Презентация на тему «Земельное право. Правовой режим отдельных категорий земель Муниципальная собственность возникает

1.Земельное право

  • предмет земельного права – это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированные нормами земельного права.
2.Источники земельного права
  • международные договоры, ратифицированные Россией, общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • федеральные законы (Земельный Кодекс, Лесной Кодекс, Водный Кодекс, иные законы);
  • нормативно-правовые нормы органов исполнительной власти;
  • законодательство субъектов РФ
  • НПА органов местного самоуправления:
  • правила землепользования и застройки городского округа/городского поселения;
  • обычай – это сложившийся в течение длительного времени и широко применяемое правило поведения, не закреплённое в нормах законодательства.
3.Конституционные основы земельного права.
  • Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений. Выделяют 3 группы таких норм:
1
  • Положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);
2
  • Нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);
3
  • Конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).
Самостоятельное изучение
  • Вопрос 4. Система земельного права. Вопрос 5. Принципы земельного права. Вопрос 6. Земельные правовые отношения.
7.Земля и земельный участок как объект земельных отношений. Категории земель
  • 1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства;
  • В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяется фонд перераспределения, в который включаются выморочные земельные участки, земельные участки, изъятые из государственных или муниципальных нужд, либо земельные участки, от которых добровольно отказались.
Категории земель
  • 2. Земли населённых пунктов – это земли, используемые и предназначенные для застройки населённых пунктов;
  • Земли населенных пунктов всегда отделяются границами от других земель.
Категории земель
  • 3. Земли специального назначения – это земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для использования в соответствующих специальных целях, и права на которые возникли по основаниям, предусмотренным земельным законодательством;
Категории земель
  • 4. Земли особо охраняемых территорий – это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, эстетическое, оздоровительное и иное ценное назначение, которые изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен особый правовой режим;
Категории земель
  • 5. Земли лесного фонда – состоят из лесных земель (это покрытые лесной растительностью, либо предназначенные для её восстановления) и нелесных земель (предназначены для лесного хозяйства);
Категории земель Категории земель
  • 7. Земли запаса – это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные физическим и юридическим лицам (исключение составляют земли сельскохозяйственного назначения).
Перевод земель или земельных участков
  • – это процедура изменения категории земель или земельных участков, урегулированная специальными нормативно-правовыми актами (ФЗ от 21.12.2004 г. “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, Земельный кодекс, иные федеральные законы и законы субъектов РФ). В основном переводятся земли сельхоз назначения и земли запаса.
Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы:
  • Правительство РФ – в отношении федеральных земель;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ – в отношении региональных земель (земель субъектов РФ) и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной или муниципальной собственности;
  • Органы местного самоуправления – в отношении иных земель (муниципальных земель и частных земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Закон предусматривает случаи, когда сами органы местного самоуправления могут осуществлять перевод. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут ходатайствовать о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую без согласия их правообладателей, только в 2х случаях: если такой перевод связан с установлением или изменением границ населенного пункта, либо при создании особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателя. Во всех остальных случаях волеизъявление должно идти от собственника или правообладателя.
  • Закон предусматривает случаи, когда сами органы местного самоуправления могут осуществлять перевод. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут ходатайствовать о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую без согласия их правообладателей, только в 2х случаях: если такой перевод связан с установлением или изменением границ населенного пункта, либо при создании особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателя. Во всех остальных случаях волеизъявление должно идти от собственника или правообладателя.
  • Перевод из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения записи в единый государственный реестр прав (ЕГРП)на недвижимое имущество и сделок с ним. Изменение правоустанавливающих документов не требуется.
Земельный участок
  • Границы земельного участка в натуре устанавливаются путем межевания, которое является видом кадастровых работ. Межевание – подготовительный этап для постановки на кадастровый учет. В результате межевания составляется межевой план. Межевой план выдается при постановке земельного участка на учет, при разделе земельных участков, при учете изменений земельного участка или его частей.
Образование земельных участков происходит:
  • при объединении земельных участков;
  • при разделе земельных участков;
  • при перераспределении земельных участков;
  • при выделе из земельных участков или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Требования, предъявляемые к образованию или изменению земельных участков:
  • Предельные максимальные и минимальных размеры земельных участков должны соответствовать требованиям градостроительных регламентов. Если на земельный участок градостроительный регламент не распространяется либо в отношении участка он не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с требованиями федеральных законов (см. ст. 33 Земельного кодекса). Если размеры земельного участка не соответствуют требованиям градостроительного регламента, то допускается использовать земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия;
продолжение
  • границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и/или населенных пунктов;
  • при образовании земельных участков не должно приводить к вклиниванию, чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости (капитального строительства и других), препятствующих рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами;
  • не допускается такое образование земельных участков, в результате которых эксплуатация по разрешенному использованию невозможна.
8. Право собственности на земельный участок.
  • Государственная собственность на землю.
  • Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства. От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.
Муниципальная собственность
  • От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.
  • В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю). Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.
Государственная собственность на землю возникает:
  • по прямому указанию федеральных законов,
  • при разграничении государственной собственности на землю;
  • дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.
Муниципальная собственность возникает:
  • по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;
  • по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),
  • в процессе разграничения государственной собственности на землю;
  • муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.
Разграничение собственности на землю.
  • К государственной собственности относятся: земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;
  • К собственности муниципальных образований относятся: земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;
  • В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.
Частная собственность на земельные участки.
  • Субъект – это физические и юридические лица. Объектом частной собственности являются индивидуально-определенные земельные участки
Виды собственности:
  • индивидуальная – одного лица; общая – двух или более лиц:
  • 1) долевая; 2) общая совместная.
Оборотоспособность земельного участка (три вида)
  • изъятые из оборота – федеральная собственность (см. п. 4 ст. 27 Земельного Кодекса);
  • земельные участки, ограниченные в обороте – которые могут принадлежать отдельным категориям лиц, либо нахождение в обороте которых допускается по специальному разрешении (см. ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса);
  • свободные в обороте земельные участки.
Иные права на земельные участки.
  • Иные виды прав позволяют несобственнику земельного участка удовлетворять свои потребности за счёт использования чужого земельного участка. Предусмотрено 5 видов прав:
  • право постоянного (бессрочного пользования);
  • пожизненного наследуемого владения;
  • сервитут;
  • аренда;
  • безвозмездное срочное пользование.
предмет земельного права – это
совокупность имущественных и
неимущественных общественных
отношений, возникающих в сфере
использования, управления, охраны
земель, урегулированные нормами
земельного права.

