Того кто выступает в качестве. Кто может выступать в качестве общественного защитника и порядок его привлечения? Угроза со стороны родителя

Кадровые агентства являются достаточно популярными организациями, которые помогают различным предпринимателям и частным лицам находить работников, отвечающих определенным требованиям. К основным плюсам такого бизнеса можно отнести небольшие финансовые вложения в начале деятельности, что особенно является важным для новичков, и отсутствие серьезного и пристального внимания к компании со стороны различных надзорных государственных органов. Если знать, как открыть кадровое агентство, учитывая многочисленные нюансы и подводные камни, то можно получить прибыльное предприятие.

Кто выступает в качестве клиентов компании?

Клиентами данных агентств являются чаще всего юридические лица, которые по каким-либо причинам не желают самостоятельно заниматься наймом работников. Также именно кадровые фирмы могут предложить определенных специалистов, обладающих знаниями и навыками в конкретной области деятельности.

К причинам, почему компании прибегают к помощи кадровиков, можно отнести:

  • отсутствие собственного отдела кадров, который мог бы проводить собеседование и отсеивать кандидатов;
  • нежелание тратить много времени на просмотр большого количества резюме, на проведение собеседования и на ответы по телефонным звонкам, поэтому можно доверить все эти вопросы профессиональным организациям, которые специализируются на этих делах;
  • необходимость заполучить определенного специалиста как можно быстрее, что возможно только через кадровое агентство, поэтому данный бизнес считается востребованным.

Основные разновидности кадровых агентств


Перед тем как открыть кадровое агентство, необходимо создать детальный бизнес план, в котором будут прописываться все основные нюансы данной работы. Дополнительно будет решено, какие именно услуги будут предоставляться в компании, причем это зависит от профиля деятельности.

Рекрутинговые фирмы

Эти компании работают по следующим принципам:

  • происходит поиск сотрудников для различных компаний, производственных организаций и заводов;
  • за каждого трудоустроенного человека компания получает некоторый процент;
  • оплата производится только работодателем, поэтому такое кадровое агентство выступает в качестве посредника;
  • важно оценить запросы работодателя с имеющимися данными конкретного рекрутера, чтобы обеспечить выгодную сделку.

Бизнес, который предполагает открыть такое кадровое агентство, считается достаточно сложным в реализации, поскольку трудно подыскать под запросы работодателей подходящие кандидатуры.

Узкопрофильные организации, занимающиеся подбором работников

В основе оказания услуг компаниями этого типа лежат следующие принципы

  • фирма специализируется только в одной сфере;
  • имеются определенные требования работодателей, в соответствии с которыми подбираются и даже обучаются потенциальные работники;

Оплачиваются такие услуги очень хорошо, поскольку работа считается сложной и открыть кадровое агентство такого направления удается не каждому предпринимателю.

Хедхантеры или «охотники за головами»

Эти компании работают на следующих условиях:

  • они подбирают только работников с высокой квалификацией и подходящим стажем работы;
  • обычно они переманивают специалистов из крупных и известных компаний более высокой заработной платой или иными преимуществами в другую организацию.

Такие агентства запрашивают за свои услуги очень высокие гонорары. Однако многие фирмы пользуются их предложениями, поскольку это позволяет получить высококлассных специалистов с нужным опытом работы.

Международное агентство, специализирующееся на подборе персонала

Эти компания функционирует на следующих условиях:

  • предлагают работникам устроиться в иностранные компании;
  • для работы агентство должно получить специальную лицензию;
  • оплачивает услуги компании соискатель, а в обмен ему гарантируется стабильное и высокооплачиваемое место в зарубежной компании и безопасность работы;
  • желающих пользоваться данными услугами очень много, поскольку можно быть уверенным в том, что предложение исходит не от мошенников.

Алгоритм работы кадрового агентства


Чтобы открыть кадровое агентство, нужно пошагово выполнять определенные действия. К ним можно отнести:

  • поиск претендентов на определенную должность в соответствии с требованиями работодателя;
  • составление специальных резюме;
  • формирование различных тренингов и проведение курсов, предназначенных для повышения квалификации специалистов.

Регистрация бизнеса

Как организовать кадровое агентство с нуля? Прежде всего, необходимо зарегистрировать бизнес.

Для этого нужно обратиться в налоговую инспекцию. Выбрать для регистрации можно индивидуального предпринимателя или ООО. Более рациональным выбором считается последний вариант, поскольку в качестве клиентов чаще всего будут выступать юридические лица, доверяющие именно компаниям, а не частным предпринимателям.

Подбор помещения для работы

Кадровое агентство должно открываться только после того, как будет составлен бизнес план. В соответствии с ним должно быть подобрано подходящее помещение для работы бизнеса. Для этого выбирается офис небольшого размера — допускается размер в 30 кв. м.

В помещении необходимо сделать ремонт. Желательно придерживаться классики или хай-тека.

Лучше всего сделать свой оригинальный логотип, чтобы выгодно отличаться от конкурентов. Для работников, которые будут принимать клиентов, необходимо оборудовать рабочие места: стол, стулья и личный компьютер.

Особенности создания базы данных

Бизнес план, в котором описывается выгодное и перспективное кадровое агентство, должен учитывать, что основным его элементом должна быть полная и качественная база данных, в которую входят и работодатели, и соискатели.

Приобрести уже готовую базу практически нереально, поэтому придется уделять много внимания и времени формированию своего уникального каталога.

Принцип работы кадрового агентства


Поиск клиентов возможен несколькими способами

Как создать кадровое агентство в России? Для этого важно знать, как именно оно должно работать. Здесь реализуются следующие этапы:

  • поиск заказчиков, в качестве которых выступают различные компании, нуждающиеся в определенных квалифицированных специалистах;
  • определение необходимости заказчиков в работниках, причем учитываются требования к ним, особенности должности и иные факторы;
  • поиск работников в соответствии с заданными критериями, поэтому для каждого соискателя должна иметься анкета, по которым и будет выполняться поиск.

Как компании ищут соискателей?

Чтобы открыть кадровое агентство по подбору персонала, важно знать, как искать клиентов. Выделяются следующие методы:

  • объявления в различных средствах массовой информации;
  • поиск через высшие учебные заведения для чего привлекаются люди, только закончившие обучение;
  • поиск клиентов с помощью интернета, для чего используются популярные социальные сети;
  • самостоятельное обучение людей, что позволяет создать кандидатов с определенными навыками и знаниями.

