Проведение работ без разрешения органа охраны объектов культурного наследия. Ведение археологических раскопок без разрешения. Фппр готова представлять интересы признанного виновным жителя старой руссы героева н.н. в случае его обращения в федерацию Кто мо

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. Автор неизвестен

Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения

1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Статья 72. Ведение дел полного товарищества 1. Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.При

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 84. Управление в товариществе на вере и ведение его дел 1. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими по правилам настоящего

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) в случаях, если наличие разрешения (открытого листа) обязательно, либо с

Из книги Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 14. Ведение реестров лицензий 1. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны:сведения о

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения 1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом),

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 7.33. Уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации Уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 72. Ведение дел полного товарищества 1. Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.При

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Статья 1044. Ведение общих дел товарищей 1. При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

Статья 36. Ведение коллективных переговоров Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких

Из книги автора

СТАТЬЯ 72. Ведение дел полного товарищества 1. Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.При

Из книги автора

СТАТЬЯ 84. Управление в товариществе на вере и ведение его дел 1. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими по правилам настоящего

Из книги автора

СТАТЬЯ 1044. Ведение общих дел товарищей 1. При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками

Из книги автора

Из книги автора

Статья 14. Ведение переговоров с террористами 1. При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение

Государство ревностно следит за своими сокровищами. Поэтому каждый кладоискатель должен помнить о последствиях, которые могут ему грозить в случае, если он ведет свои поиски без должного согласования. При поисках кладов необходимо осознавать, что не всякое место пригодно для раскопок. Без открытого листа, выдаваемого в Министерстве культуры, кладоискатель имеет право копать только на территории, культурный слой которой не превышает 100 лет. В противном случае сурового наказания не избежать

  • Что сделать?

Изучите вопрос

Под кладом (в соответствии со ст. 233 ГК РФ) понимаются: "зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право".

Обратите внимание, что поиск археологических предметов и их изъятие могут производиться только в составе археологических полевых работ.

Без разрешения раскопки можно проводить на территории, культурный слой которой не превышает 100 лет (например на песчаных пляжах) .

Открытый лист

Все археологические полевые работы могут проводиться только на основании открытого листа.

Открытый лист - это разрешение, которое действует 1 год. Его можно получить в Министерстве культуры РФ на основании заключения Российской академии наук. Он дает право на проведение одного из видов археологических полевых работ.

Открытые листы выдаются гражданам РФ, которые обладают научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных работах. Более точные критерии отбора устанавливает Российская академия наук.

Кроме того, гражданин должен быть нанят юридическим лицом, уставными целями деятельности которого являются :

  • Проведение археологических полевых работ
  • Выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций
  • Подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности
  • Научные исследования, связанные с проведением археологических полевых работ

Если гражданином уже осуществлялись археологические работы на основании открытого листа, то новое разрешение он сможет получить только после того, как передаст в Архивный фонд Российской академии наук научный отчет об уже выполненных работах.

Раскопки с открытым листом

После получения открытого листа необходимо за 5 дней до начала археологических полевых работ письменно уведомить об их проведении (указать сроки и место) .

Уведомление вместе с разрешением необходимо представить :

В случае обнаружения объектов археологического наследия необходимо :

  • В течение 10 дней сообщить об этом в региональный орган охраны объектов культурного наследия
  • Направить в тот же орган описание обнаруженного объекта
  • Направить текстовое и графическое описание расположения границ объекта
  • Направить перечень географических координат характерных точек этих границ

Если в результате работ изменились данные объекта (к примеру, его площадь) , то лицо, получившее открытый лист, обязано в течение 30 рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия.

В течение 3-х лет с момента окончания действия разрешения (открытого листа) , гражданин, получивший его, и юридическое лицо-наниматель, обязаны передать все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Кроме того, в течение 3-х лет необходимо передать научный отчет о проделанных работах на хранение в Архивный фонд Российской академии наук.

Виды археологических полевых работ

  • Археологические разведки

Проведение научных исследований объектов археологического наследия на поверхности земли или под водой. Они осуществляются либо с локальными раскопками, либо без таковых. Общая площадь раскопов должна составлять не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя. В процессе археологические объекты могут полностью или частично извлекаться из раскопов.

  • Археологические раскопки

Проведение раскопок на поверхности земли, в земле или под водой для научных исследований объектов археологического наследия, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов.

  • Археологические наблюдения

Проведение научных исследований на поврежденных участках территорий для выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) составляющих объектов археологического наследия (без раскопок) .

Специальные технические средства поиска

Использование специальных технических средств поиска возможно только при наличии открытого листа.

