Правовой аспект социальной опеки. Исследование законодательных аспектов социальной помощи детям, оставшимся без родительской опеки. Фрагмент работы для ознакомления

Страница 1 из 2

Особенности законопроекта о социальном патронате и деятельности органов опеки и попечительства: теоретико-правовой аспект

Jus est ars boni et aequi.*
Законы должны искоренять пороки
и насаждать добродетели.

Цицерон.

В любой научной деятельности есть два взаимосвязанных направления: фундаментальные инновационные исследования и прикладные разработки по практической реализации фундаментальных достижений. Между ними нет «китайской стены», они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Результаты фундаментальных исследований могут иметь прикладное применение, а прикладные разработки дать толчок новым фундаментальным изысканиям и их уточнениям, и новым законам. Таким законом является законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».

Патронат – передача детей на воспитание в семью на определённый срок, по договору: лучшая форма устройства детей, временно лишённых родительского попечения.

Автор считает, что социальный патронат – это система административно-правовых мер, применяемых органами опеки и попечительства с целью предотвращения социального сиротства и оказания семье неотложной помощи в воспитании, лечении, образовании ребёнка.

Что же касается опеки и попечительства, то это индивидуальные административно-правовые формы защиты прав ребёнка, оставшегося без попечения родителей, представляющие комплекс мероприятий по устройству его в семью, а также содержанию, воспитанию, образованию и представительству. Над малолетними лицами в возрасте до 14 лет, оставшимися без попечения родителей, устанавливается опека, а над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

В преддверии принятия закона о социальном патронате ещё есть возможность у всей общественности России высказать своё мнение, касающееся острой проблемы Детства, которая требует своего законодательного решения.

Социальный патронат…, Опека и попечительство… По мнению автора эти формулировки не новы! Они появились в результате длительных эволюционных шагов всей русской истории, и долгое время были обозначаемы хорошими исконно русскими словами: «призрение», государственное призрение, надзор малолетних, составной частью которого является, патронирование русской семьи в свете принятых международных и наших национальных документов, закрепляющих законодательными актами Российской Федерации такую необходимую и полезную деятельность. Назрела настоятельная необходимость внесения определённых уточнений в уже принятые решения, чтобы отразить в них те качественные изменения, которых требует время, политическая, экономическая, социальная и нравственная сегодняшняя ситуация в российском обществе.

«Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть лёгким окажется путь», – приходят на ум слова известной нам песни «Перед дальней дорогой». Но лёгких путей, как мы знаем, не бывает, а значит в который раз надо «посидеть» и подумать основательно.

Уже обозначился громким эхом «родительский код», высказались правозащитники, предложив своё видение этой проблемы, рассчитывающие, что соответствующие выводы будут сделаны институтами опеки и попечительства, приёмной семьи и др. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, как и большинство российских граждан, против внедрения институтов ювенальной юстиции в нашей стране. Она считает, что опыт других государств, на который ссылаются поборники этого института, не отвечает национальным особенностям, культуре России, ее народов. Для неё неприемлемо лежащее в основе ювенальной юстиции искусственное противопоставление прав родителей и прав ребёнка, причем этим последним придается абсолютный приоритет. Она не видит оснований для такого противопоставления. По её мнению, в России для отстаивания интересов ребенка достаточно структур Уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка, институтов гражданского общества.

А Президент России В.В. Путин, найдя «риски» в законе о патронате, заметил, что суверенитет семьи нарушать нельзя, русской семьи с её давно и своеобычно сложившимися национальными традициями, где рядом живут добродетели и пороки и надо, чтобы «первые» восторжествовали (добродетели), а вторые (пороки) были искоренены с помощью «умных» законов, обсуждаемых большой российской семьёй.

А в центре законопроекта – ребёнок, составляющий опору трона государства и, принимая документ, «…мы должны видеть в ребёнке залог новых судеб человечества; и только это заставит нас осторожно обращаться с тонкими нитями детской души, ибо как раз из этих нитей будут некогда сотканы мировые судьбы».

Он считает, что в законодательных актах (законах) до сих пор отсутствуют определения, касающиеся самого понятия «социальный патронат», а значит, отправляясь в дорогу, надо ещё на пороге договориться о терминах.

За три года, начиная с 2009-го, на 6,9% увеличилось число поступивших в органы опеки и попечительства сообщений о детях, находящихся в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью: в 2009 г. – 37 355, в 2011 г. – 39 947, в 2012 и 2013 гг. идёт увеличение.

Тезис «дети, находящиеся в обстановке, угрожающей их жизни и здоровью» сам по себе тревожен. Факты о поступивших в органы опеки и попечительства «тревожных» сообщений красноречивы, – статистика упрямая вещь. Но каковы причины этих поступлений, – остаётся за кадром, анализ цифровой никак не подкреплён анализом нравственным.

Проведённое исследование показало, что картина детства в Российской Федерации, представленная в 2001 году на Всемирном антитеррористическом форуме директором НИИ детства Российского Детского Фонда профессором Е.М. Рыбинским, вызывает опасение. В своём докладе он утверждал, что беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством, в России около 2 миллионов. Идёт увеличение числа преступлений со стороны несовершеннолетних: если в 1990 году их было зарегистрировано 164 тыс., то в 2000 году – 195 тыс. В России 2 миллиона неграмотных детей, 675 тыс. детей-инвалидов и около 700 тысяч детей-сирот. Численность детей, совершивших правонарушения и преступления, от года к году растёт, детская преступность молодеет и феминизируется. В 1999 году зарегистрировано 17 тысяч случаев посягательства на жизнь детей, 200 детей убиты своими родителями, 1500 подверглись сексуальному насилию, 2000 покончили жизнь самоубийством, зарегистрировано 208 тыс. преступлений, совершёнными подростками, в результате 195 тыс. несовершеннолетних лишены свободы. В колониях для несовершеннолетних – 171 тыс., в домах ребёнка при женских тюрьмах – около 500 детишек до трёх лет. В 2013 году положение в сфере детства в России продолжает оставаться не просто тревожным, но во многих случаях катастрофическим. В 2011 году было зарегистрировано 654 355 детей-сирот. И только 18 000 граждан приняли решение взять ребёнка в свою семью.

За 2012 год в России выявлено около 74,7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 12,7 тыс. чел. – дети-сироты, оказавшиеся без родителей. Глобальной представляется угроза роста количества социальных сирот (социальные сироты – дети, оставшиеся без попечения при живых родителях) – ежегодно на 7о тысяч. Более 62 тыс. чел. (83,0 %) – социальных сирот, имеющих родителей, но воспитывающихся в детских домах, домах ребёнка и т.д. было выявлено в прошлом году. На начало 2013 года на учете состояло 643 757 чел. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 516 592 ребенка устроены на семейные формы воспитания; более 104 тыс. детей живут в интернатах. Социологические опросы населения, проводимые ВЦИОМ показывают, что россияне больше всего переживают за будущее своих детей. Проведённое автором исследование показывает, что по экспертным оценкам Россия будет ежегодно терять по 300 тысяч детей. И к 2025 году на население в 125-145 миллионов она будет иметь лишь 22 миллиона детей. А это означает, что через 15 лет мы будем на грани официальной катастрофы. Для сравнения: в США в данное время – 72 миллиона детей, а у нас почти в 3 раза меньше. К 2021 году у них будет более 100 миллионов детского населения, а в России уже в 5 раз меньше.

