Частными лицами в земельных правоотношениях являются. Земельные правоотношения: понятие, сущность и виды. по функциональному назначению

Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Земельные правоотношения, как и любые правоотношения, имеют внутреннюю структуру, которую составляет единство трех элементов:

Субъекты земельных отношений,

Объекты земельных отношений

Под субъектами понимаются участники земельных правоотношений, то есть лица, обладающие земельной правосубъектностью.

В п. 1 ст. 5 ЗК РФ перечисляются участники земельных отношений, которыми являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Крассов О.И., комментируя данную статью дает характеристику участникам земельных правоотношений.

«Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ - это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.


Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами земельных отношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и частной собственности».

Признавая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц участниками земельных правоотношений, п. 2 ст. 5 указывает на ограниченность их прав на приобретение в собственность земельных участков. Такие ограничения устанавливаются на уровне федеральных законов в дополнении к тем ограничениям, которые установлены в отношении российских граждан и юридических лиц. Так иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в пределах приграничных территорий, а так же земли сельскохозяйственного назначения. Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных земельно-правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из этих понятий придается иной смысл.

Исходя из п. 3 ст. 5 ЗК РФ, можно сделать вывод, что земельно-правовое понятие «собственник земельного участка» совпадает с гражданско-правовым значением этого понятия. В силу положений п. 2 ст. 9 и п.1 ст. 36 Конституции, норм гражданского и земельного законодательства, собственника земельных участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

В то же время, если в гражданско-правовом смысле «землепользователи», это лица, осуществляющие использование земельного участка, при том, что оно может быть не сопряжено с владением, то ЗК РФ сужает это понятие до обозначения обладателей двух земельно-правовых титулов, в название которых входит слово «использование» В законе зафиксировано: землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Одновременно законодатель раскрыл содержание данных прав, в которое входят правомочия по владению и пользованию земельным участком, но не по распоряжению им. Поэтому землепользователь всегда сам, самостоятельно владеет и пользуется земельным участком, в отличие от собственника, который может передать эти правомочия другому лицу (например, арендатору), при этом, не теряя титул собственника.

Круг субъектов права постоянного (бессрочного) пользования в настоящее время очень узок. В силу ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако граждане все еще могут носить данный титул на законном основании, так как земельные участки, предоставленные гражданам на этом праве до введения в действие ЗК РФ, за ними сохраняются без установления обязанности и срока их переоформления. Однако им предоставляется право переоформить в упрощенном порядке право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (п. 3 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Иная ситуация с юридическими лицами, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие ЗК РФ и которые не вошли в перечень, установленный п. 1 ст. 20 ЗК РФ. Они были обязаны переоформить земельные участки в аренду или приобрести в собственность до 1 июля 2012 года (п. 2 ст 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Так как срок уже истек, то лица, не выполнившие данную обязанность, сохраняют титул землепользователя, но становятся правонарушителями. Исключение составляют религиозные организации, которые могли переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан и гаражные потребительские кооперативы, переоформление права которых сроком не ограничивается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Объект – то, по поводу чего возникают отношения.

К объектам относятся:

    земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);

    земельный участок;

    части земельного участка (при установлении обременений). Напр., сервитут может быть установлен на часть участка; фактического разделения участка не происходит. “Часть земельного участка” – категория временная;

    земельные доли или доля в праве собственности на земельный участок (в случае общедолевой собственности).

К Объектам земельных правоотношений государственной собственности относятся земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов за теми же исключениями. Кроме того, объектами земельных правоотношений собственности выступают земельные участки, предоставленные в собственность физическим и юридическим лицам.

В понятие земли как объекта правового регулирования включаются лишь наиболее важные ее свойства. Однако эти свойства настолько многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Именно этим и объяснима классификация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и другие.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующие основные выводы:

1. Объектом земельного правоотношения являются земельные участки и доли, относящиеся в Российской федерации к землям определенных категорий и видов.

2. Свойства и особенности земель как объекта правоотношения оказывают влияние на правовое содержание этого отношения, внося специфику в правомочия субъектов. Однако это присуще не всем свойствам и особенностям земель, а лишь тем, которые учтены в законе и предусмотрены правовыми нормами.

3. Свойства и особенности земель, влияющие на правоотношения, можно подразделить на присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам. Такое подразделение позволяет не упустить и систематизировать обстоятельства, оказывающие воздействие на формирование земельных правоотношений.

