Урок основ безопасности жизнедеятельности "правила безопасного поведения в условиях криминогенного характера". Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера Правила поведения в ситуациях криминального характера

Cлайд 1

Правила безопасности поведения в ситуациях криминогенного характера Терещенко Д. В. Преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ №2047 г. Москва

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

К сожалению, в современном мире не существует никакой гарантии сохранности вашего здоровья и вашей жизни. Ведь существуют такие люди, которые не имеют психологических и моральных барьеров, и которым легко и просто совершить насилие, а отсутствие свидетелей и беззащитность жертвы укрепляют их уверенность в своей безнаказанности. Поэтому безопасность каждого человека в обществе во многом определяют условия его жизнедеятельности и знание правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях, изложенные дальше

Cлайд 5

На улице Не надевайте одежду, излишне подчеркивающую вашу замечательную фигуру, а так же избегайте дорогих украшений, если вам предстоит возвращаться домой поздно вечером

Cлайд 6

Если у вас есть с собой деньги (особенно крупные), избегайте мест большого скопления народа, Старайтесь держаться подальше от рынков, любой толпы. Никогда не считайте деньги на виду у всех, не вытаскивайте их из кармана и не показывайте окружающим, Не держите деньги в карманах, в которые легко проникнуть вору, Менее доступны для него внутренние карманы, застегнутые на пуговицы или заколотые булавками.

Cлайд 7

Особенно оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах: в универмагах, на рынках, в переполненном транспорте, Носите сумочку прижатой к телу и помните: если кто-то выхватывает ее у вас - отдавайте не раздумывая. На всякий случай кладите ключи и кошелек в карман.

Cлайд 8

Если возникла необходимость выйти из дома в темное время суток, старайтесь избегать малолюдных и плохо освещенных мест, пустынных скверов, на улицах держитесь подальше от стен домов; в подворотне и за углом может таиться опасность. Правильнее идти по улице навстречу движению: так вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины. Держитесь ближе к краю тротуара. Не пользуйтесь плохо освещенными подземными переходами

Cлайд 9

Находясь на улице, не откровенничайте с посторонними людьми. Не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости. Нужно помнить, что, общаясь с вами, преступник может придумать благовидный предлог и установить, когда вы бываете дома, когда вы решите выехать на дачу, отправиться в отпуск

Cлайд 10

Остерегайтесь на улице любых азартных игр (даже в шахматы можно проиграть состояние) или заключения пари. Если к вам подходит цыганка и предлагает «сказать всю правду», знайте, что перед вами мошенница. Она обязательно попросит вас положить на ладонь что-нибудь из золотых вещей (кольцо, сережки, перстень) или деньги. Если вы это сделаете, с вещью, которую вы положили на ладонь, можете попрощаться. На улице нужно остерегаться всех людей, предлагающих какие-либо выгодные на первый взгляд сделки.

Cлайд 11

Не стремитесь выбрать кратчайшую дорогу домой и избегайте безлюдных и плохо освещенных пространств и переходов, Всегда придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог застать врасплох тот, кто прячется в дверном проеме, в кустах или переулке

Cлайд 12

Возвращаясь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Всегда просите водителя подождать, пока вы не войдете в дом

Cлайд 13

Пользуясь банкоматами и платными телефонами, никогда не стойте спиной к потенциальной опасности, По возможности стойте лицом к улице и обращайте внимание на любые подозрительные вещи. Старайтесь не класть сумку или кошелек на аппарат и не сжимать их между ног; их легко могут у вас выхватить

Cлайд 14

Находясь на улице в вечернее и ночное время, никогда не пользуйтесь плейером, иначе вы не сможете услышать приближающиеся шаги потенциального преступника,

Cлайд 15

Если вам показалось, что вас кто-то преследует, проверьте это: меняйте темп ходьбы, перейдите несколько раз на противоположную сторону улицы, Если ваши подозрения подтвердились, бегите туда, где могут быть люди, или просто к освещенному месту. Если преследование продолжится, зовите на помощь. Если есть свисток, свистите, не переставая убегать. Если вас все же преследуют и настигли вблизи жилища, то не только зовите на помощь, но и кричите «Пожар», «Горим», в случае острой опасности разбейте окно нижнего этажа. Все это найдет среди жильцов гораздо более скорый отклик.

Cлайд 16

Всегда исходите из конкретных и реальных обстоятельств, в случае необходимости не стесняйтесь обращаться за помощью к посторонним людям (в безопасных местах всегда можно обнаружить надежных людей: в магазинах это продавцы, менеджеры, кассиры, в аптеках - фармацевты, в банках - охранники, банковские служащие, в церкви - настоятель, священник, сторож, в парикмахерской или мастерской - мастер, в школе - учителя, охранники).

Cлайд 17

В общественных местах Выходя из дому, точно знайте сумму, которой вы располагаете. Не пересчитывайте наличность в людном месте, если вам необходимо выяснить, сколько у вас осталось денег

Cлайд 18

Если вы один (одна), будьте сдержанны и внимательны, не фамильярничайте с незнакомыми, старайтесь ничем не привлекать к себе внимание.

Cлайд 19

Будьте внимательны и осторожны с людьми, подсевшими за ваш столик, Никогда не ввязывайтесь в разногласия или ссоры, не пытайтесь усмирять или примирять ссорящихся людей

Cлайд 20

Если вам надо поменять валюту, меняйте ее только в специально предназначенных для этого местах. Не делайте этого на улице, на рынке: там очень много шансов получить взамен своих фальшивые деньги

Cлайд 21

Не делайте покупки с рук или у людей, вызывающих подозрение, Старайтесь не покупать товар намного дешевле его стоимости: это или ворованная вещь, или подделка (особенно часто мошенники предлагают купить за бесценок «золотые» украшения),

Cлайд 22

Прежде чем принять какое-либо предложение, проанализируйте, чем оно может для вас обернуться, доверяйте всегда своему внутреннему чувству, а если попали в беду, обратитесь за помощью к родителям. Не говорите посторонним, что именно вы хотите приобрести. Не принимайте предложение продавца пройти в подсобку, попросите вынести товар.

