Обоснование сценариев аварий для расчета вероятного вреда. Образец документа Проведение расчета вреда аварий гтс

Приказ МЧС РФ, Минэнерго РФ, МПР РФ, Минтранса РФ и Госгортехнадзора РФ

Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (пункт 2) приказываем:

Утвердить прилагаемый Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийС.К. Шойгу

Министр энергетики Российской Федерации И.Х. Юсуфов

Министр природных ресурсов Российской Федерации В.Г. Артюхов

Министр транспорта Российской Федерации С.О. Франк

Начальник Федерального горного и промышленного надзора РоссииВ.М. Кульечев

Регистрационный N 3493

Порядок
определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финaнcoвoгo обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (далее Правила) и устанавливает порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

2. Правила, настоящий Порядок и методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", регламентируют процедуру расчета и определения вероятного вреда в результате аварии гидротехнического сооружения.

II. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

1. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

2. Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения.

Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения.

При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.

3. Вероятный вред определяется в денежном выражении.

4. При определении вероятного вреда проводится расчет убытков в результате аварии гидротехнического сооружения, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии гидротехнического сооружения по показателям, характеризующим социально-экономические последствия аварий гидротехнических сооружений.

Основными составляющими по определению вероятного вреда являются прогнозы:

количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

количества людей, которые могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

количества работников гидротехнического сооружения, которые могут погибнуть и пропасть без вести при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения;

количества работников гидротехнического сооружения, которые при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения могут быть травмированы и нуждаться в госпитализации;

ущерба основным и оборотным фондам предприятий, кроме основных и оборотных фондов владельца гидротехнического сооружения;

ущерба готовой продукции предприятий, кроме продукции владельца гидротехнического сооружения;

ущерба элементам транспорта и связи, жилому фонду, имуществу граждан, сельскохозяйственному производству, лесному фонду от потери леса как сырья по рыночным ценам, от затопления и гибели лесов по фактическим затратам на восстановление леса, от сброса опасных веществ (отходов) в окружающую среду, а также ущерба, вызванного нарушением водоснабжения из-за аварий водозаборных сооружений;

расходов на ликвидацию последствий аварии.

5. Определение размера вероятного вреда проводится исходя из затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта, которому причиняется вред в результате аварии гидротехнического сооружения, с учетом суммы затрат на строительство объекта, аналогичного уничтоженному в результате аварии, в рыночных ценах, существующих на дату проведения расчета, с учетом износа уничтоженного объекта, или суммы затрат на строительство объекта, идентичного уничтоженному или поврежденному аварией, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта, уничтоженного или поврежденного аварией.

При определении размера вероятного вреда применяются утвержденные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующим органом надзора методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

7. При наличии у владельца гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого гидротехнического сооружения.

8. В случаях, когда претерпели существенные изменения расчетные параметры состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда, исходя из значения которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения ответственности, размер вероятного вреда и величина финансового обеспечения ответственности определяются повторно.

II . Оформление результатов определения размера вероятного вреда

1. На основании результатов определения вероятного вреда оформляется документ "Расчет вероятного вреда", подписываемый владельцем гидротехнического сооружения. Расчет вероятного вреда оформляется в трех экземплярах.

2. Расчет вероятного вреда должен содержать:

наименование владельца гидротехнического сооружения, его реквизиты;

дату составления;

основание для проведения расчета;

наименование и реквизиты организаций, привлеченных владельцем гидротехнического сооружения к определению вероятного вреда;

описание и обоснование принятых к расчету сценариев аварий гидротехнического сооружения;

указания на используемые методические рекомендации, нормы оценки размера ущерба, обоснование их использования при определении вероятного вреда;

перечень использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения;

принятые при определении вероятного вреда допущения;

последовательность определения вероятного вреда;

денежные оценки вероятного вреда, сгруппированные согласно показателям социально-экономических последствий аварий гидротехнических сооружений;

перечень использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий гидротехнических сооружений, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Расчет вероятного вреда может также содержать иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера такого вреда.

IV. Порядок представления материалов по определению размеров вреда

1. Расчет размеров вероятного вреда согласовывается владельцем гидротехнического сооружения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого может быть причинен вред в результате аварии этого сооружения, в порядке, устанавливаемом указанным органом в соответствии с его полномочиями согласно пункту 3 Правил.

