§43. Военные аспекты международного права. I. международное право как право 2 что следует понимать под международным правом

«Право войны» - это совокупность договорных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе вооружённых конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооружённой борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушения.

Международные договоры, регулирующие военные конфликты, заключались между государствами в различные периоды истории. Соглашения эти имели целью уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, и предназначались служить общим руководством для поведения воюющих сторон в их отношениях друг к другу и к населению, т. е. призваны определить «правила» ведения вооружённой борьбы - «право войны».

«Право войны» призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны. «Право войны» согласовывает военную необходимость (ведение вооружённой борьбы) с требованиями гуманности. Оно проводит границу между тем, что разрешено в вооружённой борьбе, и тем, что запрещено.

По своей природе «право войны» является обычным правом, т. е. оно базируется на сложившейся практике и обычаях (объявление войны, перемирия, капитуляция).

«Право войны» устанавливает определённые ограничения в отношении ведения военных действий в целом и поведения комбатантов в бою. «Право войны» регламентирует также поведение гражданских властей и лиц во время войны, поведение по отношению к различным объектам и лицам во время войны и др.

После двух разрушительных мировых войн нормы «права войны» были ещё раз подтверждены и развиты в Женевской конвенции 1949 г . о защите жертв войны.

Необходимо отметить, что традиционно существует две группы соглашений в рамках «права войны»:

  1. Гаагские конвенции, регулирующие в целом правила боевых действий (ведение боевых действий, понятия оккупации и нейтралитета);
  2. Женевские конвенции, содержащие положения: о защите жертв вооружённых конфликтов (военнопленных, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, погибших), о защите гражданского населения, об отношении к лицам, оказывающим помощь жертвам вооружённых конфликтов, в частности к медицинским службам.

Основные Гаагские конвенции датируются 1907 годом, Женевские конвенции - 1949 годом, Гаагская конвенция о культурных ценностях - 1954 годом, дополнительные протоколы к Женевским конвенциям и Конвенция о запрещении использования некоторых видов обычных вооружений, соответственно, 1977 и 1980 годами.

Необходимо отметить, что сложность современных вооружённых конфликтов неуклонно возрастает. Но для того чтобы в вооружённой борьбе

соблюдать меру человеколюбия и насколько возможно смягчить последствия и бедствия войны, каждый военнослужащий должен знать и стараться соблюдать ряд международных правил поведения в бою.

Рассмотрим некоторые из них.

(Военнопленные находятся во власти неприятельского правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен. С ними надлежит обращаться человеколюбиво. Всё, что принадлежит им лично, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остаётся их собственностью.

Содержание военнопленных возлагается на правительство, во власти которого они находятся. Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии государства, во власти которого они находятся. Всякое неповиновение с их стороны даёт право на применение к ним необходимых мер строгости.)

  1. Гуманно относись к больным и раненым. Подбери их, окажи им необходимую помощь, защити их, доставь их к своему командиру или в ближайший медицинский пункт.

(Терминами «раненые» и «больные» обозначаются как военнослужащие лица, так и гражданские лица, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от каких-либо враждебных действий.)

  1. Надо знать и помнить, что международное право предоставляет особую защиту определённым категориям лиц и объектов, которые имеют специальные отличительные задачи.

Международным правом на особую защиту пользуются:

1. Военная и гражданская медицинская службы; военный духовный персонал; гражданский духовный персонал (только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны).

Отличительным знаком медицинской службы является красный крест на белом поле или равноценная ему эмблема в виде красного полумесяца на белом фоне. Отличительный знак должен быть настолько большим и хорошо видимым, насколько это позволяет конкретная тактическая обстановка.

2. Гражданская оборона.

Гражданская оборона обозначает систему мероприятий по защите и выживанию гражданского населения.

Особыми задачами гражданской обороны, предусмотренными «правом войны», являются: оповещение; эвакуация; предоставление и обустройство убежищ; проведение мероприятий по светомаскировке; спасательные работы; медицинское обслуживание, включая первую медико-санитарную помощь; борьба с пожарами; обнаружение и обозначение опасных районов, обеззараживание; предоставление крова и продуктов питания в чрезвычайных ситуациях и др.

Отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний тёмно-синий треугольник на оранжевом фоне.

3. Обозначенные культурные ценности под общей защитой.

Термин культурные ценности под общей защитой обозначает объекты, которые имеют важное значение, являясь культурным и духовным наследием народа. К ним относятся: памятники архитектуры, искусства или истории; места археологических раскопок; ансамбли зданий, которые в целом представляют исторический или художественный интерес; музеи, крупные библиотеки, архивные хранилища, хранилища культурных ценностей.

Отличительный знак культурных ценностей под общей защитой представляет собой бело-голубоватый щит.

4. Обозначенные культурные ценности под особой защитой.

Термин культурные ценности под особой защитой обозначает объекты, представляющие исключительную ценность. К ним могут относиться: хранилища культурных ценностей; центры, содержащие объекты недвижимости, представляющие культурную ценность. Отличительный знак культурных ценностей под особой защитой представляет собой три знака, расположенные треугольником (один знак внизу).

5. Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы, атомные электростанции.

Термин установки и сооружения, содержащие опасные силы обозначает плотины, дамбы, атомные электростанции, нападение на которые может вызвать высвобождение опасных сил из-под контроля и последующие тяжёлые потери гражданского населения.

Отличительный знак установок и сооружений, содержащих опасные силы, представляет собой группу из трёх ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной оси.

6. Белый флаг (флаг перемирия, используемый для переговоров или капитуляции).

  1. Относись с уважением к лицам, носящим эти знаки, и оберегай обозначенное ими имущество и объекты.
  2. Не препятствуй этим лицам в выполнении их обязанностей, если только ты не получил другого приказа.
  3. Оставь указанные здания, сооружения, памятники в неприкосновенности.
  4. Не мешай передвижению этих автомашин, кораблей, летательных аппаратов.

Запомните! Серьёзные нарушения «права войны» квалифицируются как военные преступления. В отношении их установлены санкции уголовного характера. Как серьёзные нарушения квалифицируются следующие действия, направленные против людей:

  • преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение;
  • преднамеренное причинение тяжёлых страданий, нанесение ущерба здоровью;
  • взятие заложников и др.

Выводы.

  1. Для регулирования военных конфликтов существуют международные договоры (Гаагские и Женевские конвенции, Конвенция об использовании некоторых видов вооружения).
  2. Каждый военнослужащий должен знать и соблюдать международные правила поведения в бою (в том числе ведение боевых действий только против комбатантов, нападение только на военные объекты, гуманное отношение к мирному населению и военнопленным и др.).
  3. Правом на особую защиту пользуются невооружённые представители ряда служб и представители духовного персонала, а также ряд объектов, которые имеют международные отличительные знаки.
  4. В отношении военных преступлений (взятие заложников и др.) установлены санкции уголовного характера.

Вопросы.

  1. Что следует понимать под «правом войны»?
  2. Какие международные правила поведения в бою необходимо соблюдать военнослужащим?
  3. Каким категориям лиц и объектов международным правом предоставлена особая защита?
  4. Какие военные преступления на материале недавних войн и конфликтов вы можете назвать? Обоснуйте свой ответ.

Комбатант - воин, борец; в международном праве лицо, входящее в состав вооружённых сил и непосредственно участвующее в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооружённых сил, кроме медицинских работников, а также личный состав ополчений, партизанских отрядов и других формирований.

