Требования нормативно правовых актов по охране труда. Издавать нормативные правовые акты по охране труда имеет право. Законодательные акты и нормативные документы по охране труда

Добрый день.

В статье 212 Трудового Кодекса РФ сказано, что работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности . Достаточно часто это требование игнорируется. Вспоминают о нем, когда начинаются тендеры.

Практически все организации-заказчики, особенно крупные (Роснефть, Газпром, Газпромнефть и т.д.) требуют у своих потенциальных подрядчиков предоставить если не весь комплект, то хотя бы перечень документов по охране труда, применяемый в организации. Инженеры по охране труда в суматохе начинают этот перечень составлять.

Я считаю, что стоит позаботиться об этом моменте заранее, разработать и утвердить перечень нормативно-правовых актов по охране труда сразу в начале работы. В дальнейшем, это позволит четко ориентироваться в документах, которые применимы к конкретной организации и своевременно отслеживать их изменения.

О локальных документах по охране труда я уже рассказывал.

Как было сказано в прошлой статье, сейчас я работаю по предписанию выданному организации по бурению нефтяных скважин. Поэтому, перечень который я хочу предложить сегодня вам связан с бурением. Но, он как всегда универсален.

ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда, применяемых в ООО «ААА» в связи со спецификой деятельности

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  3. Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»
  4. Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»)
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  6. «Требования безопасности к буровому оборудованию для нефтяной и газовой промышленности. РД 08-272-99» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 17.03.1999 N 19)
  7. «Инструкция по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте. РД 08-435-02» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 N 14)
  8. Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»
  9. Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»
  10. Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  11. Приказ Ростехнадзора от 23.01.2014 N 25 «Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  12. Постановление Правительства РФ от 26.06.2013 N 536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью»
  13. Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  14. Приказ Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  15. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  16. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме»
  17. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  18. «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности. ППБО-85» (утв. Миннефтепромом СССР 25.11.1985)
  19. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности „Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций“
  20. ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст)
  21. Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»
  22. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
  23. ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения"
  24. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
  25. Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»
  26. Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»
  27. Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»
  28. Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте»
  29. «ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения»(утв. Минэкономики РФ 19.02.1998)
  30. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»
  31. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
  32. «ПОТ РО-14000-002-98. Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования» (утв. Минэкономики РФ 20.01.1998)
  33. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  34. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  35. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»
  36. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  37. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  38. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  39. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»
  40. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»
  41. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 N 970н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
  42. Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»
  43. Приказ Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики»
  44. Постановление Минтруда РФ от 31.12.1997 N 70 «Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО))»

Разъяснение.

  • Это образец. Применим к бурению. Однако, как вы можете увидеть, специфические документы идут только в начале. Всё остальное достаточно универсально;
  • В перечне указываются документы не только по охране труда, но и по промышленной безопасности, пожарной и санитарному законодательству. Охрана труда, все-таки, понятие очень широкое;
  • Указывайте только те документы, которые реально применяются в вашей организации. Если работаете с сосудами под давлением — правила безопасности при работе с сосудами, если с кранами — правила безопасности при работе с подъемными сооружениями и т.д.;
  • Не стоит писать в перечне редакции документов и перечислять все изменения. Указывайте только первоначальный документ. Это избавит вас от необходимости постоянно обновлять перечень;
  • Согласуйте перечень с профсоюзом, это, все-таки документ по охране труда.

Акт проверки состояния охраны труда составляет комиссия, которая осуществляет саму проверку состояния охраны труда. Работа комиссии проводится по ежеквартальным планам, которые утверждаются должностным лицом, которому подчинена комиссия. В плане предусматриваются мероприятия:

  • по предупреждению небоевых потерь, травматизма и по пропаганде техники безопасности;
  • по выполнению приказов и распоряжений директора ФПС России, командующих пограничными округами (пограничными группами) по технике безопасности (охране труда), предупреждению травматизма, происшествий с автомобильной, бронетанковой и другой техникой;
  • по устранению нарушений мер безопасности, выявленных в результате предыдущих проверок и анализа состояния техники безопасности, а также указанных в актах (справках) комиссий из вышестоящих организаций;
  • профилактического характера, учитывающие решаемые подразделениями задачи по службе и ее инженерному обеспечению, боевой подготовке, хозяйственной деятельности, а также по обслуживанию технических средств и оборудованию объектов.

Планами предусматривается проверка комиссией (членами комиссии) всех подразделений и объектов части не реже двух раз в год с обязательным составлением акта проверки состояния охраны труда. По решению председателя комиссии проверки могут проводиться полным или неполным составом комиссии.

Результаты проверок оформляются актами (Вариант N 2, в конце страницы). Акты проверки состояния охраны труда утверждаются командиром части и доводятся до сведения должностных лиц, ответственных за выполнение предложенных мероприятий. Один экземпляр акта вручается командиру подразделения (начальнику объекта), подвергшемуся проверке, второй — секретарю комиссии.

Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. Повестка дня заседания устанавливается председателем комиссии. На заседания комиссии могут приглашаться (заслушиваться) командиры подразделений, начальники объектов. Решения комиссии оформляются протоколами.

