Основные принципы декларации прав ребенка 1959. Основные принципы декларации прав ребенка. Женевская декларация прав ребенка

Проблема прав человека имеет приоритетное значение в деятельности Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. ООН впервые в мировой истории разработала документы, в которых определены основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами. Одним из таких документов является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), которая вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конвенция ООН о правах ребёнка – это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны – члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

История разработки документов о правах ребёнка

Вопрос о правах детей был поднят сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребёнка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей.

Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям.

В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее из того, что имеет. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призвала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путём в условиях соблючения свобод и уважения их достоинства. Этот документ оказал значительное влияние на политику и практические действия правительств и частных лиц во всём мире.

Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции, и если декларация (от латинского – провозглашение) не имеет обязательной силы, являясь рекомендацией, в которой провозглашаются основные принципы и программные положения, то конвенция (от латинского – договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

За 30 лет существования Декларации прав ребёнка изменились многие представления, сложились новые понятия, поэтому конвенция, определяющая права детей, охватывает более широкий спектр вопросов. Потребность в придании правам детей силы нормы договорного права с особой остротой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребёнка, который отмечался в 1979 году. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

По сравнению с Декларацией о правах ребёнка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), конвенция состоит из статей, учитывающих практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребёнка в обществе. Конвенция о правах ребёнка не только развивает и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка, но и идет дальше, утверждая, что государства, которые к ней присоединяются, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

Говоря об истории Декларации и о Конвенции, нельзя не вспомнить имя видного отечественного педагога, активного борца за права детей и свободное воспитание личности К.Н. Вентцеля. Опираясь на гуманистическую философскую мысль, он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребёнка. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную Декларацию ООН.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 года) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребёнка) отмечать Всемирный день детей.

Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения между взрослым и ребёнком, учителем и учеником. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Её положения сводятся к четырём важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов.

В настоящее время 96% детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.

С текстом Конвенции о правах ребёнка можно ознакомиться

Марковичева Е.В.

Орловский государственный университет, Россия

История международной защиты прав ребенка.

Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Толчок к осмыслению и оформлению прав детей дала первая мировая война. Британский Союз спасения детей и ее швед­ский аналог «Радда Барнен» совместно с Лигой женщин в1923 г. разработали и предложили к рассмотрению на Ас­самблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка.

Этот документ предполагал закрепление принципов, определяющих основные условия для обеспечения благосостояния ребенка. В их число были включены: право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе на образование; первоочередность защиты детей от различных бед­ствий, в том числе от угрозы войны, от непосильно­го труда, от эксплуатации, от попадания в рабство; указывалось также, что дети должны воспитывать­ся в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

В 1924 году Лига наций приняла декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. Впоследствии упомянутая декларация получила на­звание Женевской, поскольку была подписана в 1924 г . в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций. Данная конвенция не просто исторический документ, но фактически первый международный акт, оказавший влияние на всю эволюцию прав ребенка.

Именно в Женевской декларации впервые была сформулирована мысль о необходимости особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». Это положение в даль­нейшем закреплялось во многих международных документах. Например, во Всеобщей декларации прав человека записано, что только «младенчество дает право на особое попечение и помощь» (статья 25, ч. 2), а в Декларации прав ребенка ( 1959 г .) приведена более полная формулировка, почти пол­ностью повторяющая положение Женевской декларации.

Женевская декларация прав ребенка стимулировала и первые попытки по имплементации международных норм в национальное законодательтво. В частности, в Германии в начале 20-х гг. был принят первый в истории человечества специальный Закон о детях, который действовал на протяжении нескольких лет. Примечательно, что фашистский политический режим не отменил данный закон, а просто прекратил его применять.