4. Земельные участки можно подразделить на «чисто» земельные; на имеющие на своей площади природные объекты; на не имеющие на своей площади недвижимых имущественных объектов; на имеющие на своей площади имущественные и природные объекты. Соответственно и земельные участки имеют «чисто» земельно-правовой режим; смешанный земельно-природоресурсный правовой режим; смешанный земельно-имущественный правовой режим; смешанный земельно-природоресурсно-имущественный правовой режим. Каждый из них также влияет на содержание земельных правоотношений.

Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права. Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ. Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтомуорганы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных. Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений. Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю. Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Субъекты земельных отношений - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.)*. Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства - тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.

* ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.

Правоотношение есть одна из форм проявления права, наряду с правовой концепцией и нормой права. Любое пра­воотношение представляет собой норму права в действии, динамику ее реализации в повседневной жизни, на практике.

В теории права под правоотношением 1 понимают обще­ственное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъектив­ные права и юридические обязанности 2 . Соответственно, земельное правоотношение можно определить как урегу­лированное нормами земельного и других отраслей пра­ва общественное отношение, складывающееся по поводу охраны и использования земель как природного ресурса и средства производства.

По мнению О.И. Крассова, земельные правоотношения представляют собой общественные земельные отноше­ния, урегулированные нормами земельного права, ко­торые возникают, существуют и прекращаются в соот­ветствии с требованиями и по основаниям, предусмот­ренным земельным законодательством 3 .

Для любого правоотношения, в том числе и земельного, характерны следующие признаки (см. сноски 1, 4):

  1. это общественное отношение, которое обозначает собой юридическую связь между социальными субъектами;
  2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они на­ходятся);
  3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
  4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необ­ходима воля его участников (как минимум хотя бы с од­ной стороны);
  5. это отношение, охраняемое государством и составляю­щее основу государственного принуждения.

Любое правоотношение имеет внутреннюю структуру и состоит из следующих элементов: субъект, объект исодержа­ние правоотношения как совокупность прав и обязанностей участников этого отношения.

Земельные правоотношения, как и другие виды право­отношений, можно разделить по следующим классификаци­онным основаниям:

а) по характеру содержания правоотношения (по функ­циональной роли) - на общерегулятивные, регулятив­ные и охранительные;

б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - на абсолютные и относи­тельные;

в) по характеру регулирования отношений - на материальные и процессуальные и т.д.

К регулятивным земельным отношения относятся от­ношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в со­вершении участниками данных отношений позитивных дей­ствий. Как правило, на практике возникают именно такие от­ношения (изъятие земельного участка у собственника для го­сударственных или муниципальных нужд, заключение дого­вора аренды земли и т.д.).

Напротив, охранительные земельные правоотношения реализуются при применении юридической ответственно­сти и возникают в связи с совершенными правонарушения­ми, либо с наличием угрозы их совершения. Так, самоволь­ное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча зе­мель в результате нарушения правил обращения с пестици­дами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должно­стных лиц и юридических лиц в соответствии со ст. 8.6. Ко­декса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

Абсолютные правоотношения - это те, в которых оп­ределена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правоотношения нет персональ­но-определенного субъекта, носителя юридической обязан­ности. Один субъект наделяется субъективным правом, ос­тальные же субъекты обязаны не нарушать это субъектив­ное право. Примером абсолютного отношения является правоотношение, возникающее в связи с реализацией субъ­ектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью, в том числе и земельной, при этом все ос­тальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомо­чия, если их реализация не выходит за рамки закона.

Относительные правоотношения - это такие правоот­ношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения мо­гут служить правоотношения, связанные с различными сдел­ками, предусмотренными нормами гражданского права, с учетом норм земельного права. Так, в соответствии с догово­ром купли-продажи между продавцом земельного участка и его покупателем возникают конкретные, относительные пра­воотношения.

Материальные земельные правоотношения устанавли­вают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, складывающиеся по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. Например, право на залог земельного участка; право на само­стоятельное хозяйствование на земле; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю; права продавать, пе­редавать по наследству, сдавать в аренду земельные участки; обязанность в срок уплачивать земельный налог и т.д.

В отличии от материальных, земельные процессуальные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осущест­вления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотно­шения, а способ их реализации. Например, порядок оформ­ления сделок с землей, порядок установления ограничений на земельный участок, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

В зависимости от целевого назначения земель, различа­ют следующие виды земельных отношений:

  • отношения по использованию земель сельскохозяйст­венного назначения;
  • отношения по использованию земель поселений;
  • отношения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, инфор­матики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;
  • отношения по использованию земель особо охраняемых территорий;
  • отношения по использованию земель лесного фонда;
  • отношения по использованию земель водного фонда;
  • отношения по использованию земель запаса.

