Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений — Российская

Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;
4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствовать подлинность подписи на документах;
6) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
(п. 6 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 386-ФЗ)
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
(п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
7.1) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 267-ФЗ)
8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
(п. 8 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
(п. 9 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
10) удостоверяют время предъявления документов;
(п. 10 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
11) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
(п. 11 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
12) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.
(п. 12 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
Законодательными актами Российской Федерации главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений, главам местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления муниципальных районов может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.

Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа , подписанного квалифицированной электронной подписью , в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.
(часть третья введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ).
Приказ Минюста РФ от 17.06.2014 №129

Для отправки документов в Нотариальную палату необходима КЭП (квалифицированная электронная подпись ).

Наш Удостоверяющий центр выпускает ключи электронной подписи для работы в системе обмена документами с Нотариатом на всей территории Российской Федерации. Главы местных Администрации всех субъектов Российской федерации, смогут отправлять документы подписанные нашей электронной подписью в Нотариальную палату своего субъекта. Стоимость сертификата составляет 1900 руб. (без учета стоимости носителя для хранения ключа электронной подписи ).

Для заказа ключa электронной подписи (для работы в системе обмена документами с Нотариатом), вам необходимо выполнить следующие действия:

1. Скачать Заявку на свой компьютер. Скачать.

2. Заполнить ее на своем компьютере и выслать нам xml-файл на нашу почту [email protected] .

3. Вместе с заявкой выслать нам подписанную копию заявки, приказ о назначении сотрудника на должность, ИНН и ОГРН (организации), паспорт и СНИЛС владельца электронной подписи для операций в системе. Данные документы можно предоставить по месту получения электронной подписи .

4. Оплатить выставленный счет.

5. После поступления оплаты получить ключ электронной подписи (наш менеджер свяжется с вами и сообщит вам о готовности сертификата).

Обзор типичных нарушений законодательства, допускаемых должностными лицами органов местного самоуправления при совершении нотариальных действий

В основу обзора типичных нарушений законодательства, допускаемых должностными лицами органов местного самоуправления при совершении нотариальных действий (далее – Обзор) положена информация, имеющаяся в Нотариальной палате Новосибирской области (ассоциации).

Согласно статьи 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (далее – Основы), в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах;

6) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

7.1) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

10) удостоверяют время предъявления документов;

11) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

12) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

В большинстве сельских поселений области из общей совокупности совершенных нотариальных действий больший удельный вес приходится на удостоверение доверенностей и свидетельствование верности копий документов и выписок из них.

Учитывая определенную неподготовленность должностных лиц органов местного самоуправления поселений в сфере организации нотариальной деятельности, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новосибирской области» совместно с нотариальной палатой было периодически проводятся семинары для представителей органов местного самоуправления поселений.

В целях оказания методической помощи Департаментом организации управления администрации Новосибирской области совместно с Ассоциацией «Совета муниципальных образований Новосибирской области» был подготовлен Сборник материалов по вопросам совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, содержащий необходимые нормативно правовые акты и извлечения из них.

Нотариальной палатой оказывается посильная консультативная помощь должностным лицам органов местного самоуправления по вопросам совершения нотариальных действий, а также разъяснительная работа по вопросу порядка предоставления сведений о совершенных нотариальных действиях главами местной администрации или специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия по организации квалифицированного нотариального обслуживания населения сельских поселений должностными лицами органов местного самоуправления, удостоверенные ими нотариальные документы зачастую не соответствуют требованиям законодательства. Полагаем, что причиной тому является отсутствие у должностных лиц органов местного самоуправления необходимых правовых знаний. В ходе изучения документов, удостоверенных должностными лицами органов местного самоуправления, отмечены следующие, наиболее характерные, нарушения:

1. При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления, в соответствии с требованиями Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 г. № 256 (п. 3), обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами Российской Федерации.

Однако, в отдельных случаях, должностные лица при составлении проектов документов, в частности доверенностей, слабо ориентируются не только в законодательстве, но даже в предстоящей процедуре, требующейся для совершения действий представителем. Например, для представительства в отношении ведения наследственных дел удостоверяется доверенность на оформление прав на различные виды имущества, либо доверенность на представительство в суде и т.п.

