Форма гос устройства характеризующаяся вертикальным разделением властей. Деление власти по вертикали и региональная горизонталь власти. Государство поддерживает политические партии

а) Ж.-Ж. Руссо;

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) Ш.-Л. Монтескье.

53. Членство в политической партии может быть:

а) индивидуальным;

б) коллективным;

в) индивидуальным и коллективным.

54. В собственности политической партии может находиться:

а) любое имущество;

б) только - то имущество, которое необходимо для обеспечения ее деятельности;

в) имущество, необходимое для ее деятельности, предусмотренное федеральным законом и уставом политической партии.

55. Символика политической партии:

а) не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств;

б) может совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.

56. Численность политической партии должна составлять не менее:

а) 10 000 членов;

б) 50 000 членов;

в) 45 000 членов.

г) 500 членов

57. Политические партии могут принимать пожертвования:

а) от физических лиц;

б) юридических лиц;

в) иностранных государств и иностранных юридических

58. Государство поддерживает политические партии:

59. Организатором публичного мероприятия могут быть:

а) один или несколько граждан;

б) политические партии и общественные объединения;

в) органы местного самоуправления.

60. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается в компетентный орган в срок:

а) не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия;

б) не ранее 15 и не позднее 7 дней до дня проведения публичного мероприятия.

61. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается:

а) в территориальный орган внутренних дел РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) орган исполнительной власти субъекта РФ.

62. К местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие:



а) к резиденциям Президента РФ;

б) помещениям Совета Федерации и Государственной Думы РФ;

в) зданиям, занимаемым судами;

г) зданиям, занимаемым прокуратурой, органами внутренних дел;

д) территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

63. Создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности:

а) допускается;

б) не допускается.

64. Политические партии вправе осуществлять свою деятельность:

а) на всей территории РФ;

б) территории только тех субъектов, где у них есть региональные отделения.

65. Российское государство:

а) финансирует политические партии;

б) не финансирует политические партии;

в) финансирует политические партии по итогам их участия в выборах.

66. Общественный фонд:

а) основан на членстве;

б) не имеет членства.

67. Организационно-правовые формы общественных объединений:

а) общественные организации;

б) общественные движения;

в) сходы граждан;

г) органы общественной самодеятельности.

68. Общественное учреждение:

а) ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям данного общественного объединения;

б) имеет целью совместное решение различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы.

69. Идеологический и политический плюрализм – это:

а) тождественные понятия;

б) не тождественные понятия.

70. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются:

а) правила закона РФ;

б) правила международного договора.

71. Государственная власть в РФ согласно ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения:

а) на законодательную, исполнительную, президентскую и судебную;

б) законодательную, исполнительную и судебную.

72. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности:

а) народов, проживающих на соответствующей территории;

б) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на соответствующей территории.

73. Граждане РФ, проживающие за пределами ее территории, имеют право участвовать в референдуме РФ:

б) не верно.

74. Референдум может проводиться в любое время без ограничений:

б) не верно.

75. Решения, принятые на референдуме:

а) должны быть утверждены Федеральным Собранием РФ;

б) в утверждении не нуждаются.

76. Местное самоуправление – это:

а) разновидность государственной власти;

б) самостоятельное решение населением отдельных вопросов в рамках государственного управления в стране;

в) самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

77. Правовое государство – это:

а) государство, в котором есть право;

б) государство, в котором все органы государственной власти, должностные лица, граждане подчиняются праву (право «стоит» над государством).

78. Политическое многообразие – это:

а) наличие многих политических идей, течений;

б) многообразие и равенство политических партий.

79. Унитарное государство:

а) состоит из автономных образований и административно-территориальных единиц;

б) делится на административно-территориальные единицы.

80. Федерация – это:

б) союз государств.

81. Конфедерация – это:

а) союзное государство, состоящее из двух и более государств;

б) союз государств.

82. Выберите признаки конфедерации:

а) обладает суверенитетом;

б) имеет гражданство;

в) не имеет единой территории;

г) не имеет единых вооруженных сил.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирская Академия Государственной Службы

Кафедра политических наук и технологий

Реферат по политологии на тему:

«Разделение властей по вертикали. Российский федерализм»

выполнил: Колбин А.М.

студент гр. 09112

проверил: доцент, к.ф.н.

Исследование проблем российского федерализма вообще и, особенно, изучение одного из его принципов, характеризующих критериев и в то же время актуальной проблемы – разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями публичной власти – обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, оно продиктовано тем, что государство, как наиболее сложный общественный институт, всегда находится в центре внимания научной и политической мысли. Множество теорий, концепций и доктрин отражали и отражают его возникновение, функционирование и развитие. Причем, в основе представлений о государстве часто лежат не только общие, но и этнические, национально-мировоззренческие взгляды, присущие народам и нациям, его населяющим. Однако, в действительности, далеко не каждая теория оказывается жизнеспособной – нередко государственные процессы развиваются вне или даже вопреки их влиянию. Тем не менее, только научные изыскания могут дать ответ на вопросы: каким может и должно быть федеративное государство в новом столетии, какие изменения в нем происходят и почему?

До недавнего времени, при характеристике сути Российской Федерации в отечественной литературе, акцент, чаще всего, делался на отражении сложности ее политико - территориальной структуры, в то время как другой, не менее важный атрибут - разделение государственной власти по вертикали и организация взаимодействия этих уровней - оставался в тени.

Сегодня остро ощущается необходимость углубленного и специального ее исследования. Оптимальное соотношение компетенции федеральных, региональных и местных органов власти является одной из ключевых проблем, основой и условием нормального функционирования любой федерации и ее институциональных механизмов. Поэтому в современных условиях развития российского федерализма возрастает актуальность рассмотрения проблем конституционно-правовых принципов и механизмов разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями и субъектами власти.

