Инсценировка правовой ситуации

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Права человека Права ребёнка

ЧТО ТАКОЕ ПРАВА? ВСЕГДА ЛИ ЛЮДИ ИМЕЛИ ПРАВО НА ЖИЗНЬ И СВОБОДУ? ВСЕГДА ЛИ ЛЮДИ БЫЛИ РАВНОПРАВНЫ?

ЧТО ТАКОЕ ПРАВА?

ПРАВА АБСОЛЮТНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ (личные): Право на жизнь; Неприкосновенность частной собственности; Защита своей чести и доброго имени и др. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ИЗ ИСТОРИИ «политическая свобода» «равенство людей» «гражданские права»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 года) Женевская Декларация прав ребёнка (1924 год) Декларация прав ребёнка(1959 год) Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 года) Основные нормативно- п равовые документы Конституция Российской Федерации(1993 года) Федеральная целевая программа «Дети России» (1июня 1992 года) Семейный кодекс РФ (29 декабря 1995 года)

Всеобщая декларация прав человека Документ, закрепивший перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, так экономических, социальных и культурных Статья 1 . Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах Статья 3 . Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность Статья 25. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь Статья 26. Каждый человек имеет право на образование

Декларация прав ребёнка Статья 3. Ребёнку должно принадлежать с рождения право на имя и гражданство Статья7. Ребёнок должен иметь право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным Статья 9. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации

Конвенция о правах ребенка Статья 29. Образование ребенка должно быть направлено на: воспитание уважения к правам человека и основным свободам, подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение Статья 6. Ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь Статья 1. Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста Статья 7. Ребёнок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства

Конституция Российской Федерации ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ СТРАНЫ Статья 2.Человек,его права и свободы являются высшей ценностью Статья 17.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения Статья 43. Каждый имеет право на образование Статья 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей Статья 20.Каждый имеет право на жизнь

Право на образование право на дошкольное образование право на начальное общее образование право на основное общее образование право на среднее (полное) общее образование право на профессиональную подготовку право на начальное профессиональное образование право на среднее профессиональное образование право на высшее профессиональное образование право на послевузовское профессиональное образование право на дополнительное образование

Федеральная программа «Дети России» «Дети-инвалиды» «Дети-сироты» «Планирование семьи» «Дети Чернобыля» «Дети Севера» «Одаренные дети» «Организация летнего отдыха детей» «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев»

Кодексы Российской Федерации ВИДЫ: СЕМЕЙНЫЙ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС среди членов семьи и сверстников («да» или «нет») 1.Права человека означают, что каждый человек может ими пользоваться 2.Человеку достаточно только иметь права и не иметь обязанностей 3.Всеобщая Декларация прав человека провозглашает основные права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности 4.Право и закон – это одно и то же 5.В эпоху Просвещения была создана теория естественных прав человека

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ЦЕЛЬ Раскрыть содержание понятия «права человека» Помочь осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью демократического общества и правового государства РЕЗУЛЬТАТ № Годы % 1. От 16 до 20 лет 78% 2. От 35 до 40 лет 86 % 3. От 55 до 60 лет 95%

Модели общественных институтов защиты прав ребенка в школе Общественные институты защиты прав детей в школе коллегиальные индивидуальные Конфликтная комиссия Суд Чести Совет Справедливых Служба примирения Детская правозащитная приёмная избираются всеми участниками общеобразовательного процесса назначаются представители из участников общеобразовательного процесса Уполномоченный по правам участников общеобразовательного процесса Уполномоченный по правам ребенка

Принципы функционирования институтов защиты прав ребёнка в школе защиты прав ребенка в школе иты прав ребенка в школе Выборность, отчетность Конфиденциальность Корректность Доверие Доступность Независимость

Благодарю за внимание. Успехов в защите прав детей!


МБОУ Карсунская средняя общеобразовательная школа

Урок для 10 класса на тему

«Права ребенка глазами детей»

Над проектом работала команда уч-ся 10 «Г» класса:

Ахмедеева Алсу, Свиязова Александра,

Прусакова Валерия, Картавина Виктория.

Руководитель проекта: Саприна Ирина Викторовна,

учитель истории и обществознания

Введение.

