Право и социальные интересы. Право как защищенный госудасртвом интерес Форма правления государства

Интерес является необходимым компонентом правовой психологии человека, играющим первостепенную роль в принятии им юридически значимого решения. Поэтому и плодотворное проектирование норм права оказывается невозможным без учета социальных интересов и потребностей участников регулируемых общественных отношений.

Потребность - устойчивое влечение человека, социальной группы или общества в целом к вещам и явлениям, осознаваемое как необходимое условие собственного существования. Потребности могут быть материальными и духовными, например потребности в жилище, в пище, в образовании, дружбе, общественной деятельности и др. Они служат основой интересов, понимаемых как направленность деятельности человека, социальной группы и общества в целом на конкретные материальные или духовные блага.

Человек выделяет из массы предметов и явлений что-либо значимое для себя, для удовлетворения своих потребностей. Для правотворчества особое значение приобретают правовые (законные) интересы - социальные интересы, которые могут быть реализованы благодаря осуществлению юридически значимых действий, вступлению в конкретные правоотншения.

Населению Российской Федерации присущи шесть видов юридически значимых интересов:

интерес в сильном государстве, его органах, способных обеспечивать мирную бесконфликтную жизнь общества, его прогрессивное развитие, стабильность и правопорядок;

интерес в материальных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека: в работе, жилье, в развитой сфере обслуживания, в предметах первой необходимости;

интерес в благоприятной природной среде, природных ресурсах, надлежащем медицинском обслуживании и безопасности;

интерес в духовных благах и нормативно-социальных ценностях, обеспечивающих социализацию личности, ее способность принимать активное участие в жизни и делах общества и государства, получать общее и профессиональное образование;

интерес в социально-правовых и политических институтах, обеспечивающих реализацию способностей, профессиональных знаний, навыков граждан, их активное участие в политической жизни общества, в управлении делами государства;

интерес в материальных благах, обеспечивающих комфортные условия жизни, доступных наиболее обеспеченным слоям общества.

Выявление, учет и верное отражение юридически значимых интересов населения в законах и иных нормативно-правовых актах составляет альфу и омегу правотворческой деятельности как законодательных (представительных) органов государства, так и государственных органов исполнительной власти.

Во-первых, благодаря знанию состояния и уровня направленности интересов граждан и иных участников правоотношений представляется возможным определить последовательность подготовки законов и иных нормативных актов. Правотворческие органы, стремясь создать необходимые условия для реализации наиболее значимых, устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, планируют в первоочередном порядке подготовку проектов нормативно-правовых актов по предметам, связанным с удовлетворением таких интересов. Подготовка же нормативно-правовых актов, затрагивающих менее значимые интересы общества, переносится на более отдаленную перспективу.

Во-вторых, знание интересов участников правоотношений, подлежащих правовому регулированию, позволяет успешно составлять прогнозы эффективности проектируемых норм права. Как показывает многовековая история права, чем больше лиц, интересы которых совпадают с интересами, закрепляемыми проектируемыми нормами права, тем эффективней эти нормы будут действовать. Таким образом, знание устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, направленности этих интересов позволяет делать выводы о том, какая часть населения будет поддерживать и одобрять проектируемые нормы права, а какая к ним будет относиться нейтрально или негативно, и соответственно предсказывать степень эффективности этих норм.

В-третьих, признание того, что проектируемые нормы права не пользуются популярностью у населения, не в полной мере соответствуя его интересам, не означает невозможности принятия этих норм права. Законы, устанавливающие налоги и сборы с физических и юридических лиц, не пользуются и по известным причинам не могут пользоваться большой поддержкой населения. Однако налоговые нормы реально действуют во всех современных государствах благодаря детально разработанному соответствующему правовому механизму. Поэтому полное и всестороннее знание интересов населения позволяет уже на стадии проектирования норм права разработать надежный правовой механизм их реализации, способный обеспечить реальное действие указанных норм независимо от интересов и желаний субъектов правоотношений.

В документах, регламентирующих порядок подготовки и принятия нормативно-правовых актов, нередко содержатся предписания, ориентирующие правотворческие органы на выявление и учет юридически значимых интересов. Так, ст. 20 Закона Воронежской области «О нормативно-правовых актах Воронежской области» предписывает правотворческим органам учитывать предложения заинтересованных органов, депутатов областной Думы, научных учреждений, а также предложения, высказанные в печати или в письмах граждан и объединений.

Круг источников, из которых правотворческий орган может черпать информацию и тем самым выявлять интересы физических и юридических лиц, является достаточно обширным. В частности, он включает:

письма и обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

публикации в печати, выступления по радио, телевидению; решения и программные документы политических партий, общественных организаций, их обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

материалы судебной и иной правоприменительной практики; материалы обсуждений проектов законов и иных нормативноправовых актов;

коллективные споры трудовых коллективов с работодателями, органами управления организаций, учреждений и предприятий;

решения органов местного самоуправления, обращения в органы государственной власти, принимаемые населением в ходе митингов;

материалы социально-правовых исследований, обобщений судебной и иной юридической практики.

Совокупность юридически значимых социальных интересов, подлежащих изучению, в каждом конкретном случае определяется индивидуально и во многом зависит от предмета правового регулирования проектируемого нормативно-правового акта. Для подготовки плана законопроектных работ законодательному (представительному) органу государственной власти, например, достаточно выявить социальные и правовые интересы, реализация которых осложнена или вовсе невозможна из-за дефектов нормативно-правового регулирования - пробелов, противоречий, декларативных, нечетких предписаний. Эти дефекты неизбежно порождают конфликты между участниками конкретных правоотношений, и их разрешение переносится в сферу государства, его судебные и иные правоприменительные органы. И, соответственно, анализ конфликтов позволяет в достаточно полной степени выявить совокупность социальных интересов в целях дальнейшего совершенствования законов и иных нормативно-правовых актов.

Для проектирования действенного механизма правового регулирования, равно как и для составления прогноза эффективности проектируемых норм права, требуется проведение всестороннего анализа социальных интересов физических и юридических лип в соответствующей сфере правового регулирования. Поэтому круг источников, объективирующих социальные и правовые интересы, должен быть максимально широким.

