Виды гармонизации в мчп. §1. Проблема унификации и гармонизации в международном частном праве. Первые попытки международно-договорной унификации норм о статусе юридических лиц. В зависимости от наличия или отсутствия цели

В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП:

- Гаагские конференции по МЧП,

- Всемирная торговая организация (ВТО),

- Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА),

- Международная торговая палата (МТП),

- Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),

- Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизациизаконодательства в сфере МЧП . В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам.

Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеют комплексный характер - представляют собой сочетание унифицированных и материальных, и коллизионных норм .

В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы имеют доминирующее положение , а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов .

Унификация материально-правовых норм занимает особое место в деятельности международных организаций.

Унификация права - это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров . В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора.

Главная особенность унификации права : она происходит одновременно в двух различных правовых системах

- в международном праве (заключение международного договора )

и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право).

Унификация права - это разновидность правотворческого процесса , который происходит в основном в рамках международных организаций . Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП.

Ее основные итоги выработка :

- единообразных коллизионных норм (Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (г. Гаага, 22 декабря 1986 г.),

- единообразных материальных норм (конвенции УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (г. Оттава, 28 мая 1988 г.),

- полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы - Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980 г.)).

Разработкой унифицированных коллизионных норм занимается прежде всего Гаагская конференция по МЧП ;

разработкой унифицированных материальных норм Международный (Римский) институт по унификации частного прав а (УНИДРУА).

Унификацией права международной торговли главным образом занимаются ВТО, ЮНСИТРАЛ и МТП .

Наиболее успешный пример унификации МЧП на региональном международном уровне показывают страны ЕС. В основном регулирование осуществляется по линии принятия регламентов Европейского парламента и Совета , имеющих юридически обязательную силу и прямое действие в национальных правоприменительных органах государств - членов ЕС .

В области МГП действуют регламенты «Брюссель I» и «Брюссель II».

Коллизионные нормы унифицированы в регламентах «Рим I» (договорные обязательства) и «Рим II» (внедоговорные обязательства).

Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшения и устранения различий между ними .

Гармонизация права и его унификация - взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием , так как сближение национально-правовых систем осуществляется и за пределами унификации права.

Главное отличие гармонизации от унификации - отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации . Отсутствие договорных форм предопределяет специфику всего процесса гармо­низации права в целом, который может быть как стихийным, так и целенаправленным .

Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права, МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права . Государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом . Особую сложность вызывают частноправовые отношения с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции).

В целяхустранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (т.н. Вашингтонской конвенцией) в 1966 входит в Группу организаций Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций.),

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА) входит в Группу Всемирного банка, являющуюся специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. основано в 1988г .,

Арбитражный суд при МТП МТП создана в 1919 При МТП работает Международный арбитражный суд, созданный в 1923 году


Понятие, структура и виды коллизионных норм.

Коллизионная норма - норма абстрактного, отсылочного характера, решающая вопрос, право какого государства должно применяться для решения данного дела .

В отличие от материально-правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей субъектов международного частного права и, следовательно, непосредственно регулирующих их поведение, коллизионная норма указывает, право какого государства применимо к данному отношению.

По своему характеру коллизионные нормы в определенной степени имеют сходство с отсылочными и бланкетными нормами национального права. Однако и отсылочные, и бланкетные нормы отсылают к правовой системе именно данного государства, конкретно указывая применимый законодательный акт или даже норму закона.

Коллизионные нормы имеют неизмеримо более абстрактный характер , - они предусматривают возможность применения и национального , и иностранного , и международного права.

Источникамиколлизионных норм являются федеральные законы и международные договоры РФ , решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона. Менее значимая роль обычая как источника коллизионных норм объясняется тем, что на практике обращение к нему ограничивается зачастую областью материально-правовых начал.

СТРУКТУРА

В общей теории права выделены основные элементы, составляющие структуру правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция .

Специфическая природа коллизионно-правовых норм предопределяет особенность их структуры. Структура коллизионной нормы отличается от структуры обычной нормы права (в коллизионной норме нет ни гипотезы, ни диспозиции, ни санкции).

Необходимые структурные элементы коллизионной нормы -
объем и привязка .

Объем указывает на круг отношений к которым данная коллизионная норма применяется ;

Привязка основание, критерий определения применимого права .

Пример: ст. 1207 ГК РФ «Право, подлежащее применению к вещным правам на суда и космические объекты». Право собственности и иные вещные права на воздушные суда, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, определяются по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы. В данном примере объём коллизионной нормы составляет указание на право собственности и иные вещные права на суда. А привязка указывает на то, что этот вопрос будет решаться по праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы (привязка).

