Правовые отношения. Правоотношения Система нормативных актов России

Выделяют фактическое и юридическое содержание правоотношений. Фактическим содержанием правоотношений принято считать реальные действия, например, в договоре перевозки это доставка груза из одного пункта в другой.

Юридическое содержание составляет субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В основе субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:

В праве на собственные положительные действия, например, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);

В праве требования от обязанного лица определенного поведения, определенных действий, вытекающих из его обязанностей, например, провести капитальный ремонт определенного помещения; возвратить долг;

В правопритязании, т.е. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.

Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. Это такое поведение, которое с точки зрения удовлетворения субъективного права, его реализации, можно назвать необходимым. В противном случае субъективное право становится необеспеченным. Как должное поведение, его мера и порядок осуществления регламентируются правовыми нормами. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства.

Юридические обязанности подразделяют на два вида:

Пассивная обязанность предполагает воздержание от определенных действий, поступков;

Активная обязанность - предполагает совершение определенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения).

Разновидностью юридических обязанностей многие авторы считают и юридическую ответственность, представляющую собой форму претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность выступает и самостоятельной формой юридических обязанностей, одновременно являясь гарантией обеспечения реализации юридических обязательств.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, т.е. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем.


Обратим внимание еще на одну деталь, связанную с содержанием правоотношения. В так называемом простом правоотношении разграничиваются управомоченная (обладающая субъективными правами) и обязанная стороны, например, при договоре купли-продажи одна сторона (покупатель) вправе выбрать вещь, ее оплатить, а другая (продавец) обязана передать ее покупателю. Сложные правоотношения более частое явление. Здесь стороны одновременно являются обладателями и субъективных юридических прав, и субъективных юридических обязанностей. Например, уже рассмотренное выше образовательное правоотношение предполагает совокупность прав и обязанностей, с одной стороны, у ректора, и с другой - у студента.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности направлены на удовлетворение законных интересов субъектов права. Однако это не только средство реализации интересов, но и определенные побудительные механизмы для совершения положительных действий и поступков в практической жизни.

Билет № 5

1. Понятие и элементы формы государства, их характеристика.

2. Материальное и процессуальное право: понятие и соотношение.

(подробнее об этих понятиях речь пойдет в следующем пункте).

Они также имеют целый ряд конкретных (субъективных) прав и обязанностей, которые возникли у них в рамках правоотношения и в связи с ним. Например, в правоотношениях по купле-продаже у продавца есть субъективное право на получение оплаты товара и субъективная обязанность — передать товар покупателю в надлежащем виде.

Кроме того, поскольку эти правоотношения регулируются правовыми нормами, установленными государством, то оно призвано обеспечивать их исполнение с помощью судебных и иных государственных органов .

Перейдем к видам правоотношений. Они классифицируются по нескольким критериям. По отраслевому признаку:

  • государственно-правовые;
  • уголовно-правовые;
  • гражданско-правовые;
  • трудовые;
  • семейные и т. д. (сколько отраслей права , столько и видов правоотношений).
  • абсолютные. В таких правоотношениях персонифицирована лишь одна из сторон, то есть носитель субъективного права. Например, носитель права собственности в гражданском праве . Это его абсолютное право. Он может владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению;
  • относительные: поименно персонифицированы все стороны. Например, правоотношение подряда (или оказания услуг), где определены заказчик и исполнитель (подрядчик).

Состав правоотношений. Объекты и субъекты правоотношений

Правоспособность — это способность лица обладать правами, быть их носителем. Ее не стоит путать с субъективным правом лица, возникающим в рамках конкретного правоотношения (например, по поводу аренды или приобретения гражданства). Правоспособность присутствует у субъекта всегда, пока он существует. Это относится ко всем его видам: физическим, юридическим лицам и государству.

  • Физические лица обладают, как правило, одинаковой правоспособностью, которую они приобретают в момент рождения и утрачивают со смертью. Существует исключение из правила. Еще не родившийся ребенок может обрести правоспособность, если отец (наследодатель) умрет до его рождения. В этом случае у зачатого, но еще не появившегося на свет младенца появится право наследования, поэтому с момента смерти отца он наделяется правоспособностью.