Выявление социальных интересов осуществляется разными способами. Это может быть контент-анализ письменных документов, отражающих социальные интересы граждан, отдельных социальных слоев общества, или, например, социально-правовое исследование с применением анкетирования или интервьюирования, а также разные методы экспертных оценок.

Независимо от используемых методов в ходе исследования социальных и правовых интересов граждан и иных участников правоотношений должны быть получены ответы на следующие вопросы:

какие социальные и юридически значимые интересы граждане, иные участники правоотношений не могут удовлетворить из-за несовершенства действующих федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации;

насколько важны для граждан и иных участников правоотношений интересы, которые остаются неудовлетворенными из-за недостатков действующего законодательства;

каковы конкретные действия, предпринятые гражданами, иными участниками правоотношений для защиты своих юридически значимых интересов; насколько успешными были эти действия; если предпринятые действия не привели к ожидаемым результатам, то почему;

какие конкретные недостатки нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики препятствуют удовлетворению правовых интересов.

Полученные в ходе исследования результаты надлежит всегда оценивать критически. Следует отделять социальные и правовые интересы, которые соответствуют объективным социально-правовым процессам, правильно отражают состояние действующего законодательства и практики его применения, от интересов, которые являются следствием неверного отражения потребностей, конкретно-исторических условий существования общества и отдельных социальных групп.

Несоответствие социальных интересов объективной реальности представляет собой достаточно распространенное явление. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных причин, в том числе недооценкой гражданами собственных возможностей, расхождениями между осознанными интересами и реальными действиями, а также завышенными притязаниями, удовлетворение которых нереально на данном этапе общественного развития. Так, проводимые социологами исследования показывают, что социально-правовой психологии россиян присуща фрустрация, т.е. психологическое состояние, связанное с неверием в собственные юридические права, в возможность законным путем удовлетворить свои правовые интересы. Рост преступности, недостаточная защищенность граждан от неправомерных действий должностных лиц, отсутствие надлежащих материальных средств - все это создает значительные препятствия для эффективного действия законов, иных нормативно-правовых актов, усиливает негативные эмоции и настроения среди значительной части россиян.

Довольно распространенной чертой правовой психологии населения является расхождение между правовыми интересами и пониманием способов их удовлетворения. Так, большинство россиян правомерно ратует за укрепление законности и стабильный правопорядок, в то же время 56% опрошенных считают возможным нарушать законы, а 36% - применять насилие. Идеи рынка поддерживают 80%, но 60% опрошенных в представителях обеспеченных слоев общества, наиболее активно реализующих эти идеи, видят только отрицательные черты и именно их винят в развале экономики. Завышенные социальные потребности, присущие примерно 10% россиян, не отражают действительных интересов большей части населения, оказавшейся за чертой бедности.

Таким образом, одним из важнейших направлений социологического обеспечения законотворчества и правотворчества является обстоятельный сбор и изучение социальных и правовых интересов граждан и иных субъектов правоотношений, подлежащих нормативно-правовому регулированию. При этом надлежит решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить сбор полной и достоверной информации о социальных и правовых интересах и суметь отличить объективные интересы от субъективных, иллюзорных.

При изучении роли категории интереса в системе правового регулирования необходимо также сопоставить такие близкие понятия, как законный интерес и субъективное право. В процессе развития общества были выработаны различные юридические средства обеспечения потребностей и запросов личности, среди которых особое место занимают субъективные права и законные интересы. категория интерес правовое регулирование

Одними из первых ученых-юристов, кто начал изучать субъективные права, были Фридрих Карл фон Савиньи, сформулировавший теорию воли, и Рудольф фон Иеринг, выступивший с теорией интереса. Учитывая обе данные теории, сегодня под субъективным правом обычно понимают создаваемую и гарантируемую государством через нормы объективного права юридическую возможность, позволяющую субъекту действовать в целях удовлетворения своих интересов и потребностей, не противоречащих общественным. Субъективное право всегда референтно: ему всегда противостоит обязанность, вместе с которой они образуют правоотношение.

Законный интерес, как и субъективное право, является юридической дозволенностью, то есть правовым средством, а с другой стороны, он также является и особым социальным явлением. В научной литературе выделяют группы причин, обусловливающих существование законного интереса: качественные, количественные и экономические, которые, несомненно, тесно связаны между собой. Однако представляется, что именно количественные причины лучше всего помогают объяснить сущность самой категории. В частности, существует множество сфер общественной жизни, которые невозможно урегулировать путем облечения фактического отношения в правовое. В таком случае законный интерес дает возможность использовать в качестве способа регулирования простое дозволение. Также законные интересы помогают решать такую проблему, как пробельность права. При принятии нормативных актов во всем многообразии отношений невозможно учесть все новые появляющиеся социальные возможности и интересы, дабы возвести их в ранг субъективных прав, то есть опосредовать законодательно.

Таким образом, законный интерес может выступать и как самостоятельный предмет защиты, и как особое правовое средство, способствуя тем самым расширению возможности реализации и защиты интересов отдельных лиц.

Право, по мнению Рудольфа фон Иеринга, есть проявление силы и возникает не в результате мирного развития национального духа, как это пыталась представить историческая школа права, а в результате напряжённой борьбы индивидов за обеспечение собственного существования. Иеринг движущим мотивом человеческой жизнедеятельности признавал эгоистический интерес, обеспечению и защите которого и должно служить право. По Иерингу возникновение и развитие права обусловлено борьбой людей за свои интересы, их потребностью в защите собственных интересов. Правда, Иеринг ограничился общими рассуждениями и не сказал, интересами какого класса обусловлено развитие права.

Касаясь социального назначения и функций права, Иеринг исходит из признания того, что важнейшим двигателем человеческих поступков является эгоизм, который необходимо поставить на службу обществу. Добиться этого можно двумя способами: вознаграждением и принуждением. Для осуществления принуждения и существует право. Право, по мнению Иеринга, позволяет гарантировать расчётливому эгоизму практический успех и одновременно обеспечить интересы общества.

