Мнение о капитальном ремонте многоквартирных домов. Взносы на капремонт многоквартирных домов: признали ли их сбор Генпрокуратура РФ и КС незаконными и неконституционными? Характер сборов: можно ли отказаться

По сообщению пресс-службы Кремля Президент Путин поручил Генеральному прокурору Юрию Чайке провести проверку законодательства при разработке программ капитального ремонта в регионах РФ. Генпрокурор должен отчитаться о результатах проверки в срок до 1 октября 2017 года.

Политическая составляющая в коммунальной сфере

В связи с этим сразу возникает вопрос, что именно послужило причиной для принятия такого решения. Понятно, что закон не популярный. Также понятно, что большинство населения страны считает взносы на капремонт несправедливыми поборами. Известно, что при осуществлении капремонтов используются откатные схемы, но такие практики у нас осуществляются повсеместно и в других отраслях, а проверять исполнение законности так масштабно будут только в этой сфере.

Здесь стоит напомнить, что еще в начале прошлого года премьер Дмитрий Медведев на форуме с представителями первичных организаций партии «Единая России», высказал предположение о том, что возможно, от региональных операторов (Фондов капремонтов) придется отказаться.

Мол, слишком много скандалов связано с их деятельностью на местах. Правда, обязанности населения оплачивать проведение капремонтов, никто отменять не собирается, просто изменится схема, которая по его словам будет более справедливой и эффективной.

Честно говоря, Дмитрию Анатольевичу веры мало, но после того как Путин поручил Юрию Чайке проверить программы капремонтов, в этом плане наметилась некая последовательность в принятии решений представителями верховной власти.

То есть можно предположить, что ревизоры Чайки, будут исследовать не только исполнение федеральных законов при формировании программ капитальных ремонтов, но состоятельность и эффективность самой законодательной базы в этой сфере.

А итоги проверки как раз и дадут повод для отказа от услуг фондов капитальных ремонтов на местах, и подготовки новых условий для осуществления капитальных ремонтов.

То есть получается, что поручение Путина можно трактовать как «заботу о качестве жизни населения». Поручение должно быть выполнено, напомним, 1 октября, а через два месяца начнется официальная избирательная кампания по выборам Президента РФ.

Наверное, авторы идеи предполагают, что «благодарное население», проникнувшись теплыми чувствами к главе государства за неусыпную заботу о благосостоянии граждан, в случае, если несправедливые поборы будут отменены, единодушно проголосует «за» Путина.

Правда потом, когда будут разработаны и приняты к «эксплуатации» новые правила проведения капремонтов, неизвестно, будет ли это лучше, но станет уже поздно.

Если обратиться к практике и начать подробный разбор ситуации на местах, то стоит обратить внимание на следующее - в постановке задач Генпрокурору есть существенный нюанс - он заключается в разнице между понятиями «законность при формировании программ капитального ремонта» и «законность при их реализации».

Впрочем, то и другое, как показывает практика, сопровождается существенными нарушениями. Причем, зачастую именно нарушения региональными министерствами условий первого понятия, влекут за собой нарушения исполнения проведения капитальных ремонтов в практическом применении.

Разница только в том, что при нарушениях в случае реализации программы капремонта можно нарваться на уголовную статью (это на уровне исполнителей, если будут доказаны факты хищений, мошенничества, или взяточничества), а в первом случае, скорее всего, чиновники отделаются так называемым представлением прокурора с требованием «привести в соответствие».

Нарушаем, граждане?

Понятно, что исполняя поручения Президента Генеральный прокурор не станет носиться с высунутым языком по просторам нашей необъятной Родины, а спустит соответствующее распоряжение заместителям генерального прокурора в федеральные округа, которые в свою очередь дадут распоряжения областным прокурорам.

Вот интересно, обратят ли они внимание на то, о чем неоднократно писал Устав. ком, неоднократно говорили общественники, политики и юристы в РФ, и даже председатель комитета Госдумы по вопросам ЖКХ Галина Хованская.

Речь идет о противоречиях в самом Российском законодательстве. Согласно статье 170 Федерального закона № 271 «О проведении капитальных ремонтов» (принят в 2012 году) граждане обязаны выплачивать взносы. Но другие Федеральные законы, принятые ранее, говорят совершенно о другом: известно, что Фонд содействия проведению капитальных ремонтов является по своему статусу (исходя из названия) общественной организацией, а стало быть, не имеет права требовать от граждан РФ оплаты взносов, поскольку они в различного рода фонды осуществляются только на добровольной основе.

Скорее всего, прокурорские, работающие в сфере гражданского права, по крайней мере, все это прекрасно понимают, и возникает вопрос – а как же они будут выкручиваться? Впрочем, если не обращать внимание на это существенное обстоятельство, то для выявления нарушений работы фондов капремонтов на местах, как в плане их организации изначально, так и в текущем режиме вполне достаточно.

Например в Свердловской области до сих пор не получили дотации значительная (если не бОльшая) часть граждан старшего поколения, которые им положены согласно статьям 17 – 20 все того же 271 ФЗ. Сознательно или умышленно это произошло сказать трудно, но если отследить историю вопроса, то можно говорить, как минимум о некомпетентности депутатов Законодательного собрания прошлого созыва.

После того, как были подписаны соответствующие поправки в конце позапрошлого года в качестве «новогоднего подарка» старикам, их должны были в течение 2016 года рассмотреть и внести в Областной Закон «О проведении капитальных ремонтов».

Первоначально поправки внесли на рассмотрение комитета по инфраструктуре и жилищной политике, потом выяснилось, что рассматривать его должны депутаты из комитета по социальной политике, потом началась избирательная кампания в Законодательное собрание и Государственную Думу, затем дележка портфелей в новом составе Заксобрания. В общем, поправки о дотациях старикам «замотали» и забыли надолго.

По сообщениям общественников, некоторые ветераны начали получать дотации на сберкнижки только сейчас, в конце года. А целый год исправно платили взносы. Но это еще не все.

Изначально при формировании кадрового состава фонда капремонтов в Свердловской области были нарушены квалификационные требования. Прежде всего, как известно, они касались генерального директора фонда Александра Караваева, как известно, это специалист со средне-специальным музыкальным образованием. Кстати, где он сейчас, никто не знает, кроме, пожалуй, однопартийцев («Справедливая Россия»), и родственников.

Но самое «знойное» в череде нарушений законодательных норм в Свердловской области это то, что местным законодателям с подачи чиновников областного правительства удалось утвердить собственный порядок проведения конкурсных процедур который противоречит установкам Министерства строительства и ЖКХ РФ.

Минстрой настаивает на создании специального реестра квалифицированных и добросовестных подрядчиков, которые в конечном итоге подлежат рассмотрению на конкурсной основе членам специальных комиссий независимых экспертов.

Но вся интрига в том, что этот порядок у нас успели принять до того, как рекомендации были доведены до исполнительных властей в регионах.

Теперь местные правила формирования конкурсов закрепили это право за генеральным директором фонда и его юристам. Что и породило впоследствии многочисленные нарушения при проведении конкурсных процедур, в которых, как правило, выигрывали малоквалифицированные, но «свои да наши» подрядчики и фирмы-однодневки. С этим мы живем уже третий год.

