Теория всего. Арбитражный суд ставропольского края Именем российской федерации

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25

Именем Российской Федерации

Дело № А35-4325/2013

Арбитражный суд Курской области в составе судьи Волковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозеровой Е.Н.,

после объявленного в судебном заседании перерыва с 25.11.2013 по 27.11.2013

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «СтройИнжСервис» к обществу с ограниченной ответственностью «Камыши» об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения по многоквартирным домам № 23, 29, 30 п. Камыши Курского района с 01 января 2013 года, по многоквартирным домам № 14, 15, 22, 24, 25, 26, 27, 28 п. Камыши Курского района с 01 февраля 2013 года.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Камышинского сельсовета Курского района Курской области и открытое акционерное общество «Управляющая компания Курского района».

В судебном заседании приняли участие представители:

от истца: Крохмаль Н.Г. по довер от 01.02.2013, Музыченко Н.В. генеральный директор,

от ответчика: Чернышева Т.В. по довер. от 01.10.2012,

от Администрации Камышинского сельсовета Курского района Курской области: не явился, извещен надлежащим образом,

от ОАО «Управляющая компания Курского района»: Тишкин А.В. по довер. от 15.03.2013.

Общество с ограниченной ответственностью «СтройИнжСервис» (далее по тексту истец - ООО «СтройИнжСервис») обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием к обществу с ограниченной ответственностью «Камыши» (далее по тексту ответчик – ООО «Камыши») об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения по многоквартирным домам №№23, 29, 30 п.Камыши Курского района с 01.01.2013года, по многоквартирным домам №№14, 15, 22, 24, 25, 26, 27, 28 п.Камыши Курского района с 01.02.2013года.

Представитель истца до окончания рассмотрения дела в арбитражном суде дважды в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса уточнял исковые требования и в окончательном варианте просил обязать заключить договор холодного водоснабжения на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ №645 от 29.07.2013 в отношении многоквартирных домов №№23, 29, 14, 15, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 30 п.Камыши Курского района. Представитель истца после представления данного заявления, пояснил, арбитражному суду, что постановление Правительства Российской Федерации датировано 29.07.2013г. №645, а первоначально заявленные требования противоречат данному постановлению, в связи, с чем считает необходимым уточнить первоначально-заявленные требования. Рассмотрев заявление представителя истца, принимая во внимание, что оно не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону, подано в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд принял уточнение исковых требований.

Представитель ответчика в последнем заседании не возражает заключить с истцом договор холодного водоснабжения и вручил ООО «СтройИнжСервис» проект договора холодного водоснабжения составленного в соответствии с Постановлением Правительства №645 от 29.07.2013г. Рассмотрев выше представленный ООО «Камыши» проект договора, ООО «СтройИнжСервис» ознакомившись с ним, высказало замечания по некоторым пункта договора. При этом считает, что разногласия по представленному ООО «Камыши» договору холодного водоснабжения отсутствуют и настаивает на обязании заключить договор холодного водоснабжения на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ №645 от 29.07.2013 в отношении многоквартирных домов №№23, 29, 14, 15, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 30 п.Камыши Курского района, в своей редакции представленной в заседании 27.11.2013г. ООО «Камыши» уточненные исковые требования не признает, так как не возражает относительно заключения договора холодного водоснабжения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №645 от 29.07.2013, а те замечания, которые имеются у ООО «СтройИнжСервис» по поводу представленного в заседании 27.11.2013г. договора, являются разногласиями.

Представитель ОАО «Управляющей компании Курского района» возражения и пояснения не высказало.

Администрация Камышинского сельсовета Курского района Курской области заявило ходатайство, поступившее через канцелярию суда 25.11.2013г. и просит рассмотреть дело без участия их представителя. Участники процесса не возражают относительно заявленного ходатайства и считают возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица. Рассмотрев данное ходатайство, суд считает возможным его удовлетворить.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей истца, ответчика и третьего лица, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, арбитражный суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СтройИнжСервис», расположенное по адресу: 305038, Курск г, Республиканская ул., 1Б, 304, зарегистрировано в качестве юридического лица 16.01.2012 ИФНС России по г.Курску, ИНН 4611011726. Обществу с ограниченной ответственностью «Камыши», расположенное по адресу: 305524, Курская Область, Курский район, поселок сельского типа Рышково, зарегистрировано в качестве юридического лица 01.12.2006 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Курской области, ИНН 4611008843.

Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 41.1 ФЗ от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении и на основании договоров аренды муниципального имущества б/н от 30.12.2011г. ООО «Камыши» являлось ресурсоснабжающей организацией водоснабжения и водоотведения в поселке Камыши Курского района Курской области. Дополнительными соглашениями от 06.12.2012г., от 09.01.2013г. и 06.02.2013г. договор аренды б/н от 30.12.2011г. продлевался сроком на 30дней. Тарифы установленные для ООО «Камыши» на основании Постановления комитета по тарифам и ценам Курской области действовали до 09.03.2012г. 03.10.2012г. Администрацией Камышинского сельсовета Курского района Курской области был проведен открытый конкурс на право заключения договора аренды недвижимого имущества. По итогам проведенного аукциона победителем аукциона было признано ООО «ИнжСтройСервис». В связи с незаключением договора аренды недвижимого имущества с ООО «ИнжСтройСервис» в установленный законом срок, Администрация Камышинского сельсовета Курского района подписало договор аренды недвижимого имущества с ООО «Камыши» б/н от 29.04.2013г. и в соответствии с актом приема-передачи недвижимого имущества к договору от 29.04.2013г. передало ООО «Камыши» недвижимое имущество.