Финансовые расчеты


Важно знать не только, как открыть кадровое агентство пошагово, но и как рассчитать расходы и доходы.

К первоначальным расходам относится покупка оборудования и мебели для работы сотрудников. Обычно они составляют 120 тыс. руб.

Доходы и расходы ежемесячные представлены в таблице:

Таблица. Сводная таблица доходов и расходов

В первые месяцы работы можно будет выполнять от 5 до 10 сделок, что покроет расходы, но не сможет принести хорошую прибыль. В будущем, когда уже будет налаженная клиентская база, можно рассчитывать на чистую прибыль в размере 378 тыс. руб., что считается отличным финансовым показателем деятельности компании.

Таким образом, открытие кадрового агентства – это сложная и специфическая работа, однако если понять ее принципы и трудиться постоянно, то можно стать владельцем прибыльного и перспективного бизнеса.

Государственное

Государство реализует функции:

1) Регулирующие;

2) Стимулирующие;

3) Контролирующие.

Противоречия (снять ограничение и меры по ограничению МДК)

Интересно : чаще вывоз капитала из страны регулируется в меньшей степени, чем приток иностранного капитала в данную страну.

Заключают двусторонние инвестиционные договоры и договоры об избежании двойного налогообложения.

Основа государственного регулирования МДК:

Национальные законы;

Постановления;

Административные процедуры.

Нет специальных законов в области иностранных инвестиций: США, Германия, Франция, Великобритания.

«национальный режим» для иностранных инвесторов (ИИ) – тот минимум условия хоз. деятельности, ниже которого условия деятельности ИИ опускаться не должны.

Для ИИ бывают дополнительные льготы:

Предоставление льготного режима налогообложения в отношении реинвестиций;

Льготный режим налогообложения (вплоть до полного освобождения от налогов) ЗП и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвест. проекты на контрактных началах;

Освобождение от таможенных пошлин постоянно или временно ввозимого иностранными инвесторами имущества, оборудования и т.д. (для целей развития производства экспортной продукции (или ранее не производилась ранее в стране).

+ «дедушкина оговорка» (отсрочка)

Основные формы поддержки ПИ со стороны государства:

1) Предоставление гос. гарантий;

2) Страхование зарубежных инвестиций (чаще 1% от суммы инвестирования);

Международное (международно-правовое) регулирование МДК

МДК регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями.

Фиксируют обычно следующие основные положения:

О национальном режиме для иностранных инвесторов;

О защите иностранных инвесторов (от национализации, по репатриации капитала, прибыли и дивидендов;

О порядке разрешения споров;

По страхованию от ущерба на случай политических рисков.

1) Урегулирование инвестиционных споров (национальный уровень + межд. арбитраж);

2) Исключение двойного налогообложения;

3) Административная и дипломатическая поддержка;

Наиболее важные конвенции (многосторонние соглашения) по регулированию иностранных инвестиций:

Вашингтонская (1965);

Сеульская (1985).

На основе Вашингтонской конвенции «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами» был создан при МБРР Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (International Center for the Settlement Investment Disputes)

На основе Сеульской конвенции – Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (Multilateral Investment Guarantee Agency).

ЕС - решены проблемы «четырех свобод» (свобода движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов).

Северо-Американское соглашение о свободной торговле (либерализованы условия трансграничного движения капитала).

3. Соглашение о торговых аспектах инвестиционной политики (TRIMS). Понятие инвестиционного климата, его характеристика в отдельных странах.

Инвестиционное соглашение в рамках ГАТТ/ВТО Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах – ТРИМС.

Наиболее глобальное с точки зрения масштабности охвата стран современного мира!

Положения ТРИМС распространяются только на «инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами».

Основная цель Соглашения – защита интересов иностранных инвесторов на территории принимающих инвестиции стран.

Недопустимые меры в рамках ТРИМС:

1. «внутреннее количественное ограничение» (доля нац. товаров в производстве продукции) (local content requirement).

2. Пропорция покупки национальной и импортной продукции (сводится к foreign exchange requirement).

Расходовать больше валюты на закупку импортных материалов, чем получает от экспорта.

3. Требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции (export performance requirement). (ассортимент товаров, доля участия инвесторов, кадровые вопросы, ограничения на денежные переводы и т.д.).

ТРИМС зафиксировано:

Если в нац. законодательстве есть положения, противоречащие обязательствам по ТРИМС, то они должны быть устранены.

А) Развитыми странами – в течение 2 лет с момента присоединения к Соглашению;

Б) Развивающимися странами – в течение 5 лет;

В) Наименее развитыми странами – в течение 8 лет.

4. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на характер и направления международной инвестиционной деятельности.

Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние не только на дальнейшее развитие национальной экономики, но и заставил по-другому оценивать протекающие инвестиционные процессы.

Более того, показал, что существующие механизмы регулирования международного капитала нуждаются в совершенствовании и унификации.

Либерализация мировой торговли и сокращение ограничений на движение капитала в значительной мере ограничивают государство в его потребностях контроля за трансграничным движением капиталопотоков.

Современная мировая экономика представляет собой синтез рыночного и государственного механизмов регулирования.

Формы и объем регулирующей деятельности государства в сфере международного движения капитала постоянно трансформируются.

В условиях мирового финансового кризиса государственное регулирование рассматривается как дополнительная возможность приобретения недостающих или отсутствующих ресурсов, факторов и условий для экономического развития, которые становятся все более разнообразными по видам и формам и масштабными по объемам операций.

5. Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и классификация. Оффшорные центры. Опыт функционирования свободных экономических зон в отдельных странах.

Свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ)

это часть территории (экономического пространства) государства с особым льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности.

Идея создания СЭЗ?

Страна не готова открыть экономику для иностранного капитала, а только небольшую часть территории (анклав) с благоприятным климатом для зарубежных инвестиций и льготным внешнеторговым режимом.

Подходы к образованию СЭЗ

Функциональный (в виде части экономического пространства выступает отдельное предприятие (или группа предприятий);

Территориальный (особый режим получают все предприятия, расположенные на конкретной территории, определенной как СЭЗ) (наиболее распространенный подход).

Основные признаки СЭЗ

Определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, внешнеторговом, инвестиционном и валютно-финансовом отношениях;

Беспошлинный или льготный режим ввоза/вывоза товаров;

Создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность;

Существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом.

