Как возбудить исполнительное производство. Исполнительное производство: лайфхаки от практикующих юристов. Что делает пристав после возбуждения исполнительного производства

Как возбудить исполнительное производство, заниматься ли этим самостоятельно или доверить специалисту – такие вопросы возникают в случае, если судебное дело выиграно, однако ответчик игнорирует решение инстанции. Теоретически, эта процедура достаточно проста, все ее этапы строго регламентируются соответствующим законом РФ. От взыскателя требуется всего лишь обратиться в службу судебных приставов и ждать, когда сотрудники службы сделают все остальное. Для возбуждения искового производства ему необходимо предоставить в местное управление ФССП следующие документы:

  • - заявление с просьбой о возбуждении производства;
  • - исполнительный лист (выдается в секретариате суда по истечении месяца с того дня, как решение вступило в законную силу).

По факту, все гораздо сложнее: передача этих документов судебным исполнителям не значит, что возбуждение исполнительного производства в Москве будет произведено автоматически. Судебный пристав может банально отказать в возбуждении исполнительного производства, сославшись на несоответствие заявления требованиям, установленным Федеральным Законом «Об исполнительном производстве».

Для того чтобы обезопасить себя от отказа в возбуждении исполнительного производства, взыскатель может доверить проведение процедуры исполнительного производства своему законному представителю - профессионалу. Согласно статье 30 ч.2 Закона «Об исполнительном производстве», подключение представителя возможно уже на этапе подачи заявления. В таком случае пакет документов, передаваемый приставам, будет больше на два документа: доверенность, от взыскателя на представление его интересов, а также копия документа, удостоверяющего личность представителя.

Даже после того как процедуре исполнительного производства дан официальный ход, взыскателю необходимо внимательно следить за тем, как продвигается работа пристава по его листу. Соблюдаются ли судебным-приставом-исполнителем требования закона; действительно-ли он принимает все, установленные законом меры, для взыскания задолженности. Несложно догадаться, что действительно эффективно проверять судебного пристава-исполнителя и действительно влиять тем самым на ход исполнения решения суда может только профессионал с большим опытом.

Зачастую многих интересует вопрос, как узнать номер исполнительного производства? Для этого, можно обратиться напрямую к судебному приставу-исполнителю, работающему по вашему производству. Также данная информация размещена на сайте ФССП.

Как возбудить исполнительное производство?

Возбуждение исполнительного производства – важная самостоятельная стадия всего процесса принудительного отчуждения. Для того чтобы вам не отказали в возбуждении производства уже на этом этапе, подойти к нему необходимо максимально серьезно и ответственно. Заявление о том, чтобы возбудить исполнительное производство, должно быть составлено юридически грамотно и не содержать излишних эмоций.
Зачастую, выиграв дело в суде, истец совершенно справедливо полагает, что ответчик в кратчайшие сроки начнет выполнять постановление суда, и, когда этого не происходит, под влиянием эмоций начинает угрожать ответчику или предъявлять претензии судебным приставам. Такая линия поведения глубоко ошибочна: в данном деле вам потребуется холодный рассудок, знание собственных прав и свободное оперирование юридическими фактами. Если же с этим у вас возникают сложности или вы просто не хотите лично вовлекаться в еще один (после суда) бюрократический процесс, рекомендуем вам обратиться за помощью к высококвалифицированным юристам из«ЮрПрофиКонсалт» . Юридически подкованный представитель не только правильно подаст все документы, но и будет контролировать весь ход процесса принудительного исполнения.

Документы для возбуждения исполнительного производства

Заявление от имени лица (или его представителя) вместе с постановлением суда подаются по месту исполнительного производства судебному приставу-исполнителю. Что имеется в виду под таким местом?

  1. Ответчик-физлицо – это место его фактического проживания/регистрации либо же место нахождения его собственности, которая предполагается к взысканию для исполнения судебного решения;
  2. ответчик-юрлицо – это юрадрес компании, ее филиала/представительства либо место нахождения ее недвижимой собственности.

В заявлении можно ходатайствовать о конкретном способе исполнения судебного решения, например, путем ареста движимого и недвижимого имущества ответчика, его банковских счетов либо об ограничении его действий, предусмотренном законодательно.

Как узнать, возбуждено ли исполнительное производство?

Итак, вы или ваш представитель подали документы в службу судебных приставов. После поступления в это подразделение пакет документов будет передан вашему приставу-исполнителю в течение трех дней. Еще три рабочих дня отводятся приставу на вынесение решения о возбуждении исполнительного производства. Как положительное решение, так и аргументированный отказ должны быть направлены истцу по почте. В случае возбуждения исполнения информируется также и ответчик.
Тем не менее, вам или вашему представителю лучше лично проверить, как продвигается данный вопрос, просто позвонив в службу судебных приставов либо посетив ее лично. Дело в том, что финансирование этой службы зачастую бывает недостаточным, а существенный документооборот приводит к тому, что на почтовых отправлениях на адрес истца просто экономят.
В каких случаях пристав не возбуждает исполнительное производство? Если пакет поданных документов неполный, заявление составлено некорректно, в нем отсутствует подпись истца или представителя, подпись представителя наличествует, но нет доверенности, документы поданы не по месту возможного исполнения, документы поданы с просрочкой и т.д.

Принудительное исполнение: этапы

Возбуждение исполнительного производства – это лишь первый шаг в этом непростом процессе. Последующие его стадии:

  1. - подготовка к исполнению (предваряет начало работы приставов и выступает своеобразным этапом послесудебного урегулирования);
  2. - собственно принудительное исполнение;
  3. - распределение суммы взыскания (если истцов – несколько);
  4. - завершение принудительного исполнения;
  5. - обжалование действий приставов (если ответчик полагает, что они были недостаточно законны).

На подготовительной стадии оптимальный вариант – это добровольное исполнение судебного решения ответчиком. Как правило, ответчик стремится изыскать возможность выполнить постановление суда, как только осознает, что судебные приставы могут выставить на торги его движимое и недвижимое имущество. Если же и на этом этапе ответчик не образумится, наступает следующий этап.
Под собственно принудительным исполнением понимают, например, арест собственности, ее продажу с торгов, утверждение судебной инстанцией результатов этих торгов (и рассмотрение жалоб на действия пристава, если они наличествуют). Если суд удовлетворил иск в отношении права собственности на движимое или недвижимое имущество, тогда пристав просто изымает и передает означенный объект или объекты истцу без прохождения стадии торгов. Если по финансовым требованиям их можно удовлетворить путем ареста счетов должника, также обходятся без торгов.
Завершиться судебное исполнение может либо путем прекращения принудительного взыскания, либо путем его окончания. Прекращение, например, имеет место в случае смерти истца или ответчика, а окончание – если путем принудительного взыскания решение суда было полностью выполнено.