ООО «СтройИнжСервис» как управляющая компания домов 23, 29, 14, 15, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 30 направило в ООО «Камыши» заявки на заключение договора холодного водоснабжения №122 от 11.12.2012г. на дома №№23,29,30 по адресу: Курская область, Курский район п.Камыши; №127 от 19.12.2012г. на дома №№14,15 по адресу: Курская область, Курский район п.Камыши; №130 от 21.12.2012г. на дома №№23,29,30 по адресу: Курская область, Курский район п.Камыши; №2 от 10.01.2013г. на дома №№24,25,27,28 по адресу: Курская область, Курский район п.Камыши; Учитывая, что в вышеперечисленных домах управляющей компанией была ОАО «Управляющая компания Курского района» и именно с этой организаций были заключены договора энергоснабжения, ООО «Камыши» в соответствии в соответствии с п. 9. Постановления Правительства №124 от 14.02.2012г. в случае обращения в ресурсоснабжающую организацию 2 и более лиц с заявками (офертами) в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома либо представления в ресурсоснабжающую организацию заявок (оферт) в период действия ранее заключенного договора ресурсоснабжения в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение таких заявок (оферт) до установления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, правомочий на заключение договора ресурсоснабжения лиц, обратившихся с заявками (офертами), в том числе путем проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации к созданию и деятельности юридических лиц и деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, которые проводятся в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, или до принятия судом решения (в случае рассмотрения судом вопроса о законности создания и деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами), приостанавливает рассмотрения поданных заявок ООО «СтройИнжСервис» №127 от 19.12.2012г. №130 от 21.12.2012г. №2 от 10.01.2013г.

Договор аренды б/н недвижимого имущества от 30.12.2012г. заключенный между Администрацией Камышинского сельсовета Курского района (Арендодатель) и ООО «Камыши» (Арендатор) прекратил свое действие в марте 2013г., в связи, с чем заявки ООО «СтройИнжСервис» №127 от 19.12.2012г. №130 от 21.12.2012г. №2 от 10.01.2013г. рассмотрены не были. 29.04.2013г. между Администрацией Камышинского сельсовета Курского района Курской области (Арендодатель) и ООО «Камыши» (Арендатор) подписан договор аренды б/н. сроком действия с 19.04.2013г. по 19.04.2014г. (п.1.3.договора) и в соответствии с актом приема-передачи от 29.04.2013 к договору аренды Администрация Камышинского сельсовета Курского района Курской области передало ООО «Камыши» недвижимое имущество.

В соответствии с Постановлением комитета по тарифам и ценам Курской области от 19.03.2013г. №26 ООО «Камыши» был установлен и введен в действие с 19.04.2013г. тариф на питьевую воду и водоотведение по муниципальному образованию «Камышинский сельсовет» Курского района Курской области. Действие тарифа установлено с 19.04.2013г. по 19.04.2014г. В соответствии с пунктом 6 статьи 2 ФЗ-146 от 07.12.2011г. гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

22.04.2013г. ООО «СтройИнжСервис» направляет ООО «Камыши» заявку за №20, в соответствии с которой просит заключить с ней договор энергоснабжения и сообщает, что ранее документы высылались. Данное письмо было получено ООО «Камыши» 27.04.2013г. Таким образом, считая, что ООО «Камыши» является ресурсоснабжающей организацией и не вправе отказывать в заключение публичного договора, ООО «СтройИнжСервис» обратилось в суд с уточненными заявленными требованиями. ООО «Камыши» вышеуказанные требования не признает, так как с момента подписания договора аренды недвижимого имущества с Администрацией Камышинского сельсовета 29.04.2013г. истец не направлял в их адрес заявку на заключение договора холодного водоснабжения и пояснило, что готово заключить с истом договор.

Арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом. В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В силу п.п.1,3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом, условием удовлетворения требования о понуждении к заключению договора является необходимость установления обязательности заключения договора для ответчика и его публичность. Публичность договора энергоснабжения означает, что энергоснабжающая организация по характеру своей деятельности обязана подавать энергию через присоединенную сеть в отношении каждого абонента, который к ней обратиться. Энергоснабжающая организация не вправе оказывать предпочтение одному абоненту перед другим в отношении заключения договора энергоснабжения, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Особенностью правового регулирования публичного договора энергоснабжения является установление требований, которым должен соответствовать абонент, обращающийся к энергоснабжающей организации с предложением заключить договор (п.2 ст.539ГК РФ).

В соответствии с договором аренды недвижимого имущества б/н от 29.04.2013г. ООО «Камыши» является ресурсоснабжающей организацией и в случае обращения к ней с офертой о заключении договора не праве отказывать в его заключении.

В судебном заседании 27.11.2013г. ООО «СтройИнжСервис» в связи с уточнением исковых и принятых судом требований, представила как суду, так и ответчику – ООО «Камыши» проект договора, составленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ №465 от 29.07.2013г. и просило суд понудить ответчика к его заключению. Однако, в том же заседании (27.11.2013г.) ООО «Камыши» подтвердило свою готовность к заключению договора холодного водоснабжения в соответствии с Постановлением Правительства РФ №465 от 29.07.2013г. и представило истцу свой проект договора. При ознакомлении и сравнивании представленных друг другу договоров стороны высказали замечания относительно некоторых пунктов и так же возможность их дальнейшего обсуждения и урегулирования.

Оценив представленные документы, суд приходит к выводу о том, что между сторонами возникли отношения не о понуждении к заключению договора холодного водоснабжения, а по урегулированию разногласий возникших при заключении договора.