Под военными объектами понимаются: вооружённые силы, кроме военно-медицинских служб и военного духовного персонала и их имущества; учреждения, постройки и позиции, где дислоцируются вооружённые формирования и их имущество (казармы, склады); объекты, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия; военные объект остаётся военным объектом даже в том случае, если на нём находятся гражданские лица.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Финансовое планирование на предприятиях

Стратегическое планирование является исходным пунктом всей системы планирования на предприятиях, предусматривает разработку главных целей и основных способов их достижения.

Стратегические мероприятия оцениваются в денежной форме. Полученная сумма представляет собой тот необходимый объем инвестиций, который необходимо вложить в предприятие для выполнения стратегических целей.

Стратегические мероприятия подразделяются на инвестиционные проекты. Для каждого инвестиционного проекта необходимо составить бизнес-план, который покажет окупаемость инвестиций. В некоторых случаях на предприятии может быть не несколько, а всего один проект и соответственно один бизнес-план. После составления бизнес-планов стратегические мероприятия ранжируются по своей эффективности. Те проекты, которые быстрее окупаются и (или) имеют более высокие показатели рентабельности и ликвидности, внедряются в первую очередь.

В зависимости от типа источников финансирования бизнес-планы могут быть двух видов: для внешнего инвестора и внутренний.

Бизнес-план для внешнего инвестора, которым может быть коммерческий банк, инвестиционная компания, любое физическое или юридическое лицо, должен состоять из следующих разделов: 1.Характеристика предприятия. 2 План маркетинга. 3 План производства. 4 Финансовый план.

Бюджет предприятия, именуемый основным или общим, включает в себя два раздела: первый - операционный бюджет; второй - финансовый бюджет.

Результатом операционного бюджета является бюджет прибыли (убытков) предприятия. Финансовый бюджет включает в себя инвестиционный бюджет, бюджет потока денежных средств, бюджетный баланс.

Следует отметить, что успех предприятия в полной мере будет зависеть не только от того, будет ли внедрена система финансового планирования, а еще и от правильного соблюдения сроков планирования.

Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.(см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).



Это императивные нормы, обладающие высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормам системы международного права;

Как исключение из общих правил действия международно-правовых норм во времени они имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую норму, возникающую ранее самого принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий;

Только деяния, нарушающие принципы международного права, рассматриваются как международные преступления. При этом к нарушителям возможно применение таких мер воздействия от имени сообщества государств, которые перечислены в статьях 5, 6, 40-47 Устава ООН, они включают разрыв экономических, дипломатических и иных отношений, вплоть до применения вооруженной силы;

Они могут быть правовой основой для регулирования международных отношений при отсутствии прямого регулирования.

В общем виде основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН и детализируются рядом международно-правовых актов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., Заключительным актом от 1 августа 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г.и др.

К числу основных принципов международного права относятся: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела государств; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип равноправия и самоопределения наций и народов; принцип сотрудничества государств; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Как послеуставные (новейшие) принципы международного права сформировались: принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем и принцип международной защиты окружающей среды.

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов.

Условно различают первичные и производные субъекты международного права. К первичным относят прежде всего государства и в некоторых случаях народы и нации. Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от воли и намерения их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государственно-подобные образования типа вольных городов. Особыми субъектами международного права следует считать индивидов.

Так как международное право создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения, то государства выступают как основные субъекты международного права.

Право на самоопределение признается международным сообществом за всем нациями и народами, но не каждая нация или народ могут рассматриваться как субъект международного права. Лишь нация или народ, борющиеся за освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права.

В настоящее время государственно-подобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира.

Международные межправительственные организации являются субъектами международного права прежде всего потому, что государства согласились наделить их соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и полностью соответствуют основным принципам международного права – ООН, ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, СНГ (Содружество Независимых Государств), Совет Европы, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и др.

Проблема признания индивида субъектом международного права является дискуссионной. Вместе с тем, право на обращение отдельных лиц в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека сегодня признается как международно-правовыми актами (факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 11 протоколов к ней…), так и Конституцией РФ.

Международно-правовая ответственность – это неблагоприятные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства.

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушение – это противоправное поведение (действие или бездействие) субъекта международного права, в результате которого нарушаются нормы международного права и международные обязательства этого субъекта и наносится другому субъекту или международному сообществу в целом ущерб материального или нематериально характера (например, акты агрессии, нарушение обязательств по договорам и др.).

В зависимости от степени опасности все международные правонарушения можно разделить на три большие группы: международные преступления; уголовные преступления международного характера; международные деликты.

Международное преступление – то особо опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы всего международного сообщества, грубо попирающее основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности и всему человечеству. К числу международных преступлений относятся агрессия, геноцид, апартеид, колониализм, военные преступления, преступления против мира и человечности.

Уголовное преступление международного характера – это деяние, имеющее международно-общественную значимость, посягающее на интересы нескольких, многих или всех государств (например, международный терроризм, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ и др.).

Международные деликты – это противоправные действия, наносящие ущерб ограниченному кругу субъектов международного права (например, отдельному государству).

Общая концепция ответственности государств такова, что государство несет ответственность за действия всех своих органов (независимо от принадлежности к законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной власти), а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений со стороны находящихся под его юрисдикцией лиц.

Государства и другие субъекты международного права несут политическую и материальную ответственность, а физические лица – международную уголовную ответственность.

Международное право исходит из неприменения срока давности к международным преступлениям. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. указывает, что представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо о времени совершения преступления.

В ходе сотрудничества государств в области экономики, культуры, науки и т.д. складываются отношения как между самими государствами, так и между организациями, фирмами, гражданами. Последние составляют сферу действия международного частного права.

Международное частное право (МЧП) - совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом.

Очевидна тесная связь международного частного права с международным общим (публичным) правом, которое служит той же цели, а именно созданию правовых условий для развития международного сотрудничества.

Вместе с тем по содержанию международное публичное право это отношения общеполитического характера, в том время как международное частное право это отношения имущественного и тесно с ними связанные отношения неимущественного характера. К ним относятся прежде всего отношения в области внешней торговли (сделки между фирмами и физическими лицами разных государств), научно-технического сотрудничества, брачно-семейные отношения, трудовые отношения и т.д.

Основные отличия международного публичного права от международного частного права:

В предмете правового регулирования: в международном публичном праве основное место отведено политическим взаимоотношениям государств, а экономические отношения выделены в отдельную отрасль международного экономического права; международное частное право регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, которые имеют международный характер.

В субъектах: в международном публичном праве основным субъектом правоотношений выступает государство, а в МЧП - традиционный субъект национального гражданского права государства.

В основных источниках: для международного публичного права основным источником являются международные договоры и обычаи, а для международного частного права - законодательство государств, судебная и арбитражная практика.

Предметом правового регулирования международного частного права являются гражданско-правовые отношения, но осложненные иностранным (международным) элементом, в результате чего всегда возникает вопрос, право какого государства надлежит применять.

Международные судебные инстанции:

Международный суд ООН в Гааге

Международный суд ООН (официально, согласно Уставу ООН - Международный Суд, (англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) - один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Международный уголовный суд в Гааге

Международный уголовный суд (МУС) - первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Резиденция - Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге

Междунаро́дный трибуна́л по бы́вшей Югосла́вии (МТБЮ) - структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991-2001 годах, и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название - «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 года».