Как известно, предметы ведения между Российской Федерацией и ее, субъектами разграничиваются в статьях 71-73 Конституции РФ.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов установлены в ч. 1 ст.72 Конституции РФ. Однако, они не дают исчерпывающего представления о том, что в этих сферах правомочна делать Федерация, а что - субъекты. Вместе с тем, четкое разграничение полномочий по предметам ведения является своеобразным показателем эффективности государства. Низкая же эффективность институтов исполнительной власти сдерживает проявление инициативы хозяйствующих субъектов и граждан в социально-экономической сфере и становится препятствием для успешных преобразований. Следовательно, устойчивый высокий рост экономики страны и благосостояния ее граждан невозможен без кардинального повышения эффективности деятельности государственных институтов.

После избрания В.В. Путина Президентом РФ им предприняты существенные шаги «по упорядочению дел в Федерации и укреплению российской государственности». Президент последовательно ведет линию на качественное обновление технологии управления как по горизонтали, так и по вертикали функционирования власти. При этом одной из основных и базовых категорий, механизмы реализации которых подвергаются в настоящее время трансформации, является категория предметов совместного ведения Российской Федерации и ее су6ъектов.

Именно поэтому на данном этапе развития государственности стала особенно актуальной задача полной реализации тех положений конституции РФ, которые имеют отношение к проблеме разграничения предметов ведения между Федерацией и ее су6ъектами.

Причем, главная цель законодателя состоит в их разграничении таким образом, чтобы решение публичной властью стоящих перед ней задач осуществлялось на том уровне власти, который способен сделать это наиболее качественно и рационально, прежде всего, с точки зрении реализации конституционных прав граждан и доступности социальных услуг населению.

При этом принципиальным является четкое определение ответственности каждого уровня власти и конкретных органов за осуществление полномочий, связанных с реализацией прав граждан. Недопустима ситуация, когда право есть, а кому корреспондирует обязанность по обеспечению реализации этого права – неясно. Поэтому должны 6ыть закреплены не только сами полномочия, но и порядок, объемы их осуществления, обязанности по их финансовому и иному ресурсному наполнению, а также санкции за неосуществление или ненадлежащее осуществление полномочий.

Таким образом, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти является историческим этапом в государственном строительстве федеративной России, призванным предложить адекватное решение постоянно возникающих проблем управления государством и современным обществом.

В федеративном государстве полномочия разграничиваются между федеративным центром и нижестоящими органами власти.

Предметом разграничения полномочий в бюджетной сфере являются те общественные функции, реализация которых оказывает непосредственное влияние на формирование и расходование бюджетных средств. К таким функциям относится деятельность законодательной (представительной) власти по нормативному правовому регулированию расходов и доходных источников органов власти и полномочия исполнительной власти по финансированию и осуществлению расходов и сбору налоговых средств и других бюджетных доходов. Именно эти полномочия позволяют Органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органам местного самоуправления определять направления расходования бюджетных средств, величину и структуру бюджетных расходов, формировать необходимый объем бюджета и финансировать реализацию тех или иных функций органов власти.

Регулирование деятельности органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления имеет своим непосредственным следствием расходование бюджетных средств. Причем эти средства расходуются как собственно на содержание органов власти, так и на испол­нение вмененных им функций (образование, здравоохранение, социальная политика и т.п.).

Модель идеального федерализма предполагает, что на каждый уровень власти возлагается реализация только тех нормативно-правовых актов, которые принимаются тем же уровнем власти. В этом случае разграничение полномочий между уровнями власти касается функций органов власти в целом. Например, возложение национальной обороны на федеральную власть предполагает, что и законодательное регулирование, и исполнение этой функции закрепляется за федеральным уровнем.

Закрепление за каждым уровнем власти нормотворческой и исполнительной деятельности по одним и тем же функциям возлагает на них и всю ответственность за финансовое обеспечение реализации этих функций. В этом случае наиболее адекватной системой разграничения полномочий по формированию бюджетных средств будет та, при которой каждый уровень власти сам устанавливает и собирает налоги в свой бюджет.

В свете этого первоочередной задачей разграничения полномочий в бюджетной сфере является четкое закрепление за каждым уровнем власти тех функций (требующих расходов бюджетных средств), все расходные (законодательные и исполнительные) полномочия по которым можно возложить на один и тот же уровень власти. Увеличение количества таких функций приведет к более эффективному расходованию бюджетных средств. Зеркальным отражением этой задачи является четкое закрепление за каждым уровнем власти собственных налогов и всех налоговых полномочий по ним. Привязка собственных полномочий по осуществлению функций (или расходных полномочий) к собственным доходным полномочиям позволит повысить Ответственность органов власти всех уровней за проводимую бюджетную политику.

Советское наследие жесткой централизации в управлении государственными функциями наложило серьезные ограничения на модель федерализма, реализуемого в Российской Федерации. Нежелание центральной власти поступиться своими полномочиями, и, одновременно, неготовность региональной власти и местного самоуправления взять на себя всю полноту ответственности за регулирование и реализацию функций общественного сектора привело к сохранению значительной централизации государственных функций в Российской Федерации. Однако в силу обширности территории и разнообразия условий центральная власть не в состоянии взять на себя исполнение всех государственных полномочий. В первую очередь это касается полномочий по исполнению, поскольку собственно законотворчество обходится органам власти значительно дешевле, чем реальное исполнение требований законодательства.

