Центральные федеральные органы исполнительной власти. Система федеральных органов исполнительной власти Федеральные органы исполнительной власти включают

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию; Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и энергетики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике; Министерство регионального развития РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития и торговли РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Еще по теме 7.5. Система федеральных органов исполнительной власти:

  1. § 5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  2. 1. Представление Президенту Российской Федерации предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти.
  3. 5.4. Представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на долэ/сность и освоболсдении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

· Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

· Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

· Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

· Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Еще по теме Федеральные органы исполнительной власти.:

  1. § 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  2. 7.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Нижегородской области)
  3. 7.7. Территориальные федеральные органы исполнительной власти
  4. §3. Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
  5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  6. 5.6. Федеральные органы исполнительной власти и их функции
  7. 5.7. Высшее должностное лицо субъекта РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного управления

Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. (с изм.) «О системе федеральных органов исполнительной власти». В систему федеральных органов исполнительной власти Российской Феде- рации входят федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента РФ.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. (с изм.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Федеральные органы исполнительной власти могут быть разделены на две группы:

1) федеральные органы исполнительной власти, подведомственные непосредственно Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. К ним. в частности, относятся Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки РФ и некоторые другие;

2) федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а положения о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ.

Компетенция Правительства РФ

Перечень полномочий Правительства РФ содержится в ст. 114 Конституции РФ и является открытым.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Осуществляет иные полномочия.

Полномочия Правительства конкретизируются в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 31 декабря 1997 г.) «О Правительстве РФ», в многочисленных федеральных законах и указах Президента.

Акты Правительства рф

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В форме постановлений издаются решения Правительства, имеющие нормативный характер. Решения Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории РФ.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ» не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования (согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» - по истечении семи дней). Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обяза-1 тельному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных! их положений, содержащих сведения, составляющие государственную! тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной! власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские! вести» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература». Нормативные правовые! акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и от-" дельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не про-; шедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но" не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Организация деятельности Правительства РФ

Председатель Правительства РФ является главой Правительства РФ, он определяет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства представляет Правительство внутри страны и за ее пределами; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства.

Основной организационно-правовой формой работы Правительства РФ являются заседания. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. (в редакции от 5 октября 2000 г.) «Вопросы организации деятельности Правительства РФ».

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Правительства. Заседания проходят под руководством Председателя Правительства. На заседаниях Правительства, согласно п. «б» ст. 83 Конституции РФ, может председательствовать Президент РФ. Решения Правительства принимаются большинством голосов членов Правительства.

Представители палат Федерального Собрания, представители высших судебных органов, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе присутствовать на заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства образует Президиум Правительства РФ. Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства РФ принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства РФ и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

Согласно ст. 28 Закона о Правительстве исключительно на заседаниях Правительства рассматриваются вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозмездной основе за счет средств федерального бюджета; образуется Президиум Правительства РФ; утверждаются положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; утверждается Регламент Правительства РФ и др.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства РФ.

Понятие судебной власти

В соответствии с принципом разделения властей в РФ действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему РФ.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в РФ в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие - деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел, вытекающих из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в РФ осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Судебная система РФ

Правовая регламентация основ судебной системы РФ содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе РФ» (далее - Закон о судебной системе).

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе), которое обеспечивается путем:

1) установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебную систему РФ составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи субъектов РФ.

Система федеральных судов выглядит следующим образом:

1) Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2) федеральные суды общей юрисдикции:

а) Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестояще инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам ин субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судам соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел. Данные суды учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3) федеральные арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ;

б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются вышестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов РФ;

в) арбитражные суды субъектов РФ образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта РФ являются:

1) конституционный (уставный) суд субъекта РФ, который может создаваться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Конституционно-правовые принципы организации судебной власти

К сфере регулирования конституционного права относится не все отношения, опосредующие деятельность судебных органов, а только основные принципы организации судебной власти, закрепленные в конституционно-правовом законодательстве. Эти принципы для удобства изложения можно разделить на несколько групп:

Принципы правового статуса судебных органов; - принципы правового статуса судей;

Принципы судопроизводства (правосудия).

