С 1 июля. Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя. Любовь и секс

Общий перечень изменений в законодательстве, вступающих в силу с 1 июля 2016 года, содержит 90 наименований. ФБА «Экономика сегодня» остановилось лишь на семи законодательных актах, которые коснутся жизни многих россиян.

Про ОСАГО и МРОТ

С 1 июля многие автовладельцы, страхуя свою ответственность, будут получать на руки полисы ОСАГО нового образца. Отличаться от старых визуально они будут в первую очередь цветом: если раньше полисы были зелеными, то теперь им на смену пришли розовые. В течение ближайших трех месяцев старый и новый виды бланков будут существовать параллельно. Автостраховщики предупреждают, что все полисы, оформленные на бланках старого образца, переоформлять не нужно, так как они продолжают оставаться актуальными до окончания срока их действия. Известно, что новые бланки будут содержать более сложные водяные знаки, металлическую полосу, иную конфигурацию расположения защитных элементов, что в разы повышает их защищенность от подделки.

Кстати, начиная с 1 июля, юридические лица смогут заключить договор ОСАГО в электронном виде.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" устанавливает в России новый МРОТ. С 1 июля 2016 года его размер составляет 7 500 руб в месяц. Напомним, что с 1 января 2016 года МРОТ в России был 6204 рубля, а в 2015 году - 5965 рублей. Установление нового МРОТ повлечет за собой автоматический перерасчет денежных пособий, привязанных к этой цифре.

Внимание, новые тарифы на коммунальные услуги

Увеличение тарифов на тепло, воду, газ и электричество в России происходит регулярно. Но назвать подорожание коммунальных услуг критичным все же нельзя: если в услуги ЖКХ вырастают сразу на 50-70 %, то в России в пределах 10 %. Ставшее уже традиционным изменение стоимости тарифов в июле коснется лишь тех услуг, которые предоставляются с помощью энергоресурсов. Речь идет об электрической энергии, газо- и водоснабжении, отоплении и водоотведении. При этом правительством установлены предельные индексы изменения стоимости коммунальных услуг для каждого субъекта федерации. Это говорит о том, что окончательное решение о тарифных изменениях остается за властями регионов, которые теоретически могут даже заморозить все тарифы. Правда, на практике это встречается крайне редко.

Меньше всего увеличится стоимость услуг ЖКХ в Республике Северная Осетия–Алания

К примеру, для Москвы федеральные власти предусмотрели возможность повышения на 7,5%. В Санкт-Петербурге рост тарифов составит 6,5%. Меньше всего увеличится стоимость услуг ЖКХ в Республике Северная Осетия – Алания – всего на 3%.

Будет здоровье, будет и стаж

С 1 июля вступает в силу очередная "антитабачная" поправка в Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Поправка гласит, что отныне запрещена розничная торговля сигаретами, если они упакованы в большую пачку, то есть в ней находятся более двадцати штук. Что же касается тех больших пачек, произведенные или импортированные до этой даты, то их разрешено продавать в розницу до полной реализации. По мнению авторов поправки, наличие большой пачки провоцирует курящего увеличивать число перекуров. Кроме того, цена одной сигареты в большой пачке будут ниже, чем в стандартной. Получается, что таким образом нарушается норма закона, запрещающая установление каких бы то ни было скидок на табачные изделия.

Изменяются с 1 июля 2016 года основания, касающиеся трудового стажа и наград, которые необходимы для получения звания «Ветеран труда». Согласно новым требованиям претенденту на получение этого звания полагается иметь:

Ордена или медали СССР или Российской Федерации;

Почетные звания СССР или Российской Федерации;

Почетную грамоту Президента Российской Федерации или благодарность Президента Российской Федерации;

Ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);

Трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Заявление на получение звания можно подавать в любом МФЦ.

Перепись-2016: учтут всех

Согласно постановлению Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 316 "Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года" с 1 июля по 15 августа 2016 года в России будет проводиться очередная перепись (а в труднодоступных местах – с 15 сентября по 15 ноября).


Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи будут подведены к концу 2017 года

По закону такие переписи проходят один раз в 10 лет. Переписывают собственников, пользователей, владельцев и арендаторов земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, а также владельцев сельскохозяйственных животных. Обязательным является участие в переписи для организаций, а для физических лиц это общественная обязанность. Предварительные итоги переписи будут подведены к концу 2017 года, а окончательные результаты огласят лишь в четвертом квартале 2018 года.

Как следует из вступающих в силу изменений в N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", с 1 июля текущего года операторы платежной системы не вправе передавать информацию по денежным переводам, осуществляемым в рамках платежной системы на территории РФ, на территорию иностранного государства. Также они обязаны держать в тайне и никому не давать доступ к такой информации. Кроме того, операторам не разрешено привлекать операционный центр, находящийся за пределами РФ, для оказания операционных услуг участникам национальной платежной системы. Исключением являются случаи, когда осуществляется трансграничный перевод денежных средств, и если передача указанной информации требуется для рассмотрения заявлений клиентов участников платежной системы, касающихся использования электронных средств платежа без согласия клиентов.

МосЭнергоСбыт тарифы с 1 июля 2016 были подвергнуты значительным изменениям. Такие изменения вызваны в связи в распоряжением вышестоящих органов управления.
После проведения изменений, цена единицы киловатт-часа при одноставочном учете для населения Москвы составила 5 рублей 38 копейки. Если сравнить этот же показатель с первым месяцем 2016 года (когда цена была 5 рубля 3 копейки), то Вы заметите, что за полгода стоимость увеличилась на 35 копеек.
Стоимость для жителей Московской области составляет 5 рублей ровно. Опять-таки если сравнивать с январем этого же года (когда цена единицы электрической энергии была 4 рубля 65 копейки), то видно увеличение на 35 копеек.
Для жителей деревень и тех, кто проживает в собственных домах, оборудованных электроплитками и (или) электрическими отопительными аппаратами, предусмотрены следующие изменения: жители города Москвы будут платить 3 рубля 77 копейки, а жители Московской области и деревень – 3 рубля 50 копеек за одну единицу использованного тока. А на январь 2016 года тарифы для жителей, проживающих в собственных домах, в которых имеются стационарные электроплитки и (или) электрические отопительные аппараты, а также для сельских жителей были меньше, а именно: жители Москвы платили — 3 рубля 52 копейки, а жители Московской области и деревень — 3 рубля 26 копейки.
Более подробную информацию о двухтарифном учете тарифа, дифференцированного по зонам суток, а также информацию о многотарифном учете с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток Вы можете посмотреть в таблицах представленных ниже.

МосЭнергоСбыт изменение тарифов на июль 2016 — Тарифы за январь жителей Москвы

МосЭнергоСбыт изменение тарифов на июль 2016 — Тарифы за июль жителей Москвы

МосЭнергоСбыт изменение тарифов на июль 2016 — Тарифы за январь жителей области и деревень

МосЭнергоСбыт изменение тарифов на июль 2016 — Тарифы за июль жителей области и деревень

Как Вы заметили, тарифы на электрическую энергию претерпевают изменения каждые полгода, поэтому необходимо постоянно за ними следить. Узнать новую, измененную информацию о тарифах Вы всегда сможете на официальном сайте компании.
Компания своим клиентам настоятельно рекомендует производить своевременную передачу показаний индивидуальных приборов учета, осуществлять оплату за пользование электрической энергией, а также стараться погашать задолженности (если таковые имеются) до изменения тарифов.
В завершение хотелось бы напомнить, что передавать показания счётчиков нужно каждый месяц с 15-го по 26-е число. Для передачи показаний и совершения оплаты за использованную электрическую энергию есть три способа:
1. Интернет-сервис — ;
2. С помощью контактного центра;
3. Используя Ваш мобильный телефон.

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. С этого момента для некоторых видов профессиональной деятельности стандарты станут обязательными.