В текстах доверенностей наблюдается несогласованность фраз, отсутствие отдельных полномочий, необходимых для реализации представителями своих функций, наличие полномочий, не соответствующих действующему законодательству, что влечет трудности в восприятии целостности текста документа, допускает его двоякое толкование и осложняет его исполнение представителем (например: доверенность «на регистрацию права постоянного бессрочного пользования земельным участком и права собственности на земельный участок» ; доверенность на «представительство на собрании общедолевой собственности, дарение земельной доли (без указания одаряемого), получение и предоставление уведомлений о продаже» и т.п.).

2. Совершение любого нотариального действия должно осуществляться с применением норм законодательства и в соответствии с положениями о соблюдении тайны совершения нотариального действия (п. 4 Инструкции). Данный принцип соблюдается не всегда. Как правило, сотрудники, уполномоченные на совершение нотариальных действий, занимают кабинеты, в которых располагаются от 2 до 5 рабочих мест. В остальной половине случаев специалисты удаляются из кабинета на время совершения нотариального действия либо им предоставляется любой свободный кабинет.

В отдельных муниципальных образованиях имели место случаи, когда нотариусам представлялись доверенности, удостоверенные главами муниципальных образований заочно, без общения с представляемым.

3. В силу 37 Основ должностные лица органов местного самоуправления вправе совершать нотариальные действия лишь в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных муниципальных образованиях (населенных пунктах). Однако в отдельных муниципальных образованиях имели место случаи, когда нотариусам представлялись доверенности, удостоверенные главами муниципальных образований в отношении лиц, не зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах.

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ при обращении за совершением нотариальных действий государственная пошлина оплачивается до обращения за их совершением. Согласно Инструкции (п. 10) нотариальное действие совершается при уплате государственной пошлины или нотариального тарифа. Однако встречаются случаи, когда в документах отсутствует упоминание о взыскании государственной пошлины за совершенное нотариальное действие.

5. Исправления в нотариально удостоверенные документы должностными лицами органов местного самоуправления вносятся, как правило, следующим образом: в конце документа с исправленным текстом вносится запись «исправленному верить» , после чего проставляется печать и подпись главы органа местного самоуправления или должностного лица. Вместе с тем, исправления в завещании должны быть оговорены и подтверждены подписью лица, подписавшего документ, а также, в конце удостоверительной надписи - подписью должностного лица органа местного самоуправления с приложением оттиска печати.

6. В нарушение Инструкции (п. 24) выдаются дубликаты тех документов (договоров), которые не хранятся в делах местной администрации поселения и выдача которых не предусмотрена действующим законодательством.

7. Имеют место нарушения, не только Основ, Инструкции, но и Приказа Минюста России от 10.04.2002 № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», удостоверительные надписи не соответствуют требованиям данного приказа:

    в документах отсутствуют сведения о регистрации совершенных нотариальных действий в реестре;

    имеют место случаи, когда несколько различных доверенностей, удостоверенных от имени одного гражданина, но разными должностными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия в данном муниципальном образовании, зарегистрированы в реестре за одним номером;

    удостоверительная надпись располагается не после подписи лица, от имени которого совершается нотариальное действие, а перед подписью;

    отсутствуют дата и место удостоверения документов, которые должны быть обозначены в документе хотя бы один раз словами. В отдельных случаях, при указании места совершения нотариального действия главы администраций ограничиваются лишь указанием названия самого поселения;

    имеют место случаи, когда из текста удостоверительной надписи следует, что нотариальное действие совершено специалистом по совершению нотариальных действий, но должность, Ф.И.О. и подпись проставляется главы органа местного самоуправления;

Органы местного самоуправления уведомлены о необходимости использования на печатях органов местного самоуправления государственного герба Российской Федерации и предпринимают меры по их изготовлению, но не всегда на документах, совершенных должностными лицами местных администраций проставляется оттиск печати;

    в удостоверительных надписях вместо Ф.И.О. лиц, от чьего имени совершаются нотариальные действия, указываются Ф.И.О. глав администраций или должностных лиц;

    главы администраций поселений в тексте документа и в удостоверительных надписях не всегда правильно указывают полное наименование своей должности и наименование должности лиц, совершающих нотариальные действия;

    встречаются случаи, когда неправильно воспроизводится наименование местного поселения.

