Роль сми в укреплении законности. Взаимодействие отдела внутренних дел со средствами массовой информации в обеспечении правопорядка. Взаимодействие овд со сми в обеспечении правопорядка

Дупак Олег Владимирович, прокурор Астраханской области, государственный советник юстиции 2 класса.

На основе опыта работы прокуратуры Астраханской области в статье рассказывается о взаимодействии органов прокуратуры со СМИ.

Ключевые слова: прокуратура, взаимодействие, средства массовой информации.

Interaction of prosecutorial authorities with the mass media

Based on the experience of work of the Public Prosecutor"s Office of the Astrakhan Region, the article tells about interaction of prosecutorial authorities with the Mass Media.

Key words: The Public Prosecutor"s Office, interaction, the Mass Media.

Из всей многогранной деятельности органов прокуратуры в современных условиях одно из актуальных и важных направлений - взаимодействие со средствами массовой информации.

Приказ Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации" предписывает рассматривать его как одно из важнейших направлений работы и осуществлять исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора.

Современное бурное развитие средств массовой информации, характеризующееся их множественностью и одновременно корпоративностью и политическими пристрастиями, в то же время раскрепощенностью, использованием свободы изложения информационного материала при их недостаточно развитой ответственности, погоней за сенсацией и материальной выгодой, нередко в ущерб объективности изложения событий и фактов, обязывает органы прокуратуры внести существенные коррективы в решение организационных вопросов взаимодействия с ними.

Среди проблем, требующих разрешения, представляются важными те, которые связаны с определением общих целей и задач взаимодействия прокуроров со средствами массовой информации, современными организационно-правовыми условиями повышения его эффективности. Не менее важной проблемой для прокуроров остаются вопросы, связанные с определением направлений и форм взаимодействия, позволяющих задействовать большие потенциальные возможности СМИ для решения задач прокуратуры, направленных на укрепление законности.

Направления взаимодействия с представителями СМИ определяются содержанием информации, подлежащей поиску, получению и распространению.

Анализ содержания информации, которая попадает из органов прокуратуры в орбиту деятельности редакций СМИ, журналистов и издателей и наоборот, позволяет выделить следующие основные направления взаимодействия, к которым относятся: информирование населения о состоянии законности и правопорядка; о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые нарушения законодательства, принятых мерах прокурорского реагирования; о проверке законности возбужденных уголовных дел о преступлениях, вызвавших повышенный общественный резонанс, результатах их предварительного расследования и судебного рассмотрения, а также опровержение недостоверной информации и пропаганда законодательства.

В прокуратуре Астраханской области взаимодействию со СМИ уделяется необходимое внимание, и такая работа осуществляется на системной основе.

Вопросы взаимодействия со СМИ регулируются Приказом прокурора области от 18 ноября 2009 г. N 116 "Об организации работы по взаимодействию со средствами массовой информации", Приказом прокурора области от 9 сентября 2011 г. N 162 "Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности прокуратуры Астраханской области".

Перед прокурорами поставлена задача лично организовывать работу по взаимодействию со СМИ; систематически информировать население о принимаемых органами прокуратуры мерах по укреплению законности и правопорядка, оперативно давать актуальную информацию; в целях анализа состояния законности, возможности принятия мер прокурорского реагирования ежедневно осуществлять мониторинг местных СМИ; лично выступать с интервью по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности, имеющим повышенный общественный резонанс; обеспечить взвешенный подход по отбору и подготовке информации, предаваемой гласности.

Кроме того, от прокуроров потребовано организовать работу коллектива таким образом, чтобы каждый положительный результат прокурорской деятельности был максимально и своевременно освещен в СМИ, повседневно контролировать работу подчиненных работников по преданию материалов гласности и требовать от каждого регулярного выступления в СМИ.

В аппарате прокуратуры области вопросы взаимодействия со СМИ находятся в компетенции помощника прокурора области, который напрямую подчиняется последнему.

В основные обязанности помощника прокурора по взаимодействию со СМИ включены следующие вопросы: ежедневное осуществление мониторинга ведущих областных СМИ, а также основных интернет-сайтов в целях оперативного информирования руководства прокуратуры области о нарушениях закона, чрезвычайных происшествиях и иных значимых событиях; обновление новостной ленты интернет-представительства прокуратуры области; проверка электронной почты, поступившей в раздел "Интернет-приемная" официального сайта прокуратуры области на предмет наличия обращений граждан и др.

Важный элемент по этой линии деятельности - установление такого порядка и характера взаимодействия (контакта), который позволял бы: 1) органам прокуратуры решать стоящие перед ними задачи и 2) формировать правильное представление в массовом общественном сознании о роли и значении прокуратуры в системе государственной власти.

Проблем при взаимодействии органов прокуратуры и СМИ в области не возникает. Так называемый общий язык с представителями различных СМИ найден, достигнутая согласованная деятельность не подчиненных друг другу организационно самостоятельных и обособленных субъектов направлена на реализацию единых целей.

Указанным Приказом прокурора области предписано систематически информировать население через официальное интернет-представительство прокуратуры области, информационные агентства, печать, радио и телевидение о принимаемых органами прокуратуры мерах по укреплению законности и правопорядка.

Наиболее часто прокурорские работники выступают с публикациями в печатных изданиях как регионального, так и городского (районного) уровня.

Эта форма характерна для общения с печатными СМИ (газеты и журналы). Ее преимущества проявляются в том, что на первое место в этом случае выходит содержание информации, которая хотя и не столь оперативна, но более взвешенна, информативна и аргументированна, ведь, как гласит народная мудрость, "Что написано пером, того не вырубишь топором".

Распространяемая информация посредством печатных СМИ имеет длительный характер воздействия. Перед направлением материалов прокурорами обеспечивается их предварительная тщательная проверка, которая не является итоговой, так как после окончательной подготовки материала сотрудниками СМИ и его редактирования, с подобранным заголовком, во избежание искажения информации, неточностей формулировок он проверяется прокурорами еще раз и после согласования (одобрения) готовится к выпуску.

Такая форма работы введена и проводится не случайно, так как практике известны случаи, когда редакции СМИ в погоне за "жаркими" заголовками либо яркими фразами употребляли некорректные слова и словосочетания, не приемлемые и не употребляемые в действительности работниками прокуратуры. К примеру, можно привести такие заголовки: "Прокурор разобрался в мусорном вопросе", в этом материале речь шла о проверке исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства; "Прокурор разогнал бродячих собак", в публикации говорилось о проблеме бездомных животных; "Прокурор попал в тюрьму", в статье освещалась прокурорская проверка исполнения законодательства в исправительных учреждениях.