«Тайная жизнь» Фонда капремонтов

Ну и самое главное, что еще раз ставит под сомнение легитимность самого существования фондов капремонтов в стране, и в Свердловской области в частности, это то, что фонд, как организационно-правовая форма, что прописано в Жилищном Кодексе РФ, не подпадает при проведении конкурсных процедур при отборе подрядчиков, под требования ФЗ № 44, поскольку не является государственным учреждением. Хотя выполняет задачи, по сути, государственные.

Еще один нюанс, который существенно влияет на качество организации процессов проведения капитальных ремонтов, заключается в том, что фонд, не являясь опять же государственным учреждением, не подпадает и под Федеральный Закон о раскрытии информации. То есть текущая деятельность его неподотчетна ни государственным надзорным органам, ни общественности.

Поскольку руководители фондов не обязаны размещать информацию о своей деятельности в публичном пространстве, не обязаны публиковать информацию о расходах, зарплатах сотрудников и т.д.

И, наконец, последнее – в уставе фонда не прописана ответственность генерального директора за нарушения норм законодательства, срыв сроков проведения капитальных ремонтов, проведение тендерных схем и т.д. и т.п.

То есть мы имеем сегодня абсолютно закрытую организацию, которая ворочает, выполняя государственные задачи, огромными деньгами, собранными с населения, само существование которой вступает в противоречие с основными законами РФ, и при этом еще и не несет ни за что ответственности

Сейчас не известно кто и как именно будет проводить проверку в Свердловской области, но общественники, учитывая все вышесказанное, уже обратились с письмом к Генеральному прокурору РФ, где предложили включить в состав рабочей группы, проверяющей исполнение законов при подготовке программ капремонтов, представителей общественного совета при министерстве энергетики и ЖКХ в качестве экспертов.

С недавних пор жители многоквартирных домов стали получать квитанции об оплате «капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Под столь обтекаемым термином скрывается очень простой смысл – все то, что раньше должно было ремонтироваться за счет бюджетных средств, теперь будет финансироваться из кармана жильцов. Принятый еще в 2012 году документ № 271-ФЗ, прозванный в народе как «закон о капремонте», обогатил Жилищный кодекс РФ массой косноязычных юридических формулировок, в которых рядовому гражданину разобраться достаточно сложно. Тем не менее, наиболее принципиальные вопросы можно привести к общему знаменателю.

Рисунок: Анастасия Тимофеева

Нужен ли дому капремонт?

По мнению законодателей, капитальный ремонт понадобится дому в любом случае, ведь рано или поздно время сделает свое дело, даже если вы вселились в новостройку. Сроки капитального ремонта для каждого отдельного дома формируются в специальной программе субъектов РФ – «Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». В этой программе составляется перечень работ и очередность капремонта домов, где вначале идут самые старые, которые надо ремонтировать через год-два-пять, а в конце списка располагаются новостройки, на ремонт которых деньги будут собираться в течение 15-30 лет. В статье 166 п. 1 ЖК РФ указано, что эти средства будут потрачены на ремонт и замену самых необходимых элементов дома – коммуникаций, крыши, лифтовой шахты, самого лифта, подвала, фасада и фундамента.

Необходимость капитального ремонта определяется исходя из трех показателей – года ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, даты последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома и насколько регулярно и полно собственники платят взносы (этот пункт будет учитываться с 2016 г.).

Из чего формируется фонд оплаты капремонта?

Всего есть три источника поступлений: взносы жильцов по квитанциям, штрафы за просрочку оплаты, а также проценты с вклада, поскольку счет размещается в кредитной организации. Доходность по таким вкладам составляет примерно 4-4,5% годовых.

Зачем мне платить за ремонт, который будет через 10-30 лет?

В этом достаточно щекотливом моменте законодатели апеллируют к желанию граждан передать свои квартиры детям или внукам. Законодательство никак не регулирует возраст или намерения плательщика, лишь отмечает, что наличие штрафов накладывает запрет на операции с недвижимостью и грозит отключением ряда коммуникаций – электричества, газа, воды (вдобавок в ЖК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми процент по задолженности сможет достигать 17% годовых). Таким образом, даже пенсионеру нужно платить деньги за капремонт «в перспективе» и, несмотря на минимально приемлемые жилищные условия в настоящем, оставить надежду дожить до капитального ремонта либо утешиться тем, что родственники потом без проблем смогут получить квартиру в собственность.

Куда платить деньги?

Существует два способа аккумулирования средств для оплаты капремонта дома – на счетах регионального оператора или на спецсчете дома.

Первый способ подразумевает, что жильцы перечисляют средства на счета специального фонда – «регионального оператора», учрежденного правительства региона, который аккумулирует взносы, выступает техническим заказчиком ремонта и перечисляет средства подрядчикам. По сути, региональный оператор – это «общий котел», который ремонтирует дома в соответствии с очередностью, указанной в региональной программе: сначала – самые проблемные жилища, потом – остальные.

Второй способ – открытие специального счета, который будет аккумулировать средства жильцов для ремонта конкретного дома, причем сами жильцы должны определять сумму взноса, сроки ремонта, подрядчиков и материалы. Открыть такой счет можно, если за него проголосовали 2/3 собственников квартир на общедомовом собрании и не позднее шести месяцев с момента опубликования региональной программы. Счет может быть оформлен на ТСЖ как на юридическое лицо, управляющую компанию, жилищный кооператив, даже вышеупомянутый региональный оператор может выступать в качестве владельца счета (но в этом случае он не имеет права распоряжаться деньгами жильцов).

Сколько платить?

Вопрос «сколько платить?» напрямую зависит от вопроса «кому платить?». Если дом платит региональному оператору, то региональное правительство формирует минимальный уровень взноса и минимальный размер фонда капремонта дома, хотя зачастую эксперты называют этот принцип не иначе как «с потолка», поскольку трудно объяснить, почему в Москве жильцы платят 15 рублей за квадратный метр, в Санкт-Петербурге – 2 рубля, в Саратове – 6,33, в Екатеринбурге – 8,2, а на Сахалине – 9 рублей за «квадрат». Плюс ко всему, пока мало кто говорит об инфляции и ценах за баррель нефти, из-за которых рано или поздно субъектам придется индексировать размер взносов.

Собственники, выбравшие спецсчет, также не могут платить ниже установленного минимума, однако они вправе увеличить тариф на общедомовом собрании и потратить разницу на ремонт общего имущества по своему усмотрению.

Если в установленный срок не провели собрание, но приходит квитанция?

По своей сути квитанция с оплатой капремонта, которая попадает жильцам в почтовые ящики, – это публичная оферта. Иными словами, это документ, который адресован конкретным лицам и не требует письменного согласия, но если вы заплатили сумму, указанную в квитанции, то, значит, деньги ушли на счет регионального оператора и вы согласились с предложением регионального оператора (ст. 181 п. 1 ЖК РФ).

