Гост по организации обучения безопасности труда. Организация обучения безопасности труда: анализируем новый стандарт. Изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности в учебных заведениях

Наши комментарии к ГОСТу 12.0.004-2015. Вы узнаете, что меняется в связи с действием ГОСТа 12.0.0004-2015, будут ли штрафовать за его неиспользование, нужно ли теперь применять предыдущий ГОСТ 12.0.004-90, как введение нового ГОСТа отразится на Постановлении 1/29. Как проводить обучение по охране труда ГОСТ 12 0 004-2015

С 01.03.2017 г. начал действовать ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Этот стандарт:

вводится в действие приказом Минпромторга РФ от 09.06.2016 г. №600-ст;
заменяет ГОСТ 12.0.004-90;
применяется в добровольном порядке;
закреплен за Управлением техрегулирования и стандартизации.

Поэтому, начиная с 01.03.2017 г., действие знакомого всем инженерам по ОТ ГОСТа 12.0.004-90 прекращается. Вместо него следует использовать новый ГОСТ. Если какой-либо национальный или локальный документ ссылается на старый ГОСТ, эту ссылку следует считать недействительной либо переадресованной на новый стандарт.

Как организовывать обучение ОТ после введения нового ГОСТа?

Начиная с 01.03.2017 г., нужно применять:

обязательно . Это НПА, поэтому скрупулезное выполнение его требований проверяют госинспекторы;

добровольно ГОСТ 12.0.004-2015. Поскольку этот нацстандарт предназначен для добровольного использования, ответственные лица субъектов хозяйствования сами решают, применять его или нет. Если руководством организации принято решение этот ГОСТ в обучении по охране труда не использовать, Госинспекция по труду (ГИТ) штрафовать за это не может.

Зачем использовать ГОСТ 12.0.004-2015, если ГИТ проверяет только выполнение Постановления 1/29?

В изложены главные требования к обучению ОТ: очерчен круг трудящихся, которых необходимо обучать, перечислены разновидности инструктирований и особенности их применения, порядки обучения всех работников организации (рабочие, ИТР, руководители), порядок оценки уровня знаний. Подробных разъяснений по применению на практике каждого из этих пунктов в этом документе нет.

В ГОСТ 12.0.0004-2015, как и в предыдущем госстандарте, эти пункты освещены более подробно. Изучив соответствующие разделы ГОСТа, инженер по ОТ без проблем сможет правильно обучить подчиненных и коллег требованиям безопасности труда (БТ), даже если делает это первый раз в жизни.

В данном ГОСТ 12 0 004 2015 подробно и доступно для понимания описаны особенности проведения:

занятий и экзаменов по БТ (теория, практика);
всех разновидностей инструктирования;
стажировки;
спецобучения безопасному ведению работ, правильной технологии оказания первой помощи ;
обучения ОТ специализированными центрами.

Дополнительно приводятся ориентировочные программы некоторых видов обучения, журналы инструктирований, проверочного экзаменационного протокола и удостоверения. Также приведены основные термины, определения, которые используются в области обучения ОТ.

Таким образом, Положение 1/29 говорит специалисту о том, что нужно сделать, чтобы организовать обучение ОТ, а ГОСТ 12.0.004-2015 поясняет, как это рационально делается, исходя из требований действующего законодательства. Поскольку Положение 1/29 входит в перечень обязательных для исполнения НПА, а ГОСТ – нет, требования Положения приоритетнее, чем рекомендации госстандарта. Подробно прописанные в ГОСТе процедуры проведения разных направлений обучения снижают вероятность разных толкований со стороны исполнителей и контролирующих органов (например, ГИТ), возможность ошибки вследствие неправильного понимания инженером по ОТ некоторых требований.

Чем отличается новый ГОСТ 12.0.004-2015 от старого ГОСТа 12.0.004-90?

ГОСТ 12.0.004-2015 сохраняет преемственность с ГОСТом 12.0.004-90, т. е. кардинальных изменений в области обучения БТ ожидать не стоит. Новый ГОСТ максимально адаптирован к современным реалиям: содержит информацию по:

< особенностям инструктирования сотрудников подрядных организаций, работающих на объектах или территории заказчика;

< обучению индивидуальных предпринимателей (ИП) и сотрудников, работающих дистанционно либо на дому;

< обучению ИП и физлиц, оказывающих услуги по ОТ на договорной основе (консультирование, деятельность в качестве приглашенного специалиста);

< стажировке, проверке знаний ИТР и ТОП-менеджмента;

< последовательности действий в ситуациях, когда трудящийся не сдает экзамен по результатам стажировки более 2 раз подряд.

