Закон о сиротах жилье. Отдельная квартира для сироты – требования Федерального Российского законодательства. Куда подаются документы на льготное получение жилья

В России дети, по той или иной причине оставшиеся без родительского попечения, относятся к наиболее уязвимому слою населения. Обеспечение жильем детей-сирот - одна из приоритетных социальных задач государства. Поскольку после ухода из детского дома большинство из них сталкивается с самой что ни на есть взрослой проблемой - где жить? Законодательством предусмотрен льготный порядок получения жилья детьми, оставшимися без попечительства родителями, сиротами и совершеннолетними до достижения ими 23 лет.

Условия для получения жилплощади сиротами

Чтобы получить жилую площадь на льготных условиях, недостаточно относится к одной из вышеозначенных категорий. Также необходимо одновременное соблюдение таких условий:

  1. Отсутствие у сироты закрепленной за ним жилой площади. Причем это касается и собственного жилья, и оформленного по договорам социального найма. Если за ребенком числится какое-то жилье, то получить другую квартиру он сможет только после представления неопровержимых доказательств о невозможности проживания в собственной жилплощади. К таким обстоятельствам относятся:
    • проживание родителей, лишенных прав на воспитание ребенка, или же лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями;
    • непригодное для проживания по санитарным и техническим нормам состояние жилья;
    • несоответствие метража установленной норме.
  2. Достижение совершеннолетия или наступление полной дееспособности до наступления 18 лет. К этому пункту могут вноситься региональные поправки.
  3. Окончание обучения в образовательном учреждении или организации социального обслуживания населения.

Как получить жилье сироте?

Чтобы попасть в перечень детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ребенок, проживающий без родительского попечения, должен составить и подать соответствующее заявление по завершении срока:

  1. Обучения в любом образовательном учреждении.
  2. Проживания в детском доме.
  3. Прохождения воинской службы.
  4. Отбывания срока в местах лишения свободы.

Из представляемых заявлений формируются специальные списки каждым субъектом федерации в отдельности. Очередность детей зависит от даты их рождения, а при совпадении - от даты вынесения решения о включении в очередь детей-сирот.

К заявлению прилагаются: справка о численности семьи, паспорт и свидетельства о рождении детей (при их наличии), а также документы, которые подтверждают:

  • место проживания и отсутствие жилой площади в собственности;
  • статус сироты;
  • факт вступления в брак;
  • окончание образовательного учреждения, прохождения службы в армии или пребывания в МЛС.

Данный перечень является приблизительным, поскольку каждый территориальный орган может потребовать дополнительно и другие документы. После рассмотрения заявления и приложенных документов представителями жилищной комиссии выносится решение о заключении с сиротой договора найма специализированного жилья. Только после решения жилищного вопроса, ребенок исключается из списка нуждающихся.

Жилье для сирот в 2015 году

До текущего периода льготное жилье детям-сиротам выдавалось вне очереди по договорам социального найма. Теперь же квартиры детям-сиротам с 2015 года предоставляются на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья. По прошествии этого периода квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. Если же ответственной комиссией устанавливаются факты, подтверждающие необходимость оказания помощи сироте по преодолению непростой жизненной ситуации, договор на аренду специализированного жилья перезаключается еще раз на 5 лет. Пункт о внеочередном предоставлении собственности детям-сиротам с текущего года исключен.

Нововведения главным образом должны оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества со стороны заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом.

Качество социального жилья также должно улучшиться. Ранее были нередки случаи, когда сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года эта практика должна прекратиться, а выходцев из детских домов по законодательству должны заселять только в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания.

Одно из нововведений этого года: ранее, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С этого года он может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет. Главное: ему надо стать на учет не позднее 23 лет. Если необходимые документы не будут поданы до этого возраста, то право на льготное жилье будет утрачено.

Что касается определения метража, положенного сироте, то никаких изменений по этому поводу законодательством не предусмотрено. Норма определяется каждым административным центром в отдельности. К примеру, для омских детей-сирот она составляет 33 м. кв. на одинокого человека.

Квартиры детям-сиротам в 2015 году, как и в прошлые периоды, полагаются только при наличии у них российского гражданства. Иностранные подданные и лица без гражданства не могут получить социальное жилье на льготных условиях.