На наш взгляд, основными причинами низкого качества нотариальных документов и выявленных нарушений являются недостаточный уровень образования, незнание гражданского законодательства, недостаточная информационная поддержка и умение работать с правовыми системами, затруднения правового характера при составлении нотариальных документов. Кроме того, прием граждан и совершение нотариальных действий осуществляется специалистами, уже наделенными широким кругом других обязанностей.

Результат проведенного анализа типичных нарушений законодательства, допускаемых должностными лицами органов местного самоуправления при совершении нотариальных действий, свидетельствует о том, что в настоящее время вопрос возможности получения от них квалифицированной нотариальной помощи остается весьма актуальным, что позволяет сделать следующие выводы:

Не установлены квалификационные требования для лица, уполномоченного, совершать нотариальные действия, в части профессионального образования, прохождения стажировки или специального обучения;

Должностные лица органов местного самоуправления, обязанные оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и законных интересов, нарушают нормы материального и процессуального права, в связи с отсутствием навыков, основанных на специальных профессиональных знаниях. противоправное (в нарушение законодательства ... ; нотариально удостоверенную... типичными действиями банка по данному договору являются прием ... органом местного самоуправления ...

  • Менеджмент учебник санкт-петербург издательство «союз»

    Учебник

    ... нарушенного нрава (каждому гарантируется защита его прав и свобод). При совершении ... органы местного самоуправления . ... законодательством . Налоговым законодательством ... заверенное нотариально . ... допускаемого ... обзоры ... Типичным ... действий органов власти и должностных лиц ...

  • Владислав Васильевич "новейший справочник автомобилиста"

    Справочник

    Обжалования действий административных органов или должностных лиц регламентирует... при котором не происходит значительного нарушения целостности кожи. Типичным ... органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ...

  • 1 блок (общие вопросы для всех специализаций)

    Документ

    По формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления , служащие основаниями для исчисления... требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении...

  • МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    О совершении нотариальных действий главами администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправлении поселений в Московской области


    Документ с изменениями, внесенными:
    (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 111, 29.06.2012);
    (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 24.12.2014);
    (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 10.06.2015);
    (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 22.12.2016).
    ____________________________________________________________________

    Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

    Настоящий Закон принят в соответствии со статьями , и 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, статьей 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и определяет порядок наделения должностных лиц местного самоуправления поселений полномочиями по совершению нотариальных действий, условия совершения ими нотариальных действий, а также их права, обязанности и ответственность при осуществлении нотариальной деятельности на территории Московской области.

    Статья 2. Должностные лица местного самоуправления поселений, имеющие право на совершение нотариальных действий

    1. Право совершать нотариальные действия на территории поселения в случае отсутствия в поселении нотариуса для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в населенных пунктах, входящих в состав поселения, имеют непосредственно глава администрации соответствующего поселения и специально уполномоченное им должностное лицо местного самоуправления соответствующего поселения (далее - должностные лица).
    (Часть в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2016 года Законом Московской области от 19 декабря 2016 года N 164/2016-ОЗ .

    2. Глава администрации поселения вправе своим распоряжением уполномочить на совершение нотариальных действий лицо, отвечающее требованиям части 3 настоящей статьи, на определенный срок, но не менее чем на один год и не более чем на срок своих полномочий.