Расщепление между уровнями власти трех вышеперечисленных видов полномочий (полномочий по нормативному правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и осуществлению расходов) приводит также к конфликтам между уровнями власти. Результаты опроса региональных и местных органов власти ряда регионов Российской Федерации, проведенного Центром фискальной политики показали, что основой таких конфликтов являются следующие причины:

1. Действующее законодательство не содержит четкого нормативно-правового разграничения ответственности между уровнями власти за исполнение и финансирование федеральных мандатов;

2. Объем возлагаемых на нижестоящие органы необеспеченных мандатов не соответствует уровню бюджетной обеспеченности большинства субъектов Российской Федерации;

3. Федеральные органы власти не исполняют в полном объеме своих обязательств по тем мандатам, финансирование которых возлагается законодательством на саму Российскую Федерацию

4. Не существует однозначной методики оценки стоимости мандатов, в результате федеральные органы склонны завышать, а региональные - занижать такую оценку.

Из сказанного выше следует, что второй задачей разграничения полномочий в бюджетной сфере является выделение функций, в отношении которых требуется упорядочить разграничение между уровнями власти трех видов полномочий: по нормативному правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и осуществлению расходов.

В отечественной юридической и политической науках подробно описаны отдельные способы «перераспределения» компетенции в процессе ее осуществления. В иностранной литературе данная проблема наиболее обстоятельно исследована французскими учеными Б. Гурнeeм, Р. Драго, М. Лессажем, И. Бребаком.

Этими известными в России учеными выделено несколько форм распределения функций и полномочий.

Полная централизация означает, что государство осуществляет все функции управления через систему центральных органов и их служб на местах. Все сколько-нибудь важные решения принимаются центральными органами: местные государственные органы являются лишь исполнителями приказов и инструкций, идущих из центра.

Деконцентрация предполагает, как и в предшествующем случае, что осуществление всех функций возлагается на административные ячейки, которые составляют иерархическую систему с правительственными органами «наверху». Однако вопрос о полномочиях стоит иначе: не все решения принимаются центром; некоторые из них отнесены к компетенции местных агентов центральных органов.

Децентрализация означает, что осуществление определенных функций управления возлагается на агентов, подчиненных не правительству а избираемым частью населения коллегиям. Эти коллегии могут представлять либо жителей данного района, либо какую-то категорию населения.

Исходя из содержания Конституции Российской Федерации, можно вести речь о двух способах разграничения полномочий. Первый способ - издание федеральных законов, нормативных актов по реализации каждого из предметов ведения, указанных в СТ. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Второй способ разграничения предметов ведения и полномочий осуществляется соответствующими договорами, которые в силу этого становятся источниками права.

Разделение властей «по вертикали» предполагает, что на каждом уровне власти имеются свои ключевые органы и определенные финансовые средства, достаточные для осуществления стоящих перед ними задач. Полномочия Центра и субъектов Федерации, независимо от их природы, устанавливаются двумя спосо6ами: с одной стороны, с помощью механизма наделения ими, с другой - признанием остаточных полномочий.

Поскольку задачи, стоящие перед органами власти, постоянно обновляются, зафиксировать раз и навсегда полномочия разных уровней власти в исчерпывающем перечне невозможно. Из-за систематического обновления государственных задач всегда остаются вопросы, не отнесенные к чьему-либо ведению.

Обладая большей частью регулятивных и контрольных полномочий, Российская Федерация должна законодательно децентрализовать исполнительно-распорядительные полномочия по предметам совместного ведения. Они должны быть возложены, в основном, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исключением является деятельность правоохранительных органов (органов внутренних дел, юстиции и так далее), чья система должна быть Федеральной. За федеральными органами исполнительной власти сохраняются такие исполнительно-распорядительные полномочия, которые требуют принятия решений на федеральном уровне. Они должны устанавливаться в федеральном законе.

Приведем перечень основных понятий, используемых для целей федерального закона:

Предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции Российской Федерации.

Предмет ведения субъекта российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции субъектов российской Федерации.

Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов российской Федерации.

В научной литературе предметы ведения не сводятся к сфере общественных отношений, подлежащей правовому регулированию, и понимаются несколько шире. Так, Ю.А. Тихомиров считает необходимыми отказаться от узкого понимания того, чем «наполнены» предметы ведения. По его мнению, «это широкий круг государственных дел, не сводимых к принятию законов и заключению договоров. Управленческие, контрольные, материально-финансовые, организационные, информационные, консультативно-методические, идеологические действия, естественно, расширяют границы этого «государственного поля» Аналогичное, более широкое понимание предметов ведения встречается и в других работах.

В Конституции Российской Федерации под предметом ведения понимается сфера общественных отношений, подлежащая правовому регулированию. В статье 71 Конституции РФ закреплены сферы общественных отношений, которые подлежат исключительному федеральному законодательному регулированию. В статье 72 Конституции РФ содержится перечень общественных отношений, которые регулируются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (часть вторая статьи 76 Конституции). Статьи 73 и 76 Конституции РФ определяют, что общественные отношения, не отнесенные к ведению Федерации, а также не урегулированные ей в сфере совместного ведения, являются предметом правового регулирования субъектов РФ. Таким образом, Конституция РФ осуществляет вертикальное разделение предметов правового регулирования (статьи 71, 72, 73, 76), обозначает возможный объем полномочий лишь в области правового регулирования и не закрепляет никаких прав и обязанностей в исполнительной и судебной деятельности.

Таким образом, российская конституционная модель разделения государственной власти устанавливает разграничение лишь законодательной (нормотворческой) компетенции между Федерацией и ее субъектами, в ходе реализации которой осуществляется последующее разграничение исполнительной и судебной, а таксе конкретизация законодательной компетенции.

