Проведение профилактической работы с семьями. Семья как объект и субъект профилактики преступлений

В контексте данной темы понятие «дисфункциональная семья», или семья группы риска используется для общего названия семей, неудовлетоворительно выполняющих основные функции – социализации и воспитания детей, а также семей с конфликтыми отношениями.

Основными причинами нарушения семенных функций являются: пьянство одного или обоих родителей; невыполнение родителями обязанностей по воспитанию и надзору за детьми, скандалы и драки родителей на глазах у детей; их асоциальное поведение; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; и т.д.

Самым серьезным недостатком системы вмешательства нации от имени детей является то, что он зависит от процесса отчетности и реагирования, который имеет карательные коннотации и требует огромных ресурсов, предназначенных для расследования утверждений. Государственные и уездные программы обеспечения благосостояния детей не предназначены для оказания непосредственной помощи семьям на основе добровольных просьб об оказании помощи. Если нация в конечном счете должна сократить доллары и персонал, необходимый для расследования сообщений, необходимо выделить больше ресурсов для установления добровольного, беспартийного доступа к помощи.

Особого внимания заслуживают семьи с прямым или косвенным десоциализирующим влиянием на своих детей.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, которые надежнее всего могут оказать сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних, участковые милиционеры, представители правоохранительных органов. По отношению к таким семьям неправомерно использовать идеологию «социальной услуги», действия субъектов профилактики должны быть «опережающими», обеспечивающими как защиту членов семьи, так и защиту общества от её негативного воздействия.

В последнее время, используя дифференцированные системы защиты детей, были некоторые свидетельства сдвига в практике, так что основное внимание уделяется оказанию услуг и, в частности, поощрению риска? и семьи, не имеющие обязательной силы, для поиска и принятия помощи. Условное вмешательство поддерживается как можно больше для использования с теми, для кого поддержка семьи сама по себе недостаточна, и необходимо вмешаться для обеспечения безопасности ребенка. Поэтому многие службы приняли практические принципы, которые способствуют сотрудничеству между работниками и семьями в целях достижения более высокого уровня родительского сотрудничества и, следовательно, лучшего результата для детей и семей.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

В некоторых исследованиях предполагалось, что кооперативные родители составляют значительно меньшую долю случаев, когда запрашивается правовая защита, чем случаи, когда родители не сотрудничают. Другие исследователи указали, что несогласованные родители не участвуют в терапевтических вмешательствах и, следовательно, с большей вероятностью получат минимальные стратегии вмешательства.

Из результатов крупномасштабного исследования отслеживания 295 случаев подозрения на жестокое обращение с детьми и пренебрежения в рамках викторианской региональной сети защиты детей было очевидно, что большинство обоснованных случаев и случаев, когда были предприняты судебные иски, были связаны с родителями, уровень сотрудничества которых был описан как амбивалентный? в лучшем случае. Кроме того, семьи оцениваются как «отказы»? рабочими, но которые были привлечены в качестве добровольных клиентов, порой сворачивали судебные планы, не работая с профессионалами и отказываясь от обращений к службам помощи.

В соответствии с ФЗ№120, регулирующим профилактику семейного и детского неблагополучия в РФ, профилактику подразделяют на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика, охватывает все семьи, особенно молодые, либо находящие в ситуации нормальных кризисов развития и включает:

Коррекцию нарушения детско-родительских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте;

Поскольку нормативное вмешательство, как правило, считалось нецелесообразным с этими случаями, у неработающих или амбивалентных опекунов часто оставалась ответственность за уход и защиту их детей, без профессионального надзора или поддержки. Рабочие могли бы, возможно, приступить к сотрудничеству через законные средства. Поэтому исследование дает представление о некоторых трудностях, с которыми сталкиваются работники при попытке работать с семьями: в частности, трудности, с которыми приходится сталкиваться при работе с семьями, для которых недостаточно доказательств для принятия законных мер, или когда проблемы с жестоким обращением считаются пригодный для устранения проблем посредством добровольной работы с более широким сектором поддержки семьи.

Обучение молодых супругов основам грамотных взаимоотношений в семье, способам разрешения возникающих конфликтов и т.д.;

Обучение молодых родителей основам ухода за ребенком на различных стадиях его развития, правилам семейного воспитания, построению взаимоотношений в семье.