Количество разводов относительно зарегистрированных браков – 75%. Автор представляет себе, что стоит за этим. Женщина после развода остаётся незащищённой, а закон не может обеспечить её право на получение алиментов. Службы судебных приставов в регионах не работают, особенно там, где лишь до десяти процентов взыскиваются алименты. Уже возник прецедент о государственном алиментном фонде. Закон 2004 года, отменивший необходимость согласия органов опеки на выписку с жилплощади ребёнка, – ещё одна лазейка для горе-отцов и коррупции. Она привела к многочисленным случаям выселения отцами бывших жён с детьми на улицу. Это очень похоже на законодательные диверсии. Таким образом, девелоперы (посредники на рынке недвижимости) заработали огромные деньги, но никто из них ни одной копейки не вложил в социальное жильё. Законодатель пошёл на поводу в угоду банкам, рыночным отношениям без всякого обременения жильё продавать, закладывать, отчуждать, а пострадали дети. Можно ли считать это конституционным?! Катастрофически не хватает детских садов: детсады, поликлиники, санатории закрывались, перепродавались, сдавались в аренду, в обход закона перепрофилировались. И это делали олигархи, зарабатывая на приватизации этих зданий. Сегодня очередь в детские сады – на 10-15 лет вперёд.

Жестокое обращение с детьми в России в XX веке, – это обескураживающий прецедент. До сих пор отсутствует единый телефон спасения детей. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка совместно с МЧС России озвучили эту проблему. Выделяемые бюджетом средства на создание центров социальной защиты детей тратятся «нецелево», не по назначению. Требуется увеличение помощи беременным роженицам, многосемейным. Нуждается в совершенствовании Семейный кодекс; необходимо внесение изменений в законодательство о разводах, а также усиление уголовного наказания за неуплату алиментов и т.д. Детские «риски» – это не решение проблем в Российском обществе. А ведь Россия пыталась их решать в своей истории, в том числе ещё в дореволюционный период, думая о системе административно-правового регулирования защиты прав ребёнка.

Проведённое исследование показывает, что статистика изобилует болезненными цифрами социального сиротства в России, детских правонарушений, правонарушений взрослых в семье, искажённых их представлений о нормах личной нравственности и нравственной жизни, которые они показывают детям в ходе их воспитания, развития, образования и которые непременно должны быть поправлены. Закон должен сказать в том числе и об этом. На слабость экономического положения отдельных семей следует ответить заботой государства об их материальном положении. И здесь требуется принятие новых законов и решений. На пути, на предстоящей дороге нас всегда ждут барьеры, которые нужно преодолеть. Значит, нужны усилия для преодоления косности и малоподвижности, усилия сконцентрированной воли, мысли, чувства, разума, желания победить. Об этом нам всем предстоит подумать. И, прежде всего, о совокупности мероприятий по отношению к семье, где ребёнку плохо, о размере и объёме социального патроната, о тесном увязывании нового законопроекта с другими, уже принятыми, действующими, никем не отменяемыми.

Пусть не покажется странным, что серьёзной теоретической статье по проблемам социального патроната автор предложит идеи трёх замечательных мировых сказок, точнее даже притчей о Маленьком человеке, который заслуживает к себе Большого уважения всех взрослых: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (Франция), Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Далёких мест не бывает» (Англия), Андрея Усачёва «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (Россия). Речь идёт о серьёзных педагогических и нравственных формулах, без знания и понимания которых, а главное, без отсутствия их в руках реформаторов, нельзя ничего серьёзного решить и принять. Выберем две главные из них: «Мы в ответе за тех, кого приручили» и «Зорко одно лишь сердце». Перефразировав их, автор говорит, что формулы эти звучат сегодня категорично по отношению не к одному только отдельному взрослому человеку, а к государству: «Мы в ответе за тех, кого обязаны приручить». И снова промедление смерти подобно, ибо повторяющимся рефреном звучат слова: «Спасти детей, а значит – спасти будущее».

Все три автора сказали своим интуитивным творчеством о маленьком человеке, о его достоинствах и загадках, о том, что, пройдя через призму науки, личность ребёнка становится достоянием всего существа. То же – в современных разрабатываемых законах о ребёнке и о социальном патронате, к нему в трудных случаях, обращённых, когда семья и родители при определённых обстоятельствах с ним не справляются и государство в лице опеки и попечительства хочет и обязано ему, маленькому человеку, помочь.

И «Маленький принц» (Франция), и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (Англия), и девочка Рэй Хансен пяти лет, и «Всеобщая Декларация прав человека» для детей и взрослых, пересказанная русским детским писателем А. Усачёвым, рассказавшим о Маленьком человеке, который работал и поведал всем Взрослым, «что хоть они и Большие люди, а того не разумеют, что в их сказочном городе люди удивительно безграмотны, они не знают или плохо знают Всеобщую декларацию прав человека. Особенно большие начальники» – высказывают правильные идеи.

Прав был Профессор В.В. Лунеев, сказав, исследуя вопросы совершения несовершеннолетними правонарушений, что несовершеннолетние – это будущее любой страны. Они составляют около 20% населения страны, но это 100% её будущего. Как бы мы ни относились к профилактической и воспитательной работе с ними, ясно, что противодействие девиациям несовершеннолетних – самая главная криминологическая проблема общества.

По мнению автора статьи, главными причинами преступности несовершеннолетних являются:
– Грубость, жестокость родителей при воспитании ребёнка.
– Алкоголизм, наркомания родителей.
– Употребление несовершеннолетним наркотических средств, психотропных веществ, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков.
– Отсутствие должного воспитания: безразличие родителей к умственным способностям ребёнка.
– Неудовлетворение потребностей несовершеннолетнего: духовных и материальных.
– Развитие ребёнка в негативной семейной обстановке (драки, скандалы, конфликты и др.).
– Непрививание ребёнку нравственных стремлений, связанных с развитием воли, установлением гармонии везде и всюду, где только представится к этому случай.
– Зависть ребёнка своим сверстникам, стремление к самоутверждению.
– Тяжёлое материальное положение семьи.
– Стремление ребёнка подражать своим друзьям-несовершеннолетним, уже совершившим противоправные общественно опасные деяния и др.

Автор не будет подробно останавливаться на изучении причин и особенностей правонарушений несовершеннолетних, так как это уже блестяще сделано Г. М. Миньковским, автором и руководителем первых комплексных работ по борьбе с преступлениями несовершеннолетних, защитившим первую докторскую диссертацию ещё в далёком 1974 году на тему: «Личность несовершеннолетнего преступника и современные проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР» и профессором, Лауреатом Государственной премии РФ по науке и технике Виктором Васильевичем Лунеевым.

Концентрирование усилий на «патронате» (повторюсь) – и дань времени, и тревожной статистике, и задаче, вытекающей из требований международных документов и из недостатка законодательной базы, законодательных решений… Ребёнок просит государство: «Спасите, защите меня! Я – гражданин Вашей страны, я – ваше настоящее и будущее, я – равный с Вами, взрослые, в правах. Но мне тяжелее, чем Вам. Имея права и обязанности, зафиксированные Всеобщей Декларацией прав человека, Декларацией прав ребёнка К.Н. Вентцеля, представленной автором в приложении к статье, Декларацией прав ребёнка 1959 года, Конвенцией ООН о правах ребёнка, я в праве рассчитывать на безусловное их исполнение».

