Образец приказа по строевой части. Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по личному составу и строевой части. Презентация по ОБЖ Общие положения «Строевой подготовке»

Приказ МО РФ № 1818 от 5 октября 2011 года «О приказах по личному составу» (вместе с разьяснением к Приказу МО РФ № 1818 от 5 октября 2011 года «О приказах по личному составу»)

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5008; 2000, N 16, ст.1678; N 27, ст.2819, 2003, N 16, ст.1508; 2006, N 25, ст.2697; 2007, N 11, ст.1284; N 13, ст.1527; N 29, ст.3679; N 35, ст.4289; N 38, ст.4513; 2008, N 3, ст.169,170; N 13, ст.1251; N 43, ст.4919; 2009, N 2, ст.180; N 18 (ч.II), ст.2217; N 28, ст.3519; N 49 (ч.II), ст.5918; 2010, N 27, ст.3446; 2011, N 4, ст.572; N 13, ст.1741),

приказываю:

1. Установить, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации.

2. Статс-секретарю - заместителю Министра обороны Российской Федерации представить предложения о приведении нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в соответствие с пунктом 1 настоящего приказа.

3. Признать утратившим силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

от 11 декабря 2004 года N 410 "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2005 года N 01/618-ВЯ в государственной регистрации не нуждается);

от 31 октября 2005 года N 454 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 года N 410;

от 1 июня 2007 года N 236 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 года N 410" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июля 2007 года N 01/6471-ВЯ в государственной регистрации не нуждается);

от 29 июля 2007 года N 307 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 года N 410" (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2007 года N 01/9092-АБ в государственной регистрации не нуждается).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны

Российской Федерации

А.Сердюков

Разъяснения к приказу МО РФ № 1818 от 5.10.2011 г.:

В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 ОКТЯБРЯ 2011 Г. НР 1818 "О ПРИКАЗАХ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ" БЕЗУСЛОВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО НАЧИСЛЕНИЯ И СВОЕВРЕМЕНОЙ ВЫПЛАТЫ С 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОЛА ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЕДИНОМ РАСЧЕТНОМ ЦЕНТРЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОШУ:

1. ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ УСТАНОВЛЕННЫМ ПОРЯДКОМ В ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТОВ ПРИКАЗОВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЛИЧНОМУ ПОСТАВУ И ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ (В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПОДПИСЬ ТОЛЬКО МИНИСТРУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2. В ПРИКАЗАХ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ (В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ) ОТРАЖАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОКЛАДА ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ (ОКЛАДА ПО ВОИНСКОМУ ЗВАНИЮ И ОКЛАДА ПО ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ).

ОБ УСТАНОВЛЕНИЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ.

О ВЫПЛАТЕ ПРЕМИИ ЗА ДОБРОСОВЕСТНОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.

О ВЫПЛАТЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.

О ВЫПЛАТЕ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПОСОБИЯ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ.

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ, ДИСЛОЦИРОВАННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ЗАДАЧИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ.

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ ЗА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, А ТАКЖЕ В ДРУГИХ МЕСТНОСТЯХ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТДАЛЕННЫХ, В ВЫСОКОГОРНЫХ РАЙОНАХ, В ПУСТЫННЫХ И БЕЗВОДНЫХ МЕСТНОСТЯХ.

О ВЫПЛАТЕ ПОДЪЕМНОГО ПОСОБИЯ И СУТОЧНЫХ ПРИ СЛУЖЕБНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЯМ.

О ЗАЧИСЛЕНИИ В СПИСКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, ПОСТАНОВКЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

О ВСТУПЛЕНИИ В ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ (О ПРИЕМЕ ДЕЛ И ДОЛЖНОСТИ.

О ВСТУПЛЕНИИ ВО ВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВАКАНТНОЙ ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ (ВРИД).

ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ЗАНИМАЕМОЙ ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ (О СДАЧЕ ДЕЛ И ДОЛЖНОСТИ).

ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ СПИСКОВ ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, СНЯТИИ С ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВСЕХ ВИДОВ ОТПУСКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТПУСКА ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ОТПУСКА ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА (ТРЕХ) ЛЕТ.

3. ПРИКАЗЫ ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ ПО ОСНОВАНИЯМ, НЕ ВОШЕДШИМ В ПУНКТ 2 НАСТОЯЩИХ УКАЗАНИЙ, ПОДПИСЫВАТЬ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ (НА МЕСТАХ) В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ В ПРЕЖНЕМ ПОРЯДКЕ.

4. ИСКЛЮЧИТЬ СЛУЧАИ ИЗДАНИЯ ПРИКАЗОВ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ И ПО СТРОЕВОЙ ЧАСТИ (УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 2 НАСТОЯЩИХ УКАЗАНИЙ) ДРУГИМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ НА МЕСТАХ.

Приказов по личному составу и строевой части

, главный специалист 2-го направления Управления делами Министерства обороны Российской Федерации

Приказами командиров (начальников) по личному составу производится:

Назначение военнослужащих на должности;

Присвоение им воинских званий;

Увольнение их с воинской службы;

Другие изменения в служебном положении и учетных данных военнослужащих.

Приказами по строевой части осуществляются:

Зачисление военнослужащих в списки личного состава воинской части;

Постановка их на все виды обеспечения;

Вступление в исполнение должностей, на которые они назначены приказами по личному составу;

Объявления о присвоении воинских званий, об измене­ниях их персональных учетных данных военнослужащих;

Исключение военнослужащих из списков личного со­става и со всех видов обеспечения;

Прием на работу и увольнение лиц гражданского пер­сонала;

Другие вопросы, изложенные в статье 41 Наставления по служебной переписке и делопроизводству.

Методика проведения правовой экспертизы (юридичес­кого контроля) проектов этих приказов сводится к проверке на соответствие:

а) проектов приказов по форме и содержанию требова­ниям Правил составления приказов по личному составу (Приложение к приказу МО 1982 г. № 000) и Образцов № 3,4,5 к ст. 41,43 Наставления по служебной переписке и делопроизводству (приказ МО 1983 г. № 000);

б) параграфов и пунктов проектов этих приказов требо­ваниям законов и других нормативных актов .

Необходимость проведения юридического контроля про­ектов этих приказов связана с тем, что эти приказы затраги­вают вопросы о правах, обязанностях и льготах, установленных для военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Правовая экспертиза проектов приказов по личному составу.

Правила составления приказов по личному составу из­ложены в Приложении № 6 к приказу МО 1982 г. № 000 и устанавливают строгие требования к подготовке проектов этих приказов, основными из которых являются следующие:

Они печатаются на стандартных листах;

Подписываются одним должностным лицом (команди­ром, начальником, лицом временно исполняющим должность или обязанности командира, начальника);

В титульной части приказов указывается действитель­ное наименование объединения, соединения, части (для ре­жимных - указывается их условное наименование, т. е. войс­ковая часть 00000);

Приказ состоит из параграфов (при наличии несколь­ких вводных частей).