В ГОСТ 12.0.004-2015 предложено:

√ привлекать к обучению, проверке уровня усвоения материала исключительно сотрудников, которые дополнительно обучились БТ по программам инструкторов. Применение данной рекомендации на практике влечет за собой необходимость дополнительного обучения большого числа ИТР и трудящихся, за которыми закреплено право проводить стажировку;

√ проводить первичное, повторное, целевое инструктирование по утвержденным программам либо непосредственно по инструкциям (п.п. 8.7, 8.9, 8.10);

√ в ходе подготовки будущих трудящихся по опасным профессиям проверять их теоретические знания и практические навыки по БТ отдельно от проверки профессиональных знаний (п. 6.6);

√ документацию по обучению ОТ согласовывать с представителями трудящихся (это могут быть и профсоюзы, и уполномоченные трудовых коллективов по ОТ), а не только с профсоюзом, как раньше (п. 6.7);

√ современное видение характеристик инструктажей и особенностей их проведения (п.п. 8.6-8.10). Например, добавлены аспекты, которые касаются проведения вводного, первичного инструктирований с подрядчиками;

√ при необходимости ограничивать повторное инструктирование определением уровня знаний без предварительной вычитки программы первичного инструктирования (п. 8.8);

√ внеплановое инструктирование для задействованных на обычных работах трудящихся организовывать, если работа была прервана на срок 2 месяца и больше, а не 60 календарных дней, как раньше (п. 8.9). Это положение позволяет уполномоченному лицу при определении необходимости инструктирования ориентироваться по датам, а не высчитывать количество пропущенных дней;

√ вести отдельный журнал для целевых инструктирований (п. 8.10);

√ поручать определять уровень знаний не только сотрудникам организатора обучения, а представителям сторонних (независимых) организаций, которым разрешено заниматься этой деятельностью (п.п. 10.2, 10.3);

√ создавать комиссии по проверке знаний численностью минимум 5 человек. В этом случае правомочной считается комиссия минимум из 3 человек, один из которых – председатель (п.п. 10.7, 10.8);

√ обучать спецкурсом или тренингом минимум 1 трудящегося из бригады, цеха, занятых в травмоопасных либо вредных условиях, правилам оказания первой помощи (п.п. 12.4, 12.5).

Кого затронет введение нового ГОСТ 12.0.004-2015 ?

Новый ГОСТ 12 0 004 2015 способен затронуть любые компании и ИП независимо от сферы их деятельности. Они должны будут решить, стоит ли им использовать изложенные в нем рекомендации. Компаниям и ИП, которые сочтут целесообразным применять рекомендации ГОСТ 12.0.004-2015 в своей повседневной работе, кардинальные перемены в организации работы службы ОТ не грозят. Исключение – придется вкладывать средства, чтобы обучить инструкторов по ОТ. Поэтому, начиная с даты вступления в силу госстандарта:

руководителям следует поручить своим специалистам по ОТ проанализировать целесообразность применения нового ГОСТа в своей повседневной деятельности и привести текущую документацию в соответствие с ним (ссылаться на новый госстандарт, а не на отмененный);

службам ОТ следует проанализировать рекомендации ГОСТ 12.0.0004-2015 применительно к своим предприятиям, принять решение о необходимости его использования. В случае положительного результата организовать работу в соответствии с изложенными в документе рекомендациями;

28.02.2017

С 1 марта 2017 года вводятся в действие новые ГОСТы в сфере охраны труда

С 1 марта 2017 года вводятся в действие следующие межгосударственные стандарты в сфере охраны труда:

  1. ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
  2. ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»
  3. ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
  4. ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»
  5. ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 600-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Одновременно, с указанной даты Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст отменен аналогичный межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-90.

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения – будущего трудового потенциала нации.

Стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.

Стандарт не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.

Стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования.

ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 603-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.2-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Настоящий стандарт устанавливает основные требования и систематизирует процедуры принятия решений по оценке соответствия систем управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Стандарт содержит описание основных критериев оценки соответствия, которые используются при анализе деятельности работодателя как единой системы взаимосвязанных процедур, мероприятий, методов и средств, направленных на предупреждение воздействия опасных и вредных производственных факторов на организм работников и на снижение числа случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Стандарт предназначен для использования организациями или любыми заинтересованными сторонами, которые занимаются внедрением, поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда и (или) осуществляют оценку и подтверждение соответствия такой системы требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ.

Стандарт не содержит конкретных технических требований по обеспечению безопасности производства и не заменяет собой соответствующих требований иных действующих нормативных актов, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 601-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Область применения настоящего стандарта совпадает с областью применения ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», поскольку основным назначением настоящего стандарта является методическая и направляющая основа для деятельности работодателя в реализации наилучших практик полного и строгого соответствия созданной, внедренной и устойчиво функционирующей системы управления охраной труда требованиям ГОСТ 12.0.230-2007, эквивалентным соответствующим требованиям.