Под специальными техническими средствами поиска понимаются :

  • Радары
  • Металлоискатели
  • Магнитные приборы
  • Прочие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания

Если клад найден

Найденное в равных долях делится между лицом, обнаружившим клад, и собственником имущества, где ценности были сокрыты (земельный участок, строение и т.п.) . Обратите внимание, что иные доли могут быть установлены соглашением между ними.

Если кладоискатель ищет ценности без согласия собственника, то найденное передается владельцу того места, где оно было обнаружено.

В том случае, если клад содержит вещи, которые относятся к культурным ценностям, но их собственник не может быть установлен (либо утратил права на вещи в силу закона) , то найденное передается в государственную собственность. При этом собственник имущества, где был сокрыт клад, и лицо, обнаружившее ценности, имеют право на получение вознаграждения в размере 50% от стоимости клада. Сумма делится пополам (если иное не установлено соглашением) .

Если кладоискатель нашел ценности без согласия собственника места, где был найден клад, то вознаграждение выплачивается только владельцу.

Штрафы и санкции

При проведении археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) , если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных открытым листом (ст. 7.15 КоАП РФ), влечет:

  • Для граждан - штраф в размере от 1 500 до 2 500 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ
  • Для должностных лиц - штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ
  • Для юридических лиц - штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ

(открытого листа) , по неосторожности был поврежден или уничтожен объект археологического наследия :

  • Для граждан - штраф в размере от 15 000 до 300 000 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ
  • Для должностных лиц - штраф в размере от 50 000 до 600 000 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ
  • Для юридических лиц - штраф в размере от 1 000 000 до 10 000 000 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ

Если при проведении археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) были использованы специальные технические средства поиска и (или) землеройные машины :

  • Для граждан - штраф в размере от 2 000 до 2 500 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ
  • Для должностных лиц - штраф в размере от 4 500 до 5 000 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ
  • Для юридических лиц - штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ

При совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 7.15.1 КоАП РФ) :

  • Для граждан - штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей с конфискацией археологических предметов
  • Для должностных лиц - штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей с конфискацией археологических предметов
  • Для юридических лиц - штраф в размере от 300 000 до 800 000 рублей с конфискацией археологических предметов

При уничтожении или повреждении объектов культурного наследия народов РФ, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (ст. 243 УК РФ ч. 1) :

При уничтожении или повреждении особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленных объектов археологического наследия (ст. 243 УК РФ ч. 2) :

  • Штраф в размере до 5 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5-ти лет
  • Обязательные работы на срок до 480 часов

При нарушении требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере (ст. 243.1 УК РФ) :

  • Штраф в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет
  • Обязательные работы на срок до 360 часов
  • Принудительные работы на срок до 2-х лет

При поиске и (или) изъятии археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимом без разрешения (открытого листа) , повлекшем повреждение или уничтожение культурного слоя (ст. 243.2 УК РФ) :

  • Штраф в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев
  • Исправительные работы на срок до 1 года
  • Лишение свободы на срок до 2-х лет

Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия :

  • Штраф в размере до 700 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет
  • Лишение свободы на срок до 4-х лет

Те же деяния, совершенные с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, или лицом с использованием своего служебного положения, или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой :

  • Штраф в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5-ти лет
  • Принудительные работы на срок до 5-ти лет
  • Лишение свободы на срок до 6-ти лет

При уклонении исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа) , от обязательной передачи государству в соответствии с законодательством РФ обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере :

  • Штраф в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет
  • Лишение свободы на срок до 3-х лет

Те же деяния, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой :

  • Штраф в размере до 800 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет
  • Лишение свободы на срок до 6-ти лет со штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового

Напомним, что по сообщениям СМИ, Мировой суд Старорусского района Новгородской области вынес решение по административному правонарушению в отношении жителя Старой Руссы, задержанного 26.11.2011.Инцидент случился возле д. Буреги Старорусского района, когда возвращавшиеся в Старую Руссу сотрудники Старорусской археологической экспедиции заметили, что по полю ходит человек с лопатой и металлоискателем. По звонку археологов на место быстро выехали сотрудники полиции и произвели задержание. При нарушителе был обнаружен металлоискатель и несколько предметов из черного и цветного металлов, которые археологи квалифицировали как бронзовые. На основании обвинения по ст.7.15 (КоАП РФ) «Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением», в связи с отсутствием какого-либо разрешения на ведение исследований, суд квалифицировал действия Героева Н.Н. по ч.1 ст.7.15 КоАП РФ как ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа).

В результате житель Старой Руссы был признан судом виновным в совершении административного правонарушения. Ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией изъятых предметов и оборудования (металлодетектора и лопаты).

Произошедшее вызвало бурное обсуждение.

