Центральное управление следственного комитета рф. Следственный комитет рф, структура, функции следственных органов. Структура СК России

25 июля, в День сотрудников органов следствия, в рамках пропаганды здорового образа жизни и занятия спортом среди несовершеннолетних, а также профилактики правонарушений Тушинским межрайонным следственным...

Следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство)....

В июле 2019 года в квартире одного из жилых домов по 3-му Михайловскому пер. в городе Москве, произошло возгорание. После тушения пожара было обнаружено тело женщины 1976 года рождения. По данному факту...

24 июля 2019 года в одном из зданий, расположенных по улице Малая Ордынка в городе Москве обнаружены фрагменты, предположительно, человеческих костей. По данному факту следственными органами Главного следственного...

25 июля свой профессиональный праздник - День сотрудника органов следствия РФ отмечают как сотрудники Следственного комитета РФ, так и следователи других правоохранительных структур, все специалисты, чьей...

В сюжете одного из телеканалов показали видеозапись, где сотрудники центра, применяя физическую силу, удалили из помещения торгового центра девушку. Также в сюжете указывается, что девушка может являться...

Коптевским межрайонным отделом, при поддержке Главного следственного управления Следственного комитета России по городу Москве, общественной организации «За безопасный город» и Управы Тимирязевского района...

В профессиональный праздник следователей – 25 июля – в эфире телеканала «Россия 1» состоится премьерный показ документального фильма «Профессия – следователь», подготовленный ООО "Фонд национального кино...

По результатам проведенной проверки следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве возбуждено уголовное дело по ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению...

В конце 2010 года в целях улучшения деятельности органов следствия и для усиления прокурорского надзора СК при прокуратуре РФ был упразднен, а на его базе создан новый федеральный орган государственной власти России, получивший название Следственный комитет Российской Федерации. Руководство страны планировало передать в ведение данной структуры расследование особо тяжких преступлений, в том числе тех, которые находятся под юрисдикцией ФСБ, МВД и армии.

История

Официально новая военизированная организация, осуществляющая полномочия в сфере государственного судопроизводства, начала свою работу 15 января 2011 года, когда вышел ФЗ о Следственном комитете. В данном документе содержалась информация о функциях, задачах и полномочиях сотрудников СК, а также описана система подчинения и руководства ведомства. Непосредственный контроль над деятельностью органов СК РФ осуществляет президент.

Еще триста лет назад Петр I впервые создал специализированный следственный орган, именно дата основания канцелярии под началом гвардии майора М. И. Волконского считается праздничным днем для всех работников органов следствия. В советский период все полномочия предварительного расследования перешли к Прокуратуре РСФСР, а позже - СССР. В начале 2000-х не раз предпринимались попытки создать независимый следственный орган, были заметно уменьшены права прокуроров при ведении расследований.

Но окончательно процесс формирования вневедомственной организации завершился только в 2011 году. Такое разграничение положительно повлияло на борьбу с коррупцией, так как отныне Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в одну структуру государственной власти, а значит, на принятие решений не будет оказываться давление извне.

Принципы работы

Основная функция органов СК - это осуществление действий по следствию и дознанию. За последние годы ведомством были раскрыты громкие и самые сложные преступления, а также благодаря участию сотрудников СК были разрешены ряд экономических и политических задач.

Эффективность деятельности той или иной организации напрямую зависит от ее устройства. При составлении закона о формировании СК разработчики постарались создать централизованную систему, действующую на основе подчинения руководителей отделений председателю СК. О том, чем занимается следственный комитет, каковы принципы его работы, прописаны нормы в ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 403-ФЗ. Согласно пунктам этой статьи, СК РФ имеет следующее устройство:

  1. Непосредственное руководство над структурами осуществляется председателем Следственного комитета. Его распоряжения через нижестоящих сотрудников доходят непосредственно до следователей.
  2. Вся деятельность СК осуществляется независимо от других федеральных органов страны, субъектов РФ или местного самоуправления. На работу СК не могут влиять никакие общественные и иные организации.
  3. Все действия СК должны быть оглашены при условии, что не нарушаются права и свободы человека и данные действия не противоречат законодательству РФ.
  4. Об итогах своей работы органы СК обязаны докладывать в федеральные органы гос. власти.

