Уголовная ответственность за преступление в информационной сфере. Защищается ли информация на правовом уровне? Преступления в информационной сфере. · незаконного использования действующих паролей или кодов для проникновения в компьютер, либо совершении ин

Правонарушения в информационной сфере делятся на проступки (деликты) и преступления. Под правонарушением обычно понимается противоправное виновное нарушение субъектом действующей нормы информационного права, в результате чего наносится существенный вред интересам личности, государства, общества в информационной сфере. Все правонарушения выступают в качестве юридических фактов, причем эти действия или бездействие субъектов могут повлечь для последних неблагоприятные последствия личного, организационного, имущественного характера, вытекающие из санкции нарушенной информационно-правовой нормы в определенном регламентированном порядке.

Наиболее распространенными правонарушениями в информационной сфере являются проступки, имеющие следующие особенности:

  • - они отличаются незначительной опасностью (вред для общества);
  • - совершаются в различных областях информационной деятельности;
  • - направлены на различные объекты и имеют разные юридические последствия.

Проступки подразделяются на дисциплинарные, административные и деликты.

Дисциплинарные проступки в информационной сфере - это правонарушения, совершаемые субъектами информационного права в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них трудовых обязанностей, влекущие за собой применение дисциплинарного или общественного воздействия, предусмотренного трудовым законодательством. К совершившему дисциплинарный проступок должностному лицу или гражданину применяются различные меры наказания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а также иные взыскания в соответствии с уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189, ст. 192 ТК РФ) для отдельных категорий работников.

Административным проступком в информационной сфере называется противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, посягающее на информационные права и свободы человека и гражданина, здоровье, общественную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные интересы других лиц, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. В соответствии со ст. 3.2. КоАП РФ это: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы страны иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Действующий КоАП РФ включает информационные правонарушения в разные главы (например, гл. 5-8, 13-17, 19), однако в нем есть и специальная гл. 13 "Административные правонарушения в области связи и информации" (ст. 13.1- 13.26). Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административная ответственность, в частности за нарушение информационного законодательства, может быть установлена как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов РФ.

Деликтами называются правонарушения, выражающиеся в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения организаций, физических лиц, предпринимательских структур. Их называют также гражданскими правонарушениями. В суде могут быть предъявлены претензии к гражданам, организациям, ведомствам и др., и они обязаны возместить причиненный ущерб или убытки либо восстановить нарушенные информационные права.

Наиболее серьезными правонарушениями в информационной сфере являются преступления; к лицам, их совершившим, судом применяются меры уголовного наказания: лишение свободы, права занимать определенные должности, арест, штраф и др. Например, за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ (ст. 130 УК РФ).

Анализ показал, что всем указанным правонарушениям присущи определенные юридически значимые признаки (противоправность, общественная опасность, виновность и возможная наказуемость), среди которых наиболее важным в информационной сфере является противоправность , выраженная в том, что противоправным правонарушением в рассматриваемой области может быть лишь деяние, запрещенное нормой информационного права.

Общественная опасность представляет собой исходный материальный признак любого правонарушения, позволяющий отличить одно правонарушение в информационной сфере от другого (например, административный проступок от преступления в сфере компьютерной информации). Данный признак выражает объективное свойство рассматриваемого правонарушения, которое означает способность причинить определенный вред информационно-правовым отношениям, охраняемым информационным или иным законодательством, под защитой и охраной которого находятся наиболее важные информационные права и свободы граждан, интеллектуальная собственность, права журналистов, СМИ, архивы, безопасность страны, государственные секреты и др. Другие информационные явления только предстоит урегулировать с точки зрения права.

Еще одним признаком правонарушения в информационной сфере является его виновность , непосредственно вытекающая из понятия вины и выражающаяся в двух формах: в форме умысла (например, умышленное оскорбление журналиста на пресс-конференции должностным лицом) и неосторожности (в частности, легкомысленная или небрежная передача служебных материалов иностранцу). Однако если правонарушение в информационной сфере совершено без вины (случайно) и не влечет негативных последствий, то оно может и не рассматриваться как правонарушение и соответственно лицо, его совершившее, не привлекается к ответственности.