Учитывая, что истец настаивает на рассмотрении уточненных исковых требований, суд считает иск необоснованным и в его удовлетворении следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 4000руб.00коп. суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 16, 49, 51, 110, 123, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Курской области

В удовлетворении иска Общества с ограниченной ответственностью «СтройИнжСервис» к обществу с ограниченной ответственностью «Камыши» об обязании заключить договор холодного водоснабжения на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ №645 от 29.07.2013 в отношении многоквартирных домов №№23, 29, 14, 15, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 30 п.Камыши Курского района отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в Федеральный арбитражный суд Центрального округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.А. Волкова

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Литвиненко *.*.,

с участием прокурора Бельской *.*.,

при секретаре Пузанковой *.*.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в городе Печоре ** июня 20** года дело по иску... межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ГЖФ» об обязании заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией,

Установил:

Межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО “ГЖФ“ об обязании заключить договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией для оказания коммунальной услуги – электроснабжения в 393 многоквартирных домах в местах общего пользования и 17 домах (бывших и имеющих статус общежития в настоящее время) в обоснование требований указав, что... межрайонной прокуратурой проводилась проверка по поводу расторжения договоров энергоснабжения ООО «ГЖФ». Проведенной проверкой установлено, что между ООО «ГЖФ» и ОАО «КЭК» были заключены договоры энергоснабжения от **.**.**** года № *** и договор энергоснабжения от **.**.**** г. № ***. **.**.**** года ООО «ГЖФ» направило в ОАО «КЭК» уведомления о расторжении указанных выше договоров с **.**.**** года. **.**.**** года от филиала ОАО «МРСК СЗ КЭ» производственного отделения «ПЭС» поступило уведомление в... межрайонную прокуратуру о введении ограничения режима электропотребления в дома, по которым договоры были расторгнуты, а именно с **.**.**** года планируется введение данного ограничения в 17 домах (бывших и в настоящее время имеющих статус общежития) и в местах общего пользования 393 многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО «ГЖФ». Основанием для введения указанного ограничения, по мнению, филиала ОАО «МРСК СЗ КЭ» производственного отделения «ПЭС», является факт бездоговорного потребления электроэнергии гражданами на основании п.п. «в» п.161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530). Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд.

В судебном заседании старший помощник... межрайонного прокурора Б. уточнила требования, просила обязать ответчика заключить договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией для оказания коммунальной услуги – электроснабжения во всех многоквартирных домах находящихся в управлении ООО «ГЖФ» в местах общего пользования и в 16 домах (бывших и имеющих статус общежития в настоящее время), находящихся в управлении ООО «ГЖФ», обязать заключить договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией для оказания коммунальной услуги – электроснабжения доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.

Представители ответчика ООО «ГЖФ» - К., И. иск не признали, свои доводы изложили в письменном виде (т.1л.д.172-174), кроме того считают, что прокурор не вправе обращаться с данным иском в суд, так как считают, что это спор двух хозяйствующих субъектов и истец выступает в интересах ОАО «КЭК». Представители ответчика считают, что ОАО «КЭК» должна напрямую заключать договора за потребляемую в местах общего пользования электроэнергию с потребителями, поскольку оплату за электроэнергию она получает напрямую от потребителей по отдельной квитанции.

Представители третьих лиц на стороне истца: ОАО «КЭК» - Р., М., филиал ОАО «МРСК СЗ КЭ» производственное отделение «ПЭС» - П. исковые требования поддержали, свои доводы изложили письменно (т.1л.д. 91-95, 191-192).

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МР «...».

Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя администрации МР «...», извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и просившей суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, требования истца не поддерживает (т.1л.д.163-164).

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные требования... межрайонного прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление управляющей организацией.

Орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое Решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое Решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Судом установлено, что на основании проведенного администрацией МР «...» открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (далее МКД), ответчик является управляющей организацией МКД согласно договоров № *** и № *** от **.**.****г. (т.1л.д.46-80), кроме того, является управляющей организацией МКД на основании договоров, где они были избраны управляющей организацией собственниками жилых помещений (т.1л.д.28-45). Как следует из объяснений представителей ответчика, у них на обслуживании находится более одной тысячи домов имеющих электрическое оборудование, а также 16 домов (бывших и в настоящее время имеющих статус общежития), в которых установлены общедомовые приборы учета потребляемой электроэнергии (т.1л.д.70-80).

Так, п.3.2 договоров управления, заключенных с собственниками многоквартирных домов, предусмотрена обязанность управляющей организации заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями на получение, в том числе электрической энергии.

Договорами управления многоквартирными домами, заключенными с администрацией МО МР «...» **.**.****г. № *** и № ***, не предусмотрена обязанность заключения таких договоров в связи с чем, ООО «ГЖФ» полагает, что является лишь организацией, производящей техническое обслуживание данных домов и не обязана заключать данные договора, что является незаконным в силу следующего.

В силу п. 2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О порядке предоставлении коммунальных услуг» от 23.05.2006г. № 307, исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В соответствии с п.49 названных Правил исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; в) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

На основании п. 89 «ПРАВИЛ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ», утвержденных ПостановлениеМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 31 августа 2006 г. N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Также обязанность заключения договоров управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями предусмотрена п.4 и п.7 ст. 155 ЖК РФ, согласно которых наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Так как в указанных домах способ управления – управление управляющей компанией, то исполнителем является управляющая компания ООО «ГЖФ».

Так как ООО «ГЖФ» самостоятельно не производит коммунальный ресурс – электроэнергию, то обязан заключить договор на поставку данного коммунального ресурса.