2.Источники земельного права

международные договоры, ратифицированные Россией,
общепризнанные принципы и нормы международного права;
федеральные законы (Земельный Кодекс, Лесной Кодекс,
Водный Кодекс, иные законы);
нормативно-правовые нормы органов исполнительной власти;
законодательство субъектов РФ
НПА органов местного самоуправления:
правила землепользования и застройки городского
округа/городского поселения;
обычай – это сложившийся в течение длительного времени и
широко применяемое правило поведения, не закреплённое в
нормах законодательства.

3.Конституционные основы земельного права.

Конституционные основы земельного
права – это положения, содержащиеся
в Конституции, закрепляющие основы
регулирования земельных отношений.
Выделяют 3 группы таких норм:

1

Положения, которые определяют
правовой режим земельных участков
(ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции
РФ, в соответствии с которой
земельные участки могут находиться в
различных формах собственности);

2

Нормы, определяющие предметы ведения
РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к
совместному ведению отнесены вопросы
разграничения государственной
собственности на землю; управление,
распоряжение федеральной собственности
на землю осуществляет Правительство РФ;
в совместном ведении находятся вопросы
владения, пользования и распоряжения
земель);

3

Конституционные положения,
устанавливающие права граждан на землю
(ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения
могут иметь в частной собственности
земельные участки; ст. 35 – каждый может
владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом собственником которого он
является; никто не может быть лишен
имущества, кроме как по решению суда;
принудительное изъятие имущества
допускается только при равноценном
возмещении).

Самостоятельное изучение

Вопрос 4. Система земельного права.
Вопрос 5. Принципы земельного права.
Вопрос 6. Земельные правовые
отношения.

7.Земля и земельный участок как объект земельных отношений.

Вся земля в пределах государственной
границы РФ – это земельный фонд России. На
сегодняшний день земельный фонд России
составляет 1708,9 млн. га (без
территориального моря и внутренних вод).
Земельный фонд (в зависимости от
хозяйственных и экономических
характеристик) по целевому назначению
делится на 7 категорий земель.

