Комбатантами называются лица. Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция III

фр. combattant) - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.). К. охватывают личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил; партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, экипажи торговых морских судов и экипажи самолетов гражданской авиации, если они переоборудованы в военные. Участники любых нерегулярных отрядов повстанцев и сопротивления могут признаваться К., если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. В отличие от некомбатантов к К. в ходе боевых действий можно применять любые меры насилия, вплоть до уничтожения. К., попавший во власть неприятельской стороны, пользуется режимом военнопленного (в отличие от лиц, незаконно участвующих в боевых действиях).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМБАТАНТЫ

фр. combattant - сражающийся, боевой: воин. боец) - члены персонала частей и соединений сухопутных, морских и воздушных сил, а также внутренних войск (включая милицию или полицию), формирований службы государственной безопасности (имеются в виду только те военнослужащие, которые призваны непосредственно участвовать в боевых операциях), участники военного ополчения, отрядов добровольцев, личный состав организованного движения сопротивления (партизан) и население, стихийно взявшее в руки оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятельского государства (Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.).

Непременным требованием, предъявляемым международным правом к К., является наличие у них явных и стойких признаков, отличающих их от представителей мирного населения - одежды особого фасона (военной формы), видимых издали знаков различия, повязок на головных уборах или на рукавах, а также открытого ношения оружия в зоне боевых операций. Принадлежность лица к категории К. наделяет его правом участия в военных действиях, а в случае пленения - статусом военнопленного. С другой стороны, принадлежность к категории К. делает правомерным применение к данному лицу воюющей стороной военных мер насилия, вплоть до лишения его жизни в ходе военных действий. Важнейшее из требований, предъявляемых международным правом к К., - неукоснительное соблюдение ими законов и обычаев войны, зафиксированных в международных договорах или международных обычаях и основных принципах международного права, в частности соблюдение запретов или ограничений на применение определенных средств и методов ведения войны. Несоблюдение таких требований - основание для лишения лица статуса К. и объявления его военным преступником.

От К. следует отличать лиц, входящих в состав медицинского и духовного персонала военных формирований (интенданты, работники органов военной юстиции, военные корреспонденты, а также лица, сопровождающие воинские формирования, - рабочие, служащие отделений Красного Креста, артисты и т.п.). К этой категории лиц, именуемых некомбатантами не применимы меры военного насилия и режима военного плена.

Особый юридический статус установлен для такой категории К., какими являются парламентеры - лица, специально уполномоченные военным командованием данной воюющей стороны или отдельной воинской части на ведение переговоров с военными властями неприятельской стороны. Парламентер и все сопровождающие его лица - знаменосец, трубач, барабанщик, переводчик - пользуются неприкосновенностью под прикрытием белого флага как отличительного признака, выделяющего их из общей массы К. И хотя само по себе выставление (поднятие) белого флага не обязывает противника к прекращению военных действий вообще, все же обстрел парламентерской группы считается недопустимым, а нарушение неприкосновенности ее членов представляет собой военное преступление.

Парламентер не может быть взят в плен, и ему должна предоставляться полная возможность возвратиться на позиции своих войск: лишь в случае, когда имеются опасения в передаче парламентером своей стороне данных, которые могут быть оперативно использованы против неприятеля, он может быть подвергнут временному задержанию. В предоставлении неприкосновенности парламентеру может быть отказано, если имеются доказательства использования им своего исключительного положения в целях военного шпионажа, совершения диверсии или подстрекательства военнослужащих противника к измене своей армии или стране. Командование, направившее такого парламентера, должно быть информировано о происшедшем инциденте.

Правовое положение К. не распространяется на военных шпионов (лазутчиков), под которыми подразумеваются лица, действующие тайно или использующие ложные предлоги для сбора разведывательных данных и других сведений военного характера в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить указанные сведения противной стороне.

Лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться, как со шпионом". Если же военнослужащий одной из воюющих сторон занимается сбором сведений на территории, контролируемой другой воюющей стороной, будучи облаченным в "форменную одежду своих вооруженных сил" и при этом "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то таковой не должен рассматриваться как военный шпион, а квалифицируется как военный разведчик, т.е. лицо, обладающее статусом К.

Из-под покровительства норм международного права исключается категория лиц, которые по собственной воле могут принимать участие в военных действиях, не будучи в то же время К. Таковыми являются наемники. Не относятся к категории К., как и к числу наемников, военные советники и инструкторы, которые направляются в распоряжение какой-либо воюющей стороны на основе двусторонних международных договоров для оказания помощи в создании вооруженных сил принимающей стороны, подготовке для нее военных кадров или обучения существующих военных формирований и непосредственного участия в военных действиях принимать не должны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Комбатант (от фр. Combatant - сражающийся) - лицо, принимающее непосредственное участие в боевых действиях в составе вооруженных сил одной из сторон военного конфликта, и имеющее в этом качестве особый юридический статус.