Cлайд 23

Если у вас много пакетов и сумок с покупками, возьмите такси. Вы переплатите какую-то сумму, но зато в сохранности довезете вещи домой. Располагая деньгами, не принимайте участие в азартных играх, стремясь увеличить свой капитал: вы можете остаться без гроша в кармане

Cлайд 24

Старайтесь не посещать в одиночку общественный туалет: это место, к сожалению, небезопасно. Вы знаете по многим фильмам, что именно в общественных туалетах часто происходят разбойные нападения, сексуальные насилия или сексуальные домогательства

Cлайд 25

В общественном транспорте Старайтесь не садиться в пустой автобус, трамвай или троллейбус, а если уж такое случилось, садитесь поближе к водителю

Cлайд 26

Cлайд 28

Открытая сумка или чемодан всегда притягивают взоры потенциального похитителя, поэтому старайтесь, чтобы ваши вещи были хорошо упакованы и закрыты. Если вы поставили на пол сумку или пакет, не засматривайтесь в окно или по сторонам, придерживайте вещи ногами.

Cлайд 29

Никогда не держите паспорт или деньги в заднем кармане брюк. Самое надежное место хранения документов - внутренний карман пиджака, но помните, что и его легко могут вырезать в толпе и сумятице.

Cлайд 30

Выйдя на остановке, дождитесь, чтобы автобус (трамвай, троллейбус) отъехал,и только тогда переходите улицу. Стоящий трамвай обходите спереди, автобус или троллейбус - сзади. Входя или выходя из общественного транспорта, старайтесь избегать давки и толпы.

Cлайд 31

При ожидании общественного транспорта старайтесь держаться хорошо освещенных мест или группы людей обоих полов. Избегайте беспорядочных скоплений народа. Если неуправляемая толпа движется в вашем направлении, отойдите в сторону

Cлайд 32

Если вы возвращаетесь домой в общественном транспорте поздно вечером, предварительно договоритесь с родными или друзьями, чтобы вас встретили. Назначайте встречу в хорошо освещенных местах.

Cлайд 33

На железнодорожном транспорте Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда,

Cлайд 34

Если ваши соседи по купе вызывают неприязнь или недоверие, постарайтесь спать чутко или не спать совсем, Не играйте с попутчиками в азартные игры

Cлайд 35

В случае отсутствия проводника не оставайтесь в вагоне, из которого все вышли. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества

Cлайд 36

Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька Дверь в купе держите закрытой: не выставляйте на обозрение себя и свои вещи, На ночь закрывайте купе на защелку или блокираторы. Документы и деньги всегда держите при себе, «дипломат» или портфель кладите под матрас или подушку.

Cлайд 37

Если вы едете в электричке и договорились о встрече в первом вагоне, а сели в последний, не проходите через вагоны. Доехав до конечной станции, пройдите по платформе. Не принимайте также предложения случайных попутчиков пройти через вагоны. Если вы едете в плацкартном вагоне, будьте особенно бдительны на промежуточных станциях: преступник может схватить ваш чемодан и выскочить с ним на перрон, где задержать его будет очень сложно.

Разделы: Информатика , ОБЖ

Цель урока: познакомить учащихся с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера

Наглядный комплекс:

  • Предметы: сумочка, зонтик, баллончик с лаком для волос, свисток.
  • Приложение: презентации PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Современная жизнь полна неожиданностей, порой зачастую опасных и неприятных. Нередки случаи, когда на дальней остановке транспорта, в темном подъезде, в тихом сквере, в тамбуре электрички совершаются различного рода преступления.

Не все, конечно, зависит от нас. Если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил. Будем вести себя более осторожно. Тогда вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет.

2. Изучение новой темы.

Учитель: Как вы понимаете, что такое криминогенная ситуация?

Учащиеся проводят обсуждение. В ходе обсуждения формулируют определение и конспектируют (К) .

К: Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.

Учитель: Что же надо делать в криминогенных ситуациях?

Учащиеся: Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления. Презентация 1 .

Учитель предлагает рассмотреть конкретные ситуации под условными названиями.

  • Как не стать жертвой преступления на улице и в вечернее время (К). Презентация 2 .

1. Быть не вызывающе одетым.
2. Не носите с собой крупную сумму денег.
3. В вечернее время: Старайтесь избегать малолюдные и плохо освещенные места. Если вы возвращаетесь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Никогда не пользуйтесь плеером, иначе вы не сможете услышать преступника.
4. При контакте с посторонними людьми: не откровенничайте, не давайте свои данные без крайней надобности.
5. На трассе не голосуйте.
6. Пользуйтесь банкоматом, платным телефоном.

  • Правила поведения в общественных местах (К). Презентация 3 .

1. Не делайте покупки с рук.
2. Не принимайте участие в азартных играх.
3. Если у вам много покупок, возьмите такси.
4. Меняйте валюту, только в предназначенных местах.
5. Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться.

  • Соседство в транспорте (К). Презентация 4 . Презентация 5 .

1. Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда.
2. Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька.
3. Не играйте с попутчиками в азартные игры.
4. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества.
5. Документы и деньги всегда держите при себе.

  • Поведение в подъезде дома, лифте, на лестничной площадке (К). Презентация 6 .

1. Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек.
2. Не открывайте при незнакомых людях дверь в сою квартиру.
3. При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей.

Выполните задание.

Учитель: Необходимо ответь на вопросы:

Назовите зоны повышенной криминальной опасности?

Каковы основные правила поведения в уединенных местах?

Какие выводы сделал каждый из вас для себя по поведению в экстремальных ситуациях?

Тестирование учащихся.

  1. Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

А. Воспользуетесь попутным транспортом.
Б. Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю.
В. Идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места.

  1. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

А. Броситесь бежать навстречу.
Б. Остановитесь и выясните причину преследования.
В. Перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место.

  1. Из приведенных примеров определите наиболее опасное время - время повышения риска для личной безопасности:

А. Темнота, спускающаяся на центр города, где люди непринужденно прогуливаются и отдыхают.
Б. Раннее утро в заполненной людьми пригородной электричке.
В. Сумерки, заставшие человека одного в лесопарке.

