Международно-правовая помощь, ее значение для МЧП. Правовая помощь по гражданским и семейным делам Международная правовая помощь в мчп

О.Г. НИКУЛЬШИНА, кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права РГГУ Международная правовая помощь является неотъемлемой частью правосудия. Нормативное регулирование международной правовой помощи осуществляется государством, в том числе Россией, где государство - монопольный субъект ее оказания.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


О.Г. НИКУЛЬШИНА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права РГГУ

Международная правовая помощь является неотъемлемой частью правосудия. Нормативное регулирование международной правовой помощи осуществляется государством, в том числе Россией, где государство - монопольный субъект ее оказания.

Международная правовая помощь - необходимое условие осуществления правосудия (если в деле участвует иностранный элемент либо есть необходимость проведения процессуальных действий в другом государстве). Соответственно уровень реализации правовой помощи должен учитываться при определении критериев эффективности судопроизводства. Надлежащее осуществление международной правовой помощи влияет на возможность обеспечения судами прав лиц, участвующих в гражданских и семейных делах.

Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам есть совокупность действий компетентных национальных органов и должностных лиц одного государства по оказанию содействия в осуществлении правосудия по гражданским и семейным делам соответствующим органам и должностным лицам другого государства, регламентированных комплексом международных и внутригосударственных юридических норм.

Международная правовая помощь по гражданским и семейным делам на внутригосударственном уровне представляет собой межотраслевое образование. К ней должны применяться принципы соответствующих процессуальных отраслей, а также международного права. Несомненно, императивные принципы подлежат применению при регламентации вопросов международной правовой помощи. Наиболее близкими являются принципы сотрудничества, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод.

Первую группу составляют межгосударственные отношения, которые проявляются в следующем:

· государство вступает в отношения с другим государством по поводу заключения международного договора, регламентирующего порядок осуществления международной правовой помощи, либо возможности ее осуществления при отсутствии соответствующего договора;

· уполномоченный орган одного государства сообщается с уполномоченным органом другого государства с целью приема и передачи результатов международной правовой помощи (процессуальных документов, информации, лиц и т. п. в зависимости от института международной правовой помощи).

Вторая группа носит внутригосударственный характер и включает в себя отношения:

· учреждений юстиции запрашиваемого государства с национальными государственными органами, например с вышестоящим органом, иными государственными органами (правоотношение носит административный характер);

· учреждений, исполняющих поручение, с субъектом, который выполняет действия в порядке оказания международной правовой помощи (правоотношение носит процессуальный характер).

Наличие императивных принципов международного права порождает непосредственные права и обязанности у соответствующих субъектов. Принцип сотрудничества государств обязывает суверенные субъекты поддерживать контакты с другими государствами, взаимодействовать по важным для сторон вопросам, а не изолироваться в пределах своих границ или других объединений. Государства обязаны оказывать международную правовую помощь (в том числе по гражданским и семейным делам) в форме сотрудничества, руководствуясь императивной нормой общего международного права.

Однако правовая регламентация отношений лишь на основе общей императивной нормы международного права явно недостаточна. Вполне логично детализировать и конкретизировать отношения путем создания писаной либо обычной нормы. Очевидно, что эта стадия не имеет места в каждом конкретном случае оказания международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, тем не менее ее нельзя игнорировать.

Правоотношения, складывающиеся в сфере оказания международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, относятся к публично-правовым - административным, процессуальным. Отношения между двумя уполномоченными органами различных государств носят международно-правовой характер, а не публично-правовой.

Основными субъектами в правоотношениях по оказанию международной правовой помощи являются государства. Это не случайно: поскольку международная правовая помощь (в том числе по гражданским и семейным делам) носит международный характер, в осуществлении правосудия необходимо содействие другого государства. Для возникновения отношений сотрудничества нужно получить согласие государств на принятие результатов деятельности чужих государственных органов в целях собственных процессуальных действий. Государство, по сути, - абстрактное явление, вовне проявляется через созданные им органы. Применительно к международной правовой помощи государства определяют компетентные органы для последующих совместных действий. При невыполнении или ненадлежащем выполнении принятых на себя обязательств ответственность будет нести государство.

В юридической литературе наибольшие дискуссии возникают относительно объекта правоотношений, складывающихся в сфере международной правовой помощи. Наиболее обоснованна позиция В.М. Шуршалова. Объекты норм права и правовых отношений характеризуются им как определенные материальные и нематериальные блага, к достижению которых стремятся государства и которые отвечают жизненным интересам субъектов, участвующих в правовых отношениях. Важно, что эти блага не могут быть достигнуты силами одного государства. Автор выделяет три группы объектов международных отношений: 1) мир, мирное сотрудничество, безопасность; 2) материальные (экономические) блага; 3) блага культурного, научного и социального развития народов.

Объектом международной правовой помощи являются международные отношения третьей группы, направленные на культурное, научное и социальное развитие народов. Объект правоотношений международной правовой помощи неразрывно связан с объектом норм права, регулирующих ее оказание, и соотносится как частное и общее.

Объектом договоров о правовой помощи является «сотрудничество в области оказания правовой помощи». Эта формулировка употребляется в большинстве специальных международных договоров.

