Порядок внесения изменений в декларацию промышленной безопасности. О новом порядке оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов. Когда декларация является обязательным документом

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 (Российская газета, N 299, 31.12.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.09.2017, N 0001201709250024).

Приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений*).
________________

* Ростехнадзором России "Порядку оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений" присвоено обозначение (РД 03-14-2005). - Примечание изготовителя базы данных.

2. Считать не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 года N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней" .
_______________
Зарегистрировано Минюстом России 07.10.99, регистрационный N 1926.

Врио руководителя
А.Б.Малышев


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
17 января 2006 года,
регистрационный N 7375

Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом
Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 29 ноября 2005 года N 893

I. Общие положения

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

- Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588) с изменениями на 9 мая 2005 года;

- Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст.2445) с изменениями на 1 февраля 2005 года;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст.560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:

- Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

абзац утратил силу с 6 октября 2017 года - приказ Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 314 .

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении N 1 к Порядку.

6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" .
.

8. Пункт исключен с 11 января 2015 года - ..

9. Пункт исключен с 11 января 2015 года - приказ Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 ..

10. Пункт исключен с 11 января 2015 года - приказ Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 ..

11. Пункт исключен с 11 января 2015 года - приказ Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 ..

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2015 года приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 .

14. Декларация направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения ее в реестр деклараций промышленной безопасности.*
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 314 .
_______________
* Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности , утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. N 257 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный N 33522), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. N 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный N 47580).
(Сноска дополнительно включена с 6 октября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 314)

15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526).

II. Структура декларации промышленной безопасности

16. Декларация должна включать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- данные об организации - разработчике декларации;

- оглавление;

- раздел 1 "Общие сведения";

- раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

- раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

- раздел 4 "Выводы";

- раздел 5 "Ситуационные планы";

- обязательные приложения к декларации:

приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";

приложение N 2 "Информационный лист".

III. Перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

2) регистрационный номер декларации, присваивается Службой в установленном порядке;

3) наименование декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

4) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (для действующих объектов);

5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки декларации.

18. Данные об организации - разработчике декларации включают:

1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии Службы на проведение работ, связанных с экспертизой промышленной безопасности (с указанием регистрационного номера и даты выдачи лицензии), данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной безопасности и/или анализа риска.

При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения представляются для каждой из них;

2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, места работы и сведения об аттестации в области экспертизы декларации промышленной безопасности.
____________________________________________________________________
С 11 января 2015 года приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 пункт 18 настоящего порядка изложен в новой редакции:

"1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс;
При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения представляются для каждой из них. Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Декларирование промышленной безопасности


Среди организационно-экономических механизмов снижения рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера в системе государственного регулирования в области промышленной безопасности определенное место занимает процедура декларирования безопасности промышленных объектов. Декларации безопасности как форма представления информации о состоянии безопасности на объектах экономики возникла в развитых странах. В Европейском Союзе необходимость представления таких деклараций владельцами опасных промышленных объектов закреплена законодательно.

Смысл декларирования безопасности в этих странах - заставить предприятие (опасный промышленный объект) провести оценку опасностей и информировать об этих опасностях компетентные органы. При этом европейская декларация включает:
- информацию об объекте и процессах на нем с целью определения характера и масштабов использования опасных веществ;
- перечень мер, направленных на безопасное функционирование объекта и на контроль за отклонениями от обычного режима работы;
- идентификацию типа возможной аварии, оценку ее вероятности и возможных последствий;
инструкции на случай аварийной ситуации на объекте.

Аналогичная широкомасштабная мера организационно-экономического характера осуществляется и в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений". Конкретный порядок проведения этого мероприятия определяет "Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 675.

Декларирование безопасности осуществляется с целью регулирования и контроля безопасности промышленных объектов, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на них, а также повышения безопасности населения, персонала и снижения риска возникновения промышленных аварий.

Особенно актуально декларирование для опасных производственных объектов, сама деятельность которых связана с опасными процессами и веществами. Декларирование содействует внедрению эффективной системы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и безаварийной эксплуатации объекта.
Особую значимость система декларирования имеет в связи с переходом на новые условия хозяйствования, изменением форм собственности, ослаблением государственного регулирования рыночной экономики, приоритетам, отданным экономическим показателям хозяйственной деятельности перед показателями безопасности.

В общем плане декларирование является выражением ответственного отношения к обеспечению безопасности промышленных объектов в форме официально оформленного заявления.

