Признаки государства, отличающие его от органов власти общинно-родового строя (первобытного самоуправления). Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества 5 отличие государства от первобытного общества

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.

Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.

Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.

Если первобытно - общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

Специфика политической власти в следующем:



Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;

5. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества:

Общеобязательность (распространение на всех, находящихся на территории данного государства);

Формальность, формальная определенность (очень важны формы внешней объективации: законы, указы и т. д., которые придают содержанию правовой нормы четкость, определенность, что помогает избежать разночтений), то есть письменная форма;

Разграничение прав и обязанностей (в праве четко разграничиваются права и обязанности субъекта, нормам родовой организации это не присуще);

Обеспеченность государственным принуждением (право поддерживается силой государственного принуждения - создается специальный аппарат, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям).

Мононормы: понятие и общая характеристика. Мононормы первобытного общества – это единые, нерасчлененные нормы, определявшие порядок организации общественной жизни, взаимоотношений между членами общества, отправления религиозных обрядов, ритуалов, этикета, исполнявшиеся в силу обычая. Особенности мононорм состояли в том, что они: а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей; б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом; в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом. Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения.

6. (написано)Теологическая теория: теориягоспод­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.

Теологическая теория призывает:

Достоинства данной теории:

Способствует укреплению гражданского согласия в об­ществе, усилению духовности;

Препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она осно­вана на вере (в Бога), а не на проверенном научном зна­нии, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

Патриархальная теория возникновения государства

К достоинствам патриархальной теорииможно отнести то, что она:

* способствует сплочению общества; уважению, почита­нию государственной власти;

* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостатком теорииявляется прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

В семье существуют действительные родственные свя­зи, в то время как весь народ (несмотря на наличие опре­деленной общности) вряд ли правильно объявлять родст­венниками;

Монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье

Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв.

Теория общественного договораимела боль­шое прогрессивноезначение:

Были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного под­чинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

Сделан шаг к созданию гражданского общества;

Фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

Государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

Теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы ре­акционным монархиям XVII - XVIII вв.;

Согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Существеннымнедостатком данной теории яв­ляется ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру­гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

Ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

Сам по себе общественный договор между всеми чле­нами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физиче­ски неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе­но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Теория насилия (Шан Ян и др.)

Насилие выражалось, как правило, в присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

сбор дани дружинниками;

расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

иные формы насилия.

Для поддержания установленного порядка также тре­бовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" за­воеванных благ.

Возникновение государства, таким обра­зом, рассматривается как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному

В пользу теории насилияговорит то, что оно (наси­лие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплекто­вание вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности под­креплены принудительной силой государства (иначе го­воря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (при­мер - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собира­ние русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.

Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы со­держать государственный аппарат. Если этот уровень не достиг­нут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возник­новении германских или венгерского государств.

Органическая теория возникновения государ­ствабыла выдвинута во второй половине XIX века.

Достоинствами

восприятие государства как единого целого, целостно­го и взаимосвязанного организма;

признание роли конкуренции государств в совершенст­вовании их внутреннего механизма;

оригинальность теории.

Недостатками органической теорииявляется сле­дующее:

Прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;

Сильное влияние дарвинизма;

Отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным

Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

возник прибавочный продукт;

в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

появились частная собственность и публичная власть.

для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами - классов и др.

Не только классово-экономические факторы по­влияли на возникновение государства (например: на­циональные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

Черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества

Государство как особая организация политической власти отличается от родоплеменной организации тем, что:

1) вместо кровнородственных связей, которые существовали в первобытном обществе, население в государстве делится по территориальному признаку (поселка, села, города, района, округа, области и других территориальных единиц);

2) государство имеет свой суверенитет, олицетворяя суверенитет народа и национальный суверенитет;

3) для государства характерна особая публичная власть, отделенная от основной массы населения (особый механизм управления людьми);

5) главным орудием в руках государства для управления людьми является закон - нормативный акт, установленный или санкционированный государством (или другой источник права).

Характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества

В первоначальном социально однородном обществе нормы поведения отражали интересы и волю всех членов рода и племени, возникали в сознании членов этого общества, были одновременно правами и обязанностями (то есть право и обязанность не разграничивались), обеспечивались внутренним убеждением людей, их привычками, одобрением или осуждением родственников.

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе, нормы юридического права выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества. Они внешне объективирован, общеобязательные и формально определены в нормативных актах, правовых обычаях, нормативных договорах, судебных и административных прецедентах, которые устанавливаются или санкционируются государством (его органами). В нормах права четко разграничиваются права и обязанности. Это означает, что каждое субъективное право одного субъекта обеспечено обязанностью другого субъекта. Нормы права обеспечиваются всеми средствами убеждения и государственного принуждения.

Итак, в отличие от социальных норм первобытного общества нормы юридического права в условиях государственности является средством, которое государство использует для управления населением. Они выражают волю экономически и политически господствующих слоев населения, устанавливаются или санкционируются государством в виде субъективных прав и юридических обязанностей. Реализацию норм юридического права обеспечивает государство.

Роль государственные права в организации общества и осуществлении политической власти

Общество должно давнюю историю. С позиции теории государства и права, а не философии, нас интересует общество в его взаимодействии с государством и правом. Нам предстоит понять общество как систему, его структуру. В этом аспекте и надо исследовать понятие "общество", место и роль в нем государства и права.

Общество - социальный организм, часть природы, состоящая из людей, которые постоянно работают над совершенствованием орудий и средств производства.

Природа - это то, что окружает человеческое общество, географическая среда. Влияние географической среды всегда опосредуется общественными условиями и прежде всего уровнем развития производства.

Воздействие человека на природу зависит от уровня развития производительных сил, от характера общественного строя, от уровня развития общества и самого человека.

Организация общества и осуществления политической власти государством зависит и от того, какой смысл вкладывается в определение общества. Здесь есть две позиции: широкая и узкая.

В широком смысле общество - это часть материального мира, отделилась от природы и является формой жизнедеятельности людей, исторически развивается. В узком смысле общество - это определенный этап истории человечества, внутренне формационные или мижформацийни степени исторического развития или индивидуальное, отдельное общество.

Примерами такого понимания общества могут быть: а) общественно-экономическая формация; б) раннефеодальное общество, докапиталистическое общество и т. др.; в) французское, русское, американское-общество и т. д.

Существуют различные мнения относительно развития общества. Одна из них та, что общество развивается в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, целостная социальная система, функционирующая и развивается по своим специфическим законам на основе конкретного способа производства.

В философии XVII-XIX в. рассматривался и договорное общество. Критикуя его, Гегель выдвинул концепцию гражданского общества.

Государство, осуществляя политическую власть в гражданском обществе:

1) подчиняет свою деятельность служению этому обществу;

2) обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на основе социальной справедливости и милосердия;

3) не вмешивается в личную жизнь человека;

4) регулирует общественные отношения в рамках действующей конституции, законов и других нормативно-правовых актов (или других источников права).

С появлением государства и права в обществе возникают новые виды общественных отношений: политические и правовые. Это побудило к возникновению политической и правовой систем.

Политическая система в теории государства и права определяется по-разному. Различные позиции по этому вопросу можно свести к двум: широкого и узкого понимания этого общественного явления.

Узкое понимание политической системы сводится к совокупности государственных организаций, общественных объединений и трудовых коллективов, осуществляющих функции по реализации политической власти.

Политическая система в широком смысле - это самая совокупность материальных и нематериальных компонентов, связанных политическими отношениями при осуществлении политической власти.

К материальным компонентов как признаков политической системы относят: а) политическую организацию общества или субъектов политики; б) политические нормы; в) политические отношения; г) политические функции; политический режим; д) политический процесс и др.

К нематериальным компонентов относятся: а) политические взгляды; б) политическое сознание; в) политическую культуру.