Таким образом, не указание данной обязанности в договоре управления, не означает, что ООО «ГЖФ» не должно заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, поскольку эта обязанность предусмотрена законом.

Как следует из объяснения сторон, ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, по собственной инициативе с **.**.****г. расторг договор энергоснабжения № *** от **.**.****г. Однако, расторгнув данный договор, ООО «ГЖФ» не утратил статус исполнителя коммунальных услуг и в соответствии со ст.161 ЖК РФ нарушил права граждан в части обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а также предоставление в необходимом количестве коммунальных услуг гражданам, проживающих в домах, где управляющей и обслуживающей организацией является ответчик ООО «ГЖФ».

Как следует из объяснения представителей ОАО «КЭК», все другие управляющие организации, за исключением ответчика, заключили с ОАО «КЭК» договора энергоснабжения (т.1л.д.112-166,194-250).

В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Однако в гражданском законодательстве предусмотрены случаи, когда заключение договора обязательно для стороны. В частности, в силу ст.426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. К публичному относится договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Кроме того, пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» устанавливает, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

В соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 «О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах» при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса и пунктов 3, 6 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

Из приведенных норм права следует, что обязанность по заключению договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией возложена на управляющую организацию.

Незаключение договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией существенно нарушает права граждан.

Как следует из материалов дела, в связи с отсутствием договора энергоснабжения представителями ПО «ПЭС» производятся отключения электроэнергии в домах находящихся в обслуживании ООО «ГЖФ» в местах общего пользования, что существенно нарушает жилищные права граждан, а также отсутствие освещения в местах общего пользования создает угрозу для жизни и здоровья граждан, что противоречит действующему законодательству л.д.81-82,189).

Довод представителей ответчиков о том, что функции ООО «ГЖФ», как управляющей организации, ограничиваются лишь обслуживанием общего имущества многоквартирных жилых домов в той мере, что предусмотрено договорами на управление многоквартирными дома и договором на основании муниципального заказа от **.**.****г., а собственники жилых помещений обязаны самостоятельно заключать договора на поставку электроэнергии в места общего пользования и производить её оплату напрямую поставщику, противоречат приведенным выше нормам права и судом не принимаются, так как основаны на ошибочном толковании норм права.

Также не принимаются доводы представителей ответчика о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с данным иском, так как он представляет интересы ОАО «КЭК», а круг лица, которые обращались в прокуратуру с жалобами определен, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ не дает прокурору права для обращения в суд, поскольку, в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из искового заявления, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, а именно граждан, проживающих в МКД, где обслуживающей организацией является ООО «ГЖФ», этих домов более 1000 и как следует из объяснения представителя истца, и данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, в... межрайонной прокуратуре по данному вопросу зарегистрировано 37 обращений граждан, в том числе коллективных, что говорит о нарушении прав значительного числа граждан (т.1л.д.10-16).

На основании выше изложенной аргументации, суд приходит к выводу, что заявление... межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц основано на законе и подлежит удовлетворению.

При удовлетворении заявленных требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 4000 рублей (ст. 103 ГПК РФ).

Суд принимает Решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Заявление... межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «ГЖФ» заключить договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией для оказания коммунальной услуги – электроснабжения во всех многоквартирных домах находящихся в управлении ООО «ГЖФ» в местах общего пользования и в 16 домах (бывших и в настоящее время имеющих статус общежития), находящихся в управлении ООО «ГЖФ», обязать заключить договор энергоснабжения с энергоснабжающей организацией для оказания коммунальной услуги – электроснабжения (бывших и имеющих статус общежития в настоящее время).

Взыскать с ООО «ГЖФ» государственную пошлину в доход бюджета в сумме 4000 рублей (четыре тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение 10 дней.

Председательствующий: судья *.*. Литвиненко

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд адрес в составе:

председательствующего судьи Поляковой Н.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №...–2162/17 по иску ФИО1 к ПАО «Самараэнерго» об обязании заключить договор энергоснабжения с протоколом разногласий,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, уточненным в порядке ст. , ссылаясь на то, что она имеет на праве собственности нежилое помещение по адресу: адрес. В 2017 году обратилась в Жигулевское отделение ПАО «Самараэнерго» с просьбой заключить с ней договор энергоснабжения как с физическим лицом, в соответствии с п.71 Постановления Правительства №... от 04.05.2012г. Истцу был предоставлен проект договора энергоснабжения №...Э от дата, который разработан для юридических лиц, где сроки оплаты за потребленную энергию предусмотрены в соответствии с п. 82 вышеуказанного Постановления Правительства. Ознакомившись с проектом договора, истцом дата был составлен протокол разногласий по абз.2 п.4.3 договора энергоснабжения по срокам оплаты за электроэнергию в соответствии с п. 81 Постановления Правительства №... от дата Протокол разногласий был направлен ответчику, который рассмотрел данный протокол в одностороннем порядке и не согласовывал его, ничем не мотивируя свое решение. Просит обязать ПАО «Самараэнерго» заключить с ней, как с физическим лицом, договор энергоснабжения в соответствии с п.п. 71 и 81 Постановления Правительства №... от дата и с учетом протокола разногласий в части сроков оплаты за потребленную электроэнергию и тарифа по оплате за потребленную электроэнергии, применяемую к гражданам.

В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске, а также письменных пояснениях /л.д.56-57/.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление /л.д.43-45/.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... "О функционировании розничных рынков электрической энергии" гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ от дата N 20э/2 (далее - Методические указания) особенности расчета тарифов (цен) для отдельных групп потребителей электрической и тепловой энергии (далее - тарифные группы) определяются в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования.