    3. Специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения (далее - специально уполномоченное должностное лицо) может быть гражданин, замещающий в администрации поселения должность муниципальной службы, имеющий высшее юридическое образование и прошедший подготовку на специальных курсах по совершению нотариальных действий,

    4. Факт отсутствия в поселении нотариуса определяется на основании Закона Московской области N 187/2012-ОЗ "О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области" и совместного решения территориального органа юстиции и Московской областной Нотариальной Палаты о количестве должностей нотариусов Московской области и местонахождении нотариусов.
    Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    5. Сведения о главе администрации соответствующего поселения и специально уполномоченных должностных лицах, совершающих нотариальные действия, направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции, а также в Московскую областную Нотариальную Палату.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    6. Администрация поселения размещает информацию о должностных лицах, месте и графике их приема для совершения нотариальных действий в отведенных для информирования населения местах, на официальном сайте соответствующего поселения, публикует в средствах массовой информации.

    Статья 3. Прекращение полномочий по совершению нотариальных действий специально уполномоченного должностного лица

    1. Полномочия по совершению нотариальных действий специально уполномоченного должностного лица прекращаются на основании распоряжения главы администрации поселения в следующих случаях:

    1) увольнения специально уполномоченного должностного лица с муниципальной службы либо истечения срока полномочий по совершению нотариальных действий;

    2) смерти специально уполномоченного должностного лица или объявления в установленном законом порядке умершим либо безвестно отсутствующим;

    3) нарушения специально уполномоченным должностным лицом законодательства при осуществлении им нотариальной деятельности, если эти факты установлены судом или выявлены в результате проверки его нотариальной деятельности;

    4) установления факта наделения специально уполномоченного должностного лица полномочиями с нарушением требований настоящего Закона;

    5) начала исполнения полномочий нотариусом, определившим местом совершения нотариальных действий поселение, где ранее нотариус отсутствовал;

    6) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

    2. О прекращении полномочий специально уполномоченного должностного лица по совершению нотариальных действий глава администрации поселения уведомляет территориальный орган юстиции и Московскую областную Нотариальную Палату.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    Статья 4. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами

    1. В соответствии со статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате должностные лица имеют право совершать следующие нотариальные действия:

    1) удостоверять завещания;

    2) удостоверять доверенности;

    3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;

    4) свидетельствовать верность копни документов и выписок из них;

    5) свидетельствовать подлинность подписи на документах. Законодательными актами Российской Федерации на должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий;

    6) удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 30 июня 2012 года Законом Московской области от 20 июня 2012 года N 84/2012-ОЗ).

    7) удостоверять факт нахождения гражданина в живых;
    Законом Московской области от 19 декабря 2014 года N 172/2014-ОЗ)

    8) удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;
    (Пункт дополнительно включен с 25 декабря 2014 года Законом Московской области от 19 декабря 2014 года N 172/2014-ОЗ)

    9) удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
    (Пункт дополнительно включен с 25 декабря 2014 года Законом Московской области от 19 декабря 2014 года N 172/2014-ОЗ)

    10) удостоверять время предъявления документов;
    (Пункт дополнительно включен с 25 декабря 2014 года Законом Московской области от 19 декабря 2014 года N 172/2014-ОЗ)

    11) удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
    (Пункт дополнительно включен с 25 декабря 2014 года Законом Московской области от 19 декабря 2014 года N 172/2014-ОЗ)

    12) удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;
    (Пункт дополнительно включен с 25 декабря 2014 года Законом Московской области от 19 декабря 2014 года N 172/2014-ОЗ)

    13) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.
    (Пункт дополнительно включен с 25 декабря 2014 года Законом Московской области от 19 декабря 2014 года N 172/2014-ОЗ)

    Законодательными актами Российской Федерации должностным лицам может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий.
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    2. Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой федеральным органом юстиции.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    3. Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    4. Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в Московскую областную Нотариальную Палату в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.
    (Часть дополнительно включена с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ)

    Статья 5. Нотариальная деятельность должностных лиц

    1. Нотариальная деятельность должностных лиц включает в себя совершение предусмотренных законодательством Российской Федерации нотариальных действий и иных связанных с ними действий, а также организацию и ведение нотариального делопроизводства, архива нотариальных документов и обеспечение его сохранности.

    2. Должностные лица при осуществлении нотариальной деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации , федеральным законодательством, Уставом Московской области , настоящим Законом, нормативными правовыми актами Московской области, а также международными договорами Российской Федерации.