Основная часть:

Глава 1. Права ребёнка

1.1. Международные документы по правам ребёнка:

Декларация о правах ребёнка и Конвенция о правах ребёнка

1.2 Российские документы по правам ребёнка:

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ.

Глава 2. Изучение прав ребёнка через уроки, классные часы, внеклассные занятия и мероприятия.

Заключение.

Использованные источники.

Цели проекта:

Ознакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашен­ными в Конвенции о правах ребенка и Декларации о правах ребёнка

Cодействовать воспитанию нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободе человека, правам ребенка.

Выявить и разработать эффективные механизмы повышения правовой культуры через раскрытие творческого потенциала учащихся.

Задачи проекта:

1.изучение документов, нормативных актов по теме работы

2.популяризация идей и ценностей Конвенции по правам ребёнка через уроки, классные часы, внеклассные занятия и мероприятия

3.создание календаря «Конвенция о правах ребёнка в рисунках детей»

4.презентация календаря на районом конкурсе « Ювеналия»

Целевая группа проекта:

Учащиеся 1-11 классов

Методы работы:

Эмпирические (анкетирование, опросы)

Теоретические (работа с источниками)

Практические (занятия в младших классах, конкурсы рисунков, конкурс презентаций, классные часы

Гипотеза:

Если использовать творческий потенциал учащихся, то правовая культура повысится и окажет положительное влияние на решения такой проблемы, как защита прав ребёнка.

Для реализации поставленных целей и задач был разработан механизм, состоящий из нескольких последовательных модулей:

1)Подготовительный модуль

На этом этапе была проделана следующая работа:

Создание инициативной группы по изучению проблемы;

Исследование, проведённое среди учащихся 5-11 классов по проблемам правовой культуры.

2) Образовательный модуль

изучение нормативно-правовые документов:

Конвенции ООН о правах ребёнка.

Декларации прав ребенка

Конституции Российской Федерации

Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Дополнительной литературы по теме проекта

Разработка программы проекта

3) Коммуникативный модуль

Организация встреч и бесед с представителями правоохранительных органов.

4)Обучающий модуль

Пропаганда правовых знаний среди учащихся на классных часах, беседах, интерактивных занятиях

5) Творческий модуль

Усвоение правовых знаний через творчество детей на уроках ИЗО, на внеклассных мероприятиях.

Организация выставок, презентаций, конкурсов.

На этом модуле реализовалась цель данного проекта. Вся предварительная работа на предыдущих этапах подготовила условия для успешной реализации поставленных целей и задач.

Введение

Проблема защиты прав детей существует во всём мире. Одна из задач, способствующих её решению, - просвещение самих детей.

Во всех странах и во все времена люди очень серьёзно относились к понятию «гражданин», а также к его правам и обязанностям. Вот что говорили известнейшие люди в разные времена и в разных странах об этом понятии: почти 200 лет назад талантливый российский просветитель-педагог Николай Иванович Новиков писал: «Плохой человек всегда бывает и плохим гражданином своей страны». Немецкий писатель Томас Манн в 20 веке утверждал: «Лишь честный, нравственный человек является истинным гражданином жизни». Французский философ Клод Гельвеций в 18 веке советовал: «Будь достойным гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности и твоего благополучия».

Развитие России как правового государства невозможно без повышения правовой культуры её граждан, особенно подрастающего поколения. Пока мы ещё юные граждане России, но через пять-десять лет в наших руках будет судьба нашей Родины.

Сегодня в школе дети должны не только получить знания, но и приобрести умения быть способными и готовыми жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Основу социально-правовой компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нём. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, в семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения, правах и обязанностях.

В современной России процесс построения гражданского общества идёт медленно. На наш взгляд, причинами этого являются и низкий уровень правовой культуры, и незнание эффективных механизмов реализации прав ребёнка. И, как следствие этого,- на сегодняшний день многие права ребёнка нарушаются, растёт преступность среди несовершеннолетних.

Основные выявленные противоречия - агрессия по отношению к детям со стороны сверстников, учителей, родителей. Есть случаи моральных и нравственных унижений и даже физического насилия в семье (факты из СМИ и телепередач), нарушения прав ребёнка (старшеклассников) при приёме на работу. Чтобы спокойно расти, развиваться и жить, нужно знать свои права и права других людей, осознавать, что свобода личности не абсолютна, она ограничена свободой других. Человек, живущий в обществе, добровольно ограничивает осуществление своих прав ради сосуществования с такими же людьми, как они. Это значит, что я осознаю свою обязанность, ответственность за соблюдение как своих, так и чужих прав.