Территории расположения СЭЗ:

Компактная, небольшая территория;

«точечные» зоны

Пример: «duty free»

Значительные по масштабам территории;

Несколько сотен кв. км и >

Пример: «открытые города»

Китай (Шеньчжень, Чжухай, Сямонь и Шаньтоу).

Виды СЭЗ:

1) Зоны беспошлинной (свободной) торговли

(порт Генуя (1595), «свободные порты» Одесса (1862) и Батуми (1878)

Чаще создаются на пересечении основных транспортных магистралей.

Нет спешки, а ждем благоприятную конъюнктуру.

2) Экспортные промышленные зоны (свободные зоны поощрения экспорта)

Цель – поощрение и стимулы (экономические и финансовые) инвесторов (иностранных и отечественных (реже)), вкладывающих средства в ориентированные на экспорт производств.

Характерны для НИС, реализующих программы импортозамещения и развитие экспортного потенциала.

3) Зоны развития новых и высоких технологий

Цель – развитие наукоемких отраслей высоких технологий.

Нередко создаются на базе ведущих университетов.

Транзитные или консигнационные склады.

4) Специальные экономические зоны

Цель – развитие конкретного, очень важного для данной территории страны направления деятельности.

Пример: агрополисы (для развития с\х и агропромышленных комплексов), экополисы (экологические зоны), туристские зоны).

В России потенциал: районы Алтая, оз. Байкал, Сочи.

5) Комплексные, многоотраслевые и многофункциональные зоны.

Обладают всеми чертами др. специальных зон (сэз + технопарк)

Повышение международной конкурентоспобоности нац. производства;

Увеличение притока СКВ (от экспорта товаров и услуг, в форме иностранных инвестиций);

Ускорение развития новых видов производства и изменения структуры национального производства;

Решение социальных проблем (занятость, квалифицированные специалисты и т.д.);

Новые управленческие технологии (менеджмент, маркетинговая деятельность);

Культура производства.

ТЕМА 8. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ, ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1. Иностранные капиталовложения в России в конце XIX - начале XX веков. Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Инвестиционный климат в РФ.

2. Государственное регулирование иностранных инвестиций. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Формы участия иностранного капитала в экономике России. Иностранные инвесторы: права и гарантии. Создание и функционирование предприятий с участием иностранного капитала.

Привлечение иностранного капитала в освоение природных ресурсов. Соглашения о разделе продукции. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции». 4. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства».

5. Роль особых экономических зон в развитии экономики и привлечении иностранных инвестиций в РФ, их функции, экономическое регулирование, проблемы развития.

2 точки зрения на привлечение иностранного капитала в РФ:

Иностранный капитал надо привлекать в максимальной степени, снимая при этом для него все барьеры и ограничения;

Иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом приходе в экономику России несут в себе опасность утраты страной национальной экономической независимости (и, возможно, политической независимости).

Будем привлекать инвестиции только в ситуациях инвестиционных кризисов.

«Золотая середина »:

1) Россия – составная часть МХ и участница международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции (ИИ) можно и нужно привлекать в экономику страны;

2) Но, привлекая ИИ, государство должно регулировать и контролировать этот процесс.

Из Истории

Первые примеры ИИ – Петр I (в виде займов у банков)

Граф С.Ю. Витте (министр финансов (1892-1903) и глава правительства (1905-1906)).

Вместо займов стал осуществлять политику привлечения прямых инвестиционных займов в конкретные отрасли промышленности и региональные банки.

К 1900 году – ИИ 1/3 всего функционирующего капитала в стране.

После 1917 года – национализация.

С 1921 НЭП – концессии (чистые концессии и смешанные общества (с долей государства), но провал (окончательно с 1937 г.)

С 1960х г. – целевые кредиты привлекают.

С 1980х гг. – попытки формирования СЭЗ.

Факторы, способствующие приход ИИ в РФ:

Огромные запасы природных ресурсов;

Еще сохранившийся НТ и производственный потенциал (в первую очередь у ОПК);

Кадровый потенциал;

Потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны;

Отсутствие серьезной конкуренции со стороны российского бизнеса;

Перспективы экономического роста, связанные с реформирование экономики России.

Неразвитость транспортной инфраструктуры и инфраструктуры связи;

Устаревший производственный аппарат во многих отраслях экономики страны (физический и моральный износ);

«утяжеленность» структуры экономики (высокий удельный вес отраслей добывающей и тяжелой промышленности, но относительная неразвитость отраслей перерабатывающей промышленности;

Высокий удельный вес ОПК с структуре экономики страны со времен СССР;

Низкий уровень с\х производства;

Высокий уровень коррупции и криминализации эк-ки.

Инвестиционный риск;

Инвестиционный потенциал.

Инвестиционный риск – показывает вероятности потери инвестиций и дохода от них;

Величина общего риска складывается из 7 рисков: законодательный, политический, социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический.

Единица (1) – это среднероссийский риск, а показатели регионов – отклонения.

Инвестиционный потенциал – складывается из 8 составляющих потенциалов:

Трудового;

Потребительского;

Инфраструктурного;

Производственного;

Инновационного;

Финансового;

Институционального;

Природно-ресурсного.

2. Государственное регулирование иностранных инвестиций. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ

«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

До этого был принят в 1991 году и действовал до 1999 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

Не распространяется на отношения:

1) связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании.

2) связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Даются понятия:

Иностранный инвестор;

Иностранная инвестиция;

Прямая иностранная инвестиция;

Инвестиционный проект (в том числе приоритетный инвестиционный проект (не менее 1 млрд. руб. или эквивалент);

Реинвестирование и т.д.

Есть еще льготы, устанавливаемые другими нормативными актами, напрямую не связанные с иностранными инвестициями.

Например, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ, статья 66

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии определенных оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Срок – от 1 до 5 лет (есть случай до 10 лет).

3. Привлечение иностранного капитала в освоение природных ресурсов. Соглашения о разделе продукции. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции».

Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ

(ред. от 19.07.2011)

«О соглашениях о разделе продукции»

Закон принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности.

Устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями ФЗ.

4. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства».

Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ

(ред. от 16.11.2011)

«О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства Федеральным законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.

