Письменное уведомление кредиторов о реорганизации юридического лица. Уведомление кредиторов при реорганизации юридического лица. Пример по уведомлению кредиторов о реорганизации или ликвидации ООО

Российская экономика претерпевает значительные изменения, которые оказывают существенное влияние на деятельность всех предприятий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Только объединив свои усилия, участники рынка могут выжить, остаться на плаву, оптимизировать налогообложение и управление юридическими лицами.

Основные сведения

В действующем гражданском законодательстве предусматриваются следующие формы изменения правового положения юридических лиц:

  1. Присоединение.
  2. Слияние.
  3. Разделение.
  4. Преобразование.
  5. Выделение.

Чтобы объединить организации используют два первых метода. Также допускается сочетание нескольких из них.

Что это такое

Реорганизация ООО – образование одного юридического лица из нескольких фирм, на основе правопреемства.

В результате происходит расширение бизнеса, улучшается финансовое положение предприятия, не привлекается лишнее внимание налоговой инспекции.

Реорганизация также является одной из форм ликвидации юридического лица. Присоединение – процесс вхождения нескольких организаций в одну.

Присоединившиеся фирмы, передают свои обязанности, права, привилегии основной компании, а сами прекращают свое существование как юридические лица (статья 17 ФЗ № 208, ).

Более крупный субъект хозяйствования поглощает их активы и пассивы, при этом сохраняет все свои данные в государственном реестре (ОГРН и ИНН).

Решение оформляется распоряжением директора фирмы либо собрания учредителей. Окончательные данные отражаются в ведомости результатов и используются при составлении .

Ее должны подписать следующие лица:

  1. Главный бухгалтер.
  2. Руководитель предприятия.
  3. Председатель комиссии.

Затем готовая документация предоставляется для утверждения учредителю, согласно с требованиями закона.

Все данные по передаточному , объемы финансирования, фактические и кассовые расходы должны быть отражены в главной книге бухгалтера, регистрах бухгалтерского учета, а также в новой отчетности принявшей организации.

Образец уведомления

В издание «Вестник государственной регистрации» дважды подается объявление о реорганизации организации.

Оно содержит полные сведения об участниках процесса, его форме, условия и порядок предъявления требований кредиторами.

Второе уведомление подается спустя месяц после подачи первого извещения ().

Если в процессе принимают участие несколько компаний, объявление от имени всех подает последний присоединившийся субъект хозяйствования.

Письменное уведомление кредиторов о реорганизации в форме присоединения происходит в течение пяти рабочих дней со дня направления уведомления в регистрирующий орган ().

Так, соблюдается гарантия защиты прав кредиторов. Унифицированной формы документа законом не предусмотрено, поэтому его можно составлять в произвольной форме.

Обязательно информируются об изменениях работники общества. Как следствие корректируются , трудовые книжки, служащих.

Уведомления в произвольной форме направляются каждому сотруднику (). От рабочих требуется расписка в их получении.

Это производится за два месяца до вступления изменений, внесенных в трудовые договоры в законную силу.

Пакет документации

Регистрацию реорганизации субъекта хозяйствования производит налоговая инспекция по месту нахождения юридического лица.

Для осуществления процедуры в обязательном порядке подается следующий пакет документов:

  1. Принятое протокольное решение общего собрания участников.
  2. Подтверждение публикации в СМИ.
  3. Договор о присоединении.
  4. Документы об отсутствии задолженности перед Пенсионным фондом .
  5. Для акционерного общества необходима информация по форме уставного капитала, паспортные данные генерального директора и главного бухгалтера.
  6. Последний бухгалтерский отчет.
  7. Список кредиторов и дебиторов.
  8. Заявление ( , ).
  9. В двух экземплярах учредительные документы.
  10. Справка об учете в ЕГРЮЛ.
  11. Передаточный акт.
  12. по уплате ().

Список документов может быть изменен в зависимости от правовой формы субъекта хозяйствования. Детали можно узнать в территориальном отделении регистратора или на сайте ФНС .

Подача документации

Существует несколько возможных способов подачи документов:

  • лично посетив инспекцию;
  • поручив это представителю на основании доверенности;
  • через почтовые отделения ценной бандеролью;
  • в электронном виде.

Сотрудник налоговой инспекции после проверки пакета документов обязан выдать соответствующую .

Получение документации

Через пять рабочих дней можно идти забирать готовые документы в налоговую инспекцию. Регистратор должен предоставить на руки:

  1. Выдержку из ЕГРЮЛ.
  2. Свидетельство о государственной регистрации.
  3. Экземпляр учредительного документа с отметкой контролирующего органа.