И социальный патронат становится в этом смысле и целью, и средством защиты детей в их жизненных устремлениях и перспективах жизни, ответом на ожидаемые ребёнком изменения в его «трудной» жизни.

Чем совершеннее Закон, тем ближе он к осуществлению Добродетели. Так встаёт вопрос об искоренении пороков в законе о маленьком человеке и его семье, о реальном обретении им своих прав.

Выступая в Колонном зале Дома Союзов на Первом съезде родителей России, где была учреждена новая общественная организация «Родительская всероссийское сопротивление», представленная шестьюдесятью регионами, В.В. Путин назвал некоторые из пунктов законопроектов о социальном патронате и о контроле за обеспечением прав детей-сирот неоднозначными в трактовке, содержащими явные социальные риски. И добавил по существу: «Такую острую общественную реакцию вызвали законопроекты, предлагающие прямое или косвенное регулирование отношений между родителями и детьми, а также особые правовые механизмы в работе с несовершеннолетними».

Предупреждающе и упреждающе прозвучала мысль о том, что современные методы нужны, но применять их следует аккуратно. Здесь «не может быть места никакой келейности и навязыванию».

С чем же нужно быть острожным? – закон можно принимать только после максимально широкого обсуждения и обретения консенсуса, необходимо:
– уйти от слепого копирования чужого опыта;
– не разрушать традиции российской семьи;
– быть особенно осторожными с лишением родительских прав;
– устранять причины социальных болезней;
– всё внимание семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
– работать с родителями, которые отказываются от детей;
– помогать беременным, которые сомневаются, что смогут вырастить ребёнка;
– помогать тем, кто хочет усыновить детей, в том числе больных, упрощать процедуры, предоставлять льготы;
– действовать и решительно, и деликатно, не забывая о чувственной сфере семьи;
– «уйти от холодных формулировок»;
– в семье видеть национальное достояние.

Кроме того, автор считает, что необходимо обеспечивать надлежащие условия жизни, безопасность, уход, воспитание, образование и развитие, соблюдая при этом права ребёнка; оказывать социально-педагогическую, медико-психологическую помощь, начиная с реабилитационных шагов.

Также следует говорить о системе социального патроната, которая должна пронизывать всё общество: детский сад и воспитателей, школу и учителей, производственные коллективы и родителей. В 1917 году выдающийся педагог К.Н. Вентцель сказал, что никогда, быть может, вопрос о воспитании и защите прав детей-сирот не приобретал такой острой формы, как в настоящее время. Проблемы воспитания и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуальны и на сегодняшний день.

Необходимо внести также серьёзные изменения в уже существующий Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также во всю систему административно-правовой защиты прав ребёнка, увязывать, завязать их в один крепкий демократический узел всей системы профилактики, в том числе с Семейным кодексом. В работе, важной и полезной, требуется не сбрасывать со счетов образовательные, медицинские, юридические и иные организации, в том числе суд, оказывающие социальные услуги.

Основной целью исследования является разработка поправок в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», проект которого уже внесён в Государственную Думу. Данный документ предполагает внесение серьёзных изменений в Федеральные законы «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об опеке и попечительстве».

Однако объективно можно утверждать, что отдельные положения проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» в целях реформирования системы административно-правового регулирования защиты прав ребёнка в России нуждаются в корректировках и уточнениях. Поэтому он предлагает свою редакцию данного нормативного правового документа.

В абзаце 7 статьи 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» установлено: «семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».

Законопроектом, пунктом «а» части 1 статьи 2, предусмотрено слова «либо жестоко обращаются с ними» заменить словами «либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию».

Считаю, что в целях реализации задачи повышения уровня защиты и соблюдения прав ребёнка в семье, в ст.1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимо закрепить отдельным абзацем определение «социально-опасного положения семьи». Полагаю, что без изложения данного понятия, невозможно говорить о «семье, находящейся в социально опасном положении».

В связи с этим автором разработано новое, более полное определение термина «социально-опасного положения семьи», которое включает две составляющие. Оно звучит так: «социально-опасное положение семьи – уровень требований общества по отношению к родителям, нарушившим равновесие и гармонию взаимоотношений с воспитываемым(и) ими ребёнком (детьми), и затянувшийся во времени промежуток, в течение которого в семье, испытывающей жизненные трудности, препятствующие осуществлению должного уровня родительских функций, ребёнок становится трудновоспитуемым по причине утраты этого равновесия». И тут учебное заведение (где вырастет ребёнок) и органы опеки и попечительства объединяются для проведения профилактической работы в ситуациях пьянства, алкоголизма, наркомании родителей.

При этом целесообразнее записать, что «семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, либо создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию, развитию и образованию».

Пунктом «б» части 1 статьи 2 законопроекта предлагается дополнить статью 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» абзацем, содержащим определение «социального патроната».

В законопроекте сказано, что «социальный патронат – форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы, направленной на предотвращение утраты родительского попечения путём оказания семье, находящейся в социально опасном положении, социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего».

Нельзя забывать, что социальный патронат – это систематический комплекс помощи семье, целью которого является оказание не только социальной и духовной помощи, но и материальной в том числе.

Поэтому автор разработал собственное определение «социального патроната». Итак, «социальный патронат – форма осуществляемой органом опеки и попечительства индивидуальной профилактической работы с семьёй, находящейся в социальном опасном положении, направленной на восстановление должного уровня родительского попечения путём предоставления социально-педагогической, медико-психологической, материальной помощи, а также помощи в воспитании, развитии, образовании и защите прав несовершеннолетнего».

Важно, что законодатель в пункте «а» части 2 статьи 2 законопроекта изложил ключевое дополнение в часть 1 статьи 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В случае принятия законопроекта органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних получат возможность проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, проживающих в семье, находящейся в социальном опасном положении.

Автор соглашается с законодателем, что часть 2 статьи 5 Федерального закона необходимо редакционно поправить. Изменение содержится в пункте «б» части 2 статьи 2 законопроекта: после слов «профилактическую работу» дополнить содержание статьи словами «, в том числе в рамках социального патроната». Таким образом, законодателем предлагается использовать следующую конструкцию ч.2 ст.5 ФЗ: Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу, в том числе в рамках социального патроната, в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, развитию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

М.Д. Горячев

ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ОПЕКИ НАД ДЕТЬМИ

Специальность "социальная педагогика" появилась в России недавно. Одной из наиболее острых проблем деятельности социально-педагогических учреждений является обеспечение мер защиты прав детей и установление социальной опеки над ними. В статье рассматриваются правовые и психолого-педагогические аспекты социальной опеки над детьми. Автор сравнивает российское и норвежское законодательства в этой сфере, различные подходы к практике социальной опеки над детьми.

Появление новой для нашей страны специальности "социальная педагогика" (институирована в 1991 г.) связано с реформированием социальной политики и созданием соответствующей модели социальных служб. Как научное направление социальная педагогика имеет свою историю, берет начало в классической педагогике ХУШ-Х1Х вв. Идеи социальной педагогики можно встретить в трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и др. Термин социальная педагогика ввел в обращение А. Дистервег. В России хорошо были известны книги П. Наторпа, Р. Штаммлера, П. Барта, Дж. Дьюи, Р. Кершенштейнера, В. Лая...

