Постановление верховного совета рсфср от 01.11 1990. Правовая защита. С изменениями и дополнениями от

Постановление ВС РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-I
"О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе"

С изменениями и дополнениями от:

Верховный Совет РСФСР, придавая важное значение решению проблем семьи, охраны материнства и детства, учитывая особую кризисную демографическую ситуацию в сельской местности , и во исполнение решений 1 Съезда народных депутатов РСФСР в качестве первого этапа комплексной программы по охране материнства и детства в Республике постановляет:

1.1. Продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней.

1.2. Один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

1.3. 36-часовую рабочую неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час).

1.6. Пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50 процентов на каждого последующего.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением коэффициентов. Если в данном районе действуют разные коэффициенты к заработной плате, то применяются коэффициенты, установленные к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей народного хозяйства.

1.7. Повышенную на 30 процентов оплату труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2-х часов).

1.9. Беременным женщинам и кормящим матерям бесплатную выдачу продуктов питания, производимых хозяйством. Hормы выдачи устанавливаются трудовым коллективом.

2.1. С 1 января 1992 года привлечение женщин в возрасте до 35 лет к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств. До 1 января 1992 года к выполнению названных видов работ привлекать женщин только с их согласия.

2.2. С 1 января 1991 года применение труда беременных женщин в растениеводстве и животноводстве с момента выявления беременности. Сохранить за ними средний заработок по новому месту работы на весь период беременности. С целью использования труда беременных женщин создать специализированные участки при предприятиях. Шире использовать надомный труд.

2.3. С 1 января 1991 года обучение и с 1 января 1992 года прием на работу женщин трактористами-машинистами, водителями грузовых автомашин.

3. Возмещать за счет средств хозяйств кредит, выданный молодым семьям на строительство собственного жилого дома, не менее 2 тысяч рублей при рождении первого, не менее 3 тысяч рублей - второго и не менее 5 тысяч рублей - третьего ребенка.

4. Поручить Совету Министров РСФСР совместно с Федерацией независимых профсоюзов России и республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзов в срок до 1 марта 1991 года подготовить:

4.1. Систему приоритетной диспансеризации и оздоровления женщин и детей.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

(в ред. Федерального закона от 24.08.1995 № 152-ФЗ)

(Извлечение)

<...>

1.2. Один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

1.3. 36-часовую рабочую неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час).*

*PS. В соответствии с Законом РФ от 25.09.1992 № 3543-1нормальная продолжительность рабочего времени вместо 41 часа составляет 40 часов в неделю (примеч. автора).

** Действие документа распространяется на женщин, работающих в сельской местности, независимо от места их проживания (письмо Госкомэкономики РСФСР от 12.12.1990 № 19-117) (примеч. автора). ____________________________

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 № 49,

от 04.09.2012 № 882)

В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанным федеральным органам исполнительной власти утвердить до 1 апреля 2003 г. нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников.

Председатель Правительства РФ М.Касьянов

______________________

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812; № 30, ст. 3613, ст. 3616; № 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, ст. 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4196; № 52, ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; № 25, ст. 3539; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 45, ст. 6333, ст. 6335; № 48, ст. 6730, ст. 6735; № 49, ст. 7015, ст. 7031; № 50, ст. 7359; 2012, № 10, ст. 1164; № 14, ст. 1553; № 18, ст. 2127; № 31, ст. 4325; № 47, ст. 6399; № 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; № 53, ст. 7605; 2013, № 14, ст. 1666, ст. 1668; № 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; № 23, ст. 2866, ст. 2883; № 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; № 30, ст. 4037; № 48, 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), п р и к а з ы в а ю:


1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение № 2).

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19709).