Регистрация будет признана окончательной, когда истечет отведенное кредиторам время для предъявления требований.

Это произойдет не ранее, чем через три месяца со дня внесения данных в государственный реестр. При этом со дня публикации последнего уведомления должно пройти не меньше месяца.

Установленные сроки

Сам процесс присоединения юридического лица занимает от двух и более месяцев. Государственная регистрация происходит за пять рабочих дней.

Между публикациями в информационных журналах должно пройти не менее месяца. Оповещение рабочих происходит за два месяца до внесения окончательных изменений в .

Уведомление кредиторам посылается в течение пяти рабочих дней со дня подачи документации в налоговую инспекцию.

Возникающие вопросы

К проведению реорганизации антимонопольного органа предъявляются особые требования. Действующим
законодательством предписывается необходимость получения согласия ФАС.

Особенно это касается случаев, когда сумма всех активов превышает семь миллиардов рублей. Если присоединившиеся организации действуют по лицензии, тогда основная компания должна ее переоформить.

Только после этого она сможет осуществлять работу. Законодательство устанавливает конкретные сроки для решения этого вопроса.

  • фирмы по страхованию;
  • компании, торгующие алкоголем;
  • предприятия, предоставляющие услуги связи.

Реорганизованные предприятия имеют право перейти на . Порядок перехода определяется положениями НК РФ.

Для этого на рассмотрение регистрирующему органу подается уведомление по .

Каковы последствия

В случае если процесс произведен с нарушениями требований законодательства, реорганизация будет признана недействительной.

Причиной может стать следующее:

  1. Не тот орган управления принял решение о присоединении.
  2. Нарушены права акционера(ов).
  3. Регистратору предоставлена недостоверная информация.
  4. Нет согласия ФАС.

Когда организация на стадии реорганизации, присоединения, сдача отчетности по бухгалтерии производится согласно установленному графику и в полном объеме.

Процедура регулируется нормативными актами министерства финансов. Также налогоплательщик обязан уплатить все налоги, сборы, страховые взносы.

Нерешенные кадровые вопросы

Перевод рабочего персонала присоединяющихся компаний осуществляется следующим образом:

  1. Согласно ст.75 ТК РФ служащие автоматически переводятся в штат присоединяющей организации. Если рабочий отказывается, работодатель вправе разорвать с ним трудовой договор.
  2. Сотрудники увольняются с одной компании и принимаются в другую.
  3. До начала процесса присоединения штат сокращается.

Нюансы для бюджетного учреждения (казенного)

Поскольку бюджетные учреждения созданы для достижения некоммерческих целей (культурных, благотворительных, научных, социальных, образовательных, охраны здоровья), они подпадают под действие .

Кроме этого, исходя из пункта первого , бюджетная организация обязана в течение трех дней после принятия решения письменно известить ФНС России о начале процедуры реорганизации.

В уведомлении должна быть указано организационно-правовая форма создаваемого предприятия.

Возможно ли увольнение при процедуре

По собственной инициативе директор не имеет права уволить беременную женщину (). Получить расчет работник, может только по собственной инициативе.

Согласно пятой части , при реорганизации предприятия, трудовые отношения с работником не прекращаются.

Положение служащего остается стабильным, несмотря на изменения, произошедшие в правовом статусе работодателя.

Если сотрудник выразил желание работать при новом руководстве, то работодатель обязан выполнить следующие действия:

  1. Издать .
  2. Заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам, содержащие сведения о будущем работодателе.
  3. Внести соответствующие записи в трудовые книжки и .

Если сотрудник отказывается от предложенной работы, ему выдается уведомление с указанием:

  • формы реорганизации предприятия;
  • даты процесса реорганизации;
  • компаний, подвергшихся изменениям;
  • предлагаемой должности и условий работы;
  • условий расторжения трудового договора.

Рассмотрим две формы уведомления кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Реорганизация юридического лица

Реорганизуемая компания обязана дважды с периодичностью раз в месяц уведомить кредиторов о начале реорганизации путем опубликования уведомления в Вестнике государственной регистрации:

«Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации» (абз. 2 п. 1 ст. 60 ).

Стоит заметить, что ранее положения ст. 60 ГК РФ, ст. 51 «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 15 «Об акционерных обществах» предусматривали обязанность реорганизуемой компании письменно уведомить кредиторов.