Интерес - это то, что влияет на формирование права, но не входит в его содержание. Интерес и право, хотя и можно объединить одним родовым понятием в качестве социальной реальности, но как её виды не могут быть отождествлены ни в какой мере, так как интерес - явление объективное, возникающее и существующее независимо от воли и сознания людей, право же - явление идеологического порядка, возникающее в результате сознательной человеческой деятельности. К числу же функций права может быть отнесена защита интереса. Кроме того, право служит средством достижения и обеспечения пользования различными благами.

Иеринг полагал, что в обществе развивающегося капитализма можно обеспечить посредством права интересы всех индивидов. Ошибка здесь двоякого рода: во-первых; не может быть и речи о единстве интересов всех людей в условиях господства частной собственности; во-вторых, Иеринг, признавая конкуренцию и борьбу интересов в современном ему обществе и считая возможным посредством права поставить границы эгоизму и направить его на пользу обществу, тем самым абсолютизировал роль права в воздействии на экономическое развитие. Экономика, а не право, является главным фактором, определяющим развитие общества.

Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало её интересам и устремлениям. Оно было несостоятельной попыткой доказать, что в буржуазном обществе посредством таких социальных инструментов, как государство и право, можно обеспечить и согласовать интересы всех индивидов. В этом состоит апологетическая функция учения Иеринга, пытавшегося теоретически обосновать надклассовый характер буржуазного государства и права, якобы функционирующих в интересах всех слоёв современного ему германского общества.

ВВЕДЕНИЕ
Данная работа имеет своей главной задачей рассмотреть проблему роли интереса субъектов в правовом регулировании.
Актуальность и сложность данной проблемы обуславливается:
Во-первых, противоречием между правовой формой регулирующей общественные отношения и фактически складывающимися общественными отношениями, их природой.
Во-вторых, тем, что правовая форма представляет собой инструмент, с помощью которого государство защищает и охраняет интересы граждан, как в отдельности, так и в виде всего общества. И именно здесь возникает вопрос о выборе способа гарантии, охраны тех или иных интересов.
В-третьих, исторической ролью интереса в праве, а именно с точки зрения правогенеза. Уже на ранних этапах развития человечества между людьми появляются общественные отношения. Общественные отношения представляют собой столкновения различных вариантов действий людей. В этом смысле субъектом общественных отношений может быть только лицо, которое обладает сознанием и разумом, которые, в свою очередь, предполагают возможность давать оценку своему поведению, поведению других лиц, и реализовывать на основе этой оценке свой интерес. Известные всем нам интеллектуальный и волевой аспекты. И уже здесь мы сталкиваемся с тем, что человек действует на основе своего интереса. И в этом смысле интересы разных субъектов находятся в диалектическом противоречии друг с другом, что создает сложности в правовом регулировании, и необходимости выбора в ту или иную пользу.
Все это порождает множество проблем на практике, в случае, когда более слабая сторона нуждается в защите, а правовая форма таковой не предусматривает, в случае, если тот или иной интерес гарантирован недостаточно, в случае если правовая форма экономически противоречит интересам обеих сторон.