После за­вершения второй мировой войныбы­ла создана Организация Объединенных Наций, под чьей эгидой разработан и принят ряд серьезнейших документов. Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст. 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании». Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых - стариков, женщин и детей были приняты несколько важных документов. К их числу относятся Декларация прав ребенка, утвержденная на 14 й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 г . При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них - равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

В этой Декларации была повторена мысль о «специальной ox ране и заботе» по отношению к ребенку и провозглашеныпринципы защиты прав детей.. В число подобных принципов и прав были включены:равенство, наилучшее обеспечение интересов ре­бенка; право на имя и гражданство, на здоровые рост и развитие; особое внимание к детям, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии; право на любовь и понимание, желательно в семье; на получение образования;первоочередность при получении защиты и помо­щи;защита от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; от расовой, религиозной или иной дискриминации.

Таким образом, в Декларации прав ребенка 1959 г . были перечислены все фундаментальные права ребенка, очерчены области и сферы деятельности, нуждаю­щиеся в особом контроле. На первый взгляд отпадала необходимость в каких-либо еще общих мерах, помимо воплощения поименованных принципов в нацио­нальную практику различных государств. Вероятно поэтому в 1978 г . инициатива группы общественных деяте­лей Польши о придании правам детей силы норм междуна­родного права вначале была воспринята несколько скепти­чески. Прозвучавшие возражения против разработки и при­нятия конвенции сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавших норм по правам че­ловека, поэтому выделение прав детей в специальную кон­венцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда приводить к дискримина­ции.

Дискуссии длились около года. Вскоре сторонники создания конвенции добились перевеса, а наиболее убеди­тельными аргументами международные эксперты, входящие в составРадда Барнен, по­считали следующие.Во-первых, на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН были сделаны доклады о серьезных нарушениях, от которых стра­дали дети: о высокой детской смертности, недоступности детского здравоохранения, ограниченных возможностях по­лучения базового образования. Стали известныпримеры использования детей в секс-бизнесе, на вредных производствах, обнародованы данные о подро­стках - узниках тюрем, детях-беженцах, жертвах войн и пр.

Во-вторых, было признано, что во второй половине XX в. произошли значительные изменения в общественном мнении относительно психологических потребностей несовершеннолетних детей. Большинство людей осознало, что интересы детей необяза­тельно должны совпадать с взглядами родителей или опе­кунов. Кроме того, стало очевидным, что ко многим детям плохо относятся в их собственных семьях. Четко обозначи­лось явление, получившее название «садизм в детской», ко­гда детей унижали, избивали, калечили, насиловали и даже убивали родители и близкие родственники. Недаром с течением времени проблем уоснованного в Великобритании еще в 1884 г . Национальногообщества защиты детей от жестокости не уменьшается, а прибавляется. И это характерно для многих развитых странмира: США, Германии, Японии, России и др.

Наконец, отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия. Политики в ходе предвыборных кампаний обязательно в качестве безотказного довода выдвигают борьбу за интересы детей, но после победы, как правило, забывают о своих обещаниях.

Было признано очевидным, что суще­ствующие нормы в области прав человека не адекватны для удовлетворения специфических потребностей детей. В результате, в 1979 г . в Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН рассмотрела предложение Польши и утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка.

Вся работа над Конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1988 г . рабочая группа представила Комиссии по пра­вам человека ООН окончательный вариант документа и 20ноября 1989 г . в тридцатилетие со дня утверждения Декла­рации о правах ребенка 1959 г . Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положе­ние маленьких граждан.

Таким образом, после многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН «О правах ребенка». Конвенция принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 ГенеральнойАссамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. Пункты 18-19 этого Плана особое внимание уделяют роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка.

В настоящее время именно Конвен­ция о правах ребенка считается основным документом, вкотором в соответствии с международными стандартами изложены основные права детей. Однако очевидно, что уже в обозримом времени данный международный документ также станет историей и потребуется дальнейшая разработка проблем защиты прав детей.

Литература:

1.Александров Э. Международная защита детей / Пер. с болгарского В. Сергеенкова. – София, 1979.

2.Карташкин В.А. Международная защита прав человека. - М., 1976.

3.Коржуков А.В. Конвенция о правах ребенка // Журнал российского права. 2000. № 10.