Все комитеты, органы и отделы СК являются юридическими организациями и имеют специальную печать с гербом и с полным своим наименованием. Единая система включает, помимо центрального органа, следственные органы, следственные комитеты в регионах страны (территориальные и военные). А также в структуру СК РФ входят образовательные учреждения, научные центры и иные подразделения, на которые возложено выполнение некоторых обязанностей СК РФ.

Задачи

То, чем занимается Следственный комитет, напрямую вытекает из обязанностей, возложенных на него Правительством:

  • обеспечивать оперативное расследование преступлений в соответствии с законодательством РФ;
  • основная задача СК - выявлять все обстоятельства, при которых было совершено преступление;
  • сотрудничать с другими государственными службами, а также международными организациями в рамках, установленных законом;
  • максимально обеспечить законность всей поступающей информации, а также соблюдение прав и свобод человека;
  • разрабатывать необходимые меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;
  • представлять в установленном порядке все отчеты по деятельности органа;
  • вести работу среди граждан по ознакомлению с законами РФ.

В ФЗ о Следственном комитете от 28.12.2010 г. прописаны также обязанности органов в плане проведения эффективной кадровой работы и постоянное повышение профессионализма сотрудников.

Основные функции

Полномочия сотрудников СК прописаны как в ФЗ № 403, так и в других федеральных законах, а также в Положении о СК Российской Федерации. Все то, чем занимается Следственный комитет, регламентировано Конституцией России, принципами и нормами международного права и иными актами правовой обязанности.

СК вправе осуществлять следующие функции:

  • при сообщении о преступлении проводить доследственную проверку;
  • проводить судебные экспертизы;
  • обеспечивать криминалистическое сопровождение следствия;
  • проводить предварительное следствие в пределах законодательства;
  • вести процессуальную проверку следственных органов.

А также другие функции, прописанные в законодательстве РФ. Многие обыватели не подозревают, чем занимается Следственный комитет на самом деле, представляя его работу как непосредственное преследование преступника и задержание. На самом деле эти функции выполняет полиция, а СК проводит сбор полной информации по делу, поиск улик, в том числе с помощью криминалистических лабораторий и судебных экспертиз. Особую роль выполняет Следственный комитет МВД, именно сюда поступают самые резонансные и громкие дела, например, дела о терактах, проявлении нацизма на территории РФ , дела, связанные с педофилией и убийством детей.

Руководство

Указания председателя СК должны быть переданы через нижестоящие инстанции и доведены до всех следователей.

С 2011 года руководителем Следственного комитета РФ является заслуженный юрист России Александр Иванович Бастрыкин. Именно он продолжил дальнейшее формирование структуры как ведомства, независимого от других федеральных органов власти. В частности, ему принадлежит идея о возвращении в Уголовно-процессуальный кодекс положения об объективной истине. Это понятие предусматривает полное, беспристрастное и объективное ведение судопроизводства, процесс должен происходить в первую очередь на основе презумпции невиновности подозреваемого.

Заместители председателя

На сегодняшний день заместителями председателя являются: Александр Сергеевич Сорокин, генерал-полковник юстиции; Елена Евгеньевна Леоненко, генерал-полковник юстиции; Борис Михайлович Карнаухов, генерал-полковник юстиции; Александр Вячеславович Федоров, генерал-полковник юстиции; Илья Валерьевич Лазутов и Игорь Викторович Краснов.

Обычные граждане привыкли ассоциировать Следственный Комитет РФ с его представителями в средствах массовой информации. Уже много лет должность пресс-секретаря исполнял Владимир Иванович Маркин, с 2016 года - Светлана Львовна Петренко.