Необходимость чёткого определения обуславливалась тем, что сражающиеся имеют особый статус и связанные с ним особые ответственность и права: «Сражающиеся - это лица, входящие в состав вооружённых сил одной из воюющих сторон и непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. За ними признаётся право применять военное насилие; к ним самим применяется высшая форма военного насилия, то есть физическое уничтожение; попав в руки неприятеля, комбатанты имеют право на обращение с ними, как с военнопленными.

Из этих критериев вытекает, что комбатант является не только субъектом, но и непосредственным объектом военных действий противника, а перестаёт быть таким объектом лишь в случае ранения, взятия в плен».

От К. следует отличать лиц, входящих в состав медицинского и духовного персонала военных формирований (интенданты, работники органов военной юстиции, военные корреспонденты, а также лица, сопровождающие воинские формирования, - рабочие, служащие отделений Красного Креста, артисты и т.п.). К этой категори илиц, именуемых некомбатантами. не применимы меры военного насилия и режима военного плена.

Особый юридический статус установлен для такой категории К., какими являются парламентеры - лица, специально уполномоченные военным командованием данной воюющей стороны или отдельной воинской части на ведение переговоров с военными властями неприятельской стороны.Парламентер и все сопровождающие его лица - знаменосец, трубач, барабанщик, переводчик - пользуются неприкосновенностью под прикрытием белого флага как отличительного признака, выделяющего их из общей массы К. И хотя само по себе выставление (поднятие) белого флага не обязывает противника к прекращению военных действий вообще, все же обстрел парламентерской группы считается недопустимым, а нарушение неприкосновенности ее членов представляет собой военное преступление. Парламентер не может быть взят в плен, и ему должна предоставляться полная возможность возвратиться на позиции своих войск: лишь в случае, когда имеются опасения в передаче парламентером своей стороне данных, которые могут быть оперативно использованы против неприятеля, он может быть подвергнут временному задержанию. В предоставлении неприкосновенности парламентеру может быть отказано, если имеются доказательства использования им своего исключительного положения в целях военного шпионажа, совершения диверсии или подстрекательства военнослужащих противника к измене своей армии или стране. Командование, направившее такого парламентера, должно быть информировано о происшедшем инциденте.... :


Правовое положение К. не распространяется на военных шпионов (лазутчиков), под которыми подразумеваются лица, действующие тайно или использующие ложные предлоги для сбора разведывательных данных и других сведений военного характера в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить указанные сведения противной стороне. Лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться, как со шпионом". Если же военнослужащий одной из воюющих сторон занимается сбором сведений на территории, контролируемой другой воюющей стороной, будучи облаченным в "форменную одежду своих вооруженных сил" и при этом "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то таковой не должен рассматриваться как военный шпион, а квалифицируется как военный разведчик, т.е. лицо, обладающее статусом К.

Из-под покровительства норм международного права исключается категория лиц, которые по собственной воле могут принимать участие в военных действиях, не будучи в то же время К. Таковыми являются наемники.Не относятся к категории К., как и к числу наемников, военные советники и инструкторы, которые направляются в распоряжение какой-либо воюющей стороны на основе двусторонних международных договоров для оказания помощи в создании вооруженных сил принимающей стороны, подготовке для нее военных кадров или обучения существующих военных формирований и непосредственного участия в военных действиях принимать не должны.Волосов М.Е.

Некомбата́нты (нонкомбатанты, фр. non-combattants - «не воюющие») - входящие в состав вооружённых сил лица, функции которых сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооружённых сил, и которые имеют право применять оружие только в целях самообороны.

В международном праве некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооружённых сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках.

Понятия "комбатант" и "покровительствуемые лица" являются ключевыми в текстах Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительного протокола I к ним. Эти понятия не являются противоположными или взаимоисключающими. Комбатант может при определенных условиях стать покровительствуемым лицом, например, когда он будет захвачен в плен.

Несмотря на то, что правила ведения военных действий существуют не одно столетие, определение понятия "комбатант " былопринято лишь в 1977 г., поскольку удалось решить проблему определения принадлежности к личному составу "вооруженных сил". Решение этой принципиально важной проблемы было связано с определением круга лиц, имеющих право на статус комбатанта, а следовательно и право на статус военнопленного в случае захвата.