Согласно пункту 59 Постановления Правительства Российской Федерации от дата N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", п. 75 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" дифференциация регулируемых тарифов (цен) по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии (мощности) для групп потребителей и производиться исходя из следующих критериев: величина присоединенной (заявленной) мощности потребителей электрической энергии; режим использования потребителями электрической мощности; категория надежности электроснабжения; уровни напряжения электрической сети; иные критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, является собственником нежилого помещения в здании жилого дома, назначение: нежилое помещение, площадью 90,3 кв.м., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности №... от дата /л.д.4/.

На основании п. 69 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 442, потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заключают договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

В соответствии с п. 70 Основных положений собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает в соответствии с настоящим документом договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, за исключением случая, когда собственник нежилого помещения в соответствии с Правилами N 354 приобретает коммунальную услугу по энергоснабжению у исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива.

Из материалов дела следует, что в ноябре 2015 года истец обратилась в ПАО «Самараэнерго» для заключения договора энергоснабжения, принадлежащего ей нежилого помещения, используемого в качестве магазина /л.д.26/.

дата между истцом ФИО1 и ПАО «Самараэнерго» был заключен договор энергоснабжения №...Э /л.д.27-34/, в соответствии с Приложением №... стороны согласовали применение тарифа «прочие потребители» и порядок оплаты с авансовыми платежами по свободным (нерегулируемым) ценам.

В 2017 году с целью перезаключения вышеуказанного договора ПАО «Самараэнерго» истцу ФИО1 был предоставлен проект договора энергоснабжения №...Э от дата /л.д.5-12/ на аналогичных условиях.

Согласно п. 4.1 договора потребитель оплачивает фактические принятые в расчетном периоде объемы электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.

Согласно п. 4.3 договора расчетным периодом является календарный месяц. Потребитель оплачивает электрическую энергию и оказанные услуги в следующем порядке: 30% от объема потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период – до 10 числа расчетного периода, 40% от объема потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период – до 25 числа расчетного периода. В случает отсутствия данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период, размер платежей, которые должны быть произведены Гарантирующему поставщику в течение расчетного периода определяются в соответствии с п.83 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Потребитель производит оплату за фактически потребленный объем электрической энергии, (мощности) и оказанные услуги, исходя из нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за расчетный период т совокупной цены оказанных услуг, за вычетом сумм ранее произведенных платежей, в срок до 18 числа месяца следующего за расчетным периодом. Гарантирующий поставщик производит расчет фактически принятого Потребителем объема электрической энергии (мощности) в соответствии с Приложением №... и/или Приложением №... к настоящему договору и оформляет платежные документы согласно п. 2.1.7. настоящего договора.

Не согласившись с условием, изложенным в абзаце 2 пункта 4.3 данного договора истец подготовила и направила ответчику протокол разногласий для согласования, в соответствии с которой просила изложить абз. 2 п. 4.3 в следующей редакции: «Потребитель оплачивает электрическую энергию, приобретенную у гарантирующего поставщика, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом» /л.д. 13/.

Однако согласно протоколу согласования разногласий к договору энергоснабжения №...Э от дата истцу было отказано /л.д. 14/.

В соответствии с п.п.71, 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 442 граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 настоящего документа, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с настоящим документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.

Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии.

Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от дата N 20-э/2 (в ред. дата) выделены следующие три группы потребителей: базовые потребители, население, прочие потребители (пункт 27).

В соответствии с п. 27 Приказа ФСТ РФ от дата N 20э/2 к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Согласно пункту 7 Перечня категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), который является приложением к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ от дата N 1178, к категории потребителей, которые приравнены к населению, относятся, в том числе граждане, приобретающие электрическую энергию в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности.

Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354 и п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 442, установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета утвержденного типа и прошедших поверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.

Статья 13 Федерального закона от дата N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 442, граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Согласно пункту 82 Основных положений, если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

В судебном заседании было установлено и подтверждается материалами дела, что спорное нежилое помещение сдается истцом в аренду под магазин и ломбард, т.е. используется для извлечения прибыли /л.д.49-54/.

Вместе с тем, истцом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что принадлежащее ей нежилое помещение использует электрическую энергию (мощность) в целях потребления ее на коммунально-бытовые нужды. Соответственно, правовых оснований для удовлетворения требований истца об отнесения ее как потребителя к группе «население», установление тарифов и порядка оплаты потребленной электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктами 79 и 81 Основных положений, не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об оставлении исковых требований ФИО1 без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст., 194- , суд

РЕШИЛ

Исковые требования ФИО1 к ПАО «Самараэнерго» об обязании заключить договор энергоснабжения с протоколом разногласий – оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено дата.

Судья подпись Н.В.Полякова

Копия верна

Ф.Г.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она является нанимателем квартиры по договору найма, расположенной по адресу: адрес, что подтверждается ордером №... от дата. Ордер выдан на имя В.А.А., ее отца, также...

Башкиров В.И. обратился в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на гараж и хозкладовую, просил признать за ним право собственности на гараж №... общей площадью №... кв.м и хозкладовую №... общей площадью №... кв.м., расположе...

ПРОЕКТ

ОБОБЩЕНИЕ

судебной практики по спорам, возникающим

при заключении, изменении договоров энергоснабжения

«__»_________ 2012 года г. Ставрополь

В соответствии с планом работы Арбитражного суда Ставропольского края на 2 полугодие 2012 года проведено обобщение судебной практики по спорам, возникающим при заключении, изменении договоров энергоснабжения. Анализ проведен на основе рассмотренных третьим судебным составом дел в 2011 - 2012 годах.

