Государственные нормативные требования охраны труда. Нормативные требования охраны труда. Нарушение требований охраны труда Государственные нормативные требования обязательны для исполнения кому

1. Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

2. Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

1.Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда – важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда .

Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них.

2.Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Ниже приводится государственные требования по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда


п/п

Нормативные правовые акты

Федеральный орган
исполнительной власти,
утверждающий документ

Минтруда России

Федеральные органы

Исполнительной власти

Госгортехнадзор России

Госатомнадзор России

Госстандарт России

Госстрой России

Госстрой России

Минздрав России

Правительством РФ утверждено Постановление от 23 мая 2000 года № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" . Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования и включает:

Межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда,

Строительные и санитарные нормы и правила,

Правила и инструкции по безопасности,

Правила устройства и безопасной эксплуатации,

Свод правил по проектированию и строительству,

Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

Тем же Постановлением утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанный Перечень включает в себя следующие виды нормативных правовых актов:

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ - Министерство труда и социального развития РФ.

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО). Утверждаются соответствующими органами федеральной исполнительной власти.

3. Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Утверждаются Госгортехнадзором РФ и Госатомнадзором РФ.

4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Утверждаются Госстандартом РФ и Госстроем РФ.

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Утверждаются Госстроем РФ.

6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила - СП, гигиенические нормативы - ГН, санитарные правила и нормы - СанПиН, санитарные нормы - СН). Утверждаются Минздравом РФ.

Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в приведенном выше Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

1) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;

2) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ;

3) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила. Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству, в части государственных нормативных требований охраны труда, разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

Разработка и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин произведенного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний. А также изучения передового отечественного и мирового опыта работ по улучшению условий и совершенствованию охраны труда, а также с учетом анализа результатов сертификации работ по охране труда, возлагается на федеральные органы исполнительной власти РФ. Разработка и утверждение методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при оформлении государственных нормативных требований по охране труда, поручается Министерству труда и социального развития РФ.

На федеральные органы исполнительной власти также возлагается обязанность направлять в месячный срок утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда. А также обязанность по изданию указанных нормативных актов и обеспечению данной документацией все заинтересованные организации в установленном порядке.

В соответствии с положениями п. 5 Постановления государственные нормативные требования охраны труда могут утверждаться сроком на пять лет, а их действие сверх указанного срока может быть продлено не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований по охране труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

В тех случаях, когда в содержание законодательных актов РФ об охране труда вносятся необходимые изменения, соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат обязательному пересмотру независимо от ранее установленного для них срока действия. Аналогичные требования распространяются на межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда при внедрении новой техники и технологии, а также по результатам анализа состояния производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф на территории РФ.

В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований.

Общей задачей системы стандартов безопасности (ССТБ) является стандартизация требований безопасности труда и включение этих требований в стандарты, и технические условия. Порядок разработки и согласования требований безопасности труда в стандартах и технических условиях устанавливаются соответствующими нормативными актами.

Система ССТБ непосредственно состоит из пяти составляющих стандартов. При этом структуру, задачи, цели и сферы действия ССТБ, а также применяемые термины, классификацию опасных и вредных факторов, сопутствующих осуществлению работниками своих трудовых обязанностей, и методы оценки безопасности труда, устанавливаются организационно-методическими стандартами основ построения охраны труда.

Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов, обязательными к исполнению являются нормы и/или правила пожарной безопасности.

3.Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

Статья 211 Трудового кодекса «Государственные нормативные требования охраны труда» гласит, что порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Кроме того, порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда определяется документами соответствующих федеральных органов государственной власти, включая Правительство РФ, которое отвечает за подготовку и утверждение соответствующего подзаконного нормативного акта.

Федеральный закон «О техническом регулировании» потребовал кардинального изменения всего сложившегося порядка, ввел новый вид нормативных документов «технический регламент», только в которых можно излагать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ в сфере технического регулирования, и разрешил принятие технических регламентов федеральными законами, международными договорами и двумя подзаконными актами: указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Однако, поскольку устанавливаемый этим законом порядок окончательно наступит только с 1 июля 2010 года, в настоящий (переходный) период все ранее принятые (до 1 июля 2003 года) нормативные документы продолжают действовать.