Что предпринять, если в отношении вас возбуждено исполнительное производство?

Рассмотрим обратную сторону вопроса: в отношении вас возбуждено исполнительное производство, что делать? Хотя по закону вам должно быть направлено постановление о возбуждении исполнительного производства, зачастую этого не происходит, и вас может ждать неприятный сюрприз, например, в виде приставов на пороге или в виде внезапно арестованных банковских счетов.
Как узнать, за что возбудили исполнительное производство? Во-первых, узнайте, какой именно отдел судебных приставов начал принудительное взыскание (это можно уточнить в том же банке). Во-вторых, лично узнайте в данной инстанции о причинах возбуждения принудительного взыскания.

В такой ситуации вы можете:

  1. - выполнить судебное постановление;
  2. - попытаться обжаловать судебное постановление;
  3. - игнорировать судебное постановление.

Первая стратегия оправдана в большинстве случаев и решает проблему на корню. Если вы осознаете, что решение суда было справедливым, или понимаете, что попытка обжалования не увенчается успехом, лучше прибегнуть к ней.
Вторая стратегия оправдана, если вы считаете, что суд обошелся с вами несправедливо, что ваши законные права были ущемлены его решением или что у вас есть веские основания не выполнять вынесенное решение, разумной будет попытка обжалования. Результат этой попытки во многом будет зависеть от вашей юридической подкованности, поэтому советуем вам не рисковать, а обратиться к профессионалам – в компанию «ЮрПрофиКонсалт».
Игнорировать решение суда – наихудшая из стратегий. Придерживаться ее можно только в том случае, если поступлений на ваши банковские счета нет и не предвидится, а имущество, которое бы находилось в вашем владении, просто отсутствует (или оно не может быть отчуждено по закону).

Возбуждение исполнительного производства регулируется ст. 30 и 31 Закона об исполнительном производстве. Исполнительное производство всегда возбуждается судебным приставом-исполнителем. Основанием для возбуждения исполнительного производства является исполнительный документ, предъявленный в установленном законом порядке к исполнению.

Предпосылки права на возбуждение исполнительного производства. Не менее важное правовое основание для возбуждения исполнительного производства, чем исполнительный документ, - заявление взыскателя, которым исполнительный документ предъявляется к исполнению, и в котором выражена воля взыскателя на исполнение соответствующего обязательства в принудительном порядке. По общему правилу диспозитивное право на обращение к принудительному исполнению принадлежит взыскателю, без его заявления не может быть возбуждено исполнительное производство. Очевидно, что такое полномочие взыскателя в исполнительном производстве проистекает из принципа диспозитивности гражданского процесса, который, прежде всего, в части искового производства является отражением гражданско-правового принципа диспозитивности, свободного и беспрепятственного осуществления гражданских прав в соответствии со ст. 1 и 9 ГК РФ. При этом при переходе в стадию принудительной реализации (в гражданский процесс и в последующем - в исполнительное производство) свобода осуществления субъективного права ограничивается процессуальными полномочиями суда или судебного пристава-исполнителя по санкционированию волеизъявления уполномоченного лица (кредитора, истца, взыскателя) по изменению или прекращению субъективного материального права, нарушение которого и стало основанием для обращения к государству за защитой. Такое санкционирование, в частности, выражается в возбуждении судом гражданского дела (ст. 4 ГПК РФ) или в возбуждении судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Право взыскателя на принудительное осуществление своего субъективного права в исполнительном производстве, как и право на иск в гражданском процессе, имеет двойственную природу: материально-правовую и процессуальную. С одной стороны, это правомочие в материально-правовом смысле, право требования, обращенное к должнику (вспомним позицию В. П. Грибанова, изложенную в гл. 1, о том, что само субъективное гражданское право включает возможность обратиться к компетентным органам с требованием о его защите) *42 . Право на иск в материальном смысле есть право на принудительное осуществление своего материального права, требования (притязания) к ответчику. Процесс в суде ведется для того, чтобы выяснить, имеет ли истец право на иск в материальном смысле или нет. В процессуальном смысле под правом на иск понимается право на обращение в суд за судебной защитой, т.е. право посредством предъявления иска поставить суд в необходимость разрешить дело согласно закону. Это право на правосудие по конкретному правовому спору. Право на предъявление иска - одна из форм права на судебную защиту, закрепленного Конституцией РФ (ст. 16) *43 . Право на иск в процессуальном смысле и право на иск в материальном смысле находятся в диалектическом единстве *44 . В гражданском процессе право на предъявление иска связывается законом с наличием определенных минимальных условий, так называемых предпосылок права на предъявление иска. С наличием или отсутствием предпосылок права на предъявление иска закон связывает возникновение субъективного права на предъявление иска *45 .

*42: { См. подробнее, например: Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 104-117.}

*43: { Гражданский процесс: учебник / под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. М„ 2001. С. 199-200 (автор раздела - А. А. Ференс-Сороцкий).}

*44: { Дискуссия относительно понятия иска и права на иск традиционно является ключевой для науки гражданского процессуального права. См., например: Гурвич М. А. Право на иск. М., 1949. С. 7-44.}

*45: { Гражданский процесс: учебник / под ред. В. А. Мусина, И. А. Чечиной, Д. М. Чечота. М., 2001. С. 200-201.}

Именно о праве на исполнительное производство "в процессуальном смысле", как о праве требовать от государства эффективной публичной процедуры, обеспечивающей правильное и своевременное исполнение исполнительного документа, рассуждают ЕСПЧ и КС РФ в известных актах, касающихся вопросов принудительного исполнения *46 . Прежде всего соответствующее право включает в себя право взыскателя, чьи права нарушены, на возбуждение исполнительного производства.

*46: { См.: постановление ЕСПЧ от 07.05.2002 но делу "Бурдов (Burdov) против России*; Постановление КС РФ от 14.05.2012 № 11-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф. X. Гумеровой и К). А. Шикунова".}

Законом об исполнительном производстве предусмотрены предпосылки права взыскателя на возбуждение исполнительного производства. Отсутствие установленных предпосылок влечет за собой отказ в возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем на основании ст. 31 Закона об исполнительном производстве, ч. 1 которой устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. Наличие соответствующих предпосылок оценивается судебным приставом-исполнителем при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства. Каковы указанные предпосылки?