Международный арбитражный суд в Гааге

Постоянная палата третейского суда (ППТС) - (англ. Permanent Court of Arbitration, PCA) - международный арбитражный суд, расположенный в Гааге, Нидерланды. Учрежден в 1899 по решению первой Гаагской мирной конференции и является старейшей организацией для разрешения международных споров. Расположен во Дворце мира, специально построенного в Гааге в 1913 на пожертвование Эндрю Карнеги. Членами суда являются более 100 стран. Суд принимает к рассмотрению как иски по межгосударственным спорам, так и иски частных организаций, имеющие международный характер. В отсутствие заблаговременного соглашения об ином ППТС может рассмотреть дело только с согласия всех спорящих сторон.

Европейский суд по правам человека в Страсбурге

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) - международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Конституционный Суд РФ посетила делегация Суда Европейского Союза во главе с его Председателем Василиосом Скурисом

5 апреля 2012 года в ходе официального визита в Россию делегация Суда Европейского Союза в составе Председателя Суда Василиоса Скуриса, судей и генеральных адвокатов Суда встретилась с судьями Конституционного Суда Российской Федерации в Санкт-Петербурге.

Европейские коллеги рассказали о компетенции Суда ЕС, о недавно рассмотренных им делах, а также о взаимодействии с национальными и международными судами. Господин Скурис отметил, что, по мере углубления европейской интеграции, Суд ЕС приобретает всё больше черт, присущих органу конституционного контроля. По его словам, одновременно более активным становится и взаимодействие с национальными конституционными судами.

Большой интерес представителей суда Евросоюза вызвал опыт Конституционного Суда РФ по применению международно-правовых норм и взаимодействию с Европейским Судом по правам человека. Российские судьи подробно ответили на вопросы своих европейских коллег.

Суд Европейского Союза (до 2009 г. – Суд Европейских Сообществ) был учрежден на заре европейской интеграции – в декабре 1952 года. Он уполномочен давать заключения о законности актов Евросоюза, выносить решения о соблюдении государствами-членами ЕС своих обязательств, а также давать толкование норм европейского права по запросам национальных судов. В состав Суда ЕС входит по одному судье от каждого из 27 государств-членов, назначаемых на 6-летний срок. Содействие судьям в их работе оказывают 8 генеральных адвокатов, которые исследуют материалы дела и представляют Суду мотивированные заключения и проекты решений. Местопребывание Суда ЕС - Люксембург.


См. Правоведение. Учебник для вузов /П 68 СПб.: ООО «Ид ПРАВО», 2010.-608 с. С.550

Информатика - это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними. Термин "информатика" происходит от французского слова Informatique и образован из двух слов: информация и автоматика. Этот термин введен во Франции в середине 60-х лет XX ст., когда началось широкое использование вычислительной техники. Тогда в англоязычных странах вошел в употребление термин "Computer Science" для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на использовании вычислительной техники. Теперь эти термины являются синонимами.

Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях.

Предмет информатики как науки составляют:

  • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
  • программное обеспечение средств вычислительной техники;
  • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Средства взаимодействия в информатике принято называть интерфейсом. Поэтому средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения иногда называют также программно-аппаратным интерфейсом, а средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами - интерфейсом пользователя.

Основной задачей информатики как науки - это систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в том, чтобы выделять, внедрять и развивать передовые, более эффективные технологии автоматизации этапов работы с данными, а также методически обеспечивать новые технологические исследования.

Информатика - практическая наука. Ее достижения должны проходить проверку на практике и приниматься в тех случаях, если они отвечают критерию повышения эффективности. В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения:

  • архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
  • интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
  • программирование (приемы, методы и средства разработки комплексных задач);
    преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
  • защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
  • автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
  • стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, между форматами представления данных, относящихся к разным типам вычислительных систем).

На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для информатики ключевым вопросом есть эффективность. Для аппаратных средств под эффективностью понимают соотношение производительности оснащение к его стоимости. Для программного обеспечения под эффективностью принято понимать производительность работающих с ним пользователей. В программировании под эффективностью понимают объем программного кода, созданного программистами за единицу времени. В информатике всю жестко ориентированное на эффективность. Вопрос как осуществить ту или другую операцию, для информатики важный, но не основной. Основным есть вопрос как совершить данную операцию эффективно.

В рамках информатики, как технической науки можно сформулировать понятия информации, информационной системы и информационной технологии.

1. Понятие международного права [Мировая война вызвала широко распространившуюся среди юристов различных стран неудовлетворенность несоответствием между существующим правом и теорией права, а вместе с тем и убеждение в необходимости многое перестроить в международном праве и найти для него новую базу. Среди большого количества литературы укажем следующую: Fauchille, 17111721; Stowell, pp. 729762| Alvarez, Le droit international de I"avenir, 1916; Eltzbacher, Totes und lebendes V цlkerrecht, 1916; Niemeyer, Aufgaben k ьnftiger Volkerrechtswissenschaft, 1917; Nippold, The Development of International Law after the World War, 1917 (перевод Hershey,1923); Lammasch, Das Volkerrecht nach dem Kriege, 1917; Sch ьcking, Die v цlkerrechtliche Lehre des Weltkrieges, 1917; Nelson, Rechtswissenschaft ohne Recht, 1917; Jitta, The Renovation of International Law, 1919; von Vollenhoven, The Three Stages in the Evolution of the Law of Nations, 1918; Zitelmann, Die UnvollkoramenheUen des Volkerrechts, 1919;Woltzendort, Die Luge des Volkerrechts, 1919; Garner, Developments, pp. 142; 775818, в R. G., 28, 1921, pp. 413440; Feilchenfeld, Volkerrechtspolitik als Wissenschaft, 1922; Niemeyer, Rechtspolitische Grundlegung der Y цlkerrechtswis, senschaft, 1923; Burckhardt, Die Unvollkommenheit des V цlkerrechts, 1923; Nathan, The Renascence of International Law, 1925; Politis, Les nouvelles tendances du droit international, 1927, в R. I., Paris, I, 1927, pp. 5775; Bl ьhdorn, op. cit., pp. 214243; Fischer Williams, Chapters, pp. 6885; Breschi, Di alcuni recenti sviluppi del dirido internazionale, 1931; Cavaglieri, La rinnovazione del diritio internazionale edi suoi timili, 1931; M ьllereisert, Die Dynamik des revolutionaren Staatsrechts, des V цlkerrechts und des Gewohnheitsrechts, 1933; Kraus, Die Krise des zwischenstaatlichen Denkens, 1933; Laun, Der Wandel der Ideen Staat und Volk, 1933; Scott, Le progres du droit des gens, 1934; Van Vollenhoven, The Law of Peace (перевод с голландского, 1936), pp. 113261; Griziotti, Riflessioni di diritto internazionale, 1936; Alvarez, Le nouveau droii international, 1924 и La psychologie des peuples et la reconstruction du droit international, 1936; Rolin в R. G., 26, 1919, pp. 129141; De Louter в R. G., 26, 1919, pp. 76110; Pound в Bibliotheca Visseriana, 1923, I, pp.7390; Kunz в Grotius Societi, 10, 1925, pp. 115142, в Strupp Wort., III, S. 294302; Hudson в American Bar Association Journal, Feb. 1925, pp. 102107, и A. J., 22, 1928, pp. 330 350; Dickinson в West Virginia Law Quarterly, 32, 1925, pp. 432 и в Michigan Law Review, 25, 1927, pp. 622644; Alvarez в Grotius Society, 15, 1929, pp. 3548; Garner в R. G., 37, 1930, pp. 225240, и Hague Recueil, vol. 35, 1931,t.1, pp. 609720; Del Vecchio, ibid., vol. 38, 1931, t.IV, pp. 545649; Le Fur, ibid., vol. 41, 1932, III pp. 548598; Keller в Z. V., 17, 1933, S. 342372; Martin в Canadian Bar Review, 12, 1934, pp. 227241; Scelle в R. I., Paris, 15, 1935, pp. 735; Le Fur, ibid., 17, 1936, pp. 725; Brierly в Nordisk Т. А., 7, 1936, pp. 317.

