Особенности эволюции права в период вов. Уголовное законодательство в годы Великой Отечественной войны. Выявление и наказание предателей и пособников немецко-фашистских захватчиков

  • 1. Гражданское право 2. Семейное право 3. Трудовое право 4. Колхозное право 5. Уголовное право
  • 1. В области гражданского права следует отметить следующее. На территории, временно оккупированной врагом, советские законы считались действующими. Поэтому все гражданско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными.

В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.

В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение административно-правовых методов. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов. Расширялись распорядительные права наркоматов.

2. В сфере семейного права можно выделить меры, имеющие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости и т. д.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о опеке и усыновлении.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» внес принципиальные изменения в институт брака и развода. В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях, могли оформить свои отношения путем регистрации брака.

Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке.

Усложнялся процесс развода -- развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.

3. Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», утвержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директорам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день.

На всех предприятиях и в учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

4. Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве.

Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году: до 150 трудодней -- в хлопковых районах, до 100 -- в Московской, Ивановской и некоторых других областях, до 120 -- во всех остальных районах страны. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году.

На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6-- 10-х классов, студентов техникумов и вузов,

5. В условиях военного времени произошли существенные изменения суголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан -- до 3 лет.

19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний -- смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

по дисциплине

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: «Право в годы Великой Отечественной войны»

Выполнил:

Студент 66 учебной группы

Луковский Р.В.

Научный руководитель:

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин

кандидат исторических наук, доцент

Забоенкова Алла Станиславовна

Дата сдачи:

КАЛИНИНГРАД - 2008

ВВЕДЕНИЕ

1. Изменения правотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны

2.Изменения права в военные годы

2.1. Гражданское право

2.2. Трудовое право

2.3. Семейное право

2.4. Колхозное право

2.5. Уголовное право

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Введение

Великая Отечественная война внесла огромную роль в развитии промышленности, науки, металлургии, сельского хозяйства, права и т.д. Колоссальный практический и теоретический опыт был приобретен за годы войны. С точки зрения права для нас важно понять, как перестраивался государственный аппарат на военный лад, какие изменения благоприятно влияли на общественный строй, а какие не принесли должного результата и привели только к потерям. Изучение ошибок сделанных в годы войны даст нам возможность не допустить их в будущем. Каждый из нас должен знать, какой ценой Советский Союз добился победы над фашистами.

В данной работе рассматриваются изменения, возникшие в государственном аппарате и праве Советского Союза в период Великой Отечественной войны.

Цель исследования заключается в том, чтобы понять, как менялась правотворческая и правоисполнительная деятельность в военные годы, обнаружить преобразования в Советской правовой системе, которые позволили объединить и направить вес народ в отражение нападения захватчика, рассматривая её отдельные отрасли.

Структура курсовой работы определена характером исследуемых в ней проблем и состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.


1. Изменения правотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны

Основным правовым документом, служившим для регулирования всех сфер общественной деятельности в Советском государстве, ко времени начала Великой Отечественной была Конституция СССР 1936г. с различными поздними дополнениями к ней. Законы и указы Конституции обеспечивали нормальное существование и функционирования Советского государства в мирное время. Однако, после вероломного, неожиданного и подлого наступления фашисткой Германии без объявления войны, нарушившего пакт о ненападении 1939г. , Советское правительство понимала необходимость перевода всех граней социальной жизни на новый лад и ведение новой внутренней и внешней политики отвечающей условиям военного времени. В Великую Отечественную войну указы государственных правотворческих органов продолжали выступать в качестве важнейшего сред­ства проведения в жизнь политики Советского государства, служили средством реализации его функций. Изменение общественных отношений, определялись главным образом военными обстоятельствами, преследовали главную цель - добиться скорейшей победы над врагом. Советское право в целом и каждая его отрасль играли важную роль в мобилизации потенциала страны для отпора агрессору, в укреплении дисциплины и соблюдении правопорядка. Вся правостроительная деятельность Советского государства была подчинена решению проблем военного времени.

Положения военного времени дали толчок для изменения и дополнения советского законодательства, которые зачастую были радикальными и чрезвычайными. В первую очередь это относилось к правовому регули­рованию вопросов, связанных с введением военного положения, а в ряде местностей, где возникала угроза захвата территории, - даже осадного положения. Это был особый правовой режим, предусматривавший значительное расширение полномочий военных властей, расширение круга дел, подсудных военным трибуналам, применение чрезвычайных мер по обеспечению государственной безопасности, охране общественного порядка и укреплению обороноспособности, а также решавший другие задачи, необходимые для победы над мощным врагом. Когда враг подошел к Москве и возникла угроза ее захвата, Государственный Комитет Обороны 19 октября 1941 г. принял постановление о введении с 20 октября 1941 г. в Москве и прилегающих к городу районах осадного положения в целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тыла войск, защищавших Москву, а также пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других агентов немецкого фашизма. Согласно этому постановлению воспрещалось всякое уличное движение, как отдельных лиц, так и транспорта с 12 ч ночи до 5 ч утра, нарушители порядка должны были немедленно привлекаться к суду военного трибунала, провокаторы, шпионы и прочие агенты врага, призывавшие к нарушению порядка, расстреливались на месте и т.д. Советское государство исходило из указания Ленина о том, что «раз война оказалась неизбежной - все для войны, и малейшая распущенность и недостаток энергии должны быть караемы по законам военного времени».

В целях быстрой мобилизации советских народов и для принятия мер защиты от врага, 31 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли совместное постановление, которым признавалась необходимость создания Государственного Комитета Обороны, сосредоточение всей полноты власти в руках ГКО. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО. Состав ГКО был узким, вначале в него входило пять человек, затем он был расширен до 9 человек. Возглавил его И. В. Сталин. ГКО занимался всеми проблемами, связанными с решением основной задачи - разгрома захватчиков. ГКО иногда решал и локальные за­дачи. Так, он руководил обороной Москвы и Ленинграда. Он не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). Для подготовки проектов постановлений, решения конкретных вопросов, изучения и решения сложных вопросов ГКО создавал комитеты, советы, комиссии. Существовал институт уполномоченных ГКО, обычно уполномоченные назначались ГКО для решения определенных вопросов. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партий. В них также входили председатели областного или городского исполкомов, представители военного командования, начальники управления НКВД и другие лица. За быстрый срок в союзе удалось создать более 60 комитетов: в Севастополе, Сталинграде, Одессе, Туле, Ростове, Воронеже и в других городах. ГКО осуществлял интенсив­ную нормотворческую деятельность, которая к концу войны насчитывала более 10 тыс. постановлений. Так, 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР", по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Было установлено, что обязательное военное обучение должно осуществляться вневойсковым порядком без отрыва лиц, привлеченных к прохождению военного обучения, от работы на фабриках, заводах, в совхозах, колхозах, учреждениях. Время занятий не должно было мешать нормальному ходу работы предприятий и учреждений. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. Для этого в составе Наркомата обороны было образовано управление всеобщего военного обучения (Всеобуч), а в военных округах, областных, краевых, республиканских военкоматах - отделы Всеобуча. В райвоенкоматах были 2-3 инструктора Всеобуча, выбиравшихся из командиров запаса и наиболее подготовленных рядовых старшего возраста, не призванных в армию.

