Структура государственной власти. Понятие и признаки государственной власти и государства. Структура государственной власти 3 понятие и признаки государства

На протяжении многих столетий идея государства занимала и продолжает занимать умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего оно создается, в чем его смысл и назначение.

Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов не только о том, как возникает и развивается государство, но и что же такое есть государство.

И поскольку государство – явление сложное и многогранное, неизбежны различные варианты определения этого понятия (см. слайд 2).

Неоднозначность восприятия государства в значительной мере предопределяется также сугубо субъективными факторами – неодинаковым восприятием одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, а, кроме того, сложностью и многогранностью самого государства как явления.

Что есть государство? Существует два основных значения этого термина. Во-первых, государство понимается как страна, то есть политико-географическое образование, во-вторых, как правовая организация политической власти, система институтов власти. Объединяя оба значения, следует рассматривать государство как организацию политической власти, существующую в определенной стране.

Исходя из такого подхода, можно дать следующее определение государства:

[Определение] Государство – это политико-территориальная, правовая организация суверенной публичной власти способная делать свою волю общеобязательной для всего населения страны и способная принуждать к исполнению этой воли.

Такое определение позволяет выделить основные признаки государства и раскрыть их содержание. Знание основных признаков государства позволяет отличать его от догосударственных форм организации общества – с одной стороны, и от негосударственных организаций, от других институтов политической системы общества – с другой.

Необходимо отметить, что вопрос о признаках государства особых разногласий среди ученых не вызывает.

[Внимание] Традиционно в отечественной юридической литературе называют следующие признаки государства (см. слайд 3):

Важнейшим признаком государства является политический публичный характер государственной власти.

[Определение] Политическая публичная власть – это такая организация социального управления, которая на определенном этапе общественного развития выделилась из общества, структурно и организационно с обществом не совпадает, но функционирует в интересах этого общества.

Она выступает от имени всего общества и означает наличие у него особого аппарата, имеющего свою материальную базу для своей деятельности - государственное имущество, свои источники доходов, налоги. Таким образом, [Определение] политическая публичная власть представляет собой особым образом организованный круг людей (чиновников, управленцев, бюрократов), выделившихся из общества, который занимается исключительно управлением делами общества и не чем другим.

Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения.

Организационно публично-политическая власть находит свое воплощение в механизме аппарате государства и состоит из двух подсистем – аппарата управления и аппарата принуждения.

1. [Определение] Аппарат управления – это система органов государственной власти, которые эту власть непосредственно осуществляют.

2. Аппарат принуждения – это государственные структуры, которые сами власть не осуществляют, но без них государственная власть реализована быть не может, так как они обеспечивают ее осуществление (армия, полиция, учреждения исполнения наказаний и т.д.). В совокупности они составляют механизм государства или механизм публичной власти.

Иначе говоря, этот признак можно сформулировать как наличие особой организации власти, располагающей специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Аппарат государства является материальным выражением государственной власти. Через систему органов и учреждений государство осуществляет руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим государственной власти, защищает неприкосновенность своих границ, обеспечивает охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов.

Второй признак государства – это наличие системы налогов (казны, бюджета государства). [Определение] Налоги – это установленные государством обязательные, фиксированные, систематические суммы выплат, безвозмездно взыскиваемые с населения и поступающие в государственный бюджет.

Как уже отмечалось, представители публичной власти не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ. Обеспечение их жизнедеятельности, обеспечение существования самого аппарата публичной власти осуществляется за счет налогов. Именно на содержание государственного аппарата и идет основная часть налогов. Но налоги еще нужны для поддержания и развития непроизводственных сфер общественной жизни, таких как социальное обеспечение, здравоохранение, наука, образование, культура.

Третий признак государства – государственный суверенитет. Понятие суверенитета сложилось в средние века. [На заметку] Это термин был введен в научный оборот в XVI в. идеологом абсолютизма французским ученым Жаном Боденом. Это было необходимо, чтобы отделить государственную власть от церкви и придать ей исключительное, монопольное значение.

Суверенитет – это показатель развитости государства, его неотъемлемое свойство, основы его силы, способности эффективно осуществлять свои функции.

[Определение] Государственный суверенитет представляет самостоятельность, независимость и верховенство государственной власти от всякой иной власти (политической, идеологической) внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственный суверенитет представляет собой единство трех составляющих – самостоятельность государственной власти, верховенство государственной власти и независимость государственной власти. В этом государственный суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен.

