Конституционная юстиция понятие виды функции. Государственное право: Конституционная юстиция. Гаврюсов Ю.В. Становление конституционной юстиции в России

Общественные и гуманитарные науки

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

THE CONSTITUTIONAL JUSTICE IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE DEVELOPMENT PROBLEMS

© 2014 Магарамова Х. М.

Дагестанский государственный университет

© 2014 Magaramova Kh. М.

Dagestan State University

Резюме. В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития конституционной юстиции в Российской Федерации. Проанализировав работы многих ученых, сопоставив их труды связанные с конституционной юстицией, автор разработал новую концепцию по совершенствованию деятельности конституционной юстиции в Российской Федерации.

Abstract. This article covers the problems and prospects of development of the constitutional justice in the Russian Federation. Having analyzed the works of many scientists, comparing their work related to the constitutional justice, the author developed the new concept on the improvement of the activity of the constitutional justice in the Russian Federation.

Rezjume. V dannoj stat"e rassmatrivajutsja problemy i perspektivy razvitija konstitucionnoj justicii v Rossijskoj Federacii. Proanalizirovav raboty mnogih uchenyh, sopostaviv ih trudy svjazannye s konstitucionnoj justiciej, avtor razrabotal novuju koncepciju po sovershenstvovaniju dejatel"nosti konstitucionnoj justicii v Rossijskoj Federacii.

Ключевые слова: Конституционная юстиция, конституционный контроль, суд, реформирование, компетенция.

Keywords: Constitutional justice, constitutional control, court, reforming, competence.

Kljuchevyeslova: Konstitucionnaja justicija, konstitucionnyj kontrol", sud, reformirovanie, kompetencija.

С точки зрения современных российских и зарубежных ученых-юристов, институт конституционной юстиции - необходимый признак правового государства, где государственная власть осуществляется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, и, естественно, в работе государственных органов важнейшими принципами являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Конституционная юстиция - это деятельность судебных органов, заключающаяся в рассмотрении дел, предметом которых служат конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, в первую очередь, парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия. Современная конституционная юстиция не сводится только к проверке конституционности нормативноправовых актов, она призвана обеспечивать верховенство конституции, которая является основой национально-правовой системы страны, защиту конституционных прав и свобод граждан, соблюдение принципа разделения властей в его аспектах. Конституционная юстиция одна из основных форм осуществления конституционного контроля, а именно, конституционный контроль, осуществляемый в форме конституционного судопроизводства

конституционными судами, верховными либо общими судами, а также квазисудебными органами - конституционными советами и некоторыми другими .

Конституционная юстиция РФ сейчас находится на стадии становления. Надо сказать, что реформирование конституционной юстиции в России на основах системности будет содействовать усилению функций конституционного правосудия: позволит основать действенный механизм защиты Конституции Российской Федерации и конституционных прав и свобод гражданин, предотвращения и разрешения политических конфликтов, подавления отрицательной правотворческой инициативности субъектов Российской Федерации. Выполнение данных постулатов, можно полагать, будет сигналом приближения России к тем идеалам, которые были провозглашены Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г во Всеобщей декларации прав человека, которая является международным актом по правам человека, в котором провозглашен круг важнейших гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод человека. Но надо помнить и о том, что конституционное правосудие в Российской Федерации имеет ряд проблем и недочетов, на анализ и решение которых следует обратить самое пристальное внимание. Академик Б. Н. Топорнин

Известия ДГПУ, №4, 2014

говорил, что особое значение имеет сочетание позитивных результатов политологического и юридического анализа конституционного развития. Современным конституционализмом связывается будущность развития общества не только с удачей в избрании политического руководства, но и с ратификацией и закреплением общепризнанных ценностей демократии, справедливости и гуманизма в жизнедеятельности общества. Соединение политологического и юридического подходов содействует формированию правового пространства, устанавливающего предел функционированию власти, критерии действия носителей власти. Этим устанавливается барьер на пути непредсказуемых, нередко отрицательных акций государственных руководителей, обостряется защита политических устоев, зафиксированных в конституции .

Хотелось бы подчеркнуть, что одной из злободневных проблем совершенствования судебной деятельности на современном этапе развития общества является действительное соблюдение таких конституционных принципов, как открытость и гласность. Надо отметить, что работа по реализации ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» от 22.12.2008 года организована на должном уровне: в Интернете сформированы официальные сайты всех судов, где находится требуемая информация, сформированы электронные приемные, информация о рассмотрении дел располагается на их официальных сайтах.