Публичное уведомление кредиторов

Действующая же норма, предполагающая публичное уведомление, позволяет решить несколько задач:

  1. кредиторы, обязательства которых возникли до начала процедуры реорганизации, получают возможность определить судьбу данных обязательств.
  2. потенциальные кредиторы учитывают факт реорганизации, принимая решение вступить в договорные отношения с реорганизуемым юрлицом.
  3. именно публичное уведомление в наибольшей степени гарантирует кредиторам получение нужной информации, исключая такие случайные факторы, как, например, недобросовестность должника (отправка пустого конверта) либо ненадлежащее оказание услуг связи.

Последние изменения в ст. 60 ГК РФ дополнили обязанность компании публично уведомить кредиторов о начале реорганизации обязанностью письменно уведомить каждого известного кредитора в предусмотренных законом случаях.

Единственной нормой, применяемой ко всем видам юрлиц, в которой говорится о необходимости такого уведомления, является п. 2 ст. 13.1 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с данным пунктом реорганизуемая компания в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме сообщает об этом известным ей кредиторам, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Аналогичное положение было включено в ст. 60 ГК РФ . В итоге законодатель вернулся к способу, который содержался в первоначальной редакции ст. 60 ГК РФ. Теперь, по сути, письменное уведомление кредиторов дополняет публичное их уведомление, создавая большие гарантии реализации их прав.

Письменная и публичная формы уведомления

Представляется, что именно в совокупности указанных норм кроется одна из проблем, связанных с институтом уведомления кредиторов .

На первый взгляд, создается впечатление, что законодатель установил обязательную двухступенчатую систему уведомления: сначала компания извещает кредиторов публично, после чего направляет известным кредиторам персональные письменные уведомления. При более подробном анализе правоприменительной практики и теоретических источников все оказывается несколько иначе.

Так, ни ст. 14 Закона № 129-ФЗ, предусматривающая перечень необходимых документов для госрегистрации лица, созданного в результате реорганизации, ни соответствующий Административный регламент не предусматривают обязательного предоставления в регистрирующий орган документов, подтверждающих письменное уведомление кредиторов реорганизуемого юрлица.

Доказательства письменного уведомления

Отсюда на практике возникает вопрос: должна ли компания предоставлять доказательства письменного уведомления кредиторов в регистрирующий орган.

С нормативной точки зрения, п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ запрещает регистрирующему органу требовать предоставления иных документов, кроме названных в ст. 14 Закона № 129-ФЗ. При этом в заявлении о государственной регистрации юрлица, созданного в результате реорганизации, подтверждается, что все известные кредиторы уведомлены в письменной форме.

Налоговый орган в условиях заявительного характера госрегистрации компаний и в отсутствие полномочий на проведение правовой экспертизы представленных для регистрации документов, не проверяет достоверность указанных в заявлении сведений, в том числе факт извещения всех кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Это приводит к большому количеству обжалований решений налоговых органов о регистрации компании со стороны неуведомленных кредиторов. Как правило, суды отказывают в удовлетворении требований на основании п. 4 ст. 9 и ст. 14 Закона № 129-ФЗ (

Комментарий к статье 13.1 Федерального закона от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Уведомление о реорганизации юридического лица