4.Колосов Ю.М. Международные стандарты в области прав человека и проблемы советского законодательства // Советский журнал международного права. 1991. № 2.

5.Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М., 2000.

6.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. Фонд НАН.- М., 1999.

7.Саидов А.Х. Международное право прав человека. М., 2002.

8.Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка»: Научно-практический комментарий // Российская юстиция. 1999. № 6.

9.Томилов А.Ю. Международно-правовые нормы об опеке и попечительстве над несовершеннолетними. – Челябинск, 2000.

Преступления против детей и подростков совершаются повсеместно. Первый официальный процесс по урегулированию прав ребенка прошел в Австралии в конце XIX в. Затем аналогичные суды начали свою деятельность в Каннаде и США. Однако требовался документ, юридическая основа, по которой можно выносить соответствующие решения и постановления.

Защита детей

Так в Женеве в 1924 году появилась первая декларация прав ребенка. Краткое содержание ее сводится в описанию пяти главных принципов, которые берегли детей от рабства, проституции и торговли. Это был существенный прорыв в мировом законодательстве, но требовалась и иная защита для несовершеннолетних. доработала существующий женевский документ и приняла его новый вариант.

В новой Декларации 1959 года права ребенка были зафиксированы в более полном варианте. Ее разработчики определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого.

10 принципов декларации прав ребенка освещают обязанности взрослых перед детьми. Если говорить коротко, то все лучшее, что есть на Земле, принадлежит малышам и подросткам и не может быть у них отнято по чьей-то прихоти.

1-й принцип

Все дети, независимо от того, в какой стране они родились, какой у них возраст, цвет кожи, социальный статус, - имеют равные со своими сверстниками права. Они не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип

Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип

Все дети - субъекты стран, в которых проживают, поэтому государство обязано обеспечить их гражданством, а родители - именем.

4-й принцип

Чтобы правильно расти и развиваться, ребенок имеет право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности еще до появления малыша на свет. Послеродовый период также должен быть обеспечен достойным уходом со стороны государства. Дети имеют право на жилье и питание.

Школьный возраст, по статистике, самый незащищенный для ударов со стороны нервной системы, его особенно подробно характеризует декларация прав ребенка. Краткое содержание 4-го принципа поясняет необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей. Цель наблюдения - предупредить срывы психики с формированием садистских и прочих патологических наклонностей.

5-й принцип

Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип

Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип

Все дети должны учиться бесплатно. Они имеют право играть и развиваться. Родители обязаны дать им эту возможность. Они же должны учить детей ответственности и полезности своему обществу.

Один из 10 принципов декларации прав ребенка характеризует игру как способ познать окружающий мир. Родители обязаны обучать детей жизни в игровой форме. Должную помощь могут оказать добрые мультфильмы и книги. Ребенок с самого раннего возраста должен понимать, что нельзя обижать детей, истязать животных. Та информация, которая поступает в мозг в течение первых лет жизни, создает платформу для стабильности психического сознания в будущем.

8-й принцип

Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип

Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу. Воспитание должно проходить в пояснительно-убеждающей манере. Жестокое отношение подразумевает любые виды насилия: физического, сексуального, психического.

Россия регламентирует дополнительную ответственность в случаях, когда права ребенка нарушены. Однако статистика ежегодных случаев ужасает! Это связано с низким социальным уровнем населения. Взяв за основу 10 и Конвенцию, в российском законодательстве приняли статьи ГК, УК и СК.

10-й принцип

Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в первую очередь родители, учат его заботе и взаимопониманию. Запрещается воспитывать в детях чувство расовой и социальной ненависти. Все люди равны.

Конвенция о правах ребенка

Позже по принципу 10 деклараций прав ребенка была создана и доработана новыми положениями Конвенция, регулирующая отношения взрослых и детей, Она действует и сегодня. В ее составе 54 статьи.

