Ликвидация некоммерческой организации (Ликвидация НКО). Процедура поэтапной ликвидации некоммерческой организации

Процедура ликвидации некоммерческой организации представляет собой сложный и многоэтапный процесс, который требует знаний законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.
Каждая ликвидация некоммерческой организации имеет свои нюансы и особенности, в зависимости от ее организационно-правовой формы.
В нашей статье речь идет, прежде всего, о добровольной ликвидации. Ликвидация считается добровольной, если решение о ликвидации самостоятельно принято на то органом юридического лица или учредителями.

Упрощенно процедуру ликвидации можно разделить на следующие этапы:
Принятие решение о ликвидации→формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора)→публикация сообщения о ликвидации в органах печати→составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса→осуществление расчетов с кредиторами→составление и утверждение ликвидационного баланса→государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

После принятия решения о ликвидации у некоммерческой организации возникает обязанность в течение трех дней сообщить об этом в уполномоченных государственный орган для внесения в реестр юридических лиц сведений о том, что некоммерческая организация ликвидируется.

При реализации первого этапа ликвидации некоммерческой организации в уполномоченный орган подаются следующий комплект документов:
1. Уведомление о ликвидации (в настоящее время в одном уведомлении есть возможность подать сведения, как о самой ликвидации, так и сведения о ликвидационной комиссии (ликвидаторе)*. Оригинал, заверенный нотариально и копия, заверенная заявителем.
2. Решение органа юридического лица, принявшего решение о ликвидации – 2 экземпляра (всего необходимо изготовить три экземпляра решения, так как один должен остаться в организации). Результат первого этапа: получения листа записи о том, что организация находится в процессе ликвидации

Желательно заранее, с целью экономии времени, подготовить расписку нового образца, которую можно скачать с нашего

Второй этап ликвидации представляет собой размещение в органах печати сообщения о ликв идации некоммерческой организации. Таким органом печати является журнал «Вестник государственной регистрации».
Проще всего для размещения сообщения о ликвидации некоммерческой организации воспользов аться специальным сервисом указанного журнала, в котором сообщение о ликвидации формируется в автоматическом режиме.
Сообщение о ликвидацию должно содержать сведения о ликвидируемой некоммерческой организации, такие как наименование, адрес местонахождения организации, а также порядок и срок предъявления требований кредиторов. При этом срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемой некоммерческой организации не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения о ликвидации некоммерческой организации.
После истечения срока для предъявления требований кредиторов составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах рассмотрения требований кредиторов.

На втором этапе ликвидации некоммерческой организации в полномочный орган предоставляются следующие документы:
1. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (оригинал+копия).
2. Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса – 2 экземпляра (всего необходимо изготовить 3 экземпляра, чтобы один остался в организации).
3. Промежуточный ликвидационный баланс – 2 экземпляра с отметками территориального налогового органа.
4. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в журнале «Вестник государственной регистрации» (выписка из журнала).
5. Расписка (опись документов). Рекомендуется заполнить расписку заранее (бланк расписки можно скачать выше).

Внимание! Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и сам промежуточный ликвидационный баланс составляются и подаются в уполномоченный орган только после истечения срока для предъявления требований кредиторов (не менее двух месяцев).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который также как и промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями ликвидируемой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

На третьем завершительном этапе ликвидации некоммерческой организации в уполномоченный орган предоставляются следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией, заверенное в нотариальном порядке+копия.
2. Протокол об утверждении ликвидационного баланса – 2 экземпляра (всего изготавливаем три экземпляра).
3. Ликвидационный баланс – 2 экземпляра.
4. Документ об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации, которая составляет в настоящее время - 800 руб.
5. Справка из Пенсионного фонда, подтверждающая отсутствие задолженности по обязательным платежам.
6. Копия листа из журнала «Вестник государственной регистрации», в котором опубликовано сообщение о начале процедуры ликвидации – 2 экземпляра.
7. Документ об уничтожении печати – 2 экземпляра.
8. Подлинник Устава ликвидируемой организации и Свидетельства о государственной регистрации.
9. Расписка (опись документов).