Статья 6. Виды деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

5. Роль особых экономических зон в развитии экономики и привлечении иностранных инвестиций в РФ, их функции, экономическое регулирование, проблемы развития. + из Темы № 7 по СЭЗ

6. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на привлечение иностранных инвестиций. Внешняя задолженность России: масштабы и структура. Основные причины формирования внешней задолженности, пути решения проблемы внешнего долга России.

По характеру использования формы вывоза капитала включают:

1) вывоз предпринимательского капитала;

2) вывоз ссудного капитала.

К международному движению ссудного капитала относится предоставление на коммерческих условиях займов, кредитов, ссуд, по которым принимающая сторона обязана платить.

Кредитование – важнейший инструмент проникновения на новые рынки.

Внешний долг (особенно крупномасштабный) ограничавает суверенитет страны-должника, предопределяя принятие страной важнейших решений (во внешн. и внутр. политике).

Проблема внешнего долга – многие исследователи относят к глобальной проблеме современной мировой экономики.

«Долговая экономика» страны – (учитывается внешний и внутренний долг) постепенное приближение объема средств на обслуживание долга (погашение платежей и выплата процентов) к объему новых заимствований на рынках (внутреннем и внешнем).

Россия – необходимость отвлечения крупных средств на обслуживание долга и его сокращение, что ограничивает возможность экономического роста страны.

Государственный внешний долг является составной частью государственного долга , который характеризуется взятыми на себя и непогашенными финансовыми обязательствами государства и уполномоченных им органов перед резидентами и нерезидентами (как юр., так и физ. лицами).

«Репутация державы точнее всего определяется той суммой, которую она способна взят в долг» (У. Черчилль)

Внешний долг России

Структура: «старый» долг (от СССР) (64% долг правительствам зарубежных государств и 36% коммерческим банкам и фирмам) + «новый» (российский долг).

«план Маршалла» (поддержка европейских государств, пострадавших в результате II Мировой Войны). Взяли всего 2 кредита за 5 лет: у США (1945) и Швеции (1947).

50ые годы – без принципиальных изменений. кратко- и среднесрочные фирменные кредиты для финансирования импорта.

С 60х – прямые долгосрочные кредиты банков ведущих промышленно развитых стран для оплаты импортного оборудования.

Стали использовать «компенсационные сделки»

Кредиты погашались за счет поставки продукции предприятий, построенных с помощью указанных кредитов.

Сделки «газ – трубы»

К 1990 г. – сильный рост гос. долга.

Анализ внешнего долга стал реальным с 1993 года, когда был урегулирован вопрос о правопреемстве внешнего долга СССР.

По международной методологии подсчета

В состав внешнего долга включается: внешний долг федеральных органов управления, регионов (субъектов РФ), банковской системы РФ, нефинансовых предприятий.

По методологии Министерства финансов РФ

В состав внешнего долга включается: долг Парижскому клубу, долг государствам-нечленам Парижского клуба, долг бывшим странам – членам СЭВ и Югославии, коммерческий долг, долг международным финансовым организациям, ценные бумаги, выраженные в ин. валюте, долг по кредитам ЦБ РФ.

Объем внешнего долга России за третий квартал текущего года вырос почти на 25 миллиардов долларов и на 1 октября 2012 года достиг 597,561 миллиарда долларов. Об этом говорится в официальных материалах ЦБ. На 1 июля внешний долг страны оценивался в 572,667 миллиарда долларов.

С начала текущего года задолженность России увеличилась на 52,3 миллиарда долларов, или почти на десять процентов. На 1 января внешний долг страны составлял 545,387 миллиарда долларов. В прошлом году внешний долг России вырос в общей сложности на 50 миллиардов долларов.

В текущем году Россия после десятилетнего перерыва вышла на рынок внешних заимствований, в марте разместив облигации на сумму в семь миллиардов долларов.

3 октября Центробанк также сообщил об оттоке капитала из страны, который в третьем квартале увеличился до 13,6 миллиарда долларов. Всего за январь-сентябрь отток составил 57,9 миллиарда долларов. В Минэкономразвития прогнозируют, что по итогам года вывоз капитала достигнет 65 миллиардов долларов.

ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Международные валютные отношения как форма МЭО. Понятие валюты. Конвертируемость валюты. Валютный курс. Валютные рынки.

2. Национальная валютная система РФ. Валютный курс рубля. Особенности становления и функционирования валютного рынка в России.

3. Международные расчетные отношения, формы международных расчетов, их классификация. Организация международных расчетов. Международные расчетно-платежные отношения России с развитыми и развивающимися странами, с государствами СНГ. Мировой финансовый кризис и проекты создания новой архитектуры международных валютно-кредитных отношений.

Валютные отношения – это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении международных расчетов, валютных и кредитно-финансовых операций.

Участники международных валютных отношений (МВО):

1. Коммерческие и инвестиционные банки ;

(в том числе ТНБ)

Citigroup, Bank of America, J.P. Morgan Chase, Mizuho Financial Group и т.д.

2. Центральные банки стран;

(осуществляют валютные интервенции для регулирования нац. валюты, управляют золото-вал. резервами страны и гос. долгом, надзор за КБ, функции валютного контроля и регулирования).

3. Брокерские фирмы;

(заключают валютные сделки как и КБ, посредники м/у небанковскими институтами (пенсионные и страховые фонды), продавцы/покупатели валюты).

Лидеры: Goldman Sachs, Morgan Stanly, Merrill Lynch (c 2008 подразделение Вank of America).

5. Международные валютно-кредитные и финансовые организации ;

(принимают участие в операциях на мировом рынке, валютные операции МВФ, Мирового банка, ЕБРР и д.р.)

6. Частные лица ;

(осуществляют небольшой объем операций с валютой: туризм, накопления, стипендии, пенсии и т.д.).

ВАЛЮТНЫЕ РЫНКИ

Валютный рынок - это сфера экономических отношений, возникающих при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты, кредитно-депозитных операций, проводимых участниками валютного рынка по рыночному курсу или рыночной процентной ставке, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов.

Валютные рынки: мировые, региональные и национальные.

Зависят от: объема и характера валютных операций, количества используемых валют, уровня нормативно-правового регулирования.

Валютные рынки – официальные финансовые центры, в которых сконцентрировано огромное количество участников валютного рынка и осуществляется покупка и продажа валюты.

Крупнейшие мировые валютные рынки,

выделяют:

Европейский валютный рынок – Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Париж, Милан;

Североамериканский валютный рынок – Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес;

Азиатский валютный рынок – Токио, Бахрейн;

Молодые рынки: Сингапур, Гонконг, Сидней.