Значительность информационной открытости органов конституционной юстиции отмечена и Председателем Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькиным. Он предлагает анализировать эту проблему обширнее. В частности, на Совете председателей конституционных и уставных судов субъектов РФ, который проходил 3-5 ноября 2010 года, им было подмечено, что в России перед конституционной юстицией на современном этапе встал вопрос конституционализации сознания и рядовых граждан, и должностных лиц органов власти и управления, а также юристов, так как соблюдение прав и свобод, прежде всего, зависит от степени правосознания народа, что служит обязательным условием результативности защиты прав и свобод российских граждан .

Одной из важных проблем совершенствования деятельности конституционной юстиции является проблема разграничения компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ и компетенции других судов. Например, в настоящее время сформировано два уровня конституционного правосудия: федеральный -Конституционный Суд РФ и региональный -конституционные и уставные суды субъектов Федерации. Множество ведущих ученых-конституционалистов отмечают, что модернизация государственности в России, повышение качества правосудия возможны лишь при четком разграничении полномочий разнообразных судебных органов.

Литература

1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 22.12.2008 г. // СПС «Консультант-плюс». 2. Морозова А. С., Платхий Е. В. Вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Российская юстиция. 2013. № 3 С. 49-52. 3. Загоруйка К. Ф., Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России // Социально-гуманитарные науки. Реферативный журнал. 2014. № 1. С. 8-11. 4. Мирзоев С. Б. Конституционный контроль и надзор: некоторые дискуссионные вопросы / Мир политики и социологии. 2012. № 7. С. 48-56. 5. Топорнин Б. Н. Конституционная реформа в СССР: предпосылки и основные направления. М., 1990.

1. Providing the access to the information on the activities of courts in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation dated 22.12.2008 // CALR "Consultant plus". 2. Morozova A. S., Platkhy E. V. Problems of the competence of the constitutional (charter) courts of the subjects of the Russian Federation // Russian justice. 2013. # 3. P. 49-52. 3. Zagoruyka K. F., Zorkin V. D. Constitutional and legal development of Russia // Social Humanitarian

Sciences. Abstract journal. 2014. # 1. P. 8-11. 4. Mirzoev S. B. The constitutional control and oversight: some controversial issues / World of politics and sociology. 2012. # 7. P. 48-56. 5. Topornin B. N. Constitutional reform in the

USSR: background and basic directions. M., 1990.

1. Ob obespechenii dostupa k informacii o dejatel"nosti sudov v Rossijskoj Federacii: federal"nyj zakon RF ot 22.12.2008 g. // SPS «Konsul"tant-pljus». 2. Morozova A. S., Plathij E. V. Voprosy kompetencii konstitucionnyh (ustav-nyh) sudov sub#ektov RF // Rossijskaja justicija. 2013. № 3. S. 49-52. 3. Zagorujka K. F., Zor"kin V. D. Konstitucionno-pravovoe razvitie Rossii // Social"no-gumanitarnye nauki. Referativnyj zhurnal. 2014. № 1. S. 8-11. 4. Mirzoev S. B.

Konstitucionnyj kontrol" i nadzor: nekotorye diskussionnye voprosy / Mir politiki i sociologii. 2012. № 7. S. 48-56.

Конституционная юстиция - это особого рода судебные органы (конституционный или квазісудові органы), которые осуществляют конституционный контроль путем конституционного судопроизводства.

Конституционная юстиция является важнейшей формой осуществления конституционного контроля, целевым назначением которой является прежде всего проверка нормативно-правовых актов относительно их конституционности. Например, в ст. 82 Конституции Грузии 1995 г. провозглашено, что "судебная власть осуществляется посредством конституционного контроля, правосудия и в установленных законом формах". Содержание и характер конституционного контроля в различных странах неодинаков и зависит от органов, его осуществляющих.

Существуют специализированные и неспециализированные органы конституционного контроля.

Неспециализированными органами является глава государства, парламент, правительство, уполномоченный по правам человека и другие. Например, в ст. 73 Конституции Республики Куба 1976 г. отмечено, что Национальная ассамблея народной власти (парламент) уполномоченное: "принимать решения о конституционности законов, декретов - законов, декретов и других общих актов; отозвать декреты-законы Государственного совета... которые противоречат Конституции...", в ч. 1 §6 гл.12 Закона Королевства Швеции "Форма правления" от 27 февраля 1974 г. определено, что

"Риксдаг может избрать одного или нескольких омбудсменов для контроля, согласно принятой Риксдагом инструкции, застуванням законов и других законодательных актов в публичной деятельности...". Деятельность таких органов имеет политический характер и поэтому их иногда именуют политическими. Указанные органы приспособлены к текущим политическим задачам и по своему характеру и содержанию являются стабильными и высоко-профессиональными.