После принятия решения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации субъекта РФ в связи с ликвидацией некоммерческой организации документы направляются в регистрирующий налоговый орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
В общем случае имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация или на благотворительные цели. Однако существуют исключения для отдельных видов некоммерческих организации. Например, имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами учреждения, а имущество некоммерческого партнерства подлежит распределению между его членами пропорционально их имущественным взносам.
Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация-прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

*Подготовить соответствующие уведомления и заявления, необходимые при ликвидации некоммерческой организации поможет "Программа подготовки документов для государственной регистрации", которую можно скачать с сайта Федеральной налоговой службы.

Под автономной некоммерческой организацией (АНО) понимается хозяйственный субъект без членства. Существование такого предприятия поддерживается за счет взносов, которые поступают на добровольной основе. Основной целью организаций автономного типа является не получение прибыли, а обеспечение специфических направлений инфраструктуры. АНО сегодня это учреждения здравоохранения, спорта и культуры. Некоммерческие организации имеют особый налоговый статус, присвоение которого дает право получения государственных льгот.

Основы деятельности автономных некоммерческих организаций:

  • Лица из состава учредителей, которые внесли имущество в качестве взноса в уставный капитал, теряют на него право. Объекты переходят в собственность курируемых ими организаций;
  • Учредители и сама организация не являются взаимозависимыми, в связи с чем не несут ответственности по результатам деятельности (обязательствам);
  • Юридические владельцы АНО согласно законодательству, осуществляют надзор за созданными ими предприятиями. Эта норма применяется и в том случае, если учредителями являются юридические лица (субъекты Федерации или муниципальные образования). Основное требование к органу управления – это наличие в коллегии не мене двух человек. Также должен быть создан исполнительный орган (директор).

Решение о ликвидации автономной организации

В случае, если возникает необходимость в прекращении деятельности АНО с некоммерческим уклоном, придется соблюсти установленную законодателем процедуру. Алгоритм ликвидации из реестра юридических лиц подразумевает проверку финансового-хозяйственной деятельности, уведомление контрагентов и подготовку пакета документов. Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения. Правда, за учредителями сохраняется право не разглашать реальных причин закрытия предприятия.

Тем не менее, частыми причинами закрытия автономных некоммерческих предприятий являются отклонение от основной цели, невозможность выполнения основных задач, нарастающая финансовая нестабильность и даже банкротство.

Полный перечень условий, при которых становится возможной ликвидация автономного некоммерческого предприятия:


  • Подготовленные документы;
  • Запротоколированное собрание участников, на котором принято решение о прекращении деятельности АНО;
  • Поданное в установленном порядке уведомление в средства массовой информации о предстоящей ликвидации;
  • После того, как объявление будет активировано, отсчитывается начало процесса закрытия. Срок, установленный законодателем, составляет два месяца;
  • Формирование комиссии, которая будет наблюдать за процессом прекращения деятельности. Также назначается ликвидатор АНО (ответственное лицо, управляющий);
  • Подготовка бухгалтерской отчетности, составление ликвидационного баланса;
  • Составление промежуточного баланса.

Законодательно предусматривается несколько алгоритмов, которые могут использовать учредители для исключения АНО из единого государственного реестра:

  • Предприятие можно закрыть в режиме добровольной ликвидации. Решение принимается учредителями;
  • Прекратить деятельность некоммерческой организации можно с использованием альтернативного варианта. Например, можно закрыться способом поглощений более крупным предприятием;
  • Для АНО подходит вариант реструктуризации;
  • Для автономных некоммерческих организаций допускается закрытие способом смены состава учредителей.

Автономное предприятие некоммерческого профиля может ликвидироваться по решению судебных органов. Тесное взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик. Кредиторы, которые опасаются за свои средства, могут инициировать обращение в суд с требованием принудительно закрыть организацию, которая стоит на пороге банкротства. В этом случае учредители избавляются от необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации, ведь причина закрытия становится очевидной.

После того, как управляющий орган АНО получает соответствующее решение, ему следует направить документ в налоговый орган, после чего предприятие будет снято с учета.