REUTERS – дилинговая система (торговля валютой)

СВИФТ – доставка и обработка финансовой информации

SWIFT – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication

ЛИБОР (Лондонская межбанковская ставка предложения средств) LIBOR – London Interbank Offered Rate

LIBID London Interbank Bid rate – Лондонская межбанковская ставка привлечения средств.

ЛИБОР – средняя ставка %, по которой на межбанковском валютном рынке в Лондоне банки предоставляют друг другу краткосрочные необеспеченные ссуды от 1 дня до 1 года.

LIBID обычно > LIBOR на 1/8%

Валютные рынки различают :

(с точки зрения вмешательства государства в регулирование валютного рынка и контроля за валютными операциями)

Валютный рынок с одним режимом валютного курса;

Валютный рынок с двойным режимом валютного курса;

«серый» валютный рынок;

«черный» валютный рынок.

Валютный рынок с одним режимом валютного курса ;

Характерно : плавающий валютный курс, котировка которого осуществляется на основе спроса и предложения.

Существует : в промышленно развитых странах и формируется во многих странах с переходной экономикой.

Валютный рынок с двойным режимом валютного курса ;

Характерно: существуют различные уровни валютного курса для инвестиционных операций и операций, обсуживающих внешнеторговые контракты.

Существует: в странах, регулирующих движение капиталов между национальным и международным рынками ссудных капиталов.

Множественный курс в РФ прекратил существование в 1992 году.

«серый» валютный рынок ;

«черный» валютный рынок

Функционирует параллельно с официальным валютном рынком (в условиях высокого уровня инфляции и нестабильности банковской системы).

Не распространяется контроль государства.

Государство стремится создать условия вовлечения валюты с данного рынка в официальный оборот (сдерживание инфляции, гарантии вкладчикам КБ и т.д.).

«серый» валютный рынок ;

существует на валютных биржах стран, где осуществляются операции с неконвертируемыми или частично конвертируемыми валютами (Вена, Осло и т.д.)

Движение валютных и финансовых потоков на валютных рынках осуществляется через :

1) Валютные операции;

2) Валютно-кредитное и расчетное обслуживание покупки и продажи товаров и услуг;

3) Зарубежные инвестиции;

4) Операции с ценными бумагами;

5) Перераспределение национальных доходов в виде помощи развивающимся странам и взносов в международные организации.

Валютные операции по срокам исполнения валютной операции (т.е. поставки валюты – дата валютирования (value date)) делятся на :

1. Текущие;

2. Срочные.

Текущие купля-продажа по текущему курсу – спот (зафиксирован в момент заключения сделки, с условием поставки валюты банками-контрагентами на второй рабочий день)

today (поставка валюты в день заключения сделки), tomorrow.

Срочные

сделки заключаются на основе форвардного курса

Форвардные контракты – соглашение между 2 сторонами о будущей поставке предмета контракта. + деривативы.

Валютная система – форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленной национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.

Различают: мировую, региональную (международную) и национальную валютные системы .

Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений, регулируемых национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.

Основные элементы МВС :

Функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы);

Условия взаимной конвертируемости валют;

Режимы валютных паритетов и валютных курсов;

Степень валютного регулирования и объем валютных ограничений;

Унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков) и форм международных расчетов;

Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование.

Парижская (1867) – это первая мировая валютная система, основана на золотомонетном стандарте. Фиксированное золотое содержание нац. валют и фиксированные валютные курсы.

Генуэзская (1922) – золотодевизный стандарт. В качестве девиза – иностранная валюта в любой форме.

Бреттон-Вудская (июль 1944) – золотодевизная система с фиксированными валютными курсами (доллар США, фунт стерлингов). Создан МВФ.

Ямайская (январь 1976)

Демонетизация золота, стандарт СДР, плавающие валютные курсы, МВФ – больше полномочий по надзору

Специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs) - искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались.

Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ. Используется для регулирования сальдо платёжных балансов, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ.

Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. До введения евро с 1981 года курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.

Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений страны, закрепленная национальным законодательством. Является частью денежной системы страны, но обладает относительной самостоятельностью и осуществляет связь экономики страны с мировым хозяйством.

Основные структурные элементы НВС:

1) Национальная валюта;

2) Степень конвертируемости

неконвертируемые (замкнутые), частично конвертируемые, полностью конвертируемые.

Режим валютного курса (фиксированный, плавающий, привязанный) и их разновидности (валютное управление (currency board), валютные коридоры, регулируемое плавание).

Основной центр проведения валютных операций банков в РФ – ММВБ (январь 1992 года)

3. Международные расчетные отношения, формы международных расчетов, их классификация.

Международные расчеты объединяют в 2 группы:

1) Торговые;

2) Неторговые.

Торговые включают платежи и поступления:

По внешнеторговым операциям;

По международному кредиту;

По международным перевозкам грузов различными видами транспорта.

К неторговым расчетам относятся:

Платежи по содержанию дипломатических, торговых, консульских и других представительств и международных организаций;

Расходы по пребыванию делегаций, групп специалистов и отдельных граждан в других странах;

Переводы денежных средств за границу по поручению общественных и других организаций и частных лиц.

Такое деление обусловлено различиями в ценах, на основе которых строятся те или иные платежи.

Торговые расчеты – связаны с операциями, которые осуществляются на основе внешнеторговых цент и международных тарифах.

Неторговые расчеты – осуществляются по внутренним розничным ценам на товары и по тарифам платных услуг населению каждой страны (как правило, платежи осуществляются в национальных валютах).

Международные расчеты проводятся банками по поручению своих клиентов (участников внешнеэкономической сделки).

Банки устанавливают корреспондентские отношения между собой и становятся банками-корреспондентами

Банки-корреспонденты – это банки, которые, устанавливая корреспондентские отношения, на основе договора выполняют поручения по платежам и расчетам.

Корреспондентские отношения – договоренности банков об определенном режиме обмена информацией, об открытии счетов (лоро и ностро) и проведении финансовых операций. Корр. отношения могут осуществляться без открытия счетов (сводятся к обмену информацией).

Счет НОСТРО (от лат. «Наш») – корр. счет, открытый на имя банка в другом банковском учреждении. Это счет, поддерживаемый отечественным банком и в иностранном банке за рубежом.