Что такое профстандарт

Профессиональными стандартами называют современные требования к компетенции специалистов. Термин «профессиональный стандарт», который введен в обращение сравнительно недавно и закреплен в Трудовом кодексе РФ федеральным законом от 3.12.2012г. №236-ФЗ, подразумевает описание стандартных требований, предъявляемых к специалисту в конкретной области, то есть перечень определенных знаний, умений и компетенций.

Зачем нужны профстандарты

Профстандатры призваны сократить разрыв между содержанием образования и рынком труда. Профстандарты разрабатываются по профессиям (должностям) или по группам родственных профессий, схожих по психо-физиологическим требованиям и общим базовым технологическим компетенциям.

Профстандарты созданы с целью повысить эффективность профессионального образования и помочь работодателям четко регламентировать трудовые функции специалистов.

Обязательное применение стандартов — кого оно касается

Первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными для применения в государственных и муниципальных организациях. Именно такой законопроект о применении профстандартов был внесен на рассмотрение в Госдуму России год назад - в мае 2014 года. Однако в процессе обсуждения текст законопроекта о профстандартах был изменен.

С 1 июля 2016 года начинает действовать новая статья Трудового кодекса – 195.3. Она определяет порядок обязательного применения профессиональных стандартов для работодателей.

Если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований становятся обязательны для применения работодателями (ст.195.3 ТК РФ в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.).

Следовательно, чтобы профстандарт стал обязательным для применения работодателем, нужно, чтобы требования к квалификации, необходимой работнику, были установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой пример: лица, принимаемые на подземные работы, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным профессиональным стандартом (или квалификационным справочником). Это правило предусмотрено ч.1 ст.330.2 Трудового кодекса. Соответственно, применение работодателем профессионального стандарта (или квалификационного справочника) в этом случае обязательно.

Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции, штатное расписание, пересмотреть локальные акты (п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Сам профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда России, а это нормативно-правовой акт. Соответственно, если есть такой правовой акт, то применять его обязательно.

Работодатели, для которых не будет установлена обязанность применения профстандартов, будут применять их с учетом собственной специфики деятельности, они вполне могут принять во внимание отдельные положения профстандартов.

Наименование должностей в профстандартах

К наименованию должности требования обязательны в случае, если к конкретной должности (профессии, специальности) "привязаны" компенсации, льготы, ограничения. К примеру, когда периоды работы по определенным профессиям и должностям включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Или когда запрещена работа по совместительству на должностях и по профессиям, содержащимся в Перечне работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Когда компенсации и льготы работника или действующие в отношении него ограничения не зависят от названия его трудовой функции, такое наименование может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профстандарте. К примеру, признание выполняемой сотрудником работы "вредной" еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником либо профессиональным стандартом.

Профстандарт и трудовой договор

Работодатель определяет содержание трудового договора с учетом ст. 57 ТК РФ и должностные обязанности работников. При этом профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель применяет профессиональные стандарты для определения потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, организации труда, установления систем оплаты труда. Ответственность и обязанности по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

Квалификация работника и требования профстандарта

В соответствии со ст. 196 ТК РФ работодатель определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем на условиях коллективного договора, соглашений, трудового договора.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Требованиям к образованию и стажу, содержащиеся в профессиональных стандартах, являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Согласно п.13 Письма и ст. 5.27 КоАП РФ, за несоблюдение требований профстандартов в случае, когда они обязательны, работодатель может быть привлечен к ответственности. Проверку соблюдения работодателями трудового законодательства осуществляют Государственные инспекции труда в соответствующем субъекте РФ и Прокуратура РФ.

Оценка квалификации работников

22 июня Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет правительственных законов о проведении в России независимой оценки квалификации работников и соискателей.