Четвертым признаком правонарушения является возможная наказуемость , связанная с предыдущими признаками и свидетельствующая о наступлении юридически значимых последствий после совершения лицом информационного правонарушения. Под наказуемостью не следует понимать автоматическое наказание после совершения правонарушения в исследуемой области; она предполагает лишь возможность применения наказания за определенное противоправное действие, предусмотренное нормой информационного права. Например, сообщение программистом при приеме на работу ложных сведений о себе и о своей прежней деятельности может послужить основанием для отказа в его допуске

к государственной тайне и принятии иных мер (ст. 22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне").

Состав правонарушения в информационной сфере - это совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами информационного права и характеризуют данное правонарушение как общественно опасное, противоправное и наказуемое явление.

Все признаки, характеризующие состав правонарушения в исследуемой области, существуют не отдельно, а в связи друг с другом. Они группируются в нечто целое, содержащее в себе четыре основных элемента: субъект правонарушения в данной области и субъективная сторона, объект правонарушения в информационной среде и объективная сторона.

Субъект правонарушения в информационной сфере-это конкретное лицо (лица), которое совершило противоправные действия и должно за это нести ответственность в установленном законом порядке. К субъектам могут относиться разные лица: граждане, авторы программных продуктов, журналисты, редакторы, работники информационных телерадиокомпаний и служб, изобретатели, госслужащие, предприниматели, судьи, следователи и многие другие. Это должны быть физически вменяемые люди, достигшие определенного возраста, с которого наступает ответственность по действующему законодательству, причем юридические лица привлекаются к административной и гражданско-правовой ответственности. Можно выделить также субъекты, несущие специальную редакционную ответственность (главные редакторы традиционных и сетевых СМИ и т.д.).

Субъективную сторону правонарушения характеризует психическое отношение субъекта преступления к совершенному противоправному действию или бездействию в области информации, информатизации и иных информационных областях. При анализе этого элемента, который может осуществляться и в отношении положительных информационных действий субъектов, рассматриваются такие юридические и психологические признаки, как цель и задачи противоправных информационных действий, их мотив, желание, форма вины и т.д. Для характеристики субъективной стороны имеют значение две формы вины: умышленная или неосторожная . В связи с этим для органов следствия важно установить, как совершено правонарушение в информационной сфере: умышленно или по неосторожности.

Объект правонарушения включает информационно-правовые, а также тесно связанные с ними отношения, которые охраняются действующим информационным законодательством и которым конкретным правонарушением приносится общественный ущерб или создается угроза причинения ущерба. К непосредственным объектам правонарушения в информационной сфере относятся самые разные явления - сама информация , информационные ресурсы, печатная продукция, архивные документы, программы для ЭВМ и баз данных, топологии интегральных микросхем, сами ЭВМ, их сети и многое другое.

Информационные правонарушения по объекту посягательств можно разделить на четыре группы:

  • - противоправные посягательства в сфере реализации информационных прав и свобод человека и гражданина (нарушение права доступа к открытой, массовой информации; нарушение тайны переписки; злоупотребление свободой слова, свободой массовой информации);
  • - противоправные посягательства в сфере организации и деятельности СМИ (введение цензуры; воспрепятствование профессиональной работе журналиста и др.);
  • - противоправные посягательства против мер, обеспечивающих информационную безопасность общества, государства, гражданина (посягательства против защиты государственной тайны; нарушение правил сертификации телекоммуникационного оборудования; умышленное уничтожение государственных информационных ресурсов; искажение (непредставление) экологической информации, в результате чего наносится ущерб здоровью населения и функционированию экосистем, и др.);
  • - противоправные посягательства против индустрии телекоммуникаций и связи (несанкционированный доступ к компьютерной информации; распространение вредоносных программ; распространение детской порнографии в Сети; мошенничество с использованием информационных технологий; подлог информации; незаконный перехват информации и др.).

Объективная сторона правонарушения в информационной сфере проявляется во внешней стороне этого негативного явления, т.е. выражается прежде всего в том, как субъект воспринял данное проявление, что видел, слышал и т.д. При этом важно проанализировать само негативное информационное действие либо бездействие, наступившие в результате последствия, причинную связь между ними, место, время совершения неправомерных актов, условие, орудие, способы и др. Объективная сторона может характеризовать и положительные информационно-правовые акты, явления и процессы. Она содержит ряд элементов: поведение правонарушителя, место и время совершения правонарушения, причем информационные правонарушения включают в себя как действие, так и бездействие, выразившееся, например, в непринятии определенных мер по защите информации, а также противоправное превышение или неприменение своих полномочий.