ПОНЯТИЕ ИНТЕРЕСА
Понятие интереса по-разному трактовалось различными специалистами, как в области общей теории права и социологии, так и в различных отраслях.
В основе различного понимания интереса лежит отношение субъекта к интересу. К середин 60-х годов четко выявились три точки зрения по поводу интереса.
1) Интерес является категорией субъективной и определяется субъективными представлениями о благе. Р.Е. Гукасян указывает на то, что интерес представляет собой осознанную потребность.
Критикуя данную позицию Г.М. Гак, а затем и Д.М. Чечот указывают на то, что такое понимание интереса означает отражение в психике психического.
2) Другая точка зрения подразумевает под интересом - объективно существующую ориентацию на создание и усвоение предмета потребности и представляет собой интерес или как ее определил Д.М. Чечот объективная нуждаемость субъекта в экономическом, политическом или культурном благе. Данный подход преобладает в юридической науке в последнее время.
Однако очевидно существуют действия, выражающие такой интерес, который в меньшей степени соответствует объективным характеристикам, потребностям. Например, профессор философского факультета МГСУ О. А. Митрошенников указывает на то, что интерес представляет собой субъективное выражение потребностей их осознания. В психологии же интерес являет собой проявление познавательной потребности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности. С.Л. Рубинштейн полагал, что интерес есть сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов, вызывающую стремление ближе ознакомиться с предметом.8 Иногда интерес определяют как эмоциональные потребности. Таким образом, приоритет объективной характеристики в юридической литературе не является однозначным выводом.
3) Последний вариант это признание интереса как субъективно-объективной характеристики, так например А.Г. Здравомыслов, не отрицая объективные свойства интереса, указывает, что субъективность выражается в том, что каждый поступок определяется тем или иным интересом субъекта. Грибанов В.П. указывает, что интерес должен «неизбежно протий через сознание людей».
На мой взгляд, начальная идея данного подхода является верной, однако последующие выводы нуждаются в уточнении, а именно, интерес в моем понимании, представляет собой осознанную потребность в достижении цели. С одной стороны субъективность интереса выражается в том, что он всегда предопределяется потребностью, как психо-физиологической активностью, как личностной характеристикой. Однако это относится лишь к физическим лицам, как субъектам, что же касается юридических лиц, общества, государства, здесь вопрос более сложный и осознание идет несколько другими путями. С другой стороны, на потребности оказывает влияние экономическое, социальное, политическое и культурное положение субъекта, и в этом смысле интерес объективен, он существует вне взаимосвязи с осознанием. Изначально существует объективный интерес, а потом может стать субъективным.
Необходимо констатировать важный аспект, а именно, то, что, несмотря на достаточно распространённый анализ интереса через благо. Я не оспариваю тот факт, что благо есть все то, что способно удовлетворить потребности. Но мне кажется, не совсем корректно употреблять термин благо применительно, например, к причинению смерти человеку. И мне кажется, что более правильным с точки зрения терминологии употреблять понятие цели, которая может совершенно любой. Цель представляет собой проекцию будущих событий. И в этом смысле потребность заключается в достижении цели, независимо благая она с точки зрения морали или нет. Помимо этого цель представляет категорию более широкую, на мой взгляд, чем благо оно предполагает идеальный вариант развития событий, в том числе приобретение не только конкретного блага, а приобретение комплекса благ, и сопутствующих им положительных условий обстановки, которые являлись частью цели, но не удовлетворяют конкретные потребности, и поэтому охватываются лишь целью.
Интересы могут быть индивидуальными, общественными и государственными. Данные различия предопределяются целями, которыми руководствуются субъекты.
Общественные интересы отличаются от индивидуальных тем, что цель в данном случае едина у всех субъектов данного общества. Общественная цель приобретает новые признаки, по сравнению с целями, которые преследовали отдельные субъекты, и в этом смысле общественные цели могут входить в противоречие с целями, которые преследуют отдельные субъекты. Однако при этом государство имеет свою субъективную трактовку, как интересов общества, так и интересов личности. Интересы общества нуждаются в такой трактовке, ибо зачастую обществу достаточно трудно самостоятельно осознать свой интерес. А интерес государства заключается в том, чтобы найти баланс между интересами личности и общества, речь в данном случае идет о собственной трактовке государством этих интересов и поиску этой грани.
Вопрос, наверное, в данном случае возникает о том, о каком осознании может идти речь, и о каком субъективном аспекте может идти речь? На мой взгляд, в данном случае термин «осознание» должен употребляться условно, а именно лишь как способность оценки своих потребностей, и не предполагается, и в данном случае речь не о психическом, но в любом случае о субъективном восприятии потребностей, и выражении интереса в действиях во вне.
Интерес, как свойство субъекта, в том числе, предопределяет, вступление в какие-либо общественные отношения и соответственно характер, и признаки общественных отношений.
Однако не нужно отождествлять интерес и субъект, ибо интерес это лишь свойство субъекта. Однако он может выражаться вовне лишь в волевых актах субъекта его действиях. И именно поэтому общественные отношения представляют собой сталкивающиеся действия, а не как пишет Н.М. Коркунов, сталкивающиеся интересы, интерес лишь побуждает к действию, интерес является двигателем деятельности субъектов, а столкновению происходит уже не в сознании, а во вне.
Общественные отношения, которые характеризуются каким-то определенным общим интересом, не в том смысле, что у всех интерес един, а в смысле, что он одинаковый по своей природе, и эти отношения как следствие имеют общие признаки. Так например, отношения в имущественной сфере характеризуются интересом в приобретении или отчуждении того или иного блага.
Таким образом, существуют некие общественные отношения, и у этих общественных отношений есть определенные признаки, их существенные черты, качества, как явления социального и экономического порядка в том числе.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРЕСА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ФОРМЫ
Когда мы говорим об общественных отношениях, мы имеем дело с содержанием, как тем самым элементом правоотношения, которое предопределяет его форму - правовое регулирование, норму права.
Форму общественных отношений предопределяют признаки этих общественных отношений. Данные признаки выделяются на основании общности интереса, он включает в себя, как личностный, субъективный аспект особого интереса, так и аспект объективный в виде социально-экономического статуса субъекта. Совокупность данных признаков предопределяющих правовую форму называется правовая природа.
Мы говорим, что правовая природа предопределяет правовую форму. Однако есть нечто, что определяет эту правовую форму. Прошу почувствовать различие в лексическом значении. Определение правовой формы может отличаться от предопределения в том смысле, что определяет правовую форму, допустим законодатель, государство в виде нормативного акта. А предопределяет правовая природа.
Кто или что именно определяет правовую форму. И здесь я, с очевидностью даю ответ, что определяет правовую форму государство или лицо обладающее властью, если выражаться более точно. Такой, на мой взгляд, однозначный ответ основывается на необходимости защиты своего интереса, как предпосылка первоначальная, возможность защиты этого интереса только тем, кто обладает властью, как вторая предпосылка. Вывод наличие необходимости властного субъекта для придания правовой формы, т.к. только властный субъект способен придать данной правовой форме охранительную функцию, без которой право погибает, ибо она такая же составляющая, как и функция регулятивная.
Очерчивая, придавая границы, общественным отношениям правовая форма должна ориентироваться на признаки этих отношений, на реально существующие взаимодействие. Взаимодействие есть конкретное столкновение двух деятельных актов субъектов. Соответственно правовая форма должна быть такой, чтобы была адекватная возможность реализовать свой интерес в каком-либо варианте деятельности. В этом смысле прав Р. Иеринг в "Борьбе за право", указывающий на необходимость, наиболее точного отражения интересов в праве. Объективные предпосылки права, складываются в качестве свойств в самих общественных отношениях. Но они трансформируется в право лишь благодаря деятельности государства.
И так правовая форма образуется под влиянием следующих предпосылок: правовая природа, культурный слой, идеологические политические особенности и особенности государственного управления.
Необходимо ответить на вопрос, каким образом правовая природа предопределяет правовую форму. Столкновение различных деятельных актов, действий на протяжении какого-то периода времени приобретают характер нормы, нормы социальной, нормы в том смысле, как действуют обычно. С одной стороны мы говорим о социальной норме как норме противоположной правовой, т.е. не имеющей тех характеристик, которые имеет правовая норма, но с другой стороны правовая норма всегда разновидность нормы социальной. Социальная норма представляет собой правило поведения, не обеспеченное властной правовой защитой, но возможно обеспеченная защитой социальной и психологической. Это означает, что лицо,зная сложившуюся норму деятельности не отклоняется от нее по двум причинам: потому что он сам привык так делать, он внутренне считает это нормальным - психологическая причина, и причина социальная - в этом смысле это социальное общественное одобрение за соблюдение нормы и порицание за ее нарушение. Важно учесть то, что норма, имея под собой психологический и социальный аспекты. И в этом смысле нормой может стать только то, что одновременно поддерживается каждым - психологический аспект и обществом - социальный. Такой процесс образования социальных норм на основе интереса субъектов, можно назвать предправотворческим процессом.18
На основании этого можно сказать, что правовая форма должна устанавливать границы, ориентируясь на норму социальную, норму уже существующую в обществе. Однако выявление той или иной социальной нормы и выяснение отношения к ней каждого человека конкретно и всего общества зачастую очень сложно, да и, почти невозможно. Как следствие, нам и приходится говорить о правовой природе, об общих признаках характеризующих общественные отношения в определенной сфере. Правовая природа объединяет в себе общие признаки всех отношений, которые регулируются этими социальными нормами. Соответственно, когда придается правовая форма тем или иным общественным отношениям, необходимо выявить общие характеристики данных отношений.
В зависимости от интереса субъектов выделяются группы общественных отношений, которые впоследствии преобразуются в отрасли права. Однако очевидно, что внутри групп имеют место институты. И каждый из них имеет свои особенности, свои дополнительный признаки, отличающие их от остальных, и в этом смысле имеют свою правовую природу и нуждаются в правовом регулировании с учетом особенностей интереса и субъекта в данном конкретном случае.

ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОЙ ФОРМЫ НА ИНТЕРЕС
Интерес и правовая форма представляют собой явления взаимосвязанные, взаимообуславливающие. Что это означает? А это означает то, что как правовая форма влияет на интерес, так и интерес влияет на правовую форму.
Общественные отношения - столкновение поведения, деятельности людей. Соответственно возможны множество развития общественные отношений в зависимость от конкретных действий людей, субъектов общественных отношений. И если мы предполагаем бесконечной число вариантов поведения, то право ограничивает эти варианты, суживая возможности поведения до более или менее минимума. В этом смысле мы сталкиваемся с понятиями императивного и диспозитивного правового регулирования, с методом правового регулирования. Императивный метод ограничивает варианты возможного поведения до одного, диспозитивный же позволяет субъектам общественных отношений выбирать варианты поведения, в некоторых рамках.
Но можно посмотреть на правовую форму и с другой стороны, со стороны того, что облечение тех или иных общественных отношений в правовую форму является санкцией государства или признанием государством таких общественных отношений.
Оценивая, что такое право мы уже и выявили его функции, две главные функции - охранительную и регулятивную. Регулятивную в виде установления границ для общественных отношений и охранительную в виде возможности защиты интересов.
Право регулирует существующие общественные отношения, и одновременно охраняют существующие общественные отношения, в этом смысле проявляется двойственность права, как две стороны одно целого, охраны и регулирования. И в этом смысле общественные отношения, урегулированные и охраняемые правом, становятся правоотношениями.
Что же происходит с интересом, когда, как мы говорим общественные отношения становятся урегулированными правом. Интерес - изначально это осознанная потребность в достижении определенной цели. В этот момент, когда общественные отношения урегулируются правом, интерес становится интересом законным (в широком смысле), т.е. получает защиту и одновременно регулирование с точки зрения закона. Законный интерес (в широком смысле) предполагает облечение его в субъективное право и его обеспечение в виде коррелирующей обязанности другой стороны. В этом смысле, как верно подмечает Н. М. Коркунов юридическая форма, во-первых, устанавливает пределы, в которых данный интерес может быть осуществлен - это право, во вторых устанавливает в отношении другого сталкивающегося с ним интереса соответственные ограничения это обязанность. Отношение, которое складывается из права и обязанность и есть юридическое отношение, правоотношение.
И здесь я хочу еще раз подчеркнуть ту мысль, которую уже озвучивал, а именно обязательная принадлежность интереса субъекту. В этом смысле Н. М. Коркунов приводит верный тезис о том, что "право и обязанность составляют принадлежность субъекта. Без субъекта они существовать не могут: и право и обязанность должны быть непременно чьи-нибудь". Однако право представляет собой охраняемый законом интерес, а значит и он тоже не может быть без субъектным.
Вот мы говорили о том, когда правовая форма предопределяет тот объем возможных действий и соответственно как результат возможных вариантов столкновений, таким образом, правовая форма предопределяет возможные варианты реализации интереса. Как следствие мы видим влияние правовой формы на интерес.

ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС
Правовая форма, но будем говорить более конкретно закон, как регулятор общественных отношений, имеет своей первостепенной функцией создать границы для общественных отношений, в первую очередь это выражается в максиме "все, что не запрещено, разрешено". Однако правовую защиту в виде субъективный прав получает, только ограниченное число интересов, т.е. те, о которых прямо в норме предполагают наличие юридически обеспеченной обязанности, являющейся гарантией субъективного права и удовлетворения потребности лежащей в основе интереса.
Однако общественных отношений бесконечное множество, и соответственно возможно наличие такого интереса, которое не противоречит законы, но и не опосредуется субъективным правом, данная категория получила название законный интерес. Как правильно отмечают в литературе, закон не может дать охрану всем интересам в виде субъективного права. С этой точки зрения законный интерес выполняет и некую восполняющую функцию, т.е. если интерес не защищен субъективным правом, но и не противоречит закону, то он защищается как законный интерес. Законный интерес в этом смысле не отражается непосредственно, он имеет в своей основе общие принципы права.21
На основании вышеизложенных тезисов, можно провести дифференциацию интересов. Во-первых, все интересы делятся на: правомерные и неправомерные. Неправомерный интерес-интерес - прямо запрещенный существующим правом. Правомерный интерес - очевидно противоположность неправомерному. Правомерный интерес в свою очередь

На основании вышеизложенных тезисов, можно провести дифференциацию интересов. Во-первых, все интересы делятся на правомерные и неправомерные. Неправомерный интерес-интерес - прямо запрещенный существующим правом. Правомерный интерес - очевидно противоположность неправомерному. Правомерный интерес в свою очередь делится на интерес, опосредуемый субъективным правом, и иной интерес, как мы сказали, законный.
Законный интерес - представляет собой такую разновидность интереса, которая не противоречит закону, но имеет меньшие гарантии по сравнению с интересом выразившимся в субъективном праве. Это гарантия выражается в возможности защиты данного интереса. Отличие законного интереса от субъективного права заключается в том, что праву как элементу правоотношения всегда противостоит субъективная обязанность, и в этом смысле, есть субъект, обязанный дать удовлетворение интересу. Законный интерес это такая потребность, которая уважается законом, но у нее нет противостоящего обязанного лица, никто не обязан дать удовлетворение этому интересу, по крайней мере, ни у кого нет субъективной обязанности
Однако, как правильно указывает, Нохрина М.Л. до нарушения существует определенный интерес, который охраняется правом лишь превентивно, на случай этого нарушения, однако если интерес нарушен, то субъекту предоставляется охранительное право, возможность его защиты.22 И здесь возникает вопрос о том, что если имеет место охранительное право, то должен быть и субъект обязанный удовлетворить это охранительное право, и таким субъектом является суд, или иной орган, управомоченный на это.