Политика - это часть жизнедеятельности людей, связанная с главными для жизни и деятельности человека, государства и общества интересам, в основе которых лежат потребности народов, наций, социальных групп, государства и других социальных субъектов. Известно, что чистой политики, не связанной с другими сферами жизнедеятельности людей, не бывает. В широком смысле политика охватывает экономику, собственно политику, социальную, духовную и другие сферы жизнедеятельности человека. С развитием общества в пределах общественно-экономической формации происходит и развитие политики, оформление ее в целостную политическую систему. В теории права политика как многогранное явление определяется по-разному: как способ практической деятельности партий, классов, государств и средства, с помощью которых защищаются интересы этих субъектов; как особый вид деятельности людей, связанный с организацией всего процесса социальной жизни; как платформа выбора целей, стратегии и тактики, ведущих к осуществлению этих целей; как сфера взаимоотношений народов, национальностей, партий, других объединений граждан, государств и других общественности; как сознательная и целенаправленная деятельность политических субъектов, затрагивает отношения между государствами и народами.

Роль государства в организации общества и осуществлении политической власти обусловлена тем, что она является центром, ядром политической системы.

Поэтому только государство обладает суверенной властью, является верховной, самостоятельной, полной, единой и неделимой в пределах ее территории, а также независимой и равноправной во внешних отношениях; выступает официальным представителем всего населения страны или большинства его; олицетворяет суверенитет народа и нации, а также способна реализовать права народа на самоопределение; имеет специальный аппарат управления и принуждения, с помощью которого способна обеспечить реализацию своих функций, охране прав человека и гражданина, удовлетворить в-социальные и общечеловеческие потребности; с целью реализации управления обществом выдает общеобязательные для всех правила поведения в виде юридических норм, а также индивидуально-правовые предписания, необходимые для регулирования прав и обязанностей конкретных лиц относительно конкретных жизненных ситуаций.

Таким образом, политика государства охватывает все сферы жизнедеятельности общества. В ее основе лежат потребности народа, нации, социальных слоев и групп, личности и государства, других социальных субъектов.

Важная роль в организации общества и осуществлении политической власти относится и праву.

Право, как и государство - это надстройка над экономическим базисом общества, является частью правовой системы общества.

Правовая система представляет собой совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство осуществляет необходимый нормативный влияние на общественные отношения, закрепляя, регулируя, охраняя и защищая их1.

Следовательно, можно рассматривать соотношение экономики, политики и права в обществе.

Роль права в обществе прежде всего проявляется в соотношении его с экономикой.

Во-первых, производственные отношения в экономике объективно определяют, каким должно быть право.

Во-вторых, экономика определяет право не непосредственно, а через другие социальные явления: социальную структуру общества (классы, слои, группы), политику, правосознание, идеологию, способ производства, отражаются в праве.

В-третьих, право, в свою очередь, влияет также на экономику. Такое воздействие происходит как непосредственно, так и через различные экономические рычаги. Государство как собственник средств производства и другого имущества владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом. Государство также определяет субъектов и размеры налогов, минимальной заработной платы и пенсии, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, правила технической, экологической безопасности труда и производства, санитарии и тому подобное. Все эти отношения государство регулирует с помощью права.

Право соотносится и с политикой, а именно:

1) право зависит от политики и прежде всего от руководящей части общества, имеет государственную власть;

2) право является формой проявления политики указанной части общества;

3) в праве отображается только и политика руководящей части общества, к которой она стремится, которой может оказать общеобязательность с помощью государства и других субъектов политической системы общества;

4) право е концентрированным выражением политики той части общества, осуществляет руководство;

5) политика в праве формируется в виде конкретных прав и обязанностей человека и гражданина;

6) политика, со своей стороны, зависит от права, поскольку право является средством декларирования, осуществление и обеспечение политики, а также пропаганды отдельных политических программ или их положений.

Роль права в гражданском обществе и осуществлении политической власти зависит от взаимосвязи государства и права. Как уже отмечалось, право (как юридическое явление) и государство (как политическая организация власти) возникают одновременно и тесно взаимосвязаны.

