройство и общие принципы обеспечения безопасности эксплуатации сосудов
  • 21.Принципы устройства и основные характеристики компрессорных установок
  • 22.Условия безаварийной работы воздушных компрессорных установок, арматура, контрольно-измерительные приборы и регулирующая аппаратура компрессорных установок
  • 23.Организация безопасной эксплуатации котлов
  • 25.Основные положения «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»
  • 26.Виды горения и взрывов, условия их течения. Показатели взрыво-пожароопасности горючих веществ
  • 27. Мероприятия по предупреждению взрывов и пожаров, уменьшению их последствий
  • 28.Средства и способы пожаротушения
  • 29.Организация службы пожарной охраны
  • 30.Нормативно- правовая база в области пожарной безопасности
  • Глава I. Общие положения(термины, опо, требование промыш безопасности, правовое регулирование)
  • Глава III. Заключительные положения(вступление в силу фз 116)
  • 9. Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 12. Составление декларации промышленной безопасности опо.
  • 13.Основные этапы и условия продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств. Требования безопасности при проведении экспертизы опо.
  • 14.Расследование аварий и несчастных случаев на опо.
  • 15. Виды технических устройств, разрешение на применение которых выдают территориальные органы Ростехнадзора.
  • 16. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опо. Нормативная документация составления декларации пром. Безопасности опо.
  • Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность опо.
  • 18. Порядок получения лицензии на проведение промышленной деятельности опо.
  • 20. Категории, типы опо, основные принципы их классификации
  • 21. Содержание и структура лицензии на деятельность опо
  • 22. Основные положения подготовки и аттестации работников, работающих на опо
  • 23.Порядок проведения идентификации, регистрации опо. Государственный реестр опо
  • 24. Показатели риска на опо
  • 25. Очередность работы по расследованию причин аварий на опо
  • 26.Саморегулируемые организации
  • 27.Виды ответственности за нарушение требований промышленной безопасности.
  • 28. Лицензирование деятельности, осуществляемой в соответствии с фз №117
  • 29. Содержание материалов технического расследования аварий на опо
  • 30. Виды мониторинга на опасных производственных объектах
  • Классификация систем мониторинга (см)
  • 29. Порядок продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации.

    Нормативные сроки службы технических устройств, зданий и сооружений устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектно- конструкторской документации. В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации, расчетные (предельные) сроки устанавливаются в порядке, определяемом Ростехнадзором России. Экспертизу технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации проводит экспертная организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8.08.2001 г. N 128-ФЗ и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

    Порядок продления сроков безопасной эксплуатации включает следующие этапы: рассмотрение заявки (технического задания); разработку, согласование и утверждение программы работ по обследованию; выполнение работ по обследованию; анализ полученной информации; выдача заключения с предложениями о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений и, при необходимости плана корректирующих мероприятий; утверждение заключения экспертизы; подготовку, согласование, принятие и утверждение решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации); проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных в заключении экспертизы промышленной безопасности; контроль выполнения корректирующих мероприятий.

    На основании изучения технического задания и объекта обследования экспертной организацией должна быть составлена Программа работ по обследованию, согласованная с руководителем эксплуатирующей организации.

    Эксплуатирующая организация должна представить экспертной комиссии следующую документацию : паспорт технического устройства, здания, сооружения; техническую документацию на механическое и электрическое оборудование; комплект чертежей с указанием всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект; монтажный и ремонтный формуляры, с информацией о проведенных заменах и модернизациях; технический журнал по эксплуатации; акты расследования аварий (инцидентов) и отклонений от технологических параметров, влияющих на условия эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений за весь период эксплуатации; материалы о ранее проведенных экспертизах промышленной безопасности; акты результатов проведенных осмотров; материалы обследования и испытаний сосудов, работающих под давлением; материалы геодезических (маркшейдерских) съемок;

    30. Мониторинг зданий и сооружений.

    ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

    Мониторинг включает в себя проверку: технического состояния, работоспособность состояния, ограниченность состояния, аварийное состояние, акты и отчеты, которые проводились раньше, проектную документацию, геологические изыскания, информацию об опасных географических объектах, мощность проводки воды, электроэнергии.

    При проведении мониторинга устанавливают автора проекта, год разработки, конструкции З и С, монтажные схемы сборки, характеристики грунта, данные об окружающей среде, износ объекта.

    В заключении отмечается: наименования обследования, время, организация, тип проекта, проектная организация, год последнего капитального ремонта, форма объекта собственности, число этажей, оценка технического состояния, физического и морального износа, оценку звукоизоляции и технического состояния ограждений системы.

    Мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят для:

    Контроля технического состояния зданий и сооружений и своевременного принятия мер по устранению возникающих негативных факторов, ведущих к ухудшению этого состояния;

    Выявления объектов, на которых произошли изменения напряженно-деформированного состояния несущих конструкций и для которых необходимо обследование их технического состояния;

    Обеспечения безопасного функционирования зданий и сооружений за счет своевременного обнаружения на ранней стадии негативного изменения состояния конструкций и грунтов оснований, которые могут повлечь переход объектов в ограниченно работоспособное или в аварийное состояние;

    Отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его обрушения.

    Методика и объем системы наблюдений при мониторинге, включая измерения, должны обеспечивать достоверность и полноту получаемой информации для подготовки исполнителем обоснованного заключения о текущем техническом состоянии объекта (объектов).

    Используемые для наблюдений средства измерений и оборудование должны быть сертифицированы, поверены (калиброваны) и аттестованы уполномоченными органами.

    Ответы Аттестация рабочих мест и Охрана труда

      Основные понятия, задачи, сроки проведения специальной оценки условий труда. Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

    Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. Если приводит к травме или внезапному резкому ухудшению здоровья – опасный производственный фактор.

    Нормативы условий труда - утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов диагностики;

    2) класс условий труда - степень отклонения фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда, определяемая в ходе проведения специальной оценки условий труда;

    3) критерии оценки условий труда - показатели, указывающие на степень отклонения значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда;

    4) специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты;

    5) трудовой процесс - воздействие работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемое затратами его физической и нервной энергии;

    6) эксперт - физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям и имеющее сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, полученный в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

    7) испытательная лаборатория (центр) - структурное подразделение организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляющее исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.

    Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Постоянным называется рабочее место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). задачи Специальной оценки условий труда:

    Осуществлять грамотную проверку рабочих мест на условия труда для сотрудников предприятий

    Четко регламентировать процедуру возмещения и компенсации рисков, ввиду вредности и опасности производственных условий;

    Стимулировать дополнительные денежные вложения в совершенствование условий труда и повышение безопасности для того, чтобы в будущем снизить затраты на компенсацию опасных и вредных условий.

    Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно

    Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.

    Оценка условий труда должна быть проведена:

    1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах – не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ);

    2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, не включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, – по 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ);

    3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, – в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:

    а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список N 1 и Список N 2 (с их учетом досрочно назначается трудовая пенсия по старости);

    б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).

    Отметим, что напрямую Законом N 426-ФЗ срок для проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки, так как за ее непроведение работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

    Повторная плановая оценка условий труда проводится только в отношении рабочих местах, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки – не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

    1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда

    Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев (ст. 17 Закона N 426-ФЗ):

    1) на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах (как в уже существующей организации, так и при регистрации новой).

    Отметим, что срок, в течение которого необходимо проводить оценку при создании организации (регистрации индивидуального предпринимателя), законом специально не регламентирован. Однако все случаи возникновения новых рабочих мест отнесены к случаям проведения внеплановой оценки;

    2) на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание ГИТ о проведении спецоценки;

    3) на тех рабочих местах, на которых изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования, меняются состав применяемых материалов и (или) сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

    Продолжение перечня:

    4) на рабочем месте, на котором в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов с работником произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц);

    5) на рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

    6) на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.

    Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, полагаем, что они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

    ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ

    НТЦ «ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

    ПОЛОЖЕНИЕ
    О ПОРЯДКЕ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА БЕЗОПАСНОЙ
    ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ,
    ОБОРУДОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ
    НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

    РД 03-484-02

    Москва

    Государственное унитарное предприятие
    «Научно-технический центр по безопасности в промышленности
    Госгортехнадзора России»

    Ответственные составители-разработчики:

    А.В. Денисов, Ф.В. Шумилихин

    Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации», и предметом его регулирования является эксплуатация технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, для которых назначенный ресурс или срок службы установлен технической документацией или определяется экспертной организацией. Положение обязательно для организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), и экспертных организаций.

    Утверждено

    постановлением Госгортехнадзора

    России от 09.07.02 № 43,

    зарегистрированным в Министерстве

    юстиции Российской Федерации

    05.08.02 г., регистрационный № 3665

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О ПОРЯДКЕ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

    ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, ОБОРУДОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ 1

    РД 03-484-02

    1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. 9 сент. № 36.

    I . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 15, ст. 3367), и предметом его регулирования является эксплуатация технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, для которых назначенный ресурс или срок службы установлен технической документацией или определяется экспертной организацией. 2. Положение обязательно для организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), и экспертных организаций.