Это положение представляется исключительно важным для разработки теоретических основ разделения государственной власти и позволяет несколько по-иному взглянуть на проблемы федеративной компетенции. Конституция РФ разграничивает только правовое поле между центром и регионами. Разделение других частей общего государственного поля (исполнительной и судебной) производится в результате работы на правовом поле федерального и регионального законодателей в пределах закрепленных предметов ведения. В этой связи по тем или иным вопросам, отнесенным к исключительной законодательной компетенции Федерации, федеральный законодатель вправе установить определенный объем исполнительной и судебной компетенции субъектов РФ. Российская Конституция позволяет подобные действия, и эти правовые возможности реализуются в конституционной практике (параграф второй главы третьей). Так, вопросы судоустройства находятся в ведении Российской Фе­дерации. Однако Конституция, как отмечалось, говорит только о законодательном ведении, о компетенции федерального законодателя по регулированию общественных отношений в данной сфере. Федеральным Конституционным законом от 31 декабря 1996 года № l-ФК3 «О судебной системе Российской Федерации» наряду с федеральными выделены суды субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4). Тем самым, принимая Федеральный Конституционный закон по предмету своего исключительного законодательного ведения, Российская Федерация установила дополнительные полномочия ее субъектов в сфере законодательной, судебной и исполнительной власти.

Противоположный пример: кадры судебных органов находятся в совместном ведении, еще раз подчеркну, в совместном законодательном ведении. Как отмечалось, Российская Федерация, реализуя свои законодательные возможности, полностью урегулировала общественные отношения в области кадровой политики федеральных судов и не оставила там для своих субъектов никаких нормотворческих, а следовательно и исполнительно-распорядительных возможностей.

Соотношение единства и разделения государственной власти в Российской Федерации имеет не просто научно-практическое значение для разработки проблемы. Этот вопрос относится к числу методологических, от адекватности решения которого зависит сама направленность научного поиска. Очевидна и политическая составляющая, что, впрочем, характерно для всех вопросов федеративного устройства Российского государства. Преувеличение роли разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами абсолютизирует значение частей в их взаимоотношениях с федеративной системой, обосновывает раздробленность и разорванность государственной власти в стране, стимулирует дезинтеграционные процессы, нарушающие единство и целостность федеративного государства. Преуменьшение или игнорирование роли разделения власти детерминирует обратные тенденции к самодовлеющему верховенству целого над составляющими его частями, неоправданному и беспредельному ограничению их самостоятельности, утрате федеративных начал в государственном устройстве.

Принципы государственной целостности и единства системы государственной власти одновременно и наряду с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ закреплены в качестве важнейших в федеративном устройстве Российского государства Основами конституционного строя (часть третья статьи 5 Конституции РФ).

Единство государственной власти, чаще в соотношении с принципом ее разделения на законодательную, исполни­тельную и судебную, рассматривалось многими учеными (Л.Ф. Болтенкова, И.И.Бушуев, Л.М. Карапетян, М.Н. Марченко, В.Е.Чиркин и др.). В их работах.обосновывается вывод о том, что разделение государственной власти, как по горизонтали, так и по вертикали не противоречит единству государственной власти и не исключает его.

С позиций системного подхода государственное единство Российской Федерации исследуется И.В. Левакиным в фундаментальной монографии, специально посвященной этой важнейшей в теории федерализма проблеме. «Государственность - есть система, развивающаяся от дезинтеграции к единению либо балансирующая между единением и дезинтеграцией, - отмечает он. - Возникновение единства имеет место лишь в том случае, если существуют его компоненты, систематизация которых приводит к единению».

Обратимся еще к опыту Германии, правовая система которой довольно близка российской. «Распределение компетенции между союзом (федерацией) и землями – не самоцель или произвол, - считает немецкий ученый Й. Изензее. Не является оно и раздроблением государственной власти, предназначенным для того, чтобы ослабить власть, т.е. чем-то вроде утрированного понимания разделения властей. Смысл распределения компетенции состоит не в разъединении государственной власти, а в ее разумном разделении, структурировании и сбалансированности. Оно не исключает общегосударственного единства, а дифференцирует его, формируя относительно самостоятельные общности, которые остаются взаимосвязанными в пределах целостного единства».

Как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, «идея единства государственной власти в современных условиях отнюдь не отвергает принципа разделения властей. Главное заключается в правильном прочтении этих постулатов и их применении».

Мировой опыт показывает, что прочными и стабильными бывают те федерации, в которых центральная власть оставляет за собой небольшой круг стратегических функций. Передача полномочий субъектам федерации не ослабляет, а напротив, укрепляет государство, ибо снимает с федерального правительства множество мелких задач и сосредоточивает его внимание на ключевых проблемах страны.

Но на современном этапе остаются нерешенными следующие проблемы российского федерализма:

Равные в правах субъекты федерации далеко не равны в экономическом отношении, а значит, - остается актуальной проблема обеспечения равных социальных стандартов и уровня жизни населения в различных регионах;

Незавершенность и противоречивость процессов разграничения полномочий по предметам совместного ведения;

Несовершенство действующей модели бюджетного федерализма;

Территориальная неравномерность, различия в темпах и качестве развития федерального и регионального законодательства, что создает конфликтогенный потенциал в едином правовом поле государства;

Важными направлениями деятельности по совершенствованию разграничения и последующего оптимального осуществления полномочий являются:

Более четкое закрепление в Федеральном законе модели взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения;

Следование этой модели в отраслевом законодательстве;

Сокращение совмещения регулятивных, исполнительно-распорядительных и контрольных функций в одном органе.

1. Конституция Российской Федерации

2. Малов С.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией, региональным и муниципальным уровнями власти как фактор укрепления федерализма. / Малов С.В. Автореферат.

3. Разграничение расходных полномочий между уровнями власти в Российской Федерации. - М.: Academia, 2002, 69 с.