Конвенцию приняли и поддерживают 193 страны, в их числе Россия. Она стала наследницей СССР при его распаде. Все участники договора с участием Конвенции обязаны полностью пересматривать свое законодательство с целью обеспечения выполнения всех пунктов: права ребенка должны быть защищены. Дети рассматриваются документом как личности, "маленькие взрослые", чья жизнь и здоровье находятся в руках родителей и государства.

Всеобщая декларация прав ребенка при всей ее полезности имеет существенный недостаток. Дети часто просто не знают о ее существовании и поэтому не могут заявить о том, что их интересы нарушены. Ни декларация, ни конвенция подробно в школах не разбирается, затрагивается лишь в старших классах, когда подростки становятся совершеннолетними.

Подводя итоги, можно сказать, что 10 принципов декларации прав ребенка дали надежную основу для более детальных документов, таких как Конвенция, Гражданский и Семейный кодекс. Нарушители детских прав преследуются законодательством страны, в которой совершено В России это часто Уголовная ответственность. Важно научить детей не бояться обращаться за помощью, когда их права нарушаются.

Права ребенка зафиксированы не только в отечественном законодательстве. Они официально установлены и признаны международными документами. В качестве основных из них выступают Конвенция и Декларация прав ребенка.

Основные положения

В соответствии с международными документами, ребенком признается гражданин, которому нет 18 лет. Государство принимает на себя обязанность по защите детей. Ребенок имеет право на:

  1. Равенство.
  2. Семью.
  3. Образование.
  4. Государственную заботу и защиту, если ее нет (постоянно либо временно) от родителей.
  5. Свободу выражения мыслей.
  6. Собственное мнение.
  7. Гражданство и имя.
  8. Получение информации.
  9. Защиту от жестокого обращения и насилия.
  10. Медицинское обслуживание.
  11. Досуг и отдых.
  12. Дополнительную государственную поддержку при наличии особых потребностей.

Нормативная база

На национальном и международном уровнях принято большое количество специальных актов. В 1989 году была принята Конвенция. Она состоит из 54 статей. Все положения, включенные в нее, распространяются без исключения на всех детей. В России в качестве основного нормативного документа выступает ФЗ № 124. Его положения устанавливают гарантии прав ребенка в РФ. Они приняты в соответствии с международными актами.

Женевская Декларация прав ребенка

Впервые она была принята в 1924 году. Ее содержание сводилось к описанию пяти положений, обеспечивавших защиту детей от торговли, проституции и рабства. Первая Декларация ООН о правах ребенка стала серьезным прорывом в международном законодательстве. Однако необходима была несколько иная защита несовершеннолетних. Принципы Декларации прав ребенка были доработаны. Новая редакция была принята в 1959 году. В этом документе основные гарантии были зафиксированы в расширенном варианте. Разработчиками была определена ответственность тех, кто обязан обеспечивать, воспитывать, учить несовершеннолетних, но не делает этого. Международная Декларация прав ребенка излагает, таким образом, обязательства взрослых перед детьми.

Преамбула

В этой части провозглашаются основания, по которым принимается Всеобщая Декларация прав ребенка. Этот документ базируется на:

  1. Утверждении народами Объединенных Наций в своем Уставе веры в ценность и достоинство личности.
  2. Решимости содействовать общественному развитию и улучшению качества жизни при большей степени свободы.
  3. Декларации о правах человека, в которой установлено равенство людей вне зависимости от их пола, религии, цвета кожи, расы, политических и прочих убеждений, социального или национального происхождения, имущественного положения и иных обстоятельств.
  4. Том факте, что ребенку вследствие его умственной и физической незрелости требуется социальная забота и охрана, надлежащая правовая защита и до и после рождения. Эта необходимость была зафиксирована в акте от 1924 года и признана в других документах международных организаций и специализированных учреждений, занимающихся вопросами, касающимися благополучия детей.
  5. Утверждении, что ребенок должен получать лучшее, что имеет человечество.