Целью обобщения является анализ практики рассмотрения дел о заключении, изменении договоров энергоснабжения в правовом обосновании принимаемых судебных актов, а также определение единых подходов к рассмотрению данной категории споров.

За 2011- 2012 годы третьим судебным составом было рассмотрено 136 дел по данной категории споров, из них 15 судебных актов обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. Из общего количества обжалованных дел кассационной инстанцией отменено 3 судебных акта.

Общие положения

В теоретических работах относительно договора энергоснабжения высказываются различные точки зрения касательно его природы и места в системе гражданско-правовых обязательств. При этом справедливо отмечается, что вопрос о юридической природе рассматриваемого договора не является сугубо теоретическим. От решения данного вопроса зависит круг правил, регулирующих договорные отношения, складывающиеся на рынках электроэнергии .

Способы защиты прав и интересов сторон в отношениях, связанных с энергоснабжением, предопределяются спецификой энергии как объекта гражданских прав. Анализ судебных споров, связанных с применением законодательства, регулирующего отношения по энергоснабжению, свидетельствует о разнообразии избираемых сторонами способов защиты. Это иски энергоснабжающих организаций о взыскании в виде задолженности стоимости потребленной энергии, иски о понуждении к заключению договоров, по преддоговорным спорам, иски абонентов (потребителей) к энергоснабжающим организациям о взыскании неосновательного обогащения и т.д. Правовой базой для разрешения экономических споров в сфере энергоснабжения являются нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними .

В.В. Витрянский полагает, что предмет договора энергоснабжения имеет двойственный характер: он «включает два рода объектов: во-первых, действия энергоснабжающей организации по подаче энергии на энергоустановку абонента и соответственно действия абонента по приему подаваемой энергии и ее оплате (традиционное определение предмета обязательства); во-вторых, товар - саму подаваемую энергию как специфический объект отношений по энергоснабжению» .

В то же время интересна позиция А.Н. Лысенко, который указывает, что «концепция отождествления энергии с товаром является проявлением стремления решить проблему постоянного расширения круга объектов гражданских прав и призвана обосновать возможность распростр анения на товарные объекты режима объектов права собственности. Тем не менее применительно к электроэнергии такой подход, по сути, является предлогом для установления фикции, позволяющей признавать вещами нетелесные имущественные объекты.

Через признание энергии товаром нельзя решить существующие проблемы. Такой подход не всегда может являться универсальным приемом правового оформления появляющихся новых объектов .

М.Н. Малеин и Е.Л. Осипчук отождествляют энергию с «особым, нетелесным имуществом, определенным родовыми признаками» , В.А. Белов предлагает относить ее к «иному имуществу» .

Существенными условиями договора энергоснабжения являются условия о предмете договора (пункт 1 статьи 539 ГК РФ), количестве энергии ( ГК РФ), качестве энергии ( ГК РФ), режиме ее потребления, а также условия об обязанностях сторон по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования ( ГК РФ).

Договор энергоснабжения в соответствии со статьей 426 ГК РФ отнесен к числу публичных договоров. Названной нормой предусмотрено, что публичным является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Применительно к договору энергоснабжения особенности публичного договора проявляются в том, что он может быть заключен не с любым лицом, а лишь с тем, кто обладает отвечающим установленным техническим требованиям энергопринимающим устройством, присоединенным к сетям энергоснабжающей организации, а также другим необходимым оборудованием, в том числе приборами учета потребления энергии. В литературе и арбитражно-судебной практике говорят о наличии так называемой технической предпосылки заключения договора энергоснабжения .

Из споров, возникающих при заключении договоров энергоснабжения, можно выделить: 1) споры о понуждении к заключению договоров энергоснабжения; 2) споры, связанные с урегулированием в судебном порядке разногласий по договорам энергоснабжения; 3) споры об изменении договоров энергоснабжения.

1) Споры о понуждении к заключению договоров энергоснабжения.

При рассмотрении споров о понуждении к заключению договора энергоснабжения должен решаться вопрос о публичности договора. В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ понуждение к заключению договора допускается, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Так, решением от 31.08.2011 по делу № А63-4779/2011 было отказано в удовлетворении требований истца о признании действий открытого акционерного общества «Владикавказский вагоноремонтный завод им. С.М. Кирова», г. Владикавказ по выполнению условий договора, указанных в направленной ответчику оферте № 393 от 24.12.2010 акцептом, признании договора оказания услуг по передаче электрической энергии заключенным, обязании ответчика подписать и вернуть в адрес истца один экземпляр договора.

Суд указал, что сторонами публичного договора являются потребитель, которому оказываются услуги, и коммерческая организация, оказывающая эти услуги. Причем обязанной стороной выступает именно коммерческая организация, отвечающая признакам, указанным в пункте 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае такой организацией является ОАО «МРСК», в связи с чем у него отсутствует право на обращение в суд за понуждением к заключению договора.

Между ОАО «ВВРЗ им. С.М. Кирова» и ОАО «Севкавказэнерго» (гарантирующим поставщиком) заключен договор энергоснабжения, согласно которому последнее обязуется осуществлять в точках поставки продажу электрической энергии и мощности, урегулировать от своего имени, но в интересах и за счет покупателя отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии путем заключения соответствующего договора с сетевой организацией, к сетям которой в установленном порядке присоединены энергопринимающие устройства покупателя, а также отношения по оказанию иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг.