Во-первых, ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве указывает на то, что исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя. Не может быть возбуждено исполнительное производство, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя, например, в случае, когда орган, выдавший исполнительный документ, в соответствии с законом самостоятельно направляет его судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ст. 49 Закона об исполнительном производстве взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Кроме того, взыскателем могут быть Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. По общему правилу исполнительный документ может быть предъявлен только тем лицом, которое указано в качестве взыскателя в самом исполнительном документе, либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Как было выяснено в гл. 5, предпосылкой права на участие в исполнительном производстве является правосубъектность, которая отражает в исполнительном производстве правоспособность должника или взыскателя в соответствии с законом, на основании которого выдан соответствующий исполнительный документ. Дееспособность взыскателя и должника не относится к числу предпосылок права на возбуждение исполнительного производства. Отсутствие или ограничение способности самостоятельно осуществлять свои права, в том числе на стадии предъявления исполнительного документа к исполнению, может быть компенсировано посредством представительства.

Во-вторых, предъявляемый вместе с заявлением к принудительному заявлению документ должен:

  • - являться исполнительным документом и соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам законом;
  • - за исключением случаев немедленного исполнения, вступить в законную силу (или должен вступить в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, на основании которого выдан исполнительный документ);
  • - подлежать в соответствии с законом исполнению ФССП России.

В-третьих, не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению. Соответствующий срок является пресекательным, определен дифференцировано в отношении различных видов исполнительных документов ст. 21 Закона об исполнительном производстве. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в ч. 2, 4 и 7 ст. 21 Закона об исполнительном производстве, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией. Акты органов, осуществляющих контрольные функции , о взыскании денежных средств без приложения соответствующих документов , могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу. Сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в ст. 21, устанавливаются в соответствии с иными, чем Закон об исполнительном производстве, федеральными законами.

Статьями 22 и 23 Закона об исполнительном производстве регулируются вопросы перерыва и восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению. По прямому указанию ст. 23 Закона об исполнительном производстве восстановление пропущенного срока на предъявление возможно только в отношении исполнительного листа и судебного приказа. Однако, как и по многим другим вопросам регулирования исполнительного исполнения, иные, чем Закон об исполнительном производстве, федеральные законы в отношении отдельных видов исполнительных документов устанавливают правила, прямо противоречащие Закону об исполнительном производстве. Так, восстановление срока на предъявление возможно и в отношении несудебных исполнительных документов. Например, согласно ст. 389 ТК РФ в случае пропуска работником установленного трехмесячного срока на предъявление удостоверения комиссии по трудовым спорам по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. В данном случае в силу ч. З ст. 1 Закона об исполнительном производстве нормы специальных федеральных законов, даже прямо противоречащие Закону об исполнительном производстве, имеют над ним приоритет.

Нельзя не обратить внимания на правовую коллизию, содержащуюся в ст. 23 Закона об исполнительном производстве, согласно которой взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. Одним из таких федеральных законов является ГПК РФ ч. 2 ст. 432 которого предусматривает, что пропущенный срок предъявления исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен судом, в случае если суд признает причины пропуска срока уважительными, если федеральным законом не установлено иное. В ст. 322 АПК РФ указано, что взыскатель вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавшей дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в Законе об исполнительном производстве и АПК РФ перед нами ситуация "обратной отсылки", а буквальное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа, выданного арбитражным судом, невозможно, поскольку нет федерального закона, который бы прямо и безусловно такое восстановление допускал, как того требует ч. 1 ст. 23 Закона об исполнительном производстве. Практика арбитражных судов, системно толкуя нормы Закона об исполнительном производстве и АПК РФ, выработала позицию, в соответствии с которой восстановление арбитражным судом пропущенного срока на предъявление исполнительного листа к исполнению допускается. Косвенно такая позиция подтверждается и нормой ч. 2 ст. 21 Закона об исполнительном производстве, которая специально указывает на то, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебная практика

Заявление взыскателя о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 117 АПК РФ. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (ч. 2 ст. 117 АПК РФ).

Поскольку АПК РФ не устанавливает какие-либо критерии для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (определение ВАС РФ от 15.08.2013 № ВАС-10381/13).

Согласно ст. 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, а время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. Несмотря на то, что из буквального толкования п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве следует, что соответствующий срок прерывается предъявлением исполнительного документа, т.е. его предъявлением (направлением) взыскателем, в судебной практике существует позиция о том, что датой перерыва срока предъявления исполнительного производства является дата постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (которым фиксируется не просто фактическое предъявление исполнительного документа, а его предъявление надлежащим образом , в соответствии с законом) *47 . Следовательно, в случае отмены постановления о возбуждении исполнительного производства как незаконного исполнительный документ нельзя считать предъявленным к исполнению *48.

*47: { См., например: определение ВАС РФ от 19.12.2012 № ВАС-15832/12; постановления ФАС Московского округа от 22.01.2014 по делу № А40-10840/08-130-152; ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2013 по делу № А21-337/2007. Также существует позиция о том, что срок предъявления исполнительного документа прерывается днем отправки (сдачи для отправки почтовой связью) исполнительного документа взыскателем в адрес ФССП России. См., например: определение Московского городского суда от 20.09.2010 № 4г/5-7940/10.}

*48: { См., например: определение Свердловского областного суда от 14.06.2013 по делу №33-6911/2013.}

В-четвертых, право на возбуждение исполнительного производства может быть реализовано только в том случае, если исполнительный документ предъявлен в подразделение судебных приставов (как правило, районный отдел территориального органа ФССП России) по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве. Согласно указанной норме если взыскателю неизвестно, в каком районном подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов.

Территориальная подведомственность подразделений ФССП России в части исполнительного производства определяется согласно ст. 33 "Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения" Закона об исполнительном производстве. По общему правилу исполнительное производство возбуждается в подразделении ФССП России:

  • - если должником является гражданин, - по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества;
  • - если должником является организация, - по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала;
  • - по требованиям, обязывающим должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), - по месту совершения этих действий.

В соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель после возбуждения исполнительного производства передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов, если установит, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание либо в процессе исполнения изменилось место жительства должника, место его пребывания. Частью 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве предусмотрен институт поручения совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, судебным приставом-исполнителем другого подразделения ФССП России без передачи ему исполнительного производства. Кроме того, ч. 13 ст. 33 Закона об исполнительном производстве предусмотрены виды исполнительных действий, которые могут совершаться судебным приставом-исполнителем на всей территории РФ.

Споры о месте совершения исполнительных действий (возбуждения исполнительного производства) между территориальными органами ФССП России не допускаются. Таким образом, в том случае, если после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в соответствии с законом передал исполнительное производство в другое подразделение ФССП России, указанное подразделение не вправе вернуть исполнительное производство в подразделение, которому оно было передано *49 .