Государственный суверенитет имеет две формы: различают внутренний государственный суверенитет и внешний государственный суверенитет.

Внутренний суверенитет представляет собой самостоятельность и верховенство государственной власти внутри страны и выражается в распространении решений государственной власти на все население страны. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций. Государственная власть является верховной по отношению ко всем иным видам и формам социальной власти. Никакие иные социальные структуры, никакие иные формы социальной власти не могут вмешиваться в процесс осуществления власти государством, не могут брать на себя (без соответствующего допуска со стороны государства) осуществление государственных функций, и тем более не могут подменять собой государство в осуществлении этих функций. Несомненно, что в процессе осуществления государственной власти государство тесно взаимодействует с негосударственными политическими и иными социальными структурами при решении различных вопросов государственной и общественной жизни. В процессе такого взаимодействия политические партии, иные общественные и религиозные объединения не только испытывают на себе властное воздействие со стороны государства, но и сами оказывают на него достаточно существенное влияние (посредством участия в формировании органов государственной власти, выработки общественного мнения по отношению к реализации государственной власти, организации и проведении акций гражданского неповиновения и т.д.). Но такое влияние всегда является легальным. Оно осуществляется на основании тех правил, которые установило само государство в своих законах.

Внешний суверенитет представляет собой самостоятельность и независимость во внешних делах, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом. ([Пример] Например, по решению ООН введение миротворческих вооруженных сил для защиты прав человека). Ни одно государство не может существовать в полной изоляции от других стран. В международных отношениях государства взаимодействуют друг с другом и в процессе такого взаимодействия оказывают взаимное влияние друг на друга, в том числе и беря определенные международные обязательства. Но такие взаимные обязательства возникают на основании норм международного права, то есть тех правил, которые либо выработаны непосредственно с участием данного государства, либо оно к этим правилам присоединилось (признало их для себя).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный суверенитет ни частичным, ни ограниченным быть не может. Он либо есть, либо его нет. Но в то же время государственный суверенитет всегда относителен, так как государственная власть всегда испытывает на себе легальное воздействие, как со стороны иных форм социальной организации, так и со стороны других государств.

Следующий признак государства – территориальное деление населения. Территория – это естественное условие существования государства. Она не порождает государство, а образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. Государство является территориальным образованием. Первым этапом территориальной организации общества стал город, объединивший уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Территория становилась собственностью государства и закреплялась за определенным населением, а это население – закреплялось за государством. Как признак государства территория фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию, отражающую федеральное устройство государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к различным нациям и народностям.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории. С учетом этого формируется и действует аппарат государства. Возникают центральные и местные органы государства.

Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению её пространственных пределов – государственной границы, отделяющей одно государство от другого. Понятие территории важно для выполнения государством некоторых задач и функций. [Пример] Например, для защиты государства от нападений извне или расширение территории за счет территории других государств. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту власти государства над населением, исключающее вмешательство власти другого государства. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориальной целостности и неприкосновенности.

Территориальное разделение населения порождает новый социальный институт – гражданство (в условиях республики) или подданство (в условиях монархии), которое представляет особого рода взаимосвязь между государством и индивидом. Такая связь всегда носит устойчивый политико-правовой характер, она выражается во взаимных правах, обязанностях и ответственности государства и членов общества. Возникает необходимость установить порядок и форму удостоверения гражданства, его приобретения, утраты. Именно «через население» происходит объединение людей в рамках всего общества, и они выступают в качестве целостного организма.

И пятый признак – неразрывная связь государства и права. Без права, законодательства, государство не в состоянии осуществлять эффективное руководство обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Позитивное право является единственным каналом, через который государство может выразить свою властную волю, довести эту волю до населения и потребовать исполнения этой воли. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Связь государства и права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, то есть формирование и функционирование всех государственных структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов.

Рассмотренные признаки государства являются основополагающими, сущностными. Именно они определяют существование государства как такового, как особую универсальную форму организации общества. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков неизбежно влечет за собой отказ в признании той или иной формы социальной организации государством.

Но, кроме названных основных отличительных признаков, государство характеризуется и дополнительными (факультативными признаками), которые позволяют отличить одно государство от другого и могут быть присущими не только государству. Такими признаками в юридической литературе называют государственную символику (герб, гимн, флаг), государственный язык и т.п.