  1. Опасными местами в любое время суток могут быть:

А. Отделение милиции, почта, больница.
Б. Пустыри, заброшенные дома, задние дворы.
В. Банки, парикмахерская, пожарная часть.
Г. Магазин, ремонтная мастерская, административное здание.

  1. Девушка заходит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех и понимает, что этажом выше находится пьяная компания. Выберите вариант, который вы могли посоветовать девушке:

А. Ждать, пока они уйдут.
Б. Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить до квартиры.
В. Спокойно подниматься домой.

Ответы.

Вопрос 1 2 3 4 5
Ответ Б В В Б Б

3. Подведение итогов.

Учитель оценивает ответы учащихся, выставляет оценки.

Учащиеся обобщают полученные знания.

4. Домашнее задание.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности –10 класс», автор В. Н. Латчук и др., стр. 29-37. Задания 8-12 стр. 38-39.

К сожалению, в современном обществе жизнь и здоровье человека подвергаются различного рода опасностям, в том числе и криминогенным. К таковым относятся криминализация общества, военные конфликты, терроризм, и т.п. Специалисты считают, что гораздо проще предупредить опасность, нежели действовать в условиях реального риска. Поэтому для широкого ознакомления специалистами разработаны правила поведения в ситуациях криминогенного характера, соблюдение которых каждому позволит избежать беды. Всю опасность, которой может подвергаться человек, невозможно предвидеть. И все же соблюдение приведенных общих правил позволит ему намного обезопасить свое здоровье и жизнь.

Как не превратиться в жертву хулиганов, маньяков, грабителей

Чтобы избежать участи жертвы уличных преступников:

— следует не пребывать в одиночестве на улице в темное время суток;

— при выборе маршрута домой отдавать предпочтение людной дороге;

— не разговаривать на улице с незнакомцами;

— следует двигаться по тротуару лицом по направлению к движению транспорта. В случае, если вблизи приостанавливается подъехавшая машина, быстро переместиться на противоположную сторону тротуара

— нельзя соглашаться садиться в машину к незнакомцу, заходить в незнакомый дом даже под предлогом предоставления помощи;

— поздним вечером, заходя в свой подъезд, следует убедиться в отсутствии преследователей;

— ни в коем случае нельзя заходить в лифт с незнакомцем. Нельзя стоять перед дверью лифта в ожидании: злоумышленник может туда втолкнуть. Ожидать нужно немного в стороне;

— при обнаружении преследования необходимо звонить в двери соседям и звать на помощь. Необходимо любым способом стараться обратить на себя внимание — можно разбить стекло или кричать: «Пожар!»;

— нельзя открывать дверь незнакомцу, если в этот момент больше в квартире никого нет;

— оказавшись в опасности, необходимо попытаться запомнить приметы преступника, по требованию сразу отдать деньги, не вступать в спор. В контакте с преступником следует не выказывать страха.

Как не стать жертвой давки в толпе

В случае пребывания в толпе в момент опасности есть риск оказаться раздавленным натиском поддавшихся панике людей. Чтобы этого избежать, необходимо:

— оценить ситуацию, составить план;

— если увлекла толпа, нужно застегнуть все пуговицы, спрятать или выбросить все мешающее движению. Следует пытаться не упасть, двигаться нужно, отклонив корпус назад, сцепив руки на груди и расставив локти;

— при падении следует попытаться подняться непременно (поджав ноги, рывком, по ходу движения), при невозможности — уткнуть голову в колени и закрыть ее руками.

О правилах поведения при террористическом акте

К сожалению, в современном обществе людям угрожает опасность особого масштаба – терроризм, жертвами которого становятся невинные люди. Эта агрессия способна посеять в обществе тотальную панику и ужас. Среди ее самых распространенных видов: взрывы в людных местах, отравления, пожары, угон самолетов, похищение и убийства, захват заложников.

Специалисты разработали для широкого применения правила поведения при угрозе террористического акта, а также рекомендации для обеспечения максимальной защиты людей в условиях его непосредственного проведения.

При угрозе взрыва

— каждый должен быть предельно осторожным. При обнаружении подозрительных личностей или предметов следует, не поддаваясь панике, звонить в спецслужбу;

— взрывоопасными и вызывающими подозрение могут оказаться незнакомые детали в машине или во дворе, также взрывные устройства цинично могут быть устроены в детских игрушках, в банках из-под пива, в пакетах с молоком, во всевозможных свертках;

— следует обратить внимание на натянутые провода, выглядывающий из-под автомобиля шнур, неизвестного происхождения грязные следы и т. п. Нельзя проходить мимо свежей кучи земли, должны быть подозрительными следы непредвиденного ремонта у дверей квартиры, незнакомая коробка (сумка) рядом смашиной, жильем и т. п.

При взрыве

— нужно успокоиться и оценить обстановку;

— передвигаться с осторожностью, не касаться поврежденных конструкций, электропроводов, не разжигать огонь, не включать свет — может взорваться просочившийся из поврежденных труб и скопившийся газ;

— в случае задымления следует прикрыть рот и нос смоченным в воде платком;

— необходимо проверить систему связи;

— при эвакуации следует взять одежду, документы, деньги, закрыть двери и окна, позвонить в спецслужбы или милицию, сообщить соседям, помочь выбраться наружу больным и инвалидам;

— если эвакуация невозможна, нужно с балкона или в окно звать на помощь.

При захвате в заложники

Чтобы не подвергаться лишнему риску, следует:

— избегать контакта с преступниками. Всем своим видом демонстрировать миролюбие и покладистость;

— не пытаться освободиться, если при захвате этого не получилось;

— не паниковать;

— использовать малейшую возможность дать знать о своем местонахождении родственникам и компетентным органам;

— не поддаваться на провокации, не смотреть в глаза захватчикам, на все спрашивать у них разрешения, стараться быть неприметным;

Исключить необдуманные действия – это черевато излишним риском для окружающих.