Юридической базой всего законодательства продолжали оставаться Конституция СССР и конституции союзных и автономных республик. При этом особое значение приобретали те их нормы, которые прямо касались вопросов обороны страны - состояния войны, общей и частичной мобилизации, руководства вооруженными силами, всеобщей воинской обязанности и прохождения военной службы гражданами СССР. Конституционная обязанность граждан по защите Отечества получила свою конкретизацию в ряде нормативных актов Советского государства, изданных уже в первые дни войны, прежде всего в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» от 22 июня 1941 г. Особое значение имели решения Государственного Комитета Обороны, относившиеся к числу актов высшей юридической силы. Они были обязательны для исполнения всех партийных, советских, комсомольских и военных организаций, равно как и для всех граждан.

Согласно Указу «О военном положении», военные власти могли издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за их неисполнение наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3 тыс. руб. Они были вправе отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного их исполнения.

Приказы и инструкции общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов тоже стали весьма распространенным источником права. Значительное число правовых норм было издано органами военного командования после закона «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат», принятого 1 февраля 1944 г. Верховным Советом СССР. В марте - октябре 1944 г. Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои Конституции.

Мы продолжаем публикацию ряда научных статей ученых Пензенского госуниверситета, уже известных читательской аудитории ВО по предыдущим материалам. В данном случае авторами статьи выступают Сиушкин А.Е. и Милаева О.В. Тема – самая, что ни на есть военная – закон и право в военное время в СССР. С моей стороны здесь присутствует только лишь работа редактора и то в минимальном объеме.
В.Шпаковский

Законы и право военного времени предсказуемо отличаются от права периода мирного развития государств. Они преследуют в совокупности одну цель - добиться победы над врагом. Поэтому неудивительно, что Великая Отечественная война внесла значительные коррективы, в том числе и юридического характера, в систему государственной власти в СССР.

Народ всегда «за».

Нас же не удивляют чрезвычайные меры, например, в Великобритании военного времени (не берем в качестве примера фашистские режимы). Напомним, что уже в 1940 году там было принято чрезвычайное законодательство. Тоже, надо сказать, отличавшееся жесткостью, значительно ограничившее гражданские права населения, введшее всеобщую трудовую повинность, урезавшее свободу печати.

Поиск врагов и шпиономания – советские «изобретения»? Да нет: по чрезвычайному законодательству Великобритании за «подозрительными» гражданами устанавливалась слежка. И тысячи людей, в отношении которых были подозрения в связях с Германией или сочувствии нацистам, без предъявления каких-либо обвинений отправились в заключение, иногда в концлагеря. Наглядным примером может служить арест без суда и следствия 23 мая 1940 года руководителей и членов «Британского Союза фашистов» во главе с сэром О.Мосли и его супругой Р.Томпсон и др., несмотря на раздававшиеся в различных кругах протесты против нарушения свободы личности. Но в этом случае подозрения хотя бы были оправданы. Но затем последовали аресты во всех концах страны и 20 тысяч британских нацистов (или причисленных к ним) оказались в тюрьме. Общее число лиц, заключенных в тюрьмы в Британии вследствие подозрений о связях с Германией или сочувствие Гитлеру, составило около 30 тыс. человек. Всего же от репрессий пострадали 74 тыс. граждан враждебных Великобритании государств. Уже в начале войны накладывались ограничения на свободу их передвижения.

Всем иностранцам и лицам без подданства было запрещено выходить в темное время суток, появляться на улицах до 6 часов утра. Всех иностранцев удалили из 20-мильной полосы вдоль юго-восточного побережья Великобритании.

Нещадная эксплуатация граждан, в том числе женщин и детей, непосильный рабочий день, недостаточная норма продуктов по карточкам – черты советского военного времени? И снова нет: по мере исчерпания трудовых резервов безработных, принуждаемых к труду, в Великобритании, например, были мобилизованы 3 млн. женщин («лэндгерлз») и подростков, к работам привлекались в общей сложности 750 тыс. пенсионеров. Мужчин, ушедших в армию и на флот, в США на оборонных предприятиях также заменили женщины («рози-клепальщицы»).

В соответствии с чрезвычайным законом Великобритании «Об обороне» от 25 мая 1940 года государственные органы получили право использовать любое лицо по своему усмотрению. Для Королевства так же, как и для СССР военного времени, была характерна централизация управления: контроль за людскими ресурсами не только на государственных, но и на частных предприятиях был поручен Министерству труда и национальной повинности. Закон о «Важных работах» от 5 марта 1941 года запрещал самовольный уход с работы, исключал увольнение рабочих собственниками предприятий без разрешения Министерства труда и национальной повинности. Продолжительность рабочего времени была увеличена на 6 часов в неделю. Специальным циркуляром Министра труда и национальной повинности № 1305 от 18 июля 1940 года были фактически запрещены стачки.

Массовая пропаганда с вовлечением населения и массовыми демонстрациями – признак «советского тоталитаризма»? Повторимся, нет: в Великобритании практиковался такой вариант пропаганды, как «колонны молчания», которые вели борьбу с пораженческими настроениями. А для сомневающихся и паникёров вводились меры, «укреплявшие веру в победу»: за сомнения в победе - месяц тюрьмы, за высказывание этих сомнений в разговоре с солдатами - три месяца тюрьмы, за восхваление Гитлера - пять лет заключения. Полиция и население строго следили за настроением населения и жестоко пресекали разговоры, расцениваемые как профашистские или выражавшие сочувствие Германии. Правительство призывало: «Будь бдительным!».

Чрезвычайные меры по отношению к мирному населению, заподозренному в «помощи врагам», депортация народов – это личная кровожадность Сталина и следствие «советского кровавого молоха»? Например, в США после нападения Японии на Пёрл-Харбор, ввиду «военной необходимости», по распоряжению Ф. Рузвельта (это же подтверждено Указом президента от 19 февраля 1942 г.) всех американцев японского происхождения, включая тех, у кого была только 1/16 часть японской крови без исключения собрали на стадионах, а затем без предъявления обвинений, без суда, сослали вглубь страны. Для них были наскоро построены бараки в 10 концентрационных лагерях в пустыне Алабама. Общее их число составляет, по оценкам исследователей, 112 тыс. человек, среди которых 74 тыс. были гражданами США. По официальным данным, в эти лагеря было заключено около 120 тыс. человек. По сведениям японских авторов - около 300 тыс. Некоторые авторы называют цифру интернированных японцев до 300 тысяч, и даже до полумиллиона.