    3. Должностным лицам запрещается разглашать сведения, которые им стали известны в связи с осуществлением нотариальной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Сведения и справки о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    4. Нотариально удостоверенные и засвидетельствованные должностными лицами документы имеют равную юридическую силу с документами, оформленными нотариусом.

    Статья 6. Права должностных лиг

    Должностные лица при осуществлении нотариальной деятельности имеют право:

    1) в процессе совершения нотариальных действий составлять и изготавливать проекты завещаний, доверенностей, заявлений и других документов, изготавливать копии документов и выписки из них;

    2) истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий;

    3) на обеспечение соответствующими условиями и помещением для совершения нотариальных действий и хранения документации.

    Статья 7. Обязанности должностных лиц

    Должностные лица в целях исполнения возложенных на них полномочий по совершению нотариальных действий обязаны:

    1) оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности по совершаемым нотариальным действиям, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

    2) соблюдать правила и порядок совершения нотариальных действий, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате и нормативными правовыми актами федерального органа юстиции;
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    3) хранить тайну нотариального действия;

    4) вести нотариальное делопроизводство и нотариальный архив в соответствии с установленными требованиями;

    5) осуществлять прием граждан и представителей юридических лиц в установленные для приема часы;

    6) выступать в суде в связи с совершенными нотариальными действиями;

    7) повышать профессиональную квалификацию в порядке, установленном уполномоченным государственным органом Московской области;

    8) выполнять иные обязанности, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом.

    Статья 8. Ответственность должностных лиц

    За неисполнение или за ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностные лица несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

    Статья 9. Помещение для совершения нотариальных действий

    Для совершения нотариальных действий должностным лицам выделяется помещение в администрации поселения, которое должно обеспечивать тайну нотариального действия, сохранность материалов нотариального делопроизводства и нотариального архива и в которое во время проведения приема должен быть обеспечен доступ граждан и представителей юридических лиц.

    Статья 10. Печать, штампы, бланки и реестры, используемые при совершении нотариальных действий должностными лицами

    1. При совершении нотариальных действий должностные лица используют печать администрации поселения с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы удостоверительных надписей, бланки для совершения нотариальных действий, реестры для регистрации нотариальных действий в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом юстиции.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    2. Оттиск печати и образец подписей должностных лиц хранятся в территориальном органе юстиции.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    Статья 11. Контроль за нотариальной деятельностью должностных лиц

    1. Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение должностными лицами нотариального действия обжалуются в судебном порядке в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

    2. Контроль за нотариальной деятельностью должностных лиц и за исполнением правил нотариального делопроизводства осуществляется территориальным органом юстиции.
    (Часть в редакции, введенной в действие с 11 июня 2015 года Законом Московской области от 8 июня 2015 года N 93/2015-ОЗ .

    3. Должностные лица обязаны предоставлять лицам, уполномоченным на проведение проверок нотариальной деятельности, необходимые документы и сведения о нотариальной деятельности; а нотариусам по их запросам - сведения об удостоверенных завещаниях и доверенностях.

    Статья 12. Оплата нотариальных действий

    1. Оплата совершенных должностными лицами нотариальных действий производится в порядке и размерах, установленных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате .

    2. При совершении должностными лицами нотариальных действий предоставляются льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    3. Зачисление денежных средств, поступивших за совершение должностными лицами нотариальных действий, производится в местный бюджет в порядке и размерах, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Статья 13. Материально-техническое обеспечение нотариальной деятельности должностных лиц

    1. Материально-техническое обеспечение нотариальной деятельности должностных лиц, а также оплата их подготовки по совершению нотариальных действий и повышение квалификации осуществляется администрацией поселения за счет средств местного бюджета.

    2. Обеспечение должностных лиц книгами реестров для регистрации нотариальных действий, алфавитными книгами учета завещаний, бланками для совершения нотариальных действий и иными необходимыми материалами нотариального делопроизводства осуществляется по договору с Московской областной Нотариальной Палатой.