    II . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    3. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588); Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 50, ст. 4742); Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. № 64, зарегистрированным Минюстом России 8 декабря 1998 г., регистрационный № 1656 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, № 35-36). 4. В настоящем Положении использованы следующие термины и определения: опасные производственные объекты - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, отнесенные статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных; требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», федеральных законах и иных нормативных, правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые применяются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. 5. По достижении срока эксплуатации, установленного в нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации не допускается. По результатам работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации принимается одно из решений: продолжение эксплуатации на установленных параметрах; продолжение эксплуатации с ограничением параметров; ремонт; доработка (реконструкция); использование по иному назначению; вывод из эксплуатации. Примечание. Если в документации отсутствует назначенный срок эксплуатации диагностируемых технических устройств, оборудования и сооружений, то принимается срок эксплуатации аналогичного технического устройства, оборудования и сооружения. 6. Установленные сроки эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений обеспечиваются: эксплуатацией технических устройств, оборудования и сооружений в строгом соответствии с требованиями технической документации, регламентирующей вопросы эксплуатации; проведением технического обслуживания и ремонтов технических устройств, оборудования и сооружений. 7. Сроки эксплуатации вновь создаваемых технических устройств, оборудования и сооружений устанавливаются на основе расчетов и указываются в проектно-конструкторской документации. 8. В случае отсутствия сведений о нормативных сроках эксплуатации расчетные сроки эксплуатации устанавливаются после соответствующих расчетных обоснований по утвержденной (согласованной) Госгортехнадзором России методике с учетом результатов анализа проектно-конструкторской документации и условий эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения. 9. Продление сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Положением с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений. 10. В зависимости от технического состояния и с учетом требований нормативных документов продление эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения осуществляется на срок до прогнозируемого наступления предельного состояния (остаточный ресурс) или на определенный период (поэтапное продление срока эксплуатации) в пределах остаточного ресурса. 11. Разрешается проведение работ по техническому диагностированию как работающих (эксплуатируемых) технических устройств, оборудования и сооружений, так и находящихся в резерве, на хранении или консервации, с последующим проведением отдельных видов контроля после приведения их в рабочее состояние. При этом в программу работ по продлению срока безопасной эксплуатации могут быть внесены изменения.

    III . ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И УСЛОВИЯ ПРОДЛЕНИЯ СРОКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, ОБОРУДОВАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ

    12. Порядок продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, находящихся в эксплуатации, включает следующие основные этапы: установление необходимости проведения работ по продлению сроков безопасной эксплуатации (пп. 5, 8); подачу и рассмотрение заявки на проведение работ по продлению срока эксплуатации и прилагаемых к ней документов; разработку, согласование и утверждение программы работ; проведение работ, предусмотренных программой, анализ полученной информации и результатов, выработку технического решения о возможности продления, разработку частных и итогового заключений по результатам выполненных работ; подготовку, согласование и утверждение решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений и, при необходимости, плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период; принятие решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации); проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных решением о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений; контроль за выполнением корректирующих мероприятий. 13. Работы по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений проводятся: по заявке заказчика при выработке техническим устройством, оборудованием и сооружением нормативного срока эксплуатации; по требованию Госгортехнадзора России или его территориального органа, предъявляемому в установленном порядке. 14. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений рекомендуется планировать и проводить таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации. 15. В случае отсутствия нарушений технологического режима эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений допускается совмещать в пределах одного года работы по техническому диагностированию с работами по техническому освидетельствованию при согласовании принятого решения с территориальным органом Госгортехнадзора России. 16. Работы по продлению срока безопасной эксплуатации при необходимости проводятся поэтапно на составных частях технических устройств, оборудования и сооружений, которые по технической документации можно оценить как индивидуальные единицы, имеющие назначенные сроки эксплуатации. 17. Работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений выполняют экспертные организации. При наличии организационно-технических возможностей (аттестованные лаборатории, персонал) некоторые работы по контролю технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений по согласованию с экспертной организацией могут выполняться эксплуатирующей организацией, что должно быть отражено в программе работ по продлению срока безопасной эксплуатации. Работы по реализации мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период в соответствии с требованиями промышленной безопасности выполняют организации, эксплуатирующие технические устройства, оборудование и сооружения. 18. Лаборатории неразрушающего контроля обеспечивают выполнение необходимых работ по неразрушающему контролю. Испытательные и аналитические лаборатории обеспечивают выполнение необходимых металлографических исследований, определение механических характеристик, оценку межкристаллитной коррозии, определение химического состава, испытания на прочность и другие виды испытаний, предусматриваемые программами работ. 19. Работы по контролю технического состояния (обследование) технических устройств, оборудования и сооружений экспертными организациями осуществляются с участием экспертов (специалистов, обследователей), аттестованных в установленном порядке и для которых работа в экспертной организации является основной. 20. Работы по определению остаточного ресурса технических устройств, оборудования и сооружений проводятся экспертами экспертных организаций, аттестованными в установленном порядке на право выполнения расчетов остаточного срока эксплуатации. 21. В целях установления необходимой полноты сведений экспертная организация рассматривает заявку на проведение работ по продлению срока безопасной эксплуатации и прилагаемые к ней документы, в которых должна быть приведена достоверная информация о состоянии технических устройств, оборудования и сооружений и их соответствии требованиям промышленной безопасности, установленным в нормативных документах. Руководители эксплуатирующей организации обеспечивают достоверность информации, представленной экспертной организации для определения безопасного срока эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений. В случае необходимости экспертная организация может запросить дополнительные материалы, позволяющие получить более полную информацию о состоянии технического устройства, оборудования и сооружения. Эти документы могут служить основанием для изменения объема работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений. 22. Работы по техническому диагностированию технических устройств, оборудования и сооружений могут предусматривать: анализ эксплуатационной, конструкторской (проектной) и ремонтной документации (при наличии); неразрушающий контроль; определение механических характеристик; металлографические исследования; определение химического состава материалов; оценку коррозии, износа и других дефектов; испытания на прочность и другие виды испытаний; расчетно-аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния, включающие: расчет режимов работы; установление критериев предельного состояния; исследование напряженно-деформированного состояния и выбор критериев предельных состояний; определение остаточного срока эксплуатации (до прогнозируемого наступления предельного состояния). 23. Программа работ по продлению срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений может предусматривать: подбор требуемых для технического диагностирования технических устройств, оборудования и сооружений, нормативных организационно-методических документов, согласованных или утвержденных Госгортехнадзором России; разработку организационно-методических документов по выполнению отдельных работ с соответствующим согласованием или утверждением Госгортехнадзором России; сбор, анализ и обобщение имеющейся на начало работ информации о надежности технических устройств, оборудования и сооружений, а также технических устройств, оборудования и сооружений аналогичного вида или конструктивно-технологического исполнения (в том числе зарубежных); проведение по специальным программам и методикам испытаний составных частей, комплектующих изделий, конструкционных материалов, а также технических устройств, оборудования и сооружений в целом с целью оценки технического состояния; разборку (демонтаж) технических устройств, оборудования и сооружений на составные части и комплектующие изделия (при необходимости) и контроль технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений, а также поиск мест и причин отказов (неисправностей); прогнозирование технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выработку решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации; разработку отчетных документов (отчетов, актов, протоколов, частных и итогового заключений) по результатам выполненных работ; разработку проекта решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации с планом мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период. Программа работ разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Положения с учетом особенностей и специфики эксплуатации конкретных видов технических устройств, оборудования и сооружений. 24. Техническое диагностирование технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах выполняется экспертной организацией с привлечением необходимых организаций в соответствии с программой работ согласно договорам на проведение работ. Данные о результатах проведения технического диагностирования фиксируются соответствующей записью в паспорте (формуляре) технического устройства, оборудования и сооружения. 25. Отчетные документы (акты, отчеты, протоколы, заключения) оформляются, передаются и хранятся в порядке, установленном методиками на выполнение работ и системой качества организации. 26. Итоговое заключение о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения (заключение экспертизы промышленной безопасности) подписывается руководителем экспертной организации и утверждается в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). 27. В случае необходимости проведения корректирующих мероприятий к итоговому заключению прилагают план мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выполнению требований промышленной безопасности, согласованный заинтересованными организациями. 28. Если по результатам технического диагностирования установлено, что технический объект находится в состоянии, опасном для дальнейшей эксплуатации, информация об этом экспертной организацией направляется в территориальный орган Госгортехнадзора России, и использование по назначению такого технического устройства, оборудования и сооружения владельцем прекращается. 29. Изменение эксплуатационных параметров технических устройств, оборудования и сооружений, предлагаемое по результатам технического диагностирования и зафиксированное в заключении о возможности продления срока безопасной эксплуатации, должно быть подтверждено техническими расчетами. 30. Решения о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продленных сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимаются руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы (итогового заключения).