Ностро-счет может быть номинирован в следующих типах валют:

В валюте иностранного государства, в банке которого открыт счет;

В валюте третьей страны;

В отечественной валюте банка, которому принадлежит счет.

Счет ЛОРО (от лат. «Их») – корр. счет, открытый в банке на имя другого банковского учреждения. Это депозит до востребования (текущий операционный счет), поддерживаемый иностранным банком-корреспондентом в отечественном банке.

С открытием счета Лоро можно зафиксировать открытие межбанковских корр. отношений.

В некоторых странах счет такого типа называют ВОСТРО (от лат. «Ваш») – счет, который поддерживается иностранным банком в банке-резиденте в местной валюте, или в валюте третьей страны, или в национальной валюте иностранного банка.

В России проведением международных расчетов по экспортным, импортным и неторговым операциям с зарубежными странами занимаются уполномоченные коммерческие банки.

Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ

(ред. от 06.12.2011)

«О валютном регулировании и валютном контроле»

Международные расчеты имеют следующие особенности:

Носят, как правило, документарный характер, т.е. осуществляются по предъявлении документов: финансовых (векселей, чеков, платежных расписок) и коммерческих (счет-фактур, транспортных коносаментов, накладных, страховых полисов, различных сертификатов);

Основные формы расчетов унифицированы и осуществляются на основе обычаев и правил, которые сформулированы Международной торговой палатой.

Международная торговая палата (МТП) (англ. International Chamber of Commerce - ICC) - независимая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. Штаб-квартира организации находится в Париже. МТП тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ООН, ВТО, Всемирный банк и другими, являясь для них коллективным консультативным органом. На территории бывшего СССР действуют Российский (ICC Russia) (http://www.iccwbo.ru), Украинский (ICC Ukraine), Литовский (ICC Lithuania) и Грузинский (ICC Georgia) национальные комитеты ICC.

При МТП работает Международный арбитражный суд (1923), сыгравший огромную роль в обеспечении мирового признания арбитража как наиболее эффективного пути разрешения международных коммерческих споров.

Формы расчетов:

Документарный аккредитив;

Отзывной аккредитив;

Безотзывной аккредитив;

Неподтвержденный аккредитив;

Подтвержденный аккредитив;

Покрытый аккредитив;

Непокрытый аккредитив;

Револьверный аккредитив (возобновляемый);

Инкассо;

Банковский перевод;

Расчеты в форме аванса;

Расчеты по открытому счету;

Расчеты с помощью векселей;

Расчеты с помощью платежных карт.

Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и платности.

Функции международного кредита

Перераспределение ссудных капиталов между странами (в интересах расширенного воспроизводства);

Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов;

Увеличивает концентрацию и ускоряет централизацию капиталов при привлечении иностранных кредитов.

(международный кредит – важный фактор создания крупных акционерных обществ, затрудняет доступ мелких и средних фирм на рынок ссудных капиталов).

Классификация форм международного кредита

По срокам

Краткосрочные кредиты (от 1 дня до 1 года);

Среднесрочные (1 год – 5 лет, в некоторых странах, например

Великобритания – до 7 лет);

Долгосрочные (> 5 лет).

По назначению

(т.е. в зависимости от того, в какой сфере кредитуется сделка)

Коммерческие кредиты (обслуживающие международную торговлю товарами и услугами);

Финансовые кредиты (направляемые на инвестирование в промышленность, покупку ц/б, проведение валютное интервенции ЦБ);

Промежуточные кредиты (для обслуживание смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг).

Валютная интервенция - значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

По технике предоставления

Наличные кредиты (зачисляются на счет заемщика и являются важным условием для экспорта товаров);

Акцептные кредиты (акцепт тратты импортером или банком, дающим согласие платить);

Депозитные сертификаты;

Облигационные займы (используются для долгосрочного привлечения средств);

Консорциальные кредиты (позволяют заемщику привлекать особо крупные суммы на длительный срок, т.к. кредиторы – несколько банков – консорциум).

Тратта (от итал. tratta) или переводной вексель - финансовый документ, составленный в строго упорядоченной форме, который содержит безусловный приказ кредитора (трассанта) заёмщику (трассату) об уплате в оговоренный срок определенной суммы денег, обозначенной в векселе, третьему лицу (ремитенту) или предъявителю векселя. Может являться одним из товарораспорядительных документов внешнеторгового контракта.

Лицом, в пользу которого выписан переводной вексель, является ремитент. В качестве ремитента может выступать как третье лицо, так и векселедатель. Указание ремитента - обязательный реквизит векселя по Женевскому единообразному вексельному закону.

По обеспечению

Обеспеченные;

Бланковые (выдаются под обязательство (соло-весель) должника погасить его в срок).

По тому, кто выступает в качестве кредитора

Фирменные кредиты (частные)

(это форма коммерческого кредита экспортером одной

страны импортеру другой в форме отсрочки платежа за

проданный товар) ;

Банковские кредиты;

(экспортерам и импортерам под залог ТМЦ)

Брокерские кредиты;

(предоставляется финансовой компанией или банком под

покупку ц/б)

Правительственные кредиты;

Межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.

4. Понятие платежного и расчетного баланса. Основные разделы и статьи платежного баланса. Методы регулирования платежного баланса.

МЭО, субъектом которых являются в той или иной степени все страны мира, проявляются в различных формах и с различной интенсивностью. Возникает необходимость обобщения всей их суммы в некоторых экономических понятиях, и, соответственно, показателях.

Наиболее полно обобщение всей суммы взаимосвязей страны с МХ выступает в виде платежного баланса.

Платежный баланс (по методике МВФ)

Платежный баланс есть статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в течение определенного периода времени.

Схема ПБ, принятая ЦБ РФ, в целом основывается на методиках МВФ, но в ряде случаев представляется менее наглядной.


Дополнительно см. Статьи:

Подробнее см. материал в обосновании.

Как проводят государственную экспертизу условий труда

«Государственную экспертизу условий труда проводят, чтобы оценить:

  • качество проведенной спецоценки;
  • правильность предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • фактические условия труда сотрудников.

Государственную экспертизу условий труда проводят Роструд и региональные органы исполнительной власти в области охраны труда.

Основанием для проведения госэкспертизы условий труда являются:

  • заявление сотрудника, профсоюза, объединения профсоюзов и иного представительного органа сотрудников, работодателя, объединения работодателей;
  • представления трудовых инспекций в рамках проверок за соблюдением требований законодательства о специальной оценке;
  • обращения органов исполнительной власти и ФСС России;
  • обращения иных страховщиков – при экспертизе качества проведения специальной оценки;
  • определения судебных органов.