Предоставление квартир детям-сиротам и оставшимся без родительской опеки, не сможет восполнить недостаток родительского внимания. Однако обеспеченность квадратными метрами позволит этим детям войти во взрослую жизнь, имея надежный тыл в виде отдельного, хорошо обустроенного жилья.

Сегодня хочется поговорить, где жить детям-сиротам, когда они вырастают и выходят из детского дома. Дети-сироты, которые и так лишены родительской заботы, находятся на попечении государства. По закону получить на льготных условиях жилое помещение могут дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, относящиеся к их числу, то есть совершеннолетние в возрасте до 23 лет. Но большая часть детей-сирот не знают, как им получить квартиру.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемое и сохраненное за ними жилое помещение невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).

До 2013 года жилье детям-сиротам выдавалось вне очереди по договорам социального найма. С 2013 года жилье детям-сиротам предоставляется однократно на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступил в силу 01.01.2013). По истечении срока действия договора квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. Пункт о внеочередном предоставлении собственности детям-сиротам с 2013 года исключен.

Согласно вопросу 7 Информации Минюста России от 20.07.2015 не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

Для чего же ввели эти нововведения? Как показывает практика, изменения в законодательство внесли для того, чтобы оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом. Также были случаи, когда детей-сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года по законодательству заселяют в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания.

Также до 2015 года, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С 2015 года сирота может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет, но если он встанет на учет не позднее 23 лет. В случае сдачи документов после 23 лет право на льготное жилье утрачивается.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности, законодательством г. Москвы (ст. 12 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61, Порядок, утвержденный приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

В настоящее время заявление на получение жилья необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в орган местного самоуправления по месту жительства.

К заявлению необходимо приложить следующие документы и их копии:

Паспорт;

Документ, подтверждающий статус сироты;

Документ, подтверждающий место жительства;

Документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);

Свидетельство о рождении детей (при наличии таковых);

Документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой;

Документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;

Справку о составе семьи.

В зависимости от региона органы местного самоуправления могут потребовать и иные документы. На основании заявления и приложенных документов будет принято решение о предоставлении жилья и заключении договора найма специализированного жилого помещения. В каждом регионе предусмотрена своя учетная норма.

Например, рассмотрим порядок предоставления жилья сиротам в г. Москве.

Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, ч. 3 - 5 ст. 13 Закона N 61, п. 2 приложения N 1 к Постановлению, п. 1, 2.3 Постановления Правительства г. Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).

В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот (п. 3 приложения N 1 к Постановлению):

Имеющие место жительства в г. Москве;

Не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;

Не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законный представитель в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком 14 лет должен подать заявление о включении его в список в уполномоченный орган опеки и попечительства.

Дети-сироты, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, а также дети-сироты, законные представители которых не подали заявления, имеют право обратиться самостоятельно с заявлением о включении в список (п. 4, 6 приложения N 1 к Постановлению).

С даты обращения с заявлением до даты получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе во включении может пройти примерно три месяца (п. 10, 13, 15, 16, 21, 23 приложения N 1 к Постановлению).

В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1.1, 1.3 Положения, утвержденного распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП, п. 1.2 приложения N 3 к Постановлению).

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

На основании вышеуказанных документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка жилым помещением либо об отказе в этом, или вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов. В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. 3.1, 3.2, 3.5 - 3.10 приложения N 3 к Постановлению). Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. 4.5 - 4.7 приложения N 3 к Постановлению). Договор найма заключается на 5 лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, п. 4.8 приложения N 3 к Постановлению). Пользователь жилого помещения по договору найма обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за жилое помещение не взимается. Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11 - 13 ст. 13 Закона N 61, п. 4.11 - 4.12 приложения N 3 к Постановлению).

Федеральное законодательство при предоставлении жилья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Рассмотрим, как в субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-З (с изменениями на 02.12.2015 N 172-З) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Законом Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-З государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Таким образом, в Нижегородской области органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот. Обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, возложена также на органы местного самоуправления, для чего им предоставляются средства из областного бюджета.

Закон Приморского края от 14.08.2007 N 125-КЗ устанавливает норму предоставления площади жилого помещения (не менее 16 кв. м и не более 33 кв. м общей площади жилого помещения), а также требование подтверждать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого приобретается жилое помещение, либо данными органов государственной статистики. Приобретаемое жилое помещение должно отвечать соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Выбор жилого помещения на территории муниципального образования, в органах местного самоуправления которого состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ребенок-сирота, осуществляется путем проведения открытого конкурса на приобретение в государственную собственность Приморского края жилых помещений в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Этим занимается орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Администрацией Приморского края на приобретение жилых помещений.