ЗАКОННЫЙ ИНТЕРЕС В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Категория законного интереса в настоящее время получила широкое распространение в законодательстве, однако законодатель достаточно не последователен в употреблении данной категории. Именно, это зачастую может вызвать проблему у правоприменителя о том, как толковать интерес в конкретном случае, не является ли признание интерес объектом законной охраны расширением дискреции суда, и насколько в принципе такое расширение правомерно?
Первая проблема заключается в том, что законодатель не последовательно применяет термин законный интерес, и в разном контексте.
Допустим, в одном случае законодатель указывает на возможность защиты законного интереса (ст.2, ст.3 ГПК, п.1 ст. 2 АПК, ст.6 УПК), то в другом случае, а именно законодатель говорит о защите законных экономических интересов (ст.1.2 КоАП). Однако это не означает, что законодатель исключил законные интересы в части не экономических, потому что защита законного интереса основана не на конкретном указании закона, а на общедозволительном принципе правового регулирования. Но неточности законодательной техники имеют место.
Есть ситуации и иного рода, так допустим, с одной стороны УПК имеет своей целью защиту законных интересов (ст.6), с другой стороны УК выделяет отдельные преступления, посягающие на законные интересы – ст.136(УК), ст.142(УК), и даже выделяет отдельную главу 23 в виде преступления против интересов службы.29 Однако законодатель в главе 33 УК говорит о преступлениях против военной службы, и не употребляет термин интерес. Но самая главная проблема видится в том, что каждое преступление в УК является преступление против каких-либо интересов.30 И вопрос заключается в том, насколько необходимо в каждом конкретном случае говорить об интересах.
А вот допустим, ст.142 УК разграничивает понятия законных интересов в отношении граждан и организаций и охраняемых законом интересов в отношении общества или государства.31 Ст.566, 663 ГК также говорит об охраняемых законом интересах. 32 Важно понимать, что законный интерес, есть интерес, которому предоставлена государством охрана, и тогда очевидно различий нет. Однако это вопрос для размышлений, ибо в доктрине есть различные позиции, по этому вопросу и буквальное толкование до сих пор дает почву для размышлений. Например, есть позиция, согласно которой законный интерес, это интерес соответствующий праву, но не охраняемый, в отличие от интереса охраняемого. Такая позиция, на мой взгляд, может привести к очень пагубным последствиям. Так, например, ст.56 СК говорит о законных интересах ребенка. И мне кажется это абсурдно, если в случаях, когда речь идет о ст.663, где говорится об аренде необходимо охранять интересы предпринимателя, а интересы ребенка нет, такая позиция противоречит и Конституции РФ, где статья 38 признает детство объектом охраны. Кроме того, ст.142 УК, если различать, данные термины, устанавливает защиту в отношении лишь интересов общества и государства, но тогда, какой смысл было упоминать законные интересы в ст.142 УК РФ в отношении граждан, ибо норма охранительная и её цель-защита.
Данная проблема видится мне не только в законодательстве, но и в судебной практике, так например, в Определении от 20.01.2012 № 5-В11-124, ВС РФ говорит о законных интересов в отношении граждан категорию законных интересов, а в отношении публичных субъектов категорию охраняемых законом.
Если мы коснемся гражданского законодательства, в обязательственной части, договорного регулирования, то очевидным станет ответ, что многие статьи ГК, так например 743, 895, глава 50, отражают принцип добросовестности и заботу об интересе контрагента, так например институт ответственного хранения в поставке, является частным случаем принципа добросовестности. И это приводит нас к несомненному выводу, что независимо от того есть ли указание на законный интерес в конкретной статье, контрагент в силу принципа добросовестности должен стараться его защитить.
Категория законного интереса зачастую применяется и судебной практикой, признавая тем самым законный интерес в качестве объекта защиты, в некотором смысле наравне с субъективным правом. Так, например, ФАС ЗСО в постановлении от 28.01.2003 по делу № Ф04/384-1/А45-2003 признал законный интерес военнослужащих в случае отсутствия регулирования порядка обязательного медицинского страхования военнослужащих в ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ».
Суды защищают законный интерес членов семьи гражданина, признанного недееспособным, вследствие злоупотребления наркотическими средствами, а именно интерес в том, чтобы деньги не уходили из семьи на антисоциальные цели. Другой пример может быть, если мы говорим об усыновлении, то спора о праве между двумя субъектами быть не может, потому что такого права нет, но при этом есть законный интерес.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог данного доклада, мне бы хотелось сказать, что на данный момент категория интереса изучена далеко не полностью, и имеет множество аспектов, требующих более тщательного анализа с точки зрения доктрины. Интерес представляет собой многоаспектное явление, с точки зрения права, социологии, психологии и экономике, и в этом смысле интерес нуждается в комплексном исследовании с точки зрения различных научных областей.
Проблемы интереса выявляются ещё на самом раннем уровне, несознательного поведения человека, как отражение неких потребностей, и имеют место на всем протяжении выстраивания общественной пирамиды, от индивида, то все общества нашей страны, государства и мирового сообщества. И, несмотря на наличие многочисленных оценок категории интереса на данный момент, его значение нельзя преуменьшать, ибо он являет собой основу деятельности каждого субъекта, а, следовательно, играет принципиальную роль, как в социальной жизни общества, так и в правовом регулировании общественных отношений.
Мы выявили сущностные проблемы в области способов и средств защиты интересов граждан, категорию законного интереса, её разграничение с таким явлением как субъективное право, особенности законодательного регулирования данного вопроса и судебной практики защиты законного интереса.
Изучение данной проблемы привело нас к выводу о необходимости выработать некие общие правила применения категории законного интереса на уровне законодательства, а затем и на уровне судебной практике, с целью создание и поддержания единообразия применения закона в сфере защита законного интереса.
Интерес же, как категория общеправовая, общесоциальная, должна одновременно изучаться и на уровне отдельных отраслей, гражданское, административное, международное, и только при соединении всего накопленного опыта, можно делать наиболее общий и правильный вывод о сущности такой многозначной категории, как интерес в праве.

