Основания прекращения права собственности на земельный участок. Когда право собственности на земельный участок может быть прекращено Принудительные основания прекращения прав на землю

ЗК РФ подтвердил положения статей ГК РФ о принудительном прекращении прав собственности на земельный участок, используемый с нарушением законодательства (не используется в течение трех лет, используется не в соответствии с его целевым назначением, использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки). Анализ этого перечня оснований принудительного прекращения прав на землю показывает, что право частной собственности по сравнению с иными правами на землю защищено более надежно.

Процедура принудительного прекращения прав на землю: В случае неустранения ненадлежащего использования земельного участка налагается административное взыскание в виде штрафа и лицу, виновному в нарушении законодательства, выносится предупреждение о необходимости устранения нарушения в установленный срок. Если и после этого нарушение не будет устранено, то принудительное прекращение прав на землю осуществляется только в судебном порядке.

Особенности купли–продажи земельных участков:

· продавать можно земельный участок, прошедший гос.кадастровый учет;

· продавец не вправе ставить условия о возможности выкупа земельного участка обратно, об ограничении покупателя совершать в дальнейшем действия по распоряжению земельным участком, об отстранении себя от ответственности в случае предъявления прав на земельный участок третьими лицами;

· покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации о земельном участке вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли–продажи и возмещения причиненных ему убытков.

Земельный кодекс Российской Федерации состоит из 18 глав (общей сложностью 103 статьи):

1. Общие положения

2. Земельные участки

3. Охрана земель

4. Собственность на землю

5. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (земельный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками



6. Возникновение прав на землю

7. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

8. Прекращение и ограничение прав на землю

9. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

10. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

11. Плата за землю и оценка земли

12. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр

13. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль)

14. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

15. Земли сельскохозяйственного назначения

16. Земли населённых пунктов

17. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и земли иного специального назначения

18. Земли особо охраняемых территорий и объектов

19. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:

  1. Земля как природный объект (важнейшая составная часть природы);
  2. Земля как природный ресурс (определённая совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей);
  3. Как недвижимое имущество;
  4. Как объект права собственности и иных прав.

Земельное право и земельное законодательство.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения . Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Основу земельного законодательства составляют:

1. Гражданский кодекс

2. Водный кодекс РФ

3. Жилищный кодекс РФ

4. Налоговый кодекс

5. Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды,

6. Земельный кодекс РФ

7. Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель с\х назначения,

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно Конституции РФ земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

В основном государственном нормативном акте – Конституции РФ, оговорено следующее условие: осуществить такую процедуру как лишение прав собственности можно только на основании судебного решения, что применимо по отношению к любому владельцу имущества.

Данное правило касается и земель, причем, вне зависимости от их целевого назначения. В земельном законодательстве оговорены основания не только принудительного прекращения права собственности на земельный участок . Прекращено может быть и и . Основания для этого установлены следующие:

  1. Передача в судебном порядке права на землю собственнику строения, расположенного на данной территории, если иное решение не возможно.
  2. Лишение права на землю, если по закону гражданин не может быть ее собственником.
  3. Невыполнение обязательств.
  4. Изъятие надела , владение которым обусловлено правом бессрочного/постоянного пользования или пожизненного наследования для нужд регионального или государственного направления.
  5. Совершение неправомерных действий, в частности:
  • нарушение норм эксплуатации , которые установлены для категории конкретного участка и его предназначения;
  • манипуляции с плодородным почвенным слоем – его снятие и перемещение;
  • игнорирование в течение трех лет целевого назначения площади, и ее в направлениях, не связанных с сельским хозяйством, строительством или другим видом работ. Срок может быть изменен ФЗ, также он не относится к наделам, которые невозможно эксплуатировать из-за природных воздействий стихийного характера или других подобных обстоятельств;
  • неправильное использование, что негативно сказывается на способности земли удовлетворять потребности растений и обеспечивать их нормальный рост и созревание;
  • нарушение специального режима эксплуатации территорий, прилегающих к морю, реке, хранилищу и другому водному объекту;
  • несоблюдение правил использования, перевозки, хранения ядовитых веществ, удобрений и прочих средств химического или биологического происхождения, приведшее к нанесению вреда почве, животным или человеку;
  • отсутствие мер по борьбе с разрушением почвенного слоя вследствие воздействия стихий;
  • систематическая неуплата установленных налогов и сборов.

Принудительное на земельный участок осуществляется на определенных условиях и в порядке, оговоренном в нормах .

Изъятие надела влечет за собой передачу права собственности другим лицам. В случае взыскания по обязательствам участок передается гражданину или организации, в пользу которых он изымался, или продается, а обязательства возмещаются за счет этих средств. При совершении неправомерных действий владельцем или при наличии особой необходимости в данном земельном участке, он становится либо муниципальной собственностью.

Способы принудительного прекращения прав

Существует определенная классификация прекращения прав на участок, осуществляемого в порядке принуждения. Основные способы данной процедуры и их общие характеристики:

  1. Выкуп. В ГК оговорено, что у собственника для государственных или муниципальных нужд должно производиться на условиях равного по ценности или заблаговременного возмещения стоимости участка . Владелец может не согласиться с обозначенным размером финансовой компенсации, другими условиями или непосредственно с самим решением. В этом случае официальный орган власти имеет право обратиться в суд в течение трех лет со дня уведомления собственника о принятом решении.
  2. земли является правомерным действием в случае совершения собственником преступления.
  3. Принудительное прекращение прав на землю может иметь характер временной или постоянной меры, называемой . Это действия государства, направленные на изъятие участка в чрезвычайной ситуации. Данная процедура может быть применена при наводнении, вспышке болезни и других подобных обстоятельствах. Свершившийся факт фиксируется в специальном документе. В случае отсутствия возможности возврата объекта выплачивается его стоимость или предлагается замена с аналогичной ценностью.

Порядок прекращения прав на земельный надел

Как и любое правомерное действие, принудительное прекращение права собственности на земельный участок , выполняется по правилам, оговоренным в ГК и ЗК. Процедура проходит в следующем порядке:

  1. Определение основания для осуществления соответствующих действий.
  2. Выявление собственника земельного участка посредством направления ответственными органами запросов в общий реестр, архивы и прочие инстанции. Еще один используемый метод – размещение информации о поиске на официальных порталах и щитах местного назначения. Если владелец не найден, суд, на основании заявления ответственного органа, признает право за государством на владение участком. Эта процедура проводится не менее чем за 60 дней до вынесения решения.
  3. Администрация муниципалитета либо другая организация, имеющая соответствующие права, принимает решение об изъятии участка. В течение 10 дней содержание документа доводится до сведения собственника и придается гласности: размещается на официальном ресурсе, отправляется в Российский реестр . Действует ограничение во времени: Решение имеет силу в течение трех лет.
  4. За 60 дней до следующей процедуры проводится экспертная оценка стоимости земли.
  5. Соглашение об изъятии направляется собственнику. Он может не подписывать его, но через 90 дней ответственный орган вправе подать заявление в суд . Завершение процедуры в этом случае пройдет на основании судебного решения.