Тем не менее, если вы передумали платить в «общий котел» или поздно узнали об изменениях в законодательстве, то, согласно ст. 173 ЖК РФ, можете в любой момент сменить регионального оператора на спецсчет. Для этого надо собрать собрание, проголосовать за такое решение и в течение пяти дней направить протокол общего собрания региональному оператору. Здесь, правда, есть крайне неприятная тонкость (ст. 173 п. 5 ЖК РФ): решение о том, что «хватит кормить регионального оператора», вступит в силу лишь спустя два года после передачи протокола общедомового собрания региональному оператору. Поэтому такими вещами надо озаботиться заранее.

Что можно решить на общем собрании жильцов?

На общедомовом собрании жильцы имеют право принимать достаточно широкий спектр решений. Во-первых, они могут увеличить размеры минимального взноса на капремонт, установить его сроки и перечень ремонтных работ (ориентируясь, правда, на перечень региональной программы), определить, где вести счет – открыть самостоятельный банковский счет или отдать средства региональному оператору, могут выбрать банк или другую кредитную организацию, определить держателя счета (ТСЖ, УК, региональный оператор), а также принять решение взять кредит на капитальный ремонт.

На какие средства содержится фонд, если все средства идут на капремонт?

Зарплата сотрудникам регионального оператора, распечатка и распространение квитанций оплачивается из бюджета области. Все средства на счетах идут только на капитальный ремонт и никуда больше.

Андрей Шенин

Если мы спросим у московских старожилов, когда у них в последний раз проходил капитальный ремонт дома, они ответят: даст бог памяти, лет 30 тому назад. Из серии «помню, я еще молодушкой была». Да, действительно, в советское время капитальный ремонт жилых домов проводился примерно каждые 15 лет и был бесплатным для жителей. Ведь жилье было государственным, государство за него и отвечало.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.

Потом в нашей стране началось сами знаете что. С 1991 года была разрешена приватизация жилья, и бывшие квартиросъемщики стали превращаться в собственников недвижимости. Помимо всяких приятностей, которые сулил гордый статус «домовладельца», выяснилось, что придется выполнять и весьма хлопотные обязанности, например, как написано в Гражданском кодексе, нести «бремя содержания имущества». То есть ремонтировать его за свой счет.

Впрочем, не все так однозначно, иначе – откуда споры в нашем обществе о том, кто будет платить за капитальный ремонт – государство или собственник? Что касается новостроек, то тут все ясно. Если вы купили квартиру в новом доме, то и вся ответственность за эту – на вас. А вот относительно старого жилого фонда, которое бывший хозяин – государство – передавало новым хозяевам – гражданам, - в законе о приватизации есть маленькая интересная статья № 16, которая гласит о том, что власти обязуются передаваемое ими имущество привести в порядок, то есть сделать ремонт. Капитальный.

Государство наше любит давать обещания, но не любит их сдерживать. От капитального ремонта ветхого жилого фонда властям очень хотелось отвертеться. И в коммунально-жилищной сфере появилось два идеологических течения. Первое, назовем его условно «федеральное». Оно ратует за то, чтобы собственники принимали финансовое участие в капитальном ремонте своего дома на уровне от 5% стоимости ремонта. Для этого был специально сформирован Фонд содействия реформе жилищно-коммунального хозяйства (фонд ЖКХ), написан специальный закон о его деятельности. Тем домам, жители которых выражали готовность собрать деньги, выделялись деньги из фонда ЖКХ. По данным самого фонда, с 2008 года по России было капитально отремонтировано почти 115 тысяч домов (в некоторых ремонт в настоящий момент еще идет).

Второе «идеологическое» течение можно назвать «московским», вернее «лужковским». Юрий Михайлович и слышать не хотел о платном ремонте для москвичей. Он отказался от участия Москвы в федеральных проектах и в тучные предкризисные годы разработал собственную суперпрограмму капитального ремонта, в соответствии с которой предполагалось привести в порядок около 14 тысяч домов. Столичные власти рьяно приступили к работе, но, увы, грянул кризис, и выяснилось, что такую программу городу все-таки не потянуть.

Что случилось потом, вы тоже знаете. В Москве появился новый мэр, который исповедует совсем другие принципы. Программа капитального ремонта претерпела изменения, и их очень доступно для понимания озвучил префект Центрального округа Сергей Байдаков.

В интервью газете «Известия» Байдаков заявил: «Москва в соответствии с федеральной моделью предлагает механизм бюджетной субсидии собственнику, который принял решение о проведении капремонта в своем доме. В столице это будет впервые. Сегодня уже 64 дома выразили готовность долевого участия в капремонте. То, что люди берут на себя ответственность за свои дома, говорит о зрелости общества. Собственники заплатят от 5 до 25 процентов от стоимости работ. Остальное - за счет городского бюджета. Это "первая ласточка" практической реализации реформы ЖКХ».

По примерным прикидкам, которые привел префект, капремонт небольшого дома может обойтись в 15-20 миллионов рублей. 5 процентов от этой суммы - 750 тысяч. Если в доме 30 квартир, то получается по 25 тысяч рублей с квартиры.

Еще один нюанс, о котором стоит сказать. Плату за капитальный ремонт логично было бы включить в ежемесячные жировки, которые мы все получаем от управляющих компаний. Но возникает вопрос – эти деньги должны как-то накапливаться и не съедаться инфляцией. Как это сделать – не очень ясно. В качестве эксперимента такой подход применяется в некоторых регионах, например, в Татарстане (но не в Москве), где собственники платят по 5 рублей с квадратного метра. Деньги аккумулируются на счетах специального фонда и направляются на ремонт конкретного дома.

Кстати, собственников жилья у нас в стране большинство – около 80%. И все идет к тому, что с идеей бесплатного капитального ремонта нужно расстаться навсегда. Не будет его, и нечего строить иллюзии, иначе все дома придут в упадок. Но это наше мнение. А вот что по этому поводу думают москвичи, узнавал с помощью социологического опроса.

«Слышали ли Вы о том, что власти хотят, чтобы жильцы частично оплачивали капитальный ремонт? » -
задали мы первый вопрос жителям города.

По результатам ответов получилось, что:
- 62% участников опроса не знают об этом;
- 38% - слышали.

Задавая следующий вопрос, мы поинтересовались, кто, с точки зрения жителей, должен оплачивать капитальный ремонт – государство или собственники?

Оказалось, что:
- 67% участников опроса считают, что ремонт должно делать государство;
- 3% уверены в том, что это дело собственников;
- 4% сказали, что эту обязанность нужно поделить пополам между собственниками и государством;
- 26% респондентов затруднились с ответом.

Участники исследования рассказали нам, почему они так считают. Группа, которая выступила за «государственный» капремонт (67%), привела следующие аргументы. Во-первых, люди искренне уверены, что капитальный ремонт они уже оплачивают , внося ежемесячную квартплату и налоги. Заметим, что они заблуждаются, такое неведение говорит о том, что люди вообще не знают, куда идут их деньги и на что они расходуются. Вот их комментарии: «дому 40 лет, все эти годы платим коммунальные платежи, с этих денег и надо ремонт делать»; «деньги должны брать с квартплаты, иначе за что мы платим?»; «налоги платим - из этих денег и надо на ремонт брать»; «платим 35 лет за содержание домов жилому фонду, ремонт не делался ни разу»; «платим огромные деньги, даже за то, чем не пользуемся».