1. Пунктом 1 комментируемой статьи законодатель установил для всех ЮЛ независимо от их организационно-правовой формы общие правила уведомления о начале процедуры реорганизации .
Напоминаем, что в силу ст. 57 ГК РФ осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом реорганизация юридического лица может быть осуществлена в формах :
- слияния;
- присоединения;
- разделения;
- выделения;
- преобразования.
В некоторых случаях реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких ЮЛ осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Кроме того, в ряде случаев реорганизация ЮЛ в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Например, согласно ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются:
- слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
- присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
- слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ);
- присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ;
- присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством РФ (при присоединении к кредитной организации такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).
Приняв решение о реорганизации, ЮЛ в соответствии с п. 1 комментируемой статьи в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации должно в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более ЮЛ письменное сообщение о начале процедуры реорганизации представляется в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты решения о реорганизации юридического лица, принятого последним.
Особое внимание обращаем на то, что если в реорганизации участвуют два или более ЮЛ, то обязанность направления указанного сообщения в регистрирующий орган возлагается:
- на ЮЛ, которое последним приняло решение о реорганизации;
- либо на ЮЛ, которое было определено решением о реорганизации.
Рекомендуемая форма заявления - уведомления о начале процедуры реорганизации утверждена письмом ФНС РФ от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации". Согласно разъяснениям ФНС РФ в указанное уведомление вносятся следующие сведения о реорганизуемом юридическом лице (реорганизуемых ЮЛ):
- полное наименование;
- ОГРН;
- ИНН;
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ЮЛ без доверенности), по которому осуществляется связь с ЮЛ)).
Кроме того в уведомлении должны быть указаны сведения о создаваемом (создаваемых) в результате реорганизации юридическом лице (ЮЛ):
- полное наименование;
- адрес (место нахождения).
О ЮЛ, продолжающем деятельность после завершения реорганизации , в уведомлении указываются следующие сведения:
- полное наименование;
- ОГРН;
- ИНН;
- адрес (место нахождения).
Согласно п. 1 комментируемой статьи в уведомлении о начале процедуры реорганизации обязательно указывается также форма реорганизации .
Уведомление о начале процедуры реорганизации удостоверяется подписью заявителя, которым может выступать:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого ЮЛ или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого ЮЛ;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В том случае, если в реорганизации участвуют два или более ЮЛ, то заявителем может являться:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ, последним принявшего решение о реорганизации;
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ, определенного решением о реорганизации;
- или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих ЮЛ.
Думается, что здесь важно сказать о необходимости нотариального удостоверения подписи заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации. Хотя, соответствующего требования в Законе не содержится, такой вывод следует из судебной практики. Например, ФАС Московского округа указал на то, что требования о нотариальном свидетельствовании подписи, предусмотренные ст. 9 комментируемого Закона, распространяются и на уведомления о начале процедуры реорганизации (см. Постановление от 28 января 2011 г. N КГ-А40/16703-10).
К уведомлению о начале процедуры реорганизации должно быть приложено решение о реорганизации . В случае участия в реорганизации двух и более ЮЛ к уведомлению о начале процедуры реорганизации прилагается решение о реорганизации каждого ЮЛ, участвующего в реорганизации. В случае представления уведомления лицом, определенным решением о реорганизации, к уведомлению о начале процедуры реорганизации прилагается решение о реорганизации каждого реорганизуемого ЮЛ, содержащее положения о предоставлении ЮЛ, представившему уведомление в регистрирующий орган, указанных полномочий. При этом полномочия ЮЛ, представившего уведомление, могут быть отражены в решении о реорганизации, принятом общим собранием участников реорганизуемых ЮЛ, прилагаемом одновременно с решением о реорганизации каждого ЮЛ, принимающего участие в реорганизации, к уведомлению о начале процедуры реорганизации.
Очень важно соблюсти все требования федеральных законов, касающиеся порядка принятия решения о реорганизации ЮЛ. В случае представления в регистрирующий орган решения о реорганизации, принятого в нарушении положений соответствующих федеральных законов, регистрирующий орган не может принять реорганизации юридического лица. Например, в одном случае суд удовлетворил требование заявителя об отмене решения регистрирующего органа о регистрации реорганизации общества в форме преобразования и создания нового общества, поскольку регистрация была основана на недействительном решении о реорганизации общества, принятом лицом, не являющимся акционером общества (см. Постановление ФАС Уральского округа от 26 апреля 2011 г. N Ф09-1231/11-С4 по делу N А76-45308/2009).

Протокол общего собрания участников
общества с ограниченной ответственностью "____________"
N ___ о принятии решения о реорганизации общества путем
преобразования в закрытое акционерное общество

"___" ________ 20___ г.
г. ______________

Время проведения собрания: 9.00 - 11.00

Присутствовали участники общества в полном составе:
______________
______________
Кворум - 100%

Приняты следующие решения:

1. Председателем собрания избрать _______________, секретарем собрания избрать ________________.
2. В связи с хозяйственной необходимостью реорганизовать общество с ограниченной ответственностью "______________" в форме преобразования в закрытое акционерное общество "_______________". Закрытое акционерное общество "______________" становится полным правопреемником по всем правам и обязанностям общества с ограниченной ответственностью "_________________".
3. Утвердить следующий порядок реорганизации общества:
- представление уведомления о принятом решении о реорганизации общества в регистрирующий и налоговой орган, во внебюджетные фонды - в течение 3-х дней с момента принятия решения;
- опубликование сообщения о реорганизации общества в журнале "Вестник государственной регистрации" - после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц;
- уведомление кредиторов о реорганизации общества - в течение 5-ти дней с момента принятия решения о реорганизации;
- регистрация документов в установленном законом порядке в регистрирующем органе - по истечении 30 дней с момента опубликования последнего сообщения о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации".
4. Обменять доли участников общества с ограниченной ответственностью "___________________" на обыкновенные именные бездокументарные акции закрытого акционерного общества "_________________" в следующем соотношении:
1 доля размером ____% от уставного капитала общества обменивается на ____ акций номинальной стоимостью ______ руб. каждая.