В ходе ведения хозяйственной деятельности предприятия тесно сотрудничают с другими юридическими лицами. Нередко единственным выходом из ситуации является закрытие с целью погашения накопившихся долгов. в этом случае может быть инициирована как руководством предприятия, так и кредиторами. Для начала оформления документов на закрытие и подачу объявления необходимо решение суда.

В отличие от обществ с ограниченной ответственностью, в АНО учредители не несут ответственности, в том числе за наличие долгов.

Пошаговая инструкция ликвидации АНО

Закрытие автономных некоммерческих предприятий имеет много общего с действиями при ликвидации остальных типов юридических лиц. Вместе с тем, требование к четкому оформлению документов остается таким же. Наличие ошибок или мелких недочетов может спровоцировать затягивание процесса и повышение внимания со стороны государственных органов, которые осуществляют надзор за сменой юридического статуса предприятий. Ознакомиться с перечнем мероприятий, которые проводят предприятия АНО при ликвидации, можно в актуальной версии Гражданского Кодекса:

  • Учредители оформляют свое решение о ликвидации некоммерческой организации. Именно с протокола начинается процесс подготовки документов для внесения изменений в реестр юридических лиц. На заседании автономной организации принимается ответственное решение, которое заверяется всеми участниками. В последующем протокол должен быть передан в Министерство юстиции. Документируется не только завершающий этап голосования, но и сам процесс голосования;
  • На следующем этапе создается специальная комиссия, в ведении которой будет проверка финансово-хозяйственной деятельности, надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На этот же период назначается ликвидатор – независимый эксперт, который отвечает за сопровождение всего процесса;
  • Руководитель проекта ликвидации инициирует обращение в средства массовой информации о намерении закрыть автономное некоммерческое предприятие. С момента официального опубликования проходит два месяца, в течение которых формируется список дебиторов и кредиторов. Намечается план истребования дебиторской задолженности и список очередности погашения имеющихся за АНО долгов;
  • Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
  • Имеющиеся активы предприятия используются для погашения кредиторской задолженности в порядке установленной очередности;
  • По истечении двух месяцев с момента официального оповещения предпринимателей в средствах массовой информации, подается заявление в налоговую инспекцию. Пакет документов, который прикладывается к заявке, внимательно изучается инспекторами, принимается решение.

После того, как проведены все мероприятия, ликвидатор АНО получает соответствующее уведомление об исключении предприятия из единого государственного реестра.

Документы для ликвидации АНО

Закрытие организации всегда сопровождается сбором целого пакета документов. Этому этапу процесса следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не желает попасть в неприятную ситуацию, связанную с затягиванием ликвидации. Стандартный перечень документов, которые должны быть отработаны безупречно. В налоговую инспекцию представляются:

  • Оригинал свидетельства, подтверждающего факт государственной регистрации (ОГРН);
  • Заявление, в котором предприятие выражает свое намерение прекратить существование;
  • Завершающий баланс автономной некоммерческой организации. На отчете уже должна стоять отметка налогового органа, подтверждающая проверку финансово-хозяйственной деятельности;
  • Квитанция или иной документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;
  • Справка об изъятии печати, принадлежавшей юридическому лицу или распоряжение о передаче печати;
  • Подтверждения о полных расчетах с негосударственными фондами;
  • Выписка из публикации о ликвидации предприятия;
  • Реквизиты всех учредителей АНО и главного бухгалтера, паспортные данные, ИНН как физических лиц. Особенное внимание следует уделить смене участников в течение отчетного налогового периода;
  • Копии устава организации и государственного реестра.

Стоимость закрытия

При наличии в штате квалифицированных сотрудников, таких как юрист и бухгалтер, процесс оформления документов при ликвидации АНО пройдет без затруднений. Однако при отсутствии таких работников нелишним будет обратиться в специализированные организации. Там не только предоставят опытного юриста, но и предоставят гарантию прохождения всех этапов добровольной ликвидации. Стоимость таких услуг обычно варьируется, составляет от 30000 рублей. Максимальная стоимость договора аутсорсинга может меняться в зависимости от объема работ и уровня фирмы. АНО с долгами надо будет готовить большую сумму.