Список литературы:
АПК РФ от 24 июля 2002 // Консультант Плюс.
ГК РФ от 26 января 1996 // Консультант Плюс.
ГПК РФ от 14 ноября 2002 // Консультант Плюс.
КоАП РФ от 30декабря 2001 // Консультант Плюс.
СК РФ от 29 декабря 1995 // Консультант Плюс
УК РФ от 30 июня 1996 // Консультант Плюс.
УПК РФ от 18 декабря 2001 // Консультант Плюс.
ФЗ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 // Консультант Плюс
Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С.229
Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания.//Избранные труды М., 2003 С.380
Глезерман Г.Е. Интерес как социологическая категория, «Вопросы Философии, 1966, №10, С.35
Грибанов В.П. Интерес в гражданском праве. Советское государство и право, 1967, №1, с.415
Гукасян Р. Е. Правовые и охраняемые законом интересы. // Советское государство и право. 1973. №7 С.153
Гукасян Р.Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. Саратов, 1970, С.200.
Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в современной социологической теории. Л., 1964, с.829
Иеринг Р. Борьба за право // Избранные труды. Самара, 2003, С.618
Иеринг Р. Интерес и право // Избранные труды. Самара. 2003, С. 618
Иеринг Р. Цель в праве// Избранные труды. Самара, 2003. С.547
Кляус Н.В. Законный интерес как предмет судебной защиты в гражданском судопроизводстве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Новосибирск, 2007
Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Кн.2. Объективная и субъективная сторона права., 1914., М., С. 184
Луковская Д.И. Политические и правовые учения: Историко-теоритический аспект. Л., 1985., с.134
Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека Пермь. 1971. - 120 с. 68.
Митрошенников О.А. Философия: учебник. Структура, виды формы и уровни деятельности. М., 2002., С.458
Нохрина М.Л. Гражданское-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб., 2004.С.372
Общая психология / Под ред. А. В, Петровского М., 1970, с.496
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, с.720
Субочев В.В. Законные интересы. М., 2008 С.496
Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968, С.72
Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976., С. 188-189

Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.

Прежде всего необходимо установить содержание понятия «интерес».

В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории «интерес».

Одни ученые трактуют понятие «интерес» исключительно как объективное явление и тем самым отождествляют с понятием «потребность», которая действительно представляет собой в известной мере явление объективное. Однако люди, имея одинаковые потребности, нередко поступают по-разному.

Другие исследователи относят интерес к субъективным категориям. Именно так определяют интерес представители психологической науки, считая интерес отражением в сознании человека стремления к удовлетворению потребностей.

По мнению третьих, интерес - это одновременно единство объективного и субъективного, поскольку, будучи объективным явлением, интересы неизбежно должны пройти через сознание человека. Противники данной позиции утверждают, что интересы могут быть осознанными или неосознанными, но осознание интереса ничего не меняет в его содержании, поскольку интерес целиком определяется объективными факторами.

Понятие «интерес» нередко трактуется как выгода или польза. Однако проф. А.И. Экимов считает, что этими терминами обозначается лишь оптимальный способ удовлетворения потребности, который сам субъект оценивает для себя как оптимальный.

Иногда интерес понимается как благо, т. е. как предмет удовлетворения своих потребностей (проф. С.Н. Братусь). Такое использование термина «интерес» в целом укоренилось в юридической литературе. Таким образом, предмет интереса совпадает с предметом потребности, что послужило основанием для отождествления интереса и потребности. Между тем они имеют разную природу и содержание.

Потребность служит материальной основой интереса. Интерес же по своей сущности есть отношение между субъектами, но такое отношение, которое обеспечивает оптимальное (эффективное) удовлетворение потребности. Иногда говорят, что интерес - это общественное отношение, опосредующее оптимальное удовлетворение потребности и определяющее общие условия и средства ее удовлетворения.

Отсюда ясно, почему одни и те же потребности порождают зачастую разные, а то и противоположные интересы. Это объясняется разным положением людей в обществе, что определяет различие в их отношениях по поводу удовлетворения своих потребностей.

В литературе предлагается различать социальный и психологический интерес. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.

Интерес может существовать и не будучи выраженным в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мертв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т. е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.

Итак, интерес обладает следующими свойствами.

  1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
  2. Нормативность интереса, т. е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.

3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Этокачество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.

4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.

Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств удовлетворения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциацией общества происходит формирование собственных интересов человека, а также интересов той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.

Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах - в правотворчестве и при реализации права.

В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

Как справедливо указывает проф. Ю.А. Тихомиров, социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе. Таким образом, в правотворчестве должна быть расстановка акцентов в отношении интересов. А это, в свою очередь, требует выдвижения определенных целей. Цели отражают потребности и интересы людей, хотя и не являются их зеркальным отражением, чаще всего они отражают желаемое, возможное состояние (с точки зрения субъектов). Цели, как и интересы, могут быть истинными и ложными по отношению к закономерностям объективного развития. Но для реализации цели недостаточно ее соответствия объективным закономерностям и объективным интересам. Необходимы средства для реализации цели. Иначе говоря, цели должны быть реализуемы.

Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.

Одна и та же норма права оказывает различное мотивационное влияние на поведение людей, оказавшихся в сходной ситуации.