Перечень объектов, подлежащих декларированию безопасности, определяется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и МЧС России. В этот перечень включаются промышленные объекты, имеющие в своем составе опасные производства, а также гидротехнические сооружения, хвостохранилища и шламонакопители, на которых возможны гидродинамические аварии. В Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены предельные количества опасных веществ, наличие которых на объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности.
Перечень сведений, содержащихся в декларации, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Декларация безопасности опасного производственного объекта - это документ, в котором представлены результаты:
- всесторонней оценки возможности аварии и связанной с ней угрозы для персонала и населения прилегающих территорий;
- анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на объекте;
- мероприятий, направленных на снижение возможных негативных последствий в случае аварии на объекте.

В соответствии с упомянутыми законом "О промышленной безопасности" и постановлением Правительства разработаны нормативные документы, определяющие требования по представлению декларации промышленной безопасности, о сроках разработки декларации промышленной безопасности, а также положение о порядке ее оформления и перечня сведений, содержащихся в ней, правила экспертизы декларации промышленной безопасности и порядок утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности. Порядок разработки декларации определяется МЧС России совместно с Ростехнадзором по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации.
Перечень сведений, содержащихся в декларации, определяется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

Декларация должна включать:
- сведения об объекте (назначение, функциональные задачи, опасные технологии и производства, месторасположение, размеры и границы, наличие и границы запретных и санитарно-защитных зон и т.п.);
перечень опасных производств и характеристику основных технологий;
- анализ безопасности объекта, включающий анализ опасностей, условий и возможных сценариев возникновения и развития аварий, оценку вероятности их возникновения;
- описание системы целесообразных и достаточных мер и действий по обеспечению готовности промышленного объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая вопросы оповещения об опасностях, защиты населения и медицинского обеспечения;
- сведения о резервах финансовых и материальных средств для обеспечения безопасности;
порядок информирования населения и органов местного самоуправления о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация разрабатывается или уточняется в случае обращения за лицензией на эксплуатацию объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации, или в случае изменения требований промышленной безопасности. Пересмотр декларации с целью учета изменений нормативной правовой базы и условий обеспечения безопасности промышленного объекта предусматривается не реже одного раза в 5 лет.

Декларация разрабатывается самой организацией, имеющей опасные производства, или организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств, а утверждается заказчиком проекта промышленного объекта или руководителем организации, которой принадлежит действующий промышленный объект. Руководитель несет ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в декларации. Декларация проходит экспертизу промышленной безопасности.
Утвержденная декларация вместе с экспертным заключением представляется в соответствующее министерство, главное управление (управление) ГОЧС, региональный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в саму службу, МЧС России и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект. Контроль своевременности представления организациями деклараций промышленной безопасности возлагается на упомянутую Федеральную службу.

Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

Обстоятельства, сложившиеся за последние годы, потребовали отражения в декларации новых сведений, в том числе о проведении конкретных мероприятий по снижению степени опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, предотвращению постороннего вмешательства в деятельность опасного производственного объекта, а также по противодействию возможным террористическим актам. На основе расчетов сформулированы обоснованные требования к объемам резервов финансовых и материальных ресурсов на промышленном объекте. Определены также требования по оценке вероятности (или частоты) возникновения чрезвычайных ситуаций и их источников, реализация которых связана с выбросом опасных веществ, способных создавать зоны поражения вне территории объекта с причинением вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, проведены расчеты по проведению оценки вероятности поражения населения с определением максимально возможного числа пострадавших.
В современных декларациях требуется четко и конкретно определить требования, характеризующие готовность объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этому посвящен специальный раздел декларации, в котором должны быть даны ответы на вопросы, характеризующие:
- обоснованность принятых решений по сосредоточению на производственных площадях больших объемов взрывоопасных и токсичных веществ, размещению опасных объектов относительно поселений и других мест сосредоточения людей;
- осуществляемые меры по снижению основных энергетических параметров опасных процессов с целью уменьшения объемов возможных выбросов опасных веществ;
- технические решения по возможной замене опасных веществ на менее опасные;
- осуществляемые меры по сокращению использования в производственных процессах опасных веществ;
- технические решения по оперативной локализации выбросов в атмосферу взрыво- пожароопасных продуктов и предупреждению развития аварии, освобождению технологических систем от опасных веществ в аварийных ситуациях;
- наличие систем обнаружения утечек опасных продуктов и оповещения персонала и населения;
наличие, места размещения и надежность резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
- готовность сил и средств к локализации и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, возможные меры в случае эвакуации персонала.