*49: {См.: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2009 по делу № Л79-1183/2009.}

В-пятых, не может быть возбуждено исполнительное производство по исполнительным документам, которые были ранее предъявлены к исполнению, и исполнительное производство по ним было прекращено или окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (п. 5 и 6 ч. 1ст. 31 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, повторное предъявление ранее предъявленного исполнительного листа, судебного приказа, исполнительного документа о взыскании периодических платежей, постановления по делам об административных правонарушениях, исполнительное производство по которым было окончено на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), не допускается в течение шести месяцев после дня окончания исполнительного производства , кроме случая наличия информации об изменении имущественного положения должника, которая должна быть представлена взыскателем судебному приставу-исполнителю при повторном предъявлении исполнительного документа до истечения шестимесячного срока "моратория" на предъявление. По иным исполнительным документам срок такого "моратория" сокращен до двух месяцев (ч. 2.1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Наконец, в-шестых, право на возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, существует только до тех пор, пока ребенок не достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка. Например, в соответствии со ст. 4 Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей ее применение прекращается, когда ребенок достигает возраста 16 лет.

Все предпосылки права на возбуждение исполнительного производства могут быть разделены на две основные категории:

  • - отсутствие которых, безусловно, препятствует возбуждению исполнительного производства;
  • - отсутствие которых не препятствует при устранении соответствующих обстоятельств вновь обратиться за возбуждением исполнительного производства.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона об исполнительном производстве повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа после отказа в возбуждении исполнительного производства препятствуют следующие обстоятельства :

  • - исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено;
  • - исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено в связи с фактическим исполнением;
  • - исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП России;
  • - исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 2.1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве (до истечения "моратория" на повторное предъявление исполнительного документа);
  • - исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.

В остальных случаях устранение обстоятельств, препятствующих предъявлению исполнительного документа, влечет возникновение права на возбуждение исполнительного производства. Так, например, пропущенный срок на предъявление исполнительного документа может быть восстановлен, если это предусмотрено законом.

В силу ч. 3 ст. 31 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, который был выдан до его вступления в законную силу или вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которого он выдан (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), может быть вновь предъявлен к исполнению после даты вступления в законную силу. Однако, как мы знаем, указанное правило не распространяется на исполнительные листы, выданные судами, которые в случае выдачи до вступления в законную силу соответствующего судебного акта являются ничтожными и не могут быть предъявлены даже после даты вступления его в законную силу (ч. 4 ст. 428 ГПК РФ, ч. 7 ст. 319 АПК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона об исполнительном производстве возможно повторное предъявление исполнительного документа, который не является исполнительным либо не соответствует требованиям к форме и содержанию исполнительного документа, установленным ст. 13 Закона об исполнительном производстве. Очевидно, указанная возможность существует лишь в случае, если закон допускает соответствующие исправления формы и содержания, например, исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении по делу об административном правонарушении согласно ст. 29.12.1 КоАП РФ. Также не требуется выдача нового исполнительного документа при исправлении судом описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в резолютивной части судеб- нот акта, на основании которого он выдан *50 . В иных случаях неправильное оформление документа влечет за собой необходимость выдачи нового исполнительного документа, а прежний документ должен быть признан ничтожным.

*50: {См.: п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 27. Очевидно, в случае если такие исправления были произведены до предъявления исполнительного документа к исполнению, определение суда об исправлении должно быть представлено взыскателем судебному приставу-исполнителю вместе с исполнительным документом для возбуждения исполнительного производства.}

Закон об исполнительном производстве не предусматривает общей процедуры завершения исполнительного производства и возврата судебным приставом-исполнителем исполнительного документа, предъявленного к исполнению, в отсутствии предпосылок права на возбуждение исполнительного производства, после возбуждения исполнительного производства. Например, в гражданском процессе для аналогичных ситуаций существует специальный институт оставления судом заявления без рассмотрения (ст. 222 ГПК РФ).

Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, принятое с нарушением Закона об исполнительном производстве, в том числе ст. 12, 13, 30 и 31, является незаконным и может быть отменено по заявлению стороны исполнительного производства вышестоящим должностным лицом ФССП России или судом (ст. 121 Закона об исполнительном производстве). При этом исполнительный документ подлежит возвращению взыскателю (по аналогии с ч. 3 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

Порядок возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление взыскателя и исполнительный документ передаются конкретному судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю.

После получения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня его поступления к нему выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Указанное решение, в случае если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, должно быть вынесено в течение одних суток.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве (может быть изложено в заявлении взыскателя о возбуждении исполнительного производства), судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

При возбуждении исполнительного производства важно определить стандарт оценки судебным приставом-исполнителем представленных заявителем документов с точки зрения их, во-первых, подлинности и, во-вторых, соответствия формы и содержания требованиям закона. Очевидно, что в достаточно короткий срок для принятия решения вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя есть возможность лишь формально проверить представленные документы на соответствие установленным Законом об исполнительном производстве и федеральными законами, на основании которых они выданы, требованиям. Кроме того, судебный пристав-исполнитель в установленный срок может оценить подлинность представленных документов лишь визуально. Более тщательная оценка подлинности и законности представленных документов может осуществляться только при пересмотре вынесенного постановления о возбуждении или отказе в возбуждении исполнительного производства судом или вышестоящим должностным лицом ФССП России. Следует отметить, что, например, для исследования подлинности представленных документов судебный пристав-исполнитель на этапе принятия решения о возбуждении исполнительного производства не может привлечь специалиста в соответствии со ст. 61 Закона об исполнительном производстве, поскольку по смыслу ст. 48 Закона об исполнительном производстве он может быть привлечен лишь после возбуждения исполнительного производства. Часть 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве не предусматривает и возможность продления трехдневного срока на рассмотрение вопроса о возбуждении исполнительного производства в связи с, например, направлением запроса судебным приставом-исполнителем органу, выдавшему исполнительный документ, с просьбой о подтверждении его подлинности. Следует заметить, что ч. 6 ст. 70 и ч. 4 ст. 73.1 Закона об исполнительном производстве предоставляют право лицам, исполняющим требования исполнительного документа, представленного непосредственно взыскателем, в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, или сомнений в достоверности сведений, представленных взыскателем, для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней.

Как было выяснено, при оценке требований к форме и содержанию различных исполнительных документов часто недостаточно знать лишь положения Закона об исполнительном производстве. В некоторых случаях от судебного пристава-исполнителя требуется сопоставить нормы различных федеральных законов, преодолеть возможные пробелы и противоречия в законодательстве, правильно определить норму закона, подлежащую применению в определенный момент времени.