Председатель комиссии докладывает результаты работы не реже чем раз в квартал.

После назначения членов комиссии войсковой части (предприятия, учреждения) приказом с ними проводятся занятия (сбор) в течение 1 — 2 дней, на которых изучаются требования руководящих документов и проводится обмен опытом работы. К проведению занятий рекомендуется привлекать представителей местных органов Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госпожнадзора, ГАИ, ВАИ, прокуратуры, технических инспекций пограничных округов (групп).

Что проверяется комиссией при проверке состояния охраны труда?

  • наличие в части приказов, инструкций, указаний ФПС России, пограничного округа (группы), правил по технике безопасности (охране труда) и производственной санитарии;
  • знание и соблюдение командирами подразделений и объектов, должностными лицами, руководителями работ требований законодательства, приказов, инструкций и других нормативных документов вышестоящих организаций и органов надзора по вопросам техники безопасности (охраны труда);
  • наличие в части приказов о назначении ответственных лиц за соблюдение техники безопасности (охраны труда), их отношение к выполнению служебных обязанностей, обученность и аттестованность;
  • наличие и знание функциональных обязанностей по технике безопасности (охране труда) должностными лицами, их фактическое выполнение;
  • соблюдение правил безопасного несения пограничной службы, оборудование маршрутов движения на участках пограничных застав (подразделений) и правильность пользования ими;
  • организация обучения и уровень подготовки всех категорий военнослужащих, гражданского персонала правилам техники безопасности (охраны труда). Организация учебы лиц, обслуживающих объекты повышенной опасности, в специализированных учебных комбинатах, профессионально — технических училищах, на курсах;
  • соответствие производственных, служебных, бытовых, жилых помещений, зданий и сооружений требованиям техники безопасности (охраны труда);
  • соблюдение норм и правил техники безопасности при обслуживании, ремонте боевой, специальной, инженерной, автомобильной, коммунально — бытовой и другой техники;
  • соблюдение правил безопасного содержания, эксплуатации и ремонта объектов повышенной опасности (электрохозяйства, теплохозяйства, подъемно — транспортных машин, механизмов, станций очистки, перекачки и других устройств);
  • соблюдение правил хранения, транспортировки, использования и утилизации ядовитых, наркотических, легковоспламеняющихся жидкостей и веществ;
  • обеспечение безопасного хранения, транспортировки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и средств взрывания, средств имитации взрывов, пожаров и отравляющих веществ;
  • исправность и соблюдение установленных сроков испытания и проверок электрооборудования, приборов безопасности, средств автоматического контроля и защиты, индивидуальных средств защиты, контрольно — измерительных приборов, оборудования и устройств, подлежащих единовременным или периодическим проверкам;
  • обеспеченность военнослужащих, гражданского персонала спецодеждой, спецобувью, дополнительным питанием, респираторами, шумопоглотителями, защитными очками и другими индивидуальными средствами защиты, а также правильность их использования и содержания (хранение, стирка, ремонт и т.д.);
  • исправность инструмента, приспособлений, приборов, оснастки, используемых в технологических процессах (на рабочих местах);
  • состояние рабочих мест, исправность оборудования, вентиляции, освещения, устройств шумопоглощения и виброизоляции, соблюдение военнослужащими, рабочими и служащими правил техники безопасности и личной гигиены, наличие и укомплектованность аптечек доврачебной медицинской помощи;
  • организация учета инструктажей по технике безопасности (вводных, первичных на рабочем месте, повторных, внеплановых, целевых (ГОСТ 12.0.0004-90)). Наличие на каждом рабочем месте инструкций по технике безопасности. Соблюдение личным составом безопасных приемов и методов работы;
  • техническое состояние, организация безопасной эксплуатации столово — кухонного оборудования и использования бытовой техники;
  • организация технического надзора за выполнением требований строительных норм и правил (СНиП) по безопасной организации и производству строительных работ;
  • обеспечение служебных, производственных, других зданий и объектов предупредительными, запрещающими, предписывающими плакатами, надписями и иными наглядными пособиями, знаками по технике безопасности. Состояние кабинетов, уголков, витрин по охране труда, технике безопасности;
  • организация соблюдения норм и правил техники безопасности при выполнении отдельных работ (заданий) временно сформированными командами (бригадами, группами) военнослужащих, гражданского персонала, командированного состава.

Заместителю начальника железной дороги
по Пермскому региону
А.А. Кравчуку

Заместителю начальника железной дороги —
Начальнику Дирекции инфраструктуры
И.Ю.Баринову

Начальнику Дирекции тяги
А.А. Крутько

Акт проверки состояния охраны труда, промышленной, пожарной и электробезопасности, проведенной дорожной комиссией в период Осеннего комиссионного осмотра Пермского региона обслуживания

При выполнении работ на ж\д путях не назначаются старшие групп и сигналисты. А в тех бригадах где старшие групп все-таки назначены, отсутствует их роспись за данную обязанность (ст. Усть-Тискос, Лаки, Архиповка и др.).

Вход в модульный пункт обогрева 11 л.у. на ст. Европейская не спланирован, расположен на высоте около 1 м, отсутствует электропитание пункта обогрева, и как следствие нет освещения и отпления.