При этом если заявителем выступает сотрудник, то экспертизу проводят только в отношении условий труда на его рабочем месте.

Это предусмотрено в пунктах Порядка, утвержденного .

Региональные органы исполнительной власти в области охраны труда проводят экспертизу качества спецоценки на бесплатной основе, если основанием экспертизы выступают: обращения органов исполнительной власти, судебные определения и представления трудовыхинспекций. В остальных случаях экспертизу качества спецоценки проводят на платной основе за счет средств заявителя.

Если в ходе экспертизы возникает необходимость в исследовании и измерении вредных или опасных производственных факторов, то их проводят за счет средств заявителя или органа государственной экспертизы, если заявителем выступает орган исполнительной власти. Если же государственная экспертиза инициирована по представлению трудовой инспекции, то исследования и измерения проводят за счет средств федерального бюджета. Об этом говорится в пунктах и Порядка, утвержденного .

Заявление о проведении госэкспертизы должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование заявителя – юридического лица или Ф. И. О. заявителя – физического лица;
  • наименование объекта экспертизы;
  • сведения о ранее проведенных экспертизах условий труда, если такие были;
  • сведения об оплате экспертизы, проводимой на платной основе.

Если экспертиза касается условий труда на рабочем месте, то в заявлении следует также указать: индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии или должности сотрудника, занятого на таком рабочем месте, структурное подразделение работодателя – при наличии.

Если объектом экспертизы является качество специальной оценки, то в заявлении нужно дополнительно указать сведения об организации, которая проводила спецоценку.

Если об экспертизе качества спецоценки заявляет работодатель, то к заявлению следует приложить следующие документы:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • предписания трудовых инспекций об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
  • иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
  • трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые содержат обязательства работодателя по соблюдению прав сотрудников на безопасные условия труда и на гарантии за вредные условия труда;
  • положение о системе оплаты труда – при наличии;
  • локальные акты, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых гарантий за работу во вредных условиях, в том числе дополнительного отпуска, сокращенного рабочего времени, повышенной оплаты труда;
  • список сотрудников, которые обязаны проходить периодический или предварительный медицинский осмотр;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных за последний год периодических медицинских осмотров.

Заявление и прилагаемые к нему документы можно передать в Роструд или региональные органы исполнительной власти в области охраны труда:

  • лично на бумаге;

Такие правила предусмотрены в пунктах Порядка, утвержденного .

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы основания для ее проведения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 60 рабочих дней, например, если потребуется дополнительная документация и материалы для экспертизы ( Порядка, утвержденного ).

По результатам экспертизы госэксперт или экспертная комиссия составляют проект заключения госэкспертизы. В зависимости от объекта экспертизы в проекте заключения указывают один из следующих выводов:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления или непредоставления, а также объемов предоставляемых гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда;
  • о соответствии фактических условий труда сотрудников нормативным требованиям охраны труда.

Не позднее трех рабочих дней после утверждения заключения госэкспертизы один его экземпляр:

  • выдают на руки заявителю или его полномочному представителю либо направляют заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • направляют в судебный орган или трудовую инспекцию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если работодатель не был заявителем проведения экспертизы, то ему направят копию заключения госэкспертизы. Также копию заключения направят в организацию, которая проводила спецоценку, если экспертиза касалась оценки ее качества.

Это предусмотрено в пунктах , , , Порядка, утвержденного .

Если по итогам проведения госэкспертизы спецоценки у участников появятся разногласия, то их рассмотрит Минтруд России. рассмотрения разногласий утвержден в .

Основаниями для рассмотрения разногласий качества проведенной госэкспертизы спецоценки являются:

несогласие сотрудника, профсоюза, объединения профсоюзов и иного представительного органа сотрудников, работодателя, объединения работодателей, организации, которая проводила спецоценку;

обращения органов исполнительной власти;

обращения иных страховщиков – при экспертизе качества проведения специальной оценки.

Для рассмотрения разногласий заявитель подает заявление, в котором указывает:

  • наименование заявителя – юридического лица или Ф. И. О. заявителя – физического лица;
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты – при наличии;
  • доводы заявителя, на основании которых он не согласен с заключением госэкспертизы спецоценки.

К заявлению прилагают копию заключения госэкспертизы с выводами, с которыми заявитель не согласен.

Подготовленные документы заявитель направляет в Минтруд России:

  • лично на бумаге;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде через Интернет.

Такие правила предусмотрены в Порядка, утвержденного .

Максимальный срок рассмотрения заявления – 45 рабочих дней со дня его регистрации в Минтруде России. Если необходимо получить дополнительную документацию или провести исследования и измерения вредных или опасных факторов на рабочих местах, на которых проводили госэкспертизу, срок могут продлить, но не более чем на 45 рабочих дней (

В качестве представителя работодателя выступает, как правило, руководитель организации (ст. 20 ТК). Руководителем является единоличный исполнительный орган юридического лица.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллегиальный исполнительные органы, следует опираться на положения устава, определяющие компетенцию органов управления. Если упоминания о представительстве в коллективных трудовых отношениях нет (а на практике чаще всего так и бывает), представителем работодателя выступает лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

В соответствии с некоторыми законами полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы управляющей организации или управляющему (ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 42 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Управляющая организация или управляющий (индивидуальный предприниматель) будут действовать от имени общества, в том числе и при осуществлении социального партнерства, если иное не предусмотрено уставом.

В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления руководитель организации-должника отстраняется от должности, прекращаются и полномочия иных органов управления организации. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего или конкурсного управляющего (ст. ст. 94, 96, 126, 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Соответственно, внешний управляющий или конкурсный управляющий представляют интересы работодателя при заключении либо изменении коллективного договора, реализации права работников на участие в управлении организацией.

Статья 33 ТК предусматривает возможность передачи полномочий по представительству интересов работодателя в социальном партнерстве другим лицам, уполномоченным руководителем организации в соответствии с законодательством, учредительными документами либо локальным нормативным актом.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином структурном подразделении представительство интересов работодателя может осуществляться по доверенности (в соответствии с приказом руководителя или уставом организации) руководителем структурного подразделения или иным лицом.