Принципы правового статуса судебных органов. Важнейшим принципом является установленное в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правило о том, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Это означает, что никакой другой орган не вправе присваивать себе функции судебной власти по рассмотрению и разрешению дел. Гарантия этого принципа заключается в установлении системы судов, действующих в государстве. Закон о судебной системе содержит перечень всех категорий действующих судов. Закон допускает возможность создания специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, но только путем внесения изменений и дополнений в этот федеральный конституционный закон. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Закон о судебной системе устанавливает в ч. 1 ст. 5, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Этот принцип вытекает из установленного Конституцией РФ разделения властей и обеспечивается рядом конституционных и законодательных положений. Одной из важнейших гарантий независимости суда является правило о финансировании судов только из федерального бюджета. Такое финансирование, согласно ст. 124 Конституции РФ, должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В РФ не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Важнейшим принципом организации судебной власти является обязательность судебных постановлений. Статья 6 Закона о судебной системе закрепляет, что вступившие в силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут предусмотренную законом ответственность.

Принципы правового статуса судей. Принцип независимости суда дополняется установленным в Конституции РФ положением о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Данные положения являются гарантией права человека на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет, что каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство уголовных и гражданских дел компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Закон РФ от 26 июня 1992 г. (в редакции от 20 июня 2000 г.) «О статусе судей в РФ» содержит систему гарантий независимости судей.

Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Суд не связан актами государственных или иных органов, если он установит, что эти акты не соответствуют закону. В данном случае суд принимает решение в соответствии с законом. В случае обнаружившейся неопределенности в вопросе конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом.

В соответствии с Конституцией (ст. 121) полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий судьи закреплен в Законе «О статусе судей в РФ».

Принципы судопроизводства. Основным принципом осуществления судопроизводства является принцип равенства всех перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно по другим не предусмотренным законом основаниям. ^ Конституция РФ в ст. 123 устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое (принцип гласности судебного разбирательства). Данный принцип означает, что в зал судебного заседания свободно допускаются граждане, а решения суда всегда провозглашаются публично. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Не допускается (кроме случаев, установленных федеральным законом) заочное разбирательство уголовных дел. Важнейшим принципом осуществления судопроизводства является его состязательность и равноправие сторон. Данный принцип выражается в том, что при осуществлении правосудия всегда четко разделяются две стороны, которые наделяются равными процессуальными правами (в уголовном процессе - прокурор, представляющий государственной обвинение, и подсудимый, его защитник; в гражданском процессе - истец и ответчик). Состязательность заключается в праве каждой стороны защищать свои интересы, выдвигать требования, доказывать обстоятельства. При этом суд не связан доводами какой-либо одной стороны, а обязан всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела. В результате рассмотрения дела суд приходит к решению в пользу какой-то одной стороны, что и является результатом «состязания» сторон.

Законодательство устанавливает принцип участия граждан в осуществлении правосудия (ст. 8 Закона о судебной системе). Граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных и народных заседателей. Участие присяжных и народных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. За время участия в осуществлении правосудия заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Перечень случаев, когда дела рассматриваются с участием заседателей, устанавливается Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами.

Принцип национального языка судопроизводства закреплен в ст. 10 Закона о судебной системе. Общее правило, установленное в отношении языка судопроизводства, - оно ведется на русском языке - государственном языке РФ. На государственном языке республики, на территории которой находится суд, могут вестись судопроизводство и делопроизводство в судах общей юрисдикции, а также у мировых судей и в конституционных судах республик. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Федеральные органы исполнительной власти составляют важную часть системы органов исполнительной власти в Российской Федерации, действующей в соответствии с Конституцией РФ. На эту систему существенное влияние оказывают федеративное устройство России, обеспечение ее государственной целостности, единство системы государственной власти , разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Одним из краеугольных принципов организации и деятельности органов государственной власти является разделение их на три самостоятельные ветви: органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти.

Таким образом, Конституция РФ обусловливает наличие единой ветви исполнительной власти в стране, а в ее структуре  федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, действующих в соответствии с едиными установленными и провозглашенными Конституцией принципами.

Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, возглавляемую Правительством РФ. Отметим в этой связи, что ст. 78 Конституции РФ возлагает на Правительство РФ обязанность обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной (в данном случае  исполнительной.  Н. С. ) власти на всей территории Российской Федерации. Статья 11 Конституции РФ возлагает на Правительство РФ осуществление государственной власти в Российской Федерации, а ст. 110  осуществление исполнительной власти Российской Федерации, поскольку Правительство РФ одновременно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 111 и 112 Конституции РФ структуру федеральных органов исполнительной власти определяет Президент РФ.

При определении соотношения понятий «структура» и «система» федеральных органов исполнительной власти целесообразно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ , содержащуюся в его постановлении № 2-П по делу о толковании ст. 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ, принятом 27 января 1999 г. Конституционный Суд РФ дал следующее определение системы федеральных органов государственной власти: «единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов… Являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру». 1

В систему федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и основанными на ее положениях Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и указами Президента РФ входят Правительство РФ, федеральные министерства (ст. 110 Конституции РФ), а также иные федеральные органы исполнительной власти (ст. 112 Конституции РФ), перечень которых вправе определять Президент РФ.

Федеральный орган исполнительной власти  самостоятельная структурная часть как всей системы органов исполнительной власти в стране, так и системы федеральных органов исполнительной власти, призванных осуществлять и реализовывать предметы ведения Российской Федерации. Принципы организации и деятельности системы федеральных органов исполнительной власти обусловлены государственным строем России как демократического правового социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принципы деятельности федеральных органов исполнительной власти обусловлены нормами Конституции РФ и могут быть охарактеризованы следующим образом:

 обеспечение верховенства Конституции РФ и федеральных законов;

 приоритет прав и свобод человека , поскольку они составляют смысл и содержание деятельности всех органов исполнительной власти;

 разделение государственной власти на три основные ветви  законодательную, исполнительную и судебную и сбалансирование полномочий соответствующих систем органов государственной власти;

 федерализм, обусловливающий систему органов исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ и, таким образом, наличие в этой системе двух подсистем;

 единство системы органов исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

 разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

 ответственность органов исполнительной власти перед народом как носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

 строгое следование требованиям Конституции РФ и основанных на ней законодательных актов.

В рамках системы федеральных органов исполнительной власти каждый орган наделен определенными государственно-властными полномочиями, нормативно-правовую основу которых составляют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Государственно-властные полномочия федеральных органов исполнительной власти можно рассматривать как:

 правоустановительные (правонаделительные) полномочия, дающие возможность соответствующему органу (Правительству РФ, федеральному министерству) устанавливать определенные правила, в том числе стандарты, нормативные требования, запреты, административные режимы и т. п.;

 правоприменительные полномочия, т. е. право совершать определенные юридические действия, принимать ненормативные правовые акты, разрешать конкретные коллизии между субъектами управленческой деятельности, выдавать лицензии и совершать иные разрешительные функции; вести реестры, кадастры, предоставлять гражданам и организациям соответствующую информацию, оказывать государственные услуги;

 правоохранительные полномочия, т. е. право осуществлять государственный надзор и контроль в установленной для конкретного органа сфере деятельности, обеспечивая законность и государственную дисциплину; право осуществлять административно-юрисдикционные функции и применять иные установленные законом меры административного принуждения , применять меры административной ответственности .

Каждый федеральный орган исполнительной власти в пределах установленных для него функций должен обладать определенной внутренней структурой (аппаратом), штатом государственных служащих, распоряжаться вверенным ему государственным имуществом и выделенными на его содержание средствами из федерального бюджета.