Категории земель

1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли,
находящиеся за границами населенных пунктов и
предоставленные или предназначенные для нужд сельского
хозяйства;
В составе земель сельскохозяйственного назначения
выделяется фонд перераспределения, в который включаются
выморочные земельные участки, земельные участки, изъятые
из государственных или муниципальных нужд, либо
земельные участки, от которых добровольно отказались.

Категории земель

2. Земли населённых пунктов – это земли,
используемые и предназначенные для
застройки населённых пунктов;
Земли населенных пунктов всегда
отделяются границами от других земель.

Категории земель

3. Земли специального назначения – это
земли, которые расположены за границами
населенных пунктов и используются или
предназначены для использования в
соответствующих специальных целях, и
права на которые возникли по основаниям,
предусмотренным земельным
законодательством;

Категории земель

4. Земли особо охраняемых
территорий – это земли, которые
имеют особое природоохранное,
научное, историко-культурное,
рекреационное, эстетическое,
оздоровительное и иное ценное
назначение, которые изъяты из
хозяйственного использования и для
которых установлен особый правовой
режим;

Категории земель

5. Земли лесного фонда – состоят из
лесных земель (это покрытые лесной
растительностью, либо
предназначенные для её
восстановления) и нелесных земель
(предназначены для лесного
хозяйства);

Категории земель

6. Земли водного фонда – это земли,
покрытые поверхностными водами и
занятые гидротехническими либо
иными сооружениями,
расположенными на водных объектах;

Категории земель

7. Земли запаса – это земли,
находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, не
предоставленные физическим и
юридическим лицам (исключение
составляют земли

Перевод земель или земельных участков

Перевод земель или
земельных участков
– это процедура изменения категории земель
или земельных участков, урегулированная
специальными нормативно-правовыми
актами (ФЗ от 21.12.2004 г. “О переводе

категории в другую”, Земельный кодекс, иные
федеральные законы и законы субъектов
РФ). В основном переводятся земли сельхоз
назначения и земли запаса.

Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы:

Правительство РФ – в отношении федеральных
земель;
Органы исполнительной власти субъектов РФ – в
отношении региональных земель (земель
субъектов РФ) и земель сельскохозяйственного
назначения, находящихся в частной или
муниципальной собственности;
Органы местного самоуправления – в отношении
иных земель (муниципальных земель и частных
земель, за исключением земель
сельскохозяйственного назначения).

Закон предусматривает случаи, когда сами
органы местного самоуправления могут
осуществлять перевод. Органы местного
самоуправления и органы государственной
власти могут ходатайствовать о переводе
земель или земельных участков из одной
категории в другую без согласия их
правообладателей, только в 2х случаях: если
такой перевод связан с установлением или
изменением границ населенного пункта, либо
при создании особо охраняемых природных
территорий без изъятия у правообладателя. Во
всех остальных случаях волеизъявление
должно идти от собственника или
правообладателя.

Перевод из одной категории в другую
считается состоявшимся с момента
внесения записи в единый
государственный реестр прав (ЕГРП)на
недвижимое имущество и сделок с ним.
Изменение правоустанавливающих
документов не требуется.

Земельный участок

Границы земельного участка в натуре
устанавливаются путем межевания, которое
является видом кадастровых работ.
Межевание – подготовительный этап для
постановки на кадастровый учет. В
результате межевания составляется межевой
план. Межевой план выдается при
постановке земельного участка на учет, при
разделе земельных участков, при учете
изменений земельного участка или его
частей.

Образование земельных участков происходит:

при объединении земельных участков;
при разделе земельных участков;
при перераспределении земельных
участков;
при выделе из земельных участков или
земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности.

Требования, предъявляемые к образованию или изменению земельных участков:

Предельные максимальные и минимальных размеры земельных
участков должны соответствовать требованиям
градостроительных регламентов. Если на земельный участок
градостроительный регламент не распространяется либо в
отношении участка он не установлен, то предельные размеры
определяются в соответствии с требованиями федеральных
законов (см. ст. 33 Земельного кодекса). Если размеры
земельного участка не соответствуют требованиям
градостроительного регламента, то допускается использовать
земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и
здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного
наследия;

продолжение

границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы
муниципальных образований и/или населенных пунктов;
при образовании земельных участков не должно приводить к вклиниванию,
чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов
недвижимости (капитального строительства и других), препятствующих
рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также
нарушать требования, установленные федеральными законами;
не допускается такое образование земельных участков, в результате которых
эксплуатация по разрешенному использованию невозможна.