Cт. 7.15. КоАП. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения

1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц - от четырех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

Комментарий юриста Виктора Курочкина:

В соответствии с данной статьей, административная ответственность наступает за ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом). Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (археологические полевые работы) проводятся на основании разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия (п. 8 ст. 45 Закона). Подчеркиваю: на объекте археологического наследия . Открытый лист выдается сроком на один год в соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденным приказом Росохранкультуры от 3 февраля 2009 года № 45. В соответствии с данным Положением открытые листы выдаются Росохранкультурой и их подразделениями в субъектах РФ (В связи с ликвидацией 8 февраля 2011 г. Росохранкультуры эти функции Указом Президента РФ переданы Минкультуре РФ). Открытые листы регистрируются в органах охраны памятников по месту ведения археологических работ, формы открытых листов установлены приказом Министерства культуры РФ от 19 августа 2011 г. № 876.

Но понятие «объекты археологического наследия» в законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не определено. И только Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (утвержден Указом Президента РФ от 20.02.95., № 176, с уточнениями от 05.05.97. № 452), и Единый государственный реестр объектов культурного наследия (утвержден Приказом Минкультуры от 27.02.09., № 37), содержат такое понятие как «памятники археологии», места нахождения которых, их названия определены и перечислены в этих документах. Таким образом, исходя из смысла и буквального толкования закона, можно сделать вывод о том, что открытые листы выдаются на исследование только тех памятников археологии, которые поименованы в перечне и реестре. В связи с этим, не содержит состава административного правонарушения, предусмотренного 7.15 КоАП РФ, ведение археологических разведок или раскопок без открытого листа, в иных местах, кроме мест нахождения памятников археологии.

Из сообщений СМИ нельзя доподлинно установить, определена ли территория, на которой был задержан Героев Н.Н. как объект археологического наследия, но хочу подчеркнуть - на памятниках мы не работаем, тот, кто нарушает закон, должен нести заслуженное наказание.

Станислав Бизимов, председатель ФППР, заявил, что Федерация готова защищать интересы Н.Н. Героева в случае его обращения в Федерацию. В частности, рассмотреть возможность подачи апелляции.

Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения

Комментарий к статье 7.15 КоАП РФ:

1. Цель комментируемой статьи - обеспечить средствами административного воздействия охрану памятников археологии - важнейшего культурного наследия народов Российской Федерации.

Статья дана в новой редакции, принятой Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", и направлена на ужесточение административной ответственности (в сравнении с предыдущей редакцией данной статьи).

2. Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия (п. 8 ст. 45 Закона). Данный порядок определен действующим в настоящее время Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (с изм. на 25 июня 2002 г.). В соответствии с п. 1 ст. 63 названного выше Закона впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 г., сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные указанным выше Положением, применяемым постольку, поскольку указанные Правила не противоречат данному Закону.

Согласно установленному порядку открытые листы выдаются Российской академией наук на исследование памятников археологии, находящихся на территории Российской Федерации. Открытые листы регистрируются в органах охраны памятников по месту ведения археологических работ в установленном порядке. Формы открытых листов и условия их выдачи устанавливаются Российской академией наук по согласованию с Министерством культуры РФ.

3. Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ (п. 9 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ). Отчет о выполненных археологических полевых работах и вся полевая документация в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) на право проведения этих работ подлежат передаче на хранение в архивный фонд Российской Федерации в порядке, установленном п. 10 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в ред. Федерального закона от 3 июня 2005 г. N 57-ФЗ).

Статьей 7.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от передачи обнаруженных культурных ценностей в государственную часть Музейного фонда РФ.

4. По ч. 1 комментируемой статьи за нарушение порядка ведения археологических разведок или раскопок без разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), административная ответственность ныне связана, во-первых, с увеличением размера административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц и юридических лиц, и, во-вторых, с установлением конфискации не только предметов, добытых в результате раскопок, но также и инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

Кроме того, новая - вторая - часть комментируемой статьи предусматривает ответственность за действия, указанные в ч. 1 статьи, но повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия. Такие действия также влекут наложение административного штрафа (в более высоких размерах, чем по ч. 1 комментируемой статьи) на граждан, должностных лиц и юридических лиц и конфискацию предметов, добытых в результате раскопок или разведок, и инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

5. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности культурного наследия народов Российской Федерации, включая памятники археологии.

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении установленного порядка проведения археологических разведок и раскопок, которое может в некоторых случаях сопровождаться повреждением или уничтожением объекта археологического наследия.

6. Субъектами правонарушений являются граждане, должностные лица и юридические лица, виновные в умышленном несоблюдении установленного порядка проведения разведок и раскопок памятников археологии (ч. 1 комментируемой статьи), а также в повреждении или уничтожении объекта археологического наследия по неосторожности (ч. 2 комментируемой статьи).

Субъективная сторона - прямой умысел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственную охрану (п. 72 ч. 2 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).