Вторичная профилактика распространяется на семьи, имеющие ранние признаки семейного неблагополучия:

Выводы также подтверждают возможность оказания услуг по поддержке семьи для принятия основанных на силе или основанных на решениях подходов к делу. В соответствии с этим подходом позитивное участие семей и сосредоточение внимания на существующих сильных сторонах и возможностях семьи, по-видимому, будут иметь больше шансов содействовать изменению семьи и уменьшать риск для ребенка.

Одной из областей, которые все чаще становятся предметом обсуждения, являются клиенты? доступ к услугам. Почему все чаще нуждающиеся в помощи часто оказываются неспособными получить доступ к услугам? Почему часть семей, нуждающихся в значительной поддержке и безопасности детей, которые могут получить доступ к услугам, отключается до завершения программы?

Раннее вмешательство и коррекция клинико-биологических нарушений у ребенка (если они имеются);

Коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, помощь в определении четких семейных ролей;

Информационно-консультативная помощь отдельным лицам и семье на основе обращений отдельных членов семьи, и т.д.

Третичная профилактика проводится в отношении семей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении, криминально-аморальных, алкогольных семей и семей, где выявлено жестокое обращение с детьми и отдельными членами семьи. Сущность этой профилактики заключается в том, чтобы защитить наиболее уязвимых членов семьи (обычно это дети) от разлагающего влияния неблагополучной семейной обстановки. Она может заключаться во временном изъятии детей из семьи или постановке вопроса о лишении родительских прав, о наказании родителей, не выполняющих родительские обязанности, проявляющих жесткость, и т.д.

Также очевидно, что эта ситуация может создать больший спрос, не менее, как риск? семьи, которые не могут получить помощь, когда возникнут проблемы, могут вновь возникнуть с более серьезными проблемами плохого обращения с детьми. В целом растет признание того, что для того, чтобы быть действительно эффективным, секторам услуг необходимо исследовать эту проблему и разработать методы повышения доступности. Очевидно, что правительства перешли на повышение доступности в рамках своих усилий по развитию потенциала семьи и сообщества.

К сожалению, вопросы доступности еще не изучены в полной мере, поскольку исследования исследований по вопросам доступности еще довольно редки. Национальный информационно-координационный центр по вопросам защиты детей в настоящее время анализирует результаты поискового исследования, призванного получить дальнейшее понимание проблем, связанных с тем, как семьи с ребенком подвергаются риску злоупотребления программами доступа, предназначенными для предотвращения жестокого обращения. Рассматриваемые проблемы включают в себя: как дизайн и реализация программы влияют на доступность для пользователя сервиса; факторы, связанные с пользователями услуг, такие как знание о существовании и дизайне программы; и средства, с помощью которых можно преодолеть выявленные барьеры на пути к доступности.

В концептуальном плане среди них можно выделить, прежде всего, информационный подход. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, о принципах и нормах построения семейной жизни и воспитания детей, активное использование в этих целях средств массовой информации.

Было выявлено, что число конкретных участков австралийского населения подвергается большему риску жестокого обращения с детьми и пренебрежения ими. Как правило, это молодые родители; Общины аборигенов и жителей островов Торресова пролива; некоторые культурно-лингвистически разнообразные общины; семьи, где родитель или ребенок страдают от физической или умственной неполноценности; семьи, где родитель или ребенок страдают от психического расстройства; и сельских и отдаленных групп населения. Каждая подгруппа населения сталкивается с особыми проблемами взаимодействия и доступа.

Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Возьмем к, примеру такие социальные проблемы, как трудовая занятость населения, вынужденная миграция и беженство, обнищание значительной части населения страны, специфические вопросы социального обеспечения и другие, которые разрешимы лишь на государственном уровне.

Например, для обеспечения доступа к услугам, по-видимому, необходимо разработать программы, учитывающие культурную чувствительность, специально предназначенные для жителей островов аборигенов и жителей островов Торресова пролива или культурно-лингвистически разнообразных общин. Люди аборигенов и жителей островов Торресова пролива часто предпочитают посещать службы, предлагающие программы, соответствующие культурным особенностям, укомплектованные и управляемые их собственными общинами. В тех случаях, когда существует недостаточный доступ к таким службам коренных народов, семьи с большей вероятностью не обращаются за помощью.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, нарушений семейной жизни, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием молодого человека, что подтверждается специальными исследованиями.