    Правоспособность физических лиц может быть ограничена, но только по решению суда и только за совершение преступления . Например, сам факт лишения свободы или запрет на занятие определенными видами деятельности после отбывания наказания являются ограничениями правоспособности.

  • У юридических лиц (организаций) правоспособность возникает и прекращается соответственно в момент регистрации и в момент снятия с нее. Однако, в отличие от лиц физических, у организаций она неоднородна. Выделяют два вида такой правоспособности:
    • общая, когда организация может совершать любые юридически значимые действия, не запрещенные законом . Обычно ею обладают коммерческие предприятия ;
    • специальная, когда организация может осуществлять лишь те действия, которые предусмотрены ее учредительными документами. Как правило, ею обладают некоммерческие либо государственные и муниципальные унитарные предприятия .
  • У государства и иных видов государственных образований (например, субъектов федерации в федеративных государствах) правоспособность возникает в момент их образования и прекращается в момент ликвидации.

Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности, нести ответственность за свои действия. Ее элементами являются сделкоспособность (способность лица вступать в сделки) и деликтоспособность (способность нести ответственность самостоятельно).

  • У физических лиц дееспособность неоднородна. Основными критериями являются возраст и психическое состояние. Поэтому физические лица в данном случае делятся на следующие группы:
    • дееспособные в полном объеме. Это лица старше 18 лет. Однако дееспособность может наступить и ранее этого возраста, если заключен брак или имеется постоянный источник дохода (эмансипация). Но в последнем случае наличия одной трудовой книжки мало, необходимо решение органа опеки или суда о признании лица полностью дееспособным;
    • ограниченно дееспособные. Это лица в возрасте от 14 до 18 лет. Они уже являются субъектами ответственности, но в недостающей части за совершенные ими действия ее могут нести родители и лица, их заменяющие. С согласия родителей такие лица имеют право заключать лишь отдельные сделки и с 16 лет стать членами кооператива;
    • малолетние. Это лица до 14 лет. Они лишены дееспособности в силу своего возраста;
    • совершеннолетние, лишенные дееспособности в полном объеме. Признаются таковыми по решению суда на основании судебно-медицинской экспертизы. Основание — психическое расстройство. Этим лицам назначается опекун, сами же в правоотношениях они не участвуют;
    • совершеннолетние, ограниченные в дееспособности. Это лица, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими веществами. Их дееспособность также ограничивает суд. Это выражается лишь в невозможности распоряжаться своим имуществом и всеми видами доходов. Им назначается попечитель, как правило, из ближайших родственников, который и контролирует их доходы и имущество. Ограниченно дееспособные лица участвуют, таким образом, далеко не во всех правоотношениях.
  • Юридические лица и государство наделяются дееспособностью одновременно с правоспособностью. Прекращаются они тоже одновременно.

Юридические факты

Юридические факты — это жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений . Наступление юридического факта вызывает предусмотренные нормой юридические последствия.

Классификация юридических фактов. В зависимости от порождаемых юридических последствий:

  • правообразующие: влекут возникновение правоотношений (например, факт заключения договора);
  • правоизменяющие: влекут изменение правоотношений (например, внесение изменений в договор или заключение дополнительного соглашения);
  • правопрекращающие: служат основанием для прекращения правоотношений (например, расторжение договора самими сторонами или по решению суда).

По волевому признаку (является наиболее распространенной классификацией):

  • действия — волевые субъективные юридические факты, зависящие от воли и права субъекта (возможны и в форме бездействия). К ним относятся: заключение сделок , решение суда, получение гражданства (правомерные действия) или причинение вреда, неосновательное обогащение (неправомерные);
  • события — неволевые объективные юридические факты, не зависящие от воли или права субъекта. Например, действие непреодолимой силы (стихийное бедствие), смерть и т. д.

По целевой направленности:

  • акты — правомерные действия, изначальной целью которых является возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Например, заключение договора, подача жалобы в административном порядке;
  • поступки — это действия, которые независимо от первоначальных намерений лица влекут юридические последствия. Например, создание и опубликование автором произведения.

По характеру воздействия:

  • позитивные — это факты, влекущие за собой возникновение правоотношений. Например, достижение определенного возраста является условием для вступления в брак, заключения сделки и т. д.;
  • негативные — факты, препятствующие возникновению правоотношений. Например, невозможность вступления в брак по причине нахождения в другом нерасторгнутом браке.