Анализ судебной практики по делам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что суды в большинстве случаев правильно применяли законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, учитывая при этом разъяснения Верховного Суда РФ, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Так, частные определения выносились судами Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия - Алания, Удмуртской Республики, Алтайского, Забайкальского и Пермского краев, Архангельской, Ивановской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской и Ульяновской областей, города Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа и другими.

Например, частные определения выносились:

В адрес органов опеки и попечительства (в связи с отсутствием разъяснений детям-сиротам их права на внеочередное обеспечение жильем, в силу чего об этом праве детям-сиротам стало известно за пределами того возраста, когда они могли реализовать это право; в связи с неисполнением решения суда, которым несовершеннолетний был передан органу опеки и попечительства для определения дальнейшей его судьбы, а также в связи с непринятием в отношении этого несовершеннолетнего мер по вопросам его образования и обеспечения жильем);

В адрес глав администраций муниципальных образований (в связи с необоснованными отказами в постановке на учет и (или) в предоставлении жилого помещения детям-сиротам; в связи с бездействием по предоставлению детям-сиротам жилого помещения по окончании образовательного учреждения, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в связи с вынесением постановления о закреплении жилого помещения за ребенком-сиротой без соответствующей проверки, в результате чего за сиротой было закреплено уже несуществующее жилое помещение (жилое помещение уничтожено в результате пожара); в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение, непригодное для проживания; в связи с тем, что после вынесения судом решения о лишении родительских прав матери ребенка и передаче его на попечение органу опеки и попечительства, ребенок остался проживать с матерью; в связи с тем, что органом опеки и попечительства было дано заключение о невозможности совместного проживания лица из числа детей-сирот с иными лицами в закрепленном за ним жилом помещении без обследования данного жилья; в связи с тем, что органом опеки и попечительства соответствующего муниципального образования и главой этого муниципального образования не направлялись заявки о выделении денежных средств на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении; в связи с несвоевременным направлением списков нуждающихся в жилье детей-сирот);

В адрес руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в связи с несвоевременным установлением несовершеннолетнему ребенку статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, что впоследствии привело к нарушению жилищных прав этого ребенка);

В адрес руководителей ГУП БТИ (в связи с допущенными ошибками при изготовлении технических паспортов на жилое помещение, которое было закреплено за несовершеннолетними, в части неправильного указания площади жилого помещения и количества комнат);

В адрес прокурора Ивановской области (в связи с неисполнением и.о. прокурора г. Кинешмы обязанности по обеспечению участия представителя прокуратуры в судебных заседаниях, а также в связи с непредставлением доказательств, обосновывающих заявленные требования, чем не была обеспечена надлежащая защита интересов несовершеннолетнего).

В ряде случаев суды направляли частные определения в адрес соответствующих прокуроров в целях организации проверки и принятия, необходимых мер (например, по фактам приобретения по муниципальным контрактам и последующего предоставления по договорам социального найма детям-сиротам жилых помещений, не отвечающих установленным требованиям, в том числе по уровню благоустроенности; по факту лишения несовершеннолетнего права пользования закрепленным за ним жилым помещением).

При рассмотрении споров, касающихся предоставления квартир детям-сиротам, необходимо применять следующее законодательство:

1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007, N 1).

5. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).

6. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 10.04.2013 (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2013, N 6, вопрос N 1) и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 17 января 2013 года N 36-О).

7. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года.

Дети-сироты, по окончании пребывании в приемных семьях или в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот, имеют право на получение благоустроенного жилья.

Согласно Закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (ст. 8) и ЖК РФ (п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1 и 109.1), право на предоставление жилья детям-сиротам возникает с условием, что у них в собственности нет закрепленного за ними жилья, а также если сохраненные за ними жилые помещения, которые они раньше занимали, недоступны для их проживания после возвращения.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот

Обеспечение детей-сирот жильем производится в следующем порядке: по достижении 18 лет ребенок пишет заявление о предоставлении ему жилья. Обеспечение жильем может быть и до достижения ребенком-сиротой возраста 18 лет, например, по достижении им полной дееспособности, когда он завершает обучение в школе, заканчивает получение профессионального образования, возвращается после прохождения военной службы по призыву, по окончании отбывания наказания в исправительном учреждении или по окончании пребывания в медицинской организации для детей-сирот.