Министр Д.В. Ливанов

Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204

Приложение № 1

к приказу Министерства образования

и науки Российской Федерации

2000 год

К заседанию Комиссии по вопросам
улучшения положения женщин
по 2 вопросу Повестки дня

О соблюдении законодательства о труде и охране труда женщин
на предприятиях и в организациях Российской Федерации
(информационно-справочный материал)

Постановка проблемы. Одним из основных направлений государственной политики в социальной сфере в ходе социально-зкономических преобразований в стране является улучшение положения женщин. В постановлениях Правительства Российской Федерации от 08.01.96г. № 6 “О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации”, от 29.08.96г. № 1031 “Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года”, от 26.02.97г. № 222 “О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов” выработана концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, сформулированы цели и поставлены соответствующие задачи перед федеральными органами исполнительной власти, из которых важнейшими являются оказание содействия соблюдению прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека и обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин (в т.ч. в трудовой деятельности), а также обеспечение охраны здоровья женщин и создания необходимых условий для выполнения ими материнской (репродуктивной) функции. При этом в целях успешного решения поставленных задач правительством было предложено усилить государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин.

Справочно: Результаты надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда показывают, что несмотря на принимаемые меры, количество и тяжесть допускаемых работодателями нарушений трудовых прав и законных интересов женщин продолжают оставаться значительными, и в целом проблема соблюдения трудовых прав женщин остается острой. Несмотря на то, что Кодексом законов о труде Российской Федерации (глава ХI ст.ст. 160-172, ст.ст. 45, 129 и 139) и Федеральным законом Российской Федерации “Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17.07.99г. № 181-ФЗ предусмотрены определенные права и гарантии для работающих женщин, а также обязанности работодателей (администрации) по соблюдению законодательства о труде, правил охраны труда и обеспечению здоровых и безопасных условий труда, многие руководители предприятий и организаций и другие ответственные лица часто допускают нарушения трудовых прав женщин и не обеспечивают им условия труда, отвечающие установленным требованиям безопасности и гигиены. Наиболее характерными нарушениями трудовых прав женщин являются следующие.

На многих предприятиях и в организациях сельской местности, а также районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для женщин не устанавливается 36-часовая рабочая неделя с сохранением заработка в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Часто незаконно по инициативе администрации предприятий и организаций увольняются беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет либо являющиеся одинокими матерями, имеющими ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до шестнадцати лет. Повсеместно задерживаются или вовсе не выплачиваются государственные пособия женщинам, имеющим детей (по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка), а также компенсационные выплаты (в размере 50 процентов минимального размера оплаты труда), установленные Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94г. № 1110 “О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан”. Женщины привлекаются к сверхурочным работам и работам в выходные дни, при этом часто без дополнительной оплаты, предусмотренной законодательством о труде. Администрациями предприятий и организаций допускается привлечение женщин (в т. ч. беременных либо имеющих детей в возрасте до трех лет) к работам в ночное время. Часто в нарушение ст.160 КЗоТ РФ (“Работы, на которых запрещается применение труда женщин”) работодатели применяют труд женщин на работах, связанных с нагрузками при подъеме и перемещении тяжестей вручную, превышающими предельно допустимые нормы, а также на работах с вредными условиями труда. На многих предприятиях и в организациях с широким применением женского труда в нарушение ст. 172 КЗоТ РФ ("Обслуживание женщин на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда") и СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии раздевалки, душевые, умывальные комнаты, комнаты отдыха и приема пищи, а также комнаты личной гигиены женщин. На многих предприятиях ликвидированы медицинские пункты. По оценкам специалистов, до 30 % работников (в т.ч. женщины) не проходят обязательные медицинские осмотры. Кроме того, в отношении женщин работодателями нарушаются также общие нормы законодательства о труде и охране труда, которые регулируют трудовые отношения всех работников независимо от их пола и возраста. Например, трудовые права женщин-работниц нарушаются работодателями в результате повсеместных задержек выплаты им заработной платы, а также возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.Работницы не обеспечиваются или обеспечиваются с нарушением установленных сроков специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, им часто не выдаются или выдаются с нарушением норм и сроков мыло, смывающие и обезвреживающие средства, молоко и лечебно-профилактическое питание. Нередко в нарушение правил по охране труда женщины допускаются к работе без обучения безопасным приемам труда, без инструктажа и проверки знаний по охране труда и технике безопасности. При приеме женщин на работу, носящую постоянный характер, в нарушение ч.2 ст.17 КЗоТ РФ (“Срок трудового договора (контракта) с ними нередко заключаются срочные трудовые договора либо они работают вообще без какого-либо оформления.