Правовой статус федерального органа исполнительной власти в зависимости от его функционального положения в системе федеральных органов исполнительной власти определяется либо непосредственно Конституцией РФ (Правительство РФ), либо федеральным конституционным законом (федеральное министерство), либо федеральным законом (в отношении некоторых министерств, отдельные функции и задачи которых определены отраслевыми законами, например Федеральными законами «Об обороне», «О международных договорах Российской Федерации» и др.), либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Указанные виды полномочий конкретизируются применительно к возложенным на данный орган функциям. Вместе с тем при анализе статуса конкретного органа и его положения в системе федеральных органов исполнительной власти целесообразно выделять следующие параметры (блоки) этого статуса:

 целевой блок, определяющий цели, задачи и функции органа исполнительной власти;

 организационный блок, определяющий порядок формирования (учреждения) данного органа;

 компетенция, т. е. определение полномочий (прав и обязанностей) органа исполнительной власти в целях обеспечения выполнения возложенных на него функций;

 ответственность органа исполнительной власти за нарушение его компетенции. Имеется в виду политическая ответственность органа исполнительной власти, следствием которой может быть упразднение данного органа, передача его функций другим структурам. Возможна и политическая, дисциплинарная, уголовная ответственность руководителя того или иного органа исполнительной власти (например, отстранение министра от должности, наложение на него дисциплинарного взыскания в порядке подчиненности, возбуждение уголовного преследования ). 2

Анализ правового статуса органа исполнительной власти на базе предложенной схемы дает возможность определить целесообразность его нахождения в системе федеральных органов исполнительной власти и устранить излишние, дублирующие друг друга функции и полномочия звенья в системе органов исполнительной власти.

Естественно, главное в решении вопроса о статусе федерального органа исполнительной власти  возложенные на него задачи и функции, определяемые законодательными или иными нормативными правовыми актами исходя из фактического состояния сфер и отраслей государственного управления. Как сфера, так и отрасль управления определяются в конечном счете совокупностью общественных отношений , связанных с функционированием определенных, схожих по своим признакам и характеристикам объектов (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, финансы, налоги, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность, оборона и т. п.).

Одна из важнейших задач федеральных органов исполнительной власти  организация управления государственной собственностью и ее составной частьюфедеральной собственностью . Эти органы призваны обеспечить разработку и проведение государственной политики в области экономического, экологического, социального и культурного развития страны, в области обеспечения единого экономического, финансового, единого валютного, кредитного, таможенного пространства, единой денежной системы.

Сфера деятельности федеральных органов исполнительной власти обусловлена необходимостью обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства страны, основой развития которого являются федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, трубопроводный транспорт, пути сообщения, федеральные информация и связь, космическая деятельность.

К ведению Российской Федерации относится участие ее в качестве полноправного субъекта международных отношений и определение основ международной политики и внешнеэкономической деятельности. Предметами ведения России являются обеспечение обороноспособности страны, государственной и общественной безопасности. Наконец, к предметам ведения федеральных органов исполнительной власти относятся геодезия и картография, метрическая система, метрология, эталоны и стандарты, бухгалтерский и статистический учеты .

Вместе с тем на федеральные органы исполнительной власти возложены функции обеспечения охраны, защиты и использования природных ресурсов и управление федеральными природными ресурсами, осуществляемые на основе распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. 3 Аналогичная ситуация имеет место и в сфере управления образованием, культурой, наукой, здравоохранением и социальной защитой населения. Поэтому при любом реформировании системы федеральных органов исполнительной власти за ними сохраняются основные функции, обусловленные Конституцией РФ и федеральными законами .

По вопросу о функциональном критерии, который должен быть основным для определения структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти, следует согласиться с доводами профессора И. Л. Бачило о том, что необходимо принимать во внимание основные функции российского государства (организация и защита территории страны; обеспечение суверенитета Российской Федерации и международное сотрудничество; правовая и социальная защита населения; обеспечение экономического и социального развития; законотворческая и правоохранительная деятельность; взаимодействие со структурами гражданского общества). На основе функций государства И. Л. Бачило предложила перечень функций федеральных органов исполнительной власти. 4 На наш взгляд, предложения И. Л. Бачило о формировании системы органов исполнительной власти по их функциям ныне получили подтверждение в ходе административной реформы.

Надо отметить, что функциональный метод распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти использовался и ранее при решении вопросов организации управления в условиях становления новой российской государственности начиная с 90-х годов прошлого столетия.