Параграф состоит из пунктов. Пункты приказа распола­гаются по алфавиту . В них без сокращений указываются сле­дующие данные:

1. Воинское звание.

2. Ф. И.О. (фамилия пишется крупным шрифтом).

3. Должность, занимаемая ко времени издания приказа.

4. Наименование воинской части и соединения.

5. Должность, на которую назначается военнослужащий (т. е. новая должность) и номер военно-учетной специальнос­ти (ВУС) по ней.

Все пункты приказа имеют единую порядковую нумера­цию.

Для записи сведений о годе рождения, образовании воен­нослужащего, с какого времени он в Вооруженных Силах, личном номере офицера под соответствующим пунктом из­дается пояснение к пункту («боковик»).

В «боковиках» о назначении военнослужащих указывается на какие должности они перемещаются и причины переме­щения:

С повышением - в порядке продвижения по службе;

На равную должность - для создания необходимой уком­плектованности или для более целесообразного использова­ния по опыту работы, по специальности;

С понижением - по причинам, изложенным в ст. 30 По­ложения (приказ МО 1985 г. № 000), с учетом Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Дисциплинарного устава.

При необходимости в «боковиках» указываются доку­менты, на основании которых издаются приказы, устанавли­ваются или сохраняются должностные оклады (тарифные разряды) по прежним должностям.

В «боковиках» пунктов приказов об увольнении воен­нослужащих указывается:

3. Буквенно-цифровой код учетной группы части по схе­ме учета (приказ МО 1993 г. № 000).

4. Код основной должности по штату.

6. Номер ВУС по должности.

7. Код уровня военного образования увольняемого офи­цера.

8. Код высшего по уровню оконченного военного учеб­ного заведения.

9. Год окончания военно-учебного заведения.

10. Признак места службы.

11. Признак убыли.

12. Код основания увольнения.

13. Код республики (края, области, города), куда уволь­няется офицер.

14. Признак наличия права на пенсию.

15. Признак учета должности.

При проведении правовой экспертизы проектов прика­зов по личному составу о перемещении военнослужащих по службе офицерам юридической службы следует обращать внимание на:

1. Полномочие должностных лиц в издании приказов о назначении военнослужащих на должности с соответствую­щей штатной категорией (изложены в ст. 42 Закона Российс­кой Федерации «О воинской обязанности и военной служ­бе»), о присвоении им воинских званий (ст. 46 Закона), об увольнении их с военной службы (ст. 48 Закона).

2. Обязательность назначения (перемещения) военнослу­жащего на должность по специальности, полученной в воен­но-учебном заведении или по опыту работы.

3. Причины перемещения:

На высшую должность (только в порядке продвижения по службе);

На равную должность (по организационно-штатным мероприятиям, или для более целесообразного использова­ния по специальности, или опыту работы);

На должность с понижением.

4. Соблюдение норм законов и иных правовых актов , зак­репляющих права военнослужащих и установленные для них льготы.

Так, например:

Право на прохождение военнослужащими, чьи должно­сти сокращены по соответствующим директивам, в соответ­ствии с пунктом 5 ст. 41 Закона РФ «О военной обязанности и военной службе» военной службы не на воинских должнос­тях (зачисленными в распоряжение соответствующих коман­диров и начальников) сроком до 6 месяцев может возник­нуть только при наличии в титульной части приказа по лич­ному составу или параграфе этого приказа слов «в связи с организационно-штатными мероприятиями». При отсутствии этих слов срок нахождения в распоряжении не может превы­шать 3-х месяцев;

Право на исчисление пенсии с должностных окладов по прежним должностям офицерам, ранее переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок, атомных подводных кораблей и линейных тральщи­ков, а также офицерам в звании подполковника, ему равному и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, по возрасту или в связи с организационно-штат­ными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее 1 года, и имевшим на день перевода выслугу, даю­щую пенсию за выслугу лет, на должности, с меньшими дол­жностными окладами, возникает только при наличии в «бо­ковиках» приказов по личному составу слов «Выслуга лет: в календарном исчислении - 20 лет, в льготном исчислении -22 года. В должности с (указывается с какого времени)». Должностной оклад до перемещения по ____ тарифному разряду (_____ тыс. рублей в месяц). Перемещается на должность с меньшим окладом денежного содержания в свя­зи с (указывается причина перемещения) с сохранением пра­ва на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Рос­сийской Федерации от 01.01.2001 г.№ 000 (приказыМОРФ 1994 г. № 000 и 1995 г. № 70);

при проведение юридического контроля проектов при­казов (по личному составу) о переводах военнослужащих на должности в другие воинские части и учреждения обращать внимание командования на наличие в этих частях возможнос­тей по обеспечению прав военнослужащих в соответствии с пунктом 2 ст. 22 Закона Российской Федерации « О статусе военнослужащих» (обеспечение жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством, военнослужа­щих, прослуживших 10 лет и более).

5. На заключенный военнослужащим контракт о прохож­дении военной службы и на соответствие вида контракта, заключенного с ним, особенно при назначении его на долж­ность со штатной категорией «полковник» и выше.

6. Соблюдение конкурса при назначении военнослужа­щих на должности в военно-учебные заведения.

В ходе проведенных Управлением делами Минобороны России проверок состояния правовой работы в видах ВС, военных округах, главных и центральных управлениях МО в 19г. были выявлены типовые нарушения, допуска­емые при издании приказов (по личному составу) о назначе­нии:

Проекты приказов по личному составу юридический контроль в соответствующих подразделениях юридической службы не проходят;

Пункты приказов по одному основанию (например, в связи с организационно-штатными мероприятиями) в отдель­ные параграфы не выделяются;

- «боковики» пунктов приказов исполняются в наруше­ние требований приказа МО 1982 г. № 000;

В «боковики» пунктов включается информация, не пре­дусмотренная Правилами составления проектов приказов (о ходатайствах соответствующих командиров, о сокращении должности, согласии офицера, подаче им рапорта по этому вопросу об обеспечении жилой площадью и т. п.);

В «боковиках» не указывается на какие должности пе­ремещаются военнослужащие;

На первых экземплярах приказов по личному составу ставятся подписи и визы неуполномоченными на это должностными лицами и оттиски уменьшенных образцов печатей;

Подписание приказов о назначении на должности вы­пускников военных училищ, состоящих в распоряжении соответствующих командиров, производится с превышением установленного пунктом 5 статьи 41 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» 3-х месячного срока.

При проведении юридического контроля проектов при­казов (по личному составу) об увольнении военнослужащих следует обращать внимание на:

1. Полномочие должностных лиц по увольнению воен­нослужащих (ст. 48 Закона).

2. Соответствие оснований увольнения военнослужащих пунктам и статьям Закона Российской Федерации «О воинс­кой обязанности и военной службе».

3. Обеспеченность военнослужащих, имеющих выслугу 10 и более лет, предоставленных к увольнению с военной службы по достижению предельного возраста, по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероп­риятиями, по месту службы жялой площадью по нормам, установленным законодательством.