Применение данного стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

ГОСТ 12.0.003-2015 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июня 2016 г. N 602-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Стандарт вводится взамен ГОСТ 12.0.003-74 « ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» .

Стандарт устанавливает:

  • понятийную и терминологическую систему опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • основы и содержание классификации опасных и вредных производственных факторов;
  • особенности разработки стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.

Классификации опасных и вредных производственных факторов, устанавливаемые стандартом, могут быть использованы непосредственно при построении методик идентификации опасных и вредных производственных факторов и оценки риска их воздействия на организм работающих, а также могут послужить основой разработки конкретных нормативных актов и (или) классификаторов.

ГОСТ 12.4.026-2015 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.026-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г.

Стандарт распространяется на сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности.

Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.

Стандарт не распространяется:

Стандарт устанавливает:

  • назначение, правила применения и характеристики сигнальных цветов;
  • назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний знаков безопасности;
  • назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний сигнальной разметки.

tagPlaceholder Tags: новости

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 12.0.004-90

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дата введения 1991-07-01

Настоящий стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей и специалистов народного хозяйства, а также учащихся и распространяется на все предприятия, ассоциации, концерны и организации народного хозяйства, колхозы, совхозы, кооперативы, арендные коллективы (далее - предприятия), учебные заведения, учебно-воспитательные учреждения (далее - учебные заведения).

Стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов, руководящих и методических документов по обучению работающих и изучению дисциплин по безопасности труда и других видов деятельности.

Стандарт не отменяет специальных требований к порядку проведения обучения, инструктажа и проверки знаний персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные органам государственного надзора, установленных соответствующими правилами.

1. Основные положения

1.1. Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

Воспитанников школьных и дошкольных учреждений знакомят с правилами безопасного поведения в процессе учебно-воспитательных занятий.

1.2. Лиц, занимающихся индивидуальным трудом или входящих в состав комплексных бригад, а также совмещающих профессии, обучают и инструктируют по безопасности труда в полном объеме по их основной и совмещаемой профессии (работе).

1.3. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.

1.4. Своевременность обучения по безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел (бюро, инженер) охраны труда или инженерно-технический работник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения), решением правления (председателя) колхоза, кооператива, арендного коллектива.

1.5. Работники совместных предприятий, кооперативов и арендных коллективов проходят обучение и проверку знаний в порядке, установленном для государственных предприятий и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства.

1.6. Руководители предприятий и учебных заведений обеспечивают комплектование служб охраны труда соответствующими специалистами и систематическое повышение их квалификации не реже одного раза в 5 лет.

1.7. К замещению должности инженера по охране труда допускаются лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда или стаж работы в этой должности (специальности) не менее одного года. Лица, впервые вступившие в должность инженера по охране труда и не имеющие соответствующего диплома или стажа, должны пройти обучение по безопасности труда по специальным программам на курсах при институтах и факультетах повышения квалификации или других учреждений до исполнения должностных функций.

2. Изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности в учебных заведениях

2.1. Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется и проводится на всех стадиях образования в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях страны с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2.2. В дошкольных учреждениях воспитанников в процессе занятий и других видов детской деятельности знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении при проведении различных мероприятий. С воспитанниками проводят занятия по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, сотрудниками ГАИ, пожарной охраны, медработниками и др. Контроль знаний осуществляется путем опроса воспитанников и практических занятий с ними.

2.3. В общеобразовательных школах всех типов и наименований учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Обучение учащихся (в виде инструктажей) правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности: при трудовой и профессиональной подготовке, организации общественнополезного и производительного труда, а также при проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий и другой внешкольной и внеклассной работы.

Учащиеся при прохождении трудовой и профессиональной подготовки в межшкольных мастерских, учебно-производственных комбинатах изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным правилам техники безопасности перед допуском их к практической работе.

2.4. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время пребывания на занятиях или проведении различных мероприятий во всех внешкольных учреждениях проводится в виде инструктажей, а также специальных занятий, если практическая деятельность их требует особых знаний и навыков по безопасности труда.

2.5. Профессионально-технические училища формируют у будущих рабочих сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах в процессе изучения учащимися курса или разделов по охране труда в предметах специальной профессиональной подготовки с учетом различных конкретных категорий специальностей, уделяя особое внимание специальностям, связанным с работой в опасных и неблагоприятных условиях труда.

2.6. Вопросы безопасности труда и других видов деятельности изучают в обязательном порядке все студенты и учащиеся высших и средних специальных учебных заведений в соответствии с утвержденными учебными планами и программами.

Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс "Охрана труда" или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин.

Студенты технических, строительных, сельскохозяйственных, экономических и педагогических вузов изучают вопросы обеспечения безопасности труда при прохождении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", включающей курс "Охрана труда", а также специальных дисциплин, содержащих соответствующие разделы. В остальных вузах, где курс "Охрана труда" не изучают, обучение студентов проводят в рамках изучения учебных дисциплин.