    Статья 14. Уполномоченный государственный орган Московской области

    Организация подготовки по совершению нотариальных действий и повышения квалификации должностных лиц, сбор статистических данных по совершенным должностными лицами нотариальным действиям, решение иных организационных вопросов возлагается на уполномоченный государственный орган Московской области, определяемый Правительством Московской области.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2016 года Законом Московской области от 19 декабря 2016 года N 164/2016-ОЗ .

    Статья 15. Переходные положения

    Специально уполномоченные должностные лица, наделенные полномочиями по совершению нотариальных действий до вступления настоящего Закона в силу и не прошедшие подготовку на специальных курсах по совершению нотариальных действий, проходят указанную подготовку в порядке, установленном уполномоченным государственным органом Московской области.

    Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

    Губернатор
    Московской области
    Б.В.Громов

    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"

    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14.1, частью 2 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

    Согласно статьям 1 и 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате), а также Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256 (далее - Инструкция) в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района (далее - должностные лица местного самоуправления) имеют право совершать следующие нотариальные действия:

    1) удостоверять завещания;

    2) удостоверять доверенности;

    3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им;

    4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

    5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.

    За совершение нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, также как и нотариусами, взимается государственная пошлина (за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ или нотариальный тариф (за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма) в соответствии с Основами законодательства о нотариате.

    Нотариальное делопроизводство ведется должностными лицами местного самоуправления на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

    При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий, в связи с чем, им запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий.

    При совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документы проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации поселения или муниципального района с изображением Государственного герба Российской Федерации.

    Согласно пункту 2 Инструкции решение о возложении на должностных лиц местного самоуправления обязанностей по совершению нотариальных действий должно быть доведено, в том числе, до сведения территориального органа Минюста России. На основе представленных сведений Управлением Минюста России по Забайкальскому краю (далее - Управление) сформирован и ведется Реестр должностных лиц местного самоуправления Забайкальского края, уполномоченных на совершение нотариальных действий. На сегодняшний день общее количество должностных лиц, совершающих нотариальные действия, на территории Забайкальского края составляет 452 человека. За 2009 год на территории Забайкальского края должностными лицами местного самоуправления совершено более 25928 нотариальных действий.

    Практика показывает, что положительным результатом наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений правом совершать отдельные виды нотариальных действий, предусмотренных статьей 37 Основ законодательства о нотариате является своевременное оказание нотариальных услуг сельским жителям, которым теперь не нужно выезжать за пределы своего населенного пункта к нотариусу.

    Вместе с тем, наряду с положительным моментом реализации статьи 37 Основ законодательства о нотариате органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений допускаются нарушения действующего законодательства. Так, обобщение сведений, поступающих из органов местного самоуправления края, позволяет сделать вывод об отсутствии в большинстве поселений отдельнооборудованных помещений для совершения нотариальных действий, хранения архива нотариальных документов и ожидания приема граждан, что не соответствует требованиям сохранения тайны совершения нотариальных действий.

    Кроме того, согласно проведенному анализу должностными лицами местного самоуправления, уполномоченными на совершение отдельных видов нотариальных действий, допускаются следующие нарушения действующего законодательства:

    Свидетельствование верности копий документов совершаются без предъявления подлинных документов. Так, например, специалистом администрации сельского поселения "Алиянское" Сретенского района при удостоверении верности копии свидетельства о рождении, свидетельствуемая копия сличена с копии данного документа, полученной посредством факсимильной связи. Согласно пункту 55 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, утвержденной Приказом Минюста России от 27.12.2007 № 256 свидетельствуемая копия документа сличается с подлинником документа.

    Удостоверительные надписи на выдаваемых документах не соответствуют требованиям приказа Минюста России от 10.04.2002 № 99 "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" (далее - Приказ Минюста от 10.04.2002 № 99), Так, удостоверительная надпись о свидетельствовании верности копии документа, совершенная специалистом администрации сельского поселения "Алиянское" Сретенского района совершена в нарушение требований Приказ Минюста от 10.04.2002 № 99. Удостоверительные надписи о свидетельствовании верности копии документа, о засвидетельствовании подлинности подписи, совершенные специалистом администрации сельского поселения "Соловьёвское" Борзинского района не соответствуют требованиям пункта 17 Инструкции в части указания на совершение нотариального действия нотариусом.