Государственная пошлина за совершение официальной регистрации юридических лиц остается в разумных пределах. Так, в числе документов для снятия с учета квитанция об оплате 400 рублей. Именно столько понадобится для оплаты.

Последствия ликвидации АНО в сравнении с другими видами некоммерческих предприятий

По общему правилу, руководящий состав автономных некоммерческих предприятий не может быть привлечен к ответственности. Вместе с тем, конкретный перечень взысканий можно изучить в руководящих документах, которые регламентируют порядок существования того или иного типа предприятия:

  • Для общественных и религиозных объединений, фондов, некоммерческих партнерств и потребительских кооперативов. Члены и участники не отвечают по обязательствам предприятия (притязаниям кредиторов);
  • Для частных учреждений предусматривается ответственность по обязательствам, которые стали следствие ведения предприятием финансов-хозяйственной деятельности. Если для погашения кредиторской задолженности недостаточно средств в активе юридического лица, на возвращение долгов могут привлекаться средства учредителей или их имущество;
  • АНО независимы от финансового состояния своих участников;
  • Ассоциации или союзы не отвечают по финансовым обязательствам своих учредителей, но участники несут субсидиарную ответственность по долгам своих предприятий. Уровень взысканий определяется учредительным договором;
  • По товариществам собственников недвижимости также не предусматривается наступление ответственности по обязательствам организации.

Ликвидация АНО – установленный законодателем порядок исключения организации из списка юридических лиц. Основной причиной для принятия такого решения является стратегический просчет руководства. Вместе с тем не стоит воспринимать закрытие в качестве спасительного круга при наступлении кредиторов. Ликвидация всегда сопровождается тотальной налоговой проверкой. По этой причине руководителям коммерческих (некоммерческих) проектов всегда стоит думать о своей репутации при ликвидации предприятия и стараться сдать организацию налоговой без последствий.

Ликвидация некоммерческой организации - пошаговая инструкция 2018 – 2019 года, которой посвящена наша статья. Мы расскажем обо всех основных действиях при ликвидации и особенностях, предусмотренных для НКО. Они касаются имущественных вопросов.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО в 2018 - 2019 году

Общие положения о ликвидации НКО

Ликвидация НКО (некоммерческой организации) может проводиться как по решению ее участников (добровольно), так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса и ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ), процедурные требования — в гл. VII закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ).

Поскольку НКО является юрлицом по законодательству РФ, ее деятельность официально не считается прекращенной до внесения записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Помимо гражданских, НКО участвуют и в других правоотношениях:

  • налоговых;
  • трудовых и т. д.

В соответствии с п. 11 ст. 89 Налогового кодекса ликвидация является основанием для внеплановой выездной проверки организации, проведение которой может растянуться на длительное время (см. статью «Каковы сроки проведения налоговой проверки?»). Ее завершение является необходимым условием для составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ).

В нашей статье рассматривается последовательность действий при добровольном завершении деятельности НКО, которая выглядит следующим образом.

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО предусматривает следующие этапы:

  1. Принятие решения о ликвидации оформляется в виде протокола общего собрания участников (учредителей). Целесообразно включить в этот же протокол пункт об избрании ликвидационной комиссии (ликвидатора, п. 4 ст. 62 ГК РФ). Подробности — в статье «Ликвидационная комиссия - формирование, состав, полномочия» .
  2. В течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется территориальный орган Минюста РФ (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ, уведомление по ф. P15001, утв. приказом ФНС РФ «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, далее — приказ № ММВ-7-6/25@). Особенность ликвидации НКО — необходимость подачи документов не в ФНС РФ непосредственно, а в территориальный орган (управление) Минюста РФ или в сам Минюст РФ в зависимости от того, какой из этих органов является регистрирующим. В этот же орган представляется уведомление по ф. P15002 о создании ликвидационной комиссии или избрании ликвидатора.
  3. Сообщение о ликвидации публикуется в «Вестнике государственной регистрации». Направляются письменные уведомления кредиторам, определенным по данным бухучета.
  4. Утверждается промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ), который представляется с уведомлением по ф. Р15003.
  5. Проводятся расчеты с кредиторами, формируется ЛБ (пп. 4, 6 ст. 63, ст. 64 ГК РФ). В Пенсионный фонд представляются сведения о страховом стаже и страховых взносах работников.
  6. В Минюст подается заявление по ф. Р16001 для внесения записи о ликвидации НКО в ЕГРЮЛ.