4. На наличие в «боковиках» пунктов проектов приказов об увольнении военнослужащих, имеющих право на исчис­ление пенсии по увольнению с большего должностного окла­да, ссылки на это право (устанавливается в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Рос­сийской Федерации от 01.01.2001г. № 000).

5. Правильность наименования занимаемой должности военнослужащим, представленным к увольнению с военной службы (для конкретной должности штатом устанавливает­ся конкретный должностной оклад (тарифный разряд), с ко­торого должен исчисляться размер пенсии).

6. На очередность расположения в проекте приказа ста­тей, частей и пунктов, по которым производится увольне­ние, в соответствии с их расположением в Законе Российской Федерации « О воинской обязанности и военной службе.

К типовым нарушениям, допускаемым при издании при­казов об увольнении военнослужащих, следует отнести:

В отдельных приказах (по личному составу) не делается ссылка на ст. 48, часть 1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» при увольнении военнослужащих по ис­течению установленного срока его военной службы (уволь­няются без указания статьи);

Увольнение военнослужащих, халатно относящихся к исполнению служебных обязанностей, недисциплинирован­ных, самоустранившихся от выполнения должностных обя­занностей, склонных к пьянству, производится по основа­нию, предусмотренному ст. 49 части 2 пункта «г» Закона (как переставших отвечать установленным к нему в соответствии с Законом требованиям), что позволяет им получать при увольнении единовременное пособие в размере 40% от уста­новленного пунктом 3 ст. 22 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих»;

При увольнении военнослужащих в связи с организа­ционно-штатными мероприятиями в «боковиках» пунктов приказов не упоминается о подаче рапортов об увольнении;

При увольнении офицеров по ходатайствам товарищес­ких судов чести за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, часто нарушается норма ст. 29 Положения о товарищеских судах чести (каждой инстанции для принятия решения об увольнении офицера устанавливается срок до 1 месяца). При обжаловании такой приказ признается незакон­ным.

При проведении юридического контроля проектов при­казов (по личному составу) о присвоении военнослужащим очередных воинских званий необходимо обращать внимание:

1. На соответствие штатной категории (воинского звания по занимаемой военнослужащим должности) присваиваемо­му очередному воинскому званию.

2. На сроки представления военнослужащих к присвое­нию очередных воинских званий.

(продолжение следует)

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ

оснований увольнения военнослужащих пунктам и статьям Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»

По статье 48, части 3 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе)

В проект приказа включаются только достигшие соответствующего предельного возраста пребывания на военной службе (на момент его подписания)

Досрочно по статье 49, части 1 пункту "а" и по статье 49, части 4 (по состоянию здоровья)

В проект приказа включаются военнослужащие, признанные военно-врачебными комиссиями негодными к военной службе или ограничению годными к военной службе (в представлениях к увольнению их указывается номер свидетельства о болезни, кем и когда оно выдано, кем и когда ут­верждено заключение ВВК о признании военнослужащего негодным к военной службе и о подаче военнослужащим рапорта об увольнении его в запас в связи с признанием ограниченно годным к военной службе)

Досрочно по статье 49, части 2 пункту "а" (в связи с организационно-штатными мероприятиями)

В проект приказа об увольнении включаются военнослужащие, чьи должности сокращены по директиве соответ­ствующего должностного лица (в представлении к увольне­нию и в "боковике" пункта приказа должны быть указаны номер и дата директивы);

При рассмотрении вопроса о порядке досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с зачислением в запас в связи с организацион­но-штатными мероприятиями, в первую очередь следует принимать во внимание вид контракта, заключенного с воен­нослужащим:

Военнослужащий, проходящий военную службу по кон­тракту, предусмотренному пунктом "а" части 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", при сокращении занимаемой им должности может в соответствии с частью 2 статьи 33 этого же Закона быть назначен на воинскую должность с переводом к друго­му месту службы без его согласия;

Военнослужащий, ранее заключивший контракт о про­хождении военной службы по пункту "б" части 1 статьи 33 Закона, при сокращении занимаемой им должности, может быть назначен на другую (высшую или равную) должность, но в той же воинской части. При невозможности размещения его в той же части, у него возникает право на увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями;

При заключении военнослужащим контракта о прохож­дении военной службы по пункту "в" части 1 статьи 33 Зако­на у него появляется право на увольнение в связи с органи­зационно-штатными мероприятиями при невозможности его размещения в той же воинской части и на аналогичную ранее занимаемой им должность.

По иным пунктам части 2 статьи 49

За конкретные факты невыполнения военнослужащим условий контракта или совершенного им проступка, пороча­щего честь военнослужащего, или по иным обстоятельствам;

К представлениям к увольнению этих военнослужащих в необходимых случаях прилагаются материалы расследова­ний, рапорты военнослужащих и др.

Методика юридической (правовой) экспертизы проектов служебных документов командира воинской части

В Вооруженных Силах Российской Федерации издаются и применяются следующие служебные документы: приказы, директивы, приказания, указания, постановления, положения, предписания, рапорты, доклады, донесения, договоры (контракты), планы, расписания занятий, отчеты, протоколы, акты, справки, служебные письма, заявки, телеграммы, командировочные удостоверения, отпускные билеты и другие разработанные в установленном порядке документы (текстовые и графические), написанные или нарисованные от руки в рабочих тетрадях или на отдельных листах, напечатанные на пишущей машинке, изготовленные на персональных электронно-вычислительных машинах, изданные типографским, электрографическим или другим способом.

Кроме служебных документов, в Вооруженных Силах Российской Федерации применяются служебные издания, перечень которых приведен в Положении об издательской деятельности по выпуску служебных изданий (документов) в Вооруженных Силах, утвержденном приказом министра обороны Российской Федерации 1996 г. № 355.

Приказ -- основной нормативный правовой акт и распорядительный служебный документ военного управления, издаваемый на правах единоначалия командиром (начальником) воинской части.

Командир (начальник) воинской части в соответствии со ст. 92 УВС ВС РФ отдает письменные приказы по строевой части, по боевой подготовке и другим вопросам, право регламентировать которые ему предоставлено.

Приказами командира (начальника) воинской части по строевой части могут регламентироваться следующие вопросы:

  • а) зачисление в списки личного состава воинской части, на обеспечение. При зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части и при назначении его на воинскую должность указываются установленные ему оклад по воинской должности, размеры надбавок к окладу по воинской должности за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и других надбавок;
  • б) исключение из списков личного состава воинской части, с обеспечения. При убытии военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, из воинской части в связи с перемещением по службе (зачислением в распоряжение) в приказе командира (начальника) воинской части об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и в каком месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия. Если материальная помощь не оказывалась, в приказе указывается: "Материальная помощь в текущем году не оказывалась".

При исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с увольнением с военной службы в запас (отставку) в приказе указываются полные годы, за которые подлежит выплате единовременное денежное пособие, размер его в окладах денежного содержания, каким государственным орденом (орденами) награжден в период прохождения военной службы, а также размер премии за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, освоении учебных программ, выполнении специальных заданий командования и добросовестное исполнение служебных обязанностей;

  • в) изменения в персональных учетных данных личного состава;
  • г) нахождение на лечении и возвращение на службу из лечебного учреждения. При убытии военнослужащего на стационарное лечение указывается об исключении его с продовольственного обеспечения и выдаче ему продовольственного аттестата;
  • д) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий;
  • е) прием на работу, перевод на другую работу и увольнение с работы лиц гражданского персонала;
  • ж) убытие в командировки, отпуска, на учебу и прибытие из командировок, отпусков и с учебы;
  • з) применение поощрений и наложение взысканий;
  • и) другие вопросы, право решения которых предоставлено командиру (начальнику) воинской части.

В конце приказа командира (начальника) указывается, до каких воинских частей разослать или до кого довести приказ.

Нумерация приказов ежегодно начинается с первого номера.

Приказы командира (начальника) воинской части по строевой части о составе суточного наряда (ст. 261 УВС ВС РФ) издаются отдельно, имеют свою нумерацию с добавлением индекса "НР". Эти приказы в архив не сдаются, в течение трех лет хранятся в воинской части, после чего уничтожаются.

Назначение на воинскую должность, перемещение с одной воинской должности на другую, увольнение с военной службы производятся приказами по личному составу. Приказы по личному составу являются основными документами, определяющими служебное положение офицеров, прапорщиков и мичманов. Они издаются должностными лицами, которым Положением о порядке прохождения военной службы предоставлено это право. В Вооруженных Силах Российской Федерации перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, а также их полномочия изложены в приказе министра обороны Российской Федерации "О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" от 7 марта 2002 г. № 110.

Подготовка проектов приказов по личному составу осуществляется в соответствии с Правилами составления приказов по личному составу, утвержденными приказом министра обороны СССР 1982 г. № 0200. Указанные Правила устанавливают строгие требования к подготовке проектов приказов по личному составу, основными из которых являются следующие:

  • а) приказы печатаются на стандартных листах;
  • б) приказы подписываются одним должностным лицом (командиром, начальником, лицом, временно исполняющим должность или обязанности командира, начальника);
  • в) в титульной части приказов указывается действительное наименование объединения, соединения, воинской части (для режимных -- указывается их условное наименование);
  • г) приказ состоит из параграфов (при наличии нескольких вводных частей). Параграф состоит из пунктов. Пункты приказа располагаются по алфавиту. В них без сокращений указываются следующие данные:
    • -- воинское звание;
    • -- фамилия, имя, отчество (фамилия пишется крупным шрифтом);
    • -- должность, занимаемая ко времени издания приказа;
    • -- наименование воинской части и соединения.

Все пункты приказа имеют единую порядковую нумерацию. Для записи сведений о годе рождения, образовании военнослужащего, с какого времени он в Вооруженных Силах, личном номере военнослужащего под соответствующим пунктом издается пояснение к пункту ("боковик").

В "боковиках" пунктов приказов об увольнении военнослужащих указываются:

  • -- дата их рождения;
  • -- выслуга лет в Вооруженных Силах (в календарном и льготном исчислениях);
  • -- в какой военный комиссариат подлежит направлению на воинский учет;
  • -- личный номер военнослужащего;
  • -- сведения о заключенном контракте (на какой срок заключен);
  • -- заключение военно-врачебной комиссии о годности к военной службе;
  • -- другая информация, закрепляющая права и социальные гарантии военнослужащих;
  • -- установленные инструкцией Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации цифровые коды следующей структуры:
    • 1) код вида Вооруженных Сил;
    • 2) код органа военного управления;
    • 3) буквенно-цифровой код учетной группы части по схеме учета;
    • 4) код основной должности по штату;
    • 5) код штатной категории должности;
    • 6) номер военно-учетной специальности по должности;
    • 7) код уровня военного образования увольняемого офицера;
    • 8) код высшего по уровню оконченного военного учебного заведения;
    • 9) год окончания военно-учебного заведения;
    • 10) признак места военной службы;
    • 11) признак убыли;
    • 12) код основания увольнения;
    • 13) код республики (края, области, города), куда увольняется офицер;
    • 14) признак наличия права на пенсию;
    • 15) признак учета должности63.

Методика проведения юридической (правовой) экспертизы проектов данных приказов сводится к проверке:

  • а) по форме -- на соответствие Правилам составления приказов по личному составу;
  • б) по содержанию -- на соответствие параграфов и пунктов проектов этих приказов требованиям законов и других нормативных актов.

Особое внимание при проведении юридической (правовой) экспертизы приказов по личному составу должно уделяться приказам по увольнению с военной службы. При проведении юридической (правовой) экспертизы проектов приказов по личному составу об увольнении военнослужащих следует обращать внимание на следующее: а) полномочия должностных лиц по увольнению военнослужащих; б) соответствие оснований увольнения военнослужащих пунктам и статьям Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; в) обеспеченность военнослужащих, имеющих выслугу 10 лет и более, представленных к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, по месту военной службы жилой площадью по нормам, установленным законодательством; г) наличие в "боковиках" пунктов проектов приказов об увольнении военнослужащих, имеющих право на исчисление пенсии по увольнении с большего должностного оклада, ссылки на это право64; д) правильность наименования занимаемой должности военнослужащим, представленным к увольнению с военной службы (для конкретной должности штатом устанавливается конкретный должностной оклад (тарифный разряд), с которого должна исчисляться пенсия.

Директива -- распорядительный служебный документ, содержащий указания по подготовке и ведению боевых действий, вопросам боевой готовности, всестороннего обеспечения войск (сил), боевой и оперативной подготовке, обучению, воспитанию, штатной организации и другим вопросам жизни и деятельности войск (сил). Директива применяется главным образом в системе руководства Вооруженными Силами Российской Федерации, стратегическими и оперативно-стратегическими объединениями и издается министром обороны, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации и главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также командующими войсками военных округов (флотов) и штабами военных округов (флотов). Директива в соответствии с вышеназванными Правилами не является нормативным правовым актом.

Приказы и директивы издаются во исполнение законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив вышестоящих командиров (начальников), а также в инициативном порядке.

Вступительная часть директивы завершается словом: "ТРЕБУЮ".

Приказание -- распорядительный служебный документ, издаваемый начальником штаба от имени командира (начальника) воинской части или военным комендантом от имени начальника гарнизона.

Вступительная часть приказания завершается словами, например: "командир войсковой части 00000 ПРИКАЗАЛ".

Указание -- распорядительный служебный документ, издаваемый преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов (директив) и других актов вышестоящих органов. Указание означает разъяснение как действовать.

Вступительная часть указания, как правило, завершается словом: "ПРЕДЛАГАЮ" или словами "разъясняю следующее".

Постановление -- правовой акт, содержащий решение коллегиального органа или должностного лица (постановление Военного совета, постановление о возбуждении уголовного дела и др.). Вступительная часть постановления завершается словом "ПОСТАНОВИЛ".

