Максимальный срок оплаты по 223 фз. Возможные сроки оплаты по договору. Что делать, если сроки не соблюдаются

В рамках 223-ФЗ в 2016 году был заключен договор на образовательные услуги. К договору было заключено доп.соглашение, предусматривающее заключение дополнительных соглашений с указанием сумм и сроков оплаты, места обучения и сроков обучения по заявкам Заказчика. С 2017 года ФГУП работает по 44-ФЗ. Возможно ли заключение такого соглашения в 2017 году, если суммы предусмотрены не были?

Ответ

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Порядок действий в указанной ситуации не регламентирован Законом № 223-ФЗ. Продолжайте исполнять заключенные до 1 января 2017 года договоры. Возможно также заключение дополнительных соглашений к договорам, если такие условия были предусмотрены самим договоре, т.е. прописаны случаи и основания изменения договора.

С 01 января 2017 г. все закупки ФГУПами должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ. Заключение дополнительного соглашения в 2017 году, предусматривающего новые условия ранее заключенного договора, может расцениваться как заключение нового договора. В таком случае должны быть соблюдены требования Закона № 44-ФЗ.

Если объем первоначальным договором не определен предельный объем услуг, то каждая новая заявка в случае проведения проверок и иных контрольных мероприятий может быть расценена как самостоятельная закупка, которую необходимо было осуществить в соответствии с требованиями действующего на момент осуществления закупки законодательства.

Вправе ли ГУП в 2017 году платить по договорам, которые заключило в 2016 году по 223-ФЗ

Да, вправе. Работайте по условиям договора, который заключили в 2016 году. Такая закупка должна быть включена только в план-график 2016 года. Не указывайте закупку в плане и плане-графике на 2017 год. На это указывает Минэкономразвития России в письме от 16 января 2017 года № Д28и-185.

С 1 января 2017 года унитарные предприятия работают по Закону № 44-ФЗ. Поэтому, если будете перезаключать договор, внесите закупку в план и план-график и подпишите контракт по условиям Закона № 44-ФЗ.

Унитарное предприятие вправе изменять договоры, которые заключило в 2016 году на 2017 год по Закону № 223-ФЗ, если в условиях договора предусмотрена такая возможность. После перехода предприятия на Закон № 44-ФЗ договоры, заключенные в 2016 году, продолжают действовать и должны исполняться согласно условиям, что установлены в договоре (ст. 422 ГК РФ, п. «ж» ч. 2, п. «в» ч. 10 Правил, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 31 октября 2014 г. № 1132).

Вправе ли заказчик изменить срок оказания услуг в договоре по 223-ФЗ без изменения срока действия договора

Заказчик вправе изменить срок оказания услуг в договоре по Закону № 223-ФЗ в случае, если предусмотрел такое право в положении о закупке. Закон № 223-ФЗ не запрещает изменять срок оказания услуг без изменения срока действия договора. В то же время заказчик при закупке товаров, работ, услуг должен руководствоваться утвержденным положением о закупке. Если в положении о закупке не предусмотрена возможность изменить срок оказания услуг, то оснований для таких изменений нет (ч. 2 ст. 2, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Определение закупаемого объема товаров, работ, услуг

Хорошо, когда заказчику известно, сколько именно товара (работ, услуг) ему требуется. В таких случаях заказчик и укажет в техническом задании нужный объем (в штуках, метрах, литрах, минутах, часах и т.д.). Однако очень часто заказчики сталкиваются с проблемой невозможности определить точное количество закупаемой продукции. Более того, нередки случаи, когда вообще неизвестно, потребуются тот или иной товар, та или иная работа или услуга в ближайшее время - случатся ли аварийные ситуации на системах канализации и водоснабжения, поступит ли в поликлинику больной с редким диагнозом, придется ли производить кузовные работы на автомашинах областной администрации. Ситуация осложняется тем, что в извещении о проведении закупки во всех случаях необходимо четко указывать объем закупаемой продукции (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Это логично, поскольку участник делает ценовое предложение, всегда рассчитанное на точный объем.

Что же делать когда объем неизвестен? Закупать предполагаемый конкретный объем, а потом изменять договор, добавляя или убавляя объем, если это не будет противоречить ограничениям, изложенным в Положении о закупке соответствующего заказчика.

Заказчики в этой связи также часто упоминают "рамочные" договоры. В нормативных правовых актах нет такого понятия - "рамочный" договор. С юридической точки зрения этот договор вообще нельзя считать заключенным договором. Считается, что стороны не согласовали существенные условия договора, и в первую очередь - условие о предмете (наименование и количество). Такие договоры не могут быть заключены в рамках применения Закона № 223-ФЗ поскольку согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в каждом извещении о закупке должно быть указано количество закупаемого товара (объем работ, услуг).