В письмах Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 20.04.2011 № 362, от 23.08.2011 № 663 указано, что ОАО «ВВРЗ им. С.М. Кирова» не является сетевой организацией, для него не установлен индивидуальный тариф. При этом в соответствии с п. 6 Правил общество не вправе препятствовать перетоку электрической энергии для потребителей и требовать за это оплату.

Обязательным условием удовлетворения требований об обязании заключить договор является наличие технической возможности поставки.

Решением от 07.09.2011 по делу № А63-3710/2011 администрации было отказано в удовлетворении исковых требований к открытому акционерному обществу «Водоканал», г. Невинномысск об обязании заключить договор на отпуск питьевой воды. Суд указал, что понятие «абонента» дается в пункте 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167. Надлежащим поставщиком питьевой воды для истца является ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», г. Ставрополь.

Между МУП «ЖСК» Ивановское и ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» заключен договор № 13ю от 27.01.2011 г. на возмещение затрат по транспортировке питьевой воды по участку водовода через насосную станцию ВЗОС до точки подключения Ивановского водовода, срок действия которого определен с 01.01.2011 по 31.12.2011 г.

Согласно п. 2.2.1 вышеназванного договора потребитель ежедневно обязан подавать заявку объема питьевой воды на предстоящие сутки, а поставщик транспортировать по объектам водоснабжения воду для подачи ее в водопроводную сеть потребителя для водоснабжения населенных пунктов муниципального образования Ивановского сельсовета. Таким образом, поскольку у истца отсутствует присоединенная сеть с ОАО «Водоканал», г. Невинномысск, правовых оснований для понуждения общества заключить с истцом договор на отпуск питьевой воды не имеется.

В представленном проекте договора должны содержаться все существенные условия, необходимые для заключения договора.

Так, решением от 15.02.2011 по делу № А63-8881/2010 было отказано в удовлетворении требований общества к открытому акционерному обществу «Ессентукская теплосеть» об обязании заключить договор на отпуск и потребление тепловой энергии для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения на условиях, указанных в проекте договора.

Суд указал, что как следует из представленных документов, ответчик не уклонялся от заключения договора теплоснабжения, известил об акцепте оферты на иных условиях: направил истцу договор на отпуск и потребление тепловой энергии, последний подписал договор с протоколом разногласий и возвратил его 27 февраля 2010 года сопроводительным письмом № 39.

Протокол был рассмотрен, по результатам его рассмотрения ОАО «Ессентукская теплосеть» направило протокол согласования разногласий. Таким образом, суд не установил уклонения энергоснабжающей организации от заключения договора с потребителем, посчитав, что между сторонами возник преддоговорный спор, однако в соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации возникшие разногласия на рассмотрение арбитражного суда переданы не были. Вместо передачи возникшего преддоговорного спора в суд истец 17.07.2010 года направил ответчику новый проект договора в своей редакции, близкой к редакции протокола разногласий.

Проанализировав с учетом толкования пункта 1 статьи 435 ГК РФ направленный истцом проект договора, суд посчитал, что данный проект не содержит существенных условий, необходимых для договора энергоснабжения, так как в нем нет данных о количестве поставляемой тепловой энергии и величине тепловой нагрузки теплопотребляющих установок, находящихся под управлением истца. Кроме того, ответчик на протяжении двух лет фактически поставлял тепловую энергию обществу, ежемесячно выставлял счета-фактуры за поставляемую тепловую энергию, а истец собирал денежные средства с граждан за отопление, то есть между сторонами сложились договорные отношения по факту.

2) Споры, связанные с урегулированием в судебном порядке разногласий по договорам энергоснабжения.

Включение в договор энергоснабжения условий, противоречащих законодательству ввиду особого статуса абонента, является основанием для признания их недействительными.

По делу № А63-3699/2011 первый заместитель прокурора Ставропольского края обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением о признании недействительным пункта 5.1 государственного контракта на отпуск и прием сточных вод, заключенного ГУП Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» и федеральным казенным учреждением «Лечебное исправительное учреждение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю», в части права полного прекращения подачи учреждению питьевой воды и приема от него сточных вод при неоднократном нарушении сроков оплаты платежных документов.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.08.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011, иск удовлетворен. Суды установили, что учреждение является федеральным органом исполнительной власти, на которое распространяется действие нормативных актов, определяющих особые условия и порядок введения ограничений на отпуск энергоресурсов. Пункт 5.1 государственного контракта в оспариваемой части признан противоречащим Указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства».

Аналогичные выводы сделаны судом в решениях от 21.09.2011, 24.10.2011 по делам №№ А63-5911/2011, А63-5700/2011. Указано, что ограничение подачи питьевой воды невозможно в силу прямого запрета, установленного законодателем. Постановлениями апелляционной инстанции от 25.01.2012 решения оставлены без изменения.

Подольский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Мизюлина Е.В.

при секретаре Кузнецовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прохорчева Э.Ю. к ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» и ПСК «Рублево-10» об обязании заключить договор, присоединить к электроснабжению, устранить препятствия в присоединении и использовании к энергопринимающим устройствам,

