Перевод договора аренды в концессию. Этапы подготовки конкурса. Составление перечня неисполненных технических заданий и договоров на подключение к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения

03 июля 2016 года был принят Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон, ФЗ), существенно изменяющий с 1 января 2017 года концессионный режим в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее – Объекты).

Ключевые изменения концессионного режима в отношении Объектов
1. Установлена обязательность участия в качестве третьей стороны по концессионному соглашению в отношении Объектов, субъекта РФ , в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру.
Обязательность т акого участия предусматривается в случае, если концедентом выступает муниципальное образование и полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта РФ (ч. 1 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Обязанности субъекта РФ , от имени которого выступает высшее должностное лицо такого субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в части тарифного регулирования и утверждения инвестиционных программ концессионера определены в ч. 4 ст. 40 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ.
Названная новелла вводится, прежде всего, «в целях реализации определенных действующим законодательством полномочий субъекта РФ в части тарифного регулирования и инфраструктурного планирования в сфере коммунального комплекса»* как гарантия исполнения концессионного соглашения и окупаемости инвестиций концессионера.
Важно:
1 .Федеральным законом предусмотрены последствия неподписания субъектом РФ концессионного соглашения . В этом случае такое концессионное соглашение считается незаключенным (ч. 2 ст. 40 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
2 . Закреплена возможность заключения концессионного соглашения в отношении Объектов, которые принадлежат унитарному предприятию или учреждению на праве оперативного управления (ч. 2. ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Справочно:
Действующая редакция Закона о концессионных соглашениях предусматривает возможность заключения концессионных соглашений лишь в отношении Объектов, находящихся в казне либо переданных в хозяйственное ведение унитарных предприятий.