Отечественная социальная педагогика на рубеже Х1Х-ХХ вв. была представлена исследованиями П.П. Блонского, К.Н. Венцеля, П.Ф. Каптерева, М.В. Крупениной, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др., объяснявшими влияние условий жизни, прежде всего социальных, на формирование личности ребенка. Ученые установили прямую зависимость между социальным неблагополучием, неблагоприятными для воспитания детей факторами и трудностями их развития. Анализируя условия жизни подрастающих поколений, педагоги делали вывод о том, что у детей нет детства, т. к. "тяжесть жизни вторглась в него и разрушила" (С.Т. Шацкий) . Если человек несовершенен, потому что несовершенен окружающий ребенка мир, то помочь ему можно, только изменяя условия его жизни, формируя среду, благоприятствующую задачам развития и воспитания. К сожалению, социальная педагогика в нашей стране разделила судьбу генетики, кибернетики, педологии...

В настоящее время одной из профессиональных задач, стоящих перед социальной педагогикой, является осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности ребенка . Одним из способов ее реализации является установление опеки.

Опека - это попечение о личных и имущественных правах недееспособных граждан, в частности детей, а также наблюдение за ними, возлагаемое обществом, государством на кого-либо и осуществляемое под контролем государственной власти. Когда говорят об опеке над ребенком, обычно имеют в виду его воспитание, удовлетворение повседневных потребностей, создание условий, необходимых для жизни и успешного развития. Опека включает в себя все виды деятельности родителей или опекунов, которые заботятся о собственных детях (опекаемых).

К сожалению, не все дети окружены родительской любовью и вниманием. В силу каких-то причин рядом с ребенком нет близких ему людей, готовых взять на себя все заботы о нем, тогда его опекает общество, созданные государством учреждения для оказания социальной помощи и поддержки. В этом случае говорят о социальной опеке над детьми.

Современные концепции социальной опеки над детьми основываются на принципе профилактики детского неблагополучия. Компетентным органам предоставлено право вмешательства в жизнь семьи в тех случаях, когда существуют все признаки неблагополучия ребенка, его запущенности, недостаточной заботы о нем со стороны родителей, если ему не обеспечен надлежащий уход, отсутствует или недостаточно воспитание, происходит злоупотребление ребенком и т. д.

Детская запущенность определяется как неудача тех, на кого возложена ответственность за заботу, воспитание, образование и содержание несовершеннолетних, обеспечение условий, необходимых для здорового физического, психического, нравственного и духовного развития, например, неудовлетворительное, недостаточное питание; неправильный надзор за ребенком или отсутствие его; недостаточная забота о здоровье ребенка; необеспечение условий для нормального обучения и воспитания.

Злоупотребление ребенком - это постоянное нанесение вреда психическому здоровью ребенка, его эмоциональному состоянию со стороны взрослых, от которых он зависит - родителями, старшими братьями, сестрами или другими лицами, отвечающими за попечение ребенка - посредством умышленных побоев,

неконтролируемого телесного наказания, систематического осмеяния, действий, ведущих к деградации, задержке духовного развития, сексуального злоупотребления.

Социальная опека предусматривает создание условий для нормального развития несовершеннолетнего, его воспитания, жизни, контроль за всем этим со стороны компетентных учреждений и т. п. Виды социальной опеки могут быть следующие: помещение ребенка в воспитательное учреждение, или передача на воспитание его в приемную семью, или установление опекунства над ним, или усыновление.

Защита прав может быть гарантирована только законами, в том числе и право на опеку. Каким образом учитываются интересы детей, нуждающихся в социальной помощи? Рассмотрим это на примере Норвегии, где социальная политика достигла значительных успехов. Действующий с 1993 г. закон по охране детей устанавливает следующие, наиболее важные, по мнению Р. Реннинга, А. Хатланна и Я. Грюнна, меры, направленные на защиту их прав:

Профилактические меры по месту жительства, включающие в себя оказание материальной помощи, установление контактов для оказания помощи, проведение консультаций для родителей по вопросам воспитания, содействие в получении места для ребенка в детском саду, вопросы, связанные со школьным обучением и лечением;

Принятие органами опеки на себя заботы о детях, что означает передачу их на воспитание в приемные семьи или специальные детские учреждения;

Забота о детях после их возвращения домой .

Исполнение закона возлагается на муниципальные и региональные органы власти, а также центральные учреждения. В муниципальных администрациях учреждены муниципальные службы детского благополучия. Местные органы власти обязаны тщательно следить за условиями, в которых живут дети, и отвечать за меры, предотвращающие плохой уход и поведенческие проблемы. Служба детского благополучия, в частности, отвечает за выявление ненадлежащего ухода, поведенческих, социальных и эмоциональных проблем как можно раньше, дабы избежать их запущенности, для принятия мер по их ликвидации. Служба детского благополучия должна сотрудничать с другими государственными учреждениями, которые также защищают интересы детей, и вносить свои предложения .

Закон строится на защите и соблюдении интересов ребенка, предоставлении ему хорошего и стабильного контакта со взрослыми и обеспечении непрерывной заботы. Служба детского благополучия должна как можно раньше, по крайней мере в пределах недели, изучить полученные сообщения и заключить, нужно ли начинать расследование по конкретному заявлению .

Если есть причина для расследования, то оно должно проводиться таким образом, чтобы не навредить кому бы то ни было. Родители или лица, с которыми проживает ребенок, не могут противиться расследованию. Служба детского благополучия, эксперты могут требовать проведения интервью с ребенком при закрытых дверях. Если есть предположение, что ребенку дома не обеспечен уход или он подвержен серьезному злоупотреблению, служба детского благополучия может отдать распоряжение поместить ребенка в больницу или другое место для обследования .

Если есть опасность, что ребенку может быть причинен существенный вред от пребывания дома, руководитель службы детского благополучия может без согласия родителей немедленно принять распоряжение о временной опеке. Приказ должен быть исполнен достаточно быстро, по возможности в течение 48 час., и с одобрения руководителя регионального отделения социального благополучия.

Распоряжения об опеке могут быть приняты:

Если есть серьезные недостатки в заботе, получаемой ребенком, или серьезные недостатки в условиях личного контакта или обеспечения его развития, необходимого для ребенка этого возраста;

Если родители не заботятся о ребенке, который болен, недееспособен, или имеет специальную потребность в получении помощи, уходе и обучении;

Если ребенок оставлен без ухода или подвержен серьезным злоупотреблениям дома;

Если велика вероятность того, что здоровью ребенка или его развитию может быть нанесен серьезный ущерб, потому что родители не несут соответствующей ответственности за ребенка .

Ребенок должен быть помещен:

В приемный дом;

В учреждения регионального муниципалитета;

В образовательное или лечебное учреждение, когда это необходимо, по причине недееспособности ребенка .

Место поселения должно быть выбрано на основе определенных характеристик ребенка, потребности в заботе и воспитания в стабильной среде. Родители и дети имеют право встречаться друг с другом .

Целью настоящего закона является обеспечение наилучших условий для развития и воспитания детей, оказание необходимой помощи несовершеннолетним, живущим в условиях, которые могут приносить ущерб их здоровью и развитию.