Юридической науке известно две основные модели специализированного конституционного контроля - американская и европейская.

По американской модели конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских, хозяйственных, административных и иных судебных дел. Если верховный суд признает закон неконституционным, то этот закон формально продолжает действовать, но фактически он теряет юридическую силу и ни один суд применять его не будет. Как правило, парламент в таких случаях подобный закон отменяет.

В Аргентине, Боливии, Дании, Израиле, Мексике, Норвегии, США, Швеции, Японии и ряде других стран конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции. Например, в ч. 1 ст. 76 Конституции Японии 1946 г. установлено, что "вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и тем судам низших инстанций, какие будут учреждены законом", а в ст. 81 настоящей Конституции провозглашено, что "Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона, приказа или распоряжения или другого официального акта...".

В Австралии, Бельгии, Эстонии, Индии, Ирландии, Исландии, Канаде, Колумбии, Люксембурге, Швейцарии, на Филиппинах решения вопросов о соответствии нормативно-правовых актов основному закону предоставлено только верховному суда как высшей судебной инстанции. Например, в ч. 3 ст. 149 Конституции Эстонской Республики 1992 г. указано, что "...Государственный суд одновременно является судом конституционного надзора," а в ч. 2 ст. 152 этой Конституции установлено, что " Государственный суд признает недействительным любой закон или иной правовой акт, если он противоречит положениям и сути Конституции", в п. 3 ст. 34 Конституции Ирландии 1937 г. в редакции 1995 г. установлено, что "никакой суд не должен осуществлять юрисдикцию по вопросам юридической силы закона или какого-либо положения закона, законопроекта, который должен быть передан Верховному суду...".

По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными органами или квасісудовими (не судебными) органами.

Специальные судебные органы в разных странах имеют разные названия. В большинстве стран эти органы имеют название конституционного суда (Беларусь, Болгария, Грузия, Испания, Италия, Литва, Македония, Молдова, Португалия, Россия, Словакия, Словения, Узбекистан, Венгрия, Украина, Чехия, Хорватия), в Египте - Высший конституционный суд, в Польше - Конституционный Трибунал, в Германии - Федеральный конституционный суд и другие. Например, в п. 1 ст. 83 Конституции Грузии 1995 г. провозглашено, что

"Конституционный суд Грузии является судебным органом конституционного контроля...", в ст. 175 Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. в редакции 1980 г. установлено, что "только Высший конституционный суд осуществляет конституционный контроль в отношении конституционности законов и их положений...".

В отдельных федеративных государствах такие органы могут создаваться также субъектами федераций (Босния и Герцеговина, Германия, Россия). Например, в п. 1 ст. 100 Основного Закона ФРГ 1949 г. записано, "... если речь идет о нарушении Конституции земли, должно быть получено решение суда земли, который компетентен в решении конституционного спора, а если речь идет о нарушении действующего Основного закона, то решение Федерального Конституционного суда...". При этом Федеральный конституционный суд и конституционные суды земель не создают единой системы, между ними не существует никаких отношений инстанционности, и поэтому каждый из них проверяет нормативно-правовые акты на соответствие только своей конституции.

Статус конституционного суда, как правило, закрепляется в специальном разделе конституции, который иногда бывает отделен от ее структурной части, посвященной основам судоустройства. В одних странах конституционный суд считается судом особой категории и входит в судебную систему, в других (Болгария, Италия, Румыния) - является особым органом контроля, не относится к судебной власти. Например, в ч. 3 ст. 124 Конституции Украины 1996 г. установлено, что "судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции", в п. 1ст. 119 гл.6, которая имеет название "Судебная власть" Конституции Республики Болгария 1991 г. указано, что "правосудие осуществляется Верховным кассационным судом, Верховным административным судом, апелляционными, окружными, военными и районным судами", а статус Конституционного Суда определен в главе 8 настоящей Конституции.

В некоторых странах (Казахстан, Марокко, Сенегал, Тунис, Франция) для осуществления конституционного контроля создании квазісудові (не судебные) органы, которые имеют название конституционного совета. Например, в п. 1 ст. 72 Конституции Республики Казахстан 1995 г. указано, что Конституционный Совет " рассматривает до подписания Президентом принятии Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики", в ч. 1 ст. 61 Конституции Французской Республики 1958 г. установлено, что "органические законы до их промульгации и регламенты палат Парламента до их применения должны быть представлены в Конституционный Совет, который высказывается об их соответствии Конституции".

