Факторы виктимизации. Социально-педагогическая виктимология Объективные факторы виктимизации и типы жертв

Человек как жертва социализации в современном мире

· Социальные факторы виктимизации

· Феноменологические факторы виктимизации

· Деструктивное поведение

· Социальные права детей

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации, поскольку человеческое общество с его уникальной противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями далеко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности.Человек как жертва социализации в современном мире изучается в рамках юридической психологии, социальной педагогики и социальной психологии. Весьма часто именно общество, его культура, обычаи, традиции, нравы, особенности семейного воспитания становятся теми обстоятельствами, которые тормозят нормальное развитие человека, не дают возможности для полноценной реализации его способностей.

Изначально понятие виктимизация было использовано в рамках юридической психологии для обозначения различных процессов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоятельств или насилия других людей.

Понятие социально-педагогической виктимологии было введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека. А.В. Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различные категории людей - реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации (Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 191). Каковы же основные направления развития данной отрасли знания? Во-первых, изучение особенностей социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями; с низким социально-экономическим, правовым и социально-психологическим статусом. Во-вторых, разработка общих и специальных принципов, целей, содержания, форм и методов профилактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой социализации. Наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, называется виктимогенностью, сам же процесс и результат такого превращения - виктимизацией.

Поскольку современная социальная психология изучает социализацию, и в частности закономерности развития человека в рамках различных групп, имеет смысл рассмотреть некоторые обстоятельства виктимизации человека, обусловленные функционированием данных групп.

В современном меняющемся мире существует достаточно большое количество условий, способствующих виктимизации человека. Среди их многообразия можно выделить социальные и феноменологические условия или факторы. Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия - с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации. Сформировавшись и закрепившись, данные внутренние изменения (черты личности, характерологические особенности, привычки и т.д.) сами становятся условием развития новых виктимогенных факторов.

Важным социальным фактором являетсявлияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором проживает человек. Социальный контроль действует на всех уровнях социальных отношений, как формальных так и межличностных. Очевидно, что образ жизни человека определяется данными факторами и, в свою очередь, способствует либо препятствует виктимизации. В качестве примера можно проанализировать демографические тенденции в России начала 90-х годов, которые явились естественным следствием общей социально-демографической политики советского государства на протяжении предшествующих семидесяти лет.

Демография - наука о населении и закономерностях его развития в общественно-исторической обусловленности. Она изучает воспроизводство населения в целом, особенности возрастнополовой структуры общества и ее зависимость от социальных и экономических явлений, определяет также характер взаимосвязи роста населения с общественным и политическим развитием общества.

По данным ученого-демографа Е.Андреева, руководителя лаборатории одного из институтов Госкомстата России, важными показателями, свидетельствующими о демографическом благополучии либо неблагополучии страны, являются: средняя продолжительность жизни и уровень смертности населения; рождаемость; детская и младенческая смертность; число абортов в расчете на тысячу женщин (Бремя жить // Совершенно секретно. - 1996. № 1). В конце 1994 года средняя продолжительность жизни для мужчин в России составляла 57,6 года, для женщин - 71,2, в то время как в США, Канаде, Франции, Германии и других развитых странах эти показатели составляли соответственно 73-74 и 79-80 лет. Таким образом, мужчины в России сегодня живут в среднем на 16, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Кроме того, существует значительный разрыв между сроками жизни противоположных полов - более 13 лет.

Что касается младенческой смертности, то и здесь показатели в России достаточно высоки: 18,6 смертей на тысячу новорожденных (в США - 5, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8). В конце 1994 года детская смертность в России почти в три раза выше, чем в цивилизованных странах. По количеству абортов на тысячу женщин детородного возраста Россия также стоит на одном из первых мест: 83 (Германия - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8...). Следует заметить, что бывшие страны социалистической ориентации имели высокий показатель количества абортов: Венгрия - 36,5; Чехословакия - 50,0; Болгария - 67,2. В России из 100% зарегистрированных беременностей родами заканчивались только 32%, остальные 68% - аборты.

Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, неблагоприятные климатические условия - все это факторы виктимизации населения. Ученые-демографы выделяют три преобладающих фактора виктимизации в современной жизни. Прежде всего это усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды. Оно связано с практикой строительства промышленных предприятий, практически лишенных средств защиты, загазованностью воздуха, безграмотным использованием химических веществ в сельском хозяйстве, испытанием атомного оружия, различными радиационными катастрофами. Предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды (ПДН) во многих городах России становятся чуть ли не точкой отсчета уровня загрязнения, которое во много раз превышает все допустимые пределы. В результате - повсеместное увеличение больных раком, аллергическими заболеваниями, сокращение, продолжительности жизни, рождение детей с дефектами.

Вторым фактором виктимизации выступаетснижение адаптации людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни: массовая миграция сельского населения в города, скорость социально-экономических и политических изменений, сопровождающихся изменением социальных ценностей, пропагандируемых средствами массовой коммуникации; потеря социального статуса из-за безработицы и т.д. К новым условиям жизни легче адаптируется молодое поколение по сравнению с людьми среднего и зрелого возраста. Усиливаются когортные различия между людьми, противоречивость субкультур, что, в свою очередь, также способствует увеличению заболеваемости, дезадаптации и, как следствие, росту смертности.

И наконец, третий фактор определяется значительнымипсихологическими стрессами, напряжением, перегрузкой, которую испытывает большинство населения. Отсюда - рост сердечно-сосудистых и различных хронических заболеваний, ослабление иммунной системы организма, ограничения возможности самореализации и т. д.

В связи с интенсивным развитием науки и техники, обусловливающим уменьшение физической нагрузки на мышечную систему, происходит снижение общего тонуса организма человека. Мышечная система является наиболее мощным источником нервной импульсации, обеспечивающей общий тонус (Л.П. Гримак). Недогрузка мышечной системы ослабляет возможности человека преодолевать психологические стрессы. В таких условиях отрицательные раздражители приобретают сверхсильный характер. Кроме того, происходит значительное увеличение нагрузок в системе органов чувств за счет увеличения информационных перегрузок. Если в природных естественных условиях человек реагировал в основном на сигналы слабой силы, то в современных условиях ему приходится реагировать на сильные сигналы. Но общий тонус повышается только при реакции на сигналы слабой и средней мощности, в то время как реакция на сильные сигналы приводит к угнетению нервной системы с соответствующими невротическими последствиями. В связи с тем что оторванность от естественных условий жизни характеризует жизнедеятельность большого количества людей, все они в определенном смысле являются жертвами социализации.

Особым фактором виктимизации населения выступаюткатастрофы, поскольку они ведут к нарушению нормальной социализации очень больших групп населения. К катастрофам относятся революции, войны, стихийные бедствия, депортации социальных групп... Потенциально жертвами социализации могут быть не только те, кто стал свидетелем и участником катастрофы, но и их потомки. За прошедшие 95 лет Россия пережила пять демографических катастроф: Первая мировая война и вслед за ней - гражданская; голод 1921-1923 годов; голод 1923 года (средняя продолжительность жизни в стране стала 18,5 года!); Вторая мировая война и, наконец, голод 1947 года (Е.Андреев. Там же). Фактически за всю послеоктябрьскую историю было лишь два коротких периода устойчивого роста продолжительности жизни: с 1923 по 1928-й (период нэпа) и с 1948 по 1964 год.

