Право на обжалование промежуточных судебных решений. Виктор Городовенко: об ограничении права на апелляционное обжалование Возможные основания для обжалования судебного решения

Назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц или организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Одним из основополагающих принципов Уголовно-процессуальном кодексе России является право обжалования процессуальных действий и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя.

Кто имеет право на обжалование?

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством правом на обжалование действий (бездействий) и решений органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда наделены участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интерес.

По мнению Верховного Суда РФ, жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) перечисленных должностных лиц вправе подать любой участник уголовного судопроизводства, иное лицо, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица.

Кто такие иные лица?

Ими могут быть, например, поручитель (ст. 103 УПК), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 ст. 105 УПК), залогодатель (ст. 106 УПК), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства.

С точки зрения высшего судебного органа страны термин "иное лицо", указанное в ст. 123 УПК, понимаются все те участники уголовного процесса, которые не являются его сторонами. Это в первую очередь те, кого в наименовании главы 8 УПК законодатель называет "иные участники уголовного судопроизводства". Таковыми по крайней мере являются: свидетель (ст. 56 УПК), эксперт (ст. 57 УПК), специалист (ст. 58 УПК), переводчик (ст. 59 УПК), понятой (ст. 60 УПК).

Приведенный в главе 8 УПК перечень нельзя признать исчерпывающим. К "иным лицам" следует также отнести: заявителя (ч. 2 ст. 141 УПК), очевидца (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК), врача (ч. 1 ст. 178 УПК), близкого родственника (родственника) покойного, подлежащего эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК), администрацию места захоронения (ч. 3 ст. 178 УПК), адвоката свидетеля (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК), законного представителя свидетеля (ч. 1 ст. 191 УПК), педагога (ч. 1 ст. 191 УПК), психолога (ч. 3 ст. 425 УПК), поручителя (заслуживающее доверия лицо) (ст. 103 УПК), командование воинской части (ст. 104 УПК), лицо, которому несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр (ст. 105 УПК), залогодателя (ст. 106 УПК), лицо, предъявляемое для опознания (ст. 193 УПК), всех иных реализующих хотя бы одно свое уголовно-процессуальное право или свою уголовно-процессуальную обязанность лиц.

Кому обжалуются действия (бездействие) следователя, дознавателя?

Действия (бездействие, решения) следователя могут быть обжалованы руководителю следственного органа, действия (бездействие, решения) дознавателя (начальника подразделения дознания) - прокурору, надзирающему за исполнением законов данным лицом, производящим расследование (ст. 37 УПК).

Жалобы на действия (бездействие, решения) указанных органов и должностных лиц подаются руководителю следственного органа (прокурору) или в суд непосредственно либо через следователя (дознавателя и др.), на действия которого жалоба приносится.

Принесение жалобы, вплоть до ее разрешения, не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не сочтут нужным сделать соответственно следователь, дознаватель и др.

Возможность подачи жалобы на действия (бездействие, решения) следователя руководителю следственного органа, дознавателя (начальника подразделения дознания) - надзирающему прокурору, а жалобы на действия и решения прокурора - вышестоящему прокурору не может истолковываться как ограничение возможности граждан на судебную защиту их прав и должна рассматриваться как дополнительная внесудебная гарантия соблюдения прав граждан.

Заявитель может подать жалобу непосредственно прокурору либо через орган дознания, дознавателя или следователя, ведущих данное дело. На практике же отсутствие упоминания в законе о передаче жалобы прокурору через следователя или дознавателя фактически ведет к волоките и нарушению прав участников процесса, поскольку подателей жалоб из органов предварительного расследования обычно направляют в прокуратуру.

Какие установлены сроки для рассмотрения жалобы?

Должностные лица, непосредственно осуществляющие процессуальный надзор и контроль, с учетом регламентированных Уголовно-процессуальным кодексом сроков, по общему правилу рассматривают жалобы в течение трех суток. Однако если для установления наличия либо отсутствия оснований для полного или частичного удовлетворения жалобы либо для отказа в ее удовлетворении следует проводить предварительную проверку, её срок может достигать десяти, но не более суток.

Что принимается по результатам рассмотрения жалобы?

По результатам проведенной проверки в случае отсутствия оснований для удовлетворения жалобы должностным лицом выносится постановление об отказе в ее удовлетворении. В другом случае, если результатами проверки доводы жалобы о допущенных нарушениях закона нашли свое полное или частичное подтверждение составляется постановлении о полном или частичном удовлетворении жалобы, где излагаются мотивы такого решения.