Особенности ликвидации НКО отдельных видов

Законом № 7-ФЗ и другими законодательными актами предусматриваются особенности процедуры ликвидации для НКО отдельных видов. В частности:

  • Фонд ликвидируется согласно судебному акту (ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г. Казани от 18.01.2018 по делу № 2-1124/18).
  • Для ликвидации отделения иностранной неправительственной НКО предусмотрены дополнительные основания, указанные в п. 2.1 ст. 18 закона № 7-ФЗ.
  • Действие порядка ликвидации по закону № 7-ФЗ не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, автономные учреждения (пп. 4, 4.1, 4.2, 5 ст. 1, ст. 19.1 закона № 7-ФЗ). Например, религиозные НКО ликвидируются по основаниям, указанным в ст. 14 закона «О свободе совести…» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (см. решение ВС ЧР от 02.02.2018 по делу № 3а-15/2018).

Независимо от применения закона № 7-ФЗ, на все виды юрлиц распространяются нормы ГК РФ при отсутствии специальных норм. Полномочия и обязанности при ликвидации, предусмотренные законодательством, возложены на ликвидатора.

При невыполнении им обязанностей по завершению ликвидации в установленный срок возможно обращение Минюста в суд в порядке, предусмотренном гл. 27 КАС РФ, для принудительной ликвидации (см. апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 03.11.2016 по делу № 33-28666/2016).

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Основные обязанности ликвидатора сведены в таблицу.

Полномочие

Срок осуществления

Уведомление Минюста об избрании ликвидатора

После ее создания

П. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Публикация объявления о начале процедуры

После направления уведомления о ликвидации

П. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Управление делами НКО, выступление от ее имени в суде

В период от назначения до завершения процедуры или возбуждения дела о банкротстве

П. 4 ст. 62, п. 7 ст. 63 ГК РФ

Выявление и уведомление кредиторов в индивидуальном порядке

По истечении 2 месяцев после публикации

Получение дебиторской задолженности

П. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 2 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Подготовка промежуточного ЛБ, его представление в Минюст

Не ранее обстоятельств, перечисленных в п. 4 ст. 20 закона № 129-ФЗ

П. 3 ст. 19 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 20 закона № 129-ФЗ

Проведение расчетов с кредиторами

П. 5 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, пп. 4, 5 ст. 19 закона № 7-ФЗ

Исполнение налоговых обязательств

П. 1 ст. 49 НК РФ

Обращение с заявлением о банкротстве, уведомление кредиторов о банкротстве

При недостаточности имущества

Пп. 3, 4 ст. 63 ГК РФ

Подготовка ЛБ и его представление с заявлением по ф. 16001 в Минюст

П. 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ, ст. 21 закона № 129-ФЗ, прил. 9 к приказу № ММВ-7-6/25@

В отношениях с третьими лицами ликвидатор действует на основании решения (протокола) о его избрании.

Участники (учредители) обязаны:

  • В 3-дневный срок сообщить о принятом решении (п. 1 ст. 20 закона № 129-ФЗ).
  • Утверждать ЛБ (пп. 3, 6 ст. 19 закона № 7-ФЗ). При уклонении от этого ликвидатор вправе обратиться в суд (см. решение Снежинского горсуда Челябинской обл. от 21.09.2017 по делу № 2а-482/2017).

Решения при недостаточности средств ликвидируемой НКО

Очередность погашения долгов определяется ст. 64 ГК РФ. Также в ГК РФ есть указание о том, что при отсутствии средств у НКО затраты по процедуре несут солидарно участники или учредители (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

При установлении нехватки средств ликвидационная комиссия уполномочена распродавать имущество НКО, руководствуясь при этом процедурой, установленной для исполнения судебных решений (п. 4 ст. 19 закона № 7-ФЗ). Однако вырученных средств также может не хватить.