Подзаконные нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается

Подчеркнем, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты.

Подзаконный нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда


п/п

Нормативные правовые акты

Федеральный орган
исполнительной власти,
утверждающий документ

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

Минтруда России

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы

Исполнительной власти

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России

Госатомнадзор России

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России

Госстрой России

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарии к ст. 211 ТК РФ


1. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти (порядок их принятия определен Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"), а также систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" установлено следующее. В Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

2. В соответствии с установленным порядком межотраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются Минздравсоцразвития России. Отраслевые правила по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по охране труда.

Правила по безопасности, инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в соответствии с Приказом Госгортехнадзора России от 14 апреля 2005 г. N 219.

Перечень действующих СНиПов (приводится по Общероссийскому

строительному каталогу СК-1 "Нормативные и методические

документы по строительству")

СНиПы по вопросам проектирования, производства строительных

материалов и конструкций и организации строительства

документа Наименование документа Взамен чего введен

1.04.03-85 Нормы продолжительности

строительства и задела в

строительстве пред-

приятий, зданий и

сооружений (изд. 1991 г.

с изменениями)

1.05.03-87 Нормы задела в жилищном

строительстве с учетом

комплексной застройки СН 104-81

1.06.04-85 Положение о главном

инженере (главном

архитекторе) проекта Положение, утв.

Постановлением

Госстроя СССР от 30

декабря 1969 г. N 150

2.01.07-85 Нагрузки и воздействия

(изд. 2003 г. с

изменениями) Глава СНиП II-6-74

2.01.09-91 Здания и сооружения на

подрабатываемых

территориях и

просадочных грунтах Глава СНиП II-8-78

2.02.01-83 Основания зданий и

сооружений (изд. 1995

г. с изменением N 1) СНиП II-15-74, СН 475-75

2.02.02-85 Основания

гидротехнических сооруже-

ний (изд. 2004 г. с

изменением) СНиП II-16-76

2.02.03-85 Свайные фундаменты СНиП II-17-77

2.02.04-88 Основания и фундаменты

на вечномерзлых

грунтах СНиП II-18-76

2.02.05-87 Фундаменты машин с

2.03.02-86 Бетонные и железобетонные

конструкции из плотного

силикатного бетона СН 165-76

2.03.03-85 Армоцементные конструкции СН 366-77

2.03.04-84 Бетонные и железобетонные

конструкции,

предназначенные для

работы в условиях

воздействия повышенных и

высоких температур СН 482-76

2.03.06-85 Алюминиевые конструкции Глава СНиП II-24-74

2.03.09-85 Асбестоцементные

конструкции СН 265-77

2.03.11-85 Защита строительных

конструкций от коррозии СНиП II-28-73, СН 65-76

2.03.13-88 Полы СНиП II-В.8-71

2.04.01-85 Внутренний водопровод и

канализация зданий (изд.

1996 г. с изменениями 1 и

2) СНиП II-30-76 и СНиП II-

2.04.02-84 Водоснабжение. Наружные

сети и сооружения (изд.

1996 г. с изменением 1) Глава СНиП II-31-74

2.04.03-85 Канализация. Наружные

сети и сооружения СНиП II-32-74

2.04.12-86 Расчет на прочность

стальных трубопроводов СН 373-67

2.05.02-85 Автомобильные дороги

(изд. 2004 г. с

изменениями) СНиП II-Д.5-72,

2.05.03-84 Мосты и трубы (изд. 1996

г. с изменением 1) СНиП II-Д.7-62, СН

200-62, СН 365-67

2.05.06-85 Магистральные

трубопроводы (изд. 1997

г. с изменениями 1,2 и 3) СНиП II-45-75

2.05.07-91 Промышленный

транспорт (изд. 1996

г. с изменением 1)

2.05.09-90 Трамвайные и

троллейбусные линии СНиП II-41-76

2.05.11-83 Внутрихозяйственные

автомобильные дороги в

колхозах, совхозах и

сельскохозяйственных

предприятиях и

организациях

2.05.13-90 Нефтепродуктопроводы,

прокладываемые на

территории городов и

других населенных пунктов СНиП 2.05.13-83

2.06.03-85 Мелиоративные системы и

сооружения СНиП II-52-74

2.06.04-82 Нагрузки и воздействия на

гидротехнические

сооружения (волновые,

ледовые и от судов) (изд.