Жилье предоставляется из специализированного жилищного фонда, однократно. Это может быть квартира или жилой дом.

По Информации Минюста РФ от 20 июля 2015 г. (см. вопрос № 7), решение жилищной проблемы детей-сирот каким-либо иным способом, кроме предоставления им жилья из специализированного жилищного фонда, не допускается.

Так, не допускается предоставление детям-сиротам субсидий на приобретение (строительство) жилья, предоставление жилого помещения по договору социального найма или в безвозмездное пользование.

Вопросы определения порядка обеспечения жильем детей-сирот решает региональное и муниципальное законодательство. Так, для г. Москвы это: Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений (Приложение № 3 к Постановлению Правительства Москвы № 430-ПП от 14 июля 2015 г.), далее-«Приложение № 3 к Постановлению», и Закон г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 г. (ст. 13: Дополнительные гарантии прав на имущество):

Включение ребенка в региональный перечень детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем

Необеспеченные своим жильем (по договору социального найма или по праву собственности) дети, в случае, когда подтверждена невозможность их проживания в ранее занимаемом ими жилом помещении, включаются в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, с момента достижения ими возраста 14 лет.

Данный список, согласно Закона № 159-ФЗ (п. 3 ст. 8), Закона № 61 (ч. 3-5 ст. 13), Постановления Правительства г. Москвы № 566-ПП от 08 сентября 2015 г. (п. 1) и Приложения № 1 к Постановлению (п. 2), ведет орган исполнительной власти субъекта РФ. В частности, для Москвы список ведет Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Приложение № 1 к Постановлению (п. 3) определяет категории детей-сирот, подлежащий внесению в список. Это дети-сироты:

  • Которые имеют место жительства в г. Москве.
  • Которые не имеют места жительства в г. Москве и при этом занимают места в государственных организациях стационарного социального обслуживания Москвы.
  • Которые не имеют своего места жительства в г. Москве и находятся под надзором в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Обзору судебной практики ВС РФ № 4 (2016), утвержденному Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 г. (п. 12), место жительства ребенка-сироты трактуется в данном контексте как фактическое место проживания, а не место, где ребенок зарегистрирован, но не проживает.

Включение ребенка в список производится по заявлению его законного представителя не позднее, чем с момента достижения ребенком возраста 14 лет пройдет 2 месяца. Заявление подается в орган опеки и попечительства.

Если законный представитель не подает заявление в орган опеки, дети имеют право заявить о своем включении в список в орган опеки самостоятельно. Так же самостоятельно заявляют о своем включении дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения 18 лет (см. п. п. 4 и 6 Приложения № 1 к Постановлению).

В Приложении № 1 к Постановлению (см. п. п. 10, 13, 15, 16, 21 и 23) указано, что примерный срок с момента подачи заявления в орган опеки до получения копии распоряжения Департамента труда и социальной защиты населения о включении в список (о мотивированном отказе во включении) может составить около трех месяцев.

В каждом регионе существуют специализированные уполномоченные органы, которые ведают решением вопросов по обеспечению детей-сирот жильем. В Москве обеспечением жильем детей-сирот занимается, согласно Постановлению (п. 2), Приложению № 3 к Постановлению (п. 1.2) и п. п. 1.1 и 1.3 Положения, утвержденного Распоряжением Правительства г. Москвы № 547-РП от 19 апреля 2002 г., Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (далее – «Комиссия»).

Жилые помещения для детей-сирот предоставляются на основании Договора найма специализированного жилого помещения.

Согласно п. п. 2.3 и 2.4 Приложения № 3 к Постановлению, дети-сироты, достигшие полной дееспособности до наступления 18 лет, обращаются с заявлением о предоставлении им жилья самостоятельно. Так же самостоятельно обращаются за предоставлением жилья дети-сироты, по отношению которых их законные представители в установленный срок не обратились.

В случае, когда ребенок-сирота воспитывается в приемной семье, заявление о предоставлении ему жилого помещения направляет его (законный представитель) в орган опеки и попечительства. Срок обращения – до наступления 1 апреля года, в котором ребенку исполняется 17 лет.