Широкое распространение в области получила такая форма взаимодействия органов прокуратуры с представителями СМИ, как интервью на телевидении, радио, в печатных периодических изданиях.

С точки зрения полноты, взвешенности и аргументированности ответов на вопросы при беседе с журналистами предпочтение отдается интервью по заранее известным вопросам. Нередко предварительно оговаривается не только тема предстоящей беседы, но и общий круг вопросов, который может быть затронут в такой работе.

Безусловно, сложно участвовать в интервью без какой-либо предварительной подготовки. В связи с этим в такой форме взаимодействия со СМИ в основном принимают участие наиболее опытные работники. Работники же, не обладающие достаточным практическим опытом, ориентированы в таком случае на дачу интервью только по хорошо известной им теме с выверенными ответами, а также с использованием принципиальных положений, характеризующих организацию и деятельность органов прокуратуры.

Современная форма взаимодействия с представителями СМИ - пресс-конференции, представляющие собой собрание журналистов и других представителей СМИ, на которых прокуроры выступают по различным вопросам состояния законности и правопорядка, освещают итоги надзорной деятельности и дают комментарии по различным темам, отвечают на вопросы.

Практика проведения пресс-конференций в области складывается таким образом, что в некоторых случаях инициаторами их проведения выступают журналисты либо редакции СМИ, а зачастую прокуроры. Тематика пресс-конференций, проведение которых инициируют работники прокуратуры, согласовывается с прокурором, такие мероприятия посвящаются общественно значимым и острым проблемам для области, города (района).

Практика взаимодействия прокурорских работников с представителями СМИ позволяет в качестве самостоятельной формы взаимодействия назвать предоставление информации журналистам. Часть журналистского корпуса, которая постоянно сотрудничает с органами прокуратуры, хорошо знает профессиональные прокурорские проблемы, специализируется на их освещении, желает оказать своими публикациями положительное влияние на общественное мнение о роли и значении органов прокуратуры в жизнедеятельности общества.

Прокурорские работники, предоставляя информацию таким журналистам, уверены, что она не будет ими использована во вред прокуратуре или, во всяком случае, перед ее распространением будет хорошо выверена и согласована с ними. Подбор или формирование такой части журналистов для органов прокуратуры имеет вполне определенный смысл. Эта форма взаимодействия максимально обеспечивает использование возможностей средств массовой информации для разрешения собственно прокурорских задач.

Тесные контакты с журналистами очень важны. И вот почему. Активное взаимодействие с ними, наличие регулярных деловых контактов позволяют получать прокурору актуальные сведения еще до того, как они станут достоянием общественности. Зачастую некоторые журналисты обращаются в органы прокуратуры с просьбой прокомментировать какой-то вопрос еще на стадии подготовки публикации. При правильной оценке степени социальной остроты затронутой темы появляется повод своевременно отреагировать на факты конкретных нарушений и тем самым, возможно, предотвратить или сгладить нежелательный негативный общественный резонанс.

В практике работы прокуратуры области широкое распространение получила такая форма взаимодействия, как приглашение представителей СМИ на служебные совещания, в том числе при проведении коллегии по подведению итогов работы за полугодие и год, либо на межведомственные совещания, к примеру, по вопросам невыплаты заработной платы, безработицы, защиты прав инвалидов, другим социально острым вопросам.

Представители СМИ приглашаются на координационные совещания правоохранительных органов, посвященные вопросам борьбы с преступностью, другие межведомственные оперативные совещания по обсуждению острых проблем. Освещение в СМИ хода обсуждения поставленных проблем и принятых решений повышает эффективность таких совещаний.

Широкое распространение получили постоянные рубрики на правовые темы в СМИ. В их подготовке непосредственное участие принимают представители органов прокуратуры, которые готовят статьи или выступления на правовые темы, дают консультации, отвечают на полученные от населения вопросы.

Кроме того, с заметной периодичностью работники прокуратуры выступают на страницах региональных печатных изданий "Волга", "Горожанин", "Комсомолец Каспия", "Хронометр" с разъяснением законодательства из различных сфер правоотношений.

Основные цели такой формы взаимодействия органов прокуратуры с представителями СМИ - пропаганда законодательства и формирование правильного отношения к закону. Нередко информация выходит под рубрикой "Сообщения из прокуратуры", "Сообщения из зала суда" и др.

Во исполнение п. 1.6 Приказа Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341, согласно которому предписано постоянно совершенствовать формы и методы работы со СМИ, работники прокуратуры регулярно выступают в прямом эфире по телевидению, "горячих" линиях, дают комментарии к статьям, теле-, радиоинтервью.

Эта форма взаимодействия весьма схожа с предыдущей. Основная цель таких выступлений - оперативное разъяснение действующего законодательства в ответ на вопросы журналистов и населения. Нередко приходится оценивать какие-либо факты и суждения, только что прозвучавшие.

Ввиду ограниченного времени для продумывания ответов на поставленные вопросы, нередко их противоречивости и разнохарактерности важное значение приобретает высокая компетентность прокурорского работника, его умение быстро, правильно сориентироваться в конкретной правовой ситуации и аргументированно сформулировать ответы на возникающие вопросы.

Выпуск пресс-релизов - тоже распространенная форма общения органов прокуратуры с редакциями СМИ и журналистами. При подготовке пресс-релиза сразу обозначается сущность предлагаемой информации, что важно делать для того, чтобы сохранить смысл сообщения, потому что СМИ нередко при редакционной правке материала искажают его. Пресс-релиз подписывается соответствующим должностным лицом органов прокуратуры либо представителем структурного подразделения или помощником прокурора по взаимодействию со СМИ.

Также зачастую проводятся брифинги, во время которых представители органов прокуратуры общаются с прессой, высказывают свою официальную позицию по определенному вопросу.

При подготовке публикаций в печатных изданиях, выступлений на радио, телевидении необходимо умело использовать возможности печатного слова, непосредственного обращения к слушателям, телезрителям, показывая сложную и многогранную деятельность органов прокуратуры, причины преступности, высказывать профессиональное мнение о мерах, с помощью которых можно добиться снижения ее уровня, укрепления законности и правопорядка. Рассказывая об итогах, нельзя ограничиваться цифровыми показателями. Необходим аналитический подход по излагаемой теме, учет ее общественной значимости.