Важно:
Федеральным законом предусмотрены последствия передачи в концессию Объектов, находившихся во владении и (или) в пользовании унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления.
Так, не позднее чем по истечении 1 календарного года после вступления в силу концессионного соглашения в устав (иной документ, определяющий порядок деятельности) унитарного предприятия, бюджетного или автономного учреждения, во владении и (или) в пользовании которых находилось указанное имущество, должны быть внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения на территории муниципального образования, на которой находится имущество, в полном составе переданное по концессионному соглашению.
Унитарное предприятие, бюджетное или автономное учреждение, в устав (или иной документ, определяющий порядок деятельности) которого были внесены изменения, предусматривающие исключение всех видов деятельности, ранее осуществляемых такими унитарным предприятием, бюджетным или автономным учреждением, подлежат ликвидации в порядке, предусмотренном требованиями законодательства (части 3, 4 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Проблема:
По нашему мнению, исключение из устава (иного документа, определяющего порядок деятельности) унитарного предприятия, во владении и (или) в пользовании которого находились Объекты, видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения после заключения концессионного соглашения , не исключает риск признания концессионного соглашения недействительной сделкой как совершенной в нарушение целевой правоспособности унитарных предприятий (ст. 18, 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
3 .Предусмотрены условия и порядок передачи в концессию в составе Объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру недвижимого имущества незарегистрированного имущества (водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей) с установлением обязательств концессионера по его регистрации за счет собственных средств (часть 5 ст. 39, часть 3 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Возможность передачи в концессию незарегистрированного имущества может быть реализована при выполнении следующих условий:
а ) наличие документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество, и (или) документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у унитарного предприятия, бюджетного или автономного учреждения, учредителем которых является концедент, права владения или пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом;
б ) балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает 50% балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения;
в ) опубликование концедентом не менее чем за 3 месяца до заключения концессионного соглашения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее — Реестр) перечня незарегистрированного недвижимого имущества.
Важно:
а ). Расходы концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ, подлежат учету в тарифах концессионера в порядке и размере, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ в сфере государственного регулирования тарифов (ч. 18 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
б ). Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ.
При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. При этом в случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением (ч. 3 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Проблема:
Необходимо отметить, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее 1 года, подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ). При этом договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, передача в аренду незарегистрированного недвижимого имущества на срок действия концессионного соглашения не менее 1 года сопряжена с рисками отказа в гос.регистрации такого договора аренды и квалификации договора аренды незаключенным (включая инвестиционные риски, связанные с вложением инвестиций в имущество, права на которое не оформлено).
В. Обременение объекта незарегистрированного недвижимого имущества считается возникшим со дня включения в перечень незарегистрированного недвижимого имущества, опубликованный в Реестре, отметки о наличии обременения такого объекта (часть 12 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Проблема:
Обращает на себя внимание то, что указанное положение не согласуется с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации (в т.ч. обременения), возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр , если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ).
Полагаем, что подобная неоднозначность в решении вопроса о моменте возникновения обременения Объекта незарегистрированного недвижимого имущества правами концессионера может иметь своим результатом трудности толкования и применения названных положений в правоприменительной практике.
4 .Конкретизированы условия установления концессионной платы за пользование Объектами:
а) установлено, что по концессионному соглашению «может предусматриваться концессионная плата» (ч. 1 ст. 41 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ), что позволяет предположить допустимость заключения концессионного соглашения в отношении Объектов в отсутствие концессионной платы;
б) закреплена возможность учета при определении размера концессионной платы (и утверждении тарифов для концессионера) неисполненных на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговых денежных обязательств унитарных предприятий , учреждений, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения. Речь идет исключительно об обязательствах по оплате труда, энергетических ресурсов, обязательствах по кредитным договорам, заключенным в целях финансирования мероприятий инвестиционных программ таких организаций, а также об обязательствах по уплате налогов и сборов в случае, если срок между датой возникновения соответствующих долговых обязательств и датой принятия решения о заключении концессионного соглашения составляет более 2-х лет (ч. 2, 3 ст. 41 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Негативные аспекты и риски:
Указанная конструкция, по сути, предполагает переложение обязательств предприятий, учреждений, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения, по погашению накопленных долгов на потребителей,финансовые риски, связанные с невозможностью включения в тариф всех расходов концессионера на погашение долгов предприятий, учреждений,
отсутствует четкий механизм погашения названных долгов унитарных предприятий, учреждений за счет концессионной платы, поступающей в соответствующий бюджет.
5. Вводятся запреты в отношении:
а ) заключения концессионных соглашений одновременно в отношении нескольких видов объектов коммунальной инфраструктур ы, а также заключение концессионных соглашений в отношении такого имущества и других объектов концессионного соглашения, предусмотренных статьей 4 Закона о концессионных соглашениях (ч. 21 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Справочно:
Действующая до 01 января 2017 года редакция Закона о концессионных соглашениях (ч. 5 ст. 4) запрещает заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Данное нормативное положение вызывало на практике проблемы, связанные с его применением и толкованием.
Новая редакция Федерального закона, вступающая в силу с 01 января 2017 года, также, по нашему мнению, может иметь своим результатом трудности в правоприменении в связи с неопределенностью «видов объектов коммунальной инфраструктуры».
б ) передачи концессионером прав владения и (или) пользования Объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, в том числе передача таких Объектов в субаренду;
в ) передачи Объекта концессионного соглашения в собственность концессионера и (или) иных третьих лиц, в том числе в порядке реализации преимущественного права на выкуп имущества, переданного в соответствии с концессионным соглашением;
Справочно:
Действующий концессионный режим допускает передачу концессионером с согласия концедента объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру имущества в пользование третьим лицам (п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях), а также предусматривает преимущественное право концессионера на выкуп объекта концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ч. 4 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях).
г) передачи прав по концессионному соглашению в отношении Объектов в доверительное управление (ч. 7 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
6. Дополнены существенные условия концессионного соглашения в отношении Объектов (ч. 1 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ):
а ) обязательствами концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в срок, равный 1 году с даты вступления в силу концессионного соглашения;
б ) условием о возможности переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством РФ соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.