Документы в орган опеки для получения жилья ребенком-сиротой

  • Документ, удостоверяющий личность ребенка – сироты, т.е. гражданина РФ.
  • Документ, удостоверяющий личность и полномочия законного представителя ребенка.
  • Справка из медицинской организации, принимающей участие в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи в Москве о том, что ребенок-сирота по состоянию здоровья имеет право на льготы по предоставлению жилья.
  • Если ребенок-сирота на день подачи заявления с орган опеки не проживает по месту жительства – законный представитель ребенка-сироты представляет в орган опеки документ о месте фактического проживания ребенка.

Прочие недостающие документы при необходимости орган опеки запрашивает в соответствующих инстанциях в порядке межведомственного взаимодействия (см. Приложение № 3 к Постановлению, п. п. 2.6-2.8).

Собрав все документы, Комиссия к 1 октябрю планирует и утверждает План обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Утвержденный план будет служить основанием для рассмотрения документов каждого ребенка-сироты. Результатом рассмотрения документов будет вынесение заключения об обеспечении жилыми помещениями каждого ребенка-сироты.

Если документы ребенка представлены не в полном объеме, Комиссия отказывает в предоставлении жилого помещения или снимает с рассмотрения вопрос об обеспечении данного ребенка-сироты жильем.

После оформления протокола заседания Комиссии в течение девяти дней происходит уведомление всех заявителей о заключении, вынесенном Комиссией (см. Приложение № 3 к Постановлению, п. п. 3.1, 3.2, 3.5 – 3.10).

Заключение договор найма специализированного жилья

Предположим, что наше заявление удовлетворено. В таком случае в срок около 100 дней после оформления протокола заседания Комиссии должны осмотреть предлагаемое помещение. При условии, что и ребенок, и его законный представитель выразили согласие с предложенным ребенку-сироте жилым помещением, с ними оформляется и подписывается смотровой талон. Далее в течение трех рабочих дней этот смотровой талон должен быть направлен в Департамент городского имущества г. Москвы.

Не позднее чем через 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества смотрового талона, заключается договор найма специализированного жилого помещения, согласно Приложению № 3 к Постановлению (п. п. 4.5 – 4.7).

Договор найма заключается на пять лет. Заключенный договор, как основание для вселения в жилое помещение, позволяет получить регистрацию по месту жительства (см. Закон № 159-ФЗ (п. 6 ст. 8), Постановление Правительства РФ № 548 от 28 июня 2013 г. и Приложение № 3 к Постановлению (п. 4.8)).

Согласно договору найма специализированного помещения плата за него не взимается. Пользователь жилья обязуется использовать его исключительно для личного проживания. Оплачиваются по ставкам, установленным для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, только потребленные коммунальные услуги.

Орган опеки во взаимодействии с уполномоченным органом исполнительной власти, в соответствии с Законом № 61 (ч. 11-13 ст. 13) и Приложением № 3 к Постановлению (п. п. 4.11-4.12), осуществляет контроль над использованием жилых помещений по назначению.

Переоформление договора найма специализированного жилого помещения по окончании срока его действия

Можно ли продлить договор найма специализированного помещения? При условии, если пользователь надлежащим образом исполняет все договорные обязательства и при этом существуют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания ему содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор может быть продлен, единовременно на новый срок.

В противном случае, согласно ч. 9 и 10 ст. 13 Закона № 61, он подлежит расторжению с заключением договора социального найма в порядке, установленном Правительством Москвы.

При возникновении необходимости оказания квалифицированной помощи юриста в отношении защиты интересов детей-сирот, например, если в отношении предоставления жилого помещения ребенку-сироте возникает спор, данная помощь оказывается в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на безвозмездной основе. При необходимости представления интересов ребенка-сироты в суде потребуется оформление доверенности на представителя, оформленной через нотариуса (см. ГПК РФ (ч. 2 ст. 53), ГК РФ (ст. ст. 185, 185.1) и Закон № 324-ФЗ от 21 ноября 2011 г. (п. 4 ст. 20)).

Ребенок, оставшийся без родительской заботы, сталкивается с огромными трудностями на этапе взросления. Именно поэтому государство оказывает ему максимальную посильную помощь. Один из ее обязательных пунктов – предоставление таким детям жилья. Действия в рамках права в этом вопросе контролируются

Общие сведения

Закон о получении жилья оглашает спектр безусловных прав (включая имущественные), гарантируемых государством детям-сиротам. Источником финансирования расходов на эту статью становятся бюджеты областей РФ.

