Применение научных методов в социологии права. Социологические методы в праве. Всеобщие принципы познания

2.1. Методологическ ие аспекты социологического исследования права.

Методология включает в себя философско-мировоззренческий момент и методику исследования определенного объекта. Социологическое исследование права иными словами можно назвать социальной концепцией права.

Американская школа социологии права. Ее методологический аспект немного отличается в зависимости от школы социологии права. Выделяют, например, американскую и западно-европейскую социальные концепции права соответственно одноименной школе социологии права.

Американская социальная концепция права по характеру является:

· прикладной , т.к. исследования права направлены на решение конкретных прикладных задач,

· утилитарной , т.к. проводятся под заказ фирм, правительства и т.д., преследующих конкретные практические цели.

· рациональной , т.к. задача правовой теории понималась в формулировании по возможности непротиворечивой системы представлений о праве, которые бы повысили эффективность его реализации, в отличие от идеи самопроизвольного развития права.

· эмпирической , т.к. конкретно-социологическое исследование является основным направлением в социологии права США,

· реалистической , т.к. активно использует гибридизацию разнопорядковых методов и заимствование знаний о праве из смежных к социологии дисциплин,

· плюралистической , т.к. каждое правовое течение имеет своих сторонников, и ни одно из них не преобладает и не принимается полностью,

· инструментальная , т.к. право понимается как инструмент управления социальными процессами, то есть его можно «оттачивать» согласно потребности. Правовые нормы и институты рассматриваются исключительно через призму эффективности достижения социальных целей. При чем сама эффективность понимается как достижение социальных целей при минимуме затраченных средств и усилий.

· а также моралистской, позитивисткой и индивидуалистической .

Западно-европейская социальная концепция права определяется как неопозитивисткая, т.к. это преобладающий подход к изучению права в странах романо-германской правовой семьи.

В развитии социальной концепции права сейчас наблюдаются следующие тенденции:

1. волна эмпиризма и имеющийся в следствие этого разрыв между теорией и эмпирией в социальной концепции права, что ведет к разрыву логической связи между общим и частным и нарушению принципа конкретности истины. Методология преследует цель построение идеальной модели познания. Критерий научной состоятельности такой модели есть сочетание теории и эмпирии, достижение логической связи между общим и частным, между изученным и неизученным и т.д. Волна эмпиризма усложняет разработку верифицированной методологической теории. Поэтому необходимо гармонизировать соотношение теории и эмпирии в структуре социологии права. Такую задачу призваны решить т.н. «теории среднего уровня», сближающие эти два полюса. К ним можно отнести теории преступности (см. далее).

2. Длительное противоборство рационализма и иррационализма.

Рационалисты строят свою модель права на разуме, признавая возможность постижимости человеческой природы и социальных свойств личности. Поэтому с методологической точки зрения возможно построить идеальную модель правовой организации, правопорядка, исходя из рациональности человеческой природы.

Иррационалисты исходят от обратного: у права и правовых явлений нет общезначимой ценности a prori. Следовательно, в господствующем правопорядке и существующих правоотношениях нет заранее установленной абсолютно развитой идеи, и все действительно разумное постигается опытом и апробированными положениями из правовой практики.

В результате столкновения рационализма с иррационализмом противостоят два методологических начала:

· Логико-гносеологическое, где вырабатываются теории среднего уровня.

· Рационально-прагматическое , где предпочтение отдается эксперименту, практическому опыту в использовании права как инструмента управления социальными процессами.

3. Отсутствие разработанных критериев разграничения уровней исследования и как следствие путаница в построении иерархии методов. В методологию, представляющую собой логико-гносеологическую функцию теории права, часто зачисляют и конкретно-социологические методы, на самом деле являющиеся техническими приемами исследования. Например, в перечень методов социологии права в один ряд зачисляют количественный, статистический, анкетный, являющиеся техническими приемами реализации общесоциологического подхода.

2.1.3. Особенности социологического подхода к изучению права. Особенностями социологического подхода к изучению права, обусловливающими его преимущества или недостатки, являются:

· Расширение предметного диапазона самих исследований правовых явлений (от отдельно взятой правовой нормы или факта до сложнейших социально-правовых комплексов),

· Обогащение технико-методологической базы исследования через синтезирование знаний из смежных дисциплин и междисциплинарный подход,

· Смешение методологических подходов в изучении права.. Социология права одновременно является и позитивисткой наукой и непозитивистской во всех возможных вариантах.

Социология права противопоставляет (часто некорректно):

· Позитивные и негативные (криминологические) проблемы;

· Сущее и должное (нормативные требования и реальное поведение);

· социальное ожидание, прогноз и реальное поведение;

· правовое и социальное;

· право и не-право;

· формальное и неформальное;

· живое право и мертвый закон;

· право извне и право изнутри;

· социология права для юристов и для социологов.

· правовые и фактические правоотношения.

Если право рассматривать только как совокупность норм, закрепленных в нормативных правовых актах, то тогда оно входит в сферу изучения юриспруденции, и для социологии места не остается. Неприемлем также подход «изучения права через правовые понятия», осуществляемый в духе «чистого учения» Г.Кельзена, т.к. истинная сущность и роль права и государства в жизни общества обнаруживаются за пределами собственно теории государства и права.

Зарубежная социология права различие между правовыми и фактическими отношениями выразила в противопоставлении «живого права и мертвого закона», «права в книгах и в жизни».

Далеко не все юристы признают четкое различие правовых и фактических правоотношений. Некоторые юристы понимают правоотношения более широко и включают в него помимо прав и обязанностей и фактические общественные отношения. Во всей многообразной взаимосвязи правовых норм, фактических отношений и правоотношений очевидно, что:

1. происхождение правовых норм социально обусловлено. Правовые нормы формируются на базе существующих фактических отношений и отражают последние в преобразованном виде с учетом воли законодателя и задач государства, общества. Насколько правильно правовые нормы отражают социальную потребность, настолько они более эффективны.

2. фактические общественные отношения чрезвычайно подвижны, нестабильны. П оэтому важно не только обрисовать их систему на сегодняшний день, но и выявить тенденцию развития, спрогнозировать развитие соответствующей отрасли законодательства.

3. фактические отношения отражены в механизме социальной обусловленности права и в механизме социального действия права, в изучении социальной эффективности права.

Социологический многоуровневый и комплексный подход к познанию правовых явлений. Многоуровневость заключается в выявлении таких характеристик, как:

· Анализ событийной структуры феномена права (состав событий, их направленность, тематическое содержание, связи между ними),

· Характеристика субъектов правовых явлений (социально-демографический портрет участников событий, распределение статусов и социальных ролей между ними, состояние их потребностей, интересов, целей),

· Анализ культурного контекста феномена права (определение социальных значений, ценностей, социально-правовых норм и правил поведения),

· Анализ организационных связей социально-правового феномена (характеристика способов и средств правового регулирования поведения людей, форм организации и управления, системы контроля),

· Определение места и роли правового явления в системе общественных отношений,

· Ситуационный анализ социально-правового феномена (анализ политической, экономической, идеологической и иных ситуаций, возникающих в связи с существованием социально-правового феномена),

· Анализ пространственно-временных параметров правового явления.