В коллизионной привязке содержится объективный критерий , который позволяет решить вопрос о применимом праве .

Привязка - основной элемент коллизионной нормы. Она отсылает не к конкретному закону или конкретному правовому акту, а к правовой системе в целом, к правопорядку какого-либо государства.

Коллизионные нормы обращены не к участникам гражданского оборота, а к правоприменительным органам государства (за исключением диспозитивных, устанавливающих автономию воли сторон). Коллизионная норма представляет собой указание законодателя - право какого государства следует применять к частноправовым отношениям; она адресована судам, арбитражам, административным органам, нотариату. Соблюдение или нарушение коллизионных норм может иметь место только со стороны этих органов.

ВИДЫ КОЛЛИЗИОННЫХ НОРМ

1 - Коллизионные нормы бывают простые и сложные . Структура простой коллизионной нормы соответствует схеме «объем - привязка», сложные коллизионные нормы отличаются дифференцированным объемом или несколькими привязками .

2 - По способу выражения воли законодателя /методу регулирования :Императивные,альтернативные,диспозитивные и кумулятивные коллизионные нормы.

В императивных нормах может быть только одна коллизионная привязка . Императивная коллизионная норма - это властное предписание законодателя о применении права одного государства , устанавливаемого на основании какого-либо объективного критерия. не предполагает возможности отступления от содержащихся правил даже при наличии соглашения сторон (Статья 1200. Признание в Российской Федерации физического лица безвестно отсутствующим и объявление физического лица умершим подчиняются российскому праву).

Альтернативные коллизионные нормы характеризуются наличием нескольких коллизионных привязок .

Альтернативная норма предоставляет суду право по собственному усмотрению выбирать применимое законодательство (право выбора есть только у суда, но не у сторон).

Простые альтернативные коллизионные нормы предусматривают возможность применения одного или другого правопорядка . Выбор зависит от судейскогоусмотрения и фактических обстоятельств дела.

Сложные (соподчиненные ) альтернативные коллизионные нормы устанавливают основную и субсидиарную привязки (ст. 1201 ГК РФ Право, подлежащее применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью). Основная привязка применяется в первую очередь , субсидиарные - в соответствии с конкретными обстоятельствами дела и если невозможно применить основную привязку . (например ст. 1201 ГК РФ - Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности)

Основная и субсидиарные коллизионные привязки находятся между собой в отношении соподчинения . Может быть соподчинение первой, второй, третьей и т.д. степеней (в зависимости от количества субсидиарных привязок). Сложные соподчиненные альтернативные нормы - относительно новое явление в коллизионном праве. Их называют «цепочками » («каскадом ») коллизионных норм.

Диспозитивные нормы в качестве основной коллизионной привязки предусматривают автономию воли сторон (ст. 1210 ГК РФ Выбор права сторонами договора – п.1. Стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору).

Автономия воли регулирует основное количество частноправовых отношений, связанных с иностранным правопорядком, считается оптимальным коллизионным началом , так как предусматривает наиболее гибкое регулирование . Диспозитивные коллизионные нормы российского законодательства обладают особой спецификой: в большинстве из них автономия воли сторон ограничена установлением «если иное не предусмотрено законом » т.е. государство всегда сохраняет за собой право ограничить свободу участников гражданского оборота.

Кумулятивные нормы устанавливают возможность применения иностранного права, но указывают, что соответствие требованиям собственного национального права исключает признание юридической недействительности отношения, даже если не соблюдены требования соответствующего иностранного права (Статья 1209. Право, подлежащее применению к форме сделки – п. 1. Форма сделки подчиняется праву страны, подлежащему применению к самой сделке. Однако сделка не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права страны места совершения сделки к форме сделки. Совершенная за границей сделка, хотя бы одной из сторон которой выступает лицо, чьим личным законом является российское право, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права к форме сделки.)

3 - По форме коллизионной привязки :односторонние и двусторонние (многосторонние ) коллизионные нормы .

Односторонние коллизионные нормы предусматривают возможность применения только национального права, права страны суда т.е. привязка ограничивается лишь одним «направлением», чаще всего указывая на применение судом своего права (Статья 1195 ГК. Личный закон физического лица - 1. Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. 2. Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. 3. Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.). Такие нормы имеют императивный характер .

Двусторонние (многосторонние ) коллизионные нормы предусматривают возможность применения как национального, так и иностранного или международного права . Они могут иметь императивный, альтернативный и диспозитивный характер . В современном праве двусторонних коллизионных норм значительно больше, чем односторонних. Национальный законодатель стремится установить гибкое правовое регулирование посредством двусторонних коллизионных норм. Привязка двусторонней коллизионной нормы называется формулой прикрепления .