Ярким примером вмешательства прокуратуры в длительное нарушение прав потерпевших по сообщению о дорожно-транспортном происшествии со смертельным исходом является ситуация, сложившаяся вокруг наезда на пешехода З., произошедшего на ул. Белоярской у д. № 1 в г. Екатеринбурге, в результате которого пострадавшая от полученных телесных повреждений скончалась на месте. На протяжении одного года данный факт не находил окончательного разрешения. Жалобы родственников органами расследования оставались без должного внимания. И только после обращения потерпевших в соответствии со своими процессуальными правами в органы прокуратуру в описанной истории поставлена окончательная точка и в сентябре текущего года органами следствия возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ.

Может ли гражданин обратиться в суд на действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора?

Другим действенным механизмом воздействия на действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора является обращение с жалобой в суд в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ.

В части 1 указанной статьи установлен критерий для определения действий (бездействия) и решений, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном 16 главой. Это их способность причинить ущерб конституционным правам и свободам либо затруднить доступ граждан к правосудию. Данная норма существенно развивает положения, сформулированные еще в Постановлении КС РФ от 23.03.1999 N 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 УПК РСФСР, а также в Определении от 21.12.2001 по жалобе гр. А.Ю. Власова на нарушение его конституционных прав статьей 218 УПК РСФСР и Определении от 24.05.2005 N 256-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. А.А. Корягина на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 125 УПК РФ.

В них Конституционный Суд признал за заинтересованными лицами право на обжалование в тех случаях, когда действиями и решениями порождаются последствия, выходящие за рамки собственно процессуальных отношений и приводящие к нарушениям конституционных прав и свобод, которые уже не могут быть эффективно восстановлены в ходе последующего судебного контроля в судебном разбирательстве (решения о производстве обыска, наложении ареста на имущество, продлении срока предварительного следствия, приостановлении производства по делу, применении мер пресечения, включая залог и подписку о невыезде; об отказе в признании потерпевшим, а также отказ следователя в выдаче документов и материалов, необходимых для использования в ходе производства по другим делам, непредоставление свиданий с близкими родственниками и ограничение в праве вести переписку и т.п.). В подобных случаях заинтересованным лицам должна быть предоставлена возможность прибегнуть к судебной защите еще во время проведения досудебного производства. Однако в отличие от решения Конституционного Суда, законодатель в УПК РФ пошел еще дальше, предоставив право обжалования в суд безотносительно того, выходят ли отрицательные последствия действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования и прокурора за рамки сугубо процессуальных отношений или нет. Сам факт нарушения ими конституционных прав и свобод граждан в силу особой важности последних является теперь достаточным основанием для обращения за судебной защитой в период досудебного производства.

В какой суд подается жалоба?

В соответствии с УПК РФ подавать жалобы необходимо в районный суд по месту производства предварительного расследования. Последнее определяется в ст. 152 УПК по общему правилу как место совершения деяния, содержащего признаки преступления. То есть место предварительного расследования не определяется местоположением органа предварительного расследования, но лишь местом совершения деяния, содержащего признаки преступления. Следовательно, по общему правилу суд, рассматривающий жалобы в порядке ст. 125 УПК, определяется также, как правило, по месту совершения такого деяния, а не по резиденции следователя, дознавателя или прокурора. Однако в УПК РФ не дано прямого ответа на вопрос, как определить подсудность в порядке ст. 125, если обжалуется отказ в возбуждении уголовного дела, когда предварительное расследование не начато, а значит, нельзя определить и место производства последнего. Представляется, что согласно логическому толкованию что до начала расследования названное общее требование об определении подсудности применено быть не может ввиду того, что оно в этой ситуации явно неисполнимо. При этом из двух возможных вариантов должен быть избран наиболее рациональный, когда постановление об отказе в возбуждении уголовного дела обжалуется в суд по месту официального расположения органа или должностного лица, принявшего такое решение.

Кто может обжаловать действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора?

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на недопустимость ограничения права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что эти граждане не были признаны в установленном УПК порядке конкретными участниками производства по уголовному делу (подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим и т.д.). Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права. Например, лицо, в жилище которого произведен обыск, вправе обжаловать действия и решения следователя, имевшие место в ходе обыска, в суд, несмотря на то что до этого оно не принимало никакого участия в данном деле. К участию в судебном заседании должны быть допущены защитник подозреваемого или обвиняемого либо представитель потерпевшего, даже если ранее они не принимали участия в данном деле.