При силовом освобождении (штурме)

Следует укрыться за предметами, чтобы защититься от пуль;

— по возможности лечь на землю;

— удалиться от входных дверей, окон;

— выполнять все распоряжения командира спецподразделения;

— не касаться оружия террористов, чтобы не быть принятым за одного из них;

— следует постараться предотвратить попытки террористов выдать себя за заложников;

— помнить, что успех освобождения заложников в большой мере зависит от их умения держать себя в руках, ориентироваться в непростой обстановке

При перестрелке

Как обезопасить себя мирному жителю, оказавшись в перестрелке:

— удалиться от окон, даже если стрельба происходит на большом расстоянии от дома. Желательно, спрятаться в ванной, лечь там на пол;

— при пожаре и продолжении стрельбы следует ползком удалиться из горящей комнаты, закрыть за собой дверь, спрятаться в какой-нибудь нише;

— на улице можно укрыться за выступом здания, ступенями, памятником и п. К укрытию следует добираться ползком, ни в коем случае не перебежками, так как есть риск быть принятым за противника;

— автомобиль не может быть надежным укрытием из-за наличия бака с горючим и тонких стенок, но хоть какое-нибудь укрытие лучше его полного отсутствия.

О правилах поведения при землетрясении

Современный научно-технический прогресс, к сожалению, обеспечил возможность при проведении террористических актов использовать средства огромной разрушительной силы. Последствия их применения могут быть сравнимы с последствиями природных катаклизмов, таких, например, как землетрясение.

Для собственной защиты, для защиты жизни и здоровья окружающих нужно помнить о правилах безопасного поведения во время землетрясения:

— перекрыть газ, воду и свет;

— если землетрясение слабое, переждать его на месте, при сильном (свыше 5 баллов) следует встать в наиболее безопасное место (у дверного проема, в углу, у внутренней стены), или лечь на полу в ванной;

— держаться на расстоянии от массивной мебели, не использовать лифт, сторониться оборванных проводов, разрушенных зданий;

— при обрушении здания нужно как можно скорее, захватив все необходимое, покинуть его. При этом исключается использование лифта;

— следует пресекать панику, давку, подбадривать присутствующих;

— на улице нельзя находиться вблизи рушащихся зданий;

— необходимо укрыть собой детей;

— оказавшись заваленным, следует не паниковать, а, оказав себе медицинскую помощь, ждать спасателей. Необходимо осмотреться, поискать выход, а также предмет, которым можно было бы дать сигнал.

К сожалению, никто на земле не застрахован от бедствий. Безопасность и сохранность жизни и здоровья участников любой чрезвычайной ситуации, а тем более криминогенной, во многом зависит от их умения не поддаваться панике, вовремя сориентироваться и помочь себе и окружающим. В сложившейся политической обстановке в мире, а также в условиях повышенной криминализации общества иметь представление о правилах поведения в сложных жизненных обстоятельствах следует каждому.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера was last modified: Декабрь 17th, 2015 by Елена Погодаева

Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних

Компьютерная версия урока.

план-конспект урока в 10-м классе

Цели урока:

    Изучить законодательство

    Дать учащим­ся понятие об уголовной ответственности несовершеннолетних.

    Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

    Виды наказаний, назначаемых несовершен­нолетним

    Показать, что главной целью ответственно­сти несовершеннолетних являются меры воспи­тательного воздействия.

    Научить учащихся, как не стать жертвой преступления

    Показать пути и готов­ность к принятию самостоя­тельных решений.

Учебные вопросы:

    Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Задачи:

    познакомить учащихся с особенностями уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

    ознакомить обучающихся с основными видами наказаний несовершеннолетних

    рассказать об основных правилах поведения в ситуациях криминогенного характера

Место проведения урока – класс информатики.

Материальное обеспече­ ние : персональный компьютер, видеопроектор, Уголовный кодекс Российской Федерации, учебник ОБЖ 10 класс

Состав участников: учащиеся образовательного учреждения

Тип урока: урок развивающего обучения на основе содержательной интеграции.

Интеграция : ОБЖ- обществознание- право

ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

(проверка готовности к уроку, цели, задачи, тема урока ).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА: (видеоурок)

Первый учебный вопрос.

Основные положения Уголовного кодекса Российской Федерации

Начинаю урок с сообщения о том, что количество преступлений, особенно со­вершенных несовершеннолетними, ежегодно ра­стет. Многие правонарушители сознаются, что преступления могло бы и не быть, если бы они знали, что за такое деяние последует уголовная ответственность. По российскому законодатель­ству, совершеннолетними признаются граждане, достигшие восемнадцати лет. Именно с этого воз­раста гражданин несет полную ответственность перед законом. Законом установлено, что уголов­ная ответственность за все виды правонаруше­ний наступает с 16-летнего возраста. Есть пере­чень преступлений, за которые уголовная ответ­ственность наступает с 14-летнего возраста.

Лицо считается достигшим соответствующе­го возраста не в день своего рождения, а после ноля часов следующих за ним суток.

Особенность ответственности несовершеннолет­них, совершивших преступления, состоит в том, что им могут быть назначены не только меры наказания, но и принудительные меры воспитательного харак­тера. Это полностью соответствует «Минимальным стандартным правилам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», при­нятым Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. Согласно названному документу, суд должен принимать во внимание не только обстоятельства и тяжесть преступления, но и особенности личности правонарушителя и обстоятельства дела.

Преступления разного рода, разной меры тяжести - от мелкой кражи и вплоть до убийства, совершают, к сожалению, не только матерые уголовники, криминальные элементы, но и совсем молодые люди, несовершеннолетние, даже дети. Наказание за их преступления предусмотрены Уголовным кодексом (УК) Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 1997 года.

На этом уроке мы познакомимся с основными положениями Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Задачами Уголовного Кодекса являются:

охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Уголовный Кодекс устанавливает основания и принципы уголовной ответственности для граждан Российской Федерации.

Согласно российскому уголовному праву , человек подлежит уголовной ответственности и наказанию за свои деяния, если они были осознаны им, т.е. когда он был способен регулировать свое поведение с ясным сознанием и проявлением воли. Человек не может быть привлечен к уголовной ответственности, если он действовал против своей воли, т.е. под влиянием физического принуждения, либо непреодолимой силы. Итак, основанием для уголовной ответственности является совершения деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом.

«Состав преступления» - это совокупность признаков, указанных в уголовном законе, характеризующих конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления.