Объектом норм права, регламентирующих оказание международной правовой помощи, становятся отношения сотрудничества государств в области защиты семейных, наследственных прав граждан, а также в области правоохранительной деятельности (в широком смысле как деятельности правоохранительных органов - милиции, судов, прокуратуры и т. д.).

Международная правовая помощь по своему содержанию достаточно разнородна. Ее деление на классификационные группы обусловлено многими факторами. Наличие ветвей судебной власти позволяет утверждать о международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным, арбитражным делам. Различные задачи международного сотрудничества в деятельности органов судебной власти объясняют существование отдельных институтов в рамках международной правовой помощи.

Понятие «институт права» получило свою детальную разработку в юриспруденции, науке теории государства и права. Традиционно под институтом права принято понимать обособленную группу юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. Сложный, или комплексный, институт входит в состав различных отраслей права. В рамках сложного института выделяют субинституты.

К институтам международной правовой помощи по гражданским и семейным делам относятся:

· выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий (опрос сторон, третьих лиц, свидетелей, производство экспертизы, вручение документов, исследование и передача доказательств);

· вызов участников процесса (истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, иных) в иностранное государство;

· предоставление информации о праве, а также иной информации (установление адресов и других данных);

· признание и исполнение судебных решений по гражданским и семейным делам, исполнительных надписей.

Институтам международной правовой помощи свойственна однородность фактического содержания, которая выражается в работе компетентных органов по оказанию содействия судам и другим учреждениям юстиции запрашивающего государства в связи с рассмотрением гражданских, семейных и уголовных дел.

Институты международной правовой помощи предназначены для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений, складывающихся в сфере содействия осуществлению правосудия другого государства. Взаимодействие с иностранными государственными органами урегулировано национальным законодательством, той его частью, которая касается процессуальных отношений.

В национальных нормативных актах, как правило, закреплена возможность сотрудничества с иностранным государством. Непосредственное закрепление эти отношения получили в международных договорах. В них, в частности, указаны конкретные органы сношений, порядок взаимодействия, права и обязанности сторон.

Институты международной правовой помощи являются по своей юридической природе сложными, комплексными. Международная правовая помощь входит в состав различных отраслей внутригосударственного права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, международного частного), а также в состав различных правовых систем - международной и внутригосударственной. Объединяющим элементом институтов международной правовой помощи является объект правоотношений.

Библиография

1 См.: Шуршалов В.М. Международные правоотношения. - М., 1971.

Поделитесь статьей с коллегами:

Правовая помощь по гражданским делам выходит за рамки сугубо процессуальных правоотношений.

Исходя из правовой формы реализации возложенных обязанностей, можно выделить следующие группы субъектов международной правовой помощи по гражданским делам:

а) осуществляющие правотворчество (международные организации, государства и государственные органы);

б) реализующие правоприменение (учреждения юстиции, органы, выполняющие нотариальные функции, дипломатические представительства и консульские учреждения и др.);

в) вовлеченные в процесс оказания международной правовой помощи по гражданским делам в связи с защитой субъективных прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также в связи с оказанием содействия компетентным государственным органам и должностным лицам.

В области правотворчества роль международных организаций заключается прежде всего в их способности объединить усилия государств в выработке оптимальных механизмов нормативно-правового регулирования международных правоотношений, протекающих в данной сфере.

Центральное место среди международных организаций, осуществляющих правотворческую деятельность в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, занимает ООН.

Некоторые конвенции, принятые при непосредственном участии Комиссии по международному праву ООН, на сегодняшний день составляют существенную часть правовой основы международной правовой помощи по гражданским делам. Среди них принятые в разные годы в Вене конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и консульских сношениях (1963 г.); о праве международных договоров (1969 г.); о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).

В рамках СНГ приняты следующие документы, регулирующие статус субъектов международной правовой помощи по гражданским делам: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (1992 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.), ставшая первой многосторонней конвенцией, послужившей базой для заключения многих двусторонних международных договоров между странами - участницами СНГ; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 2002 г.).

Государство, будучи субъектом международной правовой помощи по гражданским делам, выполняет функцию правотворчества как на международной арене, так и внутри страны, поскольку выступает субъектом как международного, так и национального права. Внешняя правотворческая деятельность государства предопределяет активизацию внутренних правотворческих функций.

Для Российской Федерации характерны два способа реализации международно-правовых обязательств по включению правовых норм о международной правовой помощи по гражданским делам в национальную правовую систему. Первый представляет собой наличие в Конституции РФ отсылочной нормы (ч. 4 ст. 15), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Второй способ заключается в принятии норм внутреннего законодательства. В данном случае принятие в гражданском, гражданско- и арбитражно-процессуальном законах комплекса норм, регулирующих вопросы статуса субъектов международной правовой помощи по гражданским делам, свидетельствует об инкорпорации.

Правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам реализуется, во-первых, при инициировании международной правовой помощи в рамках своих полномочий (направлении соответствующего запроса компетентным органам и должностным лицам иностранного государства); во-вторых, при исполнении международного правового поручения, поступившего из иностранного государства. К субъектам, осуществляющим правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, прежде всего следует отнести Минюст России и территориальные учреждения юстиции, органы, наделенные правом обращаться с международным правовым запросом. Кроме того, правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере может быть реализована дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Особенно широк круг субъектов, наделенных правом обращаться с запросом об оказании международной правовой помощи по гражданским делам. В 2001 г. Российская Федерация при присоединении к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. сделала заявление, согласно которому органами, компетентными согласно российскому законодательству обращаться с запросом о правовой помощи в рамках своих полномочий, являются:

а) федеральные суды: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды); федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации);

б) суды субъектов Федерации: конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов Федерации.

в) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;

г) органы прокуратуры Российской Федерации.

д) органы записи актов гражданского состояния;

е) нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий:

Нотариусы, занимающиеся частной практикой;

Нотариусы государственных нотариальных контор;

Должностные лица органов исполнительной власти (в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса);

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, осуществляющие нотариальные функции на территории иностранных государств;

ж) органы опеки и попечительства;

з) адвокаты.

10 ноября 2004 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Она открыта для подписания до 17 января 2007 г.

Многосторонние конвенции могут быть универсальными и региональными. Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. К универсальным относятся соглашения, имеющие наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой участвуют 135 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ.

Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.

Из конвенций, заключенных на региональном уровне, укажем на основные соглашения в области международного частного права между странами СНГ:

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.) и Протокол к ней 1997 г. Новая редакция Конвенции была принята в Кишиневе 7 октября 2002 г. (Кишиневская конвенция 2002 г.). Для участников Кишиневской конвенции Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г. прекратят свое действие. Однако для государств - участников Кишиневской конвенции, не подписавших Кишиневскую конвенцию (Туркменистан, Узбекистан), будут действовать Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г.;

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (Киевское соглашение 1992 г.);

Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества 1998 г. (Московское соглашение);

Евразийская патентная конвенция 1994 г.

В качестве примеров можно привести также Соглашение от 6 июля 1992 г., которым было утверждено Положение об Экономическом суде СНГ, Соглашение о порядке транзита от 8 февраля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Конвенцию о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 г.

Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами. Как отмечалось в литературе, их преимущество перед многосторонними договорами состоит в том, что в них могут быть лучше учтены интересы договаривающихся государств. Однако в то же время их применение на практике более сложно, поскольку они создают дифференцированный режим правового регулирования в одной и той же области (например, в сфере поощрения и защиты инвестиций).

Существенное значение имеет деление договоров на самоисполняемые и несамоисполняемые.

Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.

Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.

С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX - XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере международного частного права:

Договоры о правах человека, о правовом статусе граждан;

Договоры о правовой помощи;

Договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;

Договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;

Договоры по вопросам права собственности;

Договоры в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров;

Договоры о международных расчетах;

Соглашения об избежании двойного налогообложения;

Договоры в области интеллектуальной собственности;

Договоры в области семейного и наследственного права;

Договоры о социальном обеспечении;

Консульские конвенции;

Договоры в сфере международного гражданского процесса;

Договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.

Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям в области гражданского и семейного права, и положения о подсудности, о признании и исполнении судебных решений.

По данным на 1 января 2005 г. Россия являлась стороной договоров о правовой помощи, заключенных с: Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1995 г.), Алжиром (1982 г.), Аргентиной (2000 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., 1971 г.), Вьетнамом (1981 г.), Грецией (1981 г.), Грузией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Индией (2000 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Испанией (1990 г.), Италией (1979 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), КНР (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Киргизией (1992 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Молдавией (1993 г.), Монголией (1988 г.), Польшей (1996 г.), Румынией (1958 г.), Турцией (1997 г.), Тунисом (1984 г.), Финляндией (1978 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.). С Белоруссией 17 января 2001 г. было заключено двустороннее соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов по хозяйственным спорам.

Ряд положений, касающихся сферы международного частного права, содержатся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.; вступило в силу в 1998 г.), а также в Договоре 1994 г. к Энергетической хартии и других соглашениях. В связи с расширением состава ЕС 27 апреля 2004 г. Российской Федерацией и ЕС был подписан Протокол к этому Соглашению о партнерстве.

Развитие интеграционных процессов привело к заключению соглашений, действующих в отношениях между членами той или иной группировки государств. Так, европейское право, под которым обычно понимается право ЕС, согласно общепринятой классификации, состоит из так называемого первичного права ЕС, к которому прежде всего относятся договоры о создании ЕЭС, а также международные договоры, их изменяющие и дополняющие (Амстердамский договор, вступивший в силу в 1999 г.), и вторичного права ЕС, которое создается органами этого Союза путем принятия регламентов, директив и иных актов (решений). Первоначально ряд соглашений был заключен между странами - членами ЕС (ранее - ЕЭС). К числу таких соглашений относится прежде всего Римская конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам. Она вступила в силу для Бельгии, Великобритании, Дании, Греции, Франции, ФРГ, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии. Римскую конвенцию относят к сопутствующему праву ЕС. Однако ее значение далеко вышло за пределы ЕС вследствие того, что в этой Конвенции отражены современные тенденции развития международного частного права.

В 1968 г. страны - члены ЕЭС заключили Брюссельскую конвенцию о судебной компетенции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (новая редакция 1979 г.). Европейские государства, входящие в ЕАСТ, заключили в 1988 г. в Лугано соглашение о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. С 1 января 1992 г. оно вступило в силу в отношениях между Францией, Нидерландами и Швейцарией. Тем самым положения Брюссельской конвенции ЕЭС 1968 г. были распространены на Швейцарию, входящую в ЕАСТ.