2. Первый экземпляр согласованного расчета вероятного вреда остается у владельца гидротехнического сооружения.

3. Второй экземпляр расчета вероятного вреда представляется владельцем гидротехнического сооружения вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации - вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в орган надзора.

4. Орган надзора при определении величины финансового обеспечения ответственности проверяет обоснованность проведенного расчета вероятного вреда, соответствие его настоящему Порядку и утвержденной методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, указанной в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, наличие необходимых согласований и соответствие представляемых материалов требованиям законодательства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 пункта 6 Правил.

5. Третий экземпляр расчета вероятного вреда представляется владельцем гидротехнического сооружения в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение десяти дней после определения соответствующим надзорным органом величины финансового обеспечения ответственности.

6. Контроль за соответствием состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда расчетным параметрам, исходя из которых определена величина финансового обеспечения, осуществляют в пределах своих полномочий соответствующий орган надзора и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с пунктом 9 Правил.

Организация указанного контроля по месту расположения гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с приказом соответствующего органа надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.1. В перечень возможных сценариев аварий на ГТС, как правило, следует включать сценарии возникновения и развития аварий, связанных с нарушением фильтрационного режима ГТС, и гидродинамических аварий.

При соответствующем обосновании в перечень возможных сценариев аварий ГТС исходя из особенностей эксплуатации сооружений, состава жидких отходов могут включаться сценарии других аварий, например аварий, связанных с испарением, возгоранием жидких отходов, пылением и т.д.

2.2. Перечень сценариев возможных аварий составляется исходя из особенностей конструкции, условий эксплуатации, оценки риска аварий, предварительной оценки потенциальных зон затопления и вредного воздействия, последствий аварий.

Из перечня сценариев аварий выделяются возможные сценарии аварий с наиболее тяжелыми последствиями (при соответствующем обосновании допускается выбор одного сценария наиболее тяжелой аварии), выделяется сценарий наиболее вероятной аварии.

Под наиболее вероятной аварией в настоящей Методике (в целях исключения аварий с высокой вероятностью возникновения и незначительными последствиями) понимаются аварии с наибольшим риском аварии.

2.3. Для выделенных сценариев аварий выполняются определение зон затопления и вредного воздействия, оценка натуральных показателей последствий аварии.

В общем случае в перечень данных по выбранным сценариям аварии включаются: сведения по объему, составу и состоянию жидких отходов, размещенных в хранилище; сведения по объему, составу и состоянию вредных веществ, которые могут попасть в окружающую среду в результате аварии (в том числе в результате фильтрационных утечек); для гидродинамической аварии - результаты расчетов максимальных параметров потока (максимальная высота, скорость волны прорыва и др.); сведения о численности работников ГТС и промышленных предприятий в зоне вредного воздействия, в том числе в зоне токсического поражения людей;

сведения о зданиях и сооружениях, расположенных в зоне вредного воздействия; сведения о размещении населения, землях, компонентах природной среды, природно-антропогенных объектах и других объектах, размещенных в зонах вредного воздействия.

2.4. Показатели последствий силового воздействия волны прорыва при гидродинамической аварии на человека, здания и сооружения (гибель, нанесение ущерба здоровью и нарушение условий жизнедеятельности людей, разрушение и повреждение зданий и сооружений) определяются для территории в пределах зоны затопления, в границах которой воздействие волны опасно для жизни или здоровья человека, может вызвать разрушение и повреждение зданий и сооружений .

2.4.1. Показатель последствий силового воздействия волны прорыва на человека Z_N определяется количеством людей, постоянно N_1 или временно N_2 оказавшихся в зоне воздействия волны прорыва, значения параметров которой (скорость, глубина потока и пр.) равны или превышают критические значения для жизни и здоровья человека:

Z = N + N P , чел, (2.1)

где Р - вероятность пребывания человека в зоне силового воздействия

ч волны прорыва в течение суток.

Например, если в зоне затопления люди присутствуют круглосуточно, Р(в)_ч = 1, если в зоне затопления люди присутствуют неполные сутки, например 8 ч, - Р(в)_ч = 0,33.

При этом границы зоны катастрофического затопления (зоны, в которой параметры волны прорыва равны или превышают критические значения для жизни и здоровья человека) рекомендуется устанавливать от участка зоны затопления со значением максимальной высоты волны прорыва 1,5 м и более (или других обоснованных показателей волны прорыва).