Литературу последнего времени, содержащую критику понятия суверенитета, см. 66 (прим. 1); об основах международного права см. 11 (прим 1); литературу о тенденциях к возрождению естественного права в науке международного права, появившуюся в последнее время, см. 59 (прим. 9).

Кризис в области международных отношений, предшествовавший и сопровождавший события второй мировой войны, а равно выявившаяся неспособность организованного международного общества подавлять частые и вопиющие нарушения международного права дали повод к новой критике международного права их возражениям на нее. См., например, Fischer Williams, Aspects оf Modern International Law, An Essay, 1939; Niemeyer, Law without Force, 1941; Kelsen, Law and Peace in International Relations, 1942; Brierly, The Outlook international Law, 1944; Vedel в R. G., 46, 1939, pp. 936; Jessup в Foreign Affairs (U. S. A.), 18, (19391940), pp. 244253; Keeton в Grotius Society, 27, 1941, pp. 3158, Schwar-zenberger в А. J., 37, 1943, pp. 460479; Kunz в American Political Science Review 38, 1944, pp. 354369; Dickinson в California Law Review, 33, pp. 506542.

Необходимо, однако, делать различие между критикой международного права и науки международного права. Нельзя признавать науку ответственной в сколъко-нибудь значительной степени за недостатки международного права, развитие и авторитет которого зависят от готовности государств признать естественное сужение своих прав в силу постепенного ограничения суверенитета. Наука международного права может содействовать такому развитию действующего права, выявляя его дефекты, исследуя возможности его усовершенствования и стремясь уменьшить его недостатки, присущие природе государств и обусловленные невозможностью подчинять их искренние интересы господству права].

Право народов, или международное право (International Law, Droit des gens, Vцl kerrecht), термин, обозначающий совокупность обычноправовых и договорных норм, признаваемых цивилизованными государствами юридически [В отличие от простых узусов (обыкновений), правил нравственности и так называемой международной вежливости (см. 3, 9, 19в)] обязательными в их взаимоотношениях друг с другом. Та часть этих норм, которая является обязательной для всех без исключения цивилизованных государств, как, например, право, связанное с посольством и договорами, называется универсальным международным правом, в отличие от партикулярного международного права, которое является обязательным только для двух или для немногих государств. Кроме того, необходимо еще отличать общее международное право [Критические замечания по поводу деления на общее и партикулярное международное право см. Kelsen в Hague Recueil, vol. 42, 1932, t. IV, pp. 172178; см. также Kaufmann, ibid., vol. 54, 1935, t.IV, pp. 313317; также 29а]. Этим термином следует обозначать совокупность норм, обязательных для большого числа государств, включая руководящие державы. Общее международное право, как, например, Парижская декларация 1856 г., имеет тенденцию к превращению в универсальное международное право.

Международное право в том смысле, как этот термин употребляется в настоящее время, не существовало в древности и в первой половине средних веков. В своем первоначальном виде оно по существу являлось продуктом христианской цивилизации и стало постепенно развиваться начиная со второй половины средних веков. Но своим существованием в качестве систематизированной совокупности норм международное право обязано голландскому юристу и государственному деятелю Гуго Грецию, работа которого De Jure Belli ас Pacis Libri Tres вышла в 1625 г. и стала основой всего дальнейшего развития международного права.

Международное право есть право, регулирующее прежде всего взаимоотношения государств, а не отдельных лиц. Поскольку кроме международного права над отдельными суверенными государствами нет никакой суверенной власти, право народов обычно рассматривается как право между отдельными государствами, а не над ними, и поэтому-то со времени Бентама оно и называется также международным правом [Аргументы, приводимые Snow (см. A. J., 6, 1912, pp. 890900, и R. G., 19, 1912, pp. 309318) против термина международное право и его предложение заменить его термином надгосударственное право базируются на том положении, что всякое право нисходит сверху].

Установленное Бентамом различие между международным, публичным и частным правом общепринято, но необходимо подчеркнуть, что только так называемое международное публичное право, которое идентично с правом народов, является международным правом, в то время как так называемое международное частное право таковым, по крайней мере как правило, не является . Международное частное право охватывает такие предметы, которые одновременно подлежат юрисдикции двух или более различных государств. Ввиду того, что внутренние законы различных государств, относящиеся к этим предметам, часто находятся в противоречии друг с другом, выработалась совокупность принципов, имеющих целью предотвратить или ограничить такие конфликты [См. статью Beckett в В. Y.,7, 1926, pp.7396, под заглавием What is Private International Law?; Cheshire, Private International Law, 2 ed.,1938, pp. 329, 8292; Wolff, Private International Law, 1945, pp. 1115; Arminjon в R. I., 3-m е ser., 10, 1929, pp. 680698; Rundstein в Theorie du droit, 9, 1935, pp. 255269; Nussbaum в Columbia Law Review, 42, 1942, p. 189 et seq. Об отношениях между международным публичным нравом и международным частным правом см. Siotto-Pintor в L"Egypte contemporaine, 26, 1935, pp. 237267; Scelle, I, pp. 4249; Rund-stein в R. J., 3-me ser., 17, 1936, pp. 314349; Starke в L. Q. R., 42, 1936, pp. 395401. О проекте международного суда по вопросам международного частного права см. Carlander в Hordisk Т. А., 2, 1931, pp. 4960. Обзор решений Постоянной палаты по вопросам международного частного права см. Hammarskjцld в Revue critique du droit international, 30, 1934, pp. 315344. О коллизии законов в международных судах см. Lipstein в Grotius Society, 27, 1941, pp. 141181; 29, 1942, pp. 5184]. То, что теперь называется международным частным правом, может в то же время стать международным правом, по мере того как государства, заключая правообразующие договоры [Приложение А, см. т. I, полутом 2.], будут вступать в соглашения относительно норм, применение которых должно служить для разрешения упомянутых коллизий.