После вступления в силу Амстердамского договора 1999 г. многие ранее заключенные многосторонние соглашения из так называемого первичного права ЕС перешли в категорию вторичного права ЕС. Эта тенденция особенно проявляется в области процессуального права, семейного права, трудового права и др. Наряду с рядом регламентов ЕС в отношении подсудности, признания и исполнения решений с 31 мая 2002 г. действует Регламент N 1346 от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности.

Из многочисленных конвенций регионального характера, заключенных на Американском континенте в области международного частного права, следует отметить прежде всего Кодекс Бустаманте, названный по имени его составителя - известного кубинского юриста. Кодекс, состоящий из 437 статей, представляет собой наиболее детально разработанный международный договор по вопросам международного частного права. Он был принят в 1928 г. на VI Панамериканской конференции и ратифицирован 15 странами Центральной и Южной Америки.

Кодекс состоит из вступительного раздела и четырех книг (международное гражданское право, международное торговое право, международное уголовное право, международное процессуальное право). Кодекс был одобрен в полном объеме Кубой, Гватемалой, Гондурасом, Панамой и Перу, четыре страны (Бразилия, Гаити, Доминиканская Республика и Венесуэла) сделали оговорки в отношении конкретных статей, такие страны, как Боливия, Коста-Рика, Чили, Эквадор и Сальвадор, при ратификации сделали общую оговорку о том, что Кодекс не применяется в случае его противоречия в настоящем или в будущем их внутреннему праву, что сделало их отношение к конвенции весьма символичным. Аргентина, Колумбия, Мексика, Парагвай и США отказались подписать конвенцию, причем США сослались на то, что в компетенцию федерального правительства не входит подписание соглашений по вопросам частного права, которые относятся исключительно к компетенции штатов.

Начиная с 1975 г. регулярно проводились конференции по международному частному праву стран Американского континента. На первой конференции (1975) в Панаме были приняты шесть конвенций, на второй (1979) в Монтевидео - семь конвенций по различным вопросам международного частного права.

На конференции в Ла-Пасе в 1984 г. приняты четыре конвенции (межамериканские конвенции о право- и дееспособности юридических лиц в международном частном праве, о коллизионных нормах, касающихся усыновления несовершеннолетних, о юрисдикции и экстерриториальном действии иностранных судебных решений, дополнительный протокол к межамериканской конвенции о сборе доказательств за рубежом). На конференции в Монтевидео в 1989 г. были приняты четыре конвенции (об обязанности содержания лиц, о возвращении из других стран несовершеннолетних, о международных перевозках грузов автотранспортом).

На пятой конференции в 1994 г. в Мехико была принята межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам. Конвенция состоит из 30 статей, для которых характерен подход, значительно отличающийся от европейского, отраженного в Гаагских конвенциях 1955, 1978 и 1986 гг.

Для ряда развивающихся стран при отсутствии правового регулирования в ряде областей характерен интерес к проведению международной унификации как регионального, так и универсального характера. Так, в 1962 г. в Либревиле было подписано соглашение о создании Афро-Малагасийского ведомства промышленной собственности (ОАМПИ), предусматривающее единые нормы для охраны изобретений, регистрации товарных знаков и промышленных образцов. Это соглашение было пересмотрено и дополнено в 1977 г. В 1978 г. аналогичное соглашение было заключено группой других африканских государств, бывших английских колоний.

Афро-азиатский правовой консультативный комитет принял Типовое соглашение для двусторонних соглашений о правовой помощи и доказательствах.

Таким образом, заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, интеллектуальной собственности.

4. Задача . При производстве допроса обвиняемого его защитник адвокат Самсонов В.Я. попросил оставить их наедине для дачи своему подзащитному консультации в рамках оказания ему юридической помощи. Следователь отказался выполнить просьбу адвоката. Правомерен ли отказ следователя?

Статья 53. Полномочия защитника

1. С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе:
1) иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания в соответствии с пунктом 3 части четвертой статьи 46 и пунктом 9 части четвертой статьи 47 настоящего Кодекса;

5) участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника в порядке, установленном настоящим Кодексом;
8) заявлять ходатайства и отводы;

2. Защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации , задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол.
Статья 46. Подозреваемый

4. Подозреваемый вправе:

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3 части третьей статьи 49 настоящего Кодекса, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

Отказ следователя правомерен. Свидания наедине и конфиденциально имеют место быть до первого допроса.

Судебная власть ограничивается территорией соответствующего государства, в связи с этим российский суд не вправе предпринимать никаких судебных действий за границей. Вместе с тем, рассмотрение гражданских дел с «иностранным элементом» зачастую связано с вручением судебных документов, получением доказательств, совершением иных процессуальных действий. Разрешение всех этих вопросов осуществляется в рамках оказания международной правовой помощи.

Если говорить об истории аспекта международной правовой помощи, то необходимо отметить, что первоначально в качестве ее объекта выступали лишь судебные поручения.

Однако развитие международного сотрудничества привело к значительному расширению объема международной правовой помощи, что нашло отражение в международных договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. В литературе употребляется в связи с этим такой термин, как «договорное» оказание правовой помощи Светланов А.Г. Международный гражданский процесс: современные тенденции. М., 2002. - С.84..

Международная правовая помощь рассматривается как «единый правовой институт, имеющий общий круг субъектов, характер действий и возникающих правоотношений, общие принципы оказания правовой помощи» Марышева Н.И. Указ соч. - С.20..