И так, проблема данного проекта заключается в том, чтобы выяснить и объяснить сложные для понимания статьи Конвенции, доказать, что Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. «Умение защищать свои права, уверенность в том, что ты знаешь к кому обратиться в случае нарушения прав – все это делает детей более защищенными перед вызовами современного общества», - считает Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов.

Если «Конвенция о правах ребенка» защищает интересы детей, то она должна быть изложена не только в юридической, но и в понятной для самих детей форме.

Глава 1. Права ребёнка.

1.1 Международные документы о правах ребенка Родившись на планете Земля, и став юным членом громадного человеческого общества, ребёнок получает сразу много прав. Эти права нужны для выживания, развития и защиты.

Для того, чтобы из сегодняшних детей выросли сильные, здоровые, грамотные, образованные, справедливые люди, необходимо, чтобы во всех странах, и в нашей тоже, соблюдались принципы, изложенные в Декларации прав ребёнка.

Декларация прав ребенка

В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

По Декларации Ребенок имеет право:

 на семью;

 на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;

 посещать школу и учиться;

 на равенство в правах;

 свободно выражать свои мысли;

 на собственное мнение;

 на имя и гражданство;

 на получение информации;

 на защиту от насилия и жестокого обращения;

 на медицинское обслуживание;

 на отдых и досуг;

 на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями)

Конвенция о правах ребенка

В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Эта Конвенция была единогласно принята 20 ноября 1989 года почти всеми странами мира на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых наций (ООН), которая проходила в городе Нью-Йорке.

Россия ратифицировала Конвенцию Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г., в силу для СССР она вступила с 15 сентября 1990 г.

Конвенция рассматривает 46 основных прав детей всей Земли.

Основные права, которые установлены Конвенцией о правах ребёнка:

1. Право ребёнка на жизнь.

2.Право ребёнка на гражданство. Сразу после рождения, будучи ещё младенцами, каждым ребёнком приобретается гражданство своей Родины.

3.Право ребёнка на имя. С момента рождения ребёнком приобретается право иметь своё имя, которое выбирают для него взрослые. Право изменить своё имя и фамилию самостоятельно можно по достижении 14 лет.

4.Право ребёнка на семейные связи. Это право на общение с братьями, сёстрами, близкими и дальними родственниками.

5.Право ребёнка знать своих родителей. Это право ребёнок получает после рождения (насколько это возможно).

6.Право ребёнка на заботу своих родителей. После рождения ребёнок имеет право на заботу со стороны родителей о своём здоровье, воспитании.

7.Право ребёнка не разлучаться со своими родителями. Это право обеспечивается при всех обстоятельствах, за исключением тех случаев, когда по решению суда устанавливается, что родители жестоко обращаются с детьми или не заботятся о них.

8.Право ребёнка свободно выражать свои взгляды. Если в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнок способен выражать свои взгляды, то он имеет право на внимание, право быть выслушанным по всем вопросам, которые его волнуют или интересуют.

9.Право ребёнка свободно выражать своё мнение. Ребёнок имеет право выражать своё мнение в устной, письменной, печатной форме, а также в форме произведений искусства (рисунков, песен и т. д.) При этом ребёнок должен соблюдать нравственную, этическую культуру и такт.

10.Право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. Свобода исповедовать религию или веру может быть ограничена лишь тогда, когда это необходимо для охраны нравственности и здоровья, охраны безопасности государства или общественного порядка.

11.Право ребёнка на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личные симпатии, выбор увлечений, спортивных, культурных и научных интересов.

12.Право ребёнка на тайну корреспонденции. Никто не имеет права произвольно вмешиваться в тайну переписки, вскрывать её и разглашать её содержание.

13.Право ребёнка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство.

14.Право ребёнка, лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь. Если судьба сложилась так, что ребёнок в этой жизни остался без родителей и близких или жестокость и невнимание родителей лишают ребёнка условий для нормального развития, воспитания и образования, ребёнок имеет право на помощь и защиту своего государства.

15.Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального здоровья. Это право обеспечивают прежде всего родители, если ребёнок живёт в семье, или государство, если ребёнок живёт в детском доме.