Все эти вопросы, а также другие аспекты, характеризующие эффективное взаимодействие работников прокуратуры со СМИ, отражены в методических рекомендациях прокуратуры области "Об организации в прокуратуре города (района) системы взаимодействия со средствами массовой информации", разосланных прокурорам.

Работники прокуратуры, используя возможности СМИ, прежде всего выполняют функции профилактики правонарушений и пропаганды законодательства, формируют общественное мнение о роли прокуратуры в защите прав граждан в сфере уголовного судопроизводства, информируют о делах, имеющих повышенный общественный резонанс, о состоянии законности и преступности, пропагандируют законодательство, принцип неотвратимости наказания, формируют правовую культуру населения, привлекают через СМИ внимание общественности к проблемам прокуратуры.

Следует подчеркнуть, что в процессе взаимодействия со СМИ, освещения результатов прокурорских проверок исполнения законодательства, информации о направлении уголовных дел в суд, их рассмотрении по существу и т.д. работники прокуратуры практически в каждом случае, используя такую возможность, разъясняют законодательство, что напрямую увязывается с исполнением Приказа Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению".

Между тем решению общей для прокурорского надзора задачи выявления нарушений закона могут способствовать возможности СМИ как постоянного источника оперативной информации. С точки зрения решения задачи обязательного реагирования со стороны прокуратуры на все выявленные нарушения законов могут использоваться возможности СМИ для усиления мер прокурорского воздействия путем их быстрого, оперативного освещения в прессе, на телевидении или по радио.

Предание гласности принятых по фактам нарушения законов мер прокурорского реагирования, возможный по ним объективный, достоверный комментарий со стороны прокуроров, журналистов, редакций СМИ, безусловно, усилит воспитательное значение прокурорского надзора.

Возможности органов прокуратуры по решению задачи устранения выявленных нарушений законов, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, учреждений, организаций, обеспечению интересов общества и государства могут быть усилены за счет агитационной и организаторской функций СМИ.

Анализ взаимодействия горрайспецпрокуроров области со СМИ показал, что некоторые прокуроры недооценивают роль средств массовой информации и общественности в профилактике нарушений конституционных прав граждан.

Для совершенствования работы органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ есть большие резервы, однако время от времени серьезные и интересные материалы проверок, вскрытые факты нарушений прав граждан, несовершеннолетних упускаются из виду и не отражаются в СМИ. Не всегда задействуются в работе непосредственные исполнители. Нередко тематика, касающаяся проблем укрепления законности, отражается прессой без личных усилий работников, которые лишь принимают благодарности за предоставление редакции материала и помощь в подготовке его к печати. Некоторые статьи состоят из простого переложения процессуальных документов, представлений. Такая практика неприемлема и пресекается.

Об этом справедливо отмечено в письме Генеральной прокуратуры прокурорам субъектов Федерации от 13 декабря 2006 г. N 7/2-10624к-06 "О предании гласности результатов надзорной деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод граждан".

Не всегда продуманно подходят прокуроры к планированию этой работы. При подготовке представлений на аттестацию подчиненных работников зачастую в качестве основного недостатка отмечается слабое взаимодействие со СМИ и общественностью, однако не всегда предъявляются должные требования к работникам, уклоняющимся от такой работы.

На оперативном совещании перед прокурорами поставлена задача привлекать к выполнению плановых мероприятий в равной степени всех подчиненных работников, равномерно распределяя между ними нагрузку с учетом их основной деятельности. Обращено также внимание на то, что в процессе работы не следует замыкаться лишь на выполнении плановых мероприятий. Помимо этого, вся заслуживающая внимания информация, полученная в ходе текущей работы коллектива, должна быть доведена до населения посредством СМИ и выступлений в коллективах.

Принятые прокуратурой области меры организационно-управленческого характера показали, что большинство прокуроров укрепили взаимодействие со СМИ, о чем свидетельствуют не только возросшие количественные показатели этого направления прокурорской деятельности, но и расширение тематики выступлений.

Если в 2010 г. прокурорские работники, в том числе руководящего звена, 8084 раза выступили в СМИ, то в 2011 г. - 8101, в 2012 г. - 8282. В 2012 г. заметно активизирована работа органов прокуратуры Астраханской области по взаимодействию с интернет-ресурсами, количество публикаций в сети Интернет выросло с 3283 до 4947.

Темы выступлений прокурорских работников стали более разнообразными, они определяются исходя из состояния и потребностей правопорядка, соблюдения прав и интересов граждан. Совершенствуются формы и методы этой работы. Прокуроры на местах ее ежеквартально планируют, результаты периодически обсуждаются на оперативных совещаниях.

Прокуроры многих районов учли замечания по качеству материалов, передаваемых в прессу, что позволило улучшить содержание публикаций и эффективность выступлений в СМИ. По инициативе многих прокуроров в местной периодической печати созданы специальные рубрики, где регулярно размещаются материалы о прокурорской деятельности.

В 2012 г. наиболее эффективно и результативно на этом направлении работали коллективы прокуратур г. Астрахани, Ленинского, Кировского районов г. Астрахани, Ахтубинской городской прокуратуры.

Работники прокуратуры г. Астрахани, например, в 2012 г. наибольшее число раз выступили по телевидению, в 2013 г. активная работа продолжена. Деятельность в этом направлении построена таким образом, что практически все мероприятия, проводимые прокуратурой, находят свое отражение на официальном сайте прокуратуры области в сети Интернет, в прессе и параллельно на телевидении и в выступлениях по радио.

Тесное сотрудничество с городскими печатными изданиями и радиовещанием налажено прокуратурой Ленинского района г. Астрахани и Ахтубинской городской прокуратурой. Через рубрику "Прокуратура сообщает", "Из зала суда" население регулярно информируется о работе прокуратуры по осуществлению уголовного преследования, надзора, о состоянии законности и правопорядка. Руководители прокуратуры сами активно выступают в СМИ и требуют того же от всех подчиненных работников. Хорошо организована работа по проведению лекций, выступлений в трудовых и учебных коллективах.

Практика показывает, что эффективность взаимодействия со СМИ в первую очередь зависит от личного отношения руководителя к этому вопросу. Если он сам лично систематически уделяет внимание этому направлению работы, поддерживает деловой контакт с редакциями СМИ, принимает самостоятельно меры по преданию гласности результатов прокурорской деятельности, отслеживает и проверяет выступления подчиненных работников, то можно сказать, что работа поставлена на должном уровне.