Источниками института международной правовой помощи признаются международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также внутреннее процессуальное законодательство РФ.

При отсутствии международного договора круг субъектов международно-правовой помощи определяется внутренним законодательством соответствующего государства.

Рассматривать споры, вытекающие из гражданских правоотношений, может и Международный коммерческий арбитраж Закон Российской Федерации 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) «О международном коммерческом арбитраже»» ст. 27 допускает возможность направления судебных поручений в иностранные суды..

Субъектами международной правовой помощи могут быть также органы нотариата, однако, необходимо отметить, что выполнение нотариатом поручений иностранных учреждений юстиции связано с наличием международного договора, что предусмотрено основами законодательства о нотариате.

Субъектами оказания международной правовой помощи могут являться и частные лица, что закреплено положениями многосторонней Конвенцией о сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 года.

Таким образом, международная правовая помощь может оказываться как на договорной, так и внедоговорной основе, если это предусмотрено внутренним законодательством государства.

Исполнение российскими судами поручений иностранных судов

Рассмотрение дел с участием иностранных лиц в большинстве своем связано с необходимостью совершения определенных процессуальных действий на территории соответствующего иностранного государства. К примеру, опрос сторон, вручение судебных документов, допрос свидетелей, опрос на месте и др.

Соответственно процессуальные действия за пределами Российской Федерации могут быть совершены лишь путем направления судебных поручений иностранным судам.

В науке международного частного права под судебным поручением понимается «обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории другого государства» М.М. Богуславский Международное частное право. - М., 2005. - С. 376..

Правовым основанием исполнения иностранных судов являются международные договоры и федеральный закон (ст. 407 ГПК РФ).

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Конвенция о вручении за границей судебных и несудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года, Конвенция о сборе за границей документов по гражданским и торговым делам 1970 года Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи. - М., 1996..

Помимо Конвенций правовым основанием возникновения обязательств между судами РФ и судами иностранных государств по выполнению судебных поручений являются:

Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

Двусторонние соглашения об исполнении судебных поручений по гражданским делам с США 1935 с Бельгией 1945-1946гг., ФРГ 1956-57гг.

Получив судебное поручение, Министерство юстиции Российской Федерации проверяет правильность оформления поручения и высылает его в управления (отделы) юстиции соответствующего субъекта РФ, которые, в свою очередь, направляют поручение в суд, в районе деятельности которого должны быть совершены процессуальные действия и под юрисдикцию которого подпадают лица, которым должны быть вручены документы.

При обращении российских судов с поручениями к иностранным судам применяется аналогичный порядок в обратной последовательности.

Известен и такой порядок, как непосредственное обращение с судебным поручением в иностранный суд.

В дореволюционной России такой порядок имел место в силу особых соглашений, например, между Россией и Германией 1879 года. Данный порядок являлся наиболее практичным и рекомендуемым порядком сношений.

Действующее российское законодательство (ст.408 ГПК) устанавливает два основания возможного отказа в исполнении поручений иностранных судов:

1. когда исполнение поручения противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ;

2. когда исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

В дополнение к централизованному порядку необходимо предусмотреть порядок непосредственных сношений российских судов с иностранными судами по вопросам выполнения судебных поручений. Соответствующее правило должно быть закреплено в международных договорах о правовой помощи.