Равенство

Декларация прав ребенка распространяет свое действие на всех детей. Положения документа должны признаваться за всеми несовершеннолетними без исключений и каких-либо различий либо дискриминации по признаку пола, религии, цвета кожи, языка, социального/национального происхождения, рождения, имущественного положения и прочего обстоятельства, относящегося к самому малолетнему или к семье.

Защита

Декларация прав ребенка утверждает необходимость обеспечения специальной охраны законами и прочими средствами. Для несовершеннолетних должны быть созданы благоприятные условия и предоставлены возможности, позволяющие развиваться нравственно, умственно, духовно, физически, здоровым в социальном отношении. Этот процесс должен идти нормальным путем в условиях достоинства и свободы. В ходе принятия законодательных актов для реализации этих задач главным должно быть намерение наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних.

Социализация и блага

Декларация устанавливает требование о том, что с рождения человек должен иметь право на гражданство и имя. Несовершеннолетнему необходимо предоставлять блага социального обеспечения. Ребенку принадлежит право на здоровое развитие и рост. Для этого специальная охрана и уход (дородовой и послеродовой в том числе) должны обеспечиваться и ему, и его матери. Несовершеннолетнему принадлежит право на надлежащее жилище, питание, медицинское обслуживание и развлечение. Декларация прав ребенка устанавливает требование о том, что неполноценным в социальном, психическом, физическом отношении гражданам до 18 лет должен обеспечиваться специальный уход, забота и образование, необходимые ввиду особенностей состояния.

Гармоничное развитие

Несовершеннолетний нуждается в понимании и любви. В тех случаях, когда это возможно, ребенок должен расти под ответственностью и на попечении родителей в атмосфере любви, материальной и моральной обеспеченности. Малолетний не может быть, кроме ситуаций с исключительными обстоятельствами, разлучен со своей матерью. На публичных структурах власти и обществе лежит обязанность обеспечивать особую заботу детям, не имеющим семьи и достаточных средств для существования. Желательно, чтобы законодательства государств прописывали предоставление многодетным семьям пособия на поддержку несовершеннолетних.

Образование

Декларация прав ребенка устанавливает обязанность государств обеспечить бесплатное и обязательное обучение, по крайней мере, на начальных этапах. Несовершеннолетний должен получить образование, которое будет способствовать его культурному развитию, совершенствованию его личного суждения и способностей, сознанию социальной и моральной ответственности, становлению полезным для общества. Руководящим суждением для лиц, на которых лежит обязанность за обучение, должно быть наилучшее обеспечение интересов детей. Эта ответственность в первую очередь налагается на родителей. Несовершеннолетнему должна обеспечиваться полная возможность развлечений и игр, которые были бы ориентированы на цели, преследуемые обучением. Способствовать реализации права на образование должны органы власти и общество.

Охрана

Дети должны быть при любых обстоятельствах в числе тех, кто первыми получает помощь и защиту. Несовершеннолетних необходимо оградить от всех форм жестокости, небрежного отношения и эксплуатации. Ребенок не может быть объектом торговли ни в каком ее виде. Малолетнего не допускается принимать на работу до достижения им установленного возрастного минимума. Ответственные лица не вправе поручать ребенку занятие или трудовую деятельность, вредные для его образования и здоровья, препятствующие нравственному, умственному и физическому его развитию.

Заключение

Преступления против подростков и детей совершаются повсеместно. Эта проблема стоит перед мировым сообществом в числе первых. Декларация провозглашает требование оградить детей от практики, в рамках которой может поощряться религиозная, расовая или иная форма дискриминации. Несовершеннолетнего надлежит воспитывать в духе терпимости, взаимопонимания, международной дружбы и братства. Ребенок должен пребывать в полном сознании того, что его способности и энергия должны быть посвящены служению на пользу общества. Все лучшее, что присутствует на планете, принадлежит детям, равно как и взрослым. Оно не может быть отнято у несовершеннолетних ни по чьей прихоти. Взрослые несут полную ответственность за обеспечение защиты, заботу, воспитание, материальное содержание, здоровое развитие детей.