В России нет специального закона о защите прав детей. Установление социальной опеки над детьми регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, который содержит соответствующий раздел . Статья 121 определяет, в каких случаях применяются меры защиты прав и интересов детей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учет, выбор форм устройства, а также осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования, согласно статье 122 Кодекса, возложены на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, нуждающихся в социальной помощи, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, нуждающемся в помощи, обеспечивает его устройство. При невозможности передать ребенка на воспитание направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления указанных сведений о ребенке организует устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности информирует об этом федеральный орган исполнительной власти.

За неисполнение обязанностей, связанных с осуществлением социальной опеки над детьми, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, закон предусматривает привлечение к ответственности руководителей учреждений, а также должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов опеки и попечительства.

В статье 123 определены формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в числе которых передача на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную

семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

При наличии определенных сходств российского и норвежского законодательных актов об организации социальной опеки над детьми, тем не менее, есть существенные различия. Действие норвежского закона значительно шире, т. к. он является основой для проведения социальной политики, направленной на защиту прав и интересов детей, а также возлагает ответственость за ее осуществление на органы власти: муниципальные, региональные, центральные. Семейный кодекс подобных положений не содержит, т. к. сфера его действия уже - права и обязанности родителей и детей.

Норвежский закон возлагает ответственность за социальную защиту детей, в основном, на муниципалитеты и определяет их компетенцию. Документ содержит положения о принципах социальной опеки: наилучшей защите интересов детей; обеспечении стабильного контакта ребенка с родителями, взрослыми; непрерывности опеки над ребенком. Подобного в российском законе нет.

Согласно Семейному кодексу, сбор информации об условиях жизни ребенка предваряет принятие решения об установлении социальной опеки. Норвежский закон определяет порядок сбора информации и предоставляет компетентным органам право устанавливать социальную опеку над ребенком без согласия его родителей. Здесь также содержится положение о временной опеке и сроке установления опеки в экстренном случае - в течение 48 часов. Согласно Семейному кодексу РФ, устройство ребенка, в отношении которого принято решение об установлении социальной опеки над ним, должно быть проведено в течение месяца.

Семейный кодекс РФ, перечисляя случаи, когда применяются меры социальной защиты детей, не включает недостаток заботы и внимания о нем со стороны родителей; плохой контакт между ребенком и родителями и т. п.

Тем не менее, Семейный кодекс создает основу для рассмотрения вопросов, связанных с установлением социальной опеки над детьми. Но все же он нуждается в дальнейшем совершенствовании. А также необходимо развивать правовую базу для деятельности учреждений, на которые возложены обязанности социальной опеки над детьми, реализовывать социальные программы в этой области. Применение мер опеки требует не только соблюдений положений закона, но и решения возникающих в связи с этим психолого-педагогических проблем.

Трудно переоценить роль семьи в воспитании ребенка. З. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в раннем детстве, к 5-6 годам, в то время, когда преобладающее значение в воспитании ребенка имеет семья. Семейное окружение обеспечивает малышу возможность познания мира, себя, своих возможностей, их развитие и т. д. Также велико значение эмоционально-психологической связи родителей и детей. Подобное суждение высказывал А.Н. Острогорский. Он писал:"Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние, естественно, порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль" .

Эмоциональная взаимосвязь, выраженная посредством ласки, любви, внимания, имеет чрезвычайно большое значение как для детей, так и для родителей. Она позволяет достичь взаимного удовлетворения потребностей, прежде всего потребности быть нужными друг другу, любимыми, желанными. Родительская забота и любовь являются главными условиями правильного развития ребенка. В то же время, как справедливо заметил З. Матейчек, и малыш приносит родителям позитивные ощущения, личные стимулы, расширяет круг их впечатлений и переживаний, придает им жизненную устойчивость, создает общественное положение, предоставляет возможность продолжить себя в ребенке .

Семья создает наиболее комфортные условия для жизни и воспитания ребенка. Важную роль играет чувство принадлежности, которое могут испытать дети только в семье, потому что у них есть собственные, только

их любящие и любимые родители, дом, игрушки, вещи, уголок в квартире, кроватка и т. д. Чувство принадлежности создает наиболее благоприятные условия для развития ребенка психического, физического, интеллектуального, нравственного, эмоционального и т. п. Комфортная обстановка мира семьи является основой стабильности, обеспечивает целостное формирование личности ребенка. Стабильность и целостность, по мнению С. Шлетте, Г. Хаген и Г. Майера, являются главными условиями того, почему ребенок должен расти в собственной семье .

Социальные педагоги отдают предпочтение передаче ребенка на воспитание в приемную семью, чем в специализированное учреждение. Наиболее желательным является воспитание ребенка в собственной семье, которая способна оказать ему полноценную поддержку. Если есть возможность, то целесообразнее оставить ребенка в семье и помогать ему здесь. Но если помощь не достигает желательных результатов, если не удается изменить в лучшую сторону жизнь ребенка в семье, то в этом случае ставится вопрос о его изъятии и передаче на воспитание под опеку других.

Реализация решения об установлении социальной опеки над ребенком включает в себя следующие этапы:

Принятие решения об изъятии ребенка из семьи;

Подготовка ребенка к передаче на воспитание в детское учреждение или приемную семью;

Нахождение ребенка под опекой в детском учреждении или приемной семье;

Прекращение опеки над ребенком и возвращение его в собственную семью.

Наиболее трудной проблемой является принятие решения о том, что воспитание и дальнейшее нахождение ребенка в его семье, вместе с родителями является для него опасным и необходимо его из семьи изъять для того, чтобы передать на воспитание или в учреждение (детский дом) или в приемную семью. Здесь необходимо четко выделить критерии, в соответствии с которыми будет приниматься подобное решение. По мнению Маргарет Эдкок, вынашивая подобного рода решение, необходимо:

Учитывать специфические потребности ребенка в связи с проблемами его дальнейшего пребывания в семье;

Принимать во внимание его возраст;

Условия жизни в семье и их влияние на развитие ребенка, его жизненный опыт;

Личные трудности ребенка, связанные с его здоровьем, психическим развитием и т. д. .

По мнению Джейн Олдгейт, главным является подготовка ребенка к помещению его в учреждение . Она определила следующие факторы, влияющие на продолжительность нахождения его здесь:

Обстоятельства, которые привели в учреждение;

Поддержание частого контакта между родителями и детьми;

Целенаправленная работа с детьми и родителями.

Как полагает Дж. Олдгейт, из этих трех факторов, взаимосвязанных между собой, наиболее активная роль принадлежит целенаправленной работе с детьми и родителями, что позволяет реабилитировать отношения между ними, производить коррекцию поведения ребенка, нормализовать его отношения с окружающими, формировать позитивное отношение к родителям, понимание им причин нахождения в учреждении или приемной семье и т. д.

Семья значительно легче переживает передачу ребенка на воспитание в приемную семью, под опеку социальных учреждений, если этому предшествовало посещение нового места жительства ребенка. Передача ребенка на воспитание приемым родителям, опека над ним со стороны социальных учреждений, считает Дж. Олдгейт, является только началом работы . Как только переселение ребенка состоится, необходимо создавать новую систему отношений между родителями и детьми. Это следует делать как

можно быстрее, т. к. поддержание отношений с родителями является значительным, чрезвычайно важным фактором, влияющим на возвращение детей домой.