Регулирование поведения людей с помощью права состоит в определении их юридических прав и обязанностей.

Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.

Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства - установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практической реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.

Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.

Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.

В литературе называют три тенденции в правовом обеспечении интересов:

  1. возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;
  2. усиление конкретных правовых средств во взаимоотношениях государства и граждан. Отсюда и круг интересов, реализация которых обеспечивается правовыми средствами, расширяется. Так, впервые в правовую сферу включаются отношения интеллектуальной собственности; государственную защиту получают свобода совести, свобода слова, убеждений, свобода печати и др.;
  3. возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Теория государства и права

Российское юридическое образование. Предлагаемое читателю четвертое издание учебника «Теория государства и права» переработано и дополнено с учетом серьезных достижений в области общетеоретических исследований.

К данному материалу относятся разделы:

Предмет и объект изучения теории государства и права

Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

Функции теории государства и права

Структура теории государства и права

Методология теории государства и права

Социальная организация первобытного общества

Переход от присваивающей к производящей экономике

Типичные и уникальные формы возникновения государства

Города-государства

Нормативная система первобытного общества

Другие теории происхождения государства

Понятие государства, его признаки

Сущность государства

Социальное назначение государства

Типология государств

Общая характеристика власти

Виды власти

Государственная власть

Компоненты государственной власти

Соотношение государства, государственной власти и государственности

Форма государства

Форма правления государства

Политико-территориальная организация (государственное устройство)

Государственно-правовой режим

Межгосударственные объединения

Понятие функций государства. Факторы воздействия на них

Классификация функций государства

Внутренние функции государства

Внешние функции государства

Влияние процессов глобализации на функции государства

Формы и методы реализации функций государства

Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства

Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности

Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата

Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

Понятие политической системы

Структура политической системы

Государство в политической системе

Государство и общественные объединения

Государство и политические партии

Теории происхождения права

Основные концепции правопонимания

Сущность права

Функции права

Право в объективном и субъективном смыслах

Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

Социальные и технические нормы

Виды социальных норм

Общее и особенное в социальных нормах

Особенности права как нормативного регулятора

Соотношение государства и права

Государство, право и экономика

Право и политика

Право и справедливость

Право и социальные интересы

Ценность права

Понятие и признаки нормы права

Функции норм права

Структура правовой нормы

Классификация норм права

Подзаконные акты

Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права. Прежде всего необходимо установить содержание понятия «интерес».

В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории «интерес».

Одни ученые трактуют понятие «интерес» исключительно как объективное явление и тем самым отождествляют с понятием «потребность», которая действительно представляет собой в известной мере явление объективное. Однако люди, имея одинаковые потребности, нередко поступают по-разному.

Другие исследователи относят интерес к субъективным категориям. Именно так определяют интерес представители психологической науки, считая интерес отражением в сознании человека стремления к удовлетворению потребностей.

По мнению третьих, интерес - это одновременно единство объективного и субъективного, поскольку, будучи объективным явлением, интересы неизбежно должны пройти через сознание человека. Противники данной позиции утверждают, что интересы могут быть осознанными или неосознанными, но осознание интереса ничего не меняет в его содержании, поскольку интерес целиком определяется объективными факторами.

Понятие «интерес» нередко трактуется как выгода или польза. Однако проф. А. И. Экимов считает, что этими терминами обозначается лишь оптимальный способ удовлетворения потребности, который сам субъект оценивает для себя как оптимальный.

Иногда интерес понимается как благо, т. е. как предмет удовлетворения своих потребностей (проф. С. Н. Братусь). Такое использование термина «интерес» в целом укоренилось в юридической литературе. Таким образом, предмет интереса совпадает с предметом потребности, что послужило основанием для отождествления интереса и потребности. Между тем они имеют разную природу и содержание.

Потребность служит материальной основой интереса. Интерес же по своей сущности есть отношение между субъектами, но такое отношение, которое обеспечивает оптимальное (эффективное) удовлетворение потребности. Иногда говорят, что интерес - это общественное отношение, опосредующее оптимальное удовлетворение потребности и определяющее обшиє условия и средства ее удовлетворения.

Отсюда ясно, почему одни и те же потребности порождают зачастую разные, а то и противоположные интересы. Это объясняетеся разным положением людей в обществе, что определяет различие в их отношениях по поводу удовлетворения своих потребностей.

В литературе предлагается различать социальный и психологический интересы. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.

Интерес может существовать и не будучи выраженным в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мертв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т. е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.

Итак, интерес обладает следующими свойствами.

  • 1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
  • 2. Нормативность интереса, т. е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.
  • 3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Это качество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.
  • 4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.

Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств удовлетворения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциацией общества происходит формирование собственных интересов человека, а также интересов той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.

Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах - в правотворчестве и при реализации права.

В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

Как справедливо указывает проф. Ю. А. Тихомиров, социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе. Таким образом, в правотворчестве должна быть расстановка акцентов в отношении интересов. А это, в свою очередь, требует выдвижения определенных целей. Цели отражают потребности и интересы людей, хотя и не являются их зеркальным отражением, чаще всего они отражают желаемое, возможное состояние (с точки зрения субъектов). Цели, как и интересы, могут быть истинными и ложными по отношению к закономерностям объективного развития. Но для реализации цели недостаточно ее соответствия объективным закономерностям и объективным интересам. Необходимы средства для реализации цели. Иначе говоря, цели должны быть реализуемы.

Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.

Одна и та же норма права оказывает различное мотивационное влияние на поведение людей, находящихся в сходной ситуации.

Регулирование поведения людей с помощью права состоит в определении их юридических прав и обязанностей.

Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.

Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства - установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практическом реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.

Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.

Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.

В литературе называют три тенденции в правовом обеспечении интересов:

  • 1) возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;
  • 2) усиление конкретных правовых средств во взаимоотношениях государства и граждан. Отсюда и круг интересов, реализация которых обеспечивается правовыми средствами, расширяется. Так, впервые в правовую сферу включаются отношения интеллектуальной собственности; государственную защиту получают свобода совести, свобода слова, убеждений, свобода печати и др.;
  • 3) возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.