Главная и единственная разница между конституционным судом и конституционным советом заключается в том, что конституционный суд применяет гласную процедуру рассмотрения дел, а конституционный совет - применяет не публичную процедуру, которая основана на письменном внедрении, то есть практикуется предоставление письменных объяснений, а не открытое выступление сторон.

Главными полномочиям органов конституционного контроля является оценка законодательных актов, то есть проверка нормативно-правовых актов на предмет их конституционности. К нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяется, отнесены прежде всего законы, а также различные подзаконные акты. Например, в ст. 150 Конституции Украины 1996 г. указано, что "к полномочиям Конституционного Суда Украины относится: 1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности): законов и других правовых актов Верховной Рады Украины; актов Президента Украины; актов Кабинета Министров Украины; правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым...", в ст. 125 Конституции Республики Беларусь 1994 г. установлено, что "контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь", в ст. 105 Конституции Литовской Республики 1992 г. определено, что "Конституционный Суд рассматривает и принимает решения о соответствии законов Литовской Республики и других принятых Сеймом актов Конституции Литовской Республики. Конституционный Суд также рассматривает соответствие Конституции и законам: 1) актов Президента Республики; 2) актов Правительства Республики".

Проверяя соответствие акта конституции, орган конституционного контроля оценивает прежде всего содержание и форму акта, порядок принятия акта и его введения в действие, принадлежность акта к компетенции органа, который его выдал.

К полномочиям органов конституционного контроля относятся также официальное толкование конституции и законов, определение соответствия основному закону международных договоров (Азербайджан, Албания, Болгария, Армения, Португалия, Россия, Венгрия, Франция), вопросы разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами в федеративном государстве, решения споров между высшими органами государственной власти (Болгария, Испания, Италия, Македония, Россия, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия), осуществление процедуры по досрочному прекращению полномочий президента (Австрия, Албания, Болгария, Македония, Германия, Сербия, Словакия, Венгрия, Украина, Хорватия, Чехия), осуществления контроля относительно соответствия конституции уставных и программных документов политических партий и их фактической деятельности (Азербайджан, Албания, Армения, Грузия, Македония, Молдова, Германия, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Турция, Хорватия, Чехия, Черногория) и другие вопросы. Например, в п. 1 ст. 149 Конституции Республики Болгария 1991 г. провозглашено, что "Конституционный Суд: 1) дает обязательное толкование Конституции", в п. 3 ст. 109 Конституции Республики Узбекистан 1992 г. записано, что "Конституционный Суд Республики Узбекистан:...3) дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан", в п. 3 ст. 125 Конституции Российской Федерации 1993 г. указано, что "Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации", в ст. 189 Конституции Республики Польша 1997 г. определено, что "Конституционный Трибунал разрешает споры о компетенции между центральными конституционными органами государства", в ст. 110 Конституции Республики Македонии 1991 г. установлено, что "Конституционный Суд Республики Македония: ... решает вопрос об ответственности Президента Республики; решает вопрос о конституционности программ и уставов политических партий и объединений граждан; решает другие вопросы, определенные Конституцией".

Существуют разнообразной формы конституционного контроля, которые можно квалифицировать по следующим признакам:

1) по времени осуществления конституционный контроль является предыдущий и следующий.

Предварительный конституционный контроль осуществляется в отношении принятых парламентом законов, которые не подписаны и не обнародованы главой государства (Эстония, Польша, Португалия, Румыния, Венгрия, Финляндия, Франция, Швеция).

Последующий конституционный контроль осуществляется в отношении действующих законов (Индия, Германия, США, Филиппины), причем существует две его разновидности - абстрактный и конкретный контроль. Абстрактный конституционный контроль осуществляется специальным судебным или ква-зісудовим (не судебным) органом по инициативе уполномоченного субъекта безотносительно какого-то конкретного дела. Конкретный конституционный контроль обычно осуществляется судами общей юрисдикции только в связи с каким-то конкретным делом;

2) за обязательностью проведения различают обязательный и факультативный конституционный контроль.

Обязательный конституционный контроль осуществляется уполномоченными государственными органами на основе норм конституции и действующего законодательства независимо от волеизъявления любого другого органа или должностного лица (Армения, Франция).

Факультативный конституционный контроль осуществляется только по инициативе определенных субъектов. В большинстве стран предусмотрено только факультативный контроль;

По условиям осуществления материального контроля проверяется содержание нормативно-правового акта, т.е. его соответствие положениям Конституции, а за условий осуществления формального контроля - проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия (издания) нормативно-правовых актов.