8. Право собственности на земельный участок.

Государственная собственность на землю.
Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и
собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов
государственной собственности в том, что они обладают правом территориального
верховенства.
От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое
свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или
юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство п
управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель
полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.

Муниципальная собственность

От имени муниципальных образований
правомочия собственника осуществляют
такие субъекты как муниципальные
образования: городские и сельские
поселения, муниципальные районы,
городские округа и внутригородские
территории Москвы и Санкт-Петербурга. В
отношении региональных земель
полномочные органы устанавливаются НПА
органов местного самоуправления.

В соответствии с ГК, в государственной
собственности находятся все земли за исключением
земель, находящихся в муниципальной или частной
собственности (презумпция государственной
собственности на землю). Порядок разграничения
государственной собственности на землю
определяется Земельным кодексом, Законом “О
введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О
государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним”. В муниципальной
собственности, как правило, находятся земельные
участки, расположенные на территории этих
образований.

Государственная собственность на землю возникает:

Государственная собственность на землю
возникает:
по прямому указанию федеральных законов,


при разграничении государственной собственности на землю;
дополнительные основания возникновения права собственности на
землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности
является добровольный отказ частных лиц на право собственности
на соответствующий земельный участок. С момента государственной
регистрации прекращения права собственности на такой земельный
участок, возникает право собственности Москвы или СанктПетербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что
возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;
по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством
(напр., сделки, административные акты),
в процессе разграничения государственной собственности на землю;
муниципальная собственность возникает в отношении земельных
участков, от права собственности на которые отказались частные
лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С
момента государственной регистрации прекращения права
собственности возникает муниципальная собственность поселений,
городских округов либо муниципальных районов, если земельных
участок находится на межселенных территориях.

Разграничение собственности на землю.
К государственной собственности относятся:
земельные участки, на которых находятся здания,
строения, сооружения, находящиеся в федеральной
или региональной собственности;
К собственности муниципальных образований
относятся:
земельные участки, занятые объектами
недвижимости, находящиеся в собственности
муниципального образования;
В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении
государственной собственности муниципальные
земли и земельные участки не выделяются.

Частная собственность на земельные участки.

Субъект – это физические и
юридические лица.
Объектом частной собственности
являются индивидуальноопределенные земельные участки

Виды собственности:

Виды собственности:
индивидуальная – одного лица;
общая – двух или более лиц:
1) долевая;
2) общая совместная.

Оборотоспособность земельного участка (три вида)

Оборотоспособность
земельного участка (три вида)
изъятые из оборота – федеральная собственность
(см. п. 4 ст. 27 Земельного Кодекса);
земельные участки, ограниченные в обороте –
которые могут принадлежать отдельным
категориям лиц, либо нахождение в обороте
которых допускается по специальному разрешении
(см. ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса);
свободные в обороте земельные участки.

Иные права на земельные участки.

Иные виды прав позволяют несобственнику земельного участка
удовлетворять свои потребности за счёт использования чужого
земельного участка.
Предусмотрено 5 видов прав:
право постоянного (бессрочного пользования);
пожизненного наследуемого владения;
сервитут;
аренда;
безвозмездное срочное пользование.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПМ.03 МДК 03.01 « Земельное правоотношения » Тема: «Право собственности и иные права на землю » Краснодар 2016

1. Понятие о вещных правах 2. Виды прав на землю 3. Основание, возникновение и прекращения прав на землю 4. Права и обязанности собственников земельных участков

1. Содержание права собственности определяется в статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. « Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом» Эти три правомочия существуют у каждого собственника и преломляются в субъективных правах собственников земельных участков, а юридически закрепляются в получении ими титула собственника, что и оформляется свидетельством о праве собственности. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении его имущества любые действия, непротиворечащие закону и не нарушающие права и интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имущества, оставаясь собственником. Отдавать имущество в залог и распоряжаться им иным образом. Право собственности – закреплённое за собственником возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащему ему имуществом. Владения – юридически обеспечивающая возможность хозяйствующего господства собственника над вещью. Пользования - юридически обеспечивающая возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе её личного потребления Распоряжения – юридически обеспечивающая возможность определить судьбу вещи путём совершения юридических актов в отношении этой вещи.