16.Право ребёнка на пользование наиболее совершенными средствами лечения болезней и восстановление здоровья. Ребёнок имеет право на получение самых совершенных услуг в лечебных учреждениях, право на использование для лечения наилучших средств и методов восстановления здоровья.

17.Право ребёнка на образование.

Образование – это один из самых важных этапов в жизни каждого человека, тем более, ребёнка. Это значит – для каждого должно быть доступно среднее образование, как общее, так и профессиональное. Высшее образование должно быть доступно всем детям на основе способностей и жизненных целей. Дети имеют право рассчитывать на то, что соблюдаемая школьная дисциплина поддерживалась бы с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства и в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.

18. Право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Время, свободное от получения образования, ребёнок имеет право использовать разнообразные формы отдыха и досуга. Это и летние каникулы в детских оздоровительных лагерях и посильная помощь семье, экскурсии и туристические поездки с семьёй и друзьями и т. д.

19. Право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни. Этим правом всегда можно воспользоваться, многие уже давно пользуются этим правом, обучаясь в музыкальных и художественных школах, кружках и секциях, участвуя в выставках, конкурсах, спортивных состязаниях, концертах.

20. Право ребёнка на защиту от такой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ему ущерб.

21. Право ребёнка на защиту от любой работы, которая может служить препятствием получению им образования.

Никто, даже родители, не имеет права ради любой работы отлучать ребёнка от обучения в школе.

22. Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации.

23. Право ребёнка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации.

24. Право ребёнка за защиту со стороны государства от похищений и торговли детьми в любых целях и в любой форме.

Во всех государствах мира принимаются все необходимые меры для защиты детей от похищений и торговли. Виновные в этом жестоко наказываются по закону.

25. Право ребёнка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ правовой и другой соответствующей помощи.

Никто не имеет права незаконно и произвольно лишать ребёнка свободы. Если же всё-таки ребёнок оказался задержанным органами правопорядка и лишён свободы, то он имеет в кратчайший срок получить квалифицированную помощь (оповещение родителей о задержании, одежда, питание, информация).

Ребёнок имеет право на безотлагательное решение суда о правомерности лишения свободы. Ребёнок имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства личности с учётом потребности возраста. Ребёнок имеет право поддерживать связь со своей семьёй путём переписки и свиданий.

26. Право ребёнка, нарушившего уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости.

1. Если с ребёнком случилась беда, и его подозревают в совершении уголовного преступления, то Конвенция поможет защитить его права в этой ситуации. С ребёнком должны обращаться так, чтобы учитывался его возраст, в ребёнке укреплялось уважение к правам человека, к основным свободам других.

27. Право ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний.

Для защиты своих прав, изложенных в Конвенции о правах ребёнка, ребёнок имеет право проводить собрания и митинги в здании своей школы или другого учебного заведения при условии, если он является членом и участником молодёжного или детского общественного объединения.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребёнка, принятый в России 24 июля 1998 г на основе Конвенции, устанавливает, что членами и участниками детских общественных объединений могут быть дети от 8 до 14 лет, а молодёжных общественных объединений – подростки от 14 до 18 лет. Однако они могут быть зарегистрированы только в том случае, если в руководящие органы и учредители будут избраны граждане, достигшие 18 лет. Все собрания и митинги общественных объединений должны не препятствовать учебному процессу, проходить во внеурочное время с соблюдением устава данного учебного заведения.

1.2 Российские документы о правах ребёнка

Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Он состоит из 5 глав и 25 статей:

Глава I. Общие положения (ст. ст. 1-5);

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. ст. 6 15);

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.16-22);

Глава IV. Гарантии исполнения Федерального закона (ст. 23);

Глава V. Заключительные положения (ст. ст. 24-25).

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:

К Первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т. п.

Ко Второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.

К Третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.

Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.

Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, право знать своих родителей и право на их заботу, на совместное проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (Ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется Статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.

Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т. е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т. п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.