Проверки федеральной инспекции труда по вопросам соблюдения соблюдения требований охраны труда показывают, что несмотря на принимаемые меры, состояние условий и охраны труда на многих предприятиях и в организациях продолжает оставаться неудовлетворительным. При этом, в силу физиологических и иных особенностей, в первую очередь в связи с указанными обстоятельствами страдают женщины. Например, в Курской области 71 610 женщин (в основном работницы предприятий промышленности и сельского хозяйства) работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, а именно: с повышенным уровнем шума, повышенной запыленностью и загазованностью воздуха. На предприятиях Саратовской области в условиях воздействия вредных производственных факторов, нарушения допустимых показателей микроклимата и тяжелых физических нагрузок всего работают около 150 тыс. человек, из которых третью часть составляют женщины. При этом наиболее высокий удельный вес профессиональных заболеваний женщин отмечается на предприятиях и в организациях сельского хозяйства, промстройматериалов, авиационной промышленности и здравоохранения. В Читинской области на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи занято 18 739 женщин, из которых 771 работает в неблагоприятных условиях труда. В сельском хозяйстве и на транспорте Читинской области в неблагоприятных условиях труда работает каждая третья женщина от всех занятых, в строительстве - каждая четвертая, в здравоохранении - 4/5 (или 80%). Высока доля женщин, работающих во вредных условиях труда на предприятиях электроэнергетики, черной металлургии, полиграфии и мукомольно-крупяной промышленности. Численность женщин, занятых в условиях не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в Республике Татарстан составляет около 25 тыс. человек (почти 12% от их среднесписочной численности). Наиболее неблагополучное положение с условиями и охраной труда женщин и, как следствие, их травматизмом сложилось на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса.

В связи с необеспечением безопасных условий труда на производстве женщины получают большое количество травм (в т.ч. со смертельным исходом). В 1996г. на производстве в результате несчастных случаев пострадало 44,1 тыс. женщин, в 1997г. - 41 тыс., в 1998 - 35,7 тыс. По оперативным данным федеральной инспекции труда за 11 месяцев 1999г. в результате несчастных случаев на производстве погибло 304 женщины. Несмотря на значительный спад производства, травматизм со смертельным исходом среди работающих женщин снижается незначительно, а его доля в общем производственном травматизме со смертельным исходом имеет даже тенденцию к росту (1996г. - 5,9%, 1997г. - 6,3%, 1998г. - 6,9%.). В 1999г. несчастные случаи на производстве среди женщин со смертельным исходом имели место в 74 субъектах Российской Федерации. Так, в январе 1999 г. из-за затопления подземного газохода и нахождения приточной вентиляции в нерабочем состоянии в котельной акционерного общества “Калужский завод силикатного кирпича” (Калужская область) погибли от отравления окисью углерода операторы котельной Карасева Л.Н. и Палаткина Л.Г. В мае 1999 г. из-за допуска к работе без инструктажа и надлежащей спецодежды, а также отсутствия контроля со стороны мастера производственного обучения во время прохождения производственной практики (при работе на токарном станке) в учебно-производственных мастерских Нижне-Тагильского машиностроительного училища (Свердловская область) погибла 16-летняя учащаяся первого курса Савицкая Наталья. В последние годы участились случаи преднамеренных убийств на рабочих местах. Так, в январе 1999г. при совершении ограбления АОЗТ “Каменнобалковское” (Ставропольский край) преступниками была убита птичница Едапина О.И., оставленная одна во время дежурства в ночное время на отдаленном от села птичнике. В сфере торговли и народного образования преднамеренные убийства составили 30 % от всех несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.