К сожалению, доступность и количество соответствующих культурных услуг являются относительно низкими. В целях расширения доступа аборигенов и жителей островов Торресова пролива к соответствующим культурным службам был принят ряд подходов. Во-первых, была проделана большая работа по обеспечению обучения межкультурной осведомленности, чтобы обеспечить, чтобы работники из числа коренных народов были чувствительны к потребностям своих клиентов из числа коренных народов.

Во-вторых, культурные проблемы и чувствительность были включены в различные программы, такие как программа семейной работы Барнардоса, которая работает в ряде центров в Новом Южном Уэльсе. Сообществу аборигенов и жителей островов Торресова пролива также был дан голос в разработке материалов, соответствующих культурному наследию, через представительство в ряде директивных органов.

Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или «вернуть их в общество». Методы социального контроля включают выявление, изоляцию, обособление, реабилитацию отклонений в жизнедеятельности или поведении. Исторически первая реакция общества - подавить, запугать, уничтожить нарушителей порядка. Когда же общество пресытилось пытками, виселицами, кострами и т.п., стало закрадываться сомнение в эффективности наказания, репрессий, что привело к мысли о приоритете предупреждения преступлений и иных антиобщественных явлений (Ч. Беккария, Ш. Монтескье, др.). Идея превенции нежелательных для общества явлений была значительным шагом вперед по сравнению с концепцией мести.

Наконец, в попытке разработать больше служб коренного населения ряд правительственных и неправительственных организаций разработали команды аборигенов или жителей островов Торресова пролива или наняли работников коренных народов для работы с местными общинами. Содружество, например, в рамках Национальной стратегии в области сельского хозяйства, финансировало инициативы, которые поддерживают финансирование и подготовку должностных лиц по вопросам просвещения в области охраны здоровья аборигенов и другие средства увеличения участия жителей островов аборигенов и жителей островов Торресова пролива в предоставлении услуг, соответствующих культурному управление медицинскими услугами.

Общая модель профилактической работы с семьями группы риска включает следующие этапы:

    выявление дисфункциональных семей;

    изучение и диагностика их проблем;

    разработка планов и программы работы с семьей;

    реализация разработанной программы;

    мониторинг семьи, оказание поддержки и сопровождения в преодолении жизненных трудностей.

    Правительство также взяло на себя обязательство ускорить разработку образовательных программ для медицинских работников аборигенов и провести экспериментальные модели предоставления различных услуг для поддержки и поддержки медсестер, а также работников здравоохранения аборигенов и жителей островов Торресова пролива, работающих в сельских и отдаленных районах, Сервисы.

    Индивидуальная поддержка семейных потребностей

    Подобно тому, как попытки участвовать в ряде австралийских семей требуют разработки индивидуальных решений, любое понимание поддержки семьи должно быть. Сообщается осознанием разнообразия форм семьи и признанием различных ответов членов семьи на вызовы по их жизненному пути.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:

1. выявление неблагополучных семей;

2. диагностика семейного неблагополучия;

3. осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

Из этого следует, что эффективная система поддержки семьи требует гибкости для удовлетворения семей? особенно в тех случаях, когда совместный подход, ориентированный на решение, должен быть эффективным. Кроме того, принятие системного подхода к семейным проблемам? должен быть сбалансирован с учетом потребностей как отдельных семей, так и отдельных лиц в семьях. Это наиболее ясно при рассмотрении вопроса о поддержке детей и молодежи.

Традиционное предположение, сделанное в западных обществах, заключается в том, что потребности детей будут удовлетворены как иждивенцы в семейном контексте, при этом взрослые будут опосредовать их потребности. Хотя это в целом может быть правильным предположением, часто бывают случаи, когда потребности отдельного ребенка или молодого человека потребуют индивидуального ответа.

4. принятие административных и уголовно - правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Выявление семей, где не обеспечивают должного воспитания или надлежавшие условия жизни и развития подростков, представляет собой трудоемкий процесс сбора и анализа различной по содержанию информации из многочисленных источников.

Ряд авторов, таких как Макриноти и Мейсон и Стедман, относятся к идеологии семейства? и его отношение к угнетению детей. Детство сливается с институтом семьи, так что дети и их потребности не могут быть определены независимо от семьи. Поэтому дети не существуют как отдельная социальная единица, но концептуализируются как семейные иждивенцы. Вопрос в том, могут ли дети удовлетворены посредством предоставления обобщенной поддержки родителям или семье в целом?

