Функции и полномочия государственных органов. Функции государственной стратегии Основные функции государственных органов каждого вида

Необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение поставленного вопроса углубляет познания о функциях государства . В практическом плане определенное разграничение указанных понятий направлено на совершенствование структуры и повседневной деятельности государственных органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные органы играют приоритетную роль в деле осуществления какой-либо функции государства.

Под функциями органов обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Функции органа государства и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости от волевых установлений государства, которые определяются объективной действительностью, материальными условиями жизни общества . Тем не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных органов, функции государства выступают как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.

Функции государственных органов по своему содержанию подчинены функциям государства, их целям и требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты , формулирующие права и обязанности органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных органов не тождественно понятию конкретных действий этих органов. Функции государственных органов стоят ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных органов означают осуществление их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что функции государственных органов являются понятием общим по отношению к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных органов располагаются между функциями государства и его практической деятельностью.

Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные государственные функции в сфере инноваций следующие.

Распределительная функция.

Это достигается за счет распределения финансовых ресурсов на научные исследования и инновации, во-первых, через бюджет, во-вторых, : счет формирования специальных фондов.

Государством аккумулируются и распределяются не только денежные средства, но материально-технические, интеллектуальные ресурсы.

Стимулирующая функция.

Стимулирующее воздействие государства на инновационную деятельность проявляется через поощрение конкуренции, финансовые субсидии, льготы участникам инноваций.

Государство может осуществлять частичное или полное страхование инновационных рисков.

Государство способно и наказывать хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции, использование устаревших технологий.

Координация инновационной деятельности.

Государство формирует единое технологическое пространство, что обеспечивает совместимость нововведений.

Координация работ во времени, синхронность по технологическим стадиям, стадиям научно-инновационного цикла.

Организационную координацию научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности.

Правовое обеспечение инновационной деятельность.

  • - формирование законодательной базы;
  • - создание функционирующего правового механизма;
  • - системы соблюдения правовых норм.
  • 5. Кадровое обеспечение инноваций.

Оно начинается во время профессионального обучения.

6. Информационное обеспечение.

Государство должно способствовать распространению нововведений путем научно-инновационной инфраструктуры.

Оно может выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии.

Государственные структуры должны предоставлять инноваторам юридические, деловые, консультационные услуги и т. д.

  • 7. Обеспечение общественного статуса инновационной деятельности достигается через пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение участников инновационной деятельности, повышение их социальной защищенности и т. д.
  • 8. Учет региональных особенностей и регулирование инновационной деятельности в регионах.
  • 9. Регулирование международных аспектов инновационной деятельности.

Государство определяется чем-то большим, нежели нерушимостью границ и экономической независимостью. Граждане государства помимо ощущения защищенности и стабильности должны иметь что защищать и чему придавать эту стабильность. Это "нечто" является смыслом - смыслом дела, смыслом совместной жизни людей в одном государстве. Это смысл есть то самое гражданское единство, о котором так много говорят. В мировой практике систему смыслообразующих политических намерений государства называют государственной стратегией. Эта стратегия не может быть гарантирована наличием какой-либо идеологии, она должна, во-первых, вырабатываться путем согласованного диалога всех граждан государства, во-вторых, иметь временные рамки для достижения поставленных внутри нее целей и опираться на имеющиеся или вновь создаваемые ресурсы. Каковые социальные функции стратегии, что она дает?

Во-первых, понимание происходящего. До определения стратегии имеющаяся ситуация чаще всего понимается как хаос, кризис или катастрофа. И только стратегия впервые оценивает реальные перспективы имеющейся ситуации и наличные в ней ресурсы, которые позволят добиться поставленных целей. Таким образом, видение перспективы и описание будущего есть трезвый и прагматичный взгляд на само настоящее.

Во-вторых, преемственность. Премьер-министр или Правительство могут измениться, но если есть государственная стратегия, существует гарантия преемственности и возможность долгосрочного планирования независимо от смены Премьер-министра или любого другого государственного чиновника. Тот факт, что у нас Премьер-министры меняются каждый год как раз и свидетельствует об отсутствии стратегии, под которую, если она есть, просто выбирают генерального менеджера. Стратегическое планирование требует стратегического управления и наоборот.

В-третьих, если государственная политика придерживается заявленной стратегии, это порождает общественное доверие к власти, которая публично объявляет определенные социальные цели и добивается их. Кроме того, государственная стратегия открыто предлагает социальные ценности, говорит об основании социального единства относительно тех или иных целей, и по сути конституирует государство как единую силу. Стратегия - подвижный социальный договор, заключаемый на оговариваемый период государственной властью с гражданами этого государства.

В-четвертых, государственная стратегия обеспечивает консолидацию политических сил внутри государственной стратегии. Сфера обеспечения такой консолидации - сфера публичной политики. Именно сфера публичной политики является у нас неразвитой, и именно на эту сферу пока вяло опираются как Президент, так и Правительство в целом.