Как известно до II Женевской Конвенции , принятой Дипломатической конференцией в 1929 г., военнопленные не пользовались защитой Женевского права. Упоминание о них имелось лишь в Гаагском праве. Споры по этому вопросу начались с первыми попытками кодифицировать все правила войны на суше в ходе Брюссельской и Гаагской конференций соответственно 1874 и 1899 гг. Между некоторыми из важнейших военных держав, с одной стороны, и рядом малых и средних государств, с другой, существовали фундаментальные расхождения во взглядах.

Первые хотели, чтобы предоставление статуса комбатанта было ограничено личным составом регулярных вооруженных сил; последние желали распространить, ею на участников движения сопротивления, не обязательно приданых регулярной армии.

Компромисс выработанный в ходе двух вышеназванных конференций, был закреплен в Положении о законах и обычаях сухопутной войны, ставшим приложением к IV Гаагской Конвенции 1907 г., в соответствии с которым "воюющими сторонами" (впоследствии этот термин будет использоваться исключительно при упоминании государств; для обозначения лиц, принимающих участие в военных действиях, станут пользоваться словом "комбатанты ") считались не только солдаты регулярной армии, но также и бойцы военизированных формирований и добровольческих отрядов, которые "отвечали четырем условиям.

1) находились под командованием лица, ответственного за своих подчиненных;
2) имели определенный и явственно видимый издали отличительный знак,
3) открыто носили оружие и
4) соблюдали законы и обычаи войны (Ст. 1).

Два последних условия подлежали выполнению "населением неоккупированных территорий, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие", чтобы его также можно было рассматривать как воюющую сторону (ст. 2). В ходе Женевской конференции 1929 г. вопрос об обращении с военнопленными был отделен от Гаагского права и помещен в сферу действия Женевского права.

Трагический опыт второй мировой войны побудил Конференцию 1949 г. несколько ослабить жесткие условия, изложенные в Гаагском положении. Новые условия, подлежащие соблюдению лицами, претендующими на статус военнопленных, содержали три элемента первостепенной важности: оспаривавшееся ранее предоставление этого статуса участникам "организованных движений сопротивления... действующим на своей территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована"; предоставление того же статуса лицам, "считающим себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену Державой" (например, национального комитета, созданного за рубежом), а также презумпция права на статус военнопленного в случае сомнения (27).

Эти условия, бесспорно, представляли собой крупное изменение ранее действовавшего порядка. Однако некоторые участники Конференции 1974-1977 гг. особенно те, чьи страны пережили в недавнем прошлом иностранную оккупацию или войну за национальное освобождение, в ходе которых регулярным войскам противостояли движения, основанные исключительно или почти исключительно на силах сопротивления, считали, что эти условия все же носят слишком ограничительный характер.

Представители государств, чьи народы в недалеком прошлом участвовали в таких конфликтах, утверждали, что в существовавших условиях единственный шанс на успех движения сопротивления, компенсирующий до некоторой степени техническое превосходство противника, состоял в несоблюдении некоторых жестких правил (прежде всего второго и третьего), закрепленных в Гаагском положении 1907 г. и III Женевской Конвенции 1949 г. После долгих и трудных переговоров, в ходе которых возникала угроза провала всей Конференции, был в конце концов достигнут компромисс, разделивший соответствующие условия на две категории.

Первое и четвертое из традиционных условий стали подлежать применению "вооруженными силами ", т.е. носить коллективный характер; второе и третье условие связывают лиц, входящих в состав этих сил. Вооруженные силы (стороны, находящейся в конфликте) отныне считаются состоящими из "всех вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных... Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов" (п. 1 ст. 43 Протокола I).

Второе и третье из традиционных условий подлежали соблюдению лицами, желающими, чтобы с ними обращались как с "комбатантами ", а следовательно - как с "военнопленными " в случае захвата. Условия стали гораздо более гибкими. Вместо требования иметь определенный отличительный знак говорилось, что "комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению".

Что касается обязанности открыто носить оружие, то было признано, что бывают такие ситуации, когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличить себя от гражданского населения; было признано, что он сохраняет свой статус комбатанта, при условии, что в таких ситуациях он открыто носит свое оружие: а) во время каждого военного столкновения, и б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие (п. 3 ст. 44).

Наконец, согласно пп. 1, 2 ст. 45 Дополнительного протокола I, в случае сомнений статус военнопленного, а следовательно, и комбатанта, презюмируется.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.