Что по закону полагается сиротам?

  • Денежные выплаты социального и трудового характера;
  • Средства для содержания, выплачиваемые родителем, которого лишили родительских прав;
  • Особые преференции по учебе и стипендия;
  • Жилье от государства либо родительская квартира, права на которую сохраняются;
  • Льготные привилегии при оплате услуг ЖКХ (также для опекунов. Подробнее );
  • Пользование услугами медицины бесплатно;
  • Поездки по сниженной цене в лечебные учреждения и санатории;
  • Поездки на коммунальном транспорте не оплачиваются;
  • Выплата пособий от властей местного уровня.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона об опеке и попечительстве в 2018 году

Содержание закона об обеспечении детей-сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ был утвержден депутатами Госдумы 4.12.1996 . Совет Федерации одобрил его 10.12.1996 . Измененная версия ФЗ датируется 2017-м (1.05) . Закон регламентирует условия по нахождению сирот до момента наступления совершеннолетия. После они должны покинуть место актуального пребывания. Для урегулирования этого вопроса государство предусматривает выдачу бесплатного жилья несовершеннолетним сиротам и сиротам, не сумевшим приобрести собственную жилплощадь по достижении 23 лет.

ФЗ 159 содержит тринадцать статей. Его суть сводится к следующим тезисам:

  • Терминология;
  • Содержание актов, гарантирующих поддержку сирот государством;
  • Комплекс мер по предоставлению дополнительных преференций;
  • Заверенное получение финансовых дотаций;
  • Привилегии и льготы на образование, медицинскую поддержку, имущественные гарантии и пр.;
  • Защита, гарантируемая судебными инстанциями;
  • Взыскание мер за несоблюдение или игнорирование актуального ФЗ.

Примеры лексики, используемой в ФЗ (ст. 1):

  • Опека и попечительство – меры по наблюдению за несовершеннолетними, лишенными семьи. От опеки попечительская забота отличается тем, что ей подлежат дети возрастом 14 – 18 лет;
  • Полным государственным обеспечением называют форму надзора и контроля над судьбой несовершеннолетних, в ходе которых им предоставляется полный комплекс услуг и материальных благ для оптимального уровня жизнедеятельности;
  • Выпускниками организаций для сирот называют лиц, помещенных в соответствующие учреждения согласно жизненным обстоятельствам и завершивших период своего нахождения на данной территории.

Описание ответственности за нарушение условий закона номер 159 содержится в ст. 11:

  1. Взыскательные меры при несоблюдении пунктов ФЗ 159 накладываются на служебных лиц органов государственной власти, субъектов и органы местного управления;
  2. Любой акт федерального уровня, ограничивающий или затрудняющий исполнение прав сирот, расценивается как недействительный;
  3. Видом ответственности служат дисциплинарные, административные и уголовные взыскания.

Когда будет предоставлено жилье?

Жилплощадь, выделяемая по закону несовершеннолетним, не имеющим родителей, предоставляется согласно ФЗ под номером 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ФЗ регулирует распределение жилья, а исполняют процедуру представители местных властей. Сиротам предоставляется жилье без очереди (согласно положениям от 2013 г.). В соответствующий реестр претенденты попадают по достижении ими 14-летнего возраста. Заявление на получение жилья заполняют лица, под чьей опекой или попечительским надзором пребывает ребенок, либо руководители учреждения, где тот проживал. Сирота может составить упомянутый документ лично после наступления совершеннолетия.

Вам будет интересно: 161 ФЗ в последней редакции. Подробнее

Существует перечень особых условий, согласно которому проходит выдача жилплощади. Так, в праве отказывают лицам, которые уже владеют жильем, взятым в пользование в результате заключения договора о найме. Сирота не сможет обрести жилье, если постоянно находиться на его площади намерены другие лица, оно предоставляется только для личного пользования. Еще одним основанием для начала процесса выдачи жилья служит фактор проживания претендентом в непригодной для этого обстановке. Разрешение на обмен или продажу полученного жилья подтверждается документально представителями областной администрации.

Закон о выдаче детям-сиротам квартир утверждает право на жилье для:

  • Оставшихся без родительской опеки в возрасте 18 лет;
  • Детей-сирот, признанных дееспособными досрочно;
  • Несовершеннолетних без попечения, освобожденным из пенитенциарных заведений;
  • Прошедших военную службу;
  • Получивших специальную техническую подготовку.