Для иллюстрации охарактеризуем некоторые составы правонарушений в информационной сфере, основываясь на приведенных выше определениях и действующем российском законодательстве.

1. Законодательство о связи и информационных технологиях. Нарушение тайны связи (ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи").

Объект данного правонарушения - охраняемые информационным законодательством общественные отношения в сфере тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует совокупность самостоятельных информационноправовых действий: подслушивание телефонных переговоров, неправомерное ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения связи.

Субъективная сторона этого негативного проявления выражается в форме умысла. Лицо сознает, что своими незаконными действиями нарушает закон и права граждан, сознательно идет на это (возможно, и по указанию вышестоящих органов) и тем самым совершает серьезное правонарушение.

Субъекты данного правонарушения - операторы связи, должностные лица и иные работники организаций связи. В статье сказано, что лица, допустившие указанные выше нарушения, привлекаются к ответственности, установленной законодательством РФ (санкция неконкретная, отсылочная).

2. Законодательство о СМИ. Ответственность за ущемление свободы массовой информации (ст. 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации").

Объект правонарушения - охраняемая законом правомерная деятельность СМИ, а также журналистов, издателей, распространителей печатной продукции, режиссеров, ведущих телепрограмм и др.

Объективная сторона правонарушения образует здесь два противоправных действия в информационной сфере:

  • а) воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны различных субъектов законной деятельности СМИ, журналистов и иных лиц;
  • б) обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры СМИ.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме прямого умысла. Соответствующие лица, работники, органы и т.д. осознают, что, препятствуя работе СМИ, нарушают указанный закон и, вводя цензуру, предвидят возможность наступления негативных последствий, но, несмотря на это, действуют вопреки закону.

В качестве субъекта данного правонарушения выступают разные лица, руководители, служащие; их действия влекут за собой уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность (санкция неконкретная, отсылочная).

3. Законодательство об информационной безопасности. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями (ст. 16 Закона РФ "О государственной тайне").

Объектом данного правонарушения являются охраняемые законом сведения, которые составляют государственную тайну и представляют большую ценность для государства и общества.

Объективная сторона этого правонарушения заключается в нарушении правил взаимной передачи сведений, составляющих государственную тайну, между органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношении подчиненности и не выполняющими совместные работы. Эта передача осуществляется без санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находится закрытая информация.

Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться виной в виде умысла или неосторожности.

Субъекты правонарушения - руководители указанных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые несут персональную ответственность за совершение данного правонарушения в рамках законодательства (санкция не расшифрована).

4. Некоторые составы преступлений в сфере высоких технологий, определяемые гл. 28 УК РФ.

Первый состав - неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ) - характеризуется следующим образом: объективная сторона преступления заключается в незаконном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, т.е. информации на машинном носителе, в ЭВМ, в системе ЭВМ или их сети; субъективная сторона определяется виной в форме умысла; субъект - лицо, достигшее 16 лет.

Второй состав - создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ) - характеризуется так: объективная сторона состоит в незаконном создании программ для ЭВМ и внесении изменений в существующие программы, которые приводят к уничтожению, блокированию и иным негативным последствиям в деятельности ЭВМ и их сетей, а также использование и распространение подобных программ; субъективная сторона преступления - вина в форме прямого умысла; субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Третий состав - нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ) - имеет следующие характеристики: объективная сторона выражается в нарушении регламентированных правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей, если это повлекло за собой существенный вред; субъективная сторона данного незаконного проявления характеризуется виной в форме умысла и неосторожности; субъект здесь -лицо, имеющее доступ к рассматриваемым техническим средствам.

Необходимо подчеркнуть, что у всех трех исследуемых правонарушений в сфере компьютерной информации один и тот же объект - общественно опасные деяния, посягающие на безопасность информации, определенные технические информационные системы и компьютерную технику.

Виды наказания за совершение данных преступлений в информационной сфере самые разные: штраф, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

  • Некоторые авторы считают, что информация может выступать не объектом, а предметом правонарушения в информационной сфере.

Уголовная ответственность относится к одному из видов юридической ответственности и является по своему содержанию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

Под уголовной ответственностью чаще всего понимают обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть наказание, заключающееся в лишениях личного или имущественного характера, порицающее его за совершенное преступление. Уголовная ответственность носит личный характер, т. е. возлагается на виновное в совершении преступления физическое лицо.

