Федеральный закон в сфере земельных отношений. Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в российской федерации. Особенности земельных правоотношений

Введение

Кадастровые работы - это комплекс инженерных услуг, которые состоят из сбора информации о недвижимости, анализа полученных данных и их регистрации.

Другими словами, эти мероприятия подготавливают документацию, содержащую все необходимые сведения о недвижимости, которые используются для проведения учёта и регистрации в реестре сведений.

Главная цель кадастровых работ – внести в Росреестр сведения о земельном участке в соответствии с фактическими обстоятельствами. Результатом кадастровых работ является межевой план, содержащий актуальные сведения о земельном участке, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости. После такого внесения заказчик кадастровых работ получает возможность оформить права на земельный участок в соответствии с действующим законодательством или оформить изменения определенных характеристик земельного участка.

Выполнение кадастровых работ проводится специалистом, имеющим право на это право. Права специалиста подтверждаются лицензией.

Для чего нужны эти работы? Эти процедуры необходимы при любых формах земельных отношений: наследовании, дарении, приватизации, продаже. Они включают хранение, выдачу и обновление информации, которая используется для налогообложения, контроля и учёта.

Нормативно-правовая база земельных отношений

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.



Земельные отношения - отношения между органами государственной власти, органами местного государственного управления, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами

Регулирование земельных отношений основывается на:

а) сочетании регулирования использования земли в качестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средства производства;

б) многообразии форм собственности, владения и пользования землей, широких правомочий органов государственной власти, органов местного государственного управления и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений на своих территориях;

в) признании равенства участников земельных отношений в защите своих прав на землю;

г) недопустимости противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;

д) государственном управлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

· собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

· землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

· землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

· арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

· обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

· которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

· право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

Все сведения о земельных участках, их кадастровой стоимости и основных характеристиках содержатся в едином реестре – Государственном Кадастре Земель. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Понятие источника – это внешняя форма выражения воли государства, которая проявляется в велениях (обязательность) рассчитанных на широкий круг лиц и рассчитан для многократного применения .

Источники земельного права – это законодательные и иные нормативные правовые акты , принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие (содержащие) земельные (нормы) правоотношения .

ЗК РФ, принятый в 2001 году, как ЗК, является четвертым ЗК кодифицированным актом в истории России, до этого земельные кодексы в нашей стране принимались в 1922, 1970, 1991 годах.

1922г. установил, что вся земля в России находится в собственности рабоче-крестьянского государства. ЗК 1922г. нес в себе отпечаток НЭПа. Он допускал аренду земли, правда сроком не более 6 лет и при условии обработки земли собственным трудом без применения наемной рабочей силы.

ЗК РСФСР 1970 г. направлен на борьбу с нерациональным использованием земель, на проведение мероприятий по защите почв.

ЗК РСФСР 1991 г., ввел ряд статей, касающихся права собственности на землю . Были перечислены цели, для которых земля может предоставляться в собственность гражданам. Что касается купли-продажи и других сделок с землей, то Кодекс просто отсылал к ст.12 Конституции РСФСР , установившей мораторий на сделки с землей.

ЗК РФ 25.10.2001 г. был принят с пятой попытки. Это – головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи . Ст. 1 – принципы, 5 – участники, 6 – объекты, 7 – состав земель, 15 – собственность на землю, 20-24 иные права на землю. Ориентирован на рыночную экономику, становление и развитие рынка земли.

На федеральном уровне определил права иностранцев и юридических лиц на землю (ч. 3 ст. 15). Создал определенные юридические гарантии получения в собственность землю (для строительства) граждан и юридических лиц путем установления исчерпывающего перечня оснований, по к-м земельные участки в частную собственность не передаются. Вводный закон предусмотрел порядок определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности при переходе их в собственность граждан и юридических лиц. Оборот земель регулируется на уровне ФЗ.