Законодательное регулирование. Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека установлено, что права и свободы человека являются высшей ценностью и принадлежат ему от рождения. Каждый человек должен обладать всеми общепризнанными правами и свободами без какого бы то ни было различия, в том числе и в отношении пола. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2 Конституции РФ). В соответствии с п. 2 ст. 1 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.91г., общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан России. Примат общепризнанных принципов и норм международного права над национальным законодательством закреплен в части 4 ст.15 Конституции РФ. ООН в Венской декларации (1993г.) признала, что “человеческие права женщин и детей женского пола являются неотчуждаемой, неотъемлемой и нераздельной частью всеобщих прав человека”. Дискриминация женщин не позволяет им полноправно участвовать в экономической, политической и гражданской жизни общества и государства, подрывает общепризнанный международным сообществом принцип соблюдения и защиты прав человека. Всеобщей декларацией прав человека, Международными пактами об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и политических правах, Конвенцией об исключении всех форм дискриминации в отношении женщин и другими соответствующим международными документами дискриминация по признаку пола запрещена.

Согласно ст.244 КЗоТ РФ и Указам Президента Российской Федерации от 04.05.94г. № 850 и от 20.07.94г. № 1504, постановления Правительства Российской Федерации от 9.09.99г. № 1035 “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда” государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда (в т.ч. в отношении женщин) на предприятиях и в организациях осуществляет федеральная инспекция труда. В соответствии со ст.ст. 41 и 210 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда влечет наложение штрафа госинспектором труда в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, а руководителем госинспекции труда в субъекте Российской Федерации - в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Справочно: Основными документами, регулирующими указанный вопрос, кроме названных, являются:

  • Конвенции МОТ: Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (№ 156) и Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (№ 111).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 6 “О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1996 г. № 1032 “ Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 “О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов”.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. № 1409 “О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы”.
  • Кодекс законов о труде Российской Федерации (глава ХI ст.ст. 160-172, ст.ст. 45, 129 и 139).
  • Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
  • Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе”.
  • Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”.
  • Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105 “О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную”.
  • Список производств, профессий, работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применения труда женщин”, утвержденный Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 25.07.78г. № 240/П10-3 (действующий с дальнейшими изменениями и дополнениями).
  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, ”, утвержденный Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 25.10.74г. № 369/П-16 (действующий с дальнейшими изменениями и дополнениями).
  • Санитарные правила и нормы СанПин 2.2.055-96 “Гигиенические требования к условиям труда женщин”.
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.12.98г. № 51 “Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты”.

Основные причины нарушения трудовых прав граждан (в т.ч. женщин), производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными причинами нарушений трудовых прав граждан (в т.ч. женщин), производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:

  • отсутствие эффективных экономических, организационных и правовых механизмов, которые бы стимулировали стремление работодателей (администрации предприятий и организаций) к соблюдению законности в сфере трудовых отношений;
  • отставание правового регулирования трудовых отношений от преобразований в экономической и социальной сферах;
  • значительный износ основных производственных фондов и невысокий уровень используемых технологий;
  • неудовлетворительная организация производства и работ;
  • недостаточная обеспеченность работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • невысокий уровень профессиональной подготовки подавляющей части работников;
  • допуск работников к работе без обучения безопасным приемам труда, без инструктажа и проверки знаний по охране труда и технике безопасности;
  • отсутствие служб охраны труда на многих предприятиях (особенно в малом и среднем бизнесе);
  • повсеместное сокращение финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • массовые нарушения производственной и трудовой дисциплины, а также правил по охране труда.

Меры, принимаемые федеральной инспекцией труда в ходе осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда женщин.

В ходе проведенных в 1999 году федеральной инспекцией труда 5,5 тыс. целевых проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин на предприятиях и в организациях различных форм собственности было выявлено и устранено около 35 тыс. нарушений. За грубые нарушения законодательства о труде и охране труда (в т.ч. женщин) государственными инспекторами труда подвергнуто штрафу свыше 28 тыс. руководителей и других ответственных работников организаций на сумму более 20 млн. рублей, привлечено к дисциплинарной ответственности около 23 тыс. должностных лиц предприятий, в том числе отстранено от должности либо уволено около 1,5 тыс.