7. Скорректированы условия допустимости заключения концессионного соглашения без конкурса в порядке т.н. «трансформации» договора (договоров) аренды в отношении Объектов (ст. 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ):
а ) в концессию могут быть переформатированы договоры аренды, заключенные в установленном законом порядке до 1 января 2015 года;
Справочно:
Действующая редакция Закона о концессионных соглашениях допускает трансформацию в концессию договоров аренды в отношении Объектов, заключенных до 1 января 2010 года (ч. 2.1 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях).
б ) введено новое условие переформатирования аренды в концессию: отсутствие подтвержденной вступившим в законную силу решением (решениями) суда и (или) признанной обеими сторонами договора аренды задолженности по арендной плате за имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения концессионного соглашения.
Важные уточнения:
А. Действие договоров аренды прекращается с момента подписания концессионных соглашений (ч. 2 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Б. Заключаемое концессионное соглашение в отношении Объектов может предусматривать увеличение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором (договорами) аренды, в случае, если такое увеличение инвестиционных обязательств обосновано в схеме теплоснабжения или в схеме водоснабжения и водоотведения и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера согласованы в установленном Правительством РФ порядке с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) (ч. 4 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Дополнены требования к решению концедента о заключении концессионных соглашений в отношении Объектов и к конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении Объектов.
Так, решение концедента должно содержать, в т.ч.:
а ) перечень и состав долговых обязательств унитарных предприятий, учреждений, определяемые в соответствии с положениями части 2 статьи 41 Закона о концессионных соглашениях;
б) права и обязанности, осуществляемые субъектом РФ, участвующим в концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны (ч. 1 ст. 45 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Конкурсная документация включает, в т.ч., состав и описание незарегистрированного недвижимого имущества, передаваемого в составе объекта концессионного соглашения, включая копии документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права владения и (или) пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом. Перечень таких документов должен быть утвержден Правительством РФ (п. 15 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).
Уточнены условия передачи в концессию без проведения торгов бесхозяйных Объектов, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в течение срока реализации концессионного соглашения (части 5, 6 статьи 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ):
В этом случае не допускаются:
Уменьшение размера расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, определенного на основании конкурсного предложения концессионера и установленного в концессионном соглашении,
увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения (в случае, если решением о заключении концессионного соглашения и (или) конкурсной документацией предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на использование (эксплуатацию) этого объекта),
ухудшение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановых значений иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов.
Важно:
Передача указанных объектов в концессию не должна приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Изменения в общем концессионном режиме
Кроме того, следует отметить важные изменения в общем концессионном режиме (действующем в отношении всех объектов концессионных соглашений):
Закреплена возможность осуществления уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения. Порядок проведения указанного мониторинга должен быть утвержден Правительством РФ (часть 6 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).
Установлены требования к порядку определения размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельными участками, предназначенными для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, исходя из обязательных платежей, установленных законодательством РФ и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения (пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).
Факультативные (несущественные условия) концессионного соглашения дополнены обязательствами концессионера по возмещению расходов концедента на организацию конкурса на право заключения концессионного соглашения и подготовку конкурсной документации (п. 17 ч. 2 ст. 10).

Концессионеров обещают освободить от уплаты НДС при переходе с договоров аренды - такой законопроект разработал Минстрой. В ведомстве рассчитывают, что это позволит половине арендаторов в ЖКХ перейти на концессионные соглашения - налог не будет учитываться в тарифах или в качестве убытка инвестора. Эксперты отмечают, что число договоров аренды пока значительно: концессии, доля которых к 2020 году должна достигнуть 80%, пока есть даже не во всех крупных городах.


Минстрой планирует устранить проблему, затрудняющую переход с договоров аренды коммунальной инфраструктуры на договоры концессии,- речь идет о возникновении необходимости уплаты НДС. Арендаторы этот налог платить не должны, в отличие от концессионеров. Поэтому договоры аренды сейчас не могут быть трансформированы в концессионные без налоговых последствий.

Как сообщил вчера заместитель главы Минстроя Андрей Чибис, законопроект, предполагающий отмену НДС при переходе от аренды к концессии, уже подготовлен ведомством и направлен в Белый дом. «Предварительно все решения по одобрению приняты, надеюсь, в ближайшее время он будет направлен правительством в Госдуму»,- добавил чиновник. По оценкам Андрея Чибиса, после принятия нормы до половины арендных договоров в ЖКХ за три года могут быть трансформированы в концессию - в Минстрое ожидают, что это даст отрасли дополнительные инвестиции.

Напомним, что в силу хронической недофинансированности сферы ЖКХ (потребность в средствах оценивалась в 500 млрд руб. ежегодно) Минстрой с 2011 года пытается привлечь частные инвестиции в отрасль. Среди целей - передача 80% предприятий ЖКХ (всего около 4 тыс.) в концессию к 2020 году. По данным Минстроя, по итогам первого квартала в сфере ЖКХ действовало 2264 концессионных соглашения, объем обязательств концессионеров оценивается в 288,6 млрд руб.