4. Столяров М.В. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования: Учебное пособие. / Столяров М.В.- М.: Изд-во РАГС, 2005, 326 с.

5. Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. / Черепанов В.А.– М.: МЗ-ПРЕСС, 2003, 437 с.


Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. / Черепанов В.А.– М.: МЗ-ПРЕСС, 2003, С 57.

Выходные данные сборника:

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ ПО ВЕРТИКАЛИ В СВЕТЕ ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Балуцкая Гаянэ Артуровна

аспирант кафедры государственного и административного права КГУКИ, г. Краснодар

Россия есть правовое, федеративное государство. Одним из важных составляющих правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, федеративного устройства страны - вертикальное разделение властей, предполагающее разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами власти субъектов РФ и комплекс других форм взаимодействия.

В настоящее время в России продолжается реализация основных положений принципа разделения властей, связанная с непрерывным процессом развития федеративных отношений, необходимых для поддержания стабильности в обществе и государстве.

12 декабря 2012 года Президент страны Владимир Путин огласил ежегодное Послание Федеральному Собранию, отметив значимость демократии, недопустимость изменения основ государства и общества, пересмотра вопросов суверенитета, указав на необходимость усиления связи федерального законодательства с жизнью регионов и законодателя как такового .

В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей .Это деление именуется горизонтальным разделением властей. Выделяют и разделение властей по вертикали. Данное понятие не получило формального закрепления ни в Конституции Российской Федерации, ни в науке конституционного права, но фактически такое деление существует. Глава 3 Конституции РФ посвящена федеративному устройству, где раскрывается комплекс отношений, возникающих между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации .

Таким образом, вертикальное разделение властей предполагает разделение власти между федеральным центром и субъектами Российской Федерации и между составными частями Федерации непосредственно.

Отношения, возникающие в процессе взаимодействия России и ее субъектов, условно можно объединить в две группы:

1. отношения, связанные с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации;

2. отношения, связанные с взаимным делегированием полномочий, как федеральным органам исполнительной власти, так и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и взаимной конституционно-правовой ответственностью.

Следует отметить, что федерация в полной мере функционирует тогда, когда интересы государства в целом и его субъектов в полной мере совпадают.

Россия в соответствии с Конституцией РФ является правовым государством, носит демократический характер, на основании чего она не может обладать неограниченными полномочиями, часть из них возлагается и на государственную власть субъектов Федерации, что справедливо и отвечает природе федеративного устройства страны.

И.А. Умнова указывает, что одной из приоритетных задач в утверждении федеративного устройства в России является решение проблемы разделения государственной власти по вертикали. Особая актуальность данной проблемы заключается в том, что она вышла за рамки юридические и приобрела политическую окраску. С принятием Конституции 1993 г. удалось приблизиться, но не добиться в полной степени гармонизации фактически действующих отношений, составляющих конституционные основы разделения государственной власти между федерацией и ее субъектами .

В.И. Маргиева полагает, что любое государство, на каком бы уровне развития оно не находилось, стремится к оптимальной организации своей территории, установлению взаимновыгодных отношений между центром и регионами. В федеративном государстве два уровня власти - власть федеральная и власть субъектов Федерации. Отношения между этими властями носят сложный и противоречивый характер, поскольку субъекты, хотя и входят в состав единого государства, сохраняют за собой определенную независимость и самостоятельность .

По мнению автора, благоприятные и эффективные взаимоотношения между Россией ее субъектами являются залогом успешного развития страны как в политическом, так и в экономическом плане, на основании чего и необходима четкая, непротиворечивая правовая регламентация отношений, возникающих между центром и регионами, основной формой которой выступает закрепление в законе предметов ведения и полномочий сторон федеративных отношений. Однако в настоящее время она имеет определенные недостатки и подлежит дальнейшей проработке и совершенствованию.

Разделение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации препятствуют концентрации, сосредоточения власти в одних руках.

Оптимальное соотношение власти государственной и региональной, выражающееся в предметах ведения и полномочиях, является главным критерием эффективного функционирования российского федерализма.

Автор полагает, что необходимо предоставить субъектам Федерации право принимать наибольшее участие в разрешении наиболее важных вопросов государственного значения, вопросов, касающихся прав и свобод граждан, решения социальных проблем.

Вместе с тем, Конституция России в статье 5 закрепляет базовые принципы федеративного устройства России, являющиеся основой функционирования российского федерализма и построения взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами:

1.Принцип государственной целостности, единства системы государственной власти;

2.Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России;

3.Принцип равноправия и самоопределения народов в России .

Одним из главных принципов федеративного устройства страны является принцип организационного единства системы государственной власти (ст. 5 Конституции РФ) . Данный принцип означает, что власть Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и обеспечивает тесное функционирование всего государственного механизма. Многонациональный народ-единственный источник власти в Российской Федерации. Субъекты России обладают полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и еесубъектов (ст. 73 Конституции РФ) . В соответствии со статьей 77 Конституции РФ субъектам предоставлено право самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти при условиях соответствия основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти .

Из вышеуказанного следует, что Российская Федерация ответственна за федеративное устройство страны, за обеспечение единства системы государственной власти, на основании чего и играет регулирующую и контролирующую роль в отношении субъектов Федерации.

По мнению автора, механизм, основанный на принципах законности и децентрализации, может обеспечить компромисс между ветвями власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и сохранить единство власти и территориальной целостности российского государства и не допустить, с одной стороны, чтобы федеральная власть работала на авторитарных, централизованных началах, с другой стороны, произвола со стороны регионов, ввиду предоставленной им самостоятельности и свободы.