Очевидно, что специфические виктимогенные факторы обусловлены нестабильностью социальной, экономической и политической жизни общества и государства, поэтому многие происходящие изменения в обществе сопровождаются усилением виктимности, хотя позитивные социальные преобразования, безусловно, способствуют ее снижению. Так, например, реальный рост продолжительности жизни в России начался после крестьянской реформы 1861 года и резко ускорился в концеXIX - начале XX века, особенно в период столыпинских реформ. Следует также иметь в виду, что развитие науки и техники, общий рост цивилизованности населения, сокращение доли тяжелого физического труда в жизни человека, безусловно, способствуют снижению виктимизации. По тем же демографическим показателям средняя продолжительность жизни в Западной Европе накануне Первой мировой войны составляла лишь 40 лет (в России - 30); а в наше время средний уровень продолжительности жизни в большинстве цивилизованных стран увеличился почти вдвое. Развитие здравоохранения, образования, социальной сферы жизни существенно повлияли и на процесс виктимизации, который сейчас является сферой пристального внимания не только демографов, но и медиков, политиков, экономистов, психологов, педагогов.

Виктимогенные факторы нарушают процесс семейного воспитания, поскольку в неблагоприятных обстоятельствах семья направляет свои основные усилия на выживание. В таких условиях падает воспитательный потенциал семьи. Именно в виктимогенных семьях можно наблюдать детей с девиантным поведением. По результатам исследований Ц.П. Короленко, в виктимогенной семье часто формируется особый механизм социализации - «созависимость» родственников. Так, например, в семьях с низким социальным статусом или семьях алкоголиков у детей формируются специфические психические комплексы, которые впоследствии лишают их возможности жить нормально, не воспроизводя тех же социальных отношений, которые были у их родителей. Детям, вовлеченным в «со-зависимые» отношения, очень трудно вырваться из привычного круга представлений и шаблонов поведения и аддиктивных ценностей семьи. Очевидно, что такие отношения наблюдаются прежде всего в семьях с низким уровнем культурного, экономического и социального (по положению в социальной стратификации) развития.

Феноменологические факторы виктимизации связаны обычно с формированием определенных свойств личности, которые постепенно превращают человека в жертву ситуации. Это может быть формирование каких-то черт, особенностей человека, имеющих типический характер и связанных именно со спецификой его социализации в данных социально-исторических условиях. Важным, на наш взгляд, субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте.

Агрессивное поведение - это действия индивида (либо предрасположенность к определенным действиям), в результате которых наносится моральный или физический ущерб другому человеку. В большинстве современных психологических словарей и в Российской педагогической энциклопедии агрессия определяется через целенаправленные действия. Однако самые существенные проблемы связаны именно с тем, что зачастую агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как. побочный эффект жизнедеятельности субъекта, который может даже и не иметь представления о том, что он поступает агрессивно.

Агрессивность человека становится важной социально-психологической проблемой и изучается социологией, психологией, педагогикой. Проблема заключается также и в том, что, с одной стороны, в современном мире человеку нужны такие качества, как настойчивость, упорство, активность и инициатива. С другой - если эти качества слишком сильно развиты, они могут перерасти в агрессивное поведение. Основными источниками демонстрации агрессивного поведения являются средства массовой коммуникации, семья, ближайшее социальное окружение человека. Наиболее опасно формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, который проявляется в снижении физиологических реакций человека. Агрессия становится банальной и привычной в жизни современного ребенка: средства массовой коммуникации демонстрируют, как с ее помощью утверждается добро, осуществляется достижение цели. Через механизмы психологического заражения, подражания, внушения и убеждения ребенку прививается мысль о том, что агрессивным быть выгодно; современные мифы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славы победителя и т.д.

Жестокость родителей по отношению к своим детям также является существенной причиной формирования соответствующего поведения у воспитуемых. Во многих семьях послушание ребенка признается высшей ценностью воспитания. Послушный - значит, воспитанный. Такой подход предполагает, что родители всегда и абсолютно во всем правы, они достойны уважения уже потому, что они родители, а дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети. Если родителям присущ авторитарный стиль воспитания, то уже в детстве развивается упрямство, которое впоследствии может привести к агрессивным социальным действиям. Чрезмерные или непредсказуемые требования родителей приводят к появлению протеста и возникновению реакции негативизма у ребенка. Он учится оказывать сопротивление любым формам внешнего контроля, даже самым разумным. Утрачивает способность различать принуждение и предложение. Упрямство - привычка на все предложения отвечать отказом, негативное восприятие перемен, неспособность идти на компромисс и сотрудничество. В дальнейшем у такого человека ведущей стратегией поведения будет соперничество, проявляющееся в стремлении удовлетворить свои интересы за счет другой стороны.

Японский ученый С.Мураяма отмечает резкое огрубление детей в современном мире, их нечувствительность по отношению к другим людям, обнищание души при обогащении информацией. Он видит причины проблемного поведения детей прежде всего в трех факторах: внутренняя неустойчивость, связанная с половым созреванием; усиление инфантильности, обусловленное стремлением детей освободиться от ответственности за свои поступки; неизбежное состязание в способностях (конкурсы, олимпиады, экзамены и т.д.). Действительно, современный мир требует от ребенка гораздо больших усилий для усвоения социального опыта и приспособления к окружающим условиям социума. Не все дети могут адаптироваться к социуму, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению.

Антисоциальное поведение будет проявляться в ущемлении или игнорировании прав других людей, преобладании гедонистической мотивации, капризах, демонстративном поведении, отсутствии чувства ответственности и долга. Готовность человека к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности - агрессивность.

В массовых социальных явлениях агрессивность может проявляться в различных формах: террор, геноцид, расовые или религиозные столкновения, войны, инквизиция и т.д. Процессы психологического заражения агрессией больших социальных групп описаны в психологической литературе, начиная с конца XIX века (Лебон Г. Психология толпы. - СПб., 1896). Подобные явления можно наблюдать в любых социальных группах при определенных условиях. Такая агрессия указывает на то, что жертвами социализации являются не только объекты, но и сами субъекты агрессивные действий, поскольку в свое время они выступили объектами манипуляции со стороны определенных социальных сил. Так, например, коммунисты 37-го года, голосующие на партийном собрании против своих товарищей, сами являлись жертвами социализации из-за доминирующей в стране идеологии и мощной системы социального воспитания. В тех условиях, даже если человек понимал ситуацию, он не мог не только изменить ее, но и вести себя, по возможности, достойно.

Невозможно перечислить все факторы виктимизации человека их очень много. Очевидно, что к ним можно отнести все факторы социализации: микрофакторы - семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, институты воспитания, религиозные организации; мезофакторы - этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; макрофакторы - космос, планета, мир, страна, общество, государство (классификация факторов социализации А.В. Мудрика).

Исследования последних лет показали, что подавляющее число отклонений социального поведения вызвано не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. Естественным следствием виктимизации населения является не только отклоняющееся поведение, но также и развитие особых психических состояний (депрессии, депривации и т.д.), психосоматических заболеваний, которые в последнее время стали называть «болезнями века». В этих процессах ведущая роль принадлежит сформировавшемуся с детства складу психики человека (например, развитие честолюбия ведет к ишемической болезни сердца; повышенная эмоциональная возбудимость к гипертонии и т.д.). Люди, которые находятся в пограничных психических состояниях, с акцентуациями характера, девиантным поведением, являются либо реальными либо потенциальными жертвами социализации, не говоря уже об инвалидах, сиротах и всех тех, кто находится на попечении у государства.

Социально-педагогическая виктимология поставила проблему социальной работы с людьми, имеющими акцентуации характера и отклоняющееся поведение. В течение долгого времени в педагогике изучались вопросы воспитания и обучения «трудных» детей, чаще всего подростков. Понятие «трудные» включало в себя лиц с определенным поведением, которое характеризовалось системой поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В настоящее время понятие «трудные» не употребляется ни в педагогике, ни в юридической психологии, изучающей закономерности девиантного развития человека и возможности профилактики такого развития.