Недостатки: ряд внутренних и внешних противоречий, большое количество отсылочных норм, не решающих вопроса, пренебрежение правилами юр. техники. В нем много бланкетных норм, потребовавших впоследствии принятия иных федеральных законов и прочих актов, в том числе ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (см. ст.ст. 8,9 Федерального закона «О введении в действие ЗК »).


ЗК в целом был введен в действие со дня официального опубликования (ст.1 Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ»), то есть с 29 октября 2001 года. С его введением в действие признаны утратившими силу ЗК РСФСР (1991 год), Закон РСФСР «О земельной реформе» (1990 год), Закон РФ «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 год).

К земельным отношениям, возникшим до введения в действие ЗК, ЗК применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О введении в действие ЗК» (ст.7 ФЗ «О введении в действие ЗК»).

Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась ранее подзаконными актами. В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 ФЗ от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового ЗК не применяются. ЗК РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:

1) приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости;

2) приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель;

3) приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

ЗК РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования

Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как Земельный (2001), Водный (2006), Лесной (2006), Градостроительный (2004) кодексы,) ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, ФЗ об особо охраняемых природных территориях.

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 ЗК РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законов субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Но эти законы – не единственная часть законов как источников земельного права.

В системе земельного законодательства заметное место занимают текущие законы, посвященные регулированию определенных вопросов.

Унифицированные источники земельного права ЗК – 9 законов

ФЗ о введении в действие ЗК 2001

ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан 1998;

ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1997;

ФЗ о государственном земельном кадастре 2000

ФЗ о государственном кадастре недвижимости

ФЗ о земельном кадастре (2000).

ФЗ о крестьянском и фермерском хозяйстве 2003;

ФЗ о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

ФЗ об обороте земель с/х значения (угодья) 2002

ФЗ о землеустройстве 2001

ФЗ о государственном регулировании обеспечения плодородия земель с/х значения

ФЗ о мелиорации земель

ФЗ об ипотеке

ФЗ о разграничении государственной собственности на землю 2001

ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества 2001;

Источниками земельного права являются федеральные законы входящие в иные отрасли права, но предусматривыающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

1. законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения; это Федеральные законы «О недрах» 1992, «О животном мире» 1995, «Об охране атмосферного воздуха» 1999 и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

2. законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права (в дальнейшем можно будет убедиться, что они не настолько далеки от земельных отношений и интересов, как это кажется на первый взгляд.

Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ К законам, регулирующим земельные отношения, относятся и законы субъектов Федерации, их становится все больше.

Группы федеральных законов, регулирующих земельные отношения:

1. Направленные на непосредственное регулирование земельных отношений :

Земельный кодекс России 2001 года. Ранее земельные кодексы в нашей стране принимались в 1922, 1970, 1991 годах.

ФЗ о введении в действие ЗК.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 год, с изменениями 2003-2004 годов).

Градостроительный кодекс РФ.

ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (2001 год).

ФЗ «О землеустройстве» (2001 год).

ФЗ «О государственном земельном кадастре» (2000 год).

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (ст. 2 Земельного кодекса). Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ст. 3 Земельного кодекса). Если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные , чем те, которые предусмотрены Земельным кодексом, применяются правила международного договора (ст. 4 Земельного кодекса).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО" в других словарях:

    Земельное законодательство - в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Земельное законодательство рф Энциклопедия права

    ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - – в СССР законодательство, установившее национализацию земли и регулирующее на её основе земельные отношения. 3. з. возникло в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, уничтожившей помещичье землевладение и установившей… … Советский юридический словарь

    Земельное законодательство рф - (англ. land legislation) отрасль законодательства, включающая совокупность правовых институтов и норм, регулирующих земельные и природоресурсные отношения. Собственно З.з. РФ в постсоветский период долгое время находится в стадии становления,… … Большой юридический словарь

    Земельное законодательство - 1) отрасль российского законодательства; 2) (для целей Земельного кодекса Российской Федерации) система законодательных актов, состоящая из названного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ; нормы… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Земельное законодательство - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, включающая федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, нормативные правовые акты … Большой юридический словарь