Классифицируются земельные отношения и в зависимо­ сти от своего содержания. По этому признаку выделяют:

  1. Земельные правоотношения в сфере собственности на землю, имеющие принципиальное значение. Возмож­ность существования, наряду с государственной и муни­ципальной, частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, осо­бенности правового режима соответствующих земельных
    участков.
  2. Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, не яв­ляющихся собственниками земельных участков. Эта группа земельных отношений, в свою очередь, делится на две подгруппы: правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательст­венный характер.

К вещным правам относятся закрепленные в главе IV действующего Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоян­ного (бессрочного) пользования земельным участком и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сер­витут). Следует подчеркнуть, что перечисленные вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собствен­никами земельного участка.

К числу правоотношений, имеющих обязательственный характер, относятся правоотношения, возникающие в резуль­тате совершения договоров ренты и пожизненного содержа­ния с иждивением; временного (срочного) пользования, арен­ды; безвозмездного срочного пользования; доверительного управления; залога (ипотеки).

Особо следует выделить вид правоотношений, возни­кающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют пра­во свободно, без каких-либо разрешений находиться на не за­крытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и ис­пользовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. 3. 3емельные правоотношения в сфере управления использо­ванием земель и их охраны.

Независимо от того, находится ли земля в частной, госу­дарственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов госу­дарственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав Земельного фонда России, ис­ходя из общегосударственных интересов.

В зависимости от управленческих функций эти право­отношения, в свою очередь, делятся на различные виды и подвиды. Так, выделяют правоотношения, связанные с веде­нием Государственного земельного кадастра, наблюдением за состоянием земель (мониторинга земель), контролем за ис­пользованием и охраной земель, планирования в области ох­раны и использования земель, предоставления и изъятия зе­мель, осуществлением землеустройства.

Кроме того, в зависимости от уровня управления данная группа земельных отношений подразделяется на правоотношения общего управления в области использования и охраны земель, осуществляемого органами государственной власти общей компетенции и органами местного самоуправления, правоотношения специального управления, которое осущест­вляют органы государственной власти специальной компе­тенции, и правоотношения ведомственного управления, осу­ществляемого иными органами государственной власти в пределах их компетенции.

4. Охранительные земельные правоотношения, обеспечи­вающие охрану права собственности и иных прав на зе­мельный участок, а также сохранность земли как при­родного объекта и ресурса. Данные отношения прояв­ляются в регулировании порядка использования и охра­ны земель путем закрепления в законе прав и обязанно­стей лиц, использующих землю, в установлении ограни­чений прав на землю, в применении наказаний к право­нарушителю: мер дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности за нарушения земельного законодательства. По мнению В.В. Петрова 1 , земельные правоотношения в области использования земли имеют производный характер от отношений земельной собственности. По признаку произ-водности от права собственности на землю они подразделяют­ся на отношения непосредственного и производного пользо­вания землей. Отношения непосредственного пользования имеют место, когда использование земельного участка осуществляют юридические лица, граждане, коллективы граждан, имеющие землю на праве частной или общей собственности.

В том случае, когда использование земли осуществляют землепользователи, арендаторы, отношения по использова­нию земли являются производными. По степени производности от права собственности на землю производные земельные от­ношения могут быть первичными и вторичными.

При первичном производном отношении земельный участок предоставляется в пользование собственником земли в установленном законом порядке. Если предоставляемый для использования земельный участок является государственной или муниципальной собственностью, его предоставление осуществляет соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. В отличие от первично­го, вторичное пользование является производным от права первичного пользования. Примером вторичного отношения по пользованию землей служит отношение по использованию служебного земельного надела, предоставляемого работнику решением администрации предприятия, учреждения, орга­низации из земель, находящихся в их пользовании.

Е.В. Сырых 1 , классифицируя земельные отношения, вы­деляет четыре группы таких отношений.

  1. Публичные земельные отношения, которые возникают между обществом, управомоченным на то, чтобы земли использовались и охранялись как основа жизни и дея­тельности народов, и гражданами, осуществляющими общее землепользование. При этом под общим земле­пользованием автор понимает использование и охрану земли как одной из важнейших составляющих среды
    обитания человека.
  2. Частные земельные отношения, возникающие между обществом, управомоченным на то, чтобы земли исполь­зовались и охранялись как основа жизни и деятельности народов, и гражданами или юридическими лицами, ис­пользующими и охраняющими землю при осуществле­нии на ней хозяйственной деятельности.
  3. Управленческие отношения, связанные с землей.
  4. Имущественные отношения, связанные с землей, кото­рые возникают, прежде всего, в связи с приобретением прав на земельные участки для их хозяйственного ис­пользования.