2. Юридическая сила международного права оспаривается. Почти с самого возникновения науки международного права возникли споры по вопросу о том, являются ли его нормы юридически обязывающими. Уже Гоббс и Пуфендорф дали на это отрицательный ответ. В XIX в. (Austin) Остин и его последователи заняли ту же позицию. Они определили право как совокупность норм человеческого поведения, установленных и принудительно осуществляемых суверенной политической властью. Если признать такое определение правильным, то международное право не может быть названо правом, так как оно представляет совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между суверенными государствами. Над суверенными государствами нет такой политической власти, которая могла бы принудительно осуществлять эти нормы. Однако указанное определение права неправильно. Оно охватывает только писаное или статутное право внутри государства, ту часть внутригосударственного права, которая точно установлена законами парламента конституционного государства или какой-либо другой суверенной властью государства неконституционного. Такое определение не охватывает ту часть внутригосударственного права, которая называется неписаным или обычным правом. В действительности нет в мире такого общества или государства, которое могло бы существовать при наличии только писаного права. Повсюду наряду с писаным правом имеется обычное право. Это обычное право никогда не устанавливается каким-либо законодательным органом, ибо тогда оно не было бы только обычным правом. Те, кто определяет право как нормы, установленные и принудительно осуществляемые суверенной политической властью, не отрицают существования обычного права; но они утверждают, что обычное право носит характер права только в силу косвенного признания его государством; такое признание можно усмотреть из того факта, что суды применяют обычное право наравне с писаным и государство не препятствует им в этом. Однако утверждение это не что иное, как фикция. Суды, не имея законодательной власти, не могли бы признавать правом неписаные нормы, если бы эти нормы не являлись правом до такого признания, а государства не могли бы признавать правом неписаные нормы только потому, что это делают суды.

3. Характеристика норм права. Для того чтобы дать правильное определение права, необходимо сравнить право и нравственность, ибо как право, так и нравственность устанавливают в значительной степени одни и те же нормы человеческого поведения. Отличительной чертой норм нравственности является то, что они обращаются к совести и только к ней одной. Тот или иной акт теряет всякое значение перед судом совести, если он был совершен не по доброй воле и не сознательно, а был вынужден какой-либо внешней силой или же совершен по мотивам, чуждым совести. С другой стороны, отличительной чертой норм права является то, что они в случае-необходимости могут быть принудительно осуществлены, внешней силой [См. Westlake, Papers, p. 12; Twiss, I, 105]. Конечно, нормы права апеллируют к совести совершенно так же, как нормы нравственности. Но последние, подлежат осуществлению одной только внутренней силой совести, тогда как первые требуют осуществления внешней силой [Такое различие между нормами права и нравственности, однако, отнюдь не пользуется всеобщим признанием. См., например, Heilborn, Grundbegriffe des V цlkerrechts, 1912, S. 310; 23, Vinogradoff в Michigan Law Review. 1924, pp. 18, 183153. О международной морали см. 19 в].

4. Законодательная власть не является существенным моментом для наличия нрава. Если таковы отличительные признаки нравственности и права, то мы можем выставить следующее положение: определенная норма является нормой нравственности, если по общему согласию общества она обращается к совести и только к ней одной; если же с общего согласия общества определенная норма эвентуально подлежит осуществлению при помощи какой-либо внешней силы, она является нормой права. Без права и нравственности в том или ином виде никакое общество никогда не существовало и, вероятно, не могло бы существовать. Но наличие законодательной власти не обязательно в обществе, по крайней мере в первобытном.

Подобно тому как нормы нравственности развивались под влиянием многообразных факторов, так и право может развиваться, не будучи точно выражено и установлено законодательной властью. Всюду, где мы имеем возможность наблюдать первобытное общество, мы находим, что и там некоторые нормы человеческого поведения апеллируют к одной только совести, в то время как другие, с общего согласия общества, подлежат принудительному осуществлению. Первые нормы только нравственности, вторые нормы права. Существование законодательной власти или судов не является существенным для бытия права. Когда в первобытном обществе возникает вопрос права, его решает само общество, а не какой-либо суд. Разумеется, когда общество вырастает из первобытных условий существования и постепенно так расширяется, что превращается в государство в собственном смысле этого слова, то жизненные потребности и изменившиеся условия существования уже не позволяют самому обществу вершить все общественные дела, и право уже не может оставаться целиком во власти различных факторов, под влиянием которых оно постепенно развивалось от случая к случаю. По этой причине мы в каждом государстве находим законодательные органы, издающие законы, и суды, которые их применяют. (По той же причине отсутствие законодательной власти в отношениях между государствами может быть объяснено только исходя из предположения, что отношения эти отношения первобытного общества. Но это трудно согласовать с тем фактом, что отношения эти являются отношениями между современными цивилизованными государствами. Не следует придавать преувеличенного значения аргументу, обосновывающему юридический характер международного права ссылкой на первобытное общество [См. Lauterpacht, The Function of Law, p. 406; Westlake, Collected Papers, p.22. Если мы понятие права применяем к чему-либо открытому нами в весьма отдаленном от нас состоянии общества, прежде чем мы сами точно установили, что следует понимать под этим названием, то мы лишь ставим перед собой вопрос, но мы отнюдь не уверены, что употребленные нами выражения имеют какой-либо определенный, а следовательно, и полезный смысл].)

Если мы зададим вопрос, откуда исходит власть законодательного органа издавать законы, то нет иного ответа, кроме следующего: из общего согласия общества. Так, в Великобритании парламент является законодательным органом с общего согласия. Акт парламента есть право, ибо за ним стоит общее согласие Великобритании. То, что парламент обладает законодательной властью, это тоже право, но право неписаное, обычное.

Отсюда следует, что всякое статутное, или писаное, право основывается на неписаном праве, поскольку власть парламента творить статутное право дана ему неписаным правом. На основании общего согласия британского народа парламент обладает властью создавать нормы, подлежащие осуществлению внешней силой. Но наряду со статутным правом, создаваемым парламентом, существует и постоянно развивается другое право, неписаное, или обычное, которое каждодневно признается судами.

5. Определение и три существенных условия права. На основе предшествующего исследования мы можем дать определение права. Мы можем сказать, что право есть совокупность норм человеческого поведения в обществе, которые по общему согласию этого общества подлежат осуществлению внешней [Т. е. внешней по отношению к личности, против которой они осуществляются] силой. Имеются, следовательно, три существенных условия для наличия права. Во-первых, должно существовать общество. Во-вторых, в этом обществе должна быть совокупность норм человеческого поведения. В-третьих, должно быть налицо общее согласие общества на то, чтобы эти нормы подлежали осуществлению внешней силой. Не является существенным условием, чтобы такие нормы поведения были писаными или чтобы в данном обществе имелась законодательная власть или отправляющий правосудие суд. Если мы находим это определение права правильным и принимаем эти три существенных его условия, то наличие права не ограничивается только теми случаями, когда речь идет о государственных образованиях, а может быть установлено везде, где имеется общество [Лучшим примером существования права вне государства является право римско-католическй церкви, так называемое каноническое право. Эта церковь является организованным обществом, члены которого рассеяны по всему земному шару. Они считают себя связанными нормами канонического права, хотя нет никакой суверенной политической власти, которая устанавливала бы и осуществляла эти нормы. Но имеется внешняя сила, при помощи которой осуществляются нормы канонического права, а именно санкции канонического права, как то: отлучение от церкви, недопущение к таинствам и т. п. Нормы канонического права осуществляются таким путем с общего согласия всего римско-католического общества]

6. Право не должно отождествляться с внутригосударственным правом. Однако необходимо подчеркнуть, что если право можно найти в любом обществе, то право в этом смысле не должно полностью отождествляться с правом государства с так называемым внутригосударственным правом [В настоящей работе термин внутригосударственное право (Municipal Law) употребляется в смысле национального права или права отдельных государств в отличие от международного права. Слово municipium означало город, в частности в Италии, обладавший правами римского гражданства... но управлявшийся по своим собственным законам: Levis and Short, Latin Dictionary], точно так же как понятие государства не должно отождествляться с понятием общества. Понятие общества шире понятия государства. Государство это общество, но не всякое общество государство. Подобным же образом понятие права как такового шире понятия внутригосударственного права; например, каноническое право таковым не является. Внутригосударственное право понятие более узкое, чем право как таковое. Следовательно, совокупность норм, называемых правом народов или международным правом, может быть правом в точном смысле слова, хотя оно не обладает всеми отличительными чертами внутригосударственного права и хотя расхождение его с общепризнанными принципами внутригосударственного права может, как правило, считаться выражением слабости международного права как права [См. 51 (3), где прогресс международного права описывается как зависящий от развития внутригосударственного права. Не следует, однако, преувеличивать так называемый специфический характер международного права как основание для одобрения или опровержения решений, радикально отличающихся от общих принципов права, принятых внутри государства, и от норм нравственности, воплощенных в этих принципах. Об опасности, связанной с подчеркиванием специфического характера международного права, см. Lauterpacht, The Function of Law, pp. 403407] Чтобы удостовериться, является ли международное право правом, мы должны установить наличие в нем трех существенных для понятия права условий.