от франц. combattant воин, боец)

в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников и некоторых др.), а также ополчений, партизанских отрядов и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОМБАТАНТЫ

от франц. combattant - воин, боец), в международном праве - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях. К. являются: личный состав вооруженных сил (кроме лиц медицинского и духовного персонала); личный состав ополчений, добровольческих отрядов и организованных движений сопротивления, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный и явственно видимый отличительный знак, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; лица, не входящие непосредственно в состав вооруженных сил, но следующие за ними и обслуживающие их; экипажи судов торгового флота и гражданской авиации; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгающимся врагом, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны. Международное право в качестве К. рассматривает и бойцов вооруженного конфликта немеждународного характера, борющихся за осуществление права народа на самоопределение. Лит.: Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право. М., 1995; Кальсховен Ф. Организация методов и средств ведения войны. М., 1994; Арцибасов К.Н. Международное право (законы и обычаи войны). М., 1975; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1963. Вып. 16; Мулинен Ф. Право войны: Руководство для вооруженных сил. Изд. МККК, б/г.

В вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены прежде всего своими вооруженными силами. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. вооруженные силы воюющих сторон "состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая среди прочего обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов" (п. 1 ст. 43).

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I, лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами (от фр. combattant ). Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо применение в ходе боевых действий высшей меры насилия, т.е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Некомбатанты не должны участвовать в боевых действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника.

От несражающихся членов вооруженных сил воюющей стороны следует отличать "лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно". К этим лицам относятся, к примеру, "гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на который возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают". Хотя лица, следующие за вооруженными силами, не обладают правом принимать непосредственное участие в военных действиях в соответствии с ч. "A" (4) ст. 4 Женевской конвенции III, при попадании во власть неприятеля они имеют право на получение статуса военнопленных.

В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.



Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным международным правом как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами согласно Женевским конвенциям 1949 г. признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. Дополнительный протокол I конкретизирует некоторые из этих положений. Так, в целях усиления защиты гражданского населения уточняется положение об открытом ношении оружия. Согласно ст. 44 Дополнительного протокола I комбатант, с тем чтобы отличаться от гражданского населения, должен открыто носить оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие.

В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

На практике нередко возникает необходимость в разграничении таких категорий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.

Военный шпион (лазутчик) - это согласно ст. XXIX приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. "такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне". Статья 46 Дополнительного протокола I, уточняя правовой статус военного шпиона, закрепляет норму, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом". Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом "форменную одежду своих вооруженных сил" или "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то такое лицо не считается шпионом, а квалифицируется как военный разведчик. Другими словами, военный разведчик - это лицо, собирающее сведения в районе действия противника и носящее форму своей армии, т.е. не скрывающее своего подлинного лица. В случае если это лицо попадает в руки противника, на него должен распространяться режим военного плена.

Доброволец - это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно V Гаагской конвенции 1907 г., отдельные лица могут "переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих". В той же Конвенции устанавливается, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих государств, то оно утрачивает статус лица нейтрального государства.

С точки зрения современного международного права, осуждающего колониализм и агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабощения. Вступление в такую армию гражданина другого государства не означает нарушения норм права вооруженных конфликтов.

Наемник - это лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Наемник не пользуется покровительством норм права вооруженных конфликтов. Он не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.

Содержание понятия "наемник" приводится в ст. 47 Дополнительного протокола I. В соответствии с этой статьей наемник - это лицо, которое специально завербовано на месте или за границей, для того чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны. Наемник не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте. Он не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и не послан государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица из состава его вооруженных сил.

Приведенное определение позволяет установить более четкое отличие наемника от добровольца, а также провести различие между наемниками и военными советниками, не принимающими непосредственного участия в военных действиях и направленными на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.

В декабре 1989 г. в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. В отличие от Дополнительного протокола I Конвенция 1989 г. к категории наемников относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и, что существенно важно, лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности. Согласно Конвенции государства не должны заниматься вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, в том числе в целях, противоречащих праву народов на самоопределение, как оно толкуется международным правом, и обязаны запрещать и предотвращать подобные действия.

Конвенция 1989 г. вводит ряд новых составов преступлений, связанных с наемничеством. Преступными и подлежащими наказанию в соответствии с Конвенцией являются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также попытки совершения указанных действий и соучастие в их совершении. Каждое государство - участник Конвенции обязано установить его юрисдикцию над любым из приведенных выше преступлений, если обвиняемый в преступлении находится на его территории и оно не выдает его другому государству, обращающемуся с требованием о выдаче преступника.