1995 г. с изменениями 1 и

2) СНиП II-57-75

2.06.05-84 Плотины из грунтовых

материалов (изд. 1991 г.) СНиП II.4-73(II-53-73)

2.06.06-85 Плотины бетонные и

железобетонные СНиП II-54-77

2.06.07-87 Подпорные стены,

судоходные шлюзы,

рыбопропускные и

рыбозащитные сооружения СНиП II-55-79

2.06.08-87 Бетонные и железобетонные

конструкции

гидротехнических

сооружений СНиП II-56-77

2.06.09-84 Туннели гидротехнические СН 238-73

2.06.14-85 Защита горных выработок

от подземных и

поверхностных вод

2.06.15-85 Инженерная защита

территорий от затопления

и подтопления

2.07.01-89 Градостроительство.

Планировка и застройка

городских и сельских

поселений (изд. 1994 г.

с изменениями 1 и 2 и

дополнениями) СНиП II-60-75

2.08.02-89 Общественные здания и

сооружения (изд. 2003 г.

с изменениями) СНиП 2.08.02-85

2.09.03-85 Сооружения промышленных

предприятий СНиП II-91-77, СН

302-65, СН 471-75

2.09.04-87 Административные и

бытовые здания (изд. 2001

г. с изменениями) Глава СНиП II-92-76

2.10.02-84 Здания и помещения для

хранения и переработки

сельскохозяйственной

продукции СНиП II-98-77

2.10.03-84 Животноводческие,

птицеводческие и

звероводческие здания и

помещения

2.10.04-85 Теплицы и парники СНиП II-100-75

2.10.05-85 Предприятия, здания и

сооружения по хранению и

переработке зерна СН 261-77

2.11.02-87 Холодильники Глава СНиП II-105-74

2.11.03-93 Склады нефти и

нефтепродуктов. Про-

тивопожарные нормы СНиП II-106-79

3.01.03-84 Геодезические работы в

строительстве СНиП III-2-75

3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию

законченных

строительством объектов.

Основные положения СНиП III-3-81

3.02.01-87 Земляные сооружения,

основания и фундаменты СНиП 3.02.01-83, СНиП

III-8-76, СН 536-81

3.02.03-84 Подземные горные

выработки СНиП III-11-77

3.03.01-87 Несущие и ограждающие

конструкции СНиП III-15-76, СН 383-

67, СНиП III-16-80, СН

420-71, СНиП III-18-75,

СНиП III-17-78, СНиП

III-19-76, СН 393-78

3.04.01-87 Изоляционные и отделочные

покрытия Разделы СНиП III-20-74,

СНиП III-21-73, СНиП

III-B.14-72, ГОСТ 227-

53-77, ГОСТ 22844-77,

ГОСТ 23305-78

3.04.03-85 Защита строительных

конструкций и

сооружений от коррозии СНиП III-23-76

3.05.01-85 Внутренние санитарно-

технические системы

3.05.03-85 Тепловые сети

3.05.04-85 Наружные сети и

сооружения водоснабжения

и канализации (изд. 1995

г. с изменением 1)

3.05.05-84 Технологическое

оборудование и тех-

нологические трубопроводы

3.05.06-85 Электротехнические

устройства

3.05.07-85 Системы автоматизации СНиП III-34-74

3.06.03-85 Автомобильные дороги СНиП III-40-78

3.06.04-91 Мосты и трубы СНиП III-43-75,

ВСН 81-80, ВСН 98-

74, ВСН 109-64,

ВСН 163-69, ВСН

3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила

обследований и испытаний

3.07.01-85 Гидротехнические

сооружения речные

3.07.02-87 Гидротехнические морские

и речные транспортные

сооружения Разделы 1 и 3 СНиП III-

3.07.03-85 Мелиоративные системы и

сооружения (изд. 1995 г.

с изменением 1)

3.09.01-85 Производство сборных

железобетонных

конструкций и изделий СН 324-72, СН 488-76,

СНиП II-7-81 Строительство в

сейсмических районах

(изд. 2000 г. с

изменениями) Глава СНиП II-А.12-69

81 Каменные и армокаменные

конструкции (изд. 2004 г.