Общественная опасность - это способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы. В случае наличия всех признаков состава преступления, для совершенного преступного деяния, оно является необходимым и достаточным условием для привлечения лица к уголовной ответственности.

В Уголовном Кодексе преступление определяют, как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом под угрозой наказания. Уголовному наказанию подлежит только преступное поведение, выразившееся в конкретном противоправном действии, при этом не подлежат уголовной ответственности антиобщественные свойства личности, ее помыслы и убеждения.

Под преступным поведением понимается сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках способных руководить ими. Бездействие – пассивная форма преступного поведения, которая в отличии от действия – малейшего движения,- заключается в воздержании от всякого движения, то есть в невыполнении лицом того действия, которое оно должно и могло бы выполнить.

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом, подразделяются:

преступления малой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Это такие преступления, как оставление в опасности (ст. 125), оскорбление (ст. 130) и т.д.

преступления средней тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Это, например, доведение до самоубийства (ст.110), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), незаконное предпринимательство (ст.171) и др.

тяжкие преступления - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Это, например, нарушение правил безопасности

под преступным поведением понимают сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими. Бездействие -пассивная форма преступного поведения, которая в отличие от действия - малейшего движения транспорта (ч.З ст.263).

особо тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание лишение свободы свыше десяти лет или более строгое наказание. К этой группе преступлений относят, например, убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105) или бандитизм (ст.209).

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. В этом случае лицо не осознает фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) из-за хронического или временного психического расстройства, а также возможного слабоумия или иного болезненного состояния психики. Однако, лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежат уголовной ответственности. Ведь при совершении преступного деяния они сохраняют контакт с окружающей средой, и их действия носят мотивированный характер. Уголовный Кодекс устанавливает возраст, по достижении которого несовершеннолетний может подлежать уголовной ответственности, -16 лет, а в отдельных случаях - 14 лет.

В связи с этим ПОМНИТЕ! Состояние алкогольного опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством.

Умышленное преступление - преступное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом, когда лицо сознает и желает наступления последствие своего преступления.

Преступление, совершенное по неосторожности - преступное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Как правило, это происходит из-за переоценки своих возможностей (показать силу, ловкость, знание и т.д.) или в силу
сложившихся обстоятельств, в которых совершается преступление (ночное время, отсутствие людей и т.д.).

Однако запомним, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, а также происхождения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Любой человек, совершивший преступление, подлежит уголовной ответственности. При этом не имеет значения занимаемая должность или социальное положение лица, совершившего преступление, или его личных качеств.

На данном занятии вы получили первые представления об основных положениях Уголовного Кодекса Российской Федерации, и узнали, что понимается под составом преступления и какие меры наказания предусмотрены Уголовным Кодексом для граждан Российской Федерации и особенно несовершеннолетних.

Вопросы для закрепле­ния:

1. Совокупность каких признаков определяют состав преступления?

2. Что понимается под преступным поведением человека?

3. Какие лица не подлежат уголовной ответственности?

Второй учебный вопрос.

Особенности уголовной ответственности для несовершеннолетних

Наша жизнь во многом зависит от знаний об уголовной ответственности Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет:

- за убийство (ст. 105);

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст112);

- похищение человека (ст. 126);

- изнасилование (ст. 131);

- насильственные действия сексуального характера (ст. 132);

- кражу (ст. 158);

- грабеж (ст. 161);

- разбой (ст. 162);

- вымогательство (ст. 163);

- неправомерное овладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);

- терроризм (ст. 205);

- захват заложника (ст. 206);

- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);

- вандализм (ст. 214);

- хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226);

- хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);

- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).

В Уголовном кодексе есть самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст. 88):

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- арест;

- лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Для трудны подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста (краткосрочного лишения свободы в условиях строгой изоляции обязательных работ), Арест назначается не совершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

Несовершеннолетним мужского пола осужденным впервые к лишению свободы, также несовершеннолетним женского пола воспитательницы колониях общего режима;

Несовершеннолетним мужского поларанее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему. В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено
освобождение от уголовной ответственности. Оно используется, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия:

- предупреждение;

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложение обязанности загладить причиненный вред;

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания, вне дома после определенного времени суток.

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего, в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Итак, в дополнение к знаниям основных положений Уголовного Кодекса Российской Федерации, вы получили представление об особенностях уголовной ответственности для несовершеннолетних.

Вопросы к занятию:

1. С какого возраста по российскому уголовному праву наступает уголовная ответственность?

2. За какие преступления может привлекаться несовершеннолетний, достигший 14-ти лет?

3. В каких случаях может применяться наказание в виде ареста?

4. Назовите принудительные меры воспитательного воздействия?

Третий учебный вопрос.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Не будет большим преувеличением сказать, что не меньшее количество жертв, чем войны, эпидемии, стихийные бедствия, приносит человечеству преступность, преступные элементы, криминал. Криминальный, криминогенный - это и означает преступный. Для начала, мы поговорим о том, как обезопасить себя от нападения, грабежа и насилия, т.е. о правилах поведения в ситуациях криминогенного характера.

Жизнь и опыт людей показывают, что соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно и решительно - позволяют уберечь себя от возможных опасностей криминального характера.

Статистика преступлений говорите многоликости криминальных ситуаций. Вместе с тем их можно разделить по месту совершения: например, в доме и вне вашего жилища, а также по целям: это преступления против личности или с целью овладения имуществом. Назовем некоторые экстремальные ситуации криминального характера. Это, прежде всего, жилище и его защита. Здесь применяются: запоры окон и дверей, балконов, охранная сигнализация, информационная безопасность и страхование имущества. К зоне повышенной криминальной опасности относятся вокзалы, парки, стадионы, пляжи и другие места скопления людей. Опасны ситуации, связанные с
применением оружия, в том числе и провокационные, а также захваты и угоны транспортных средств. Во всех этих ситуациях необходимо знать правила поведения при контакте с террористами и преступниками. Дать какие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно, но предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней. Прежде всего, следует быть внимательным, научиться замечать мельчайшие детали, анализировать критическую ситуацию, т. е. научиться чувствовать, откуда и в какой момент может появиться преступник. Если, все же, вы столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить приметы, по которым его можно будет задержать и вести следствие:

запомните, как он был одет и какой примерно его возраст;

какие волосы на голове, длинные они или короткие, какого цвета или он лысый;

цвет глаз, глубоко они сидят или навыкате;

какого размера у него рот, нос и уши;

особенности лица: шрамы, усы, борода и т.д.;

наличие на теле татуировки, на каком месте и что на ней изображено.