В специальной литературе используются три термина, достаточно близких по значению:деструктивное поведение, отклоняющееся или девиантное. Такое поведение обычно объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств (прежде всего акцентуаций характера), способствующих развитию отклонений. Отклоняющееся поведение может быть нормативным, т.е. иметь ситуативный характер, и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или моральных норм, как это иногда происходит в периоды кризисов возрастной сензитивности у подростков. По-настоящему опасным является такое поведение, которое не только выходит за пределы допустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межличностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделили семь вариантов отклоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое, аутистическое (Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990). Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера. Так, например, демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарцисстическому поведению; застревание - к фанатическому; гипертимность в сочетании с возбудимостью - к антисоциальному и т.д. При этом любое отклонение в своем развитии проходит ряд этапов. На начальных стадиях данного процесса, когда изменения в личности еще не стали необратимыми, социальный педагог и психолог могут работать с таким субъектом. Однако существуют пределы педагогического вмешательства, и они определяются уровнем развития отклонения. Рассмотрим основные стадии развития отклонения на примере аддиктивного поведения (по результатам исследования Ц.П. Короленко и Т.А. Донских).

Сущность аддиктивного поведения заключается в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Предметом аддикции может быть все, что угодно: азартные игры, деньги, работа, покупки, коллекционирование марок, употребление лекарств и т.д. Однако далеко не во всех случаях перечисленные выше явления связаны с развитием аддикции. Это происходит только в определенных условиях и с определенными людьми. Условия мы уже рассмотрели вначале практически любые виктимогенные факторы, которые приводят человека к критическим ситуациям: стрессам, фрустрациям, конфликтам и кризисам, нарушая комфортное психологическое состояние. А «определенные люди» - это те, у кого низкая переносимость психологических затруднений. Они стремятся улучшить свое психическое состояние искусственным способом.

Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда человек переживает ощущения необыкновенного подъема, связанного с определенными действиями. Сознание фиксирует эту связь. Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психическое состояние (например, рюмка вина или покупка какой-то вещи). Время от времени, в неблагоприятных условиях, человек начинает прибегать к этому средству, что и является началом отклонения. Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается определенная последовательность прибегания к аддикции.

На третьем этапе аддиктивное поведение формируется как интегральная часть личности, т.е. аддикция становится обычным, привычным, шаблонным и стереотипным типом реагирования в неблагоприятной ситуации.

На четвертом этапе происходит полное доминирование аддиктивного поведения вне зависимости от благополучия или неблагополучия ситуации. Виктимогенные факторы уже не имеют существенного значения. Происходит разрыв нормальных межличностных отношений, человек живет в искусственном мире своей аддикции.

Пятый этап - катастрофа. Психологическое состояние человека - крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведение уже не приносит прежнего удовлетворения и не вызывает изменений настроения. Так, например, у наркомана на этой стадии есть только стремление хоть как-то существовать, потому что отсутствие наркотика для него непереносимо, и в то же время употребление наркотика также ведет к гибели. Психическое состояние определяется депрессией или апатией. Практически это необратимая стадия, и даже опытный психотерапевт вряд ли сможет исправить положение.

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распространенных отклонений в современном мире. Очевидно, что его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Однако очевидным также является и тот факт, что начало отклонения очень часто приходится на период детства, когда ребенок еще только учится противостоять неблагоприятным обстоятельствам своей жизни. Ведь именно способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося поведения. На первой стадии развития отклоняющегося поведения вполне возможно педагогическое вмешательство и педагогическая коррекция. Вторая стадия предполагает совместную работу педагога и психолога. Что касается последующих стадий развития, то они требуют специального вмешательства опытного психотерапевта и не могут быть остановлены на уровне психолого-педагогической деятельности.

В связи с вышеизложенным очевидно, что главным направлением социально-педагогической виктимологии должна стать разработка методов, средств и способов профилактики всех процессов виктимизации людей. Поэтому наиболее важной является работа социальных институтов, связанных с детством, которое уже давно не рассматривается только как подготовка к взрослой жизни. Это особый период жизнедеятельности человека: развивается личность, формируется характер, появляются убеждения, закладываются сценарные основы будущей социальной жизни, по меткому выражению Э.Берна. Детство становится объектом пристального внимания не только со стороны педагогов, психологов и врачей, но также социальных работников, социологов, юристов и даже политиков.

В этих условиях особое значение приобретаютсоциальные права детей. В 1989 году Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция о правах ребенка, которую к настоящему времени подписали более 130 стран мира. Конвенция приобретает статус закона на территории государства. Она декларирует права детей: на защиту от эксплуатации и лишений; на установленную норму (образование, здравоохранение); на выбор (предоставляется при достижении определенного возраста и уровня компетенции). В Конвенции соотносятся права детей с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь и здоровье детей; определяются обязательства по отношению к детям, живущим в неблагоприятных условиях и всем тем, кто является жертвой социализации. В преамбуле Конвенции говорится о том, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом подходе и защите, подчеркивается ответственность семьи в развитии ребенка. Понятие достоинства ребенка вводится как правовое и используется в различных статьях Конвенции весьма часто. Само названий статей Конвенции говорит о стремлении ее авторов к возможному предотвращению виктимизации детей: отсутствие дискриминации, обеспечение интересов ребенка, осуществление прав, права и обязанности родителей, выживание и здоровое развитие; сохранение индивидуальности, незаконное перемещение и невозвращение, мнение ребенка, свобода выражения взглядов, доступ к информации, ответственность родителей, защита от физического или психологического насилия, неполноценные дети, социальное обеспечение, уровень жизни, детский труд, сексуальная эксплуатация, похищение и торговля детьми, другие формы эксплуатации, пытки и лишение свободы, уровень обеспечения прав ребенка... Даже поверхностный взгляд на название некоторых статей Конвенции дает нам представление о том, что именно процессы виктимизации детей во многих странах мира обусловили принятие данного документа. Мы видим, что кроме декларации прав ребенка представлены запрещающие (детский труд, семейное насилие, положение детей вне закона, детскую проституцию, сексуальную эксплуатацию и т.д.) и гарантирующие (охрану здоровья, социальное обеспечение и образование) законы.

Конвенция о правах ребенка 1989 года является одним из последних межгосударственных документов, связанных с защитой детства. Этот документ имеет значительно более детализированный характер, нежели Декларация прав ребенка 1959 года, в которой были провозглашены только основные принципы и программные положения. В Конвенции, как одном из видов международного договора, устанавливающего взаимные права и обязанности государств в области социальной защиты детства, указаны вполне конкретные направления деятельности законодательных и исполнительных органов. Очевидно, что наиболее проблемные вопросы, нашедшие свое отражение в вышеперечисленных статьях Конвенции, являются актуальными (в той или иной степени) практически для всех стран мира.

Вопросы по теме

Каковы различия между понятиями «виктимность», «виктимизация», «виктимология», «социально-педагогическая виктимология»?

Разъясните понятие «демографические тенденции». Каким образом демографические тенденции определяют жизнедеятельность социальных групп? От чего зависят демографические тенденции?

Какие социальные факторы виктимизации вы можете назвать в дополнение к обозначенным в главе?

Является ли феномен агрессии неизбежным следствием действия неблагоприятных социальных факторов? Какие модели семейного воспитания провоцируют развитие агрессивного поведения детей?