  • § 2. Законодательство Республики Беларусь по международному частному праву
  • § 3. Закон о международном частном праве: излишество или необходимость?
  • § 5. Судебные прецеденты и судебная практика
  • § 6. Обычаи в международном частном праве
  • Ключевые понятия в международном частном праве
  • § 1. Коллизионные нормы
  • § 2. Коллизионный и материально-правовой методы
  • § 3. Универсальные коллизионные нормы
  • § 4. Квалификация юридических понятий, применяемых в международном частном праве
  • § 5. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны
  • § 6. Оговорка о публичном порядке
  • § 7. Императивные нормы
  • § 8. Взаимность и реторсии
  • § 9. Обход закона в международном частном праве
  • Гражданско-правовое положение физических лиц
  • § 1. Общие вопросы правового положения иностранцев
  • § 2. Порядок выезда граждан Республики Беларусь за рубеж
  • § 3. Правовое положение белорусских граждан за рубежом
  • § 4. Порядок въезда иностранных граждан в Республику Беларусь
  • § 5. Гражданско-правовое положение иностранцев в Республике Беларусь
  • Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
  • § 1. Общие понятия, применяемые в отношении юридических лиц
  • § 3. Содержание личного закона юридического лица
  • § 4. Иностранные юридические лица в Республике Беларусь
  • § 5. Правовое положение белорусских юридических лиц за рубежом
  • Государство и международные организации как участники гражданско-правовых отношений
  • § 1. Государство как субъект гражданско-правовых отношений
  • § 2. Понятие иммунитета государства и его виды
  • § 3. Теория функционального иммунитета государства
  • § 4. Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности
  • § 5. Вопросы иммунитета государства в законодательстве Республики Беларусь
  • § 6. Судебные прецеденты, связанные с иммунитетом государства
  • § 7. Международные организации как субъекты международного частного права
  • Особенная часть
  • Право собственности и другие вещные права
  • § 1. Содержание права собственности и вещных прав
  • § 2. Коллизионное законодательство Республики Беларусь о праве собственности и иных вещных правах
  • § 3. Право собственности и иные вещные права иностранных юридических и физических лиц в Республике Беларусь
  • § 4. Законодательство Республики Беларусь об иностранных инвестициях
  • § 5. Международные договоры об иностранных инвестициях
  • § 6. Проблема национализации собственности в международном частном праве
  • Договорные обязательства в международном частном праве
  • § 1. Общие вопросы договорных обязательств в международном частном праве
  • § 2. Понятие и виды внешнеэкономической сделки
  • § 3. Форма и порядок заключения договора в международном частном праве
  • § 4. Конвенция оон о договоре международной купли-продажи товаров 1980 г.
  • § 5. Исковая давность в договорных обязательствах
  • § 6. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров
  • § 7. Принцип автономии воли сторон (lex voluntatis) в договоре
  • § 8. Регулирование договорных отношений при отсутствии выбора права
  • § 9. Негосударственное регулирование договорных обязательств
  • § 10. Договор международного финансового лизинга
  • § 11. Применение международных торговых терминов в договорах купли-продажи товаров
  • Международные расчетные и кредитные отношения
  • § 1. Международные расчеты в системе мирового торгового оборота
  • § 2. Формы международных расчетов
  • § 3. Вексель и чек в международных расчетах
  • § 4. Валютные ценности и валютные операции в Республике Беларусь
  • § 5. Страхование валютных рисков. «Валютная привязка» в долговых обязательствах
  • Международные перевозки пассажиров, грузов и багажа
  • § 1. Общие вопросы международных перевозок
  • § 2. Международные автомобильные перевозки
  • § 3. Международные железнодорожные перевозки
  • § 4. Международные воздушные перевозки
  • § 5. Международные морские перевозки
  • Обязательства вследствие причинения вреда
  • § 2. Деликтные обязательства в законодательстве Республики Беларусь
  • § 3. Регулирование деликтных обязательств в международных договорах с участием Республики Беларусь
  • § 4. Ответственность за ущерб, причиненный товарами
  • § 5. Другие внедоговорные обязательства
  • Исключительные права на результаты
  • § 2. Международное законодательство об авторском праве
  • § 3. Международное законодательство о смежных правах
  • § 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом
  • § 5. Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет
  • § 6. Международные конвенции, охраняющие промышленную собственность
  • § 7. Получение патентов иностранцами в Республике Беларусь и патентование белорусскими гражданами в зарубежных странах
  • § 8. Охрана прав на товарный знак, знак обслуживания и географическое указание места происхождения товаров
  • § 9. Международные соглашения по охране прав на товарные знаки и знаки обслуживания
  • § 10. Юридическая практика защиты прав на товарный знак в Республике Беларусь
  • § 11. Охрана прав на товарный знак в сети Интернет
  • § 12. Передача исключительных прав в международном частном праве и законодательстве Республики Беларусь
  • Наследственные правоотношения в международном частном праве
  • § 1. Общие положения о наследовании
  • § 2. Коллизионное регулирование наследственных отношений международного характера
  • § 3. Универсальные международные конвенции по регулированию наследственных отношений
  • § 4. Региональные и двусторонние соглашения в сфере наследственных правоотношений
  • § 5. Регулирование наследственных отношений с иностранным элементом в законодательстве Республики Беларусь
  • § 6. Наследственные права белорусских граждан за рубежом
  • Брачно-семейные отношения в международном частном праве
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Правовое регулирование заключения смешанных браков
  • § 3. Супружеские правоотношения в смешанных браках
  • § 4. Регулирование правоотношений между родителями и детьми по нормам международного частного права
  • § 5. Международные конвенции, регулирующие взыскание алиментов за границей
  • § 6. Международное усыновление и международная опека и попечительство
  • § 7. Расторжение смешанных браков
  • Трудовые отношения
  • § 1. Общие положения регулирования трудовых отношений
  • § 2. Коллизионные нормы в трудовых отношениях
  • § 3. Международно-правовое регулирование труда мигрантов
  • § 4. Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь
  • § 5. Правовое регулирование труда белорусских граждан за рубежом
  • § 6. Социальное обеспечение работников в связи с трудом за рубежом
  • Международный гражданский процесс
  • § 1. Предмет международного гражданского процесса
  • § 2. Общие подходы в определении международной подсудности
  • § 3. Определение подсудности дел с наличием иностранного элемента в законодательстве Республики Беларусь
  • § 4. Процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц
  • § 5. Установление содержания норм иностранного права
  • § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе
  • § 7. Исполнение решений иностранных судов по гражданским делам
  • § 8. Исполнение решений иностранных судов по хозяйственным делам
  • § 9. Нотариальные действия и легализация документов
  • Международный арбитраж
  • § 1. Понятие международного арбитража и его виды
  • § 2. Арбитражное соглашение
  • § 3. Арбитражное рассмотрение споров в Республике Беларусь
  • § 4. Вынесение решения международным арбитражным судом и его обжалование
  • § 5. Исполнение решений международных арбитражных судов
  • Международное частное право
  • 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33. В.А. Барышев
  • Витебск 2009
  • § 6. Правовая помощь в международном гражданском процессе

    1. В международном гражданском процессе под правовой помощью понимается взаимное выполнение поручений учреждениями юстиции государств. Необходимость правовой помощи обусловлена тем обстоятельством, что суды и другие органы государств имеют компетенцию только на территории собственных государств, но судопроизводство, в котором участвуют иностранные физические и юридические лица, зачастую требует производства определенных судебных действий, как то: вручение повесток, получение доказательств, допрос свидетеля и т.д. на территории другого государства. Провести такие действия можно только прибегнув к помощи учреждений юстиции иностранного государства.