В-пятых, заявленная государственная стратегия дает основание для критики. Наша сегодняшняя журналистская критика это обвинение власти в каких-то мелких прегрешениях. Стратегия дает возможность говорить по существу. Когда есть стратегия, критика идет уже по тактическим вопросам.

В-шестых, содержание стратегии расставляет ориентиры и приоритеты для текущей деятельности, для среднесрочных и краткосрочных проектов, которые не должны противоречить генеральной стратегии. Государственная стратегия (а не политический торг фракций Парламента) является единственным основанием для формирования государственного бюджета. Содержание стратегии дает основание для частного предпринимательства, для зарубежных инвесторов и для внешней политики в целом, увеличивает доверие других стран к стране, которая действует на основе публично заявленной государственной стратегии, и создает содержательное пространство международного усиления государства. Если государство имеет стратегию, с ним и с его стратегией вынуждены считаться другие государства, если у государства нет стратегии, оно находится в фарватере чужой стратегии.

В-седьмых, стратегия неизбежно порождает ситуацию стратегического поединка. Это связано с тем, что у любой стратегии есть как внутренние соперничающие с ней альтернативные стратегии, так и внешние стратегии. Причем на внешнем уровне ситуация превращается в непосредственное столкновение стратегий, и вопрос стратегического поединка чаще всего решается путем победы одной из стратегий за счет поглощения ею другой стратегии.

И последнее, стратегия задает этапы продвижения к цели. Это означает, что каждый год или с любой другой периодичностью в стране ставят перед собой новые проблемы и отмечают решение или нерешение старых, поставленных в прошлом году. Это не социальная динамика каких-либо процессов, это другое - способность целого общества, его элиты, его политического руководства не увязать на долгие годы в решении одних и тех же проблем, а добиваться поступательной динамики социального движения.

Разработка стратегии не обязательно должна быть связана с Президентом, хотя, как подсказывает мировой опыт, для выдвижения новых инициатив и обеспечения их поддержки, нужна единая воля. Тем не менее, даже в условиях исключительно парламентской власти государственная стратегия нужна для придания единства действий всем ветвям власти в первую очередь.

Изучив в первой главе работы понятие и сущность стратегического управления, а также функции государственной стратегии, можно сделать вывод о том, что основной задачей государственного стратегического управления является определение курса в управлении с учетом стратегических целей, реорганизация органов власти и управления и координация их усилий по консолидации населения на основе общих социально и культурно значимых идей. Результатом стратегии государственного управления является выработка общих основ использования различных видов ресурсов, координация разных видов и форм деятельности ради укрепления мощи государства и процветания народа.

Стратегия государственного управления находится во взаимосвязи с оперативным управлением и тактикой. По отношению к ним стратегия государственного управления является ведущей, так как именно она определяет общую цель действий, силы, средства и механизмы решения антикризисных задач.

Основная функция государственной стратегии -- видение перспективы, описание и понимание будущего государства, определение основных путей и направлений развития страны и общества.

Государство - это организация политической власти доминирующей части населения в социально неоднородном обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность и осуществляется руководство обществом в интересах этой его части, а также управления общественными делами.

Государство отличается от других организаций по следующим признакам:

В каждой стране с социально неоднородном обществе может существовать лишь одно государство, а организаций - много;

Только государство выступает официальным представителем всего общества; все другие организации представляют лишь его часть;

Только государство может решать общественные дела, а те организации решают дела, касающиеся, как правило, лишь части общества;

Государство располагает специфический аппарат, который наделен властными полномочиями и имеет материальные средства для реализации этих полномочий, для выполнения своих задач и функций; только государство может устанавливать общеобязательные для всего населения правила поведения - юридические нормы;

Только государственная власть характеризуется суверенитетом. Его признаки: верховенство власти, полнота власти, самостоятельность и формальная независимость власти от любой другой организации (или лица) как в определенной стране, так и за ее пределами.

Суть государства проявляется в его функциях, которые в основным направлениям (сторонами) деятельности государства. Функции делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и потребления, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защите прав и свобод граждан и др.) И внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.).

Важным институтом конституционного права является система государственных органов. Иногда Ее называют государственным аппаратом, через который осуществляется государственная власть, функции государства. К государственным органам относятся соответствующие учреждения, организации (министерства); единоличные представители государства (Президент); высшие и местные органы власти; исполнительные органы; судебные органы; органы прокуратуры. Самостоятельное место в системе государственных органов занимают Вооруженные Силы, Национальная Гвардия, органы Службы безопасности, органы предварительного расследования, исправительные учреждения.

Общим для всех названных органов является то, что они имеют собственные полномочия, объем и характер которых зависит от целей и задач каждого из них и определяются соответствующими законодательными актами.