В соответствии со ст. 8 УК ЛНР основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК ЛНР. Таким образом, единственным и достаточным основанием уголовной ответственности является наличие в совершенном деянии состава преступления. Законодатель не раскрывает само понятие состава, однако в уголовно-правовой доктрине под ним понимают совокупность объективного и субъективных признаков (объект и объективная сторона преступления, субъект и субъективная сторона преступления).

Уголовное законодательство содержит значительное количество норм, в соответствии с которыми деяния, совершенные в информационной сфере, признаются уголовно наказуемыми. Данные нормы рассредоточены в следующих главах УК ЛНР: преступления против свободы, чести и достоинства личности (гл. 17), преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19), преступления против собственности (гл. 21), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22), преступления против общественной безопасности (гл. 24), преступления против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25), преступления в сфере компьютерной информации (гл. 28), преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30), преступления против правосудия (гл. 31), преступления против порядка управления (гл. 32), преступления против мира и безопасности человечества (гл. 34).

Уголовно-правовые санкции, связанные с информацией прямо или опосредованно, установлены в отношении таких деяний, как клевета (ст. 139), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 146), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 147), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 150), фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 153), фальсификация итогов голосования (ст. 154), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 156), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 207), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 246), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 292), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 332), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 333) и др.

Преступления, представляющие угрозу для информационной безопасности, можно классифицировать следующимобразом.

1. Использование информации, информационных технологий (в том числе средств массовой информации, электронных,информационно-телекоммуникационных сетей) как средствасовершения преступления. К таким преступлениям можно отнести:

– клевету,

– мошенничество в сфере компьютерной информации;

– незаконные организация и проведение азартных игр,

– манипулирование рынком посредством умышленного распространения через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети(включая сеть Интернет), заведомо ложных сведений,

публичные призывы к осуществлению террористическойдеятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации;

– заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей,причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

– создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомопредназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации;

– служебный подлог,

– заведомо ложный донос о совершении преступления.

2. Неправомерный доступ и распространение охраняемойзаконом информации (в том числе государственной и коммерческой тайны, персональных данных, сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну, тайнупереписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфныхили иных сообщений и т.д) и объектов информационного характера. К таким преступлениям можно отнести:

– нарушение тайны переписки, телефонных переговоров,почтовых, телеграфных или иных сообщений;

– незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

– разглашение тайны усыновления (удочерения) вопрекиволе усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить фактусыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений;

– неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации;

– передача, собирание, похищение или хранение в целяхпередачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну,

3. Неправомерное сокрытие информации, в том числе: сокрытие информации, которая должна быть доступна широкому кругу пользователей в силу указания в законе (например, обобстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей и т.д.); неправомерный отказ в предоставлении информации и воспрепятствование законной журналистской деятельности и другие. К таким преступлениям можно отнести:

– неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомоложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан,

– воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространениюлибо к отказу от распространения информации;

– неправомерные действия при банкротстве в виде сокрытиясведений об имуществе, о его размере, местонахождении либоиной информации об имуществе, имущественных правах илиимущественных обязанностях, фальсификация бухгалтерскихи иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя;

– сокрытие или искажение информации о событиях, фактахили явлениях, создающих опасность для жизни или здоровьялюдей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные напринятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией.

4. Неправомерное использование информации, полученной законным путем, например, неправомерное использование инсайдерской информации, незаконный экспорт научно-техническойинформации, выдача иностранному государству, иностраннойили международной организации сведений, составляющую государственную тайну, доверенную лицу или ставшую ему известной по службе, работе, учебе, и т. д., а также нарушение правил обращения с такой информацией. К таким преступлениямможно отнести:

– незаконный экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность научно-технической информации, котораязаведомо для указанного лица могут быть использованы присоздании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль;

– государственная измена;

– нарушение лицом, имеющим допуск к государственнойтайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если этоповлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжкихпоследствий;

– разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного иликонтролирующего органа, а также его близких, если это деяниесовершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности.

Многие из перечисленных норм Уголовного кодекса ЛНР являются бланкетными и отсылают правоприменителя к информационному законодательству, представленному в настоящее времязначительным объемом разрозненных нормативных актов, нуждающихся в систематизации, а возможно, и в кодификации.