с изменениями) СНиП II-В.2-71

81 Стальные конструкции

(изд. 1995 г. с

изменениями) СНиП II-В.3-72, СНиП

II-И.9-62, СН 376-67

80 Деревянные конструкции Глава СНиП II-В.4-71

76 Кровли СН 394-74

76 Котельные установки СНиП II-Г.9-65, СН 350-

75 Электростанции тепловые СНиП II-И.8-62, СН 372-

80 Генеральные планы

промышленных предприятий

(изд. 1994 г. с измене-

ниями) СНиП II-М.1-71

80 Подземные горные

выработки СНиП II-М.4-65

76 Генеральные планы

сельскохозяйственных

предприятий СНиП II-97-76

СНиП II-108-

78 Склады сухих минеральных

удобрений и химических

средств защиты растений СНиП II-Н.6-67

СНиП III-10-

75 Благоустройство

территорий Глава СНиП III-К.2-67,

СНиП III-24-

75 Промышленные печи и

кирпичные трубы СНиП III-Г.12-62

СНиП III-39-

76 Трамвайные пути СНиП III-Д.4-62

СНиП III-41-

76 Контактные сети

электрифицированного

транспорта СНиП III-Д.9-62

СНиП III-42-

80 Магистральные

трубопроводы (изд. 1997

г. с изменениями

СНиП III-44-

77 Тоннели железнодорожные,

автодорожные и

гидротехнические.

Метрополитены СНиП III-Б.8-68, СНиП

96 Инженерные изыскания для

строительства. Основные

положения СНиП 1.02.07-87

2003 Инструкция о порядке

разработки, согласования,

экспертизы и утверждения

градостроительной

документации МДС II-7.2000

2001 Безопасность труда в

строительстве. Часть 1.

Общие требования СНиП 12-03-99

2002 Безопасность труда в

строительстве. Часть 2.

Строительное

производство СНиП III-4-80, ГОСТ

12.3.035-84, ГОСТ

12.3.038-85, ГОСТ

96 Основные положения

создания и ведения

государственного

градостроительного

кадастра Российской

Федерации

97 Пожарная безопасность

зданий и сооружений (изд.

2002 г. с изменениями) СНиП 2.01.02-85

99 Стоянки автомобилей

(изд. 2004 г. с

изменением)

95 Геофизика опасных

природных воздействий

99 Строительная

климатология (изд.

изменением) СНиП 2.01.01-82

95 Естественное и

искусственное освещение

(изд. 2003 г. с

изменением) СНиП II-4-79

97 Планировка и застройка

территорий садоводческих

(дачных) объединений

граждан, здания и

сооружения (изд. 2001 г.

с изменением) ВСН 43-85

2001 Производственные здания СНиП 2.09.02-85

2001 Складские здания СНиП 2.11.01-85

95 Железные дороги колеи

1520 мм СНиП II-39-76, СНиП

III-38-75, СН 468-74

96 Аэродромы СНиП 2.05.08-85, СНиП

97 Тоннели железнодорожные и

автодорожные СНиП II-44-78, СНиП

III-44-77 в части ж.д.

и автодор. тоннелей,

искл. приемку

99 Подземные хранилища

газа, нефти и продуктов

их переработки СНиП 2.11.04-85

2001 Доступность зданий и

сооружений для

маломобильных групп

населения ВСН 62-91, кроме треб.

к специализ. зданиям

2002 Газораспределительные

системы СНиП 2.04.08-87, СНиП

95 Разработка и применение

норм и нормативов расхода

материальных ресурсов в

строительстве. Основные

положения СНиП 5.01.18-86

95 Федеральные (типовые)

элементные нормы расхода

цемента при изготовлении

бетонных и железобетонных

изделий и конструкций СНиП 5.01.23-83

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие на основании документов Государственной системы стандартизации РФ, в частности:

ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения";

ГОСТ Р 1.2-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены";

ГОСТ Р 1.5-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения";

ГОСТ 12.0.001-82 "Система стандартов безопасности труда. Основные положения".

Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, направляются ими при необходимости в федеральные надзоры.

3. В соответствии со ст. 370 ТК представители профсоюзов имеют право принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ.