Государство - это политическая орга­низация общества, обеспечивающая его единство и целост­ность, осуществляющая посредством государственного ме­ханизма управление делами общества, суверенную публич­ную власть, придающая праву общеобязательное значе­ние, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных приз­наков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подраз­делений и членов, тогда как нормативные акты государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должност­ных лиц и граждан. Правотворчество - исключительная преро­гатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных при­датков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей со­вокупности государственный механизм, состоит в государствен­но-властном характере их полномочий, что связано с обязатель­ным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать право­вые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государст­венного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство - единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и право­порядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.



7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщаю­щий некоторые из них, - это тесная органическая связь государ­ства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отноше­ний. В современных условиях Российскому государству принадле­жит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжение реформ и переходе к цивилизо­ванному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно свя­зано с осуществлением задач укрепления государства, обеспе­чения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.

Государственная власть есть концент­рированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, за­щищает его граждан от внутренних и внешних посяга­тельств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функ­ционирование. Таким главным, основополагающим в государ­стве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадле­жит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

В развитых демократических странах государство по­степенно становится эффективным механизмом преодоле­ния общественных противоречий не путем насилия и подав­ления, а достижения общественного компромисса. Само су­ществование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальны­ми потребностями и интересами, что предполагает разум­ное сотрудничество различных, в том числе противоречи­вых, сил. Сказанное не означает, что современное государ­ство полностью утратило классовость, нет, она просто ото­шла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социаль­ного компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства тре­бует учета обоих начал. Игнорирование любого из них дела­ет характеристику этой сущности односторонней.

Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.

Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:

1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;

2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости.

Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;

3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;

8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9) распоряжение национальными ресурсами;

10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие: 1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает. 2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти. 3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства. 4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны. 5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм. 6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Еще по теме 7. Понятие и признаки государства. Особенности государственной власти.:

  1. § 1. Понятие и виды преступлении против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

3.1 Понятие государства, его признаки

Понятие государства, его признаки

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом - политическая власть».

Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества , а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса (экономически господствующего) над другими (эксплуатируемыми). К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя современное им буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В. И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Встречаются дефиниции государства, которые сводятся к перечню его институтов, что также ведет к односторонней характеристике анализируемого явления. Такой же односторонней будет трактовка государства как организации взаимоотношений различных групп, слоев общества, индивидов.

Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической и проч., можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие. Недаром президент США В. Вильсон (1856–1924) признавался в 1889 г., что он «безуспешно пытался найти определение государства». Французский юрист Ж. Ссель утверждал в 1943 г., что не существует четкого правового критерия государства, а есть лишь фактические характерные его признаки исторического, политического, психологического и иного свойства. Поэтому можно предложить описание государства, но не определение его понятия.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, как ныне существующих, так и имевших место в различные исторические эпохи, всем им на разном уровне их развития, присущей самобытности и т. д. свойственны общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.

К признакам государства принято относить:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальную организацию населения;

3) государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г. этому государству запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику (проф. Н. В. Власенко, проф. В. В. Оксамытный). Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло.

Публичная политическая власть - один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер. Но оно не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделено от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Независимо от того, на кого возложено исполнение властных полномочий - на отдельную личность (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его органов, представителей, которые выполняют публичные функции.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

а) специально создается для управления обществом;

б) обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

в) право принятия общеобязательных для исполнения актов;

г) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

Итак, государство - это прежде всего политическая организация , объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями - армией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают правом легального (на законном основании) использования принуждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы . Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ расценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, независимость и единство.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство: а) распространяет свою власть на всю территорию страны; б) определяет весь строй правовых отношений; в) устанавливает правовое положение различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; г) регламентирует права, свободы и обязанности личности; д) регулирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т. д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Но эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. Иначе говоря, любое государство вправе самостоятельно определять свою внешнюю политику. В то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами, например между федерацией и ее субъектами.

Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты (например, решения судов, административных органов) являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти. Тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности. Правовое регулирование вносит конкретность, определенность в статус личности, объединений граждан, их права, обязанности, в общие правила поведения.

Государственная власть проявляет себя прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т. е. оформляется его правовая организация.

Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги - только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

В учебной литературе приводятся и другие дефиниции. Например, государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок (проф. В. М. Корельский). Другое определение: «Государство - это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. М. И. Байтин). Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории (проф. В. В. Лазарев и доц. С. В. Липень).