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, однако, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель СО, прокурор или судья вправе это сделать как по ходатайству заинтересованной стороны, так и по собственной инициативе.

Суд при рассмотрении доводов жалобы должен проверить не только формальную законность, но и фактическую обоснованность обжалуемого решения органа предварительного расследования.

Участниками судебного заседания по закону могут являться заявитель и его защитник, законный представитель или представитель, если они участвуют в уголовном деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также прокурор.

Представитель потерпевшего (и, как представляется, также гражданского истца и гражданского ответчика) должен допускаться к участию в судебном заседании в порядке ст. 125 УПК РФ независимо от того, участвовали ли они ранее в ходе предварительного расследования. При этом УПК предоставляет возможность иметь представителя лишь таким участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты, как гражданский ответчик, несовершеннолетний подозреваемый и обвиняемый и лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера. Из этого следует, что при обжаловании действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора в порядке статьи 125 УПК совершеннолетнего обвиняемого представителя быть не может (если только в отношении него не ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера или если он не выступает гражданским ответчиком), - его интересы может представлять защитник, допущенный к участию в деле.

В судебной практике возникает вопрос о том, надо ли обеспечивать личное участие заявителя в судебном заседании, если он содержится под стражей или отбывает уголовное наказание по другому уголовному делу.

Конституционный Суд РФ по этому поводу сформулировал позицию - положения статьи 125 УПК обязывают суд обеспечить содержащемуся под стражей заявителю жалобы возможность путем непосредственного участия в заседании суда или путем использования систем видеоконференцсвязи ознакомиться со всеми материалами рассматриваемого судом дела и довести до сведения суда свою позицию, если принимаемое судом решение связано с применением к заявителю мер, сопряженных с его уголовным преследованием, ограничением его свободы и личной неприкосновенности (рассмотрение жалобы подозреваемого или обвиняемого на применение к нему мер уголовно-процессуального принуждения, личного обыска, освидетельствования и др.); в иных случаях лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, обеспечивается возможность довести до суда свою позицию путем допуска к участию в деле его адвокатов и других представителей, а также иными предусмотренными законом способами.

Представляется, что независимо от того, кто заявляет жалобу, о времени и месте судебного заседания судом всегда должен извещаться обвиняемый, ибо по буквальному смыслу п. 19 ч. 4 ст. 47 УПК закон признает, что любая жалоба по данному уголовному делу непосредственно затрагивает его интересы, ибо данная норма не предписывает направлять обвиняемому копии всех без исключения жалоб и представлений по данному делу. Особенно это актуально для случаев, когда заявителем жалобы является не сам обвиняемый (или подозреваемый), а его защитник. Невыполнение этой обязанности судом должно расцениваться как нарушение права обвиняемого на защиту и может повлечь за собой отмену судебного решения. Обвиняемый или подозреваемый, содержащийся под стражей, должен в таких случаях иметь возможность присутствовать в судебном заседании.

Принимает ли участие прокурор в суде при рассмотрении жалоб?

Ведомственным приказом Генерального прокурора РФ предписывается обеспечить обязательное участие прокурора в рассмотрении жалоб судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимать меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов, давать заключение по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя СО) с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Судебное заседание по рассмотрению жалоб в порядке ст. 125 проводится открыто, за исключением случаев, предусмотренных УПК.

Что принимает суд по результатам рассмотрения жалобы?

По результатам рассмотрения жалобы в судебном порядке предусматривается вынесение судом постановления не об отмене обжалуемого решения или действия, а о признании его незаконным или необоснованным и об обязанности соответствующих должностных лиц устранить допущенное нарушение. Это особенно важно для тех случаев, когда обжалуются решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, поскольку отмена судом такого рода решений фактически означала бы возбуждение им уголовного дела или возобновление по нему производства, что делало бы его вопреки указанию ч. 3 ст. 15 УПК РФ уголовным преследователем.

Если жалоба неприемлема для рассмотрения в порядке ст. 125 УПК РФ (подана ненадлежащим лицом либо отсутствует необходимый предмет рассмотрения и т.д.), то суд принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения и разъясняет подателю возможность обжалования данного решения в апелляционном (кассационном) порядке.