Дипломные проекты и курсовые работы студентов и учащихся технических, сельскохозяйственных, строительных высших и средних специальных учебных заведений включают вопросы безопасности труда.

Формой контроля знаний по окончании изучения курса обеспечения безопасности труда является экзамен.

2.7. Типовые программы, объем самостоятельных курсов, разделов и учебное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности на всех стадиях образования зависят от специфики учебного заведения, получаемой специальности и утверждаются в установленном порядке Гособразованием СССР.

2.8. При организации любого коллективного вида трудовой деятельности учащейся молодежи вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, производственные ученические бригады и другие трудовые школьные объединения, сельскохозяйственные, строительные и др. работы) проводят занятия со студентами и учащимися в учебных заведениях по основам трудового законодательства, нормам и правилам безопасности труда. Основное обучение студентов и учащихся вопросам безопасности труда проводится на местах производства работ предприятиями, организациями, учреждениями.

2.9. Ответственность за выполнение типовых программ, выполнение полного объема отведенного учебного времени и качество знаний по вопросам безопасности труда и других видов деятельности несут руководители учебно-воспитательных учреждений и учебных заведений.

3. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучении вторым профессиям

3.1. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на предприятиях организуют работники отдела подготовки кадров или технического обучения (инженер по обучению) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб предприятия и других организаций.

3.2. Учебные программы по безопасности труда должны предусматривать теоретическое и производственное обучение.

Теоретическое обучение осуществляют в рамках специального учебного предмета "Охрана труда" или соответствующего раздела по спецтехнологии в объеме не менее 10 ч. Предмет "Охрана труда" следует преподавать при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, а также по профессиям и работам, связанным с обслуживанием объектов, подконтрольных органам государственного надзора в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе, на транспорте и других отраслях в объеме не менее 60 ч для ПТУ и не менее 20 ч - при подготовке на производстве.

Виды таких профессий и работ определяет Гособразование СССР по согласованию с органами государственного надзора и технической инспекцией труда.

3.3. Вопросы безопасности труда должны быть включены в другие учебные дисциплины, связанные с технологией, конструкцией оборудования и т.д.

3.4. Производственное обучение безопасным методам и приемам труда проводят в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах, на полигонах, рабочих местах, специально создаваемых на предприятиях, в учебных заведениях под руководством преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения или высококвалифицированного рабочего. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы в порядке исключения допускается проводить обучение на существующих рабочих местах предприятия.

3.5. Обучение безопасности труда следует проводить по учебным программам, составленным на основе типовых программ, разработанных в соответствии с типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства и согласовывают с отраслевыми профсоюзными органами, а для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, - и с соответствующими органами государственного надзора.

3.6. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, завершается экзаменом по безопасности труда. При подготовке рабочих других профессий вопросы охраны труда включают в экзаменационные билеты по спецтехнологии и в письменные работы на квалификационных экзаменах.

4. Специальное обучение и проверка знаний рабочих

4.1. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проходят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

4.2. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

4.3. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков.

Результаты проверки знаний оформляют протоколом () и фиксируют в личной карточке прохождения обучения, если она применяется ().

Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение на право самостоятельной работы.

4.5. Рабочие, связанные с выполнением работ или обслуживанием объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны проходить периодическую проверку знаний по безопасности труда в сроки, установленные соответствующими правилами.

Перечень профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний, и состав экзаменационной комиссии утверждает руководитель (главный инженер) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Проведение проверки знаний рабочих по безопасности труда оформляют протоколом.

4.6. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной проверки он к самостоятельной работе не допускается.

4.7. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют занятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

4.8. Все рабочие, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с повышенной опасностью - более одного года, должны пройти обучение по безопасности труда до начала самостоятельной работы.

5. Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов

5.1. Руководители и специалисты народного хозяйства, вновь поступившие на предприятие (кооператив), должны пройти вводный инструктаж.

5.2. Вновь поступивший на работу руководитель и специалист, кроме вводного инструктажа, должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:

с состоянием условий труда и производственной обстановкой на вверенном ему объекте, участке;

с состоянием средств защиты рабочих от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

с производственным травматизмом и профзаболеваемостью;

с необходимыми мероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с руководящими материалами и должностными обязанностями по охране труда.

Не позднее одного месяца со дня вступления в должность они проходят проверку знаний. Результаты проверки оформляют протоколом.

5.3. Руководители и специалисты предприятий, учебных заведений, связанные с организацией и проведением работы непосредственно на производственных участках, а также осуществляющие контроль и технический надзор, подвергаются периодической проверке знаний по безопасности труда не реже одного раза в три года, если эти сроки не противоречат установленным специальными правилами требованиям.