По характеру действия:

  • факты однократного характера;
  • факты-состояния. Например, нахождение в браке или в родстве.

Юридический состав — совокупность юридических фактов (событий или действий), влекущих за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Довольно часто правоотношения появляются именно из юридического состава, а не из единичных юридических фактов.

Юридическое содержание правоотношения - это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание - только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные - между субъектом права и обществом (всяким и каждым).Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Каковы же признаки данного права? 1. Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск (ст. 66, 67 КЗоТ РСФСР), определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право - это возможное поведение, т. е. носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий.2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами.3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других - данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. е. активными действиями обязанного лица.4. Субъективное право предоставляется управомочен-ному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении у право-моченного лица.

Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собственные фактические оействия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.); в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомо-ченного лица.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки. 1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения (если обязанность состоит в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга, срок уплаты и т. д.).2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.3. Обязанность устанавливается в интересах управо-моченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом.4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Как магнит не "живет", когда нет одного из полюсов, так и правоотношение не существует, если нет или управомоченной, или обязанной стороны. Названное единство можно проследить в действиях, поступках людей. Фактическое поведение является одновременно правом для одной стороны и обязанностью для другой. Например, оплата в повышенном размере сверхурочной работы - обязанность администрации, получение такой платы - право рабочего.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Теория государства и права

Вопросы государствоведения: Теория государства и права (ТГП) как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука. Методология и методы теории государства и права Российской Федерации (РФ). Предмет, объект и структура.

К данному материалу относятся разделы:

Теория государства и права в системе общественных и юридических наук

Власть и управление в первобытном обществе

Причины и процесс образования государства как организации власти

Основные теории происхождения государства

Понятие государства, его основные признаки

Форма государства: понятие и основные составляющие

Формы государственного устройства, их разновидности. Федерация как форма государственного устройства

Политический режим и его формы

Факторы, определяющие форму конкретного государства

Форма правления современного российского государства

Особенности и проблемы федеративного устройства современной России

Функции государства: понятие и классификация

Функции современного российского государства

Формы и методы осуществления функций государства

Механизм государства (государственный аппарат): понятие, структура и принципы деятельности

Органы государства: понятие и классификация

Механизм современного российского государства

Демократия: понятие, виды и формы

Политическая система общества: понятие и структура

Место государства в политической системе

Политическая система современной России

Государство и гражданское общество

Государство и политические партии. Государство и церковь

Типология государств: основания типологии. Конкретно - исторические типы государств

Соотношение государства и права

Учение о разделении властей и его реализация в современной России

Правовое государство: понятие, основные принципы. Практика формирования правового государства в России

Реализация принципов правового государства в современной России

Практика становления правового государства в современной России

Вопросы теории права: Причины, закономерности и основные теории происхождения права

Основные концепции правопонимания

Принципы права, их классификация и роль в правовом регулировании

Понятие нормы права, ее особенности и признаки. Виды норм права

Структура норм права. Виды структурных элементов

Система нормативных актов России

Стадии законодательного процесса

Нормативные акты Президента и Правительства России

Правотворчество: понятие, основные формы и стадии

Действие нормативных актов во времени

Юридическая техника: понятие, юридико-технические средства и приемы

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии

Предмет и метод правового регулирования – критерии деления системы права на отрасли

Правовое содержание.

Второй, более глубокий слой правовой материи, следующий сразу же за догмой права и из нее происходящей, - это содержание объективного права (точнее, если не опасаться упрека в тавтологии, - право­вое содержание права, но права позитивного, права в объ­ективном значении этого слова, - нормативно-ценностного регулятора, выраженного в законах, других нормативных документах).

А что это такое - правовое содержание?

Дело в том, что элементы правовой материи, из кото­рых складывается догма права (юридические нормы, субъ­ективные права, обязанности, юридическая ответственность, правовые гарантии и др.), - это не простое скопище упо­мянутых "частиц", не хаотическое их множество. Право по­тому и право, что эти частицы определенным образом выстраиваются, складываются в своеобразную систему. Как справедливо отметил Г.В.Мальцев, "система прав и обя­занностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем". При этом, характеризуя содержание права с точки зрения системы субъективных прав и обязанностей, других юридически значимых элементов, нужно различать две плос­кости проблемы.