Существуют и другие классификации конституционного контроля, в частности различают по месту осуществления - внутренний и внешний, по правовым последствиям - консультативный и постановляючий т.д.

специально учреждаемые государством органы, призванные обеспечить конституционную законность (правовую охрану конституции). Мировой конституционной практике известны две модели К.ю. - американская и европейская. Американская модель основана на прерогативе высшего судебного органа общей юрисдикции (Верховного суда) выносить решения о неконституционности законов. При этом суд может объявить неконституционным любой закон, подлежащий применению в конкретном деле. Такая система конституционного контроля действует в США, Канаде, Японии, Австралии, Индии, Швейцарии, Скандинавских странах и др. Европейская модель основана на том, что специально учрежденные конституционные суды рассматривают дела о конституционности закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым судом. Такая модель К.ю. характерна для РФ. При этом органы конституционного контроля в РФ, как и в ряде других стран (Германия, Турция, Украина и др.), включены в судебную систему. В иных странах (Франция, Италия, Испания, Польша и др.) такие органы не входят в судебную систему. Механизм конституционного контроля РФ образуют Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. В то же время органы конституционного контроля субъектов РФ не образуют с федеральным Конституционным Судом единую систему. Объединение этих органов в рамках К.ю. страны обусловлено характером осуществляемых ими задач: а) охрана демократической Конституции и б) конституционная защита ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, всего конституционного строя.

конституционный контроль» , подразумевая под ним направлениегосударственной деятельности специально уполномоченных на это органов государственной власти, реализуемое в их функциях по проверке законов, иных нормативных актов и действий субъектов публичных властных отношений исходя из их соответствия Конституции, а также поддержанию и обеспечению конституционной законности.

политический (неспециализированный) конституционный контроль – это контроль, осуществляемый органами публичной власти (исключая судебные органы).

Специализированный конституционный контроль это конституционный контроль, осуществляемый органами, специально предназначенными для этого. То есть его осуществляют органы, специализирующиеся именно на конституционном контроле. В одних государствах специально для этой цели могут создаваться квазисудебные органы (они уполномочены осуществлять лишь конституционный надзор).В других странах на конституционном контроле специализируются судебные органы: либо учреждаемые именно для этой целиконституционные суды , либо суды общей юрисдикции (которые специализируются на конституционных спорах наряду с гражданско-правовыми спорами и уголовными делами).

Конституционная юстиция – гораздо более глубокое и многогранное понятие, чем конституционный контроль и конституционное правосудие (В.И. Иванова). Конституционная юстиция есть совокупность юридических норм, которые закрепляют и регулируют систему, порядок организации и деятельности органов, осуществляющих конституционный контроль.

Понятие «конституционная юстиция» включает в себя деятельность по обеспечению верховенства Конституции, защите прав и свобод личности, разрешению конфликтов между ветвями государственной власти, которую осуществляют в рамках особой судебной процедуры не только конституционные суды, но и органы общей, а также арбитражной юрисдикции (А.А. Белкин).

Понятие «конституционная юстиция» может употребляться в двух значениях: как совокупность специализированных органов конституционного контроля государства икак деятельность судебных органов государства по обеспечению верховенства Конституции.

В настоящее время споры о легитимности органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации утратили смысл: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» узаконил их на федеральном уровне, определив порядок создания и упразднения, их статус, предназначение, характер судопроизводства и юридическую силу принимаемых ими решений. Сейчас конституциями и уставами 35 субъектов Российской Федерации предусмотрена возможность создания органов конституционного контроля и надзора.


Предназначение этих органов состоит в том, чтобы защищать Конституцию России, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, права и законные интересы граждан. В субъектах Федерации они способны в случае необходимости «подправить» местного законодателя и правительство, которые по каким-либо причинам отступили от Основного Закона России и субъекта. Органы конституционного контроля и надзора призваны содействовать тому, чтобы соблюдение конституционной законности стало естественным элементом российской демократии, всей нашей политической культуры.

Законодательство субъектов Российской Федерации установило, прежде всего, институциональную сущность конституционного контроля: конституционный (уставной) суд субъекта - судебный орган, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Иными словами, установленные законами субъектов Российской Федерации основные характеристики конституционных (уставных) судов включают их функциональное предназначение (осуществление конституционного контроля); статус (судебный орган); основополагающие принципы деятельности (самостоятельное и независимое осуществление судебной власти); процессуальную форму деятельности (конституционное судопроизводство).