    Размер взимаемой государственной пошлины не соответствует размеру, установленному федеральным законодательством. Например, специалистом администрации сельского поселения "Алиянское" Сретенского района за удостоверение верности копии одной страницы документа взыскана государственная пошлина в сумме 100 рублей. На основании части 3 статьи 22, подпункта 9 пункта 1 статьи 22.1 Основ законодательства о нотариате за свидетельствование верности копий документов, как за совершение действия, для которого законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, определено взимание нотариального тарифа в размере 10 рублей за страницу копии документов.

    По мнению Управления, указанные недостатки связаны с отсутствием требований законодательства к уровню профессионального образования указанных лиц, а также отсутствием контроля за совершением ими нотариальных действий, за исключением судебного.

    При осуществлении нотариальных действий в результате отсутствия специальной подготовки у специалистов муниципальных образований возникают проблемы, связанные с:

    Составлением завещаний, доверенностей;

    Предоставлением льгот по уплате государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

    В случае отсутствия отделений банков в поселениях возникает проблема своевременной уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

    Управление, выполняя функции по контролю и надзору в сфере нотариата, со своей стороны принимает определенные меры по обучению должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих нотариальные действия. Так, Управлением совместно с Нотариальной палатой Забайкальского края проводятся занятия с должностными лицами органов местного самоуправления по изучению нормативной базы, даются консультации по вопросам, возникающим при осуществлении отдельных видов нотариальных действий. В целях оказания практической помощи должностным лицам местного самоуправления Управлением подготовлен и предоставлен главам муниципальных районов края информационный материал по вопросам совершения отдельных видов нотариальных действий (приказы Минюста России, методические рекомендации, утвержденные Правлением Федеральной нотариальной палаты, положения основных нормативных правовых актов по вопросам осуществления полномочий по совершению нотариальных действий указанными лицами).

    специалист - эксперт А.А. Размахнина

    Ответил адвокат - Королева С.О.:

    Здравствуйте Ольга!
    В настоящее время действует Приказ Минюста России от 06.06.2017 N 97 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов", в котором сказано, что глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района (далее - должностные лица местного самоуправления) имеют право совершать нотариальные действия в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса (часть четвертая статьи 1 Основ).
    Нотариальные действия, совершаемые главами местных администраций, следующие, они:
    1) удостоверяют завещания;
    2) удостоверяют доверенности;
    3) принимают меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;
    4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
    5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
    6) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
    8) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
    9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
    10) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
    11) удостоверяют время предъявления документов;
    12) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
    13) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу (часть первая статьи 37 Основ).
    Законодательными актами Российской Федерации должностным лицам местного самоуправления может быть предоставлено право на совершение иных нотариальных действий (часть вторая статьи 37 Основ).
    Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя при представлении свидетельства о смерти.
    Таким образом, завещание, удостоверенное главой местного поселения, приравнивается к нотариально удостоверенным. Однако законность такого документа требует проверки. Прежде всего нужно убедиться, обладал ли орган местного самоуправления правом на удостоверение завещания, действительно ли в данном населенном пункте нет нотариуса и обязанности по совершению нотариальных действий возложены на сотрудника органа местного самоуправления. Затем следует проверить, удостоверялось ли завещание там и соответствует ли оно всем необходимым требованиям. Также следует обратиться внимание на подпись наследодателя, и правильно ли описан состав имущества, завещанного соседу.
    При наличии сомнений в достоверности такого завещания, обращайтесь с иском в суд о признании завещания недействительным. Сведения о совершенных нотариальных действиях могут быть собраны по требованию суда.
    Наши адвокаты готовы помочь вам в защите ваших прав по оспариванию завещания, удостоверенного в сельской администрации, обращайтесь, постараемся помочь.