Если лишение прав на частную собственность проходит не в связи с государственной или муниципальной необходимостью, владелец, совершивший правонарушение или не соблюдавший правила эксплуатации надела, заблаговременно уведомляется о причине. В некоторых случаях назначается штраф , при его неуплате и игнорировании предупреждения официальный орган власти или управления на местах выносит соответствующее решение. Согласие собственника с действиями данных органов, оформленное в письменном виде, позволит выставить участок на аукцион. В случае несогласия владельца с решением, дело направляется в суд.

Список документов

Для каждого отдельного случая применяется свой пакет документов. Общими являются:

  • Заключение о состоянии участка.
  • Уведомление собственника.
  • Соглашение об изъятии надела.
  • Письменное согласие собственника.

Также применяются следующие документы:

  • Судебные приказы и исполнительные листы.
  • Постановления уполномоченных органов и приставов.
  • Соглашения или договоры на заем, уплату определенных сумм.

Последствия принудительного лишения собственности на землю

После того, как участок земли уже не будет принадлежать гражданину, он в собственность других лиц, государственных органов или прочих претендентов. При этом бывший собственник не освобождается от уплаты наложенных на него штрафов за неправильную эксплуатацию площади , а в случае нанесения вреда почве – доведения ее до надлежащего состояния.

Постановление, вынесенное на основании документов и заявления ответственного органа, подлежит обжалованию. Иногда это помогает восстановить законное владение. Наделы, изъятые по реквизиции, подлежат возврату.

Пример по принудительному прекращению права на земельный участок

В марте текущего года был принят правовой документ о принудительном лишении гражданина Г. правом собственности на земельный участок, который необходим для строительства пешеходного моста.

Поскольку владельцем не было подписано обязательное для данной процедуры соглашение о выкупе , в суд подан иск на гражданина Г. Решение суда было принято в пользу ответчика. Оно основано на несоблюдении требований ГК, владелец участка должен быть уведомлен о данном факте.

Нарушение порядка изъятия стало причиной отказа в иске.

Заключение

Принудительное лишение права собственности на землю производится по правилам и в соответствии с порядком, установленными законом. Основные моменты процедуры:

  1. Принять такое решение может только суд.
  2. Для осуществления данных действий необходимы веские основания, правомерного характера.
  3. Возможно провести обжалование .
  4. Отклонение от порядка приведет к неудовлетворению иска, поданного органами власти.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению права на надел

Вопрос : Добрый день, пишет вам Анастасия. Ответственные лица нашей городской администрации поставили меня в известность о том, что участок, находящийся в собственности будет изъят в связи с территориальной необходимостью – для строительства дороги. На основании чего может быть осуществлена такая процедура?

Ответ : Анастасия, ЗК предполагает соблюдение конкретных условий для проведения процедуры изъятия участка в связи с муниципальной или государственной необходимостью. Они оговорены в . В частности, необходимость строительства автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (при отсутствии альтернативы).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

земля право собственность

Актуальность темы исследования . В настоящее время земля - важнейший ресурс, экономическая категория, которая играет важнейшую роль в экономике страны.

Земельные участки могут находиться в пользовании или собственности граждан и организаций. Собственник обязан эффективно использовать свою землю в соответствии с ее целевым назначением способами, которые не должны наносить ей ущерба как природному объекту и природному ресурсу; своевременно платить земельный долг или вносить арендную плату и плату за временное пользование землей; повышать плодородие почв, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования другими природными объектами, а также не допускать причинения ущерба окружающей среде.

При нарушении земельного законодательства собственником либо пользователем земельного участка права последнего могут быть прекращены в принудительном порядке. Закрепление законодателем оснований прекращения прав на земельные участки является гарантией реализации собственниками и пользователями участков своих прав и обязанностей, а так же возможностью обеспечить интересы государства в случаях, когда земля необходима для государственных или муниципальных нужд или правообладатель не исполняет требования земельного законодательства.

Изучению оснований прекращения права на земельные участки и посвящена данная курсовая работа.

Объектом настоящего исследования являются основания прекращения прав на земельные участки.

Предметом работы являются нормы законодательства Российской Федерации, которые регулируют основания и процесс прекращения прав на земельные участки.

Цель настоящей работы состоит в изучении оснований прекращения прав на земельные участки.

Задачи работы:

Описать юридические основания прекращения права собственности на земельные участки.

Исследовать юридические основания прекращения прав на земельные участки у лиц, не являющихся их собственниками.

Рассмотреть сущность принудительного прекращения прав на земельные участки.

Провести анализ судебной практики о прекращении прав на земельные участки.

Нормативной основой курсовой работы стали: Конституция РФ, Земельный и Гражданский кодексы, федеральные законы, постановления Правительства РЫ и иные нормативно-правовые акты.

Теоретической основой работы являются труды таких ученых, как: Новикова О.В., Сонина Д.Д., Лобачев С.В., Липски С.А., Лабчев С.В., Галиновская Е., Ковалева Е., Бутовецкий А., Лабинский А.Л., Ивасенко А.Г., Захарова И.Ю., Тымчук Ю.А., Фетисов В.А., Кылчыкбаев Т.Э. и других.

Структура работы соответствует целям и задачам и включает в себя: введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.

1. Юридические основания прекращения права собственности на земельные участки

Можно выделить следующие основания прекращения права собственности на землю:

1) собственник добровольно принимает решение об отчуждении принадлежащего ему имущества, т.е. собственник земельного участка вправе совершить любую сделку с земельным участком а также отказаться от земельного участка на основании ст. 53 ЗК РФ, что влечет за собой возникновение двух правомерных юридических актов.

Следствием такого отказа является переход права собственности на земельный участок в силу закона к публичному образованию, что фактически означает отчуждение земельного участка Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2010 по делу № А56-56486/2009 . К данной группе правоотношений необходимо также добавить случай добровольного прекращения деятельности юридического лица посредством ликвидации, которое имеет в собственности земельный участок.

2) правомочия собственности подлежат прекращению не вследствие совершения лицом какого-нибудь противоправного деяния, а обусловлены публичными (общественными) интересами: национализация, реквизиция, принудительное изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд. По утверждению многих авторов, принудительное прекращение прав на землю является важным в целях развития земельного оборота Коломейцева Т.А., Бабанова О.И. Особенности изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд в связи с изменениями в гражданском законодательстве Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 3. - С. 9 - 10. ;

3) правомочия собственности на земельный участок подлежат прекращению вследствие применения санкции за допущенное земельное правонарушение.