При расчете для наиболее тяжелых аварий вероятность пребывания человека в зоне силового воздействия принимается P(в)_ч = 1.

2.4.2. Показатель силового воздействия волны прорыва Z_c на здания и сооружения определяется прочностными характеристиками зданий и сооружений, а также параметрами волны прорыва

Z = Сумма ──────────. (2.2)

с i=1 фи (i)

Если фи (i) >= фи (i), то ───────── = 1.

Если фи (i) < фи (i), то ───────── = 0.

где фи (i) - значение параметра гидродинамической волны прорыва;

фи (i) - предельное значение параметра волны прорыва для

lim данного вида i-го здания или сооружения (для

различных степеней разрушения зданий устанавливаются

свои предельные значения параметра волны прорыва)

(см. приложение 1 к настоящей Методике);

n - количество зданий и сооружений, оказавшихся в зоне

затопления.

Показатель Z_с численно равен количеству зданий и сооружений, подвергшихся повреждению или разрушению.

2.5. Показатели последствий аварии по воздействию на природную среду при фильтрационных утечках из хранилищ и при гидродинамических авариях, как правило, определяются:

объемами сбросов загрязняющих веществ и опасных отходов в окружающую среду;

соотношением концентраций загрязняющих веществ, в том числе в почве С(п)_i, грунтовых водах С(г.в)_i, в водоемах С(в)_i, и соответствующих предельно допустимых концентраций (С_ПДК) .

2.5.1. Рассчитав показатель для отдельных вредных веществ как Z_i = С_i/С_(ПДК)(i), выбирается несколько веществ, имеющих наибольшее значение Z_i и определяется суммарный показатель последствий Z_п.

Показатели определяются по каждому из выделенных компонентов окружающей природной среды среды - почва, грунтовые воды, поверхностные водоемы:

Z = Сумма ────────; (2.3)

Z = Сумма ────────; (2.4)

Z = Сумма ────────, (2.5)

где k - количество суммируемых вредных веществ.

2.5.2. Для оценки показателей последствий аварии и параметров загрязнения почвы, грунтовых вод и поверхностных водоемов вредными веществами, содержащимися в отходах, при гидродинамических авариях рекомендуются следующие допущения:

инфильтрация жидкой фазы на площади затопления через почву и грунт - свободная, то есть фильтрация происходит без подпора со стороны грунтовых вод;

не учитывается вода, остающаяся в почвенно-растительном слое и в естественных впадинах и понижениях рельефа;

не учитывается дифференциация загрязнения по мощности и площади почв, грунтового потока, акватории водоемов.

2.5.3. При определении степени загрязнения почвы рекомендуется принимать, что вся масса вредных веществ из профильтровавшейся с поверхности жидкости остается в почвенном слое и распределяется равномерно по глубине слоя и площади затопления. При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся стоков, не задерживаясь в почвенном слое, попадает в грунтовые воды.

2.5.4. При определении степени загрязнения грунтовых вод рекомендуется принимать, что вся масса вредных веществ из профильтровавшейся с поверхности зоны затопления или из хранилища жидкости попадает в грунтовые воды и распределяется равномерно по мощности грунтового потока и (для гидродинамической аварии) по площади затопления. При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся стоков останется в почве.

2.5.5. При определении параметров загрязнения поверхностных водоемов рекомендуется принимать, что вся масса вредных веществ, содержащихся в вытекшей или профильтровавшейся из хранилища жидкости, распределяется равномерно:

для замкнутых поверхностных водоемов - по всему объему водоема;

для проточных поверхностных водоемов - по сечению водоема.

При расчете не учитывается, что часть вредных веществ из профильтровавшихся в грунтовые воды стоков задержится в почве и грунтах.

2.5.6. Расчет параметров загрязнения почвы.

Объем профильтровавшейся с поверхности почвы жидкости V_ф, м3, определяется по формуле.

V = K J F T , (2.6)

где К - коэффициент фильтрации почвенного слоя, м/сут,

ф определяется по данным изысканий;

J - градиент инфильтрационного потока;

F - площадь фильтрации, м2;

здесь F - площадь затопления при максимальных значениях параметров

з волны от хранилища до водной преграды (реки, озера,

водоотводящего канала), м2;

Т - время фильтрации жидкости, сут.