    Как отмечал М.И. Брун: «Обычай давать друг другу поручения (commissionsrogatoires) освещен веками; при этом соблюдается правило, что когда к туземному суду обращаются с просьбой исполнить какое-либо поручение, ему нечего проверять компетенцию суда-просителя, а нужно только сообразоваться с собственной компетенцией и с тем, не противоречит ли поручение добрым нравам или общественному порядку страны». 1

    2. При обращении с поручением к иностранному суду одним из важнейших вопросов является способ передачи поручения. В мировой практике сложились следующие основные способы обращения с поручением:

      обращение в дипломатическом порядке, где действует схема: министерство юстиции – министерство иностранных дел – консульские отделы посольств в иностранных государствах;

      обращение через центральные органы юстиции по схеме: министерство юстиции государства «А» – министерство юстиции государства «Б»;

      назначение специального представителя в иностранном государстве для выполнения поручения (применяется в англо-американской судебной системе);

      непосредственное сношение между судебными учреждениями при передаче судебных поручений.

    Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. установила порядок передачи судебных поручений консулом запрашивающего государства властям запрашиваемого государства. Эти власти направляют консулу документ, удостоверяющий исполнение судебного поручения или объясняющий причины, по которым исполнение не могло состояться (ч. 1 ст. 9).

    В ч. 2 ст. 9 указано, что каждое Договаривающееся государство может заявить, уведомив другие Договаривающееся государства, что оно желает, чтобы судебные поручения, подлежащие исполнению на его территории, передавались ему дипломатическим путем. В таком случае судебные поручения будут передаваться для исполнения соответствующими учреждениями через министерство иностранных дел государства.

    Присоединяясь к Гаагской конвенции 1954 г., СССР в ноте от 17 сентября 1966 г. заявил, что судебные документы иностранных органов власти, предназначенные для вручения лицам, проживающим на территории СССР, должны передаваться для исполнения соответствующим советским учреждениям в дипломатическом порядке через МИД СССР. Поскольку Республика Беларусь присоединилась к Гаагской конвенции 1954 г. в порядке ее правопреемства, как договора, действовавшего в отношении бывшего СССР, то в отношении Республики Беларусь также действует дипломатический путь передачи поручений, которые должны исполняться на территории нашего государства.

    Иначе регулируется вопрос о передаче поручений в Гаагской конвенции о международном доступе к правосудию от 25 октября 1980 г. Согласно указанной Конвенции, каждое Договаривающееся государство должно назначить центральные органы для получения и передачи просьб о правовой помощи, направленных на основании Конвенции, и принятия по ним мер и выполнения необходимых действий. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 октября 1997 г. № 553, оформившим присоединение Республики Беларусь к Конвенции о международном доступе к правосудию 1980 г., Министерство юстиции определено в качестве центрального органа для получения просьб о правовой помощи, а также органом для передачи просьб в центральные органы других государств.

    Просьбы о правовой помощи, составленные в соответствии с формуляром, приложенным к Конвенции, подлежат передаче без вмешательства других властей (ч. 2 ст. 4). В тоже время в ч. 3 ст. 4 Конвенции говорится: «Ничто в данной статье не препятствует тому, чтобы поручения передавались по дипломатическим каналам».

    В Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. суды и иные органы государств-участников СНГ обязуются оказывать взаимную правовую помощь, которая включает: вручение, пересылку документов и выполнение процессуальных действий, в частности: проведение экспертизы, заслушивание сторон, свидетелей, экспертов и других лиц.

    При оказании правовой помощи компетентные суды и иные органы государств-участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно. При исполнении поручений компетентные суды и иные органы, у которых испрашивается помощь, применяют законодательство своего государства. При выполнении поручений документы излагаются на языке запрашивающего государства или на русском языке.

    3. Наиболее детально вопросы оказания правовой помощи урегулированы в Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г.

    Договаривающиеся Стороны сносятся друг с другом через свои центральные территориальные или другие органы, если Конвенциями не установлен иной порядок сношений.

    Объем правовой помощи в отношении гражданских дел включает: пересылку и вручение адресату документов, производство осмотров, проведение экспертиз, допрос сторон, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей.

    При исполнении поручений об оказании правовой помощи учреждение юстиции запрашиваемой Договаривающейся Стороны применяет свое законодательство, но по просьбе учреждения юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны оно может применить процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающееся Стороны. При этом запрашивающая Договаривающаяся Стороны должна представить текст процессуального закона (п. 1 ст. 8 Конвенции).

    В Конвенциях установлен порядок вызова потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, свидетелей, экспертов и других лиц. Всем указанным лицам возмещаются расходы, связанные с проездом, а также пребыванием на территории вызвавшей Стороны и неполученная зарплата за дни отвлечения от работы; эксперты имеют также право на вознаграждение за проведение экспертиз.