В табельной на станции Теплая Гора обнаружены все удостоверения работников участка (по охране труда, электробезопасности, промышленной безопасности, удостоверения сигналистов), которые хранятся в рабочем столе у мастера, а не у работников. В данной куче документов обнаружены удостоверения с истекшим сроком действия: у бригадира Ульяницких С.Ю. просрок в проверке знаний с 21.07.2009 как ответственного за безопасное производство работ кранами, аналогично у Карелина с 06.07.2010. Сигналисты при выполнении работ на ж\д путях не назначаются.

При проверке работников (всего 4 чел.), находящихся в мотовозе МПТ-4 №675 в гараже 10 л.у. на ст. Бисер обнаружено, что у всех работников отсутствуют удостоверения по охране труда, а у помощника мотовоза Танкова Ю.Л. удостоверение по электробезопасности с истекшим 13.10.2011 сроком действия – допущен просрок в проверке знаний. Электрощитовая гаража (2 электрощита: 220В и 380В) эксплуатируется с грубейшими нарушениями ПТЭЭП, ПУЭ: не определены оперативные наименования щитов, отсутствуют диэлектрические ковры и диэлектрические перчатки, также отсутствуют однолинейные схемы электрощитов, в электрощите на 220В из 7 электропробок – 5 оборудованы плавкими вставками типа «жук», пробки при этом горячие, гнезда для вкручивания пробок разбиты, болтаются. Электрощиты открыты, в щитах грязь, мусор. Здесь же сильно разрушена несущая стена гаража из-за въезда в нее дрезины, дыра насквозь. Упоров, ограничивающих подъезд к стенам нет. Имеется возможность дальнейшего разрушения стены и здания в целом.

В 10 л.у. на ст. Лаки в эксплуатации находятся 4 костыленаддергивателя, 2 из которых не оборудованы защитными козырьками, деревянная лестница не испытана и не соответствует требованиям Правил – не имеет резиновых башмаков, штырей и крюков.

На ст. Койва в эксплуатации 4 портальных крана, 2 из которых вообще не испытывались, а у 2-х – 18.10.2010 истек срок испытания.

У монтеров пути 7 л.у. на ст. Скальный Лимонова Е.В., Прозорова О.А., Владыкина Я.Я. отсутствуют удостоверения по охране труда. Здесь же 4 костыленаддергивателя не имеют защитных козырьков. В пункте обогрева отсутствуют огнетушители, инструкция по пожарной безопасности, перечень разрешенных к эксплуатации бытовых электроприборов, табличка с указанием лица, ответственного за пожарную безопасность. Отсутствует удостоверение по охране труда у дежурного по переезду Красных А.Л.

В 7 л.у. на ст. Архиповка в эксплуатации 2 не испытанных портальных крана. При выполнении работ на ж\д путях монтер пути Прозоров О.А. систематически выполняет работу в одно лицо. Здесь же отсутствует перечень действующих инструкций по охране труда, 3 инструкции №099; 022; 008 от 2005-2006 г.г. с истекшим сроком действия, отсутствует инструкция по пожарной безопасности.

В 7 л.у. на Посту 139 км также в эксплуатации 2 портальных крана с истекшим 05.05.2011 сроком испытания, в пункте обогрева нет ни одного огнетушителя, отсутствуют инструкция по пожарной безопасности, перечень разрешенных к эксплуатации бытовых электроприборов.

В неудовлетворительном состоянии находится помещение кладовой 22 л.у. тракционного парка ст. Пермь-Сортировочная: территория вокруг здания не убрана, вокруг валяются гнилые ящики, шпалы, деревянные сгнившие конструкции, поддоны, разбросаны детали верхнего строения пути, костыли, скрепления и др. здесь же на улице устроен верстак с набитыми гвоздями, бочка для сжигания мусора. В самом помещении курят, для обогрева применяется самодельная электропечь, установленная на кирпичах, электропроводка печи на скрутках. В помещении устроена лежанка из спецодежды, спецодежда хранится навалом в углах, стол и верстак захламлены деталями, инструментом, тут же принимается пища. В помещении антисанитария. Нет ни одного огнетушителя, нет таблички с указанием лица, ответственного за пожарную безопасность и перечня разрешенных к эксплуатации бытовых электроприборов. В инструменте строгого учета находится костыленаддергиватель, не оснащенный защитным козырьком. В данном подразделении недостаток сигнальных принадлежностей, отсутствуют петарды, рожки, в наличии только грязные флажки.

Табельная на ст. Пермь-Сортировочная

Электрощит СЩ-401 (расположен у гаража) эксплуатируется с грубыми нарушениями ПТЭЭП: врос в землю до такой степени, что нет возможности найти заземление корпуса щита, в щите грязь, мусор, паутина, ППР давно не проводился, на однолинейной схеме нет даты утверждения, схема нарисована вручную, не указан ток уставки отходящих кабелей в гараж, табельную и склад. Электрощит открыт.