Во-первых, когда она решается в принципе, "по идее", с точки зрения потенций и предназначения, заложенных в праве. И значит, решается в целом, на абстрактном уровне, независимо от природы и характера объективного права того и иного общества.

При таком подходе главным моментом, характеризующим систему прав и обязанностей и, следовательно, ту грань права, которая названа "правовым содержанием", является нечто иное, как субъективные права - права отдельных субъектов.

Ведь существующее в данном обществе право обрета­ет свой смысл и содержание в правах. Именно в них, в субъективных правах, раскрываются исконно заложенные в объективном праве ("по идее", по определению, в потен­ции) его суть и предназначение, когда лица поступают - действуют (или не действуют) "по праву".

Да и в действительности, на деле, для людей, для об­щества важны не сами по себе законы, другие юридические документы, содержащиеся в них юридические нормы, а то (вот наряду с другими решающее обстоятельство), что юри­дически реального "дают" эти нормы. Важно, предоставля­ют ли они права, какие это права, каков их объем, порядок осуществления, и все другое, что касается прав, юридиче­ских возможностей данных субъектов. А в этой связи и все то, что касается обязанностей, мер ответственности, защи­ты и т. д. Стало быть, надо видеть в сути и предназначении права самое глубинное, исконное: право потому и "право", что оно (закрепленное в законах и выраженное в юридиче­ских нормах) "говорит о правах".

Значит, субъективные права, то есть правомочия, юри­дические возможности, которыми обладают конкретные субъекты, - это своего рода активный, узловой центр со­держания права (именно как права!). К нему, этому активному узловому центру стягиваются все нити правового регулирования, все частицы правовой материи, из которых в совокупности складывается правовое содержание. И здесь - обратим внимание на данный пункт - эти самые "частицы правовой материи" предстают в виде средств юридического регулирования и правовых механизмов.

Правовое содержание, следовательно, имеет свою пра­вовую логику. Оно отличается таким построением и такой целеустремленностью, при которых все компоненты, состав­ляющие юридическую систему общества (от правовых по­ложений, принципов и норм Конституции до процессуальных институтов), строятся как бы применительно к правам, как бы подстраиваются под них. И с этой точки зрения все дру­гие компоненты права, также в высшей степени важные - юридические обязанности, запреты, правовая ответственность, процессуальные формы деятельности и т. д., - имеют в известной мере подчиненный характер, ориентированный на права субъектов.

А теперь, во-вторых, - о том, что относится ко второй плоскости проблемы правового содержания.

Изложенные ранее соображения - это соображения так сказать, идеального порядка, характеризующие право "по идее" по его исконной сути и предназначению, по тому началу, которое, по словам П.И.Новгородцева, лишь "по­степенно осуществляется в истории".

В реальной же действительности система прав и обя­занностей, других правовых элементов строится по-разно­му, в зависимости от особенностей данного общества - экономических, политических, духовных, от особенностей его политического режима. По-разному в этой связи рас­крывается определяющая роль во всей правовой материи субъективных прав.

И самое горестное заключается в том, что при большом разнообразии возможных здесь вариантов основным типом построения правовых средств и механизмов за многие тыся­челетия истории человечества фактически является такой, который характерен для обществ, где доминируют антидемократические, зачастую авторитарные, тоталитарные ре­жимы власти и где в соответствии с этим право имеет сугубо силовой характер (право сильного, кулачное право, право власти). И в данном случае, общие черты и потенции, "по идее" заложенные в правовом содержании, не раскрывают­ся вовсе или реализуются однобоко, предстают в уродливом виде. Реальные и значимые субъективные права вводятся здесь по большей части как права-привилегии, для большин­ства населения в ограниченных пределах, или даже как пра­ва-декларации; и в целом юридическая регламентация прав имеет декларативный, необеспеченный характер. Напротив, те правовые элементы, которые в силу правовой логики яв­ляются в исконно правовом отношении вторичными, зависи­мыми (обязанности, запреты, юридическая ответственность), выступают здесь на первый план, приобретают на деле до­минирующее значение и в соответствии с этим придают все­му позитивному праву обязывающе-запретительный облик. В общем, перед нами - еще неразвитые или ущербные юри­дические системы. Системы с несформировавшейся или с нарушенной логикой содержания. Такого рода юридические системы вообще нередко выступают в виде "имитационных", или таких, где в основном существует "видимость права".