Таким образом:

1. _______________ (Ф.И.О. участника), владеющий ____ долей размером _____% от уставного капитала общества приобретает _____ акций закрытого акционерного общества "______________" номинальной стоимостью ______ руб. каждая, на общую сумму ___________ руб.
2. _______________ (Ф.И.О. участника), владеющий ____ долей размером _____% от уставного капитала общества приобретает _____ акций закрытого акционерного общества "______________" номинальной стоимостью ______ руб. каждая, на общую сумму ___________ руб.
3. _______________ (Ф.И.О. участника), владеющий ____ долей размером _____% от уставного капитала общества приобретает _____ акций закрытого акционерного общества "______________" номинальной стоимостью ______ руб. каждая, на общую сумму ___________ руб.
5. Утвердить устав создаваемого в результате преобразования закрытого акционерного общества "_____________".
6. Утвердить передаточный акт, по которому все права и обязанности переходят от общества с ограниченной ответственностью "___________" к закрытому акционерному обществу "____________".
Все решения приняты единогласно.

Председатель собрания: ___________/______________/

Секретарь: ___________/______________/

Уведомление о начале процедуры реорганизации представляется в регистрирующий орган (непосредственно или направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения) по месту нахождения ЮЛ, принявшего решение о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более ЮЛ уведомление о начале процедуры реорганизации представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, последним принявшего решение о реорганизации либо определенного решением о реорганизации. В случае непосредственного представления вышеуказанных документов заявителем в расписке в получении документов указывается день выдачи документов, подтверждающих внесение записи.
Получив уведомление о начале процедуры реорганизации, регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и в срок не более трех рабочих дней со дня представления уведомления и приложений к нему вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что ЮЛ находится в процессе реорганизации. Такая запись вносится в ЕГРЮЛ в отношении каждого ЮЛ, участвующего в реорганизации, и включает в себя, в том числе следующие сведения:
- полное наименование;
- ОГРН;
- ИНН;
- адрес (место нахождения) юридического лица, в отношении которого вносится запись;
- ЮЛ находится в процессе реорганизации;
- форма реорганизации;
- количество ЮЛ, участвующих в реорганизации;
- полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения) ЮЛ, участвующего (участвующих) в реорганизации;
- полное наименование, адрес (место нахождения) ЮЛ, создаваемого (создаваемых) в результате реорганизации;
- полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ, продолжающего деятельность в результате реорганизации.
Затем заявителю или лицу, действующему на основании доверенности, выдаются:
- свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что ЮЛ находится в процессе реорганизации;
- выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о внесенной записи.
Вышеуказанные документы оформляются в отношении каждого реорганизуемого ЮЛ. Документы, не истребованные в день, указанный регистрирующим органом при приеме документов, направляются в установленном порядке ЮЛ, представившему уведомление о начале процедуры реорганизации.
Нужно учитывать, что в том случае, если место нахождения реорганизуемого ЮЛ, сведения о котором содержатся в уведомлении о начале процедуры реорганизации, отличается от места нахождения юридического лица, представившего уведомление, регистрирующий орган после внесения в ЕГРЮЛ всех необходимых записей не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи (записей), направляет в регистрирующий орган по месту нахождения соответствующего ЮЛ:
- файл выгрузки из ЕГРЮЛ, содержащий сведения о соответствующем ЮЛ;
- копии уведомления о начале процедуры реорганизации;
- решения о реорганизации соответствующего ЮЛ;
- решения о реорганизации, принятого общим собранием участников реорганизуемых ЮЛ;
- копию решения о государственной регистрации;
- лист записи в отношении соответствующего ЮЛ.
Думается, что здесь уместно сказать также о том, что в трехдневный срок с момента принятия решения о реорганизации ЮЛ также уведомляет:
- налоговый орган по форме С-09-04, утвержденной Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@;
- Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.
Некоммерческие организации , в отношении которых в силу ст. 10 комментируемого Закона предусмотрен специальный порядок государственной регистрации, представляют уведомление о начале процедуры реорганизации, решение о начале процедуры реорганизации и иные документы в Министерство юстиции РФ.
2. Пунктом 2 комментируемой статьи законодатель возлагает на реорганизуемое лицо ряд дополнительных обязанностей, которые оно должно выполнить после внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что ЮЛ находится в процессе реорганизации. Проанализируем суть указанных обязанностей.
Опубликование уведомления о начале процедуры реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации" .
Упомянутая выше обязанность выполняется реорганизуемым ЮЛ после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры. При этом если в реорганизации участвуют два или более ЮЛ, то уведомление о реорганизации опубликовывается последним принявшим решение о реорганизации ЮЛ, либо определенным решением о реорганизации, но от имени всех участвующих в реорганизации ЮЛ. Законодатель установил, что указанное уведомление подлежит опубликованию в "Вестнике государственной регистрации" дважды. Промежуток времени между публикациями составляет один месяц. В письме ФНС РФ от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации" содержатся разъяснения о том, что первое уведомление о реорганизации может быть помещено в "Вестнике государственной регистрации" после даты внесения в ЕГРЮЛ записи (записей) о том, что ЮЛ (юридические лица) находится (находятся) в процедуре реорганизации. В соответствии с ч. 3 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Таким образом, второе уведомление о реорганизации может быть помещено в "Вестник государственной регистрации" не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня помещения в указанном журнале первого уведомления о реорганизации ЮЛ. Например, если первое уведомление о реорганизации помещено в "Вестнике государственной регистрации" 28 января 2012 г., то второе уведомление о реорганизации может быть помещено в названных средствах массовой информации не ранее 1 марта 2012 г..
Текст уведомления о реорганизации , подлежащий опубликованию в "Вестнике государственной регистрации", должен содержать следующие сведения:
- полное наименование каждого участвующего в реорганизации ЮЛ;
- ОГРН каждого участвующего в реорганизации ЮЛ;
- ИНН/КПП каждого участвующего в реорганизации ЮЛ;
- адрес (место нахождения) каждого участвующего в реорганизации ЮЛ;
- сведения о принятом решении о реорганизации (орган, принявший решение о реорганизации; дата и номер принятого решения);
- полное наименование и адрес (место нахождения) ЮЛ, создаваемого (продолжающего деятельность) в результате реорганизации ЮЛ;
- сведения о форме реорганизации;
- порядок и условия заявления требований кредиторов;
- иные сведения, предусмотренные федеральными законами.
В случае подачи повторного сообщения о реорганизации в начале текста сообщения необходимо прописать: "Повторно. Предыдущая публикация в N xx от дд.мм.гг".
Ниже приведены примерные образцы текстов на публикацию сообщения о реорганизации юридического лица.