В течение указанного периода неоднократно проводилась реорганизация системы федеральных органов исполнительной власти, которая нередко сводилась к переименованию отдельных органов, к их слиянию либо разделению. Отметим, например, эксперимент по определению статуса видов федеральных органов исполнительной власти. Согласно Указам Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 и 1177; от 22 августа 1996 г. № 1234; от 6 сентября 1996 г. № 1326 статус этих органов был определен следующим образом.

Федеральное министерство  это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Государственный комитет определялся как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. 5

К началу 2003 г. действовали следующие звенья системы федеральных органов исполнительной власти:

 федеральные министерства;

 государственные комитеты РФ;

 федеральные комиссии;

 федеральные службы;

 российские агентства;

 федеральные надзоры;

 комитеты РФ (в системе двух министерств  финансов и обороны).

В целом эта система представляла собой сложную структуру иерархических связей как по вертикали, так и по горизонтали. «Силовые» министерства и ведомства подчинялись непосредственно Президенту РФ, а Правительству РФ было поручено координировать их деятельность.

С точки зрения функциональной выделялись органы исполнительной власти межотраслевые, отраслевые и «подотраслевые» со специализированными функциями. Применительно к содержанию возложенных на эти органы функций все они достаточно четко подразделялись на управленческие структуры в сфере экономики, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения обороны, государственной и общественной безопасности, юстиции и внешнеполитических (международных) связей.

Однако эффективность деятельности системы федеральных органов исполнительной власти была невысокой, поэтому назрела необходимость поиска наиболее эффективных методов и форм государственного управления , ликвидации излишних функций и связанных с ними полномочий органов исполнительной власти, устранения дублирования и параллелизма в работе отдельных звеньев исполнительной власти.

В марте 2003 г. на основе указов Президента РФ была проведена существенная реорганизация в блоке силовых ведомств: ликвидированы Федеральная служба налоговой полиции и Федеральное агентство правительственной связи и информации; образован Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Упразднена как самостоятельный орган исполнительной власти Федеральная пограничная служба РФ, ее функции были переданы Федеральной службе безопасности РФ. Функции упраздненной Федеральной службы налоговой полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в налоговой сфере переданы в ведение МВД России, в структуре которого образовано соответствующее подразделение.

Был проведен ряд организационных мероприятий по уточнению функций и полномочий тех «силовых» структур, в ведение которых были переданы функции упраздненного ФАПСИ (ФСБ России, Минобороны России, ФСО России). 6

В 2003 г. активизировалась работа по уточнению функций и полномочий других федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Конкретные меры по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти были определены Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 20032004 годах». 7

Анализ основных направлений административной реформы свидетельствует, что главной ее задачей является ликвидация избыточных функций административно-правового регулирования предпринимательской деятельности , создание условий для нормального функционирования рынка, в том числе путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства; устранение административных барьеров; борьба с коррупцией и взяточничеством; исключение дублирующих полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Решение этой задачи потребовало проведения крупных мер по реорганизации федеральных органов исполнительной власти, ведающих соответствующими сферами социально-экономической и административной деятельности.

В соответствии с упомянутым выше Указом Президента РФ Правительством РФ была образована Правительственная комиссия по проведению административной реформы, определены ее состав и направления деятельности рабочих групп. 8

Каждая рабочая группа рассматривала проблемы государственного регулирования в соответствующих сферах экономической и иной деятельности: промышленности и научно-технической деятельности; природопользования, сельского хозяйства, рыболовства и потребительского рынка ; внешнеэкономической деятельности, по вопросам государственного регулирования в сфере финансовых рынков , по вопросам оптимизации структуры и функций федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Предложения комиссии легли в основу принятых Президентом РФ решений о перестройке системы федеральных органов исполнительной власти исходя из разделения основных функций государственного управления на нормативно-регулирующие, правоприменительные, надзорно-контрольные (правоохранительные).

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями, внесенными Указом от 20 мая 2004 г. № 649 9 и последующими указами) были уточнены функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время система федеральных органов исполнительной власти представлена следующими структурными звеньями:

 Правительство РФ;

 федеральные министерства;

 федеральные службы;

 федеральные агентства.