В полной мере правовая логика, присущая содержанию прав, начинает раскрываться лишь в демократических обществах, особенно в развитых демократических странах на современной стадии развития либеральных цивилизаций. Именно здесь субъективные права фактически занимают в юридических системах центральное место; в соответствии с ними строятся правовые средства и юриди­ческие механизмы, свое (весьма существенное и все же - зависимое) положение в этих юридических средствах и ме­ханизмах занимают юридические обязанности, запреты, правовая ответственность.

В порядке некоторого утешения (которым довольство­вались демократически настроенные юристы в условиях со­ветского общества) допустимо утверждать, что и при анти­демократическом общественном строе юридическое регули­рование во имя провозглашенного права так или иначе все равно концентрируется вокруг субъективных прав (пусть и прав-привилегий, урезанных прав, прав-деклараций). В нем все равно есть сектора и участки, где во имя привилегиро­ванных, господствующих групп, кланов, слоев общества или во имя внешнего престижа или государственных фальсифи­каций действует известный набор юридических средств и механизмов, сконцентрированных вокруг субъективных прав. И стало быть, в таких юридических системах есть какие-то "зацепки" для последующего, при наступлении необходимых условий, правового развития. То есть и здесь право, благода­ря внутренней логике присущего ему содержания, независи­мо от особенностей данного общества, его строя и режима, имеет известный, пусть и незначительный, ограниченный - позитивный, демократический потенциал.

Что ж, какое-то утешение (для людей, соприкоснув­шихся с ужасами беспощадной тиранической власти) здесь есть, хотя оно все же во многом обманчиво, иллюзорно. Глав­ное же другое; то, что указанные представления во многом сориентировали юристов в советском обществе на прора­ботку вопросов, связанных с той гранью права, которая мо­жет быть названа "правовым содержанием". И об этом, надо полагать, следует рассказать особо.

6. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА А. Специфика правосознанияПрирода правового сознания многоаспектна, а поэтому правовое сознание исследуют историки и культурологи, психологи, философы и правоведы.Историков правовое сознание интересует как развивающийся феномен.

§ 16. БУРЖУАЗНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА I. Конституция современного буржуазного правового государства всегда является смешанной конституцией.1. Если посвященную правовому государству часть [конституции] с ее обоими главными принципами - основные

c. Правовое состояние 1. Значимость лица Всеобщее единство, в которое возвращается живое непосредственное единство индивидуальности и субстанции, есть лишенная духа общественность, которая перестала быть лишенной самосознания субстанцией индивидов и в которой

Глава 2. Правовое сознание и философия права Для любого философского учения о праве и государстве определяющее значение имеет лежащий в его основе тип понимания (и понятия) права. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия права (и

1. Человек как правовое существо Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и аксиологии (учения о ценностях).В

Глава 10. Личность, право, государство: правовое государство, права и свободы человека и

1. Правовое государство: история идей и современность Правовое государство - как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека - является одним из существенных достижений

7. Советская концепция октроированных прав. Диктатура пролетариата как "правовое государство" Подобные взгляды в середине 20-х годов развивал А. Малицкий. В обоснование правового характера диктатуры пролетариата он в работе "Советская конституция" приводил следующие

3. Конституционное правопонимание: права человека, правовой закон, правовое государство Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров для всего процесса преодоления сложившегося в стране тоталитарного социализма и осуществления

Глава № 5. Правовое сознание и его специфика § 1. Общественное сознание и его исторические формы Вне истории взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм:

§ 4. Экзистенциальное правовое самосознание Это та сфера сознания, где человек имеет дело с жизненными смыслами и соответствующим образом на них реагирует в форме стоического, скептического, несчастного и разорванного сознания.Форма стоического сознания характерна для

3. Правосознание и его культура, правовое послушание Правосознание - это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории,

Глава 22 Правовое государство и протогосударственная культура 22.1. Неупорядоченная свобода как опора неустойчивой политической монополииПровозгласив Россию «правовым государством»12, которое гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина» и в котором «все

Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного лица, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного лица, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в ВУЗ, т.е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить только лишь в один вуз при условии успешной сдачи экзаменов. Таким образом, фактическое содержание – только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Субъективное право – это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

Субъективное право обладает рядом признаков:

· субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъектному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка) и его размер (продолжительность). Субъективное право предполагает, что его носитель всегда имеет право выбора: действовать определенным образом или воздержаться от действий.

· осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. Эти обязанности могут быть как пассивными (воздержание от нарушения субъективного права), так и активными (создание условий для реализации субъективного права).

· субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.

Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством. В одних случаях обязанное лицо должно воздерживаться от совершения определенных действий, например, не совершать поступков, нарушающих право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности (пассивная обязанность); в других случаях, наоборот, совершать определенные активные действия в целях удовлетворения интересов управомоченного лица, например, уплатить наймодателю обусловленную договором сумму за пользование имуществом (активная обязанность) и третий вид обязанности – обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение (юридическая ответственность).

Вышеперечисленные обязанности есть нечто иное, как формы юридической ответственности.

Поскольку в общественных отношениях наряду с юридической существуют другие обязанности (моральная, религиозная, административная), необходимо выделить признаки юридической обязанности:

· первый признак юридической обязанности заключен в самом определении – это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, поскольку обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения.

· обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

· у обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

· обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица ил общества (государства в целом);

Субъективное право и юридическая ответственность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

2. Принцип разделения властей и его реализация в РФ

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления. Здесь, как и в любом конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств, т.е., например, парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент

Если говорить о президенте республики, то здесь разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой сдержек и противовесов, которая не только позволяет разделить три ветви власти, но и конструктивно уравновесить их.

Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках. Президент делит исполнительную власть с правительством, которое в свою очередь должно опираться на поддержку парламентского большинства.

Реализация принципа разделения властей в РФ

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

    Администрация Президента РФ - обеспечивает деятельность Президента РФ;

    Полномочные представители Президента Российской Федерации в регионах - представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

    Органы прокуратуры РФ (является органом исполнительной власти, но не подчиняется Правительству РФ) - осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

    Центральный банк РФ - основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля;

    Центральная избирательная комиссия РФ - проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

    Счётная палата РФ - осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

    другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, федеральные суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Ситуация 1

Гражданин СССР Фельдман в 1987 году уехал с семьей на постоянное место жительство в Израиль. В 2003 году сын Фельдмана Борис, которому исполнилось 19 лет, решил вернуться в РФ.

В каком порядке он сможет получить российское гражданство?

Решение

Согласно п.а ч.2 ст.14 ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ Борис, вернувшись и проживая на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, так как он родился на территории РСФСР и имел гражданство бывшего СССР.

Ситуация 2

Через месяц после избрания Государственной Думы Президент РФ внес на рассмотрение кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума в течение 10 дней рассматривала представленную кандидатуру, а затем ее отклонила.

Президент вновь внес на рассмотрение Думы ту же самую кандидатуру. После недельного рассмотрения Государственная Дума вновь отвергла ее. В тот же день Президент РФ распустил Государственную Думу и назначил дату выборов в новую Думу через 4 месяца после роспуска.

Сколько нарушений Конституции РФ допущено в данной ситуации?

Решение

В данной ситуации было допущено 3 нарушения.

Во-первых, согласно ч.3 ст.111 Конституции Российской Федерации Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре (первый раз Государственная Дума рассматривала кандидатуру 10 дней).

Во-вторых, ч.4 ст. 111 Конституции Российской Федерации предусматривает роспуск Президентом Российской Федерации Государственной Думы в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (кандидатура была внесена на рассмотрение дважды).

В-третьих, в случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч.2 ст. 109 Конституции Российской Федерации. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки (в данном случае дата роспуска Государственной Думы не совпадает с датой выборов новой Думы).

Список используемой литературы

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

    ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ

    Алексеев С. С. Общая теория права. Т.2. - М.: Юрид. Лит. 1982.-360 с.

    М. В. Баглай Конституционное право России. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784 с.

    Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. - М.: Российская академия социальных наук, 2001 г. - 45 с.

    Основы права. Учебник для системы среднего профессионального образования. Под общей редакцией профессора А.В. Мицкевича.-М.: Издательство НОРМА, 2000 г.-317 с.

    Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006. 188 с.

    Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. - М.: ПолиграфОпт, 2004 г. - 399 c.