В последнее десятилетие диапазон детей сосредоточен? были выявлены услуги, в которых основное внимание в программе уделяется детям и молодежи без участия или с минимальным упором на их семьи. Следует отметить, что многие из этих программ не были предназначены для замены или вытеснения программ, ориентированных на семью. то есть в целом они не пытались явно адресовать потребности детей в рамках более широкой программы поддержки родителей или семьи. Общий стандарт оценок, которые были завершены для программ, не позволил надежно оценить их эффективность.

Среди таких источников можно выделить:

Письма, жалобы, заявления граждан, организаций и учреждений о правонарушающем поведении членов той или иной семьи;

Административные материалы в отношении взрослых, имеющих семью и детей (доставленных и помещенных в медицинский вытрезвитель, задержанных за мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.);

Материалы медицинских учреждений в отношении лиц, имеющих несовершеннолетних детей, о заболевании хроническим алкоголизмом, наркоманией;

Материалы бракоразводных процессов в судах, данные паспортных столов, отделов Загс, ЖКХ, служб социальной защиты населения об одиноких матерях, вдовах и вдовцах, воспитывающих несовершеннолетних детей, испытывающих сильные материальные затруднения;

Данные служб занятости о семьях, где родители, имеющие детей, являются безработными.

Для выявления семей с признаками неблагополучия, можно рекомендовать проведение в учебном заведении опросов, как для самих подростков, так и их родителей, близких родственников с помощью педагогов, воспитателей и других лиц, подготовленных для этих целей. К разработке вопросов необходимо привлекать специалистов: психологов, педагогов, юристов, социальных работников, социологов и др.

Для достижения указанной цели можно использовать опыт города Санкт - Петербурга, где под руководством доктора медицинских наук, детского психотерапевта А.И. Захарова на базе детских садов проводилась успешная коррекционно-реабилитационная работа с детьми дошкольного возраста. В частности, в детские сады был введен штат специально подготовленных психологов, которые не только выявляли неблагоприятные условия воспитания, но и осуществляли тщательную психологическую диагностику детей, психологические консультации родителей и воспитателей, применяли коррекционно-развивающие игры и другие разнообразные формы детской и семейной психотерапии.

Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучной семье предполагают осуществление различных мероприятий социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям. Предупреждение неблагоприятного воздействия на подростка со стороны семьи должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи.

Планируя профилактические мероприятия, необходимо анализировать факторы, лежащие в основе семейного неблагополучия. Если неблагоприятная обстановка в семье создана в силу объективных причин, например, из-за длительной и тяжелой болезни родителей, их занятости, длительных командировок, плохих жилищных условий, то в подобных ситуациях помощь, в частности, может состоять в помещении подростков в школу-интернат, группу продленного дня, улучшении жилищных условий и т.п. Многодетным, неполным, а также иным семьям, испытывающим материальные затруднения, необходимо оказывать в первоочередном и безусловном порядке различную материальную помощь (продуктами питания, одеждой, в денежной форме), причем в размерах, действительно необходимых.

По мнению Ю.М. Антоняна, в социальную поддержку матерей - одиночек должна входить не только выплата им де6нежного пособия, но и предоставление возможности больше зарабатывать, поднять социальный престиж своего труда, получить более высокую квалификацию и т.д.

Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны родителей. Это, прежде всего, семьи, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с ними, вовлекают детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни. Очевидно, что подростки из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны.

В таких случаях обоснованным будет решение о лишении родителей родительских прав и передаче подростков в детское учреждение или другим лицам при условии, что такие лица смогут обеспечить их надлежащее воспитание. Разумеется, такие меры должны применяться лишь тогда, когда окажутся безрезультативными беседы с родителями; оказанная помощь (педагогическая, материальная или иная); воздействие общественных организаций, трудовых коллективов или администраций по месту работы; применение административных мер; мер, направленных на лечение родителей от алкоголизма, наркомании; ограничение дееспособности и т.д.

Однако необходимо учесть, что оторванность от родителей делает некоторых несовершеннолетних еще более беспомощными. Может в такой ситуации более целесообразно будет применение ограничения родительских прав, предусмотренного ст. 73 Семейного кодекса РФ. Такая мера предоставляет широкие возможности для осуществления профилактического воздействия на родителей, а так же дает им шанс изменить свое поведение.