Право гражданина на образование, закрепленное в Ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т. п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Действующее законодательство предусматривает и дополнительное образование, которое включает в себя дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. Реализация этих программ и услуг осуществляется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Инвалидность - это беда. К большому нашему сожалению, число детей-инвалидов в России не уменьшается. И в этой связи извечная проблема - как обучать, воспитывать таких детей. В течение долгих лет в стране использовали накатанный путь - помещали таких детей в интернаты. В последние годы, в стране получают распространение негосударственные учебные заведения для таких детей, поскольку в них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги и немалые за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать подобную работу приглашенных педагогов на дому.

Учитывая все эти моменты, Правительство РФ приняло Постановление в соответствии с которым, дети-инвалиды получили возможность получать образование на дому в индивидуальном порядке или по дистанционной форме обучения.

Дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения с согласия родителей получают образовательные услуги на дому. Вместе с тем, для эффективной организации процесса обучения образовательное учреждение должно предоставить ребенку-инвалиду на время обучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения.

В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах - в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т. д. Однако его роль не ограничивается только лишь предоставлением тех или иных благ, оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей. Подавляющее большинство споров вокруг недвижимости, права на которую имеют дети, решается в пользу последних.

Заключение.

Работая над проектом мы изучили основное содержание статей Декларации и Конвенции о правах ребёнка.

От того, как государство сумеет обеспечить соблюдение наших прав сегодня, как мы ими воспользуемся, зависит то, каким будет наш народ, наше государство в ближайшие десятилетия.

Мы получила огромное удовольствие, занимаясь исследовательской работой, так как, поставив перед собой цель – изучить права ребёнка, международные и российские документы по правам ребёнка с помощью различных форм и методов, нам удалось перевести эти законы Конвенции и Декларации на язык, понятный каждому ребёнку.

На наш взгляд, поставленная цель достигнута. Это было нелегко, но в то же время интересно, т. к.мы узнали много интересного и полезного, а заявленная нами тема мы считаем раскрыта полностью.

Для достижения намеченной цели по ходу работы были выполнены следующие задачи: изучены Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка; проведены анкетирование и опросы, сделаны выводы на основе полученных данных; составлены презентации для закрепления прав ребёнка.

В процессе выполнения исследовательской работы гипотеза подтвердилась.

Теперь многие школьники, зная свои права, стали добре, а зная обязанности, стали внимательнее смотреть на окружающий мир.

Мы считаем, если дети будут хорошо владеть знаниями своих прав и обязанностей, то в будущем смогут многое изменить в этом мире.

В заключении хочется процитировать слова английского писателя Самюэля Смайлса, который говорил: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует научиться пользоваться своими правами и исполнять свои гражданские обязанности».

Список используемой литературы.

1.Бочарова А. М. Права человека. Методическое пособие для учителей начальных классов/ А. М. Бочаров И. В. Бочаров, Д. П. Покосов.-Пермь: Издатель Максарова И., 2008.

2. Конвенция о правах ребёнка глазами детей.- Мурманск: Книжное издательство, 2008.

3.Миронов О. О. Права человека сборник документов./Сост. доктор юридических наук, профессор О. О. Миронов.-4-е издание, стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2008. 4.Пасман Т. Б., Никифорова Ю. Н. Полковникова Т. А. и др.; Школа омбудсмена-Псков: ПОИПКРО, 2006.

5.Права человека:Книга для чтения.9-11классы./ Сост. А. Бочарова, И. Бочаров и др. Издание 3-е, исправленное.-Пермь 4-Издатель Максарова И., 2008.

6. Степанова Г. В. Молодёжь и гражданско–правовое образование. Путеводитель – Петрозаводск, НКФ «Новое образование», 2015.

7.Татарникова Л. Ю. Права маленького гражданина - СПБ.:ИД «Литера» ; 2007.

8.Шпекендорф 3.К. Изучение Конвенции о правах ребёнка в школе: Учебное пособие для учителей./Под ред. Е. Н. Рахмановой, В. А. Северухина, Б. С. Эбзеева.-М.: Логос, 2001.-20 с.

Нормативно-правовые документы

Конституция Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Декларация прав ребенка

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Семейный Кодекс РФ

Гражданский Кодекс РФ

Используемые Интернет - ресурсы

Http://region 61. rfdeti. ru

- Www. hro. org Права человека в России.