Социологическое понимание права. Как отмечалось выше,социологическое понимание права может находиться в рамках позитивизма, непозитивизма или как симбиоз обоих подходов. Плюралистичность социологического правопонимания производна от специфики объекта и предмета изучения этой отрасли знания.

О социологии права как позитивисткой науке можно говорить в силу того, что общая социология изначально вышла из позитивизма, и в странах с доминирующим позитивистским правопониманием социология права неизбежно ограничивается изучением позитивно закрепленного права. Позитивисткое социологическое направлениерассматривает право каксовокупность обязательных для исполнения норм, определяющих социальные отношения, установленные группой лиц в данный момент времени. Социология К.Марка является ответвлением этатического позитивизма . В таком подходе квалифицирующими признаками права выступают общеобязательность норм, их установление экономически господствующим классом и нормативная изменчивость.

Намного более обоснованным представляется отнесение социологической теории к непозитивизму . Это вытекает из расширительного правопонимания и соответствия социологического подхода признакам непозитивизма, к которым традиционно относят:

Различие права и закона, причем закон рассматривается как форма, а право - как содержание,

Право верховенствует над государством, которое его «ищет» в общественной жизни и фиксирует в нормативных правовых актах,

Сущность права- система естественных, неотъемлимых прав человека, существующих независимо от воли государства и выражающих меру свободы индивида,

Закон является вместилищем естественного права.

В силу своей специфичности социологическая теория может рассматриваться как самостоятельная теория в рамках непозитивизма. Но с другой стороны верно также, что социологическая теория права охотно заимствует элементы из других теорий непозитивизма (например, из психологической), и даже из позитивизма.

Так, непозитивистская либертарная теория легко накладывается на специфическое социологическое понимание права. К ключевым признакам определения пределов правового поля либертарная теория относит свободу, справедливость и формальное равенство. Академик Нерсесянц определяет право как абстрактно равную и одинаково справедливую меру свободы. Всеобщий масштаб и равная мера права измеряют и оформляют свободу индивида. Право создает нормативную структуру свободы индивида в общественной жизни, определяет ее пределы, границы между свободой и несвободой на соответствующей стадии исторического развития, поскольку только праву присущ специфический принцип формального равенства. Форма здесь не является внешней оболочкой. Она содержательна и точно выражает суть регулируемых правом отношений-меру свободы индивидов по единому масштабу. Т.о. историческое развитие свободы и прав человека представляет собой прогресс равенства в качестве формально юридически свободных личностей.

Синтез позитивисткого и непозитивисткого подхода в рамках социологического понимания права прослеживается, например, в теориях социального интереса. Эта категория являлась определяющей в теориях этатического позитивиста Р.Иеринга (понимание права как защищенного государством интереса), позитивиста Н.Коркунова (понимание права как разграничения интересов) и у сторонницы либертарного юридического непозитивизма В.В.Лапаевой. Она рассматривала право как правообразующий интерес. С точки зрения правообразующего интереса право выступает юридической формой осуществления социальных интересов по принципу формального равенства. Социальные интересы реализуются в правовой форме только тогда, когда свобода в реализации интереса одного субъекта допускает равную меру свободы интереса другого субъекта. Т.е. нет привилегий для одного интереса за счет ущемления других интересов. Взаимосогласованный интерес В.Лапаева определяет как правообразующий. Он, являясь общим в разных, часто противоречащих друг другу интересах, может быть согласован в рамках требований общей равной для всех нормы. Поэтому правовой закон – это закон, основанный на правообразующем интересе.

Отличие данной социологической трактовки права от позитивисткого правопонимания заключается в том, что решение вопроса о выборе интереса, который будет защищен правом, зависит не от законодателя, а от самого интереса. Т.е. за самим интересом признается правообразующий характер, а законодатель объективно оценивает наличие в законе социальных интересов при равной мере свободы для реализации других интересов.

Теории пост-модернизма. В настоящее время общепринятым является понимание права, основанное на таких понятиях, как «репрезентативная теория истины», «нейтрализм», «всеобщность» и «законность». Содержание этих понятий соответствует традициям западной культурной парадигмы. Однако, как утверждают пост-модернисты, человечество переживает опыт распада этого культурного единогласия: мы живем в совершенно многомерном и неоднородном мире, который объединяет совершенно разные понимания человеческого существования. Процесс фрагментации и пост-модернистское понимание права опирается на такие понятия, как «творческое правосудие», «перспективная рациональность», «системная теория истины» и «судопроизводство, гарантирующее учет опыта разных государств». Согласно идеям пост-модернизма, общество испытывает насущную потребность в новых формах правового мышления. Так, традиционно право рассматривается как единственная система норм, регламентирующая социальное поведение людей на основе легалистского понимания права. Однако пост-модернизм такое понимание считает мифом. Право ирреально, но не потому, что не является полной и статичной системой. С точки зрения социологии и пост-модернизма, право- это только динамическая система, постоянно воспроизводимая и обновляемая. Легалисты как юридическое течение позитивизма такое обновление права связывают с механизмами и критериями правовой оценки, включенной в кодекс позитивного права. Пост-модернизм ирреальность права объясняет тем, что для правопонимания и управления им мы пользуемся такими понятиями, как «свобода», «ответственность», «научность», «справедливость», «истина/ложь» и т.д.

История права, согласно пост-модернистам, состоит из двух периодов:

- классическое правоведение (конец XVIII-XIXвв.)- это период всеобщего разума, когда вся деятельность по правотворчеству и правоприменению основывалось на вере, что такие нормы покоятся на непреложных принципах.

- прагматическое право (XXв.). Господствующей теорией в праве в этом столетии была инструментальная теория, понимающая закон как инструмент обеспечения социального порядка. Его легитимность основывается на способности служить общественным целям. Однако трудно определить, какими должны быть эти цели, и каковы стратегии их достижения. Самым очевидным примером является провал идеи государства всеобщего благоденствия. В условиях глобализации идет активная смена правовой парадигмы. Так, например, возникают критические исследования права, феминистская теория права, критическая расовая теория права, семиотическая теория права и др. Поистине начинает казаться, что теоретики и практики права заинтересованы в замене традиционных истин и нейтралистких концепций права его нематериалистическми, плюралистическими и контекстуальными объяснениями. К концу XXв. пришлось признать, что право само по себе- это только культурно обусловленная дискурсивная форма, и вместо культурной однородности и единообразия имеет место культурная разнородность и фрагментарность.