4 - По источник (формам) права выделяют национально-правовые (внутренние - разд. VI части третьей ГК РФ) и унифицированные международно-правовые (договорные - Гаагская Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г. но Россия в ней не участвует) коллизионные нормы .

Преимущественное применение имеют, естественно, внутренние коллизионные нормы.

Унифицированные коллизионные нормы - это единообразные коллизионные правила, созданные на основе международных соглашений и представляющие собой конечный результат процесса согласования воль государств . Такие нормы выделяются в отдельную подгруппу в системе МЧП. От внутренних коллизионных норм унифицированные отличаются по механизму создания (источник - международный договор ) и применения (пространственная и временная сферы действия, толкование).

Наличие международного договора, содержащего коллизионные нормы, предполагает, что к частноправовому отношению, связанному с иностранным правопорядком, будут применяться унифицированные коллизионные нормы. Внутренние коллизионные нормы в такой ситуации не применяются.

5 - В зависимости от степени нормативной регламентации в МЧП: Генеральные (основные) и субсидиарные (дополнительные) коллизионные привязки .

Генеральные коллизионные привязки устанавливают право, применимое в первую очередь («основное » право). Субсидиарные коллизионные нормы устанавливают «дополнительное право », применимое только в определенных обстоятельствах, указанных в норме. Соотношение генеральных и субсидиарных коллизионных норм аналогично соотношению коллизионных привязок в сложных соподчиненных альтернативных коллизионных нормах.

6 - Общие и специальные коллизионные привязки

Коллизионные нормы можно классифицировать не только по содержанию и видам, но и по типам коллизионных привязок.

Среди привязок существуют типовые привязки , которые в науке МЧП принято именовать формулами прикрепления т.е. выбора права (реже - коллизионными принципами или коллизионная формула ), они являются атрибутом только двусторонних коллизионных норм.

При множестве способов выбора применимого права, определяемых коллизионными нормами различных государств, каждый из них является тем не менее лишь одной из вариаций ограниченного числа общих коллизионных формул , которые сложились в процессе многолетняя практика применения коллизионных норм и представляют собой предельно обобщенные и концентрированные правила выбора применимого права.

Общие коллизионные привязки - общие для большинства правовых систем коллизионные правила; - это общие (сквозные ), т.е. применимые во всех отраслях и институтахМЧП коллизионные нормы .

К ним относятся такие коллизионные правила, формулы прикрепления:

1. Личный закон физического лица (lex personalis)

2. Личный закон юридического лица (lex societatis)

3. Закон места нахождения вещи (lex rei sitae)

4. Закон страны продавца (lex venditoris)

5. Закон места совершения акта (lex loci actus)

6. Закон места совершения правонарушения (lex loci delicti commissi)

7. Закон суда (lex fori)

8. Закон автономии воли сторон (закон, избранный сторонами правоотношения, оговорка о применимом праве - lex voluntatis)

9. Закон наиболее тесной связи (the law of the real connection)

10. Закон наиболее благоприятного права (lex benignitatis)

11. Закон существа отношения (lex causae)

Примеры общих коллизионных привязок:

1. Личный закон физического лица (lex personalis)

Личный закон физического лица понимается в двух вариантах.

Закон гражданства (lex patriae) - правовой статус лица определяется законодательством того государства, чье гражданство это лицо имеет . Данный коллизионный принцип имеет экстерриториальный характер, - государство стремится подчинить своей юрисдикции всех своих граждан независимо от их места нахождения.

Закон домицилия (lex domicilii - закон места жительства) -

правовой статус лица определяется по законодательству государства, на территории которого данное лицо проживает . Этот коллизионный принцип имеет территориальный характер - государство подчиняет своей юрисдикции всех лиц, находящихся на его территории независимо от их гражданства.

Согласно ст. 1195 ГК РФличным законом физического лица является право страны, гражданствокоторой это лицо имеет, но если место жительства иностранного гражданина находится в Российской Федерации, его личным законом признается российское право . Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право, а при наличии у лица нескольких иностранных гражданств (при отсутствии российского гражданства) под личным законом понимается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства является право страны, где это лицо имеет место жительства, а личным законом беженца - право страны, предоставившей убежище.

2. Личный закон юридического лица (lex societatis)

Смыслданной формулы прикрепления - правовой статус юридического лица определяется законом того государства, чью государственную принадлежность («национальность») имеет юридическое лицо (Н.Ю. Ерпылева).