Приведенный анализ уголовно-процессуального законодательства и судебной практики по вопросу наделения участников уголовного судопроизводства, заинтересованных и иных лиц правом на обжалование процессуальных действий (бездействий) и решений должностных лиц надзорных, правоохранительных и судебных органов направлен на формирование юридически образованного общества, ориентирующегося в современном правовом Российском государстве.


Судебная жалоба также подразделяется на общую и специальную.

Мы рассматриваем общую. Общая судебная жалоба регулируется Законом РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Порядок их рассмотрения регулируется статьей 25 ГПК. Общую судебную жалобу может подать любой гражданин, если считает, что действиями или решениями государственных муниципальных органов или учреждений, предприятий нарушены его права и свободы. В ст. 7 данного закона указано, какие действия, решения могут быть обжалованы в суд.

Во-первых, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Во-вторых, созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод

В-третьих, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Специальную жалобу может подать только ограниченный круг субъектоа, с установленной подведомственностью и т.п. Закон РФ «Об обжаловании в суд…» не применяется, если рассматривается жалоба на незаконные действия (решения) государственных муниципальных органов, и в другом нормативном акте установлен иной, специальный порядок судебного обжалования. Так, например, главой 30 КоАП регулируется порядок рассмотрения жалоб в производстве по делам об АП. Или параграф 2 главы 25 АПК: регулирует порядок производства по схожим делам, но в арбитражных судах.

Срок подачи общей судебной жалобы:

    3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

    1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

    10 дней по истечении месячного срока. Указанные сроки можно восстановить, если заявить ходатайство в суд и указать уважительные причины, по которым был пропущен срок подачи жалобы.

Срок рассмотрения общей судебной жалобы (ст. 257 ГПК): в течение 10 дней (с момента подачи или с момента назначения времени и места – не ясно). Обращение гражданина с требованием восстановить права – желоба. А в ГПК этот документ называется заявлением.

В части 4 статьи 4 Закона «Об обжаловании в суд…» установлена территориальная подведомственность подачи жалобы в суд: по усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа должностного лица, действия которого обжалуются. Если в результате незаконных действий, решений государственных муниципальных органов и их должностных лиц гражданину причинены убытки, моральный вред, то они возмещаются по правилам, установленным в статьях 1069-1071 ГК РФ. Это значит, что в таких случаях надо применять ГК, а не КоАП – эти нормы относятся к ГП.

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

    Понятие и виды органов ИВ;

    Административный статус ОИВ;

    Полномочия Президента РФ в сфере ИВ;

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно правовые формы деятельности;

    Система и структура федеральных органов ИВ;

    Правовое положение федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства;

    Территориальные органы федеральных ОИВ;

    Органы ИВ субъектов РФ;

    Органы местного самоуправления как субъект АП.

    Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 304 «О системе и структуре федеральных органов ИВ».

    Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов ИВ».

    Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «регламент Правительства РФ»

    Постановление Правительства РФ от 25.07.2004 № 402 «Типовой регламент внутренней организации Федеральных ОИВ».

    Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «Типовой регламент взаимодействия Федеральных ОИВ»

Понятие и виды ОИВ

Орган исполнительной власти осуществляет задачи государства, выступает от его имени и наделён государственно-властными полномочиями. Государственно-властные полномочия состоят в праве органа исполнительной власти издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому адресованы. Также органы власти могут применять меры принуждения в случае не исполнения юридического акта.

Органы исполнительной власти специально созданы для осуществления повседневного управления сферами общественной жизни. ОИВ образуются путём избрания или назначения.

ОИВ – это коллективное самостоятельное образование. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру: центральный аппарат и территориальные органы. Территориальные органы делятся на министерства. В федеральных службах создаются отделы, департаменты.

Структура может быть примерной, типовой, индивидуальной. Она отражается в штатном расписании – перечень структурных подразделений и частей.

Орган исполнительной власти – это целостное, структурно-оформленное, самостоятельное социальное образование, осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность для решения задач возложенных на государство.

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью. Они наделены правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты. ОИВ также подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам ИВ. ОИВ обладают оперативной самостоятельностью в рамках своей компетентности.

Компетенция включает: направление деятельности и властные полномочия.

Виды ОИВ:

    По основаниям образования:

    Предусмотренные конституцией.