В Великобритании за период Второй мировой войны было депортировано более 48 тысяч населения. При этом важно подчеркнуть одну деталь: ни в Великобритании, ни в Штатах не искали и не могли найти свидетельства нелояльного отношения проживавших на их территории немцев и японцев. А вот в Советском Союзе такие доказательства были: антисоветская агитация, укрывательство немецких парашютистов, создание антисоветских воинских формирований, воевавших на стороне фашистов и т.п. Конечно, можно сказать: «кто ищет, тот всегда найдет». Но ведь «оплоты демократии» даже не искали. Хотя можно вспомнить о трибуналах по делам иностранцев в 1940 году в Великобритании.

Ограничение свободы печати характерно только для СССР? Но вот уже в 1941 году английские газеты получили предупреждение остерегаться опрометчивых высказываний. Их редакторам определенно дали понять, что государство не потерпит «безответственной» критики; при этом какая критика допустима, а какая нет, будет решать само правительство.

Не будем продолжать, что на войне как на войне, поэтому жесткость норм права этого времени не относится к особенностям государственного устройства, а характеризует ту или иную степень тяжести военного времени для государства, степень вовлеченности территорий и населения в военные действия, особенности экономики и военной промышленности и пр.

Военное время обусловило введение особого правового режима в СССР, предусматривающего и принятие чрезвычайных мер. К ним относились: серьезное расширение полномочий военных властей, расширение списка дел, относимых к подсудным военным трибуналам, применение экстренных мер по обеспечению безопасности государства, охране общественного порядка и укреплению обороноспособности страны.

Первым шагом стала предельная централизация власти и управления в руках узкого круга лиц. В СССР таким органом стал Государственный Комитет Оборон (далее ГКО). Как следовало из опубликованного 30 июня 1941 года Решения Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР, такая мера была продиктована необходимостью ускорения процесса принятия решений и мер по защите государства от агрессоров, необходимостью сплочения советского народа.

Образованный ГКО сконцентрировал всю полноту власти в своих руках, причем руководил Комитетом лично И.В. Сталин. ГКО контролировал все процессы в стратегическом отношении, направленные на решение военных задач. Комитет же решал и локальные задачи: он осуществлял руководство операциями по решению тактических задач обороны Москвы и Ленинграда. Вследствие жесткой централизации власти в руках ГКО и в соответствии с Указом «О военном положении» военные власти самостоятельно могли издавать обязательные постановления для всего населения, отдавать приказы местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям, требовать от них немедленного их исполнения. Также военные органы наделялись правом устанавливать наказания за неисполнение приказов. Это могли быть наказания в административном порядке: штраф до трех тыс. руб. или лишение свободы сроком до шести месяцев.

Вторым шагом в условиях военного времени в СССР, как и в других странах, стало приостановление действия ряда конституционных норм до окончания войны. Часть конституционных норм была изменена в соответствии с чрезвычайной обстановкой. Некоторые институты советского права, которые не применялись на практике в мирный период, стали довольно широко применяться, часть из них была рассчитана на сравнительно длительный период действия.

Особую деформацию советские правовые институты претерпели в части установления мер жёсткого чрезвычайного характера. Типичным и широко известным примером являются приказы № 270 и № 227. В соответствии с Приказом № 270 добровольно сдавшиеся в плен военнослужащие квалифицировались как «злостные дезертиры». Их семьи также подлежали аресту, поскольку по закону военного времени попадали в категорию семей нарушителей присяги и предателей Родины. Для лиц командного состава, обнаруживших такое преступление, в приказе есть категорическое требование: «расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава».

«Ни шагу назад!» - под таким названием получил известность Приказ № 227, который так же, как и предыдущий, направлен на ужесточение воинской дисциплины. Если рассматривать историческую обстановку в момент издания этого приказа, а он был издан 28 июля 1942 г., то можно увидеть причины его на первый взгляд неоправданной жесткости. Это был период тяжелейшего военного кризиса, период после поражения Красной Армии под Харьковом, после сдачи Ростова-на-Дону. После этих военных неудач помимо людских и кадровых потерь, помимо потерь техники, СССР оказался на грани обороноспособности, начался продовольственный кризис.

Названные военные неудачи сократили территорию СССР (потеряны Украина, Белоруссия, Прибалтика, Донбасса и другие области). Бесследно это пройти не могло: стало меньше трудовых ресурсов (потеряно более 70 млн. населения), хлеба (потеряно более 80 млн. пудов), металла (меньше на 10 млн. тонн металла в год), заводов и фабрик. Это сильно ударило по паритету противников: преимущества перед Германией и ее союзниками в отношении людских и материальных ресурсах у СССР не стало.

Одной из причин неудач командование считало распространение пораженческих настроений в войсках и среди населения. Именно эту проблему и решал Приказ № 227. В тексте приказа ставится задача ликвидации отступательных и пораженческих настроений в воинских подразделениях. И, конечно, в этом приказе говорится о создании печально известных штрафных батальонов. обратим внимание – это 1942 год, несмотря на то, что распространено мнение об их создании чуть ли не в первые дни войны. В этой связи хотелось бы отметить печально известный фильм с самым дорогим в российском кино бюджетом («Утомленные солнцем-2»), где эта утка стала одной из основ сюжета. Возможно, часть бюджета все же стоило бы потратить на исторического консультанта.

Возвращаясь к Приказу № 227, то в нем советам армий, прежде всего командующим армиями, предписывалось:
«…б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;
в) формировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».
И сам приказ, и следствия его применения оцениваются с разных точек зрения. Но если обойти гуманистические ценности, которые в военное время всегда ощутимо страдают, то придется признать, что жесткие меры повернули ход войны на 180 градусов.

Именно вот эти два приказа стали основой прочно укоренившихся мифов о кровавом характере военного советского законодательства.

Остальные меры чрезвычайного характера вполне укладываются в рамки международной правовой практики в военное время. В этой связи стоит обратиться к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, утвердившего «Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий». Этим Указом расширялась компетенция военных трибуналов, также была упрощена сама процедура судебного разбирательства. Отметим, что принципы гласности, устности и непосредственности все же не претерпели изменений и по-прежнему соблюдались.