В связи с необеспечением безопасных условий труда за указанный период времени федеральной инспекцией труда приостановлена работа 110 предприятий, 6,5 тыс. производственных подразделений и около 100 тыс. единиц оборудования. Не принято в эксплуатацию из-за допущенных нарушений норм по охране труда 794 объекта производственного назначения.

Отстранено от работы свыше 47,7 тыс. работников, не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда,

Принятые федеральной инспекцией труда меры позволили обеспечить защиту и восстановление трудовых прав многих тысяч женщин. В установленном порядке осуществление федеральной инспекцией труда государственного контроля за соблюдением на предприятиях и в организациях Российской Федерации законодательства о труде и охране труда женщин продолжается.

Мероприятия, которые необходимо осуществить в целях улучшения положения женщин на производстве.

Принять меры, направленные на ускорение рассмотрения и принятия в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта Трудового кодекса Российской Федерации, внесенного Правительством Российской Федерации.

Разработать и ввести систему экономических и организационных мер, направленных на поощрение работодателей за обеспечение занятости граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику и на дому, и определенных гарантий для работающих женщин.

Принять и ввести в действие Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых не допускается использование труда женщин, в том числе детородного возраста и беременных.

Принять и ввести в действие Порядок трудоустройства женщин детородного возраста при их выводе с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН, ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ

Верховный Совет СССР, придавая важное значение решению в короткие сроки наиболее острых проблем семьи, материнства и детства, повышению социальной защищенности наименее обеспеченных семей с детьми и во исполнение решений первого Съезда народных депутатов СССР, п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:

1. Фрагмент утратил силу

разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни;

определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми - инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

3. Предоставить право Советам Министров союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным, районным и городским Советам народных депутатов устанавливать в пределах имеющихся у них средств доплаты ко всем видам пособий, предусмотренных действующим законодательством Союза ССР для семей с детьми, вводить дополнительные виды пособий и льгот, направленных на более полное удовлетворение потребностей семей с детьми, в первую очередь многодетных, неполных и молодых, семей, воспитывающих детей - инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Распространить на всех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся или воспитывающихся в учебно - воспитательных учреждениях, независимо от их типа и ведомственной подчиненности, льготы, установленные действующим законодательством для данной категории детей, находящихся в детских домах и школах - интернатах.

5. Установить, что средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в государственных детских учреждениях, а также назначенные им государственные пенсии и пособия переводятся на личные счета воспитанников в сберегательном банке.

6. В целях повышения эффективности диспансеризации беременных женщин, охраны их здоровья и здоровья новорожденных детей установить, что отпуск по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов (с 1 декабря 1990 года - семьдесят календарных дней) и пятьдесят шесть (в случаях осложненных родов или рождения двух или более детей - семьдесят) календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

7. Для создания благоприятных условий по уходу за новорожденными и малолетними детьми:

1) установить, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста предоставляется полностью или по частям матери ребенка либо по усмотрению семьи его отцу, бабушке, деду или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;

2) предоставлять работающим мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, ежегодный отпуск по их желанию в период отпуска жены.

8. В целях создания родителям благоприятных условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей:

1) устанавливать по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении), неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;

2) сохранять женщинам непрерывный трудовой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящимся на их попечении) или ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста;

3) распространить льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством), на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних;

4) установить одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка - инвалида:

выдачу листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка - инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;

один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.