Закон предусматривает формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Оценка квалификации будет представлять собой профессиональный экзамен, порядок его проведения установит правительство. По итогам экзамена выдается свидетельство о квалификации, а если была получена неудовлетворительная оценка – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Предусматривается, что может быть установлен другой порядок проведения оценки квалификации для определенных категорий работников, для которых Трудовым кодексом будут определены особенности регулирования труда, в том числе с выполнением работ с вредными или опасными условиями труда.

Оценка квалификации будет добровольной для граждан, включая работников и работодателей, и не повлечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приеме на работу. Вводимые положения не будут применяться к кандидатам на госслужбу и действующим чиновникам.

Координатором системы независимой оценки квалификации станет Национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям. Для организации работы по оценке квалификации в определенном виде деятельности будут создаваться советы по профессиональным квалификациям на общероссийском уровне на базе отраслевого объединения работодателей или ассоциации, представляющие профессиональные сообщества.

Эти советы смогут отбирать юридические лица для проведения оценки квалификации. Центры оценки квалификации будут проводить оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформлять ее результаты.

Национальное агентство развития квалификаций создаст реестр независимой оценки квалификаций. В нем будет содержаться информация о советах, центрах оценки квалификации, сведения о наименованиях квалификаций и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.

Оценка квалификации по инициативе соискателя будет проводиться за счет средств соискателя либо иных физических и юридических лиц, а также за счет работодателя. Для стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации предусматривается внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ.

1. В соответствии с проектами Минтруда, описание профстандартов должно размещаться на сайте profstandart.rosmintrud.ru;

2. Вести реестр поручено ФГБУ "НИИ труда и социального страхования". В течение 10 дней после регистрации соответствующего приказа в Минюсте России профстандарты, утвержденные Минтрудом России, будут помещаться в реестр.

Задача профстандарта - отражать навыки, опыт, умения и знания, необходимые для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.

Рекомендуется применять профстандарты всем работодателям, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Стандарты могут использоваться для определения трудовых функций работников и требований к их квалификации, для разработки локальных нормативных актов, для расчета размера зарплаты и других целей. В Минтруде России подчеркивают, что это повышает производительность труда.

Для справки. Ст. 195.1 ТК РФ, которая внедрила понятие профстандарта, была введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ « О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Первые профстандарты, утвержденные осенью 2013 года, относились к педагогам, специалистам по патентоведению и специалистам по социальной работе. С тех пор Минтруд России регулярно принимает новые стандарты.

Статьи, определяющие порядок разработки, утверждения и применения профстандартов, появились в ТК РФ и вступили в силу еще 1 июля 2016 года. Однако и сегодня не всем понятно, что такое профстандарты и зачем они нужны (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ ). О перечне профессиональных стандартов в 2019 году расскажем в нашей консультации.

Что такое профстандарт

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, которая необходима работнику для ведения его профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Профстандарты могут разрабатываться работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.

Утверждаются профстандарты Министерством труда и социальной защиты (п. 3 , п. 16 Постановления Правительства от 22.01.2013 № 23).

Профстандарты применяются на добровольной основе, кроме случаев, когда их применение обязательно. Так, работодатель должен применять профстандарт, если к квалификации работника Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ установлены определенные требования (ст. 195.3 ТК РФ). Кроме того, применение профстандартов обязательно для тех работодателей, чьим работникам положено предоставление компенсаций и льгот, либо в отношении выполнения работ по определенным должностям, профессиям, специальностям существуют какие-либо ограничения. Ведь в этом случае наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать профессиональным стандартам (абз. 9 ст. 57 ТК РФ).

Реестр профстандартов

Реестр профессиональных стандартов - это их систематизированный перечень по областям и видам профессиональной деятельности. В Реестр включаются утвержденные приказами Минтруда профстандарты в 10-днев ный срок после их утверждения Минюстом (п. 3 Приказа Минтруда от 29.09.2014 № 667н).

На 20.12.2018 профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда, состоят из 1173 документов по отдельным областям профессиональной деятельности. Среди них, в частности, следующие области:

При этом отдельные профстандарты были введены в действие еще до 01.07.2016. Так, профстандарт 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» был утвержден приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н и введен в действие 29.12.2013, а профстандарт 03.002 «Социальный работник» был утвержден приказом Минтруда от 18.11.2013 № 677н и введен в действие 05.01.2014.