По степени взаимной обязанности земельные отношения делятся на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой 1 .

Равноправные земельные отношения возникают между теми или иными гражданами и/или юридическими лицами-пользователями земли (например, согласование между сосе­дями порядка использования смежных участков осуществля­ется путем свободной договоренности). При отношениях под­чиненности складывается иной характер поведения субъектов права пользования на землю. В этих отношениях зачастую од­ной из сторон является орган управления, управомоченный по закону давать те или иные указанию обладателю прав на землю, добиваться от него тех или иных действий и т.д.

При всем различии взглядов общепризнанно, что элементами структуры любого правоотношения являются его участники, их права и обязанности, а также объект, по поводу которого они складываются. Однако некоторые ученые выводят последний элемент за рамки структуры правоотношений, рассматривая его всего лишь как их предпосылку. Но данная точка зрения представляется недостаточно обоснованной, так как роль объекта в правоотношениях не ограничивается лишь созданием предпосылки для их появления, она выражается также в способности объекта влиять на права и обязанности субъектов, т.е. определять их правовое положение.

Большинство ученых в сфере земельного права, следуя традиции, которая сложилась в общей теории права, выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы. Во-первых, это норма права, на основе которой складывается правоотношение. Во-вторых, -- субъекты, деятельность которых регулируется соответствующей нормой права. В-третьих, -- объект, по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок. Правда, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектов РФ. В-четвертых, в структуру земельных правоотношений входит содержание, под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Рассмотрим отдельные элементы структуры земельных правоотношений более подробно.

Классификация земельно-правовых отношений

В силу различий природных свойств земли и ее неодинакового хозяйственного использования могут возникать самые разнообразные виды земельных правоотношений, классификация которых имеет важное значение для определения наиболее эффективных подходов к их регулированию. В настоящее время в науке разработано достаточно много оснований для типизации земельных правоотношений.

Земельные правоотношения, как и другие виды правоотношений, можно разделить по следующим классификационным основаниям:

а) по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли) - на общерегулятивные, регулятивные и охранительные;

б) по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения - на абсолютные и относительные;

в) по характеру регулирования отношений - на материальные

и процессуальные и т.д.

К регулятивным земельным отношения относятся отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Как правило, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

Напротив, охранительные земельные правоотношения реализуются при применении юридической ответственности и возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения. Так, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц в соответствии со ст. 8.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

Абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правоотношения нет персонально-определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером абсолютного отношения является правоотношение, возникающее в связи с реализацией субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью, в том числе и земельной, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия, если их реализация не выходит за рамки закона.

Относительные правоотношения - это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения могут служить правоотношения, связанные с различными сделками, предусмотренными нормами гражданского права, с учетом норм земельного права. Так, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом земельного участка и его покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения.

Материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, складывающиеся по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. Например, право на залог земельного участка; право на самостоятельное хозяйствование на земле; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю; права продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду земельные участки; обязанность в срок уплачивать земельный налог и т.д.

В отличии от материальных, земельные процессуальные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Например, порядок оформления сделок с землей, порядок установления ограничений на земельный участок, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

В зависимости от целевого назначения земель, различают следующие виды земельных отношений:

* отношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения;

* отношения по использованию земель поселений;

* отношения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения;

* отношения по использованию земель особо охраняемых территорий;

* отношения по использованию земель лесного фонда;

* отношения по использованию земель водного фонда;

* отношения по использованию земель запаса.

Классифицируются земельные отношения и в зависимости от своего содержания. По этому признаку выделяют:

1. Земельные правоотношения в сфере собственности на землю, имеющие принципиальное значение. Возможность существования, наряду с государственной и муниципальной, частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима соответствующих земельных участков.

2. Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Эта группа земельных отношений, в свою очередь, делится на две подгруппы: правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

К вещным правам относятся закрепленные в главе IV действующего Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Следует подчеркнуть, что перечисленные вещные права могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками земельного участка.

К числу правоотношений, имеющих обязательственный характер, относятся правоотношения, возникающие в результате совершения договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением; временного (срочного) пользования, аренды; безвозмездного срочного пользования; доверительного управления; залога (ипотеки).

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.