Но даже в военное время процесс нормотворческой деятельности представительных органов власти всех ступеней, включая и Верховный Совет СССР, несмотря на ограничения, не останавливался. Но в процессуальном отношении были допущены упрощения порядка принятия, обсуждения и утверждения правовых актов и документов, что говорило о стремлении приспособить неповоротливую бюрократическую машину к оперативно меняющейся обстановке. В этот период законопроекты не проходили широкого общественного и экспертного обсуждения, не подлежали широкой общественной оценке. В основном, они оперативно обсуждались специально по случаю применения специализированными комиссиями.

Нормотворческий процесс продолжался и подвергались пересмотру нормы различных отраслей права. Особенно сильно изменение затронуло права личной собственности в пользу расширения прав государства в отношении некоторых объектов личной собственности граждан.

Здесь стоит отметить, что осуществлялись даже реквизиции имущества. Правда, эти нормы не оправдают надежд любителей мифов о кровавом режиме, лишающем людей всего: граждане обязывались временно сдать радиоприёмники и т.д. О том, что это мера временная, говорит Постановление СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. В нем совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик обязывались возвратить на освобождённых землях колхозам скот, который был эвакуирован на восток и пр. имущество, изъятое в соответствии с режимом военного времени.

Претерпело изменение и жилищное законодательство: оно было направлено на приоритетное рассмотрение вопросов о правах военнослужащих и их семей на обеспечение жильем, в специальном порядке защищало эти категории граждан. В Постановлении СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась закрепленная за ними жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, оплаты коммунальных услуг. Лица, эвакуированные на Восток в связи с военной необходимостью и соображениями безопасности, имели особый жилищно-правовой статус.

Введены были изменения и в порядок наследования. Отметим, что связаны эти нормы были с массовой гибелью людей, что требовало законодательного расширение списка их наследников. Гражданам разрешалось по завещанию оставлять свое имущество одному или нескольким наследникам, но запрещалось лишать несовершеннолетних наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. Указом от 14 марта 1945 года «О наследниках по закону и по завещанию» была установлена очередь наследования по закону. Появляются новые категории наследников, расширяется их круг: нетрудоспособные родители, братья и сёстры наследодателя. Каждый гражданин мог завещать своё имущество государственным и общественным органам, одному или нескольким лицам. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

Помимо гражданского, изменения претерпело и трудовое законодательство по вполне очевидным причинам: масштабные людские потери. Требовалось восполнение трудовых ресурсов, замещающих ушедших на фронт, обеспечение безостановочной работы предприятий и пр.

С целью обеспечения обороноспособности страны была проведена масштабная мобилизация трудоспособного населения на период ведения военных действий. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. определял категории мобилизуемых: мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины - от 16 до 45 лет. За уклонение от трудовой мобилизации устанавливалась уголовная ответственность. Не подлежали мобилизации лица, работавшие в государственных учреждениях и предприятиях и еще некоторые категории граждан.

Те, кто не достиг 16 лет, не могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам более 2 часов в день, при этом оплата их труда производилась в полуторном размере. Все отпуска трудящихся отменялись, но предусматривалась денежная компенсация. Исключением являлись работники до 16 лет, те, кому отпуск требовался по болезни, в связи с беременностью и родами.

Изменились и нормы семейного права. Вследствие катастрофической убыли населения Советского Союза, законодатели обратились к проблеме укрепления института семьи и брака. Введено разделение понятий зарегистрированного и фактического брака. В правовом поле остался только зарегистрированный брак, устанавливалось порождаемые им права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения (в современной терминологии «гражданский брак», «сожительство») более не приравнивались к зарегистрированному браку. Оговаривалось, что лица, состоявшие в фактических брачных отношениях до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года, могли оформить свои отношения, зарегистрировав брак с указанием срока совместной жизни. Через четыре месяца уже были внесены коррективы Указом Президиума Верховного Совета СССР (10 ноября 1944 г.) «О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести одного из супругов». Это вызвано реалиями военного времени: в виде исключения допускалось установление фактических брачных отношений в судебном порядке в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов. Такое признание могло быть назначено в том случае, если такие отношения возникли до 8 июля 1944 г. Оставшийся в живых супруг мог обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести. Усложнялся бракоразводный процесс, который мог быть произведен только в судебном порядке.

При этом для возбуждения дела требовалось соблюсти ряд обязательных условий, в том числе подать в народный суд заявления о желании расторгнуть брак с указанием причины развода. Процесс расторжения брака проходил две стадии судебного разбирательства. Первая стадия имела целью примирение супругов. В случае неудачи, истец должен был подать заявление в вышестоящий суд. Этим судом и выносилось решение, включая решение вопросов раздела имущества, оплаты развода, положения детей. Упрощенный порядок бракоразводного процесса применялся в случае отсутствия или пропажи на фронте одного из супругов. Впрочем, эти обстоятельства не признавались абсолютными поводами для прекращения брака, а обоснованность требования развода каждый раз определялась судом.

Не обошло советское законодательство военного времени и проблему защиты материнства и детства, чего в других странах антигитлеровской коалиции не наблюдалось. Интересам матери и ребенка особое внимание уделялось уже в начале войны: беременным женщинам выдавались дополнительные пайки, улучшилась организация ясельного обслуживания. Впоследствии в целях увеличения материальной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, поощрения многодетности и усиления охраны материнства и детства Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ от 8 июля 1944 года об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства. Применялись также меры нематериального поощрения: устанавливалась высшая степень отличия - звание «Мать-героиня», учрежден орден «Материнская слава» и «Медаль материнства». В той же категории находится законодательная работа, направленная на разработку правовых основ патроната и приема в семьи детей-сирот. Первый общесоюзный акт, содержащий правила патроната, был издан 23 января 1942 г. Предусматривалось денежное пособие на содержание каждого патронируемого в размере 50 рублей в месяц, отдельно они обеспечивались одеждой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. было разрешено записывать малолетних детей в актах гражданского состояния как собственных детей. При этом ребёнку присваивалась фамилия и отчество усыновителя.

Вопрос обеспечения продовольствием – вопрос первостепенной важности в военное время, поэтому вносились изменения в колхозное право. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. на время войны повысило обязательный минимум трудодней в году до 150 трудодней в хлопковых районах, до 100 - в Московской, Ивановской областях и других специально указанных в постановлении областях, краях, республиках по списку Наркомзема СССР. В остальных районах СССР трудовой минимум составил 120 дней в году. Отдельно оговаривалось количество трудодней, которое колхозник должен был отрабатывать в разные периоды проведения сельскохозяйственных работ. За неисполнение норм выработки трудодней, указанных в Постановлении, трудоспособные колхозники предавались суду. В сельскохозяйственных работах задействовались и дети членов колхоза в возрасте 12-16 лет. Их трудовой минимум составлял 50 трудодней в год.