Кроме того, опыт работы свидетельствует о том, что эффективность выступления в СМИ во многом зависит от того, насколько углубленно прокуроры изучают обстановку в своих городах и районах и владеют ею.

Взаимодействие со СМИ эффективно тогда, когда оно организовано с учетом складывающейся в городе, районе ситуации, состояния законности и преступности, характера правонарушений, судебной и иной правоприменительной практики. Робкое и слабое освещение роли прокурорского надзора в устранении выявленных нарушений закона - один из серьезных изъянов публикуемой информации о практике укрепления правопорядка.

Прокуроры должны понимать, что работать по "старинке" в современных условиях нельзя, жизнь диктует свои правила. Активно взаимодействуют со СМИ многие органы власти и правоохранительные структуры, в том числе суды, а в последнее время их работа заметно оживилась, темпы существенно наращиваются. Зачастую результаты работы либо комментарии по различным вопросам дают официальные представители органов Следственного комитета, МВД, МЧС, Госнаркоконтроля и др. Хотим мы того или нет, но существует реальная конкуренция в этом вопросе, и ее не только необходимо чувствовать, но и осознавать. Современная жизнь диктует свои правила игры на существующей площадке информационного пространства, и очень важно их понимать, адекватно и, что немаловажно, своевременно реагировать. В преамбуле Приказа Генерального прокурора от 23 октября 2009 г. N 341 прямо отражено требование - считать принципиально важными вопросы расширения и углубления взаимодействия со средствами массовой информации для обеспечения объективного и оперативного освещения деятельности органов прокуратуры.

Вопросы взаимодействия органов прокуратуры области со СМИ периодически анализируются. По результатам готовятся информационные письма, обзоры практики, которые направляются в горрайспецпрокуратуры.

Активная роль прокуроров в освещении своей работы в СМИ поощряется, при решении вопроса о ежеквартальном премировании работников степень участия каждого в указанной работе обязательно учитывается.

Ставя перед собой задачи по совершенствованию взаимодействия со СМИ, учитывая, что сегодня, с учетом новейших современных технологий, всемирной сети Интернет, информация о событиях и происшествиях становится доступной для широких масс практически мгновенно, мы понимаем, что крайне важно оперативно информировать население о правозащитной деятельности органов прокуратуры, не допускать умышленного искажения ее результатов, формировать общественное мнение, закреплять в общественном сознании принцип неотвратимости наказания, не упускать информационную инициативу, так как, если своевременно не обозначить свою позицию, в свет может выйти не только недостоверная, но и обросшая самыми невероятными слухами и домыслами информация.

Принятые прокуратурой области меры по взаимодействию со СМИ позволили сделать ее деятельность более открытой, а результаты - доступными для населения, в связи с чем формируется положительное общественное мнение о деятельности органов прокуратуры и ее правозащитной функции.

Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 г. N 341 "О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации" предписывает рассматривать взаимодействие со средствами массовой информацией как одно из важнейших направлений работы и осуществлять его исходя из анализа состояния законности и прокурорского надзора.


В прокуратуре г. Астрахани взаимодействию со СМИ, преданию гласности деятельности прокуратуры уделяется необходимое внимание и такая работа осуществляется на системной основе.

Работа по взаимодействию со СМИ построена таким образом, что практически все мероприятия, проводимые прокуратурой, находят своё отражение на официальном сайте в сети Интернет прокуратуры области, в прессе и параллельно на телевидении и в выступлениях по радио.

Вопросы взаимодействия со СМИ регулируются отдельным приказом прокурора области от 29 февраля 2016 г. N 63 "Об организации работы по взаимодействию со средствами массовой информации".

В целях проведения единой информационной политики по освещению правоохранительной деятельности, укрепления авторитета органов прокуратуры, считая принципиально важными вопросы расширения взаимодействия со СМИ, прокурор области поставил перед прокурорами задачу установить деловые контакты с территориальными СМИ, активно использовать возможности последних для доведения до общественности важнейших направлений деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью, укреплению законности, защите прав граждан. Предписано ежедневно осуществлять мониторинг СМИ, лично выступать с информацией о состоянии борьбы с преступностью и правонарушениями, роли прокуратуры в укреплении законности и правопорядка, целях, задачах, приоритетных направлениях надзора, принятых мерах прокурорского реагирования.

Активная роль СМИ в общественной жизни, которые характеризуются не только их многообразием и политическими пристрастиями, но в то же время и свободой изложения информации, погоней за сенсацией и материальной выгодой, нередко в ущерб объективности изложения действительно имевших место событий и фактов, обязывает органы прокуратуры внести существенные коррективы в решение организационных вопросов взаимодействия с ними.

В организационном плане решаются следующие вопросы взаимодействия органов прокуратуры со СМИ: определение направлений и форм взаимодействия, правовых и организационных аспектов его развития и дальнейшего совершенствования; повышение эффективности взаимодействия.

Важный элемент взаимодействия - установление такого порядка (характера взаимодействия), который позволял бы вести речь о единой цели органов прокуратуры: решение стоящих перед ними задач и формирование правильного представления в массовом общественном сознании о роли и значении органов прокуратуры в системе государственной власти.

В практической деятельности прокуратуры г. Астрахани проблем относительно взаимодействия со СМИ и освещения её материалов не возникает. С представителями различных органов СМИ давно установлен деловой контакт, достигнуто понимание и осознание общих задач. Такие отношения имеют двусторонний характер.

Наиболее часто прокурорские работники выступают с публикациями в печатных изданиях как регионального, так и городского уровня. Такая форма взаимодействия имеет свои особенности и преимущества, проявляющиеся в том, что на первое место в этом случае выходит содержание информации, которая хотя и не столь оперативна, но наиболее продумана и информативна.

Перед направлением материалов прокурорскими работниками осуществляется их предварительная тщательная проверка, которая не является итоговой, так как после окончательной подготовки материалов сотрудниками СМИ и их редактирования, во избежание искажения информации, неточностей формулировок, они снова проверяются работниками, их подготовившими, и после одобрения готовятся к выпуску.

Такая работа проводится не случайно, так как были случаи, когда редакции СМИ в погоне за "горячими" заголовками либо яркими фразами употребляли некорректные слова и словосочетания, не приемлемые и не употребляемые прокурорскими работниками. К примеру, был такой заголовок статьи - "Прокурор разобрался в собачьем вопросе", а речь в материале шла об итогах проверки исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, повествовалось о проблеме безнадзорности животных и т.д.