Люди также считают, что названная префектом Байдаковым сумма – 25 тысяч рублей с квартиры – это много : «дорого людям оплатить капремонт дома, особенно если ему уже много лет»; «у нас старые пятиэтажки, откуда пенсионерам взять деньги на ремонт? У них и на собственный косметический ремонт квартир денег нету!»; «суммы крупные на ремонт, сами жильцы не соберут».

В этой группе народ также утверждал, что капремонт – это обязанность государства : «для этого государство и существует - помогать людям»; «с чего это должно быть за наш счет»; «а что тогда должно государство делать?»

Москвичи подчеркивали, что квартиры в собственность передавались уже в изношенных домах , да и до приватизации государство не спешило ремонтировать жилье: «приватизировали старые дома, несправедливо»; «43 года тут живем - не было ни одного ремонта. Пусть хоть раз сделают, прежде чем на нас это перекладывать»; «вселились в дом, где 50-60 лет не делали ремонт. Потом нам навязали приватизацию. И теперь изношенный дом нам нужно еще и за свой счет ремонтировать»; «очень старый жилой фонд достался после приватизации».

Среди опрошенных встречались и счастливчики, которым ремонт уже сделало правительство Москвы, поэтому они знают не понаслышке, что оплатить такие работы было бы очень тяжело: «уже сделали ремонт, с нас не собирали. Мы бы и не потянули такую сумму»; «нам уже сделали, бесплатно. Если бы с жильцов деньги собирали, то ремонт не скоро еще состоялся бы».

Следующая, весьма скромная по численности, группа считает, что капремонт – это обязанность собственников (3%). Люди высказали следующие соображения: «раз квартиры приватизировали - платить сами должны », но, что интересно, признали, что на практике это нереально из-за низкого уровня доходов. Следующий аргумент – качество ремонта и его своевременность : «лучше сами, но зато качественно сделать. А от государства годами надо ждать, да еще и не дождешься». Наконец, люди уже делали капремонт своими силами : «у нас кооперативный дом, мы и так сами за все платим».

Третья группа, немного больше предыдущей (4%), считает, что капремонт надо делать вместе с государством : «разумную сумму можно и с собственников взять. Но львиную долю должно оплатить государство»; «государство, плюс люди часть оплатят»; «50% на 50% - это справедливо. И людям не так дорого, и ремонта годами бесплатного не ждать».

Очень похожее мнение – о совместном ремонте было высказано в группе затруднившихся с ответами (26%): «если хорошее состояние, то можно и собственникам оплатить. А если уже разваливается - нужна помощь государства»; «надо совместно, в зависимости от сложности ремонта»; «можно посильное участие жильцов, но не 100% за наш счет».

В этой группе люди также уверены в том, что жители уже вносят деньги за капремонт , оплачивая квитанции из ДЕЗа. И вновь нам встретились респонденты, которым государство уже отремонтировало дома, но им это не понравилось, поэтому они против государственного ремонта, но как быть – не знают: «что толку в бесплатном ремонте? У нас уже через полтора года все сыпаться начало, балконы обрушаются. А за свои деньги ремонт вообще невозможно сделать, это очень дорого»; «у нас сделали бесплатно, а через год все отваливаться начало».

Вывод из нашего исследования. Наши люди пока не готовы в полной мере нести «бремя содержания имущества». Большинство москвичей считают, что капитальный ремонт – это обязанность государства, поскольку оно передавало в собственность гражданам уже порядком изношенное жилье. В этом они абсолютно правы, то же самое говорит и закон. При этом у наших собственников просто нет денег, чтобы оплачивать работы по приведению домов в порядок. Удручает, что огромное количество горожан уверено в том, что за капремонт уже заплатило. Это говорит о том, что люди не знают, из чего формируются их жилищно-коммунальные платежи и как эти деньги тратятся. Но при этом данный посыл понять можно – о мошенничествах в жилищно-коммунальной сфере и о сказочных доходах коммунальных бонз мы уже столько знаем, что предположение о том, что наши деньги идут куда-то не туда, вполне естественно.

Данные журнал получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в . В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста. Подробнее о социологических исследованиях на рынке недвижимости.

Главным событием 2017 года в Москве стал запуск программы реновации. Власти решили снести 5 тыс. домов, в основном пятиэтажек. Проект рассчитан на 15 лет и стоит 3 трлн руб. РБК выяснил девять главных фактов о программе реновации

1. Мэрия решила снести пятиэтажки после провала программы капремонта в хрущевках

В июле 2015 года в Москве стартовала программа капитального ремонта многоквартирных домов, но во многие дома подрядчики просто не смогли зайти. «Надо поменять стояк, который проходит через пять квартир. Четыре квартиры пускают, а пятая — нет: ее собственники живут где-то далеко, за рубежом. По большому счету мы вообще никуда не смогли зайти», — рассказал РБК источник в мэрии. В некоторых домах 60% жителей отказывались пускать подрядчиков, подтверждает источник, близкий к столичному правительству. Жильцы пятиэтажек, особенно тех, что были построены без подвалов и с зашитыми в стене трубами, не хотели терпеть ремонт и требовали включить их в первую, лужковскую, программу сноса, которая действует с 1999 года.

В середине 2016 года в мэрии поняли, что «вообще ничего не могут сделать», утверждает столичный чиновник. В мэрии рассчитали, каким будет состояние пятиэтажек через десять лет, и поняли, что большинство из них все равно развалится. Власти осознали бессмысленность реконструкции пятиэтажек после начала программы капремонта, подтвердил РБК вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин. «Выяснилось, что тех денег, которые собирают на капремонт этих домов [в 2015-2016 годах — 15 руб. за 1 кв. м, сегодня — 17 руб.], все равно не хватит, чтобы сделать комплексный ремонт. Пришлось бы взносы увеличивать в разы», — утверждает чиновник.

Пятиэтажки стояли первыми в очереди на ремонт, однако выяснилось, что две трети из них невозможно реконструировать, сказал РБК ректор ВШЭ, депутат Мосгордумы Ярослав Кузьминов. Чтобы поменять коммуникации, пришлось бы отселять жильцов, а для труб по современным нормативам устанавливать в квартирах специальные короба, сокращая жилую площадь. По словам Кузьминова, примерно полгода чиновники «напряженно решали, что делать».

Утверждения чиновников, что проводить в пятиэтажках капремонт было невозможно и бессмысленно, справедливы для блочных хрущевок, говорит эксперт по жилищному праву и ЖКХ движения «За права человека» Виктор Федорук. «Такие дома действительно были рассчитаны максимум на 50 лет и устарели. Но есть кирпичные, толстостенные дома с надежным фундаментом, которые можно было бы модернизировать», — говорит Федорук.

Вопрос, как поступить с пятиэтажками, поднимался при обсуждении бюджета Москвы на 2017 год, говорит источник, близкий к администрации президента. «Возникла развилка: или ремонтировать дома, или сносить их. Часть из них отремонтировать нормально невозможно. Высока вероятность, что они через несколько лет стали бы аварийными. Но тогда обязательно поднялось бы возмущение, что власти просто «отмыли» деньги на капремонте, на самом деле ничего толком не сделав», — пояснил источник. Вопрос капремонта ветхого жилья, в том числе пятиэтажек, рассматривается при обсуждении бюджета каждый год, подтвердил РБК источник в Мосгордуме.