Перечень возможных оснований для принудительного изъятия земельных участков установлен ГК РФ. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237 ГК РФ). Наиболее оптимальным вариантом прекращения обязательства выступает его надлежащее исполнение. Надлежащее исполнение обязательства рассматривается в качестве совершения должником определенных действий согласно условиям принятых на себя обязательств, например, передача вещи по договору купли-продажи, оказание согласованной сторонами услуги и т.д. Новикова О.В. Прекращение права частной собственности на землю и его правовые механизмы // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2012. - № 5. - С. 432

Согласно ч. 1 ст. 237 ГК РФ изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238). В этом случае речь идет об оборотоспособности земельного участка.

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); Лабчев С.В. К вопросу о прекращении прав на землю как мере земельно-правовой ответственности лиц // Юрист. - 2012. - № 19. - С. 33-34

4) реквизиция, которая определяется ст. 242 ГК РФ как изъятие у собственника имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой стоимости имущества (реквизиция) в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

5) конфискация (статья 243), которая определяется как безвозмездное изъятие у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). Таким образом, в отличие от реквизиции при конфискации имущество изымается у собственника без предоставления соответствующей выплаты;

6) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных законом.

7) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения. Новикова О.В. Прекращение права частной собственности на землю и его правовые механизмы // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2012. - № 5. - С. 433.

Закрепление двух последних оснований в ГК РФ обусловлено необходимостью противодействия гражданско-правовым способом таким негативным явлениям как коррупции и терроризму. Захарова И.Ю. Основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю в Российской Федерации // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2014. - № 1. - С. 108

Наиболее распространенным случаем принудительного прекращения права собственности или иных прав на земельный участок является его изъятие для государственных или муниципальных нужд. В тоже время, такое изъятие не является произвольным, сама процедура, её основания и порядок детальным образом регламентированы действующим законодательством. При этом, собственнику изымаемого земельного участка гарантируется предоставление равноценного участка в собственность либо компенсационная выплата. Лабинский А.Л., Ивасенко А.Г. Прекращение прав собственности на землю в РФ // сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. - Махачкала.: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация". - 2014. - С. 80-81

Итак, основаниями возникновения и прекращения прав на землю выступают юридические факты, образующие юридический состав, который обладает правоустанавливающим характером. Земельные участки могут быть приобретены в собственность по различным основаниям, среди которых самыми распространенными являются сделки, решения органов исполнительной власти, судебные решения, институт приобретательской давности и т.д. Захарова И.Ю. Основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю в Российской Федерации // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2014. - № 1. - С. 108. Собственник может добровольно принять решение об отчуждении принадлежащего ему земельного участка. Земельный участок может быть изъят у собственника и за допущенное правонарушение либо в целях удовлетворения публичных (общественных) интересов.

2. Юридические основания прекращения прав на земельные участки у лиц, не являющихся их собственниками

Права на земельные участки лиц, которые не являются их собственниками, могут быть прекращены в принудительном порядке в связи с ненадлежащим их использованием в порядке, который предусмотрен ст. 54 ЗК РФ. В таком случае принудительное прекращение права на земельный участок производится на основании и в порядке, которые определяют ст. ст. 284-286 ГК РФ.

Однако в соответствии со ст. 54 ЗК РФ земельный участок может быть изъят у лица, которое не является его собственником, только после привлечения этого лица к административной ответственности за нарушения земельного законодательства. При этом основания изъятия и состав административного правонарушения должны совпадать. Кылчыкбаев Т.Э. Основание принудительного прекращения права собственности на землю // Наука в современном мире: приоритеты развития. - 2016. - № 1. - С. 145.

В действующем Кодексе об административных правонарушениях установлены следующие виды правонарушений:

Уничтожение межевых знаков границ земельных участков;

Самовольная переуступка права пользования землей;

Самовольный обмен земельного участка;

Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;

Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах. Сонина Д.Д. Правовые проблемы принудительного прекращения прав на землю в Российской Федерации. Дисс. к.ю.н. - М., 2012. - С. 98-99.

Указанные выше правонарушения необходимо отличать от тех правонарушений, которые связаны с самовольным занятием участков земли. За эти правонарушения к ответственности могут привлекаться только те лица, которые не имеют прав на используемые ими земельные участки.

В ст. 42 ЗК РФ определены обязанности собственников и пользователей земельных участков использовать их только по целевому назначению. Гринь Е.А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований// Уникальные исследования XXI века. - 2015. - № 1. - С. 28.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

В п. 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 2, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК.

Как уже говорилось, для изъятия земельного участка необходимо, чтобы его владелец был привлечен к административной ответственности за его ненадлежащее использование. Совместно с наложением административного наказания в отношении виновного лица уполномоченный орган обязан выдать предупреждение о допущенных им земельных правонарушениях и уведомить предоставивший участок орган об этом. Часовских А. В. Принудительное прекращение прав на земельные участки: правовое регулирование и проблематика / А. В. Часовских, А. А. Рыбьянов, А. Э. Плотникова // Студенческая наука XXI века: материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.]. -- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. -- № 2 (9). -- С. 251

Форма такого предупреждения установлена в приложении к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689. Так, согласно данному акту, в предупреждении должно содержаться:

Указание на совершенное правонарушение.

Срок устранения данного правонарушения.

Указание на возможность принудительного прекращения права на данный земельный участок при неустранении допущенных нарушений.

Разъяснение прав виновного лица при возбуждении процедуры принудительного изъятия земельного участка. Сонина Д.Д. Неиспользование земельного участка в течение установленного законом срока как основание прекращения прав на землю// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2011. - № 4. - С. 166.

Если указанные в предупреждении нарушения устранены в не были, то орган исполнительной власти, который вынес предупреждение, направляет материалы в орган местного самоуправления либо орган государственной власти с целью прекращения прав лица на земельный участок по причине его ненадлежащего использования. Органом государственной власти либо органом местного самоуправления подается соответствующее заявление в суд, а после вступления в силу решения суда права лица на земельный участок прекращаются, а факт прекращения права на земельный участок регистрируется в соответствующем государственном органе.

При этом прекращение прав на земельный участок не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, которое предусматривает ст. 76 ЗК РФ.

Решение об изъятии у лица земельного участка может обжаловаться им в вышестоящие судебные инстанции. Кылчыкбаев Т.Э. Основание принудительного прекращения права собственности на землю // Наука в современном мире: приоритеты развития. - 2016. - № 1. - С. 146.

Таким образом, прекратить права лиц на земельные участки можно только по установленным в законе основаниям и порядке и только по решению суда.

3. Принудительное прекращение прав на земельные участки

Основания принудительного прекращения права лица на земельный участок закреплены в ГК РФ и ЗК РФ.