Право зависит от государства, поскольку:

1) возникает как институированный система источников, устанавливаются или санкционируются государственными органами и должностными лицами, а это означает, что юридическое право исходит от государства;

2) более или менее устойчивым и неприкосновенным благодаря государству;

3) благодаря государству и его органам внедряется в жизнь;

5) сущность права отражает социальную сущность и назначение государственной организации.

Но необходимо помнить, что право обладает относительной самостоятельностью и влияет на государство (его органы), а следовательно, и государство зависит от права. Право как явление цивилизации и культуры: 1) ограничивает в демократическом обществе государственной власти;

2) упорядочивает государственную власть через процессуальную и процедурную форму;

3) позволяет государственным органам соответствующие действия;

4) организует строительство, структуру, совершенствование и развитие государственных органов, определяет их функционирования;

5) предоставляет государственным органам престижа и авторитета.

В реализации своих функций государство использует правовые и никак правовые формы и методы.

Итак, как государство, так и право играет определенную роль в организации общества и осуществлении политической власти.

Таким образом государство и право в современном обществе существовали не всегда. Основной причиной возникновения государства и права были распад первобытного строя, потребность в осуществлении управления людьми в новых условиях, появление социально неоднородного, классового общества, противоречий между классами, которые не могли быть преодолены общественной властью первобытного строя. Государство и право отличаются рядом признаков от общественной власти, обычаев, традиций и морали первобытного общества. В демократическом обществе формируются правовое государство и правовая система, защищающие интересы всех слоев населения.

Вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Дайте определение теории государства и права как науки.

2. Проанализируйте предмет теории государства и права.

3. Что составляет методологию теории государства и права?

4. Определите функции теории государства и права и ее место в системе юридических наук.

5. Какие этапы развития науки теории государства и права в Украине?

6. В чем заключаются основные закономерности возникновения государства и права?

7. Рассмотрите особенности формирования государственно-правовых институтов у разных народов.

8. Покажите различные теории возникновения государства.

9. Какие вы можете назвать черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества?

10. Назовите характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества.

11. Какая по вашему мнению роль государства и права в организации общества и осуществлении политической власти?

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно-родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе:

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

Отличие государства от общественной власти родового строя:

1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения;

2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, а в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат;

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступает основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания гос аппарата);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);



7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Признаки государства

Философами и юристами сущность государства, его природа и назначение толкуются по-разному. Между тем классические признаки, так называемые составляющие государственности, представителями разных философско-правовых учений в большинстве не отрицаются. Если сопоставлять государство с другими специальными образованиями, то данные признаки можно назвать специфическими, отличающими его от других социальных образований.

К основным (классическим) признакам государства относятся:

Территория и ее границы;

Публичная власть;

Система налогов и сборов;

Суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);

Монополия на издание законов;

Принуждение.

К наиболее важным относятся следующие.

1. Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.

Вся территория разделяется на административно-территориальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможности осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества во взаимоотношениях с другими странами.

2. Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институтызаконодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений.

3. Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций. В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается на то, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.

4. Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.

5. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти - это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое ≪легализованное принуждение≫, т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может быть и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства.

Если такое принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется в интересах общества, то оно может быть легитимировано, т. е. оправдано в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связана с одобрением власти в силу ее привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям.

6. Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство -единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка.

7. Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.

Таковы важнейшие признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность. Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы -гимн, герб,флаг.__

Символика государства. Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Традиционно к ним относят:

Гимн - это торжественная музыка и песня программного характера;

Герб - это отличительный знак или эмблема государства, изображаемые на официальных документах, бланках, печатях государственных органов, денежных знаках. Их помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах и т.д.;

Флаг - это полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство.

В государственной жизни, в межгосударственных отношениях символы государства, его учреждений имели важное значение. Символ государства означает его особенности - географическое расположение, природные богатства, этапы исторического становления, организацию власти, преемственность в организации государственной власти и т.д.

Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).

Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.