Так, для расследования преступлений, связанных с неправомерным доступом и распространением охраняемой законом информации и объектов информационного характера, необходимознание законодательства о государственной и коммерческой тайне, защите персональных данных и т. д.

Расследование преступлений, связанных с неправомерным сокрытием информации,невозможно без знания широкого круга нормативных актов, регламентирующих реализацию прав человека на доступ к информации и обязанностей государственных органов, должностныхлиц, а также иных субъектов по предоставлению соответствующей информации.

При расследовании преступлений, связанныхс неправомерным использованием информации, полученной законным путем, необходимо владение нормативной базой, определяющей, правомерность доступа специальных субъектов к тойили иной информации, а также правила ее использования. Такженельзя забывать о законодательстве, касающемся правоотношений в интернет-пространстве, поскольку многие информационные преступления вообще, и компьютерные преступления вчастности, совершаются с использованием сети Интернет.

За совершение преступлений применяются наказания , виды которых определены ст. 45 УК ЛНР. К ним, в частности, относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы.

Так, согласно ст. 139 УК ЛНРклевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию,- наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

Более строгое наказание предусмотрено за деяния, повлекшие разглашение государственной тайны. Согласно ст. 347. ЛНР разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Луганской Народной Республики, если эти сведения стали достоянием других лиц, - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав и информационной сфере.

Основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным законом «О персональных данных» сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа, к которым не может быть ограничено.

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что «важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и зашита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывании противоборства в информационной сфере».

При этом особо отмечается, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272-274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере - это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

ВВЕДЕНИЕ

В основе деятельности информационного общества лежат: информация, информационные ресурсы и информационные продукты. В этой связи основным назначением информационного права, которое является правовым фундаментом общества, является регулирование тех отношений, кот возникают при обращении информации.

В настоящее время, в период передовых технологий, когда именно информации является тем двигателем общества, она может нести серьёзную угрозу как отдельным индивидам так и неограниченному кругу лиц. Поэтому информация должна быть защищена от неправомерного посягательства, незаконного сбора, хранения, оборота.

Подробное понимание правила поведения и ответственности в правоотношениях, где одним из главных элементов является информация, дает нам Законодательство РФ.

Преступления в сфере информационных технологий - преступления, совершаемые людьми, использующих информационные технологии для преступных целей.

В данной работе установлены виды ответственности за правонарушения в сфере информации. Так же будет разработана презентация в Microsoft PowerPoint и чертежи с помощью программы КОМПАС ГРАФИК.

1 ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

1.1 Преступления в сфере информационных технологий

Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.

Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество. Так, в письме Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229, указывается, что инвестирование денежных средств на иностранных фондовых рынках с использованием сети Интернет сопряжено с риском быть вовлеченными в различного рода мошеннические схемы

Другой пример мошенничества - интернет-аукционы, в которых сами продавцы делают ставки, чтобы поднять цену выставленного на аукцион товара.

В зарубежных государствах, в частности США, получили распространение аферы, связанные с продажей доменных имен: производится массовая рассылка электронных сообщений, в которых, например, сообщают о попытках неизвестных лиц зарегистрировать доменные имена, похожие на адреса принадлежавших адресатам сайтов и владельцам сайтов предлагается зарегистрировать ненужное им доменное имя, чтобы опередить этих лиц. Так, вскоре после терактов 11 сентября 2001 г. Федеральная торговая комиссия США отметила факт массовой продажи доменных имен несуществующей зоны "usa".

В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации под преступлениями в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

Данная группа посягательств являются институтом особенной части уголовного законодательства, ответственность за их совершение предусмотрена гл. 28 УК РФ. В качестве самостоятельного института впервые выделен УК РФ 1996 года. и относится к субинституту «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, связанные с безопасностью информации и систем обработки информации с помощью ЭВМ.

По УК РФ преступлениями в сфере компьютерной информации являются: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).

Общественная опасность противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьёзное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия, связанные не только с имущественным ущербом, но и с физическим вредом людям.

Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), а также создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ) совершаются только путём действий, в то время как нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ) - путём как действий, так и бездействием.

Неправомерный доступ к компьютерной информации и нарушение установленных правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети сформулированы как преступления с материальным составом, а создание либо использование вредоносных программ для ЭВМ - с формальным. В качестве последствий в ст. 272 и 274 УК указываются: уничтожение, модификация, блокирование либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ или системы ЭВМ, причинение существенного вреда и т. п.