Эффективность данного механизма формируется с течением времени, путем принимаемых государством целенаправленных шагов. Предоставление большей самостоятельности в ряде полномочий субъектам Российской Федерации, политика укрупнения субъектов Федерации, придающая большую независимость, возвращение к прямым выборам глав регионов - это те меры, которые предприняты и продолжают реализовываться Российской Федерацией с целью сбалансирования двух уровней власти - власть федеральную и власть субъектов Федерации.

Таким образом, перед Россией стоит задача реализовать принцип разделения властей в целом и принцип единства системы государственной власти таким путем, чтобы единство системы государственной власти и государственная целостность, с одной стороны, и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также разделение властей по вертикали, с другой стороны, наиболее полным образом удовлетворяло интересы федерального центра, не ущемляя при этом права субъектов Федерации.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Маргиев В.И., Маргиев А.В. Правовой статус республик в составе Российской Федерации. Владикавказ. Владикавказский научный центр РАН и Правительства РСО-А, 2008. - 325 с.
  3. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Электронный ресурс]: послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: учебно-практическое пособие. М.: Дело, 1998. - 280 с.
- это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует 2 уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной . Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной . Так в США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Англия представляет собой унитарную систему.

По горизонтали - разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между 3 ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В различных странах функции законодательной власти не одинаковы и по объему и по содержанию. Но по основным правилам они одинаковы Носителем этой ветви власти выступает парламент (2 или 1 палатный).

Исполнительная власть : в США ее главой является президент, одновременно сочетающий с ней и должность главы государства. В Англии глава государства - монарх, а глава исполнительной власти - премьер министр. Особенностью этой ветви власти является то, что она может выступать с законодательной инициативой и издавать постановления.

Судебная власть - стоит на страже законности и порядка. Представлена судами, выступающими гарантами в разделении властей, опирающимися на право судопроизводства.

Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и управляют муниципальной собственностью.

Эффективность и легитимность власти,

(объяснить структуру местного самоуправления в РФ)

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

ПАРАМЕТР (в технике) , величина, характеризующая какое-либо свойство процесса, явления или системы, машины, прибора (напр., электрическое сопротивление, теплоемкость, быстродействие, масса, коэффициент трения и др.). Параметры могут быть сосредоточенными (напр., емкость электрического конденсатора, масса подвешенного к балке груза) и распределенными в пространстве (напр., индуктивность линии электропередачи).

УБИХИНОН (кофермент Q) , производное бензохинона. В живых клетках участвует в окислительно-восстановительных реакциях тканевого дыхания.

АБРИС (нем. Abrib), 1) очертание предмета. 2) В геодезии - схематический план, сделанный от руки, с обозначением данных полевых измерений, необходимых для построения точного плана или профиля.

Деление власти по вертикали и региональная горизонталь власти

Деление власти по вертикали, иными словами, - между Федерацией и субъектами Федерации стало реальным достижением российской демократии, нашим наибольшим демократическим прорывом. В соответствии с Федеративным договором, торжественно подписанным в Москве 31 марта 1992 года и ставшим частью Конституции, усилился процесс на взаимной самокритичной основе делегирования власти в республики, другие автономные образования, края, области России.

Самый существенный вопрос: объем властной самостоятельности основных субъектов современной демократии и рыночной экономики - предприятий, физических и юридических лиц и т.д. Это тот самый объем власти, который позволяет кардинально улучшить жизнь непосредственным производителям материальных благ - населению, каждому человеку, создает условия индивидуальности, самобытности.

На пути таких размышлений плодотворным кажется взгляд на каждый субъект Федерации, снизу, с позиций избирателей. Взгляд от тех, кто делегирует властные полномочия своим депутатам. С таких позиций лучше видны объем и критерий властной самостоятельности каждого региона. Взгляд с колокольни избирателя, гражданина, позволяет лучше видеть характер населения, народа, проживающего здесь: материальную культуру, трудовые традиции, культурные предметы, языки общения, уровень образования, национальную ноосферу, мироощущение и миропонимание, связь старшего поколения с младшим... Словом, все то, что неототалитарный, антидемократический режим просто игнорировал. Ведь перед нами стоит задача яснее понять самостоятельность субъекта Федерации и своеобразие его проявления по Федеративному договору.

Проблема формирования самой Федерации сверху вниз и снизу вверх исторически в разных государствах мира дала неоднозначный результат для живущих поколений. Миротворческая функция парламента в том и состоит, чтобы, используя гуманное содержание Федеративного договора, обеспечить разграничение полномочий делегированием власти субъектами Федерации. Наша Федерация формировалась сверху вниз, и это наложило на нее свой отпечаток. В США федерация формировалась снизу вверх: и своеобразие штатов ярче проявляется через их законы. Распад Союза и создание в Российской Федерации республик с новым статусом, новые отношения с автономными краями и областями означают косвенное изменение России как федеративного государства. Осознаем ли мы это?

Федеративная модель государственности имеет в мире самую устойчивую тенденцию развития. Из 160 современных государств в 58 приняты юридические структуры, основанные на федеративных принципах. Федеративные формы правления просматриваются сегодня в процессах создания Европейского сообщества. Ученым видятся четкие цели нового федерализма:

Примирение единства и разнообразия;

Защита республик, краев, областей от центристских тенденций;

Демократическое участие населения в политической жизни на местном, областном, краевом, республиканском и федеральном уровнях власти;

Усиление контрольных функций представительной власти над деятельностью административного аппарата;

Повышение эффективности власти через региональную конкуренцию;

Стимулирование новаторских идей в региональных органах власти;

Предотвращение формирования местных “вождистских” режимов.