Для контроля исполнения норм Постановления применялись довольно жёсткие меры. Исключались из членов колхоза те лица, которые не выработали норму трудодней за год. Это исключение сопровождалось лишением земельного участка. Председатели колхозов, покрывавшие таких уклонистов, также привлекались к суду. На правовом уровне регламентировались и частности, и многие практические вопросы: дополнительная оплата труда, охране молодняка для увеличения скота и пр.

Отдельным блоком в СССР развивалось законодательство, направленное на борьбу с особого рода преступлениями, направленными на охрану государственной тайны, борьбу со шпионажем, вредительством, подрывной деятельностью и пр. При этом как продолжали практиковаться старые уголовные нормы, так создавались и новые. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. было введено уголовное наказание в виде лишения свободы до 10 лет (для должностных лиц), до трех лет (для частных лиц) за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержавших государственную тайну. Альтернативой могла стать отправка на фронт виновного лица, тогда применялась отсрочка исполнения приговора. Судимость могла быть снята с отличившихся в боях. 2 мая 1944 г. была введена уголовная ответственность за незаконное награждение. В случае утрат знамени воинская часть расформировывалась, а виновные подлежали суду военного трибунала. Решения, принятые трибуналом, не оспаривались, при этом, приговор мог быть вынесен без расследования.

С приближением окончания войны чрезвычайные меры постепенно начинали реже практиковаться, потом отменялись. Так, Указом Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. объявлялась амнистия в отношении лиц, осуждённых за нарушение трудовой дисциплины в соответствии с Указом от 26 декабря 1941 г.

Таким образом, основные нормы советского права в военный период в большинстве случаев не имели долговременного характера, а в своей направленности соответствовали аналогичным тенденциям в законодательстве «демократических государств». Как и такие процессы, как централизация законодательной власти в руках ограниченного круга лиц, ограничение нормотворческой деятельности представительных органов власти всех ступеней, приостановление действия ряда конституционных норм и чрезвычайный характер ряда правовых норм.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Российский государственный университет нефти и газа

имени И.М. Губкина

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

«Гражданское право в годы Великой Отечественной Войны»

Тивилина Дарья

Группа: Юр-15-05

Руководитель:

профессор, д.ю.и.,

Рожнов Сергей Николаевич

Москва 2016

Введение

1. Изменение института собственности

1.1 Реквизиция

1.2 Виндикация

1.3 Деликтные обязательства

2. Семейное законодательство

Заключение

Список литературы

Введение

Великая Отечественная война послужила серьезным вызовом и значительным испытанием для всего советского общества. Коснулась она и правовой системы государства. Необходимость особого регулирования отношений в сфере народного хозяйства, интенсификации промышленного производства в целях обеспечения бесперебойного снабжения Вооруженных Сил в годы войны привела к системному реформированию основных институтов гражданского права. Актуальность развития гражданско-правовых институтов в целях регулирования общественных отношений в условиях войны подчеркивалась еще Д. М. Генкиным. Он отмечал: "Охватывая все стороны хозяйственно-политической жизни нашей страны, Великая Отечественная война оказывает большое влияние и на гражданско-правовые отношения, ставит перед советским гражданским правом ряд самых существенных проблем. В условиях войны особое значение приобретают всемерная охрана социалистической собственности, последовательное проведение хозрасчета, строжайшей дисциплины в исполнении обязательств, борьба за режим экономии, за полную мобилизацию всех ресурсов. Все это - задачи, к разрешению которых призвано и советское гражданское право" Генкин Д. М. Великая Отечественная война и вопросы гражданского права // Ученые записки ВИЮН. Выпуск III / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1944. С. 3.

1. Изменение института собственности

Одно из центральных мест в системе гражданско-правовых отношений в рассматриваемый период занимал институт собственности, который за годы Великой Отечественной войны не претерпел существенных изменений, однако некоторые положения в данной сфере потребовали в это критическое для государства время развития и совершенствования. Достаточно остро встал вопрос о защите права собственности и совершенствовании института виндикации, так как в ходе военных событий имущество многих лиц временно вышло из их обладания. При этом освобождение оккупированных гитлеровскими войсками территорий и возвращение граждан на места своего проживания дали им возможность разыскивать и возвращать свое имущество. В силу этих обстоятельств одной из наиболее распространенных категорий гражданских дел в судах стали споры о возврате имущества. Особое место в годы Великой Отечественной войны стали занимать вопросы организации снабжения Советской Армии, в связи с чем потребовалось создать необходимую правовую основу для отношений по производству и приобретению необходимого для Вооруженных Сил имущества. При этом экономические достижения страны в области военного снабжения в годы войны были не меньшими, чем военные достижения. Государственная собственность на орудия и средства производства в соединении с существовавшей системой хозяйства позволила СССР получать необходимые для войны ресурсы в том же порядке и на той же правовой базе, что и в мирное время. В годы войны значение государственной собственности еще более возросло. Одним из основных юридических принципов построения государственной собственности являлся принцип единства государственной собственности. Несмотря на то, что отдельные объекты государственной собственности и целые имущественные комплексы находились в управлении отдельных государственных органов, последние не являлись собственниками вверенного им имущества. Субъектом права государственной собственности являлось государство. В соответствии с положениями, установленными Постановлением ЦИКа и СНК СССР от 29 апреля 1935 г. СЗ СССР. 1935. N 28. Ст. 221. и Постановлением СНК СССР от 15 февраля 1936 г. СЗ СССР. 1936. N 11. Ст. 93. , предприятия, здания и сооружения переходят от одного органа к другому не на основе гражданско-правовых сделок купли-продажи, а в порядке передачи, основанной на распоряжении соответствующих органов, в зависимости от подчинения участников передачи союзным и республиканским органам и от стоимости передаваемого имущества