Поэтому в силу плюрализма представленных подходов к социологическому правопониманию необходимо переосмысление имеющихся теорий с учетом специфики предмета и объекта социологии права. В таком многообразии подходов закономерной является сложность выведения единого социологического понимания и понятия права , что объясняется:

Многофакторностью взаимодействия права и общества и сложносоставным характером любого фактора, сложностью вычленения правового фактора из числа иных факторов;

Отсутствием четкости в определении предмета социологии права;

Многоаспектностью и многоуровневостью права в понимании социологии. Имеется ввиду, что право рассматривается в масштабе от единичного правового явления до огромных социальных институтов и в различных «ипостасях».

2.2. Методика конкретно-социологических исследований.

Имея свои методологические задачи и особенности социальная концепция права в отношении методов исследования остается в поле общей социологии и активно использует ее методы. Необходимо отметить, что набор методов, используемых социологией, в частности социологией права, более разнообразен, чем используемый юридической наукой. Всеобщим методом социологии права является метод диалектики. Методика как совокупность методов исследования в свою очередь включает методы:

· общенаучные- это общелогические методы наблюдения, описания, индустрии, синтеза, сравнения, факторного анализа, индукция, дедукция, системного анализа;

· частно-научные- это методы определенных наук, позаимствованные социологией права для изучения права. К ним относятся статистический, психологический, педагогические, математические, юридические;

· специальные , в данном случае, конкретно-социологические:

Наблюдение-

Анализ документов-

Эксперимент-

Опрос - это метод сбора социально-правовой информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования.

Основное назначение опроса заключается в том, что опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей на всех этапах прикладного социологического исследования. Его значение не превзойдено в исследовании социально-правовых явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, или когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией.

Применении опроса однако ограничено, т.к. опрос выражает только субъективное мнение респондентов. Поэтому необходимо учитывать смещения, связанные с особенностями отражения социально-правовой практики в сознании респондентов.

Преимущества опроса перед другими методами заключается в том, что он быстрее и легче соотносится с целями исследования и дешевле в проведении.К основным нормативным требованиям в проведении опроса относят:

· четкое выделение исследовательских задач,

· адекватность вопроса и вопросника задачам исследования,

· доступность формулировок пониманию респондентов,

· соблюдение в ходе опроса принципов социально-психологического общения,

· учет особенностей и компетенции респондентов и интервьеров к результатам опроса,

· точность фиксации ответов,

· стандартизация условий проведения опросов,

· достаточное количество респондентов.

Структура анкеты включает в себя следующие блоки:

· вводную часть , дающую информацию о том, кем и когда проводится анкетирование, цель, способ заполнения и отсылки анкеты,

· целевые вопросы,

· т.н. «паспортичку» , содержащую данные о респонденте.

Выделяют следующие виды опросов :

· По критерию взаимодействия интервьюера с респондентом -

-заочный анкетный , где нет непосредственного контакта с респондентом, самостоятельно заполняющим анкету,

-очный анкетный , когда интервьюер инструктирует и раздает анкеты,

-интервью , где ответы фиксируются интервьюером.

· По критерию стандартизации процедур -

-полностью стандартизированный (с «закрытыми» вопросами, то есть одни и те же вопросы задаются всем респондентам),

-частично стандартизированный (с «полузакрытыми» вопросами, где есть обязательные вопросы и факультативные, которые формулируются по ходу опроса),

-свободное интервью , когда планируется только тема или направление беседы.

· По критерию типа задач -

-клиническое глубинное интервью , направленное на сбор поисковой информации,

-фокусированное , направленное на сбор данных по конкретной ситуации,

-стандартизированное для сбора статистической информации,

-социометрический , направленный на измерение внутригрупповых отношений, индексы конфликтности или сплоченности малой социальной группы.

· По критерию компетентности респондентов выделяют опрос:

-массового респондента, то есть респондент не специалист, но знает информацию и передает ее,

-массового в сотрудничестве, когда респонденту необходима помощь в осмыслении информации,

-симптоматического респондента , где от респондента требуется знание определенной информации, но не обязательно о задачах исследования,

-эксперт а, то есть респондентом является специалист в предметной сфере.

· По критерию направленности опроса:

На выявление мнения,

На выявление реальных факторов.

· По критерию кратности проведения опроса :

Многократные,

Однократные.

· По критерию выборки:

Выборочные.

Сплошные.

Здесь необходимо пояснить некоторые категории. Понятие генеральной выборочности обозначает все население или часть населения, которую изучает социолог. Выборка или выборочная совокупность обозначают множество людей, опрашиваемых социологом или модель генеральной совокупности, на основании которой по определенным признакам можно дать заключение о всей генеральной совокупности. Свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности называют репрезентативностью. Валидность исследования выражаетобоснованность и адекватность его результатов и выводов. Существует устойчивая пропорция: если величина генеральной совокупности составляет менее 5 тыс. человек, то достаточным объемом выборочной совокупности считается объем не менее 500 человек. При большей величине выборка составляет 10%, но не более 2-2,5 тыс. человек. Ошибка репрезентативности или ошибка выборки -это расхождение между выборочной и генеральной совокупностью. Норма ошибки выборки составляет до 5%. Норма ошибки выборки отражена следующей таблицей:

Ошибка происходит от неправильного знания генеральной совокупности. Выделяют случайный (как в статистике) и пропорциональный способы формирования выборки . В последнем случае выборка формируется пропорционально генеральной совокупности.

Наблюдение -это прямое целенаправленное восприятие свойств объекта, значимых с точки зрения целей исследования и их описание. Это редкая форма конкретно-социологического исследования. Выделяют следующие виды наблюдения :

· С регистрацией кодирования результатов по карточкам наблюдения , через фиксирование в дневнике наблюдения и в протоколе ;

· Включенное , когда социолог в среде изучаемых, и невключенное (для массовых процессов со стороны);

· Прямое , когда наблюдается сам объект и ли его действие и косвенное , когда наблюдается эффект от взаимодействия изучаемого объекта с другими объектами или результаты их действий;

· Открытое и инкогнито , когда никто из изучаемых не знает, что за ними наблюдают;

· Полевое , проводимое в естественных условиях существования объекта, и лабораторное , проводимое в искусственно созданных условиях.

Можно вычленить следующие этапы наблюдения:

· Выбор объекта наблюдения,

· Определение условий наблюдения,

· Составление планов наблюдения,

· Выбор способа кодирования информации,

· Непосредственное наблюдение,

· Анализ результатов,

· Подведение итогов и формулирование выводов.