Позиция высших судов

Судебный пристав-исполнитель вынес постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании дубликата исполнительного листа, указав на его несоответствие требованиям подл. "6" п. 5 ч. 1 ст. 13 и п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, в силу которых отсутствие в исполнительном документе сведений о дате государственной регистрации должника и его идентификационном номере налогоплательщика является безусловным основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При этом не было учтено, что указанная редакция подл. "6" п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве была утверждена Федеральным законом от 03.12.2011 № 389-ФЗ и введена в действие с 01.01.2012, т.е. после вынесения определения суда, во исполнение которого выдавались исполнительный лист и дубликат исполнительного листа. При этом ст. 13 Закона об исполнительном производстве в действовавшей на момент вынесения определения от 08.09.2009 и выдачи исполнительного листа редакции не содержала требования об обязательном указании в исполнительном документе идентификационного номера налогоплательщика и даты государственной регистрации в качестве юридического лица организации-должника.

Поскольку в заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании дубликата исполнительного листа взыскателем указаны ИНН и ОГРН общества у судебного пристава-исполнителя не могло возникнуть каких-либо затруднений с идентификацией организации-должника. Кроме того, удостоверившись, что исполнительный лист выдан арбитражным судом и его текст тождествен резолютивной части судебного акта, судебный пристав-исполнитель при необходимости вправе запросить дополнительные сведения и уточнения у суда, выдавшего исполнительный документ, а не отказывать в возбуждении исполнительного производства по данному основанию (постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 № 12018/13).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

После возбуждения исполнительного производства в соответствующем подразделении ФССП России формируется номенклатурное дело, в котором хранятся все документы, образующиеся в результате деятельности судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, в том числе сам исполнительный документ и сопроводительные документы к нему, заявления сторон, постановления судебного пристава-исполнителя, переписка по вопросам исполнительного производства (и. 11.25.1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682).

Завершая рассмотрение института возбуждения исполнительного производства, отметим, что основным правовым последствием возбуждения в установленном порядке исполнительного производства является возникновение у судебного пристава-исполнителя процессуальных отношений с взыскателем и должником , полномочий судебного пристава-исполнителя по совершению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения в отношении должника.

Всех этих строгих и гневных бумажек и так далее. Сегодня самое время перейти к вопросам возбуждения исполнительного производства.

Как Вы уже догадываетесь, для того чтобы начать принудительное исполнение судебного акта, судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство. И делает он это только на основании исполнительного документа. О них мы говорили ранее вот . Немаловажным является и тот факт, что исполнительный документ, в большинстве случаев, самостоятельно к приставу попасть никак не может. Кроме, пожалуй, определений суда о принятии обеспечительных мер. Во всех остальных случаях исполнительный документ должен получить в суде сам взыскатель, и уже потом самостоятельно подать в службу судебных приставов. Вместе с исполнительным документом взыскатель подает в службу заявление о возбуждении исполнительного производства, на котором я остановлюсь подробнее. Это важно.

Заявление о возбуждении исполнительного производства

Для того, чтобы судебный пристав возбудил исполнительное производство, взыскатель, а это Ваш банк, микрофинансовая организации, коллекторы, частные лица, да кто угодно еще, должны подготовить заявление о возбуждении исполнительного производства и, соответственно, уже к заявлению приложить свой исполнительный документ.

На самом деле, заявление о возбуждении исполнительного производства очень важная бумажка, которая позволяет взыскателю сразу же, при подаче документов, дать приставу все указания. В заявлении взыскатель может:

  • ходатайствовать о наложении ареста на имущество должника;
  • ходатайствовать об установлении для должника ограничений: а это, как вы знаете, и (по-русски, это право управления автомобилем);
  • указать в заявлении известные ему сведения о должнике: его имуществе, его банковских счетах и вкладах и так далее;
  • сразу указать реквизиты своего счёта, на который пристав сможет перечислять денежные средства, получаемые от должника в счет погашения долга.

В последнем случае, это, скорее, не право, а обязанность взыскателя - указать эти сведения. На практике, у Вас могут не принять заявление, если Вы не укажете в нем реквизиты своего расчетного счета. Поэтому, если Вы взыскатель, и у Вас нет счета, рекомендую открыть его заранее, и уже после подавать приставам заявление о возбуждении ИП.

Заявление о возбуждении исполнительного производства должно быть подписано самим взыскателем либо его представителем по доверенности. Если взыскатель физическое лицо или индивидуальный предприниматель, что в целом одно и тоже, то доверенность обязательно должна быть нотариальной формы. Если взыскатель юридическое лицо, достаточно будет простой письменной доверенности. В случае, когда заявление подает представитель, помимо исполнительного листа, к нему необходимо приложить и копию доверенности.

И заявление, и все прилагаемые к нему документы, подаются в отдел судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Это, как Вы, наверняка знаете, место регистрации или место фактического жительства должника, либо же, последнее известному место жительства должника.

Если взыскателю неизвестно, где именно зарегистрирован либо проживает должник, в этом случае он может направить исполнительный документ и заявление ы территориальный орган службы судебных приставов. Это областное либо краевое управление. Дальше уже главный судебный пристав самостоятельно разберется в какой из отделов перенаправить эти документы.

О повторном направлении исполнительных документов в службу судебных приставов

В том случае, когда судебный пристав завершил производства в связи с невозможностью исполнения и вернул исполнительный лист взыскателю, как вы знаете из моих статей, у взыскателя есть право на повторную подачу исполнительного листа приставам. Однако, он может это сделать не ранее чем через 6 (Шесть) месяцев после получение исполнительного листа от пристава. Я полагаю, такой срок установлен не случайно. Если пристав завершил производства в связи с невозможностью исполнения, наверняка он уже установил, что у должника нет имущества и нет денег, чтобы исполнить решение суда. И в этом свете, нет смысла нагружать пристава бесполезной работой, поскольку ничего нового за за короткий срок он не найдет, да и у должника вряд-ли изменится его финансово-имущественное положение.

В некоторых случаях судебный пристав имеет право возбудить исполнительное производство без заявления взыскателя. Таких случаев немного, пройдемся по каждому.

Вынесенное судебным приставом постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий. Грубо говоря, пристав в результате исполнения решения суда понес расходы, связанные, может быть, с оценкой имущества, которое было реализовано в дальнейшем. Эти расходы должны быть компенсированы, поскольку сначала он тратит государственные деньги, потом он должен их вернуть за счет должника. Пристав сам выносит постановление о взыскании этих расходов в рамках исполнительного производства, но эти деньги уходят уже не не взыскателю, а в бюджет.