Другой важной проблемой являются взаимоотношения между родителями, настоящими и приемными. В большинстве случаев приемные и настоящие родители чувствуют себя неуютно во время встреч.

Решающим фактором создания и поддержания успешных контактов между настоящей и приемной семьями является деятельность социального педагога. В этом случае перед ним стоят две задачи: помочь лучше понять детскую реакцию на отделение как родителям, так и опекунам, а также ободрить и поддержать их в процессе преодоления различных сложностей. В тех случаях, когда социальный работник, родители и опекуны действовали совместно, как одна команда, поддерживался успешный контакт. В тех случаях, где контакт был неудачным, родители и дети были предоставлены сами себе.

По мнению В. Эйхмана, поселение ребенка в приемной семье не является главным способом решения его проблем . Как только предоставляется возможность, необходимо возвратить ребенка в его настоящую семью, особенно если дело касается малолетних детей. В этом случае помощь семье со стороны социальных служб по стабилизации семейной обстановки может сделать возвращение ребенка вероятным.

По утверждению Дейвидсона, чрезвычайно важную роль в процессе подготовки возвращения ребенка в семью играет участие родителей на всех этапах жизни ребенка в приемной семье, если они не были лишены родительских прав и не ограничены в возможности общаться с ребенком . Именно от настоящих родителей зависит, как долго будет находиться ребенок в приемной семье или в учреждении.

В современных концепциях социальной педагогики пребывание ребенка в специализированных учреждениях рассматривается как временная мера. В этот период проводится психолого-педагогическая коррекция ребенка, подыскивается семья, согласная взять его на воспитание. Социальные педагоги разделяют мнение, что такой вид помощи наиболее желателен, т. к. приемный дом более походит на собственный дом ребенка. Здесь у него складываются более близкие отношения с окружающими его людьми, чем в специализированном заведении. Для того чтобы интегрироваться в общество, ребенок должен иметь близкие личные отношения, которые наиболее важны, чем, например, гигиена, образование, психологическая помощь, чему уделяется первостепенное внимание в приюте. Поэтому считается, что детей дошкольного возраста и малышей не следует помещать в детские дома, где почти невозможно предоставить им необходимое личное внимание в силу размера детской группы и характера складывающихся в ней отношений. Приемный дом более подходит для формирования личных отношений между приемными детьми и их новыми родителями.

Литература:

1. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.

2. Социальная педагогика: хрестоматия / Сост. М.Д. Горячев. Самара: СИУ, 1996.

3. Реннинг Р., Хатланн А., Грюнн Я. Государство всеобщего благосостояния сегодня и его задачи на будущее. Норвежская модель. Осло: Тано, 1994.

5. Семейный кодекс Российской Федерации (краткий комментарий). М.: БЕК, 1996.

6. Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М. : Педагогика, 1990.

7. Матейчек З. Родители и дети. М. : Просвещение, 1992.

8. Slette S., Hagen G., Maier H. Permanency Planning Principles in the Norwegian Child Welfare System and Their Application to Practice / Journal of Policy, Practice, and Program Child Welfare League of America. Vol. LXII, Num. 1, January/February 1993.

9. New Development in Foster Care and Adoption / Edited by J. Triseliotis. London, Boston & Henley, 1980.

10. Residential Child Care. An International Reader / Edited by M. Gottesmann. London, 1991.

LEGAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF CHILD CARE

The profession of social work with chidren appeared in Russia not long ago. One of the most acute problems on activities of institutions of child welfare - to provide the measures of child protection and child care. The article is devoted legaland psycho-pedagogical aspects of child care. The author compares the Russian and the Norwegian legislature in this field, different approaches in theory and practice of child care.

Опека и попечительство представляют собой комплексный институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих правоотношений. Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Сведения далекого прошлого дополняются сг. 99 «Русской Правды», где говорится, что дети после смерти своего отца отдавались тому, кто им был ближе, при этом перед смертью отец мог назначить опекуном постороннее лицо.

Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям - ее главной чертой стала сословность.

В конце XIX -начале XX в. в России по-прежнему основу деятельности опекуна составляли правила, аналогичные разработанным во времена Екатерины II. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна.

После Октября 1917 г. форма устройства детей вместо сословного приняла общегосударственный характер. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка, общеполитические, идеологические установки значительно влияли на судьбу детей. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. На каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.

В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, а также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни.

Попечительство - это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте дт 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей.

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспособности ребенка, во-вторых - своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека представляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения. Что же касается правовых оснований опеки, то после появления нового Гражданского кодекса РФ (1997) и Семейного кодекса РФ (2001) их стало больше, чем прежде. Теперь значительный круг вопросов, связанных с опекой над несовершеннолетними, регулируется гражданским законодательством, той его частью, которая относится к физическим лицам. Сюда входят: общие принципиально важные положения; порядок установления опеки; критерии подбора опекуна; правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по распоряжению имуществом подопечного; условия и порядок прекращения опеки. Следовательно, значительная доля вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов. При использовании опеки как способа устройства ребенка в семью возникают специфические проблемы, которые можно (и нужно) разрешать с помощью норм семейного права, особенно когда речь идет об осуществлении прав и обязанностей опекуна и подопечного. Поэтому Семейный кодекс дает подробный перечень прав детей, находящихся под опекой, а также их опекунов (попечителей). Особое место в данном документе занимают правила опеки над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и социальных службах, а также права воспитанников.

В законодательной практике Российской Федерации существуют три формы социальной работы с совершеннолетними гражданами, частично или полностью утратившими дееспособность: опека, попечительство и патронаж.

Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели - продление пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализации потребностей клиента. Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность.

Опека - социально-правовая форма зашиты граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического заболевания. Исторически в России существовали противоречия, связанные с определением правового статуса граждан, имеющих психические заболевания. Отечественные психиатры О.А. Чесотин, Н.Н. Баженов, С.С. Корсаков, В. П.Сербский выступали за создание законодательства, обеспечивающего, с одной стороны, защиту прав душевнобольных, с другой - защиту общества от тех или иных социально опасных действий граждан, имеющих психические заболевания. Исторически сложилось, что чаще всего опекунами являются родители, а если человек состоит в браке, то супруг (супруга) должны защищать права и интересы гражданина, признанного судом недееспособным. В случае отказа родственников от выполнения обязанностей опекуна, человек содержится за государственный счет в специализированном стационарном учреждении. Основываясь на врачебном заключении, суд может вынести постановление о разводе по заявлению здорового супруга. В отличие от российского законодательства английское право не связывает учреждение опеки с потерей гражданской дееспособности. Гражданин, имеющий психическое заболевание, сохраняет личные права и может свободно совершать гражданские акты, не теряющие своей юридической силы. Недействительной сделка признается лишь в том случае, если удается установить явно нелепое поведение больного в момент ее оформления.