Реорганизация в форме преобразования

Закрытое акционерное общество "__________" (ОГРН ___, ИНН ___, КПП ___, место нахождения: _____________________) уведомляет о том, что "___" ________ г. общим собранием акционеров закрытого акционерного общества "__________________" (протокол N ___ от "___" _______ г.) принято решение о реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "__________________", место нахождения: ______________________________. Требования кредиторов могут быть предъявлены не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации по адресу: _____________________, тел. ______________, e-mail: _________________.

Реорганизация в форме разделения

Общество с ограниченной ответственностью "____________" (ОГРН ___, ИНН ___, КПП ___, место нахождения: _____________________) уведомляет о том, что "____" ______ года общим собранием участников ООО "______________" (протокол N ___ от "___" _______ г.) принято решение о реорганизации в форме разделения и о создании путем реорганизации общества с ограниченной ответственностью "___________________", место нахождения: ______________ и общества с ограниченной ответственностью "_________________", место нахождения: _________________________. Требования кредиторов могут быть предъявлены не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации по адресу: ____________________, тел. ______________, e-mail: _________________.

Реорганизация в форме выделения

Общество с ограниченной ответственностью "________" (ОГРН ______, ИНН _______, КПП ______, место нахождения: _____________________) уведомляет о том, что "____" ______ года общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью "______________" (протокол N ___ от "___" _______ г.) принято решение о реорганизации в форме выделения и о создании путем реорганизации общества с ограниченной ответственностью "____________", место нахождения: ______________ и общества с ограниченной ответственностью "_________", место нахождения: _______________________________. Требования кредиторов могут быть предъявлены не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации по адресу: ____________________, тел. ______________, e-mail: _________________.