Руководители предприятий, учебных заведений (директора, главные инженеры и их заместители), главные специалисты, а также работники отдела (бюро, инженер) охраны труда проходят периодическую проверку знаний в порядке, установленном вышестоящей организацией.

Проверку знаний у руководителей и специалистов кооперативов, арендных коллективов, малых и других самостоятельных предприятий проводят в комиссиях, организуемых областными (городскими) комитетами отраслевых профсоюзов.

5.4. Перед очередной проверкой знаний руководителей и специалистов организуют семинары, лекции, беседы, консультации по вопросам охраны труда в соответствии с программами, разработанными на предприятии, в учебном заведении, и утвержденными его руководителем (главным инженером).

5.5. Для проверки знаний руководителей и специалистов приказом по предприятию, учебному заведению по согласованию с профсоюзным комитетом создают постоянно действующие экзаменационные комиссии.

5.6. В состав комиссий включают работников отделов (бюро, инженера) охраны труда, главных специалистов (механик, энергетик, технолог), представителей профсоюзного комитета. Для участия в работе комиссий в необходимых случаях приглашают представителей органов государственного надзора, технической инспекции труда.

Конкретный состав, порядок и форму работы экзаменационных комиссий определяют руководители предприятий, учебных заведений.

5.7. В работе комиссии принимают участие лица, прошедшие проверку знаний.

5.8. Результаты проверки знаний руководителей и специалистов оформляют протоколом ().

5.9. Работники, получившие неудовлетворительную оценку, в срок не более одного месяца должны повторно пройти проверку знаний в комиссии.

5.10. Внеочередную проверку знаний руководителей и специалистов проводят:

1) при вводе в действие новых или переработанных нормативных документов по охране труда;

2) при вводе в эксплуатацию нового оборудования или внедрении новых технологических процессов;

3) при переводе работника на другие место работы или назначении его на другую должность, требующую дополнительных знаний по охране труда;

4) по требованию органов государственного надзора, технической инспекции труда профсоюзов, вышестоящих хозяйственных органов.

6. Обучение безопасности труда при повышении квалификации

6.1. Повышение уровня знаний рабочих, руководителей и специалистов народного хозяйства по безопасности труда осуществляют при всех формах повышения их квалификации по специальности (профессии) на производстве, в институтах и факультетах повышения квалификации (ИПК и ФПК), предусмотренных Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС.

В учебно-тематические планы и программы курсов повышения квалификации по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10 % общего объема курса обучения.

6.2. Для руководителей и специалистов народного хозяйства организуют также специальные курсы по безопасности труда в ИПК и ФПК, краткосрочные курсы и семинары по безопасности труда на предприятиях.

6.3. Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов народного хозяйства устанавливают в соответствии с существующим порядком, определенным Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.

7. Инструктаж по безопасности труда

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют:

1) вводный*;

* В отдельных отраслях народного хозяйства вместо вводного инструктажа можно проводить обучение в порядке, установленном в отрасли.

2) первичный на рабочем месте;

3) повторный;

4) внеплановый;

5) целевой.

7.1. Вводный инструктаж

7.1.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.

7.1.2. Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях - преподаватель или мастер производственного обучения.

На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты.

7.1.3. Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).

7.1.4. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной отделом (бюро, инженером) охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Примерный перечень вопроса для составления программы вводного инструктажа приведен в .

7.1.5. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа () с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу (форма Т-1). Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения (приложение 2).

Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях - в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.

7.2. Первичный инструктаж на рабочем месте

7.2.3. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

7.2.4. Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 - 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.).

Примечание . Руководство цеха, участка, кооператива и т.п. по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы по специальности не менее 3 лет, переходящего из одного цеха в другой, если характер его работы и тип оборудования, на котором он работал ранее, не меняется.

7.2.5. Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

7.3. Повторный инструктаж

7.3.1. Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, указанных в примечании к независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

7.3.2. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

7.4. Внеплановый инструктаж

7.4.1. Внеплановый инструктаж проводят:

1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

4) по требованию органов надзора;

5) при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.

7.4.2. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

7.5. Целевой инструктаж

7.5.1. Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

7.6. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

7.7. Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

7.8. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

7.9. О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте () и (или) в личной карточке () с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Приложение 1

ФОРМА ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОМИСИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

___________________________________________________________________________

предприятие, организация

Протокол № _____
заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда

"___" ____________ 199 ___ года

Комиссия в составе:

председателя __________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

и членов комиссии _____________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

На основании приказа № ________ от "__________" ____________________ 199 ____ года

приняла экзамен _______________________________________________________________

вид обучения или проверки знаний

и установила:

Председатель комиссии _________________________________ (Фамилия, инициалы)

подпись

Члены комиссии _________________________________ (Фамилия, инициалы)