Конституционные (уставные) суды занимают самостоятельное положение в судебной системе Российской Федерации и ее республик. Ряд особенностей отличает их от судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Во-первых, конституционные (уставные) суды выступают как органы независимой судебной власти по защите конституционного строя; во-вторых, они разрешают особого рода конфликты: между высшими (центральными) органами субъекта, между федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации, а также между органами государственной власти и местного самоуправления; в-третьих, конституционные (уставные) суды рассматривают дела и дают заключения, руководствуясь конституциями (уставами) и правосознанием, воздерживаясь от установления фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов; в-четвертых, деятельность конституционных (уставных) судов осуществляется на основе особых правил судопроизводства, установленных специальным законодательством, по которому, в частности, нет обвинителя, определен специфический круг субъектов, наделенных правом возбуждать дела, по особому порядку ведется подготовка дела к рассмотрению в заседании и т.д.

Конституционный надзор мало связан с властными полномочиями, он предусматривает не более как возможность приостановления действия незаконного акта без права отмены своим решением правовых актов государственных органов. Как орган, осуществляющий надзор, он не может сам ни отменить незаконный акт, ни наказать нарушителя, ни, тем более, дать оперативные указания по устранению обнаруженных нарушений.

Объектами конституционного контроля являются прежде всего все нормативные правовые акты, стоящие по своей юридической силе ниже конституции. Это могут быть: конституционные или орга­нические законы; обыкновенные законы; акты органов исполнитель­ной власти; акты органов местного самоуправления. Конституционные законы, принятые квалифицированным большинством голосов на ре­ферендуме, обычно не подлежат проверке на конституционность. Но законы, принятые на референдуме простым большинством голосов, могут подвергаться такой проверке. Объектом конституционного кон­троля могут быть и частно правовые акты (завещания, договоры и др.) и судебные решения, а в отдельных странах и индивидуальные правоприменительные акты. К числу объектов конституционного контроля относятся действия должностных лиц, создание и деятельность поли­тических общественных объединений (особенно партий), акты и дей­ствия общественных объединений, выполняющих по поручению госу­дарства определенные властные функции и др.

Формы (виды) конституционного контроля еще более многообраз­ны. Уже шла речь о том, что конституционный контроль может быть предварительным и последующим. Также различают:абстрактный (т.е. не связанный с конкретным делом) и конкретный конституционный контроль; обязательный и факультативный (т.е. осуществляемый только по инициативе управомоченного субъекта); решающий (или по­становляющий) и консультативный (т.е. при не обязательности реше­ния для подконтрольного органа); материальный (т.е. связанный с про­веркой содержания акта) иформальный (т.е. связанный с проверкой компетентности органа, издавшего соответствующий акт, формы этого акта и процедуры его принятия); полный и частичный (т.е. распростра­няющийся не на всю, а лишь на определенную сферу отношений, уре­гулированных конституцией); внешний и внутренний (т.е. осущест­вляемый не иным, а самим органом, принявшим соответствующий акт) конституционный контроль.

Конституционная юстиция отражает базовые принципы построения властных органов правопорядка и правосудия, деятельность которых закреплена основным законом страны и подзаконным актам. Ее цель - осуществление контроля над работой других органов.

Функции, задачи и система

Органы юстиции (конституционной и т. д.) - это ведомство государственного уровня, исполняющее ряд поставленных перед ним вышестоящими субъектами задач.

Вот некоторые из них:

  • оказание непосредственного влияния на нормотворческую работу правящего типа органов Федерации (Правительства и Президента);
  • контроль над изданием актов нормативно-правового характера на местном и региональном уровнях;
  • проверка законности документов и их соответствия бумагам международного типа, законам федерального уровня и актам подзаконного характера;
  • проведение юридической, лингвистической и прочей экспертизы;
  • регистрация актов гражданского состояния, оказание содействия в регистрации государственными органами сделок и реализации прав на недвижимое имущество, его учет;
  • регулирование правовой области обслуживания;
  • контроль над реализацией законодательных актов нормативно-правового характера;
  • предоставление юридической информации гражданам при необходимости и для решения важных вопросов.

Органы конституционной юстиции включают в себя следующие учреждения:

  1. Соответствующее Министерство Российской Федерации.
  2. Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
  3. Отделения Министерства в краях, республиках, других регионах в составе Федерации.

Центральное звено системы

Конституционная юстиция и иные ответвления рассматриваемой сферы подчиняются Министерству России. К органам указанной области относятся ЗАГСы, нотариаты, Российская академия права, правовые центры информации, судебно-экспертные лаборатории, редакции официальных журналов и т. д.