На основании французского гражданского кодекса, изданного в 1804 г. (Кодекс Наполеона), предусмотрено три вида опеки, которые зависят от степени тяжести заболевания. Полная интерзик- ция (опека) исключает возможность больного пользоваться своими гражданскими правами. В более легких случаях предполагается установление опекунского надзора, когда суд признает гражданина ограниченно дееспособным и назначает советника. Суд может назначить временную администрацию над психически больным. Права временного администратора ограничены. Он может в какой-то период опекать имущество больного и заботиться о его лечении. Данные три вида опеки, безусловно, эффективны, так как устанавливаются в соответствии со степенью тяжести заболевания и способствуют предоставлению большего спектра прав, влияя на изменение правового и социального статуса подопечного. Так, опекунский надзор и временное администрирование повышают его правовой и социальный статус, предоставляя больше прав и свобод опекаемому гражданину.

В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, офаниченных судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда.

По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, «который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа» . Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен только с согласия данного гражданина.

Опека - социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраста 14 лет, а также фаждан, признанных судом недееспособными. По содержанию опека предполагает постоянное взаимодействие опекуна и подопечного, устанавливается на длительное время. Опекун несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, компенсирует утраченные семейные связи и обеспечивает воспитание ребенка в условиях семьи. В отношении фажданина, утратившего дееспособность, опекун обеспечивает постоянный уход и содействует предоставлению медико-социальной помощи, социальной реабилитации, способствующих улучшению состояния здоровья подопечного.

Попечительство - социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также фаждан, которые офаничены судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими веществами. По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, устанавливается попечительство в форме патронажа, прекращаемое по фебованию данного фажданина. Попечительство предполагает защиту подопечных от злоупофеблений со стороны фетьих лиц. При установлении попечительства существует автономность во взаимоотношениях попечителя и подопечного. Допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органов опеки и попечительства и при условии, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. В результате установления попечительства нал совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки и за причиненный вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных доходов) подопечный должен получить согласие попечителя. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечного с разрешения органов опеки и попечительства.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1997. - Ч. 1, 2. - С. 39.

Государство просто вынужденно, на данный момент, брать на себя ответственность по воспитанию, социальной адаптации, материальному обеспечению, предоставлению жилья детям, оставшимся без родительской опеки. Кроме общества и правительства, никто не возьмет на себя ответственность по обеспечению таких детей. Им неоткуда ждать помощи и защиты, поэтому прямую ответственность за этих людей несет, только государство, в лице органов опеки и попечительства, департамента социальной защиты, опекунского совета и руководства учреждений, которое несет ответственность за воспитание и обеспечение этих детей за счет государственного бюджета.

Деятельность органов опеки и попечительства, которое выступает в лице органов местного самоуправления, регламентируется рядом федеральных региональных и международных правовых актов. В сферы их деятельности входят, обеспечение детей, оставшихся без родительской опеки и защита их прав свободы и интересов.

Согласно главе 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ и они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.6 указанного закона). Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ. Контроль за деятельностью вышеуказанных органов осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Задачи в ст.7 ФЗ "Об опеке и попечительстве" определены следующим образом:

1) Защита прав и интересов граждан РФ, нуждающихся в установлении над них опеке и попечительстве и граждан РФ уже находящихся под опекой и попечительством;

2) Установление контроля и надзор за органами, обеспечивающими защиту и содержание людей полностью или частично являющихся недееспособными;

3) Полный контроль за сохранностью имущества граждан РФ, являющихся полностью или частично недееспособными и нуждающимися в опеке и попечительстве, а также граждан находящихся в образовательных или медицинских учреждениях, под социальной опекой. Выявление граждан, которые являются недееспособными и предоставление им прав и защиту, которые регламентированы в федеральных правовых актах. Установление контроля и опеки над гражданами РФ являющихся несовершеннолетними и нуждающимися в опеке и попечительстве, а также контроль над гражданами, которым уже предоставлена социальная опека. Выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Подбор, учет и подготовка граждан РФ, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. По вопросам о предоставлении дееспособности либо отказе от опекуна издаются нормативные правовые акты, согласно которым данное решение оспаривается в судебном порядке. Глава 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24. 04.2008 года "Об опеке и попечительстве

Данный закон работает как в отношении совершеннолетних, так и в отношении несовершеннолетних граждан нуждающихся в опеке и попечительстве, либо в том случае, если гражданин совершеннолетний, но недееспособный и хочет отказаться от опекунства над ним, или сменить своего текущего опекуна, данный вопрос, также рассматривается в судебном порядке. Исключительно в отношении детей вышеуказанные (и иные) вопросы систематизирует Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из положений ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей; лишения их родительских прав; ограничения их в родительских правах; признания родителей недееспособными; болезни родителей; длительного отсутствия родителей; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, опека и попечительство устанавливается на органы местного самоуправления, то есть на органы опеки и попечительства, по месту жительства опекаемого. Вышеуказанные органы исполнительной власти ведут контроль и учет за материальным обеспечением, воспитанием, опекой, защитой прав и интересами детей, оставшихся без попечительства родителей.

Согласно закону (п.1 ст.122 СК РФ) должностные лица или граждане, у которых есть информация о детях, оставшихся без попечительства родителей обязаны сообщить об этом органам местного самоуправления либо в органы опеки и попечительства по месту проживания этих детей. Согласно этому заявлению, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по рассмотрению условий жизни, медицинским показателям и материальному обеспечению этих детей, а также предоставить им в случае необходимости все условия для проживания и опеки, ставя под вопрос родительские права и право на опекунство родителей данного ребенка. Органы опеки и попечительства, в случае если ребенок остался без родительского присмотра и попечительства, в случае, если есть семья, готовая принять этого ребенка, в течение месяца, рассматривает и направляет документы этого ребенка на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти для учета в региональном банке о детях, оставшихся без попечения родителей. В свою очередь данный орган определяет устройство ребенка в новую для него семью, либо при отсутствии такой возможности, вносит данные ребенка в региональную базу данных для учета и усыновления, либо удочерения данного ребенка в семью, которая согласна взять за него ответственность на себя. Закон (п. 1 ст. 122 СК РФ).

Детей, оставшихся без родителей, передают в новую попечительскую семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 СК РФ).

Согласно Семейному Кодексу усыновление или удочерение ребенка новой семьей является одним из самых приоритетных вариантов устройства этого ребенка. Детально и четко формулируют порядок усыновления, критерии отбора усыновителей, порядок изменения усыновленному ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, обеспечение тайны усыновления, правовые последствия усыновления, порядок и основания для отмены усыновления статьи 124 - 144 СК РФ. Помимо всего прочего ст.138 СК РФ гласит, что за ребенком закрепляются все его материальные и имущественные права, а также право на пенсию и материальное пособие, выдающееся при смерти родителей и после его усыновления, либо удочерения (п.8 ст.9 закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ).

Над детьми, не достигшими 14ти летнего возраста устанавливается опека в целях защиты его интересов, прав, воспитания, получения образования и материального обеспечения. Для детей, оставшихся без попечительства родителей от 14 до 18 лет, устанавливается попечительство. Ст.145-148 СК РФ, а также федеральный закон № 48-ФЗ от 24.04.2008 года "Об опеке и попечительстве", а также иные законодательные акты РФ регулируют права усыновителей и опекунов, отказ от опекунства, установление порядка взятия на себя опекунства, возможность передать ребенка, оставшегося без попечительства родителей, в новую семью, либо передача его в социальное образовательное учреждение с постоянной пропиской до 18ти лет.

