Частное и публичное право России. Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений Отрасль права, институт права: понятие и виды

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы - интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

Все остальные, т. е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

одностороннее волеизъявление;

субординация субъектов и правовых актов;

преобладание императивных норм;

ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;


равенство сторон;

преобладание диспозитивных норм;

ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);

предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие

Страница 2 из 2

4. Институт права: понятие и виды

Институт права - это упорядоченная совокупность юри­дических норм, регулирующих определенный вид (группу) об­щественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отно­шений, то институт - лишь их вид. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудо­вого права включаются институты дисциплины труда, матери­альной ответственности, охраны труда и т. п.

Виды институтов:

1) в зависимости от характера институты подразделяются на материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

2) в зависимости от сферы распространения - на отрасле­вые (институт наследования) и межотраслевые (институт част­ной собственности);

3) в зависимости от функциональной роли - на регулятив­ные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определен­ного института права. Субинститут - составная часть институ­та права. Так, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), здо­ровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных ви­дов телесных повреждений) и достоинства личности (клевета, оскорбление).

Однако далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.

Вместе с тем сами институты могут "складываться" в та­кие более крупные подразделения системы права, как подот­расли.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует его подотрасль. Подотрасль права - это уже не институт, но еще и не отрасль. Так, авторское, изобретатель­ское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право - подотраслью финансового права; му­ниципальное - подотраслью административного права.

5. Частное и публичное право

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и пуб­личное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юриди­ческих норм, охраняющих и регулирующих отношения част­ных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управ­ления.

Если частное право - область свободы и частной инициа­тивы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда ча­стное право состоит из отраслей гражданского, предпринима­тельского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансово­го, уголовного и иных.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимо­сти от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1} интерес (если частное право призвано регулировать лич­ные интересы, то публичное - общественные, государствен­ные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субордина­ции);

4) субъектный состав (если частное право регулирует от­ношения частных лиц между собой, то публичное право - ча­стных лиц с государством либо государственных органов меж­ду собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше "утверждаются такие институты частного права, как право на­следуемого пожизненного владения, интеллектуальной собст­венности, возмещения морального ущерба и другие.

6. Юридический процесс: понятие и виды

Юридический процесс - это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, призванные оптимально удовлетворять и гарантировать интересы субъек­тов права.

Данный процесс регулируется соответствующими право­выми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах - официальных документах. Он присущ лю­бой юридически значимой деятельности (законотворческой, ис­полнительно-распорядительной, судебной), содержит ее програм­му и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативной реализации правовых предписаний.

Юридический процесс, следовательно, призван нейтрали­зовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, суще­ствующие в правовой деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно зна­чимых интересов субъектов права.

Юридический процесс - это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и при­нимаемых актов. В зависимости от предмета правового регули­рования (отраслевого признака) он подразделяется на граждан­ский, уголовный, административный, конституционный процессы.

Гражданско-процессуальное (ГПК РСФСР) и уголовно-про­цессуальное (УПК РСФСР) право регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследова­ние и судопроизводство по уголовным делам. Арбитражный про­цесс (АПК РФ) является разновидностью гражданского.

Административный процесс пока еще не выделился из гра­жданского процесса, хотя определенные предпосылки для это­го есть. В настоящее время административное судопроизводст­во регулируется главами 22-25 ГПК РСФСР.

Конституционный процесс находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуще­ствления конституционного контроля.

В зависимости от природы принимаемых решений юриди­ческий процесс может классифицироваться на правотворческий (воплощается, например, в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации РФ), с помощью которого принимаются нормативные акты; правоприменительный (воплощается, напри­мер, в Указе Президента РФ о назначении на должность мини­стра), с помощью которого принимаются акты применения права, праворазъяснительный (воплощается, например, в Федераль­ном конституционном законеКонституционном Суде РФ"), с помощью которого принимаются интерпретационные акты.

7. Соотношение системы права и системы законодательства

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.

Однако данные понятия необходимо различать по следую­щим основаниям:

1) если первичным элементом системы права является нор­ма, то первичным элементом системы законодательства - нор­мативный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства - в качестве формы;

3) если система права складывается объективно в соответ­ствии с существующими общественными отношениями, то сис­тема законодательства преимущественно субъективна, ибо за­висит от законодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то сис­тема законодательства - производный (первая служит исход­ной базой для второй);

5) если система права имеет только горизонтальное (отрас­левое) строение, то система законодательства - еще и верти­кальное (федеративное, иерархическое);

6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь, кроме законодатель­ства, право оформляется и в юридических обычаях, и в норма­тивных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя, кроме формулировок норм, и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.

  • III, IV и VI пары черепных нервов. Функциональная характеристика нервов (их ядра, области, образование, топография, ветви, области иннервации).
  • VII. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИНЯ СТУДЕНТАМИ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ
  • Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

    Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).

    Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.

    Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

    Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

    Частное право связано , прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности . Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

    Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

    Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.



    Для публичного права характерны:

    · одностороннее волеизъявление;

    · субординация субъектов и правовых актов;

    · преобладание императивных норм;

    · ориентация на удовлетворение общественного интереса.

    Для частного права характерны:

    · свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

    · равенство сторон;

    · преобладание диспозитивных норм;

    · ориентация на удовлетворение частных интересов.

    Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

    Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.



    Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

    В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

    интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное - общественные, государственные);

    предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному - неимущественные);

    метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации);

    субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством, либо между государственными органами).

    В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

    68. Критерии отраслевого деления системы права.