Английский экономист Дж.Миль писал: «Наблюдение ставит задачей отыскать пригодный для наших целей случай, а эксперимент-его создать при помощи искусственного сочетания обстоятельств».

Эксперимент -это аналитический способ изучения объекта в искусственно созданных условиях, контролируемых и управляемых.

Выделяют виды эксперимента :

· По характеру-полевой эксперимент , когда воздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты находятся в привычной среде и не знают об эксперименте, и лабораторный .

· По степени контроля над экспериментальной ситуацией-контролируемые и неконтролируемые .

· По гибкости проведения эксперимента-активно направленные, когда исследователь сам выводит в действие экспериментальный фактор как гипотетическую причину предполагаемых следствий, и естественные эксперименты , когда импульс к изменению не вводится социологом, а возникает в результате естественного хода событий. Задачей исследователя является определить, в какой мере ожидаемое по его гипотезе следствие совпадет с реальным изменением объекта. Социолог не является пассивным наблюдателем, он предлагает активную творческую деятельность по выявлению следствий правового фактора и контролю за переменными.

· По содержанию экспериментального фактора различают эксперименты, где правовые нормы являются экспериментным фактором, и где правовые нормы не являются экспериментным фактором . Так, при законодательном эксперименте, относящемся к эксперименту первого типа, опытным путем на определенном объекте проверяется новый нормативный правовой акт. Это активно направленный, оперативный эксперимент. Во втором типе эксперимента изучают эффективность правовой пропаганды или правового воспитания, эффективность мер предупреждения преступности.

Эксперимент- это самый действенный метод социологического исследования. Его преимущества вытекают из:

· Активного воздействия исследователя на объект изучения,

· Возможности выявления причинного фактора,

· Неоднократного воспроизведения экспериментальной ситуации.

Между тем он- самый сложный метод исследования в праве. Сложность в проведении социологического эксперимента обусловлена такими причинами, как:

· Сложность вычленения действия правового фактора среди всех факторов. Эксперимент приемлем в сравнительно простых ситуациях, когда число таких факторов невелико. При их увеличении исследователь сталкивается с эмпирической неэкспериментальной ситуацией, где имеется сложная система множественных связей, каждая из которых не может быть изолирована и проконтролирована в эксперименте. Эту проблему предлагается решать путем мысленного экспериментирования, в частности, путем разработки причинной модели, например, когда в какого-то действия результате прогнозируется повысить доходы населения на столько-то процентов.

· Сам правовой фактор-это сложная система. Многие эксперименты по сути являются политико-правовыми, экономико-правовыми и т.д. иными словами, понятие собственно правового эксперимента-это идеализация. Это не означает, что чисто правовых экспериментов нет. Например, чисто правовыми будут эксперименты с принятием экспериментальных правовых норм, имеющих юридические цели (правоохранительные). К преимущественно правовым экспериментам относят эксперименты в процессуальном праве (о введении института суда присяжных).

· Множественность следствий или зависимых переменных. Как правило, социальные исследования не имеют дело с одним элементарным следствием, а с системой следствий, из которых эксперимент охватывает только фрагмент. Отсюда трудность проверки гипотезы, т.к. не гарантируется обоснованность гипотезы. Ведь данное следствие может быть результатом нескольких гипотез. Тогда надо проверять как можно большее число следствий и гипотез, но это очень затрудняет эксперимент.

· Проблема учета времени действия причинного фактора особенно остро встает при экспериментах на предмет эффективности вводимых норм. Р.Лукич справедливо отмечает, что эксперимент длится недолго, и поэтому причинная связь может быть не выявлена полностью. Возможны две ситуации:

- эксперимент не зафиксировал изменение в объекте. Часто в силу инерционности правовой системы надо время, чтобы вводимые нормы оказали положительное влияние. Возможно также несовпадение времени эксперимента и времени развертывания причинного фактора.

-эксперимент зафиксировал изменение в объекте. Но и здесь нет уверенности, что это не временное изменение, и что система не вернется в первоначальное состояние.

· Невозможность полного устранения действия неучтенных факторов,

· Сложность контроля за известными факторами, трудности в повторном воспроизведении экспериментальной ситуации.

Анализ документов . Документ - это специально созданный человеком предмет для хранения информации (аудио-видео, письменные носители информации). В праве это нормативный правовой акт или правореализационный, правоприменительный. По видам анализ документов бывает:

· Качественный анализ , направленный на выявление скрытой информации, например, толкование правовой нормы. Это традиционный субъективный метод.

· Контент-анализ , то есть количественный, формализованный анализ документа. Социолог ищет признаки, характеристики в документе, которые, с одной стороны, отражают содержание документа, а с другой стороны, делают это содержание измеримым (индекс цитирования). Например, статьи Уголовного Кодекса указывают градацию санкций (лишение свободы на определенный срок, конфискация имущества, запрет на занимание должностей) или в законопроекте отражаются социальные факторы, повлиявшие на создание этого законопроекта. Единицей анализа может быть цифра, слово, автор, казус, событие или факт. Это- качественный момент. Единицей счета является единица анализа, фиксирующая регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица. Единицей счета в контент-анализе может быть:

· Частота появления признака категории анализа,

· Объем внимания уделяемой категории анализа в документе (например, печатная площадь, абзацы или печатные знаки),

· Место в СМИ (радио, телевидение, пресса).

Здесь очень важен сравнительный метод, т.к. социологию права интересует конкретный социальный институт в конкретном обществе и в конкретное время.

Этапы социологического исследования социально-правовых явлений и их содержание отражает следующая таблица:

Подготовка и пробное исследование

1. разработка программы и организация плана

Разработка программы и организационного плана, определение:

Предмета и объекта исследования,

Рабочей гипотезы,

Методов исследования,

Исполнителей и сроков исполнения.

2. подготовка к сбору информации

Разработка документов программированного сбора информации,

Проект обработки документации для проведения исследования и регистрации результатов

Проведение исследования

3. сбор информации

Наблюдение,

Изучение документов,

Эксперимент

Обработка полученных результатов

4. обработка информации

Проверка, группировка,

Вычисление относительных величин,

Построение статистических рядов,

Составление таблиц.

5. оценка результатов

Интерпретация данных,

Формулирование выводов,

Оформление отчета об исследовании,

Разработка предложений.

6. реализация результатов исследования

Структура программы исследования должна включать следующие моменты:

Выделяют следующие виды социологического исследования:

· По задачам-пилотажные или разведывательные, описательные и аналитические . К пилотажным исследованиям относятся анкета, бланк, интервью, экспресс-опрос, к описательным-опросы больших социальных групп, к аналитическим-эксперимент.

· По частоте проведения-разовые и повторные , панельные , то есть повторяющиеся с интервалом времени, и лонгитюдные исследования, проводимые в течение ряда лет.

· По масштабу-международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные .

Обработка информации включает следующие стадии:

Выделяют следующие виды статистических группировок:

· По типам исследовательских задач-

-типологические , направленные на выявление однородных в качественном отношении типов явлений по существенным качественным признакам. Задачей является выявление типов социально-правовых явлений.

-вариационные или структурные , направленные на выявление количественных характеристик изучаемого явления, например, паспорт фактора,

-аналитические, нацеленные на установление взаимосвязи между явлениями, например, законодательный эксперимент.

· По обоснованию признака группировки (могут быть в виде гипотез)-

-органические, объясняющие основания для классификации, начиная с первого этапа наблюдения. Например, изучение правовых знаний населения по отраслям права предполагает группировку по отраслям права, по демографическому, профессиональному признаку.

-эклектические, где признак группировки на первом этапе не имеет объяснения, а обнаруживается эмпирическим путем, в результате перекрестного анализа. Они используются для изучения латентных свойств объекта.

· По числу признаков-простая группировка, выведенная по одному признаку, и сложная (по двум и более).

1. Предмет и структура социологии права

Социология права (юридическая социология) – отрасль общей социологии (наряду с такими ее отраслями, как социология культуры, социология политики, социология религии и т. д.).

В отечественной науке самым распространенным является определение социологии права, данное С.В. Боботовым, согласно которому социология права – это наука о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе.

Предметом социологии права является право как социальный институт общества, выполняющий функции государственного регулятора общественных отношений.

Социология права понимает право как сложную постоянно изменяющуюся систему, которая определяется повседневной действительностью и зависит от исторической ситуации, от типа общества, его географического положения, от уровня развития общественного и индивидуального сознания.

В реальности право и общественные отношения могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. Разным обществам присущи совершенно различные правовые реальности. Социология права пытается объяснить разницу между ними, изучая реальную жизнь юридических норм.

Итак, социология права рассматривает право в связи с жизнью, социальной практикой и изучает социальные закономерности функционирования, изменения и взаимодействия общества и права. В частности, социология права стремится понять социальные причины, порождающие правовые нормы, социальные последствия этих норм, механизмы воздействия права на социальные отношения и обратного влияния социальных отношений на формирование права и т. д.

Структуру социологии права составляют:

1) общая часть социологии права – знакомит с основными понятиями и категориями данной дисциплины (как то: предмет, структура, методы, функции и т. д.);

2) особенная часть социологии права – переводит фундаментальные понятия общей социологии права в различные отрасли права (различают социологию конституционного права, социологию гражданского права, социологию уголовного права).

Выделяют следующие уровни социологии права:

1) макросоциологический уровень (макросоциология права) – изучает развитие и функционирование права в масштабах того или иного общества в течение длительного времени;

2) микросоциологический уровень (микросоциология права) – на данном уровне происходит изучение как с внутренней, так и с внешней стороны взаимоотношений в области права людей, граждан, объединенных в социальные группы и классы.

В зависимости от объектов познания социологии права различают:

1) законодательную социологию;

2) социологию функционирования правоохранительных и судебных органов;

3) социологию правосознания и правового поведения;

4) социологию преступности;

5) юридическую конфликтологию.

2. Методы социологии права

Методы социологии права – это конкретные подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые социологией права для изучения социальных закономерностей функционирования, изменения и взаимодействия общества и права.

В социологии права наиболее часто используются следующие методы:

1) метод наблюдения . Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путем непосредственного восприятия. По степени вовлеченности исследователя в наблюдаемые им процессы различают:

а) невключенное наблюдение – исследователь не принимает участия в событиях;

б) включенное наблюдение, при осуществлении которого исследователь либо контактирует с участниками исследуемого процесса, либо входит на правах участника в исследуемую социальную группу (например, в криминальную группу, в религиозную секту), т. е. участвует в исследуемых событиях;

2) опрос – представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (личного) или опосредованного (с помощью анкеты) социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные с конкретной исследовательской целью вопросы. Разновидности опроса:

а) анкетирование – письменная форма опроса, в которой используется готовый вопросник (или анкета, т. е. размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий вопросы, адресованные респонденту);

б) интервью – это опрос в форме устной беседы исследователя с респондентом;

в) экспертный опрос – опрашиваемые лица являются специалистами в определенной области;

г) сплошной опрос – опрашиваемые лица принадлежат к какой-нибудь социальной группе;

д) выборочный опрос – это опрос, охватывающий отдельных представителей той или иной социальной группы в качестве респондентов;

3) анализ документов – это совокупность приемов, применяемых для извлечения из документальных источников (прессы, радио, телевидения, деловых документов) социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации (например, письменные документы, кино-, видео– и фотодокументы, картины, диски, магнитофонные записи и др.).

Предмет социологии права – нормативные правовые акты органов государства, договоры, заключенные между сторонами, и т. д.

Основные типы анализа документов:

а) традиционный (качественный) анализ – рассматривает и изучает составные части, материального объекта с позиции лица, проводящего данный анализ;

б) количественный (контент-анализ) анализ – выявление сходных по типу признаков, отражающих содержание документов;

4) эксперимент.

Социологический эксперимент – один из методов сбора информации, в котором участвуют социальные группы. В данных исследованиях рассматриваются реакции социальных групп в определенных ситуациях.

Структура эксперимента:

а) субъект исследования (экспериментатор);

б) объект эксперимента – социальная общность или группа с присущими ей субъективными характеристиками деятельности (т. е. зависимыми переменными, каковыми являются, например, стереотипы, политическая, правовая, религиозная, экономическая активность и т. п.), поставленная экспериментатором в искусственно созданные условия;

в) экспериментальный фактор (или независимая переменная) – не зависящие от системы и любого из ее элементов управляемые и контролируемые исследователем специальные факторы (условия), влияющие на субъективные характеристики деятельности исследуемого социального объекта (например, различные виды наказаний и поощрений за те или иные поступки, определенные стимулы и препятствия и т. д.);

г) экспериментальная ситуация – создается для исследования объекта.

В зависимости от типа создаваемой в ходе эксперимента ситуации различают следующие виды экспериментов:

– контролируемый эксперимент, при котором искусственно вводится экспериментальный фактор;

– естественный эксперимент – применяются ситуации, наиболее близкие к тем, в которых исследуемый объект обычно находится;

– полевой эксперимент, при котором влияние экспериментального фактора прослеживается в естественных условиях, существовавших и до начала эксперимента;

– лабораторный эксперимент – проводится в искусственных условиях, в которые помещается объект.

3. Функции социологии права

Социология права выполняет ряд определенных функций. Рассмотрим их подробнее.

Познавательная (теоретическая) функция социологии права заключается в осуществлении социологией права исследований правовой реальности в социальном контексте и накоплении знаний о ней.