    Органы создаваемые на основе текущего законодательства, подзаконных актов.

По порядку образования:

  1. Избираемые

    Назначаемые

    В зависимости от характера компетенции:

    Органы общей компетенции.

    Органы отраслевой компетенции: министерства обороны, иностранных дел и другие.

    Органы межотраслевой компетенции – осуществляют межотраслевое управление в виде надзорно контрольной деятельности.

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  1. Коллегиальные.

    Единоначальные органы – разрешаются вопросы в министерствах и федеральных службах.

    По территориальным масштабам деятельности:

    Центральные федеральные ОИВ.

    Территориальные органы ФОИВ.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Территориальные органы органов ИВ субъектов (загсы).

    Органы местного самоуправления.

    1. Органы, осуществляющие выработку государственной политики. Федеральные министерства.

      Органы исполнительной власти, осуществляющие надзорные контрольные функции (федеральные службы).

      Органы, осуществляющие управление государственной собственностью, предоставление федеральных услуг.

    Административно-правовой статус ОИВ.

    Определяет характер, назначение, вид и место данного органа в общей системе.

    Включает:

      официальное название;

      порядок и способы его образования;

      территория деятельности;

      цели, задачи, функции, объём и характер властных полномочий;

      компетенция – основные направления деятельности и властные полномочия;

      формы методы деятельности;

      ответственность;

      порядок разрешения в органе подведомственных споров;

      наличие или отсутствие прав юридического лица – орган исполнительной власти не является юридическими лицами. Статус юридического лица необходим для вступления в гражданско-правовые отношения;

      источник финансирования;

      внутренняя структура;

      право и обязанность пользоваться государственными знаками, можно создавать свои.

    АП статус очень динамичен, подвержен изменениям. Статус органа исполнительной власти регулируется различными актами, основным является положение об органе.

    Полномочия Президента РФ

    Полномочия в сфере ИВ:

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

    ИВ в масштабах всей страны осуществляет правительство РФ. Это орган ИВ общей компетенции.

    Правовое положение Правительства закреплено статьями 110-117 Конституции РФ, ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997 года, регламентом Правительства РФ утверждённым постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 года №260.

    Согласно статье 1 ФКЗ РФ, Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ.

    Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

    Состав Правительства РФ:

      Председатель Правительства

      5 заместителей

      Федеральные министры

    Состав правительства регулируется указом Президента «Вопросы структуры ФО ИВ». В пункте 10 установлено, что председатель Правительства имеет 5 заместителей. В том числе двух первых заместителей. Третий является руководителем аппарата правительства, заместителем председателя Правительства. Четвёртым заместителем является министр финансов. Пятый – просто заместитель.

    Председатель правительства назначается Президентом с согласия правительства. Остальные члены правительства назначаются также президентом, но по представительству председателя.

    Полномочия председателя правительства (ст. 24 ФКЗ):

      Возглавляет правительство.

      Определяет основные направления деятельности Правительства.

      Ведёт заседания Правительства.

      Подписывает акты Правительства.

      Предлагает кандидатуры заместителей председателя для назначения или освобождения.

      Распределяет обязанности.

      Информирует Президента о работе Правительства.

    Заместители председателя Правительства (ст. 25 ФКЗ):

      Участвуют в подготовке актов правительства

    Федеральные министры (ст. 26 ФКЗ):

      Участвуют в заседаниях правительства с правом решающего голоса

      Обеспечивают исполнение актов

    Полномочия правительства:

      Разрабатывают проект государственного бюджета, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед государственной думой.

      Проведение в стране единой кредитной, денежной политики.

      Обеспечивает проведение единой политики в сфере культуры, науки, образования

      Управляет федеральной, государственной собственностью.

      Осуществляет меры по борьбе с преступностью

      Издаёт постановления и распоряжения. Постановления носят нормативный характер, распоряжения – индивидуальный характер.

    Организационно-правовые формы деятельности правительства – это внешнее выражение деятельности Правительства:

      Заседания Правительства.

      Президиум Правительства.

      Издание актов Правительства.

    Заседание Правительства:

    Проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть очередными и внеочередными; открытыми и закрытыми. Очередные заседания проводятся по в заранее утверждённому плану не реже одного раза в месяц, вне очередные заседания проводятся, а в его отсутствие по мере необходимости.