Некоторые государственные органы, занимающие особое место в системе исполнительной власти, приравнены по статусу к федеральным агентствам (Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ).

Установлено, что федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. При этом подчеркнуто, что министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в соответствующей сфере, за исключением вопросов, регулируемых законодательными актами, а также актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности отнесенных к его ведению федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство РФ проекты положений об этих органах, о штатной численности и оплате труда их работников; утверждает ежегодные планы и показатели деятельности этих служб и агентств; дает поручения этим органам и контролирует их исполнение; назначает на должности заместителей руководителей этих служб и агентств (за исключением назначаемых Правительством РФ), имеет право отменять противоречащие законодательству решения этих лиц.

Министерство не осуществляет функции государственного надзора и государственного контроля (они возложены на федеральные службы по надзору) и управление объектами федеральной собственности (государственным имуществом), поскольку эта функция отнесена к ведению федеральных агентств. Министерство также не осуществляет правоприменительные функции, т. е. не разрешает конкретные дела, связанные с применением нормативных правовых актов , в том числе принятых самим министерством.

В свою очередь, федеральные службы по надзору выполняют лишь правоприменительные функции в установленной для них сфере деятельности и не имеют права управлять федеральным имуществом и оказывать государственные услуги, за исключением случаев, установленных актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральные агентства не вправе осуществлять надзор и контроль и нормативно-правовое регулирование в пределах определенных для них функций по управлению федеральным имуществом, закрепленным за находящимися в их ведении федеральными государственными унитарными предприятиями, казенными предприятиями и государственными учреждениями, а также функций по оказанию государственных услуг безвозмездно или по регулируемым государством ценам. Исключение составляют предписанные актами Правительства РФ и Президента РФ нормативные функции некоторых агентств (так же как и федеральных служб, находящихся в непосредственном ведении Правительства РФ).

Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти ныне представляет трехзвенный комплекс: 1) федеральные министерства, осуществляющие нормативно-правовое регулирование, руководство, координацию, определение планов подведомственных органов, контроль за их деятельностью; 2) федеральные агентства, осуществляющие непосредственное (оперативное) управление федеральным имуществом и деятельностью соответствующих государственных предприятий и учреждений; оказание государственных услуг различного свойства гражданам и организациям (неопределенному числу лиц), соответствующие правоприменительные функции, выражающиеся в принятии индивидуальных правовых актов; 3) федеральные службы, осуществляющие государственный надзор и государственный контроль, применяющие меры административного воздействия за нарушение требований законодательства и тем самым отвечающие за обеспечение законности и государственной дисциплины в соответствующей области общественной жизни.

В настоящее время продолжается активный поиск форм и методов совершенствования организации и деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Об этом свидетельствует одобренная Правительством РФ Концепция административной реформы в Российской Федерации в 20062008 годах. 10

В Концепции отмечено, что в 20032005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы. Вместе с тем практически реализована лишь небольшая часть мероприятий административной реформы. Не разработаны механизмы реализации полномочий органов исполнительной власти в новых условиях, механизмы противодействия коррупции, не введены стандарты качества и доступности государственных услуг, не приняты должные меры, направленные на дальнейшее сокращение административных ограничений в сфере предпринимательства , повышение эффективности государственного надзора и контроля, упорядочение государственного регулирования административного характера, а также на внедрение систем информационно-технологического обеспечения информационных процессов.

В предстоящий двухлетний период намечено решение следующих задач:

 внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

 разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти;

 введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

 повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества ;

 обновление системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

 необходимое организационное, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение административной реформы.

В упомянутой Концепции предусмотрены конкретные меры по реализации перечисленных задач поэтапно по соответствующим основным направлениям.

Правительством РФ одобрен также План мероприятий по проведению административной реформы на ближайшие три года.