Выработайте у себя привычку внимательно осматриваться, попадая в новое место. Категорически стоит отказаться, особенно девушкам, от вечерних прогулок через пустыри или заброшенные строительные площадки. Лучше сделать крюк и пройти по людной улице, чем сэкономить десять минут и стать жертвой преступников. Если все же возникла необходимость пройти по безлюдному участку, то подождите, пока появятся люди из метро или автобуса. В крайнем случае, попросите кого-нибудь вас проводить, но при этом будьте особо осторожны. Избегайте помощи лиц в состоянии опьянения, неопрятно одетых и ведущих себя развязно. Лучше всего обратиться к милиционеру, военному или человеку, гуляющему с собакой.

При движении в ночное время держитесь подальше от зданий, чтобы из-за угла или из подворотни кто-то неожиданно не выскочил. Если впереди на пустынной улице стоит автомобиль с людьми, лучше обойти его стороной.

При подходе к дому убедитесь, кто заходит вместе с Вами в подъезд - житель дома или подозрительный попутчик, преследователь. Не следует входить в лифт вместе с незнакомыми людьми, особенно с пьяными или возбужденными. При ожидании лифта опасно стоять напротив дверей, нужно отойти чуть в сторону, чтобы вас не могли втолкнуть силой. Если вас преследуют на лестнице, то не стесняйтесь, звоните в двери соседей и зовите на помощь громкими криками «Пожар». Возможен приход незваных гостей в Вашу квартиру. Поэтому никогда не открывайте дверь, если не знаете, кто звонит, особенно если вы дома одни. Мы считаем, что в своем жилище живем как в крепости, однако, к сожалению, это не всегда так, и у себя дома мы можем подвергаться нападениям преступников. Чтобы не допустить злоумышленников в свое жилище, необходимо поставить надежные двери, решетки на окнах и охранную сигнализацию.

Находясь в общественных местах, необходимо вести себя осторожно - не вступайте в споры и ссоры, не пытайтесь усмирить опасно ссорящихся людей. В магазине не пересчитывайте крупные деньги, не афишируйте дорогостоящие вещи.

В общественном транспорте также необходимо соблюдать ряд правил - не садитесь поздно вечером в пустой автобус или троллейбус, а если садитесь, то ближе к водителю, не держите деньги и документы в заднем кармане брюк.

Никогда не пейте предложенных посторонними людьми воду, пиво, водку, т.к. в них могут быть подмешены снотворные или наркологические вещества.

На этом занятии Вы узнали, что жизнь и здоровье часто зависят
от соблюдения основных правил безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера. Проявление бдительности, предусмотрительности позволит уберечь себя от преступных посягательств во многих случаях.

Вопросы для закрепле­ния:

1. Приведите примеры экстремальных ситуаций криминального характера.

2. Какие особенности безопасного поведения в ночное время?

3. Особенности безопасного поведения в общественных местах и на транспорте?

Объясняю непонятные вопросы.

Подводя итоги урока, крат­ко останавливаюсь на особен­ ностях уголовной ответственности несовершеннолетних и правилах поведения в ситуациях криминогенного характера .

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА:

Домашнее задание:

- выучить записи в тетради

- и зучить статьи 87-96 Уголовного кодекса Российской Федерации

- прочитать Смирнов А. Учебник ОБЖ 10 класс, страница 23-28

Итоги урока: какие моменты урока были наиболее трудны, в чем состоит трудность. Ответы на вопросы. Отметки обучающимся.

Руководитель занятия:

учитель

преподаватель ОБЖ МОУ СОШ № 7 И.П.Иванов

На улице

    Не надевайте одежду, излишне подчерки вающую вашу фигуру, а также избегайте доро гих украшений, если вам предстоит возвращать ся домой поздно вечером.

    Если у вас есть с собой деньги (особенно круп ные), избегайте мест большого скопления народа. Старайтесь держаться подальше от рынков, любой толпы. Никогда не считайте деньги на виду у всех, не вытаскивайте их из кармана и не показывайте окружающим. Не держите деньги в карманах, в которые легко проникнуть вору. Менее доступны для него внутренние карманы, застегнутые на пу говицы или заколотые булавками.

    Особенно оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах: в универмагах, на рынках, в переполненном транспорте. Носите сумочку прижатой к телу и помните: если кто-то выхваты вает ее у вас - отдавайте не раздумывая. На вся кий случай кладите ключи и кошелек в карман.

    Если возникла необходимость выйти из дома в темное время суток, старайтесь избегать мало людных и плохо освещенных мест, пустынных скверов, на улицах держитесь подальше от стен домов: в подворотне и за углом может таиться опасность. Правильнее идти по улице навстречу движению: так вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины. Держитесь ближе к краю тротуара. Не пользуйтесь плохо освещенными подземными переходами.

    Находясь на улице, не откровенничайте с посторонними людьми. Не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости. Нужно помнить, что, общаясь с вами, злоумыш ленник может придумать благовидный предлог и установить, когда вы бываете дома, когда наме реваетесь выехать на дачу, отправиться в отпуск.

    Не «голосуйте» на дороге и не принимайте предложения подвезти вас от незнакомых води телей. Если вам угрожают из притормозившей рядом машины, громко кричите и бегите в сторо ну, противоположную движению.

    Остерегайтесь на улице любых азартных игр (даже в шахматы можно проиграть состояние) или заключения пари. Если к вам подходит цыганка и предлагает «сказать всю правду», знайте, что пе ред вами мошенница. Она обязательно попросит вас положить на ладонь что-нибудь из золотых ве щей (кольцо, сережки, перстень) или деньги. Если вы это сделаете, с вещью, которую вы положили на ладонь, можете попрощаться. На улице нужно остерегаться всех людей, предлагающих какие-либо выгодные на первый взгляд сделки.