Положение -- правовой акт, устанавливающий основные правила организации и деятельности органа военного управления. Положение об органе военного управления структурно может состоять из следующих разделов: 1) общие положения; 2) функции и задачи или полномочия; 3) руководство органом военного управления; 4) организация деятельности.

Наставление, руководство, инструкция, правила регламентируют организационные, научно-технические, хозяйственные, финансовые и иные специальные стороны деятельности воинских частей и должностных лиц. Положения, наставления, руководства, инструкции и правила утверждаются, как правило, приказами соответствующих должностных лиц.

План -- служебный документ, в котором излагается перечень намечаемых к выполнению работ или мероприятий, их последовательность с указанием сроков исполнения, ответственных исполнителей и исполнителей, а также служебный документ с графическим изображением участка местности, здания, сооружения и пр.

Отчет, доклад -- служебные документы, содержащие сведения о выполнении планов, заданий, проведении мероприятий и другие сведения, представляемые вышестоящему командиру (начальнику).

Протокол -- служебный документ, в котором зафиксирован ход проведения каких-либо действий, мероприятий (протокол собрания, заседания; протокол осмотра и т. д.).

Акт -- служебный документ, подтверждающий установленные факты и события. Акт составляется, как правило, в ходе проверки, инвентаризации, приема-передачи дел и должности и т. д. несколькими лицами и подлежит утверждению должностным лицом в пределах полномочий.

Телеграмма -- служебный документ для передачи распоряжений и сообщений срочного характера по техническим средствам связи.

Справка -- описание или подтверждение тех или иных фактов и событий.

На что юристу необходимо обращать внимание при проведении правовой экспертизы проектов приказов командира по строевой части

А.И. Тюрин, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

В соответствии со ст. 36 УВС ВС РФ приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).

Командир (начальник) воинской части отдает письменные приказы по строевой части, по боевой подготовке и другим вопросам, право регламентировать которые ему предоставлено (п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170).

Следует отметить, что приказы по строевой части являются актами правоприменения, т. е. индивидуальными правовыми актами, издаваемыми на основе и во исполнение правовых актов вышестоящих командиров (начальников) либо нормативных правовых актов федерального значения. Любые изменения служебно-должностного положения военнослужащих, сведения о периодах исполнения ими обязанностей военной службы, содержащиеся в данных приказах, должны иметь под собой основания, подтвержденные документами либо фактическими данными . Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по строевой части уже были предметом обсуждения на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах» 1 , однако автор хотел бы более детально остановиться на упомянутых основаниях.

Необходимо иметь в виду, что приказу по строевой части может быть присвоен порядковый номер (произведена регистрация в журнале учета) только после того, как он подписан командиром (п. 157 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации). В соответствии с п. 137 указанной Инструкции до регистрации служебные документы (в том числе и приказы по строевой части) для доклада и исполнения передавать запрещается.

Приказами командира (начальника) воинской части по строевой части могут регламентироваться следующие вопросы:

а) зачисление в списки личного состава воинской части, на обеспечение. При зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части и при назначении его на воинскую должность указываются установленные ему оклад по воинской должности, размеры надбавок к окладу по воинской должности за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и других надбавок.

– для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - выписки из приказов по личному составу, предписания;

– для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - именные списки, учетно-послужные карты, план комплектования воинской части;

б) исключение из списков личного состава воинской части, с обеспечения.

При убытии военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, из воинской части в связи с перемещением по службе (зачислением в распоряжение) в приказе командира (начальника) воинской части об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и в каком месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия. Если материальная помощь не оказывалась, в приказе указывается: «Материальная помощь в текущем году не оказывалась».

При исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с увольнением с военной службы в запас (отставку) в приказе указываются полные годы, за которые подлежит выплате единовременное денежное пособие, размер его в окладах денежного содержания, каким государственным орденом (орденами) награжден в период прохождения военной службы, а также размер премии за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, освоении учебных программ, выполнении специальных заданий командования и добросовестное исполнение служебных обязанностей.

Основаниями в данном случае могут являться:

– для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых командир данной части не пользуется правом назначения на должности, освобождения от должности, увольнения с военной службы, - выписки из приказов по личному составу (полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий перечислены в приказе Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 г. № 410);

– для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых командир данной части пользуется правом назначения на должности, освобождения от должности, увольнения с военной службы, - рапорты указанных военнослужащих (например, в случаях увольнения их с военной службы по основаниям, перечисленным в п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе), рапорты командиров (начальников) данных военнослужащих (например, в случаях увольнения их с военной службы по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе), представления к увольнению с военной службы;

– для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - приказ Министра обороны Российской Федерации.

При исключении военнослужащего из списков личного состава части в связи со смертью (гибелью) основаниями являются свидетельство о смерти и рапорт его непосредственного командира (начальника);

в) изменения в персональных учетных данных личного состава.

Следует учитывать, что в соответствии с Наставлением по учету личного состава СА и ВМФ 1982 г. изменение фамилии, имени, отчества и даты рождения офицеров, прапорщиков и мичманов объявляется приказами по личному составу, причем изменение даты рождения лиц офицерского состава оформляется после тщательной проверки соответствия представленных документов о рождении документам, находящимся в личном деле приказами по личному составу: в отношении офицеров до подполковника включительно и им равных - заместителей Министра обороны Российской Федерации; в отношении офицеров в воинском звании полковника, ему равного и выше - Министра обороны Российской Федерации.

Выписки из данных приказов являются основаниями для издания приказа по строевой части об изменении указанных учетных данных. Кроме того, основаниями также являются свидетельства органов загса. Образцы бланков записей актов гражданского состояния (в том числе бланка записи акта о перемени имени) утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 194;

г) нахождение на лечении и возвращение на службу из лечебного учреждения.

При убытии военнослужащего на стационарное лечение указывается об исключении его с продовольственного обеспечения и выдаче ему продовольственного аттестата. Обязательно указание полного наименования лечебного учреждения.

Основаниями являются документы медицинской службы воинской части (с обязательным указанием номера и даты регистрации данных документов), например, свидетельство о болезни (форма приведена в приложении № 8 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 200).

Кроме того, основанием может являться листок нетрудоспособности (форма утверждена приложением к письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. № 02-18/05-8139), выдаваемый медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, включая проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

Частичное и полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы по состоянию здоровья также осуществляется отдельным параграфом приказа по строевой части с указанием даты начала освобождения и окончания освобождения, также с обязательным указанием в качестве основания на документ медицинской службы части.

д) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий.

Приказ по строевой части о назначении на должность издается только при назначении на те должности, в отношении которых командир, издающий приказ, пользуется таким правом. Основаниями в данном случае являются рапорты военнослужащих, заключенные с ними контракты, акты приема (сдачи) дел и должности (форма указанного акта утверждена приложением 13 к п. 243 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 222).

При издании приказа о присвоении очередных воинских званий основаниями являются рапорты командиров (начальников) об истечении срока выслуги в ранее присвоенном воинском звании (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) либо представления к присвоению очередного звания (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).