Система ФОИВ — это совокупность государственных орга-нов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих цело-стное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система ФОИВ ос-нована на принципе федерализма и административно-террито-риального деления, и в пределах ведения и полномочий Рос-сийской Федерации и по предметам их совместного ведения с субъектами Российской Федерации представляет собой единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Государство как социальная система реализует множество функций по обеспечению динамической устойчивости и суве-ренитета своего существования как по отношению к внешней среде (другим государствам), так и к регуляции отношений между гражданами (организациями) и государственными струк-турами. При реализации своих функций государство как цело-стная система может выступать в различных формах. Например, как субъект международного сообщества; как форма объе-динения людей на определенной территории посредством юри-дической связи (гражданства); как выразитель и гарант об-щих интересов и целей; как средство или механизм легитим-ного принуждения в интересах общей воли граждан; как спе-цифическая форма самоуправления в обществе и др.

Исполнительная власть как одна из ветвей государствен-ной власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем фун-кций и задач государственного управления.

В систему федеральных органов исполнительной власти , утвержденную указом Президента РФ от 14.08.1996 г. № 1176 входят: министерства Российской Федерации, Государственные комитеты РФ, Федеральные комиссии России, Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России, Федеральные комиссии, а также иные Федеральные органы исполнительной власти при Президенте РФ.

Министерство РФ — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а так-же координирующий в случаях, установленных федеральны-ми законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федераль-ных органов исполнительной власти. Министерство возглав-ляет входящий в состав Правительства РФ министр России (федеральный министр).

Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России — федеральные органы исполнительной власти, осуще-ствляющие на коллегиальной основе межотраслевую коорди-нацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функ-циональное регулирование в определенной сфере деятельнос-ти. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию Рос-сии возглавляют соответственно председатель Государственно-го комитета РФ, председатель Федеральной комиссии России.


Федеральная служба России, Российское агентство, Фе-деральный надзор России — федеральные органы исполни-тельной власти, осуществляющие специальные (исполнитель-ные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную служ-бу России возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России, Российское агентство — генеральный дирек-тор Российского агентства, Федеральный надзор России — на-чальник Федерального надзора России.

Создание ФОИВ, их реорганизация и ликвидация осуще-ствляются Президентом России по предложению Председате-ля Правительства России.

Положения о ФОИВ, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, утверждаются указом Президента РФ, а положение о других федеральных органах исполнительной власти утверждается постановлением Правительства России.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федераль-ных органов исполнительной власти утверждаются Правитель-ством РФ.

Федеральные министры назначаются на должность и осво-бождаются от должности указом Президента РФ по предложе-нию Председателя Правительства РФ.

Заместители федеральных министров назначаются на дол-жность и освобождаются от должности Правительством РФ, если иное не установлено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Руководители федеральных органов исполнительной влас-ти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреп-ленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституци-онными законами и федеральными законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавли-ваемом порядке.

Система органов исполнительной власти основана на принципе федерализма и административно-территориально-го деления, что нашло отражение в Конституции РФ, консти-туциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ.

В соответствии с принципом система органов исполнитель-ной власти включает два уровня:

Федеральные органы исполнительной власти РФ;

Органы исполнительной власти субъектов РФ (респуб-лик в составе России, краев, областей, городов федераль-ного значения, автономной области и автономных окру-гов).

Являясь единой системой исполнительной власти в РФ, эти органы призваны, в пределах своих полномочий, решать ос-новные социально-экономические задачи, защищать основные права и свободы граждан, обеспечивать общественный поря-док и безопасность граждан.

Особое положение у нас занимает институт президентуры, что, в конечном счете, существенно отражается на разреше-нии многих экономических и организационно-правовых про-блем не только на теоретическом, но и на практическом уров-не. Некоторые авторы, например, Коренев А.П. относит Пре-зидента РФ к федеральным органам исполнительной власти. Алехин А.П. по удельному весу полномочий и их характеру считает его «особым субъектом исполнительной власти».

Правовой статус Президента России как главы государства, согласующего действия трех самостоятельных ветвей власти и как де-факто высшее должностное лицо исполнительной влас-ти (отменяет постановление Правительства РФ и отправляет его в отставку, имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ), требует конституционного разрешения его взаимоотношений с Правительством России, что не нашло чет-кого правового закрепления в ФКЗ «О Правительстве РФ», принятом 17.12. 1997 г., в ред. 31.12.1997 г.