Рассматриваемые дела

Сотрудники следственного комитета имеют право рассматривать все уголовные преступления, предусмотренные законодательством РФ, которые ранее уже рассматривались в СК или прокуратуре. В их числе:

  • умышленные убийства;
  • изнасилования;
  • преступления, совершенными высокопоставленными лицами государства, а также теми, кто наделен определенной властью;
  • похищения людей;
  • преступления в налоговой сфере;
  • причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное умышленно.

Обычно Следственный комитет рассматривает наиболее тяжкие и резонансные преступления. Его независимость от других федеральных органов власти обеспечивает максимальную объективность расследования сложных уголовных дел.

Требования к сотрудникам

Следственный комитет Российской Федерации предъявляет ряд жестких условий для поступления на службу. Человек должен сочетать в себе ряд профессиональных и личностных качеств:

  • досконально знать законы РФ, уметь их применять на практике;
  • широкий кругозор, знания в разных областях;
  • ответственность;
  • дисциплина и стрессоустойчивость;
  • свободное владение юридическим языком;
  • самоотверженность и самоотдача работе.

К тому же для сотрудников Следственного комитета действуют некоторые ограничения:

  • служащий не имеет права участвовать в политических выборах, а также заниматься общественной работой (за исключение педагогической или научной деятельности);
  • быть членом органов управления на территории РФ;
  • вести предпринимательскую деятельность.

Дела, расследуемые сотрудниками СК, всегда сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, нередки случаи, когда следователям угрожали, совершали покушения и даже убивали.

На 2016 год общая численность сотрудников Следственного комитета РФ составляла 23 190 человек, включая гражданские и военные должности.

Работа в СК считается престижной и привилегированной, для сотрудников предусмотрена система льгот и пособий. Официально днем профессионального праздника считается 25 июля, отмечается он с 2014 года и обычно в этот день вручаются награды за особые заслуги в период несения службы. Также 19 октября отмечается и праздник отдела криминалистики, это подразделение является частью СК.

Существует еще одно направление деятельности следственного комитета - уголовные дела прошлых лет, возможность возобновлять нераскрытые или приостановленные ранее уголовные дела.

СК РФ имеет самое современное технологическое оснащение, а также достижения науки последних лет. Например, цианоакрилатовая камера для обнаружения даже старых отпечатков пальцев, мощные металлодетекторы, приборы для получения данных с мобильных телефонов и других цифровых устройств и т. д.

Следственный комитет РФ является самостоятельным органом федеральной исполнительной власти, полномочия которого распространяются на сферу уголовного судопроизводства (в пределах, установленных УПК РФ). Как и любой другой государственный орган, он осуществляет свою деятельность, опираясь на собственную правовую основу.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим организацию и деятельность этого следственного органа, является Закон о Следственном комитете РФ. Этот Закон регулирует задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, вопросы его системной организации, правовое положение его сотрудников, а также иные вопросы.

Следующими по значению для Следственного комитета РФ нормативными правовыми актами являются Положение о Следственном комитете РФ и Перечень должностей в Следственном комитете РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации". Первый из них уточняет и развивает предписания Закона о Следственном комитете РФ. Второй – касается системы должностей и званий.

Не меньшее правовое значение имеет Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ, утвержденный Председателем Следственного комитета РФ 14 апреля 2011 г. В этот нормативный документ включены основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих, рекомендательные правила поведения государственных служащих, а также вопросы, связанные с возложением ответственности за нарушение соответствующих правил.

Основными задачами Следственного комитета РФ (в пределах предоставленных ему полномочий) являются (ст. 1, 8, 9, 11 Закона о Следственном комитете РФ во взаимосвязи):

  • – быстрое (оперативное) и всестороннее, полное и объективное (качественное) расследование преступлений (соответственно подследственности, определенной УПК РФ);
  • – обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования;
  • – осуществление внутриведомственного процессуального контроля над деятельностью по расследованию преступлений;
  • – выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
  • – осуществление международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства;
  • – разработка предложений (мер, мероприятий, программ) по реализации уголовно-процессуальной политики;
  • – участие в правотворческой деятельности и совершенствование уголовно-процессуального законодательства;
  • – обеспечение взаимодействия (координация и совместная работа) с другими правоохранительными органами по поддержанию правопорядка и борьбе с преступностью;
  • – информационно-статистическое обеспечение собственной деятельности, внутриведомственной (нижестоящих следственных подразделений и должностных лиц перед своим руководством) и ведомственной (перед Президентом РФ) подотчетности (определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе и процессуальном контроле).