Значение V_ф не должно превышать общего объема V вытекшей из хранилища жидкости.

Для каждого i-го вредного вещества, содержащегося в жидких отходах, вычисляется концентрация вредного вещества в почве С(п)_i, мг/кг, на площади F_ф:

С = C ──────── + C , (2.7)

где С - концентрация i-го вредного вещества в жидких отходах,

М - мощность почвенного слоя, м;

ро - плотность сухого почвенно-грунтового слоя, т/м3;

С - фоновая концентрация i-го вещества в почве, мг/кг.

Параметры М_п и ро(п)_d определяются по данным изысканий.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в почве (приложение 4 ).

При отсутствии конкретных исходных данных для ориентировочных оценок рекомендуется пользоваться следующими значениями параметров:

М = 0,5 - 1,0, м;

ро = 1,4 - 1,6, г/см3;

2.5.7. Расчет параметров загрязнения грунтовых вод.

Для каждого i-го вредного вещества, содержащегося в жидких отходах, вычисляется концентрация вещества в грунтовых водах С(г.в)_i, мг/кг, в зоне затопления

г.в ф i ф фi

C = ──────────────────, (2.8)

где C - концентрация вещества в грунтовых водах до

фi гидродинамической аварии (фоновая концентрация);

m - мощность грунтового потока, м;

n - пористость водоносных грунтов.

Параметры С(г.в)_i, m(г.в) и n(г) определяются по данным изысканий.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде (приложение 5 ).

2.5.8. Расчет степени загрязнения поверхностных водоемов.

Следует различать два случая:

непроточная водная преграда (замкнутый водоем);

проточная водная преграда.

Объем жидких отходов V_в, попадающих в замкнутый водоем, принимается равным объему жидкости, вылившейся из хранилища:

Для каждого из вредных веществ, содержащихся в жидких отходах, вычисляется концентрация в воде замкнутого водоема С(в)_i, мг/л:

C = ─────────────, (2.9)

где V - объем замкнутого водоема, м3.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде (см. приложение 2 ).

Для проточного водоема удельное содержание вредного вещества в воде проточного водоема С(в)_i, мг/л, составит

в max i п фi

C = ──────────────, (2.10)

где Q - максимальный расход изливающегося из хранилища потока,

max м3/сут;

Q - расход проточного водоема, м3/сут.

Полученная концентрация сравнивается с ПДК данного вещества в воде.

2.5.9. При наличии соответствующих исходных данных возможно районирование площади фильтрации стоков по значениям К_ф, J, Т_ф, М_п, ро(п)_d, С(п)_фi, n(г). В этих случаях при определении параметров загрязнения почвы и грунтовых вод для каждого выделенного района r рассчитывают величины V_ф(r), С(п)_i(r).

2.5.10. Учет сорбции, ионного обмена, окислительно-восстановительных, других физико-химических и биохимических процессов, которые могут происходить с вредными веществами при фильтрации стоков через почвенный слой и грунты, приведет к снижению параметров загрязнения.

2.5.11. По результатам оценок параметров загрязнения и последствий аварий определяются:

сценарии аварий с максимальным размером вреда по натуральным показателям воздействия на каждый компонент природной среды (почвы, грунтовые воды, поверхностные водоемы);

приоритетные, наиболее значимые для определения вероятного вреда в стоимостном выражении, натуральные показатели вреда, по которым при соответствующем обосновании могут проводиться более точные расчеты, в частности, уточняться количество загрязняющих веществ, профильтровавшихся в грунтовые воды, попавших в поверхностные водоемы и пр.

2.6. По результатам оценки показателей последствий аварии ГТС по силовому воздействию, по воздействию на компоненты окружающей природной среды и пр. определяются сценарии аварий (сценарий аварии) с наиболее тяжелыми последствиями.

Приложение 3

к Методике определения размера вреда,

который может быть причинен жизни,

здоровью физических лиц, имуществу

физических и юридических лиц в результате

аварии гидротехнического сооружения

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

Распоряжение Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 17 сентября 2008 г. N 121-р

О Порядке согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения

В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения":

1. Утвердить Порядок согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения в новой редакции согласно .

2. Распоряжение Комитета от 15.07.2008 N 94-р "Об утверждении порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения" признать утратившим силу.

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета В.Л. Телицына.