2.Виды собственности: Частная - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).

Индивидуальная собственность собственник самостоятельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения.

Общая совместная - это собственность совместных предприятий, создающихся с участием российских юридических лиц и граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан на территории РФ в форме АО, и других хозяйственных обществ и товариществ.

Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны. Также выделяют Федеральную собственность Субъектов Российской Федерации

Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.

3. Основанием изменением и прекращением отношений является юридические факты, которые должны соответствовать трём требованиям: юридический факт порождающий правоотношения собственности конкретность связь с законом

Основания возникновения прав на землю Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, ФЗ, и подлежат государственной регистрации Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица Лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом

Основания прекращения права собственности на земельный участок Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

4. Согласно статье 40 ЗК РФ владелец (собственник) земельного участка вправе: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на его участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды и обводненные карьеры, в соответствии с законодательством РФ; возводить жилье, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения, строения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

проводить в соответствии с разрешенным использованием осушительные, оросительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и другие водные объекты в соответствии со строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями, установленными законодательством; осуществлять другие права на использование участка, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Также владелец имеет право сажать на участке сельскохозяйственные культуры, владея впоследствии полученной с/х продукцией и прибылью от её реализации, кроме случаев, когда участок был передан владельцем кому-либо на постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, сдан в аренду либо отдан на безвозмездное срочное пользование.

В обязанности собственника участка прописаны в ЗК РФ в статье 42, независимо от категории земель, входит: сохранять геодезические, межевые и иные специальные знаки, установленные в соответствии с законодательством РФ; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и иными природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если срок их освоения предусмотрен договорами; Своевременно производить платежи за землю;

Соблюдать при использовании участков требований градостроительных регламентов, экологических, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; Не допускать загрязнения, деградации, захламления и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий; Выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Понятие и состав земельного фонда РФ ПМ.03 МДК 03.01 Земельные правоотношения

Земельный фонд Российской Федерации – это вся ее территория, т. е. вся земля в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельного фонда в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом это единый природный объект.

Государственное управление земельным фондом - отдельная сфера государственного управления. Областью действия является земля в широком смысле слова. Предметом регулирования является система земельных правоотношений в области рационального использования и охраны земельных ресурсов как объекта экономического хозяйствования. Все земли, которые находятся в пределах Российской Федерации, составляют единый земельный фонд РФ. Он обусловливает наличие общего правового режима всех земель, составляющих земельный фонд РФ, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и принадлежности к той или иной категории земель. Все земли РФ подразделяются на два вида: - земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства; - земли, которые выполняют природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции.

По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2008 г. составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря.Сведения о наличии и распределении земельного фонда Российской Федерации в разрезе ее субъектов содержат характеристики 86 субъектов Российской Федерации. В 2007 г. завершилось образование новых субъектов Российской Федерации: Пермского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Сведения о земельном фонде Еврейской автономной области и Амурской области сформированы с учетом постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации “Об утверждении изменения границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью”.

категории земель 1) земли сельскохозяйственного назначения (гл. 14 ЗК РФ). В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т. е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т. е. используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора-общая площадь 455 млн га, или 26,6%

2) земли населенных пунктов (поселений) (гл. 15 ЗК РФ). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах городской, поселковой территории, а также территории населенных пунктов и те, которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданы в их ведение- бщая площадь 20,9 млн га, или 1,2%

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (гл. 16 ЗК РФ). Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в порядке, установленном федеральным законодательством-общая площадь 17,6 млн га, или 1%

4) земли особо охраняемых территорий и объектов (гл. 17 ЗК РФ). К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер- бщая площадь 31,6 млн га, или 1,9%

5) земли лесного фонда (гл. 18 ЗК РФ). В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства- общая площадь 1046,3 млн га, или 61,2%

6) земли водного фонда. Эти земли включают в себя три вида земель: занятые водными объектами; выделяемые под полосы отвода; водоохранные зоны водных объектов-общая площадь 19,9 млн га, или 1,2%

7) земли запаса не находятся ни на праве собственности, ни на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и т. д. Земли запаса составляют единый резервный земельный фонд Российской Федерации, находящийся под контролем федеральных исполнительных органов государственной власти в области рационального использования и охраны земель- бщая площадь 118,5 млн га, или 6,9%.