Организация деятельности Следственного комитета РФ строится на принципах, предусмотренных ст. 2, 5, 6 вышеуказанного Закона:

  • – единства формы и содержания – наличия у следственных органов общих функций и выполнение общих задач единообразными способами и средствами;
  • – законности – осуществления своих полномочий в соответствии с УПК РФ и другим законодательством РФ;
  • – централизации – реализации следственных и иных полномочий в рамках отношений субординации между нижестоящими и вышестоящими сотрудниками, подчиненности и подотчетности нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим органам и должностным лицам, включая Президента РФ;
  • – независимости – недопустимости возникновения у следственных органов и их должностных лиц каких-либо отношений (материальных или нематериальных) зависимости от органов власти, общественных объединений и организаций, иных органов (в том числе в форме представительства в органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ);
  • – транспарентности – гласности осуществления мероприятий и действий и информационной открытости результатов следственной деятельности для органов власти и населения (если это не вступает в противоречие с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, требованиями уголовно-процессуального законодательства и законодательства РФ о государственной и иной охраняемой правом тайне);
  • – деполитизации – недопустимости вовлечения сотрудников следственных органов, в какой бы то ни было форме, в политическую деятельность, совершения ими и (или) принятия ими политически мотивированных действий и решений;
  • – декоммерциализации – запрет для сотрудников следственных органов совмещения своей работы с коммерческой или иной деятельностью, осуществляемой на возмездной основе;
  • – творческой свободы – допустимости совмещения своей работы с преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ).

Как уже отмечалось, Следственный комитет РФ представляет собой единую федеральную централизованную (вертикально-интегрированную) систему следственных органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим руководителям и Председателю Следственного комитета Федерации. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ.

Системная организация органов следствия строится на принципах.

  • – соответствия их внешнего построения административно-территориальному и военно-административному делению РФ;
  • – внутрисистемной централизации (подчинения нижестоящих органов вышестоящим органам);
  • – процессуального и организационного контроля (со стороны руководителей следственных органов) над следователями в сочетании с их процессуальной самостоятельностью в ходе производства по уголовным делам.

Следственный комитет РФ возглавляет Председатель Следственного комитета РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Председатель несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач и реализацию государственной политики в сфере уголовно-процессуальной деятельности (в установленных законом пределах).

Председатель Следственного комитета РФ имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военного следственного управления. Количество заместителей Председателя Следственного комитета РФ устанавливается Президентом РФ.

Первый заместитель и заместители Председателя, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета РФ.

Председатель Следственного комитета РФ имеет советников, старших помощников и помощников, старших помощников по особым поручениям и помощников по особым поручениям.

Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета РФ, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, имеют помощников по особым поручениям.

Заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления также имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников.

В состав центрального аппарата Следственного комитета РФ входят следующие основные функциональные структуры:

  • – Главное следственное управление;
  • – Главное управление процессуального контроля;
  • – Главное организационно-инспекторское управление;
  • – Главное управление криминалистики;
  • – Главное управление обеспечения деятельности;
  • – Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • – Следственные управления по федеральным округам;
  • – Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;
  • – Главное военное следственное управление.

Кроме того, в центральном аппарате Следственного комитета РФ образованы дополнительные (вспомогательные) структуры: Главное управление обеспечения деятельности, управление кадров, правовое управление, управление взаимодействия со средствами массовой информации, управление международно-правового сотрудничества, управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, управление по защите государственной тайны, управление физической защиты, отдел информационного и документационного обеспечения Председателя Следственного комитета РФ.