Полный перечень утвержденных профессиональных стандартов (реестр), пополняемый по мере их принятия, можно найти на сайте Минтруда России: http://profstandart.rosmintrud.ru/ .

Кроме того, любой приказ об утверждении профессионального стандарта можно найти в СПС "Консультант +".

Ряд важных изменений для плательщиков НДС был введен с июля 2016 года в нашей стране. К примеру, значительно упростился порядок получения вычета НДС по экспортным операциям, но, что касается предприятий-экспортеров товаров в страны Евразийского экономического союза, то для них введен ряд дополнительных требований к документации.

НДС при экспорте товаров: заявляем по-новому

В первую очередь, необходимо сказать о том, что ряд важных поправок в Налоговый кодекс страны ввел Федеральный закон от 30 мая 2016 года №150-ФЗ, положения которого вступили в силу 1 июля 2016 года.

Теперь, с июля 2016 года, предприятия-экспортеры заявляют вычет налога на добавленную стоимость на общих основаниях, тогда как раньше они вели раздельный учет. К примеру, отгружая для экспорта в другие страны различные товары, предприятия принимали к вычету входной налог на добавочную стоимость в особом порядке. То есть, вычет заявлялся в только в квартале, в котором фирма успела собрать весь пакет документов, подтверждающий ее право на ставку налога в 0%. То есть, до всех новшеств в законодательство, все фирмы, которые реализовывали товары на территории страны и, в том числе, занимались их экспортом, вели раздельный налоговый учет для того, чтобы входной налог по товарам, работам и услугам для экспорта учитывался отдельно от реализации товаров внутри страны.

  1. При приобретении или изготовлении товара фирма принимает к вычету «входной» НДС.
  2. Затем предприниматель собирает по совершенной экспортной сделке пакет документов, подтверждающий право компании на нулевую ставку налога и предоставляет все собранные документы в Федеральную налоговую службу. Необходимо сказать, что все собранные документы не являются основанием для повторного вычета и лишь подтверждают нулевую ставку.
  3. В последний день квартала, в течение которого компанией-экспортером собраны документы, им формируется облагаемая база по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%. В связи с чем, фирма лишается права на повторный вычет.

Получается, что по новому законодательству вычет «входного» НДС при экспорте товаров принимается только один раз – при приобретении или производстве этого товара. Получается, что теперь вычет «экспортного» НДС не отличается от вычета за налог на добавленную стоимость по операциям внутри Российской Федерации. Следовательно, налогоплательщики предприятия-экспортеры больше не обязаны вести раздельный учет налога при совершении операций купли-продажи.

Необходимо сказать о том, что все изменения применяются только к тем приобретенным или произведенным товарам, которые приняты в фирме на учет с июля 2016 года.

Но данное правило – вычет «входного» налога на добавленную стоимость до подтверждения операций экспорта – распространяется далеко не на все товары. Так, исключение составили «сырьевые» товары, которые были вывезены в таможенной процедуре экспорта или помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Вычет «входного» НДС при реализации таких товаров осуществляется по прежней схеме – на момент определения налоговой базы после сбора всех документов, подтверждающих нулевую ставку налога.

Федеральный закон от 30 мая 2016 года №150-ФЗ внес поправки в пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ, согласно которым к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгметаллы, а также недрагоценные металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности. Другими словами, для такой продукции вычету сумм «входного» НДС, облагаемой по нулевой ставке, производятся на момент определения налоговой базы, так же, как это было ранее. Вычет в ФНС разрешено будет заявить только после сбора всего пакета документов, которые подтвердят обоснованность ставки налога на добавленную стоимость в 0% на данные виды товаров.

Что же касается товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной.