Конец спасибо за просмотр

По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2008 г. составила 1709,8 млн. га без учета внутренних морских вод и территориального моря (рис. 3.1). Сведения о наличии и распределении земельного фонда Российской Федерации в разрезе ее субъектов содержат характеристики 86 субъектов Российской Федерации. В 2007 г. завершилось образование новых субъектов Российской Федерации: Пермского края в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и Красноярского края в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов. Сведения о земельном фонде Еврейской автономной области и Амурской области сформированы с учетом постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации “Об утверждении изменения границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью”.


Слайд 2

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ Федеральный закон от 22.07.2008 г. №141-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений"

Слайд 3

ТЕМА №1 «Земельное право как отрасль права»

ВОПРОСЫ: 1. Понятие, предмет и метод земельного права. 2. Принципы земельного права. 3. Источники земельного права.

Слайд 4

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

ОСОБАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОТНОШЕНИЙ И НОРМ, ИХ РЕГУЛИРУЮЩИХ ОСОБЫЕ МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСОБЫЙ ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Слайд 5

волевые общественные отношения, имеющие объектом землю (Ерофеев Б.В. и др.) ПРЕДМЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА отношения, которые возникают между ОГВ и ОМС, между ю/л и гражданами по поводу владения, пользования, распоряжения и управления земельным фондом и охраны земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующий территории (Адиханов Ф.Х.) отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующий территории (п.1 ст.3 ЗК)

Слайд 6

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению з/у, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством,если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п.3 ст.3 Земельного кодекса РФ) ! !

Слайд 7

ЗЕМЛЯКАК ОБЪЕКТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЭЛЕМЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСЕКОГО ЛАНДШАФТА ПЛАНЕТА ТЕРРИТОРИЯ (КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО) МЕСТО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Слайд 8

ЭЛЕМЕНТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ЗЕМЕЛЬНОЕ & ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО) ПОЧВА (ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО) НЕДВИЖИМОСТЬ (ГРАЖДАНСКОЕ & ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО)

Слайд 9

Объекты земельных отношений: - земля как природный объект и природный ресурс - земельные участки - части земельных участков Земельный участок – часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п.2 ст.6 ЗК) Земельный участок – часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка…. (ст.1 ФЗ «О государственном земельном кадастре) ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА: целевое назначение зарегистрированное в установленном порядке право разрешенное использование Земельный участок – часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии в федеральными законами (ст.11.1 ЗК)

Слайд 10

ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК (ЗЕМЛЯ) Леса Атмосферный воздух Животный мир Водный объект Недра ГЛАВНАЯ ВЕЩЬ

Слайд 11

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА З/У деление земель на категории по целевому назначению земли с/х назначения земли ООПТ земли спец/назначения земли населенных пунктов земли водного фонда земли запаса земли лесного фонда зонирование земель общественно- деловые производственные жилые рекреационные инженерных и транспортных инфраструктур с/х использования военных объектов ст.7 ЗК

Слайд 12

Садовый земельный участок – з/у, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных с/х культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений) (ст.1 ФЗ от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»)

Слайд 13

Садовый земельный участок для выращивания с/х культур и картофеля с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем Предоставленный гражданину или приобретенный им з/у для отдыха ЭТО с правом возведения хозяйственных строений и сооружений

Слайд 14

Дачный земельный участок – з/у, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных с/х культур и картофеля) (ст.1 ФЗ от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»)

Слайд 15

Дачный земельный участок в целях отдыха с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем Предоставленный гражданину или приобретенный им з/у ЭТО выращивания с/х культур и картофеля возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем возведения хозяйственных строений и сооружений

Слайд 16

В Е Щ Н Ы Е П Р А В А Н А З Е М Л Ю ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ СЕРВИТУТ ПРАВО ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ ВРЕМЕННОЕ (СРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛЕЙ АРЕНДА ЗЕМЛИ

Слайд 17

Эмфитевзис (право постоянного землевладения) Ограниченные вещные права Право застройки (суперфиций) Право приобретения чужой недвижимой вещи Узуфрукт (право личного пользовладения) Право вещной выдачи Право оперативного управления Право ограниченного владения земельным участком Сервитут Ипотека Сервитут стройки (опоры) Сервитут мелиорации Сервитут перемещения Коммунальный сервитут Горный сервитут Социальное пользование Независимая Акцессорная ПРОЕКТ ГК РФ

Слайд 18

Границы земельного участка

Определение границ з/у посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения границ з/у и деления их на части Установление Уточнение

Слайд 19

Слайд 20

Уточнение границ земельного участка

1. местоположение границ з/у определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на з/у. 2. местоположение границ з/у определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ з/у при его образовании 3. границами з/у являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные посредством природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ з/у.