Конкретные полномочия Верховной Рады, Президиума Верховного Совета, Председателя и другие важные вопросы зафиксированы в Конституции и уточнены в главе второй Конституционного договора. Эти полномочия классифицируются по определенным признакам:

Общего значения (рассматривал и рассматривает любые вопросы, не входящие в компетенцию других ветвей власти, определял основные направления внутренней и внешней политики страны, утверждает важные общегосударственные программы);

Законодательной деятельности (принятие Конституции, конституционных и других законов, постановлений, наложение вето на указы Президента, регулирования отношений гражданства, собственности, налогообложения и др.)

По кадровым вопросам (назначение выборов, референдумов, избрание Председателя и его заместителей, назначение судей областного и высшего звена, Конституционного и Арбитражного судов, назначения и увольнения Генерального прокурора РФ по представлению Президента);

По вопросам административно-территориального устройства Украины (образование, ликвидация областей, районов, утверждение границ и т.п.);

Контрольного характера (за соблюдением Конституции РФ и других законов; в сфере защиты прав человека; за предоставлением Украиной займов, экономической помощи иностранным государствам;

По международным отношениям (рассмотрение доклада Президента о внешней политике страны, ратификация и денонсирование международных договоров и т.п.);

В отношении исключительных случаев (введение чрезвычайного, состояния, утверждения решения об объявлении войны, введение военного положения, делегирование законодательства Кабинета Министров Украины и др.).

К компетенции органов местного самоуправления относятся: разработка, утверждение и исполнение бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц; установление предусмотренных законом местных налогов и сборов; распоряжения коммунальной собственностью; организация и проведение местных референдумов, содействие соблюдению Конституции и других законов страны, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений правительства страны и осуществления других полномочий.

Президент осуществляет свои функции и полномочия не только лично, но и через Правительство, куда входят премьер-министр, вице-премьер-министры и министры: внутренних дел; энергетики и электрификации; иностранных дел; связи; внешних экономических связей и торговли; лесного хозяйства; по делам молодежи и спорта; машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии; обороны; образования; здравоохранения; охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности; труда; социальной защиты населения; промышленности; статистики; транспорта; экономики; финансов; юстиции; главы госкомитета по делам охраны государственной границы, служба безопасности и др.

Кроме органов законодательной и исполнительной власти действуют и органы судебной власти.

Судьи занимают особое место в государственном аппарате, поскольку только они выполняют функцию правосудия путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел. Только суды имеют право признать лицо виновным в совершении преступления и наказать ее. Исключительность судебной власти заключается и в том, что приговоры, решения, определения и постановления суда обязательны для всех государственных, общественных органов, должностных лиц и граждан. Судебные приговоры, решения можно рассматривать как закон с конкретной жизненной ситуации. Обязательным для исполнения является также требование суда о предоставлении документов, вызова лиц для допроса, специалистов для дачи заключений подобное.

Государство осуществляет свои функции, используя определенные, свойственные ему методы. В целом различают правовые и не правовые методы осуществления государственных функций.

В обществе с централизованной плановой экономикой государство является собственником основных средств производства, оно монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределение в масштабах всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования торгового и бытового обслуживания населения.

В условиях рыночной экономики вмешательство государства в эту сферу сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению государственной собственностью, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя. Государство регулирует экономические отношения косвенными методами, например, налоговыми мерами.

Социальная функция многообразна по содержанию и объемна по охвату деятельности. Ее главное назначение обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке.

Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

К социальной функции тесно примыкает экологическая функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всем мире экологической обстановки. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д.

К числу приоритетных функций государства относятся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности конкретного государства. Реализация рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов - судом, органами внутренних дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности.

Из внешних функций, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами глобализации мировой экономики, переплетением экономических интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга.

Функция обороны относится к постоянным сферам деятельности любого государства, поскольку направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. В настоящее время меняются ориентиры в реализации данной функции: в современном мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных конфликтов, угрозы развязывания мировой войны и в укреплении международной безопасности.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, урегулированию межнациональных конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами.

В содержание данной функции входит также сотрудничество государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, международным терроризмом. Функция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют международного реагирования.

К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических или техногенных катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и глобального климата от крупномасштабного вреда, который причиняется производственной деятельностью человека.

Основная форма осуществления функций государства - правовая. Правовая форма существует во взаимосвязи трех основных направлений правовой деятельности государства - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определенной функции государство создает для этого необходимую правовую основу, организует исполнение принятых правовых норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства- правотворческою, правоисполнительную и правоохранительную.

К правовым формам осуществления государственных функций относятся: Правотворческая деятельность - подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация функций государства практически невозможна;

Эту функцию исполняют органы исполнительной власти, возглавляемые правительством страны. Сущность данной деятельности заключается в повседневном разрешении разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты; Правоохранительная деятельность властная правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан. Включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений.

Неправовые формы осуществления функций государства охватывают большой объем организационной, подготовительной работы в процессе осуществления основных функций.

Это, например, рассмотрение жалоб граждан, предложений различных комиссий и комитетов по совершенствованию деятельности государственного аппарата, законодательства и т.п.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов- прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную. Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства.

Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.