Если командир части не наделен правом присвоения воинского звания, то основанием издания приказа по строевой части является выписка из приказа по личному составу того воинского должностного лица, которое присвоило воинское звание. В этом случае в приказе по строевой части обязательно указание даты, с которой присвоено очередное воинское звание;

е) прием на работу, перевод на другую работу и увольнение с работы лиц гражданского персонала.

Основаниями в данном случае являются трудовые договоры, заявления лиц гражданского персонала, рапорты командиров (начальников) подразделений, в штатах которых находятся лица гражданского персонала.

В связи с вступлением в действие постановления Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 5 января 2004 г. № 1, в котором содержатся типовые формы приказов о приеме работника на работу, о переводе на другую работу, об увольнении, возникают вопросы о правовом закреплении трудовых отношений с лицами гражданского персонала в воинских частях и учреждениях, так как данные унифицированные формы в соответствии с п. 2 указанного постановления распространены на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, включая организации и учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Необходимо ли применять унифицированные формы приказов, предложенные Госкомстатом, либо указывать на возникновение, изменение либо прекращение трудового правоотношения в отдельном параграфе приказа по строевой части?

Представляется, что в Министерстве обороны Российской Федерации должен быть издан приказ, вносящий изменения в Инструкцию по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации в части исключения из нее подп. «е» п. 27 Инструкции и определяющий порядок применения в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1;

ж) убытие в командировки, отпуска, на учебу и прибытие из командировок, отпусков и с учебы.

При направлении военнослужащих в командировку основание, как правило, не указывается. При убытии в основной отпуск основаниями являются план отпусков и рапорт военнослужащего. При прибытии из командировок в качестве основания указываются номер и дата командировочного удостоверения, при прибытии из отпуска - номер и дата отпускного билета.

Предоставление отпуска лицу гражданского персонала осуществляется на основании графика отпусков и заявления работника.

Основанием направления на учебу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, может являться телеграмма (указание, распоряжение) вышестоящего командира (начальника).

При направлении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в учебные заведения для подготовки к экзаменам и для сдачи экзаменов им предоставляются учебные отпуска (п. 6 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В данном случае основаниями являются вызовы кадрового органа органов военных округов и объединений видов Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 23 Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2002 г. № 205). Если военнослужащий либо лицо гражданского персонала обучается в высшем учебном заведении (не военном) либо собирается обучаться в нем, то в этом случае основаниями предоставления отпуска и иных льгот, связанных с обучением, являются:

– справка-вызов, дающая право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска, связанного с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию (приложение № 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 мая 2003 г. № 2057);

– справка-вызов, дающая право на предоставление по месту работы льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию (приложение № 2 к вышеназванному приказу);

з) применение поощрений и наложение взысканий.

При наличии оснований командир (начальник) принимает решение о наложении дисциплинарного взыскания с учетом требований, закрепленных в ст.ст. 85-94 ДУ ВС РФ 2:

1) на военнослужащего могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в ДУ ВС РФ и соответствуют воинскому званию военнослужащего, дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности (ст. 85 ДУ ВС РФ);

2) при определении вины и меры дисциплинарного взыскания командир (начальник) обязан принять во внимание ряд обстоятельств, а именно:

Характер проступка;

Обстоятельства, при которых проступок был совершен;

Последствия проступка;

Прежнее поведение виновного;

Продолжительность его военной службы;

Степень знания порядка несения службы (ст. 87 ДУ ВС РФ);

3) при наложении взыскания запрещается:

Налагать несколько взысканий за один и тот же проступок;

Соединять одно взыскание с другим;

Налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников;

4) строгость дисциплинарного взыскания увеличивается согласно ст. 87 ДУ ВС РФ, если:

Проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы);

Проступок совершен при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения;

Проступок имел последствием существенное нарушение порядка;

5) если тяжесть совершенного подчиненным проступка не позволяет командиру (начальнику) наложить взыскание с использованием предоставленной ему дисциплинарной власти, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего начальника (ст. 92 ДУ ВС РФ);

6) если проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир (начальник) обязан уведомить военного прокурора, при необходимости возбудить уголовное дело и назначить дознание (ст. 86 ДУ ВС РФ);

7) военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление и причиненный государству материальный ущерб, не освобождается от уголовной и материальной ответственности (ст. 94 ДУ ВС РФ).

Таким образом, в качестве основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности должны быть указаны материалы административного (служебного) расследования (разбирательства).

При награждении военнослужащего премией или ценным подарком необходимо указывать точный размер денежной суммы (например, не два оклада денежного содержания, а 3 475 руб. 42 коп.) или стоимость подарка. Основанием в данном случае должен являться рапорт непосредственного командира (начальника), в котором указываются конкретные заслуги военнослужащего.

Выдача ценных подарков производится под подписи награждаемых в ведомости, которая является основанием для списания их с учета;

и) другие вопросы, право решения которых предоставлено командиру (начальнику) воинской части. При этом следует иметь в виду, что по свой юридической природе приказ по строевой части является индивидуальным, а не нормативным, правовым актом (подробнее об этом автором говорилось выше). В связи с этим представляется неправильным включать в приказы по строевой части отдельными пунктами такие вопросы, как утверждение каких-либо инструкций, должностных обязанностей, порядок организации ряда повторяющихся мероприятий, подведение итогов боевой подготовки, постановка задач на следующий период обучения и т. п.

1 Коростелев Е.В . Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по личному составу и строевой части // Право в Вооруженных Силах. 1998. № 2 (начало), № 6 (окончание).

2Тараненко В.В . Как правильно привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2001. № 3.

Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях.

Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

В деятельности органов военного управленияприменяются следующиеосновные виды правовых актов: воинские уставы, приказы, положения, наставления, инструкции, директивы, предписания, указания, приказания.

Наиболее распространенными в военное управлении являются приказы, которые вправе отдавать (издавать) все командиры (начальники) и другие органы военного управления.

Приказ - обязательное для исполнения, выраженное в стро­гом соответствии сзаконом, устное или письменное повеление начальника (органа военного управления).

В Вооруженных Силах РФ действует принцип, закреплен­ным Дисциплинарным уставом: приказ командира - закон для подчищенного» Приказ должен быть выполнен беспрекословно и точно и в срок.

Приказы служат действенным средством правильной организации боевой подготовки личного состава, прове­дения в жизнь единой воли командования, повседневного управ­ления и контроля за жизньюи деятельностью подразделения, воинской части, соединения. Четкая регламентация порядка отдания приказов служит важным правовым средством осуществления и укрепления принципа единоначалия Вооруженных Силах РФ, укрепления воинской дисциплины, воспитания исполнительности у подчиненных Особо важное значение имеют боевые при­казы, посредством которых осуществляется управление войсками бою. На обеспечение точного исполнения приказов командования направляется разносторонняя воспитательная и организаторская работа средивоеннослужащих.