Возникает вопрос: как поступить в этом случае?

Существует общее правило, предусматривающее отдельную имущественную ответственность юрлица и его учредителей без возможности возложения ее друг на друга (п. 2 ст. 56 ГК РФ). Однако для некоторых НКО сделаны исключения и установлена дополнительная ответственность учредителей:

  • для потребкооператива — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциации или союза — согласно уставу (п. 4 ст. 11 закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 123.8 ГК РФ);
  • частного, казенного учреждения — всегда (п. 4 ст. 123.22, п. 2 ст. 123.23 ГК РФ), бюджетного, автономного — по требованиям физлиц, вытекающим из деликта (пп. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ).

Предъявление требований в порядке применения субсидиарной ответственности относится к полномочиям кредиторов, но не ликвидатора (см. п. 7 ст. 63 ГК РФ, статью «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?»). Ликвидатор вправе только инициировать банкротство.

Распределение имущества НКО после ликвидации

Общее правило, действующее при распределении остатков имущества НКО после завершения расчетов, установлено п. 8 ст. 63 ГК РФ: они должны быть направлены на уставные или благотворительные цели. Правило, предусмотренное ст. 20 закона № 7, гласит, что при невозможности направления на уставные цели средства должны быть обращены в доход государства.

Для некоторых НКО существуют изъятия из общего порядка:

  1. Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда. Принятое решение подлежит опубликованию ликвидационной комиссией. В случае ликвидации по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ, оно обращается в собственность РФ (ст. 26 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
  2. Некоммерческое партнерство. Оставшиеся средства распределяются между членами в размере имущественных взносов. Остаток направляется на уставные цели (п. 2 ст. 20 закона № 7-ФЗ, данное правило не распространяется на иные ассоциации и союзы, к числу которых (как отдельный вид) относится некоммерческое партнерство согласно подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
  3. Учреждение. Оставшееся имущество передается собственнику (пп. 3, 4 ст. 20 закона № 7-ФЗ).

Полное распределение имущества должно быть проведено до завершения процедуры путем регистрации ликвидации. При наличии между участниками спорных вопросов о вещи она продается ликвидатором с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Порядок регистрации ликвидации НКО

Завершая процедуру, ликвидатор обязан представить в Минюст:

  • заявление по ф. 16001, подпись в котором должна быть заверена нотариусом;
  • квитанцию или платежное поручение, подтверждающее оплату госпошлины в размере 400 руб. (подп. 1, 3 п. 1 ст. 333 НК РФ);
  • подтверждение подачи в ПФ РФ сведений пенсионного учета (согласно п. 3 ст. 11 закона «Об индивидуальном учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ представляются в течение 1 месяца после утверждения промежуточного ЛБ) и информации о допвзносах, перечисленных в соответствии с законом «О дополнительных страховых взносах…» от 30.04.2008 № 56-ФЗ.

Существует также вариант запроса этого документа по системе межведомственного взаимодействия в случае непредставления заявителем. В любом случае данная обязанность должна быть исполнена до обращения с заявлением.

Административный регламент Минюста РФ, утв. приказом от 30.12.2011 № 455 (далее — Адмрегламент), предусматривает для процедур регистрации единый срок в 33 дня для общественной организации и 17 рабочих дней для иных НКО (п. 22 Адмрегламента), не включая срок для регистрации ФНС РФ (5 рабочих дней, ст. 8 закона № 129-ФЗ). Порядок взаимодействия Минюста и ФНС РФ утв. приказом Минюста РФ от 12.11.2010 № 343.

Отказ в приеме документов не допускается (п. 47 Адмрегламента), однако возможен отказ в предоставлении госуслуги по регистрации ликвидации в случае, если решение принято неуполномоченным органом и по др. основаниям, предусмотренным ст. 23 закона № 129-ФЗ. Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Таким образом, добровольная ликвидация НКО проводится на основании решения ее учредителей (участников). Основные действия при проведении процедуры (публикация, расчеты, распродажа имущества, представление документов и др.) возлагаются на избранного участниками ликвидатора.