Стимулы для трансформации договоров аренды (например, в сфере водоснабжения это касается 20% объектов) в концессионные соглашения обсуждались еще в рамках подготовки к заседанию Госсовета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов в 2017 году. Недопущение повторного налогообложения НДС при таком переходе предусматривается и в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018–2020 годы. Согласно плану законопроектной деятельности Минстроя, поправки уже должны быть в Госдуме - предполагалось, что законопроект будет внесен в правительство в первом квартале этого года, в парламент - во втором.

Как поясняет глава ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин, арендаторы тоже занимаются модернизацией объектов ЖКХ, но договоры концессий более регламентированы и удобны для всех участников рынка. Возможность трансформации аренды в концессии, напоминает эксперт, существует, но на практике при попытке такого перехода компании «попадали на НДС». «Предложение Минстроя представляется правильным - тарифы не будут меняться, поскольку в них не придется учитывать налог»,- считает Алексей Макрушин. Как отмечает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, НДС может быть учтен в тарифном плане, но не его двухпроцентное повышение (с 2019 года ставка налога увеличивается с 18% до 20%.- “Ъ” ). В ближайшие несколько лет, подчеркивает госпожа Разворотнева, по замыслу Минстроя, все договоры аренды должны быть преобразованы в концессии. «Это дело непростое - сплошь и рядом возникали ситуации, когда договоры аренды истекали, а предприятия оказались неинтересными для инвесторов»,- говорит она. По словам Светланы Разворотневой, концессии сейчас существует даже не во всех крупных городах, хотя именно там находятся наиболее интересные для инвесторов предприятия - договоры аренды пока преобладают.

Евгения Крючкова

Жилищно-коммунальный комплекс России вступил в эпоху перемен. Постепенно отрасль переходит на рельсы государственно-частного партнерства. Власти признают: за счет бюджета вывести ЖКХ из системного кризиса не получится, на модернизацию требуются триллионы рублей. Единственный выход - привлечь частных инвесторов.

Как этот процесс идет в сфере водоснабжения и водоотведения, рассказывает генеральный директор УК "Росводоканал" Антон Михальков.

Антон Юрьевич, ЖКХ всегда считалось одной из самых проблемных отраслей в России. Для изменения ситуации руководство страны делает ставку на государственно-частное партнерство. Как сегодня развивается ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения (ВиВ)?

О необходимости привлечения частных инвестиций в региональные инфраструктурные проекты федеральные власти говорят уже давно, наша компания - один из самых ярких примеров инвестиционного присутствия в отрасли. Сегодня бизнес в ЖКХ начал развиваться, полностью подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база. Хотя еще два-три года назад никто особо не рассматривал отрасль водоснабжения и водоотведения как возможное поле для нормального инвестиционного процесса.

Долгое время мы работали не совсем в цивилизованном правовом поле, когда договоры аренды сетей были основной формой взаимодействия между заказчиком (муниципалитетом) и ресурсоснабжающей организацией. Сегодня в законодательство внесены изменения, которые позволяют спокойно работать в рамках концессионных соглашений и обеспечивают большую защищенность инвестора-оператора и муниципалитета.

Этот формат подразумевает долгосрочные отношения на десятилетия вперед. В рамках таких соглашений город сохраняет в собственности существующую инфраструктуру и получает новые капитальные объекты, построенные для улучшения работы систем ВиВ. Оператору же, в свою очередь, гарантируется возврат инвестированных средств, речь идет о том, что долгосрочная тарифная формула зафиксирована на весь срок концессионного соглашения. В стране заключено более 400 концессионных соглашений. На тех конкурсах, которые проводят крупные муниципалитеты, идет настоящая конкурентная борьба. Минстрой РФ делает все возможное для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере ЖКХ.

- Однако отрасль традиционно называют убыточной, на чем же бизнес, решивший войти в нее, может заработать?

Все зависит от нормативно-правовой базы, в которой живет отрасль. Долгое время сама идея, что ЖКХ может быть полем предпринимательской деятельности, формирующей сегодня прибыль, всерьез не воспринималась. На федеральном уровне дан четкий сигнал на привлечение инвесторов и передачу частным профессиональным оператором управление муниципальными сетями ВиВ, на основе концессионных соглашений, что зафиксировано в стратегии развития ЖКХ. Однако зачастую руководителям муниципалитетов проще и привычнее в ручном режиме управлять водоканалами, функционирующими в форме МУПов, для которых высокая эффективность и экономический результат не являются приоритетом.