Слайд 21

Земельные отношения, при регулировании которых есть вероятность соприкосновения норм ГП и норм ЗП:

1. Отношения, в которых земля выступает как объект собственности и иных вещных прав. 2. Отношения, связанные с оборотом земли как объектом частной собственности. 3. Обязательственные отношения, объектом которых является земля. 4. Отношения, возникающие по поводу земли как природного объекта. ЗЕМЛЯ вещь природный объект ГП ЗП ЗЕМЛЯ публичная собственность частная собственность ГП ЗП ЗП ГП ЗП ЗП

Слайд 22

метод земельного права

административно- правовой гражданско- правовой Земельно- правовой метод

Слайд 23

Принципы земельного права:

1.Регулирование земельных отношений с учетом многофункциональной роли и значения земли. 2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента ОС и средства производства в с/х и л/х перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. 3. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. 4. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель ООПТ.

Слайд 24

5. Платность использования земли. 6. Деление земель на категории с учетом их целевого назначения. а) Участие граждан и общественных организаций в решении земельных вопросов. б) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. в) Разграничение государственной и муниципальной собственности. г) Дифференцированный подход к установлению правового режима земель. Общеправовые принципы Обычные требования правового регулирования

Посмотреть все слайды


План 1. Понятие источников земельного права, их классификация. классификация. 2. Конституционные основы земельного права. 3. Источники права, издаваемые федеральными органами власти. власти. 4. Источники права, издаваемые органами государственной власти субъектов РФ. государственной власти субъектов РФ. 5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. самоуправления как источники земельного права. 6. Роль международных актов в регулировании земельных отношений. отношений.


1. Понятие источников земельного права Под источниками права в материальном смысле понимаются общественно-экономические условия, которые детерминируют процесс правообразования при помощи и посредством государственной деятельности и которые составляют социальную основу права.


Термином «источники права» в формальном, или юридическом, смысле, обозначается специфика способов правотворчества, результатом которого являются нормативные правовые акты государства, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, служащие формой внешнего выражения норм права.


В земельном праве доминирует взгляд, согласно которому юридические нормативные акты являются лишь результатом деятельности государства и муниципальных образований, без которых не может возникнуть ни один нормативный правовой акт. Источником права является лишь такой нормативный правовой акт государства и муниципального образования, который содержит всеобще абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и представляет собой средство установления новых, изменения или отмены ранее принятых норм земельного права.


Классификация источников земельного права. Традиционным является деление нормативных правовых актов на отдельные виды в зависимости от их юридической силы, которое может быть дополнено классификацией нормативных правовых актов по содержанию акта, процедуре его принятия, органу, принимающему акт. Нормы земельного права могут быть закреплены в Конституции РФ, конституциях республик-субъектов Федерации, уставах остальных субъектов Федерации, федеральных конституционных законах.


Источниками земельного права являются лишь такие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, которые регулируют земельные отношения и содержат нормы земельного права. Особую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам распоряжения земельными участками


2. Конституционные основы земельного права. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст.15). Это конституционное положение гарантирует земельные права и свободы граждан от возможного нарушения и ограничения нормами текущего законодательства, ведомственными инструкциями, иными подзаконными нормативными правовыми актами. К положениям Конституции РФ, непосредственно действующим в области земельных отношений, относятся: статьи главы 1, формулирующие основы конституционного строя, которым не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ (ч.2 ст.16); ч.1 ст.1; ст.2; ст.ст.17-18, определяющие российское государство в качестве демократического федеративного правового государства, обязанного признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, включая его земельные права и свободы.