Первым и наиболее важным проявлением принципа единства государственной собственности в военное время явилось широкое применение передачи предприятий и сооружений для организации выпуска необходимой фронту продукции и для развертывания промышленной базы на востоке страны. Появилась возможность использования государственного имущества не тем органом, за которым оно было прежде закреплено, а тем, который по каким-либо законным причинам включал его в свою производственную базу. В военное время участились споры между государственными органами о возврате того или иного имущества, так как в обстановке эвакуации и реэвакуации осуществлялась массовая переброска учреждений и предприятий и их имущества. Следует отметить, что в теории гражданского права они не признавались виндикационными, поскольку один государственный орган по отношению к другому не мог считать себя собственником государственного имущества, однако на практике они назывались виндикационными, поскольку речь шла о восстановлении владения Зимелева М. В. Война и право собственности // Советское право в период Великой Отечественной войны. Часть I. Гл. I / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1948. С. 31 . При этом, подчеркивая важность данного института, А. В. Венедиктов отмечал, что правильная постановка защиты владения является одним из важнейших условий надлежащей охраны не только права личной собственности, но и прав пользования, принадлежащих трудящимся в отношении тех или иных имущественных объектов Венедиктов А. Проблема защиты фактического владения в советском праве // Советское государство и право. 1941. N 4. С. 120. .В целях решения проблем народного хозяйства без срыва производственного процесса выработалась практика, в соответствии с которой оборудование, длительно находившееся у предприятия и учтенное при даче ему плановых заданий, не должно быть изымаемо у него в порядке арбитражного спора для возврата прежнему владельцу, а судьба такого имущества должна быть урегулирована в административном порядке через те органы, которым подчинены прежний и новый владельцы. Арбитражные суды зачастую отказывали прежним владельцам в возврате объектов по мотивам целесообразности, а государственное предприятие, использующее оборудование в своей плановой деятельности, получало санкцию на дальнейшее сохранение его в своем пользовании. Таким образом, происходило перераспределение имущества, которое было возможно только при соблюдении принципа единства государственной собственности. Для выделения имущества из фонда государственной собственности для нужд государственных юридических лиц в годы Великой Отечественной войны, как и в довоенный период, был характерен принцип планового распределения в порядке административных актов. Вызванная потребностями войны необходимость наделения Вооруженных Сил продукцией оборонной промышленности реализовывалась путем поставки на основании плановых указаний или хозяйственных договоров, в соответствии с правилами о договоре поставки, выработанными еще в мирное время.

1.1 Рек визиция

Особую роль в системе гражданского права в период Великой Отечественной войны стал играть институт реквизиции. В частности, ст. 69 ГК РСФСР СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904. , регулирующая правовые основы реквизиции, могла применяться только в целях изъятия имущества у частных лиц, в личной собственности которых находились предметы личного потребления. В годы войны возникла необходимость снабжения Вооруженных Сил предметами, необходимыми в месте проведения той или иной военной операции, например транспортными, переправочными средствами, т. е. реквизиция имела преимущественно местное применение и не ставила своей целью изъятие имущества для целенаправленного снабжения воинских частей, осуществлявшегося на основании планового распределения или перераспределения необходимого им государственного имущества или натурпоставок колхозной продукции. Вместе с тем в военное время были достаточно частыми случаи невозможности обнаружить или установить собственника того или иного имущества, а также остро стоял вопрос о надлежащем юридическом оформлении полученного трофейного имущества и переходе его в государственную собственность. В целях упорядочения соответствующих отношений было принято Положение о порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имущества, утвержденное Постановлением СНК СССР от 17 апреля 1943 г. СП СССР. 1943. N 6. Ст. 98.

1.2 Виндикация

Новое применение в годы Великой Отечественной войны получил и такой известный гражданско-правовой институт, как виндикация. Как отмечал Г. Н. Амфитеатров, война задела очень остро интересы собственности. Естественно, что она как бы вновь дала жизнь виндикации и сообщила этому институту такую актуальность, какой он давно уже не имел: виндикация, стряхнув с себя кажущуюся неподвижность, оказалась сейчас на передовых позициях гражданского права Амфитеатров Г. Н. Война и вопросы виндикации // Ученые записки ВИЮН. Выпуск III / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1944. С. 44; См. также: Он же. Вопросы виндикации в советском праве // Советское государство и право. 1941. N 2. С. 38 - 48.

В годы войны собственники лишались принадлежащих им вещей в силу различных обстоятельств - эвакуация, призыв в армию и иные связанные с этим события. Дела такого рода приобрели особый размах в связи с необходимостью истребования домашнего и колхозного скота из владения третьих лиц, к которым он попадал или был передан на хранение. Особое внимание было уделено правам добросовестного приобретателя. Следует отметить, что в гражданском праве довоенного периода фактически отсутствовали правовые механизмы защиты владения, и в силу этого виндикация стала единственно возможным путем возврата имущества. При рассмотрении дел о возврате имущества возникал ряд вопросов: в частности, кем и против кого может быть предъявлен виндикационный иск; все ли вещи, являющиеся объектом права собственности, могут быть истребованы в порядке виндикации? Остро встал вопрос о доказательствах, требующихся для удовлетворения иска, и о распределении бремени доказывания, а также об определении случаев, когда право на истребование вещи собственником должно отступить перед правами ее добросовестного приобретателя (владельца). Необходимость укрепления обороноспособности страны в годы войны потребовала перестройки системы управления промышленностью, а значит, и обеспечения стабильности в вопросах управления и распоряжения предоставленным государственным предприятиям имуществом. Для довоенного периода был характерен принцип министерского управления имуществом государственных предприятий, в исключительных случаях распоряжение им осуществлялось постановлением Правительства. В определенных пределах управление имуществом предприятия осуществлялось его директором. Порядок распоряжения имуществом государственных предприятий в годы войны не претерпел существенных изменений, однако Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1941 г. "О запрещении продажи, обмена и отпуска на сторону оборудования и материалов и об ответственности по суду за эти незаконные действия" наложил на распоряжение имуществом серьезные ограничения, которые в военный период были усилены. Война внесла в хозяйственные отношения между предприятиями существенные коррективы, связанные с необходимостью бесперебойного обеспечения Вооруженных Сил. Плановые хозяйственные отношения между предприятиями были построены на условиях хозрасчета, однако даже в рамках этих отношений в столь непростое для страны время было место для обязательственных и даже договорных отношений. Массовое перебазирование предприятий в восточные районы страны, перевод их на новые виды производства привели к разрушению хозяйственных связей между предприятиями, однако методы планового руководства позволили в кратчайшие сроки восстановить новые системы хозяйственных связей, основанных и на договорных отношениях. Усиление планового руководства народным хозяйством в годы войны оказало определенное влияние на обязательственные отношения между хозорганами, которые также основывались на плане, - плановые задания, обусловленные меняющейся военной обстановкой, требовали изменения или прекращения сложившихся обязательственных отношений. Произошли существенные изменения и в объеме юридических фактов, которые вызывают возникновение обязательств.