- За счет чего формируется доходность предприятий в группе компаний под вашим руководством?

Действующее законодательство гарантирует оператору предпринимательскую прибыль, которая составляет пять процентов.

Кроме того, повышение энергоэффективности и снижение операционных издержек, стоимость закупок и прочее тоже может принести предприятию экономический эффект.

Сегодня делается очень многое, чтобы ЖКХ стало инвестиционно-привлекательным для частной инициативы

Есть еще один источник - плата от промпредприятий за негативное воздействие на окружающую среду и за превышение допустимых концентраций вредных веществ в стоках. Эти средства мы направляем на экологические мероприятия и на реализацию производственной программы.

- Какие риски вы видите при переходе на долгосрочное тарифообразование?

В рамках нормативно-правовых актов, регулирующих тарифообразование, мы имеем несколько источников формирования денежных потоков. Один из них - это тарифная составляющая, которая идет на операционную деятельность. С 2016 года все предприятия отрасли должны перейти на долгосрочное тарифное регулирование ("Росводоканал" сделал это в 2015-м). Экономический эффект, который мы получим от грамотного управления бизнесом, позволит нам пользоваться средствами, накопленными в результате экономии, в течение пяти лет. Мы начали работать вместе с Минстроем над дополнениями к нормативным актам, которые помогут мотивировать операторов к повышению эффективности работы в следующий тарифный цикл. Так как существует риск, что экономия, которую мы получили в течение первых пяти лет, будет изъята из тарифа и следующий регулируемый период потеряет инвестиционную привлекательность. Долгосрочное и прогнозируемое тарифное регулирование позволит привлекать инвестиции в необходимых объемах для модернизации отрасли уже сегодня, так как гарантия возврата средств заложена в действующем законодательстве.

Как реализуется поручение президента о передаче неэффективных МУПов в концессию? Есть ли успешные примеры?

Концессия, самый прогрессивный метод ГЧП, который позволяет на понятных и прозрачных условиях вкладывать в отрасль собственные и заемные средства сегодня, а не через 20 лет, так как есть гарантия того, что они вернутся через будущие тарифные поступления. Сегодня мы сталкиваемся с нежеланием многих муниципалитетов переходить на концессионную модель отношений. Это связано с системой, которая складывалась в течение многих лет. В настоящее время Минстроем России и Минэкономразвития РФ разработана методика для оценки эффективности МУПов, на основании которой все субъекты Российской Федерации провели анализ эффективности МУПов, и официально неэффективными признаны 30% всех предприятий, а их передача в концессию должна состояться в ближайшие два года. Нужно найти механизмы стимулирования, например, дополнительно субсидировать малые города, куда тяжело привлечь крупных инвесторов, и, наоборот, прекращать финансирование из бюджета убыточных предприятий, владельцы которых - муниципалитеты - не принимают мер для передачи их частным операторам.

"Росводоканал" управляет предприятиями в семи городах России, и одно из них, в Воронеже, работает в рамках концессии, а благодаря четко прописанным обязательствам у нас сложились понятные деловые отношения с областной администрацией и муниципалитетом.

В регионах присутствия компанией накоплен позитивный опыт по оптимизации процессов бизнеса и производства. Мы проводим реструктуризацию долгов, переформатируем систему управления, повышаем энергоэффективность, сокращаем потери воды.

Однако в нашей практике есть и другие ситуации. Так, в Краснодаре руководство города хочет вернуть водоканал в муниципальное управление. "Краснодар Водоканал", входит в ГК "Росводоканал" уже более 10 лет, все это время достаточно успешно работает над повышением эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере водоснабжения и водоотведения Краснодара. Хотелось бы понимания со стороны города в отношении нашего стремления максимально конструктивно разрешить ситуацию и сохранить предприятие под управлением нашей группы. В этом мы получаем поддержку со стороны Минстроя. Деятельность краснодарского водоканала была тщательно проанализирована экспертами рабочей группы Минстроя России, созданной по распоряжению вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, в которую вошли представители Минстроя, эксперты НП "ЖКХ Развитие" и ОАО "Институт МосводоканалНИИпроект". Проведен детальный анализ, на основании которого подготовлен отчет о деятельности водоканала, в котором сказано, что нарушений в работе, способных стать основанием для расторжения соглашения с оператором, нет. 2 сентября прошло совещание рабочей группы под руководством заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса с участием представителей администрации Краснодара, Краснодарского края и ГК "Росводоканал". Была констатирована необходимость урегулирования ситуации в решении вопроса о трансформации договоров аренды в концессионные соглашения без расторжения действующих договоров.