Федерализм базируется на принципах демократического плюрализма, и это обстоятельство сближает на общей основе центральные и региональные органы власти через национальные и региональные формы политической жизни, где принятый Федеративный договор четко определяет функции федеральных органов государственной власти Российской Федерации, те аспекты, которые относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти и региональных органов государственной власти и, наконец, четко определяется власть регионов, территорий. Здесь, в фокусе такого разграничения власти, начинаются процессы принятия новых для Российской Федерации законодательных норм. Особо важно подчеркнуть в этих условиях права граждан, производственных и общественных коллективов.

В Российской Федерации с марта 1992 года началось законодательное формирование федеративной системы - модели конституционнно-демократического государства. Встает вопрос пересмотра критериев по линиям: неототалитаризм - национализм; сепаратизм - регионализм. При этом во главу угла ставится новый порядок критериев, условия демократической жизни народа.

Разделение властей по горизонтали для уровня федерации и регионов представлено законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти, а также “четвертой властью” - прессой. Разделение властей по вертикали представлено уровнями власти: село, город, район, край, республика, федерация.

Человек, избирательные права которого позволяют делегировать права власти, передает ее голосами на уровень местной власти на селе, в городе, в районе, в области, крае, республике, наконец, - федерации. На уровнях власти она разделена на законодательную, исполнительную, судебную и прессу.

Возможность реализации концепции разделения властей стала реальностью и для России. Приходится отдавать себе отчет в том, что происходит процесс переосмысливания статусов федеральной законодательной, исполнительной и судебной власти, не менее сложные вопросы переосмысливания процессов законодательной, исполнительной и судебной власти в регионах. Однако самые сложные и конфликтные вопросы возникают на стыках властей. Там, где Федеративный договор обозначил разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также автономных областей и автономных округов в составе Российской Федерации. Это по вертикали. Конфликтные ситуации возникают и при решении вопросов на всех уровнях по горизонтали.

Царский режим и его правопреемник - большевистский режим, и не только они, убедили народы мира, что многонациональные структуры государств всегда ведут к унификации, к уравниловке, где малочисленные народы ассимилируются более многочисленными. Наступает гибель культуры малочисленных народов и их самих. Унифицированная жизнь в империи - путь к застою, от него следующий шаг - к деградации и развалу. Этот путь нами “успешно” пройден. Важно, однако, познать его механизмы.

Все это необходимые исходные мысли о власти и ее структурах. Демократический прорыв вертикального разделения власти сводится сегодня к сохранению условий всех традиционных связей: экономических, политических, культурных, других отношений, исключающих курс на изоляцию, но при этом ведущих к сохранению национально-государственной и территориальной самостоятельности субъектов федерации (официальное название земли Бавария, кстати, “свободное государство Бавария”, но никаких призывов “выйти из состава Германии здесь не услышать).

Нужна иная, новая ступень равноправия народов. Мы больше должны уделять внимания подлинным думам и чаяниям народов.

К сожалению, компас нашей политики показывает лишь на Запад и Америку. Нам не надо придерживаться только такой ориентации. Она психологически носит иждивенческий характер. Нужны иные источники - внутренние, глубинные, российские. Власть и политика - всегда явления смежные. Самое трудное на поворотах истории - уметь предвидеть варианты развития событий и влиять на них принимаемыми решениями.

Чрезмерная надежда на помощь извне всегда чревата тяжелыми последствиями для России. Плюрализм в политике и культуре в своей высшей форме формирует национально-независимое государство с национально-колоритным обществом, где народ выступает самим собой, не приспосабливаясь абсолютно к условиям других наций. На развал Союзной империи, на возможный, увы, развал России Америка и Запад смотрят разными глазами: здесь и страх, и желание обогащения, и сострадание, и слабое желание оказать помощь. Вот почему древний восточный способ перехода горной реки группой людей, когда каждый человек, “ввинчиваясь”, двигается по отношению к другому чуть-чуть против течения, и эта группа людей представляет собой волнолом, где все по-разному помогают, участвуют, но все работают и никто не бездействует, все же более надежен, чем маниловские мечтания, как бы построить мост, а в пруду развести лебедей.

Каждому народу России нужен исторически оправданный индивидуальный подход. Нам, политикам, пора научиться использовать лучшие стороны всех народов в их великой дифференциации. Можно перечислить десятки загубленных народов и территорий в Северной и Южной Америке за пять веков их освоения, вспомнить судьбу аборигенов Австралии, Тибет в Китае и поставить в ряд малые народы на севере России. Искать такие условия, которые опорой имели бы активизацию жизненных сил самих народов. Именно для этого разрабатывался и принимался Федеративный договор.

Федерализм - это система отношений внутри единого государства, в котором субъекты федерации имеют правовые условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей.

Власть как право и возможность активизировать силы в общенациональной и региональной политической жизни берет сегодня на себя функцию выправить бывшие перекосы, иными словами, вернуть людям веру и создать условия для полного самовыражения. И здесь политика как деятельность органов государственной власти и управления начинает искать реальное воплощение Федеративного договора: четко определять функции федерального правительства и регионального “правительства”, администрации в процессе принятия законодательных норм или исполнительных решений. Конституции российских республик, Уставы российских территориальных образований на базе подписанного Федеративного договора дают возможность добиться четкости во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными властями.

России и ее субъектам федерации предстоит процесс постепенного превращения в процветающее федеративное государство. И такого процветания можно достигнуть лишь снизу, из провинции. Не ждать манны небесной в виде западной помощи. Налаживать провинциальную жизнь, добиваться регионального процветания. Для этого от правительства надо требовать поворота на 180 градусов: от “лицом к Европе” к “лицом к провинции”. Федеративный договор нацелен на то, чтобы в субъектах федерации формировалась сильная юридическая, экономическая, финансовая, банковская, административная власть. Россия будет богаче, сильней и уверенней, когда в республиках и краях, областях и открытых зонах будут самостоятельно решаться крупные региональные программы. Федеративный договор призван изменить взгляд на провинцию. Сам документ рожден из позиции: “Возрождение провинции - возрождение России”.