Главное следственное управление состоит из следующих структурных подразделений:

  • – управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности;
  • – управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики;
  • – управления процессуального контроля и методикоаналитического обеспечения, отдел документационного обеспечения.

Главное управление процессуального контроля включает в себя:

  • – управление процессуального контроля за следственными органами;
  • – управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции;
  • – управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел;
  • – организационно-аналитический отдел и отдел документационного обеспечения.

Главное организационно-инспекторское управление состоит из следующих структурных единиц:

  • – организационно-контрольное управление;
  • – информационно-методическое управление;
  • – управление собственной безопасности;
  • – управление оперативных служб;
  • – отдел документационного обеспечения и корректуры.

Главное управление криминалистики подразделяется

на следующие управления и отделы:

  • – методико-криминалистическое управление;
  • – технико-криминалистическое управление;
  • – управление организации экспертно-криминалистической деятельности;
  • – отдел документационного обеспечения;
  • – отдел по внедрению криминалистической и специальной техники.

Главное управление обеспечения деятельности состоит из следующих подразделений:

финансово-экономическое управление;

  • – управление материально-технического снабжения;
  • – управление делами;
  • – контрольно-ревизионное управление;
  • – управление капитального строительства;
  • – отдел организационного и документационного обеспечения.

Сходной (по предметно-функциональному содержанию) структурой обладают главное следственное управление и следственные управления но федеральным округам.

Особым звеном в организационной структуре Следственного комитета РФ является Главное военное следственное управление. Ему подчинены военные следственные управления по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и по г. Москве. Низшее звено военноследственных органов – отделы или отделения в военных гарнизонах, частях, соединениях, объединениях.

К территориальным органам (структурам) Следственного комитета РФ относятся следственные управления и главные следственные управления в субъектах РФ. Главные следственные управления созданы в четырех субъектах РФ: в г. Москве, в Московской области, в г. Санкт-Петербурге и в Красноярском крае.

Низшее звено территориальных структур – следственные отделы по районам и городам.

В структуре Следственного комитета РФ существуют также специализированные следственные управления на транспорте и другие специализированные следственные органы. К ним относятся Московское межрегиональное, Северо-Западное, Приволжское, Южное, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное следственные управления на транспорте. Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление и следственные управления в закрытых административно-территориальных образованиях. Низшие подразделения этих следственных органов – специализированные следственные отделы, приравненные к районным. Юрисдикция указанных специализированных следственных органов закреплена приказом Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 4.

Служба в Следственном комитете РФ относится к разновидности федеральной государственной службы, которую проходят его сотрудники. Иными словами, следователи и другие должностные лица этого органа государства являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Значит, на сотрудников органов Следственного комитета РФ распространяется трудовое законодательство (с учетом специфики, предусмотренной для данного вида службы). Исключение составляют должностные лица военно-следственных органов, которыми могут быть только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Поэтому порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете РФ регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с учетом специфики следственной службы).

Вместе с тем отдельные должности в Следственном комитете РФ могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

На должность сотрудника Следственного комитета РФ могут претендовать только граждане Российской Федерации, получившие в установленном законом порядке высшее юридическое образование, имеющие необходимые профессиональные и высокие моральные качества и обладающие здоровьем, позволяющим исполнять обязанности, возлагаемые на них службой.

В исключительных случаях на должности следователей районных, городских следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета РФ (и приравненных к ним подразделений) могут назначаться граждане, окончившие три курса образовательного учреждения высшего профессионального образования по юридической специальности. Кроме того, на отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете РФ могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, соответствующего замещаемой должности.