7. Семья народов есть общество. Поскольку первым условием наличия права является существование общества, возникает вопрос: существует ли международное общество, правом которого могло бы быть право международное? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо дать определение понятия общества. Можно сказать, что общество это совокупность известного числа лиц, более пли менее связанных между собой такой общностью интересов, которая создает постоянные и многообразные взаимоотношения между отдельными лицами. Это определение общества охватывает не только общество отдельных людей, но и общество, состоящее из отдельных обществ, каковыми являются отдельные государства. Но существует ли универсальное международное общество из всех отдельных государств? [ Обсуждение этого вопроса, см. Hold-Ferneck, Volkerrecht I, 1930, S. 1726, 84110 (искусное отрицание существования международного общества); Balladore Pallieri, pp. 330; Brierly, pp. 34, 35; Bustamante, pp. 431445; Burckhard, Die Organisation der Rechtsgemeinschaft, 1927, S. 374416; Meinecke, Weltburgertum und Nationalstaat, 1928, Knubben, Die Subjekte des Volkerrechts, 1928, S. 191201, 351371; Delos, La societe internationale et les principes du droit public, 1929; Stratton, Social Psychology of International Conduct, 1929, pp. 293305; Walz, Das Wesen des Volkerrechts und Kritik der Volkerrechtsleugner, 1930, S. 157162; De la Briere, La communaute des Puissances, 1932; Maim, Volkerbund und Staat, 1932, Teil. 1; Laun, Der Wandel der Ideen Staat und Volk als Дusserung des Weltgewissens, 1933, S. 327 445; Bluhdorn, Einf ьhrung in das angewandte Volkerrecht, 1934, S. 90100; Corbu, Essai sur la notion de regle en droit international, 1935; Scelle, Hague Recueil, vol. 46, 1933, IV, pp. 339346; Zimmern, Grotius Society, 20, 1934, pp. 2544; Walsh, Hague Recueil, vol. 53, 1935, t. III, pp. 101170;Del Vecchio, Theorie du droit, 10, 1936, pp. 113. О некоторых психологических и социологических аспектах международных отношений см. Hodges, The Background of International Relations, 1931; Alvarez, La psychologie des peuples et la reconstruction du droit international, 1936; см. также West, Conscience and Society, 1942, pp. 176212, в Grotius Society, 28, 1942, pp. 133150] Этот вопрос уже до первой мировой войны был решен утвердительно, поскольку дело касалось цивилизованных государств. Наука и искусство, в значительной степени интернациональные по своей природе, создали постоянный, обмен идей и мнений между жителями разных стран. Однако наибольшее значение в этом отношении имели сельское хозяйство, промышленность и в особенности торговля. Международная торговля создала судоходство в открытых морях и реках, протекающих через различные государства. В свою очередь международные торговые и иные интересы привели к сооружению сети железных дорог, покрывающих целые континенты и к заключению международных почтовых, телеграфных, радиотелеграфных и радиотелефонных соглашений.

Культурные, научные и гуманитарные интересы способствовали международному сотрудничеству и организации. Кроме различных постоянных органов и учреждений Лиги наций, Объединенных Наций, Международной организации труда, был образован целый ряд международных бюро и международных комиссий [Приложение А, см. т. I, полутом 2] для заведывания международными делами, и в Гааге была учреждена Постоянная палата третейского суда, а позднее Международный суд. Хотя отдельные государства являются суверенными и независимыми одно от другого и хотя над ними нет международного правительства, но существует мощный объединяющий их фактор, а именно общность их интересов. Влиянию этого объединяющего фактора может быть нанесен сильный удар, если экономический национализм, политическая нетерпимость и стремление к автаркии со стороны суверенных государств приводят к образованию искусственных барьеров между народами, входящими в состав этих государств. В таких случаях авторитет и реальность международного права могут ослабеть. Но такой регресс, как противоречащий естественным тенденциям развития и действительным потребностям общения государств, должен рассматриваться как временный и в основном не затрагивающий существования международного общества. Никакое различие культуры, экономической структуры или политической системы не затрагивает само по себе существования международного общества как одного из основных факторов международного права. Поскольку предмет и вытекающие отсюда задачи международного права ограничены [Они ограничены на том основании, что в силу огромных различий между составными частями международного общества правовые нормы, обязывающие государства, должны быть сведены к сравнительно ограниченному кругу вопросов, поддающихся единообразному регулированию. Несколько отличное объяснение см. Brierly в Acta Scandinavica 7, 1936, p. 9], его существование не обусловливается единообразием взглядов и традиций, играющих важную, хотя и не решающую роль для господства права внутри государства.

8. Семья народовобщество, имеющее свои нормы поведения. Итак, первое существенное условие для наличия права, по крайней мере в течение длительного периода, налицо. Но нельзя отрицать и наличия второго условия. На протяжении столетий все больше и больше расширялись правила поведения государств по отношению друг к другу. Эти правила в значительной степени являются нормами обычного права. Но наряду с этими обычными, или неписаными, нормами все в большем числе создавались изо дня в день путем международных соглашений писаные нормы, как, например, Парижская декларация 1856г., Гаагские правила сухопутной войны 1899 и 1907гг. и большое число общих конвенций, на которые часто ссылаются как на правообразующие или законодательные договоры.