    Лица заседания регистрируются аппаратом правительства. Заседание считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов правительства. Председательствует на заседаниях Председатель правительства. Также они могут проводиться под председательством Президента. На заседании с докладами выступают члены правительства. Ведётся протокол заседания правительства аппаратом правительства.

    Президиум Правительства:

    Для решения оперативных вопросов Правительство может организовать президиум. Решения Президиума принимается большинством голосов от большего числа правительства. Президиум правительства может принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены к исключительному рассмотрению на заседаниях Правительства (ст. 28 ФКЗ) ст. 23:

    Акты по оперативным и другим вопросам, не имеющих нормативного характера издаются в форме распоряжений.

    Территориальные органы ФОИВ

    Осуществляют руководство на подведомственных территориях, входит в систему ФОИВ, осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих органов ФОИВ.

    В зависимости от территории, на которую распространяется компетенция ФОИВ их можно подразделить:

      Межрегиональные окружные. Они распространяют действие на территорию нескольких субъектов РФ;

      Региональные территориальные органы ФОИВ. Они распространяют свою деятельность на территорию одного субъекта;

    По объёму компетенции:

      Общей компетенции (Правительства РФ могут создавать свои органы);

      Отраслевой компетенции, управляющие отдельной отраслью государственной отрасли на подведомственной территории;

      Межотраслевой компетенции, осуществляющие надведомственные межотраслевые функции.

    Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов производится соответствующим центральным органом самостоятельно или по согласованию с администрацией субъектов РФ. Часть должностей может взять на себя субъект. Назначение на должность и освобождение от должностей руководителей территориальных органов производится соответствующим центральным органом ФОИВ, иногда по согласованию с главами администраций субъектов РФ.

    Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты территориальных органов определяются с учётом особенностей региона по согласованию с органами ИВ субъектов РФ. Финансирование территориальных органов производится за счёт федерального бюджета. Но определённое количество должностей может финансироваться и из бюджета субъекта. Задачи и функции территориальных органов ФОИВ определяется исходя из задач и функций соответствующих центральных органов исполнительной власти.

    Территориальные органы ФОИВ осуществляют:

      Представляют соответствующие ведомства в отношении с органами ИВ субъекта РФ;

      Участвуют в работе соответствующих органов ИВ, фактически выполняют возложенные на данный орган задачи и функции;

      Вносят предложения в центральные органы ФОИВ и органы ИВ субъектов;

      Информируют соответствующие центральные ведомства о проводимой работе в регионах;

      Территориальные органы могут запрашивать и получать от других органов государства, предприятий, учреждений необходимую информацию, сведения.

    Территориальные органы выполняют те же функции за исключением издания нормативных актов.

    Территориальные органы ФОИВ отличаются от органов ИВ субъектов:

      Территориальные органы утверждаются центральными органами;

      Положение о территориальном органе утверждает руководитель;

      Финансируются за счёт федерального бюджета.

    Органы ИВ субъектов (на примере Свердловской области).

    Указ губернатора Св. обл. от 29.11. №949-УГ «О правительстве Свердловской области и исполнительных органов Св. обл.»; указ Губернатора Св. обл. от 25. .2005. 1054-УГ «О создании территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Св. обл.».

    Система органов ГИВ:

      Органы ИВ субъекта РФ

    Организация и деятельность государственной власти базируется на принципе разделения предметов ведения и полномочий органов ГВ на сферы федерального ведения ст.71 К РФ,совместного ведения ст. 72 К РФ,исключительного ведения субъекта РФ ст. 73 К РФ.

    Для осуществления государственного ведения и исключительного ведения субъекта в С РФ создаются ОИВ субъектов РФ и представляют собой систему.

    Система ОИВ субъекта РФ – это совокупность органов субъекта РФ, осуществляющих государственную ИВ на территории субъекта РФ. Средством взаимодействия с другими ГО и органами местного самоуправления. Система ОИВ субъекта учреждается главой субъекта. Также глава субъекта учреждает положение.

    Примерная система органов ИВ субъекта:

      Глава ИВ субъекта РФ (Губернатор, Президент, Глава администрации)

      Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (Правительство Св. обл., администрация)

      1. Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции: отраслевые и межотраслевые. Область: департаменты, управления; Республики: министерства.

      Территориальные органы ИВ общей и специальной компетенции.