При этом гражданин не может быть принят на службу (включая гражданскую государственную службу) или на работу по трудовому договору в Следственный комитет РФ, если он:

  • – по решению суда, вступившего в законную силу, является недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • – по приговору суда, вступившему в законную силу, был осужден за преступление;
  • – имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена;
  • – в отношении него осуществляется уголовное преследование либо уголовное преследование прекращено по нереабилитирующему основанию (за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием и т.п.);
  • – отказался от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если должность, на замещение которой претендует гражданин, требует использования таких сведений;
  • – имеет заболевание, не позволяющее ему исполнять обязанности по службе;
  • – состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником или федеральным гражданским служащим Следственного комитета РФ (если должность, на замещение которой он претендует, предполагает возникновение субординационных отношений между ними);
  • – утратил статус (вышел или был лишен) гражданина Российской Федерации;
  • – гражданин другого государства или других государств (если только иное не предусмотрено международным договором РФ);
  • – представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на следственную службу;
  • – не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо ложные сведения об имеющихся у него, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;
  • – не исполнял обязанности и не соблюдал ограничения, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Граждане, получившие высшее юридическое образование по договорам о целевом обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях комитета в течение не менее пяти лет. Причем в случае досрочного прекращения следственной службы (кроме случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением соответствующего следственного органа или учреждения, сокращением численности или штата его сотрудников) такие граждане полностью возмещают потраченные на их обучение средства.

На должности руководителей районных, городских (и приравненных к ним) следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета РФ назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается. Председатель Следственного комитета РФ вправе в исключительных случаях назначать на такие должности руководителей следственных органов Следственного комитета РФ, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

Биография

Бастрыкин Александр Иванович родился 27 августа 1953 г. в Пскове в семье рабочих, участников Великой Отечественной войны.

Отец, Иван Ильич, военно-морской офицер, воевал в составе боевых частей Северного флота, награжден боевыми наградами. Мать – Евгения Антоновна – зенитчица, воевала в составе боевых частей Краснознаменного Балтийского флота, награждена боевыми наградами.

С 1958 г. А.И. Бастрыкин с семьей проживает в Ленинграде.

Образование:

В 1970 году окончил 27 среднюю школу Василеостровского района Ленинграда с углубленным изучением русского языка, истории и литературы.

В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.А. Жданова, в 1980 г. - аспирантуру ЛГУ.

Доктор юридических наук (1987), тема докторской диссертации – «Проблемы взаимодействия норм внутригосударственного и международного права в сфере советского уголовного судопроизводства».

Профессор (1991 г.).

Служба в органах внутренних дел Ленинграда:

  • 1975-1978 – служба в органах внутренних дел Ленинграда в должности инспектора уголовного розыска, следователя. Здесь, в 1977 году, вступил в ряды КПСС.

Преподавательская деятельность в Ленинградском государственном университете:

  • 1978-1980 – аспирантура юридического факультета ЛГУ под руководством заслуженного деятеля науки профессора И.Ф. Крылова по кафедре уголовного процесса и криминалистики, которую возглавлял заслуженный деятель науки профессор Н.С. Алексеев;
  • 1980-1988 – преподавательская деятельность на кафедре уголовного процесса и криминалистики Ленинградского государственного университета.

Общественно-политическая деятельность:

  • 1980-1982 – секретарь комитета ВЛКСМ ЛГУ;
  • 1982-1983 – секретарь Ленинградского горкома ВЛКСМ;
  • 1983-1985 – секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ;
  • 1986-1988 – заместитель секретаря парткома ЛГУ.

Административная и научно-педагогическая деятельность в вузах Ленинграда:

  • 1988-1991 – директор Института усовершенствования следственных работников при Прокуратуре СССР, заведующий кафедрой следственной тактики (г. Ленинград);
  • 1992-1995 – ректор и профессор Санкт-Петербургского юридического института;
  • 1995-1996 – заведующий кафедрой транспортного права и профессор Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций;
  • 1998-2001 – директор Северо-Западного филиала (Санкт-Петербургского юридического института) Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (г. Санкт-Петербург).

Служба во внутренних войсках МВД РФ:

Служба в Министерстве юстиции РФ и МВД РФ:

  • 2001-2006 – руководитель Главного управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу (г. Санкт-Петербург);
  • с июня 2006 г. – начальник Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральному округу.