9. В целях дальнейшего улучшения условий труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет:

1) признать необходимым создать реальные условия для применения их труда преимущественно на работах, соответствующих их психофизиологическим и возрастным особенностям, а также для совершенствования их профессионального мастерства, продвижения по работе и активного участия во всех сферах жизнедеятельности общества;

2) Совету Министров СССР совместно с ВЦСПС обеспечить в 1990 - 1991 годах:

разработку мер по повышению заинтересованности объединений, предприятий, организаций в рациональном использовании труда женщин, лиц моложе восемнадцати лет и лиц с ограниченной трудоспособностью;

разработку новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин и несовершеннолетних при подъеме и перемещении тяжестей вручную в соответствии с научно обоснованными нормативами;

пересмотр списков производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и подростков, дополнив их видами работ, к которым не должны привлекаться женщины детородного возраста;

определение отраслей народного хозяйства, производств и работ, где ночной труд женщин не вызывается особой необходимостью, и соответственно установление конкретных сроков и порядка освобождения женщин от ночных смен, предусмотрев первоочередное освобождение от ночного труда женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей - инвалидов в возрасте до 16 лет;

разработку критериев для классификации рабочих мест с учетом психофизиологических, возрастных и других особенностей работников и примерного перечня работ и профессий для преимущественного замещения их женщинами, несовершеннолетними и лицами с ограниченной трудоспособностью;

введение форм статистической отчетности по труду с выделением отдельной строкой женщин и лиц моложе восемнадцати лет в показателях занятости, категорий работников, форм организации и условий труда, заболеваемости, травматизма и их причин.

10. В целях предупреждения вредного воздействия на здоровье женщин и детей работ по возделыванию табака и хлопка считать необходимым поручить Советам Министров союзных республик обеспечить разработку и внедрение безвредных технологий по сбору и первичной переработке табака и хлопка, соответствующих форм организации и условий труда.

11. Для обеспечения своевременного перевода беременных женщин на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов:

1) руководителям объединений, предприятий, организаций совместно с профсоюзными комитетами, органами санитарного надзора и с участием женских общественных организаций в соответствии с медицинскими требованиями устанавливать рабочие места и определять виды работ, на которые могут переводиться беременные женщины либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные цеха (участки) для применения их труда или создавать в этих целях производства и цеха на долевых началах;

2) установить, что до решения вопроса о рациональном трудоустройстве беременной женщины в соответствии с медицинским заключением она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации.

12. В интересах охраны и укрепления здоровья женщин и детей:

1) Госплану СССР и Министерству финансов СССР предусмотреть выделение в 1991 - 1992 годах дополнительных валютных ассигнований на строительство и оснащение новых типов детских и родовспомогательных лечебно - профилактических учреждений; закупку по импорту технологического оборудования для расширения производства биопрепаратов, вакцин, продуктов детского питания, лекарственных форм для детей; закупку продуктов детского питания, в том числе лечебного, противозачаточных средств до полного удовлетворения потребности населения с учетом выпуска отечественной продукции;

2) Совету Министров СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить льготные условия создания совместных предприятий с иностранными фирмами и организациями по производству лечебно - диагностической аппаратуры и инструментария для родовспомогательных и детских учреждений, средств реабилитации и протезирования для детей - инвалидов;

3) Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам разработать к началу тринадцатой пятилетки механизм усиления экономической заинтересованности предприятий сельского хозяйства в выращивании экологически безвредной сельскохозяйственной продукции, в первую очередь для детей раннего возраста и беременных женщин.

13. Поручить Совету Министров СССР представить в 6-месячный срок в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

14. Статьи 1, 4, 5 и пункт 4 статьи 8 настоящего Постановления ввести в действие с 1 января 1991 года.

15. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, Комитет Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию и Комитет Верховного Совета СССР по охране здоровья народа.