1.3 Деликтные обязательства

До войны наиболее распространенным основанием возникновения обязательств был договор, так как хозяйственные и кооперативные органы и предприятия в пределах плановых заданий могли таким образом регулировать отношения между собой по поставкам товаров, производству работ и оказанию услуг. Однако незадолго до начала Великой Отечественной войны начала устанавливаться тенденция оформления данных отношений не путем заключения договоров, а путем установления обязательственных отношений, возникающих из иных оснований. Особенности планового регулирования народного хозяйства привели к тому, что организации некоторых отраслей народного хозяйства могли на основании планового акта односторонним волеизъявлением, односторонней сделкой устанавливать обязательственные отношения между собой и поставщиком, а в определенных случаях также изменять эти отношения. В условиях военного времени развивалась тенденция к некоторому сокращению применения договорных отношений. Некоторые отношения переводились из гражданско-правовой в публично-правовую сферу, что было предопределено необходимостью четкого регулирования отношений в отдельных стратегически важных отраслях промышленного производства, продукция которых была предназначена для обеспечения нужд армии. В частности, обязательства между хозорганами могли возникать не только из договоров, но и на основании указаний закона, а в некоторых иных случаях - непосредственно на основе плановых заданий и других административных распоряжений. Военные условия повлияли и на развитие гражданско-правового регулирования деликтных обязательств. Так, принятое 10 июня 1943 г. Постановление Пленума Верховного Суда СССР о судебной практике по искам о причинении вреда Судебная практика Верховного Суда СССР 1943 г. Вып. VI. С. 1. В годы войны резко возросло значение договора поклажи, что было обусловлено массовым перемещением населения, государственных учреждений, предприятий и их имущества в связи с масштабным передвижением войск и боевыми действиями. При этом гражданское законодательство того времени не содержало общих норм об этом договоре, а регулировало особыми нормами отдельные виды поклажи. При этом сложившаяся в годы войны судебная практика свидетельствовала о том, что если поклажеприниматель, обязавшийся хранить имущество эвакуированного, не заботился об этом имуществе и оно вследствие этого погибло, то поклажеприниматель отвечает за вред, причиненный неисполнением договора.

В процессе становления институтов гражданского права времен Великой Отечественной войны внимание уделялось также вопросам об основаниях освобождения от деликтной ответственности. Так, согласно ГК РСФСР, одним из оснований освобождения от ответственности за вред, причиненный неисполнением обязанности, возложенной договором, является невозможность исполнения, обусловленная виной (т. е. умыслом или неосторожностью) кредитора. Вместе с тем основанием к освобождению от ответственности за вред, причиненный деликтом, наряду с умыслом является только грубая неосторожность или грубая небрежность потерпевшего. Важным явился тот факт, что состояние войны и даже военные действия сами по себе не являлись основаниями для освобождения от ответственности как за нарушение договора, так и за внедоговорный вред. Для подобного освобождения должно было быть доказано, что война либо военные действия лишили причинителя вреда возможности его предотвратить. Таким образом, перестройка хозяйственных отношений в период Великой Отечественной войны привела к необходимости существенного изменения их правовых основ, развитию отдельных институтов гражданского права, которое, несмотря на плановый характер народного хозяйства и абсолютное преобладание государственной собственности практически на все виды имущества, продолжало оставаться необходимым средством регулирования общественных отношений.

2. Семейное законодательство

институт семейный законодательство война

Основу законодательства о семье и браке в период Великой Отечественной войны составлял Кодекс законов о браке, семье и опеке, принятый в 1926 г. <10>. Данный нормативный акт был направлен на обеспечение реального равноправия жены с мужем и защиту в семье слабейшей стороны, охрану фактических брачных отношений, материнства и детства, установление общности имущества, нажитого во время брака. В годы войны в законодательстве четко прослеживается отрицательное отношение к ограничению деторождения, подчеркиваются обязанности женщины по рождению и воспитанию детей. СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 612.

Были сделаны дополнительные шаги в сторону усиления охраны материнства и детства, в частности, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" Ведомости ВС СССР. 1944. N 37. . Основной упор в законодательстве был сделан на зарегистрированную семью. Однако при этом государство оказывало существенную поддержку одиноким матерям, принимая на себя, в частности, расходы по содержанию детей таких матерей. С другой стороны, поощряя многодетность, государство установило специальный налог для холостых, одиноких и малосемейных граждан. Например, налогом облагались граждане, имеющие не более двух детей. Кроме того, были предприняты меры по дальнейшему укреплению семьи и повышению рождаемости. Указ от 8 июля 1944 г. усложнил процедуру развода, установленную Постановлением ЦИКа СССР N 65 и СНК СССР N 1134 от 27 июня 1936 г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах" СЗ СССР. 1936. N 34. Ст. 309. . Он поставил развод под контроль суда, который мог как расторгнуть брак, так и отказать в его расторжении по своему усмотрению

Как указывал Г. М. Свердлов, в этом праве суда отказать в разводе - основное материально-правовое изменение в вопросе о разводе, внесенное Указом 8 июля 1944 г. Вместе с изменением в трактовке вопроса о регистрации брака оно означает усиление культурно-воспитательного воздействия социалистического государства на отношения быта в сторону укрепления семьи, "борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям", усиление охраны прав личности и общества Свердлов Г. М. Некоторые вопросы судебного расторжения брака // Советское государство и право. 1946. N 7. С. 22. .

Процедура развода фактически делилась на две стадии - стадию рассмотрения дела в народном суде, который выполнял подготовительно-примирительную функцию, и затем рассмотрения его в вышестоящем суде - областном, краевом, окружном, городском или верховном суде союзной или автономной республики, непосредственно стоящем над народным судом. Народный суд, принимая решение о разводе, должен был решить вопрос о детях (определение того из родителей, с кем они остаются, и кто из родителей и в каком размере несет обязательства по их содержанию), осуществить раздел имущества (в натуре или в долевом отношении), присвоить каждому из разведенных супругов по их желанию добрачную фамилию, а также определить сумму, подлежащую взысканию при выдаче свидетельства о разводе, и определить того из супругов, с которого она будет взыскана. При расторжении брака установление виновности той или иной стороны в расстройстве семейных отношений не играло решающей роли, более того, виновное поведение одного из супругов могло служить доказательством серьезности требования развода. Очевидно, что возражение ответчика против развода имело очень важное значение и наличие такого возражения или отсутствие согласия на развод могло рассматриваться судами как безусловное препятствие к разводу. Учитывая, что семейное законодательство того времени было направлено на борьбу с неосновательными разводами, и в особенности с неосновательными разводами по желанию одной из сторон, это вовсе не означало, что законодатель и суды придерживались позиции недопустимости развода, о котором ходатайствует только одна сторона. Отмечая контрольно-примирительную роль суда, подчеркнем, что при наличии у супругов детей, в особенности при многодетной семье, усилия суда по предупреждению развода и примирению сторон были особенно настойчивы. В законодательстве отсутствовал перечень оснований для развода, что оставляло вопрос о целесообразности расторжения брака в том или ином случае на усмотрение суда и помогало ему выполнять функцию примирения сторон. В правовой литературе того времени указывалось, что в этом громадное качественное преимущество Указа от 8 июля 1944 г.: судам было оказано высокое доверие путем предоставления им права свободно решать вопрос о необходимости в том или ином случае развода. Суды должны проявлять в каждом деле максимум чуткости к потребностям жизни, к потребностям как общества, так и отдельного человека и, охраняя действительное существо советского брака, а не его видимую, внешнюю оболочку, рассматривать каждое дело индивидуально, отнюдь не подгоняя его под заранее надуманные, шаблонизированные, а тем более "внешние" и исчерпывающие "основания" Рейхель М. О. Законодательство военного времени по дальнейшему укреплению советской семьи // Советское право в период Великой Отечественной войны. Часть I. Гл. VI / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1948. С. 180. .