Что такое отклоняющееся поведение? Опишите основные варианты отклоняющегося поведения, используя любую типологию.

В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми с точки зрения их социализации?

В чем сущность достоинства человека? Почему оно является важнейшим феноменологическим условием преодоления виктимогенных факторов?

Предпосылки и типы девиации

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст -- самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход-ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подро-стка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его дея-тельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жиз-ни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный ста-тус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъяв-ляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Типы девиаций Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из - за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребёнком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определённым статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя-ми.



Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка-ми: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отста-лость детей, или олигофрения. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка.

Педагогические отклонения -- такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра-зование.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма -- это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове-дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта-пе развития общества.

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

Семья активно воздействует на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй ёе воспитательных задач. Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга и обеспечивает их нормальное общение. Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние формирование навыков общения детей с другими людьми.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.

Задачи семьи:
1. Создать максимальные условия для и развития ребенка.
2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.
4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания:
1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.
2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников.
3. Открытость и доверительность отношений с детьми.
4. Оптимистичность взаимоотношений в семье.
5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного).
6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Правила семейного воспитания:
1. Запрещение физических наказаний.
2. Запрещение читать чужие письма и дневники.
3. Не морализировать.
4. Не говорить слишком много.
5. Не требовать немедленного повиновения.
6. Не потакать и др.

Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потом, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное и др.
В ближайшее время во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.

Воспитательные функции семьи:
1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
2. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
3. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество.
4. Семья обеспечивает преемственность традиций.
5. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
6. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье выделяют следующие:
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей.
2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью.
4. Высокий процент разводов. Развод – это всегда проблема воспитания детей.
5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.
6. Обострение конфликтов между поколениями (информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы).
7. Увеличение разрыва между семьёй и школой. Школа почти устранилась от выполнения роли помощника семьи.
Основные типы неправильного воспитания в семье.
1. Безнадзорность, бесконтрольность.
2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).
3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются.
4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).
5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).
6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Социальное воспитание:сущность и содержание

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности, целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому (Л.В. Мардахаев);

в основе воспитания лежит социальное действие, которое, по М. Веберу, можно определить как направленное решение проблем. Последнее сознательно ориентировано на ответное поведение партнеров и предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Воспитание – явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся.

Воспитание как процесс имеет следующие характеристики: дискретность во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность – с другой; системность, планомерность; для своего осуществления требует среды.

Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт воспитание – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человечески

Понятие и задачи социально-педагогической виктимологии

Виктимизация – процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой: а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач:

- во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

- во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

- в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;

- в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации,определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Факторы виктимизации человека

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Как уже говорилось выше, климат влияет на здоровье людей по-разному.

Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство, в которых он живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количественные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные.

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депортации целых народов или социальных групп (так называемых кулаков в 30-е гг. XX в., крымских татар и других народов в 40-е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Судетской области Чехословакии в Германию в 40-е гг. и др.) и т.д. Эти катастрофы делают своими жертвами тех, кто непосредственно был ими затронут, вместе с тем оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов , в которых они живут.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер. (Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать, ибо группа пенсионеров, например, может вовлечь человека в пьянство, а группа соседей или сослуживцев - способствовать криминализации человека среднего возраста.)

Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья.

Социальное поведение личности и его регуляция

Социальное поведение личности – сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) – субъективного (внутреннего).

Я-концепция личности в социальной психологии

я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. «Я-концепция» - это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения)

и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними)

Роль «Я-концепции» в жизни личности:

Обеспечение внутренней согласованности личности.

Определение характера интерпретации жизненного опыта.

Источник установок и ожиданий личности.

ФАКТОРЫ ВИКТИМИЗАЦИИ

Каждый человек является объектом социализации, должен стать субъектом социализации, может оказаться жертвой неблагоприятных условий социализации.

Субъект социализации – это человек, который усваивая социальные нормы и культурные ценности, проявляет активность, занимается саморазвитием, стремится к самореализации в обществе.

Жертва неблагоприятных условий социализации это ребенок, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий воспитания, разнообразных ситуаций, действий посягателя ).

Различают 3 вида жертв:

1. Реальная жертва. Люди с психосоматическими дефектами, инвалиды, сироты, беспризорники, дети, проживающие в неблагополучных семьях.

2. Потенциальные жертвы. Люди с пограничными психическими состояниями (неврозами), мигранты, дети, живущие в семьях «группы риска» (малообеспеченные, неполные, многодетные).

3. Латентные жертвы. Люди, условия существования которых, в принципе не является негативным, но, тем не менее, не позволяют полностью реализовывать заложенные от природы задатки (одаренные дети).

Это неблагоприятные условия социализации, способные оказать негативное влияние на развитие человека.

Виктимизация – это процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Виктимизация – двусторонний, внешний процесс. С одной стороны это влияние на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, с другой – это процесс социально психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий, формирующих в нём психологию жертвы.

Различают объективные и субъективные факторы виктимизации.

Объективные факторы виктимизации .

· неблагоприятные природно-климатические условия (суровые климатические условия, неустойчивый климат негативно влияет на здоровье, психику человека, вызывая состояние депрессии),

· неблагоприятные экологические особенности среды (загрязнение воздушной, водной, наземной среды провоцирует возникновение хронических и раковых заболеваний, иногда является причиной саморазрушающего поведения),

· другим таким фактором может стать государственно-общественная система, для которой характерно низкий уровень экономического развития, отсутствие продуманной социальной политики, в отношении незащищенных слоев населения – детей, сирот, инвалидов, внешняя государственная политики приводящая к войнам, депортации социальных групп и целых народов.

· тип поселения (низкий культурный уровень населения, наличие антисоциальных субкультур в городе (например, криминальных структур, наркоманов, сект), демографическая структура населения).

· микросоциум (семья, сверстники). Неблагоприятный социально психологический климат в семье или школе, осложняет процесс социализации личности и т.д.


Виктимология, как и любая другая наука, выработала свой понятийный аппарат. Наиболее специфичными для виктимологии терминами являются «виктимность» и «виктимизация». Однако при определении указанных понятий мнения различных авторов расходятся.

Виктимность - повышенная субъективная способность человека ввиду его личностных особенностей и поведения или специфических взаимоотношений с причинителем вреда стать жертвой преступления.

Понятие «виктимность» ввел в научный оборот Л. Франк 1 См.: Франк Л.Ф. Виктимологическая характеристика личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника: сб. науч. тр. М., 1979. . В то же время другие авторы определяют виктимность как «особое свойство пострадавшего от преступления лица, состоящее в его предрасположенности, способности стать, при определенных обстоятельствах, жертвой преступления» 2 Ильина Л.В. Уголовно-правовое значение виктимности // Правоведение. 1975. № 3. . Другие видят прямую зависимость виктимности от состояния преступности 3 См.: Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. С. 9; Ситковский А.Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1995. .

К.В. Вишневецкий предлагает под виктимностью понимать всю совокупность общественных, социально-экономических, демографических и прочих характеристик населения в целом и его отдельных социальных групп, свидетельствующих об их повышенном риске и возможности стать жертвой преступления. Речь, таким образом, идет о виктимности социума 4 См.: Вишневецкий К.В. Криминальная виктимология: социальный аспект // Юрист. 2006. № 5. .

Необходимо учитывать постоянный рост преступности. В то же время невозможно согласиться с тем, что каждый человек виктимен, и от роста преступности возрастает виктимность. Можно говорить, что отдельные лица могут быть более виктимными.