Российское военное законодательство четко регламентирует порядок отдачи приказов воинскими должностными лицами.

Приказы могут быть письменными и устными. Правом издания письменных приказов пользуются:

- командиры воинский частей и соединений;

- начальники учреждений ивоенно-учебных заведений;

- начальники гарнизонов;

- командующие армиями и войсками военных округов.

Приказ Министра обороны РФ и соответствующими положениями об органах военного управления право об органах военного управления право отдачи прика­зов моют быть предоставлено и другим должностным лицам в пределах круга ихслужебных обязанностей.

Командир (начальник), отдавший приказ обязан проверить его выполнение и требовать от подчиненных безусловного его исполнения, воспитывать в них чувство воинской ответственности за порученное дело, разумную инициативу в деле выбора путей и средств для наилучшего исполнения приказа.

В приказе Министра обороны РФ объявляются акты высших органов государственной власти, относящиеся к Вооруженным Силам РФ. Обычно в таких приказах кроме объявления того или иного акта даются указания о необходимых мероприятиях по проведению его в жизнь.

Приказы, как и другие акты военного управления, вступают в силу с момента их подписания, если в самом приказе не установлен их порядок. Нормативные акты, вводимые в действие приказами, принимаются соответствующими должностными лицами с момента их объявления.

Особое место среди приказов занимают письменные приказы, отдаваемые командирами воинских частей ежедневно от строевой части и по мере необходимости по боевой подготовке, приказы по тылу и по технической части. В них отражаются все ежедневные распоряжения командира (начальника), фиксируются действия, события, имеющие существенное юридическое значение.

Приказом по строевой части командир части производит: назначение дежурного и помощника дежурного по части, дежурного по парку, дежурного подразделения; зачисление на довольствие и исключение с довольствия; увольнение военнослужащих в запас; прием на работу и увольнение рабочих и служащих; награды, поощрения и дисциплинарные взыскания личному составу, а также решение вопросов, входящих в компетенцию командира воинской части. В приказах по строевой части отражаются также изменения в персональных учетных данных личного состава, убытие в командировки, отпуска, на учебу, лечение и т.д.

В приказах по боевой подготовке подводятся итоги боевой подготовки личного состава за истекшийучебный год (период), ставятся задачи на новый учебный год (период), объявляются итоги инспектирования и оценки боевой подготовки личного состава, даются указания по организации и проведению учебных занятий и решаются другие вопросы в этой области деятельности.

В приказах по тылу и технической части решаются вопросы материального обеспечения.

Воинский устав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни, быта, подготовки и боевого использования Вооруженных сил или отдельных их составных частей (видов вооруженных сил, родов войск).

Общевоинские уставы – Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ – утверждены Указом президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены в действие приказами Министра обороны РФ.

Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка.

Воинские уставы детально регулируют порядок внутриармейских отношений, формулируют основные правила, регулирующие жизнь, быт и деятельность войск. Ввоинских уставах определены общие и должностные обязанности и права военнослужащих, взаимоотношения между начальниками и подчиненными, правила поведения военнослужащих на службе и вне ее, порядок несения внутренней и караульной служб и т.д.

Постоянное и глубокое изучение воинских уставов, строжайшее соблюдение уставных требований составляют прямой долг и важнейшую обязанность каждого воина.

Дающие руководящие указания по боевой подготовке и боевому использованию войск;

Определяющие общий распорядок в воинских частях и взаимоотношения между военнослужащими;

Относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;

Устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб;

Определяющие порядок строевого обучения и действия военнослужащих в строю;

К воинским уставам по своему характеру и назначению близко примыкает и другая форма нормативных актов военного управления – наставление.

Наставление – систематизированный свод правил деятельности отдельных органов военного управления или правил обращения с боевым оружием, военной техникой и их применения. Значительная часть норм наставлений носит описательный, технический характер, но соблюдение их обязательно.

Сходны по своему характеру с наставлениями и положения . В них также регулируется определенная область военно-служебных отношений или устанавливается структура и правовое положение какого-либо военного органа (например, Положение о финансовом хозяйстве воинской части).

Инструкция – акт, содержащий правила деятельности того или иного органа управления или воинского должностного лица. Инструкция всегда содержит правила общего характера, обращенные к должностным лицам (например, Инструкцияо порядке проверки и оценки физической подготовки в Вооруженных Силах РФ).

Директивы – издаются по вопросам оперативным, организации, устройства, комплектования и службы войск, по основным вопросам материального, технического и медицинского обеспечения войск, а также развитие приказов старших начальников по вопросам боевой, воспитательной и воинской дисциплины.

Предписание – письменное распоряжение, составляемое по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им должностным лицам с конкретным указанием, что, где и к какому сроку они должны выполнить.

Указания основываются на требованиях приказов и директив старших начальников и отдаются по вопросам организации и планирования боевой подготовки и методов обучения личного состава, боевого обеспечения войск, хранения, эксплуатации, сбережения и ремонта вооружения, боевой техники и имущества, а также по другим частным вопросам материально-технического обеспечения.

Распоряжение (приказание) – указание, отдаваемое начальником штаба от имени командира.

Вопрос 2. Классификация актов военного управления.

Различные виды актов военного управления можно группировать (классифицировать) по следующим основным признакам(критериям):

1. юридические свойства;

2. органам, издающим акты;

3. правообязанным субъектам;

4. характеру регулируемых вопросов.

1. По юридическим свойствам акты военного управления делятся на нормативные и индивидуальные.

Нормативными актами военного управления называют акты, содержащие правила поведения общего характера. Они предназначены для регулирования однородных групп отношений, отдельных сторон и отраслевой жизни и деятельности Вооруженных Сил.

В нормативных актах формулируются правила общего характера безотносительно к конкретным исполнителям. Правообязанные и правоуполномоченные субъекты определяются в них родовыми или видовыми признаками.

Нормативными, то есть содержащие правила общего характера, являются, например, такие акты военного управления, как воинские уставы, инструкции, положения и наставления.

Индивидуальные акты военного управления в отличие от нормативных актов не содержат правил общего характера и предназначены для регулирования на основе и во исполнениенормативных актов конкретных вопросов, отдельных случаев в жизни войск. Например, приказ о назначении сержанта И. на должность заместителя командира взвода является актом индивидуальным. Его издает командир части в соответствии с Положением о прохождении воинской службы солдатами и сержантами.

2. Классификация актов управления военного управления по органам, издающим акты. Значение классификации актов военного управления по этому признаку заключатся в том, что юридическая сила акта военного управления определяется методом, занимаемым издавшим его органом в системе органов военного управления. Термин «юридическая сила» выражает соподчиненность актов, а не степень их обязанности. Все акты военного управления обязательны к исполнению.

3. По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на следующие группы:

1. обращенные к военным органам (воинских должностным лицам);

2. обращенные к отдельным военнослужащим или их составам (солдатам, сержантам, офицерам и т.д.);

3. обращение к военнообязанным запаса и пизывникам;

4. обращение к невоенным государственным органам,общественным организациям и к гражданским лицам.