4. В настоящее время действуют следующие отраслевые правила по охране труда:

Правила по охране труда для полиграфических организаций и Типовые инструкции по охране труда для полиграфических организаций, утв. Приказом МПТР России от 4 декабря 2002 г. N 237;

Правила по охране труда при работах на радиорелейных линиях связи, утв. Приказом Минсвязи России от 25 декабря 2002 г. N 148;

Правила по охране труда в кондитерской промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 48;

Правила по охране труда в животноводстве, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 49;

Правила по охране труда при проведении мелиоративных работ, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 50;

Правила по охране труда в табачной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 51;

Правила по охране труда для организаций крахмалопаточной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 52;

Правила по охране труда в птицеводстве и птицепереработке, утв. Приказом Минсельхоза России от 10 февраля 2003 г. N 53;

Отраслевые правила по охране труда при работе с электрохимической бумагой типа ЭХБ в подразделениях полетной информации организаций гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 20 марта 2003 г. N 26;

Отраслевые правила по охране труда при работе со спецжидкостями в организациях гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 20 марта 2003 г. N 27;

Правила по охране труда при работах на линейных сооружениях кабельных линий передачи, утв. Приказом Минсвязи России от 10 апреля 2003 г. N 39;

Правила по охране труда на послеуборочной подработке и хранении семян сахарной свеклы, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 887;

Правила по охране труда в организациях по хранению и переработке зерна, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 888;

Правила по охране труда в растениеводстве, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 889;

Правила по охране труда в мясной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 890;

Правила по охране труда при эксплуатации объектов очистки сточных вод организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 891;

Правила по охране труда при производстве спирта, водки, коньяка, вин, пива и соков, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 892;

Правила по охране труда в масложировой промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 893;

Правила по охране труда работников агропромышленного комплекса в условиях радиоактивного загрязнения территории, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 894;

Правила по охране труда при производстве хлебопекарных дрожжей, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 895;

Правила по охране труда в хлебопекарной и макаронной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 896;

Правила по охране труда в молочной промышленности, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 897;

Правила по охране труда при хранении плодоовощной продукции, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 898;

Правила по охране труда работников АПК при использовании пестицидов и агрохимикатов, утв. Приказом Минсельхоза России от 20 июня 2003 г. N 899;

Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2007 г. N 269;

Правила по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утв. Приказом ФТС России от 15 апреля 2008 г. N 403.

Государством устанавливаются нормативные стандарты безопасности труда и требования охраны труда. Такие требования должны быть учтены работодателем при разработке в своей компании соответствующих инструкций и правил.

Общие требования охраны труда

Руководство компании обязано обеспечить своим сотрудникам охрану их труда и безопасные условия для работы.

Основные требования
Направление

Конкретные обязанности работодателя по соответствующему направлению

Работодатель обязан обеспечить:

Обеспечение безопасных условий труда — безопасность при эксплуатации оборудования, зданий и используемых в процессе работы материалов и инструментов;
— применение средств защиты, прошедших декларирование соответствия или сертификацию;
— соответствующие условия на каждом рабочем месте;
— выдачу средств индивидуальной защиты, обезвреживающих средств сотрудникам, которые работают в грязных условиях, при некомфортных температурных условиях или в небезопасных условиях;
— проведение спецоценки условий работы;
Контроль за соблюдением норм охраны труда — организацию системы управления и контроля за соблюдением и состоянием условий труда;
Соблюдение прав работников в сфере охраны труда — режим отдыха и труда сотрудников по трудовому законодательству;
— информирование всех сотрудников о возможном риске для здоровья, причитающихся им компенсациях и гарантиях;
— оказание пострадавшим на рабочем месте сотрудникам первой помощи, принятие мер по сохранению здоровья и жизни коллег;
— принятие мер по недопущению аварий на производстве;
медицинское обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание;
— доставку сотрудника в медучреждение, если он заболел на рабочем месте;
— оказание работникам неотложной медицинской помощи (при такой необходимости);
— ознакомление всего штата с действующими в компании требованиями;
— обязательное соцстрахование сотрудников от профзаболеваний и несчастных случаев;
— учёт и расследование профзаболеваний и несчастных случаев;
Обучение и инструктаж по охране труда — обучение безопасным приёмам и методам выполнения работ;
— обучение оказанию первой помощи тем, кто пострадал на работе;
— проведение инструктажа;
— проведение стажировки;
— проверку полученных знаний;
— недопущение к труду сотрудников, которые не прошли инструктаж и обучение;
Медицинские осмотры — в предусмотренных законом случаях организацию за свой счёт прохождения обязательных медосмотров;
— недопущение к труду лиц без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований, обязательных медосмотров и если установлено наличие медицинских противопоказаний;
Госконтроль по условиям безопасности и охраны труда — предоставление госорганам, осуществляющим контроль (надзор) в этой сфере, информации и документов, необходимых для реализации этими органами своих полномочий;
— беспрепятственный допуск госпроверяющих и представителей общественного контроля при проведении ими проверок;
— рассмотрение представлений и выполнение предписаний в установленные законами сроки;
Разработка нормативных правовых актов по охране труда — наличие документов, включающих в себя все установленные требования;
— разработку и утверждение правил и инструкций (при их составлении нужно учитывать мнение профсоюзной организации).