Гараж превращен в склад: бочки с ГСМ, краской, детали верхнего строения пути, запчасти, инструмент, знаки, все хранится навалом вдоль стен. В помещении гаража курят, здесь же устроено место отдыха и коллективного приема пищи. Все в антисанитарном состоянии: стол для приема пищи, умывальник, холодильник. Здесь же хранятся 3 деревянных не испытанных лестницы, 2 из которых сгнили и сломаны. Во всем помещении грязь, пыль.

Табельная. Из приказов о назначении руководителей стажировки видно, что руководителями стажировки монтеров пути назначаются дорожные мастера и бригадиры, которые физически провести стажировку не могут. Так за монтером пути Агеевым А.В. приказом по ПЧ закреплен руководитель стажировки ПД Смирнов И.Г. Хотя в журнале стажировки в гр. 6, 7 стоят фамилии и росписи 2-х работников, якобы проводящих стажировку. Кто понесет ответственность за работника?

Имеют место факты не проведения проверки знаний на 1 группу по электробезопасности работникам. Система контроля за сдачей экзаменов отсутствует. Нарушение повторное.

В приказе от 25.07.2011 «О порядке прохождения и заполнения Личной карточки учета выдачи СИЗ» имеются ссылки на отмененный документ – расп. №497 от 09.09.2002.

Ряду вновь принятых работников спецодежда выдана не в полном объеме: так монтеру пути Тютикову Г.А. не выдан костюм х\б и ботинки; монтеру пути Макейчику Г.А., принятому 24.08.2011 не выдано ничего; бригадиру пути Ильиных Э.С. куртка из плащ-палатки выдана аж 30.11.2006г., а шапка-ушанка – 20.03.2007г.

Помещение аккумуляторной. Емкость со щелочью не подписана. Выпрямителю ВСА-5А замер сопротивления изоляции последний раз проведен 26.12.2006 г.

Цех дефектоскопии. На потолке помещения имеются многочисленные протечки из душевых 2-го этажа. Здесь же нехватка сигнальных принадлежностей: нет флажков, рожков, аккумуляторов к рациям.

База ПЧ. Совмещено хранение баллонов под давлением: 1-с пропаном и 3 – с кислородом. Электрощит 380В – отсутствуют: оперативное наименование щита, однолинейная схема, сечение заземления щита не соответствует ПУЭ.

Несмотря на запрет эксплуатации козлового крана МККС-12,5, регистрационный №3677 с 22.04.2011г. до полного устранения нарушений и дефектов и результатов проведения экспертизы, эксплуатация данного ГПМ продолжает вестись по сей день, что подтвердил крановщик Харитонов В.Ю. (погрузку выполняли 24.10.2011г.). Электропитание крана не обесточено, не опломбировано, приказ ПЧ о запрете эксплуатации крана с росписями ответственных за исправное состояние ГПМ, безопасное производство работ краном и крановщика не представлен. На рельсах свежие следы движения крана. Данному крану была запрещена эксплуатация в 2007 г. предписанием Ространснадзора.

При проверке табельной 3 л.у. ст. Курья выявлено, что монтер пути Чистин А.И., прошел стажировку до 22.08.2011, а с 22.08.2011 по 30.08.2011 выполнял работу безнадзорно в бригаде, так как экзамены сдал только 30.08.2011 и был допущен к самостоятельной работе. Приказов о продлении стажировки или не допуске в зону движения поездов нет.

Компрессорная 3 л.у. ст. Курья абсолютно не готова к работе в зимних условиях, с 06.09.2011 истек срок проведения внутреннего и наружного осмотров воздухосборников – 2 шт. В помещениях компрессорной грязь, захламленность, беспорядок, сломанная мебель, раскуроченный холодильник, антисанитария. Отсутствует какая-либо документация по охране труда и пожарной безопасности. Штатная должность машиниста компрессорной установки свободна. Заточной станок не соответствует требованиям Правил: не закреплен к полу, качается, отсутствует заземление корпуса станка, расстояние между упорами и заточным кругом более 1,5 см, стекло не сблокировано с остановом станка, нет местного освещения, инструкции по охране труда и перечня лиц, имеющих право работы на данном оборудовании. Электрощит эксплуатируется с грубыми нарушениями ПТЭЭП, ПУЭ: наименование щита закрашено, просматривается – ЩУ-1, не указано напряжение, нет однолинейной схемы, автоматы и рубильники не подписаны, на кабелях нет бирок, отсутствуют диэлектрические перчатки. Щит открыт, в щите грязь, мусор.

В пункте обогрева 1 л.у. на ст. Шабуничи огнетушитель без раструба. Здесь же при выполнении работ на ж\д путях не назначаются сигналисты и старшие групп, ответственные за охрану труда работников (ПДБ Гудков Р.М.).

При проверке СБК ст. Пермь-2 выявлено, что после проведенного ремонта во всех помещениях светильники и рассеиватели не очищены от побелки, на части светильников рассеиватели отсутствуют. В душевой у водонагревателя выпала крышка, защищающая токоведущие части и нагревательные тены. Вход в душевую и к водонагревателю завален металлическими рамами, деревянные трапики сгнили. В помещении приема пищи мебель – столы разрушены, старые, в перечне разрешенных бытовых электроприборов не включен ряд оборудования: СВЧ-печь, 4-х комфорочная электроплита, отсутствует табличка с указанием лица, ответственного за пожарную безопасность и табличка с указанием № телефонов аварийных служб. При проведении целевого инструктажа ссылка делается на инструкцию №70, которая фактически отсутствует, кроме этого отсутствует и ряд других инструкций по охране труда, необходимых для инструктирования работников.