В марте 2017 года сообщалось , что в Москве отремонтировали в рамках программы капремонта 2 тыс. домов. По данным на середину сентября, в столичных домах заменили 10 тыс. лифтов. «Новая программа капремонта идет очень непросто, тем не менее в прошлом году мы сделали капитальный ремонт жилых домов общей площадью 21 млн кв. м», — заявил Собянин в начале января 2018 года.


2. Власти решили снизить преступность благодаря сносу пятиэтажек

В середине 2016 года московские власти начали анализировать ситуацию с пятиэтажками не только с точки зрения ремонта и «очень быстро» вышли на идею программы реновации, говорит источник РБК в мэрии. Выяснилось, что «пятиэтажки перекрывают весь город по криминалу». Причины в том, что в хрущевках недорогое жилье — следовательно, выше доля жителей «низкого социального статуса», в том числе алкоголиков. Кроме того, застроенные хрущевками районы плохо освещены.Если переселить жителей в большие дома и благоустроенные районы, то это «разбавит среду», утверждают в мэрии.

«Если в доме 300 квартир и в 200 из них живут люди с низким социальным статусом, то они подавляют всех остальных. А если в доме живут 3 тыс. человек, а с низким социальным статусом 200, то они начинают вести себя по-другому», — пояснил чиновник. Такая мотивация к сносу пятиэтажек действительно была у столичных властей, подтвердил РБК еще один источник в мэрии.

3. Решение о сносе принял лично Собянин

Решение запустить новую программу сноса пятиэтажек принял лично Сергей Собянин. Когда проблемы наложились одна на другую, «то мэр сказал, что, может, легче все эти дома снести», говорит один из чиновников мэрии. Инициатива не исходила от федеральных властей, решение не было пролоббировано девелоперами, настаивает другой собеседник РБК в столичном правительстве. «Это чисто городская идея», — подтверждает сотрудник Стройкомплекса.


Идея реновации принадлежит Собянину, заявил РБК федеральный чиновник. «Ее обсуждали давно, но сомневались, стоит ли запускать, потому что программа сложная. Плюс был вопрос, хватит ли на нее денег», — рассказал он. На том, чтобы запускать столь масштабную программу в предвыборный год, настаивал именно мэр Москвы. «Собянин не захотел ждать год с запуском реновации», хотя мог бы «пройти свои выборы» и без этой программы, говорит источник.

4. Собянин убеждал Путина в необходимости снести пятиэтажки

Масштабную программу сноса пятиэтажек Собянин должен был согласовать с Кремлем. Мэр сказал подчиненным, что такой проект «не вытащить» без федерального закона, а для этого нужно «политическое решение», и поехал к президенту. Собянин пересказал Путину большинство своих аргументов в пользу реновации, и они «абсолютно совпали во мнении», рассказал источник РБК в мэрии.

Путин уточнил у Собянина, считали ли в мэрии, сколько будет стоить программа. Тот ответил, что пока подсчеты не начинали, чтобы власти не обвинили в том, что они начали действовать «втихаря». По словам источника в мэрии, с Путиным Собянин предварительно обсудил реновацию за две-четыре недели до того, как программу официально объявили 21 февраля.


Президент обсуждал реновацию с мэром несколько раз, рассказал РБК федеральный чиновник. Путин был согласен, что надо строить новое жилье, что программа «хорошая и правильная». «Решили запускать, потому что поняли, что через десять лет все эти пятиэтажки станут ветхим жильем», — говорит источник. Путину понравилась идея реновации, он «вникал во все вопросы».

О том, что в Москве снесут все оставшиеся пятиэтажки, было 21 февраля на встрече Путина и Собянина. Чуть ранее, 7 февраля, муниципальные депутаты призвали мэра снести хрущевки, 13 февраля за снос выступили депутаты Мосгордумы. Тогда окончательного одобрения от президента еще не было, пояснил источник РБК в мэрии, поэтому в публичной дискуссии оставлялось пространство для маневра. «Мосгордуме было сказано, что есть такая идея, нужно пообсуждать ее, поупражняться», — пояснил чиновник.

5. В Стройкомплексе выступали против

На съезде муниципальных депутатов 7 февраля против новой программы сноса пятиэтажек выступал Хуснуллин. Он заявил, что площадок для стартовых домов нет, первая программа сноса затянулась из-за судов с жителями, 70% расходов на строительство тратится на транспортную инфраструктуру. На заседании в Мосгордуме сотрудники Стройкомплекса также говорили о нехватке ресурсов для новой программы сноса.

«Хуснуллин изначально был против реновации. Он считает, что не получится провести ее так красиво, как мы планируем», — говорит источник РБК в мэрии. По словам сотрудника Стройкомплекса, вице-мэр видел, что лужковская программа сноса заканчивается тяжело. «Хуснуллин не раз говорил, что закончим ее — и слава богу. О том, чтобы продолжать, речи не было. Скорее всего, он был просто поставлен перед фактом, а сейчас перед ним поставили задачу и надо выполнять», — говорит источник. Один из столичных застройщиков рассказал РБК, что на совещании весной Хуснуллин сказал про реновацию буквально следующее: «Да я же здесь умру!»

«Я никогда не выступал против программы реновации. На стадии ее обсуждения я говорил о том, что заявленные параметры требуют «колоссальных ресурсов и неординарных решений», — заявил РБК сам Хуснуллин. Без федерального закона и сокращения процедур по согласованию строительства программа реновации стала бы дороже на сотни миллиардов рублей и заняла бы не менее 30 лет, пояснил чиновник. «Именно этим вопросам и были посвящены все первые ключевые заседания штаба реновации. Именно об этом я и говорил», — заключил Хуснуллин.

6. Массовые протесты стали неожиданностью для властей, причиной бунта чиновники считают неправильный пиар

Программа реновации вызвала самые массовые протесты в Москве за последние годы. Это стало неожиданностью для власти. «Единственное, чего мы не ожидали, — что на входе будет такой негатив», — заметил РБК федеральный чиновник. «Когда возникло недовольство москвичей реновацией и начались митинги, [первый заместитель главы администрации президента] Сергей Кириенко на совещаниях в Кремле говорил, что реновация — это не тема президента и федеральный центр в эту историю», — рассказал источник, близкий к администрации президента.


Массовое недовольство москвичей возникло из-за того, что мэрия неудачно позиционировала реновацию, считают чиновники. «В руководстве города решили, что программа станет подарком для москвичей, которому все будут аплодировать, поэтому надо быстрее идти с этим предложением к федеральным властям», — говорит источник РБК в Стройкомплексе. Нужно было сначала выяснить настроение москвичей, просчитать масштабы программы, а потом уже идти к Путину и публично объявлять о реновации.

Москвичей запугали количеством сносимых домов, масштабной стройкой и принудительным выселением, вместо того чтобы с самого начала рассказать о конкретных плюсах программы, рассуждает источник в Мосгордуме. Мэрия не объяснила людям, что реновация — это длительный процесс. Многие жители восприняли ситуацию так, что сносить будут все и сразу, говорит источник РБК, близкий к администрации президента. «Нужно было запускать обсуждение программы снизу, а не спускать сверху. Но медийное сопровождение было поручено [заммэра Анастасии] Раковой. Она человек способный, но не про пиар», — считает федеральный чиновник.