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в:

  • федеральных законах и нормативных правовых актах РФ;
  • законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Такие требования направлены на сохранение здоровья и жизни сотрудников. Они регламентируют критерии, процедуры, правила и нормативы по охране труда.

Эти требования обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их вида деятельности, в том числе:

  • при строительстве, проектировании, эксплуатации и реконструкции объектов;
  • разработке технологических процессов;
  • конструировании механизмов, машин и иного оборудования;
  • организации труда и производства.

Подробно разработка, изменение и утверждение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, регламентированы Положением , утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160.

Требования охраны труда перед началом работы

Для некоторых видов производств и работ утверждены инструкции, в которых подробно регламентированы требования, которые должны быть соблюдены работниками перед началом работ. Например, разработана подробная Инструкция, что должен выполнить слесарь перед тем, как приступить к ремонту электропоездов (ИОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-13-2013). Также действует Инструкция, в которой прописаны обязательные условия, которые должны быть выполнены перед работами на высоте (ИОТ РЖД-4100612-ДЖВ-023-2013).

В каждой компании разрабатываются и утверждаются свои правила. Такие правила составляются с учётом специфики деятельности конкретной организации.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, утвержден Постановлением Правительства РФ 23 мая 2000 г. № 399 (табл. 26.1).

Таблица 26.1

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих

государственные нормативные требования охраны труда

Нормативные правовые акты

Федеральный

орган исполнительной власти, утверждающий документ

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России*

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)

Минздрав России*

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)

Госстрой России

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России**

Госатомнадзор России**

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

Минтруда России*

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы исполнительной власти

Примечания.

*В настоящее время Минтруда и Минздрав России преобразованы в Минздравсоцразвития России. Функции Госсанэпиднадзора выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

** В настоящее время Госгортехнадзор и Госатомнадзор России преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

    ГОСТ 12.0.004–90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

    СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам.

    СП 2.2.1.1312–03. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий.

    ГН 2.1.8/2.2.4.019–94. Временные допустимые уровни (ВДУ) воздействия электромагнитных излучений, создаваемых системами сотовой связи.

    СНиП 12.03–2001. Безопасность труда в строительстве. Общие положения.

    СП 12-136–2002. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и в проектах производства работ.

    ПБ 10-382–00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

    ПОТ РО-14000-005–98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения.

    ТИО РМ-073–2002. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с ручным электроинструментом и др.

Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов обязательными для исполнения являются нормы и/или правила пожарной безопасности (НПБ и ППБ). Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ 06–96.

Вопросы безопасности, касающиеся чрезвычайных ситуаций в РФ, регламентируются стандартами БЧС. Основополагающим стандартом системы является ГОСТ Р 22.0.01–94 БЧС. Безопасность в ЧС. Основные положения.

Всеми вышеперечисленными нормативными актами необходимо руководствоваться при разработке конструкторской, проектной, технологической документации, применять в повседневной работе при использовании функций надзора и контроля безопасного производства работ и т.д.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативов требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:

    при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

    при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    при внедрении новой техники и технологий;

    по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации законодательство об охране труда состоит из Конституций или Уставов субъектов Российской Федерации, законов об охране труда, социальном партнерстве, об объединениях работодателей и др.