подпись

подпись

__________________________________ (Фамилия, инициалы)

подпись

Приложение 2

ФОРМА ЛИЧНОЙ КАРТОЧКИ ПРОХОЖДЕНИЯ
ОБУЧЕНИЯ

_____________________________________________________________________________

Личная карточка
прохождения обучения

1. Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________

2. Год рождения _______________________________________________________________

3. Профессия, специальность ____________________________________________________

4. Цех ____________________ участок (отделение) _________________________________

5. Отдел (лаборатория) ________________________ Табельный № ____________________

6. Дата поступления в цех (участок) ______________________________________________

7. Вводный инструктаж провел __________________________________________________

фамилия, инициалы, должность

_____________________________________________________________________________

подпись, дата

_____________________________________

подпись инструктируемого, дата

8. Отметки о прохождении инструктажа:

Дата инст-
руктажа

Цех (учас- ток)

Вид инст-руктажа: первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый

Подпись

Стажировка на рабочем месте

Инструктирующего

Инструктируемого

Количество смен
(с... по...)

Знания проверил, допуск к работе произвел
(подпись, дата)

Последующие страницы

9. Сведения о прохождении обучения охране труда

10. Сведения о периодической проверке знаний

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охране труда

2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.

2.2. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил.

2.3. Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений.

4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.

5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6. Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.

10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.

Приложение 4

ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

Обложка

___________________________________________

предприятие, организация, учебное заведение

ЖУРНАЛ

регистрации вводного инструктажа

Начат ______________ 199 ___ года

Окончен ____________ 199 ___ года

Последующие страницы

Дата

Фамилия, имя, отчество инструктируемого

Год рождения

Профессия, должность инструктируемого

Наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый

Фамилия, инициалы, должность инструктирующего

Подпись

Инструктирующего

Инструктируемого

Приложение 5

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ
ПЕРВИЧНОГО ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.

2. Безопасная организация и содержание рабочего места.

3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.

4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).

5. Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.

7. Схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка.

8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.

9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.

10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

Приложение 6

ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Обложка

_________________________________________

предприятие, организация, учебное заведение

ЖУРНАЛ
регистрации инструктажа на рабочем месте

__________________________________

цех, участок, бригада, служба, лаборатория

Начат ___________________ 199 ___ года

Окончен _________________ 199 ___ года


Дата

Фамилия,
имя, отчество инструктируемого

Год рождения

Профессия,
должность инструктируемого

Вид инструк-тажа (первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый)

Причина проведения внепланового инструктажа

Фамилия, инициалы, должность инструктирующего, допускающего

Подпись

Стажировка на рабочем месте

инструктирующего

инструктируемого

Количество смен (с... по...)

Стажировку прошел (подпись рабочего)

Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись, дата)


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных союзов

РАЗРАБОТЧИКИ:

В. В. Филиппов, канд. мед. наук (руководитель темы), Н. А. Дзамашвили, Т. Я. Гаевая, И. М. Жданов, О. В. Василькевич, Е. Ф. Захарова, Ю. И. Петров, М. И. Дайнов

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.11.90 № 2797

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке поделюсь впечатлениями от обратной связи специалистов и иных лиц, тем или иным местом относящихся к охране труда, на вступление в силу новых ГОСТов по охране труда, а также вставлю свои 5 копеек в тему про ГОСТы.

Что делать с ГОСТ 12-0.004-2015?

Лично я с ним делать ничего не собираюсь. Скажу больше, я его даже не читал. Открыл один раз и сразу заэмоционировал на содержащихся в нём вывертах. Из всех поступающих к нам вопросов, где-то 60-70% про обучение по охране труда, инструктажи и т.д. 60-70%!!! И вот ГОСТ про обучение по охране труда, мать его за ногу, начинает грузить и без того запутанного в данной теме читателя новыми терминами и определениями. Дальше — больше. Особо верующие в ГОСТ 12-0.004-2015, могут подвести своего руководителя под статью 5.27.1. КоАП РФ. Сделать это очень просто, смотрим третий абзац пункта 8.7. про первичный инструктаж на рабочем месте:

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят либо по программам (приложение Б, программа Б.2), разработанным и утвержденным организатором обучения в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов, инструкций по охране труда на рабочем месте и по безопасному выполнению работ, иной необходимой для обеспечения безопасности технической и эксплуатационной документации, либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

Как в песне: либо-либо, аморе-аморе...

Т.е. человек последовавший по второму пути:

либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

нарушает требование железобетонного Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 .

В порядке обучения по охране труда первичный инструктаж на рабочем месте проводится только по программам (см. пункт 2.1.4.):

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утверждённым в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Порядок обучения по охране труда 1/29, в отличии от ГОСТ 12-0.004-2015, является нормативным правовым актом, а это значит, что за нарушение требований охраны труда, содержащихся в Порядке обучения по охране труда 1/29, следуют административные последствия в виде штрафов по ст. 5.27.1. КоАП. РФ. По какой её части ещё вопрос, но сейчас не об этом.