Реорганизация в форме слияния

Общество с ограниченной ответственностью "____________________" (ОГРН ____, ИНН ____, КПП _____, место нахождения: _____________________) уведомляет о том, что "____" ______ года общим собранием участников ООО "_____________" (протокол N ___ от "___" _______ г.) принято решение о реорганизации в форме слияния с обществом с ограниченной ответственностью "___________________" (ОГРН ___, ИНН ______, КПП ______, место нахождения: _____________________) и с обществом с ограниченной ответственностью "__________________" (ОГРН ___, ИНН __, КПП __, место нахождения: _____________________) и о создании в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью "__________________", место нахождения: _________________________________. Требования кредиторов могут быть предъявлены не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации по адресу: ____________________, тел. ______________, e-mail: _________________.

Реорганизация в форме присоединения

участвуют два ЮЛ)

Общество с ограниченной ответственностью "_________________" (ОГРН _____, ИНН ____, КПП ______, место нахождения: _____________________) уведомляет о том, что "____" ______ года общим собранием участников ООО "_________________" (протокол N ___ от "___" _______г.) принято решение о реорганизации в форме присоединения к нему общества с ограниченной ответственностью "____________________" (ОГРН ____, ИНН _______, КПП _____, место нахождения: _____________________). Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 30 дней с момента последнего опубликования настоящего сообщения по адресу: ____________________, тел. ______________, e-mail: _________________.

(в случае, если в процессе реорганизации
участвуют три и более ЮЛ)

Общество с ограниченной ответственностью "________________" (ОГРН _____________, ИНН _____________, КПП _________________________, место нахождения: _____________________) уведомляет о том, что "____"______ года общим собранием участников ООО "________________" (протокол N ___ от "___"_______г.) принято решение о реорганизации в форме присоединения совместно с обществом с ограниченной ответственностью "__________________" (ОГРН ____, ИНН _______, КПП ________, место нахождения: _____________________) к обществу с ограниченной ответственностью "__________________" (ОГРН _____, ИНН ____, КПП ________, место нахождения: _____________________). Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 30 дней с момента последнего опубликования настоящего сообщения по адресу: ____________________, тел. ______________, e-mail: _________________.

3. Порядок подачи документов и сведений для опубликования уведомления о реорганизации в "Вестнике государственной регистрации" следующий:
- зайти на сайт в сети Интернет журнала "Вестник государственной регистрации": http:// www.vestnik-gosreg.ru/ regional_ representatives.html;
- скачать программу "Электронная заявка";
- выбрать тип сообщения для публикации "О принятии решения о реорганизации" и ознакомиться с необходимым комплектом документов и примерными текстами сообщений;
- заполнить поля "Электронной заявки" и сохранить их;
- направить сохраненную "Электронную заявку" по электронной почте (прикрепить сохраненный файл в формате xvlm к электронному письму) региональному представительству журнала "Вестник государственной регистрации", в котором будет осуществлена подача документов для выставления счета на оплату сообщения, указав в теме письма: "Счет для (указать наименование организации)" (адрес регионального представительства можно также узнать на сайте журнала "Вестник государственной регистрации");
- оплатить сообщение по выставленному счету;
- представить непосредственно или направить по почте в региональное представительство полный комплект документов, необходимый для опубликования уведомления о реорганизации, в том числе квитанцию об оплате публикации.
Итак, в региональное представительство журнала "Вестник государственной регистрации" представляются следующие документы:
- бланк-заявка, заверенная подписью руководителя и печатью организации - 2 экз. (форма бланка заявки также находится на сайте "Вестника государственной регистрации");
- копия решения/приказа о назначении на должность руководителя, заверенная подписью руководителя и печатью организации - 1 экз.;
- копия(и) решения о реорганизации - 1 экз., заверенная подписью руководителя и печатью организации;
- оригинал платежного документа (платежное поручение или квитанция из Сбербанка): стоимость услуги публикации указывается на сайте "Вестника государственной регистрации";
- сопроводительное письмо, заверенное подписью руководителя и печатью организации - 2 экз. (форма сопроводительного письма также находится на сайте "Вестника государственной регистрации");
- копия свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что ЮЛ находится в процессе реорганизации, заверенная подписью руководителя и печатью организации - 1 экз.;
- доверенность в случае подачи сообщения доверенным лицом, а не лично руководителем организации - 1 экз.
Сопроводительное письмо является документом, который содержит:
- перечень предоставляемых документов на публикацию;
- адрес доставки журнала (при оплате экземпляра журнала);
- документ, на основании которого оформляются и отправляются бухгалтерские документы.
Важно также знать, что в силу ст. 60 ГК РФ кредитор ЮЛ, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации ЮЛ, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Указанные случаи предусмотрены следующими федеральными законами:
- Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (ст. 37, 41);
- Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий" (ст. 5);
- Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" (ст. 18.1);
- Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 41);
- Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (ст. 32);
- ФЗ "О банках и банковской деятельности" (ст. 32).
Кредитор ЮЛ - открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации ЮЛ, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это ЮЛ, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым ЮЛ, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.
Указанные выше требования кредиторов могут быть предъявлены не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица. Но, как упоминалось ранее, требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией. В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) ЮЛ несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица. В случае если обязательства перед кредиторами реорганизуемого ЮЛ - должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.
Письменное уведомление кредиторов о начале процедуры реорганизации . С целью максимальной защиты прав кредиторов при реорганизации ЮЛ законодатель также возлагает на реорганизуемое ЮЛ обязанность в течение пяти дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в регистрирующий орган, в письменной форме уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации. Надо отметить, что в отношении ЮЛ некоторых организационно-правовых форм соответствующими федеральными законами могут также определяться особенности порядка уведомления кредиторов. Например:
- ГК РФ ч. 6 ст. 60;
- ФЗ "О банках и банковской деятельности" (ст. 23.5);
- ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ч. 7 ст. 29);
- ФЗ "Об ООО" (ст. 51);
- ФЗ "Об АО" (ст. 15);
- ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (ст. 13).
Ниже приведен примерный образец письменного уведомления кредиторов о начале процедуры реорганизации.