    В настоящее время нет единого стандарта органов ИВ субъекта, существует разнообразие органов ИВ субъекта РФ (кабинет министров, правительство, администрация, государственный совет, Президент, премьер министр, губернатор и т.д.).

    Глава администрации (Президент, Председатель правительства, Губернатор).Полномочия:

      Представляет интересы субъекта во взаимоотношениях с другими государственными, муниципальными органами.

      Разрабатывает и представляет проект бюджета, обеспечивает исполнение бюджета.

      Назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов ИВ субъекта.

      Формирует систему органов ИВ субъекта.

      Издаёт распоряжения.

    Администрация субъекта – является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, который подотчётен главе субъекта или имеет статус высшего органа ИВ.

    Ораны исполнительной власти Свердловской области:

    Правительство Свердловской области – высший законодательный орган. Состав: председатель, два первых заместителя председателя, три заместителя председателя, десять министров, управляющий делами Губернатора Свердловской области и правительством Свердловской области, пять управляющих управленческими округами Свердловской области.

    Губернатор возглавляет систему. Но глава администрации – это другое лицо.

    Система и структура ИВ Свердловской области:

      14 министерств;

      3 департамента (по делам молодёжи);

      4 управления (управление Загсов);

      2 главных управления (гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, лесами Свердловской области);

      Комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области;

      Региональная энергетическая комиссия;

    Центральные органы ИВ субъектов могут учреждать свои территориальные органы.

    Органы местного самоуправления.

    Не входят в систему государственных органов, осуществляют местное самоуправление:

      Принятие и изменение устава;

      Владение, пользование, распоряжение собственностью;

      Контроль за использованием земель;

      Озеленение территории;

      Местные финансы, налоги, сборы;

      Обеспечение населения водо-, газо-, теплоснабжением.

    Система органов местного самоуправления:

    1. Администрация;

      Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

    Система местных органов зависит от территориального устройства.

    6 Полномочия президента (продолжение)

    Президент РФ не входит в какую-либо систему государственной власти, однако обладает большими полномочиями в сфере исполнительной власти – закреплено в статьях 83-90 Конституции РФ.

    Полномочия в сфере ИВ:

      Назначает с согласия ГД РФ председателя правительства;

      Имеет право председательствовать на заседаниях правительства;

      Принимает решение об отставке правительства;

      По предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей и председателей министров;

      Назначает руководителей федеральных органов ИВ подведомственных президенту;

      Принимает положения о федеральных органах ИВ подведомственных президенту;

      Формирует систему и структуру ИВ;

      Представляет ГД кандидатуру председателя центрального банка;

      Формирует и возглавляет совет безопасности;

      Формирует администрацию Президента;

      Назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

      Назначает и освобождает от должности руководство вооружённых сил;

      Является верховным главнокомандующим;

      Может вводить на всей территории РФ чрезвычайное и военное положение с незамедлительным сообщением ФС;

      Президент издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории всей РФ. Указы Президента могут носить нормативный характер. Также указами оформляется назначение на должность федерального министра. Указы и распоряжения президента не должны противоречить Конституции ФЗ. В свою очередь Президент может отменять постановления и распоряжения правительства. А также приостанавливать действия актов исполнительных органов субъектов РФ до решения суда.

    Таким образом, президент обладает широкими полномочиями в сфере ИВ. Фактически (но не юридически) Президент является главой ИВ.

  • Право обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве как гарантия судебной защиты прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве установлено статьей 46 Конституции Российской Федерации.

    Порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование регламентирован главой 16 УПК РФ.

    Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование может быть осуществлено путем подачи жалобы руководителю следственного органа и прокурору (ст. 124 УПК РФ), а также путем подачи жалобы в районный (городской, гарнизонный военный) суд по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело либо материалы доследственной проверки.

    Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья (статья 125 УПК РФ).

    Вместе с тем не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (например, прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора). Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения.

    Также не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков, поскольку эти полномочия являются исключительной прерогативой прокурора, а суд не может взять на себя несвойственную функцию уголовного преследования.

    В соответствии со ст. 124 УПК РФ прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

    По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

    В случае удовлетворения жалобы, поданной на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

    Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

    Жалоба в суд может быть подана непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

    Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы рассматриваются судом в открытом либо закрытом судебном заседании в зависимости от характера уголовного дела, в рамках которого подана жалоба.

    По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

    1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

    2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

    Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

    При проверке законности и обоснованности решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора судья не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.