Вот ещё один выверт из ГОСТа про обучение по охране труда, который коснулся нас, как учебного центра . Речь идёт про форму удостоверения по охране труда. Очень много нам уже кто позвонил с примерно таким утвердительным вопросом: «А вы удостоверения по охране труда в соответствии с новым ГОСТом выдаёте?» Т.е. звонящие с готовностью пройти обучение по охране труда у нас, если ответ будет положительным. Но ответ к счастью отрицательный, т.к. выдавая удостоверения о проверке знаний требований охраны труда в соответствии с ГОСТ 12-0.004-2015, мы отступаем от обязательной формы удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, предусмотренной Порядком обучения по охране труда 1/29, что повлечёт за собой последствия не только для клиента, но и для нас.

Про форму протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников та же песня.

Вывод-выход

Руководствуйтесь действующим Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и да поможет вам ваш мозг. Тем более Порядок обучения планируют сделать понятнее за счёт предложенных изменений. Подробности о проекте нового Порядка обучения по охране труда смотрите .

На этом всё. Если заметка понравилась, то не проходите мимо рейтинговых звёздочек, которые расположены чуть ниже 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует...

8 июня 2016 г. Росстандартом принят ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — Стандарт; взамен ГОСТ 12.0.004-90). Начало действия — 01.03.2017. Рассмотрим его основные положения.

За основу стандарта взяты основные положения ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Постановление № 1/29).

Стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц, распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения.

Новые термины, введенные Стандартом

В Стандарте впервые применены несколько новых терминов в области обучения, в частности «инструктор по охране труда ». Это лицо, как правило, из числа руководителей или специалистов, прошедшее обучение по охране труда (далее — ОТ), включающее изучение приемов и методов инструктирования, обучения и проверки знаний, и допущенное в установленном работодателем порядке к обучению работающих ОТ непосредственно у работодателя, включая инструктажи, стажировку, обучение по отдельным курсам и (или) вопросам, а также проверку знаний.

Организатор обучения — организация или индивидуальный предприниматель, организующая и проводящая обучение, включая проверку знаний, своих работников как работодатель; иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Повышение квалификации — вид обучения, устанавливаемый национальным законодательством в рамках дополнительного профессионального образования, не изменяющий уровень образования, направленный на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Самозанятое лицо — человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства.

Виды и формы обучения безопасности труда

Стандарт определяет основные виды обучения безопасности труда :

  • общее обучение знаниям по организации обеспечения безопасных и безвредных условий труда, защите от опасностей и рисков, профилактике связанных с работой травм и заболеваний, методам первой помощи и социальной защиты пострадавших;
  • обучение приемам безопасного поведения;
  • обучение безопасным приемам выполнения работ и рабочих операций;
  • обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • обучение методам руководства безопасным выполнением работ;
  • обучение методам проведения эффективного инструктажа и обучения.

Документом определены основные формы обучения безопасности труда :

  • традиционное аудиторное обучение (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия);
  • «аудиторное» обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных местах;
  • получение навыков и выработка устойчивых приемов оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка (и самопроверка) полученных и остаточных умений и навыков, в том числе в деловых играх и (или) при помощи тренажеров и манекенов.

Группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда

Определены основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда :

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) ОТ;
  • лица, привлекаемые к управлению ОТ на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по ОТ, профессионально занятые управлением ОТ и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Рассмотрены вопросы обучения подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, высших и средних профессиональных учебных заведениях.

Для работающих, связанных с работами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда, проводят специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований. Обучение завершается отдельной проверкой полученных знаний по безопасности труда и безопасности выполнения работ.

Работодателям — индивидуальным предпринимателям, которые лично выполняют обязанности специалистов по ОТ, следует пройти профессиональную подготовку по ОТ , дающую право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производства.

К сведению

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по ОТ, должны иметь соответствующее базовое профессиональное образование и квалификацию в сфере ОТ, или безопасности производства, или техносферной безопасности, либо высшее профессиональное образование в сочетании с профессиональной переподготовкой по ОТ или безопасности технологических процессов и производств, дающих право профессиональной деятельности в сфере ОТ и безопасности производств.

Обучение безопасности труда в обучающих организациях

Стандартом определены требования к преподавательскому составу обучающих организаций. В частности, он должен иметь квалификацию не ниже, чем это требуется национальным законодательством от специалистов по охране труда, а также опыт преподавания (обучения, инструктирования) по охране труда или опыт практической работы в сфере ОТ не менее трех лет.

Виды инструктажей:

  • Вводный инструктаж.