Условно общими основаниями принудительного изъятия земельных участков, указанных в ЗК РФ можно считать:

Ненадлежащее использование земельных участков;

Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

Порча земель;

Конфискация;

Реквизиция земельного участка;

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Часовских А. В. Принудительное прекращение прав на земельные участки: правовое регулирование и проблематика / А. В. Часовских, А. А. Рыбьянов, А. Э. Плотникова // Студенческая наука XXI века: материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.]. -- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. -- № 2 (9). -- С. 251

Так же федеральными законами могут предусматривать и иные основания принудительного прекращения прав на земельные участки.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся основания подробнее.

В Российской Федерации в настоящее время существует две формы ответственности за нарушение обязанности по использованию земли для всех лиц, осуществляющих владение и (или) пользование земельными участками: наложение административного взыскания в виде штрафа и последующее изъятие, которые предусмотрены за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства в течение установленного федеральным законом срока, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Государственный орган не имеет право изъять земельный участок по причине его неиспользования только на основании вынесенного предупреждения. Обязательно для его изъятия привлечение владельца участка к административной ответственности и неустранение им допущенных нарушений земельного законодательства. Лобачев С.В. Прекращение прав на землю как мера земельно-правовой ответственности лиц: проблемы правоприменения. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.В. Малько; Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. - Рязань: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция" . - С. 284.

Факт неиспользования земельного участка должен устанавливаться по итогам проведения проверки уполномоченным органом, осуществляющим земельный контроль. В ходе такой проверки уполномоченным органом устанавливается размер участка и время, в течение которого он не использовался. Если указанные факты отсутствуют, то акты уполномоченных органов о привлечении владельца участка к административной ответственности отменяются. Изъять земельный участок возможно, если данные факты были подтверждены результатами проведенной проверки и виновное лицо на основании этого понесло административную ответственность. Липски С.А. Принудительное прекращение права собственности на землю // Гражданин и право. - 2014. - № 2. - С. 24.

Важным аспектом в определении наличия или отсутствия правонарушения, совершение которого может повлечь за собой изъятие земельного участка, является установление срока, в течение которого такой земельный участок не используется. В случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, он может быть изъят по требованию арендодателя. Галиновская Е. Направления развития земельного законодательства: новые тенденции и преемственность // Хозяйство и право. - 2015. - № 1. - С. 9.

Особого внимания с точки зрения земельного права заслуживает реквизиция земельных участков и изъятие участков для государственных и муниципальных нужд.

Два указанных случая - это случаи принудительного изъятия у лица земельного участка для того, чтобы обеспечить интересы общества и государства. Однако необходимость реквизиции и изъятия участка для государственных и муниципальных нужд разная.

Реквизиция представляет собой изъятие государством у собственника имущества с выплатой последнему стоимость изымаемого имущества. Реквизиция - это категория гражданского права, поэтому отношения, которые с ней связаны, урегулированы в ст. 242 ГК РФ. В этой норме сказано, что при наступлении аварий, стихийных бедствий, эпизоотий, эпидемий, а так же иных чрезвычайных обстоятельствах, в интересах общества у собственника может быть изъято имущество на определенных законодательством условиях и в определенном порядке с выплатой собственнику стоимости изъятого. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

В ЗК РФ указывается так же, что реквизиция может осуществляться для оборонных нужд или для обеспечения безопасности при военном положении либо чрезвычайном положении.

Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, установленных статьей 55 Земельного кодекса РФ. Лабинский А.Л., Ивасенко А.Г. Прекращение прав собственности на землю в РФ // сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. - Махачкала.: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация". - 2014. - С. 80-81

В соответствии со ст. 51 ЗК РФ собственник реквизированного земельного участка может требовать возврата земельного участка в суде, но только в случае прекращения действия тех обстоятельств, которые стали причиной реквизиции. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

Размер вознаграждения за изъятое имущество определяет проводящий реквизицию государственный орган в соответствии с положениями закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 3 данного закона собственнику возмещается рыночная стоимость изъятого имущества Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) .

Если собственник не согласен со стоимостью участка, то он в судебном порядке имеет право требовать определить размер компенсации за изъятый земельный участок.

Но, норма ЗК РФ о реквизиции, по нашему мнению, не является совершенной.

В ст. 51 ЗК РФ в объем понятия «реквизиция» включается и временное изъятие имущества у собственника. Однако «временное изъятие» не может рассматриваться, как прекращение права собственности. Думается, ст. 51 ЗК РФ, следует заменить на две отдельные статьи следующего содержания (приводится только часть, которую предлагается изменить:

«Статья 51. Временное изъятие земельного участка в чрезвычайной ситуации»

Изъятый земельный участок должен быть возвращен собственнику после окончания действия обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, и ликвидации их последствий. В случае невозможности возврата временно изъятого земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Собственник земельного участка, у которого временно изъят земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости временного изъятия земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

Статья 51.1. Реквизиция земельного участка.

Под реквизицией земельного участка понимается прекращение права собственности физических и юридических лиц на земельные участки в случаях, предусмотренных статьей 242 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рыночная стоимость реквизированного земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, возмещается собственнику в порядке, установленном законодательством о реквизиции, или по желанию собственника ему предоставляется равноценный земельный участок.

Вследствие внесения предложенных изменений в ЗК РФ будет сохранен единственный детализированный российским законодательством правовой механизм реквизиции в чрезвычайных ситуациях и исправлены недостатки юридической техники, которые, по существу должны рассматриваться как противоречие норм ЗК РФ нормам ГК РФ, что недопустимо и должно быть устранено.

Так же закон допускает конфискацию земельных участков, то есть их безвозмездное изъятие на основании решения суда в качестве санкции за совершение различных преступлений. Кроме как преступление, никакие прочие виды правонарушений не могут являться основанием для проведения конфискации. Следует отметить, что конфискация может применяться только в отношении физических лиц, поскольку согласно закону только они могут нести уголовную ответственность. Оболонкова Е.В. Отдельные вопросы применения правил о реквизиции в гражданском праве России // Адвокат. 2013. № 12.

Еще один случай принудительного изъятия недвижимого имущества предусмотрен ст. 239 ГК РФ путем изъятия у частного собственника для государственных или муниципальных нужд. Важно отметить, что ст. 35 Конституции РФ предусматривает возможность принудительного изъятия имущества только для государственных нужд, в то время как ст. 239 ГК РФ предоставляет такую возможность и для нужд муниципальных.

Изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ осуществляется в исключительных случаях, к которым закон относит:

Необходимость исполнить международные обязательства государства. В этом случае изъятие участка производится только для государственных нужд.

Необходимость разместить объекты муниципального или государственного значение, если отсутствуют иные варианты размещения. Гринь Е.А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований // Уникальные исследования XXI века. 2015. №1 (1). - С. 29.