Министерство - центральный орган, основная работа которого состоит из координирующих и руководящих полномочий по отношению к территориальным учреждениям и органам, входящим в указанную систему.

В Российской Федерации управленческим статусом рассматриваемого элемента аппарата государства наделен министр. В его обязанности входит несение персональной юридической ответственности за полноту осуществления задач, возложенных на данный орган.

Работа системы министерского законодательства происходит следующим образом. Руководитель органа вносит главе государства или Правительству на рассмотрение проекты нормативно-правовых актов, которые имеют непосредственное отношение к работе, которую он координирует, а указанные субъекты их рассматривают и выносят вердикт (принять или отклонить).

Структура государственного министерского ведомства состоит из департаментов, управлений, отделов. Для каждого подразделения разработаны отдельные виды деятельности, закрепленные актами нормативно-правового характера.

В настоящее время полномочия органов российской конституционной юстиции и других отраслей данной сферы принадлежат соответствующему управлению, которое занимается систематизацией законодательства, управлению экспертными учреждениями, отделу практики судов всех инстанций и т. д.

Роль вспомогательного элемента выполняет Научный центр информации правового характера, центр судебной федеральной экспертизы, правовой российской академии.

Органы конституционной юстиции

В группу конституционных органов в сфере юстиции входят следующие субъекты:

  1. Глава Российской Федерации, Правительство, Парламент, суды с общей юрисдикцией, суды административного типа (занимаются конституционным контролем вместе с выполнением других полномочий или в отдельном порядке).
  2. Органы специализированного типа, осуществляющие конституционный контроль. Они делятся на два вида: судебные и квазисудебные. Примером первого типа органов выступает юстиция конституционного типа во многих странах Европы. К квазисудебным органам относится Конституционный французский совет и аналогичные управления других стран с конституционной французской моделью.

Контроль конституционного типа, который осуществляется парламентом, Президентом, Правительством и другими подобными органами, относится к политическому надзору, так как все рассматриваемые органы реализуют полномочия в сфере политики.

Избрание субъектов производится на определенный период времени путем проведения внеочередных или очередных выборов. После реализации мероприятия по избранию граждан периодически полностью меняется состав политиков и изменяется направление работы органа.

В связи с этим контроль политического типа, который осуществляется указанными лицами, напрямую связан с задачами, поставленными перед выбранными субъектами. Поэтому его содержание зачастую нестабильно.

Второй вид контроля конституционного типа - судебный. Он представлен в двух типах: европейский и американский.

Система юстиции Соединенных Штатов

Деятельность органов конституционной юстиции по американской системе состоит в следующем: суды с общей юрисдикцией осуществляют проверку соответствия законов и прочих актов Конституции страны. Процесс проверки осуществляется в процессе рассмотрения различных типов дел и при последующем конкретном контроле.

Если судом какой-либо закон будет признан неконституционным, и рассматриваемое дело будет доведено до суда высшего уровня, окончательное решение последней инстанции станет обязательным для судебных органов всех уровней. Такая правовая норма продолжает свое действие в формальной форме, но судами в процессе рассмотрения дел она не применяется.

Законы, признанные неконституционными, лишаются защиты со стороны судебной инстанции. Это выражается в том, что, оставаясь реальными на бумаге, эти нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу.

Сущность этого процесса заключается в следующем. Администрация территории вправе применять этот документ, но это будет бесполезно, так как решение органа может обжаловаться в судебном порядке и точно будет отменено.

В связи с указанными особенностями работы органов юстиции, нормативно-правовые акты, признанные неконституционными, вскоре отменяются в связи с ненадобностью.

Европейская система

Особенность судов конституционной юстиции, работающих по европейской системе, выражается в том, что контроль осуществляется путем создания специализированных органов.

Субъекты, осуществляющие делятся на два вида: советы и суды. Советы конституционного типа являются квазисудами. Основной признак их различения - процессуальная деятельность.

Конституционные суды - органы, которые в работе реализуют принципы гласности и состязательности в процессе рассмотрения разных категорий дел. Совет - орган, который практически не использует состязательность в своей деятельности.

Несмотря на различия в порядке формирования указанных органов, есть ряд общих черт. Основной способ построения структуры - парламентский. Федеральный конституционный суд в Германии избирает восьмерых членов обеими палатами Парламента (Бундесратом и Бундестагом), а судей и членов данного органа - ландтагами.

Большинство стран формируют конституционные советы государственными высшими органами, которые представляют разные властные ветви, действующие совместно или самостоятельно. К примеру, президент во Франции назначает в Конституционный совет трех людей, председатель в Национальном собрании - трех, руководитель в Сенате - трех.