Нормативные акты по охране труда, принимаемые с Российской Федерации, а также локальные нормативные акты не могут содержать требования, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями, принятыми в актах, приведенных выше.

В результате изучения этого раздела Вы будете знать:
  • Государственные нормативные требования по охране труда. Порядок разработки, принятия, внедрения нормативных требований.
  • Технические регламенты и изменение всей системы нормативных актов по безопасности в Российской Федерации. Международные и европейские стандарты и нормы. Проблемы гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского Союза.
  • Национальные и государственные (ГОСТ) стандарты, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 2001 г. 197-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».
3. ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
5. Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА


Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда дается в ст. 210 Трудового кодекса РФ

«Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)»


Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений осуществляется на основе законов и подзаконных актов.

Законы

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • иные федеральные законы.

Подзаконные акты

Указы Президента Российской Федерации;
. постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
. конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
. акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащими нормы трудового права.

Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются федеральными конституционными законами . Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

Нормы трудового права содержатся и в иных федеральных законах и подзаконных актах

К иным (подзаконным) актам, содержащим нормы трудового права, относятся другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, включая условия охраны труда. Они делятся на подгруппы.

К первой подгруппе подзаконных относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности.

Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопро-сы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, при-нимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

Следующую подгруппу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области охраны труда, со-ставляют нормативные правовые акты Министерства труда и со- циальной защиты РФ (Минтруд РФ). К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применеприменении дейст-вующего законодательства по охране труда, положения, прави-ла, инструкции и т.д. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Наряду с перечисленными подзаконными нормативными правовыми актами на территории России действуют также подзаконные нормативные правовые акты , регулирующие условия охраны труда, принятые министерствами, ведомствами и госу дарственными комитетами России, которые принимаются после согласования с Минтрудом РФ . Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.


Законодательные и подзаконные акты, регули- рующие условия охраны труда субъектов России , принятые региональными органами власти, действуют только на территории данного региона. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для сполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:
. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
. конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
. разработке технологических процессов;
. организации производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении я о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» отнесены к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда:

  • стандарты безопасности труда;
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

(санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
  • при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
  • по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний;условий труда;результатов внедрения новой техники и технологий;
  • по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или)
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
Локальные нормативные правовые акты охраны труда

Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Трудовом кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

Локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:

  • Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
  • Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.
  • Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Локальный нормативный акт , содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем , за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:
. с трудовым законодательством;
. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
. коллективными договорами;
. соглашениями.
Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

  • введение, а также отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной

рабочей недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ);

с пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза (ст. 373 ТК РФ);

квалификации работников (ст. 196 ТК РФ);

  • в некоторых случаях привлечения к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ);
  • в некоторых случаях привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни

творческих работников средств массовой информации (ст. 113 ТК РФ);

  • утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
  • утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
  • утверждение графиков сменности (ст.103 ТК РФ);
  • принятие актов, регулирующих системы оплаты труда работников государственных и

муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ);

  • принятие локального акта в области повышения оплаты труда работников, занятых на

тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

  • принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и

пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта .
1. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
2. Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.
3. Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
· не содержит согласия с проектом, либо
· содержит предложения по его совершенствованию,
работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.
4. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.
5. Государственная инспекция, труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).
В случае если в организации не создан постоянно действующий представительный орган, к обсуждению проекта акта привлекаются представители работников, избранные в соответствии со ст. 31 ТК РФ.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И НОРМЫ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Международные правовые нормы , акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения).

МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ .
Рекомендации не ратифицируют . Государство может использовать их в национальном законодательстве.
50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.
Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:
· Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;
· Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.
Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС). Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:
· организацию охраны труда;
· требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;
· соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
· определение уязвимых категорий рабочих и т.д.
Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства - члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.

Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам - членам Сообщества.

Технические регламенты

Кардинальные изменения в порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных актов вносит федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к

продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме).
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.

Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения , связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда.

В статьях 6 и 7 говорится что:

Статья 6. Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
радиационную безопасность населения;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений;
другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В настоящее время не разработаны технические регламенты в области охраны труда .