Широкое распространение получило постоянное опубликование материалов прокурорских работников на правовые темы в печатных СМИ. В частности, в рубрике "Прокурор разъясняет" в каждом номере газеты "Вечерняя Астрахань" прокурор выступает с разъяснениями законодательства из различных сфер правоотношений, даёт юридические консультации и отвечает на вопросы горожан. Кроме того, регулярно размещаются материалы о прокурорской деятельности.

В региональном печатном издании "Волга" периодически прокурорские работники дают юридические консультации, отвечают на вопросы граждан, поступающие в редакцию газеты.

В целях правового просвещения граждан посредством СМИ, доведения до общественности важнейших направлений деятельности органов прокуратуры налажен деловой контакт с уполномоченным по правам человека в Астраханской области. В газете "Волга", в рубрике уполномоченного по правам человека в области "Права человека", прокурорские работники выступают с публикациями по правовым вопросам, с разъяснениями действующего законодательства, рассказывают об итогах прокурорских проверок, выявленных нарушениях и принятых мерах реагирования.

Основные цели такого взаимодействия - пропаганда законодательства, формирование правильного отношения и уважения к правовым предписаниям.

Прокурор г. Астрахани, его заместители выступают в СМИ в форме интервью на телевидении, радио, а также в печатных периодических изданиях.

Темами интервью являются итоги надзорной деятельности прокуратуры за конкретный период, зачастую за полугодие либо год, освещение состояния законности и преступности. Часто интервью даются по вопросам, возникающим в сфере ЖКХ, жилищных, земельных правоотношений, защиты прав детей, противодействия коррупции. Предварительно с журналистами оговаривается не только предмет предстоящей беседы, но и общий круг вопросов, который может быть затронут.

В целях распространения информации о результатах проведённых прокуратурой г. Астрахани проверок исполнения законодательства, выявленных нарушениях и принятых мерах реагирования на официальном сайте прокуратуры области еженедельно размещаются соответствующие сообщения.

На практике направление таких информаций и их последующее размещение на сайте прокуратуры области - повод для дальнейшей совместной работы прокуратуры г. Астрахани с представителями различных СМИ. Заинтересованные СМИ, в целях подготовки развёрнутого материала, связываются с работниками прокуратуры для получения более подробной информации, контактов лица, чьи интересы защитила прокуратура.

К примеру, после опубликования информации прокуратуры о защите земельных прав ветерана Великой Отечественной войны, которому не был предоставлен положенный по закону земельный участок для индивидуального жилищного строительства, государственная телерадиокомпания "Лотос" взяла интервью у прокурора г. Астрахани о результатах проведённой проверки и защите в судебном порядке земельных прав ветерана, журналист побеседовал с ветераном, выяснил его проблему, получил комментарий руководителя муниципалитета, а затем развёрнутый сюжет вышел в эфире телепрограммы.

Такая форма взаимодействия для прокуратуры имеет вполне определённый смысл, взаимный интерес, поскольку обеспечивается использование возможностей СМИ для решения собственно прокурорских задач. В итоге публикуется информация, подчёркивающая особую роль прокуратуры в общественной жизни, её правозащитную функцию.

Практика взаимодействия со СМИ позволяет в качестве самостоятельной формы взаимодействия назвать предоставление результатов прокурорских проверок и другой актуальной информации журналистам для подготовки соответствующих материалов. Тематику таких материалов диктует время, острота проблем, состояние дел на поднадзорной территории. Такое взаимодействие осуществляется с той частью журналистского корпуса, которая постоянно сотрудничает с органами прокуратуры, хорошо знает её приоритетные задачи, на их освещении специализируется, желает оказать своими публикациями положительное влияние на общественное мнение о роли и значении органов прокуратуры.

С практической точки зрения тесные контакты с журналистами очень важны, поскольку взаимодействие с ними, наличие регулярных деловых контактов позволяет прокурору получать информацию, начинающую приобретать общественный резонанс задолго до того, как она станет достоянием общественности, и организовать проверку. Зачастую журналисты обращаются в органы прокуратуры с просьбой дать правовую оценку либо провести проверку, прокомментировать конкретный вопрос, по которому в редакцию СМИ поступает наибольшее количество обращений и жалоб горожан. Правильная оценка степени социальной остроты проблемы позволяет своевременно отреагировать на факты конкретных нарушений и тем самым, возможно, предотвратить или сгладить нежелательный негативный общественный резонанс. Другими словами, сработать на опережение.

К примеру, по информации редакции СМИ об обращении граждан о нарушении законодательства в сфере пассажирских перевозок прокуратура совместно с органами ГИБДД провела проверку, в ходе которой выявлены нарушения, связанные с несоблюдением перевозчиками правил безопасности, приняты меры реагирования, а результаты проверки опубликованы в СМИ.

Предание таким образом гласности принятым по фактам нарушения законодательства мерам прокурорского реагирования, объективный и достоверный прокурорский, а также журналистский комментарий усиливают воспитательное значение прокурорского надзора.

Прокуратура г. Астрахани ежедневно осуществляет мониторинг СМИ. Кроме того, мониторинг проводится посредством поисковых систем Yandex, Google и др.

По каждому факту появления в СМИ информации, материалов, сообщений о нарушении законодательства, прав граждан, происшествиях незамедлительно проводятся проверки.

В 2015 г. проведены проверки по 9 публикациям о нарушении законодательства в сфере пассажирских перевозок, безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, жилищного , трудового законодательства и др. В рамках обратной связи в СМИ опубликованы результаты прокурорских проверок, освещён характер нарушений, дано разъяснение отдельных законоположений.

Используется также форма взаимодействия в виде приглашения представителей СМИ на межведомственные совещания при прокуроре г. Астрахани чаще всего при обсуждении таких острых вопросов, как: детская преступность, невыплата заработной платы, нарушения в сфере ЖКХ и др. Освещение в СМИ хода обсуждения поставленных проблем и принятых решений повышает эффективность таких мероприятий.

В упомянутом приказе Генеральный прокурор РФ предписывает постоянно совершенствовать формы и методы работы со СМИ (п. 1.6).

Во исполнение этого требования работники прокуратуры регулярно выступают в прямом эфире по телевидению, радио, дают комментарии к законам.

Основная цель таких выступлений - оперативное разъяснение действующего законодательства по вопросам журналистов и населения с одновременной дачей совета, разъяснением порядка обращения, подачи жалобы и т.д.