При проверке 13 поста на ст. Пермь-2 (данное рабочее место находится под боком у региона и дистанции) выявлено, что на данном рабочем месте нет ни одной инструкции по охране труда, при этом целевые инструктажи проводятся именно здесь, нет инструкции по пожарной безопасности, целевой инструктаж проводится не по инструкциям по охране труда. А кладовая-подвал находится просто в безобразном состоянии, проход практически не возможен из-за завалов инвентаря, хлама, деталей верхнего строения пути, все свалено в кучи, нет ни одного свободного места, куда можно поставить ногу. Верстак, под верстаком, вокруг заточного станка все валяется навалом. Из средств пожаротушения в углу установлен запрещенный к эксплуатации огнетушитель ОХП, из которого потекла тушащая жидкость, других средств пожаротушения нет. В данных помещениях выполняют работу 4 монтера пути, при этом Тарасов А.М. работает на заточном станке, Айтуганов Р.Н. и Портыка И.Н. занимаются изготовлением деревянных пробок, перерубанием проволоки без применения СИЗ-очков. Всем работникам не проведен целевой инструктаж на несвойственную им работу. Заточной станок не соответствует требованиям Правил: заземление корпуса станка отсутствует, стекло не сблокировано с остановом станка, стекло грязное, но при этом очков нет. Тут же в помещении столярной мастерской эксплуатируется фуговальный станок – и.о. бригадира Дементьев А.В. вводит в заблуждение членов комиссии, утверждая, что станок не рабочий, фактически станок подключен к электропитанию, работает и вокруг него свежая стружка. Нет инструкций по охране труда, нет перечня лиц, имеющих право на нем работать, нет толкателей, нет СИЗ.

При проверке поста централизации №1 выявлено, что огнетушитель расположен на высоте более 1,5 м и вдобавок не испытан. Дежурная поста не смогла вынуть огнетушитель из кронштейна. Здесь же выявлен недостаток сигнальных принадлежностей, в наличии имеются только 3 петарды и желтый флажок. В эксплуатации находится деревянная лестница не испытанная с 11.03.1984 года.

ЭЧС-101 ЭЧ-1

Крайне неудовлетворительное отношение к учету и испытанию электрозащитных средств: журнал учета и испытания защитных средств не установленной формы, не соответствует требованиям Инструкции №261р.

Все диэлектрические перчатки с 1 по 12 номер с истекшим 19.10.2011 года сроком испытания. Аналогично — указатель напряжения №84040, срок испытания истек 15.10.2011г. Данных об изъятии не испытанных защитных средств в журнале учета и испытания нет. Осмотры защитных средств не проводятся, в журнале учета и испытания защитных средств нет даже граф об осмотре. Осмотр переносных заземлений последний раз проводился 17.12.2010 года (норма 1 раз в 3 месяца).

Нарушается периодичность испытания ремней монтерских когтей (согласно Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки ж\д ОАО «РЖД», утв. Старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Гапановичем В.А. 16.12.2010 №103 периодичность испытаний 1 раз в 6 месяцев, осмотров – 1 раз в 3 месяца), монтерские когти и лазы испытываются 1 раз в 1 год.

В журнал учета и испытания защитных средств не внесены данные об испытании диэлектрических бот №1; 2.

Последний имеющийся перечень опасных мест по мастерскому участку от 09.01.2008 года, утвержден ЭЧ Кокаровцевым П.Н., а последний перечень опасных опор от 03.01.2004 года, утвержденный ЭЧ Немытых Л.Н.

Карточки мест повышенной опасности в количестве 15 штук на 2011 год не выверены.

Инструкции по охране труда №003 (для электромонтеров ЭЧС); №009 (для электромонтеров по обслуживанию электрооборудования); №038 (для электромонтеров по ремонту, монтажу, демонтажу кабельных линий) от 18.08.2008г., при этом согласно ПТЭЭП данные инструкции должны быть пересмотрены 1 раз в 3 года.

В подразделении отсутствует инструкция по пожарной безопасности.

Согласно наряду №13 от 20.10.2011 в составе бригады числился Устинин В.П., при этом 21.10.2011 его из бригады выводят без указания времени вывода, но целевой инструктаж ему уже не проводят, наряд не закрыт, а в графе, в которой указывается про заземление места работ указано: «Установить п\з №1 там то, п\з №2 – там то, п\з №3 там то, а далее движемся по мере удаления»

Целевой инструктаж работникам проводится не по инструкции по охране труда, в гр. 5 журнала инструктажей указывается:»Меры безопасности по наряду №__, и меры безопасности на ж\д путях» и все, при этом работы в основном проводятся в электроустановках.

Старший электромеханик Заппаров Р.З. сам себе проводит целевой инструктаж.