Если на подлежащем изъятию земельном участке расположены здания, сооружения либо прочая недвижимость, то собственнику выплачивается соответствующая компенсация. Если собственник участка не согласен с изъятием либо с его условиями, то он имеет право обжаловать в суд решение уполномоченного органа об изъятии земли. Сонина Д.Д. Реквизиция и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд как основания прекращения прав на землю // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 110-113

В соответствии с ГК РФ принудительное изъятие земли недопустимо, кроме случаев, когда:

1. Производится обращение взыскания на имущество должника по его обязательствам. В случае неисполнения должником своих обязательств на имущество, находящееся в его собственности, в том числе и на земельный участок, может быть наложено взыскание, которое производится по решению суда, если иной порядок не предусмотрен законом или договором. Основанием для изъятия земельного участка является выданный на основании вступившего в законную силу решения суда исполнительный документ. Порядок наложения взыскания устанавливается Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 1 и от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах». Новикова О.В. Прекращение права частной собственности на землю и его правовые механизмы // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2012. - № 5. - С. 434.

Кроме того, законом допустим и внесудебный порядок обращения взыскания на имущества должника при невыполнении последним своих обязательств. Например, ст. 349 ГК РФ разрешает обращать взыскание на предмет залога в установленном в договоре о залоге порядке.

Однако на предмет залога, переданный залогодержателю, взыскание может быть обращено в порядке, установленном договором о залоге, если законом не установлен иной порядок. При этом следует принимать во внимание, что в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень исполнительных документов, которые подлежат исполнению. К ним относятся:

Исполнительный лист, который выдается судом на основании судебного решения.

Судебный приказ.

Удостоверенные нотариально соглашения об уплате алиментов.

Удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

Требования, оформленные в установленном порядке, органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств;

Постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об отсутствии административных правонарушений;

Постановления судебного пристава-исполнителя;

Постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)

2. Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу, применяется при условии правомерности оснований приобретения права собственности. Например, лицу в составе наследства был завещан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и это повлекло превышение предельных размеров общей площади сельхозугодий, которые могут одновременно находиться в собственности физического лица, его близких родственников; такой земельный участок или его доля должны быть отчуждены собственником.

В соответствии со ст. 11 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» такие лица могут обладать земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения не на праве собственности, а только на праве аренды. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

Порядок отчуждения в случае, если лицо не имеет права обладать земельным участком на праве собственности, устанавливается непосредственно законом, который предусматривает такие случаи.

4. Анализ судебной практики о прекращении прав на земельные участки

Данные проблемы порождают противоречивость в судебной практике применения гражданского законодательства и не обеспечивают единообразие в разрешении споров, связанных с принудительным прекращением отдельных видов прав на земельные участки.

Кроме обозначенных выше предметом рассмотрения судов, в частности в Тюменской области, являются и иные вопросы, связанные с прекращением прав в отношении земельных участков.

Так, в архиве Тюменского областного суда присутствуют дела, связанные с обращением взыскания на земельный участок.

Так, коллегией по гражданским делам Тюменского областного суда было рассмотрена апелляционная жалоба на решение Тобольского городского суда Тюменской области. В суде было установлено, что З. обратился в суд с заявлением об обращении взыскания на земельный участок, принадлежащий К. на праве общей долевой собственности в связи с необходимостью исполнения судебного решения Тобольского городского суда, которым с К. в пользу З. была взыскана денежная сумма. В обеспечение иска был наложен арест на имущество К., возбуждено исполнительное производство, однако решение до настоящего времени не исполнено. В обеспечении иска был наложен арест на гараж, гараж был выставлен на торги, но без земельного участка не был реализован. Суд иск удовлетворил и обратил взыскание на земельный участок, расположенный под гаражом.

Ответчик подал жалобу просит об отмене решения суда и принятии нового, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда. Согласно ст. 278 ГК Российской Федерации, обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда. Как установлено судом первой инстанции на основании исполнительного листа, выданного Тобольским городским судом Тюменской области, возбуждено исполнительное производство о взыскании с К. в пользу З. денежной суммы. Погашение задолженности в рамках исполнительного производства не произведено в полном объеме ввиду недостаточности у должника денежных средств и имущества, на которое может быть обращено взыскание судебным приставом-исполнителем в пределах его полномочий. В ходе исполнения установлено, что должнику принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование под гаражи. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности не исполняется длительное время, факт принадлежности ответчику земельного участка установлен судом, земельные участки в данном случае не входят в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по ст. 446 ГПК Российской Федерации. Судом учтено также, что стоимость участка, определенная специалистами в области оценочной деятельности, соразмерна сумме задолженности ответчика перед истцом. При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о том, что оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется. Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, отмену решения суда не влекут. Апелляционное определение Тюменского областного суда от 22.02.2012 г. по делу № 33-822/2012

В практике судов Тюменской области так же встречаются решения, связанные с принудительным прекращением права собственности на участок в связи с выкупом земли под многоэтажными домами. В этих случаях переселяемые лица часто злоупотребляют своими правами и потому дела отправляются в суд.

Примером такой ситуации может являться следующее дело.

Администрация города Тюмени обратилась в суд с иском к Ильченко Л.И. и Ильченко В.В. об обязании заключить соглашение о выкупе жилого помещения в многоквартирном доме в связи с изъятием для муниципальных нужд и прекращении права собственности.

В соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 13.11.2008 года №1097-рк и на основании заключений межведомственной комиссии от 13.11.2008 года № 242 и от 13.11.2008 года № 243, распоряжения Администрации города Тюмени от 14.04.2006 № 740-рк «Об утверждении положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», статьи 58 Устава города Тюмени многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с пунктом 6 Распоряжения № 1097-рк, собственникам жилых помещений, расположенных по указанному адресу, в трехмесячный срок с момента получения уведомления о принятии указанного распоряжения необходимо было осуществить снос многоквартирного дома.

Согласно пункту 7 Распоряжения №1097-рк, в случае неисполнения обязанности по сносу Департаменту земельных ресурсов Администрации города Тюмени необходимо было подготовить проекты распоряжений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом, и изъятии каждого жилого помещения в этом доме.

Двое жильцов указанного дома, которым принадлежит по Ѕ доли трехкомнатной квартиры, не согласились на предложенные администрацией города условия выкупа квартиры.

Ответчикам были направлены уведомления и соглашение о выкупе жилого помещения в многоквартирном доме, предметом которых являются доли в Квартире. В уведомлении было указано, что в случае неполучения ответа в течение 15 дней с момента его направления, истец вынужден будет обратиться в суд с исковым заявлением о принудительном выкупе изымаемого жилого помещения. Размер выкупной цены Квартиры в соответствии с пунктом 2.1 указанного соглашения определен на основании Отчета об оценке №416/10 от 21.12.2010 года, выполненного ООО «Группа компаний «АЗИРА», и составляет 2611000 рублей.