При недостатке имущества он обязан инициировать банкротство. Оставшееся после ликвидации имущество, как правило, не распределяется между участниками, а направляется на уставные или благотворительные цели, если иное не предусмотрено специальными нормами.

Ликвидация НКО - пошаговая инструкция в 2018-2019 году, приведенная в этой статье, позволяет официально прекратить деятельность объединения и освободить его участников от занимаемых должностей, а также сопутствующих прав и обязанностей. Читатель найдет далее информацию о том, как осуществляется ликвидация НКО через Минюст, какие документы для этого требуются, а также ознакомится с образцом составления протокола собрания учредителей, на котором принимается решение об упразднении объединения.

Как ликвидировать некоммерческую организацию: общие положения

Ликвидация предприятия (в том числе некоммерческого объединения) — это совокупность действий, направленных на полное прекращение его функционирования без передачи существующих у него прав и обязанностей стороннему объединению (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ НКО является юридическим лицом. Это значит, что обязательным условием для ее ликвидации является внесение в ЕГРЮЛ соответствующей записи. Упразднение НКО подчиняется общим правилам прекращения деятельности юрлиц, установленным гражданским законодательством.

Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2018 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация. Процедура может проводиться:

  • в добровольном порядке;
  • принудительном порядке через суд (по инициативе уполномоченных госорганов);
  • порядке банкротства (в том случае, если средств НКО недостаточно для того, чтобы погасить все задолженности, сформировавшиеся в ходе осуществления ею своей деятельности).

Основаниями для упразднения НКО на добровольной основе могут стать:

  • решение учредителей объединения;
  • достижение целей ее создания;
  • истечение закрепленного в уставных документах срока, в течение которого должна была функционировать НКО.

Ликвидация НКО через Минюст: порядок действий, первые шаги

Процедура упразднения объединения осуществляется в следующем порядке:

  1. Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Его необходимо зафиксировать документально — для этого формируется протокол проведенного собрания. Кроме того, на собрании потребуется определить перечень членов ликвидационной комиссии и также включить его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7). С этого момента все права и обязанности по управлению организацией переходят к этой комиссии.
  2. В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в территориальное отделение Минюста РФ подается заявление, составленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое различие между процедурами ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не Минюста.
  3. Сведения о предстоящей ликвидации публикуются в открытом источнике — журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также указывается информация о сроках и порядке упразднения объединения. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 закона № 7, должен составлять не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения.
  4. Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми у НКО сформировалась задолженность.

Как закрыть некоммерческую организацию - пошаговая инструкция по дальнейшим действиям

После того как кредиторы объединения были уведомлены о его грядущем упразднении, ликвидационной комиссией выполняются следующие действия:

  1. Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также имеющихся у нее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
  2. Производятся расчеты с кредиторами НКО. Если имеющихся денежных средств не хватает для полного погашения задолженностей, реализуется принадлежащее объединению имущество. Уплата долгов производится в последовательности, определенной положениями п. 1 ст. 64 ГК РФ:
  • в первую очередь производятся расчеты с лицами, перед которыми у НКО имеются обязательства, возникшие в результате причинения вреда их жизни или здоровью;
  • во вторую очередь погашается задолженность по заработной плате;
  • в третью очередь производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • в четвертую очередь удовлетворяются требования прочих кредиторов.
  1. Составляется окончательный ликвидационный баланс, который передается в отделение Минюста. Оставшиеся после расчетов с кредиторами активы идут на благотворительность или иные цели, предусмотренные уставом НКО. При невозможности использования средств на целевые нужды они направляются в счет государства (п. 1 ст. 20 закона № 7).
  2. Составляется заявление по форме Р16001. К документу прилагается окончательный ликвидационный баланс и квитанция об уплате госпошлины (ее размер составляет 800 руб.). На основании полученных документов Минюст вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности НКО. С этого момента некоммерческое объединение считается упраздненным.