При проведении таких исследований основная цель социологии права заключается в том, чтобы не только обнаружить и зафиксировать юридические явления, но и объяснить, почему и как они возникли. При этом социология права стремится выйти за рамки самого права и объяснить эти явления с социальной точки зрения.

В процессе изучения социологией права социальной и правовой реальности возникает система знаний, включающая в себя совокупность понятий, концепций, парадигм об изучаемом ею предмете.

Научная (критическая) функция социологии права состоит в критической оценке социологией права правовой науки. В процессе своих исследований социология права выявляет многочисленные проявления неэффективности существующего законодательства (например, выявляет законы, которые либо не применяются, либо применяются лишь частично), показывает те силы, которые оказывают влияние на законодателя (например, лоббизм и т. п.) и т. д.

Практическая функция социологии права отражается в практическом применении социологии права в сфере судопроизводства, законотворчества, нотариата.

4. Связь социологии права с другими общественными науками

Поскольку социология права является разновидностью общей социологии, она взаимосвязана со всеми ее отраслями.

В первую очередь следует отметить тесную связь социологии права с социологией религии, социологией политики, с экономической социологией. Социология права связана с этими науками общими предметами исследования.

Предметом исследования социологии права и социологии религии является религия. Но если социология религии изучает религию как социальный институт во взаимосвязи с другими социальными институтами общества, изучает проблемы религиозности, психологии верующих, то социология права рассматривает религию с точки зрения ее непосредственной близости к праву, проявляющейся в большом сходстве в их социальном функционировании. Религия, как и право, представляет собой нормативную систему (включающую, помимо духовных, и социальные требования), которая в историческом прошлом была важнейшим источником многих правовых норм, средством социального контроля и регуляции поведения.

Предметом исследования социологии права и социологии политики является политика. Социология политики исследует роль политики в обществе как социального института. Социология права же изучает политику с другой стороны, а именно в контексте ее взаимодействия с правом: в праве выражает себя политическая власть, которая устанавливает правовые нормы и постоянно контролирует их исполнение.

Предметом исследования социологии права и экономической социологии является экономика. Экономическая социология изучает взаимоотношения людей в экономической сфере жизни общества. Социология права сосредоточивается на взаимодействии экономики и права, поскольку право оказывает влияние на экономические отношения, на функционирование и защиту определенных форм собственности, производства, товарно-денежных связей, хозяйствования.

Социология права тесно связана также со следующими правовыми науками:

1) юридической этнологией, изучающей обычаи, традиции примитивных обществ (архаическое право);

2) юридической антропологией, которая изучает способность людей создавать нормы права;

3) юридической психологией, использующей психологическую базу в правовой сфере.

Эта взаимосвязь основана на близости перечисленных наук к праву. Но в отличие от социологии права юридическая этнология, юридическая антропология, юридическая психология изучают право с другой стороны.

Итак, социология права связана со многими общественными науками, и, взаимодействуя, все эти науки взаимно обогащают друг друга.

Описание работы

Социологический метод обобщает государственно-правовую практику, охватывающую правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов, практику и механизм реализации норм права. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями общественного развития. Путем проведения анкетирования или опроса так называемых респондентов, делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Введение ……………………………………………………………………………………..2-3
Глава 1. Социологический метод …………………………………………………………...4-5

2.1 Социология права как отрасль социологического значения …………………………….6
2.2 Предмет и структура социологии права …...…………………………………………...6-9
2.3 Социология права, правовые дисциплины, философия права …...………………...10-11
2.4 Социология права и другие общественные науки ………………...………………...11-14
2.4 Социологические подходы и исследования ……………...………………………….14-17
Глава 3. Характеристика социологических методов ……………………………………….18
3.1 Метод наблюдения …...………………………………………………………………..18-19
3.2 Анализ документов …...……………………………………………………………….19-22
3.3 Опрос …………...………………………………………………………………………22-24
3.4 Статистический метод …………...……………………………………………………24-25

3.6 Эксперимент …...………………………………………………………………………26-29
Заключение ………………………………………………………………………………...30-31
Список используемой литературы …………………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Введение ……………………………………………………………………………… ……..2-3

Глава 1. Социологический метод …………………………………………………………...4-5

Глава 2. Социология права …………………………………………………………………….6

2.1 Социология права как отрасль социологического значения …………………………….6

2.2 Предмет и структура социологии права …...…………………………………………...6-9

2.3 Социология права, правовые дисциплины, философия права …...………………...10-11

2.4 Социология права и другие общественные науки ………………...………………...11-14

2.4 Социологические подходы и исследования ……………...………………………….14-17

Глава 3. Характеристика социологических методов ……………………………………….18

3.1 Метод наблюдения …...……………………………………………………………….. 18-19

3.2 Анализ документов …...………………………………………………………………. 19-22

3.3 Опрос …………...…………………………………………………………… …………22-24

3.4 Статистический метод …………...……………………………………………………24- 25

3.5 Сравнительный метод …………………………………………………………………25-26

3.6 Эксперимент …...…………………………………………………………………… …26-29

Заключение ……………………………………………………………………………… ...30-31

Список используемой литературы …………………………………………………………..32

Введение

А что же в обще такое методология?

Методология - это система научных способов (приемов) исследования предмета явления. С ее помощью постигается сущность государственно-правовых явлений. Стало быть, без методологии невозможно понять природу права, государства, законности, правопорядка, юридической ответственности и других юридических явлений.

Одним из самых простых является расшифровка этого греческого слова: метод - способ, прием; логос - закон, главное условие, принцип. В данном случае- это способ получения нового знания. И получается, что главная задача методолога- показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемыми социальными процессами, человеческим взаимодействие. Значит, создавая исследовательские программы, моциолог-методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями.

Любая наука, учебная дисциплина имеют определенный метод, т.е. способ (или совокупность способов) познания изучаемых явлений.

Частно-научные методы теории государства и права - статистический, социологический, формально-логический, математический и сравнительный.

Статистический метод широко используется в исследовании государственно-правовых явлений. Его применение требует математической вооруженности и - в еще большей степени - понимания сущности теории государства и права, его общей методологии. С помощью статистического метода выявляются характерные, типичные черты государственно-правовых реалий. Статистическое исследование складывается из трех стадий: сбор статистического материала, его сведение к единству по определенному критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, и на заключительной стадии делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений. Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие к сокращению. На основе полученной статистической информации предпринимаются научные поиски причин, порождающих указанные тенденции.

Социологический метод обобщает государственно-правовую практику, охватывающую правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов, практику и механизм реализации норм права. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями общественного развития. Путем проведения анкетирования или опроса так называемых респондентов, делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Формально-логический метод используется при систематизации нормативно-правовых актов, классификации юридических норм, разграничении стадий законотворческой и правоприменительной деятельности органов государства и т. п. Он позволяет придать четкую формальную определенность качественно различным правовым явлениям, определить их место и роль в государственно-правовой надстройке.