Прохорцев Э.Ю. обратился в суд с данным иском к ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (далее ОАО «МОЭСК») и ПСК «Рублево-10» об обязании заключить договор, присоединить к электроснабжению, устранить препятствия в присоединении и использовании к энергопринимающим устройствам, указав, что он является собственником земельных участков №, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, <адрес> д.м.г в установленном законом порядке он обратился с заявкой на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств физического лица к электрической сети в ОАО «МОЭСК». В июне 2011 года им получено письмо из ОАО «МОЭСК», согласно которому, имеющийся у ОАО «МОЭСК» на питающих центрах резерв мощности позволяет соответствующее присоединение, которое возможно только посредством энергопринимающих устройств <адрес> Вследствие изложенного филиал ОАО «МОЭСК» просит согласовать присоединение мощности в размере 15 кВт в целях электроснабжения земельных участков Прохорчева Э.Ю. в дополнении к ранее выделенной <адрес> по разрешению от д.м.г нагрузке. Председатель <адрес> ФИО4 категорически отказала в присоединении к энергопринимающим устройствам <адрес>, заявив, что выделенной мощности не хватит для присоединения новых абонентов. Письменное согласование или отказ в предоставлении такого согласования председателем ПСК «Рублево-10» до настоящего времени в ОАО «МОЭСК» не направлен и на руки не выдан. На предоставленное второе письмо из ОАО «МОЭСК» председатель <адрес> пояснила, что никаких письменных ответов ни ему, ни ОАО «МОЭСК» давать не собирается и она вправе единолично распоряжаться мощностями <адрес>. До настоящего времени энергоснабжение его участков не осуществлено, проект договора и технические условия ему не направлены. В связи с чем, просил суд обязать ОАО «МОЭСК» заключить с ним договор о технологическом присоединении к электрической сети ОАО «МОЭСК» объектов – земельных участков № «а» и № «а», расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, <адрес>; обязать ОАО «МОЭСК» осуществить присоединение его земельных участков к электроснабжению; обязать ПСК «Рублево-10» не чинить препятствия в присоединении и использовании мощности в размере 15 кВт в целях энергоснабжения земельных участков № «а» и № «а», расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, ПСК <адрес> к энергопринимающим устройствам <адрес>.

В судебное заседание истец Прохорцев Э.Ю. не явился, извещен.

Представитель истца Прохорчева С.А. действующая на основании доверенности от д.м.г, в судебном заседании исковые требования поддержала, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «МОЭКС» в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 21).

Представитель ответчика ПСК «Рублево-10» в судебное заседание не явился, извещен (л.д.20).

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Из представленных суду копий свидетельств о государственной регистрации права усматривается, что истец является собственником земельных участков № «а» и № «а», расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, <адрес> (л.д. 7,8).

На данных земельных участках истцом возведен жилой дом, что подтверждается копией договора подряда № от д.м.г (л.д. 30-35).

д.м.г Прохорцев Э.Ю. обратился в ОАО «МОЭСК» с заявкой на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств физического лица к электрической сети ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», в которой просит направить проект технических условий и проект договора об осуществлении технологического присоединения в электрической сети ОАО «МОЭСК» напряжением 0,4 кВ (л.д. 9).

На данную заявку получен ответ № МКС/01/11602, согласно которого имеющийся у ОАО «МОЭСК» на питающих центрах резерв мощности позволяет удовлетворить заявленные Прохорчевым Э.Ю. требования. Вместе с тем, соответствующее присоединение возможно только посредством энергопринимающих устройств <адрес> Вследствие изложенного МКС – филиал ОАО «МОЭСК» просит председателя <адрес> ФИО4 согласовать присоединение мощности в рамере 15 кВт в целях электроснабжения земельных участков Прохорчева Э.Ю. в дополнении к ранее выделенной <адрес> по разрешению от д.м.г № МГЭсК/17/17р/6-482 нагрузке (л.д. 12).

Однако председателем <адрес> ФИО4 до настоящего времени согласование не осуществлено. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, из сообщения ОАО «МОЭСК» от д.м.г №МОЭСК/187/141 следует, что по имеющейся у ОАО «МОЭСК» информации, надлежащее технологическое присоединение <адрес> в настоящее время подтверждено разРешением от д.м.г № МГЭсК/17/17р/6-482. Исходя из требований, изложенных Прохорчевым Э.Ю. в заявках на технологическое присоединение, запрошенная мощность подлежит присоединению независимо от ранее выделенной <адрес> нагрузки, вследствие изложенного, учитывая отсутствие взаимосвязи соответствующих нагрузок, внесение изменений в ранее выданное <адрес> разРешение от д.м.г № МГЭсК/17/17р/6-482 в связи с присоединением в пользу Прохорчева Э.Ю. дополнительной мощности требоваться не будет.

Согласно ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

В соответствии ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Учитывая вышеизложенное, поскольку ОАО «МОЭСК» сообщает, что на питающих центрах резерв мощности позволяет соответствующее присоединение энергопринимающих устройств, однако <адрес> не ответило на заявление истца с просьбой согласовать присоединение через энергопринимающие устройства ПСК «Рублево-10», то суд считает, что исковые требования Прохорчева Э.Ю. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233-237 ГПК РФ, суд

иск Прохорчева Э.Ю. к ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» и <адрес> об обязании заключить договор, присоединить к электроснабжению, устранить препятствия в присоединении и использовании к энергопринимающим устройствам удовлетворить.

Обязать ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» заключить с Прохорчевым Э.Ю. договор о технологическом присоединении к электрической сети ОАО «МОЭСК» объектов – земельных участков № «а» с кадастровым номером № и № с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, <адрес>

Обязать ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» осуществить присоединение земельных участков Прохорчева Э.Ю. № «а» и 88 «а», расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, <адрес> к электроснабжению.

Обязать ПСК «Рублево-10» не чинить препятствия в присоединении и использовании мощности в размере 15 кВт в целях энергоснабжения земельных участков № «а» и № «а», расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, <адрес> к энергопринимающим устройствам ПСК «Рублево-10».

Заочное Решение может быть обжаловано ответчиками путем подачи заявления о его пересмотре в Подольский городской суд в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения.

Заочное Решение может также быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение 10 дней.