В журнале учета работ по нарядам и распоряжениям отсутствует роспись Попова Р.А. за получение целевого инструктажа по распоряжению, кроме того данный инструктаж ему не проведен и не оформлен в журнале инструктажей на рабочем месте. В журнале инструктажей отсутствует роспись Тиунова М.А. за получение целевого инструктажа 20.10.2011, также отсутствуют росписи Заппарова Р.З.за проведение целевого инструктажа 2-м работникам. Отсутствуют росписи Тиунова и Попова за получение целевых инструктажей 18.10. и 19.10.2011 года.

Допущен просрок в проведении повторного инструктажа 07.10.2011 электромонтерам Рылову А.И. и Попову В.А.

Первичный инструктаж электромонтерам Тронину В.И., Денчику О.Р., Зайцеву А.В. проведен без указания даты проведения. Стажировка данным работникам не оформлена. Отсутствуют росписи старшего электромеханика Заппарова Р.З. за проведение первичного инструктажа 23.08.2011 электромонтерам Снегиреву А.А. и Ознобихину В.Д.

3-х ступенчатый контроль:

1 ступень контроля последний раз проведена 29.09.2011 года.

2 ступень контроля проводится в одно лицо, без участия общественного контроля, отсутствуют росписи членов комиссии по проведению 2-ой ступени контроля 30.09.2011, при этом это последняя дата проведения 2 ступени контроля (согласно приказа ЭЧ норма — 2 раза в месяц).

3 ступень контроля от 13.09.2011 проведена в одно лицо зам ЭЧ Фугаевым А.П. Нарушается периодичность проведения 3-ей ступени контроля, предыдущая проверка была проведена 04.05.2011. Проверка от 28.02.2011 проведена комиссией под председательством ЭЧТБ Корепанова С.В.

Качество всех проверок крайне неудовлетворительное.

На опоре наружного освещения напротив поста ЭЦ ст. Блочная установлен автомат внутренней установки. Практически отсутствует освещение грузового двора станции и низкая освещенность самой станции.

ЭЧК-437 ЭЧ-5

При проверке работников района к\с, находящихся в автомотрисе АДМ на ст. Теплая Гора, выявлено, что у всех 4 работников, находящихся в дрезине, отсутствуют удостоверения по охране труда.

Целевой инструктаж работникам проводится не по инструкциям по охране труда. Инструкция по охране труда №001 для электромонтеров контактной сети составлена крайне неудовлетворительно и не в соответствии с требованиями ЦБТ-882, в ней указаны ряд положений, расходящихся с требованиями нормативных документов. Истек срок действия 4-х инструкций по охране труда: №ИОТ-ЭЧ-5-032-2006 по охране труда для лиц, ответственных за исправное состояние кранов, подъемников, №026 от 07.09.2006г. – для уборщиков производственных помещений, Местная инструкция от 31.03.2004г. по обеспечению безопасности движения и техники безопасности при производстве работ по разработке котлованов и установке опор контактной сети, анкеров, фундаментов металлических опор, Местная инструкция по эксплуатации самоходного подвижного состава от 17.10.2003г. Отсутствует инструкция по охране труда для машинистов и помощников машинистов автомотрисы, хотя в перечне данная инструкция имеется.

Имеются нарушения в работе по распоряжениям: так согласно распоряжения №11 электромонтер Сопочкин имеющий только 2 группу по электробезопасности выполняет работу единолично и еще без получения целевого инструктажа. В распоряжении №10 не указано наименование работы и нет ни одной росписи членов бригады (3 чел.) за получение целевого инструктажа.

Во всех релейных на 2011 год не выверен перечень мест повышенной опасности. В релейных места повышенной опасности – панели питания не обозначены знаками «Внимание Опасное место».

В релейной на ст. Всесвятская в эксплуатации диэлектрические перчатки №247 с истекшим 20.10.2011 сроком испытания.

В релейной на ст. Блочная выявлено: Карточка места повышенной опасности №3 не пересматривалась с 28.01.2009г. Само место повышенной опасности – стойка ЩВП-73 не обозначено знаком «Внимание Опасное место». Не проводится осмотр (норма 1 раз в 6 месяцев) инструмента с изолирующими рукоятками с занесением записи в журнал учета и испытания средств защиты в связи с тем, что в журнале отсутствуют такие графы, журнал не установленной Инструкцией №261 формы. Не проводится целевой инструктаж производителю работ по распоряжению №1, так 23.08.2011 ШНЦС Мальцеву целевой инструктаж не проведен. Нет сквозной нумерации распоряжений, все распоряжения под №1. Целевой инструктаж членам бригады по распоряжению №1 от 23.08.2011 проведен и оформлен в журнале инструктажей ШНЦС Мальцевым как по телефону, при этом этот же целевой инструктаж, оформленный в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям, проведен вживую, роспись подлинная.

Эвакуационный выход поста ЭЦ на станции Пашия закрывается на ключ.

На кровле служебно-технического здания ст. Пермь-Сортировочная, кровле поста ЭЦ ст. Курья расположены трапы. Уличный туалет ст. Пермь-Сортировочная и товарной конторы ст. Краснокамск в крайне неудовлетворительном состоянии.