Варианты определения национальности юридических лиц:

теория инкорпорации : личным законом юридического лица считается право того государства, в котором данное лицо зарегистрировано ;

теория оседлости на чьей территории находится его административный центр ;

теория эффективного места деятельности : личным законом юридического лица считается право того государства, на чьей территории оно ведет основную хозяйственную деятельность ;

теория контроля : личным законом юридического лица считается право того государства, с территории которого контролируется и управляется его деятельность ;

«смешанный критерий » : как дополняющие друг друга устанавливаются привязки к праву государства инкорпорации, места нахождения и места осуществления деятельности

Согласно п. 1 ст. 1202 ГК РФ Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, но согласно п. 4 . Если учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории РФ-ции, к требованиям об ответственности по обязательствам юридического лица, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.

К коллизионным нормам, известным практически любой области отношений международного частного права (нормам общего характера), примыкают предназначенные для применения в отдельных сферах этих отношений специальные коллизионные правила.

Специальные коллизионные привязки сформулированы непосредственно для конкретных институтов МЧП .

Например, "Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению " (ч. 1 ст. 162 СК РФ). В данной норме закон происхождения ребенка (lex originis ) представляет собой специальную коллизионную привязку.

Специальные коллизионные привязки - это трансформация общих коллизионных норм :

специальная привязка "закон перевозчика " - трансформация общей привязки "закон продавца ";

"закон совместного места жительства супругов " - трансформация "личного закона физического лица ".

Среди специальных коллизионных привязок можно назвать наиболее распространенные:

1. закон валюты платежа и закон валюты долга (lex monetae)

2. закон флага (lex flagi, lex banderae)

3. закон местожительства суперарбитра - o lex arbitri -;

4. закон места проведения арбитража - o lex loci arbitri;

5. закон места нахождения ценных бумаг, закон места эмиссии ценных бумаг - o lex cartae

6. закон места работы - o lex loci laboris;

7. закон места проведения конкурсного производства - o lex fori (loci) concursus;

8. закон страны, в которой испрашивается защита o lex loci protections

9. закон происхождения (ребенка, культурной ценности). o lex originis

10. закон места заключения брака (lex loci celebrationis);

Пример специальной коллизионной привязки:

1. Закон флага (lex flagi, lex banderae)

Коллизионный принцип «закон флага » представляет собой трансформацию привязки «личный (национальный) закон» применительно к воздушным и водным судам, космическим объектам :

Правовой статус таких объектов регулируется законодательством государства, чей флаг несет воздушное или водное судно .

Основная сфера применения закона флага - международные морские, речные и воздушные перевозки, торговое судоходство и мореплавание .

В КТМ РФ большое количество норм построено на основе этой коллизионной привязки:

право собственности и другие вещные права на морские суда (ст. 415),

правовое положение членов экипажа (ст. 416),

право на имущество, находящееся на затонувшем судне в открытом море (ст. 417),

пределы ответственности судовладельца (ст. 426).

Водные и воздушные суда, космические объекты представляют собой «условную территорию », «условную недвижимость » государства флага, поэтому большинство отношений, возникающих на борту любых судов, в первую очередь предполагают применение именно закона флага

В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, – Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частно-правовым вопросам.

Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеют комплексный нормативный характер – представляют собой сочетание унифицированных и материальных, и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы имеют доминирующее положение, а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов.

Унификация материально-правовых норм занимает особое место в деятельности международных организаций. Унификация права – это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права: она происходит одновременно в двух различных правовых системах – в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств (Г. К. Дмитриева).

Унификация права – это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП. Ее основные итоги – выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция 1986 г.), единообразных материальных норм (Конвенции УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (г. Оттава, 28 мая, 1988 г.), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы – Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980 г.).

Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшение и устранение различий между ними. Гармонизация права и его унификация – взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием, так как сближение национально-правовых систем осуществляется и за пределами унификации права. Главное отличие гармонизации от унификации – отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации. Отсутствие договорных форм предопределяет специфику всего процесса гармонизации права в целом, который может быть как стихийным, так и целенаправленным. Суть стихийной гармонизации – в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже идентичное правовое регулирование (рецепция римского права в Европе, Азии, Латинской Америке). Целенаправленная гармонизация – осознанное восприятие одним государством правовых достижений других государств (действие ФГК в Бельгии; использование положений ФГК и ГГУ в ГК РФ).

Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права, МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права. Государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывают частно-правовые отношения с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции). В целях устранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), Арбитражный суд при МТП.

В большинстве государств нормы международного частного права содержатся в различных отраслях внутреннего права и, следовательно, в различных нормативных актах. Лишь немногие государства имеют единые кодифицирующие акты в области МЧП. В других государствах ведется разработка единых кодификаций.

В связи с этим в развитии нормативной базы международного частного права все более решающую роль играют международные договоры. Международные договоры позволяют создать унифицированные нормы МЧП не только коллизионно-правового, но и материально-правового характера. Тем самым создаются предпосылки для единообразия правоприменительной практики, а следовательно, широкого развития экономических и иных связей между субъектами различных государств.