Уже упоминалось, что декларации могут быть повергнуты экспертизе. Правилами экспертизы декларации промышленной безопасности предписывается утверждение заключения декларации промышленной безопасности. Эта процедура осуществляется аппаратом Ростехнадзора с учетом заключения МЧС России для случаев, когда отношение количества опасного вещества на декларируемом объекте к предельно допустимому количеству этого вещества более 10. При величине отношения менее 10 от МЧС России заключение дает орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, на территории которого находится промышленный объект.

Декларирование промышленной безопасности постоянно совершенствуется. Дополнительно к отмеченным выше разработаны критерии обязательности декларирования объектов с количествами опасных продуктов менее пороговых значений, но представляющих угрозу населению и территории.

Процедура декларирования безопасности становится механизмом прогнозирования социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, важным рычагом влияния на безопасное развитие экономики, способствует обеспечению объективного обоснования объемов бюджета, направляемого на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В настоящее время одной из важнейших задач декларирования промышленной безопасности является также переход на систему приемлемого риска, создание действующего экономического механизма, составляющего нормативную основу финансового обеспечения мероприятий по управлению техногенным и природным риском. Декларирование промышленной безопасности наряду с правовым и организационным механизмом ее регулирования, является и экономическим рычагом обеспечения безопасного производства. Созданная декларацией картина состояния безопасности объекта экономики является исходным материалом для планирования мер безопасности и затрат на эти меры. Кроме этого оцененная в декларации вероятность аварий и, как следствие, размеры ущерба от них, являются хотя и косвенными, но все же факторами давления на владельцев, побуждающими их принимать меры для предотвращения аварий и ущербов.

Предварительное определение необходимых мер по обеспечению техногенной безопасности конкретного объекта экономики позволяет заблаговременно оценить ожидаемую стоимость этих мероприятий, наметить источники получения материальных и финансовых ресурсов. И, конечно же, задекларированные сведения являются стимулом для владельцев и базой для заключения договоров о страховании.
Очень важным значением декларирования промышленной безопасности является то обстоятельство, что оно служит обязательным условием получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с повышенной безопасностью производства.

Серия 27

Декларирование промышленной
безопасности и оценка риска

Выпуск 4

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ
В НЕЕ СВЕДЕНИЙ

РД-03-14-2005

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

2010

Ответственные разработчики:

Н.Г. Кутьин, Б.А. Красных, Г.М. Селезнев, А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов,
С.М. Лыков, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров, Е.В. Ханин

Настоящий Порядок устанавливает требования к структуре и оформлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также к перечню включаемых в нее сведений.

Порядок предназначен для специалистов организаций, разрабатывающих декларации, экспертных организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности деклараций, работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

Утвержден

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору от 29.11.05 № 893,

зарегистрированным Минюстом России

17.01.06 г., регистрационный № 7375*

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ**

РД-03-14-2005

* На основании приказа считается не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней", зарегистрированное Минюстом России 07.10.99 г., регистрационный № 1926. (Примеч. изд .)

** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6. (Примеч. изд .)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;

постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:

Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении № к Порядку.

(Измененная редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

(Измененная редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

9. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

10. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

11. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г.)

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(Новая редакция. Изм. от 11.01.2015 г.)

14. Декларация направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения ее в реестр деклараций промышленной безопасности. *

(Новая редакция. Изм. от 15.08.2017 г.)

* Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. № (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный № 33522), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. № 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный № 47580).

(Введено дополнительно. Изм. от 15.08.2017 г.)

15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № ).

II. СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

титульный лист;

данные об организации - разработчике декларации;

раздел 1 "Общие сведения";

раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

раздел 4 "Выводы";

раздел 5 "Ситуационные планы";

обязательные приложения к декларации:

приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка";

приложение № 2 "Информационный лист".

III. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:

1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

6. Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) - сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и материальным ресурсам или компонентам природной среды.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 12

Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов одна из немногих отечественных процедур, правила проведения которой на законодательном уровне гармонизированы с международными документами.

В результате внедрения этой процедуры получена более точная оценка риска аварий на большинстве крупных промышленных предприятий, созданы основы нормативно-методической базы и появились организации и специалисты в области анализа риска и т.д.

Декларация промышленной безопасности - является документом, в котором отражены характер и масштабы опасности на соответствующем объекте, а также выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям по предупреждению этих ситуаций и ликвидации их последствий.

Основная цель декларирования промышленной безопасности - информирование исполнительных органов власти, общества и населения о рисках крупных аварий и безопасности ОПО.

Декларация промышленной безопасности регистрируется и рассматривается федеральным органом по промышленному надзору, который утверждает заключение независимой экспертизы декларации.

Разработка декларации промышленной безопасности включает:

  • · всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы;
  • · анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;
  • · разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО .

Практика показывает, что эффективность декларирования промышленной безопасности существенно зависит от контроля этой процедуры, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), особенно на стадии принятия решения об утверждении заключения экспертизы декларации, а также непосредственных заказчиков декларации - эксплуатирующих организаций или заказчиков проекта, в составе которого должна быть разработана декларация.

Структура декларации промышленной безопасности и перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности.

Декларация должна включать следующие структурные элементы:

  • 1. Титульный лист (является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документ);
  • 2. Данные об организации:
    • · наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии, службы на проведение работ, связанных с экспертизой промышленной безопасности, данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной безопасности и/или анализа риска;
    • · список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, место работы и сведения об аттестации в области экспертизы декларации промышленной безопасности.
  • 3. Оглавление включает наименования всех разделов декларации с указанием страниц, с которых начинаются разделы и подразделы;
  • 4. Раздел 1 «Общие сведения» должен включать: реквизиты организации; обоснование декларирования; сведения о месторасположении декларируемого объекта; сведения о работниках и иных физических лицах, включая население; страховые сведения (для действующих объектов);
  • 5. Раздел 2 «Результаты анализа безопасности» должен включать: сведения об опасных веществах; общие сведения о технологии; основные результаты анализа риска аварии;
  • 6. Раздел 3 «Обеспечение требований промышленной безопасности» должен включать: сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта;
  • 7. Раздел 4 «Выводы» должен включать: перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий;
  • 8. Раздел 5 «Ситуационные планы» должен включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта;
  • 9. Обязательные приложения к декларации:
    • · приложение № 1 «Расчетно-пояснительная записка»;
    • · приложение № 2 «Информационный лист» .

Декларация безопасности характеризует безопасность производственного объекта на этапах его проектирования, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции и вывода из эксплуатации.

  • · получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные и высокотоксичные вещества, вещества представляющие опасность для окружающей среды (см. табл. 1);
  • · используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 о С;
  • · используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы;
  • · получаются расплавы черных и цветных металлов;
  • · ведутся горные работы .

Таблица 1 - Предельные количества опасных веществ на объекте экономике, являющиеся основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

Наименование опасного вещества

Предельное количество опасного вещества в тоннах

Акрилонитрил

Оксид этилена

Цианистый водород

Фтористый водород

Сернистый водород

Диоксид серы

Триоксид серы

Метилизоцианат

Воспламеняющиеся газы

Вид опасного вещества

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе

Токсичные вещества

Высокотоксичные вещества

Окисляющие вещества

Взрывчатые вещества

  • 50000

Примечания: Если расстояние между опасными производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества; Предельные количества опасных веществ снижаются, если расстояние от опасного производственного объекта до жилого массива, стадиона, больниц менее 500 м.

Разработка декларации промбезопасности - сложная и многоплановая задача, в которой участвует множество специалистов. Она предполагает проведение всестороннего анализа состояния промышленной безопасности на предприятии и оценку риска аварии с серьезными последствиями. К подготовке декларации могут привлекаться как штатные специалисты производственного предприятия, так и сотрудники, работающие по гражданско-правовому договору, а также сторонние эксперты. Кроме того, декларация в установленном порядке должна проходить экспертизу промбезопасности. В случаях, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, она также проходит экспертизу в составе пакета проектной документации.

Однако вопрос о том, кто утверждает декларацию промышленной безопасности, имеет решающее значение. Это лицо несет полный объем ответственности за содержание данного документа, а также его достоверность в случае реальной аварии на объекте.

Требования закона для утверждения декларации промышленной безопасности: кто и почему

На вопрос о том, кто утверждает декларацию промышленной безопасности, ответ содержится в ст. 14 федерального закона № 116-ФЗ . Этот нормативный документ устанавливает, что полномочия по утверждению декларации возлагаются на руководителя эксплуатирующей организации. Под ней понимается компания, обеспечивающая текущую жизнедеятельность опасного объекта производства (ОПО). В данном случае не имеет значения, является ли эта компания владельцем ОПО либо осуществляет его эксплуатацию на основании договора, заключенного с собственником. В обоих случаях декларация промбезопасности объекта подписывается и утверждается директором предприятия.

Ответственность лица, утвердившего декларацию промбезопасности

Та же ст. 14 в п.4 устанавливает, что на руководителя эксплуатирующей компании возлагается полная ответственность за содержание декларации. Это условие распространяется на следующие параметры данного документа:

  • полнота представляемых сведений. Перечень данных, которые должны быть приведены в декларации, определяется в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 N 893;
  • порядок оформления документа, который также устанавливается согласно приказу № 893;
  • достоверность информации, представленной в декларации.