    Выданные по установленной форме и скрепленные гербовой печатью документы на территории одной из Договаривающихся Сторон принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

    Пересылка документов о регистрации актов гражданского состояния осуществляется бесплатно непосредственно через органы регистрации актов гражданского состояния Договаривающихся Сторон с уведомлением граждан о пересылке документов. Договаривающиеся Стороны обязались также пересылать друг другу без перевода и бесплатно документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных, имущественных или неимущественных прав и интересов граждан.

    4. В Республике Беларусь процедура исполнения поручений судов иностранных государств и обращение с поручениями в иностранные государства регулируются, помимо международных договоров, нормами ГПК и ХПК Республики Беларусь.

    В соответствии со ст. 560 ГПК суды Республики Беларусь исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручении повесток и других процессуальных документов, допросе сторон и свидетелей, проведении экспертизы, осмотре на месте и др.).

    Не могут быть исполнены поручения иностранных судов в случае, если:

      исполнение поручения противоречило бы суверенитету или угрожало бы безопасности Республики Беларусь;

      исполнение поручений не входит в компетенцию суда.

    Поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий исполняются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    В свою очередь суды Республики Беларусь, при наличии международного договора, могут обращаться к иностранным судам с поручениями о производстве отдельных процессуальных действий. Порядок сношения судов Республики Беларусь с иностранными судами определяется национальным законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

    5. В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь поручения о совершении отдельных процессуальных действий регулирует ст. 204, где указано, что хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законодательными актами и (или) международными договорами Республики Беларусь, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о совершении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, проведение экспертизы, осмотр на месте и др.).

    Не подлежат исполнению поручения иностранного суда или компетентного органа иностранного государства, если:

      исполнение поручения противоречит публичному порядку Республики Беларусь;

      исполнение поручения не относится к компетенции хозяйственного суда Республики Беларусь;

      подлинность поручения как документа, на основании которого испрашивается совершение отдельных процессуальных действий, не установлена.

    Хозяйственный суд выносит определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении, которые направляются соответствующему иностранному суду или компетентному органу иностранного государства. Определения об исполнении поручения или об отказе в его исполнении могут быть обжалованы в установленном порядке.

    Хозяйственные суды Республики Беларусь могут в свою очередь обращаться в иностранные суды или компетентные органы иностранных государств с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий.

    Замечание 1

    Решения международных организаций, международные договоры и внутренние законы России могут предусматривать оказание правовой помощи другим государством по гражданским, семейным или уголовным делам.

    Сегодня подобные двусторонние договоры об оказании помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены между Россией и Аргентиной, Болгарией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Индией, Китаем, США, а также рядом других государств.

    Кроме того, при оказании международной помощи применяются многосторонние конвенции, ратифицированные Россией, а именно

    • Конвенция по вопросам гражданского процесса (1954 г.);
    • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.);
    • Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
    • и ряд других

    Список действующих международных договоров и конвенций, относящихся к правовой помощи, опубликован на сайте минюста.

    Виды оказания правовой помощи

    Правовая помощь может предусматривать следующие действия уполномоченных субъектов:

    • пересылку или составление документов по обращениям граждан (о смерти, рождении, усыновлении);
    • исполнение поручения о вручении предметов или документов;
    • получение и передача в другую страну вещественных доказательств;
    • исполнение решения суда другого государства;
    • информирование о законодательстве другой страны или практике его применения;
    • проставление апостиля (удостоверение официального документа другого государства);
    • и многое другое.

    Исполнение решения суда

    Решение, вынесенное иностранным судом может быть исполнено в России в течение трех лет, начиная с момента вступления его силу. Правовая помощь может быть оказана тем органом, в чью компетенцию оно входит (суд, орган юстиции, нотариат и др.).

    Выполнение поручений о правовой помощи в судебном порядке по гражданским делам производится, в том числе, в соответствии со ст. 407 ГПК.

    Согласно ст. 407 ГПК суд исполняет переданное поручение иностранного суда исключая случаи, когда такое исполнение может противоречить суверенитету или угрожать безопасности России, или же если его выполнение не входит в компетенцию суда, в который поступило обращение.

    Ходатайство об исполнении решения иностранного суда подается на территории той страны, где данное решение может быть исполнено. Либо оно может быть подано в суд "своей" страны, который и передаст ходатайство в иностранный суд.

    К такому ходатайству должны быть приложены:

    • заверенные копии решений суда и подтверждение того, что оно вступило в законную силу;
    • документ, подтверждающий уведомление о судебном решении ответчика.

    К документам должны быть приложены их переводы на язык страны, в который они будут направлены. Переводы должны быть заверены судом или нотариально.

    Замечание 2

    Суд того государства, в котором решение должно быть исполнено, рассматривает ходатайство и ограничивается проверкой того факта, что были соблюдены все формальности, предусмотренные конвенциями и договорами между странами. После этого суд обязан вынести решение о принудительном исполнении.

    Порядок такого исполнения в принудительном порядке должен быть определен законодательством той страны, на территории которой осуществляется исполнение.

    В признании решения иностранного суда может быть отказано если:

    • ненадлежащего уведомления ответчика;
    • по данному делу уже имеется судебное решение в любой из стран;
    • дело рассмотрено не компетентным судом;
    • срок давности исполнения в принудительном порядке по законодательству страны, суд которой должен исполнить поручение, истек.