Объективно существующие различия в правовом регулировании гражданско-правовых отношений в каждом государстве могут быть устранены с помощью межгосударственной унификации в рамках деятельности международных организаций.

Виды унификации норм международного частного права:

Создание государствами единообразных материальных норм гражданского, семейного и трудового права;

Создание государствами единообразных коллизионных норм путем принятия универсальных и региональных международных договоров;

Создание государствами единообразных коллизионных норм путем принятия договоров о правовой помощи по гражданским и семейным делам.

На формирование норм международного частного права непосредственное влияние оказывают следующие международные организации:

Гаагские конференции по международному частному праву;

Международная торговая палата (МТП);

Всемирная торговая организация (ВТО);

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

Международный институт по унификации частного права в Риме (УНИД-РУА);

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

Международный союз для охраны литературных и художественных произведений;

Международное бюро интеллектуальной собственности;

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА);

Международный центр патентной документации (ИНПАДОК) и др.

Характеристика основных международных организаций по унификации норм международного частного права:

а) важнейшей межгосударственной организацией, ведущей кодификационные работы в области международного частного права, является Гаагская конференция по международному частному праву. К 1996 году в рамках этой организации было разработано и принято свыше 30 конвенций. Не все гаагские конвенции вступили в силу, однако невозможно отрицать их значительное влияние на развитие внутригосударственного законодательства и правоприменительную практику;

б) потребность в проведении универсальной кодификации некоторых норм МЧП, связанных с коммерческим оборотом, привела к созданию в рамках ООН органа, специально занимающегося этим вопросом. В 1966 году по инициативе Венгрии была учреждена Комиссия ООН по праву международной торговли в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНСИТРАЛ). На основе проектов, разработанных комиссией, были приняты следующие конвенции:

Венская конвенция ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров;

Нью-Йоркская конвенция 1974 года об исковой давности в международной купле-продаже товаров (приведенная в соответствие с Венской конвенцией в 1980 году);

Женевская конвенция 1983 года о представительстве при международной купле-продаже товаров;

Нью-Йоркская конвенция ООН 1988 года о международных переводных и простых векселях;

Гамбургская конвенция ООН 1978 года о морской перевозке грузов и ряд других;

в) в области проведения неофициальной кодификации обычаев и обыкновений, действующих в МЧП, особую роль играет такая международная неправительственная организации, как Международная торговая палата (МТП), основная цель которой - организационное, техническое и правовое обеспечение международного бизнеса. Созданная в 1920 году по инициативе Бельгии, Великобритании, Италии, США и Франции как международная экономическая организация частных предпринимателей, МТП в настоящее время объединяет десятки тысяч компаний, промышленных и торговых ассоциаций, федераций и торговых палат в 110 странах мира. Национальные комитеты и советы МТП более чем в 60 странах координируют деятельность деловых кругов на национальном уровне. МТП проводит большую работу по систематизации обычаев, действующих в международной коммерческой и финансовой практике. Результатом такой работы являются сборники унифицированных обычаев, правил и обыкновений, нашедшие широкое применение практически во всех странах мира.

УНИФИКАЦИЯ ПРАВА означает сотрудничество государств, направлен­ное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообраз­ных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве опреде­ленного круга государств.

Унификация права как правотворческий про­цесс имеет два этапа (две стадии). На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного до­говора и государства берут на себя международно-правовые обя­зательства обеспечить их применение.

Вторая стадия связана с восприятием международно-правовых норм национальным правом. В резуль­тате в национальном праве разных государств появляются унифи­цированные нормы , т. е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Восприятие международно-правовых норм национальным пра­вом называется либо трансформацией , либо национальной имплементацией

Существуют международные организации, специализирующие­ся на унификации права: Гаагская конференция по международ­ному частному праву, Римский институт по унификации частного права, Комиссия ООН по праву международной торговли и др.

Очень важное значение имеет унификация и гармонизация права. Поскольку нормы права различных стран очень различаются, поэтому необходима унификация – приведение в соответствие, гармонизация – сближение.

УНИФИКАЦИЯ

Унификация (uniefacere - делать единым) - объединение аналогичных норм разных государств, для образования материально правовых норм, с целью избежания регулирования споров коллизионными нормами. (Гаагская конвенция, Комиссия ООН по МЧП, ЮНЕСКО).

Единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах-в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т. д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права -в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам)._

Унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии).

1. На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международногодоговора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Собственно на этом этапе создаются единообразныенормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.

Принятие международного договора и соответственно международно-правовых унифицирующих норм государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора.

2. Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием(трансформацией, национальной имплетацией) международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, т. е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения.В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В РФ правовая основа этого процесса предусмотрена п.4 ст.15 Конституции: «…международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».

Завершается эта стадия принятием национально –правовых унифицированных норм.Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо Федерального закона(о ратификации, о присоединении)(вводимые нормы будут обладать силой федерального закона), либо правовых актов Президента или Правительства(н-р, Постановление Правительства о присоединении)(вводимые нормы будут обладать юр.силой подзаконного акта).

Процесс унификации имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XXвека.Сущ. орг. Специализирующиеся на унификации права(Гаагская конференция по международному частному праву),обеспечивающие сотрудничество между гос-вами(Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС)).Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия межд. договоров, направленных на унификацию права.

Виды унификации.

I.по способам правового регулирования:

А)унификация коллизионных норм(Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930г.)

Б)унификация материальных частноправовых ном(Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.)

В)смешанная унификация(Всемирная конвенция об авторском праве 1952г.)

II.по предмету:унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального, семейного, наследственного, транспортного права и т.д.+унификация гражданского процессуального права. Наиболее высокая степень унификации достигнута в области внешнеэкономических отношений(Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.)

унификация договоров об оказании правовой помощи(смешанная в широком смысле слова, и по 1му и по 2му критерию.)

III. в зависимости от вида международного договора:

А)Универсальная(для всех государств)(Венская конвенция 1980г.)

Б)Региональная(локальная)(в пределах ограниченного круга государств- гос-в одного географического района или в рамках интеграционных образований)(Евразийская патентная конвенция 1994г.)

В)двусторонняя(Российско-польский договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996г.)

Особенности применения унифицированных норм:

Унифицированные ноормы не сливаются с нормами внутреннего права в еденыймасси, а сохраняют в нем обособленность,обусловленную их договорным происхождением. Договор определяет пространственную сферу реализации ун.норм, предметную сферу применения ун.норм, специфику толкования ун.норм, временные рамки(приобретают юр.силу не ранее момента,когда договор вступает в силу, прекращение договора= прекращение действия ун.норм).

Какие нормы применять?

1.Унифицированные и национальные нормы.(п.4.ст.15 К РФ «Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

2.Ун. коллизионные и материально-правовые нормы.(п.3с.1186ГК «Если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого в вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается)

3.Ун. нормы универсального,регионального, двустороннего характера.(вначале следует обратится к двусторонним, потом к региональным, потом к универсальным).

ГАРМОНИЗАЦИЯ

Гармонизация- приведение внутреннего законодательства в соответствие с международным. Это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация-взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права,ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация - более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации.

Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Гармонизация права -не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

Виды гармонизации:

I.в зависимости от способ осуществления:

1.стихийная(в результате взаимодействия возикает похожее регулирорование)

2.целенаправленная

3.рецепция-одностороннее заимствование норм права

4.адаптация-при односторонней

II.в зависимости от формы осуществления:

1.национальная- всегда односторонняя

2. международная- взаимная.(ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже1985)(Россия приняла в 1993)

3.односторонняя

4.двусторонняя

5.многосторонняя

6. универсальная

Выводы: Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т. е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация - более простой и более ≪мягкий≫ процесс, он не опосредуется твердыми международно-правовыми обязательствами. Чаще всего это односторонний процесс.Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать,осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества. С одной стороны, казалось бы, что унификация наиболее способствует сближению права, так как только она создает одинаковые нормы в праве разных государств. Но практика свидетельствует, что государства неохотно связывают себя жесткими юридическими обязательствами. Многие принятые конвенции десятилетиями не вступают в силу или действуют в незначительном круге государств. Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует сближению права.

В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, - Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам.

Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеет комплексный характер - они представляют собой сочетание унифицированных и материальных и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы обладают доминирующим положением, а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов.

Унификация права - это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права: она происходит одновременно в двух различных правовых системах - в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств.

Унификация права - это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП. Ее основные итоги - выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1986)), единообразных материальных норм (Конвенция

УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (1988)), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы - Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980)).

Унификация МЧП происходит на двух уровнях - универсальном и региональном. На американском континенте приняты и успешно действуют Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным договорам (1994) и Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже (Панамская конвенция) (1975); разработан проект Межамериканской конвенции о международной юрисдикции в сфере экстерриториального действия иностранных судебных решений. В рамках Совета Европы постоянно разрабатываются и принимаются конвенции по вопросам МЧП - например, Брюссельская конвенция об иммунитете государств 1972 г., Европейская конвенция об усыновлении 2008 г.