В России борьбой с преступлениями в сфере информационных технологий занимается Управление "К" МВД РФ и отделы "К" региональных управлений внутренних дел.

1.2 Условия гражданско-правовой ответственности интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав

Используя ту или иную поисковую систему, в Интернете можно найти книги, аудио- и видеозаписи и другие объекты авторских или смежных прав. Среди них большое число составляют объекты, размещенные без согласия правообладателя, в нарушение его законных интересов. Интернет-магазины предлагают приобрести нелегальные записи музыки и фильмов гораздо дешевле, чем продавцы аналогичной легальной продукции. Еще проще скачать цифровую копию, воспользовавшись файлообменной сетью. Такие сети позволяют их пользователям обмениваться любыми файлами: музыкальными записями, фильмами, программным обеспечением, фотографиями и многим другим. Причем в силу особенностей функционирования файлообменных сетей доступ к охраняемым объектам открывается большому числу пользователей.

При незаконном использовании произведений и объектов смежных прав уменьшаются возможности получения легальной прибыли, в связи с чем правообладатели несут серьезные убытки. Объекты, размещенные в Интернете, могут быть воспроизведены многократно без каких-либо финансовых затрат. В результате увеличения числа пиратских копий спрос на легальную продукцию падает.

Доступ к Интернету, передача информации обеспечиваются с помощью услуг провайдеров (поставщиков интернет-услуг). За рубежом, в частности, в странах Европы, в Великобритании и США, правообладатели все чаще требуют возложения на провайдера ответственности в связи с незаконным использованием, осуществляемым его клиентами. Во-первых, воздействие на деятельность провайдера позволяет пресечь большой объем нарушений и требует меньших затрат, чем предъявление претензий к отдельным нарушителям - пользователям сети. Во-вторых, провайдер обладает значительными финансовыми возможностями для удовлетворения потенциального взыскания.

В соответствии с действующим Законом об авторском праве на нарушителя возможно возложение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, выплаты альтернативной убыткам компенсации, определяемой судом в установленных законом пределах, а также компенсации морального вреда в случае нарушения личных неимущественных или имущественных прав авторов или исполнителей. Часть четвертая ГК РФ также предусматривает возможность возмещения убытков и содержит норму о выплате компенсации за нарушение исключительных прав, определяемой таким же образом, как закреплено в Законе об авторском праве. Компенсация морального вреда применяется только в случае нарушения личных неимущественных прав. Статья 1253 части четвертой ГК РФ содержит новую норму, устанавливающую ответственность за неоднократные или грубые нарушения исключительных прав. В случае совершения названных нарушений деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть прекращена в судебном порядке.
Кроме того, в части четвертой ГК РФ закреплена дополнительная мера защиты, заключающаяся в изъятии по решению суда и уничтожении за счет нарушителя оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав. Как видим, определение подлежащих изъятию вещей достаточно широкое. К тому же если в Законе об авторском праве аналогичная мера называлась конфискацией, т.е. представляла собой меру ответственности, в п. 5 ст. 1252 части четвертой ГК РФ речь идет об изъятии. Со вступлением в силу новой части ГК РФ начнут действовать изменения к ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которыми изъятие оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав, отнесено к самостоятельному основанию прекращения права собственности, отличному от конфискации. Изложенное позволяет сделать вывод, что данная мера рассматривается законодателем в качестве меры защиты, а не в качестве меры ответственности. Каким образом будет толковаться приведенная норма, покажет будущая практика. Возможно, при ее реализации придется учитывать различия мер ответственности и мер защиты. Последние применяются независимо от вины нарушителя. В отличие от мер ответственности меры защиты не связаны с дополнительными неблагоприятными для нарушителя имущественными последствиями.
При возложении ответственности обязательным является установление необходимых для ее применения условий. К условиям гражданско-правовой ответственности относится состав гражданского правонарушения. Выявление его наличия имеет принципиальное значение для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности провайдеров при незаконном использовании произведений или объектов смежных прав в компьютерных сетях. В основном поставщики интернет-услуг лишь создают условия, в которых возможно совершить нарушение. Непосредственные же действия по незаконному использованию охраняемых объектов осуществляют лица, пользующиеся их услугами.