Материальные обязательства участников НКО

В том случае, если собственных средств объединения недостаточно для того, чтобы расплатиться с имеющимися долгами, в отношении него реализуется процедура .

В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ в том случае, если имеющихся у НКО денег не хватает даже на то, чтобы провести процедуру ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства при этом распределяются солидарно.

Для отдельных видов НКО существуют установленные исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:

  • для потребительских кооперативов — в размере неоплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
  • ассоциаций (союзов) — в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).

Особенности ликвидации отдельных видов НКО

Положения ст. 18 закона № 7 устанавливают особенные правила ликвидации следующих видов НКО:

  1. Фондов. Согласно п. 2 ст. 18 закона № 7 они могут быть упразднены только по решению суда. Основаниями для прекращения фондом своей деятельности являются:
  • нехватка денежных средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
  • невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии что их нельзя изменить, внеся в учредительные документы соответствующие корректировки;
  • осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, и пр.
  1. Отделений иностранной НКО, имеющей статус неправительственной. Согласно п. 2.1 ст. 18 закона № 7 основаниями для их ликвидации могут стать:
  • ликвидация головной неправительственной иностранной НКО;
  • непредставление сведений, обязательных для представления в соответствии с законодательством;
  • несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, представленным в соответствии с законодательством.

Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации

Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, может выглядеть следующим образом:

ПРОТОКОЛ

общего собрания участников

НКО «Центр развития личности»

10.01.2019 г. Ярославль

Повестка дня:

  1. Об избрании председателя и секретаря собрания.
  2. О ликвидации общества.
  3. О создании ликвидационной комиссии.
  4. О назначении председателя ликвидационной комиссии.
  5. Об установлении срока ликвидации.
  1. По первому вопросу — об избрании председателем собрания Гутова А. И., секретарем — Ермолина А. П.
  2. По второму вопросу — о нецелесообразности дальнейшей деятельности НКО и принятии решения о ликвидации.
  3. По третьему вопросу — о создании ликвидационной комиссии в составе трех человек:
  4. По четвертому вопросу — о назначении председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
  5. По пятому вопросу — об установлении срока ликвидации до 10.07.2019.
  1. Избрать председателем собрания Гутова А. Н., секретарем — Ермолина А. П.
  2. Ликвидировать НКО.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  3. Создать ликвидационную комиссию в составе трех человек:
    • Гутов Антон Иванович — директор.
    • Ермолин Алексей Петрович — главный инженер.
    • Одушкина Валентина Борисовна — главный бухгалтер.
  4. Назначить председателем ликвидационной комиссии Гутова Антона Ивановича.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.
  5. Установить срок ликвидации до 10.12.2018.
    Результаты голосования: за — 3; против — 0; воздержались — 0.

Все вопросы повестки дня рассмотрены.

Председатель собрания /Гутов/ А. И. Гутов

Секретарь собрания /Ермолин/ А. П. Ермолин

Ликвидация некоммерческой организации по решению суда

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ в суд с иском о принудительной ликвидации НКО могут обратиться государственные органы, обладающие соответствующими полномочиями.

К числу таких органов относятся:

  • прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • отделения Минюста РФ (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
  • налоговые органы (п. 11 ст. 7 закона «О налоговых…» от 21.03.1991 № 943-I).

С заявлением о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может обратиться только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных…» от 19.05.1995 № 82). Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НКО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов выступать с подобной инициативой не вправе. Аналогичными правами обладают отделения Минюста России.

Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены п. 3 ст. 61 ГК РФ. Объединение может быть упразднено в судебном порядке в том случае, если:

  • достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
  • в ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
  • НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешительных документов;
  • НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
  • деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
  • существуют иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.

Итак, отвечая на вопрос о том, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих объединений. Основаниями для ликвидации НКО может стать самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, вынесенное на основании рассмотрения заявления уполномоченного госоргана (прокуратуры, налогового органа или территориального отделения Минюста). Порядок ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которого приведена выше, обязателен к соблюдению объединениями всех организационно-правовых форм.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен .