Правила ядерной безопасности критических стендов — Российская газета. Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций" Активная зона

Самая страшная авария для ядерного реактора - неконтролируемый разгон на мгновенных нейтронах. В «Правилах» этого не сказано, видимо потому, что считалось: такое произойти не может, если будет выполнено всё что в «Правилах» написано. Но читая этот документ, мы не находим в нём самого главного, что делает разгон на мгновенных нейтронах невозможным, а именно требования, чтобы быстрый мощностной коэффициент реактивности был отрицателен. И с удивлением обнаруживаем, что вообще такого понятия, как быстрый мощностной коэффициент там нет. А что же есть? чернобыльский авария радиационный безопасность

Есть ничем не примечательный пункт 3.2.2 в одном из разделов «Правил» среди множества других пунктов требований к конструкции и характеристикам активной зоны. Это даже не требование, а скорее пожелание, касающееся не быстрого, а полного мощностного коэффициента.

При проектировании реактора следует стремиться к тому, чтобы полный мощностной коэффициент реактивности не был положительным при любых режимах работы АЭС.

Чтобы этот пункт 3.2.2 не выглядел уж совсем абсурдным, он заканчивается следующим текстом:

Если полный мощностной коэффициент реактивности в каких-либо эксплуатационных условиях положителен, в проекте должна быть обеспечена и особо доказана ядерная безопасность реактора при работе в стационарных, переходных и аварийных режимах.

Так как по этому наиважнейшему для ядерной безопасности вопросу ничего в ПБЯ больше не сказано, то получается, что разработчик сам должен проявлять инициативу. Мало того, что он должен выискивать режимы и ситуации, в которых мощностной коэффициент может стать положительным, и он должен обеспечить безопасность в этих случаях. Он ещё сам же должен придумать, как требуемое обеспечение безопасности обосновать и «особо доказать». Вряд ли найдётся такой разработчик, который будет искать себе на голову подобных приключений. Куда проще посчитать, что таких режимов, где коэффициент положителен, нет, и тогда ничего никому обосновывать и доказывать не нужно. Так гл. конструктор РБМК-1000 и поступил, сделав взрывоопасный реактор. Но он при этом ничего не нарушил, он ведь не знал (пока не произошла авария), что мощностной коэффициент может оказаться положительным!

Хорошо, допустим, что чего-то главный конструктор не знал, о чём-то научный руководитель не догадался, и всякое может с реактором случиться. Но именно на такой случай на всех реакторах предусмотрена аварийная защита «SCRAM», которая осуществляет «быстрое гашение цепной реакции, а также поддержание реактора в подкритическом состоянии» (п. 3.3.1. ПБЯ-04-74), причём делать это она должна «при любых нормальных и аварийных условиях» (п. 3.3.5. ПБЯ-04-74) и в том числе обеспечивать «автоматический останов реактора при возникновении аварийной ситуации» (п. 3.3.21. ПБЯ-04-74). Много ещё чего сказано про аварийную защиту, но не сказано прямым текстом главного, само собой разумеющегося. Не сказано, что достигается всё это введением большой отрицательной реактивности, и ни при каких обстоятельствах аварийная защита, срабатывая, не должна вводить положительную реактивность.

И тогда нечего удивляться, что разработчик реактора РБМК-1000, создав такую, фантастическую, противоречащую здравому смыслу защиту, сейчас делает невинные глаза и не видит ничего особенного в том, что защита вместо заглушения разгоняет реактор, называя это свойство защиты, придуманным им научным термином: положительный scram-эффект (, стр. 556). И он может не обращать внимания на скромное примечание к пункту 3.1.6 «Правил» о том, что в техническом проекте АЭС в его специальном разделе «указываются все имеющиеся отступления от требований «Правил». Отступления должны быть обоснованы и согласованы с Госатомнадзором СССР». Разумеется, ничего этого сделано не было, и вся эксплуатационная документации на АЭС составлялась без учёта «мягко говоря» особенностей аварийной защиты.

Спустя 5 лет после аварии надзорный орган Госпроатомнадзор (уже дважды сменивший к этому времени и название, и свой статус) дал подробный анализ нарушения требований ядерной безопасности в проекте РБМК-1000 ( приложение I). Конечно, лучше поздно, чем никогда, но сделай он этот анализ своевременно и потребуй должных обоснований безопасности для принятых конструкторских решений, не было бы чернобыльской аварии.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Утверждены
постановлением Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 01.01.01 г. № 4

НП-082-07

Москва 2007

УДК 621.039

ПРАВИЛА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕАКТОРНЫХ УСТАНОВОК АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

НП-082-07

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Москва, 2006

Настоящие федеральные нормы и правила "Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций " определяют требования к обеспечению ядерной безопасности реакторных установок атомных станций при проектировании, конструировании, сооружении и эксплуатации.

Выпущены взамен Правил ядерной безопасности реакторных установок атомных станций ПБЯ РУ АС-89 с изменением № 1 и раздела 4 Правил ядерной безопасности атомных станций ПБЯ-04-741.

Постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.01.01 г. № 4 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области атомной энергии "Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций" зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2008 г. регистрационный № 000.

Перечень сокращений

Термины и определения

Назначение и область применения

Требования обеспечения ядерной безопасности, предъявляемые к реактору и другим системам, важным для безопасности

Общие требования

Активная зона и элементы ее конструкции

Системы управления и защиты

Общие требования

Система аварийной защиты

Управление нейтронным потоком и реактивностью

Управляющие системы нормальной эксплуатации и управляющие системы безопасности

Контур теплоносителя РУ (первый контур)

Системы аварийного охлаждения активной зоны

Устройства перегрузки и порядок проведения перегрузки активной зоны

Устройства перегрузки

Порядок проведения перегрузки

Обеспечение ядерной безопасности при вводе блока АС в эксплуатацию

Физический пуск реактора

Энергетический пуск блока АС

Обеспечение ядерной безопасности при эксплуатации

Контроль соблюдения правил

Приложение.

Пределы повреждения твэлов и требования к коэффициентам реактивности для АС с наиболее распространенными в России типами РУ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

аварийная защита

атомная станция

реактор на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем

блочный пункт (щит) управления

водо-водяной энергетический реактор

контроль герметичности оболочки

отчет по обоснованию безопасности

предупредительная защита

реактор большой мощности канальный

резервный пункт (щит) управления

реакторная установка

система, важная для безопасности

система управления и защиты

тепловыделяющая сборка

тепловыделяющий элемент

управляющие системы безопасности

управляющие системы нормальной эксплуатации

энергетическая графитовая петельная реакторная установка

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.

1. Аварийная защита :

    функция безопасности, заключающаяся в быстром переводе реактора в подкритическое состояние и в поддержании его в подкритическом состоянии; комплекс систем безопасности, выполняющий функцию АЗ.

2. Активная зона – часть реактора, в которой размещены ядерное топливо, замедлитель, поглотитель, теплоноситель, средства воздействия на реактивность и элементы конструкций, предназначенные для осуществления управляемой цепной ядерной реакции деления и передачи энергии теплоносителю.

3. Группа рабочих органов СУЗ – один или несколько рабочих органов СУЗ, объединенных по управлению в целях одновременного совместного перемещения и воздействия на реактивность.

4. Диагностика – функция контроля, целью которой является определение состояния работоспособности (неработоспособности) или исправности (неисправности) диагностируемого объекта.

5. Извлечение средств воздействия на реактивность – такое перемещение или изменение состояния средств воздействия на реактивность, которое приводит к вводу положительной реактивности (введение средств воздействия на реактивность приводит к вводу отрицательной реактивности).

6. Исполнительный механизм СУЗ – устройство, состоящее из привода, рабочих органов и соединительных элементов и предназначенное для изменения реактивности реактора.

7. Канал контроля – совокупность датчиков, линий связи, средств обработки сигналов и (или) представления параметров, предназначенных для обеспечения контроля в заданном проектом объеме.

8. Комплект аппаратуры АЗ – аппаратура системы управления и защиты, выполняющая в заданном проектом РУ объеме функции контроля и управления АЗ.

9. Максимальный запас реактивности – реактивность, которая может реализовываться в реакторе при удалении из активной зоны всех средств воздействия на реактивность и извлекаемых поглотителей для момента кампании и состояния реактора с максимальным значением эффективного коэффициента размножения.

10. Максимальный проектный предел повреждения твэлов допустимые значения параметров и характеристик твэлов в условиях проектных аварий, превышение которых может приводить к разрушению твэлов.

11. Перегрузка активной зоны (перегрузка) – ядерно-опасные работы на РУ по загрузке, извлечению и перемещению ТВС (твэлов), средств воздействия на реактивность и других элементов, влияющих на реактивность, в целях их ремонта, замены и демонтажа.

12. Повреждение твэла – нарушение хотя бы одного из установленных для твэлов проектных пределов повреждения.

13. Предупредительная защита – функция, выполняемая управляющей системой нормальной эксплуатации блока АС, для предотвращения срабатывания аварийной защиты и (или) нарушений пределов и условий безопасной эксплуатации.

14. Привод СУЗ – устройство, предназначенное для изменения положения механического рабочего органа СУЗ и его удержания в фиксированном положении.

15. Рабочий орган АЗ – средство воздействия на реактивность, используемое в АЗ.

16. Рабочий орган СУЗ – средство воздействия на реактивность, используемое в СУЗ.

17. Разгерметизация твэла – повреждение твэла с нарушением целостности оболочки твэла типа газовой неплотности или прямого контакта ядерного топлива с теплоносителем.

18. Разрушение твэла – нарушение целостности конструкции твэла, в результате которой твэл утрачивает геометрию, обеспечивающую его проектное охлаждение.

19. Реакторная установка – комплекс систем и элементов АС, предназначенный для преобразования ядерной энергии в тепловую, включающий реактор и непосредственно связанные с ним системы, необходимые для его нормальной эксплуатации, аварийного охлаждения, аварийной защиты и поддержания в безопасном состоянии при условии выполнения требуемых вспомогательных и обеспечивающих функций другими системами АС. Границы РУ устанавливаются для каждой АС в проекте.

20. Сигнал АЗ – сигнал, формируемый в комплекте аппаратуры АЗ с целью инициировать срабатывание рабочих органов АЗ и поступающий в средства регистрации, а также на БПУ и РПУ для оповещения персонала.

21. Сигнал ПЗ – сигнал, формируемый и регистрируемый системами контроля и управления для инициирования функций ПЗ и оповещения персонала о возможных нарушениях нормальной эксплуатации.

22. Система остановки реактора – система, предназначенная для перевода реактора в подкритическое состояние и поддержания его в подкритическом состоянии с помощью средств воздействия на реактивность.

23. Система управления и защиты – совокупность средств технического, программного и информационного обеспечения , предназначенных для обеспечения безопасного протекания цепной ядерной реакции деления.

Система управления и защиты система, важная для безопасности, совмещающая функции нормальной эксплуатации и безопасности и состоящая из элементов управляющих систем нормальной эксплуатации, защитных, управляющих и обеспечивающих систем безопасности.

24. Средства воздействия на реактивность – технические средства, реализуемые в виде твердых, жидких или газообразных поглотителей (замедлителей, отражателей), изменением положения или состояния которых в активной зоне или отражателе обеспечивается изменение реактивности активной зоны реактора.

25. Тепловыделяющая сборка – машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции.

26. Тепловыделяющий элемент (твэл) – отдельная сборочная единица, содержащая ядерные материалы и предназначенная для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции деления и (или) для накопления нуклидов.

27. Тяжелое повреждение активной зоны реактора – запроектная авария с повреждением твэлов выше максимального проектного предела, при которой может быть превышен предельно допустимый аварийный выброс радиоактивных веществ в окружающую среду.

28. Указатель положения рабочего органа СУЗ – устройство для определения положения рабочего органа СУЗ в активной зоне реактора.

29. Эквивалентная степень окисления оболочки – отнесенная к начальной толщине оболочки суммарная толщина эквивалентного слоя, который прореагировал бы с водяным паром в предположении, что весь местно-поглощенный кислород пошел на образование стехиометрического диоксида циркония ZrO2,. В случае разгерметизации оболочки учитывается окисление как наружной, так и внутренней поверхности оболочки.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций распространяются на все проектируемые, конструируемые, сооружаемые и эксплуатируемые АС.

1.2. Настоящие Правила устанавливают требования к конструкции, характеристикам и условиям эксплуатации систем и элементов РУ, а также организационные требования, направленные на обеспечение ядерной безопасности при проектировании, конструировании, сооружении и эксплуатации РУ и АС.

1.3. Настоящие Правила разработаны на основе требований общих положений обеспечения безопасности АС, а также опыта проектирования, конструирования, сооружения и эксплуатации АС и конкретизируют требования общих положений обеспечения безопасности АС в части обеспечения ядерной безопасности РУ и АС, за исключением требований к хранению и транспортированию ядерного топлива.

1.4. Ядерная безопасность РУ и АС определяется техническим совершенством проектов, требуемым качеством изготовления, монтажа, наладки и испытаний элементов и систем, важных для безопасности, их надежностью при эксплуатации, диагностикой технического состояния оборудования, качеством и своевременностью проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, контролем и управлением технологическими процессами при эксплуатации, организацией работ, квалификацией и дисциплиной персонала.

1.5. Ядерная безопасность РУ и АС обеспечивается системой технических и организационных мер, предусмотренных концепцией глубокоэшелонированной защиты, в том числе за счет:

    использования и развития свойств внутренней самозащищенности; использования систем безопасности, построенных на основе принципов независимости, разнообразия и резервирования; единичного отказа; использования надежных, проверенных практикой технических решений и обоснованных методик, расчетных анализов и экспериментальных исследований; выполнения требований нормативных документов по безопасности РУ и АС, соблюдения требований проектов РУ и АС; устойчивости технологических процессов; реализации систем обеспечения качества на всех этапах создания и эксплуатации АС; формирования и внедрения культуры безопасности на всех этапах создания и эксплуатации АС.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕАКТОРУ И ДРУГИМ СИСТЕМАМ, ВАЖНЫМ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Общие требования

2.1.1. Проектирование, сооружение и эксплуатация блока АС, а также конструирование и изготовление элементов РУ и АС должны осуществляться с соблюдением требований действующих нормативных документов по безопасности АС.

2.1.2. Сооружению АС должна предшествовать разработка проекта РУ и проекта АС. В проектах РУ и АС должны быть определены системы, важные для безопасности, их основные характеристики, надежность, срок службы, а также порядок их функционирования, условия эксплуатации, средства контроля и диагностики этих систем.

2.1.3. Изменение состава, конструкции и (или) характеристик РУ и ее систем, важных для безопасности, а также условий эксплуатации АС не может быть выполнено без внесения соответствующих изменений в проекты РУ и АС.

2.1.4. При разработке проекта РУ и (или) при модернизации активной зоны реактора с использованием новых конструкций ТВС, новых композиций ядерного топлива, совершенствовании СУЗ и других систем, важных для безопасности, должны быть выполнены необходимые стендовые и реакторные исследования. В проекте РУ должна быть показана достаточность проведенных исследований для доказательства выполнения критериев безопасности.

2.1.5. Для всех этапов жизненного цикла РУ и АС должны быть разработаны программы обеспечения качества.

2.1.6. В целях поддержания и подтверждения проектных характеристик системы (элементы) РУ и АС, важные для безопасности, должны проходить контроль и испытания в процессе изготовления, монтажа и наладки, а также периодическую проверку в процессе эксплуатации.

Проектами РУ и АС должны быть предусмотрены устройства, методики и периодичность проверок систем, важных для безопасности, на соответствие их проектным характеристикам, включая комплексное опробование (последовательности и времени прохождения сигналов, в том числе срабатывания АЗ, перехода на аварийные источники питания, обеспечения функций безопасности и т. д.).

Проектами РУ и АС должны быть определены перечни систем и элементов, работоспособность и характеристики которых проверяются на работающем или остановленном реакторе, с указанием состояния РУ и систем РУ и АС, важных для безопасности.

Устройства и методики проверки систем РУ и АС, важных для безопасности, и их элементов не должны влиять на безопасность АС.

2.1.7. Основным документом по обоснованию ядерной безопасности РУ является отчет по обоснованию безопасности АС (соответствующие разделы ООБ АС). Для АС, ООБ которых не разрабатывался, таким документом является действующее техническое обоснование безопасности (ТОБ) или отчет по углубленной оценке безопасности
(ОУОБ). Разработка ООБ АС осуществляется эксплуатирующей организацией при соблюдении соответствия ООБ АС проектам РУ и АС.

2.1.8. В проектах РУ и АС должны быть установлены и представлены в ООБ АС перечень исходных событий проектных аварий и перечень запроектных аварий, классификация проектных и запроектных аварий по частоте возникновения и по тяжести последствий, а также анализ проектных и запроектных аварий и их последствий. В числе запроектных аварий необходимо рассмотреть аварии с тяжелым повреждением активной зоны.

2.1.9. При проектировании РУ следует стремиться к тому, чтобы оцененное на основе вероятностного анализа безопасности значение суммарной частоты тяжелого повреждения активной зоны не превышало 10-5 на реактор в год.

2.1.10. Проекты РУ и АС должны содержать анализ возможных отказов систем (элементов), важных для безопасности, с выделением опасных для РУ и АС отказов и оценкой их последствий на основе вероятностного и детерминистического анализа безопасности.

2.1.11. В проектах РУ и АС должны быть приведены и обоснованы эксплуатационные пределы и условия, пределы и условия безопасной эксплуатации, а также проектные пределы, установленные для проектных аварий.

2.1.12. В проектах РУ и АС каждой проектной аварии или группе аварий должны быть поставлены в соответствие проектные пределы для проектных аварий, которые не должны превышаться с учетом действия систем безопасности.

2.1.13. В проектах РУ и АС должно быть показано, что для проектных аварий с наиболее тяжелыми последствиями не превышается максимальный проектный предел повреждения твэлов.

Для остальных проектных аварий проектные пределы повреждения твэлов должны устанавливаться проектом РУ и иметь значения, меньшие максимального проектного предела повреждения твэлов.

Пределы повреждения твэлов для АС с наиболее распространенными типами РУ приведены в приложении.

Для проектируемых АС с другими типами РУ такие пределы должны быть обоснованы в проектах РУ и АС.

2.1.14. В проектах РУ и АС должен быть приведен перечень ядерно-опасных работ.

2.1.15. В проектах РУ и АС должны быть представлены перечни методик и программ, применяемых при обосновании безопасности и используемых в системах важных для безопасности. Используемые программы и методики должны быть верифицированы и аттестованы по установленным процедурам.

2.2. Активная зона реактора и элементы ее конструкции

2.2.1. Активная зона реактора должна быть спроектирована так, чтобы любые изменения реактивности при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не приводили к нарушению соответствующих пределов повреждения твэлов.

Требования к коэффициентам реактивности реакторов АС с наиболее распространенными типами РУ приведены в приложении.

2.2.2. В проекте РУ должно быть показано, что при проектных авариях, связанных с быстрым увеличением реактивности, усредненная по поперечному сечению топливной таблетки (среднерадиальная) энтальпия топлива должна быть не выше предельного значения, устанавливаемого в проекте на основе экспериментальных данных, а также исключено разрушение твэлов и ТВС. Для запроектных аварий должны быть приведены условия, при которых возможно разрушение части твэлов и ТВС.

2.2.3. В проекте РУ должно быть установлено соответствие между пределами повреждения твэлов и активностью теплоносителя первого контура по реперным радионуклидам с учетом эффективности систем очистки теплоносителя.

2.2.4. Для обоснования выполнения требований к непревышению пределов безопасной эксплуатации по повреждению твэлов при нарушениях нормальной эксплуатации в проекте РУ должен быть выполнен анализ теплотехнической надежности активной зоны с обоснованием достаточности предусмотренных проектом РУ запасов.

2.2.5. Окисление оболочек твэлов в процессе эксплуатации РУ не должно приводить к их чрезмерному охрупчиванию. В проекте РУ должна быть обоснована (на основе экспериментальных данных) и приведена эквивалентная степень окисления оболочки твэлов при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии.

2.2.6. Для реакторов на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем должно быть показано, что при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, образование пустот в натриевом теплоносителе исключено.

2.2.7. Конструкция и исполнение активной зоны и ее элементов, включая ТВС и твэлы, должны быть такими, чтобы при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не превышались соответствующие пределы повреждения твэлов с учетом:

    проектных режимов работы РУ, их количества и проектного протекания; силового (механического), теплового и радиационного воздействия на компоненты активной зоны; физико-химического взаимодействия материалов активной зоны и теплоносителя; предельных отклонений конструктивных, технологических характеристик и параметров процессов; ударных и вибрационных воздействий, термоциклического нагружения, радиационной и температурной ползучести, а также старения материалов; влияния продуктов деления и примесей в теплоносителе на прочность и коррозионную стойкость твэлов; других факторов, ухудшающих механические характеристики материалов активной зоны и целостность оболочек твэлов.

2.2.8. В проекте РУ и АС должна быть обоснована и обеспечена проектными техническими средствами возможность выгрузки поврежденных компонентов активной зоны после проектной аварии.

2.2.9. Активная зона и исполнительные механизмы СУЗ должны быть спроектированы так, чтобы исключались заклинивание, выброс рабочих органов или их самопроизвольное расцепление с приводами СУЗ.

2.2.10. В проекте РУ должно быть показано, что при непредусмотренном перемещении наиболее эффективных одного или группы рабочих органов СУЗ не происходит повреждение твэлов с нарушением пределов безопасной эксплуатации с учетом срабатывания АЗ без одного наиболее эффективного рабочего органа АЗ.

2.2.11. При нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, должна исключаться возможность непредусмотренных перемещений и (или) деформаций элементов активной зоны, вызывающих увеличение реактивности и ухудшение теплоотвода, приводящих к повреждению твэлов сверх соответствующих проектных пределов.

2.2.12. В проектах РУ и АС должно быть показано и обосновано, что при сейсмических воздействиях, свойственных площадке блока АС, обеспечивается беспрепятственный ввод в активную зону рабочих органов регулирования и АЗ, а также надежный теплоотвод от активной зоны.

2.2.13. Характеристики активной зоны и средств воздействия на реактивность должны быть такими, чтобы введение в активную зону и (или) отражатель средств воздействия на реактивность для любой комбинации их расположения при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, обеспечивало ввод отрицательной реактивности на любом участке их движения.

2.2.14. Конструкция ТВС должна быть такой, чтобы формоизменения твэлов и других элементов ТВС, возможные при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, не вызывали перекрытие проходного сечения ТВС, приводящее к повреждению твэлов сверх соответствующих пределов, и не препятствовали нормальному функционированию рабочих органов СУЗ.

2.2.15. Конструкция ТВС должна иметь отличительные знаки, характеризующие нуклидный состав и обогащение ядерного топлива в твэлах, которые различаются визуально и (или) с помощью устройств перегрузки.

2.2.16. Твэлы различного обогащения, с выгорающим поглотителем в топливе, со смешанным топливом и т. п., специальные выгорающие поглотители в составе ТВС должны иметь отличительные знаки, которые различаются визуально и (или) с помощью промышленных средств контроля при сборке ТВС.

2.2.17. В проектах РУ и АС должны быть предусмотрены технические средства и методы контроля герметичности оболочек твэлов на остановленном и (или) работающем реакторе, которые должны обеспечивать надежное и своевременное обнаружение негерметичных ТВС (твэлов), и установлены критерии для отбраковки негерметичных твэлов (ТВС). В проекте РУ и АС должны быть приведены и обоснованы методики, используемые для контроля герметичности оболочек твэлов на остановленном и (или) работающем реакторе.

2.3. Системы управления и защиты

2.3.1. Общие требования

2.3.1.1. В состав РУ должны входить системы управления и защиты, предназначенные:

    для управления реактивностью активной зоны реактора и мощностью РУ; для контроля плотности нейтронного потока (мощности), скорости его изменения, технологических параметров, необходимых для защиты и управления реактивностью активной зоныреактора и мощностью РУ; для перевода реактора в подкритическое состояние и поддержания его в подкритическом состоянии.

2.3.1.2. Состав, структура, характеристики и порядок работы СУЗ должны быть обоснованы в проекте РУ. Проект РУ должен содержать количественный анализ надежности, в котором должно быть представлено, что показатели надежности СУЗ соответствуют требованиям нормативных документов, регламентирующих такие показатели.

2.3.1.3. Проект РУ должен содержать анализ реакций СУЗ на внешние и внутренние воздействия (пожары, землетрясения, затопления, электромагнитные наводки и т. д.), на возможные неисправности и отказы (короткие замыкания, потерю качества изоляции, падение и наводки напряжения, ложные срабатывания, потери управления и т. д.), доказывающий отсутствие опасных для РУ реакций.

В случае выявления в процессе эксплуатации опасных для РУ реакций СУЗ, РУ должна быть остановлена и приняты меры по их исключению. Эксплуатирующая организация в установленном порядке должна обеспечить внесение соответствующих изменений в проект РУ.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Введены в действие

Приказом Министра

№ 737 от 14.12.96

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ,
ПЕРЕРАБОТКЕ, ХРАНЕНИИ И ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЯДЕРНООПАСНЫХ
ДЕЛЯЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ
(ПБЯ-06-00-96)

Настоящие правила являются регламентирующим документом по обеспечению ядерной безопасности при обращении с ядерными материалами вне реактора (в системах, не оснащенных СУЗ): при использовании, переработке, хранении и транспортировании ядерноопасных делящихся материалов. Правила обязательны для всех организаций Минатома России, занятых проектированием, строительством , изготовлением и эксплуатацией объектов, оборудования, на которых используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются ядерноопасные делящиеся материалы.

Правила согласованы Госатомнадзором России, Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.

В составлении правил ПБЯ-06-00-96 принимали участие:

Внуков В.С., Дубовенко А.С., Кислов Л.И., Куликов В.И., Лебедев С.М., Максимкин И.Ф., Нежельский П.В., Николаев В.Е., Романов А.В., Рязанов Б.Г., Свиридов В.И., Слуцкер В.П., Стародубцев Г.С., Фролов В.В., Чванкин Е.В.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Безопасная, допустимая масса

Безопасная концентрация

Безопасный, допустимый объем

Безопасный, допустимый диаметр

Безопасная, допустимая толщина слоя

7.1.2 . По своему составу и содержанию материалы проекта завода, ядерноопасного участка, направляемые в ОЯБ ФЭИ должны включать:

7.1.2.1 . Раздел проекта «Обеспечение ядерной безопасности», выполненный в соответствии с п. настоящих Основных правил.

7.1.2.2 . Полное описание технологического процесса (технологическую часть пояснительной записки).

7.1.2.3 . Аппаратурно-технологические схемы, взаимосвязь оборудования с цеховыми коммуникациями.

7.1.2.4 . Схемы расположения датчиков систем аварийной сигнализации о возникновении СЦР, маршрутов аварийной эвакуации, расположение пунктов сбора персонала.

7.1.2.5 . Чертежи оборудования и его компоновки в объеме, необходимом для обоснования ядерной безопасности систем, оборудования.

7.1.3 . По своему составу и содержанию материалы проекта отдельных установок, оборудования, направленные в Отдел ядерной безопасности, должны включать:

7.1.3.1 . Чертежи оборудования и его размещения на ядерноопасном участке.

7.1.3.2 . Схемы обвязки аппаратов, взаимосвязи оборудования с цеховыми коммуникациями с пояснительной запиской, описание технологического процесса.

7.1.3.3 . Агрегатное состояние, плотности, изотопный состав или нуклидный и химические составы ядерноопасных делящихся материалов, наличие и состав замедлителей, отражателей, поглотителей и т. п. в объеме, необходимом для физического расчета систем.

7.1.3.4 . Предполагаемое значение параметров, обеспечивающих ядерную безопасность: безопасные (допустимые) массы, объемы, размеры, концентрации, плотность, содержание замедлителей и пр.

7.1.3.5 . Анализ возможных аварийных отклонений от нормального хода технологического процесса.

7.1.3.6 . Описание средств контроля параметров, обеспечивающих ядерную безопасность с указанием параметров, свойств и погрешностей средств измерений, схемы расположения точек контроля параметров ядерной безопасности.

7.1.4 . Организация-заказчик направляет в ОЯБ ФЭИ свои замечания на проект в части обеспечения ядерной безопасности.

7.1.5 . ОЯБ ФЭИ проводит экспертизу представленных материалов проекта с учетом замечаний заказчика, разрабатывает заключение на соответствие требованиям нормативных документов по ядерной безопасности и направляет все материалы в ДБЭЧС Минатома России.

7.1.6 . ДБЭЧС Минатома России рассматривает проектные материалы, утверждает заключение ОЯБ ФЭИ по проекту. Утвержденные заключения ОЯБ ФЭИ носят постоянный характер.

7.2 . ОЯБ ФЭИ проводит рассмотрение проектов на стадии технического проекта (проекта). В случае внесения в проект изменений, влияющих на условия ядерной безопасности, дополнительное согласование проводится на стадии рабочего проекта.

7.3 . Проекты на отдельное оборудование, установки, выполненные конструкторскими подразделениями организации и удовлетворяющие требованиям Отраслевых правил для отдельных видов производств или действующих заключений по ядерной безопасности, согласовываются в части ядерной безопасности со службой ядерной безопасности предприятия в установленном на предприятии порядке.

7.4 . При возникновении вопросов, решение которых не предусмотрено настоящими Основными правилами или Отраслевыми правилами для отдельных видов производств, другой действующей документацией, или имеется необходимость в изменении условий и ограничений ядерной безопасности, регламентированных действующими правилами, заключениями, руководящими документами, организация направляет запрос в ОЯБ ФЭИ, а при необходимости направляет запрос в Госатомнадзор России на изменение условий действия разрешения Госатомнадзора России на соответствующий вид деятельности.

7.4.1

7.4.2 . ОЯБ ФЭИ рассматривает представленные материалы и разрабатывает заключение с пояснением на основании каких данных оно подготовлено. При необходимости ОЯБ ФЭИ имеет право запросить дополнительные материалы, вызвать представителя для получения необходимой консультации.

Утвержденные заключения по ядерной безопасности являются наряду с настоящими правилами и Отраслевыми правилами для отдельных видов производств документами, используемыми для разработки проектной и эксплуатационной документации.

7.4.3 . Заключения, регламентирующие требования, условия ядерной безопасности на действующем производстве, утверждаются ДБЭЧС Минатома России.

7.4.4 . Заключения по ядерной безопасности, носящие предварительный (консультационный) характер, необходимые для вариантных проработок, направляются ОЯБ ФЭИ непосредственно заказчику. Технические решения, рабочие (технорабочие) проекты, разработанные на основании таких заключений, должны быть согласованы в соответствии с п. Основных правил.

7.5 . Предприятия имеют право обратиться в ДБЭЧС Минатома России с предложениями о внесении изменений и дополнений в действующие правила. В материалах предложений должны содержаться подробные обоснования предлагаемых изменений и дополнений.

7.6 . Изменения инструкций по ядерной безопасности, не выходящие за рамки правил для отдельных видов производств и заключений, согласовываются со службой ядерной безопасности предприятия и утверждаются главным инженером предприятия.

7.7 . Для нештатных работ, не предусмотренных в технологических регламентах и процессах, в инструкциях по ядерной безопасности должны быть разработаны специальные программы, извещения, которые согласовываются службой ядерной безопасности и утверждаются главным инженером организации.

В них должны быть определены безопасные условия выполнения работ на всех стадиях ее выполнения, указаны должностные лица, несущие персональную ответственность за выполнение этих условий, сроки действия документов.

7.8 . Госатомнадзором России проектная документация по ядерной безопасности рассматривается в установленном порядке.

В состав проектной документации, представляемой эксплуатирующей организацией в Госатомнадзор России для получения разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, должны входить все заключения, утвержденные Минатомом России.

8. ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ

8.1 . Каждая организация, на которую распространяются Основные правила, должна иметь разрешение (лицензию) на право ведения работ в области использования атомной энергии, которое выдается Госатомнадзором России.

8.2 . Ввод в эксплуатацию (первая загрузка делящихся материалов) новых ядерных установок, пунктов хранения, их ядерноопасных участков, а также действующих ядерных установок, пунктов хранения, их ядерноопасных участков после их реконструкции, связанной с изменениями условий обеспечения ядерной безопасности, производится только после получения разрешения ДБЭЧС Минатома России.

8.3 . Проверка готовности производства в части ядерной безопасности перед вводом в эксплуатацию осуществляется:

рабочей комиссией организации с участием представителей территориальной инспекции Госатомнадзора России (по согласованию);

комиссией Минатома России. Комиссии Минатома России проводятся с участием представителей Госатомнадзора России (по согласованию).

8.4 . Рабочая комиссия назначается приказом по организации. Председателем комиссии назначается главный инженер или заместитель главного инженера (главный физик) организации.

8.5 . Рабочая комиссия проверяет:

8.5.1 . Соответствие рабочей документации (см. раздел ) требованиям Основных правил, заключений по ядерной безопасности и проекту.

8.5.2 . Соответствие монтажа технологического оборудования и коммуникаций, методов и средств контроля параметров ядерной безопасности, систем аварийной сигнализации проекту.

8.5.3 . Окончание пуско-наладочных работ и готовность оборудования к эксплуатации.

8.5.4 . Оформление и наличие нормативно-технической документации в соответствии с разделом Основных правил.

8.5.5 . Подготовленность персонала.

8.6 . Рабочая комиссия составляет акт, утверждаемый главным инженером организации; акт направляется в Министерство, ДБЭЧС Минатома России и Госатомнадзор России.

8.7 . Комиссия Минатома России проверяет готовность в части ядерной безопасности согласно документации и выборочно проверяет работоспособность узлов и систем. На основании этого комиссия составляет акт готовности производства к загрузке делящимися материалами.

Акт комиссии утверждается руководством Минатома России и является разрешением на загрузку.

ДБЭЧС Минатома России может выдавать разрешение на загрузку ядерноопасных делящихся материалов на основании акта рабочей комиссии организации о готовности производства.

8.8 . Руководитель организации отдает приказ о вводе производства в эксплуатацию только после получения разрешения ДБЭЧС Минатома России и Госатомнадзора России.

8.9 . Ввод в эксплуатацию отдельных установок, оборудования, аппаратов в действующих производствах в рамках лицензии (временного разрешения) на виды деятельности производится по решению руководства предприятия на основании акта проверки готовности производства, составленного рабочей комиссией предприятия с участием службы ядерной безопасности и привлечением территориальной инспекции Госатомнадзора России (по согласованию).

8.10 . О вводе в эксплуатацию отдельных установок и аппаратов предприятия информируют Минатом России и Госатомнадзор России в ежегодном отчете о состоянии ядерной безопасности.

9. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ПО ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

9.1 . Организации (предприятия), оговоренные в п. настоящих Основных правил, должны иметь следующие документы:

9.1.1 . Настоящие Основные правила.

9.1.2 . Правила, оговоренные в п. настоящих правил, по профилю работы организации.

9.1.3 . Материалы проекта, согласованные ДБЭЧС Минатома России в части ядерной безопасности.

9.1.4 . Заключения по ядерной безопасности.

9.1.5 . Инструкции по ядерной безопасности, составленные на основании документации по п.п. - и проектной документации.

Инструкции должны содержать следующие разделы:

технические, организационные мероприятия по обеспечению ядерной безопасности с указанием по всему тексту подлинного названия делящегося материала;

перечень аппаратов, в которые загружается или попадает в процессе эксплуатации ядерноопасный делящийся материал с указанием номера аппарата (установки), номера чертежа, типа аппарата («Б», «ПКЗ», «0»), нормы загрузки (накопления) или нормы концентрации, погрешности, с которой определяются указанные параметры, способ обеспечения указанных норм;

нормы закладок, порядок проведения зачисток, промывок оборудования и обследования его приборами контроля;

ПРАВИЛА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ПБЯ-04-74

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
(Госатомнадзор России)

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии

Утверждены

постановлением

Госатомнадзора СССР

ПРАВИЛА
ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
ПБЯ-04-74

Действуют

с Изменением № 1

см. Постановление

Госатомнадзора России

Москва

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Действует раздел 4 ПБЯ-04-74. Остальные разделы отменены с введением ПБЯ РУ АС-89.

Программа физического пуска. Программа физического пуска согласовывается с разработчиками проектов РУ и АС и утверждается эксплуатирующей организацией. Программа физического пуска должна быть согласована Минатомом России и одобрена Госатомнадзором России в установленном порядке. В программе определяется порядок проведения загрузки реактора штатными ТВС и достижение критического состояния, дается описание экспериментов и порядок их проведения. Программа физического пуска должна содержать ожидаемые значения критических загрузок, критических положений исполнительных органов СУЗ, их эффективность, оценки влияния на реактивность загружаемых ТВС, теплоносителя и т.д.

Методики проведения экспериментов в процессе физического пуска. Методики экспериментов разрабатываются эксплуатирующей организацией с участием разработчиков проекта РУ.

Инструкция по эксплуатации реакторной установки АС (технологический регламент). В инструкции должны быть изложены правила эксплуатации реакторной установки в различных режимах, пределы и условия безопасной эксплуатации АС. Эксплуатирующая организация утверждает инструкцию по эксплуатации РУ и обеспечивает ее согласование с разработчиками проекта РУ.

Инструкция по ликвидации последствий аварии, определяющая действия персонала реактора и служб АС на случай аварии. Инструкция разрабатывается администрацией АС, согласовывается с разработчиками проекта РУ и утверждается эксплуатирующей организацией.

Инструкция по обеспечению ядерной безопасности при проведении физического пуска.

Инструкция по обеспечению ядерной безопасности при транспортировке, перегрузке и хранении свежего и отработанного топлива.

Техническая документация, включающая описание оборудования и систем, обеспечивающих ядерную безопасность.

Оперативная документация (оперативные журналы, журналы картограмм и т.д.).

Акты и протоколы испытания СУЗ и КИП реакторной установки.

Приказ о назначении научного руководителя физпуска, его заместителей и группы физического пуска).

Приказ директора АС о допуске к работе сменного персонала, сдавшего экзамены на рабочие места.

Должностные инструкции сменного персонала реактора и положение о контролирующем физике, утвержденные администрацией АС.

Акт рабочей комиссии о готовности систем, оборудования и подготовленности персонала к физическому пуску.

Разрешение Государственной приемочной комиссии на проведение физического пуска.

4.2.4. Проверка готовности АС к физическому пуску производится:

· рабочей комиссией;

· комиссией Госатомнадзора России.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

· техническую готовность АС к физическому пуску в соответствии с п. ;

· техническую документацию в соответствии с п. 472.3 (кроме последних двух документов);

· подготовленность персонала к проведению физическому пуска.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Результаты проверки комиссия оформляет актом, в котором отражает также недостатки по обеспечению ядерной безопасности при проведении энергетического пуска.

4.2.7. Государственная приемочная комиссия на основании акта рабочей комиссии о готовности систем и оборудования к физическому пуску, подготовленности персонала, акта об устранении замечаний комиссии Госатомнадзора России, а также на основании подтверждения Госатомнадзором России условий перехода от одного этапа к другому, определенных в лицензии на эксплуатацию блока АС и выполненных эксплуатирующей организацией, принимает решение о проведении физического пуска АС.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Для выполнения программы энергетического пуска администрация АС совместно с разработчиками проекта РУ разрабатывают методики проведения экспериментов и график энергетического пуска. Программа энергетического пуска утверждается эксплуатирующей организацией АС, согласовывается Минатомом России и одобряется Госатомнадзором России.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

В случае необходимости Госатомнадзор России направляет комиссию для проверки готовности АС к энергетическому пуску.

4.3.7. Государственная приемочная комиссия на основании акта рабочей комиссии о готовности АС к энергетическому пуску, подготовленности персонала, акта администрации АС об устранении недостатков по замечаниям комиссии Госатомнадзора России, препятствующих проведению энергетического пуска, а также на основании подтверждения Госатомнадзором России условий перехода от одного этапа к другому, определенных в лицензии на эксплуатацию блока АС и выполненных эксплуатирующей организацией, принимает решение о проведении энергетического пуска АС.