Каждая из трех ветвей в составе судов конституционного типа назначается в независимом порядке. Поэтому судьи не вправе ориентироваться на один из назначивших их органов и должны выносить самостоятельные решения.

Численность членов органов конституционной юстиции в РФ и других странах

Численность людей в конституционных судах небольшая: Румыния, Франция - девять, Греция и Португалия - тринадцать, Австрия - четырнадцать (и шесть - в запасе), Россия - девятнадцать.

Полномочия членов судов конституционного типа следующие: Португалия - шесть лет, Греция - два года, Германия - двенадцать лет, Россия - пятнадцать. Некоторые страны (к примеру, Австрия, Бразилия) не устанавливают для судей предельного срока работы.

К кандидатам в органы конституционной юстиции в РФ и странах мира устанавливаются отдельные требования. Основной пункт - невозможность совмещения работы в суде соответствующего типа с занятием других публичных должностей и осуществлением предпринимательской деятельности.

Следующий важный аспект - наличие повышенных требований морального характера. Кроме того, судьям устанавливается возрастной ценз: Германия - от сорока до шестидесяти восьми, Российская Федерация - от сорока до семидесяти. Стаж работы по юридической профессии также разнится: Румыния - восемнадцать лет, Россия - пятнадцать.

Порядок назначения (избрания) председателей судов конституционного типа

Важный вопрос организации конституционных судов (советов) - это порядок избрания (назначения) их председателей. Многие страны при создании соответствующего органа формируют специальный совет.

К примеру, вице-президент и президент Германии избираются по очереди Бундесратом и Бундестагом. Период полномочий, осуществляемых председателем и заместителем, иногда не ограничен (если они остаются в статусе судей).

Конституционная юстиция в зарубежных странах устанавливает принцип равенствах между всеми членами суда конституционного типа, что отражается в фиксировании в нормативно-правовых актах короткого срока их полномочий.

Если период работы судьи не ограничен, руководитель соответствующего коллегиального органа приобретает чрезмерный вес в политической сфере, становясь первым среди равных.

Конституционное судопроизводство

Осуществление судопроизводства судами конституционной юстиции РФ - это порядок исследования и разрешения дел соответствующими органами. Некоторые принципы судопроизводства встречаются в основных законах государства. Основные аспекты конституционных правил регулируются соответствующими правовыми нормативными актами и регламентами работы указанных органов.

Процедура проведения дел в сфере конституционной юстиции в субъектах РФ включает следующие пункты:

  • порядок направления обращений в суд конституционного типа уполномоченными на то субъектами;
  • представление процессуального характера;
  • рассмотрение письменных и устных обращений в предварительном порядке для разрешения вопросов об их отклонении или принятии;
  • права судей-докладчиков;
  • порядок сбора необходимых сведений;
  • процедура приглашения экспертов и свидетелей;
  • порядок ведения разбирательства в судебном процессе;
  • процедура голосования и совещания по вынесению решения;
  • порядок зачитывания составленного акта;
  • процедура возобновления судопроизводства в особых случаях;
  • постановка вопросов о взыскании судебных издержек, рассмотрении иных положений.

Процедуры специального типа

Конституционная юстиция в субъектах РФ предусматривает проведения следующего типа процедур:

  • определение круга лиц, которые уполномочены возбуждать производства по делам соответствующих категорий в суде;
  • фиксирование особенностей проведения процесса;
  • установление правовых последствий разных возможных исходов дел и вынесенных по ним решений;
  • разработка положений об исполнении обязательных к исполнению к актов.

Процедура проверки конституционности

Одно из полномочий конституционной системы юстиции - процедура проверки соответствия нормативно-правовых актов основному закону государства. Это процесс является основной деятельностью соответствующих органов.

Конституционный контроль осуществляется в двух видах: абстрактном и конкретном. Первый вид выражается в возможности обращения в проверяющие органы любых государственных органов власти (или подачи коллективного обращения). Граждане такие документы направлять не вправе.

Контроль конкретного типа выражается в возможности подачи жалобы конституционного типа частными лицами и государственными органами (в том числе судами).

В некоторых странах жалобы на неконституционность нормативно-правовых актов может подаваться в высшую инстанцию только в том случае, если они рассматривались нижестоящим судебным органом (такое практикуется, например, в Германии).

Понятие конституционной юстиции и ее органов раскрывает особенности работы всей системы проверки законности правовых нормативных актов и соответствия этих документов основному закону соответствующей государства. В разных странах функции органов схожи. Различаются особенности работы всех звеньев структуры и их должностных лиц.