9. Внешняя сила для принуждения к соблюдению норм международного поведения. Равным образом следует дать положительный ответ на вопрос, существует ли общее согласие международного общества на то, чтобы нормы международного поведения осуществлялись с помощью внешней силы. Правительства государств и общественное мнение всего цивилизованного человечества соглашаются с тем, что совокупность норм международного поведения, называемая международным правом, должна в случае необходимости приводиться в исполнение внешней силой в отличие от норм международной нравственности и международной вежливости, применение которых предоставлено усмотрению совести каждого народа. При отсутствии центральной власти для приведения в исполнение норм международного права, государствам предоставляется случай взять осуществление права в свои собственные руки. Самопомощь [Интересный анализ этого вопроса с точки зрения его правовой истории см. Lambert, La vengeance priveet et les fondements du droit international public, 1936] и вмешательство со стороны других государств, сочувственно относящихся к потерпевшему государству, являются средствами, при помощи которых нормы международного права могут быть приведены и действительно приводятся в исполнение. Ограниченная обязательствами устава Объединенных Наций и Генерального договора об отказе от войны [См. т. II, 52ж 52c.], война остается последним орудием защиты попранных законных прав, имеющих жизненное значение для существования государства. Более того, устав Лиги и устав Объединенных Наций, предусматривая систему санкций как наказаний за нарушение главнейших обязательств, подняли осуществление этого права на уровень признанного начала конвенционного (договорного) права [Термин конвенционная (договорная) норма в настоящей работе употребляется для обозначения норм, созданных специальными соглашениями]. Правда, в настоящее время не имеется стоящей над правительствами различных государств центральной власти, которая в каждом отдельном случае могла бы обеспечить приведение в исполнение норм международного права. В силу этого по сравнению с внутригосударственным правом и имеющимися в наличии средствами для его осуществления международное право является, конечно, более слабым. Право тем сильнее, чем больше имеется гарантий того, что оно может быть и на деле будет осуществлено [ Относительно санкций международного права см. следующую литературу: Root в A. J., 2, 1908, pp. 451457; Higgins, The Binding Force of International Law, 1910; Siotto-Plntor, в Rivista, 12, 1918, pp. 208228; Roxburgh в A. J.,14, 1920, pp. 2637; Hyde, I, 4; Stowell, pp. 1115; Dupuis в Hague Recueil, 1924, I, pp. 407444; Mitrany, The Problem of International Sanctions, 1925; Buell and Dewey Are Sanctions necessary to International Organisation, 1932; Spaight, An International Air Force, 1932; Br ьck, Les sanctions en droit international public, 1933; Morgenthau, Le reality dee normes, 1934, pp. 214226; его же в R. I., 3 mes йr., 16, 1935, pp. 474503, 809836; Widmer, Der Zwang im V цlkerrecht,1936; Kelsen, Law and Peace in international relations, 1942, pp. 326; Brierly в Grotiua Society, 17, 1931, pp. 6778; Scott в A. S. Proceedings 1933, pp. 533; Hyde, ibid., pp. 3440; Forster в American Political Science Quarterly, 49, 1934, pp. 372385; Wehberg в Hague Recueil, vol. 48, 1934, II, pp, 7132; Scelle, ibid., vol. 55, 1936, I, pp. 156177, 193196; Cavare в R. G., 44, 1937, pp. 385445; Husserl в University of Chicago Law Review, 12, 1945, pp. 115139; см. также т. П. 52 б; также 156, и т. I, полутом 2, 528]. В современных условиях международное право неизбежно должно оказаться более слабым, нежели внутригосударственное право, так как над национальными правительствами нет международного правительства, которое таким же образом, как национальное правительство, заставляет соблюдать нормы внутригосударственного права. Слабость эта становится особенно очевидной во время войны, так как воюющие стороны, борющиеся за свое существование, всегда готовы отбросить те нормы международного права войны, которые могли бы им помешать при ведении военных операций. Но слабое право тем не менее все же является правом.

10. Практика признает международное право правом. На практике международное право обычно признается правом. Правительства различных государств придерживаются мнения, что они связаны международным правом как юридически, так и морально. Общественное мнение всех цивилизованных государств также считает, что каждое государство юридически обязано подчиняться нормам международного права. Государства в бесчисленных договорах не только признают нормы международного права как юридически обязывающие, но постоянно подчеркивают, что между государствами имеются правовые отношения. Более того, они признают это право в своем законодательстве, предписывая своим должностным лицам, своим гражданским и уголовным судам и своим гражданам необходимость согласования своего поведения с обязанностями, возложенными на их суверена международным правом. Если имеет место нарушение последнего отдельным государством, то общественное мнение цивилизованного мира, как и правительства других государств, открыто клеймят такое нарушение как нарушение права. С другой стороны, недостаточная эффективность общественного мнения как побуждающей и мотивирующей силы, сама по себе является выражением слабости международного права как совокупности юридических норм.

Нарушения международного права, особенно во время войны, несомненно, частое явление. Но нарушители всегда пытаются доказать, что их действия не являются правонарушением и что они имеют право поступать так, как они поступают, согласно международному праву, или, по крайней мере, что их действия не противоречат какой бы то ни было норме международного права. Во всяком случае государства, даже нарушая международное право, никогда не отрицают его существования, но признают его своими стараниями истолковать это право так, чтобы показать, что оно оправдывает их поведение. Хотя частые нарушения международного права могут свести на-нет его юридическую силу, однако формальное, хотя часто и циничное утверждение его обязывающей силы не лишено значения.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное право)

система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения. Соблюдение норм М.п. обеспечивается индивидуальным либо коллективным принуждением его субъектов, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместной деятельности. М.п. не принадлежит юридической системе конкретных государств. В мире оно и только оно регулирует международные властные отношения. М.п. принципиально отличает-. ся от внутригосударственного права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, способам функционирования, методам обеспечения и т.д.

Возникновение М.п. обусловлено двуединой объективной причиной:а) появлением первых государств: б) зарождением и развитием отношений между ними. Соответственно этому возникла необходимость регулирования выросших из межплеменных связей и ставших теперь межгосударственными отношений. Первые нормы М.п. возникли на базе уже существовавших правил межплеменного общения, однако в них была привнесена согласованная воля договаривающихся государств. Родина М.п. - Ближний Восток. Там возникли первые государства и первые межгосударственные отношения.

Изначально М.п. было обычным, его главным источником являлся обычай, т.е. молчаливое соглашение государств относительно установления.изменения либо прекращения их взаимных прав и обязанностей, проявляющееся в одинаковом поведении государств при аналогичных обстоятельствах. Первые договоры, т.е. явно выраженные соглашения государств, устанавливающих нормы взаимного поведения, возникли несколько позже. Древнейшие из них относятся к концу III тысячелетия до н.э. Так, известен договор около 3110 г. до н.э., заключенный правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Первые международные договоры высекались на камне, затем писались на коже, пергаменте, папирусе, и уже позднее - на бумаге. Со временем роль и значение договора как источника М.п. все более увеличивалась. В средние века международный договор становится основным источником М.п.

М.п. имеет своих субъектов - создателей норм М.п. и участников отношений, урегулированных этими нормами. В разные исторические эпохи имелись различные субъекты М.п. В настоящее время их круг следующий: а) государства - основные субъекты; б) производные: межгосударственные организации (ООН, ее специализированные учреждения. Организация африканского единства (ОАЕ) и др.): нации, борющиеся за свою независимость (арабский народ Палестины, народ Юго-Западной Сахары);

государственно-подобные образования (Ватикан). Первые три вида субъектов обладают всеми признаками международной правосубъектности: правом заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои формальные представительства (при международных организациях, дипломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.п. Несколько меньшим кругом полномочий обладает Ватикан. Однако и он входит в ряд международных договоров, имеет дипломатические и консульские отношения с государствами, постоянные представительства при ООН и иных международных организациях, участвует в работе международных конференций и т.д. В настоящее время некоторыми чертами международной правосубъектности обладают индивиды, особенно в области защиты прав человека.

На международной арене нет законодательного органа, поэтому нормы М.п. создаются в процессе согласования воль самих субъектов М.п., в первую очередь государств. Нормы М.п. (общее М.п.) обращены обычно к неопределенному кругу его субъектов. Локальные же нормы обычно персонифицированы и обращены к участникам конкретного международного договора. Нормы общего М.п. обязательны для всех субъектов, локальные - лишь для участников данного соглашения. Поэтому первые имеют общедемократический характер, социальная же сущность вторых определяется социальной природой государств, создавших эти нормы. Общие международно-правовые нормы являются критерием законности поведения субъектов М.п., неким эталоном, образцом, к которому они должны стремиться.