4. По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены на акты;

1. управление боевыми действиями войск;

2. управление боевой подготовкой личного состава;

3. строевого управления и организации службы войск;

4. материально-технического обеспечения войск.

Вопрос 3. Требования, предъявляемые к актам военного управления.

Основное требование, предъявляемое к актам военного управления как правовым, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и были изданы на основе закона и в целях, предписанных законом.

Акты военного управления должны быть изданы полномочными на то военными органами и в пределах их компетенции, иначе они не могут быть признаны законом.

В актах управления могут излагаться лишь те вопросы, решение которых входит в круг служебных обязанностей должностных лиц подписавших эти акты. Акты управления в которых допускается нарушение законов и воинских уставов, подлежат отмене, а к виновному применяются необходимые меры воздействия.

В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены кратко, яснои четко, без употребления формулировок порождающих различное толкование документов. Дублирования требований, содержащихся в ранее изданных актах, в новых документах не допускаются.

В актахвоенного управления указывается:

- наименование акта (приказ, приказание, положение и др.)

- дата и место издания

- органы военного управления (должностные лица), издавшие акт.

- органы и круг лиц обязанные исполнять предписание акта.

- содержание и срок выполнение предписанных действий.

Вопрос 4. Дело производство в воинских частях и учреждениях.

Значения, организация и задачи делопроизводства. Правильная постановка делопроизводства имеет важное значение для организации эффективной работы органов военного управления.

В соответствии с руководством по служебной переписке и делопроизводством командиры и начальники всех степеней обязаны:

- систематически заниматься совершенствованием стиля работы подчиненных командиров и начальников, воспитывать в них исполнительность, четкость в работе и чувство высокой ответственности за порученное дело.

- принимает решительные меры к сокращению служебной переписки, запрещать ее ведение по таким вопросам, которые могут быть разрешены при личном общении или с помощи технических средств связи;

- принимать меры по рационализации и механизации делопроизводстве;

- запрещать, требовать от подчиненных представлении сведений, отчетов, справок не предусмотренных табелями срочных донесений, а так же документов, которые могут быть составлены в штабе, управлении, службе по имеющемся данным.

Делопроизводство должно обеспечивать:

Четкое, быстрое производство технических операций по приему, регистрации и пересылки документов;

- быстрое нахождение всех нужных справок в делах;

- простой и надежный учет документовв делах текущего архива;

Систематический контроль и наблюдение за исполнение заданий по служебным документам при минимальном техническом аппарате.

На делопроизводство возложены следующие основные задачи:

- прием, отправка, учет и хранение служебных документов и ведение дел;

- доклад командованию поступивших служебных документов и передача их на исполнение;

- хранение архивных материалов, подготовка и передача их в архивные органы;

- учет печатей и штампов, учет множительных аппаратов, контроль за их использованием;

- учет, хранение, выдача, проверка наличия документов и изданий с грифом «для служебного пользования»

- контроль за соблюдением исполнителями правил хранения служебных документов, обращений с ними, а также за движением и своевременным возращением их в делопроизводство;

- отбор и уничтожение служебных документов и архивных материалов;

- Учет, хранение, выдача, проверка наличия документов с грифом «для служебного пользования».

Служебные документы внутри воинской части (учреждения) передаются под расписку в журналах регистрации входящих и исходящих документов.

Важной задачей делопроизводства является своевременное доведение до личного состава и должностных лиц приказов. приказаний, директив и указаний.

Виды служебных документов. В воинских частях и учреждений применяются многие виды служебных документов, наиболее распространенными из которых являются:

- приказ;

- приказание (распоряжение);

- директива;

- указание;

- предписание;

- отношение;

- рапорт;

- доклад;

- донесение;

- отчет;

- акт;

- справка.

Первые пять из них являются правовыми актами.

Отношение используется в служебной переписке между воинскими частями и учреждениями, не подчиненными друг другу, а также с гражданскими учреждениями и организациями по различным вопросам служебной деятельности.

Рапорт применяется для краткого изложения вопросов, связанных с выполнением служебных дел, либо просьб и обращений личного характера.

Доклад как письменный документ представляется в случаях предусмотренных табелями срочных донесений, по заданию старшего начальника для изложения положения дел по конкретному вопросу.

Донесение и отчеты пишущих также в случаях, предусмотренных табелями срочных донесений и по возникновению необходимости.

Акт обычно составляется для отражения результатов работы комиссии инспектирования, ревизии, приема и сдачи имущества, и т.д.

Справки составляются по приказанию начальника. В них излагаются сведенья цифрового или описательного характера.

В отдельных воинских частях от отдельного батальона и выше, соединениях и военно-учебныхзаведениях ведется исторический формуляр, а на кораблях, в частях и учебных заведениях Военно-Морского Флота - исторический журнал.

Все разрабатываемые служебные документы должны полностью охватывать решаемые в них вопросы и не противоречить действующему законодательству и документам старших начальников. Онисоставляются кратко, четко без употребления формулировок, порождающих различные толкование документов. В них не должны употребляться термины и сокращения не предусмотренные уставами, наставлениями. Проекты руководящих служебных документов согласовываются с заинтересованными штабами, управлениями, отделами и службами.

Контроль за состоянием делопроизводства. Начальники штабов и учреждений систематически контролируют состояние делопроизводства во вверенных им штабах и учреждений. Особое внимание обращается на сохранность документов и необходимость постоянного совершенствования процесса делопроизводства на основе уточнения функций исполнителей и рационализации техники работы с документами. Один раз в год состояние делопроизводства в воинских частях и учреждениях проверяется комиссией, назначенной приказом по штабу (учреждению).

Порядок хранения печатей и штампов и пользование ими. В каждой отдельной воинской части, соединении, управлении и заведении имеются печати с изображением Государственного Герба РФ, мастичные штампы,печати для пакетов, одна или несколько сургучных печатей для хранилищ.

Право пользование Гербовыми печатями и штампами, а также порядок их хранения определяется приказом по части (учреждении). Командиры (начальники) обязаны лично проверять порядок хранения печатей и штампов.

Справочная работа по законодательству. К вопросу об организации делопроизводства в органах военного управления тесно примыкают ведение справочной работы по законодательным актам, приказам и директивам, Министра обороны РФ нормативного характера. Такая работа, согласно специальной Инструкции должна проводиться во всех воинских частях, чтобы обеспечивать получение органами военного управления, командирами и начальниками, всеми военнослужащими необходимых и точных сведений по тому или иному вопросу о действующем военном законодательстве.

Ведение справочной работы в воинской части по приказам и директивам, иным нормативным актам возлагается приказом командира части на квалифицированных работников. В частях и организациях, имеющих штатных юрисконсультов, справочная работа входит в обязанности этих должностных лиц.

Акты военного управления, как и организации делопроизводства, содействует наиболее правильной организации управления повседневной жизни и деятельностью войск, военных организаций и учреждений, а также укреплению законности и воинского правопорядка.