Кроме того, пристав возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в том случае, когда исполнительный лист направляется в службу судебных приставов непосредственно судом либо другим органом, который имеет право выносить исполнительные документы.

Это было небольшое отступление от темы, но вдруг пригодится. Давайте продолжим о судьбе заявления, которое попадает в канцелярию службы судебных приставов. После того, как взыскатель обратился в отдел судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства, приложил к этому заявлению исполнительный лист и другие документы (доверенности, список имущества, ходатайства), не позднее 3-х рабочих дней все это добро должно быть передано судебному приставу-исполнителю, который уже решает вопрос о возбуждении исполнительного производства.

Судебный пристав, получивший документы, в 3х дневный срок решает вопрос о возбуждении исполнительного производства. Иными словами, путем нехитрых вычислений, можно сделать вывод, что с момента подачи взыскателем документов в отдел судебных приставов до момента возбуждения исполнительного производства должно пройти 6 рабочих дней, не больше по крайней мере.

В том случае, если в заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскатель просил наложить арест на имущество должника, но пристав ему отказал, в постановлении о возбуждении исполнительного производства пристав должен указать мотивы своего отказа.

В случае, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению (я уже говорил о том, что это может быть определение о наложении о принятии обеспечительных мер в котором будет будет указано на немедленное исполнение), то исполнительный документ, после поступления в отдел службы судебных приставов, немедленно передается судебному приставу, который в течение суток должен его исполнить.

Срок для добровольного исполнения решения суда

И вот она, очередная важная норма для должника. В том случае, если судебный пристав впервые возбуждает исполнительное производство в отношении должника, в постановлении о возбуждении исполнительного производства он обязан предоставить должнику срок для добровольного исполнения решения суда.

Я поясню подробнее этот момент. В постановлении о возбуждении ИП указывается срок, в течение которого он может добровольно погасить весь долг. Этот срок составляет всего 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Далее, в постановлении пристав описывает все кары небесные, которые ждут должника в случае, если он добровольно решение суда не исполнит. Я в таких случаях говорю так: если у должника реально есть деньги, но он их просто не хотел отдавать, то у него появляется возможность сэкономить 7% исполнительского сбора, поскольку в случае неисполнения добровольно решения суда в этот 5-ти дневный срок, судебный пристав-исполнитель начислит на сумму долга еще 7% исполнительного сбора. Этот сбор, как я писал выше, придется потом погашать должнику уже в рамках отдельного исполнительного производства. Но, при отсутствии денег у должника, ни 5-ти, ни 20 дней ему не хватит. Поэтому я расцениваю этот срок для добровольного исполнения как формальность.

К слову, срок для добровольного исполнения судебного акта пристав дает должнику только в том случае, если это первое исполнительное производство в рамках конкретного судебного акта. Если пристав возбуждает исполнительное производство в отношении того же судебного акта повторно, то срок для добровольного исполнения уже не предоставляется.

Кроме того, срок для добровольного исполнения судебного акта не предоставляется так же в случаях:

  • конфискации имущества;
  • обязательных работ;
  • выдворения из России иностранных граждан либо лиц без гражданства.

В общем, по тем требованиям, которые не связаны с деньгами.

Требование о предоставлении документов

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав может указать на необходимость для должника предоставить какие-либо документы. В этом случае, я настоятельно рекомендую предоставить приставу запрошенные документы, поскольку это позволит должнику избежать ареста зарплатных карт, пенсионных, социальных пособий и так далее.

Так же, приставу необходимо предоставлять по первому требованию документы, которые подтвердят наличие у должника имущества и доходов на которые не может быть обращено взыскание, сведения о денежных средствах, которые находятся на счетах, во вкладах, на хранении в банках и так далее. То есть, документы, которые позволят должнику сохранить свое имущество. В противном случае, пристав, не выясняя источник происхождения денег или имущества, сможет все это арестовать и, более того, обратить на него взыскание, поскольку полномочия пристава это позволяют.

Понятно, что если Вы не хотите, чтобы пристав нашел Ваши деньги, то документы, содержащие сведения о счетах, ячейках в банке и так далее, в Ваших интересах ему не представлять. Пусть ищет самостоятельно. Но совсем другое дело, когда Вц заинтересованы в предоставлении таких документов:

  • сведения о перечислении алиментов;
  • о перечислении на карту или счет в банке заработной платы;
  • о перечислении пенсии на банковскую карту;
  • о постановке на учет в качестве безработного;
  • документы о принадлежности имущества по месту Вашего жительства третьим лицам и так далее.

Кроме того, если судебный пристав накладывает на должника какие-либо ограничения: это временное ограничение на выезд за границу либо временное ограничение в пользовании специальным правом — правом управления транспортными средствами, а сегодняшний день такая мира существует для определённых категорий должников, то в своем постановлении пристав обязан это прописать.

Если кто-то из Вас уже проходил стадии исполнительного производства и погашал задолженность в принудительном порядке, то Вам должно быть известно об исполнительском сборе. Я буду о нем подробнее рассказывать в следующих статьях, но кратко уже сейчас можно его упомянуть. После полного погашения задолженности пристав выставляет должнику дополнительные требования о взыскании исполнительского сбора. Здесь именно такой порядок: сначала взыскатель получает свое, потом свое получает бюджет посредством пристава.

Причем, пристав имеет право инициировать взыскание исполнительского сбора как после окончания основного использованного производства путем возбуждением нового исполнительного производства, так и без возбуждения нового исполнительного производства, если постановление о взыскании исполнительского сбора и других расходов он вынес в пределах действия основного производства. Я думаю эти нюансы для Вас не существенны, поскольку, суть остается одна.

Во, пожалуй, и все, если говорить о самых интересных моментах. Вы можете всегда открыть Федеральный закон «Об исполнительном производстве», и перечитать статью 30, которая говорит о возбуждении исполнительного производства. Собственно, как раз то, что я Вам сегодня рассказал, но в сложных и запутанных формулировках. У Вас есть вопросы — задавайте их мне, постараюсь ответить по мере возможности. Завтра поговорим об отказе в возбуждении исполнительного производства: в каких случаях это происходит, по каким основаниям и какие последствия отказ в возбуждении ИП повлечет для взыскателя и должника.


Есть дела, где за исполнением вынесенного решения должны следить судебные приставы. Для этого открывается исполнительное производство. Все действия должны отвечать действующему законодательству.

Для того, чтобы пристав открыл производство, нужны основания, которые содержаться в законе. Ниже приведен список того, что может стать основанием:

  1. В службу судебных приставов сдается специальный документ, где прописано обязательное возбуждение производства. В данном случае это может быть исполнительный лист, приказ суда;
  2. Также побудить открыть исполнительное производство может письменное заявление, поступившее е приставу;
  3. Сами приставы могут стать инициаторами, опираясь на документы, указанные выше.