    Не стремитесь выбрать кратчайшую дорогу домой и избегайте безлюдных и плохо освещен ных пространств и переходов. Всегда придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог за стать врасплох тот, кто прячется в дверном прое ме, в кустах или переулке.

    Возвращаясь домой поздно, договоритесь, что бы вас встретили, или возьмите такси. Всегда просите водителя подождать, пока вы не войдете в дом.

    Пользуясь разменными аппаратами и плат ными телефонами, никогда не стойте спиной к потенциальной опасности. По возможности стой те лицом к улице и обращайте внимание на лю бые подозрительные вещи. Старайтесь не класть сумку или кошелек на аппарат и не сжимать их между ног: их легко могут у вас выхватить.

Находясь на улице в вечернее и ночное вре мя, никогда не пользуйтесь плейером, иначе вы не сможете услышать приближающиеся шаги потенциального преступника.

Если вам показалось, что вас кто-то пресле дует, проверьте это: меняйте темп ходьбы, перей дите несколько раз на противоположную сторону улицы. Если ваши подозрения подтвердились, бегите туда, где могут быть люди, или просто к освещенному месту. Если преследование продол жится, зовите на помощь. Если есть свисток, свистите, не переставая убегать. Если вас все же преследуют и настигли вблизи жилища, то не только зовите на помощь, но и кричите «По жар!», «Горим!», в случае острой опасности раз бейте окно нижнего этажа. Все это найдет среди жильцов гораздо более скорый отклик.

Всегда исходите из конкретных и реальных обстоятельств, в случае необходимости не стесняйтесь обращаться за помощью к посторонним людям (в безопасных местах всегда можно обнару­ жить надежных людей: в магазинах это продав цы, менеджеры, кассиры, в аптеках - фармацев ты, в банках - охранники, банковские служа щие, в церкви - настоятель, священник, сторож, в парикмахерской или мастерской - мастер, в школе - учителя, охранники).

В общественных местах

    Выходя из дому, точно знайте сумму, которой вы располагаете. Не пересчитывайте налич ность в людном месте, если вам необходимо выяснить, сколько у вас осталось денег.

    Если вы один (одна), будьте сдержанны и внимательны, не фамильярничайте с незнакомы ми, старайтесь ничем не привлекать к себе вни мание.

В кафе, в ресторане садитесь подальше от выхода, лучше спиной к стене, не садитесь в ма ло освещенные углы. Наиболее безопасны столи ки, расположенные рядом со стойкой.

    Будьте внимательны и осторожны с людьми, подсевшими за ваш столик. Никогда не ввязы вайтесь в разногласия или ссоры, не пытайтесь усмирять или примирять ссорящихся людей.

    Если вам надо поменять валюту, меняйте ее только в специально предназначенных для этого местах. Не делайте этого на улице, на рынке: там очень много шансов получить взамен своих фальшивые деньги.

    Не делайте покупки с рук или у людей, вызывающих подозрение. Старайтесь не покупать товар намного дешевле его стоимости: это или во рованная вещь, или подделка (особенно часто мо шенники предлагают купить за бесценок «золо тые» украшения).

    Не говорите посторонним, что именно вы хо тите приобрести. Не принимайте предложение продавца пройти в подсобку, попросите вынести товар.

    Располагая деньгами, не принимайте участие в азартных играх, стремясь увеличить свой капи тал: вы можете остаться без гроша в кармане.

    Прежде чем принять какое-либо предложе ние, проанализируйте, чем оно может для вас обернуться, доверяйте всегда своему внутренне му чувству, а если попали в беду, обратитесь за помощью к родителям.

    Если у вас много пакетов и сумок с покупка ми, возьмите такси. Вы переплатите какую-то сумму, но зато в сохранности довезете вещи до мой.

Старайтесь не посещать в одиночку общест венный туалет: это место, к сожалению, небез опасно. Вы знаете по многим фильмам, что имен но в общественных туалетах часто происходят разбойные нападения, сексуальные насилия или сексуальные домогательства.

Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться, если разминетесь. Ни в коем случае не уходите с обозначенного места, даже если к вам будут подходить посторонние люди и предлагать свою помощь.

В общественном транспорте

    Старайтесь не садиться в пустой автобус, трамвай или троллейбус, а если уж такое случи лось, садитесь поближе к водителю.

    Не спите в общественном транспорте.

    Если в автобусе, трамвае или троллейбусе нет сидячих мест, стойте в центральном проходе, а не у выхода, потому что здесь мошенники мо гут вырвать у вас сумочку, «дипломат» или па кет и сразу же выскочить и затеряться в толпе.

    Открытая сумка или чемодан всегда притя гивают взоры потенциального похитителя, по этому старайтесь, чтобы ваши вещи были хорошо упакованы и закрыты. Если вы поставили на пол сумку или пакет, не засматривайтесь в окно или по сторонам, придерживайте вещи ногами.

    Никогда не держите паспорт или деньги в заднем кармане брюк. Самое надежное место хранения документов - внутренний карман пид жака, но помните, что и его легко могут вырезать в толпе и сумятице.

    Выйдя на остановке, дождитесь, чтобы авто бус (трамвай, троллейбус) отъехал, и только тог да переходите улицу. Стоящий трамвай обходите спереди, автобус или троллейбус - сзади. Входя или выходя из общественного транспорта, ста райтесь избегать давки и толпы.

Если вы пользуетесь общественным транс портом в вечернее время, старайтесь занять мес то поближе к другим пассажирам или к води телю.

    При ожидании общественного транспорта старайтесь держаться хорошо освещенных мест или группы людей обоих полов. Избегайте беспо рядочных скоплений народа. Если неуправляе мая толпа движется в вашем направлении, отой дите в сторону.

    Если вы возвращаетесь домой в обществен ном транспорте поздно вечером, предварительно договоритесь с родными или друзьями, чтобы вас встретили. Назначайте встречу в хорошо осве щенных местах.

На железнодорожном транспорте

Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположен ные в центре поезда.

    Если ваши соседи по купе вызывают непри язнь или недоверие, постарайтесь спать чутко или не спать совсем. Не играйте с попутчиками в азартные игры.