Новые КБК по НДС на 2016 год

Еще один важный документ, который начал действовать в России с 1 июля 2016 года – это Приказ Министерства финансов РФ от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-3/136@ «Об утверждении перечня кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость…» Согласно документу, утвержден перечень кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, дополнительном листе к ней, а также коды видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Из 26 кодов операций по НДС в перечне осталось только 24: некоторые операции были отменены (к примеру, коды 03,04,05,07,08,09,11 и 12), а некоторые коды были добавлены (к примеру, 14, 15, 29 – 32). Оставшиеся же коды, в большинстве, законодателями были уточнены и расширены, но ряд КБК по НДС на 2016 год остались без изменений (к примеру, коды 10, 18,19,20,22,23,24,27 и 28).

Новые КБК по НДС предприниматели должны использовать уже в отчетности за третий квартал. Интернет-журнал «Бизнес.ру» приводит таблицу новый кодов бюджетной классификации по налогу на добавленную стоимость, которые действуют на территории нашей страны с 1 июля 2016 года.

Наименование операции по НДС

Код операции по НДС

Отгрузка (передача) или приобретение товаров, работ, услуг (включая посреднические услуги), имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 06; 10; 13; 14; 15; 16; 27; составление или получение единого корректировочного счета-фактуры, операции по восстановлению сумм налога, указанные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170 (за исключением подпунктов 1 и 4 пункта 3 статьи 170), статье 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, операции по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце втором пункта 5 статьи 171, а также операции, перечисленные в пункте 6 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации

Оплата, частичная оплата (полученная или переданная) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг (включая посреднические услуги)), передачи имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 06,28.

Операции, совершаемые налоговыми агентами, перечисленными в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2011, N 50, ст. 7359).

Отгрузка (передача) или получение товаров, работ, услуг, имущественных прав на безвозмездной основе.

Проведение подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) капитального строительства, модернизации (реконструкции) объектов недвижимости.

Передача имущественных прав, перечисленных в пунктах 1 - 4 статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации

Составление (получение) счета-фактуры комиссионером (агентом) при реализации (получении) товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, в котором отражены данные в отношении собственных товаров (работ, услуг), имущественных прав, и данные в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (приобретаемых) по договору комиссии (агентскому договору)

Получение продавцом товаров, возвращенных покупателем, не являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением операций, перечисленных по коду 17.

Получение продавцом товаров, возвращенных покупателем-физическим лицом, оплаченных наличным расчетом.

Составление или получение корректировочного счета-фактуры в связи с изменением стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств Евразийского экономического союза

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории

Операции по восстановлению сумм налога, перечисленные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170, статье 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.

Операции по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце втором пункта 5 статьи 171, а также операции, перечисленные в пункте 6 статьи 172

Приобретение услуг, оформленных бланками строгой, отчетности в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации

Регистрация счетов-фактур в книге покупок в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 9 статьи 165 и пунктом 10 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Регистрация счетов-фактур в книге покупок в отношении сумм налога, ранее восстановленных при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.

Составление первичных учетных документов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налога.

Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при реализации и (или) приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком.

Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком.

Корректировка реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, предприятия в целом как имущественного комплекса на основании пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации

Отгрузка товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз.1 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ

Отгрузка товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз. 2 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ

Принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных или подлежащих уплате в случаях, предусмотренных пунктом 14 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации

Новые обязанности по выставлению счета фактуры и ведению книги продаж

Ряд важных изменений, касающихся заполнения счета-фактуры вступили в силу с 8 августа 2016 года в нашей стране. Так, подпункты 5 пункта169 статьи Налогового кодекса РФ «Счет-фактура» были дополнены важными уточнениями. Согласно подпункту 15, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, теперь должны быть указаны также и коды вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Данные сведения указываются только в отношении товаров, вывезенных за пределы нашей страны на территорию государства-члена Евразийского союза. В перечень этих стран входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Заполнять данный реквизит– код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза– в счете-фактуре при отгрузках товаров внутри нашей страны не нужно.