В этой связи будет необходимо вместо рамочных договоров заключить договоры с четким указанными в договоре: ассортиментом (перечнем товаров), ценами за единицу и максимальным количеством по каждой из товарных позиций. В таких договорах надо будет указать, что поставка (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика. В течение года (иного периода, определенного договором) заказчик будет постепенно "выбирать" указанный в договоре максимальный объем. В случае, если по окончании срока действия договора заказчик не "выберет" весь товар (объем работ, услуг), то сторонам необходимо будет провести расторжение договора по фактическому количеству поставленного товара (работ, услуг). Если заказчику необходимо будет закупить больше товара (работ, услуг), чем указано в таком договоре - то можно будет сделать дополнительное соглашение об увеличении количества товаров (работ, услуг) или сделать отдельную "прямую закупку малого объема". Эти вопросы должны быть проработаны заказчиком в его положении о закупке, принятом в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Для того, чтобы поставщик (подрядчик, исполнитель) не мог потребовать от заказчика "выбрать" и оплатить весь объем товаров (работ, услуг), в таких договорах устанавливается условие о том, что не заказанный заказчиком товар (работа, услуга) не поставляется (не выполняется, не оказывается), не принимается и не оплачивается заказчиком.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Минимальная доля товаров или услуг, которые заказчик приобретает у подобных поставщиков в течение года, равна 18% (). Этот процент рассчитывается, исходя из общей стоимости договоров, заключенных по результатам торгов.

Доля же сделок, заключенных по итогам процедур только для СМП, составляет не менее 15% от указанной точки отсчета. Аналогичный объем закладывают и в Список тендеров, которые не учитывают при расчетах, указан в п.7 Положения об особенностях ПП №1352.

Стоит отметить и заказчиков, которые обязаны приобретать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе и у поставщиков из числа СМП. Годовой объем таких приобретений равен общей стоимости аналогичных сделок за предыдущий год + 5%. Такое же количество должно быть учтено и на этапе планирования закупок.

Сам же годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые были заключены по результатам закупок:

  1. Только для СМП.
  2. Для всех участников, в том числе и для СМП.
  3. Для поставщиков, которые для исполнения контракта должны привлечь СМП в качестве субподрядчика.

Наконец, для правильного составления отчета об объеме заключенных договоров с СМП заказчик может проверить категорию поставщика в соответствующем едином реестре на сайте ФНС:

Перечень товаров у СМП

При возникновении споров по отдельным положениям договора участник может направить заказчику протокол разногласий через ЭТП. После рассмотрения такого протокола покупатель может либо выслать поставщику измененный проект договора, либо предоставить мотивированный отказ от внесения правок.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Заявки участника.
  4. Проекта договора.
  • Ст.52, ч.3.1. «В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства… включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства».
  • Ст.55.8, ч.4. «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Соответствующий перечень установлен Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

Некоторые организации-заказчики, например, Сбербанк, Российская телевещательная сеть, размещают закупки под конкретное оборудование. Оспорить это как-нибудь можно?

Заказчик по 223-ФЗ не обязан указывать в закупочной документации эквивалентный товар. Субъекты 223-ФЗ вправе указывать конкретные марки и модели.

Формально заказчик 223-ФЗ не нарушает. Тем не менее, можно обжаловать действия заказчика при организации и проведении торгов, если вы считаете, что своими требованиями заказчик необоснованно ограничивает конкуренцию. Жаловаться следует в контролирующий орган на нарушение 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как можно выйти из РНП в случае попадания в него? Только по истечению двух лет или есть еще способы?

«В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ч. 2, ст. 5 223-ФЗ)».

«Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра» (ч. 5, ст. 5, 223-ФЗ).

Ни за какое «хорошее поведение» нельзя добиться исключения из реестра недобросовестных поставщиков (РНП). Но поставщик вправе «включение сведений… в РНП или содержание таких сведений обжаловать в судебном порядке» (ч. 6, ст. 5, 223-ФЗ).

Можно ли подавать поставщикам заявки на участие в электронной форме?

В Положении о закупке и в закупочной документации должно быть указано, в какой форме заказчик будет принимать заявки.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

30 031 просмотр

14 декабря 2016 года Председателем Правительства РФ подписано Постановление Правительства РФ N 1355, вносящее изменения сразу в несколько постановлений Правительства, касающихся закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В частности, текстом принятого акта в рамках изменений постановления Правительства РФ Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлен предельный срок оплаты исполненных обязательств по всем договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства крупными заказчиками.

До внесения указанных поправок постановлением Правительства РФ Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 был установлен предельный (максимальный) срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора) - в 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора) только для договоров по результатам специализированных закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Новым постановлением внесены изменения в текст Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352, в частности:

1) У становлен предельный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному с субъектами МСП, по результатам закупки с участием любых лиц, в том числе, субъектов малого и среднего предпринимательства, - не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Ограничение применяется только для договоров, заключенных с субъектами МСП, несмотря на то, что закупка проводится на общих основаниях.

Соответствующим пунктом 14(3) дополнен текст Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352.

2) В водится положение о предельном 30-тидневном сроке расчета поставщика с субподрядчиком, субисполнителем - субъектом малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договора, заключенного поставщиком (исполнителем, подрядчиком) с заказчиком по результатам закупки, в которой было установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.