    Земельное право - в СССР отрасль советского социалистического права, регулирующая земельные отношения в целях рационального использования земель, повышения эффективности их использования, охраны прав социалистических организаций и граждан как… … Большая советская энциклопедия

    Законодательство - издание законов; а также свод законов. Законодательство это внешняя форма правовой системы страны на данном этапе развития. Содержание 1 Законодательство как комплекс нормативных актов … Википедия

    Законодательство России - Закон в широком смысле рассматривается как синомим права, а точнее законодательства. Законами называются все нормативно правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона… … Википедия

    Гражданское законодательство - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Гражданское законодательство совокупность правовых актов (а … Википедия

Книги

  • Земельное право. Учебник , Е. С. Болтанова. В учебнике рассматриваются общие положения земельного права и земельного законодательства, правовой режим отдельных категорий земель, земельное законодательство зарубежных стран,… Купить за 2673 грн (только Украина)
  • Земельное законодательство сборник документов Издание второе переработанное и дополненное , Боголюбов С., Золотова О.. В сборнике «Земельное законодательство» представлены нормативные правовые акты земельного законодательства Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2015 г.. Приводятся некоторые решения…

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Как гражданские, так и административные правоотношения имеют свои специфические особенности, которые обусловлены особенностями самих отраслей права .

Земельные правоотношения, как и любые другие правоотношения, включают в себя следующие элементы: норму права , субъект правоотношения , объект правоотношения и содержание правоотношения.

Норма права - правило, которым следует руководствоваться в процессе решения вопросов, по поводу которых возникло отношение. По характеру воздействия на участников отношений норма может быть императивной, т.е. обязывающей или запрещающей совершать какие-либо действия, и диспозитивной, т.е. управомочивающей (разрешающей) участников отношений совершать действия по своему усмотрению или по взаимной договоренности.

Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации , муниципальные образования .

В соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти , от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления .

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (например, Законом города Москвы от 15 октября 2003 г. N 59 установлены наименования и границы 125 внутригородских муниципальных образований в городе Москве).

В смысле изложенных выше положений отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками как объектами имущества, всегда (а не только применительно к земельно-имущественным комплексам) являются отношениями земельно-имущественными, регулируемыми нормами как гражданского, так и земельного законодательства.

Земельно-имущественный комплекс как единый объект земельно-имущественных отношений представляет собой сложную вещь , состоящую как минимум из двух элементов: земельного участка и прочно связанных с ним других объектов. В связи с этим возникает вопрос о главной вещи в комплексе.

Вопрос этот имеет большое практическое значение, так как главная вещь комплекса определяет юридическую судьбу иных его объектов, являющихся в этом случае принадлежностью главной вещи.

Земельным и гражданским законодательством этот вопрос решается по-разному.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного права является единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все расположенные на земельном участке объекты недвижимости следуют судьбе земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Тем самым однозначно земельный участок определен в качестве главной вещи в земельно-имущественном комплексе. Это же подтверждается и п. 4 ст. 35 ЗК РФ, который устанавливает, что отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений и сооружений, если они принадлежат на праве собственности одному лицу, равно как и отчуждение зданий, строений и сооружений без земельного участка при тех же условиях, не допускается.

Такой же порядок отчуждения принадлежащих одному лицу земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости должен применяться и при прекращении права на землю в случаях реквизиции, конфискации зданий, строений и сооружений, обращения взыскания на указанное имущество по обязательствам его собственника (см. Постановление Пленума Высшего Арбитражного

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права . Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона .

Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений

Земельные отношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике. Они могут возникать, изменяться и прекращаться, и это их развитие, постоянная подвижность предусматриваются правовой нормой . Правовая норма указывает на юридический факт (действие, бездействие, событие и т.п.), который порождает определенные права и обязанности для участников земельных отношений (отвод земельного участка, изменение его границ, полное его изъятие или частичное уменьшение и т.д.).