Говоря о способности лица стать жертвой, необходимо учитывать, что данная способность не является умышленной. Виктимность может быть виновной, невиновной и неосторожной. Невиновная виктимность характерна для детей (подмена ребенка, похищение ребенка и т.п.), жертв преступной агрессии в силу выполнения служебного долга, а также жертв в силу биофизиологических и психических особенностей (недееспособные, престарелые, женщины, несовершеннолетние и т.д.). Неосторожная виктимность характерна для неосторожных преступлений. Виновная виктимность выражается в противоправном поведении самой жертвы (употребление наркотиков, проституция ит.п.).

Следует отметить, что виктимогенный потенциал социального статуса не является достаточным основанием для суждения о криминогенной виктимности личности, относящейся к нему. Личность реализует свою статусную виктимность выбирая соответствующую модель поведения и образа жизни, а потому несет определенную долю ответственности (в большинстве случаев моральной) за создание криминогенной ситуации.

Виктимность у одного и того же лица при различных обстоятельствах проявляется по-разному. Виктимность и степень виктимности динамичны. Однако виктимность поддается прогнозированию и измерению и представляет особую характеристику отдельных лиц, выражающуюся в их неспособности в силу совокупности личных свойств избегать собственной виктимизации в условиях, когда такое объективно возможно, или в повышенной вероятности в силу исполняемых ими отдельных социальных ролей при определенных обстоятельствах становиться потерпевшими. Даже невиктимный человек может стать потерпевшим от преступления.

К.В. Вишневецкий предлагает свою концепцию виктимности, основанную на том, что социальные факторы, социальный статус личности, ее стратовая принадлежность определяют комплекс потенций виктимности, а личностные качества через определенные модели образа жизни и механизмы поведения (прежде всего отрицательного) являются реализаторами этих потенций. Социальная виктимность понимается им как совокупность специфических черт виктимности социальных страт, выступает для личности, относящейся к конкретной страте, основным фактором, делающим ее потенциально виктимной.

Характерные для данной страты типы и способы социального взаимодействия и социальной коммуникации задают своего рода «фон» виктимности индивидуальной, определяют ее уровень и качественные параметры. Эта социальная виктимность индивидуализируется и реализуется под влиянием личностного и ситуационного факторов. При этом качественная характеристика первого находится в системной зависимости от второго. Авторская концепция в значительной мере строится на результатах анализа отношения и различия реализованной и потенциальной виктимности. Причем вводится представление о двухуровневой природе последней, так что виктимность социального статуса связывается с потенциальной виктимностью первого уровня (и первичной во времени), а индивидуальная виктимность трактуется как форма реализации социальной виктимности. Это своего рода виктимность «второго уровня», которая реализуется через механизмы образа жизни и поведения. Для реального превращения виктимной личности в жертву преступления ее качества должны быть дополнены возникновением соответствующей криминогенной ситуации. На данном уровне реализации виктимности весьма перспективным представляется опыт ее рассмотрения в качестве формы отклонения от норм и правил безопасного поведения, поскольку такой подход предполагает возможность классификации форм виктимной активности в зависимости от интенсивности такого отклонения, а также возможность исследования социальных условий, определяющих виктимность личности.

Социальные факторы, социальный статус личности, ее стратовая принадлежность определяют комплекс основных потенций виктимности, а личностные качества через сложившиеся модели образа жизни и механизмы поведения (прежде всего отрицательного) являются реализаторами этих потенций.

В отечественной виктимологии выделяют четыре категории виктимности: индивидуальную, видовую, групповую, массовую.

Групповая виктимность выступает как специфическая характеристика отдельных категорий населения, обладающих сходными социальными, демографическими, психологическими, биофизическими и другими качествами, которая указывает на степень их предрасположенности при определенных обстоятельствах становиться жертвами преступления.

Определенные личностные качества (природные, генетически обусловленные и приобретенные, имеющие социальное происхождение), определенное поведение, общественное или служебное положение (факторы ситуативного характера) обусловливают возможность причинения их носителям физического, морального или материального вреда. Вся совокупность указанных личностно-ситуативных факторов и свойств представляет собой суммативное, интегрирующее качество (характеристику) личности - ее индивидуальную виктимность . Если индивидуальная виктимность может реализоваться, а может и остаться в виде нереализованных предрасположений и предпосылок, то виктимность массовая - это в конечном счете всегда виктимность реализованная, так как виктимные предрасположения и предпосылки массы индивидов, для большинства остающиеся в потенции, вместе с тем закономерно реализуются для некоторой части этих индивидов.

Выделение в самостоятельную категорию массовой виктимности вызвано современным состоянием преступности, процессом криминализации новых общественно опасных деяний, жертвами которых становятся целые общности граждан, объединенных по каким-либо сходным признакам (в частности, место жительства, национальность, пол и т.д.). Нужно учитывать и то, что человек становится уязвимым и в итоге виктимизируется, как правило, именно из-за того, что является членом какой-либо группы лиц либо общества. При этом предотвратить потенциальную виктимизацию, т.е. реализовать цели виктимологической профилактики, он может нередко только при помощи той общности, с которой он себя соотносит.

Массовая виктимность - это социальное явление, имеющее сложную структуру, в определенном смысле зеркально отражающую структуру преступности. По мнению Д. Ривмана, она включает потенциальную и реализованную:

  • общую виктимность (виктимность всех жертв);
  • групповую виктимность (виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности);
  • объектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений);
  • субъектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников).

Массовая виктимность включает в себя совокупность потенциала уязвимости, реально существующего у населения в целом и отдельных его групп (общностей); деятельного, поведенческого компонента, реализация которого связана с актами опасного для действующих индивидов поведения, выражающегося в совокупности таких актов; совокупности актов причинения вреда, последствий преступлений.

Динамика массовой виктимности сложна по ее функциональным зависимостям. С одной стороны, виктимность изменяется в связи с количественными и качественными изменениями преступности, с другой - в потенциальном компоненте и не в связи с ее изменениями виктимность изменяется «раньше» преступности, и уже это влечет изменение в последней.

Виктимность является феноменом, реализующим себя на трех уровнях: единичном, особенном и общем. На единичном уровне подразумевается реализованное преступным актом нанесение вреда или оставшаяся потенциальная возможность отдельного лица стать жертвой преступления при определенных условиях и обстоятельствах. На особенном уровне следует рассматривать виктимность отдельных групп населения (детей, женщин) или в отдельных сферах деятельности (профессиональной, бытовой). На общем уровне виктимность рассматривается как массовое явление.

Следует обратить внимание на классификацию видов виктимности А.Л. Репецкой:

  1. виктимогенная деформация личности;
  2. профессиональная или ролевая виктимность;
  3. возрастная виктимность;
  4. виктимность-патология 5 См.: Репецкая А.Л. Виновное повеление потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. Иркутск, 1994. С. 58. .

Данная классификация может быть использована для выявления социальных страте повышенной или пониженной виктимностью.

Личность не приобретает качества виктимности, она просто не может быть невиктимной. Если далее конкретизировать эту мысль, то следует признать наличие специфического «фона виктимности», присущего каждой социальной группе и выражающего потенциальную уязвимость принадлежащих ей лиц. «Фон виктимности» является динамической категорией, фиксирующей качественно-количественные параметры социальных процессов криминализации социума применительно к конкретной социальной группе. Поскольку отдельные социальные группы включены в эти процессы в разной мере и в разной форме, различаются количественно-качественные масштабы трансформации параметров их криминогенной виктимизации. Группами граждан со стабильной виктимностью являются те, для которых общий виктимизационный фон задается преимущественно в несоциальными факторами (физиологическими, психологическими и т.п.). Группы с лабильной виктимностью, обусловленной социальными факторами, составляют мигранты, этнические, религиозные, сексуальные меньшинства и др. Фон виктимности социальных групп может трактоваться в качестве некоторой среднесоставляющей константных и лабильных факторов криминогенной виктимизации.