Конституционную основу земельного права составляют те положения Конституции, в которых провозглашается социальная направленность внутренней политики государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека: ч.1 и ч.2 ст.7; ст.8;, ст.ст.34-36, п.«е» ст.71 и п.«ж» ст.72, ч.1 и ч.2 ст.46; ст.ст.6, 17, ч.1 и ч.2 ст.19, ст.55, ст.57, ст.64. Конституционную основу земельного права составляют те положения Конституции, в которых провозглашается социальная направленность внутренней политики государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека: ч.1 и ч.2 ст.7; ст.8; ч.1 ст.9, ст.ст.34-36, п.«е» ст.71 и п.«ж» ст.72, ч.1 и ч.2 ст.46; ст.ст.6, 17, ч.1 и ч.2 ст.19, ст.55, ст.57, ст.64.


Одним из основных принципов земельного законодательства выступает представление о земле как: о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; о природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; основы осуществления хозяйственной и иной деятельности; о недвижимом имуществе; об объекте права собственности и иных прав на землю.


3. Источники права, издаваемые федеральными органами власти Основным и единственным в послереволюционной России кодифицированным нормативным актом земельного законодательства, действующим в настоящее время на территории Федерации, является Земельный кодекс РФ, принятый 28 сентября 2001 г. и введенный в действие 30 октября 2001 г. Он выделяет земельное законодательство в качестве самостоятельной отрасли наряду с административным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды.


Земельное законодательство включает в себя ряд крупных законов, развивающих и дополняющих наиболее общие, исходные и принципиальные положения Кодекса, а именно: Федеральный закон от 24 июня 2002 г ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. М 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Федеральный закон от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;


Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78- ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28- ФЗ «О государственном земельном кадастре»; Федеральный закон от 16 июля 1998 г ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. 4- ФЗ «О мелиорации земель»;


Закон РСФСР от 11 октября 1991 г «О плате за землю» (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2004 г.); Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; Федеральный закон от 17 июня 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»; Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Федеральный закон от 26 июня 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Закон РФ от 21 февраля 1992 г «О недрах»; Федеральный закон от 14 марта 1995 г. ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 10 января 2002 г. 1-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об охране окружающей среды»; Лесной, Водный и Градостроительный кодексы.


4. Источники права, издаваемые органами государственной власти субъектов РФ. Многочисленные источники земельного права законодательных органов субъектов РФ, выражающют общую тенденцию значительного расширения прав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов субъектов РФ. По характеру содержащихся в законах субъектов РФ нормативных предписаний можно выделить две группы источников земельного права, действующих на территории отдельных субъектов РФ


К первой группе относятся законы субъектов РФ, устанавливающие общие нормы земельного законодательства, рассчитанные на всестороннее регулирование земельных отношений, действующие в сочетании с дополнительными и развивающими положениями других нормативных правовых актов земельного законодательства, например: Закон Московской области от 26 апреля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области от 15 мая 2001 г. «Об областной целевой программе «Развитие земельной реформы в Московской области на годы».


Ко второй группе относятся законы субъектов РФ, содержащие специальные нормы земельного законодательства, рассчитанные на регулирование лишь определенного вида земельных отношений с учетом объективно сложившегося распределения норм земельного права по соответствующим правовым институтам, например: Закон Московской области от 1 июня 1995 г.« О плате за землю»; Закон Брянской области от 11 декабря 1997 г. «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия Брянской области»; Закон Московской области от 29 марта 1996 г. «Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области»…


5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. Наименование и виды правовых актов, полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются Законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы земельного права, могут быть классифицированы по содержанию правовых предписаний на четыре категории.


К первой категории источников земельного права относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие проведение аукционов и конкурсов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Ко второй категории относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие нормы земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. К третьей категории относятся нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, наделенных правом устанавливать местные налоги и сборы. К ним относятся и плата за землю, формами которой являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. К четвертой категории относятся нормативные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.


6. Роль международных актов в регулировании земельных отношений. Основополагающие принципы соотношения норм российского и международного частного права закреплены в отсылочной норме, содержащейся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ, установившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. «…Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе, то применяются правила международного договора».


Условия применения п. 4 ст. 15 Конституции РФ к ЗК РФ Надлежит опираться на Федеральный закон от 16 июля 1995 г. 110-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», который регулирует способы и процедуры выражения согласия Российской Федерации с нормами международных договоров, и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» а именно: Приоритетное применение норм международного договора РФ в случае коллизии с нормами Закона РФ возможно в случае: А) Ратификации международного договора в установленном порядке, Б) Закреплении им иных правил, чем те, которые установлены Земельным Кодексом РФ, В) Иные правила подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона РФ. В) Иные правила подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона РФ.