В связи с этим истец просит: обязать ответчиков заключить с Администрацией города Тюмени соглашение о выкупе жилого помещения в многоквартирном доме, в связи с изъятием для муниципальных нужд, предметом которого является трехкомнатная квартира в многоквартирном доме по цене выкупа 2611000 рублей и на условиях, указанных в соглашении.

Ответчики в удовлетворении иска просили отказать. Заявили ходатайство о проведении повторной экспертизы с целью определения рыночной стоимости права требования выкупной цены Квартиры. Суд, учитывая нижеизложенное, а также длительность нахождения дела в производстве суда, отсутствие данного ходатайства в судебном заседании, признал ходатайство направленным на необоснованное затягивание судебного разбирательства, то есть злоупотреблением правом в нарушение запрета, установленного законом, и отказал в его удовлетворении.

Суд установил, что предложение новой квартиры является правом истца, а не его обязанностью. Таким образом, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 23.04.2012 г. по делу № 2-157/2012

Аналогичная ситуация сложилась в другом случае. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3.10.2011 г. по делу № 33-4941/2011

Однако следует отметить, что в Тюменской области иски о принудительном лишении права на земельные участки встречаются не так уж часто. Большинство из них касаются обращения взыскания, в первую очередь, по кредитным обязательствам.

В результате проведенного анализа можно сделать некоторые рекомендации по совершенствованию действующего законодательства. Так, при осуществлении выкупа земли для государственных и муниципальных нужд необходимо установить максимальный срок направления собственнику участка соглашения о выкупе и максимальный срок исполнения данного соглашения. Так же необходим установить, что если соглашение не будет направлено собственнику участка в указанный срок, что последний имеет право требовать возмещение затрат и убытков, связанных с проведенными улучшениями земельного участка в указанный период. Это позволит создать гарантии защиты прав собственника земельного участка от недобросовестного использования уполномоченными органами власти механизма принудительного выкупа.

Для совершенствования норм о реквизиции земельных участков можно осуществит следующие мероприятия. В целях защиты законных интересов пользователей земельных участков предлагается дополнить ст.51 ЗК РФ пунктом 7 следующего содержания: «Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения при реквизиции земельного участка осуществляется при условии возмещения убытков и предоставлении пользователю, владельцу равноценного земельного участка».

При этом под предоставлением равноценного земельного участка следует понимать предоставление земельного участка соответствующего вида разрешенного использования на праве собственности гражданину, ранее обладающему им на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, а юридическим лицам, кроме указанных, в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ на праве аренды с правом последующего выкупа земельного участка.

Таким образом, в настоящее время необходимо совершенствование законодательства, регулирующего вопросы прекращения права на земельные участки. Недоработки норм порождают значительные трудности в их применении и судебные споры.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Основаниями возникновения и прекращения прав на землю выступают юридические факты, образующие юридический состав, который обладает правоустанавливающим характером. Земельные участки могут быть приобретены в собственность по различным основаниям, среди которых самыми распространенными являются сделки, решения органов исполнительной власти, судебные решения, институт приобретательской давности и т.д. Собственник может добровольно принять решение об отчуждении принадлежащего ему земельного участка. Земельный участок может быть изъят у собственника и за допущенное правонарушение либо в целях удовлетворения публичных (общественных) интересов.

Принудительное прекращение прав на земельные участки может быть осуществлено по основаниям, которые предусматривает закон. К таковым, например, относится, обращение взыскания на земельный участок, его изъятие для государственных или муниципальных нужд, при конфискации и реквизиции и т.д. Принудительно гражданин может быть лишен прав на земельный участок по решению уполномоченного на то государственного органа либо суда.

Проведенный в настоящем исследовании анализ позволяет говорить о наличии определенных правовых проблем, которые связаны с принудительным лишением права на земельные участки. Первый недостаток - это несовершенство норм о порядке выкупа земельных участков при изъятии их у собственника для государственных и муниципальных нужд.

Так же следует отметить, что недостаточно подробно урегулированы такие процедуры, как конфискация и реквизиция земельных участков. Проблемным является так же вопрос определения размера компенсации при принудительном изъятии земельного участка. Зачастую объект оценивается по более низкой, чем рыночная цене, что порождает ряд проблем.

Для решения некоторых из них в работе предлагаются изменения в действующее законодательство.

Так, при осуществлении выкупа земли для государственных и муниципальных нужд необходимо установить максимальный срок направления собственнику участка соглашения о выкупе и максимальный срок исполнения данного соглашения. Так же необходим установить, что если соглашение не будет направлено собственнику участка в указанный срок, что последний имеет право требовать возмещение затрат и убытков, связанных с проведенными улучшениями земельного участка в указанный период. Это позволит создать гарантии защиты прав собственника земельного участка от недобросовестного использования уполномоченными органами власти механизма принудительного выкупа. Так же предлагается внести изменения в ст. 51 ЗК РФ.

В результате проведенного исследования были выявлены пробелы в земельном законодательстве. Так, ЗК РФ определяет механизм прекращения права на земельные участки только в отношении тех лиц, которые собственниками данного участка не являются. Однако в отношении собственника земли такого механизма не предусмотрено. Однако очень часто именно собственники земли не выполняют свои обязанности и допускают нарушения земельного законодательства. В связи с этим законодательство дает возможность прекратить их права на данные участки в принудительном порядке.

В ст. 286 ГК РФ установлена процедура изъятия участка земли у его собственника в связи с его ненадлежащим использованием. Однако данная норма не содержит четко определенного порядка осуществления процедур прекращения права собственности. Представляется верным. что для устранения данного пробела необходимо внести соответствующие изменения в ГК РФ, которые будут регулировать порядок принудительного прекращения права собственности на землю на основании решения суда. При этом средства от продажи этого участка с торгов должны быть возвращены бывшему собственнику участка за вычетом расходов на его реализацию.

Библиографический список источников и использованной литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)

3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

4. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

5. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

6. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016)

7. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

8. Апелляционное определение Тюменского областного суда от 22.02.2012 г. по делу № 33-822/2012

9. Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 23.04.2012 г. по делу № 2-157/2012

10. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 3.10.2011 г. по делу № 33-4941/2011

11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.03.2010 по делу № А56-56486/2009

12. Галиновская Е. Направления развития земельного законодательства: новые тенденции и преемственность // Хозяйство и право. - 2015. - № 1. - С. 3-12.

13. Гринь Е.А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - №1 (1). - С.21-43.

14. Захарова И.Ю. Основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на землю в Российской Федерации // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2014. - № 1. - С. 106-111.