Федеративный договор нацелен на широкое разделение полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации по всем линиям власти: законодательной, исполнительной и судебной. Он предусматривает возможность договоров между субъектами Федерации, что не менее важно, ибо формирует крепкие связи между ними, а в целом ряде случаев - соглашений во внешнеэкономической области.

Порой складывается впечатление, что труд парламентариев, политиков и юристов не дошел еще до сознания многих людей, местных властей. А ведь он, Договор, пожалуй, первый документ, позволяющий снизу просмотреть законодательную, исполнительную и судебную власть в регионе и заявить о своих полномочиях. Российская Федерация может восстановить свое многоцветье в процессе этой работы, постепенно скидывая с себя панцирь “черемушек” Москвы. Договор призывает к широкому возрождению провинции.

Парламент твердо знает, что в этом процессе столь же важен сильный контроль федеральных властей над местными органами. Процветающая Россия может быть сформирована лишь дружной работой властей всех уровней: по вертикали и по горизонтали.

Важен еще один аспект проблемы. Идея патриотизма. В провинции она чище и сильнее. Здесь в провинции надо за нее бороться. Эту идею нельзя отбрасывать, как это попытались сделать некоторые политические силы, и они теперь терпят поражение. Эта идея сегодня все надежнее овладевает людьми на “малой родине”, в селе, в районе, городе, - там, где человек живет и работает, где его семья.

Отрывки из статьи М. А. Фонвизина «О повиновении вышней власти, и какой власти должно повиноваться» (1823) ВОЦАРЕНИЕ НАПОЛЕОНАСчастливый наследник Французской революции, Наполеон, достигая постепенно вышней власти, переменил скромное звание консула в пышный титул

Вектор власти Если хочешь нажить врагов - попробуй что-нибудь изменить. Вудро Вильсон, президент США Историк Юрий Жуков - один из «ревизионистов» сразу всех общепринятых взглядов на события в СССР. В одном из своих интервью [Сабов А. Жупел Сталина. Интервью с Ю. Жуковым. //

О власти Все заметнее и выше В мире уровень дерьма, В том дерьме уже по крыши Все окрестные дома. А парламент все горланит: Убирать - не убирать! А парламент выбирает: Умирать - не умирать! Дай приказ - спаслись бы сразу: Наш народ не без ума, - Но покамест нет

Миф № 117. Сталину была присуща страсть к власти, он узурпировал власть в партии и государстве и установил в Советском Союзе режим личной власти. Эти мифы бродят с того самого дня, когда по предложению Ленина 3 апреля 1922 года Сталин был избран генеральным секретарем партии.

Миф № 118. Сталин умышленно выстраивал режим единоличной власти. Миф № 119. Ради установления режима единоличной власти Сталин уничтожил "ленинскую гвардию". Если честно, то для этого мифа наиболее правильным было бы следующее название - "Почему нельзя путать Бебеля с

Грязь власти Если то, как умирает человек, позволяет судить о его жизни, осуждению подлежит все поведение Александра. За то, что он был не в состоянии владеть собой, он умер, как жил, - от невоздержанности, забыв азы греческой мудрости, которые можно прочесть в Дельфах:

НА ВЕРШИНЕ ВЛАСТИ Наведение порядка в столице еще не означало завершения политического кризиса. После ухода министров-кадетов и отставки Переверзева правительство фактически перестало существовать. На повестку дня встал неотложный вопрос о реформировании кабинета. На

Ростовские власти По своим традициям и обычаям Ростов во всех отношениях был городом весьма оригинальным. Несмотря на свое демократическое происхождение, в нем образовался привилегированный класс, состоящий из богатых людей, которые еще совсем недавно были

ЗАВОЕВАНИЕ ВЛАСТИ Мы все уничтожим и на уничтоженном воздвигнем наш храм! И это будет храм всеобщего счастья! В. И. Ленин. Из беседы с Георгием

Эйфория власти В те ранние дни советской власти, когда Ленин был еще новичком в управлении государством, он производил впечатление человека, превратившего импровизацию в науку. Не было проблемы, какую он не сумел бы решить - декретом, жестом, брошенной фразой; к любому

Загнивание власти Ленин переезжал в Москву в обстановке исключительной секретности. При нем была усиленная охрана. Ленин покинул Смольный в темноте. Машина ехала окольными путями. Приготовления к отъезду были задолго до этого возложены на Бонч-Бруевича. Тот целыми днями

4. На вершине власти После Ленина. Смерть Ленина поставила в повестку дня вопрос о том, кто будет следующим руководителем партии и страны. Смертельная драка за власть, из которой Сталин выйдет победителем, будет продолжаться почти десять лет. За это время состоятся 4

2. «Святые» у власти «Поскольку после роспуска последнего парламента необходимо позаботиться о мерах к обеспечению мира, безопасности и хорошего управления республикой, для этого мною с ведома моего совета офицеров назначены различные лица, известные страхом божьим,

I. О Власти В данной работе изложено, возможно, несколько субъективное представление о власти и ее воздействии на жизнь в современном российском обществе на крутом изгибе ее истории. Такое понимание связано не только с основными теоретическими проблемами: власть как

Отношения с регионами. Реформа вертикали власти Еще 4 сентября в обращении к нации по поводу трагедии в Беслане Владимир Путин сказал, что в ближайшее время будет разработан комплекс мер по укреплению единства страны и народа и по созданию более эффективного контроля за