Заявленные в самом начале 8 тыс. домов, или 25 млн кв. м, были предварительной оценкой объема жилого фонда, построенного в Москве в 1950-1970 годах, заявил РБК Хуснуллин. «Это был тот максимум, который определял параметры нашей подготовки к старту программы», — утверждает чиновник. Московские власти хотели сначала получить политическую поддержку президента, а потом уже разрабатывать программу, а москвичи испугались насильственного переселения под воздействием информационной кампании, считают в мэрии. «Нас затроллили как помойных котов», — заключил источник РБК в мэрии.

7. Мэрия просила принять закон быстрее

14 марта в Госдуму законопроект о сносе пятиэтажек — поправки в закон «О статусе столицы», которые наделяли московские власти широчайшими полномочиями. Документ был в основном написан в мэрии, говорит один из столичных чиновников. Московские власти хотели, чтобы поправки быстрее прошли первое чтение — после этого статус документа резко повышается, правительство берет его на контроль, расписывает сроки. Поэтому Собянин говорил Путину, что законопроекту надо «быстрее придать статус первого чтения», чтобы «уйти от бессмысленной потери времени», говорит другой источник в мэрии.

К первому чтению была создана «конструкция» законопроекта, утверждает один из депутатов Госдумы. «При разработке поправок учитывалось мнение жителей, в том числе протестные выступления. К написанию закона подключились все фракции, юристы администрации президента и правительства», — говорит парламентарий. В Госдуме проходили рабочие группы с участием депутатов и представителей мэрии. В нескольких первых заседаниях участвовала Ракова, которая была главным оппонентом изменений законопроекта, говорит еще один источник РБК в нижней палате.

Ко второму чтению документ был . Столичные власти изначально хотели ускорить реализацию программы, сократив многие процедуры, «но позже аппетиты мэрии подрезали», уверяет источник РБК, близкий к администрации президента.

8. Две трети участников протеста были жителями пятиэтажек

14 мая на проспекте Сахарова в Москве прошел против программы реновации, который стал крупнейшей акцией протеста в столице за последние несколько лет. Среди участников митинга на проспекте Сахарова жители пятиэтажек составляли 65%. Таковы результаты исследования лаборатории политических исследований ВШЭ, с которыми ознакомился РБК. Большинство участников митинга назвали себя коренными москвичами (79%) и собственниками жилья (84%). Средний возраст митингующих составил 46 лет, две трети участников акции — женщины. Три четверти противников реновации имели высшее образование, пенсионером был каждый пятый участник митинга. Практически для половины собравшихся (47%) шествие на проспекте Сахарова было первым митингом в их жизни.

После того как в законе прописали различные гарантии для жителей сносимых домов, состав протестных акций изменился, утверждает Ярослав Кузьминов. Количество их участников сократилось, в основном на акции стали выходить оппозиционно настроенные горожане, говорит Кузьминов. «Насколько мне известно, в администрации президента также проводили опросы среди протестного движения, и результаты у них были схожими», — заявил Кузьминов РБК.

Напомним, 27 и 28 мая митинги против реновации численностью 6 тыс. человек. В июне во время принятия закона акции возле Госдумы.

9. Застройщиков попросили откреститься

Сразу два сотрудника столичных девелоперских компаний рассказали РБК, что в ходе рабочих встреч с застройщиками Хуснуллин требовал, чтобы при общении с прессой те с уверенностью заявляли, что никоим образом не заинтересованы в участии в программе реновации. Программа будет полностью государственной, девелоперы не смогут участвовать в ней как частные застройщики, только как подрядчики, заявил РБК вице-мэр. Три крупных застройщика уже отказались от участия в программе, потому что там предполагается невысокая прибыль — «1-2%», утверждает федеральный чиновник.


Опрошенные РБК застройщики заявили, что им пока не известно, на каких условиях они смогут присоединиться к реновации. Однако это не мешает девелоперам готовиться к ней. В концерне «Крост» заявили, что готовы нарастить мощности в два раза, чтобы строить до 300 тыс. кв. м жилья ежегодно. ДСК-1 проектирует дома специально под реновацию, говорил гендиректор Дмитрий Капырин. В группе ПИК заявили, что могут увеличить производство современных панелей до 1,5 млн кв. м в год. В целом около 70% новых домов, построенных по программе реновации, будут монолитными, а 30% — панельными, обещал ранее Хуснуллин. При этом использоваться будут только панели модернизированных домостроительных комбинатов. Такие, в частности, есть у ПИК Сергея Гордеева, заммэра. РБК еще в марте

В 2015-2016 годах резко увеличилась расходная часть бюджета каждой московской семьи. Это произошло по многим причинам, но самым высоким оказался рост квартплаты. По словам депутата Госдумы РФ Галины Хованской, в Москве средний платеж вырос на 40,9 % из-за необоснованного взноса на капремонт в сумме 15 руб.
Состояние многих многоквартирных домов Москвы, в том числе и района Восточное Измайлово доведено до крайне неудовлетворительного состояния.
Что же можно сказать о причинах такого состояния наших домов? Более 15 лет являясь то старшей по дому, то председателем Совета пятиэтажной кирпичной «сталинки» по адресу: 13-я Парковая дом 4, я сталкиваюсь с одной и той же проблемой - никогда нашим домом не управляла такая управляющая организация (УО), которая бы честно исполняла свои обязанности.

Могу вспомнить добрым словом только РЭУ-18, которое пусть и под нажимом, но хоть что-то делало для нашего дома. За счет только текущих платежей мы заменили окна на лестничных клетках и входные двери в подъезд. Вместе с тогдашним директором РЭУ-18, спокойным и очень милым человеком, Александром Панкратовым была разработана шестилетняя программа 2006-2011 замены стояков ХВС, отопления и канализации в квартирах.

Вы спросите, а почему шестилетняя программа? Ответ очень простой. В нашем доме три подъезда, в каждом подъезде по 2 блока стояков отопления, холодного водоснабжения и канализации. Закон позволяет включать в текущую смету расходов работы капитального характера в размере 15% затрат по каждой позиции, а по крыше - даже до 50%!

Поэтому, меняя по одному блоку стояков в одном подъезде в год, за 6 лет мы заменили бы все стояки. Но в связи с приходом ДЭЗ Восточное Измайлово, РЭУ-18 был уничтожен, и мы успели заменить только один блок стояков. Если замену стояков можно произвести в течение 6 лет за счет текущих платежей, то зачем собирать на это дополнительные деньги?

Дополнительные деньги - это дополнительный объем работ для различных фирм, подрядчиков и субподрядчиков строительного комплекса, только уже не в рамках строительства «элитки», а попросту - в рамках организованных дополнительных финансовых потоков из кошельков граждан в рамках (ох, уж эти рамки!) программы капремонта. Сейчас созданы и действуют два безотказных механизма осваивания денег граждан как из средств на текущий ремонт (это сумма по строке в едином платежном документе «за сод. и рем. ж/п), так и из средств, оказавшихся в «общем котле» фонда капремонта.

О РОЛИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Программа капремонта в 2015 г. начала реализовываться без должной подготовки со стороны властей, без проведения широкого общественного обсуждения, без механизмов вовлечения управляющей организации, граждан и депутатов района в процесс подготовки многоквартирных домов (МКД) к капремонту, еще и без основательного просвещения населения.

Управляющая организация - единственный профессиональный участник и находящийся ближе всего к объекту капремонта, - но по непонятной причине, она оказалась сторонним наблюдателем на всех этапах его подготовки и проведении.

В руках УО находится техническая документация на дом, а в договоре управления МКД описано общее имущество дома и его состояние на дату принятия МКД к управлению. И каждый раз перед принятием общим собранием сметы расходов на следующий год описание состава и состояния общего имущества должно актуализироваться.

Если техническая документация утрачена, то в обязанность УО входит работа по ее восстановлению. Управляющая организация должна включить в смету и представить к утверждению на общее собрание размер средств, необходимых для восстановления техдокументации.

При обслуживании и эксплуатации дома, а также в рамках подготовки к осенне-зимнему и весенне-летнему сезонам проводятся обследования, технические осмотры, мониторинг, регламентные работы, результаты которых тоже должны отражаться в документации МКД.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КАПРЕМОНТА - ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО КАЖДОЙ КВАРТИРЕ И ТЕХЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Таким образом, УО обладает наиболее полной информацией о техническом состоянии конструктивных элементов и инженерных систем МКД уже в первый год начала управления домом.

С какого же документа и когда собственники жилья вместе с УО должны начинать подготовку к капремонту? Мы должны начать готовиться минимум за два года до даты начала его проведения - а именно со стадии составления дефектной ведомости (или акта обследования) каждой квартиры дома, ведь в квартирах находится значительная часть общего имущества, начиная от несущих конструкций - стен и перекрытий - до элементов инженерных систем - трубы, запорная арматура.

В этих актах нужно отразить факты протечек, наличия грибка и промерзания стен, техническое состояние внутриквартирных труб холодного и горячего водоснабжения, отопления и канализации (ржавчина, протекание, наличие хомутов и т.п.), необходимость замены унитаза и/или полотенцесушителя, электро- и водо- счетчиков, а также зафиксировать случаи перепланировок, которые способны негативно сказываться на состоянии конструкций и/или инженерных систем дома в целом.

С этой работой вполне можно справиться в течение года, организовав обход квартир совместно с представителями УО, инженерной службы района и, при необходимости, жилинспекции. Уже есть примеры в Москве, когда эта работа успешно проведена. При помощи и содействии муниципальных депутатов обход проводили в течение двух-трех месяцев поподъездно, заранее оповещая о дате. Некоторые граждане даже ключи от своих квартир оставляли соседям в целях успешного составления дефектной ведомости.

Именно эти дефектные ведомости должны быть готовы, чтобы лечь в основу технического задания для подготовки проекта работ по капремонту, наряду со сведениями о составе и состоянии общего имущества (их описание должно содержаться в приложении к договору управления).

ПЕРВЫЙ ЭТАП КАПРЕМОНТА - ПОДПИСАНИЕ АКТА О ПРИЕМКЕ ГОТОВОЙ ПРОЕКТНО - СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Дорогие жители района Восточное Измайлово, имейте ввиду, что за каждым домом для контроля капремонта должен быть закреплен муниципальный депутат. Информацию о закреплении можно узнать в аппарате Совета депутатов округа Восточное Измайлово по адресу 15-я Парковая, дом 23а, в комнате 104.

Итак, когда полный комплект дефектных ведомостей собран, то можно проводить первое общее собрание собственников по утверждению технического задания на разработку проектно-сметной документации и, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, - по выбору уполномоченного общим собранием собственников представителя (представителей) от МКД на подписание документов по капремонту от имени собственников.

После проведения общего собрания техзадание, комплект дефектных ведомостей и Протокол общего собрания передаются Фонду капремонта (с сопроводительным письмом) для подготовки и проведения конкурса по разработке проектно-сметной документации (ПСД).

Следующий шаг - уполномоченный представитель от собственников МКД и закрепленный депутат после утверждения победителя конкурса ждут от разработчиков комплект документов для проверки и затем подписания акта приемки ПСД.

Итак, первый этап завершается подписанием уполномоченным представителем собственников и депутатом Акта о приемке ПСД. Последнюю подпись на акте ставит закрепленный депутат.

ВНИМАНИЕ! подпись на Акте приемки работ может повлечь за собой административную ответственность в случае некачественного выполнения работ по капремонту или замене лифтового оборудования. (см. статью «Контроль за капремонтом» на стр. 32-33 июньского номера за 2016 год журнала «Председатель ТСЖ»).

Это так, как должно быть в соответствии с законом!

НЕОЖИДАННОЕ ИЗВЕСТИЕ О КАПРЕМОНТЕ ДОМА СИРЕНЕВЫЙ 58

А как капремонт МКД происходит в нашей с вами реальной жизни?

В середине июня мне позвонили из фирмы «Олимпия» с просьбой встретиться и подписать Акт о приемке проектно-сметной документации на проведение капремонта в МКД по адресу: Сиреневый бульвар, дом 58.

Как всегда, это было неожиданно и срочно. Хотя уже три года подряд депутаты принимают решения о своевременном информировании как со стороны Управы, так и со стороны УО о начале любых работ по закрепленным за депутатами объектам. А воз и ныне там - депутатов о начале работ на объекте не уведомляют, и в известность их ставят подрядчики, работающие на объекте: о том, что все работы завершены, и требуется только подписать Акт приемки.

Итак, ознакомимся с датами обсуждаемого капремонта, они сейчас будут очень важны.

Закрепление депутатов по объектам благоустройства, текущего ремонта подъездов и капитального ремонта МКД района Восточное Измайлово состоялось 03 марта 2016 г.

Конкурс на разработку проектно-сметной документации был проведен Фондом капремонта в сентябре 2015 г.

20 июня 2016 г. строительный городок уже был размещен во дворе дома, и, как оказалось, со слов жителей, к тому времени альпинисты в течение месяца проводили работы на фасаде.

Налицо два параллельных процесса - капремонт идет сам по себе, а документы по нему оформляются «задним» числом.

Почему я подписала Акт о приемке документации по капремонту? Да потому, что иначе эти документы мне не отдавали, и к тому же любые документы можно откорректировать перед тем, как они станут основанием для проведения конкурса по выбору подрядчика для капремонтных работ!

При подписании Акта приемки документации я еще не знала, что работы на этом доме идут уже целый месяц! Мне о работах на доме сообщила моя помощница по этому микрорайону Ольга Хорина, когда я попросила ее подойти к жителям данного дома, познакомиться как с уполномоченной, уже до меня подписавшей Акт приемки ПСД, так и с другими собственниками жилья для совместного ознакомления с документацией.

Каково же было наше удивление, когда 21 июня 2016 г. Ольга Хорина сфотографировала и строительный городок, и стенд с информацией о проведении капитального ремонта и альпинистов, работающих на фасаде...