15. Ковалева Е., Бутовецкий А. Порядок изъятия земельных участков и иного недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (Обзор положений Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») // Хозяйство и право. - 2015. - № 2. - С.16-27.

16. Коломейцева Т.А., Бабанова О.И. Особенности изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд в связи с изменениями в гражданском законодательстве Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012.-№ 3. - С. 9 - 10.

17. Кылчыкбаев Т.Э. Основание принудительного прекращения права собственности на землю // Наука в современном мире: приоритеты развития. - 2016. - № 1. - С. 144-148.

18. Лабинский А.Л., Ивасенко А.Г. Прекращение прав собственности на землю в РФ // сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. - Махачкала.: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация". - 2014. - С. 80-81.

Подобные документы

    Различие оснований прекращения права на земельные участки в зависимости от вида права. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Прекращение права на земельный участок, юридическая ответственность при нарушении законодательства.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Принципы государственной регистрации прав на земельные участки: обязательность, преемственность, открытость, платность, законность и презумпция достоверности. Возникновение, переход и прекращение прав на земельные участки как на недвижимое имущество.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Характеристика особенностей законодательства, регулирующего земельные правоотношения. Виды прав на земельные участки. Основания для приобретения права пожизненного наследуемого владения. Значение государственной регистрации прав на земельные участки.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2010

    Законодательство, регулирующее земельные правоотношения. Юридические основания для приобретения прав на земельные участки. Значение государственной регистрации земельных прав. Особенности приобретения прав граждан и организаций на земельные участки.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2015

    Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной или городской собственности. Приостановление и прекращение государственной регистрации. Учет выданной информации о зарегистрированных правах. Соблюдение порядка выдачи информации.

    контрольная работа , добавлен 00.00.0000

    Понятие и виды права собственности на земельные участки. Возникновение и прекращение права собственности на земельные участки. Постоянное пользование земельными участками. Аренда земельных участков. Соотношение аренды земельных участков и права сервитута.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2016

    Возникновение и прекращение права собственности на земельные участки. Отдельные виды права собственности на участки. Сервитут на земельный участок. Право постоянного бессрочного пользования. Аренда земельных участков. Безвозмездное срочное пользование.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2014

    Общие положения о праве собственности на земельные участки (ЗУ). Гражданско-правовые понятия "земля" и "земельные участки". Право постоянного (бессрочного) пользования ЗУ, пожизненного наследуемого владение, ограниченного пользования чужим ЗУ (сервитут).

    дипломная работа , добавлен 17.05.2017

    Гражданско-правовой и административный порядок возникновения прав на земельные участки. Предоставление в собственность земли под зданиями, строениями и сооружениями. Возникновение прав на земельные участки в судебном порядке и государственная регистрация.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2017

    Гражданско-правовой и административный порядок возникновения прав на земельные участки, их основные виды. Предоставление в собственность земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями. Анализ судебной практики о возникновении прав на землю.

Основания прекращения права собственности установлены в статье 235 ГК РФ. Их можно разделить на 4 группы:

Добровольная передача (отчуждение) права собственности другому лицу;

Добровольный отказ от права собственности;

Гибель или уничтожение имущества;

Принудительное изъятие имущества у собственника.

1) Право собственности может быть прекращено по воле собственника земельного участка в результате отчуждения его другим лицам, т.е. совершения различных сделок .

Согласно статье 52 ЗК РФ отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных некоторых ограничений оборотоспособности земельных участков.

2) Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ должен быть оформлен заявлением, которое подается или в орган государственной власти либо орган местного самоуправления. При отказе лица от права собственности на земельный участок он приобретает режим бесхозяйной недвижимой вещи.

3) Гибель или уничтожение имущества является основанием для прекращения права собственности. Земля, как пространственный базис не может быть уничтожена. Однако возможны случаи уничтожения или порчи земельного участка как объекта права собственности. Например, прибрежный земельный участок может быть уничтожен в результате размыва его водой, изменения русла реки. Земельный участок может быть уничтожен вследствие оползня, обвала и т.д.

4) Принудительное прекращение права собственности на земельный участок может быть при наличии условий и в порядке, предусмотренным законом.

Статья 239 ГК ГФ определяет два основания для изъятия земельного участка:

1. Изъятие для государственных и муниципальных нужд;

2. Изъятие ввиду ненадлежащего использования;

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

В статье 49 ЗК определен порядок принудительного изъятия земельных участков, в том числе путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие допускается только в исключительных случаях:

- если это необходимо для выполнения международных обязательств РФ.

Правовым основанием для изъятия является международный договор.

- для размещения объектов государственного или муниципального значения .

Для этих целей изъятие допускается только при отсутствии других вариантов возможного размещения объектов, если какой-либо объект нельзя разместить, не изымая земли, находящиеся в пользовании, владении, аренде или собственности граждан или юридических лиц.

Иные случаи необходимости изъятия земельных участков могут быть прямо предусмотрены в федеральных законах или в законах субъектов РФ. Законами субъектов РФ могут быть установлены такие случаи только в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности.

Статьей 79 ЗК РФ установлены ограничения изъятия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п.3 ст.83 ЗК РФ земельные участки в городах и иных поселениях могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд под застройку только в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки. Процедура изъятия установлена ст.55 ЗК РФ Принудительное изъятие возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения и только по решению суда.

Убытки должны быть возмещены до момента фактического изъятия. Размер возмещенных убытков должен быть равноценным, т.е. соответствующим рыночным ценам на данный земельный участок.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд регулируются статьями Гражданского кодекса:

В соответствии со ст.279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника путем выкупа. Выкуп допускается только с согласия собственника. Выкуп осуществляется РФ или субъектом, или муниципальным образованием, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля. Решение об изъятии земельного участка принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Собственник земельного участка должен быть предупрежден не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Статья 287. Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся его собственниками

Реквизиция, конфискация, национализация земельного участка:

В соответствии со статьей 50 ЗК РФ предусмотрена конфискация земельного участка. Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

В соответствии со ст.51 ЗК РФ предусмотрена реквизиция земельного участка. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

В соответствии со статьей 54 предусмотрено принудительное прекращение прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.

Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, безвозмездного (срочного) пользования, сервитута и права аренды земельным участком закреплены в ст. 45- 48 ЗК РФ.

Кабанец Татьяна Олеговна ,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия» г. Омск

На форме земельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отличающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда. Собственность - это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Право собственника на землю в субъективном смысле - это закрепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своих интересах путем совершения в отношении этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельности собственника.