Федеральным законом «О техническом регулировании» регламентируется - (ст. 46, п. 1) «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан...»,

На этом основании применяются нормативно - правовые акты национальных и государственных (ГОСТ) стандартов, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
СОДЕРЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Наименование вида нормативного правового акта
Полное Сокращенное
Межотраслевые правила по охране труда
Межотраслевые типовые инструкции по охране труда
ПОТ Р М
ТИ Р М
Отраслевые правила по охране труда
Типовые инструкции по охране труда
ПОТ Р О
ТИ Р О
Правила безопасности
Правила устройства и безопасной эксплуатации
Инструкции по безопасности
ПБ
ПУБЭ
ИБ
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ
Строительные нормы и правила
Своды правил по проектированию и строительству
СНиП
СП
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
санитарные правила,
гигиенические нормативы,
санитарные правила и нормы,
санитарные нормы

СП
ГН
СанПин
СН

Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов , которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.

Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций на базе сайта Минтруда eisot . ru создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности - ЕИСОТ .

Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

Система стандартов безопасности труда

Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.

ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
Устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации.

Структура Системы и обозначение стандартов ССБТ
ССБТ включает в себя группы, приведенные в таблице 1

Таблица 1

Шифр группы Наименование группы
0 Организационно-методические стандарты
1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов
2 Стандарты требований безопасности к производственным машинам и оборудованию
3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам
4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты

Стандарты группы "0" устанавливают:

  • организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
  • требования (правила) к организации работ, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

Стандарты группы "1" устанавливают:

  • требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
  • методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
  • методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы "2" устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственным машинам и оборудованию;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) машин и производственного оборудования;

Стандарты группы "3" устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственным процессам;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
  • методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы "4" устанавливают:

  • требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
  • методы контроля и оценки средств защиты;
  • классификацию средств защиты.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ Р -государственный стандарт российский)), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Примеры - ГОСТ Р 12.1.025-2012; ГОСТ Р 12.3.036-2012.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда.
а) Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
б) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются законы, постановления, мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
в) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на создание безопасных условий труда.

2. Для кого обязательны для исполнения государственные нормативные требования охраны труда?
а) Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности;
б) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения государственными и муниципальными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;
в) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими государственными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;

3. Что является основой государственных нормативных требований охраны труда?
а) Конституция РФ, Трудовой кодекс;
б) Трудовой кодекс федеральные законы;
в) законы и подзаконные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

4. К какой группе государственных нормативных требований охраны труда относятся Указы Президента?
а) К федеральным законам;
б) к законодательным актам;
в) к подзаконным актам.

5. Что относится к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда?
а) Стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда;
б) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и пункт а);
в) законы, постановления Правительства РФ, законы и постановления региональных органов власти.

6. В каких случаях в нормативные государственные требования охраны труда вносятся изменения?
а) При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
б) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
в) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).

7. Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров;
б) нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
в) нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

8. Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором или соглашениями;
б) да, все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников;
в) нет, работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.

9. Требуется ли согласовывать с представительным органом работников должностные инструкции?
а) Да;
б) нет;
в) да при изменении должностной инструкции.

10. Действия выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локального нормативного акта, подлежащего согласованию, без согласования.
а) Подать жалобу в государственную инспекцию труда;
б) обратиться в суд;
в) действия по пунктам а) и б).

11. В каком случае обязательны для соблюдения конвенции МОТ?
а) Если государство является членом Международной организации труда (МОТ);
б) если конвенция, принятая МОТ, ратифицирована государством;
в) при выполнении пунктов а) и б).

12. Действие федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании» распространяется или не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда?
а) Распространяется;
б) не распространяется;
в) распространяется за исключение социально-экономических и организационных мер.

13. Технические регламенты принимаются в целях:
а) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
б) оценки соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме);
в) разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в
том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

!4. Назовите технические регламенты в области охраны труда.
а) Технические регламенты в области охраны труда не приняты, Федеральный закон «О техническом регулировании» разрешает использовать действующие нормативные акты только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан;
б) ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
в) СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".

15. Что устанавливает система стандартов безопасности труда?
а) Терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов;
б) устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации;
в) организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.).