Председатель Верховного Совета СССР

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ, ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА НА СЕЛЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 (Д) Верховный Совет РСФСР, придавая важное значение решению проблем семьи, охраны материнства и детства, учитывая особую кризисную демографическую ситуацию в сельской местности, и во исполнение решений I Съезда народных депутатов РСФСР в качестве первого этапа комплексной программы по охране материнства и детства в Республике постановляет: 1. Установить с 1 января 1991 года для женщин, работающих в сельской местности: 1.1. Продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней. 1.2. Один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы. 1.3. 36-часовую рабочую неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час). 1.4. Продолжительность отпуска по беременности и родам с выплатой по больничному листу работающим женщинам полного заработка без учета стажа работы 140 дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов) при нормальных родах; 156 дней (70 календарных дней до родов и 86 календарных дней после родов) при осложненных родах; 180 дней (70 календарных дней до родов и 110 календарных дней после родов) при рождении 2-х и более детей, независимо от фактической продолжительности дородового отпуска. 1.5. Единовременное пособие на рождение каждого ребенка в размере не менее 240 рублей. 1.6. Пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50 процентов на каждого последующего. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением коэффициентов. Если в данном районе действуют разные коэффициенты к заработной плате, то применяются коэффициенты, установленные к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей народного хозяйства. 1.7. Повышенную на 30 процентов оплату труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2-х часов). 1.8. Разовое единовременное пособие в размере 50 процентов минимального заработка к декретному отпуску беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), в целях своевременного взятия их на диспансерный учет. 1.9. Беременным женщинам и кормящим матерям бесплатную выдачу продуктов питания, производимых хозяйством. Нормы выдачи устанавливаются трудовым коллективом. 2. Запретить: 2.1. С 1 января 1992 года привлечение женщин в возрасте до 35 лет к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств. До 1 января 1992 года к выполнению названных видов работ привлекать женщин только с их согласия. 2.2. С 1 января 1991 года применение труда беременных женщин в растениеводстве и животноводстве с момента выявления беременности. Сохранить за ними средний заработок по новому месту работы на весь период беременности. С целью использования труда беременных женщин создать специализированные участки при предприятиях. Шире использовать надомный труд. 2.3. С 1 января 1991 года обучение и с 1 января 1992 года прием на работу женщин трактористами - машинистами, водителями грузовых автомашин. 3. Возмещать за счет средств хозяйств кредит, выданный молодым семьям на строительство собственного жилого дома, не менее 2 тысяч рублей при рождении первого, не менее 3 тысяч рублей - второго и не менее 5 тысяч рублей - третьего ребенка. 4. Поручить Совету Министров РСФСР совместно с Федерацией независимых профсоюзов России и республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзов в срок до 1 марта 1991 года подготовить: 4.1. Систему приоритетной диспансеризации и оздоровления женщин и детей. 4.2. Перечень предельно допустимых нормативов нагрузок для женщин с учетом их возраста и подростков при подъеме и перемещении тяжестей вручную. 4.3. Перечень производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста. 4.4. Предложения по экономическому стимулированию предприятий по выпуску тары для расфасовки товаров по предельно допустимым нагрузкам для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную. 4.5. Дополнительные льготы для птичниц, женщин - овощеводов, работающих с закрытым грунтом, работниц рыбных промыслов и рыбопереработки. 4.6. Меры по экономической ответственности хозяйств, дисциплинарной и материальной ответственности их руководителей за состояние здоровья работниц и беременных женщин с учетом показателей планирования семьи, невынашивания беременности, детской смертности, временной и стойкой профессиональной нетрудоспособности и других медико-биологических показателей. 5. Совету Министров РСФСР в срок до 1 июня 1991 года решить вопрос разработки и внедрения в производство отвечающих современным требованиям специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты женщин. 6. Совету Министров РСФСР, согласовав с Федерацией независимых профсоюзов России и республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзов, предусмотреть в 1991 году за счет средств государственного социального страхования расходы, связанные с увеличением продолжительности отпуска по беременности и родам. Остальные расходы, необходимые для выполнения данного Постановления, осуществлять за счет хозяйственной деятельности предприятий, организаций, кооперативов и лиц, независимо от формы собственности. 7. Поручить Совету Министров РСФСР представить до 1 января 1991 года в Верховный Совет РСФСР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления. 8. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитеты Верховного Совета РСФСР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства и социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию. Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.ХАСБУЛАТОВ 1 ноября 1990 г. N 298/3-1