Расширением понятия виктимности является понятие виктимизации, которое обычно рассматривают как процесс или результат повышения уровня виктимности лица или определенной социальной группы. Виктимизация рассматривается как процесс перехода от первичного уровня виктимности личности, детерминированного ее социальным статусом и характеризующегося сугубой потенциальностью, к уровню вторичному, детерминированному индивидуальными качествами потенциального объекта преступления.

С учетом характеристики виктимности виктимизация - это не просто процесс превращения личности или социальной общности в жертву, а скорее процесс превращения их в жертву потенциальную. Однако это потенциальность с высокой степенью готовности к своей актуализации. В отличие от виктимизации девиктимизация представляет собой вид профилактической работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий виктимизации, а также реабилитацию конкретных жертв преступлений.

Процесс виктимизации включает в себя сложную систему явлений, связанных с участием жертвы в формировании преступного мотива, взаимодействия с преступником в условиях конкретной жизненной ситуации, с совершением в отношении нее насильственного преступления, влекущего за собой определенные преступные последствия. В связи с этим выделяется четыре уровня виктимизации, при этом учитываются как параметры виктимизации личности, так и параметры виктимизации социальных групп.

Первый уровень включает данные о непосредственных жертвах агрессивно-насильственных преступлений, фигурирующих в материалах уголовных дел, или о латентных жертвах, выявленных в результате виктимологических исследований, и причиненном им ущербе.

Второй уровень содержит данные о членах семьи жертвы, опосредованно пострадавших от преступлений, совершенных в отношении их близких.

Третий уровень составляют другие социальные группы (трудовые коллективы, друзья, знакомые, соседи и др.), которым в результате хотя и непрямого воздействия преступлением также причиняется вред.

Четвертый (социальный) уровень предполагает существование негативных последствий совершения преступления для целого региона или всего общества.

Виктимизация в целом включает всех потерпевших от преступления, независимо от степени виктимности, способствования преступному деянию или даже прямой вины самих потерпевших.

По мнению Е. Кима и А. Михайличенко, необходимо выделять лишь два уровня 6 См.: Ким Е.П., Михайличенко А.А. Виктимология: проблемы теории и практики. С. 49. . Первый уровень виктимности складывается из данных о непосредственно потерпевших от преступления. Это в основном потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования. Второй уровень виктимности формируется изданных о членах семьи потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств, совершенных хотя бы против одного человека из семьи.

Г. Шнайдер считает, что виктимизация и криминализация имеют одни и те же источники: исходные социальные условия, когда преступник и жертва принадлежат к одной и той же субкультуре насилия (например, к субкультуре маргиналов, к субкультуре рецидивистов, алкоголиков, наркоманов и т.д.). Он считает, что потерпевший и преступник фигурируют в социальных процессах возникновения преступности и контроля за преступностью как субъекты, которые взаимно определяют и интерпретируют себя и свои действия 7 См.: Шнайдер Г.Й. Криминология / пер. с нем. М., 1994. С. 88. .

Иногда при преступлении жертва «формирует» и «воспитывает» преступника. Особенно это касается преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы. Во многих случаях потерпевший от указанных преступлений «молчаливо» соглашается стать жертвой, кооперируется с преступником, провоцирует его, толкая на конкретные действия, не задумываясь о том, что они могут прервать его жизнь. Описанная ситуация складывается, когда конфликт между преступником и жертвой возникает при совместном употреблении спиртных напитков, наркотиков, разделе материальных ценностей и т.п. Имеет место интеракция - взаимодействие и обмен элементами причинности.

Важное место занимают детерминанты индивидуального виктимного поведения. В конкретном виктимном поведении и его детерминантах в большей степени проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями жертвы. Для всех случаев криминальной виктимизации действуют единые социально-психологические механизмы, под которыми понимается система элементов и этапов изменения степени виктимности индивида вследствие взаимодействия внешних и внутренних факторов. Психологическая составляющая представлена системой психобиологических процессов, формирующих виктимную мотивацию поведения. Социальная составляющая представлена комплексом условий, существующих в обществе и обладающих виктимогенным потенциалом. Виктимизация у разных категорий потерпевших проявляется по-разному, но всегда связана с личностью, ее свойствами и условиями формирования.

Виктимизация имеет следующую структуру: субъект и объект виктимизации, субъективная (эмоционально-волевая) и объективная (ситуативная) стороны виктимизации.

Субъектом индивидуальной виктимизации всегда является физическое лицо - непосредственная жертва преступления.

Объект виктимизации - это охраняемые уголовным законодательством общественные отношения, подвергнутые в результате виктимизации нежелательным изменениям, причинно связанным с совершением преступления.

Объективная сторона виктимизации состоит из следующих признаков: место, время, способ причинения вреда, поведение жертвы, последствия виктимизации.

Субъективная сторона виктимизации включает: мотивы, цели, характер и степень вины жертвы в механизме причинения вреда, восприятие, осознание и отношение жертвы к результатам виктимизации.

В зависимости от способности лица стать субъектом виктимизации выделяются следующие ее виды: первичная, повторная, повышенная.

Первичная виктимизация характеризуется тем, что на первый план выступают соответствующие стимулы: контакт с ранее судимыми, распитие с ними спиртных напитков, употребление наркотиков, какие-либо материальные споры, легкомысленные связи, которые могут привести к конфликту. Все это связано с нравственностью поведения личности, но относится скорее всего к неустойчивому виктимному поведению. Подобная виктимизация в основном касается лиц, ранее не судимых, а при совершении насильственных бытовых преступлений встречается всего в 7-8% случаев.

Повторной виктимизацией считается такая, при которой одни и те же лица неоднократно становятся потерпевшими от преступлений вследствие своего провоцирующего поведения. Подобное поведение проявляется часто при азартных играх, делении краденого, невозвращении долга (например, за полученные наркотики) и т.д. Неоднократность в данном случае представляет собой своеобразное устойчивое виктимное поведение, определенную психологию человека. Такая виктимизация относительно редка, например, при совершении тяжких преступлений в быту она отмечена не более чем в 12% случаев. Главное же заключается в том, что при многократной виктимизации риск стать жертвой преступления от случая к случаю постоянно возрастает, а виктимное поведение приобретает особую устойчивость.

Повышенная виктимизация - это уже стиль поведения, образ жизни, следование которому наделяет потенциальных потерпевших характерными чертами: повышенной конфликтностью, придирчивостью, искаженными межличностными отношениями, грубостью и т.д. По нашим данным, благодаря такой виктимизации повышенной притягательностью для лиц, совершающих насильственные преступления в быту, обладают проститутки, пьяницы, наркоманы, лица с сексуальными патологиями, иными нервно-психическими заболеваниями (в рамках вменяемости), бродяги, воры, хулиганы и т.п. Они уязвимы для преступников еще и потому, что постоянно втягиваются в острые виктимные ситуации, к тому же для них характерна продолжительная близость к виновному. При совершении насильственных преступлений в быту повышенная виктимизация наблюдается примерно в 60% случаев.