Служба в органах Прокуратуры РФ:

  • с октября 2006 г. – заместитель Генерального прокурора РФ; член Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г.);
  • 22 июня 2007 года – Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Служба в Следственном комитете России:

  • с 4 октября 2010 года Указом Президента Российской Федерации № 1204 назначен исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
  • Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 назначен Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

Чины, звания, должности:

Государственный советник юстиции 1 класса.

Генерал юстиции Российской Федерации.

Член Национального антитеррористического комитета (Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 579).

Член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 1060).

Член Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества (Распоряжение Президента Российской Федерации от 31 июля 2012 г. № 352-рп).

Почетные звания и награды:

Заслуженный юрист Российской Федерации.

Имеет государственные награды, в том числе:

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Орден Александра Невского.

Орден Почета.

Орден Дружбы (Республика Армения).

Награжден медалями, наградным оружием.

Имеет награды ряда зарубежных государств.

Является Почетным работником юстиции Российской Федерации, Почетным работником прокуратуры Российской Федерации, Почетным работником Следственного комитета Российской Федерации.

Научная и педагогическая деятельность:

Профессор кафедры теории государства и права Всероссийского государственного университета юстиции Минюста России; профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина;

Член Ученого совета Института Государства и права Российской Академии Наук;

Член Диссертационного совета по специальности Д 212.232.66 при Санкт-Петербургском государственном университете;

Действительный член Петровской академии наук и искусств, Российской академии социальных наук, Балтийской педагогической академии.

Творческая деятельность:

Член Союза писателей России.

Общественная деятельность:

Первый вице-президент Всероссийской общественной организации «Выдающиеся полководцы-флотоводцы»;

Почетный Председатель Национальной Ассоциации «Союз ветеранов следствия»;

Член Попечительского Совета Дипломатической Академии МИД России;

Член Попечительского Совета Фонда содействия возрождению и развитию культурного и духовного наследия «Малый театр»;

Председатель консультативного совета Следственного комитета Российской Федерации по вопросам оказания помощи детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

Сопредседатель Общественного координационного Совета при Следственном комитете Российской Федерации по вопросам оказания помощи детям юго-востока Украины.

Цитаты

«Интереснейшее было время, юрфак был очень живой и с точки зрения преподавателей - колоссов во всех отношениях, - и с точки зрения аудитории, тех студентов, кто учился в то время»

О годах учебы на юрфаке ЛГУ

«У меня была соседка по ленинградской коммуналке, старушка «из бывших», как тогда говорили, - дворянка. Она сказала мне: «Саша, профессия юриста - это очень благородная профессия. Это очень хороший выбор». До сих пор помню эту фразу»

О выборе профессии

«Наш принцип - перед законом все должны быть равны»

О Следственном комитете

9. В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.

10. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения:

1) главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);

2) отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);

3) отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

11. В аппаратах главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений Следственного комитета создаются подразделения: управления, отделы и отделения.

12. В систему Следственного комитета также входят: научные, образовательные, санаторно-курортные, физкультурно-спортивные организации, организации культуры, редакции электронных и печатных изданий, типографии и иные создаваемые для обеспечения деятельности Следственного комитета организации, являющиеся юридическими лицами; экспертные и ревизионные подразделения, информационные подразделения, подразделения физической защиты, создаваемые для обеспечения безопасности сотрудников Следственного комитета; иные подразделения, создаваемые в установленном порядке Председателем Следственного комитета.

13. Следственный комитет, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета, а также организации Следственного комитета имеют в оперативном управлении находящиеся в федеральной собственности объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения, за ними закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования находящиеся в федеральной собственности земельные участки.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В Следственном комитете учреждаются должности руководителей следственных органов, их первых заместителей, заместителей, помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям, следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, следователей-криминалистов, старших следователей-криминалистов, инспекторов, старших инспекторов, экспертов, старших экспертов, ревизоров, старших ревизоров, специалистов, старших специалистов, помощников следователя (следователя-криминалиста) и другие должности.