В табельной 5 л.у. ст. Пермь-2 не работает отопление помещений, не исправен кран умывальника, не работает охранно-пожарная сигнализация.

Прошу Вас по выявленным нарушениям требований охраны труда провести разборы, привлечь к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения, разработать мероприятия по устранению выявленных нарушений с указанием исполнителей и сроков исполнения.

Материалы разбора (мероприятия, протокол, приказ) и отчет о проделанной работе представить в Службу охраны труда и промышленной безопасности до 10.11.2011 г. письменно и далее ежеквартально до полного устранения нарушений.

Заместитель начальника Службы охраны труда и промышленной безопасности И.В. Банникова

Другой вариант акта проверки состояния охраны труда выглядит следующим образом:

Члены комиссии (проводившие проверку) ___________________
(инициалы, фамилия)


Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает: - межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО); - межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), правила безопасности (ПБ); - правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) - строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Конституция РФ является основным источником трудового права и, признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, предусматривает следующие принципиальные положения для этой отрасли права:

  1. труд свободен и принудительный труд запрещен (ч. 1 и 2 ст. 37);
  2. право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 3 ст. 37);
  3. гарантируется равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19);
  4. право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера; защиту от безработицы (ч. 3 ст.

Статья 211. государственные нормативные требования охраны труда

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» регулируется порядок разработки и принятия нормативных правовых актов (НПА). В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 321, к компетенции Минздравсоцразвития России отнесены подготовка и внесение в Правительство РФ проектов ФЗ, НПА Президента РФ и Правительства РФ и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.Министерство также самостоятельно принимает НПА в установленной сфере деятельности, включая межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда.

Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает: — межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО); — межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ); — правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) — строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

3. нормативные правовые акты о труде

Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы. В соответствии с гражданским законодательством заключаются контракты с руководителями федеральных государственных предприятий (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г.

» О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»), членами труппы Большого театра и некоторыми другими творческими работниками. Роль Конституции Российской Федерации как источника трудового права Основой законодательной и иной правотворческой деятельности является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает принципиальные положения для всего трудового законодательства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

Правовые акты по охране труда

Внимание

Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изданию конкретного нормативного правового акта также является основанием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ.

Инфо

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издаваемые другими органами исполнительной власти федерального уровня, не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Минздрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействующими.

Нормативные правовые акты об охране труда

Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

1. правовые основы охраны труда

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда.
Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Издавать нормативные правовые акты по охране труда имеет право

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется: — на работодателей; — на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; — на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии; — на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику; — на военнослужащих, направляемых на работы в организации; — на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему.
Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизо-отии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).
К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др.

Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Иные федеральные законы;

Указы Президента Российской Федерации:

Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

Межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);

Межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);

Правила устройства и безопасной эксплуатации (Г1УБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.

Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.

Конвенция - международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами - членами Международной организации труда.

Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Инструкции по охране труда, содержание основных разделов

Инструкции по охране труда для работника разрабатываются исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации, с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы. Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников, с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проекты инструкций по охране труда разрабатывают руководители подразделений, служб, отделов и согласовывают их со службой охраны труда. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет, а для работ с вредными и (или) опасными условиями труда - не реже одного раза в три года. Контрольный пакет инструкций по охране труда хранится у работодателя или инженера по охране труда. Руководителям подразделениям необходимые им инструкции выдаются под роспись в журнале учета выдачи инструкций. Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения, организации, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителя подразделения. Местонахождение инструкций, по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации, с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними. Инструкции по охране труда, для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.

Инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы: «Общие требования по охране труда»; «Требования по охране труда перед началом работы»; «Требования по охране труда при выполнении работы»; «Требования по охране труда по окончании работы»; «Требования по охране труда в аварийных ситуациях».

В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии, вида работ (услуг) могут включаться другие главы. В главе «Общие требования по охране труда» отражаются:

Требования по охране труда по допуску работающих к работе по соответствующей профессии или виду работ (услуг) с учетом возраста, пола, состояния здоровья, наличия необходимой квалификации, прохождения обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда и тому подобного;

Обязанности работающих соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, немедленно сообщать руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, ухудшении состояния своего здоровья, оказывать содействие по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;

Недопустимость нахождения работающих в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсичных веществ, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ на рабочем месте или в рабочее время, курения в неустановленных местах;

Перечень опасных и (или) вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работающих в процессе труда;

Перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам;

Требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;

Порядок уведомления работодателя об обнаруженных неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента, нарушениях технологического процесса;

Требования о необходимости уметь оказывать первую помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве;

Требования по личной гигиене, которые должен знать и соблюдать работающий при выполнении работы, оказании услуг;

Ответственность работающего за нарушение требований инструкции по охране труда.

В главе «Требования по охране труда перед началом работы» отражается порядок:

Проверки годности к эксплуатации и применения средств индивидуальной защиты;

Подготовки рабочего места, проверки комплектности и исправности оборудования, приспособлений и инструмента, эффективности работы вентиляционных систем, местного освещения, средств коллективной защиты (защитного заземления (зануления) электрооборудования, устройств оградительных, предохранительных, тормозных, автоматического контроля, сигнализации и других);

Проверки состояния исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

Приемки рабочего места при сменной работе.