Срок оплаты будет считаться со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора). Такое условие должно обязательно включаться в документацию о закупке, в которой заказчиком установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Соответствующие изменения предусмотрены новым пунктом 32(1) Положения об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, введенным постановлением Правительства РФ №1355.

Таким образом, в новой редакции постановления №1352 срок расчета с поставщиками, подрядчиками, исполнителями, ограничивается 30-тью календарными днями для победителей из числа субъектов МСП по итогам закупок на общих основаниях, для всех участников специализированных закупок (только для субъектов МСП) и для субподрядчиков, субисполнителей из числа субъектов МСП в рамках договоров по итогам закуок, в которых привлечение субъектов МСП было обязательным. Напомним, что указанные требования включены в текст постановления №1352, которое применяется для юридических лиц с крупным объемом годовой выручки.

Указанные изменения вступили в силу со дня официального опубликования постановления - 16 декабря 2016г. (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 16.12.2016).

Кроме того, принятым 14 декабря 2016 года постановлением Правительства РФ N 1355 внесены изменения также в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга", в постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана", в форму годового отчета о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1442 "О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации".

Срок оплаты по 223-ФЗ является темой неоднозначной. С одной стороны установлен жесткий срок оплаты работ, товаров, услуг, поставленных субъектами малого бизнеса, с другой применяется принцип свободы договора в остальных случаях. Более подробно ознакомиться с темой сроков по оплате по 223-ФЗ можно, прочитав наш материал.

Сроки оплаты по договору по 223-ФЗ для субъектов малого бизнеса

Срок оплаты для СМП по 223-ФЗ установлен не в самом законе, а в «Положении об особенностях участия малого и среднего предпринимательства…», утвержденном постановлением Правительства РФ «» от 11.12.2014 № 1352. Срок оплаты по 223-ФЗ для субъектов малого предпринимательства должен составлять не более 30 календарных дней со дня выполнения договора или его отдельного этапа.

Указанный выше срок оплаты по 223-ФЗ для МСП применяется при:

  • оформлении договора с СМП по итогам конкурентной процедуры участниками которой могут быть любые физические и юрлица, в том числе субъекты малого бизнеса (п. 14.3, подп. «а» п. 4 Положения).
  • оформлении контракта по итогам конкурентной процедуры, участниками которой являются только субъекты малого бизнеса (п. 28, подп. «б» п. 4 Положения);
  • оформлении договора между поставщиком и соисполнителем из числа субъектов малого бизнеса, когда условиями проведения торгов было установлено обязательное требование о привлечении к выполнению договора соисполнителей из числа СМП (п. 32.1, подп. «в» п. 4 Положения).

Сроки оплаты контракта по 223-ФЗ для лиц, не являющихся СМП

В отношении лиц, не являющихся СМП, предельный срок оплаты договора по 223-ФЗ не установлен. В подп. 6 п. 10 ст. 4 223-ФЗ указано, что сроки оплаты, наряду ее порядком и формой должны быть закреплены в закупочной документации. Порядок заключения и выполнения договора регулируется положением о закупке, принятым конкретным заказчиком.

Кроме того ответ на вопрос о том, оплата по 223-ФЗ в какие сроки производится можно найти в действующем гражданском законодательстве (письмо Минэкономразвития от 21.09.2015 № Д28и-2814).

В ГК РФ установлены следующие правила, применяемые к сроку оплаты по контракту по 223-ФЗ:

  • оплата поставленного товара должна производиться в порядке, установленном договором. Если в договоре не прописаны другие правила, то оплата товара поставляемого отдельными частями, входящими в один комплект производится после поставки последней партии (п.п. 1, 3 ст. 516 ГК РФ);
  • оплата выполненных работ при отсутствии условия об авансовом платеже производится в срок, согласованный сторонами в договоре либо досрочно при наличии согласия заказчика (п. 1 ст. 711 ГК РФ);
  • оплата предоставленных услуг происходит в сроки, установленные в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

Таким образом, срок оплаты по 223-ФЗ в 2018 году по договорам, оформленным с лицами, не являющимися субъектами малого бизнеса, не закреплен на законодательном уровне. Он должен содержаться:

  • в закупочной документации;
  • в договоре, оформляемом по итогам проведения конкурентной процедуры либо заключаемом с единственным поставщиком.

Срок оплаты товара по 223-ФЗ для лиц, не являющихся СМП, на практике может быть разным:

  • 10 календарных дней с момента подписания акта приемки;
  • 30 календарных дней с момента предоставления отчетных документов;
  • 45 календарных дней с момента предоставления оригинала счета, накладно и счет-фактуры;
  • 60 календарных дней с момента поставки товара и т.д.

Нередко оплата договора по 223-ФЗ, в т.ч. сроки расчетов являются одним из критериев отбора потенциальных поставщиков. Наибольший балл по данному критерию получает лицо, согласившееся с максимальным сроком оплаты товара по 223-ФЗ, установленным в закупочной документации.