Немецкие ученые заявляют о третичной виктимизации жертвы преступления, подразумевая использование жертвы представителями правоохранительных органов и работниками средств массовой информации в своих целях. Использование в различных целях средствами массовой информации новостей, травмирующих жертв, назойливое проникновение в их личную жизнь и т.п. - проблемы и последствия виктимизации достаточно обширны. Отечественные ученые предлагают понимать под третичной виктимизацией причинение вреда или угрозу его причинения в связи с участием в уголовном судопроизводстве 8 См.: Калашников О.Д. Основные понятия виктимологии: лекция. Н. Новгород. 2007. С. 6. .

Данные о виктимизации служат базой для определения коэффициента виктимности. Данный коэффициент есть отношение числа потерпевших с виктимной характеристикой или числа семей, виктимизированных в результате виктимогенных дефектов в структуре семейно-бытовых отношений, к общему числу виктимизированных лиц или семей в целом.

Исследования российско-американской группы по правам человека под руководством И.М. Михайловской свидетельствуют о том, что самыми виктимизированными в современный период являются группы предпринимателей (62,5%). За ними идут служащие с высшим образованием (53%), неработающие (51%), учащиеся (46%). Самый виктимизированный возраст - 18 - 29 лет (42%). При этом разницы между степенью виктимизации мужчин и женщин исследованием не обнаружено.

Подверженность предпринимателей различного рода насильственным воздействиям на них связана в основном с особенностями их деятельности - с преодолением конкуренции и с рэкетом.

Практически на одном уровне по численности в части предрасположенности к виктимному поведению - подростки, молодежь и неработающие (среди них также преобладает молодежь).

Служащие и рабочие оказываются с наименьшим процентом виктимного поведения. Виктимность рабочих связана в основном с пьянством, что существенно отличает их от категории служащих.

Виктимность, по мнению А. Кулаковой, следует структурировать по четырем критериям: личностному, антропологическому, социально-ролевому и атрибутивному 9 См.: Кулакова А.А. Виктимологический аспект пенитенциарной преступности и ее предупреждения. С. 67-68. .

Криминологическая виктимология — это учение о закономерностях возникновения, существования и развития виктимности — вероятности определенных лиц и групп пострадать от общественно опасных посягательств; поведении жертв преступлений , их личностных особенностях; методах защиты граждан от криминальных угроз.

В ряду учений о жертве — виктимологии (от лат. «viktima» — жертва) — социальной (изучающей жертв неблагоприятных условий социализации), процессуальной (устанавливающей правовой статус потерпевшего в гражданском и уголовном процессе), криминалистической (рассматривающей потерпевшего в аспекте совершенствования тактики и методики расследования преступлений) — выделяется криминологическая виктимология.

Центральное понятие виктимологии — жертва, фигура которой вырастает из ритуальной практики, означающей дароприношение потусторонним силам. С появлением государства и права жертва — это человек (семья или род), которому причинялся физический, материальный, моральный вред , в связи с чем он получал право на его возмещение (в том числе в виде кровной мести). В Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств , подписавших Декларацию, включая законы , запрещающие преступное злоупотребление властью. В соответствии с указанной Декларацией то или иное лицо может считаться жертвой независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой.

Термин «жертва» в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию.

В отечественной криминологии жертва — это лицо или группа лиц, которые могут пострадать (потенциальные жертвы) или пострадали (реальные жертвы) от преступлений. Жертвами преступления могут быть не только физические, но и юридические лица , а также группы лиц, которым непосредственно был причинен ущерб преступлением, члены их семей, близкие лица, родственники, иждивенцы первичных жертв. Потерпевший от преступления — процессуальное понятие. В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо , которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Предмет криминологической виктимологии охватывает виктимность как социально-правовое явление; факторы, ее обусловливающие; личность и поведение потерпевшего до, в момент и после совершения преступления; виктимизацию; меры, направленные на обеспечение безопасности граждан в криминогенной ситуации.

Изучение виктимности предполагает установление объективных и субъективных факторов, определяющих вероятность оказаться жертвой преступлений, обстоятельств, влияющих на ее повышение и понижение. В этом плане представляет интерес виктимность индивидуальная (отдельного лица), групповая (группы лиц, выделенных по определенному признаку) и массовая (толпы, участников зрелищного шоу, населения района и т. п.).

Криминологический аспект исследования личности потерпевших от преступлений заключается в том, чтобы выявить совокупность признаков, воздействующих на вероятность попасть в число жертв преступных посягательств. Описание биологических и социально-демографических признаков (пол, возраст, образование, род занятий, национальность, состояние здоровья, наличие врожденных дефектов и др.) указывает на те условные социальные группы, представители которых в более высокой степени вероятности могут оказаться жертвами преступлений. Характеристика социально-психологических признаков (отношение к преступнику, выполняемые социальные роли, социальный статус) позволяет уяснить мотивацию поведения потерпевших. Анализ нравственно-психологических свойств (ценностные ориентации, привычки, психологическое состояние и проч.) дает возможность ответить на вопрос, почему то или иное лицо (группа лиц) стало жертвой преступления.

Изучение поступков потерпевшего до события преступления позволяет глубже познать причины совершенного преступления, установить случайные и закономерные связи поведенческих характеристик с преступным деянием.

Исследование поведения жертвы в момент совершения преступления дает возможность проследить типичные реакции потерпевшего на криминальную ситуацию, оценить его «вклад» в совершенное деяние, в том числе с правовой точки зрения.

Анализ поведения пострадавшего после совершения преступления представляет интерес потому, что позиция, которую занимает потерпевший по отношению к правовым и моральным обязанностям, может оказать определенное воздействие на эффективность деятельности правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступных посягательств.

Криминологическая виктимология изучает виктимизацию — процесс превращения жертвы из потенциальной в реальную, который имеет свои закономерности, обусловленные как субъективными, личностными свойствами, так и объективными обстоятельствами. В этом плане особый интерес представляют особенности виктимного поведения, при котором жертва закономерно становится жертвой преступления, взаимоотношения преступника и потерпевшего, а также виктимогенные ситуации. Криминологическая виктимология разрабатывает методы и процедуры диагностики виктимности личности и прогнозирования вероятности оказаться жертвой криминального события в данное время и в определенном месте.

В предмет криминологической виктимологии входит разработка мер (различных по характеру и уровню), направленных на защиту потенциальных жертв от общественно опасных посягательств, снижение уровня виктимности в государстве и обществе , профилактику виктимного поведения, обеспечение безопасности граждан от криминальных угроз, реабилитацию жертв преступлений.

Идеи виктимологии восходят к глубокой древности и находят воплощение в древнегреческой мифологии (миф о царе Эдипе, который являет собой «фатальную жертву»), библейских сказаниях (судья Израиля Самсон представляет тип «самонадеянной жертвы»), художественной литературе (развратный старик и отвратительный комедиант Федор Павлович Карамазов олицетворяет «закономерную жертву»). Человек всегда оценивал угрозы, исходящие от опасных действий других людей, и учитывал их в своей жизнедеятельности, возводя крепостные стены, вооружаясь, выбирая маршрут путешествия, нанимая личную охрану и т. п. В этом смысле виктимология представляет собой древнейшую практику выживания человеческого рода.

Научный характер идеям криминологии впервые придал Ганс фон Гентинг, который в 1948 г. публикует книгу с красноречивым названием «Преступник и его жертва: Исследования по социобиологии преступности . Вклад жертвы в генезис преступления». Эти идеи впоследствии были развиты Бенджамином Мендельсоном в статье «Виктимология», опубликованной в журнале «Международное обозрение криминологии и полицейской техники» (1956), и Мэрвином Вольфгангом в монографии «Типы убийств » (1959). Пионером отечественной криминологической виктимологии явился Л. В. Франк, опубликовавший в 1977 г. монографию «Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии».