М.п. имеет свою систему, под которой следует понимать объективно существующее разделение единого М.п. на части (отрасли, институты), т.е. группы принципов и норм, регулирующих однородные, однопорядковые, схожие международные отношения, объединенные общими задачами. Общепризнанным является наличие в М.п. таких отраслей, как морское, воздушное, космическое, дипломатическое, право международных договоров.

В мире не существует судебных и исполнительных органов, аналогичных тем. что есть в государствах. Функционирование М.п. обеспечивают государства, а также все в большей степени межгосударственные организации. Соблюдение М.п. обеспечивается применением, а также возможностью применения санкций, т.е. принудительных мер к нарушителю. Санкции применяются государствами индивидуально либо коллективно, а также межгосударственными организациями. Объективно проявляется тенденция ограничения санкций государств и расширения мер, применяемых межгосударственными организациями, прежде всего ООН. Санкции государств включают дипломатические демарши. разрыв отношений, ограничение либо прекращение экономических, научно-технических и иных связей с государством-нарушителем. В случае самообороны от государства-агрессора (ст. 51 Устава ООН) и по специальному постановлению Совета Безопасности ООН (ст. 42 Устава ООН) к нарушителю в виде исключения может быть применена и вооруженная сила.

М.п. и внутригосударственное право - две разные системы права. Однако они не существуют изолированно друг от друга. Национальные правовые системы влияют на нормообразование в М.п. и в свою очередь ощущают его влияние. В современных условиях общепризнан примат М.п. над внутригосударственным. Это закреплено в ряде конструкций. К примеру, п. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила.чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора".

М.п. - достижение человеческой цивилизации на определенном этапе ее

развития. Оно служит делу мира, способствует развитию дружеских отношений между государствами. В обозримой перспективе роль и значение М.п. будут возрастать.

Стародубцев Г.С., Бекяшев К.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО" в других словарях:

    - (international law) Совокупность юридических норм, признаваемых цивилизованными государствами в качестве руководящего принципа, регулирующего отношения друг с другом и с другими участниками международного права. Представление о том, насколько… … Политология. Словарь.

    Международное право - (лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law; фр. droit des gens) чаще всего это понятие применяется для обозначения международного публичного права как системы юридических принципов и норм, регулирующих отношения между… … Энциклопедия права

    Система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права. М. п. как особая система норм не… … Юридический словарь

    Финансовый словарь

    Международное право - МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, совокупность юрид. нормъ, опредѣляющихъ отношенія гос тва къ друг. гос твамъ, къ подданнымъ этихъ гос твъ и ко всѣмъ вообще людямъ, какъ членамъ М. союза. Начало груб. силы, ранѣе господствовавшее во взаимн. отношеніяхъ гос… … Военная энциклопедия

    Публичное, совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения. Современное международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств … Современная энциклопедия

    Публичное совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и др. участниками (субъектами) международного общения. Современное международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств… … Большой Энциклопедический словарь

    Правовая система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры и международно правовые обычаи. Нормы международного права регулируют отношения… … Словарь бизнес-терминов

    Международное право - правовая система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры и международно правовые обычаи. Нормы международного права регулируют отношения… … Бухгалтерская энциклопедия

В России есть основополагающий закон, главенствующий над всеми остальными правовыми актами в стране, и имя этому закону – Конституция. Ни один закон, принятый в России не может ей противоречить.

Но вот какие в последнее время можно услышать мнения от авторитетных российских политиков или граждан: а что если международные договоры (как имеющие высшую юридическую силу) нарушают интересы России? Таким образом, ущемляется суверенитет России, рассуждают они. Иностранные государства могут заключить договор, а наше государство, присоединившись к такому договору, обязано соблюдать его, даже если он противоречит государственным интересам.

Отсюда они делают вывод о необходимости внесения поправок в статьи Конституции Российской Федерации об исключении статей о приоритетности общепризнанных принципов и норм и международного права, как вступающих в противоречие со статьями о государственном суверенитете России. Заходит речь и о выходе из-под юрисдикции ЕСПЧ.

Все эти мнения основываются на 15 статье Конституции. Часть 4 этой статьи устанавливает следующее: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора ».

И тут возникает вопрос, где в этой статье утверждается, что Россия обязана соблюдать все международные договоры, соглашения, которые противоречат интересам России? Смоделируем фантастическую ситуацию: международное сообщество внезапно примет по-настоящему антироссийское и спорное решение, например, договор об уничтожении всего ядерного оружия в мире, за исключением американского. Только США будет владеть ядерным оружием и будет гарантом безопасности в мире.

Спрашивается, кто заставит Россию соблюдать этот договор? Прежде чем международный договор станет составной частью российской правовой системы, Российская Федерация должна подписать и ратифицировать его (ратификация подразумевает под собой процедуру одобрения государственными органами РФ соответствующего международного договора). До этих пор Россия имеет полное право не соблюдать положения такого договора, который ущемляет интересы РФ. Подписывать такой договор Россию никто не может заставить.

Что же касается общепризнанных принципов международного права, тот под ними следует понимать основополагающие, императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо.

К ним, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует также понимать правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного . Например: нормы , устанавливающие недопущение развязывание войны, совершения актов геноцида.

Все общепризнанные международные нормы и принципы права дополнительно закрепляются в межгосударственных договорах и соглашениях. Например – Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г. N 2131 (XX) закрепляет недопущение нарушения государственного суверенитета и вмешательства во внутренние дела одного государства другими государствами.

Дополнительно в Конституции РФ закреплена гарантия суверенитета российского права и российских законов: «не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» (пункт 6 статьи 125 Конституции).

Вывод напрашивается следующий – Россия в настоящее время полностью защищена с правовой точки зрения от международных соглашений, которые противоречат ее интересам. Действует очень простое правило – международный договор распространяет свою юридическую силу на территорию РФ только в том случае, если он подписан Российской Федерацией и ратифицирован.

Все спекуляции на тему, что в России имеет место верховенство антироссийских международных договоров, не имеют под собой правового основания. Поскольку Российская Федерация может не подписывать такой договор.

Исключение из Конституции статей о соблюдении Россией международных норм, принципов и договоров, означает исключение России из международных организаций, а граждане России лишатся некоторых средств международной защиты своих прав. Например, если государство не признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), какой смысл гражданам в него обращаться? Ведь государство не будет исполнять решения этого суда.

Более того, государственные органы сами принимают непосредственное участие в одобрении (ратификации) международного договора . Вместе с тем существуют процедуры, которыми может воспользоваться Россия в целях защиты своих прав, а именно: процедура расторжения (денонсации) международных договоров, нарушающих интересы РФ, а также расторжения (аннулирования) международных договоров в одностороннем порядке.

Что касается несправедливых решений ЕСПЧ, то их можно обжаловать или предложить странам-партнерам по Совету Европы изменить регламент ЕСПЧ таким образом, чтобы исключить принятие политически мотивированных решений.

В любом случае с точки зрения интересов граждан кажется разумным искать диалог, предлагать варианты решений и пытаться найти компромиссный вариант решения проблемы прежде, чем выходить из-под юрисдикции ЕСПЧ и из состава Совета Европы.