    В случае отсутствия проводника не оставай тесь в вагоне, из которого все вышли.

    Не считайте деньги на виду у всех и не пока зывайте никому содержимое своего кошелька.

    Не пейте предложенные посторонними людь ми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подме шаны снотворные или наркотические вещества.

    Дверь в купе держите закрытой: не выстав ляйте на обозрение себя и свои вещи. На ночь за крывайте купе на защелку или блокираторы. До кументы и деньги всегда держите при себе, «дип ломат» или портфель кладите под матрас или подушку.

Если вы едете в плацкартном вагоне, будьте особенно бдительны на промежуточных станци ях: преступник может схватить ваш чемодан и выскочить с ним на перрон, где задержать его бу дет очень сложно.

Если вы едете в электричке и договорились о встрече в первом вагоне, а сели в последний, не проходите через вагоны. Доехав до конечной станции, пройдите по платформе. Не принимайте также предложения случайных попутчиков пройти через вагоны.

В подъезде дома

    Не заходите в подъезд, если за вами идет не знакомый человек. Сделайте вид, что что-то забы ли, и задержитесь у подъезда.

    Не проходите к своей квартире и тем более не открывайте ее своим ключом, если кто-то не знакомый находится в подъезде. Выйдите из подъезда и подождите, пока незнакомец не вый дет на улицу, после чего позвоните в дверь знако мым соседям и попросите их вместе с вами прове рить наличие посторонних людей на других этажах (на чердаке, в подвале). Вместе подойдите к постороннему человеку, спросите, чем вы можете ему помочь, и завяжите с ним разговор. Если разговор между вами и посторонним не получил ся или он пытается от вас скрыться, постарай тесь запомнить его приметы, направление бегст ва и сообщите о нем в милицию.

    При угрозе нападения поднимите шум, при влеките внимание соседей (свистите в свисток, разбейте стекло, звоните или стучите в двери), постарайтесь выскочить на улицу.

    При внезапном нападении оцените ситу ацию и по возможности защищайтесь любым способом, постарайтесь ошеломить и остановить нападающего, выиграть время для вызова сосе дей и милиции.

После нападения, оказавшись в безопаснос ти, немедленно сообщите о случившемся в мили цию и соседям.

В лифте

    Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет посторонних.

    Если в вызванном вами лифте уже находит ся незнакомый пассажир, внушающий подозре ние, не входите в кабину, а подождите и вызови те лифт снова.

    Если вы все же вошли в лифт с незнакомцем, вызывающим у вас подозрение, нажмите одно временно кнопки «вызов диспетчера» и «стоп», чтобы кабина стояла с открытыми дверями на месте. После ответа диспетчера нажмите кнопку нужного вам этажа и завяжите с диспетчером разговор: он будет слышать, что происходит в лифте, и может при необходимости вызвать ми лицию и лифтера.

    Не стойте в кабине лифта спиной к незна комому пассажиру, постоянно наблюдайте за его действиями.

    При нападении поднимите крик, шум, сту чите по стенкам кабины. Оцените ситуацию и по возможности защищайтесь любым способом путем причинения нападающему существенного вреда в пределах необходимой обороны (статья 37 УК РФ), нажмите кнопку «вызов диспетче ра» и любого этажа.

    Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на площадку, позвать соседей на по мощь или выбежать на улицу. Оказавшись в без опасности, немедленно вызовите милицию, сооб щите приметы нападавшего.

Не пользуйтесь лифтом, если в подъезде сто ит дым или что-то горит: при этом может от ключиться электричество и вы застрянете в лиф те, а шахта лифта сработает, как вытяжная тру ба, и вы отравитесь продуктами горения.

Заключение. Повторить основные моменты и проверить, как понята тема.

Закрепление знаний.

1. Какие правила безопасного поведения необходи мо соблюдать во время прогулки по улице? 2. Какие меры безопасности вы примете, возвращаясь поздно вечером домой? 3. Как вы будете действовать, если вам покажется, что вас преследуют? 4. Перечисли те правила безопасного поведения в общественных местах. 5. Как вы будете действовать, оказавшись в толпе? 6. В чем заключается криминогенная опас ность общественного транспорта? Какие меры без опасности необходимо соблюдать при пользовании им? 7. В чем заключаются особенности безопасно го поведения при пользовании железнодорожным транспортом? 8. Какие опасные ситуации могут воз никнуть в подъезде дома? Какие правила безопасно го поведения необходимо соблюдать при входе в подъезд и в квартиру? 9. Как вы будете действовать, если в подъезде увидели подозрительного человека? 10. Какие меры безопасности необходимо соблюдать в лифте?

Практические задания.

1. Каким из перечисленных ниже правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

а) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;

б) идти по освещенному тротуару и как можно бли же к краю дороги;

в) воспользуетесь попутным транспортом?

2. Возвращаясь вечером из кино, вы решили сократить дорогу и пойти к дому через парк. Когда вы углубились в него примерно на 100 м от оживленной улицы, то услышали впереди разговор подвыпившей компании, которая, видимо, заметила вас и замыш ляет недоброе. Определите:

а) какую ошибку вы совершили и как будете дейст вовать в описанном случае;

б) что вы предпримете, если эта компания догнала и окружила вас.

3. Представьте себе, что ваш товарищ пришел в большой универсальный магазин. Здесь к нему подошли два подростка и, угрожая ножом, пы таются вывести его в безлюдное место. Определите:

а) какие черты поведения вашего товарища могли послужить причиной нападения;

б) какие действия он должен предпринять в этом случае;

в) в каких местах чаще всего совершаются преступ ления.

4. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

а) перейдете несколько раз улицу и, убедившись в правильности подозрений, побежите в людное место;

б) остановитесь и выясните причину преследования;

в) броситесь бежать к телефонной будке.

5. Представьте себе, что девушка захо дит в свой подъезд, слышит громкие крики, смех, шум и понимает, что этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. Выберите из предлагаемых вариантов действий то, которое могли бы посоветовать девушке:

а) спокойно подниматься домой;

б) ждать, пока они уйдут;

в) дождаться взрослого знакомого человека, входя щего в подъезд, и попросить проводить ее до квартиры.