    В основе деления системы права на отрасли лежат два крите­рия:

    Характерные черты методов правового регулирования: 1) осуществляются только государством в лице его органов; 2) касаются лишь юридических норм; 3) их деятельность обеспечивается государственным принуждением.

    Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

    Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

    Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

    Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц .

    Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

    Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

    Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием . Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

    Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

    Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

    Для публичного права характерны:
    • одностороннее волеизъявление;
    • субординация субъектов и правовых актов;
    • преобладание императивных норм;
    • ориентация на удовлетворение общественного интереса.
    Для частного права характерны:
    • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
    • равенство сторон;
    • преобладание диспозитивных норм;
    • ориентация на удовлетворение частных интересов.

    Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

    Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

    Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

    В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

    • интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
    • предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
    • метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
    • субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

    В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

    Сферы публичного и частного права

    В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям. Говоря о соотношении публичного и частного права, древнеримские юристы отмечали: «Jus publicum privatorum pactis mutari поп potest» («Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»). Поэтому публичное право, как правило, имеет императивный характер, жестко предписывает физическим и юридическим лицам варианты обязательного (иногда и дозволенного) поведения.

    В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

    Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких , как , земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

    Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

    С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

    Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

    Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В , например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

    В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

    С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных властей по этому поводу была четко сформулирована В. И. Лениным в 1922 г. в письме к Народному комиссару юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Глава Советского правительства писал, что «мы ничего частного не признаем», для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Не случайно большинство авторов советского периода к делению права на публичное и частное относились отрицательно.

    В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. отношение к этой проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ — государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начат гражданского общества и развитие рыночных отношений.

    В настоящее время в России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (т. с. общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим . С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).

    • Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
      • Теория государства и права как наука
      • Предмет науки теории государства и права
      • Структура науки теории государства и права
      • Методология науки теории государства и права
      • Теория государства и права в системе гуманитарных наук
      • Теория государства и права в системе юридических наук
      • Функции науки теории государства, и права
    • Происхождение государства и права
      • Основные теории происхождения государства и правя
      • Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
      • Происхождение государства (современные трактовки)
      • Происхождение права
    • Понятие, сущность, типология и функции государства
    • Государственная власть и ее механизм
      • Понятие государственной власти
      • Структура государственной власти
      • Механизм государственной власти
      • Принципы организации и деятельности государственного аппарата
      • Понятие и классификация органов государства
      • Государственное управление и самоуправление
    • Формы государства
    • Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
    • Сущность права
      • Понятие и признаки права
      • Принципы права
      • Функции права
    • Нормы права
      • Понятие и признаки нормы права
      • Структура нормы права
      • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
      • Виды норм права
    • Источники (формы) права
      • Понятие формы и источника права
      • Виды источников (форм) права
    • Система права
      • Понятие и структурные элементы системы права
      • Предмет и метод правого регулирования как основания деления системы права на отрасли
      • Частное и публичное право
      • Общая характеристика отраслей российского права
    • Правотворчество
      • Правотворчество: понятие, принципы и виды
      • Понятие и стадии законотворчества в РФ
      • Систематизация законодательства
      • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Реализация права
      • Понятие и формы реализации права
      • Применение права как особая форма его реализации
      • Понятие акта применения права и его виды
    • Толкование права
      • Понятие толкования права
      • Способы толкования права
      • Виды толкования права
      • Аналогия в праве
      • Акты толкования права
    • Правоотношения
    • Правомерное поведение
    • Правонарушение
    • Юридическая ответственность
      • Понятие, признаки и основания юридической ответственности
      • Цели и функции юридической ответственности
      • Общая характеристика видов юридической ответственности
    • Правосознание и правовая культура
      • Понятие, структура и виды правового сознания
      • Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности
      • Правовой нигилизм
    • Законность и правопорядок
      • Понятие и принципы законности
      • Гарантии законности
      • Правопорядок: понятие и структура

    Частное и публичное право

    Последнее десятилетие характеризуется оживлением дискуссий о системе права, ее классифицирующих критериях, и актуальным становится вопрос деления права на публичное и частное. Возникший интерес к такой классификации среди российских ученых- правоведов объясняется тем, что в советский период развития правовых наук полностью отвергалось существование частного права, хотя вне социалистической системы его признание было весьма популярным. В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

    Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения.

    Частное и публичное право соотносятся между собой как две взаимодействующие системы. Ст. 2 Конституции России определяет права и свободы человека и гражданина как высшую ценность государства. Однако интересы общественного развития, обеспечения правопорядка и защиты общества от правонарушений требуют для защиты публичных интересов наличия механизма ограничения прав человека, т.е. определяются права общества, государства по отношению к конкретному лицу (ч. 3 ст. 55 Конституции). Поэтому всю систему норм условно можно разделить на две группы: нормы, определяющие права частных субъектов и отношения между ними, и нормы, определяющие статус публичных субъектов и реализацию их полномочий.

    В современной России в качестве публичных субъектов могут выступать только органы, реализующие государственную власть либо муниципальные полномочия. Соответственно, те отрасли права, которые «обслуживают» данные правоотношения, являются публичными. Это конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное право и т.д., а также все процессуальные отрасли права. Остальные отрасли права, регулирующие общественные отношения с участием частных субъектов, действующих в своих собственных интересах, образуют блок так называемых частных отраслей права: гражданское, семейное и отчасти трудовое право.

    Безусловно, не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права. В любой отрасли права, относящейся к публично-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы. Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

    Ученые выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное - общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному- неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном - субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с государством либо государственных органов между собой).

    В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

    Признавая важность и значение такой классификации, необходимо отметить, что выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано прежде всего на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования. Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспечиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принуждения зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.