____________________
____________________

Уведомление

Исх.____

От "___" ______ 20__ г.

Общество с ограниченной ответственностью "________________" уведомляет Вас о своей реорганизации в форме преобразования в закрытое акционерное общество "_______________". При этом закрытое акционерное общество "Полет" становится полным правопреемником по всем правам и обязанностям общества с ограниченной ответственностью "_______________".
Учитывая, что ваша организация является кредитором общества с ограниченной ответственностью "_________________", сообщаем вам, что свои требования по взысканию кредиторской задолженности вы можете заявить в течение 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества в журнале "Вестник государственной регистрации" по адресу: ________________________, тел. _______________________.

Руководитель организации:

__________________ /___________________/

Перейти к оглавлению:

Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление кредиторов о реорганизации (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Уведомление кредиторов о реорганизации


4. Доказательства уведомления кредиторов при реорганизации общества с ограниченной ответственностью

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
6.2. Уведомление кредиторов о начале процедуры реорганизации ООО в форме присоединения

Нормативные акты : Уведомление кредиторов о реорганизации

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

2. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Здравствуйте, моя организация является кредитором другого общества. Должник прислал уведомление, что он подал заявление на реорганизацию. Какие у меня есть варианты, чтобы вернуть свои деньги?

  • Вопрос: №1791 от: 2015-04-16.

Здравствуйте, по существу Вашего вопроса сообщаем следующее:

В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно п. 1 ст. 60 ГК в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Таким образом, реорганизуемое лицо обязано уведомить государственный орган (Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ) о начале реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Следующим шагом является обязательное опубликование (не менее двух раз за 2 месяца) в средствах массовой информации о своей реорганизации. Данное действие выполняется для уведомления всех заинтересованных лиц (в т.ч. кредиторов) о реорганизации юридического лица.

В силу ст. 13.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ (далее - Закон № 129-ФЗ) реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Следовательно, Закон № 129-ФЗ обязывает должника уведомлять о своей реорганизации кредиторов в течение пяти дней с момента подачи заявления о реорганизации в ИФНС.

На основании п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Таким образом, кредиторы, которые передали денежные средства должнику до его опубликования о реорганизации, имеют право подать в суд исковое заявление о досрочном исполнении принятых должником обязательств, а также возмещения убытков, причиненных данной реорганизацией должника.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 60 ГК РФ указанное право кредитора на досрочное исполнение обязательств, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Согласно п. 4 ст. 60 ГК РФ предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

Итак, т.к. требования к должнику возникли до начала процедуры его реорганизации, Вы имеете право подать в арбитражный суд исковое заявление о досрочном исполнении обязательств по договору, а также возмещении убытков, которые понесла Ваша организация из-за данной реорганизации. Должник может предоставить Вам обеспечение исполнение обязательства (предусмотренные ГК РФ). Вы имеете право не соглашаться с предложенным обеспечением, кроме случая, когда должник представил Вам банковскую гарантию.

Для получения более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-84-84-805.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.