1 слайд

2 слайд

Словарь Декларация (лат. объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы. Конвенция (лат. договор, соглашение) – это международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – это вид конвенции, имеющий неоднородное содержание. Билль – закон в англоязычных странах

3 слайд

Виды прав человека По сферам общественной жизни: Гражданские Политические Экономические Социальные Культурные По субъектам прав: Права женщин Права ребенка Права заключенных Права беженцев

4 слайд

Документы о правах человека Великая хартия вольностей 1215 г. Билль о правах 1689 г. Конституция США 1787 г. Декларация прав человека и гражданина во Франции 1789 г.

5 слайд

Документы о правах человека Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Декларация прав ребенка 1959 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Конституция РФ 1993г.

6 слайд

Что такое право? Право – это совокупность общеобязательных правил (норм), устанавливаемых и охраняемых силой государства. С помощью права государство регулирует общественные отношения.

7 слайд

Что такое права человека? Это принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие человеку возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав называют свободами) или получать определенные блага (это собственно права)

8 слайд

Конвенция о правах ребенка имеет 6 разделов прав Основные, базисные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав; На семейное благополучие: родители обязаны заботиться о детях, а государство помогать детям, оставшимся без родителей; На свободное развитие личности; свободно выражать свое мнение, на объединение в ассоциации, на свободу мысли, совести, религии;

9 слайд

Конвенция о правах ребенка имеет 6 разделов прав На обеспечение здоровья: право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения; На образование и культурное развитие: бесплатное начальное и общее образование, чтобы их человеческое достоинство не унижалось при обучении, на пользование культурным наследием государства и т.п. ;

10 слайд

Конвенция о правах ребенка имеет 6 разделов прав На защиту от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы.

11 слайд

Защита прав человека При ООН в 1977 г. создается комитет по правам человека на постоянной основе. В России в 1994 г. при Государственной Думе введена должность «Уполномоченного по правам человека». В настоящее время ее занимает Владимир Петрович Лукин. Его задача – сбор информации о нарушении прав и содействие в восстановлении прав.

12 слайд

Защита прав ребенка В школах введена должность «Уполномоченного по правам участников образовательного процесса» Органы внутренних дел, милиционер в школе Судебные органы Европейский суд по правам человека

13 слайд

Что такое права человека? Что означает Конвенция, Пакт, Декларация? Виды прав человека? Какие существуют документы по правам человека и ребенка? Какие права содержит Конвенция о правах ребенка? Кто защищает права ребенка?

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель работы: провести анализ конституционных прав и обязанностей детей и их осведомленности о своих правах и обязанностях. Задачи: 1. Проанализировать статьи Конституции РФ по теме исследования. 2. Разработать и провести анкету для опроса обучающихся школы. 3.Проанализировать осведомленность обучающихся о их правах и обязанностях и сделать выводы.

Cлайд 3

Права ребенка – принадлежащие ребенку от рождения неотъемлемые и неотчуждаемые основные права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации

Cлайд 4

Группы субъектов, оказывающих содействие ребенку в реализации и защите его прав (ст. 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») 1) органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов; 2) родители ребенка (лица, их заменяющие); 3)педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка; 4) общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации.

Cлайд 5

Cлайд 6

выбор средств и путей реализации права реже будет осуществляться самим ребенком, а чаще его родителями, усыновителями, опекунами или попечителями

Cлайд 7

право на охрану чести и достоинства личности; свободу совести, свободу вероисповедания, свободу мысли и слова; право заниматься предпринимательской деятельностью; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться; права несовершеннолетнего на свободу труда; право на образование; право на возмещение государством вреда Некоторые права и свободы могут реализовываться ребенком только при непосредственном участии взрослых (в силу наличия у ребенка определенных возрастных особенностей) ------- предопределяет зависимость осуществления прав ребенка от родителей или лиц, их заменяющих.

Cлайд 8

Гипотеза: осведомленность о своих правах и обязанностях влияет на степень развития общей правовой культуры несовершеннолетних Участники анкетного опроса: обучающиеся 7-11-х классов МКОУ Чикская СОШ № 6: учащиеся 7 – 8-х классов - 20%, учащиеся 9 – 11-х классов - 80%

Cлайд 9

Cлайд 10

2.Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах? 3.Знаете ли вы свои права и свободы?

Cлайд 11

4.Знаете ли вы свои обязанности? 5.В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?

Cлайд 12

6.Как вы понимаете определение "правовая культура человека"? 7.Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?