В главе «Требования по охране труда при выполнении работы» отражаются:

Способы и приемы безопасного выполнения работ (оказания услуг), использования технологического оборудования, приспособлений и инструмента;

Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

Способы и приемы безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

Указания по безопасному содержанию рабочего места;

Основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;

Действия, направленные на предотвращение условий возникновения взрывов, пожаров и других аварийных ситуаций;

Требования по применению работающими средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемой работы и обеспечивающих безопасные условия труда.

В главе «Требования по охране труда по окончании работы» отражаются:

Порядок безопасного отключения (остановки), разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;

Порядок уборки рабочего места;

Порядок сдачи рабочего места, а при непрерывном процессе - порядок передачи их по смене;

Требования по соблюдению мер личной гигиены;

Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, выявленных во время работы.

В главе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» отражаются:

Возможные (основные) аварийные ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, а также причины, их вызывающие;

Действия работающих при возникновении аварийных ситуаций;

Действия по оказанию первой помощи потерпевшим при аварии, в результате травмирования, отравления или внезапного заболевания;

Порядок сообщения об аварии и несчастном случае на производстве.

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов

Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) введено понятие «локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права».

Согласно статьям 8 и 22 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.

Локальные нормативные акты должны отвечать следующим принципам:

Локальные нормативные акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ;

Локальные нормативные акты не должны содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством о труде и охране труда;

Локальные нормативные акты организации действуют в пределах этой организации.

Работодатель обязан соблюдать локальные нормативные акты и знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, запрашивает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ (ст. 372) порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашение.

Представителями работников в организации являются профессиональные союзы или иные представители, избираемые работниками организации. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации или иному представителю.

Если постоянно действующий представительный орган работников не сформирован, и работники не воспользовались своим правом избрать своих представителей, работодатель вправе принять локальные нормативные акты единолично.

Локальные нормативные акты могут быть как со сроком действия (например, должностные инструкции), так и без указания сроков действия (например, приказы о распределении обязанностей).

Перечень локальных нормативных актов

Каждая организация должна иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности, которые разрабатываются в этой организации на основе действующих нормативных правовых документов РФ.

В организации должны быть следующие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права:

Штатное расписание;

Должностные инструкции;

Приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание;

Положение о персонале;

Положение о порядке ведения коллективных переговоров;

Положение о комиссии по трудовым спорам;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Графики сменности;

Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах;

Акты, устанавливающие нормы труда;

Акты, устанавливающие разделение дня на части;

Акты, устанавливающие продолжительность вахты и режим труда и отдыха;

Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

А также локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда:

Приказы и распоряжения о распределении обязанностей;

Стандарты организаций;

Положение об организации работ по охране труда;

Положение о системе управления охраной труда;

Приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда;

Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда;

Перечень профессий и работ с повышенными требованиями;

Перечень мест производств и видов работ по наряду- допуску;

Технологические регламенты;

Перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет (женщин);

Инструкции по охране труда для персонала, при обслуживании оборудования и производстве работ.

Локальные нормативные акты, устанавливающие порядок приема на работу и трудовой распорядок

Штатное расписание

Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание составляется по форме № Т-3, в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом.

Правила внутреннего трудового распорядка

Согласно ст.189 ТК РФ трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Правила внутреннего трудового распорядка состоят из 10 разделов:

1. Общие положения.

2. Порядок приема на работу.

3. Основные обязанности работников.

4. Основные права работников.

5. Основные права и обязанности работодателя.

6. Режим рабочего времени.

7. Время отдыха.

8. Меры морального и материального поощрения.

9. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

10. Заключительные положения.

Должностные инструкции

Должностная инструкция является одним из основных локальных документов, которым руководствуется аттестационная комиссия, решая вопрос о соответствии руководителя (специалиста) занимаемой должности. Кроме того, наличие грамотно составленных должностных инструкций обеспечивает рациональное разделение труда среди должностных лиц, способствует укреплению трудовой и технологической дисциплины, снижает вероятность конфликтных ситуаций между работниками и работодателем.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие содержание должностных инструкций

К ним относятся:

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г.);

Единые тарифно – квалификационные справочники работ и профессий рабочих. Различные выпуски, утвержденные Постановлениями Минтрудсоцразвития РФ;

Методические указания по разработке должностных инструкций руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (приняты в некоторых областях страны);

Квалификационные требования в области охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам организаций (приняты в некоторых областях страны);

Нормативные акты РФ и субъектов РФ по охране труда и промышленной безопасности, экологической и пожарной безопасности, нормативные документы по производственному контролю;

Типовые отраслевые положения о системе управления охраной труда;

Локальные нормативные акты предприятия (организации) по организации охраны труда и распределению обязанностей в области охраны труда и промышленной безопасности.

К примеру, обязанности руководителя организации по охране труда изложены в статье 212 Трудового Кодекса РФ.

Он, в частности, обязан обеспечить:

Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

Применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

Приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

Недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;