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

2. Понятие, признаки и функции государства Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.Признаки

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ВЛАСТИ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Власть – способность и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно и на авторитете, и на

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

81. Понятие, основные признаки и формы хищения. Предмет хищения и его признаки Хищение – это совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

30.1 Понятие, признаки и функции социального государства Понятие «социальное государство» - новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции РФ 1993 г.На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

§ 3. Признаки государства Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем,

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

1.3. Понятие, признаки и функции государства Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Понятие, признаки и классификация органов государства Государственный орган – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями.Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:? любой госорган является

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

2. Понятие государства. Его признаки и функции Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на

Из книги автора

Глава 4. Понятие и основные признаки государства При изучении теории государства необходимо выделить характерные, отличающие его от других форм объединения, признаки. Таким признаком всех государственных форм общественного устройства является территориальная

1. Понятие и признаки государства. 2. Социальная сущность государства

1.Понятие и признаки государства

В качестве основных общетеоретических признаков, в той или иной степени характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима, следует выделить: наличие государственной территории, институт гражданства, публичную политическую власть, суверенитет. Рассмотрим перечисленные признаки более подробно.

Наличие государственной территории.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству, как принадлежащая данному государству и находящаяся под его исключительной властью часть земного пространства.

Территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории.

Фактическая территория - это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория - это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

Институт гражданства

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровно-родственным либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории. Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина (подданного) государства, непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства. При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти.

Аппарат публичной политической власти

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления обладает публичным характером - властные предписания принятые от имени государства одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду, меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Государственный суверенитет

Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по сравнению со всеми другими видами власти в самом государстве, а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

Публичный характер государственной власти - решения органов государственной власти распространяются на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

Высшая юридическая сила властных предписаний, изданных от имени государства - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения принятым самим государством;

Гарантированность и санкционированность государственных властных предписаний - только установленные от имени государства правила поведения, признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей

Наряду с суверенитетом государства в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты. Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии (народного суверенитета) предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма народного суверенитета означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи, избранными в представительные органы, затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение. Особое значение данный институт приобретает в полиэтнических государствах. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). При этом крайней формой национального суверенитета, является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация, предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

Перечисленные признаки, позволяют сформулировать следующее определение: государство - это специфическая социально-политическая организация, осуществляющая управление обществом в пределах определенной территории посредством выработки, принятия, наделения юридической силой общезначимых и общеобязательных правил поведения (юридических норм), использования этих правил в процессе правового регулирования, установления действенной системы гарантий реализации государственно-властных предписаний (прежде всего, путем закрепления возможности государственного принуждения), придания правовым нормам санкционированного характера (посредством установления мер юридической ответственности, адекватных вреду нанесенному правонарушением).

2.Социальная сущность государства

Как уже отмечалось, возникновение государства становится возможным только при наличии ряда условий – предпосылок. При этом формирование данного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для данного типа государства, наряду с наиболее общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют социальную сущность (природу) государства. Таким образом, в наиболее общем виде, сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

Любое государство в своей деятельности стремиться к установлению определенного государственного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.

Рассмотрение государства как машины «для поддержания господства одного класса над другим» в рамках классовой теории происхождения государства и права, ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности, обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Справедливости ради, следует отметить, что подобный «ортодоксально классовый» подход к определению социальной сущности государства характерен, в большей степени, для «практиков коммунистического строительства», которые в своих работах отстаивали необходимостью силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма и, прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности, в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе.

Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремиться не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп).

Вместе с тем, наряду с решением сугубо классовых задач, государство выполняет общечеловеческую миссию, пренебрежение которой в итоге неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху.

Практически любое государство реализует свою общесоциальную сущность в условиях чрезвычайных ситуаций (война, стихийное бедствие и т.д.). В ситуациях подобного рода объединение всех членов общества продиктовано необходимостью сплочения перед лицом общей опасности. Однако, после того как непосредственная угроза миновала, возможен возврат к ранее сложившейся системе отношений, в том числе и к обострению классовой борьбы.

Общесоциальная сущность государства в более широком смысле состоит в том, чтобы обеспечивать компромисс интересов различных социальных групп, смягчать и преодолевать классовые противоречия, осуществлять поиск путей достижения согласия и сотрудничества государства и общества.

Естественно, что соотношение общесоциального и классового начал государственной деятельности определяется рядом факторов (историческим типом государства, формой политического режима, национальным характером – менталитетом и т.д.).

Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.