Ввиду ограниченного времени для продумывания ответов на поставленные вопросы, нередко их противоречивости и разнохарактерности важное значение приобретает высокая компетентность прокурорского работника, его умение быстро, правильно сориентироваться в конкретной правовой ситуации и грамотно сформулировать ответы на возникающие вопросы.

Выпуск пресс-релизов прокуратуры является распространённой формой общения с редакциями СМИ и журналистами. При их подготовке сразу обозначается сущность предлагаемой информации, что важно делать для того, чтобы сохранить смысл сообщения.

Зачастую проводятся брифинги, во время которых прокурорские работники общаются с прессой, высказывают свою официальную позицию по определённому вопросу.

Работники прокуратуры, используя возможности СМИ, прежде всего выполняют функции профилактики правонарушений и пропаганды законодательства, информируют население о роли прокуратуры в защите прав граждан в сфере уголовного судопроизводства, о делах, получивших повышенный общественный резонанс, о состоянии законности и правопорядка, преступности и коррупции.

Следует подчеркнуть, что в процессе взаимодействия со СМИ, освещения результатов прокурорских проверок исполнения законодательства, информации о направлении уголовных дел в суд, их рассмотрении по существу и т.д. прокурорские работники практически в каждом случае разъясняют законодательство, что напрямую связано с исполнением приказа Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению".

Практика показывает, что выступление прокурора в СМИ приобретает повышенный интерес, когда в нём не только повествуется о конкретном нарушении, принятых мерах реагирования, но и содержится разъяснение законодательства.

В целях совершенствования работы органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ стараемся использовать все имеющиеся резервы, не выпускать из вида интересные материалы, яркие факты нарушений прав граждан, несовершеннолетних; не допускать случаев освещения представителями СМИ материалов, касающихся проблем укрепления законности и правопорядка, без участия прокурорских работников.

К этой работе в равной степени привлекаются все работники, между которыми равномерно распределяется нагрузка, наибольшую активность проявляют прокурор и его заместители.

Работа по взаимодействию со СМИ ежемесячно анализируется с обсуждением итогов на внутреннем совещании. При этом обсуждение не сводится к констатации результатов. Цель таких мероприятий заключается в выявлении складывающихся тенденций, оценке степени активности конкретного работника, его личного вклада, одновременно вносятся необходимые коррективы в работу.

Активная роль прокурорских работников не остаётся незамеченной при решении вопросов о ежеквартальном премировании работников.

Практика взаимодействия со СМИ показывает, что эффективность такой работы зависит от личного отношения горрайпрокурора к этому вопросу. Ели он сам систематически уделяет внимание этому направлению работы, поддерживает деловой контакт с редакциями СМИ, принимает меры по преданию гласности результатов прокурорской деятельности, отслеживает и проверяет выступления подчинённых работников, можно сказать, что работа организована на должном уровне. Поэтому в прокуратуре г. Астрахани вопросы организации взаимодействия со СМИ закреплены за прокурором.

Ставя перед собой задачи по дальнейшему совершенствованию взаимодействия со СМИ, принимая во внимание, что сегодня, с учётом новейших современных технологий, информация о событиях и происшествиях становится доступной практически мгновенно, мы понимаем, что крайне важно оперативно знакомить население с достоверной информацией, касающейся правозащитной деятельности органов прокуратуры, формировать общественное мнение, закреплять в общественном сознании принцип неотвратимости наказания, не упускать информационную инициативу, так как, если своевременно не обозначить свою позицию, в свет может выйти не только недостоверная, но и обросшая самыми невероятными слухами и домыслами информация.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Социальная информация в современных условиях превращается в мощный фактор воспитания населения и, в частности, правового. С помощью средств массовой информации, к которым относятся периодические печатные и сетевые издания, теле-, радиоканалы, теле-, радио-, видеопрограммы, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным названием , реализуются следующие функции юридико-педагогического и психологического характера:

  • а) формирование системы знаний о правах и обязанностях российского гражданина;
  • б) развитие стремления неукоснительно соблюдать принятые в обществе нормы поведения;
  • в) формирование общественного мнения в отношении деятельности правоохранительных органов, их успехах (неудачах) в борьбе с правонарушениями и преступностью, воплощении в жизнь режима законности, правопорядка и т.д.;
  • г) поднятие настроения, веры, снятие нервно-психических нагрузок у населения оповещением правового характера.

Возрастание роли СМИ в воздействии на правопорядок и законность в обществе, в борьбе за создание цивилизованного, демократического, правового общества связано с тем, что они:

  • ? оказывают большое влияние на мировоззрение людей;
  • ? являются не только оперативным «органом» информирования, но одновременно охватывают многомиллионную аудиторию;
  • ? оказывают порой убеждающее влияние на разрешение социально-экономических, политических, национальных и других проблем;
  • ? в наибольшей степени формируют общественное мнение о деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, их авторитете, криминогенной и антикриминогенной обстановке в стране.

Средства массовой информации оказывают активное воспитательное воздействие на разные сферы личности - рациональную, эмоциональную, волевую, формируют систему не только правовых знаний, но и правовых ориентаций, убеждений и чувств. При этом печатное слово в большей степени оказывает влияние на рационально-логическую сферу сознания; телевизионный образ располагает более выраженным эмоционально-психологическим воздействием; радиоинформация предполагает ориентацию на образно-смысловое восприятие сообщений.

Наиболее значимое информационно-правовое влияние на людей, как показывают многочисленные исследования, в настоящее время оказывают Интернет и телевидение.

Воспитательные возможности средств массовой информации возрастают, если соблюдаются требования:

  • ? объективности (информация о фактах, а не личное мнение пропагандиста);
  • ? всесторонности (информация о всех аспектах события, а не только, например, о негативе или мнении отдельно опрошенного журналистом гражданина);
  • ? конкретности рассмотрения всех фактов действительности в единстве с условиями и факторами, влияющими на них;
  • ? оперативности (исключающей появление слухов и домыслов у населения) и другое.

Исследователями даже выведена деятельностная формула (алгоритм) информационного воздействия: цель - тезис - факты - разъяснение фактов - аргументы - результат.

Таким образом, СМИ - особый род социальной деятельности, основным предназначением которого является распространение политической, экономической, правовой и другой информации с целью формирования у граждан взглядов, представлений и эмоционального состояния, оказывающих влияние на людей. Приоритетная ориентация на эту цель, взвешенность подачи информации в русле ее достижения - важные условия законности в стране.

Роль средств массовой информации в правовом воспитании населения заключается в формировании правосознания, нравственно-правовых убеждений, системы правоотношений, потребностей и привычек неукоснительного выполнения требований законов. Они непосредственно и каждодневно вносят вклад в обучение, образование и развитие людей, позволяющих им более глубоко усвоить систему правовых знаний, навыков и умений правомерного поведения, ориентироваться в различных ситуациях повседневной жизни, оценивать их и принимать решения, основанные на требованиях законов и правовых норм. Правовому воспитанию населения способствуют, например, такие просветительские телевизионные передачи (новости), как «Человек и закон», «Петровка-38», «Криминал», «Дежурная часть», «Дорожный патруль», которые можно смотреть в режиме постоянного круглосуточного доступа.

Среди печатных изданий, довольно объективно освещающих деятельность правоохранительных органов и влияющих на формирование здорового общественного мнения населения, можно выделить такие как «Человек и закон», «Преступление и наказание», «Полиция России», «Российская юстиция», «Адвокатская практика». Однако нередко инициативу в освещении различных вопросов жизнедеятельности правоохранительных и правоприменительных органов проявляют недостаточно компетентные представители СМИ. На страницах печати, в передачах телевидения и радио, посвященных проблематике противодействия преступности, имеют место тенденциозность, необъективность освещения, недоброжелательность, нагнетание негативных настроений и другое. Эти явления требуют рассмотрения в рамках настоящего параграфа деятельности некоторых СМИ с позиции их асоциальной продукции.

Известно, что нормативная функция СМИ проявляется в формировании материальных, духовных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, реальными условиями жизни и обычно соответствовал имеющимся у людей возможностям для их реализации, либо ненамного их превышал. Теперь кино, телевидение и Интернет передают самые различные нормы и стандарты жизни, о которых можно судить и по рекламе. Однако это ведет как к позитивным, так и к негативным последствиям. Влияние асоциальной продукции на юных зрителей очень сильно, поскольку у нее практически нет конкуренции со стороны воспитательных государственных структур. Пресса уже не раз сообщала о фактах, когда увлечение фильмами агрессивного жанра толкало молодых людей на совершение насильственных преступлений, в том числе и сексуального характера.

Следует отметить, что информация о криминальной ситуации в обществе, подаваемая современными российскими масс-медиа, часто не формирует должное правовое поведение граждан, а скорее деформирует его. Этому способствует чрезмерное обращение (застревание) СМИ на криминальной хронике, эмоциональное насыщение событий с элементами мифологизации, даже героизации преступности на фоне изобилующей критики органов правоохраны, отсутствия положительной информации об их деятельности, а также примеров законопослушного должного поведения российских граждан. В какой- то степени такое положение дел с освещением проблем преступности, с одной стороны, обусловливается сложной криминальной обстановкой и эпохой социальных изменений в стране, а с другой - демонстрирует явную устремленность многих издателей и представителей СМИ играть на притягательности криминальной информации для массовой аудитории в целях увеличения популярности и тиражей того или иного источника .

Из анализа телевизионной продукции, в отличие от сухих статистических отчетов, становится понятнее, что дискредитирует правоохранительные органы, чем привлекательны криминальные структуры в качестве своеобразных «органов правопорядка».

В конце 80-х гг. прошлого столетия, после того, как советское партийное руководство взяло курс на экономические и политические преобразования в стране, отношение к сотруднику правоохранительных органов сильно изменилось. Образ продажного стража порядка сначала замелькал на страницах перестроечной прессы, а затем основательно прижился в литературе и кино. Вскоре «некиношность» таких персонажей подтвердила и власть, объявив войну «оборотням в погонах».

В современной телевизионной продукции, в особенности детективного жанра, главными героями зачастую становятся представители преступного мира. Их романтизация и идеализация негативным образом влияют на правосознание населения и, в частности, на объективность восприятия служителей закона. Объясняется это отчасти тем, что произведения детективного жанра направлены в основном на массового читателя, а потому жизненность происходящего, а также факты юридического характера приносятся в жертву зрелищности сюжета и кассовости сборов.

На рубеже XX-XXI вв. на телеэкраны вышли телесериалы «Каменская», «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», где служба сотрудников милиции воплотила идею «добро должно быть с кулаками». Нельзя утверждать, что новый герой очаровал всех умом и добродетелью, но честность и физическая выучка как главные его черты стали импонировать значительной части отечественных телезрителей.

Изменившаяся политическая и социокультурная ситуация в стране в последние десятилетия привела к переменам и в имидже руководителя правоохранительного органа : от «силовика», опирающего на неограниченную власть - к образу добросовестного стража закона, справедливого и порядочного человека, интеллигента в своей профессии.

В связи со всем этим возникает принципиальный вопрос: нуждается ли процесс общения людей с различными источниками информации в каком-либо направляющем воздействии? Необходимо ли учитывать распространенность тех или иных СМИ и предпочтения в потреблении информации различными возрастными и социально-профессиональными группами населения? Конечно, придавать этому значение крайне важно, поскольку с возрастанием объема потребляемой информации нужда в осмысленном юридико-психологическом подходе к ней становится все более очевидной. Здесь широкое поле деятельности и для образовательных организаций, и для правоохранительных органов.

Психологический анализ влияния СМИ на правовое воспитание населения свидетельствует о том, что его эффективность зависит от взаимодействия правоохранительных структур с государственными, независимыми и иными СМИ. Конструктивное опережающее взаимодействие со СМИ осуществляется с целью содействия правовому воспитанию населения, правовой пропаганде, своевременного представления объективной информации о правоохранительных и правоприменительных органах, их противодействии преступности, о трудностях и проблемах в их деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. Что изучает правовая психология?
  • 2. Дайте определение правовой социализации личности.
  • 3. Назовите пути и стадии правовой социализации личности.
  • 4. Назовите основные механизмы правовой социализации личности.
  • 5. Каковы причины дефектов в правовой социализации личности?
  • 6. Какова структура и классификация правосознания?
  • 7. Назовите условия эффективного функционирования правовых норм.
  • 8. Каковы механизмы девиантного поведения подростков?
  • 9. Каковы наиболее важные особенности девиантного поведения среди молодежи?
  • 10. Дайте характеристику индивидуально-профилактической работе с личностью, в том числе и с несовершеннолетними?
  • 11. Раскройте содержание правового воспитания личности в обществе.
  • 12. Что такое правовая культура личности? Каковы условия эффективности функционирования правовой культуры личности и общества?
  • 13. Какие функции юридико-воспитательного характера осуществляют средства массовой информации?
  • 14. Какие требования предъявляются к СМИ юридической психологией?
  • Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 05.04.2016) «О средствах массовой информации» (ст. 2) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300,13 февр.
  • Энциклопедия юридической психологии / под. общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М.,2003. С. 79.

Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью - жизненно важные задачи нашего сегодня.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.



Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона» И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.


Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.
Законность - это совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и предписания.
Обеспечение законности - одно из важных направлений деятельности государства.
Появление законности вплетается в процессы происхождения нрава и государства, ее природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности речи не будет. Законы - основа законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения, - альфа и омега законности. Но очень часто в истории случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.
Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).
Это главные требования, составляющие содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, законность будет формальная. Если названные требования проводятся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят) - законность реальная.
Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориентировалось преимущественно на использование силы, а не на право (когда гремит оружие, законы молчат). Однако даже при наличии законов в так называемом полицейском государстве, если они не устраивают тех, кто пришел к власти, а открыто отказаться от них они не решаются и заменить своими законами еще не успели, власти отбрасывают законность и начинают управлять с помощью подзаконных (часто полусекретных) актов и основанных на них дискреционных (произвольных) полномочиях должностных лиц государства. В лучшем случае в государстве, где сильны исполнительные и карательные органы, а не законодательные, устанавливается режим формальной законности, при котором «болтают с одной целью - надувать простонародье», т.е. говорят о торжестве законов, а на самом деле попирают их.
Таким образом, прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не только подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.
Поддержание режима законности обеспечивается системой гарантий законности. Под ними понимают как объективно складывающиеся факторы общественной жизни, так и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Рисунки 1 и 2 дают о гарантиях законности наглядное представление. При этом на рис. 1 следует учесть, во-первых, взаимную связь всех гарантий законности и, во-вторых, то обстоятельство, что формирование сознания и соответствующая организационная работа как бы предваряют все остальные гарантии.
Гарантии законности

Рис. 1
Понимание важности режима законности для жизни общества требует обращения еще к двум острым вопросам: к вопросу соотношения законности и целесообразности и к вопросу единства законности.
В разное время в том или ином государстве, в особенности в периоды ломки существующих отношений, обострялась проблема соотношения законности и целесообразности. И это понятно. Законотворчество не успевает за коренными изменениями в общественных отношениях. Законы оказываются вдруг пробельными, несовершенными. А главное - они перестают удовлетворять новые общественные силы, начинают отягощать новую политику. Политики и некоторые юристы предлагают отбросить в сторону законы, решать вопросы (юридические дела) свободно, исходя из жизненных потребностей, интересов сторон, собственного понимания справедливости. Сто лет назад, на рубеже веков, в таких условиях в Европе формировалась школа «свободного права». Нечто похожее мы можем наблюдать сегодня в условиях российской действительности. Старые нормативные акты (особенно ведомственные) часто тормозят поступательное движение к новому обществу, а новые находятся в состоянии становления и не всегда по своему качеству удовлетворяют потребностям преобразований.

Рис.2
В принципе отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Юристы, по существу, были едины в том, что наиболее целесообразное решение основано на законе и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона.
Однако вопрос о соотношении законности и целесообразности не так прост, как может показаться. Его нельзя решать вне исторических рамок, без учета конкретных условий жизни общества. История знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя великих революционных идей судьи и администраторы руководствовались именно целесообразностью, а не «мертвой буквой статьи закона». Истории известно и другое: некоторые люди сознательно лишали себя различных выгод и даже шли на смерть во имя торжества законности и порядка. Dura lexsed lex (закон суров, но таков закон) - это тот самый принцип, который обязывает исполнять и уважать любой закон.
Сегодня приводят довольно много аргументов и примеров в пользу как принципа законности, так и целесообразности решения вопреки конкретному закону. Сторонников законности всегда отпугивал произвол суда и администрации при допущении малейшей возможности отхода от закона. Приверженцев принципа целесообразности отталкивает бездушное понимание правовой нормы, хотя часто разногласия между теми и другими являются мнимыми.
Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях данное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявляется именно там, где закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соответствующих обстоятельств, но в смысле юридических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора наиболее целесообразного решения.
Коль скоро общество управляется с помощью предписаний общего характера, имеющих общеобязательное значение, приобретают особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.
Проблема единства законности приобретает большую политическую остроту в связи с растущим движением во многих субъектах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным), а видеть в ней особый правовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей Федерации в целом и в каждом ее субъекте.
Единство законности следует связывать с компетенцией центра в лице его органов и компетенцией субъектов Федерации в лице органов власти и управления последних. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только свои законы, но и законы субъектов Федерации, и к органам субъектов Федерации. И те, и другие призваны соблюдать не только собственные законы.
Закон теряет юридическую силу, если он издан в нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местных нормативно-правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению центральных органов, обладают их акты. Далее идут законы субъектов Федерации, которые регулируют общественные отношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов Федерации, нет акта более высокой юридической силы, чем закон субъекта Федерации. Общее правило таково, что акты органов управления - правительства, министерств и ведомств, исполнительных органов местных органов власти - являются подзаконными и уступают парламентским актам.
К сожалению, практика государственного управления знает немало примеров того, как центральные министерства и ведомства бесцеремонно игнорируют права субъектов Федерации и компетенцию их высших органов государственной власти. Это соответствовало общей тенденции подмены представительных органов подотчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить законодательство субъектов Федерации законодательству центральных органов.
Должна быть разработана система мер и государственно-правовых механизмов для защиты прав субъектов Федерации и для предотвращения случаев злоупотребления данными правами, обеспечения единства правовой системы, защиты Конституционных прав и законных интересов граждан.
На уровне федеративных отношений может стать актуальным и единство самих законов, единство правового регулирования. Скажем, принимаются законы о гражданстве в различных республиках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения, которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан в тупик, из которого без потерь не выбраться. Так, одни республики могут признать гражданами только тех, кто родился на их территории, независимо от места их проживания, другие будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т.д. Кто-то установит ценз оседлости, кто-то - ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным гражданством, лица без гражданства данной республики, но с гражданством другой, лица без гражданства вообще. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности, к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.
Следить за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный Суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.
Единство законности в сфере реализации права призваны обеспечивать суды и те органы, которые имеют право на официальное толкование правовых норм.
Правопорядок
В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.