Приватизировать полученное жилье нельзя. Также есть факторы, требующие документального подтверждения, которые определяют запрет для сироты находиться в пределах выделенной жилплощади:

  • Несоответствие выданного жилья нормам Жилищного кодекса и другие мотивы, по которым оно является неподходящим для пребывания;
  • Общее нахождение с родителями, не имеющими родительских прав по решению суда;
  • Пребывание на общей жилплощади с родственником или другим лицом, имеющим заболевание в тяжелой форме и требующим перманентного ухода.

Скачать закон о предоставлении жилья детям-сиротам

Ребенок-сирота острее переживает любые трудности. Оказать моральное и финансовое содействие – одна из наиболее актуальных задач общества. Необходимая в тяжелые минуты поддержка даст несовершеннолетнему почувствовать себя увереннее и влиться в социум. Поэтому жилье детям-сиротам является не привилегией, а безусловным правом.

Скачать и изучить Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в полном объеме можно .

В России в прошлом десятилетии очень остро стояла проблема детей-сирот. Всевозможные детские дома и приюты были заполнены малышами и подростками, которые остались без родителей из-за смерти последних, или из-за лишения их родительских прав. Государство несет полную ответственность за маленьких граждан все время их нахождения в учреждениях. Но любой ребенок вырастает. И вот однажды сироте говорят, что он может быть свободен и волен выбирать свою дорогу в жизни.

Это действительно тяжело, когда за твоей спиной никого нет: ни родителей, ни родственников, которые подставят плечо и поддержат, если ты оступился. Государство не может обеспечить всех без исключения сирот такой поддержкой или отдать их в семьи, готовые им помогать. Но зато оно может предоставить такой категории граждан жилье.

Кто считается сиротой?

Кто такие дети-сироты? Государство обязуется обеспечить жильем малышей и таких ребят, которые остались без попечения родителей или иных опекунов. Предоставление жилья является гарантированной социальной поддержкой. К детям-сиротам относят ребят, у которых умерли родители.

Ребенок считается находящимся без попечения, если:

  • было произведено лишение родительских прав по причинам нахождения родителей или опекунов ребенка в местах лишения свободы,в случае признания их недееспособными и другим причинам;
  • родители признаны отсутствующими безвестно;
  • находятся в лечебных учреждениях.

Таким образом, в рамках социальной поддержки гарантированно осуществляется предоставление жилья детям-сиротам. Закон говорит о том, что это правило касается всех детей-сирот, которые потеряли опеку родителей до совершеннолетия.

Что нужно делать, чтобы встать в очередь?

Вся сводная информация хранится в Министерстве образования и науки по области. Как встать в очередь на квартиру ребенку-сироте? По закону списки лиц, которые должны быть обеспечены жильем, составляются органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется органом исполнительной власти данного субъекта.

Дети-сироты, достигшие 14-летнего возраста, ставятся в очередь на квартиру автоматически. Если ребенок уже достиг совершеннолетия, а в списке на получение квартиры его нет, то необходимо выполнить следующие действия.

Что делать совершеннолетним сиротам?

Как встать в очередь на жилье детям-сиротам при достижении совершеннолетия? Чтобы таких ребят внесли в списки на получение квартиры от государства, им понадобится заполнить специальное заявление. К нему необходимо приложить:

  • ксерокопию свидетельства о рождении;
  • ксерокопию паспорта;
  • ксерокопии документов, которые могут подтвердить отсутствие родительского попечения (свидетельство о смерти родителей, постановление об установлении опеки, решение суда о лишении родительских прав и прочее).

Форма заявления утверждается региональным Министерством образования и науки. Подобное заявление рассматривается менее 10 дней (календарных).

Если у сироты есть квартира, но он не может в ней проживать, то к данному заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие это обстоятельство:

  • ксерокопию решения суда;
  • заключение комиссии о невозможности проживания в данной квартире (из-за несоответствия жилья санитарно-техническим нормам и правилам, либо из-за наличия у других проживающих в этой квартире тяжелой формы хронических заболеваний);
  • документ (технический иликадастровый паспорт, свидетельство государственной регистрации), содержащий информацию о количестве проживающих в данном помещении людей.

Такое заявление рассматривается не менее 40 дней (календарных).