Следует отметить, что исполнительное производство, как и все, что касается суда, имеет строгие рамки по срокам. Это значит, что дело, поступившее к приставу, будет рассматриваться на протяжении определенного времени. При этом каждая стадия должна фиксироваться в исполнительном листке. Все сроки пописаны в действующем законодательстве.

Порядок исполнительного производства

Также не стоит забывать, что открытие производства выполняется в несколько этапов:

  1. На первом этапе заявитель может потребовать, чтобы в судебной инстанции составили специальную бумагу, которая станет достаточным основанием для начало работы над делом.
  2. Далее гражданин должен подать требование в этот же суд, где будет указано том, что необходимо судебно разбирательства.
  3. Как только нужный пакет бумаг собран, истец предает их в управление судебных приставов, которые работают на указанной территории. Здесь следует обратить внимание, что документы передаются в то отделение приставов, которое расположено на территории отвечающей стороны иска. Не обязательно лично посещать службу, можно отправить письмо с уведомлением и с собранным пакетом. Если нужные документы есть, то это поможет приставу быстрее принять в работу иск;
  4. У пристава есть три рабочих дня, чтобы принять решение, продолжить работу и возбудить исполнительное производство;
  5. После того, как решение принято, пристав обязан письменно известить все стороны искового дела;
  6. Согласно законодательству у ответчика есть время, после открытия дела у приставов, на самостоятельное исполнение обязательств. На это ему дается не больше 5 суток. Если этого не происходит тогда выставляются штрафы. Как правило, размер санкций составляет 7 процентов от размера погашаемого долга.

Основные принципы

В исполнительном производстве существую принципы, которые разделяются на несколько групп:

  • Конституционные. Здесь рассматриваются все сферы жизнедеятельности гражданина. В группе конституционных принципов можно выделить три подгруппы: 1 все равны в рамках гражданского кодекса. 2. У каждого есть право и свобода. Этот пункт означает, что, прежде всего, государство должно защищать права человека и стараться сохранять его свободу, в случаях, когда действия самого человека не нарушают закон. 3. Каждый гражданин имеет право на юридическую защиту. Это становится особенно актуальным, когда дело касается суда и отсутствие возможности самостоятельно нанять адвоката;
  • Межотраслевые. В этом принципе задействованы сами правовые отрасли. В частности иностранный гражданин имеет право потребовать, чтобы судопроизводство велось на родном для него языке;
  • Имеющие непосредственное влияние на производство. Здесь в основном имеет смысл упомянуть о правиле диспозитивности. Это значит, что гражданин, владея имуществом, может им распоряжаться самостоятельно, несмотря на мнение третьих лиц. Если же на имущество наложен арест, то в этом случае у человека должно остаться минимальный размер средств для обеспечения семьи.

Заявление о возбуждении исполнительного производства, требования


Какие документы понадобятся, чтобы исполнительное производство вступило в силу? Список, того, что необходимо указан в федеральном законе под номером 7. Однако этот перечень велик, большинство документов используются редко. Но можно выделить несколько, которые участвуют в производстве чаще:

  1. Исполнительные листы, выписанные в суде или приказы;
  2. Согласие на выплату алиментов. Документ заверяется нотариусом;
  3. Решения, полученные от должностных лиц или органов, занимающихся делами о нарушениях административного характера;
  4. Бумаги, выданные государственными учреждениями. Это может быть налоговая инспекция, пенсионный фонд или комиссии, разбирающая трудовые споры;
  5. Распоряжения, которые выдают судебные взыскатели.

Следует обратить внимание, что не каждое заявление может стать причиной для возбуждения исполнительного производства. Предоставленное заявление должно соответствовать требованиям:

  • В тексте заявления должна быть просьба о том, чтобы производство открыли;
  • Обязательно расшифровать, какие именно действия ожидаются от пристава;
  • Также понадобятся данные должника. Здесь нужно указать его материальное положение и ситуацию с финансами;
  • Указать в заявлении сведение об открытом счете в банке, куда должник должен перечислить деньги;
  • В конце обращения обязательно ставится подпись заявителя. Если действия производятся доверенным лицом, тогда нужно его подпись. При этом к заявлению нужно прикрепить бумаги, подтверждающие право представлять интересы истца.

На портале федеральной службы судебных приставов можно найти пример того, как должно быть заполнен бланк обращения.

Скачать образец заявления

Срок подачи исполнительного листа


Следует помнить, что у каждого документа есть определенный период, когда обращение по нему является законным. После истечения этого срока, гражданину придется собрать дополнительные документы, объяснительные и восстанавливать срок. Это не всегда возможно, а иногда и запрещено законом. Потому нужно знать сроки, когда можно подать на исполнительное производство соответствующие бумаги:

  1. Исполнительный лист можно предоставить в течение 3 лет, после дня вступления в силу решения суда или наступление условий, прописанных в решении;
  2. Исполнительный лист от арбитражного суда, который восстановил пропущенный срок, действителен на протяжении 3 месяцев, после вступления в силу решения;
  3. Судебный приказы должны быть переданы приставу в трехлетний период, после того, как они были выданы на руки;
  4. Исполнительные листы, где прописаны регулярные взыскания, имеющие определенный срок. В этом случае документы действительны весь срок, в течение которого взыскивают средства и еще 3 года, после того, как период закончился;
  5. Постановления, которые выдает комиссия, решающая трудовые споры, действительны не больше 3 месяцев, отсчитывающиеся с момента получения документов на руки;
  6. Акты, полученные от контролирующих органов по взысканию задолженности через счета в банках, на протяжении 6 месяцев должны быть предоставлены в службу приставов. В данном случае имеется ввиду наличие у должника открытых счетов в кредитных организациях. Однако денежных средств не достаточно, чтобы покрыть весь долг или даже его часть;
  7. Акты, составленные должностными лицами, о нарушениях административного характера, передаются приставам не позже года с момента, когда указанные документы вступили в силу;
  8. Исполнительная надпись имеет срок взыскания в зависимости от того, кто является должником и взыскателем. В случае, когда это физическое лицо, то дается три года на исполнение, следующие после е совершения. Если же юридическое лицо указано в документах, то только 12 месяцев на исполнение.

Существует и общее правило для всех документов. При попадании к приставу, последнему дается три дня на то, чтобы возбудить производство.

Существуют документы, которые должны немедленно исполняться и тогда сотрудник ФССП открывает исполнительное производство в день получения таких бумаг. Как правило, это документы по которым нужно обеспечить иск. Нормы указаны в Гражданско-правовом кодексе РФ статья 142.