Заключение

Таким образом, развитие основных институтов гражданского и семейного права в период Великой Отечественной войны было направлено на регулирование отношений, складывавшихся в то время в обществе и обусловленных реалиями военного времени. Гражданское право, будучи динамично развивающейся системой, подстраивалось под особенности развития общественных отношений, заполняя новыми правовыми нормами возникающие пробелы и влияя на развитие законодательства.

Список литературы

1. Зимелева М. В. Война и право собственности // Советское право в период Великой Отечественной войны. Часть I / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1948. С. 10 - 64.

2. Свердлов Г. М. Некоторые вопросы судебного расторжения брака // Советское государство и право. 1946. N 7. С. 22.

3. Рейхель М. О. Законодательство военного времени по дальнейшему укреплению советской семьи // Советское право в период Великой Отечественной войны. Часть I. Гл. VI / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1948. С. 149 - 190.

4. Амфитеатров Г. Н. Война и вопросы виндикации // Ученые записки ВИЮН. Выпуск III / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1944. С. 44 - 60.

5. Амфитеатров Г. Н. Вопросы виндикации в советском праве // Советское государство и право. 1941. N 2. С. 38 - 48.

6. Венедиктов А. Проблема защиты фактического владения в советском праве // Советское государство и право. 1941. N 4. С. 120.

7. Генкин Д. М. Великая Отечественная война и вопросы гражданского права // Ученые записки ВИЮН. Выпуск III / Под ред. И. Т. Голякова. М., 1944. С. 3 - 30.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изменения правотворческой и правоисполнительной деятельностей в условиях войны. Положения военного времени. Изменения и дополнения советского законодательства. Установление особого правового режима в военные годы. Гражданское, трудовое и семейное право.

    контрольная работа , добавлен 10.05.2009

    Изменения в государственном аппарате в годы Великой Отечественной войны. Развитие государственно-политической системы СССР в 1945–1953 гг. Основные тенденции развития советского права во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Пособие одиноким матерям.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2013

    Особенности развития права в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства. Жилищно-правовой статус лиц, эвакуированных на Восток. Изменения в гражданском, уголовном, семейном, колхозном праве.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2011

    Приспособление государственного аппарата к нуждам военного времени. Чрезвычайные органы государственного управления в годы Великой Отечественной войны. Особенности функционирования правоохранительной системы и системы охраны тылы в военное время.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2013

    Роль органов суда и прокуратуры в период Великой Отечественной войны. Конституционные основы Советского государства и права во время Отечественной войны. Состав уголовного законодательства. Источник процессуальных норм в деятельности военных трибуналов.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2011

    Изучение преступлений в период Великой Отечественной Войны на территории СССР. Военная перестройка. Ответственность за уклонение от воинского учета. Борьба с паникерами и распространителями ложных слухов. Уголовное наказание фашистских преступников.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Изменения в государственной системе СССР в период отечественной войны. Чрезвычайные органы управления. Вооруженные силы. Военная юстиция. Изменения в идеологии. Право военного времени. Гражданское, семейное, трудовое, колхозное и уголовное право.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2009

    Условия развития научно-культурного состояния в период войны, вклад казахстанских ученых в развитие культурно-просветительной деятельности. Производственно-техническая и сельскохозяйственная интеллигенция Казахстана в экономическом обеспечении победы.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2015

    Статус Государственной Думы и Государственного Совета по законам 1906 года. Изменение государственного аппарата России в годы Первой мировой и Великой Отечественной войны. Развитие гражданского права в Российском государстве в период 1917-2001 гг.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2015

    Органы правосудия и юстиции в годы Великой Отечественной войны: трибуналы, суды, Народный комиссариат юстиции и Прокуратура СССР; новые правовые требования. Уголовное законодательство; процессуальный порядок рассмотрения дел военными трибуналами.

Успешная борьба со всеми видами преступлений, общественная опасность которых повысилась в условиях войны, имела огромное значение для достижения основной цели - разгрома врага. В этой связи уголовное законодательство периода Великой Отечественной войны имело свои особенности. Наряду с действующими довоенными нормами уголовного права, которые были дополнены и расширены, появились новые, вызванные военной обстановкой.

С первого дня войны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых, таких как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 года).

В состав уголовного законодательства военного времени входили как временные нормы, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например, распространение панических слухов), так и нормы об ответственности военнослужащих гитлеровской Германии за военные преступления на временно оккупированных территориях.

Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. Вводил новые виды наказаний в советское уголовное право - смертную казнь через повешение и ссыпку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

Как особенности уголовного законодательства в условиях войны можно выделить следующие:

Ужесточение и пополнение новыми составами преступлений.

Усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан -- до 3 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение.

Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц, проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие.

Спекуляция получила значительное расширение в определении состава преступления. Ответственность за нее возросла.

Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» была введена уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы или опоздания на работу на 21 минуту и более. Большая часть этих «указников» приговаривалась к исправительно-трудовым работам по месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платы до25%.Нобылииисключения. Так в январе 1941-го тогдашний начальник ГУЛАГа Василий Чернышов направил всем начальникам управлений лагерей и колоний приказ, где говорилось о судьбе двадцати шести заключенных. «Решениями Верховного трибунала войск НКВД за нарушения лагерного режима и систематические отказы от работ» двадцать один человек был приговорен к расстрелу, остальные пять -- к добавочным десяти годам. Все аналогичные приговоры Чернышов потребовал впредь «объявлять всем заключенным лагерей и исправительно-трудовых колоний». http://www.history-ryazan.ru/node/7653 История Рязанского края: Тюремная система в годы Великой Отечественной войны

Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Следует так же отметить, что еще одной особенностью уголовного законодательства ВОВ, было распространение своего рода законодательной аналогии, так называемых законов о «приравнивании». Так, уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству, кража имущества военнослужащего или из квартир эвакуированных, либо находящихся в бомбоубежище лиц, наказывалась как бандитизм (групповое преступление), даже её совершало одно лицо; продажа гражданами товаров по повышенной против государственной цене, наказывалась по аналогии как спекуляция, даже если не было установлено факта скупки товаров с целью получения наживы и т. д.

Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.

В развитии уголовного процесса необходимо отметить следующее. Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса -- гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократические положения уголовного процесса во времена войны игнорировались или нарушались.