Каким образом оформляется полученная по закону квартира?

Не так давно произошло изменение закона, закрепляющего право детей-сирот на жилье в рамках социальной программы. Раньше оно предоставлялось по договору социального найма с правом мгновенной приватизации и оформлением квартиры в собственность. Но это повлекло неприятные последствия, когда сирота решал продать эту квартиру, и по неопытности лишался ее.

Закон был изменен таким образом, что после получения квартиры, выданной по договору специального найма сроком на 5 лет, сирота не может ее приватизировать в течение этого срока, а значит, не сможет продать это жилье или сдать в аренду.

Почему сироте нельзя жить в предоставленной ему квартире?

Есть ряд обстоятельств, при которых невозможно проживание на, казалось бы, уже выданной ребенку-сироте квартире. При наличии таких обстоятельств предоставление жилья детям-сиротам реализуется снова и в полном объеме.

К таким обстоятельствам относятся:

  • в этой квартире живут родители, лишенные родительских прав;
  • в этой квартире живут люди, страдающие хроническим заболеванием в тяжелой форме;
  • эта квартира непригодна для проживания из-за несоответствия санитарным и техническим нормам;
  • квартира имеет маленькую жилплощадь, недостаточную для размещения (площадь квартиры, полагающаяся каждому проживающему лицу, меньше нормального значения этого показателя);
  • наличие у ребенка-сироты тяжелой формы хронического заболевания, при котором проживание вместе с ним невозможно.

Если хотя бы один из пунктов имеется в наличии, то необходимо обращаться в орган опеки и попечительства с целью написания заявления о факте несоответствия жилья. Подобное заявление рассматривается в срок до 30 дней (календарных). В случае положительного решения делается вывод о необходимости повторной постановки ребенка-сироты в очередь на получения нового жилого помещения.

Когда государство дает жилье?

С какого возраста осуществляется получение жилья детьми-сиротами? Когда ребенку-сироте исполняется 18 лет, от государства ему передаются ключи от жилого помещения по описанному выше договору социального найма. В случае наступления полной дееспособности раньше совершеннолетия вероятна выдача имущества даже раньше. Если ребенок-сирота выйдет из детского дома до 18 лет, он так же получит причитающуюся ему по закону квартиру незамедлительно.

Если же по достижении восемнадцати лет сразу после детского дома юноша пошел в армию, то квартира может быть получена им по заявлению после окончания срока службы.

В каком регионе может находиться квартира, выдаваемая детям-сиротам?

На практике квартиры выдаются в том же регионе Российской Федерации, где находится детский дом, за которым был закреплен ребенок-сирота. Но по заявлению предоставление жилья детям-сиротам возможно в другой области. Если сирота долгое время служил в Архангельской, а воспитывался в Тульской области, то по его желанию органы власти первой могут рассмотреть его заявление и в итоге предоставить квартиру.

Требования к жилому помещению

Далеко не всегда дети-сироты оказываются обеспеченными квартирами. Нередко по этой программе они получают дома в частном секторе. Все жилые помещения в обязательном порядке должны быть пригодны для жилья, обеспечены электричеством, газом, водоснабжением. Отопление должно быть только централизованным, никаких АГВ или печей.

Если рассматривать деревянный частный дом, то он должен быть не старше 15 лет. Количество квадратных метров должно удовлетворять условиям проживания на этой площади ребенка-сироты.

Есть ли дополнительные льготы?

Какие еще существуют социальные льготы детям-сиротам? Ежемесячно они получают от государства пенсию по потере кормильца. Она зачисляется на собственный свет ребенка, открытый в банке, но распоряжаться денежными средствами без ограничений он может только по достижению совершеннолетия. С 14 до 18 лет, если ребенок пожелает снять часть причитающейся ему суммы, ему необходимо получить разрешение от органов опеки.

Таким образом, обеспечение жильем детей-сирот является одним из самых приоритетных направлений работы по социальному обеспечению государства. Ежегодно с этой целью приобретаются квартиры в новостройках, в которых уже присутствует чистовой ремонт, и эти жилые помещения передаются сиротам. Предоставление жилья детям-сиротам в рамках социальной программы реализуется уже давно и совершенствуется с каждый годом. Поэтому воспитанники учреждений могут не беспокоиться, что после 18 лет они останутся на улице. Но нужно быть готовым к тому, что получение жилья займет некоторое время.