Что даст отрасли трансформация договоров аренды в концессионные соглашения? Почему пока этот механизм непопулярен?

Законодательство позволяет трансформировать договоры аренды в концессионные соглашения, однако этот процесс требует согласия обеих сторон (муниципалитета и инвестора). Мы идем по пути трансформации во всех регионах нашего присутствия. Это придаст прогнозируемости отношениям между муниципалитетом и оператором.

Подавляющее большинство частных операторов управляет предприятиями системы водоснабжения и водоотведения на основании договоров аренды, заключенными 10-15 лет назад, в них, как правило, недостаточно четко прописаны взаимные обязательства, что несет риск обеим сторонам. Кроме того, некоторые пункты этих договоров конфликтуют с сегодняшним законодательством, поэтому существует возможность недобросовестного прочтения определенных положений. Проще говоря, можно в одностороннем порядке попытаться расторгнуть договор и передать сети либо другому оператору, либо в управление МУПа.

Однако все ваши усилия могут быть сведены на нет из-за проблемы неплатежей, которая в ЖКХ уже давно приобрела хроническую форму. Какие проблемы вы видите по текущей деятельности предприятия, какие меры необходимо принять, чтобы урегулировать этот вопрос?

Да, неплатежи - это в тактическом плане основная наша проблема. Кризисные явления в экономике, потрясения на внешних рынках приводят к снижению платежной дисциплины всех категорий абонентов.

Еще одной существенной проблемой являются массовые подключения к системам ВиВ предприятий среднего и малого бизнеса в обход действующего законодательства, что негативно влияет не только на собираемость платежей, но и влечет за собой технологические риски, такие как прорывы и аварии. Мы боремся с этими нарушениями в рамках действующего законодательства, проводим серьезную разъяснительную работу, предлагаем узаконить присоединение к нашим сетям и работать в рамках заключенного договора.

Также нас беспокоят факты мошеннического характера, когда управляющие компании не платят месяцами, потом банкротятся и позже регистрируются как новое юридическое лицо. Здесь нам необходима помощь в первую очередь правоохранительных органов по выявлению недобросовестных УК и недопущению с их стороны мошенических действий.

Но у нас есть и примеры позитивного сотрудничества с властями в рамках борьбы с неплатежами, например Воронеж. Мы нашли компромисс с тепловиками, сегодня они сокращают свою задолженность. Во многом это обусловлено тем, что власти города и области максимально поддерживают нашу работу.

Мы совершенствуем нашу платежную систему, стараемся повысить удобства расчетов для клиентов, развиваем судебную практику. Ведь из-за долгов страдают потребители, так как деньги не попадают в инвестиционную программу.

- Какие еще законодательные изменения необходимы, чтобы бизнес активнее входил в ЖКХ?

На сегодня проделана работа по внесению изменений в закон о концессиях, в которой мы приняли активное участие, которые должны быть приняты в ближайшее время. Данные изменения касаются возможности передачи в концессию сетей коммунального комплекса, которые не зарегистрированы. Это очень важно, так как сейчас в муниципалитетах отсутствует регистрация на большую часть объектов имущества предприятий ВиВ, и проблема решается очень тяжело в связи с отсутствием средств в бюджетах муниципалитетов.

Мы также считаем крайне важным допускать к концессионным конкурсам только профессиональных операторов, имеющих многолетний опыт и доказавших свою финансовую состоятельность. Согласитесь, странным выглядит участие в конкурсе на управление водокоммунальным комплексом города компании, которая зарегистрирована за пару месяцев до конкурса.

Кроме того, необходимо внести изменение в действующее законодательство, повышающее ответственность за неплатежи и несвоевременную оплату услуг ЖКХ, предоставляющее возможность взыскания долгов и начисления штрафов с 1-го месяца просрочки.

По моему мнению, все это поможет вывести отрасль на новый уровень и привлечь серьезные инвестиции в модернизацию ЖКХ России.