Председатель КомитетаД.А. Голубев

Приложение
к распоряжению Комитета
от 17 сентября 2008 г. N 121-р

1.1. Настоящий документ определяет порядок согласования Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений (далее - ГТС), расположенных на территории Санкт-Петербурга, на основании расчетов размеров вероятного вреда, представляемых владельцами ГТС.

1.2. Порядок согласования применяется для организаций всех форм собственности, которые имеют в своем составе гидротехнические сооружения, аварии на которых могут причинить вред жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

1.3. Порядок согласования устанавливает цели, процедуру организации и проведения согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, требования к составу и форме Заключения по представленному на согласование документу.

1.4. Целью согласования является установление полноты и достоверности информации, представленной в расчете вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения в частности:

выявление возможных опасностей на гидротехническом сооружении;

обоснованности проводимых расчетов развития гидродинамической аварии, возможной на сооружениях напорного фронта (волна прорыва с зоной затопления, продолжительность затопления);

определения степени возможных разрушений в зоне затопления; количества погибших и пострадавших людей;

определения возможного загрязнения водных объектов, почв, лесов;

нарушения водоснабжения и другие возможные вредные воздействия и т.д.

Кроме этого, при согласовании проверяется соответствие проводимых расчетов утвержденным методикам и порядку определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и представляемых предложений требованиям законодательства Российской Федерации.

1.5. Настоящий Порядок согласования применяется при: согласовании расчета вероятного вреда возможного от аварии ГТС; установлении величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС; проведении экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, разработанной в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения; для действующего гидротехнического сооружения.

Гидротехнические сооружения (ГТС) - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Владелец гидротехнического сооружения - собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Финансовое обеспечение гражданской ответственности - финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Авария гидротехнического сооружения - повреждения, разрушения или потеря эксплуатирующим персоналом контроля и управления ГТС вследствие воздействия внешних факторов, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Вероятный вред - оцененный в рублях максимальный вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Наиболее тяжелая авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, сопровождающаяся причинением наибольшего вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц.

Наиболее вероятная авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, характеризующаяся наибольшим значением среднегодового вреда.

Зона затопления - территория, в пределах которой происходит затопление потоком воды, образующимся в результате гидродинамической аварии и ограниченная сверху створом гидроузла, а снизу - створом с отметкой затопления, соответствующей паводку 5 % обеспеченности.

Расчет вероятного вреда - документ, оформляемый владельцем гидротехнического сооружения на основании результатов определения вероятного вреда.

Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии представленного расчета вероятного вреда требованиям нормативных документов.

3.1. Для получения согласования вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, их владельцы представляют в Комитет следующие документы:

заявление в 2-х экземплярах с приложением описи (перечня) представляемых документов;

копию свидетельства о регистрации ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений, заверенную в установленном порядке;

"Расчет вероятного вреда" (далее - расчет) в 4-х экземплярах, подписанный владельцем ГТС и выполненный в соответствии с утвержденными методиками и установленным порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;

документы, необходимые для обоснования величины финансового обеспечения ответственности (по усмотрению владельца ГТС);

декларацию безопасности ГТС, а при отсутствии такой декларации - обоснование сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред.

3.2. Комитет имеет право затребовать от владельцев ГТС дополнительные документы и материалы с целью уточнения расчетов (последний акт обследования гидротехнического сооружения; основные схемы, планы и разрезы по сооружениям и т.д.).

3.3. Ответственность за достоверность представленных данных несет владелец гидротехнического сооружения.

3.4. Прием, регистрация, рассмотрение представленных документов производится сектором безопасности гидротехнических сооружений Комитета.

3.5. Один экземпляр заявления с отметкой о регистрации принятых документов возвращается заявителю.

3.6. Срок проведения экспертной оценки представленных документов для принятия решения о согласовании - один месяц.

Рассматриваемый документ по форме и содержанию должен соответствовать требованиям главы III "Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденного МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России, Госгортехнадзора России и согласованного Министерством экономического развития РФ письмом N Д-312/23 от 04.03.2002.

5.1. Материалы по расчету вероятного вреда, возможного от аварии на ГТС предоставляются в Комитет владельцем ГТС в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 4 настоящего Порядка согласования.

5.2. Специалистами Комитета, на рассмотрение и согласование которым передан расчет вероятного вреда, проводится проверка соответствия документа требованиям основных нормативных документов по определению расчета вероятного вреда.