Математический метод используется теорией государства и права в тех исследованиях государственно-правовых реалий, где необходимо применение вычислительной техники, ускоряющей обработку трудоемкого материала.

Сравнительный метод или, как его называют, метод сравнительного правоведения предполагает сопоставление государственно-правовых явлений различных стран с целью поиска наиболее оптимального варианта. Он основывается не на формальном их отождествлении, а с учетом конкретных условий, при которых функционируют государственно-правовые структуры.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что с помощью социологических методов можно получить нужную информацию.

Цель данной курсовой работы - показать значение социологических методов в праве.

Раскрыть сущность социологических методов;

Дать им общую характеристику.

Объект и предмет - социологические методы в праве.

Для решения поставленных задач, был использован следующий метод исследования - изучение литературных источников.

Глава 1. Социологический метод

Конкретно социологический метод может быть эффективно использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, а также своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны. Данный метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов общественной практики подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы, особенности и тенденции развития права и государства. Необходимо знать, как именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить результативное функционирование государственно-правовой системы в целом и в рамках системы каждого из составляющих ее элементов.

Целый ряд приемов, такие, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п., используются в рамках конкретно-социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, будь они благоприятными, положительными или отрицательными, препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.

Социологический метод. Он состоит в исследовании права на основе фактических данных. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие.

По справедливому утверждению известного французского социолога права Жана Карбонье 1 , «метод социологов индуктивен и фактологичен: этнографические описания, статистический анализ, анкеты, интервью и другие эмпирические исследования».

Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов.

Цифры, факты, документы -- это воздух социологии. Без них она существовать не может. Искажение статистики, «закрытые» цифры, безосновательно засекреченные документы сослужили недобрую службу отечественному правоведению в предшествующие десятилетия.

Рекомендации по развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они опираются на достоверные и полные факты повседневной правовой жизни.

Применение социологического метода в правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке --социологии права. Она также является составной частью теории права.

Глава 2. Социология права

Социология права - новое научное направление в отечественном обществоведении, которое рассматривает правовую систему в связи с жизнью, социальной практикой.

2.1. Социология права как отрасль социологического знания

Социологию права можно определить как отрасль общей социологии -- подобно экономической социологии, социологии образования, религии и т.д. Это частносоциологическая дисциплина, предмет изучения которой составляют правовые явления. Однако граница между правом и обычаем, между юридической и общей социологией всегда остается прозрачной.

Если социология права нуждается в выделении своей специфической предметной области по сравнению с общей социологией, то ее нужно разграничить и с догматическим правоведением (как называют его без всякой критики, проста чтобы подчеркнуть противопоставление социологии). Основное различие состоит в том, что социология права изучает право как вещь (точнее, правовые феномены как вещи). Следует напомнить, что правовед находится внутри системы позитивного права, тогда как социолог находится вне его и может наблюдать право, даже свое национальное, отстраненно, как вещь.

2.2. Предмет и структура социологии права

Социология права рассматривает право как социальное образование. Ее интересует всё, что возникает в правоотношениях и правосознании под воздействием общества, его структур и институтов. Она занимается исследованием процессов генерирования социумом правовых норм, ценностей и смыслов. Ее спецификой является понимание права как сложной динамической системы, развивающейся и функционирующей в социальном пространстве и историческом времени, зависящей как от типа общества, его географического положения, так и от уровня развития общественного и индивидуального сознания. Она исходит из того, что право берет свое начало в обществе. И поскольку право порождено обществом, то все правовые феномены являются социальными. Но не наоборот: не всякий социальный феномен является правовым.

Существует неюридическое «социальное», которое сводится к тому, что называют поведенческими явлениями. Оно связано с обычаями. Держаться, сидя за рулем автомобиля, правой стороны -- это правовое явление. Приклеивать почтовую марку в определенном углу конверта над адресом -- это поведенческое явление. Где же лежит линия раздела? В обоих случаях социальное принуждение влияет на человеческое поведение. Но в случае поведенческого явления оно размыто и выражается только в неодобрении или иронической усмешке наблюдателей. В случае правового явления -- это организованное принуждение, имеющее форму государственных санкций, которые применяются учреждением, имеющим монополию на насилие. Однако этот классический критерий оспаривается. По мнению некоторых авторов, правовое правило в отличие от поведенческого определяется содержащейся в нем возможностью быть реализованным по суду; не возможностью применить силу для его выполнения, а возможностью обратиться к судье, деятельность которого состоит в том, чтобы все подвергнуть сомнению, взвесить все «за» и «против» и после этого выносить решение. Истинным признаком юридического является юстициабельность, как считал Г. Канторович.

Социальные явления включают в себя юридические феномены -- право, закон, судебное и административное решения. Такого рода явления идентифицируются со сферой собственно правового. В узком понимании социология права может ограничиваться именно этой сферой, занимаясь правом как таковым -- общей теорией права и государства или теорией источников права. Социологическая рефлексия в данном случае замыкается на изучении функций закона, правосознания и правовой культуры, на анализе обыденных представлений о судьях, их социальной ангажированности, справедливости или несправедливости правосудия в глазах общественного мнения и т.д.

Возникновение уникальной международной резервной единицы СДР (Special Drawing Rights - SDR) тесно связано с развитием в мировой экономике процесса демонетизации золота - упразднения его официальной цены и устранения из валютной системы, международных расчетов и кредитных отношений. В 1960-х гг. в ряде...
(Деньги, кредит, банки)
  • Специальные права заимствования (SDR)
    В связи с неадекватным ростом добычи золота в начале 1960-х гг. возникла дискуссия, касающаяся необходимости увеличения международной ликвидности. На совещании МВФ в Рио-де-Жанейро в 1967 г. впервые была предложена схема использования специальных прав заимствования (СПЗ ). В 1969 г. члены...
    (Международные финансы)
  • Условия развития отношений социальной помощи в первобытно-общинный исторический период
    Важнейшим условием возникновения и развития отношений социальной помощи являлось формирование религиозного мировоззрения древнего человека. Анализируя особенности общественных отношений, характерных для первобытно-общинного строя, необходимо рассмотреть развитие их значимой составляющей – религии. Религиозные...
    (История социальной работы)
  • (Маркетинг)
  • Социологическая школа и функционализм
    Основные тезисы, которые выдвинула социологическая школа (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль): o в каждом обществе существует культура как комплекс коллективных представлений, которые обеспечивают устойчивость общества; o функция культуры состоит в том, чтобы солидаризировать общество, сближать людей;...
    (Культурология)
  • Основные этапы предыстории социологической мысли
    Приобретение социологией статуса самостоятельной отрасли научного знания в середине XIX в. не означает, что до этого времени общество не было объектом социологического познания. Знания об обществе, его функционировании и изменениях накапливались в философских и исторических трактатах, в сочинениях политиков...
    (История социологии)
  • Социологическое наследие Ф. Знанецкого и У. Томаса
    Из социологического наследия польско-американского социолога Флориана Знанецкого и американского социолога Уильяма Томаса наибольший научный интерес представляет их совместная работа "Польский крестьянин в Европе и Америке" (в 5 т., 1918-1921). Начало над исследованием этой темы было положено...
    (История социологии)
  • К числу первостепенных проблем, стоящих перед юридической наукой в условиях преобразования, следует отнести необходимость более глубокого анализа социальной обусловленности права, его норм институтов и тенденций развития, изучения механизма взаимодействия права с различными сторонами материальной и духовной культуры общества, исследования эффективности права как регулятора общественных отношений, практической деятельности право применяющих и правоохранительных органов.