Одной из форм опеки и попечительства над ребенком по Главе 21 СК РФ признается приемная семья . В данном случае, перед приемом ребенка в новую семью, между опекунской семьей и органами опеки заключается договор, согласно которому приемная семья, берет на воспитание и обеспечение ребенка на установленный заранее в договоре срок. Согласно положению о приемной семье, в такой семье должно быть не более 8ми детей, усыновители выполняют воспитательную и образовательную функции и за свою воспитательную деятельность получают заработную плату. Между приемной семьей и ребенком нет алиментной, правовой или наследственной связи, поскольку приемная семья выполняет лишь временную воспитательную работу и является одной из форм устройства ребенка до периода совершеннолетия. Государство оплачивает работу этим семьям и предоставляет все необходимые льготы на содержание и обеспечение ребенка, установленные законодательством. Оплата идет за каждого приемного ребенка этой семье. Органы опеки обязаны обеспечивать условия жизни и проживания этим детям, а также обеспечивать постоянный контроль над условиями содержания и воспитания этих детей. Для того чтобы передать ребенка в возрасте от 10 лет в приемную семью необходимо его согласие. Запрещается разъединять братьев и сестер, если это происходит не в пользу усыновляемого ребенка.

Согласно Главе 22 СК РФ, только в случае отсутствия возможности передать ребенка в одни из форм семейного попечительства, ребенок, оставшийся без попечительства родителей, предается в социальное учреждение по опеке и попечительству.

В ст.155.1 - 155.3 СК РФ отражены положения и права передачи ребенка в вышеуказанные социальные учреждения по опеке и попечительству.

В законодательстве подчеркивается, что при устройстве ребенка должны быть учтены его этническое происхождение, родной язык, религия, культура, возможность характерных черт характера для преемственности воспитания и получения образования.

Для реализации возможности принятия семьями граждан РФ детей, оставшихся без родительской опеки, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". В первой статье первой главы данного закона формулируются понятия "государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "региональный банк данных о детях", "федеральный банк данных о детях", "федеральный оператор государственного банка данных о детях", "региональный оператор государственного банка данных о детях" и "граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи".

Государственный банк данных о детях, оставшихся без родительской опеки, учитывает процессы сбора, обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи, а также совокупность всех информационных ресурсов о них. Данный банк формируется из региональных и федеральных банков включающих сведения обо всех детях, оставшихся без родительской опеки. Орган исполнительной власти субъектов РФ, осуществляет передачу детей семьям, готовым их принять, на основании собранной о них информации.

Данный банк был создан с целью ведения государственного учета за детьми, оставшимися без родительской опеки, для более качественного сбора и передачи информации семьям, готовым принять их, для контроля состояния воспитания и уровня образования этих детей, для хранения и передачи информации опекунским семьям. Он имеет единые требования: наличие стандартной анкеты, фотографии ребенка, копий документов. Самым основным документом является анкета ребенка, в которую включены личная информация о ребенке, его приметы, этнические особенности, состояние здоровья, черты характера, данные родителей и причины отсутствия родительского попечения. В соответствующие графы вносится информация о родственниках ребенка. Учитываются данные о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором по устройству ребенка, оставшегося без родительской опеки в приемную семью. Фотография ребенка от 3х до 18ти лет обновляется раз в 3 года, для детей до 3х лет, раз в один год.

В том случае если ребенок, оставшийся без родительской опеки, устраивается в новую семью по месту его фактического пребывания по истечении одного месяца со дня его первой регистрации, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету, которую в семи дневной срок вместе с фотографией и копиями личных документов ребенка передает соответствующему региональному оператору государственного банка данных о детях для занесения сведений в региональный банк данных о детях. Копии документов о данных и порядке усыновления ребенка в приёмную семью хранятся у приемных родителей, в органе опеки и попечительства, в социальном учреждении из которого он был перенаправлен. При изменении данных анкеты ребенка региональный оператор, в течение 3х дней, информирует федерального и регионального операторов. Федеральный закон от 16. 04.2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"

В соответствии с законом Российской Федерации анкета ребенка является строго конфиденциальной информацией. Данная информация может быть использована в средствах массовой информации и воспрепятствовать жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, в новой семье лицами, заинтересованными в этом, в том числе уже незаконными родственниками.

Основанием для прекращения ведения учета информации о ребенке может являться окончательное устройство в приемную семью, усыновление, достижение совершеннолетия, смерть ребенка, достижение дееспособности до 18ти лет, возврат к биологическим родителям при восстановлении их родительских прав.

Вывод: Федеральное законодательство ведет фактический учет о детях, оставшихся без родительской опеки, и при возникновении возможности предает его на воспитание либо в социальное учреждение, либо в приемную семью, либо возвращает ребенка биологическим родителям, при восстановлении их родительских прав. Контроль над учетом и сбор информации о детях напрямую влияет на передачу детей, оставшихся без попечения родителей в новые семьи, тем самым помогая улучшить материальное положение, уровень образования, воспитания и в целом помогает ребенку дать новую семью, тем самым изменив его жизнь к лучшему.

Опека и попечительство устанавливаются судом для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также для воспита­ния несовершеннолетних.

Опека устанавливается над малолетними и гражданами, признанными недееспособными вследствие психического расстройства. Последние не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Недееспособный гражданин не вправе совершать никаких сделок.

Опекуны считаются законными представителями подо­печных и совершают от их имени и в их интересах все необ­ходимые сделки.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними 14-18 лет и гражданами, признанными ограниченно дееспособными.

Ограниченно дееспособные граждане вправе самостоя­тельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершение дру­гих сделок, в том числе получение заработка, пенсии и иных доходов, распоряжение ими, происходит с согласия попечи­теля. Ограниченно дееспособный гражданин самостоятель­но несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам, а также за причиненный им вред.

Опекунами и попечителями могут быть совершеннолетние дееспособные граждане, которые назначаются органами опеки и попечительства по месту житель­ства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

Над недееспособными и не полностью дееспособными гражданами, помещенными в образовательные, медицинские и социальные организации, опеку или попечительство осу­ществляют непосредственно органы опеки и попечительства.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжа­ловано в суд заинтересованными лицами.

Законодательство предусматривает случаи прекращения опеки и попечительства:

· вынесение судом решения о признании гражданина дееспособным;

· отмена ограничений дееспособности гражданина;

· наступление полной дееспособности несовершенно­летнего (достижение 18 лет, заключение несовершен­нолетним брака, эмансипация несовершеннолетнего);

· просьба опекуна, попечителя.

Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самосто­ятельно осуществлять и защищать свои права и испол­нять свои обязанности, может быть установлен .патронаж.

Патронаж осуществляет помощник, которого назначают органы опеки и попечительства. Помощник может быть на­значен с его согласия в письменной форме, а также с согла­сия в письменной форме гражданина, над которым устанав­ливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособно­го гражданина, нуждающегося в установлении над ним пат­ронажа, не может быть назначен помощником такого граж­данина.

Помощник совершеннолетнего дееспособного граждани­на совершает действия в интересах гражданина, находящего­ся под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять кон­троль за исполнением помощником своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нару­шениях, допущенных его помощником и являющихся осно­ванием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуще­ством или иного договора.

Патронаж прекращается в связи с прекращением догово­ра поручения, договора доверительного управления имуще­ством или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.