Наиболее успешный пример унификации МЧП на региональном международном уровне показывают страны ЕС. Гаагская программа, принятая Европейским Советом 5 ноября 2004 г., инициировала унификацию коллизионного права ЕС. В настоящее время в ЕС идет процесс замены наиболее востребованных конвенций (например, Брюссельская конвенция о подсудности, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам (1968) и Римская конвенция 1980 г.) регламентами Европейского парламента и Совета.

Одной из коренных закономерностей современного общественного развития является углубляющаяся интернационализация всех сфер жизнедеятельности человека, особенно сферы экономики и регулирующего их права. Интернационализация права означает сближение правовых систем, углубление их взаимодействия, взаимного влияния.

Интернационализация права проявляется в двух взаимосвязанных, но различающихся по своему содержанию процессах: унификации и гармонизации права.

Унификация (unie facere - делать единым) права - это создание одинаковых, единообразных, то есть унифицированных норм во внутреннем праве разных государств. Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах - в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

Гармонизация права - процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация - взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация - более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. В данном параграфе будет идти речь собственно о гармонизации.

Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Гармонизация права - не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как, формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

Коллизионные нормы.

1. Понятие, особенности и виды коллизионных норм.

2. Основные формулы прикрепления.

3. Толкование и применение коллизионных норм:

a) скрытая коллизия и конфликт квалификации,

b) обратная отсылка, отсылка к закону третьего государства,

c) действие коллизионной нормы во времени и мобильная коллизия,

e) национальный режим и режим наибольшего благоприятствования,

f) взаимность и реторсия,

g) применение норм иностранного закона.

Коллизионная норма – такая норма права, которая указывает, нормы какого государства должны применяться к регулированию этого правоотношения. В отличие от обыкновенной нормы коллизионная норма, как минимум, имеет 3 специфические черты:

1) правовая регуляция с помощью коллизионной нормы осуществляется опосредованно (ограниченно), полная юридическая регламентация будет осуществляться в совокупности действия коллизионной нормы и материально-правовой, к которой она отсылает, поэтому коллизионную норму признают нормой ограниченного действия,

2) касается нормативного закрепления коллизионной нормы, она может быть закреплена в законодательстве конкретного государства 2-я способами:

· или в виде части какого-либо частно-правового источника (ГК, СК, КТМ),

· или в виде отдельного закона о международном частном праве (как сделано в Польше, в Венгрии, в Швейцарии),

3) в отличие от обыкновенной нормы права, которая состоит из диспозиции, гипотезы и санкции, коллизионная норма имеет особое двухчленное строение и состоит из:

· объём – указание на те гражданские правоотношения, которые требуют правовой регуляции, обычно в тексте коллизионной нормы объём устанавливается путём указания какого-то частно-правового института (институт лиц, институт наследования, институт брака, институт алиментных обязательств и т. д.),

· привязка – такая часть коллизионной нормы, которая указывает право какого государства, своего или иностранного, или нормы какого международного договора подлежат применению к ранее названному объёму (например п. 1 ст. 1224 ГК).

Отношения по наследованию (объём) регулируются правом того государства, где наследодатель имел последнее место жительства (привязка).

Указанное выше строение коллизионной нормы имеет достаточно простую структуру. В законотворчестве часто используется приём усложнения коллизионной нормы (дробление, расщепление коллизионной нормы). И он может проявляться в 2-х вариантах:

1) ассоциация коллизионной нормы – заключается в том, что к одному объёму через союз «или» осуществляют несколько привязок,

2) дифференциация – ситуация, когда усложняется и объём и привязка, объём, как правило, имеет признаки родового правого института (имущество, которое может быть и движимым и недвижимым) и к каждому из этих институтов присоединяется своя привязка или несколько привязок.

Усложнение коллизионной нормы имеет как положительные, так и отрицательные стороны, надо найти и те и другие.

Коллизионные нормы можно классифицировать по различным основаниям:

по нормативному закреплению:

1) национальные коллизионные нормы,

2) коллизионные нормы международных договоров,

по форме коллизионной привязки:

1) односторонние – коллизионные нормы, привязки которых точно указывают на то, право какого государства должно быть применено (право России, Украины, Великобритании и т. д.),

2) двухсторонние – такая коллизионная норма, привязка которой точно не указывает применимое право, но указывает на способ (механизм) его поиска, поэтому привязку такой коллизионной нормы называют «формула прикрепления», «коллизионный критерий», «коллизионный принцип», «тип коллизионной привязки».­­­­

В процессе многовекового использования двухсторонних коллизионных норм их классифицировали и создали определённую систему, в зависимости от того, какие коллизионные критерии (формулы прикрепления) наиболее удачно регулируют определённый объём:

1) личный закон лица (lex natioalis), то есть к определению определённого статуса субъектов в МЧП применяют личное право таких субъектов:

· личный закон физических лиц (lex personalis) – также подразделяется на 2 разновидности:

Ø закон гражданства (lex patria),

Ø закон места жительства (lex dommicillii),

· личный закон юридических лиц (lex societatis).