    Социологические методы являются неотъемлемой составной частью методологии исследований большинства наук. Следует отметить, что социологический подход к актуальным проблемам правового регулирования общественных отношений, научная разработка вопросов социальной сущности права и его признаков характеризует основные этапы развития общей теории права. В юридической науке обоснованно отмечается, что именно общая теория права должна являться социологией права, представляя собой социолого-юридическую теорию, опирающуюся на результаты конкретно социологических исследований, занимающуюся анализом права в его генезисе и действии именно в целях научной оценки его эффективности, показа его социальной ценности и разработки на этой основе оптимальных научных прогнозов дальнейшего развития права в целом.

    По отношению к социологическим методам юридическая наука должна занять четкую и вполне определённую позицию; оптимальный отбор из всего комплекса социологических методов тех, которые наиболее адекватны задаче научного описания и исследования социальных аспектов правовой реальности; необходимость дать юридическую интерпретацию применяющимся социологическим методам на основе проведения конкретных исследований правовых проблем и определения их локальной эффективности применительно к конкретной проблематике социально-правовых явлений.

    Важнейшие документы последнего времени сформировали задачу перспективного стратегического подхода к конкретным проблемам социально-экономического развития общества его составных частей, подсистем и элементов. Это требует от юридической науки более глубокого и полного осмысления перспектив развития государства и права. Решение этих задач, как на уровне теории права, так и на уровне отраслевых юридических наук предполагает организацию специальных прогностических исследований, основанных на применении социологических методов. Они должны войти составной частью в систему юридического прогнозирования изменений в социально правовых отношениях, научного предвидения основных тенденций развития государства и права.

    Социально правовые исследования не могут рассматриваться в методологическом аспекте как некий аналог отраслевых социологических дисциплин социологии личности, труда, науки. Научный статус этих исследований отличается от статуса отраслевых социологических дисциплин, что вытекает из глубокой и органической связи социально-правовых исследований с теорией государства и права, в состав которой они входят в качестве важного существенного и необходимого элемента. Эта часть юридической науки, которая своими специфическими методами и средствами исследует и решает проблемы возникающие в государственно-правовой практике.

    Внимание ученых - юристов к проблеме юридической доктрины и её роли в правовой системе не принадлежало к числу стабильных. Периоды активизации её разработки сменялись периодами если не полного, то относительного застоя. Лишь в последние десятилетия исследовательский интерес к названной проблеме приобрел известное постоянство. Наряду со многими работами известных юристов немаловажную роль играет работа: « Юридическая наука и перспективное прогнозирование» .

    Сегодня практически нет области человеческой деятельности, которая в большей или меньшей степени не соприкасалась бы с правом. Экономические и политические отношения, научно технический прогресс, охрана и рациональное использование природных ресурсов, освоение космоса, Мирового океана, развития автоматизированных систем управления, новых видов связи и информации, медицины все эти многие другие области оказывают заметное воздействие на перспективы развития права. Вполне понятно, что наличия достаточно точных прогнозов в указанных областях является необходимым условием достоверности правового предвидения.

    Следует отметить, что правовые явления, их методы представляют собой весьма сложное и многоплановое образование. Юридическая доктрина не является чем-то принципиально отличным и обособленным от других наук. Она подчиняется общим закономерностям развития методологического познания.

    В самом общем плане юридическую доктрину можно определить как систему принципов и способов организации и построения теоретике -познавательной деятельности в области исследования государственно -правовой действительности, а также учения в этой системе. Уже это общее определение, свидетельствует о том, что структура юридической науки вообще, весьма сложно. В ней могут быть выделены, по крайней мере, два тесно взаимосвязанных основных аспекта:

    1. Определяемый предметом юридической науки и приспособленный к нему арсенал познавательных средств - совокупность теоретических принципов, специально-научных методов и способов познания государственно-правовых явлений; соответствующим образом сформулированные теоретические положения юридической науки, методика и техника познавательной деятельности;

    2. теоретико-познавательное учение не является какой-то обособленной, локализированной научной дисциплиной, оно внутренне имманентно всей юридической науке и составляет неотъемлемую часть её теории.

    Основную функцию исследования правовых явлений в системе юридических наук выполняет теория государства и права. Познавательный фундамент юридической науки составляет материалистическая диалектика. Именно она разрабатывает и вооружает юридическую науку, как и всякое научное знание, едиными всеобщими принципами познания - требованиями всесторонности государственно-правовых явлений, историзма, нацеленности на раскрытие их сущности, связи познания с практикой.

    Огромное значение для проникновения в глубины государственно -правовой действительности имеют также законы и категории - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, форма и содержание, сущность и явление, необходимость и случайность, общее, особенное и единичное, связь и отношение. Для юридической науки указанные принципы, законы и категории составляют то мировоззренческо-теоретическое и логико-познавательное основание, на которое она непосредственно опирается при изучении государственно- правовых явлений и которыми определяются исходные позиции научно правового освоения действительности.

    Сегодня мы во многом по иному относимся к необходимости усвоения всей суммы полезного и прогрессивного, что было создано мировым сообществом. Есть не только теоретическая, но и сугубо практическая потребность проведения сравнительно-правовых исследований, тщательного анализа опыта зарубежных стран в правовом регулировании при той глубине преобразований, которые происходят в нашей правовой системе.

    Мы актуализируем проблему проведения «юридического всеобуча», повышения общей и правовой культуры общения и полемики, необходимости обучения навыкам правильного и активного использования своих прав, защиты их правомерными средствами. Изменение в правовой системе и законодательстве; призванные усилить значение прав как стимулятора развития общественных отношений, не могут не основываться, на всем комплексе достижений науки. И одна из актуальных задач юридической науки на современном этапе - существенное расширение числа и масштабов применяемых методов исследования.