1) при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (заключение любого договора отчуждения - купли-продажи, дарения, мены и др.);

2) при отказе собственника от права собственности на земельный участок;

3) земельный участок может быть отчужден, если это необходимо для государственных или муниципальных нужд;

4) при принудительном изъятии у собственника его земельного участка в случае и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Особого внимания на наш взгляд, заслуживает последний из названных случаев прекращения права собственности на земельный участок. Так Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) указывает, что принудительное изъятие земельного участка не допускается, за исключением следующих случаев:

1. Обращение взыскания на имущество по обязательствам. В случае неисполнения должником своих обязательств на имущество, находящееся в его собственности, в том числе и на земельный участок, может быть наложено взыскание, которое производится по решению суда, если иной порядок не предусмотрен законом или договором. Основанием для изъятия земельного участка является выданный на основании вступившего в законную силу решения суда исполнительный документ. Порядок наложения взыскания устанавливается Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» .

Помимо судебного порядка законом или соглашением может быть предусмотрен внесудебный порядок взыскания имущества в случае неисполнения должником своих обязательств. Так, ст. 349 ГК РФ предусматривает возможность обращения взыскания на предмет залога (заложенное имущество) в порядке, установленном договором о залоге. Однако на предмет залога, переданный залогодержателю, взыскание может быть обращено в порядке, установленном договором о залоге, если законом не установлен иной порядок. При этом следует принимать во внимание, что в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень исполнительных документов, которые подлежат исполнению. К ним относятся:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принятых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5) требования, оформленные в установленном порядке, органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об отсутствии административных правонарушений;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Также Конституционный Суд РФ по данному вопросу выразил свою позицию в Определении от 6 июля 2001 г. № 131-О , а также в Постановлениях от 20 мая 1997 г. № 8-П и от 11 марта 1998 г. № 8-П , где указал, что в соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Конституционные гарантии, закрепленные в данной статье, распространяются как на отношения в публично-правовой сфере, так и на гражданско-правовые отношения, а принудительное изъятие имущества может быть применено к собственникам лишь после того, как суд вынесет соответствующее решение. Вместе с тем это не означает невозможность изъятия имущества на основании решения компетентного органа (лица), если собственник против этого не возражает.

2. Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу, применяется при условии правомерности оснований приобретения права собственности. Например, лицу в составе наследства был завещан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и это повлекло превышение предельных размеров общей площади сельхозугодий, которые могут одновременно находиться в собственности физического лица, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжения более чем 50% голосов; такой земельный участок или его доля должны быть отчуждены собственником. Земельный участок также должен быть отчужден в случае, когда он относится к землям сельскохозяйственного назначения и был унаследован иностранным физическим лицом. В соответствии со ст. 11 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» такие лица могут обладать земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения не на праве собственности, а только на праве аренды. Порядок отчуждения в случае, если лицо не имеет права обладать земельным участком на праве собственности, устанавливается непосредственно законом, который предусматривает такие случаи. Так, Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что земельный участок должен быть отчужден в течение года со дня, когда возникло право собственности на земельный участок, либо в течение года, когда собственник - иностранный гражданин узнал или должен был узнать об обстоятельствах, которые повлекли возникновение у него права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. В случае, если в установленный срок собственник не произведет отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение 10 дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта РФ. Орган государственной власти субъекта РФ, в свою очередь, в течение месяца со дня его уведомления обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). В случае, если заинтересованных лиц, желающих приобрести данный участок, нет, земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения должен приобрести субъект Российской Федерации либо муниципальное образование в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.

3. Реквизицией земельного участка признается временное изъятие у собственника земельного участка в случаях возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства с возмещением собственнику причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость земельного участка или по желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Земельный кодекс определил два вида реквизиции.

1. Земельный участок может быть временно изъят для устранения вредных последствий и затем возвращен собственнику.

2. Земельный участок при невозможности устранения опасных последствий может быть принудительно выкуплен у собственника или заменен по его желанию равноценным.

Собственник вправе требовать через суд возврата участка и оспаривать компенсацию причиненных ему убытков.

Во втором случае, при невозможности использования земельного участка и возвращения его собственнику, например при радиоактивном или химическом загрязнении, участок принудительно выкупается в собственность государства и переводится в земли запаса для консервации. Порядок дальнейшего использования такого участка определяется Правительством РФ.

Оценку компенсации и определение равноценности предоставленного взамен реквизированного земельного участка собственник может оспорить в судебном порядке.

Помимо реквизиции допускается конфискация земельного участка, что означает его безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за общественно опасные деяния (преступления), причем лишь тяжкие и особо тяжкие, совершенные из корыстных побуждений. Изъять земельный участок путем конфискации возможно только у его собственника и только в качестве санкции за совершенное им преступление. Никакие иные правонарушения не могут служить основанием конфискации. При земельных правонарушениях возможно лишение права собственности на участок с выплатой его стоимости. Конфискация же является единственным видом безвозмездного изъятия земельного участка. Она применима только по отношению к физическим лицам, так как только они могут нести уголовную ответственность.

В качестве примера отчуждения имущества в случаях, прямо предусмотренных законом, можно привести случай раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли. Имущество может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности. Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией. С получением компенсации собственник утрачивает право на долю в общем имуществе.

По сравнению с ГК РФ, который указывает в качестве основания прекращения права собственности гибель и уничтожение имущества, земельное законодательство не знает таких оснований, рассматривая землю не только как объект недвижимости, но и как природный объект, в связи с чем земельный участок не может быть полностью утрачен даже в результате ненадлежащего использования. Кроме того, перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок, содержащийся в ЗК РФ, является исчерпывающим.

Прекращение прав на земельный участок является одним из наиболее значимых земельно-правовых институтов для защиты прав собственников и иных титульных владельцев земельных участков. Поэтому законодательством установлен четкий перечень оснований прекращения прав на землю, не допускающий двусмысленного толкования. Глава 7 ЗК РФ определяет основания, условия и порядок прекращения прав на землю. В ст. 44 ЗК РФ указаны основания прекращения права собственности на земельные участки, а именно:

1. при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;

2. при отказе собственника от права собственности на земельный участок;

3. в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. ст. 235, 237 - 239, 242, 243; п. 2 ст. 272; ст. ст. 278 - 282, 284 - 286 ГК РФ). Указанный в ст. 44 ЗК РФ перечень соответствует основаниям прекращения права собственности в целом, закрепленным в ст. 235 ГК РФ, за исключением лишь такого основания, как гибель или утрата имущества, которое не может быть применено к земельному участку вследствие невозможности его полной утраты даже в результате ненадлежащего использования, в силу наличия особых свойств земли, являющейся одновременно и объектом недвижимости, и природным объектом. В отличие от ст. 235 ГК РФ ст. 44 ЗК РФ содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок, являющийся исчерпывающим, что, в свою очередь, является гарантией неприкосновенности права собственности на такой объект недвижимости как земельный участок.

Ваша оценка: Пусто Средняя: 2 (1 голос)