Индивидуальный предприниматель участвует в системе социального партнерства самостоятельно, представитель ему не требуется. Однако в случае необходимости он может уполномочить на представительство своих интересов кого-либо из своих помощников, работников или специально приглашенного специалиста (ст. 33 ТК).

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу

Кто может выступить в качестве поручителя, расскажем в нашей статье, в которой содержится анализ не только положений закона, но и соответствующей судебной практики. Также нами будут рассмотрены особенности субъектного состава в некоторых частных случаях поручительства.

Кто может быть поручителем по договору поручительства

Специального списка требований, которым должен отвечать субъект, чтобы выступить поручителем по обязательству должника, законом не установлено. Однако, исходя из норм закона, в т. ч. учитывая содержание основного обязательства поручителя (ст. 363 Гражданского кодекса РФ), можно определить, что поручитель должен обладать право- и дееспособностью. Более подробно об этом можно прочитать в наших статьях по ссылкам Что такое гражданская правоспособность (содержание)? , Гражданская дееспособность - понятие и виды и т. д.

При этом не установлено ограничений для правового статуса субъекта. Т. е. поручителем может стать субъект, выступающий участником гражданских правоотношений, вне зависимости от того, является он физическим или юридическим лицом.

ВАЖНО! Наличие или отсутствие у поручителя платежеспособности юридического значения для сделки не имеет, поскольку нормами закона такое требование не закреплено, а стороны вольны в заключении договора.

Правоприменитель указывает, что хотя обязательство поручителя по общему правилу и должно исполняться им в денежной форме, это не препятствует обеспечению поручительством обязательств по передаче товара, выполнению работ, оказанию услуг и т. д. (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 № 42, далее — ППВС № 42).

ВАЖНО! Таким образом, поручителем формально может быть любой субъект гражданских правоотношений.

Но в некоторых случаях статус сторон (должника и поручителя) имеет свои последствия (например, налоговые). Сюда можно отнести:

  • контролируемые сделки (например, когда учредитель выступает поручителем учрежденной им организации);
  • контролируемую задолженность и т. д.

Также свои налоговые последствия порождает, например, заключение договора выдачи поручительства между юрлицами и т. д.

Кто может выступать в качестве поручителя по договору аренды и финансовой аренды

На законодательном уровне не регламентировано специальных требований к лицам, которые могли бы выступать поручителями по договору аренды помещения или договору финансовой аренды (лизинга).

В такой роли могут быть третьи лица, а также физлица, являющиеся представителями должника-юрлица:

  • генеральный директор;
  • акционер;
  • учредитель;
  • уполномоченный сотрудник и т. д.

Зачастую в договоры аренды и лизинга сразу включают условие о поручительстве физлица, подписавшего от имени должника-юрлица основной договор, за исполнение обязательств такого должника. Например: «Представитель арендатора, подписавший настоящий договор, отвечает за обязательства арендатора…» и т. д.

Данные договоры суды признают смешанными и указывают на соответствие такой конструкции требованиям закона (см. решение Автозаводского райсуда г. Тольятти от 05.12.2016 по делу № 2-13701/2016). При этом также отмечается:

  • возможность должностных лиц со стороны организации-должника выступать по собственной воле одновременно в роли физлица-поручителя по такому договору;
  • отсутствие необходимости подписывать договор поручительства в виде отдельного документа (на отдельном листе).

Субъектный состав также влияет и на определение подсудности спора. Рассмотрим ситуации, когда кредитором и должником являются хозсубъекты, а поручителем — физлицо. По общему правилу такой спор должен рассматриваться судами общей юрисдикции (например, определение ВС Респ. Карелия от 05.07.2013 по делу № 33-2104/2013).

Однако спор может подлежать рассмотрению в арбитражном суде (см. постановление президиума ВАС РФ от 13.11.2012 № 9007/12) с учетом иных обстоятельств, среди которых:

  • правовой статус физлица (например, такое физлицо является учредителем организации-должника);
  • наличие явного экономического интереса такого физлица и т. д.

Какие документы нужны поручителю

Список документов, необходимых поручителю, может быть продиктован кредитором. Как правило, в него входят:

  • удостоверяющий личность документ для граждан или выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) для хозсубъектов;
  • уставные документы юрлица;
  • справки о доходах для физлиц или бухгалтерские балансы для юрлиц;
  • рекомендательные письма от контрагентов и т. д.

При этом гражданам, находящимся в браке, планирующим выступить в роли поручителей, получать согласие супруга на подписание договора поручительства не нужно (см. п. 2 Обзора судпрактики ВС РФ за II квартал 2013 года, утв. президиумом ВС РФ 20.11.2013, п. 39 ППВС № 42).

Однако, например, обществу с ограниченной ответственностью, планирующему выступить поручителем, если при этом договор поручительства является для него крупной сделкой, следует получить в надлежащем порядке решение об одобрении крупной сделки. В противном случае она может быть признана недействительной (п. 5 Обзора судебной практики по спорам о признании недействительными крупных сделок и сделок с заинтересованностью, утв. постановлением президиума ФАС Западно-Сибирского окр. от 10.06.2011 № 6).

Может ли должник отказаться от конкретного поручителя

Договор поручительства можно заключить без согласия должника или его уведомления. Однако если судом будет установлен факт злоупотребления правом со стороны кредитора и поручителя, выражающегося в согласованных действиях данных лиц, направленных на заключение договора поручительства на условиях, влекущих неблагоприятные последствия для должника, в защите такого права будет отказано (п. 5 ППВС № 42).

Таким образом, для признания поручителя ненадлежащим должнику следует доказать согласованные действия кредитора и поручителя, направленные на заключение договора поручительства вопреки желанию должника и способные причинить неблагоприятные для него последствия. Причем имеются в виду последствия правового характера (например, смена подсудности, переход к поручителю прав требования к должнику, несмотря на предусмотренный в основном обязательстве запрет уступки требований без согласия должника, и др.).

Так, наличие конфликтных отношений между должником и поручителем правовой категорией, которая имеет существенное значение для разрешения данного спора, по общему правилу не является (см. определение Краснодарского краевого суда от 25.03.2014 по делу № 33-6419/14).

Итак, лицо, намеревающееся стать поручителем, должно обладать полной дееспособностью и желательно определенной финансовой состоятельностью. Последний критерий для должника и кредитора является оценочным.

В качестве поручителя может выступать гражданин, не занимающийся предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от правового статуса должника или кредитора.