ВОПРОСЫ ГЛАВЕ УПРАВЫ РАЙОНА ВОСТОЧНОЕ ИЗМАЙЛОВО

При подписании Акта о приемке ПСД мне и в голову не могло прийти, что без утвержденных муниципальным депутатом документов можно проводить конкурс по выбору подрядчика на проведение работ, не говоря уже о начале самих работ, которые не могут начинаться без подписанного Акта открытия объекта! А для обустройства строительного городка нужен еще и документ от ОАТИ, чтобы, к примеру, бытовки и склады не оказались на коммуникациях и в ходе работ не навредили им.

Итак, вопросы к Главе управы района Восточное Измайлово:
Когда и на основании каких документов состоялся конкурс по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта МКД по адресу: Сиреневый бульвар, дом 58?
Кто является победителем конкурса?
На каком основании обустроен строительный городок и начаты работы по капитальному ремонту данного МКД?

Ввиду того, что настоящая статья публикуется в средстве массовой информации, прошу рассматривать ее как официальное обращение к Главе управы района Восточное Измайлово и дать официальное разъяснение на бумажном носителе о сложившейся ситуации по капитальному ремонту в МКД по адресу: Сиреневый бульвар, дом 58, а также предоставить мне как муниципальному депутату следующие документы в заверенных надлежащим образом копиях:

Дефектные поквартирные ведомости;
- дефектная ведомость состояния общего имущества - описание состава и состояния общего имущества упомянутого дома по состоянию на 2015 г.;
- уведомление и протокол общего собрания собственников помещений МКД по адресу: Сиреневый бульвар, дом 58, которым утверждено лицо, уполномоченное на представление интересов собственников при проведении капремонта и все связанные с этим действия;- тендерную документацию открытого конкурса или открытых торгов по выбору исполнителя на разработку ПСД;
- акт приемки готовой ПСД (в настоящее время у меня на руках не заверенная копия);
- протокол общего собрания по утверждению ПСД;
- конкурсную документацию по выбору подрядной организации для проведения капитального ремонта;
- подписанный сторонами Государственный контракт или Договор на проведение капитального ремонта данного МКД;
- Акт об открытии объекта по адресу: Сиреневый бульвар, д. 58, к производству работ по капитальному ремонту;
- разрешение (ордер) ОАТИ на размещение строительного городка, установку лесов, а также колористический паспорт объекта.

В случае отсутствия любого из перечисленных документов следует останавливать работы и переносить их сроки. Стоял этот дом столько лет без капремонта, думаю, продержится и еще.


Следующее нарушение - альпинисты. Не могут альпинисты капитально ремонтировать швы. Для проведения таких работ нужны либо подвесные люльки, либо устройство лесов. Сейчас проводится ремонт «высотки» на Котельнической набережной - там установлены леса. Вероятно, это дороже, но и качество работ будет на порядок выше, чем у болтающегося на веревочке гастарбайтера…

Проектно-сметной документацией предусмотрены работы по заделыванию швов на фасаде исключительно на люльках

О СМЕТЕ НА КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДОМА СИРЕНЕВЫЙ 58

Не ясным остается еще один вопрос - в техзадании на проектирование написано, что капитальный ремонт будет осуществляться за счет средств собственников. Жители вносят на капремонт по 15 руб. «чистыми»: из пенсий, пособий, после уплаты всех налогов с зарплаты. Сметная стоимость капремонта определена в 26 млн. рублей, однако около 6 млн. рублей из них будут возвращены в казну в виде налогов (НДС и взносы с фонда оплаты труда).

На фоне трех миллиардов рублей на капремонт дома на Котельнической набережной - это копейки. Но, если исходить из соотношения площадей, то дому по Сиреневому-58 полагается гораздо большая сумма, чем предусматривает имеющаяся смета.

Итак, 26 млн. руб., выделяемых Фондом капремонта для дома по Сиреневому-58, предусматривают оплату расходов на капремонт по 16 статьям работ и затрат:

4 млн. руб. будут возвращены государству в виде налога - 18% НДС;
4 млн. 613 тыс. рублей составят средства на оплату труда;
3 млн.173 тыс. пойдут на ремонт фасада, в том числе:
- 44 тыс. рублей на передвижку подвесных электролюлек по горизонтали на плоской кровле

841 тыс. руб. - на ремонт подвала;
1 млн. 483 руб. - на кровлю и чердак;
11 млн. 346 тыс. руб. - на ремонт стояков и магистралей инженерных систем, в том числе:
- 1 млн. 379 тыс. руб. холодного водоснабжения;
- 3 млн. 202 тыс. руб. горячего водоснабжения;
- 1 млн. 340 тыс. руб.- водоотведения (по - старому - канализации);
- 5 млн.425 тыс. руб. - теплоснабжения;
1 млн.295 тыс. руб. - это стоимость монтажных и строительных работ по ремонту внутридомовых систем электроснабжения;
207 тыс. руб. пойдут на замену вводно-распределительных устройств;
780 тыс. руб. - на замену поэтажных щитков системы электроснабжения;
1 млн. 270 тыс. руб. составят расходы на ремонт мусоропровода;
63 тыс. руб. - устройство строительного городка;
304 тыс. руб. - средства на оплату проведения экспертизы;
988 тыс. руб. - стоимость проектных и изыскательских работ;
417 тыс. руб. - непредвиденные работы и затраты.

А вот на благоустройство и озеленение территории, а также на СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ будет потрачено НОЛЬ руб. НОЛЬ коп. Поэтому, уважаемые жители района Восточное Измайлово, кроме ВАС, некому защитить свои дома от проведения некачественного капитального ремонта.

Сейчас это называется общественным контролем, а депутат - это только ваш помощник в таком контроле. Ни у жителей, ни у большинства депутатов нет специальных знаний в области строительства и проведения капремонта. Нас, как слепых котят, бросают в это море документов, смет и т.д. Уверена, что, если в доме есть ответственные и неравнодушные собственники, то и результаты капремонта будут намного лучше, чем в доме с безразличными и отстраненными от общественных интересов жителями.

Посмотрим внимательно на смету: львиная доля работ - 11 млн. из 26 млн. руб. - это замена стояков и магистралей инженерных систем. В начале статьи мы выяснили, что замену стояков вполне можно проводить за счет средств текущего ремонта.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Домам необходим капремонт, но за чей счет и какого качества он будет? Так, может быть, не на словах, а на деле государство позаботится о своих гражданах? Например, освободит работы по капремонту от НДС, и тогда в данном доме 4 млн. руб. можно будет потратить на утепление и восстановление эстетического вида входных групп подъездов. Посмотрите, как дома, построенные по аналогичным проектам в Германии (http://varlamov.ru/1810009.html), выглядят там после санации - энергосберегающего капитального ремонта.

А если и замену стояков проводить в рамках текущих ремонтов (как планово-предупредительные работы) в течении даже 10-15 лет, еще и деньги от размещения рекламы на стендах (а это 6 руб. в день за один листочек на одном стенде) направлять в фонд капремонта, как и платежи провайдеров, которые уходят неизвестно куда, то «жировка за коммуналку» вполне сможет «похудеть» на 20-30 % и даже более.

Депутат Совета депутатов муниципального округа Восточное Измайлово,
руководитель просветительского проекта НАРОДНАЯ ШКОЛА ЖКХ

Маргарита Чуканова