То есть для определения правового положения субъектов, их право- и дееспособности, а также иных личных прав используют вышеприведенные коллизионные принципы. Очень часто эти коллизионные принципы используют в семейном праве.

2) закон флага (lex flagi), то есть к правоотношению применяется право того государства, под флагом которого находится транспортное средство, такая привязка используется в области торгового мореплавания,ё

3) закон местонахождения вещи (lex rei sitai), то есть к правоотношению применяется право того государства, на территории которого находится вещь,

4) закон, избранный сторонами правоотношения (lex voluntatis), то есть применяется право того государства, которое изберут сами стороны, такая привязка, как правило, используется в одной группе правоотношений – договорным обязательством, поэтому такую привязку в МЧП называют «автономия воли»,

5) закон места совершения юридического акта (lex loci actus):

· закон места совершения (заключения, подписания) договора (lex loci contractus),

· закон места исполнения договора (lex loci solutionis),

· закон места заключения брака (lex loci celebrationis),

· закон места причинения вреда (lex loci delicti commissi),

· закон места совершения правового документа, определяющего его форму (locus regit actum) – к оформлению сделки, а равно и к документу, применяется право того государства, на территории которого был совершён такой акт,

6) закон места нахождения продавца (lex venditoris) – см. п. 3 ст. 211 ГК,

7) закон суда (lex fori) – применяется право того государства, где проходит судебный процесс,

8) закон тесной связи (proper law of the contract) – применяется право того государства, которое с ним наиболее тесным образом связано.

То право, которое применяется к сути правоотношений, называется статутом этого правоотношения.

Задача в УМК по договору мены – решить.

Пункт «a» - скрытая коллизия и конфликт квалификации.

При применении коллизионной нормы встаёт вопрос о том, какое содержание вложить в те понятия и категории, которые используются в формулировке коллизионной нормы, как объёма, так и привязки, так как в праве разных государств такое понимание может быть разным. Например, по-разному понимается категория «право собственности»:

  • в РФ – это совокупность прав владения, пользования и распоряжения,
  • в Германии, в параграфе 903, «право собственности» понимается, как распоряжение собственником вещью по-своему усмотрении с правом устранять любые препятствования в пользовании,
  • в Древнем Риме полномочия собственника помимо владения пользования и распоряжения включали также отдельное полномочие о получении плодов, а также полномочия по защите права собственности.

К таким проблемным понятиям также относится категория «движимые и недвижимые вещи». Также спорными являются понятия «форма договора», «исковая давность» и т. д. Поскольку такие проблемы возникают достаточно, часто их пытаются решить как в теории, так и в законодательстве. Одной из теоретических точек зрения на разрешение такой проблемы является теория Эдварда Рабеля, который предлагает толковать коллизионную норму последовательно в 3 этапа:

1) автономная квалификация – толкованию подвергается объём коллизионной нормы и он должен толковаться на основе общепринятых мировых понятий конкретных категорий,

2) квалификация по закону суда – толкование привязки, которое должно осуществляться согласно теории права государства, в котором осуществляется судебный процесс,

3) вторичная квалификация – толкованию подвергается та норма, в которой сделана отсылка со стороны коллизионной нормы, такое толкование должно происходить по праву того государства, к которому сделана отсылка.

В РФ такая проблема (проблема скрытых коллизий) решается на основе ст. 1187 ГК, в которой указано, что всякое толкование понятий коллизионной нормы должно осуществляться на основе российского права, однако, если такое понятие неизвестно российскому праву или известно под другим словесным обозначением или с другим содержанием, то можно применить иностранный правопорядок.

Пункт «b» - обратная отсылка или отсылка к закону третьего государства.

Отсылая к праву другого государства, коллизионная норма отсылает ко всему объёму права этого государства и на этом этапе возникает вопрос, – в какой части применять нормы этого государства? А именно, применять ли только материальные нормы или можно применять и его коллизионные нормы? Если применять только материальные нормы, то проблем, как правило, не возникает. Однако если применять и коллизионные нормы, то коллизионные нормы этого государства (№ 2) может отослать к праву государства № 1, такое явление называется «обратная отсылка» (на французском – renvoi 1 степени). Или возможна ситуация, когда отсылка будет к праву государства № 3, это называется «отсылка к закону третьего государства» (renvoi 2 степени).

Посмотреть Кентерберийское дело по наследованию и дело Фарго.

Пункт «c» - действие коллизионной нормы во времени и мобильная коллизия.