При необходимости по решению руководителя предприятия вводный инструктаж проводят и для лиц, посещающих производственные подразделения предприятия и (или) находящихся на подконтрольных предприятию территории и объектах в иных целях.

Обратите внимание!

Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный теперь определяются как первичный и повторный инструктажи на рабочем месте.

  • Первичный инструктаж на рабочем месте.

Уточнено, что первичный инструктаж на рабочем месте проходят лица, принятые для выполнения краткосрочных, сезонных и иных временных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов и инструментов (механизмов), выделяемых работодателем или приобретаемых за свой счет.

  • Повторный инструктаж на рабочем месте.

Исключена возможность более продолжительного срока (до одного года) проведения данного вида инструктажа.

  • Внеплановый инструктаж.

Существенных изменений не внесено.

  • Целевой инструктаж.

Уточнено, что целевой инструктаж проводится при проведении массовых мероприятий на подконтрольной организатору обучения территории и (или) с выездом (выходом) за ее пределы.

Появилось требование вести новый журнал регистрации целевого инструктажа, приведена его форма.

Важно

Все лица, проводящие любые виды инструктажей, должны пройти обучение и проверку знаний требований безопасности и ОТ как инструкторы по ОТ.

  • Стажировка.

Этот вид обучения описан подробнее, чем в предыдущем ГОСТе. Выделим основное:

1. Проводящий стажировку инструктор или опытный рабочий должны пройти обучение как инструктор по ОТ .

2. Срок стажировки:

Для работников рабочих профессий — от 3 до 19 рабочих смен ;

Для не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации — от одного месяца до шести месяцев .

3. Срок стажировки для руководителей и специалистов — от двух недель до одного месяца .

Проверка знаний

Более подробно описана процедура проведения проверки знаний, чем в предыдущем ГОСТе, с незначительными отличиями от Постановления № 1/29.

Значительные отличия:

1. Состав комиссии (постоянно действующей комиссии) — не менее пяти человек , присутствие любых трех из которых на проверке знаний является обязательным (п. 10.7).

Обратите внимание!

Здесь есть противоречие со следующим пунктом, в котором определено, что присутствие председателя обязательно (п. 10.8).

2. Для проведения независимой проверки знаний на таких же условиях создается комиссия обучающей организации.

3. Все члены комиссии должны пройти обучение по ОТ в обучающих организациях и (или) проверку знаний требований ОТ в вышестоящих комиссиях как инструкторы по ОТ.

4. Для проведения независимой проверки знаний организатор обучения может привлечь к проверке знаний сторонних специалистов и (или) обучающие организации, имеющие право осуществлять обучение по ОТ и проверку знаний требований ОТ.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ

Определено, что обучение проводится под руководством инструктора производственного обучения , прошедшего соответствующее обучение по ОТ как инструктор по ОТ и имеющего большой практический опыт.

К сведению

Если у организатора обучения нет необходимой учебно-материальной базы, допускается проводить обучение на действующих рабочих местах.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала при недостаточности обучения в виде инструктирования для безопасного выполнения поручаемых им работ проводится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим

В каждой смене работающих в опасных и (или) вредных условиях труда, а также в обособленных бригадах, работающих вдали от пунктов медицинской помощи, должно быть не менее одного такого обученного лица.

Обучение в форме отдельного курса с итоговой проверкой знаний

Этот вид обучения предназначен для лиц, участвующих в управлении ОТ. Обучение проводится в форме повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.

Работники рабочих профессий, условия труда которых или характер выполняемых работ требует специального обучения по ОТ и проверки знаний в виде отдельного курса, проходят такое обучение по мере необходимости по решению их работодателя.

Организация процесса обучения безопасности труда

Уточнены виды обучения:

  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы (не более трех дней в неделю не более чем по четыре часа в день);
  • с полным отрывом от работы.

Оформление необходимой документации

Появилось требование к форме удостоверения о проверке знаний требований ОТ, которой не было в предыдущем ГОСТе.

Принципиальной разницы между формой и содержанием приведенного удостоверения и удостоверения, определенного Постановлением № 1/29, нет.

Удостоверение теперь должно содержать нумерацию, состоящую из серии (три группы знаков) и номера (три группы знаков):

первая группа — двухбуквенное краткое наименование страны по ГОСТ 7.67-2003 латинскими буквами;

вторая группа — один символ:

0 — для организаторов обучения;

1 — для обучающих организаций;

третья группа — ИНН организации, выдавшей удостоверение, в национальной системе идентификации.

Номер удостоверения состоит из:

первая группа — две последние цифры года выдачи удостоверения;

вторая группа — номер протокола проверки знаний требований ОТ;

третья группа — номер проверяемого в протоколе проверки знаний требований ОТ.

С. А. Таланов,
ведущий специалист-методист консалтинговой группы "ТЕРМИКА"