При этом она исходит из подвижности земельных отношений.

Затем наступает стадия непосредственного пользования землей, что связано с рядом юридических действий (фактов). При этом возникают отношения по внутрихозяйственной организации землепользования (землеустройства), выполнению договорных обязательств и т.д. Таким образом, в возникновении и развитии земельных правоотношений проявляется реальная жизнь земельного законодательства, т.е. применение норм земельного права . При этом завершение одних правоотношений служит основанием для возникновения других.

Изменение земельных правоотношений в процессе использования земли всегда связано с последующей эволюцией тех или иных действий и событий, а также развитием законодательства. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванном стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств (например, если понес значительные убытки от засухи, пыльной бури, наводнения и т.п.). Следовательно, изменяются права и обязанности владеющего землей лица.

Подвижность в земельных правоотношениях особенно характерна для динамичного сельскохозяйственного производства, где объект этих отношений - земля (ее качество, плодородие) - не остается постоянным. Здесь важно, однако, чтобы изменения в земельных отношениях происходили не произвольно, а на основании конкретной правовой нормы, т.е. в соответствии с требованиями закона .

Прекращение земельных правоотношений обычно происходит одновременно с прекращением пользования конкретным земельным участком. Основанием для такого прекращения служат договор о продаже земельного участка, решение компетентного государственного органа об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд и т.д. Основанием для прекращения земельных правоотношений могут быть также такие события или действия (юридические факты), как смерть гражданина - собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли (если срок договора об аренде не возобновляется), добровольный отказ от земельного участка и т.д.

Прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров. При других обстоятельствах, указанных в законе, пользование прекращается полностью.

Правоохранительные земельные отношения прекращаются после совершения участником или участниками этих отношений действий, устраняющих правонарушение . Если нарушитель земельного закона привлечен к юридической ответственности , то акт применения взыскания (наказания) означает прекращение охранительных земельных правоотношений.

Правовое регулирование земельных правоотношений

.

Данный открытый перечень был весьма актуален при подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности носит законченный характер.

Пункт 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В настоящее время существует расширительное толкование данной нормы, согласно которому к объединениям граждан относятся юридические лица , в том числе коммерческие. В противном случае прямое действие данной статьи привело бы к тому, что использовать земельные участки могли бы только некоммерческие объединения граждан и физические лица без статуса индивидуального предпринимателя .

Пункт 2 ст. 36 устанавливает две конституционные обязанности: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц".

Пункт 3 ст. 36 относит условия и порядок пользования землей к предмету регулирования федерального закона .

Подпункт "в" п. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Данная норма реализуется по следующим правилам:

а) законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральному законодательству;
б) в случае отсутствия федеральной нормы субъект Федерации вправе закрыть данный пробел путем принятия регионального акта;
в) после принятия федерального закона региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральными нормами.

2. Федеральное земельное законодательство состоит из двух групп законов.

К первой группе относятся нормативные акты земельного законодательства. К таким относятся Земельный кодекс РФ, ФЗ "О государственном кадастре недвижимости ", "О землеустройстве", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" и др.

Ко второй группе относятся нормативные акты иных отраслей права . Поскольку земельное право - комплексная отрасль, большая группа правоотношений регулируется нормами других отраслей. Это такие законы, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях , Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ "О недрах" и др.

3. Федеральные подзаконные акты в настоящее время представлены постановлениями Правительства РФ , которыми регулируются такие процедуры, как мониторинг, государственный земельный контроль , порядок ведения ЕГРП и др.

Указы Президента РФ играли большую роль в регулировании земельных отношений до принятия Земельного кодекса РФ.

4. Региональное законодательство до вступления в силу Земельного кодекса РФ заполняло пробелы федерального земельного законодательства крайне неоднородно. Складывалась крайне разноплановая земельная политика субъектов Федерации в весьма существенных земельных правовых вопросах - от форм собственности до участников земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ была начата активная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами. Данная работа на сегодняшний день практически завершена.