5.3. При необходимости, у владельца ГТС запрашиваются дополнительные данные для определения достоверности представленных на согласование материалов.

5.4. Специалистами Комитета с привлечением (при необходимости) экспертов из профильных организаций составляется Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения.

5.5. При положительном результате рассмотрения представленной документации на титульном листе расчетов должностным лицом Комитета ставится отметка о согласовании.

5.6. Владельцам ГТС выдается экспертное заключение по форме согласно приложению.

5.7. Один экземпляр согласованного расчета остается в оперативном хранении (не более пяти лет) в секторе безопасности гидротехнических сооружений Комитета.

5.8. При отрицательных результатах рассмотрения представленных документов владельцу ГТС выдается экспертное заключение, содержащее обоснование отказа в согласовании.

5.9. Срок проведения повторного согласования расчетов - две недели.

5.10. В случаях, когда претерпели существенные изменения расчетные параметры состояния гидротехнического сооружения и зоны причинения вероятного вреда, размер вероятного вреда и величина финансового обеспечения ответственности определяются повторно.

5.11. Сектор безопасности гидротехнических сооружений Комитета ведет реестр гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга, на территории которого может быть причинен вред в результате аварии этих сооружений и для которых определен размер вероятного вреда согласно выполненным расчетам и выданным уведомлениям о согласовании расчетов.

6.1. Заключение составляется по установленной форме согласно приложению.

6.2. Заключение должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование. Замечания к рассматриваемому документу, выявленные по результатам рассмотрения, должны сопровождаться ссылками на требования действующих норм и правил.

6.3. Заключительная часть заключения должна включать выводы о возможности (невозможности) согласования с обязательной оценкой: соответствия полноты и достоверности информации, представленной в расчете вероятного вреда, требованиям нормативных документов; обоснованности расчетов, соответствие их утвержденным методикам и порядку определения размера вреда; наличие необходимых согласований.

При оценке соответствия полноты и достоверности информации, представленной в расчете вероятного вреда, требованиям нормативных документов необходимо учитывать требования к составу и содержанию сведений, которые должны представляться в рассматриваемом документе, а также фактическое состояние безопасности ГТС.

Приложение
к порядку согласования
расчета вероятного вреда, который
может быть причинен в результате
аварии гидротехнического сооружения

г. Санкт-Петербург

"___" ________________ 200__ г.

(место составления заключения)

1. Краткая характеристика представленного на экспертизу материала

1.1. На рассмотрение представлен:

(наименование документа)

(год разработки, кем утвержден)

(перечень представленных приложений)

1.2. Разработчик документа:

1.3. Основание для разработки документа:

1. Федеральный Закон "О безопасности гидротехнических сооружений" N 117-ФЗ от 23.06.1997

2. Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876.

3. Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Утверждено совместным приказом МЧС, Минэнерго, МПР, Минтранса и ГГТН России от 18.05.2002, зарегистрировано в Минюсте 03.06.2002 N 3493.

4. Предписание N _______от _________, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

2. Общие сведения об объекте, его назначение, состав гидротехнических сооружений

2.1 Полное и сокращенное наименование ГТС:__________________________________

2.2. Местоположение:______________________________________________________

2.3. Назначение:___________________________________________________________

2.4. Перечень рассматриваемых гидротехнических сооружений:____________________

3. Основные характеристики гидротехнических сооружений

3.1. Класс ГТС:____________________________________________________________

3.2. Период эксплуатации ГТС:_______________________________________________

3.3. Характеристики напорных ГТС (при наличии):_______________________________

3.4. Характеристики водопропускных сооружений (при наличии):___________________

3.5. Параметры водохранилища (при наличии):__________________________________

3.6. Характеристики прочих ГТС:_____________________________________________

4. Принятые к расчету к расчету сценарии аварий гидротехнических сооружений

4.1. Перечень основных внешних и внутренних причин аварии ГТС:________________

4.2. Описание основного сценария (сценариев) аварий ГТС:_______________________

5. Характеристика зоны затопления при гидродинамической аварии

5.1. Основные параметры волны прорыва:______________________________________

5.2. Площадь затопления:____________________________________________________

6. Замечания

(Замечания даются при несоответствии представленных по расчету вероятного вреда материалов по своему содержанию и форме соответствующим нормативным документам в области определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения и размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, а также действующим ведомственным Методикам определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения).

7. Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения

В разделе приводятся сведения об основных достоинствах и недостатках представленного на рассмотрение документа и делается вывод о возможности (невозможности) его согласования.

Начальник сектора безопасности гидротехнических сооружений Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

(Ф.И.О.)

Согласно "Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения" (утвержден приказом МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002): Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. ИКЦ "Безопасность гидротехнических сооружений" осуществляет полный перечень работ по определению размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Все разработанные нами расчеты размера вреда в результате аварии ГТС прошли согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и контроль на соответствие зоны причинения вероятного вреда расчетным параметрам в составе декларации безопасности ГТС Ростехнадзором
Расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения должен содержать:
а) наименование владельца гидротехнического сооружения, его реквизиты;
б) дату составления;
в) основание для проведения расчета;
г) наименование и реквизиты организаций, привлеченных владельцем гидротехнического сооружения к определению вероятного вреда;
д) описание и обоснование принятых к расчету сценариев аварий гидротехнического сооружения;
е) указания на используемые методические рекомендации, нормы оценки размера ущерба, обоснование их использования при определении вероятного вреда;
ж) перечень использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения;
з) принятые при определении вероятного вреда допущения;
и) последовательность определения вероятного вреда;
к) денежные оценки вероятного вреда, сгруппированные согласно показателям социально - экономических последствий аварий гидротехнических сооружений;
л) перечень использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий гидротехнических сооружений, чрезвычайных ситуаций и их последствий;
м) иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера вреда.
Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения. Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения. При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.
"Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876) устанавливают: Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Величина финансового обеспечения ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется владельцем гидротехнического сооружения, исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год. При наличии у владельца гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений величина вероятного вреда принимается равной максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого гидротехнического сооружения.

Приложение к Порядку согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на территории Московской области...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАСЧЕТУ ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, А ТАКЖЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В ДРУГОМ СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕРОЯТНЫЙ ВРЕД ОТ АВАРИИ НА КОТОРОМ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ТЕРРИТОРИЮ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА КОТОРЫМ ПЕРЕДАНЫ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) 1. Краткая характеристика представленных на экспертизу материалов. 1.1. На рассмотрение представлен: ___________________________________________________________________________ (наименование документа) ___________________________________________________________________________ (год разработки, кем утвержден) ___________________________________________________________________________ (перечень представленных приложений) 1.2. Разработчик документа ____________________________________________ 1.3. Основание для разработки документа: 1.3.1. Федеральный закон от 23.06.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". 1.3.2. Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876. 1.3.3. Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, утвержденный приказом от 18.05.2002 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 243, Министерства энергетики Российской Федерации N 150, Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 270, Министерства транспорта Российской Федерации N 68 и Федерального горного и промышленного надзора России N 89. 2. Общие сведения об объекте, его назначение, состав гидротехнических сооружений. 2.1. Полное и сокращенное наименование ГТС: ___________________________ 2.2. Местоположение ___________________________________________________ 2.3. Назначение _______________________________________________________ 2.4. Состав ГТС: ______________________________________________________ 3. Основные характеристики гидротехнических сооружений. 3.1. Класс ГТС: _______________________________________________________ 3.2. Период эксплуатации ГТС: _________________________________________ 3.3. Характеристики напорных ГТС (при наличии): _______________________ 3.4. Характеристики водопропускных сооружений (при наличии): __________ 3.5. Параметры водохранилища (при наличии): ___________________________ 3.6. Характеристики прочих ГТС: _______________________________________ 4. Принятые к расчету сценарии аварий гидротехнических сооружений. 4.1. Перечень основных внешних и внутренних причин аварии ГТС: ________ 4.2. Описание основного сценария (сценариев) аварий ГТС: ______________ 5. Характеристика зоны затопления при гидродинамической аварии. 5.1. Основные параметры волны прорыва: ________________________________ 5.2. Площадь затопления: ______________________________________________ 6. Замечания (даются при несоответствии представленных по расчету вероятного вреда материалов по своему содержанию и форме соответствующим нормативным документам в области определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, и размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения). 7. Заключение по представленному на согласование расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения (приводятся сведения об основных достоинствах и недостатках представленного на рассмотрение документа и делается вывод о возможности (невозможности) его согласования). ___________________ _____________________ (______________) Должность подпись Ф.И.О.