Факторы виктимности

Виктимность нередко предлагают понимать как способность лица оказаться жертвой преступления в силу определенных, присущих индивиду субъективных качеств. При таком понимании у таких преступлений, как ведение агрессивной войны или терроризм, нет жертв. Какие субъективные качества граждан Ирака обусловили агрессию в отношении этой страны? В чем заключаются «виктимологические способности» людей, оказавшихся на спектакле «Норд-Ост» 23 октября 2002 г. или 1 сентября 2004 г. в школе № 1 г. Беслана? Виктимность — это именно вероятность (лица, группы лиц, сборища людей, жителей региона, страны и т. п.) оказаться жертвами преступных деяний. При таком подходе внимание сосредоточивается не на поиске присущих индивиду субъективных качеств («вине» потерпевшего), а на взаимодействии объективных обстоятельств и субъективных признаков, повышающих вероятность оказаться жертвой преступления.

Виктимность — это качество социальной среды, свойство в значительной мере объективное. Теоретически она существует всегда, по отношению ко всем людям и может только отличаться малыми значениями. Ясно, что эти значения минимальны в «монашеской республике » (особой единице Греческой Республики, самоуправляемом сообществе 20 православных монастырей под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата) на греческом полуострове Афон, где никто, кроме монахов и послушников, не проживает. Тем не менее и здесь виктимность существует, не случайно на Афоне имеется собственная полиция.

Характер и величина виктимности зависят от многих факторов, и в первую очередь от вида преступления. Некоторым преступлениям (геноцид, террористический акт, ведение агрессивной войны, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения) свойственна массовая виктимность. Обстоятельствами, определяющими величину ее значений, выступают факторы глобальной политики (американский гегемонизм, появление одиозных политических режимов , региональные войны и конфликты, религиозный и этнический экстремизм, финансовые спекуляции, антропофобские (человеконенавистнические) теории типа «золотого миллиарда» и др.). Повышают значение массовой виктимности слабый международный и внутригосударственный контроль над использованием результатов научно-технического прогресса (например, технологиями клонирования, получения новых штаммов вирусов и выведения химер — существ с полярными генетическими свойствами). Резко увеличивает значение массовой виктимности прорыв в политику авантюристов и преступников.

Массовая виктимность зависит от исторических (памяти поколений, которая хранит не только положительные, но и отрицательные факты истории , перенося их на современников), политических (идеологической нетерпимости и деспотизма) и географических (места проживания людей, в частности близ наркотрафика и в приграничных областях) факторов. Большой вклад в увеличение значений массовой виктимности вносит слабая социальная политика, в результате которой в государстве появляются огромные отряды ущемленных, бесправных людей.

Групповая виктимность — это вероятность стать жертвами преступлений для лиц, объединенных по определенным социальным признакам. Так, групповая виктимность свойственна водителям транспортных средств и пешеходам, работникам правоохранительных органов , женщинам, детям , богатым людям. Здесь наблюдается зависимость между величиной виктимности и такими факторами, как профессия, уровень защищенности, место жительства , интенсивность транспортных потоков и проч. Так, высокие значения групповой виктимности свойственны сотрудникам уголовного розыска, работникам частных охранных предприятий , бездомным детям, таксистам, проституткам и т. д.

Индивидуальная виктимность повышается при неосмотрительности лица в выборе места и времени проведения досуга, неразборчивости в знакомствах, броской и вызывающей одежде, развязном поведении, грубости, оскорбительных высказываниях, излишней доверчивости, невнимательности, плохих взаимоотношениях с преступником и проч. В значительной степени она зависит от психологического состояния жертвы, умения предвидеть опасность и противостоять возможным угрозам.

На определении значений и установлении сочетаний факторов виктимности строится техника виктимологического прогнозирования. Его логика проста: чем больше число виктимогенных факторов и чем более велико их значение, тем значительнее вероятность оказаться жертвой преступления.

Данное прогнозирование учитывает величину таких факторов, как распространенность преступности в данном регионе и месте, эффективность деятельности правоохранительных органов, оценка собственной защищенности (в том числе с точки зрения принятия определенных мер), готовность к поведению в криминальной ситуации.

Виктимологическое прогнозирование чрезвычайно актуально в предпринимательской деятельности . Современная российская деловая жизнь во многом сходна с выживанием в экстремальной обстановке, однако с тем уточнением, что социальная среда активна и нередко криминальна. В процессе виктимологического прогнозирования учитываются такие риск-факторы, как правовые (имеющие отношение к злоумышленному использованию правовых пробелов и юридической некомпетентности партнера); правоприменительные (оценивающие вероятность и последствия реагирования правоохранительных и судебных органов на криминальную ситуацию); банковские (учитывающие возможность злоупотреблений со стороны банковских учреждений); финансовые (связанные с вероятностью материальных потерь из-за существующей модели расчетов, в том числе предусматривающей выплаты криминальным посредникам или «кураторам»); транспортные (указывающие на возможность потерпеть ущерб вследствие посягательств на транспортные средства, включая трубопроводный транспорт); обязательственные (возникающие при угрозах невыполнения обязательств должником); конкурентные (принимающие во внимание проявления недобросовестной конкуренции : спровоцированные банкротства и санкции государственных и судебных органов для экономического подавления конкурентов); кадровые (имеющие отношение к ошибкам в подборе персонала и управлению им) и др. Эти риски конкретизируются применительно к типовым задачам, решаемым в процессе предпринимательской деятельности определенного вида.

Учитывая роль жертвы в генезисе преступления, можно выделить жертву виновную и невиновную. В свою очередь, вина жертвы может быть умышленной и неосторожной. Умышленная вина жертвы различается по характеру намерений и поведения. В связи с этим следует назвать жертвупровокатора и преступника-жертву.

Провокация — это действие с целью вызвать предсказуемую ответную реакцию. Человек , совершающий провокации, называется провокатором. Типичная жертва-провокатор встречается в бытовых конфликтах, сопровождающихся оскорблениями, необоснованными обвинениями, выдвижением нелепых требований и т. п. Обычно жертва-провокатор инициирует конфликт по любому поводу (или вовсе без повода).

В последнее время определенное распространение получили профессиональные провокации. Они используются для подбора и проверки персонала в частных компаниях; имеется обширный опыт их применения в целях борьбы с преступностью, в том числе опыт негативный (склонение к совершению преступления, а затем «задержание с поличным»), В свете такого опыта «оборотни в погонах» — это не кто иной, как жертвы-провокаторы. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности». В соответствии с внесенными изменениями органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность , запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провоцировать).

Преступник-жертва (так называемая реверсивная жертва) — это преступник, который при совершении преступления сам становится жертвой (например, при превышении пределов необходимой обороны). Вероятность стать жертвой собственного преступления, которое вызывает виктимологические последствия для самого преступника, особенно высока при терроризме, а также совершении преступлений в сфере экономической деятельности, когда причиняется вред интересам лиц, склонных к решению конфликтов с помощью теневой юстиции. Такая вероятность в настоящее время объективно высока вследствие наличия служб безопасности, профессионально защищающих корпоративные интересы.

Неосторожная жертва может быть легкомысленной (не принимающей во внимание многочисленные, иногда очевидные факторы виктимности) и самонадеянной (оценивающей факторы, повышающие вероятность оказаться жертвой преступления, тем не менее идущей на риск). Преступники нередко создают рисковую ситуацию, предлагая потенциальной жертве определенный выигрыш, хотя элементарный анализ этой ситуации, как правило, покажет, что вероятность такого выигрыша ничтожно мала или полностью отсутствует.