Следует обратить внимание, что при исчислении сроков открытия ИП не учитываются праздничные и выходные дни. Об этом можно прочитать в федеральном законе под номером 229 в статье 15 часть 2.

Постановление о возбуждении

Исполнительное производство не может быть открыто сразу, предварительно пристав удостоверяется в том, что дело можно принимать. Это значит, проверяются следующие сведения:

  1. Принимаемое к исполнению дело соответствует закону;
  2. Заявление оформлено правильно;
  3. Правильно выбран территориальный орган.

После того, как проверка закончена, оформляется постановление, в котором соблюдены требования ФЗ № 229, указанные в статье 14.

Сроки возбуждения исполнительного производства судебными приставами и извещения сторон

Согласно установленному порядку пристав обязан направить копии постановления всем участникам процесса. В список заинтересованных лиц входит должник, заявитель или истец, судебная инстанция, которая выписала исполнительный лист.

При этом у пристава есть только сутки на то, чтобы уведомить стороны. В случае, когда в возбуждении исполнительного производства отказывают, то соответствующий акт также направляется всем сторонам и на это должно произойти на следующий день после вынесения такого решения.

Возбуждение исполнительного производства, как уже отмечалось, образует самостоятельную и обязательную стадию исполнительного производства. Ее задачами являются: обеспечение правомерного возникновения исполнительного производства; определение сторон исполнительного производства; планирование предстоящих исполнительных действий.

Для возбуждения исполнительного производства по общему правилу необходимо:

  • 1) предъявление исполнительного документа;
  • 2) подача заявления взыскателем;
  • 3) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

В некоторых случаях исполнительное производство возбуждается и без заявления взыскателя. Так, после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановление о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, в частности, при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя. В этом случае он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, утверждаемым старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительное производство возбуждается без заявления и в тех случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Таким образом, место подачи названных выше документов определяется по правилам ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Так, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если же должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Возможны ситуации, когда сведения о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка отсутствуют. В этом случае исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества. Соответственно, это и будет надлежащим местом подачи заявления и исполнительного документа.

В случае если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

Законом об исполнительном производстве установлен общий трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

В свою очередь, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу- исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия – другому судебному приставу-исполнителю.

Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, подлежит направлению взыскателю, должнику, а также субъекту, который выдал исполнительный документ.

Законодательство об исполнительном производстве закрепляет институт сводного исполнительного производства (ст. 34 Закона об исполнительном производстве). Он преследует цели обеспечения полного и правильного исполнения требования исполнительных документов и контроля за распределением взысканных с должника денежных сумм.

Сводное исполнительное производство возникает (исполнительные производства объединяются в сводное исполнительное производство) в случаях, когда:

  • – в отношении одного должника возбуждено несколько исполнительных производств;
  • – в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя.

Согласно ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

Солидарные обязательства могут возникнуть как из правомерных действий, так и в результате правонарушения (в частности при неделимости предмета в обязательстве). Расширение сферы применения солидарной ответственности в предпринимательских отношениях должно способствовать реальной защите прав и интересов кредиторов, отвечать общей тенденции повышения ответственности предпринимателей по сравнению с лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Солидарными могут быть обязательства:

  • 1) договорные и внедоговорные;
  • 2) основные (первоначальные) и зависимые (производные). Основным является, например, обязательство, возникшее на основе договора аренды. Если же один из должников возместит убытки кредитору (арендодателю), то у него появляется право в регрессном порядке требовать от других возмещения исполненного за вычетом доли, падающей на него. Иными словами, появляется новое производное, зависимое регрессное обязательство. Регрессное обязательство является солидарным, если это предусмотрено соглашением солидарных должников, при отсутствии такого соглашения регрессное обязательство будет долевым (ст. 325 ГК РФ);
  • 3) при субсидиарной ответственности. Солидарно субсидиарную ответственность несут участники полного товарищества по его обязательствам, а также полные товарищи в товариществе на вере (ст. 75, 82 ГК РФ);
  • 4) при солидарной (обеспечительной) ответственности поручителя за действия должника (ст. 363 ГК РФ). В данном случае ответственность за должника несет именно поручитель на основе специального соглашения, заключенного им с кредитором. Должник же отвечает за свои собственные действия, принцип ответственности "один за всех", характерный для солидарного обязательства, распространяется только на поручителя (но не на должника, за которого отвечает поручитель);
  • 5) при солидарной ответственности нескольких юридических лиц, возникающих в результате реорганизации, если из содержания разделительного баланса не видно, кто именно является правопреемником и отвечает по конкретным обязательствам перед кредиторами реорганизованного юридического лица. В результате реорганизации (путем разделения) обычное обязательство с одним должником трансформируется в солидарное (если конкретные правопреемники в разделительном балансе не определены);
  • 6) при солидарной ответственности совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения по обязательствам, возникшим в силу договора социального найма жилого помещения (ст. 672 ГК РФ). Сами члены семьи договор с наймодателем не заключают, однако наличие такового между наймодателем и нанимателем, а также факт принадлежности к членам семьи нанимателя являются основанием для возникновения солидарной ответственности членов семьи и нанимателя .

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ).

Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения обязательства кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками: 1) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; 2) неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников.

Для обеспечения контроля за исполнением сводных исполнительных производств в соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона об исполнительном производстве главный судебный пристав РФ и главные судебные приставы субъектов РФ создают банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств.

В случае если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов нескольких субъектов Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом РФ. Закон об исполнительном производстве устанавливает, что контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляет сам главный судебный пристав РФ. В свою очередь, он вправе возложить его на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта РФ или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства (ч. 2 ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. За ведением такого исполнительного производства контроль осуществляется главным судебным приставом субъекта РФ или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство. Взыскатель, должник, а также субъекты, выдавшие исполнительный документ, извещаются об этом.

По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном ч. 11–13 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности отказа в возбуждении исполнительного производства. Согласно ст. 10 Закона об исполнительном производстве 1997 г. судебный пристав-исполнитель мог лишь возвратить исполнительный документ при наличии указанных к тому оснований.

Закон об исполнительном производстве 2007 г. в ст. 31 предусматривает основания отказа в возбуждении исполнительного производства. Так, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • 1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • 2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, и он в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве направил все необходимые документы в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  • 3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Закона об исполнительном производстве;
  • 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  • 6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1, 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  • 7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • 8) исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП России.

При вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства его копия с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также субъектам, выдавшим исполнительный документ.

Отметим, что отказ в возбуждении исполнительного производства при условии устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1–4, 7 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в установленном законом порядке.

  • См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М., 2004. С. 349.